Тест дерево – » «

Страничка психолога Зуевой Юлии: Тест "Дерево"

ТЕСТ «ДЕРЕВО» (АВТОР Д. ЛАМПЕН, В АДАПТАЦИИ Л.П. ПОНОМАРЕНКО)
Рисунок с нумерацией
Рисунок без нумерации
 Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Содержание методики: Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок). Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»).
«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться». Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным. Интерпретация результатов: Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер. Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
Источник: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.

Методика может использоваться и с более младшими детьми:

Благодаря тесту можно понять уровень самооценки ребенка, выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе.

Предложите ребенку рассмотреть картинку. На ней 21 человечек и дерево. У каждого свое занятие, все находятся в разных местах, у них определенное настроение.

Затем попросите раскрасить картинку. Коричневым карандашом — ствол и ветки. За это время ребенок успеет рассмотреть всех человечков получше.

Затем пусть красным карандашом ребенок раскрасит человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение и положение в школе или среди друзей. А зеленым — того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.

Оцените, с положением какого человечка ребенок отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Ключ к тесту

№ 1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий

№ 2, 11, 12, 18, 19 — настрой на общительность, дружескую поддержку

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудностей)

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 9 — мотивация на развлечения

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть»

№ 16 — дети не всегда понимают как позицию человечка, который несет на себе человечка № 17 — они склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим

№ 17 — неспособность самостоятельно справиться с возникающими проблемами

№ 20 — завышенная самооценка и установка на лидерство

psiholog442.blogspot.com

Интерпретация III теста «Дерево»

⇐ ПредыдущаяСтр 57 из 115Следующая ⇒

(комплексная, по Рене Стора; перевод с французского Н. С. Потолицыной)

Данные, представленные в исследованиях Р. Стора в 70-х –80-х годах, основаны на статистической валидизации и получены в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве 820 человек – от 4 до 60 лет. В варианте теста Р. Стора изображение дерева выполняется на двух сторонах одного листа. Рисующему дается следующая инструкция: «Нарисуйте дерево, любое, какое хотите, но не елку». Затем лист переворачивается и инструкция по­вторяется. (Важно отметить, что следует избегать слова «еще», которое может послужить стимулом к повторению изображе­ний предыдущего дерева.)

Рисунок 9. К интерпретации теста «Дерево»

 

Первый рисунок , по мнению Р. Стора, представляет собой реакцию испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по самоконтролю. Второй более соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке.

В одном из вариантов теста Р. Стора предлагает людям на втором листе нарисовать «дерево мечты» (т.е. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается нарисовать дерево с закрытыми глазами. При этом считается, что «дерево мечты» позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику ре­шения проблем. Дерево же, нарисованное с закрытыми глаза­ми, по мнению Р. Стора, позволяет выявить давние конфликты, детские травмы, которые могут влиять на настоящее.

Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрика­ции, выявленной статистически. Среди разделов этой рубрика­ции можно отметить следующие.

Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сестрами, братьями и т.д.

Аффективные реакции:

веселость, грусть, пессимизм, оп­тимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение побе­ды и т.п.

Интересы: интеллектуальные, художественные.

Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в согласии, зависимость и т.д.

Социальные отношения: общительность, замкнутость, лжи­вость

Форма деятельности: регулярность, системность, находчи­вость, медлительность и т.п.

Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, во­ображение, прилежание.

Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графи­ческого материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фи­гуры сгруппированы по 15 категориям:

I.1–6 – свобода от инструкции;

II.6–10 – почва;

III. 10–15 – корни;

IV. 15–22 – симметрия;

V. 23–26 – кресты;

VI. 26–35 – положение на странице;

VII. 35–69 – форма листвы;

VIII. 69–78 – штриховка;

IX. 78–97 – ствол;

X. 97–101 – общая высота дерева;

XI. 101–113 – высота кроны;

XII. 113–120 – ширина кроны;

XIII. 120–125 – выступающие части;

XIV. 125–146 – особенности линий;

XV. 147–149 – разные признаки.

Интерпретация III опирается на обобщенную аналити­ческую схему рисунка дерева (рис. 10) и представляет со­бой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность.

В последние годы, как мы видим тест «Дерево» претерпел существенное развитие: уточнялась его интерпретация, стаби­лизировались признаки деталей, результаты соотносились с данными основательных наблюдений.

Приводимый ниже вариант интерпретации дает в руки практическому психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате применения интерпретаций I и II. Их можно сопоставить с интерпретацией Коха и, как нам представ­ляется, получить более надежные сведения об особенностях лич­ности автора рисунка.

 

Рисунок 10. К тесту «Дерево»

Психологическое значение фигур (по Р. Стора)

I. «Свобода от инструкции «

· Множество деревьев (не связанных почвой – детское по­ведение; не подчиняется инструкциям).

