Термины психология: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

20 психологических терминов, которые следует знать, чтобы понимать свое душевное состояние • ВсеЗнаешь.ру

Психология объясняет многие вещи, с которыми мы сталкиваемся в жизни. С помощью нее можно найти причины того или иного поведения человека, дать оценку отношениям между людьми. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, у которых есть свои названия в психологии.

ВсеЗнаешь.ру выбрал самые популярные психологические термины, которые описывают состояние души человека.

1. Фрустрация

Почти каждый встречался с этим понятием. Объясним на примере.

Вы долго шли к какой-то цели, а потом возникли препятствия, с которыми невозможно справиться. В такой момент вы чувствуете разочарование и досаду. Когда все надоело и ничего не получается, значит наступила фрустрация.

2. Инсайт

Это состояние, когда человек неожиданно находит решение проблемы. Главной особенностью инсайта является именно внезапное озарение. Так, человек, отойдя от анализа ситуации, раздумий и занимаясь посторонними делами, неожиданно понимает, как решить проблему.

3. Катарсис

В психологии за катарсис чаще всего принимают метод, с помощью которого человек освобождается от тревоги и проблем.

Например, при попытке вспомнить события прошлого, которые предположительно повлияли на проблемы в настоящем, происходит своеобразное очищение, или катарсис. Самый простой пример катарсиса: вдоволь наплакаться, а потом почувствовать облегчение.

4. Гиперкомпенсация

Стремление личности исправить свои физические или психические недостатки, которые могут быть как реальными, так и надуманными. При этом ресурсы, затраченные на преодоление несовершенств, значительно больше, чем требуется от человека в данных условиях.

5. Ригидность

На первый взгляд ригидный человек может показаться упрямым.

На самом деле ригидные люди просто не готовы к изменениям, они консервативны и боятся отойти от плана действий. Ригидным человек может быть либо из-за особенностей психики, либо из-за социальных причин (особенности воспитания, неудачи в жизни).

6. Конформность

Под влиянием одного или нескольких людей и общества в целом человек склонен изменить свое первоначальное мнение или поведение. Это и есть конформность.

7. Локус контроля

Этот термин объясняет то, как человек оценивает ответственность за события в своей жизни.

При внутреннем локусе контроля причины успехов и неудач мы ищем в себе, а при внешнем — верим в судьбу и обстоятельства жизни. Другими словами локус контроля помогает объяснить самому себе причину происходящих в жизни событий.

8. Обсессия

Это состояние, при котором у человека спонтанно возникают навязчивые мысли и идеи, сложно поддающиеся контролю.

9. Интроспекция

По-простому интроспекция означает самонаблюдение: человек обращает внимание на себя, свои мысли, убеждения и анализирует это.

Интроспекция противоречива в своих результатах, ведь каждый из нас склонен к субъективизму. Мы можем относиться к себе либо слишком строго, либо, наоборот, жалеть.

10. Эффект Барнума

Второе название — эффект Форера. Смысл заключается в том, что человек склонен размытые и обобщенные описания личности воспринимать как полностью достоверные, которые касаются конкретно его. Яркий пример — люди, верящие в гороскопы.

11. Алекситимия

Состояние человека, при котором он не может описать свои эмоции и чувства.

Он не распознает негативные и позитивные эмоции и не может их зафиксировать. Определять эмоции и чувства других людей для него тоже сложно.

12. Фаббинг

Новое, но, пожалуй, одно из самых частых явлений современного общества. Фаббинг — злоупотребление гаджетами, проявляющееся в постоянном отвлечении на свой девайс в процессе разговора с собеседником.

13. Прокрастинация

Часто прокрастинацию путают с ленью. Но два этих понятия отличаются.

И лень, и прокрастинация описываются ситуацией, когда мы откладываем важные дела на потом. Только прокрастинация всегда соседствует с тревожностью и угрызениями совести. А вот ленивый человек редко переживает по поводу своего безделья.

14. Амбивалентность

Амбивалентность граничит с противоречием и двойственностью.

Представьте, что вы любите человека и одновременно он вас бесит. Именно такое состояние называется амбивалентностью.

15. Аффектация

Должно быть вы не раз сталкивались с людьми, которые все делают напоказ, ведут себя наигранно, преувеличивают свои эмоции и очень неестественны.

Такое поведение называется аффектацией. Часто оно выражается в жестах и речи. Например, нарочно приподнятый голос.

