Тест люшера методика проведения: Недопустимое название — Psylab.info
Психологическое обследование детей «Готовность детей к школе»
Эмоционально – личностная сфера.
Основной показатель эмоционально – личностной сферы является самооценка ребенка, его личностные особенности и представления о значимых социальных сферах (о семье и детском саде).
Для диагностики этой сферы используются следующие методики:
Методика «Лесенка»
Цель методики.
Изучить особенности самооценки.
Особенности проведения методики.
Ребенку предлагают: «Посмотри на эту лесенку. Тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньках выше стоят хорошие дети (показывают), чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньки – самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама, папа, воспитательница?
Ребенку предлагается листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить правильно ли ребенок понял вашу инструкцию.
Интерпретация методики.
Первая ступень – низкая самооценка,
Вторая ступенька – заниженная самооценка,
Третья ступенька – адекватная самооценка,
Четвертая ступенька – завышенная самооценка,
Пятая ступенька – высокая самооценка.
Цветовой тест Люшера.
Цель методики.
Позволяет исследовать, насколько комфортно ребенок чувствует себя дома, в детском саду и выявить эмоциональные установки школьников по отношению к предстоящему школьному обучению.
Описание методики.
Цветовые карточки выкладываются перед ребенком. В ряд (один или два) карточки раскладывать нельзя, так как в этом случае из-за эффекта сочетания искажается восприятие цвета. Карточки надо разбросать на листе в случайном порядке.
Ребенку дается следующая инструкция:
«На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Покажи этот цвет пальцем». Задайте следующий вопрос: «На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение дома в выходные дни?»
У дошкольников спрашивают об их настроении в ситуации, когда они:
1) утром идут в детский сад;
2) находятся дома в выходные дни;
3) думают, что скоро в школу.
Номера выбранных цветов заносятся в Бланк ответов.
Продолжение инструкции
«А теперь будем выбирать цвета заново. Сейчас из разложенных перед тобой цветов выбери тот, который тебе больше всего нравится, кажется красивее». Выбранный цвет уберите из поля зрения ребенка. Далее предложите ребенку произвести аналогичный выбор среди оставшихся цветов и так далее до конца. Последовательность предпочтения цветов записывается в Бланке ответов.
Иногда среди оставшихся 2-3 цветов ребенок не может выбрать лучший, так как все они ему не нравятся. Тогда надо изменить инструкцию и спросить: «Какой из этих цветов самый плохой, хуже всех?» Ответы записываются в «обратном порядке», начиная с последнего цвета.
Далее ребенку предлагается соотнести персонажей с цветными карточками (мама, папа, твой друг, воспитатель, твой враг, сестра, брат, бабушка, дедушка) результаты вносятся в таблицу.
Интерпретация методики.
Результаты вносятся в таблицу, по которой видно, настроение ребенка в определенных ситуациях («дома», детский сад», «школа»), предпочитаемые цвета ребенка, соотнесение персонажей и цвета по отношению к ребенку.
Чем выше испытуемый располагает себя (ассоциирует себя с наиболее предпочитаемым цветом), тем выше его самооценка.
Особо следует отметить положение родителей и других родственников по отношению к ребенку. Понятно, что отстраненность персонажа (отдаленность от ребенка) говорит о неблагоприятной ситуации в их отношениях.
Отдельно необходимо отметить те случаи, когда ребенок обозначает себя и какого-либо из персонажей одним цветом, обычно одного из родителей. Ребенок хочет быть похожим на этого человека.
Интерпретация цветовых выборов.
Синий цвет.
Выбирают чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети с хорошим эстетическим развитием. Имеют потребность в глубоком личностном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потребность удовлетворяется (либо в школе, либо дома), то ребенок чувствует себя хорошо. Если эта потребность не удовлетворяется, то все равно еще долго сохраняется как позитивный эмоциональный настрой ребенка.
Зеленый цвет.
Предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.
Дома – необходимо, чтобы в семье их уважали и проявляли серьезное отношение к их желаниям и достижениям, чтобы взрослые не обращались с ними как с маленькими.
Школа – стремятся получать только пятерки, хотят быть отличниками, проявляют высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями. Добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим.
Красный цвет.
Предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Они обычно оптимистичны, шумны и веселы. Часто сдержаны.
Желтый цвет.
