Тест бойко на эмоциональное выгорание обработка результатов: тест бойко на эмоциональное выгорание обработка результатов — Pokemon Go

тест на эмоциональное выгорание бойко интерпретация

Материал подготовил:

Маргарита

тест на эмоциональное выгорание бойко интерпретация — Эмоциональные — это либо эмоциональная ригидность (отсутствие эмоциональных проявлений, чувство одиночества), либо яркие эмоциональные проявления (истерики, агрессия, «душевные страдания», повышенная тревожность даже по незначительным поводам). Проявления зависят от типа темперамента человека — интроверт, скорее всего, уйдёт в себя, замкнётся. Если клиент ярко выраженный экстраверт, то проявление эмоций будет ярким, даже чрезмерными. Существует прямая связь между типами темперамента и степенью эмоционального выгорания. Люди с холерическим и меланхолическим типами темперамента более подвержены данному синдрому, чем сангвиники и флегматики.

Главная

Принцип действия Эффект от применения Назначение Как заказать? Отзывы покупателей

Описание

Затем проявляются психологические симптомы, а именно личностные изменения — усиливается тревожность, развиваются депрессивные расстройства, часто меняется настроение, возникают неконтролируемые эмоции.

На запущенных стадиях формируются зависимости: никотиновая, пищевая, алкогольная и даже наркотическая.

Согласно исследованиям, синдрому эмоционального выгорания подвержены 74 % опрошенных психологов и психиатров, причём выгорание чаще встречается у сотрудников государственных клиник. Скорее всего, это говорит о низкой оплате, высоких требованиях и ответственности при работе в этих учреждениях. В другом исследовании, которое проводилось в республике Беларусь, указывается, что 80 % врачей-психиатров, психотерапевтов и наркологов имеют симптомы эмоционального выгорания, причём почти у 8 % выражены признаки, приводящие к психосоматическим заболеваниям.

тест на эмоциональное выгорание бойко интерпретация плохое самочувствие 1 триместр


Интересно:

«Эмоциональное выгорание — психологическое переутомление, которое выражается потерей интереса к жизни, как личной, так и профессиональной. Оно вызвано тем, что эмоций, которые дают ресурс, человек получает гораздо меньше, чем эмоций, которые энергию забирают». выгорание женщины картинки, плохое самочувствие 1 триместр, проблема эмоционального выгорания, низкая самооценка как поднять.

Большинство из нас страдают от выгорания и годами накапливают усталость, но, даже, не замечают этого. А что в итоге? Постоянные ссоры с семьёй и ненависть к работе. Пустяки? Как бы не так! Выгорание — серьёзное дело. Оно может подорвать ваше здоровье, и, даже, привести к депрессии.

Результаты испытаний

Таким образом, синдром эмоционального выгорания затрагивает все сферы жизнедеятельности человека и проявляется сочетанием симптомов в соматической, психической и социальной областях. Термин «Синдром эмоционального выгорания» впервые был введён в 1974 г. врачом-психиатром Х. Дж. Фрейденбергом и первоначально означал нарастающее эмоциональное истощение. В 2001 году профессиональный синдром эмоционального выгорания был включён в 10-й пересмотренный вариант Международной классификации болезней (МКБ-10).

Постоянное напряжение на работе и в личной жизни ведет к снижению работоспособности. Определение эмоционального выгорания, симптомы, причины, люди, чаще всего страдающие от синдрома. Этапы синдрома. Тест для определения синдрома. Список вопросов для теста и обработка его результатов.10 из 10|66 голосов. Пройдите тесты на эмоциональное выгорание. У нас представлены два самых известных опросника, которые могут использоваться и для самостоятельной диагностики. Психологический онлайн тест Бойко на эмоциональное выгорание на работе. Обработка и толкование результата тестироавния без регистрации и СМС + вопросы и правильные ответы для скачивания и распечатки. Методика Диагностика уровня эмоционального выгорания. Бойко — Пройти онлайн тест. Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся. Что такое эмоциональное выгорание и какими тестами можно оценить, не настигло ли оно сотрудников. Признаки выгорания, которые и без теста покажут, что работнику надо перезагрузиться. Способы. Тест на эмоциональное выгорание!! Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов.

и интерпретация.Бойко на рубеже XX-XXI веков был разработан тест, предназначенный для оценки степени выраженности синдрома эмоционального выгорания. Диагностика уровня эмоционального выгорания. Результаты прохождения теста. Код результата bobA3WZB3p3IlyjM8g. Психологические тесты на PSYTESTS.ORG. Методика Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко) позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся.

тест на эмоциональное выгорание бойко интерпретация. Эмоциональные — это либо эмоциональная ригидность (отсутствие эмоциональных проявлений, чувство одиночества), либо яркие эмоциональные проявления (истерики, агрессия, «душевные страдания», повышенная тревожность даже по незначительным поводам). Проявления зависят от типа темперамента человека — интроверт, скорее всего, уйдёт в себя, замкнётся. Если клиент ярко выраженный экстраверт, то проявление эмоций будет ярким, даже чрезмерными. Существует прямая связь между типами темперамента и степенью эмоционального выгорания. Люди с холерическим и меланхолическим типами темперамента более подвержены данному синдрому, чем сангвиники и флегматики.


Важно знать:

чувство усталости является субъективным выражением утомления, синдром эмоционального выгорания научные работы депрессия b17

10 причин хронического недосыпа. Ночь без полноценного сна. Что может быть хуже и как с этим справиться?. Постоянный недосып пагубно влияет на большинство систем нашего организма, включая сердечно-сосудистую, эндокринную, пищеварительную, нервную и дыхательную системы, что, в конце концов, подтачивает здоровье и приводит к преждевременному старению. Есть несколько причин, которые мешают глубокому, качественному сну. Одна из распространенных причин беспокойного сна – это избыток стресса и беспокойства в течение дня. Нервное напряжение настраивает мозг на повышенную активность до глубокой ночи.