· 2. Два дерева – может символизировать «он и другие» (см. расположение на странице и использованные фигуры).

· Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева – воображение, эмоциональность.

· Пейзаж вокруг дерева – чувствительность.

· Поворачивание листа по горизонтали – независимый ум, признак ума, рассудительность.

II. «Основание»

6. Одной чертой – фиксируется на одной цели, принимает какой-либо приказ, указание.

7. Разные основания (разные линии особой формы) – навя­зывает себе свои правила, потребность в идеале.

7а. Несколько линий оснований до края листа – спонтан­ный контакт, неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность.

8. Подъем основания в правый верхний угол – задор, энту­зиазм, увлеченность.

9. Основание вниз – отсутствие рвения, подавленность.. разбитость.

III. Корни

10. Корни меньше, чем ствол хочет узнать, что от него скрыто,

11. Корни на высоте ствола – любопытство, вызывающее проблемы.

12. Корни больше, чем ствол – большое любопытство, вы­зывающее тоску.

13. Корни, нарисованные одной чертой, – инфантильное поведение с желанием узнать секрет.

14. Корни, нарисованные двумя чертами, – способен разли­чать и распознавать реальность.

IV. Симметрия

15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют пря­мой угол и расположены напротив друг друга – слиться, ка­заться в согласии с окружением.

16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый угол, но расположены симметрично-напряженное усилие над агрессивностью.

17. Прямолинейное чередование. Ветви образуют со стволом угол в расположении поочерёдно с обеих сторон – колебание в выборе отношения к аффекту. Амбивалентность – источник внутреннего конфликта.

18. Угольное чередование – подвижность, сопровождающа­яся блокировкой. Моральные проблемы.

19. Прямоугольная симметрия листвы.

20. Угольная симметрия листвы.

21. Прямоугольное чередование листвы.

22. Угольное чередование листвы.

Примечание: наличие листвы в этих четырех фигурах, свиде­тельствует о внутренней, скрытой фантазии, наличии вообра­жения у личности, никак не проявляемого внешне.

V. Крест

23. Крест в корнях.

24. Крест в стволе.

25. Крест в листве.

Крест означает конфликт, страдание. Имеет значение и его форма.

 

VI. Расположение на странице

(страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали)

26. Чисто левая позиция – привязанность к прошлому, к матери к тому, что связано с ее образом. 27. Левая позиция с тенденцией к центру –двойное желание покровительства и независимости в этих рамках.

28. Центральная позиция с тенденцией влево.

29. Центральная позиция с тенденцией вправо – желание найти согласие, равновесие между собой и другими. Важен на­клон вправо или влево. При доминировании наклона слева на­право.– направленность к внешнему миру, будущему.

29а.Строго центральная позиция свидетельствует о потребности острой систематизации на основе привычек.

30. Правая позиция – потребность опереться на авторитет. Иногда – мать, не обеспечивающая безопасности.

30а. Правая позиция с тенденцией к центру – поиск согласия с окружением.

31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) – ком­пенсация депрессии возбуждением. Нестабильность и поиск са­мообладания. Амбиции, желание навязать себя другим.

32. Нижняя позиция (целиком в нижней половине) – впечат­ление покинутости, депрессии, самообвинение, ненужность,

33. Левая и правая позиции, несколько деревьев.

34.Левая позиция, центральная и правая позиции, несколь­ко деревьев – может быть сомнение в поведении или богатство соображения, в соответствий, с качеством линии и оригиналь­ностью форм.

34а. Центр дерева – личный способ поиска равновесия.

VII. Форма листвы

35. Маленькие букетики с кругами в 1/3 высоты ствола – нежная эмоциональность, чувствительность.

36. Маленькие букетики без кругов – фрустрированная нежность.

37. Круги в листве – словесная активность, поиск ободряю­щих переживаний.

38. Падающие (или упавшие) листья – чувствует себя поки­нутым, разочарован.

39. Опускающаяся листва – отчаяние, бессилие.

40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) – порыв, энтузиазм, стремление к доминированию.

41. Листья во все стороны –ищет уверенности в разнооб­разных контактах. Распыляется. Возбужден.

42. Открытая листва (не замкнутая) – чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему.

42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) – ловкость, более или менее выделяющаяся в решении проблем,

43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях – при­нятие, открытость к другому.

43а. Листва, следующая форме страницы – немного стеснен нормами своего окружения, но подчиняется им.

44. Закрытая и открытая листва – умение получать и давать. Поиск объективности.

45. Полная, закрытая листва (замкнутая кривая) – сохране­ние самообладания инфантильным способом.

46. Пустая закрытая листва (пустой круг) – непроявляемая агрессивность.

47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые), – ин­фантильные суждения, которые проводят незначимую личную точку зрения выше общепринятой.

48. Однообразные детали – тенденция к повторению.