Предпочитают мечтательные дети. Полные надежд, но не готовые активно действовать и склонные занимать выжидательную позицию.
Дом и школа – вызывают у ребенка положительные и светлые чувства.
Фиолетовый цвет.
Предпочитаю дети, у которых присутствуют инфантильные установки
Школа – ребенок еще не чувствует ответственности ученика и хочет ходить в школу, в основном, для того, чтобы играть и общаться с другими детьми. Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их там хвалят. Но если появляются трудности отношение к школе резко меняется.
Дома – родители продолжают общаться с ребенком как с маленьким, умиляются его капризам и строят отношения с ним по принципу гиперопеки.
Коричневый цвет.
Предпочитают тревожные дети, которые часто испытывают эмоциональный и физический дискомфорт, неприятные болезненные отношения (меня тошнит, болит голова), страх.
Дома, школа, детский сад – плохо себя чувствует в этих ситуациях. Боится дома, школы и все что с ними связано.
Черный цвет.
Предпочтение этому цвету отражает негативное отношение к себе и к о всему окружающему миру, активное, резкое неприятие, протест. Если выбирает в качестве основного любимого цвета, то ребенок видимо смирился с той отрицательной оценкой, которую часто получает от окружающих.
Школа, детский сад – ненавидят все, что связанно с ними и открыто говорят об этом.
Дома – состояние открытой конфронтации с родителями.
Серый цвет.
Предпочтение серого связано с инертность и безразличием. Серое отношение к д/с, школе выражено пассивным неприятием и равнодушием.
Дома – дети представлены сами себе, брошены, какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых отсутствует.
Дома | Д /сад | Школа | Красный | Желтый | Зеленый | Фиолетов | Синий | Коричн. | Серый | Черный |
Тест Теммл — Дорки – Амен.
Цель методики.
Выявление уровня тревожности у детей.
Описание методики.
Ребенку предлагается следующая инструкция: «Художник нарисовал картинки, но забыл нарисовать лицо. Посмотри, что здесь происходит, и скажи (или покажи), какое бы ты подставил личико — веселое или грустное?»
Ответы ребенка заносятся в Бланк ответов. При этом можно использовать любой вариант шифровки. Например: «+» — веселое, «—» — грустное или «1» — веселое, «2» — грустное и пр. Дети не обязаны объяснять, почему они выбирают то или иное лицо. Даже если ребенок выбирает веселое личико для картинки, на которой на мальчика (девочку) замахиваются стулом, — не возражайте. Предупредите детей, что в этом задании нет правильных или неправильных ответов, и каждый решает так, как ему хочется. Следите, чтобы другие дети не мешали ребенку подсказками. Нельзя объяснять ребенку то, что происходит на картинке, нельзя «подводить» его к ответу.
Можно лишь периодически просить ребенка, чтобы он внимательнее смотрел на то, что происходит на картинке.
Интерпретация результатов.
Обработка теста происходит путем суммирования количества грустных лиц, выбранных ребенком. Полученный результат характеризует уровень его тревожности. Для вычисления индекса тревожности в процентах следует сумму отрицательных выборов разделить на 14 и умножить на 100:
ИТ = (отрицательные лица / 14) * 100
ИТ – число эмоционально – негативных выборов.
В зависимости от величины индекса тревожности дети подразделяются на три группы:
Высокий уровень – ИТ 50
Средний уровень – 20 ИТ 50
Низкий уровень – ИТ 20
Познавательная сфера.
Познавательная сфера отвечает за реализацию позиции, особенно характерной для дошкольного возраст, которую можно обозначить с помощью вопроса, часто задаваемого детьми: «Что это такое?». Для того чтобы ответить на него, ребенок использует такие процессы, как мышление, восприятие, память, внимание, воображение.
Пиктограмма (А.Р. Лурия)
Цель методики.
Методика направлена на диагностику развития произвольного опосредованного запоминания, а так же словесно-логического мышления, распределения внимания.
Особенности проведения методики.
С этой целью испытуемым предлагается 12 слов и выражений, которые необходимо запомнить. Инструкция звучит следующим образом:
«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты нарисуй то, что поможет потом тебе их вспомнить в конце занятия. Рисовать можно только картинки, а не буквы. Листочек только один, поэтому расположи рисунки так, чтобы все они на нем уместились».