Производственный стресс, нагрузка постоянная, синдром менеджера – также, если человек не может отключиться от этих мыслей, поддерживается высокий уровень активации, человек не может уйти в состояние глубокого сна. Изменение внешнего окружения, переезд, госпитализация – очень частая причина адаптационной инсомнии. Любые нарушения сна могут иметь место на фоне острого стресса. Днем какие проявления могут быть вследствие нарушения ночного сна? Что такое расстройства сна? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Бочкарева Михаила Викторовича, сомнолога со стажем в 18 лет. Над статьей доктора Бочкарева Михаила Викторовича работали литературный редактор Юлия Липовская, научный редактор Сергей Федосов и шеф-редактор Лада Родчанина. Кроме этого влияют стрессовые ситуации, недосыпание, остановки дыхания во сне и др. При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья! постоянный недосып, продолжающийся длительное время; шизофрения или какое-либо другое психическое расстройство; прием лекарств (транквилизаторов, нейролептиков, разных антигистаминных или понижающих сахар) или наркотиков.
Патологическая гиперсомния может появиться вследствие нервного расстройства, а также при феномене сна. Идиопатическая или психофизиологическая гиперсомния возникает у совершенно здоровых людей в возрасте 15-30 лет на фоне хронического недосыпания или при постоянном стрессе. Сопровождается сонным опьянением, синдромом, при котором человек после пробуждения растерян, не может сориентироваться в пространстве, ничего не помнит, ведет себя странно. Хронический стресс: постоянные жизненные трудности или непроработанные травмы. Алкоголь, кофе и никотин: эти продукты являются стимуляторами. Если вы употребляете их перед сном, скорее всего, это то, с чем связано нарушение сна. Недостаток сна подвергает людей риску возникновения проблем со здоровьем, снижает продолжительность жизни и мешает социальной активности. К счастью, современная медицина предлагает варианты доступной и эффективной помощи, которая вернет вам здоровый сон и хорошее настроение. Aвтор: Специалист Центра ментального здоровья Альянс.
В клинической практике нарушения сна, как правило, сочетаются с тревожно-депрессивными состояниями. Существующие исследования показывают тесную взаимосвязь нарушений сна с тревожными и депрессивными расстройствами [1, 2]. Библиотека пациента Физиотерапия Физическая и реабилитационная медицина Фтизиатрия Фундаментальная медицина Функциональная диагностика Хирургия Челюстно-лицевая хирургия Эндоболизм Эндокринология Эндоскопия Эпидемиология Юбилейные поздравления. Расширенный поиск. Главная страница / Каталог статей / Общие статьи / Нарушения сна при тревожных и тревожно-депрессивных расстройствах. Недостаток сна является наиболее частой и легко игнорируемой причиной чрезмерной дневной сонливости, — рассказывает Ольга Бейо. По ее словам, к группам повышенного риска относятся. сменная, вахтовая работа; беспорядочный сон, когда человек постоянно просыпается и засыпает в разное время. Если у человека нарушается циркадный ритм, у него либо сбиваются циклы сна и бодрствования: он либо не может заснуть до глубокой ночи, либо, наоборот, начинает хотеть спать еще вечером, либо общая продолжительность суточного цикла выходит за пределы 24 часов.
Стресс — это универсальный механизм развития многих болезней. Сдуваем стресс! Из методов релаксации, доступных каждому, можно привести упражнение на дыхание. Оно основано на том простом факте, что без воздуха человек не может прожить и нескольких минут. Поэтому задержка дыхания является для организма мощным отвлекающим фактором и позволяет выйти из-под прямого воздействия стресса. Итак, само упражнение. Сядьте поудобней. Отсутствие чувства сна — достаточно распространенный феномен, свойственный переутомлению и некоторым расстройствам психики (депрессии, неврозы, эндогенные заболевания). Отсутствие чувства сна (ощущение невыспанности). Помогаем выявить и устранить причины нарушений сна. Применяем современные методы обследования и оценки качества сна, медикаментозные и немедикаментозные методы терапии. Собственный стационар санаторного типа. Список услуг. Когда нарушение сна становится психическим отклонением. Лечение гиперсомнии. Гиперсомния – одна из разновидностей нарушения сна. Характеризуется постоянной сонливостью на протяжении дня, когда организм должен бодрствовать.
При этом такое состояние не объясняется затрудненным процессом засыпания или недостаточным временем ночного сна. В Клинике доктора Исаева проводится лечение гиперсомнии медикаментозными и немедикаментозными методами. Записаться на прием к врачу вы можете по телефону горячей линии. Доступна услуга вызова психиатра на дом для экспресс-осмотра и диагностики. Общие сведения о заболевании.

Назначение

Назначение тест на эмоциональное выгорание бойко интерпретацияЗатем проявляются психологические симптомы, а именно личностные изменения — усиливается тревожность, развиваются депрессивные расстройства, часто меняется настроение, возникают неконтролируемые эмоции. На запущенных стадиях формируются зависимости: никотиновая, пищевая, алкогольная и даже наркотическая.

депрессия из за отсутствия девушки

Синдром эмоционального выгорания может рассматриваться как неспособность человека совладать с эмоциональным стрессом на работе. Выгорание негативно связано с индивидуальным здоровьем сотрудников. Выгорание (в широком смысле) – долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности.В. Бойко предложил другое определение: Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Факторы риска и симптоматика выгорания. Синдром эмоционального (или психического) выгорания (СЭВ) определяют как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, включающее развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату сочувствия, сострадания и понимания по отношению к пациентам и их близким. Клинические проявления профессионального стресса, по определению. Маслач. Джексона, как правило, в структуре включают следующие компоненты [1]. 15. Засеева.В., Татров.С. Сравнительный анализ синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестре отделения анестезиологии и реаниматологии в условиях региона // Фундаментальные исследования. Эмоциональное выгорание – это синдром, проявляющийся продолжительной реакцией на хронический стресс, возникающий при работе с людьми. Тремя ключевыми признаками этой реакции являются: 1) сильнейшая истощенность, 2) ощущение цинизма и отстраненности от работы, 3) чувство неэффективности и редукция профессиональных достижений. Причины СЭВ. 1. Загруженность работой способствует развитию эмоционального выгорания посредством уменьшения возможности людей удовлетворять рабочие требования. Когда эта перегрузка является постоянным состоянием на работе, то практически не остается возможности для отдыха, восстановления сил и баланса. 1. Исследовать синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер. 2. Исследовать личностные характеристики врачей и медицинских сестер. 3. Выявить специфические проявления синдрома эмоционального выгорания. Синдром эмоционального выгорания — это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты [23. 9.]. Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного. В статье рассматривается проблема развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у врачей и других медицинских работников в процессе их профессиональной деятельности. Ключевые слова: врачи, дистресс, истощение, медицинские работники, профессиональный стресс, психологи, стратегии восстановления, эмоциональное выгорание. Актуальность. Синдром эмоционального выгорания у врачей: Согласно определению Кристины Маслач эмоциональное выгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих профессий. Все врачи в той или иной степени подвержены выгоранию, в первую очередь осуществляющие уход за онкологическими больными, пациентами с иммунодефицитами и работники реанимационных бригад. Приведены данные исследований о распространенности и выраженности синдрома эмоционального выгорания среди врачей в странах Синдром выгорания (синдром профессионального выгорания, синдром эмоционального выгорания, синдром психического выгорания и т. о 7,7 — не сложившийся симптом (21,6) Фаза не сформирована. Впервые термин синдром эмоционального выгорания (СЭВ) использовал американский психиатр Герберт Фрейденберг (англ. burnout-syndrome — сжигание), полное определение синдрома дала Кристина Маслач (1981 г.) Эмоциональное выгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих профессий. ´ СЭВ в чистом виде — у врачей со стажем работы до 15 лет, у врачей высокой квалификации (стаж работы 20-25 лет) – ШП, у врачей со стажем работы 30 и более лет – к СЭВ присоединяется психосоматическая патология. — состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающего в результате хронического неразрешенного стресса на работе, называют синдромом эмоционального выгорания (СЭВ). Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (врачи, учителя, психологи, социальные работники, медицинские сестры, сотрудники правоохранительных органов, МЧС, священники и др. ). Значительные стрессовые нагрузки и их последствия испытывают руководящие работники, включая руководителей в сфере здравоохранения. Общие причины свойственные проявлению.

Ещё по теме:

  1. выгорание женщины картинки.
  2. плохое самочувствие 1 триместр.
  3. проблема эмоционального выгорания.
  4. низкая самооценка как поднять.
  5. чувство усталости является субъективным выражением утомления.
  6. депрессия b17.
  7. депрессия из за отсутствия девушки.

Применение тест на эмоциональное выгорание бойко интерпретация:

Ознакомьтесь с инструкцией перед использованием

Наиболее полная теория принадлежит Джозефу Гринбергу, где он описывает пятиступенчатую модель эмоционального выгорания:»Медовый месяц». На данной стадии сотрудник с удовольствием берётся за работу и полон решимости. Но по мере усложнения заданий и при повышении трудовой нагрузки, теряет интерес к профессиональной деятельности, работа перестаёт приносить удовольствие.

Как заказать?

Заполните форму для консультации и заказа тест на эмоциональное выгорание бойко интерпретация. Оператор уточнит у вас все детали и мы отправим ваш заказ. Через 3-10 дней Вы получите заказ и оплатите её при получении.

тест на эмоциональное выгорание бойко интерпретация. устала быть подавленной и разбитой посуды. Отзывы, инструкция по применению, состав и свойства.