49. Разнообразные детали в листве –разнообразит свои зна­ния. Память.

49а. Детали на стволе – помнит о мелочах в повседневной жизни;

50. Множество серий деталей – тенденция к систематичес­кой деятельности.

51. Явное дерево, подстриженное шапкой,– круглый протуберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят вет­ви в разные стороны– инфантильный поиск покровительства.

52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено),--- потребность в поддержке.

52а. Инфантильное дерево, подстриженное шапкой (круг на вершине ствола, лучи вокруг),– нормально для детей 7 лет. Признаки отставания – после 7 лет.

53. Ветви на одной линии – побег от неприятной реальнос­ти, приукрашивание ее или трансформация.

54. Ветви на одной и двух линиях на одном рисунке – поиск точности. Нюансы оценивания.

55. Ветви из двух линий – хорошее различение реальности. 55а. Обрезанная ветвь – аффективная травма.

56. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии + круги в листве – неудовлетворенные желания отрицаются.

57. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии – менее уязвимый, чем предыдущий, испытуемый, осознает свою неудовлетворенность.

58. Ромбы из одной и двух линий + круги – отдает отчет в том, что разделяет мечты и реальность, но требует компенса­ции нежности.

59. Ромбы из одной и двух линий без кругов – больше зре­лости, которая помогает перенести фрустрацию.

60. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий + круги – испытуемый осознает борьбу, разыгрывающуюся между двумя противопо­ложными желаниями, и ищет эмоциональной компенсации, что­бы заглушить свое беспокойство.

61. Ромбы и 1/2 ромба или двух линий без кругов – умеет луч­ше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе занятий и хочет показаться уверенным в себе.

62. Листва в виде гирлянд (птичкой) – находится в обороне;

остается вежливым и не атакует в лоб.

63. Петлевидная листва – желание пользоваться своим оба­янием для победы.

64. Листва в форме кривой без множества разрывов внутри или по краям – осторожный и сдержанный, настороже.

65. Нитевидная листва – ловкость в избегании того, что не нравится.

65а. Листва с прогрессирующим расширением – поиск про­гресса через улучшение.

656. Беспорядочная повторяющаяся листва: малые формы листвы, очерченные контуром, повторяющиеся на всем дереве – общая, захватывающая мысль беспокойства, тревоги.

б5в. Листва, подобная вышивке – женское начало, обаяние;

любезность.

65г. Переделанная листва – хочет скрыть и исправить свои ошибки, чтобы избежать возможных упреков.

65д. Листва с цветами на дереве или вне его – мягкость, сен­тиментальность, нежность.

65е. Утолщенные замкнутые ветви – внезапные гневные ре­акции, более или менее предвидимые.

б5з. Плакучая ива– отсутствие смелости, мотивированное или немотивированное событиями отчаяние.

66. Листва, направленная вправо,– желание прочной под­держки и поиск позитивных контактов.

67. Листва, направленная влево,– возврат к прошлому и опыту детства.

68. Листва без четкого направления – затрудненный выбор.

VIII. Штриховка

69. Зажатая штриховка, повторяющаяся в листве, на стволе,или в корнях – интерпретируется в зависимости от места штри­ховки: общее напряженное беспокойство.

70. Судорожная штриховка, повторяющаяся и ограниченная – акцентуация значения признака 69 + возможные гневные реакции.

71. Штриховка на стволе (судорожная, повторяющаяся, ог­раниченная или нет) – значительные проблемы с родителями, вызывающие беспокойство, проявляемое или нет. Аккумулиру­ется злобность, тоска от покинутости

72. Равномерная штриховка – значимость ощущений, впе­чатлений. Живет в мечтах и воображает для самоутешения.

73. Черное и белое – ригидное поведение. Возмущается в случае нападок и в то же время старается во имя принципов ог­раничить себя.

74. Штриховка в виде петли – детская зависимость, покорность, отчаяние.

75. Прямолинейная штриховка, – желание предвидеть, лю­бовь к планированию.

76. Нитевидная штриховка (похожа на замкнутую нить) – страх невозможности сдержать собственные агрессивные силы, беспокойство. Может разразиться гневом.

77. Штриховка в мелких деталях – повторяющиеся мечты, которые позволяют компенсировать, но не устранять грусть.

77а. Заштрихованные круги – неудовлетворенность аффек­тивных потребностей. Проблемы по поводу пищи.

IX. Ствол

78. Изолированная ветвь на стволе слева– желание быть похожим на мать или поступать так же. как она..

79. Изолированная ветвь на стволе справа – желание быть похожим на отца, сравниваться с ним в силе.

80. Шрам на стволе – сознание пережитых провалов, которые оставили след.

81. Ствол, отделенный от листвы чертой,– чувствует воспи­тательное принуждение, отрицает или принимает его,

82. Ствола форме конуса – оппозиция с целью доказать свою силу.