16. Автаркия

Состояние душевной гармонии, при котором человек ощущает себя полностью удовлетворенным и внутренне спокойным.

17. Рефлексия

Способ познания себя с помощью реального мира. Человек анализирует свои поступки и решения, благодаря этому узнает себя лучше.

Рефлексию не надо путать с интроспекцией, о которой мы писали в пятом пункте. Интроспекция подразумевает анализ психических процессов человека, а рефлексируя, человек смотрит на себя со стороны и оценивает свое поведение.

18. Эффект Розенталя

Он же эффект Пигмалиона. Данный феномен основан на 2 принципах. Первый заключается в том, что люди на подсознательном уровне ведут себя так, как от них ожидают. Второй принцип состоит в том, что человек, уверенный в чем-либо, истолковывает происходящее так, чтобы это подтверждало его убеждения.

К примеру, начальство, считающее своих работников бездельниками и неумехами и первоначально настроенное на негативные результаты, получает именно таких подчиненных.

19. Прострация

Прострация и фрустрация похожи. Но прострация — это состояние сильной усталости, как физической, так и психической.

Это может быть связано с болезнью или сильной напряженностью. Часто про человека, который отвлекается или относится равнодушно к происходящему, говорят, что он находится в прострации. Все потому, что симптомы настоящей прострации похожи на то, когда человек просто летает в облаках.

20. Эмпатия

Эмпатию часто путают с симпатией.

Эмпатия — способность понять другого человека, его переживания и проблемы. Не обязательно при этом испытывать симпатию к нему.

 

Словарь терминов общей и юридической психологии Термины общей психологии

Автономия личности – обособленность личности, ее способность к самоопределению своих позиций.

Авторитаризм – игнорирование объективных оснований межличностных отношений, требование слепого исполнения правил, которые прописаны кем-то свыше.

Агрессия – действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим, такое действие связано теснейшим образом с отрицательными эмоциями, к числу которых относятся гнев, враждебность и ненависть. Агрессия, которая направлена лицом на самого себя, – это аутоагрессия, она служит показателем патологических изменений личности.

Адаптация социальная – приспособление конкретного индивида к различным социальным условиям. Нарушением социальной адаптации является проявление наркомании и алкоголизма.

Ажитация – сильное возбуждение конкретного лица в экстремальных ситуациях.

Акцентуации характера – неустойчивость настроения, конфликтность, повышенная обидчивость, т. е. повышенная уязвимость личности в отношении ряда психотравмирующих факторов.

Амбивалентность чувств – одновременно противоречивые эмоции к одному и тому же объекту.

Амнезия – нарушение памяти. Ретроградная амнезия – нарушение памяти на события, которые предшествовали заболеванию. Защитная амнезия – забывание травмирующих событий.

Аморальность – отрицательное отношение к нормам морали и нравственности.

Андрогиния – сочетание в одном индивиде одновременно мужских и женских качеств.

Апатия – безразличие ко всему.

Апперцепция – зависимость восприятия предметов и явлений действительности от предыдущего опыта.

Ассоцианизм – деятельность психики на основе образования ассоциаций.

Астения – повышенная утомляемость и раздражительность.

Атрибуция – стереотипное достраивание образа.

Аутизм – уход от контактов с действительностью, крайняя форма психического отчуждения.

Аффект – непатологическая дезориентация сознания, вызванная внезапным сверхсильным эмоциональным воздействием при неспособности лица найти адекватный выход из острой ситуации.

Аффективное состояние – действие, которое направлено и регулируется определенным эмоциональным состоянием субъекта – страстью, независимостью, любовью и т. п.

Барьер смысловой – непонимание людьми друг друга из-за их различного отношения к одним и тем же явлениям.

Барьеры психологические – избирательное торможение активности в результате низкой самооценки субъекта.

Бессознательное – психические процессы, которые осуществляются без сознательного контроля, т. е. на инстинктах.

Биотипы человека – типология человека, осуществляемая по индивидуальным особенностям симпатико-адреналиновой системы.

Вера – полное принятие человеком каких-либо представлений о чем-либо.

Взаимодействие межличностное – личный контакт нескольких субъектов с последующим изменением их взглядов и установок.

Влечение – подсознательно возникающая направленность на определенные объекты.

Влияние

 – изменение под каким-то влиянием поведения субъекта, его позиций, оценок и установок.