Качество рисунка не имеет значения. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. Однако экспериментатор должен поинтересоваться у испытуемого, каким образом приведенное изображение поможет ему вспомнить то или иное слово. Объяснения ребенка помогут оценить степень адекватности его ассоциаций. После окончания работы следует пронумеровать рисунки. Проверка результатов осуществляется спустя 20-30 минут: испытуемому предъявляют его рисунки, а он старается воспроизвести слова или словосочетания.
Набор слов:
Интерпретация результатов методики.
Анализ методики осуществляется по пяти показателям.
Количество правильно воспроизведенных слов говорит об уровне развития опосредованной памяти. Поэтому в протоколе обязательно отмечаются воспроизводимые слова.
В норме дети 5 лет без искажений могут воспроизвести 5-6 слов из 10; дети
6 лет –7-8 слов из 12, 7 лет –9-10 слов из 12. Как правило, часть слов дошкольники искажают на смысловом уровне ( трудная работа – тяжелая работа). С учетом таких ошибок можно привести следующие нормы: для детей 5 лет – 7 слов из 10,
6 лет – 9-10 слов из 12, 7 лет – 10-11 слов из 12.
Уровень развития мышления. Слова, включенные в набор для запоминания, различаются по степени конкретности. Например, «развитие», «сомнение», справедливость» — весьма абстрактные понятия, которые предполагают особый способ изображения. Поэтому на основании полученных рисунков делается вывод о преобладании конкретных (характерных при доминировании наглядно-образного мышления) или абстрактных образов, то есть обобщенных (при соответствующем уровне развития словесно – логического мышления).
Ярким показателем конкретности мышления является наличие на рисунках людей. При наличии выраженного образного мышления ассоциации могут быть достаточно оригинальными и одновременно позволяющими испытуемому вспомнить нужное слово или словосочетание.
Уровень развития воображения на основании параметра гибкости и разработанности.
Показатель гибкости определяется на основании того, сколько различных образов создал испытуемый. Несмотря на то, что все слова, предлагаемые ребенку для опосредствованного запоминания разные, можно встретить рисунки на которых они обозначаются одинаково.
Показатель разработанности определяется степенью детализированности изображения. При этом нужно помнить о том, что деталь должна быть функциональной, то есть направленной на установление адекватной ассоциации с образом и словом.
Повышенная детализация рисунков, явно не раскрывающая специфику образа (или представление нескольких образов изображений для обозначения одного слова), может свидетельствовать не только о развитии воображения, сколько о слабости памяти, либо об общей неуверенности ребенка. Если в методике «Десять слов» испытуемый показал нормальный результат, то, скорее всего, речь идет о эмоциональной напряженности, тревожности.
Уровень развития внимания. Устойчивость (концентрация) внимания отражается на качестве рисунков. Если качество изображения постепенно падает, то это свидетельствует об истощаемости внимания. То, как ребенок располагает рисунки, говорит о распределении внимания. Если он разбрасывает изображения хаотично, сильно варьируя размер, сталкиваясь с проблемой нехватки места, то это говорит о низком уровне развития внимания. Причиной этого может быт быть повышенный уровень тревожности. Однако в случае, когда рисунки тщательно отгораживаются друг от друга и нумеруются. То есть отмечается подчеркнутая организация работы, то речь может идти о высоком уровне концентрации внимания на фоне повышенной тревожности.
Реакция испытуемого на те или иные слова. Ребенок может эмоционально реагировать на те или иные слова и словосочетания, поскольку они могут затрагивать значимые для него сферы жизни. Это отражается не только на характере используемых для запоминания ассоциаций, сколько на характере изображений. Изображения эмоционально окрашенных слов будут выделяться на фоне остальных рисунков.
Низкий уровень – 0 – 6 слов;
Средний уровень – 7 – 8 слов;
Высокий уровень – 9 – 12 слов.
Методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко)
Цель методики.
Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
Особенности проведения методики.
В качестве материала детям дается по 10 фигур и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так, чтобы получилась картинка.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Интерпретация методики.
0 – 2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии.
3 – 4 балла — нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.
5 – 7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.
8 – 9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенным сюжетом.
10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.
Низкий уровень – от 0 до 2 баллов.
Средний уровень – от 3 до 7 баллов.
Высокий уровень – от 8 до 10 баллов.
Мотивационно – потребностная сфера.