82а. Ствол в форме раздавленного свода – сильно чувствует внешнее принуждение и «проваливается» в желание ему проти­виться, противостоять.

83. Листва, прерывающая ствол вогнутой кривой, – пассив­ность, мягкость, принятие.

84. Ствол из одной линии –отказ видеть существующую реальность и учитывать ее.

85. Ствол из двух линий, ветви из одной линии – видит ре­альность, но не считает ее соответствующей своим, желаниям, старается избежать ее в мечтах или игре.

86. Открытый ствол, соединенный с листвой,– хороший ин­теллект, нормальное развитие.

87. Ствол, входящий в листву – желание сохранить то, что имеешь, но возможно и беспокойство по поводу сексуальности.

88. Ствол, висящий над почвой, – отсутствие контакта с миром.

88а. Листва, висящая над стволом – повседневная и интел­лектуальная жизнь плохо связаны).

89. Ствол, отделанный от почвы чертой, – чувствует себя изолированным, несчастным.

90. Ствол с наклоном влево отступает в страхе от нападок.

91. Ствол с наклоном вправо – ищет поддержки.

92. Ствол с разным наклоном – напряженное сомнение. Мо­жет внезапно перейти от одного состояния к противоположному.

93. Ствол, поднимающийся вверх, – дух предприимчивости.

94. Ствол, опускающийся вниз, – разочарование грусть.

95. Ствол, расширенный внизу, – поиск прочной позиции в своей среде.

96. Ствол, суженный у основания, – чувство небезопасности в окружении, которое не приносит желаемой поддержки.

96а. Ствол, «приваренный» к основанию,– изолируется и хочет укрепить свое «Я» перед миром, который признается бес­покойным.

X. Общая высота

(страница разделена на четыре части в направлении высоты)

97. Высота 1 – зависимость, уязвимость, недоверие к себе, но возможны мечты о компенсирующем могуществе.

98. Высота 2 – зависимость и робость, менее заметные, чем предыдущие.

99. Высота 3 – хорошая адаптация в среде.

100. Высота 4 – хочет быть замеченным, значимым для дру­гих, утвердиться.

100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте деревь­ев одного испытуемого) – амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или пройти незамеченным.

XI. Высота листвы

(страница разделена на восемь частей в направлении высоты)

101. Листва 1-й высоты – отсутствие рефлексии и контроля. Нормально для 4 лет.

102. Листва 2-й высоты – способность размышлять над своим опытом и сдерживать свои реакции.

103. Листва 3-й высоты – хороший контроль и рефлексия.

104. Листва 4-й высоты – интериоризация, компенсаторные мечты.

105. Листва 5-й высоты -– интенсивная интеллектуальная жизнь. Подчеркивает значение

106. Листва 6-й высоты – интеллектуальное напряжение.

107. Листва 7-й высоты – высота листвы находится в пря­мой связи с интеллектуальным развитием и интересом к духов­ным объектам. Если листва занимает всю страницу или почти всю, возможен уход в мечты. Тогда нужно проследить ее связь со стволом и особенности рисунка интерпретировать в этом направлении.

108. Ствол больше листвы – живет настоящим моментом, интересуется конкретными вещами. Потребность в движении.

109. Ствол явно больше листвы, например, в 2 или 3 раза – сильно зависит от окружения, противостоит ему агрессией, сдерживаемой беспокойством. Возбудимость, импульсивность, ко­торую трудно сдерживать.

110. Ствол равен высоте листвы – поиск равновесия. Хочет.удовлетворять требования среды.

111. Листва больше ствола – рефлексия помогает в поисках ав­тономии и самоконтроля. Способность сдерживать свои реакции.

112. Листва явно больше ствола – высокий интеллектуальный уровень, артистические интересы. Иногда также, в зависимости от других признаков, возможность ухода в воображаемый: сказочный мир, который может привести к бреду и психозу.

XII. Ширина листвы

(страница разделена на четыре части в направлении ширины)

113. Ширина 1-й листвы – сомнение в своем интеллекте, позиция напряженной, судорожной защиты.

114. Ширина 2-й листвы – еще мало убежден в собственной ценности. Ставит под сомнение свой интеллект.

115. Ширина 3-й листвы – хороший интеллект, но может трудно объясняться. Дилеммы в контактах.

116. Ширина 4-й листвы – любит говорить, привлекать вни­мание, быть замеченным.

117. Листва первого дерева широкая, второго – узкая – проблема выбора. Недоверчивость с одновременной потребно­стью зависеть от других. Осознание конфликтов.

118. Листва первого дерева узкая, второго – широкая – упрямство и противодействие. Прячет свою слабость за показ­ной силой, оставаясь внутренне напряженным к зажатым. Мож­но добавить поиск автономии.

119. Острая листва (узкая вершина), заканчивающаяся пере­вернутым V – защита от опасности, настоящей или подозрева­емой, воспринимается как атака па личность.