Внимание – оптимальное состояние сознания, его направленность и организованность на определенные значимые объекты. Различают следующие виды внимания: произвольное – связанное с целенаправленными волевыми усилиями; непроизвольное – непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция; постпроизвольное – выполнение действия осуществляется без волевых усилий.

Внутренняя речь – представляет собой средство мышления в уме.

Внушаемость – готовность быть подвергнутым соответствующему воздействию, обычно связанная с неуверенностью в себе.

Внушение – внедрение в сферу психической деятельности помимо воли индивида, воздействие на его психику в условиях снижения его сознательности.

Воля – самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимости планируемого результата.

Воображение – это психический процесс, заключающийся в образном моделировании действительности, реконструкция явлений действительности по их мысленному описанию.

Воспоминание – локализация сформированных ранее образов, воспринимаемого материала.

Восприятие – отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.

Время реакции – интервал во времени между предъявлением раздражителя и началом реакции на него. При решении сложных сенсомоторных задач значительно возрастает время реакции.

Вытеснение – разновидность психологической защиты, глубокое торможение следов от психотравмирующих воздействий.

Генотип – генетическая конструкция организма индивида.

Гипноз – состояние сознания, характеризующееся его сужением и гипердоминированием внушаемого образа.

Группа социальная – общность людей, которые объединяются общими интересами, целями и ценностными ориентирами.

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, которые присущи различным этапам развития группы.

Групповая изоляция – длительное пребывание группы в ограниченном пространстве, отчего появляется эмоциональная напряженность в межличностных отношениях.

Групповая нормализация – выработка общего группового мнения у какой-то категории людей.

Групповое принятие решений – групповой выбор одной из альтернатив поведения со сдвигом к определенному риску.

Группообразование – объединение в группу по интеллектуальному уровню развития, когда индивидуальные мотивы деятельности совпадают с общими социальными ценностями.

Дисфория – негативное эмоциональное состояние раздражительности или озлобленности.

Долг – превращение социального требования, относящегося ко всем, в личную задачу конкретного лица в определенной ситуации.

Доминанта – господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, что придает поведению субъекта определенную направленность.

Достоинство – отношение человека к себе и отношение к нему общества.

Духовность – система высших нематериальных ценностей.

Зависть – негативное восприятие субъектом чьих-либо приобретений благ; влияет на психику завидующего, побуждая его к агрессивным действиям.

Задача – цель деятельности, которая достигается в результате преобразования исходных условий.

Заражение (1)– процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, фактор спонтанного социального сплочения.

Заражение (2)– бессознательная (невольная) подверженность индивида определенным психологическим состояниям, при которых происходит некритическое принятие какой-либо информации и чувств.

Защита психологическая – регулятивная система личностной стабилизации, которая направлена на снижение уровня целедостижения в очень сложных и трудных условиях.

Защищенность психологическая – состояние психической стабильности, возникающее при осознании субъектом возможности устойчивого удовлетворения его основных потребностей.

Идентификация – самоотнесение субъекта к определенной социальной группе.

Индивид – психофизическое качество конкретного человека как природного существа и носителя определенных, только ему присущих черт.

Индивидуальность – своеобразие психики отдельного человека.

Инстинкт – совокупность врожденных поведенческих комплексов, могущих активизироваться при воздействии ключевых раздражителей.

Интеллект – устойчивая структура умственных способностей конкретного субъекта.

Интуиция – познавательное предчувствие, озарение, возникающее от высокого обобщения приемов познавательной деятельности в определенном направлении.

Инфантилизм – сохранение у взрослого индивида ряда особенностей детского поведения, его пониженная самокритичность.

Катарсис – эмоциональное потрясение, зачастую связанное е глубоким раскаянием.

Каузометрия – метод исследования жизненного пути и психологического времени конкретной личности.

Климат социально-психологический – представляет качество межличностных отношений, которые в совокупности влияют на продуктивность совместной деятельности.

Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия.

Комплекс неполноценности – стойкая уверенность субъекта в своих личностных дефектах, обычно возникает в силу стойких жизненных неурядиц.

Комплексный подход – рассмотрение психики конкретного человека как результат взаимодействия естественных и культурных факторов в процессе его развития.

Конфабуляции – возникшие ложные воспоминания.