При анализе мотивационно – потребностной сферы интересуют мотивы, актуализированные у ребенка. Если к началу дошкольного возраста все значимые сферы развития являются фактически рядоположенными, то к его концу на первый план должен выходить социальный мотив, являющийся одним из критериев готовности к школе ребенка. С этой целью используется
Методика «Три желания» (А.М.Прихожан, Н.Н. Толстых)
Цель методики.
Данная методика предназначена для оценки развития мотивационно – потребностной сферы.
Особенности проведения методики.
Для проведения методики экспериментатор заранее на листе бумаги рисует цветок с тремя лепестками. Затем дает испытуемому следующую инструкцию: «Представь себе, что это волшебный цветок. На каждом лепестке можно написать заветное желание». Экспериментатор вписывает ответы в лепестки.
Интерпретация методики.
При анализе ответов ребенка, прежде всего, необходимо определить общую направленность его желаний: ориентированность на себя или на других людей. Если все желания отражают эгоцентрическую направленность ребенка, то это свидетельствует о недостаточном развитии мотивационно-потребностной сферы. Однако если все желания направлены на других, то это также не является показателем благополучного развития (скорее всего ребенок боится выразить собственное желание). Еще одним неблагоприятным показателем развития является отказ от желаний или называние в качестве желаний установленных педагогом норм и правил.
Очевидно, что наиболее значимые желания высказываются в первую очередь, поэтому необходимо оценивать порядок называния желаний. В дошкольном возрасте большинство желаний должно быть связано с ведущей, игровой деятельностью.
При анализе ответов определяются их категории, которые представляют ту или иную значимую для ребенка сферу. Это могут быть:
материальная сфера (например, игрушки),
сфера общения (например, поближе познакомится с кем-то из сверстников),
учебная сфера (например, желание повысить успеваемость),
семейная сфера (например, сходить с папой в зоопарк).
Общий проективный характер методики позволяет актуализировать наиболее напряженные для ребенка сферы, в рамках которых сосредоточены его потребности. Напряжение может проявляться в желаниях содержащих агрессию («хочу избить обидчика»), тревожность («хочу, чтобы меня не пугали»), нехватку эмоционального тепла («хочу киску»)
Тест Люшера для детей (3 года -12 лет)
Детский вариант тест люшера
Цветовая методика Люшера позволяет определить уровень комфортности ребенка в различных местах его времяпровождения (дом, сад, школа) и выявить его возможное депрессивное состояние.
Взрослый предлагает ребенку выбирать по очереди из 8 разноцветных карточек наиболее приятный цвет. Номера цветов, представленные в методическом руководстве, записываются. На основе записей строится индивидуальная характеристика ребенка и даются рекомендации по способам, позволяющим избежать стресс и его симптомы.
Номера цветов:
- серый – 0 темно-синий – 1 зеленый – 2 оранжево-красный – 3 желтый – 4 фиолетовый – 5 коричневый – 6 черный – 7
Для получения достоверных результатов целесообразно использовать стандартные наборы карточек, например из методики, изданной Иматон.
Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке на примерно равном расстоянии друг от друга.
Инструкция
«Посмотри внимательно на эти 8 карточек. Выбери, какой цвет является самым приятным для тебя в данный момент. Постарайся не связывать этот цвет с какими-либо вещами – одеждой, машиной и т. д. Выбирай цвет, наиболее приятный сам по себе». Выбранная карточка переворачивается и убирается в сторону из поля зрения испытуемого. «Хорошо, а теперь выбери самый приятный цвет из оставшихся». Эта инструкция и, соответственно, выборы повторяются до тех пор, пока перед испытуемым не останется три последних карточки. «Хорошо, а теперь выбери самый неприятный цвет».
Все выборы испытуемого записываются. По окончании первой серии испытуемому вновь предлагаются все карточки: «Теперь попробуй еще раз выбрать самый приятный цвет из этих карточек. Не старайся вспомнить, как ты выбирал в прошлый раз, просто выбирай самый симпатичный цвет».
Созданная испытуемым цветовая последовательность разбивается на группы:
- «+» – наиболее приятные цвета; «х» – приятные цвета; «=» – безразличные цвета; «–» – неприятные, отвергаемые цвета.
Далее результаты соотносятся с интерпретационными таблицами для качественного анализа. (Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера/ составитель Дубровская О. Ф. М, «Фолиум», 1995 или Цветовой психодиагностический тест М. Люшера, С.-Птб, Иматон, 2000.)
Хорошо, а теперь выбери самый приятный цвет из оставшихся.