XIII. Выступающие части

120. Листва, выступающая слева,–одновременно привязан­ность и агрессивная оппозиция к матери, вызывающей неудов­летворенность по некоторым причинам.

121. Листва, выступающая справа,–желание воздействовать на другого, атака или защита. Избирательность в контактах.

122. Выступающий верх – хочет компенсировать чувство недостаточности желанием могущества.

123. Ствол, выступающий внизу страницы, поиск безопасно­сти для устранения чувства покинутости. Хочет найти стабиль­ные рамки. Потребность в нежности.

124. Маленькое дерево (1/2 клетки) и выступающий вверху страницы ствол – существует одновременно чувство «раздав­ленности» и поиск внешней компенсации.

XIV. Характер линии

125. Расширяющиеся линии в листве – агрессивность, кото­рая проявляется резким способом, но не в действиях, а в словах.. (Другие признаки могут помочь понять, есть ли подавление иди освобождение разрядки.)

126. Расширяющиеся линии на стволе или на почве – воз­можно говорит об агрессивности, пережитой или назревающей.

127. Заостренные линии в листве – агрессивная критика и возможное чувство вины (по направлению заострений)

128. Заостренные линии на стволе или на почве – разочаро­вание в жизни. Обвинение других и себя.

129. Заостренная листва вправо и вверх.

 

129а. Заостренная влево листва.

130. Листва, заостренная вниз.

Все заострения нужно рассматривать как агрессивность, про­являемую или скрытую, в зависимости от направления и фор­мы линий. Имея место в листве, она больше чувствуется, чем проявляется повседневно.

131. Жирные линии в стволе–»пропитывается» средой, пло­хо ей сопротивляется.

132. Жирные линии в стволе и в листве – значимые впечат­ления препятствуют деятельности.

133. Легкие линии ствола – страх самоутвердиться и дей­ствовать свободно.

134. Легкие линии в листве– чувствительность. Поддается влиянию.

135. Прямые и четкие линии, очерчивающие ствол,– реши­тельность, деятельность.

136. Кривые (корявые) поспешные линии, очерчивающие ствол,– ловкость, находчивость. Не задерживается на том, что печалит-

137. Кривые, медленные линии, очерчивающие ствол,– за­медленная активность из-за беспокойства и чувства непреодо­лимости препятствий.

138. «Макаронные линии» – тенденция к скрытности с це­лью застать врасплох и неожиданно атаковать. Скрытый гнев.

139. Плохо выполненные исправления ствола – выявляет ошибки из-за потребности быть наказанным. Различные амби­валентности. Неблагоприятные суждения о себе.

139а. Плохо выполненные исправления на листве или кор­нях – то же значение, что 139. (Учитывается место, где есть ис­правления, для уточнения, прочувствовано это или скрыто.)

140. Хорошо выполненные исправления на стволе– поиск улучшения. Желание скрыть неблагопрнятное с целью предста­вить то, что имеет ценность в глазах другого.

141. Изорванная линия, очерчивающая ствол,– реактивный страх реальной травмирующей ситуации. Неподвижное и немое отношение, похожее на своеобразный паралич (не путать с от­ношением упрямства).

142. Различные линии, очерчивающие ствол,– вариатив­ность состояний из-за внутренних противоречий. Противосто­ят агрессивность и пассивность.

143. Линия с нажимом, очерчивающая ствол,– активность и самоутверждение.

144. Арки, дуги и своды в листве – скрытность, недоверчивость.

145. Прямые и четкие линии на стволе – решительность, ак­тивность.

146. Геометрические фигуры на стволе или листве – тенден­ция к систематизации мыслей, деятельности, по месту этих фи­гур на дереве.

XV. Разные признаки

147. Тень от дерева на земле – доказательство некоторых тенденций, которые можно увидеть в самом изображении тени.

148. Отсутствие ветвей – трудность установления контактов.

149. Круг в основании ствола – чувствует себя защищенным и в безопасности только в узком ограниченном кругу.

В данной интерпретации выбор между различными психо­логическими значениями признаков осуществляется в ходе срав­нения различных рисунков, выполненных одним и тем же испы­туемым; при этом само значение признаков в ходе анализа ук­репляется, противопоставляется и уточняется.

 

Рассмотрим пример:

Дерево нарисовано в центральной позиции, т.е. в центре стра­ницы. Мы знаем, что эта позиция часто встречается у испытуе­мых, имеющих систематические привычки. Если это дерево име­ет высоту, необходимо подумать, что сформулированные при­вычки имеют цель освободить испытуемого от сомнений в собственной значимости, так как 1-я высота указывает на сла­бую веру испытуемого в себя, и он часто старается компенсиро­вать ее с помощью успокаивающих привычек.

