Тест айзенка подростковый: Тест «Опросник Айзенка» (для подростков)

Подростковый кризис. Что такое Подростковый кризис?

ВАЖНО
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Подростковый кризис – этап психического развития, переход от младшего школьного возраста к подростковому. Проявляется стремлением к самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию, потерей непосредственности поведения, демонстрацией независимости, снижением мотивации к учебной деятельности, конфликтами с родителями, педагогами. Подростковый кризис завершается формированием нового уровня самосознания, появлением способности познавать собственную личность при помощи рефлексии. Диагностика выполняется психологом, психиатром, основывается на клинической беседе, психодиагностике. Коррекция негативных проявлений проводится воспитательными методами.

  • Причины подросткового кризиса
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы подросткового кризиса
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Рекомендации при подростковом кризисе
  • Профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Согласно периодизации возрастов в отечественной психологии, подростничество занимает промежуток от 11 до 16 лет. Кризис в данном периоде отличается значительной продолжительностью – темпы физического и умственного развития высоки, потребности возникают быстро, но не удовлетворяются из-за отсутствия социальной зрелости. У девочек симптомы менее выраженные, проявляются с 10-11 лет, у мальчиков течение более яркое, начало с 12-13 лет. Длительность определяется социальными условиями и психофизиологическими особенностями. В норме переходный этап завершается к 14-16 годам. При заблаговременной перестройке отношения родителей к взрослеющему ребенку возможно бескризисное развитие.

Подростковый кризис

Причины подросткового кризиса

Кризис подросткового возраста характеризуется изменением отношений с окружающими через развитие самопознания. Дети предъявляют повышенные требования к себе и взрослым, однако не способны нести ответственность, самостоятельно справляться с неудачами. Течение кризисного периода определяется совокупностью внешних и внутренних факторов. В одних случаях проявления отсутствуют или слабовыраженные, в других – поведение кардинально меняется, ребенок становится конфликтным, эмоционально взрывчатым.

Внешними факторами, усиливающими симптомы кризиса, являются родительский контроль и гиперопека, зависимость в семейных отношениях. Ребенок стремится к свободе, считает себя способным принимать решения, действовать без помощи взрослых. Складывается конфликтная ситуация – существует потребность и стремление брать ответственность за поступки, но отсутствует практический навык, сохраняется несерьезность в отношении исполнения обязанностей.

Последний факт мешает родителям воспринимать подростка как равного. Сопротивление, ссоры приводят к хроническому недопониманию, затяжному течению кризиса с задержкой личностного развития.

Внутренние факторы, обостряющие кризис – психологические особенности. К началу подростничества у ребенка сформированы определенные привычки, черты характера, препятствующие возникающим потребностям и стремлениям. Качества, мешающие самоутверждению, самовыражению, рассматриваются как недостатки. Подросток становится раздражительным, склонным винить себя в несостоятельности. Критически воспринимаются навыки общения, внешность, отдельные свойства личности (зависимость, застенчивость, скромность).

Патогенез

Внешние проявления кризиса отражают внутренние, глубинные изменения. Основное психологическое содержание переходного этапа – рефлексивное (оценочное) отношение к собственным возможностям, способностям, навыкам. От оценки учебных способностей подросток переходит к самопознанию. Возникает восприятие себя как «не ребенка». Представление о взрослости формируется поэтапно. Сначала образ конкретный и выражается самостоятельными, рискованными, противопоставленными другим действиями. Затем происходит осознание границ собственной взрослости, их обусловленность степенью ответственности. Создается способность к рефлексии, восприятию своей личности с оценкой возможностей, способностей, недостатков. Данное новообразование позволяет решить задачу подросткового кризиса – отделиться от семьи, но сохранить гармоничные отношения.