Конфликт – столкновение полярных интересов и желаний, начинающийся с инцидента, в котором одна из противоборствующих сторон предпринимает меры к ущемлению интересов другой стороны.

Корпорация – организационно замкнутая социальная общность с авторитарным руководством, которая действует на основе узкогрупповых интересов.

Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Лживость – систематическое сознательное искажение истины для извлечения личных выгод.

Лидер – признание группой преимущественных приоритетов за одним из ее членов с принятием им решения в определенных ситуациях.

Лидерство – приоритет в межличностных отношениях.

Личность – индивид как субъект социальных отношений; индивид становится личностью только при освоении социальных функций, овладевая основополагающими базовыми ценностями.

Локус контроля – склонность субъекта приписывать ответственность за отрицательные результаты своей деятельности внешним силам или своим личностным особенностям.

Манипулирование – идеологическое воздействие для изменения поведения людей, их жизненных позиций помимо их интересов.

Медитация – погружение сознания в предмет или представление, достигаемое в результате предельного сосредоточения на самом объекте медитации.

Мотив – смысл совершения какого-то действия.

Мотивация – потребность конкретного индивида добиваться успеха и избежания неудачи, вызывающая активность человека в определенном направлении.

Мотивировка – рациональное объяснение субъектом причин своего поведения.

Мышление – обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем.

Навык – полуавтоматическое действие конкретного субъекта, сформированное в результате многократных повторений или упражнений.

Навязчивые состояния – состояния, которые могут возникнуть непроизвольно при крайнем переутомлении и психической ослабленности.

Невменяемость – неспособность лица нести ответственность за антиобщественные противоправные деяния в силу болезненного состояния своей психики, неспособность отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Неврозы – психогенные нервно-психические расстройства, к числу которых относятся истерия, неврастения и невроз навязчивых состояний.

Невротизм – состояние эмоциональной неустойчивости и тревожности.

Негативизм – немотивированное противодействие требованиям и ожиданиям других людей, часто возникающий во время возрастных кризисов.

Одаренность – общие способности, могущие обеспечить индивиду возможность высокопродуктивной деятельности в одном направлении.

Одиночество – психическое состояние субъекта, находящегося в социально-коммуникативной изоляции, что характеризуется различными депрессиями или чувством тревоги.

Олигофренопсихология – раздел психологии, изучающий психические особенности лиц, страдающих умственной отсталостью.

Операция – способ выполнения действия, обусловленный конкретными условиями.

Опознавательные признаки – совокупность отличительных свойств конкретного объекта, на основании которых и происходит его опознание.

Отбор психологический – определение психической пригодности кандидатов к какому-то роду деятельности с учетом проведенных результатов психологического тестирования.

Ответственность – соответствие поведения личности долгу, обязанностям, подчиненность поведения личности социальному контролю.

Отчуждение – отвержение индивидом социальных ценностей, что является предпосылкой криминализации его поведения.

Ощущение – психический процесс отражения элементарных свойств действительности, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Память – процесс сохранения и организации опыта.

Паника массовая – безотчетный ужас, который может охватить толпу в экстремальной ситуации, массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью.

Поведение – опосредованная система действий или поступков субъекта, направленных на удовлетворение определенных потребностей.

Пограничные ситуации – вызывающие обострение самосознания или личностного самоанализа.

Подражание – способ воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит неосознанное воспроизводство личностных черт и поведенческих паттернов.

Позиция социальная – положение индивида или группы индивидов, регламентирующее стиль их поведения.

Понимание – постижение значения и смысла какого-то явления.

Порог ощущения – величина какого-то раздражителя, вызывающего или изменяющего интенсивность ощущений.

Поступок – сознательный акт поведения индивида.

Потребность – источник человеческой активности, возникающий в результате несогласования реального состояния индивида и его оптимального состояния.

Представление – образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении.

Предупреждение – установка, которая блокирует адекватное отражение определенных явлений.

Принятие решения – стартовый элемент сложного волевого действия.

Проблема – осознание субъектов познавательного вопроса, возникшего из проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – противоречивое соотношение обстоятельств, не имеющее однозначного решения.

Психика – субъективное отражение реальной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется взаимодействие человека с окружающей действительностью.

Психическое здоровье – состояние психического благополучия, что обеспечивает адекватную психическую саморегуляцию индивида.

Психическое состояние – временное своеобразие психической деятельности субъекта, обусловленное предметом и условиями его деятельности, его отношением к такой деятельности.