Vk. com
13.04.2019 10:16:58
2019-04-13 10:16:58
Источники:
Https://vk. com/@vk_mamochki-test-lushera-dlya-detei-3-goda-12-let
Цветовой тест Люшера (Для детей 8-14 лет) | » /> » /> .keyword { color: red; }
Детский вариант тест люшера
Тест предназначен для диагностики нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов у детей и подростков.
Тест состоит из 8 карточек разных цветов, обозначенных цифрами: серый – 0, темно-синий – 1, зеленый – 2, оранжево-красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7. Для получения достоверных результатов целесообразно использовать стандартные наборы карточек, например из методики, изданной Иматон.
Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке на примерно равном расстоянии друг от друга.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти 8 карточек. Выбери, какой цвет является самым приятным для тебя в данный момент. Постарайся не связывать этот цвет с какими-либо вещами – одеждой, машиной и т. д. Выбирай цвет, наиболее приятный сам по себе». Выбранная карточка переворачивается и убирается в сторону из поля зрения испытуемого. «Хорошо, а теперь выбери самый приятный цвет из оставшихся». Эта инструкция и, соответственно, выборы повторяются до тех пор, пока перед испытуемым не останется три последних карточки. «Хорошо, а теперь выбери самый неприятный цвет».
Все выборы испытуемого записываются. По окончании первой серии испытуемому вновь предлагаются все карточки: «Теперь попробуй еще раз выбрать самый приятный цвет из этих карточек. Не старайся вспомнить, как ты выбирал в прошлый раз, просто выбирай самый симпатичный цвет».
Созданная испытуемым цветовая последовательность разбивается на группы:
- «+» – наиболее приятные цвета; «х» – приятные цвета; «=» – безразличные цвета; «–» – неприятные, отвергаемые цвета.
Далее результаты соотносятся с интерпретационными таблицами для качественного анализа. (Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера/ составитель Дубровская О. Ф. М, «Фолиум», 1995 или Цветовой психодиагностический тест М. Люшера, С.-Птб, Иматон, 2000.)
Оценка результатов
4 балла – в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый – в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.
3 балла – допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.
2 балла – смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый – на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное – требуется помощь психолога, педагога.
1 балл – черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).
Черный, серый, коричневый в конце ряда.
Psylist. net
19.01.2020 21:14:10
2020-01-19 21:14:10
Источники:
Https://psylist. net/promet/00035.htm
Цветовой тест М. Люшера. Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности | Тест (старшая, подготовительная группа) на тему: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; }
Детский вариант тест люшера
Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, обработки, интерпретации результатов.
С помощью данного теста можно определить эмоциональное самочувствие ребенка не только в данный момент, но и выявить предпочитаемое эмоциональное состояние, а также его оценочное отношение к детскому саду, семье, предстоящей учебе в школе и т.
Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности (отношения) к :
Ü уровню Комфортности ребенка в детском саду;
Ü к предстоящему Школьному обучению;
Ü ситуации В семье;
Ü к детскому саду В период адаптации
Скачать:
test_lyushera. docx | 71.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Е. Д. Полякова, педагог-психолог
МБОУ Начальная школа-детский сад г. Ессентуки Ставропольский край. 2016.
Диагностика эмоционального состояния дошкольников
Цветовой тест М. Люшера
Области применения. Данная методика может быть использована:
при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в детском саду; при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению; при диагностике ситуации в семье; для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации; для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Данный тест состоит из стимульного материала ( восьми цветовых карточек ) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработки, интерпретации результатов и приложений (1-8). Интерпретационные таблицы позволяют максимально упростить обработку результатов тестирования.
Время проведения – 5-8 минут.
Цветовой тест Люшера может использоваться в индивидуальной форме. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.
Методические рекомендации. Процедура проведения теста: экспериментатор перемешивает цветные карточки и выкладывает их цветовой поверхностью наверх перед испытуемым, после чего просит выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится, т. е. выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом экспериментатор откладывает в сторону, перевернув цветовой стороной вниз, и записывает его номер в таблице протоколов. Процедура выбора цвета повторяется. Если испытуемый не может выбрать самый приятный цвет, экспериментатор предлагает выбрать самый неприятный цвет и далее предлагает перейти к выбору приятных цветов.