Классификация

Отечественный психолог Л. С. Выготский в структуре подросткового кризиса выделил негативную и позитивную фазу. Первая наиболее выраженная, длится несколько лет. В ней происходит свертывание, отмирание старой системы интересов и вызревание влечений, обусловленных половым созреванием. Вторая протекает сглажено, характеризуется оформлением новых жизненных ценностей, привычек, отношений. Негативная фаза как более продолжительная и клинически значимая имеет три варианта течения:

  • Выраженный негативизм. Конфликтность проявляется во всех областях жизни. Прежние интересы полностью отвергаются, замещаясь импульсивными влечениями.
  • Смягченные черты отрицания. Негативные установки ребенка отмечаются в отдельных ситуациях как реакции на влияние окружающих. Характерна вариативность поведения дома и в школе.
  • Отсутствие негативных симптомов. У взрослеющего ребенка возникают новые интересы – к чтению, спорту, путешествиям, отношениям с представителями противоположного пола. Старая система интересов сохраняется (ориентация на учебную деятельность, дружбу, поддержание позитивных отношений).

Симптомы подросткового кризиса

В эмоционально-поведенческой сфере основным проявлением становится негативизм. Ребенок противопоставляет себя окружению, враждебен, конфликтен, часто нарушает дисциплину. Наблюдаются перепады настроения с преобладанием недовольства, раздражения, угрюмости. Внутреннее беспокойство приводит к стремлению остаться в одиночестве, изолироваться от людей. Подростки отказываются выполнять обязанности по дому, посещать и принимать гостей, находиться в кругу семьи. На возражения родителей реагируют вспыльчиво, импульсивно. Могут подолгу сидеть в своей комнате, закрыв дверь. Предпочитают реальное и виртуальное общение со сверстниками, поэтому много времени проводят вне дома или за компьютером. Степень выраженности негативизма колеблется от тотальности до полного отсутствия.

Происходит снижение учебной продуктивности. Дети хуже справляются с творческими заданиями – сочинениями, научными проектами. Выполнение упражнений по образцу сохраняется на прежнем уровне. Изменения связаны с перестройкой системы ценностей и развитием абстрактно-логического мышления. Подростки увлекаются музыкой, психологией, философией. Интенсивно развивается самонаблюдение, самовосприятие, рефлексия собственных эмоций, состояний. Повышается чувствительность к критике, переживаниям других людей. Дети начинают вести личные дневники, увлекаются разговорами «по душам» с друзьями, чтением приключенческих произведений, романов.

Осложнения

При отсутствии поддержки со стороны родителей подростковый кризис затягивается. Осложнениями являются эмоциональные и поведенческие расстройства. К развитию неврозов более склонны девочки, к формированию акцентуаций, психопатий, патологических влечений – мальчики. Внутриличностные конфликты негативно сказываются на эмоциональном состоянии – способствуют формированию депрессии, замкнутости, обсессивно-компульсивного расстройства, усиливают тревожно-мнительные, истероидные, возбудимые черты. Частые ссоры в семье, снижение школьной успеваемости подталкивают подростков к уличным компаниям, бродяжничеству, суицидальному поведению.

Диагностика

Вопрос о диагностике подросткового кризиса становится актуальным при выраженном негативизме, высокой конфликтности ребенка, снижении интереса к учебе, недостаточной успеваемости. Обследование проводит психолог, врач-психиатр. Определяется факт наличия кризиса, особенности течения, составляется прогноз.

Используются следующие методы:

  • Беседа. Клиническое обследование выявляет характерные эмоциональные реакции, паттерны поведения и мышления. В ходе опроса родителей специалист выясняет доминирующие симптомы, их выраженность, частоту проявления.
  • Опросники. Исследуется эмоционально-личностная сфера подростка: заостренные характерологические черты, способы реагирования в критических ситуациях, степень невротизации, риск социальной дезадаптации. Используется Патохарактерологический диагностический опросник (А. Е. Личко), опросник Леонгарда-Шмишека, опросник EPI Айзенка.
  • Проективные методики. Рисуночные тесты, тесты интерпретации образов и ситуаций позволяют определить отрицаемые, скрываемые и неосознаваемые особенности личности ребенка – агрессивность, импульсивность, лживость, сентиментальность. Применяется рисунок человека, несуществующего животного, человека под дождем, тест Роршаха, метод портретных выборов (тест Сонди).

