Термины в психологии: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова
Основные термины в психологии
Абстракция — отделение несущественных сторон, свойств и связей изучаемого объекта (предмета, явления) и выделение существенных, закономерных признаков, свойственных всему классу данных объектов.
Агнозия — нарушение зрительного, слухового или тактильного восприятия при сохранении чувствительности и сознания.
Агорафобия — боязнь открытого пространства.
Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, идущее вразрез с принятыми социальными нормами, приносящее физический или моральный ущерб людям.
Амнезия — потеря памяти в результате травмы или заболевания головного мозга.
Афазия — нарушение речи. Людям, страдающим афазией, может быть трудно говорить, понимать речь, читать, писать и делать пересказы. Причина афазии всегда заключается в поражении головного мозга.
Аффект — эмоциональный процесс, интенсивный и кратковременный, сопровождается выраженной двигательной деятельностью и изменениями в работе внутренних органов.
Безусловный рефлекс — наследуемые врожденные реакции организма, возникающие неизменно на определенные воздействия, вне зависимости от условий возникновения и протекания реакций.
Вытеснение — один из механизмов психической защиты. Представляет собой мотивированное забывание или игнорирование неприятного факта, события, эмоции.
Галлюцинация — образ, возникающий в сознании человека при отсутствии внешнего раздражителя. Наблюдаются при сильной усталости, употреблении психотропных веществ и при некоторых психических заболеваниях.
Диссоциация — метод психологической защиты человека от непереносимых эмоций. При диссоциации события воспринимаются как происходящие не с самим индивидуумом, а с кем-то другим.
Идеальное «я» — человек, которым вы хотите стать. Его черты и характеристики основаны на ожиданиях со стороны общества, семьи, ровесников и могут очень сильно отличаться от настоящего, реального «я».
Иллюзия — искаженное восприятие реально существующего объекта или явления. Может возникать не только у больных, но и у психически здоровых людей (оптические, физические, физиологические иллюзии).
Катарсис — эмоциональная разрядка, уменьшающая тревогу, конфликт, фрустрацию, ведущая к лучшему пониманию самого себя и улучшению психического состояния человека.
Когнитивный диссонанс — психический дискомфорт, который испытывает человек, когда в его сознании сталкиваются конфликтующие представления: идеи, ценности, убеждения.
Коэффициент интеллекта (IQ) — количественная оценка уровня интеллекта человека, определяется путем тестирования.
Либидо — одно из основных понятий психоанализа. Обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Термин используется при объяснении причин возникновения психических расстройств и неврозов.
Личность — человек как носитель каких-либо свойств, индивидуального начала, реализация которого происходит в контексте социальных отношений.
Мнемоника — набор специальных техник и приемов, облегчающих запоминание информации путем образования ассоциаций.
Мотивация — побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека.
Нарколепсия — заболевание нервной системы, при котором человек подвержен дневным приступам непреодолимой сонливости.
Наследственность — совокупность природных свойств организма, полученных от предков.
Нейрон — клетка, являющаяся основной структурно-функциональной единицей нервной системы.
Память — способность сохранять в сознании и по желанию воспроизводить прежние впечатления и опыт, а также сам запас хранящихся в сознании впечатлений.
Паническая атака — необъяснимый, немотивированный впрямую, мучительный для человека приступ тяжелой тревоги, переходящей в страх и сопровождаемой различными соматическими проявлениями (нехватка дыхания, боль в груди, головокружение и т. д.).
Плацебо — безвредное вещество в виде лекарства, не имеющее лечебных свойств, проявляющее лечебный эффект за счет самовнушения пациента.
Проекция — механизм психологической защиты, при котором человек приписывает кому-либо или чему-либо свои мысли, чувства и мотивы, полагая, что он воспринял информацию извне, а не изнутри себя.
Психология — наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
Расстройство множественной личности (раздвоение личности, расщепление личности) — редкое психическое расстройство, при котором в одном теле «уживаются» несколько разных личностей, сменяющих одна другую. Личности могут иметь разный пол, возраст, темперамент и умственные способности, по-разному реагировать на одну и ту же ситуацию.
Свободные ассоциации — методика, применяемая в психоанализе при изучении бессознательного. Человек говорит обо всем, что приходит в голову, несмотря на то что его речь может показаться абсурдной или непристойной.