Отзывы покупателей

Ева

Согласно исследованиям, синдрому эмоционального выгорания подвержены 74 % опрошенных психологов и психиатров, причём выгорание чаще встречается у сотрудников государственных клиник. Скорее всего, это говорит о низкой оплате, высоких требованиях и ответственности при работе в этих учреждениях. В другом исследовании, которое проводилось в республике Беларусь, указывается, что 80 % врачей-психиатров, психотерапевтов и наркологов имеют симптомы эмоционального выгорания, причём почти у 8 % выражены признаки, приводящие к психосоматическим заболеваниям.

Софья

«Эмоциональное выгорание — психологическое переутомление, которое выражается потерей интереса к жизни, как личной, так и профессиональной. Оно вызвано тем, что эмоций, которые дают ресурс, человек получает гораздо меньше, чем эмоций, которые энергию забирают».

Виктория

Первый этап изменения профессионального поведения — экономия энергии.Второй этап изменения профессионального поведения — дебют профессионального выгорания. реферат по предмету Психология на тему Психологическое выгорание юристов и способы его предупреждения | 107990. Профессиональное выгорание сотрудников и организаций Жертвой выгорания может быть любой работник, особенно тот, чья работа связанна с интенсивным, тесным. Если в течение выходных вы не смогли отдохнуть и восстановиться, а в понедельник с самого раннего утра Вас ждет сложный процесс или неприятный разговор с помощником прокурора, раздражают все — и колле. Профессиональное выгорание: понятие, стадии Слышали ли вы когда-нибудь выражение сгорел на работе? Наверное, слышали. Это. Работа по теме: Тест Бойко Выгорание. ВУЗ: НУ ОЮА. выгорание юриста. Сортировка по рейтингу постов. Сортировка по числу просмотров постов. Сортировка по числу комментариев к постам. Профессиональное выгорание юриста Профессиональная деформация юриста. Профессиональная деформация юриста – это вызванные особенностями профессиональной. психологическом исследовании, проводимом студенткой магистратуры федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Тольяттинский государственный университет. Тесты на статус адвоката. Тесты по английскому языку. К ПРИЗНАКАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ОТНОСИТСЯ

Карина

Большинство из нас страдают от выгорания и годами накапливают усталость, но, даже, не замечают этого. А что в итоге? Постоянные ссоры с семьёй и ненависть к работе. Пустяки? Как бы не так! Выгорание — серьёзное дело. Оно может подорвать ваше здоровье, и, даже, привести к депрессии.

Видео о тест на эмоциональное выгорание бойко интерпретация

Вестник КАСУ — Синдром эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала онкологического отделения

К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №3 — 2006

Авторы: Комова О.С., Цицюрская Л.Д.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» — отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с пациентами. Одним из основоположников идеи выгорания является Х. Фреденбергер, американский психиатр, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. Он в 1974 году описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности) и назвал его запоминающейся метафорой — выгорание. Другой основоположник идеи выгорания — Кристина Маслач — социальный психолог, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам.

Персонал онкологического отделения ежедневно в процессе профессиональной деятельности подвергается чрезвычайным стрессовым воздействиям в связи с постоянным и непосредственным контактом с больными, находящимися в критическом состоянии. Это обстоятельство в подавляющем большинстве случаев вызывает негативные эмоции, чрезвычайное психическое напряжение и физическую усталость, что способствует истощению психоэмоциональной сферы и развитию так называемого «синдрома эмоционального выгорания».

По современным представлениям, синдром «эмоционального выгорания» – это сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, возникающее из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Последствия «выгорания» медицинского персонала могут повлиять как на саму личность, так и на профессиональную деятельность: ухудшается качество работы, утрачивается творческий подход к решению задач, растет число профессиональных ошибок, увеличивается число конфликтов на работе и дома, наблюдаются переход на другую работу, смена профессии. В большей степени данный синдром может развиться у женщин, что связано с их большей подверженностью влиянию стрессовых факторов, они более эмоциональны и чувствительны.

Целью исследования явилось изучение психологических особенностей синдрома «профессионального эмоционального выгорания» у палатных медицинских сестер онкологического отделения.

Объект: средний медицинский персонал онкологического отделения.

Предмет: синдром эмоционального выгорания.

Гипотеза: синдром эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала онкологического отделения характеризуется наличием взаимосвязи между эмоциональным истощением и редукцией, эмоциональным истощением и напряжением, деперсонализацией и редукцией, деперсонализацией и напряжением.

Задачи:

1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по проблеме;

2. Обосновать методы и методики исследования;

3. Провести эмпирическое исследование;

4. Обосновать выводы и дать рекомендации.

Методы исследования:

1. Метод теоретического анализа психологических источников по проблеме;

2. Эмпирические методы: тест Бойко В.В. «Эмоциональное выгорание», опросник на выгорание MBI К. Маслач, С. Джексон.

3. Метод статистической обработки полученных данных: коэффициент линейной корреляции.

Исследование осуществлено на основе тестирования 25 палатных медицинских сестер онкологического отделения Областной онкологической больницы г. Усть-Каменогорска за период с 14.11.2005 по 25.11.2005 г.

Критерии включения: палатная медицинская сестра со стажем работы в онкологическом отделении не менее 1 года, отсутствие хронических заболеваний в стадии субкомпенсации (бронхиальная астма, сахарный диабет). Средний возраст исследуемых – 29±6 лет.

Использовали следующие методики: опросник на «выгорание» К. Маслач и С. Джексон в модификации Н.Е. Водопьяновой, методика диагностики уровня «эмоционального выгорания» В.В. Бойко.

Опросник на «выгорание» (MBI). Авторы – американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Методика предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек», в настоящее время признана базовой методикой выявления «эмоционального выгорания». Адаптацию использованного варианта в исследовании произвела Н.Е. Водопьянова. Исследуемым необходимо было ответить, как часто они испытывают чувства, перечисленные в опроснике. Всего опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии), «деперсонализация» (проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам) и «редукция личных достижений» (проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, в уменьшении значимости собственных достижений, ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходе») от обязанностей по отношению к другим). Обработку результатов осуществляют путем сопоставления с «ключом». Чем больше сумма по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».

Методика диагностики уровня «эмоционального выгорания» В.В. Бойко. Данная методика выявляет как наличие «выгорания», так и степень «эмоционального выгорания», под которым автор понимал выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Автор выделяет три фазы – «напряжение», «резистенция», «истощение» – и 12 симптомов, характеризующих эти фазы: напряжение (переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия), резистенция (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей), истощение (эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения).

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания».

Результаты тестирования с использованием опросника на «эмоциональное выгорание» К. Маслач и С. Джексона показали, что синдром профессионального «выгорания» имеется у 24% обследованных, при этом, эмоциональное истощение наблюдается у 36%, деперсонализация – у 24% и сниженная рабочая продуктивность – у 96% исследованных медицинских сестер.

Методика В.В. Бойко, направленная на определение уровня «эмоционального выгорания», показала, что синдром «эмоционального выгорания» сформировался у 20% исследуемых. Фаза напряжения сформирована у 8% сестер и находится на стадии формирования у 12%. Наиболее часто определяемые респондентами симптомы – тревога и депрессия (32% исследуемых).

Состояние резистенции зафиксировано у 64% медсестер. Самыми распространенными симптомами этой фазы «выгорания» явились неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (52% испытуемых) и редукция профессиональных обязанностей (44% опрошенных). Фаза истощения (наличие эмоциональной и личной отстраненности, а также психосоматических и психовегетативных расстройств) находится на стадии формирования у 20% и полностью сформирована у 8% исследуемых. В то же время, хотелось бы отметить, что у 52% испытуемых встречаются в поведении психовегетативные и психосоматические нарушения.

Для подтверждения данных, полученных в ходе исследования, нами были использованы методы статистической обработки.

Эта формула сопоставляет сами величины признаков и, в конечном счете, основана на вычислении «совместной дисперсии» (способ описания тенденции значений отклоняться от центральной тенденции, вариативность показателей) двух переменных и на делении ее на произведение отдельных среднеквадратических отклонений.