Рекомендации при подростковом кризисе

В специальном лечении подростки не нуждаются, может быть необходима психологическая помощь в налаживании гармоничных отношений ребенка и родителей, педагогов, сверстников. Специалист проводит групповые тренинги, ориентированные на развитие рефлексии, принятия себя, предоставляет консультации родителям. К способам сглаживания кризисных проявлений относятся:

  • Поиск компромиссов. В конфликтных ситуациях необходимо находить «точки соприкосновения» интересов. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).
  • Правила для всех. Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений («едим в столовой, после 9 часов не включаем музыку, выносим мусор по очереди»).
  • Равноправие. Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов. Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения.
  • Эмоциональное равновесие. Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости.
  • Интерес, поощрение, поддержка. Доброжелательные, доверительные детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса. Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.

Профилактика

Новообразованием кризиса является способность рефлексивно оценивать собственные личностные качества, способности, возможности, недостатки. Формируется чувство ответственности, понимание свободы. Возникает сепарация подростка от родителей, но сохраняются близкие отношения. Чтобы предупредить затяжное течение, развитие осложнений кризиса необходимо проявить гибкость в отношениях с ребенком: сохранить доверительные отношения и обеспечить «суверенитет» – признать самостоятельность и независимость, предоставить право выбора, вовлекать в решение важных семейных вопросов.

Вы можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении подросткового кризиса.

Источники

  1. Настоящая статья подготовлена по материалам сайта: https://www.krasotaimedicina.ru/

ВАЖНО
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Диагностика суицидального поведения подростков

Количество подростков во всем мире, которые по различным причинам решились на самоубийство, растет с каждым годом. В этот невероятно сложный период времени мальчики и девочки воспринимают все «в штыки» и крайне болезненно переживают свои неудачи. Кроме того, очень часто подростки сталкиваются с серьезным непониманием со стороны своих родителей и других близких взрослых и не получают той поддержки, которая им так необходима.

В том случае, когда молодой человек или юная особа серьезно настроены на то, чтобы расстаться с жизнью, распознать такие мысли может быть достаточно трудно. Несмотря на это, автор труда «Диагностика суицидального поведения подростков» М. В. Хайкина утверждает, что все эти дети имеют определенные особенности личности, которые в тех или иных ситуациях располагают к формированию подобного поведения.

Чтобы избежать плачевных последствий, выявить эти особенности необходимо на самом раннем этапе. В данной статье мы расскажем вам, в чем заключается диагностика суицидального поведения подростков, и какие методики для этого применяются.

Методы психодиагностики суицидального поведения подростков

Самым предпочтительным методом для диагностики суицидального поведения подростков является опросный лист Айзенка «Самооценка психических состояний личности». Первоначально эта анкета использовалась для работы со взрослыми мужчинами и женщинами, но впоследствии она была адаптирована к подростковому возрасту и его особенностям.

Вопросы теста Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подростков выглядят следующим образом:

  1. Часто я не уверен в своих силах.
  2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход.
  3. Я часто оставляю за собой последнее слово.
  4. Мне трудно менять свои привычки.
  5. Я часто из-за пустяков краснею.
  6. Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом.
  7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.
  8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое.
  9. Я часто просыпаюсь ночью.
  10. При крупных неприятностях я обычно виню только себя.
  11. Меня легко рассердить.
  12. Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни.
  13. Я легко впадаю в уныние.
  14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  15. Мне приходится часто делать замечания другим.
  16. В споре меня трудно переубедить.
  17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности.
  18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной.
  19. Я хочу быть авторитетом для окружающих.
  20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться.
  21. Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни.
  22. Нередко я чувствую себя беззащитным.
  23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха.
  24. Я легко сближаюсь с людьми.
  25. Я часто копаюсь в своих недостатках.
  26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния.
  27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь.
  28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется.
  29. Меня легко убедить.
  30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности.
  31. Предпочитаю руководить, а не подчиняться.
  32. Нередко я проявляю упрямство.
  33. Меня беспокоит состояние моего здоровья.
  34. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски.
  35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
  36. Я неохотно иду на риск.
  37. Я с трудом переношу время ожидания.
  38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки.
  39. Я мстителен.
  40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.