Сознание — свойство высшей нервной деятельности человека, способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.
Стереотип — устоявшееся, общепринятое отношение к событию, действию или поступку, без учета всех реальных факторов.
Структурализм — направление в психологии, изучающее структуру разума и анализирующее составляющие части познавательного процесса.
Темперамент — индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его поведения и психических процессов. Эта структура заложена от рождения.
Толерантность — термин в социологии, обозначает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, обычаям и традициям.
Условный рефлекс — приобретенная реакция отдельного индивида на какой-либо раздражитель. Возникает в течение жизни и не закрепляется генетически.
Феромоны — название веществ, выделяемых некоторыми видами насекомых и животных. Служат для химической связи между особями, влияют на многие процессы социального поведения и размножения.
Фобия — иррациональный неконтролируемый страх в определенной ситуации.
Фрустрация — психическое состояние, возникающее при несоответствии желаний человека его возможностям, такая ситуация является в разной степени травмирующей для психики.
Центральная нервная система — основная часть нервной системы человека (и животных), состоит из нейронов и их отростков, к ЦНС относятся головной и спинной мозг.
Поделиться ссылкой
Словарь терминов по психологии
А
Агрессивность (враждебность, асоциальность) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Существует понятие «инструментальная агрессия», которое означает использование агрессии для достижения цели, например, победив соперников, выиграть соревнование.
Агрессивное поведение — это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе либо применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.
Адаптивное поведение — это взаимодействие человека с другими людьми (социальным окружением), характеризующееся согласованием интересов, требований и ожиданий его участников.
Альтруизм — черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным.
Апатия — состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.
Атрибуция каузальная — приписывание некоторой объяснительной причины наблюдаемому действию или поступку человека.
Аттракция — привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.
Аффект — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.
Аффилиация — потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных — дружеских, товарищеских, приятельских — отношений с окружающими людьми.
Б
Барьер психологический — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.
Брейнсторминг — специфичный метод организации совместной групповой творческой работы людей, рассчитанной на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач.
В
Вербальный — относящийся к звуковой стороне человеческой речи.
Влечение — желание, или потребность, что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.
Внушаемость — податливость человека действию внушения.
Воля — свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
Воображение — способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Г
Гипноз — вызванное внушающим воздействием временное отключение сознания человека или снятие сознательного контроля над собственным поведением.
Группа — совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них признаков.
Групповая динамика — направление исследований в социальной психологии, в котором изучается процесс возникновения, функционирования и развития разных групп.
Д
Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм.
Депрессия — состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.
Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
Дистресс — отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее полного разрушения.
Ж
Желание — состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.
Жизнедеятельность — совокупность видов активности, объединяемых понятием «жизнь» и свойственных живой материи.
З
Заражение — психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.
Зашита (психическая) — совокупность бессознательных психических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных, негативных и деструктивных действий внутрипсихических и внешних импульсов.
Защита (психологическая) — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функция защиты — ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний.
Здоровье психическое — состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности.
Знание — преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании.
И
Игра (деловая) — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
Идентификация — отождествление. В психологии — установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.
Имидж — сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.
Индивид — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств -биологических, физических, социальных, психологических и др.
Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.
Индивидуальный стиль деятельности — устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком. Зависит в первую очередь от темперамента, который определяет, например, скорость выполнения действий.
Инсайт (озарение, догадка) — неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.
Интеллект — совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например человекообразных обезьян, обеспечивающих успешную адаптацию.
Интеракция — взаимодействие.
Интеракционизм — учение, утверждающее, что все прижизненно приобретаемые человеком психологические свойства, качества и виды поведения являются результатом взаимодействия его внутреннего мира и внешней среды.
Интерес — эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
Интериоризация — переход из внешней для организма среды во внутреннюю. Применительно к человеку интериоризация означает превращение внешних действий с материатьными предметами во внутренние — умственные, оперирующие символами.
Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. Интроверсия является одной из базовых черт личности.
Интуиция — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
К
Климат социально-психологический — общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, особенностей человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней.
Когнитивный — относящийся к процессу познания, мышления.