Через 2-3 минуты экспериментатор повторяет исследование : опять раскладывает карточки цветовой стороной кверху и предлагает испытуемому снова выбрать предпочитаемые цвета, объясняя, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе или сознательно его менять..
Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируется. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка.
Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной от 28 мм до 50 мм. В диагностике детей обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера):
синий зеленый явно предпочитаемые цвета красный предпочитаемые цвета желтый фиолетовый нейтральные цвета коричневый черный негативные цвета серый (нулевой)
Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый — предпочитаемыми, пятый и шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное отношение.
Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.
Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный — стремление к власти, доминированию, зеленый — упорство, настойчивость и т.
д.Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние — подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди д ополнительных — со сферой бессознательного.
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования и выбрать систему оценки, сравнив результаты желаемого и действительного состояния ребенка.
1. Оценка результатов эмоционального состояния.
4 балла — в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый — в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.
3 балла — допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.
2 балла — смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый — на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное — требуется помощь психолога, педагога.
1 балл — черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).
Приложение 1. Стимульный материал. Цветовые карточки.
Приложение 2.Таблица протокола исследования эмоционального состояния ребенка. Цветовой тест Люшера.
Порядок предъявления карточек
Порядковый номер цвета по Вальнеффору
(индикатор психологического благополучия )
Интерпретация позиций. Баллы оценки эмоционального состояния
Заключение педагога-психолога об эмоциональном состоянии ребенка
В начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый — в конце ряда
Красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда
Смещение черного в середину ряда. Синий, желтый, фиолетовый — на последних позициях
Скачать:
test_lyushera. docx | 71.01 КБ |
Е. Д. Полякова, педагог-психолог
МБОУ Начальная школа-детский сад г. Ессентуки Ставропольский край. 2016.
Диагностика эмоционального состояния дошкольников
Цветовой тест М. Люшера
Области применения. Данная методика может быть использована:
при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в детском саду; при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению; при диагностике ситуации в семье; для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации; для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Данный тест состоит из стимульного материала ( восьми цветовых карточек ) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработки, интерпретации результатов и приложений (1-8). Интерпретационные таблицы позволяют максимально упростить обработку результатов тестирования.
Время проведения – 5-8 минут.
Цветовой тест Люшера может использоваться в индивидуальной форме. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.
Методические рекомендации. Процедура проведения теста: экспериментатор перемешивает цветные карточки и выкладывает их цветовой поверхностью наверх перед испытуемым, после чего просит выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится, т. е. выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом экспериментатор откладывает в сторону, перевернув цветовой стороной вниз, и записывает его номер в таблице протоколов. Процедура выбора цвета повторяется. Если испытуемый не может выбрать самый приятный цвет, экспериментатор предлагает выбрать самый неприятный цвет и далее предлагает перейти к выбору приятных цветов.
Через 2-3 минуты экспериментатор повторяет исследование : опять раскладывает карточки цветовой стороной кверху и предлагает испытуемому снова выбрать предпочитаемые цвета, объясняя, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе или сознательно его менять. .
Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируется. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка.
Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной от 28 мм до 50 мм. В диагностике детей обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера):
синий зеленый явно предпочитаемые цвета красный предпочитаемые цвета желтый фиолетовый нейтральные цвета коричневый черный негативные цвета серый (нулевой)
Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый — предпочитаемыми, пятый и шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное отношение.
Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.
Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный — стремление к власти, доминированию, зеленый — упорство, настойчивость и т. д.
Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние — подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди д ополнительных — со сферой бессознательного.
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования и выбрать систему оценки, сравнив результаты желаемого и действительного состояния ребенка.
1. Оценка результатов эмоционального состояния.
4 балла — в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый — в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.
3 балла — допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.
2 балла — смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый — на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное — требуется помощь психолога, педагога.
1 балл — черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).
Приложение 1. Стимульный материал. Цветовые карточки.
Приложение 2.Таблица протокола исследования эмоционального состояния ребенка. Цветовой тест Люшера.
Порядок предъявления карточек
Порядковый номер цвета по Вальнеффору
(индикатор психологического благополучия )
Интерпретация позиций. Баллы оценки эмоционального состояния
Заключение педагога-психолога об эмоциональном состоянии ребенка
В начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый — в конце ряда
Красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда
Смещение черного в середину ряда. Синий, желтый, фиолетовый — на последних позициях
Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.