Испытуемый юноша или девушка во время прохождения теста должен опровергнуть или подтвердить все эти высказывания, исходя из своего состояния и настроения. При этом, если ребенок полностью согласен с утверждением, ему присуждается 2 балла, если он сталкивается с описанным состоянием лишь изредка, он получает 1 балл и, наконец, если он категорически не принимает определенного высказывания, он не получает никаких баллов.

При подсчете суммы полученных баллов все вопросы придется разделить на 4 группы, а именно:

  1. Группа 1 – «Шкала тревожности» — утверждения № 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37. Если сумма баллов, полученных за ответы на эти вопросы, не превышает 7, у подростка отсутствует тревожность, если результат находится в диапазоне от 8 до 14, — тревожность присутствует, но находится на допустимом уровне. Если же эта величина превышает 15, ребенку следует показаться психологу, поскольку он слишком сильно тревожится из-за событий, которые того не стоят.
  2. Группа 2 – «Шкала фрустрации» — утверждения № 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38. Полученный результат интерпретируется аналогичным образом: если он меньше 7, ребенок не фрустрирован, обладает довольно высокой самооценкой, не боится трудностей, устойчив к жизненным неудачам. Если сумма баллов составляет от 8 до 14, фрустрация имеет место, но находится на допустимом уровне. Если же результат превышает 15 баллов, юноша или девушка чрезмерно фрустрирован, боится неудач, избегает трудностей и крайне недоволен собой.
  3. Группа 3 – «Шкала агрессивности» — утверждения № 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. Ребенок, который получил не более 7 баллов в сумме за эти ответы, спокоен и выдержан. Если результат находится в диапазоне от 8 до 14, его агрессивность находится на среднем уровне. Если же он превышает 15, ребенок слишком агрессивен и имеет трудности в общении с другими людьми.
  4. Группа 4 – «Шкала ригидности» — утверждения № 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40. Результат интерпретируется точно так же, как и во всех предыдущих случаях – если он составляет не более 7, ригидность отсутствует, подросток легко переключается. Если он находится в диапазоне от 8 до 14, ригидность находится на допустимом уровне. Если же сумма баллов, полученных за ответы на эти вопросы, превышает 15, ребенок обладает сильно выраженной ригидностью и неизменностью суждений, взглядов и убеждений. Подобное поведение может стать причиной возникновения серьезных жизненных трудностей, поэтому подростку рекомендуется поработать с психологом.

Кроме того, для оценки психического состояния подростка и выявления его уникальных особенностей личности могут применяться методики Роршаха, Розенцвейга, ТАТ и другие, однако, все они достаточно сложны и не подходят для домашнего использования.

 

Статьи по теме:

Профилактика суицидального поведения подростков

Подростки, порой, неуправляемы, грубы и эгоцентричны. Но это маска, за которой скрывается неустановившаяся психика, ведь они уязвимы и эмоционально ранимы, что в самых крайних случаях приводит к непоправимому. Поэтому родителям нужно искать подходы к чаду и устанавливать доверительные отношения.

Тест на самооценку для подростков

Подросткам свойственно непостоянство, их отличает чувство неуверенности или, наоборот, собственного превосходства, уж такова психология взросления — из крайности в крайность. Чтобы помочь своему чаду, стоит провести с ним специальный тест.

Как быстро потолстеть подростку?

Подростки достаточно критично относятся к своей внешности, причем нарекания могут быть не только в проблемах лишнего веса, но и недостающих кило. Как справиться с проблемой правильно, не впадая в крайности, подскажет наша статья.