Когнитивный диссонанс — противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия.
Коллектив — высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладает повышенной эффективностью в работе. Идеология коллективности активно разрабатывалась в советский период.
Команда — коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в данной организации или ее структурном подразделении (если речь идет о команде подразделения).
Команда — это социальная группа, в которой неформальные отношения между ее членами могут иметь большее значение, чем официальные, а действительная роль и влияние конкретной личности не совпадать с ее формальным статусом.Коммуникация — процесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменения поведения получателя. Такое поведение может включать изменение знаний или социальных установок.
Компетентность социально-психологическая — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений.
Компенсация — способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие компенсации введено А. Адлером.
Комплекс неполноценности — сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
Конфликт внутриличностный — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.
Конфликт межличностный — трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.
Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющееся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделяющейся позицией большинства.
Креативность — способность к творчеству, нестандартному видению проблемы, умение быть продуктивным в творческом мышлении.
Кризис — состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. Кризис возрастной нередко возникает при переходе человека из одной возрастной группы в другую.
Л
Лидер — член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы.
Лидерство — отношения доминирования и подчинения в межличностных отношениях в группе. Приобретение или утрата лидерских полномочий, осуществление своих лидерских функций и т.д.
Личность — понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека как субъекта социальных отношения.
Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать все от себя зависящее для благополучия любимого человека.
М
Малая группа — небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.
Методология — учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах, средствах познания и преобразования окружающего мира.
Мечты — планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.
Мимика — совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).
Мотив власти — устойчивая черта личности, выражающая собой потребность одного человека в обладании властью над другими людьми, стремлении господствовать, управлять, распоряжаться ими.
Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.
Мотив достижения успеха — потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматривается как устойчивая личностная черта.
Мотив избегания неудачи — более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. Мотив избегания неудачи — черта личности, противоположная мотиву достижения успехов.
Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию и поддержку.
Мотивировка — разумное обоснование, объяснение самим человеком его поступков, которое не всегда соответствует истине.
Мышление — психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.
Н
Навык — сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Направленность личности — понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.
Напряженность — состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.
Настроение — эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.
Научение — приобретение знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта.
Негативизм — демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со стороны других людей. Часто встречается у детей в период возрастных кризисов.
О
Обобщение — выделение общего из множества частных явлений. Перенос однажды сформированных знаний, умений и навыков на новые задачи и ситуации.
Обратная связь — процесс получения информации о состояниях партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории.
Отклоняющееся (девиантное) поведение — поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их.
П
Перцептивный — относящийся к восприятию.
Подражание — сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.
Полоролевое поведение — поведение, свойственное человеку определенного пола в той социальной роли, которая соответствует этому полу.
Понимание — психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.
Поступок — сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.
Потребность — состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования
Практическое мышление — вид мышления, направленного на решение практических задач.
Предрассудок — устойчивое ошибочное мнение, не подкрепляемое фактами и логикой, основанное на вере.
Проекция — один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.
Психика — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.
Психические процессы — процессы, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях, связанных с ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением, речью и др.
Психологическая совместимость людей — способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом при выполнении определенной деятельности.
Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Р
Раздражитель — любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.
Реакция — ответ организма на какой-нибудь раздражитель.
Релаксация — расслабление.
Референтная группа — группа людей, в чем-то привлекательных для индивида, групповой источник индивидуапьных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.
Рефлекс — автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя.
Рефлекс безусловный — врожденная автоматическая реакция организма на специфическое воздействие.
Рефлекс условный — приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным подкреплением со стороны актуальной потребности.
Рефлексия — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Решительность — готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок.
Ригидность — заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.
Роль — понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.).
Руководство — деятельность (часто формальная) по координации усилий отдельный людей, коллектива по достижению определенной цели.
С
Самоактуализация — использование и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности. Стремление к личностному самосовершенствованию. Самоактуализация как понятие введена в гуманистической психологии.
Самообладание — способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.
Самооценка — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Свойства нервной системы человека — комплекс физических характеристик нервной системы, определяющих процессы возникновения, проведения, переключения и прекращения нервных импульсов в различных отделах и частях центральной нервной системы.