Наблюдались достоверные различия в возрасте лиц со сформировавшимся синдромом профессионального «выгорания» (23±2 года) и его отсутствием (31±2 года).

При исследовании корреляционной взаимосвязи между различными видами/фазами «эмоционального выгорания» обнаружена выраженная прямая корреляция между эмоциональным истощением и редукцией, эмоциональным истощением и напряжением. Иными словами, чем больше снижен эмоциональный тонус у медицинских работников, тем более деформированные установки и чувства формируются по отношению к пациентам и себе. Снижаются значимость собственных достижений, самооценка профессиональной мотивации. Наблюдаются снятие с себя ответственности или отстранение («уход») от обязанностей по отношению к другим, неудовлетворенность собой, тревога и депрессия, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей. Например, у медсестры может развиться отрицательное и / или обезличенное отношение к людям, с которыми она работает (включая и персонал, и больных), или появиться негативное отношение к себе из-за чувств, возникающих у нее к пациентам. Чтобы избежать этих отрицательных эмоций, она уходит в себя, выполняет только минимальный объем работы и не хочет ни с кем ссориться. Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, подавляются проявления гуманных форм поведения между людьми, что создает угрозу для личностного развития представителей социальной профессии.

Выявлена также существенная прямая корреляционная взаимосвязь между деперсонализацией и редукцией, деперсонализацией и напряжением. Это означает, что чем хуже относится к пациентам медицинская сестра, тем больше она переживает психотравмирующие обстоятельства, испытывает неудовлетворенность собой, тревогу и депрессию, снижает значимость собственных достижений. Как следствие, человек испытывает сильное чувство вины.

Обнаружена положительная корреляция между резистенцией и деперсонализацией и напряжением, т.е., чем менее адекватно эмоциональное реагирование, тем сильнее редукция профессиональных обязанностей, и больше деформируются отношения с коллегами и пациентами, отмечается негативная оценка своей профессиональной деятельности, повышается уровень тревоги.

Также была обнаружена положительная связь между редукцией и напряжением. Это означает, что, чем более выражена тенденция к собственной оценке, снижению значимости собственных достижений, тем больше медсестры переживают неудовлетворенность собой, испытывают такие чувства, как «загнанность в клетку», тревога. Ощущение собственной беспомощности в подобных ситуациях приводит к усилению дискомфорта, человек переживает свою некомпетентность, утрату профессиональных качеств, испытывает сильное чувство вины.

Чем больше медицинский персонал эмоционально отстранен от своих профессиональных обязанностей, тем сильнее включаются психосоматические защитные реакции; чем больше снижается эмоциональный тонус, тем меньше используются агрессивные реакции, вспышки гнева. Медицинская сестра становится эмоционально безразличной к окружающим пациентам, пассивно относится к своей работе, с нежеланием выполняет профессиональные обязанности, что выливается в болезненные формы реагирования организма на сложившуюся ситуацию.

Результаты исследования подтверждают, что существует ряд психоэмоциональных состояний человека, которые способны резко уменьшить его мотивацию, в том числе, и связанную с профессиональной деятельностью, а также указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и психического здоровья. Если активно не вмешиваться в развитие синдрома «эмоционального выгорания», то самопроизвольного улучшения не происходит. Медицинских сотрудников необходимо еще в учебных заведениях готовить к тому, что надлежит делать в тех случаях, «когда ничего уже сделать нельзя». Сотрудников, впервые приступивших к работе, нужно адекватно ввести в курс дела, если их ожидания нереалистичны. Следует проводить профилактику и обучать способам релаксации, умению разделить с пациентом ответственность за результат, говорить «нет», улучшению навыков борьбы со стрессом после критического события (физические упражнения, адекватный сон и т.д.).

Восприятие среды как значимой и доброжелательной, а также ожидание положительных результатов своей деятельности расширяют компетенцию индивида, снижают вероятность развития симптомов выгорания.

Профилактика и устранение «выгорания»

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

2. Общение. Поэтому рекомендуется, чтобы люди делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если человек делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти ему разумное решение возникшей проблемы.

3. Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни.

4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, определение целей и положительная внутренняя речь способствует снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению «выгорания».

5. Сохранение положительной точки зрения. Нужно найти людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания, необходимо следующее: постараться рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; как ни странно это звучит — не пытаться всегда и во всем быть лучшим.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М., 1996. — 238 с.

2. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под. ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Изд-во Спб ГУ, 2000. — 498 с.

3. Зильбер А.П. Этика и закон в медицине критических состояний // Этюды критической медицины. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998., Т.4. — 560 с.

4. Коган В.Е. Практическая психология: Для психологов и врачей / Психология. — М.: Смысл: Академ. Проект, 1999. — 407 с.

5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. — С. 90–101.

6. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 3. — С. 85–95.

7. Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии. 1998. № 1. — С. 39–46.

8. Трунов. Д.Г. «Синдром сгорания». Позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998. № 5. — С. 84.

9. Федоровский Н.М., Григорьева О.М. К вопросу о «синдроме профессионального выгорания» у анестезиологов-реаниматологов // Вестник интенсивной терапии. 2004. Приложение к № 5 «Современные проблемы анестезиологии и интенсивной терапии». — С. 65–66

К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №3 — 2006

Корреляты психологического стресса, выгорания и устойчивости среди китайских медсестер

1. Паппас Н.А., Аламанос Ю., Димолиатис И.Д.К. (2005) Самооценка здоровья, рабочие характеристики и поведение, связанное со здоровьем, среди медсестер в Греции: перекрестное исследование. БМК Нурс 4, 8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

2. Garrosa E, Rainho C, Moreno-Jiménez B, Monteiro MJ (2010) Взаимосвязь между факторами стресса на работе, выносливостью личности, ресурсами преодоления и выгоранием выборка медсестер: корреляционное исследование в двух временных точках. Int J Nurs Stud 47, 205–15. [PubMed] [Академия Google]

3. Баккер А.Б., Демерути Э., Шауфели В.Б. (2005) Пересечение выгорания и вовлеченности в работу среди рабочих пар. Хум Релат 58, 661–89. [Google Scholar]

4. Яковидес А., Фоунтулакис К.Н., Капринис С., Капринис Г. (2003) Связь между стрессом на работе, выгоранием и клинической депрессией. [Дж] J влияет на расстройство 75, 209–21. [PubMed] [Google Scholar]

5. Bakir B, Oze rM, Ozcan CT, Cetin M, Fedai T (2010) Связь между выгоранием и депрессивными симптомами в выборке турецкой военной медсестры. Бюллетень клинической психофармакологии 20, 160–3. [Академия Google]

6. Ахола К., Хаканен Дж. (2007) Напряжение на работе, выгорание и симптомы депрессии: проспективное исследование среди стоматологов. [Дж] J влияет на расстройство 104, 103–10. [PubMed] [Google Scholar]

7. Shih M, Simon PA (2008) Качество жизни, связанное со здоровьем, у взрослых с серьезными психологическими расстройствами и хроническими заболеваниями. Качество жизни 17, 521–8. [PubMed] [Google Scholar]

8. Egede LE, Dismuke CE (2012) Серьезный психологический дистресс и диабет: обзор литературы. Curr психиатрия Rep 14, 15–22. [PubMed] [Академия Google]

9. Романи М., Ашкар К. (2014) Выгорание среди врачей. 17 фев; 9:23556. дои: 10.3402/ljm.v9.23556. eCollection 2014. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]

10. Барджеллини А., Барбьери А., Ровести С., Виволи Р., Ронкалья Р., Борелла П. (2000) Связь между иммунными переменными и выгоранием в выборке врачей. Оккупируйте Окружающую Медицину 57, 453–7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

11. Richardson GE. (2002) Метатеория устойчивости и устойчивости. Джей Клин Психол 58, 307–21. [PubMed] [Академия Google]