Nsportal. ru
16.04.2018 17:42:50
2018-04-16 17:42:50
Источники:
Https://nsportal. ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/07/21/tsvetovoy-test-m-lyushera-diagnostika-emotsionalnogo
эмоциональное состояние или свойства личности?
И. Л.Соломин. По ту сторону теста Люшера. Психологическая газета, N2/53, февраль, 2000. |
В 1980 году я был студентом третьего курса факультета психологии тогда еще Ленинградского университета. В то время мы испытывали острый дефицит тестов. Это не значит, что их не было вообще. Где-то, у кого-то они существовали, можно было договориться, достать их на время, на что-нибудь обменять. Однако необходимо было делать копии для себя. И, конечно, основными средствами копирования были пишущая машинка и фотоаппарат.
Многие студенты и преподаватели старались создать для себя свой банк методик. В ходу были Кеттел, MMPI, Векслер, Равен, ТАТ, Розенцвейг. И для того, чтобы все это воспроизвести, требовалось печатать, рисовать, резать, клеить, красить. Словом, заниматься натуральным хозяйством. Причем, происхождение «оригиналов», с которых снимались копии, было таким запутанным, что зачастую могло бы лечь в основу сюжета какой-нибудь детективной истории. В тот период психология, как правило, считалась еще наукой, а психологи — исследователями, поэтому психодиагностические методы воспринимались как измерительный инструмент, который был необходим преимущественно для решения научно-исследовательских задач. Вопрос об использовании тестов для консультирования, профориентации, кадрового отбора, управления, экспертизы ставился редко. И, тем не менее, спрос на средства психологической диагностики уже тогда был огромным. Психологи с энтузиазмом искали и находили новые для них методики, переводили и распространяли неизвестно откуда взявшиеся руководства, с упорством осваивали диагностические премудрости.
И вот на фоне машинописных текстов и черно-белых рисунков, имевшихся в распоряжении психологов, появились яркие цвета. Это были тесты Роршаха и Люшера. Однако если Роршах имел к тому времени почти семидесятилетнюю историю, славу первой психодиагностической методики и большое количество литературы, то Люшер был совершенно «серой» лошадкой. И, тем не менее, методика казалась поистине волшебной. Действительно, как еще можно объяснить, что в течение одной минуты можно получить о человеке столько удивительно точной информации.
Коллеги привычно сели за пишущие машинки, чтобы в очередной раз размножить руководство. А вот с цветами возникли неожиданные трудности. Оказалось, что оригинальные цветные карточки для теста Макса Люшера производились в издательстве Test Verlag в Швейцарском городе Базеле. И платить за них нужно было не рублями. Откуда простому советскому психологу взять такое количество валюты? И принялись коллеги производить собственные цветные карточки, кто как умел. Кто-то красил бумагу, кто-то вырезал карточки из обложек книг. Однако выяснились неприятные обстоятельства. Во-первых, трудно было найти оригинал, стали возникать споры, чьи карточки правильнее. Во-вторых, оказалось, что подобрать оттенки цветов на глаз не так то просто. В-третьих, восприятие цвета зависит от фактуры поверхности и качества материала для основы. В-четвертых, при высыхании краски меняют свои характеристики, а со временем имеют обыкновение выцветать. Словом, мороки хватало.
И тут оказалось, что в начале восьмидесятых годов карточки Люшера стали производить во ВНИИ метрологии им. Д.И.Менделеева в Ленинграде. В том самом, на базе которого возникло через несколько лет государственное предприятие «ИМАТОН». Многие психологи бросились покупать цветные квадратики с маркой ВНИИМ, доверие к которым подкреплялось авторитетом специалистов по колориметрии из институтских лабораторий. И через некоторое время установился негласный стандарт на цвета Люшера. После чего цветовой тест Люшера стал, по-видимому, самой модной психологической методикой восьмидесятых годов.
После того, как был решен вопрос о цветовых эталонах, настало время всерьез приступить к анализу теоретических и методических основ теста Люшера. Руководство по тесту Люшера подробно описывает психологическое содержание различных цветов на основе ассоциаций, которые с ними связываются. Однако ответ на самый главный вопрос остается невыясненным. А именно, как тест работает? Какие психологические механизмы лежат в его основе? Как известно, в процессе тестирования по Люшеру испытуемый располагает в порядке привлекательности восемь карточек различных цветов. Однако, почему, зная, какие цвета человеку нравятся, а какие — не нравятся, можно столь подробно говорить о состоянии этого человека?