Подростковая беременность – как решать проблему?

Подростковая беременность – явление не редкое, даже с учетом обилия информации и доступности контрацептивов. Чтобы дети не преподносили столь неожиданных «сюрпризов», важно понимать, в чем кроются причины данной проблемы.

 

Личность и антисоциальное поведение у детей и подростков: исследование теорий Айзенка и Грея

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Сравнительное исследование

. 1995 декабрь; 23 (6): 767-81.

дои: 10.1007/BF01447476.

А.С. Фонсека 1 , Вт Юл

принадлежность

  • 1 Университет Коимбры, Португалия.
  • PMID: 8609312
  • DOI: 10. 1007/BF01447476

Сравнительное исследование

A C Fonseca et al. J Abnorm Child Psychol. 1995 Декабрь

. 1995 декабрь; 23 (6): 767-81.

дои: 10.1007/BF01447476.

Авторы

А.С. Фонсека 1 , Вт Юл

принадлежность

  • 1 Университет Коимбры, Португалия.
  • PMID: 8609312
  • DOI: 10.1007/BF01447476

Абстрактный

Два исследования были проведены для проверки гипотез, вытекающих из теорий личности Айзенка и Грея в отношении антиобщественного поведения. С этой целью в каждом из исследований использовались личностный опросник Айзенка (младший) (EPQ-младший) и карточное задание, направленное на измерение чувствительности к вознаграждению. В первом исследовании группу несовершеннолетних правонарушителей сравнивали с группой неправонарушителей, а во втором исследовании группу детей с серьезными расстройствами поведения сравнивали с группой нормальных детей. Результаты не подтвердили утверждение Айзенка о том, что правонарушители имеют более высокие баллы по экстраверсии, невротизму и психотизму, чем их нормальные коллеги. Была найдена некоторая поддержка гипотезы, вытекающей из теории Грея: дети и подростки с тяжелым антисоциальным поведением были более чувствительны к наградам, чем их нормальные сверстники.

Похожие статьи

  • Устройство скрининга асоциальных процессов: валидация на российской выборке несовершеннолетних правонарушителей с акцентом на роль личности и родительского воспитания.

    Вэфорс Фриц М., Ручкин В., Копосов Р., Аф Клинтеберг Б. Вэфорс Фриц М. и др. Международная юридическая психиатрия. 2008 г., октябрь-ноябрь; 31 (5): 438-46. doi: 10.1016/j.ijlp.2008.08.003. Epub 2008, 13 сентября. Международная юридическая психиатрия. 2008. PMID: 18790536

  • Личность, преступность и преступный рецидив.

    ван Дам К., Де Брюйн Э.Е., Янссенс Дж.М. ван Дам С. и др. Подростковый возраст. 2007 Зима; 42 (168): 763-77. Подростковый возраст. 2007. PMID: 18229510

  • Прогнозирование раннего начала мужского антиобщественного поведения по дошкольному поведению.

    Тремблей Р.Э., Пихл Р.О., Витаро Ф., Добкин П.Л. Тремблей Р.Э. и др. Арх генерал психиатрия. 1994 г., сен; 51 (9): 732-9. doi: 10.1001/archpsyc.1994.039500009. Арх генерал психиатрия. 1994. PMID: 8080350

  • Психоаналитические взгляды на теории развития антисоциального поведения.

    Птица HR. Птица ХР. J Am Acad Psychoanal. 2001 Весна; 29(1):57-71. дои: 10.1521/jaap.29.1.57.17187. J Am Acad Psychoanal. 2001. PMID: 11490678 Обзор. Аннотация недоступна.

  • [Этиология и течение жизни расстройства поведения в детском возрасте: факторы риска развития антисоциального расстройства личности].