Психоз – глубокое патологическое нарушение человеческой психики.

Психология – наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

Психопатия – патология характера, препятствующая адекватному восприятию окружающей действительности.

Психотропные средства – химические соединения и природные продукты, которые могут повлиять на изменение психики, к их числу относятся успокаивающие, стимулирующие активность, дезорганизующие и т. д.

Психофизиология – наука, изучающая психические явления в единстве с нейрофизиологическими процессами.

Рассудок – функция интеллекта, обеспечивающая приспособление индивида к типичным жизненным ситуациям, функционирование человеческого ума в пределах опыта и знаний.

Рационализация – приписывание поведению субъекта оправдательных мотивов для обеспечения комфортного состояния.

Регрессия поведения – разновидность психологической защиты путем возвращения к более ранним и менее сложным типам поведения, уход от трудностей реальной жизни.

Рейтинг – субъективная оценка явления по определенной шкале.

Релаксация – уменьшение напряжения, расслабление.

Рефлексия – самопознание субъектом своих психологических состояний и состояния других людей.

Рецепция – трансформация энергии внешнего мира в нервный процесс возбуждения.

Роль социальная – социальная функция личности, ее соответствие определенным требованиям, социальным ожиданиям, модель поведения.

Саморегуляция – целесообразная самоорганизация поведения, объективная оценка реально достигаемых результатов.

Самосознание – представление субъекта о своих взаимосвязях с окружающей средой, стремление к идеальному представлению себя в сознании других людей.

Сенсибилизация – повышение сенсорной чувствительности в процессе упражнений, приобретения опыта, ожидания значимого сигнала.

Сила нервной системы – предел ее работоспособности.

Сознание – высшая форма психики, которая присуща человеку.

Состояние аффекта – внезапно возникающее кратковременное состояние крайнего психического перевозбуждения и бурных реакций, характеризующихся сужением сознания.

Социальная психология – отрасль науки психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей при их социальном взаимодействии.

Социограмма – графическое изображение математически обработанных результатов, полученных с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений.

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей с психическими отклонениями: психологию слепых, глухих, умственно отсталых.

Способности – индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности, базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида – его задатках.

Стереотип социальный – упрощенный и устойчивый образ социального объекта.

Страсть – сильное, стойкое чувство влечения к какому-то объекту, движущая сила различных дел, как великих, так и низменных.

Страх – негативная острая эмоция, которая может возникнуть в обстановке реальной угрозы индивиду. Важно в ряде случаев подавление страха и проявление достаточного самообладания и подчинения всего себя волевым самоприказам, т. к. страх дезорганизует психическую деятельность человека.

Стресс – конфликтное эмоциональное состояние, которое появляется в опасной ситуации.

Стыд – эмоция, которая возникает у социализированной личности из-за несоответствия ее поведения социальным нормам, переживается как острое самообвинения.

Темперамент – характеристика конкретного индивида с точки зрения его психической деятельности – скорости и интенсивности различных реакций.

Толпа – социально неорганизованное множество людей, связанных между собой общей направленностью сознания на один и тот же объект и сходным эмоциональным состоянием, которое распространяется по принципу психического заражения.

Убеждение – метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формирования определенных взглядов и в целом мировоззрения.

Установка – готовность к упрочившимся стереотипным действиям в типовых для конкретного субъекта ситуациях.

Фрустрация – конфликтное эмоциональное состояние, которое может быть вызвано непреодолимыми для конкретного индивида трудностями, препятствующими достижению цели, крахом надежд и крушением всех планов.

Характер – совокупность устойчивых поведенческих качеств личности, тип поведения этой личности.

Эвристика – теория и практика организации познавательного поиска в информационно дефицитных исходных ситуациях.

Экспрессия – сила внешнего проявления чувств конкретного субъекта.

Эмоции – импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значимости воспринимаемого им явления.

Эмоциональность – свойство индивида, характеризующее преимущественное отражение и качество эмоционального состояния.

Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека, а ее полное отсутствие – признак эмоциональной тупости, которая служит предпосылкой для совершения жестоких преступлений против личности.

Эффект ореола – общее оценочное впечатление о человеке, которое складывается в зависимости от его социального статуса в условиях дефицита информации о нем, преобладание первого впечатления о человеке при последующем с ним общении.