12. Саутвик С.М., Бонанно Г.А., Мастен А.С., Пантер-Брик С., Иегуда Р. (2014) Определения устойчивости, теория и проблемы: междисциплинарные перспективы. Eur J Психотравматол 5, 5. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

13. Чиккетти Д. (2010) Устойчивость в условиях экстремального стресса: многоуровневая перспектива. Мировая психиатрия 9, 145–54. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

14. Мастен А.С. (2001) Обыкновенная магия. Процессы устойчивости в развитии. Я психол 56, 227–38. [PubMed] [Академия Google]

15. Эгеланд Б., Карлсон Э., Сроуф Л.А. (1993) Устойчивость как процесс. Дев психопат 5, 517–28. [Google Scholar]

16. Benetti C, Kambouropoulos N (2006) Аффективно-регулируемые косвенные эффекты личностной тревожности и личностной устойчивости на самооценку. Перс. Индивид. Диф. 41, 341–52. [Google Scholar]

17. Джексон Д., Фиртко А., Иденборо М. (2007) Личная устойчивость как стратегия выживания и процветания перед лицом невзгод на рабочем месте: обзор литературы. J ournal of Advance Nursing, 60 (1):1–9. [PubMed]

18. Куинн-Ли Л., Олсон-Макбрайд Л., Унтербергер А. (2014) Выгорание и тревога смерти у социальных работников хосписа [Дж] J Soc Work End Life Palliat Care 10, 219–39. [PubMed] [Google Scholar]

19. Xiao Y, Wang J, Chen S, Wu Z, Cai J, Weng Z, Li C, Zhang X (2014) Психологический дистресс, уровень выгорания и удовлетворенность работой в неотложной медицине: A поперечное исследование врачей в Китае. Emerg Med Australas 26, 538–42. [PubMed] [Google Scholar]

20. Малдун Дж., Мэтьюз Р.А., Фоли С. (2012) Опосредованные эффекты физических факторов риска, обмен лидерами и участниками и расширение прав и возможностей в прогнозировании предполагаемого риска травм. Стресс Здоровье 28, 149–62. [PubMed] [Google Scholar]

21. Рош М., Хаар Дж. М., Лутанс Ф. (2014) Роль осознанности и психологического капитала в благополучии лидеров. J Психологическое здоровье 19, 476–89. [PubMed] [Google Scholar]

22. Kessler RC, Barker PR, Colpe LJ, Epstein JF, Gfroerer JC, Hiripi E, Howes MJ, Normand SL, Manderscheid RW, Walters EE, Zaslavsky AM (2003) Скрининг серьезных психических заболевания в общей популяции. Arch Gen Психиатрия 60, 184–9. [PubMed] [Академия Google]

23. Эндрюс Г., Слэйд Т. (2001) Интерпретация баллов по шкале психологического стресса Кесслера (K10) [Дж] Aust NZ J Общественное здравоохранение 25, 494–7. [PubMed] [Google Scholar]

24. Maslach C, Jackson SE (1981) Измерение эмоционального выгорания. J оккупировать поведение 2, 99–103. [Google Scholar]

25. Li CP, Shi K (2003) Влияние распределительной справедливости и процессуальной справедливости на выгорание на работе. [Дж] Acta Psychol Грех 35, 677–84. [Google Scholar]

26. Wang Y, Liu L, Wang J, Wang L (2012) Конфликт между работой и семьей и выгорание среди китайских врачей: опосредующая роль психологического капитала [Дж] J Оккупация здоровья 54, 232–40. [PubMed] [Академия Google]

27. Campbell-Sills L, Stein MB (2007) Психометрический анализ и уточнение Шкалы устойчивости Коннора-Дэвидсона (CD-RISC): Проверка меры устойчивости из 10 пунктов. J Травматический стресс 20, 1019–28. [PubMed] [Google Scholar]

28. Wang L, Shi Z, Zhang Y, Zhang Z (2010) Психометрические свойства шкалы устойчивости Коннора-Дэвидсона из 10 пунктов для жертв землетрясения в Китае. [Дж] Психиатрия Clin Neurosci 64, 499–504. [PubMed] [Google Scholar]

29. Барон Р.М., Кенни Д.А. (1986) Различие переменных модератора и посредника в социально-психологических исследованиях: концептуальные, стратегические и статистические соображения. J Pers Soc Psychol 51, 1173–82. [PubMed] [Google Scholar]

30. Sobel ME. (1982) Асимптотические доверительные интервалы для косвенных эффектов в моделях структурных уравнений. Социол Методол 13, 290–312. [Google Scholar]

31. Гито М., Ихара Х., Огата Х. (2013) Взаимосвязь устойчивости, выносливости, депрессии и выгорания среди медсестер японских психиатрических больниц. J Nurs Educ Pract 3, 12. [Google Академия]

32. Милер М., Конрад Д., Эванс Дж., Йоост К., Солинтьес Дж., Ротбаум Б., Мосс М. (2014) Выполнимость и приемлемость программы обучения устойчивости для медсестер отделения интенсивной терапии. Am J Crit Care 23, д97–105. [PubMed] [Google Scholar]

33. Wallace JE, Lemaire JB, Ghali WA (2009) Хорошее самочувствие врача: недостающий показатель качества. Ланцет 374, 1714–1721. [PubMed] [Google Scholar]

34. Willcock SM, Daly MG, Tennant CC, Allard BJ (2004)Выгорание и психиатрическая заболеваемость у новых выпускников медицинских вузов. Мед Дж Ауст 181, 357–60. [PubMed] [Академия Google]

35. Fiabane E, Giorgi I, Sguazzin C, Argentero P (2013) Вовлеченность в работу и профессиональный стресс у медсестер и других медицинских работников: роль организационных и личных факторов. Джей Клин Нурс 22, 2614–24. [PubMed] [Google Scholar]

36. Chen Z. (2009) Запуск плана реформы здравоохранения в Китае. Ланцет 373, 1322–134. [PubMed] [Google Scholar]

37. Xu K, Zhang K, Wang D, Zhou L (2014) Тенденция распределения специалистов первичной медико-санитарной помощи в провинции Цзянсу на востоке Китая [Дж] Int J Эквити Здоровье 13, 117. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

38. Ding YW, Qu J, Yu XS, Wang S (2014) Опосредующее влияние эмоционального выгорания на взаимосвязь между симптомами тревоги и профессиональным стрессом среди работников общественного здравоохранения в Китае: кросс-секционное исследование. PLoS Один 9, 107–30. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

39. Wooten NR. (2012) Стрессовые факторы цикла развертывания и симптомы посттравматического стресса у женщин Национальной гвардии армии: опосредующий эффект устойчивости. Социальная работа Здравоохранение 51, 828–49. [PubMed] [Академия Google]

40. Wu MS, Yan X, Zhou C, Chen Y, Li J, Zhu Z, Shen X, Han B (2011) Общая вера в справедливый мир и устойчивость: свидетельство коллективистской культуры. Евро J Перс 25, 431–42. [Google Scholar]

41. Давыдов Д.М., Стюарт Р., Ричи К., Шодьё И. (2010) Устойчивость и психическое здоровье, 30(5), 479–95. doi:10.1016/j.cpr.2010.03.003. Epub 2010 Mar 25. [PubMed]

42. Zwack J, Schweitzer J (2013) Если каждый пятый врач страдает выгоранием, то как насчет остальных четырех? Стратегии устойчивости опытных врачей. Академ Мед 88, 382–9. [PubMed] [Google Scholar]

43. Гомес-Гаскон Т., Мартин-Фернандес Х., Гальвес-Херрер М., Тапиас-Мерино Э., Бимуд-Лагос М., Минготе-Адан Х.С., Группа EDESPROAP-Мадрид (2013) Эффективность вмешательство для профилактики и лечения выгорания у специалистов первичной медико-санитарной помощи. BMC Fam Pract 14, 173–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

44. Старейшина С., Нидич С., Мориарти Ф., Нидич Р. (2014) Влияние трансцендентальной медитации на стресс, депрессию и выгорание сотрудников: рандомизированное контролируемое исследование [Дж] Пермь Ж 18, 19–23. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

45. Sood A, Sharma V, Schroeder DR, Gorman B (2014) Программа обучения управлению стрессом и устойчивости (SMART) среди преподавателей отделения радиологии: пилотное рандомизированное клиническое исследование . Исследуйте (Нью-Йорк) 10, 358–63. [PubMed] [Google Scholar]

Выгорание и мозг — Ассоциация психологических наук — APS

Одна из величайших угроз безопасности на рабочем месте может исходить из неожиданного источника: стресса. Всего через несколько лет после запуска Huffington Post Медиа-империя, президент компании и главный редактор Арианна Хаффингтон была настолько измотана своим новым бизнесом, что потерпела крах.