    Флоет Т.Д., Герперц С., Герперц-Дальманн Б. Влоет Т.Д. и соавт. Z Kinder Jugendpsychiatr Psychother. 2006 март; 34(2):101-14; викторина 114-5. дои: 10.1024/1422-4917.34.2.101. Z Kinder Jugendpsychiatr Psychother. 2006. PMID: 16610596 Обзор. Немецкий.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Неоднородность внутри молодежи с расстройством поведения, начавшимся в детстве, в исследовании ABCD.

    Brislin SJ, Martz ME, Cope LM, Hardee JE, Weigard A, Heitzeg MM. Брислин С.Дж. и соавт. Фронтовая психиатрия. 2021 16 июл;12:701199. doi: 10.3389/fpsyt.2021.701199. Электронная коллекция 2021. Фронтовая психиатрия. 2021. PMID: 34335337 Бесплатная статья ЧВК.

  • Изучение когнитивного контроля и взаимодействий с вознаграждением у подростков с внешними симптомами.

    Родригес-Томпсон А.М., Мейер К.М., Давидов Дж.Ю., Ван Дейк К.А., Сантильяна Р.М., Снайдер Дж., Видал Бустаманте К. М., Холлинсхед М.О., Розен Б.Р., Сомервиль Л.Х., Шеридан М.А. Родригес-Томпсон А.М. и соавт. Dev Cogn Neurosci. 2020 окт;45:100813. doi: 10.1016/j.dcn.2020.100813. Epub 2020 8 июля. Dev Cogn Neurosci. 2020. PMID: 33040971 Бесплатная статья ЧВК.

  • Опасные дети: оценка и управление рисками.

    Тиффин П., Каплан С. Тиффин П. и др. Психическое здоровье ребенка-подростка. 2004 г., май; 9 (2): 56–64. doi: 10.1111/j.1475-3588.2004.00082.x. Психическое здоровье ребенка-подростка. 2004. PMID: 32797515

  • Психосоциальное вмешательство у подростков из группы риска: использование потенциалов, связанных с событиями, для оценки изменений в принятии решений и обработке обратной связи.

    Пинчем Х.Л., Брайс Д., Фонаги П. , Фирон Р.М.П. Пинчем Х.Л. и соавт. Европейская детская подростковая психиатрия. 2019 фев; 28 (2): 223-236. doi: 10.1007/s00787-018-1167-3. Эпаб 2018 25 мая. Европейская детская подростковая психиатрия. 2019. PMID: 29802517

  • Кто эти «рискованные подростки»? Индивидуальные различия в исследованиях нейровизуализации развития.

    Бьорк Дж.М., Пардини Д.А. Бьорк Дж. М. и др. Dev Cogn Neurosci. 2015 фев;11:56-64. doi: 10.1016/j.dcn.2014.07.008. Epub 2014 12 августа. Dev Cogn Neurosci. 2015. PMID: 25176616 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Рекомендации

    1. Psychol Rev. 1980 May; 87(3):301-15 — пабмед
    1. J Abnorm Psychol. 1987 мая; 96 (2): 145-8 — пабмед
    1. J Pers Soc Psychol. 1985 май; 48 (5): 1316-27 — пабмед
    1. J Abnorm Psychol. 1947 Январь; 42 (1): 33-44 — пабмед
    1. J Детская психологическая психиатрия. 1991 март; 32 (3): 453-61 — пабмед

Типы публикаций

термины MeSH

Процитируйте

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить по телефону

Опросник личности Айзенка Концепции в психологии

Мохаммад Джамиль / 19 ноября 2022 г. 21 ноября 2022 г.

В психологии личностный опросник Айзенка (EPQ) представляет собой опросник для оценки личностных качеств человека. Его разработали психологи Ганс Юрген Айзенк и его жена Сибил Б.Г. Айзенк.

Теория Ганса Айзенка основана в первую очередь на физиологии и генетике. Хотя он был бихевиористом, придававшим выученным привычкам большое значение, он считал, что личностные различия вытекают из нашего генетического наследия. Поэтому его прежде всего интересует то, что обычно называют темпераментом.