Если на выполненном рисунке листва гораздо больше ствола, то вполне возможно, что в мечтах испытуемый ищет некой ком­пенсации. Если, наоборот, ствол больше листвы,– вера в себя воз­можна для него в систематически повторяющихся поступках.

Если линии заострены, то у испытуемого может существо­вать тенденция к агрессивной критике, более или менее скры­тая. Если они расширены, мы можем предложить склонность к внезапному гневу. Направление заострений или расширений укажет, на что направлена агрессивность (включая самого ис­пытуемого, если линии направлены вниз, т.е. на себя).

Комментарий к тесту

Как видно из теста и приведенных вариантов изображения, существуют разные уровни анализа теста «Дерево», и для ис­следователя остается некая свобода выбора – что именно ис­пользовать в своей работе. Разумеется, в любом случае выбор уровня интерпретации означает необходимость критического подхода и обеспечения проверки результатов интерпретаций на валидность и надежность каждого из полученных вариантов. Полное решение этой задачи --- большая работа, которая по­требует усилий многих и многих исследователей. Но одновре­менно это и увлекательная работа, хотя необходим огромный запас терпения.

Отметим здесь, что наличие потенциального гигантского числа признаков в анализе изображения дерева ('гак же, как и других видов изображения) поначалу затрудняет работу прак­тического психолога по использованию данного типа тестов. Понятно, что такое обилие признаков невозможно удержать в голове. Поэтому в практике зарубежных авторов весьма часто используются концепции психоанализа и психоаналитические интерпретации. Но для такого рода заключений необходимы соответствующая подготовка и значительный опыт работы с диагностическими процедурами.

В нашем исследовании мы попытались выделить лишь наи­более общие признаки изображения. И сделали это сознатель­но-для того, чтобы дать возможность коллегам использовать опыт построения такой индивидуальной типологии, которая была получена нами в результате эмпирического исследования на большом и разнообразном контингенте испытуемых. Выде­ление отдельных признаков изображения и построение спосо­бов их интерпретации, по нашему мнению, является важным и нужным примером, однако недостаток научного обоснования при использовании такого рода признаков может сделать ра­боту практического психолога недостаточно корректной.

 

 

ТЕСТ «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Цель применения теста:выявление индивидуально-типологический различий.

Инструкция:«Вам нужно нарисовать фигуру человека, со­ставленную из 10 элементов, среди которых могут быть треу­гольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или умень­шать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, на­кладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количе­ство фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами исполь­зовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать не­достающие».

Материал:испытуемым предлагается три листа бумаги раз­мером 10x10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок , далее, соответ­ственно на листе № 2 – второй, на листе № 3 – третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нару­шении инструкции данные не обрабатываются.

Обработка данныхпроизводится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении чело­века треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чи­сел, где сотни будут обозначать количество треугольников, де­сятки – количество кругов, единицы – количество квадра­тов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую «фор­мулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в табл. 1.

Интерпретация данных.Собственные эмпирические иссле­дования, в которых получено и проанализировано более двух ты­сяч рисунков, показали нам, что соотношение различных элемен­тов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить восемь основных типов, по которым соответствуют опи­санные ниже типологические характеристики.

Интерпретация теста основана на том, что геометричес­кие фигуры, использованные в рисунках, различаются по се­мантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступа­тельной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг – фи­гура обтекаемая, более созвучно с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем других, поэтому квадрат, прямо­угольник интерпретируются как специфически техническая кон­структивная фигура, «технический модуль».

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» индиви­дуально-типологических различий (см. табл. 1).

Таблица 1




infopedia.su

Тест: Выберите дерево и прочитайте основные характеристики вашей личности |

Тест: Выберите дерево и прочитайте основные характеристики вашей личности

Автор - Андрей Павлов 19.08.19 1:02 W:3 840
изображения depositphotos.com коллаж gornnisa.ru

То, чем Вы живете, что развиваете, что любите и цените - характеризует Вас.
Этот быстрый визуальный тест поможет Вам узнать себя немного лучше или, хотя бы, задуматься о том, что Вы за личность и что Вам действительно нужно для гармоничной жизни

изображения depositphotos.com коллаж gornnisa.ru

Выберите дерево, которое Вам визуально симпатичней, чем остальные предложенные
Прочитайте значение Вашего выбора
Ваш результат оформлен так, чтобы Вам было удобно сохранить его в свой профиль

 

 

Дерево 1

изображение depositphotos.com

Вы человек, который больше живет сердцем, чем разумом.
Вы плохо переносите скуку, рутину, молчаливых людей.
Вы человек действия, Вам важны эмоции.
В почти любой ситуации Вы предпочитаете выяснение отношений гордому молчанию.
Для Вас хуже равнодушия ничего нет.
Вы - темпераментная личность.