Ключевые термины психологии AP | Barron’s

Хорошее знание ключевых терминов, с которыми вы столкнетесь на экзамене AP Psychology, не только повысит ваш балл при множественном выборе; вы также будете лучше подготовлены к ответам на запросы эссе «Концептуальное приложение» и «Исследовательский проект».

Мы составили списки ключевых терминов экзамена AP Psychology для каждого модуля. Мы рекомендуем вам использовать эти рабочие листы тремя способами:

  1. При первом знакомстве с материалом AP Psychology распечатайте эти рабочие листы и запишите определения ключевых терминов, с которыми вы сталкиваетесь своими словами . Чтение определений, а затем их запись позволит вам легче синтезировать информацию.
  2. Превратите ключевые термины и определения в карточки и просматривайте их по мере изучения и изучения нового материала.
  3. Когда вы приближаетесь к экзамену AP Psychology, распечатайте новую партию рабочих листов и запишите все определения по памяти. Затем найдите определения ключевых терминов, которые вы не смогли вспомнить, и запишите их своими словами. Повторяйте это упражнение, пока не будете знать определения всех ключевых терминов.

Получите рабочие листы для каждого модуля AP Psychology ниже:

  • Модуль 1: Научные основы психологии Ключевые термины
  • Модуль 2: Биологические основы поведения Ключевые термины
  • Модуль 3: Ощущение и восприятие Ключевые термины
  • Модуль 3: Ощущение и восприятие Ключевые термины Основные термины обучения
  • Модуль 5: Ключевые термины когнитивной психологии
  • Модуль 6: Ключевые термины психологии развития
  • Модуль 7: Ключевые термины мотивации, эмоций и личности
  • Модуль 8: Ключевые термины клинической психологии
  • Раздел 9. Ключевые термины социальной психологии

Вот пример того, как может выглядеть рабочий лист AP Psychology после того, как вы введете определения: первая психологическая лаборатория в квартире рядом с университетом в Лейпциге, Германия. Тренированные испытуемые в самоанализе. Испытуемых просили точно записывать свои когнитивные реакции на простые раздражители. Создал теорию структурализма, который пытался изучать мышление с помощью техники самонаблюдения. Считается «отцом научной психологии».

  • Самоанализ: Техника, использованная Вильгельмом Вундтом, который просил испытуемых точно записывать свои когнитивные реакции на простые раздражители. С помощью этого процесса Вундт надеялся изучить основные психические процессы.
  • Уильям Джеймс (1842–1910): Опубликованы «Принципы психологии», первый научный учебник. Создал теорию функционализма: как психические процессы функционируют в нашей жизни. Привез психологию в Соединенные Штаты.
  • Функционализм: Теория, описанная Уильямом Джеймсом. Исследует, как психические процессы, описанные Вильгельмом Вундтом, функционируют в нашей жизни.
  • Макс Вертхаймер (1880–1943): Гештальт-психолог. Выступал против разделения человеческого мышления и поведения на дискретные структуры. Гештальт-психология пыталась изучить совокупный опыт человека, потому что то, как мы познаем мир, — это нечто большее, чем просто накопление различных перцептивных переживаний. Гештальт-теоретики продемонстрировали, что весь опыт часто представляет собой нечто большее, чем просто сумма частей опыта.
  • Зигмунд Фрейд (1856–1939): Считал, что открыл бессознательное — часть разума, над которой мы не имеем сознательного контроля и которая частично определяет то, как мы думаем и ведем себя. Предполагалось, что мы должны исследовать бессознательный разум с помощью анализа сновидений, словесных ассоциаций и других методов психоаналитической терапии, если мы хотим по-настоящему понять человеческое мышление и поведение. Был подвергнут критике за ненаучность и создание непроверяемых теорий.
  • Маргарет Флой Уошберн (1871–1939): Первая женщина, получившая докторскую степень. в психологии (1894). Известна своей экспериментальной работой, связанной с поведением животных и процессами ощущения/восприятия.
  • Джон Ватсон (1878–1958): Провозгласил, что психология должна ограничиваться наблюдаемыми явлениями, а не ненаблюдаемыми понятиями, такими как бессознательное, если ее следует считать наукой. Хотел сделать бихевиоризм доминирующей парадигмой психологии. Бихевиористы утверждают, что психологи должны смотреть только на поведение и причины поведения — стимулы (окружающие события) и реакции (физические реакции) — и не заниматься описанием элементов сознания.
  • Иван Павлов (1849–1936): Провел новаторские эксперименты на собаках. Эти эксперименты привели к развитию классической модели обучения на основе условного рефлекса.
  • Б. Ф. Скиннер (1904–1990): Расширил основные идеи бихевиоризма, включив в него идею подкрепления и наказания — стимулов окружающей среды, которые поощряют или препятствуют определенным реакциям. Помог установить и популяризировать оперантную модель обучения. Интеллектуальное влияние Скиннера продолжалось десятилетиями.
  • Мэри Уитон Калкинс (1863–1930): Ученица Уильяма Джеймса. Стал президентом Американской психологической ассоциации (1905). Закончила докторантуру, но Гарвард отказался присудить ей степень доктора философии. потому что в то время они не присуждали докторские степени женщинам.
  • Гл. 1 Ключевые термины — психология 2e