«Я ударился головой о стол, сломал скулу, мне наложили четыре шва на правый глаз», — рассказал Хаффингтон во время интервью с Опрой Уинфри. «Мне очень повезло, что я не потерял глаз».

Глобальные опросы о состоянии рабочего мира показывают, что значительная часть людей разделяет опыт, описанный Хаффингтоном. Действительно, выгорание, возможно, достигает невероятных масштабов во многих промышленно развитых странах. Недавнее исследование Гэллапа, например, показало, что 2,7 миллиона рабочих в Германии сообщают о том, что испытывают последствия эмоционального выгорания. Опрос директоров по персоналу в Великобритании, проведенный в 2013 году, показал, что почти 30% сообщили, что выгорание широко распространено в их организации.

Было бы ошибкой полагать, что выгорание — это просто эмоциональная реакция на долгие часы или сложную работу. Скорее, все больше научных данных показывают, что эмоциональное выгорание влечет за собой серьезные физические потери, которые выходят далеко за рамки нашей профессиональной жизни. Используя передовые методы, интегративные исследовательские группы демонстрируют, что выгорание — это не просто состояние ума, но состояние, которое оставляет свой след как в мозгу, так и в теле.

Точно так же, как выгорание препятствует здоровому профессиональному росту, новые исследования показывают, что хронический психосоциальный стресс, который характеризует выгорание, не только ухудшает личностное и социальное функционирование людей, но также может подавлять их когнитивные способности и нейроэндокринную систему, что в конечном итоге приводит к характерным изменениям в анатомию и работу головного мозга.

Выгорание начинается

Психологу Герберту Фройденбергеру приписывают введение термина «выгорание» в исследовательский лексикон в 1974 году, определяя его как потерю мотивации, растущее чувство эмоционального истощения и цинизм, который он наблюдал среди добровольцев, работающих в бесплатная клиника в Нью-Йорке. Раньше идеалистически настроенные работники психиатрической службы чувствовали себя истощенными и утомленными, возмущаясь пациентами и клиникой.

Эмоциональное выгорание в настоящее время признано законным медицинским расстройством в значительной части официальной медицины, и ему даже был присвоен собственный код МКБ-10 (Z73.0 — выгорание, состояние жизненного истощения). Многие симптомы эмоционального выгорания совпадают с признаками депрессии, в том числе сильная усталость, потеря страсти, усиление цинизма и негативизма.

Стипендиат APS Кристина Маслач, почетный профессор Калифорнийского университета в Беркли и один из ведущих исследователей выгорания, начала изучать это новое явление в 1970-х годах, проводя серию обширных интервью с сотрудниками сервисных организаций. Анализируя интервью, Маслач и его коллеги заметили тенденцию: работники часто сообщали о чувстве глубокого эмоционального истощения, негативном отношении к клиентам и пациентам и кризисе чувства профессиональной компетентности. Подобно симптомам депрессии, выгорание удушало амбиции, идеализм и чувство собственного достоинства людей.

Публикация в 1976 году статьи Маслаха «Выгорание», опубликованной в журнале Human Behavior , вызвала огромный общественный резонанс — популяризировав концепцию выгорания в популярной прессе. Маслач получил невероятный поток писем и телефонных звонков от людей, которые были благодарны за то, что узнали, что они не одиноки в своем опыте эмоционального выгорания.

— Я совсем не ожидал такой реакции, — сказал Маслах. «Влияние этой статьи было просто огромным». Статья привела к большему количеству исследований, большему количеству книг и большему вниманию со стороны академических журналов.

Маслач и стипендиат APS Сьюзен Э. Джексон (Университет Рутгерса) вместе работали над тем, что впоследствии стало наиболее влиятельной основой для определения и оценки выгорания. По данным Google Scholar, опубликованная в 1981 году, оригинальная статья, описывающая инвентаризацию выгорания Маслаха, на сегодняшний день была процитирована более 6000 раз. Шкала оценивает выгорание на основе трех ключевых реакций на стресс: непреодолимого чувства истощения, чувства цинизма и отстраненности, а также чувства профессиональной неэффективности и отсутствия достижений.

По своей сути выгорание возникает, когда требования работы превышают способность человека справляться со стрессом. Люди, занимающиеся уходом за больными — учителя, медсестры, социальные работники и врачи — сообщают о наиболее распространенных показателях эмоционального выгорания, но в конечном итоге это состояние не делает различий между представителями колл-центров, профессиональными спортсменами или руководителями. Со временем работа, требующая слишком многого от сотрудников, будет культивировать чувство негатива и безнадежности, поскольку люди изо всех сил пытаются уложиться в невыполнимые сроки, иметь дело с грубыми клиентами или справляться с эмоциональными потерями профессиональной заботы.

Распространено заблуждение, что причиной эмоционального выгорания является просто слишком долгая или усердная работа. Исследования показывают, что другие факторы, как индивидуальные, так и организационные, могут быть столь же пагубными. Например, во всеобъемлющем отчете о психосоциальном стрессе на рабочем месте, опубликованном Всемирной организацией здравоохранения, были выявлены убедительные доказательства того, что «высокие требования к работе, низкий уровень контроля и дисбаланс усилий и вознаграждения являются факторами риска проблем с психическим и физическим здоровьем». В конечном итоге выгорание возникает, когда баланс сроков, требований, рабочего времени и других факторов стресса превышает вознаграждение, признание и расслабление.

За последние 20 лет Маслач и ее сотрудники разработали комплексную модель, в которой определены шесть ключевых компонентов рабочей среды, способствующих выгоранию: рабочая нагрузка, контроль, вознаграждение, сообщество, справедливость и ценности. Выгорание возникает, когда одна или несколько из этих шести областей хронически не совпадают между человеком и его работой. Маслах объяснил, что со временем страсть ослабевает не только потому, что у людей слишком много дел, но и из-за других факторов.

Ричард Гундерман, врач, профессор радиологии и философии в Университете Индианы, описал постепенное начало выгорания как «накопление сотен или тысяч крошечных разочарований, каждое из которых едва заметно по отдельности».

Порочный круг

Новое исследование показывает, насколько разрушительным может быть такой профессиональный стресс для мозга.

Исследование, проведенное группой ученых-психологов из Каролинского института в Швеции, предоставляет поразительные доказательства того, что выгорание на рабочем месте может изменить нейронные цепи, в конечном итоге вызывая порочный круг неврологической дисфункции.

Ведущий автор Армита Голкар и ее коллеги набрали группу из 40 человек с официально диагностированными симптомами выгорания из Исследовательского института стресса при Стокгольмском университете, Швеция. Все участники связывали свои симптомы со стрессовыми условиями труда, влекущими за собой более 60-70 часов работы в неделю непрерывно в течение нескольких лет. Исследователи также набрали социально-экономическую контрольную группу, состоящую из 70 здоровых добровольцев, не страдающих хроническим стрессом или другими заболеваниями.