Дерево 2

изображение depositphotos.com

Вы человек традиций, человек клана.
Вы всегда будете действовать в интересах семьи, даже если семья - это Вы в единственном числе.
Вы неохотно впускаете в свою жизнь людей.
Вы предпочитаете общаться с теми, кто связан с вами кровными узами.
Вы редко задумываетесь о высоких материях, Вам важен собственный комфорт и всё что его касается.
Вы закрытая для общественности личность.

 

 

Дерево 3

изображение depositphotos.com

Вы человек который умеет видеть красивое и качественное.
В каждое дело или отношения Вы вносите свой, неповторимый шарм.
У Вас есть стиль, есть гордость за то, что лично Вы сделали на отлично.
Вы искренний человек, Вам почти незнакомо чувство зависти.
Вы способны восхищаться работой мастера, даже если мастер - Ваш конкурент.
Вас сложно предсказать, у Вас часто меняется настроения, планы, принципы - Вы творческая личность

Дерево 4

изображение depositphotos.com

 

 

В любом деле, в любых отношениях, в каждой серьёзной ситуации Вам важно позитивное развитие.
Вы легко остановите или прервете надолго процесс, если в нём не будет перспективы.
Вам важно двигаться вперед. Возможно Вы перфекционист.
Для Вас день завтрашний важнее, чем вчерашний.
Вы живете для будущего.
Вы перспективная с любой стороны личность.

Тест создан специально для читателей сайта Горница.ру
Изменять текст и иллюстрации, а так же использовать материалы теста полностью или частично в любых собственных проектах запрещено лицензией.

 

 

Благодарим за внимание
Оставайтесь с нами
Если Вам понравился тест - поделитесь с друзьями

gornnisa.ru

Тест "Дерево"

На листе бумаги нарисуйте любое дерево. И посмотрите интерпретации рисунков.

Интерпретация I («типология рисунков»)
Тип 1 — «ель». Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, с множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.

Тип 2 — «синтетическое». Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы — это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается у лиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречаются у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к философствованию.

Тип 3 — «педантичное». Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерева встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как «аналитический когнитивный стиль».
Тип 4 — «зимнее». Для 4-ого типа дерева характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей.

Тип 5 — «пикническое». Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа.

Тип 6 «эстетическое». Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью эстетической формы, умением передать настроение, эстетичеcкое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики. Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами.

Тип 7 — «пальма», «экзотический тип». Обычно встречается у молодежи; у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму.

Тип 8 — «характерное дерево». Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречаются у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью.

Тип 9 — «сюжетный». Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а также небо и на нем — солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вниз ветками. Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.

Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.

Для истинных любителей психологии есть очень детальное описание рисунка "Дерево" в комплексной интерпретации 2 (тест Рене Стора).

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

Тест «Дерево» Коха и его значение в педагогике

Определение 1

Тест «Дерево» Коха – это графическая проективная методика, которая была разработана в 1949 году Карлом Кохом, она представляет собой самостоятельный метод психологического исследования, направленный на изучение у испытуемых индивидуальных личностных особенностей и специфики осознания ими пережитых проблем и жизненных трудностей.

История создания теста

Графический проективный тест «Дерево» известен в психологической практике с XIX века. Первым исследователем, применившим его с целью диагностики человеческих особенностей и индивидуальностей, был швейцарский профконсультант Э. Жюккерт. Он увидел в изображении дерева отражение жизненных трудностей и проблем, которые были пережиты человеком.

Позднее в 1934 году Ж. Шлибе была собрана коллекция изображений дерева, которые нарисовали испытуемые в возрасте от 4-х до 18-ти лет. На основании данных изображений Ж. Шилбе были отмечены характерные особенности каждого дерева и разработана первая инструкция интерпретации результатов методики.

В 1949 году Карл Кох публикует свою научную работу, которая посвящена рисунку дерева. В этой публикации К. Кох проводит тщательный психологический анализ. Анализ, проведенный К. Кохом, основывался на психоанализе, большое значение придавалось символизации признаков изображения дерева.

В дальнейшем тест «Дерево» постоянно дорабатывался и совершенствовался другими исследователями, он подвергался адаптации в зависимости от необходимой области исследования.

Одним из ярких соавторов теста «Дерево» является Рене Стор, который интерпретировал результаты методики в зависимости от схемы рисования. Помимо психологических особенностей, Стор смог через тест получать результаты этнических особенностей каждого испытуемого. Например, у женщин мусульманок дерево имеет корни, что показывает о большой привязанности к своей среде. Это значительно отличает их от женщин западной культуры.

Замечание 1

Таким образом, тест «Дерево», имеет достаточно широкое распространение и большую популярность среди исследователей в области изучение индивидуально-личностных особенностей человека.

Описание теста

Тест «Дерево» является валидным, при применении его с целью диагностики психического развития детей. Наиболее точные результаты тест дает при исследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Значительно менее достоверными получаются результаты при исследовании подростков и взрослых. Это связано с тем, что им мешают социальные стереотипы представления о том, какое должно быть дерево.