Темперамент — это аспект нашей личности, который заложен генетически, врожденный, присутствует с рождения или даже раньше. Это не означает, что теория темперамента говорит, что у нас нет аспектов нашей личности, которым можно научиться, просто Айзенк сосредоточился на «природе» и оставил «воспитание» другим теоретикам.

 

Измерения

Айзенк первоначально концептуализировал личность как два биологически обоснованных независимых измерения темперамента:

Экстраверсия/Интроверсия : Экстраверсия характеризуется общительностью, разговорчивостью, высоким уровнем положительных эмоций (хорошее самочувствие) и потребностью во внешней стимуляции. Согласно теории возбуждения экстраверсии Айзенка, существует оптимальный уровень коркового возбуждения, и производительность ухудшается по мере того, как человек становится более или менее возбужденным, чем этот оптимальный уровень. Возбуждение можно измерить по проводимости кожи, мозговым волнам или потоотделению. При очень низком и очень высоком уровне возбуждения производительность низкая, но при лучшем среднем уровне возбуждения производительность максимальна. Экстраверты, согласно теории Айзенка, хронически недостаточно возбуждены и скучают, и поэтому нуждаются во внешней стимуляции, чтобы довести их до оптимального уровня производительности. Интроверты, с другой стороны, хронически чрезмерно возбуждены и нервничают, и поэтому нуждаются в тишине и покое, чтобы довести их до оптимального уровня производительности.

Нейротизм/Стабильность : Нейротизм или эмоциональность характеризуется высоким уровнем негативных эмоций, таких как депрессия и тревога. Нейротизм, согласно теории Айзенка, основан на порогах активации в симпатической нервной системе или висцеральном мозге. Это часть мозга, отвечающая за реакцию «бей или беги» перед лицом опасности. Активацию можно измерить по частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, холодным рукам, потоотделению и мышечному напряжению (особенно в области лба). Невротики с низким порогом активации, неспособные сдерживать или контролировать свои эмоциональные реакции, испытывают негативный аффект (борьба или бегство) перед лицом очень незначительных стрессоров — они легко нервничают или расстраиваются. Эмоционально устойчивые люди, обладающие высоким порогом активации и хорошим эмоциональным контролем, испытывают отрицательный аффект только перед лицом очень сильных стрессоров – они спокойны и собраны под давлением.

Два измерения или оси, экстраверсия-интроверсия и эмоциональная стабильность-нестабильность, определяют четыре квадранта. К ним относятся:

  • Стабильные экстраверты (сангвинические качества, такие как – общительность, разговорчивость, отзывчивость, покладистость, живость, беззаботность, лидерство)
  • Нестабильные экстраверты (холерические качества, такие как – обидчивый, беспокойный, возбудимый, переменчивый, импульсивный , безответственный)
  • Стабильные интроверты (флегматические качества, такие как – спокойный, уравновешенный, надежный, сдержанный, миролюбивый, вдумчивый, осторожный, пассивный)
  • Нестабильные интроверты (меланхолические качества, такие как – тихий, сдержанный, пессимистичный, трезвый, ригидный, тревожный, капризный).

Дальнейшие исследования показали необходимость третьей категории темперамента:

Психоз/социализация : Психотик связан не только со склонностью к психотическому эпизоду (или разрыву с реальностью), но и с агрессией. Психотическое поведение коренится в характеристиках жесткости, несоответствия, невнимательности, безрассудства, враждебности, гнева и импульсивности. Физиологической основой психотизма, предложенной Айзенком, является тестостерон, причем более высокие уровни психотизма связаны с более высокими уровнями тестостерона.

 

Валидация

EPQ — это надежный исследовательский инструмент, подтвержденный критериальным анализом. Недостатки анкеты заключаются в том, что в ней задаются вопросы «да/нет», что иногда приводит к неточным ответам, и она может быть психометрически хуже.

 

Версии

EPQ также существует в финской и турецкой версиях. В 1985 году была описана пересмотренная версия EPQ — EPQ-R — с публикацией в журнале Personality and Individual Differences.