Каждая группа участников прошла два тестовых сеанса: задача, предназначенная для измерения их способности регулировать свои негативные эмоции, и оценка связи их мозга с помощью функциональной МРТ в состоянии покоя (R-fMRI).

Для оценки реакции на стресс исследователи показывали участникам стандартизированную серию нейтральных и негативных эмоциональных изображений. После того, как участник смотрел на изображение в течение 5 секунд, на экране появлялся набор инструкций, предписывающих каждому участнику либо подавить (понизить), либо усилить (повысить), либо сохранить свою эмоциональную реакцию на изображение. Сразу же после этой инструкции снова показывалось то же изображение еще на 5 секунд.

Когда участник сосредоточился на картинке, раздался громкий, поразительный взрыв звука. Электрод, приклеенный к щеке участника, регистрировал рефлекторные реакции на этот стрессовый раздражитель.

Обе группы демонстрировали схожие реакции испуга, когда их просили поддерживать или усиливать свои эмоциональные реакции. Однако, когда группы попросили снизить эмоциональные реакции на негативные изображения, обнаружились явные различия.

Те, у кого диагностировано выгорание, сообщали о больших трудностях с модуляцией своих сильных негативных эмоциональных реакций по сравнению со здоровыми людьми из контрольной группы, что подтверждалось их физическими реакциями: у них была значительно более сильная реакция на пугающий шум, чем у контрольной группы.

В другой день группа участников пришла в лабораторию, где их просканировали, пока они лежали спокойно. Исследователи сосредоточились на активности нескольких областей мозга, участвующих в обработке и регулировании эмоций.

Две группы показали ключевые различия в миндалевидном теле — структуре мозга, которая имеет решающее значение в эмоциональных реакциях, включая страх и агрессию. Участники группы эмоционального выгорания имели относительно увеличенные миндалины, а также значительно более слабые связи между миндалевидным телом и областями мозга, связанными с эмоциональным дистрессом, особенно с передней поясной корой (ACC). Чем больше человек испытывал стресс, тем слабее связь между этими областями мозга показывалась на R-fMRI.

По сравнению с контрольной группой, в группе с переутомлением корреляция между активностью миндалевидного тела и медиальной префронтальной коры (мПФК) — структурой, участвующей в исполнительной функции, — также слабее. Более слабые связи между этими двумя структурами мозга могут помочь объяснить, почему участникам группы эмоционального выгорания было труднее контролировать свои негативные эмоции.

В другом исследовании Иванка Савич, невролог отдела женского и детского здоровья Каролинского института, подтвердила, что мозг людей, страдающих выгоранием, не просто функционирует по-другому — может измениться сама его структура.

Подтверждая функциональные результаты сотрудничества с Голкаром, Савич обнаружил анатомические доказательства того, что мозг пациентов с выгоранием проявлял признаки хронического стресса. Савич предполагал, что хронический стресс будет виден в областях мозга, участвующих в модуляции стрессовых реакций — миндалевидном теле, ППК и mPFC.

Savic сопоставил группу из 40 человек, сообщивших о симптомах эмоционального выгорания, и группу из 40 здоровых людей. Она использовала опросник Maslach Burnout Inventory, чтобы измерить степень эмоционального выгорания участников, и провела МРТ-измерения толщины коры и объемов миндалевидного тела, ACC и mPFC, чтобы оценить физические последствия стресса.

Результаты показывают, что эмоциональная суматоха выгорания оставляет характерный след в этих структурах мозга. Лобная кора, область мозга, необходимая для когнитивного функционирования, начинает истончаться как часть нормального процесса старения, но у пациентов, страдающих выгоранием, наблюдается более выраженное истончение mPFC по сравнению с контрольной группой. Нормальные эффекты старения также были более заметными при сканировании группы выгорания.

Другие структуры мозга также демонстрировали признаки износа: у пациентов с эмоциональным выгоранием миндалевидное тело увеличилось, а хвостатое ядро ​​уменьшилось, что коррелировало с их восприятием стресса на рабочем месте.

Савик предполагает, что чрезмерная активация миндалины приводит к нарушению модуляции областей mPFC, что затем запускает дальнейшую стимуляцию миндалевидного тела, что приводит к еще большей активации mPFC. По мере того, как этот цикл со временем выходит из-под контроля, нервные структуры начинают проявлять признаки износа, что приводит к истончению коры, а также к проблемам с памятью, вниманием и эмоциями.

В сотрудничестве с другой группой исследователей стресса из Каролинского института Савич и его коллеги пришли к выводу, что длительный профессиональный стресс также был связан со значительным уменьшением объемов серого вещества в гиппокампе, хвостатом теле и скорлупе — структурах, которые, как известно, подвержены стрессу. нейротоксические изменения, возникающие при избыточном выбросе глутамата.

«Данные экспериментов на животных показывают, что стресс вызывает повышенное высвобождение глутамата и что связанное со стрессом повышение уровня внеклеточного глутамата вызывает ретракцию шипов в областях, подверженных стрессу, таких как mPFC, передняя поясная извилина и базальные ганглии», — объясняют Савич и его коллеги.

Нейровизуализационные исследования людей, перенесших тяжелую травму в раннем возрасте, показали, что их мозг имеет сходные паттерны с мозгом людей, страдающих от клинического выгорания. Независимо от основной причины накапливаются данные, свидетельствующие о том, что нейронные цепи могут быть повреждены как в результате сильной травмы, так и в результате накопленного повседневного стресса.

Когнитивные затраты

Помимо изменений в анатомии мозга, ученые начинают понимать, как эмоциональное выгорание может повлиять на когнитивные функции людей, нарушая творческие способности, решение проблем и рабочую память.

Чтобы лучше понять когнитивные издержки выгорания, группа греческих ученых-психологов во главе с Павлосом Делигарисом (Университет Аристотеля в Салониках, Греция) провела всесторонний обзор литературы по выгоранию. В конечном итоге 15 исследований соответствовали строгим критериям включения: статьи должны были быть на английском языке, включать меры, характерные для эмоционального выгорания (независимо от используемой оценочной шкалы), и оценивать когнитивные функции с помощью проверенных психометрических показателей.

В 13 из 15 исследований выгорание было связано с когнитивным дефицитом. Делигкарис и его коллеги сообщили, что «в частности, в связи с выгоранием страдают исполнительные системы внимания и памяти, а у выгоревших людей нарушаются когнитивные функции». Из семи исследований, оценивающих устойчивое или контролируемое внимание, пять показали, что люди с выгоранием более склонны к потере внимания. Из семи исследований, включавших оценку памяти, шесть показали связь между выгоранием и нарушениями памяти.

Тем не менее, исследователи предупреждают, что почти все эти исследования были небольшими и перекрестными, что затрудняет точное определение выгорания как причины каких-либо когнитивных нарушений. Также возможно, что люди с низким уровнем исполнительных функций в конечном итоге оказываются более уязвимыми к негативным последствиям стресса, что в конечном итоге приводит к более высокому уровню эмоционального выгорания.

Биометрия эмоционального выгорания

Новые данные свидетельствуют о том, что в дополнение к нарушению регуляции функций мозга, подобно другим хроническим стрессовым состояниям, эмоциональное выгорание также приводит к нарушению регуляции нейроэндокринной системы организма. Ось гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая (ГГН) является важным компонентом в регуляции реакции на стресс, контролируя высвобождение «гормона стресса» кортизола.

В нормальных условиях, когда мы воспринимаем угрозу — будь то змея в траве или приближающийся крайний срок — в организме высвобождается прилив кортизола.

Попав в кровоток, кортизол вызывает мощные реакции во всем организме, начиная от сердечно-сосудистой деятельности и заканчивая иммунной системой и формированием памяти. Как только угроза миновала, уровень кортизола падает, и эти системы возвращаются к исходному уровню. Однако, когда стресс становится хроническим — как в случае эмоционального выгорания — организм не может вернуться к нормальной жизни, что приводит к каскаду потенциальных проблем со здоровьем.