Замечание 2

Цель теста «Дерево» - выявление индивидуальных психологических особенностей личности человека, возможных проблем; диагностика психического развития детей.

Тест может проводиться как индивидуально, так и в рамках группового обследования.

Необходимый для проведения диагностики материал:

  • лист белой бумаги формата А4;
  • простой карандаш средней твердости, заточенный не слишком остро;
  • допускается использование стандартного набора цветных карандашей.

Процедура проведения теста: исследователь предлагает испытуемому на листе бумаги нарисовать дерево.

В процессе рисования исследователь не вмешивается в процесс, не подсказывает и ни в коем случае не помогает испытуемым рисовать.

Время, отведенное на проведение теста, составляет 30 минут.

Интерпретация результатов тестирования

В настоящее время существует несколько уровней анализа результатов тестирования, каждый из исследователей, самостоятельно выбирает, какой именно тип он будет использовать в ходе работы.

Характеристика видов интерпретации теста «Дерево».

Интерпретация – «типология рисунков».

Авторы Е.С. Романова и О.Ф Потемкина.

Данная интерпретация рассматривает, какое именно дерево нарисовал испытуемый. Каждое дерево указывает на определенные личностные характеристики.

Например:

  1. Ель – склонность к доминированию, активность, организаторские способности.
  2. Зимнее дерево – указывает на черты детской непосредственности, умение удивлять, творческие способности.

Всего выделено и описано 9 типов деревьев: Ель, «Синтетическое дерево», «Педантичное дерево», «Эстетическое дерево», «Экзотическое дерево», «Зимнее дерево», «Пикническое дерево», «Характерное дерево» и «Сюжетный рисунок».

Интерпретация – психоаналитическая.

Интерпретация рисунка осуществляется на основании анализа символов рисунка. Рисунок дерева представляется в виде символьного автопортрета.

Анализу подвергаются такие параметры как:

  • расположение дерева на листе бумаги (внизу листа, по центру, слева, справа и т.д.) – отражает ощущение испытуемым собственного «Я» и его положение в обществе;
  • размер дерева (маленькое или большое дерево) – отражает сущность положения испытуемого в обществе, может отличаться от фактического;
  • крона – символ сферы сознания субъекта;
  • листья и ветви (симметрия и асимметрия веток, опущены вниз или подняты вверх и т.д.) – обозначают характер социальных контактов испытуемого с окружающим обществом;
  • плоды – означают высокую работоспособность и энергопотенциал;
  • ствол (широкий, узкий, неяркий контур и т.д.) – осознание и понимание собственных возможностей, сознательное соотношение их и собственного «Я»
  • корни (тонкие, уходят в землю, как когти птицы и т.д.) – являются символом бессознательной сферы;
  • тип изображения (несколько деревьев или одиночное дерево, наклон в сторону или стоит прямо и т.д.) – каждый тип изображения трактуется индивидуально;
  • аномалии (мертвое дерево, погибшее в результате бури, паразитов, засухи, пень, сухие ветки и т.д.) – указывает на физический или технический опыт травматизма испытуемого;
  • окружение и дополнение к изображению дерева (земля, линии основы земли, контур земли, солнце, облака, тень и т.д.) – также интерпретируется каждое дополнение индивидуально;
  • цвет – анализируется выбор цветовой гаммы, как долго выбирал испытуемый цвета, сомневался или нет, было ли смешивание цветов и т.д.;
  • качество контура – анализируется прямота, обрывистость, жирность, точность и т.д.;
  • нажим карандаша – указывает на эмоциональную энергетику испытуемого; штриховка – анализируется сила штриха, выход за контур, длина штриха и т.д.

spravochnick.ru

ТЕСТ "ДЕРЕВО"

Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом

КЛЮЧ К ТЕСТУ (типы рисунков и их интерпретация)

Тип 1 — "ель". Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, с множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.
Тип 2 — "синтетическое". Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы — это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается у лиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречаются у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к философствованию", т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый "синтетический когнитивный стиль".
Тип 3 — "педантичное". Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, со множеством деталей: листики, кора, ветка, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерева встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как "аналитический когнитивный стиль".
Тип 4 — "зимнее". Для 4-ого типа дерева характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей.
Тип 5 — "пикническое". Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа, о котором упоминалось ранее.
Тип 6 — "эстетическое". Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью эстетической формы, умением передать настроение, эстетичеcкое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики.
Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами, как это показано на рис. 4 и 5.
Тип 7— "пальма", "экзотический тип". Обычно встречается у молодежи; у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму.
Тип 8 — "характерное дерево". Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречаются у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью.
Тип 9 — "сюжетный". Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а Также небо и на нем — солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вниз ветками и т. д.
Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.
Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.

Забронировать билет

art-therapy.me