    Американская психологическая ассоциация (APA)
    профессиональная организация, представляющая психологов в США
    бихевиоризм
    сосредоточиться на наблюдении и контроле поведения
    биопсихология
    изучение того, как биология влияет на поведение
    биопсихосоциальная модель
    точка зрения, утверждающая, что биология, психология и социальные факторы взаимодействуют, чтобы определить здоровье человека
    клиническая психология
    область психологии, занимающаяся диагностикой и лечением психологических расстройств и других проблемных моделей поведения
    когнитивная психология
    изучение когниции или мыслей и их связи с опытом и действиями
    психологическое консультирование
    область психологии, направленная на улучшение эмоциональных, социальных, профессиональных и других аспектов жизни психологически здоровых людей
    психология развития
    научное исследование развития на протяжении всей жизни
    диссертация
    объемная исследовательская работа об исследованиях, проведенных в рамках подготовки докторантов
    эмпирический метод
    метод приобретения знаний, основанный на наблюдении, включая экспериментирование, а не метод, основанный только на формах логических аргументов или предыдущих авторитетов
    судебная психология
    область психологии, которая применяет науку и практику психологии к вопросам внутри и в связи с системой правосудия
    функционализм
    посвящен тому, как умственная деятельность помогает организму адаптироваться к окружающей среде
    .
    гуманизм
    перспектива психологии, подчеркивающая потенциал добра, присущий всем людям
    самоанализ
    процесс, с помощью которого кто-то исследует свой собственный сознательный опыт в попытке разбить его на составные части
    логия
    9Суффикс 0125, обозначающий «научное исследование»
    психология личности
    изучение моделей мышления и поведения, которые делают каждого человека уникальным
    черта характера
    последовательный образ мыслей и поведения
    PhD
    (доктор философии) докторская степень, присуждаемая по многим дисциплинам в традиционном колледже свободных искусств и наук
    Программа постдокторской подготовки
    позволяет молодым ученым развивать свои исследовательские программы и расширять свои исследовательские навыки под руководством других специалистов в этой области
    психоаналитическая теория
    сосредоточиться на роли бессознательного в воздействии на сознательное поведение
    психология
    научное исследование разума и поведения
    PsyD
    (доктор психологических наук) докторская степень, в которой меньше внимания уделяется исследовательским навыкам и больше внимания уделяется применению психологических принципов в клиническом контексте
    психология спорта и физических упражнений
    область психологии, изучающая взаимодействие между психическими и эмоциональными факторами и физической работоспособностью в спорте, физических упражнениях и других видах деятельности
    структурализм
    понимание сознательного опыта посредством самоанализа
    ПредыдущийСледующий

    Заказать печатную копию

    Будучи партнером Amazon, мы зарабатываем на соответствующих покупках.

    Цитирование/Атрибуция

    Хотите процитировать, поделиться или изменить эту книгу? В этой книге используется Лицензия Creative Commons с указанием авторства и вы должны атрибутировать OpenStax.

    Атрибуционная информация

    • Если вы распространяете всю или часть этой книги в печатном формате, затем вы должны указать на каждой физической странице следующее указание авторства:
      Доступ бесплатный на https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction.
    • Если вы распространяете всю или часть этой книги в цифровом формате, то вы должны включать в каждый просмотр цифровой страницы следующую атрибуцию:
      Доступ бесплатный на https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction.

    Информация о цитировании

    • Используйте информацию ниже, чтобы создать цитату.