В условиях продолжительного стресса система гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы перестает вырабатывать более высокие, чем обычно, уровни кортизола: когда уровни кортизола остаются слишком высокими в течение слишком долгого времени, организм реагирует, в конечном счете, снижая выработку кортизола до аномально низкого уровня, что называется состоянием, называемым гипокортицизмом. . Эти аномально низкие уровни кортизола связаны с тяжелым стрессом и травмой, как будто сама система реакции организма на стресс сгорела.

Группа ученых под руководством Барта Остерхольта (Университет Радбауд в Неймегене, Нидерланды) исследовала взаимосвязь между функционированием ГГН-оси и симптомами эмоционального выгорания. Они набрали как группу пациентов с формальным клиническим диагнозом эмоционального выгорания, так и группу неклинических пациентов с симптомами эмоционального выгорания, но без формального диагноза. Анализ образцов слюны показал, что в обеих группах, страдающих выгоранием, уровень кортизола по утрам был значительно ниже, чем в группе здоровых людей — признак того, что их тела реагировали на долгосрочные стрессоры.

Дополнительные исследования показывают, что гипокортизолизм вызывает слабовыраженное воспаление во всем теле, что, в свою очередь, способствует серьезным проблемам со здоровьем, включая накопление бляшек в коронарных артериях. Одно большое исследование почти 9000 работающих взрослых показало, что выгорание является значительным фактором риска развития ишемической болезни сердца, которая может привести к сердечным приступам.

Группа исследователей под руководством Шэрон Токер, главы отдела организационного поведения Тель-Авивского университета, Израиль, отслеживала плановые медицинские осмотры 8838 сотрудников в среднем в течение 3,4 лет. Они обнаружили, что сотрудники, которые на исходном уровне входили в 20% лучших по шкале выгорания, имели 79 баллов.% повышенный риск диагностирования ишемической болезни сердца в ходе исследования.

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, ишемическая болезнь сердца является наиболее распространенным типом сердечных заболеваний, от которого ежегодно умирает более 370 000 человек только в Соединенных Штатах. Хотя усилия общественного здравоохранения по предотвращению сердечных заболеваний чаще всего сосредоточены на факторах образа жизни, таких как диета и физические упражнения, стрессы изнурительного рабочего дня могут быть столь же пагубными, как закуривание сигареты или поедание чизбургера с двойным беконом.

Можно ли обратить выгорание вспять?

APS William James Fellow Bruce McEwen (Университет Рокфеллера) исследует взаимодействие гормонов стресса, мозга и тела. Его исследования в области нейроэндокринологии гормонов стресса показали, как хронический стресс влияет на определенные области мозга, приводя к изменениям настроения, способности к обучению и памяти, которые являются признаками эмоционального выгорания.

Макьюэн вместе с сотрудником APS Би Джей Кейси и психиатром Конором Листоном из Медицинского колледжа Вейла Корнелла нашли многообещающие первоначальные доказательства того, что негативные последствия хронического стресса могут быть обратимыми.

Исследовательская группа набрала группу студентов-медиков, испытывающих сильный стресс. 20 студентов готовились к одному из самых важных испытаний в своей жизни — экзамену на получение медицинской лицензии в США. Студенты не могут заниматься медициной, пока не сдадут этот экзамен. Исследователи также набрали группу относительно не подверженных стрессу студентов-медиков в качестве контрольной группы.

Предыдущие исследования на животных моделях показали, что крысы, подвергавшиеся хроническому стрессу, демонстрировали нарушения в задачах переключения внимания, а также признаки усадки и повреждения нейронов в mPFC, области мозга, отвечающей за переключение внимания. Но после 4 недель релаксации изменения mPFC обратились вспять. Исследователи предположили, что давление предстоящего экзамена с высокими ставками приведет к аналогичным связанным со стрессом изменениям в мозгу студентов.

В частности, исследователи ожидали увидеть нарушения в функционировании областей мозга, участвующих в переключении внимания, таких как дорсолатеральная префронтальная кора (ПФК). Чтобы проверить это, они попросили всех студентов-медиков выполнить задание на переключение внимания во время прохождения фМРТ-сканирования.

Как и крысы, находящиеся в состоянии стресса, студенты, находящиеся в состоянии стресса, с трудом переключали внимание между двумя визуальными стимулами по сравнению с контрольной группой. Данные функциональной визуализации подтвердили, что сеть, включая префронтальную кору, была задействована во время переключения внимания; однако у испытывающих стресс студентов, по-видимому, наблюдается снижение связи между префронтальной корой и другими компонентами сети внимания мозга.

Оказалось, что стресс при подготовке к экзамену нарушил связи между нейронами в частях мозга, особенно в таких областях, как префронтальная кора, которые связаны с модуляцией оси HPA.

Через четыре недели после сдачи экзаменов студенты вернулись в лабораторию для еще одного раунда сканирования. На этот раз две группы не показали существенных различий ни в восприятии стресса, ни в выполнении задания на переключение внимания. Данные нейровизуализации показали, что нарушения, проявлявшиеся в деятельности мозга ранее испытывавших стресс студентов, также обратились вспять. После 4 недель восстановления их паттерны мозговой активности были аналогичны таковым у контрольных испытуемых.

Очевидно, что 4 недели подготовки к экзамену не эквивалентны годам стресса, который многие люди испытывают на работе. Тем не менее, это исследование предполагает, что вмешательства и восстановление на неврологическом уровне возможны для людей, страдающих от эмоционального выгорания.

Ссылки

Бликс, Э. , Перски, А., Берглунд, Х., и Савич, И. (2013). Длительный профессиональный стресс связан с регионарным уменьшением объемов мозговой ткани. ПЛОС ОДИН 8 : e64065. doi:10.1371/journal.pone.0064065

Делигкарис П., Панагопулу Э., Монтгомери А.Дж. и Масура Э. (2014). Выгорание на работе и когнитивное функционирование: систематический обзор. Работа и стресс , 28 , 107–123. doi:10.1080/02678373.2014.909545

Голкар А., Йоханссон Э., Касахара М., Осика В., Перски А. и Савич И. (2014). Влияние хронического стресса, связанного с работой, на регуляцию эмоций и функциональную связь в головном мозге. ПЛОС ОДИН 9 : e104550. doi:10.1371/journal.pone.0104550

Гундерман, Р. (2014, 21 февраля). Для молодого доктора, который вот-вот выгорит. Атлантика . Получено с http://www.theatlantic.com/health/archive/2014/02/for-th0e-young-doctor-about-to-burn-out/284005/

Liston, C., McEwen, B. S., & Кейси, Б.Дж. (2009). Психосоциальный стресс обратимо нарушает префронтальную обработку информации и контроль внимания. Труды Национальной академии наук , 106 , 912–917. doi:10.1073/pnas.0807041106

Maslach, C. (2003). Выгорание на работе: новые направления исследований и вмешательства . Текущие направления в психологической науке, 12 , 189–192. doi:10.1111/1467-8721.01258

Maslach, C., & Jackson, SE (1981). Измерение пережитого выгорания. Журнал профессионального поведения, 2 , 99–113. doi:10.1002/job.4030020205

Maslach, C., & MP Leiter, (Eds.). (2015). Пришло время принять меры по выгоранию. Исследования выгорания 2 , iv–v. doi:10.1016/j.burn.2015.05.002

Морган, К.А., Рассел, Б., Макнил, Дж., Максвелл, Дж., Снайдер, П.Дж., Саутвик, С.М., и Петржак, Р.Х. (2011). Исходные симптомы эмоционального выгорания предсказывают зрительно-пространственную исполнительную функцию во время обучения в школе выживания военнослужащих специальных операций. Журнал Международного нейропсихологического общества , 17 , 494–501.