Синергетика — наука, изучающая общие закономерности самоорганизации, саморегулирования, становления устойчивых структур в открытых системах. Синергетика показывает, каким образом происходит процесс самоорганизации (образование упорядоченных структур в стохастических системах) и обратных процессов (перехода динамических систем в стохастический режим). Термин ввел в оборот немецкий ученый, профессор Хакен в книге «Синергетика».
Социальная технология — алгоритм, процедура осуществления действия в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве и т.п.
Социальный статус — положение индивида или группы в социальной системе по отношению к другим индивидам или группам; определяется его экономическим, профессиональным и другими признаками.
Симпатия — чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.
Совместимость — способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.
Сознание — высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
Сосредоточенность — сконцентрированность внимания человека, погруженность в выполняемую деятельность.
Сотрудничество — стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. готовность поддержать и оказать помощь им. Противоположно соперничеству.
Социализация — процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.
Социальная психология — отрасль психологической науки, изучающая психологические явления, возникающие во взаимодействии и общении людей.
Социальная роль — совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе.
Социальная установка — устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта.
Социальный стереотип — искаженные социальные установки человека в отношении людей определенной категории, возникшие у него под влиянием ограниченного или одностороннего жизненного опыта общения с представителями данной социальной группы — национальной, религиозной, культурной и т. п.
Способности — индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
Статус — положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.
Стиль лидерства — характеристика отношений, складывающихся между лидером и ведомыми. Способы и средства, применяемые лидером для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.
Стресс — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания, активно преобразовывающий свою жизнь.
Т
Творческое мышление — вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.
Темперамент — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.
Тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
У
Убежденность — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.
Узнавание — отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных.
Умение — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.
Умозаключение — процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений-посылок.
Управление — процесс воздействия субъекта на определенную систему с целью ее развития. сохранения, поддержания или изменения режима деятельности, реализации программ и целей.
Уровень притязаний — максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.
Установка — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.
Утомление — состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.
Фенотип — приобретенные признаки или совокупность свойств, возникших на основе определенного генотипа под влиянием обучения и воспитания.
Ф
Фрустрация — эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.
Х
Характер — совокупность наиболее устойчивых свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.
Ц
Целостность восприятия — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.
Ценности — то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.
Ч
Черта личности — устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление.
Чувство — высшая, культурно обусловленная совокупность эмоций человека, связанная с некоторым социальным объектом.
Э
Эгоцентризм — сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.
Эйфория — состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.
Экспрессия — выразительность, сила проявления чувств, переживаний.
Экстраверсия — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии.
Эмоции — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
Эмоциональность — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.
Эмпатия — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
Эффект новизны — явление из области восприятия людьми друг друга. Проявляется в том, что большее воздействие на формирование образа человека обычно оказывает такая информация о нем, которая поступает последней, т.е. является наиболее свежей.
Эффект первого впечатления (ореола первого впечатления) — феномен, характеризующийся тем, что первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие другими людьми, пропуская в сознание воспринимающего человека только то, что соответствует сложившемуся первому впечатлению, и отсеивая то, что ему противоречит.
Эффект ореола — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего впечатления, основанного на его поступках или некоторых известных качеств личности.
Я
Я-концепция — относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе.
Страница терминов психологии
Термины психологии
Думаете о том, чтобы стать студентом-психологом?
Виджет SSN IFrame — синий
Найдите ближайшую психологическую школу
Ваш почтовый индекс: В сети
Кампус
Оба
КонсультированиеОбщественное консультирование по вопросам здоровьяБрак и семейная терапияКонсультирование по психическому здоровьюРазрешение конфликтовПасторское консультирование
Школьное консультированиеЗлоупотребление психоактивными веществами — консультирование по вопросам зависимостиПсихологияДетская психология и психология развитияКлиническая психологияСудебная психология
Здоровье — Медицинская психологияПромышленная и организационная психологияСпортивная психологияПсихиатрия
Степень: — Выбрать все степени — Ассоциированный бакалавр, магистр
, докторантура, сертификаты, дипломы
Термины психологии
(Фото: Уилл Лайон)
Добро пожаловать на страницу терминов психологии, новую инициативу на веб-сайте «Все о психологии». Итак, о чем эта страница? Ну, думаю, словарь психологии по стероидам и тому подобное охватывает это.
Так же, как сочинение Уильяма Шекспира (который тоже кое-что знал о человеческом поведении) привело к появлению в английском языке сотен новых слов; изучение и практика психологии также породили удивительный набор терминов; многие из которых впоследствии вошли в общественное сознание. Например, я уверен, что каждый в какой-то момент своей трудовой жизни сталкивался с анально цепляющим, эгоманьяком типа А. Я знаю, что у меня есть!
Как будет работать страница терминов психологии
Каждый представленный психологический термин будет иметь отдельную страницу, но вместо того, чтобы просто предлагать простое определение, рассматриваемый психологический термин будет подробно изучен. Таким образом, вы можете узнать, кто придумал эту фразу и почему, а также получить доступ к дополнительной информации, если захотите.
Последние дополнения к странице терминов по психологии
Безделье в обществе
(Фото предоставлено Эриком Скиффом)
Вы можете получить доступ к социальной странице бездельников по следующей ссылке.
Социальное безделье
Скоро! Еще много психологических терминов, о которых вы можете узнать подробнее.
Рекомендуемые психологические термины чтение
Словарь психологии APA Гэри Р. Ванденбос
Описание книги
.2, APA признана на национальном и международном уровнях крупнейшей профессиональной организацией психологов в мире, источником основных ресурсов электронной справочной базы данных в этой области, а также крупным научным периодическим и книжным издателем.
Вкладывая так много в развитие лексикона психологии, APA давно задумала составить и опубликовать свой собственный словарь. Совсем недавно, за последние 10 лет, издательство APA Books приняло участие в крупном научном и редакционном проекте, направленном на то, чтобы представить словарь APA не только членам APA, но и студентам-психологам, смежным специалистам в области поведенческого здоровья и широкой публике.
Под руководством редколлегии, состоящей из почти 100 ученых, исследователей и практиков, справочная редакция APA работала совместно с Market House Books, Ltd. — английской фирмой с более чем 30-летним опытом составления справочников для обеих Британский и американский рынки — чтобы вывести это бесценное дополнение на вашу эталонную полку.
Кому нужен этот ресурс?
Академики, исследователи, клиницисты • Студенты, специалисты в области психологии, аспиранты и аспиранты • Специалисты смежных специальностей в области психического здоровья, включая психиатров, социальных работников и консультантов • Специалисты в области образования, медицины и права • Академические и публичные библиотеки • Всем читателям, интересующимся психологией.
Какие функции вы найдете?
25 000 терминов и определений, охватывающих такие области исследований и применения, как личность, развитие, межличностные отношения, память, мотивация, восприятие, познание, язык и общение, среди прочего • Охват психологических концепций, процессов и методов лечения во всех основных поддисциплины психологии, включая клиническую, экспериментальную, социальную, психологию развития, личность, школьную и образовательную, производственную и организационную, медицинскую и многие другие • Тысячи перекрестных ссылок, направляющих пользователя к синонимам и антонимам, акронимам и аббревиатурам, родственным терминам и концепции • Руководство по использованию, объясняющее формальные элементы и редакционную практику • Четыре приложения, каждое из которых тематически объединяет статьи в один краткий список, охватывающий биографии; учреждения, ассоциации и организации; психологическая терапия и вмешательства; психологические тесты и инструменты оценки.
Подробнее см. по следующей ссылке:
Психологический словарь APA
Посетители из Великобритании Щелкните здесь
Классические статьи, которые должны прочитать все студенты-психологи
и культовые исследовательские статьи, когда-либо опубликованные в истории психологии. Полную информацию смотрите по следующей ссылке.
Коллекция Kindle «Классика психологии»
Вернуться к началу страницы
Перейти от терминов «Психология» Вернуться на главную страницу
Глоссарий терминов «Психология» | Psychology.org
Во время учебы и на протяжении всей карьеры в области психологии вы будете часто использовать сокращенные термины для общения со своими коллегами и клиентами. Наш глоссарий акронимов психологии, которые необходимо знать, организован по степеням, психическим заболеваниям, методам лечения, должностям и профессиональным организациям.