Не зная, как работает тест, очень трудно бывает анализировать полученные результаты. Как же в таком случае поступает большинство психологов? Очень просто: они пользуются таблицами интерпретации. Ведь в руководстве подробно описывается, как кодировать цветовую раскладку, а также как на основе полученной кодировки входить в таблицы интерпретации и получать нужные заключения. Вот поэтому многие психологи, особенно те, кто недавно начал работать с Люшером, без таблиц интерпретации или соответствующих компьютерных программ оказываются как без рук. Между тем, принципы работы теста Люшера очень просты. Люшер основан на двух положениях, зная которые можно отказаться от таблиц интерпретации раз и навсегда.
Во-первых, каждый цвет характеризует определенную человеческую потребность, ассоциируется с ней, является символом этой потребности.
Во-вторых, структура цветовых предпочтений человека позволяет выявить структуру этих потребностей.
Однако, для того, чтобы использовать эти положения на практике, следует наполнить их более конкретным содержанием.
Табл.1. Соответствие потребностей цветам по тесту Люшера
№ | Название цвета | Предпочтение цвета | Отвержение цвета |
1 | Синий | Стремление к согласию, доверию, пониманию, сочувствию, отсутствию конфликтов, дружеским отношеним, любовь, привязанность, спокойствие | Нарушение отношений, одиночество, беспокойство |
2 | Зеленый | Стремление к самоутверждению, повышению положения, власти, уважению, признанию, превосходству, уверенность, независимость, настойчивость, оборона | Недостаток признания, принуждение, унижение, обида, неспособность к сопротивлению |
3 | Красный | Стремление к достижению, успеху, инициатива, наступление, деятельность, борьба, возбуждение | Перевозбуждение, раздражение, бессилие, утомление, защита |
4 | Желтый | Стремление к изменению, выходу, освобождению, расслаблению, ожидание, надежда на удачу и случай, оптимизм, избегание проблем | Разочарование, отчаяние, подозрение, недоверие |
5 | Фиолетовый | Стремление к отождествлению, идентификации с кем-то, эротические и эстетические устремления, желание понравиться, обратить на себя внимание, произвести впечатление, получить одобрение | Подавление чувств, рациональность, контроль, скромность, стремление быть незаметным |
6 | Коричневый | Стремление к физическому комфорту, безопасности, отдыху, чувственному удовлетворению, болезненное состояние, слабость, усталость, голод | Вытеснение физических потребностей, самоограничение, отрицание слабости |
7 | Черный | Стремление к разрушению, агрессия, враждебное отношение, негативизм, неприятие, протест, отказ | Отрицание и подавление агрессии |
0 | Серый | Желание избежать участия, скрыться, маскировка, утаивание | Активное включение в ситуацию |
Сила потребности определяется степенью привлекательности того цвета, который ей соответствует. Однако, зависимость положения цвета от силы выраженности соответствующей потребности неодинакова для основных и дополнительных цветов. К основным относятся хроматические цвета: синий, зеленый, красный и желтый, к дополнительным — ахроматические: коричневый, черный и серый. Фиолетовый не является ни основным, ни дополнительным. В норме основные цвета обычно располагаются в начале и середине ряда, то есть, занимают первые пять позиций, в то время как дополнительные цвета, как правило, находятся на последних трех местах. В случае если потребность, выраженная основным цветом, является очень слабой или полностью удовлетворенной, то цвет, который ассоциируется с этой потребностью, является индифферентным, то есть, находится в середине ряда. Он не является ни приятным, ни противным. Когда соответствующая потребность усиливается, то символизирующий ее цвет становится более привлекательным, перемещаясь в начало раскладки. Наконец если потребность становится настолько сильной, что удовлетворить ее в полной мере не представляется возможным, то цвет, который характеризует эту потребность, становится неприятным и занимает одно из последних мест в ряду.
Подобная закономерность проявляется во многих проективных тестах, а также в реальном поведении людей. Проанализируем, для примера, динамику пищевой потребности. В случае, когда потребность слаба, не является актуальной и значимой, то она не привлекает внимания человека. При этом человек не склонен обсуждать тему еды в разговорах с другими людьми, и не упоминает ее в рассказах по картинкам ТАТ. Когда пищевая потребность актуализируется, становится более сильной, человеку хочется поговорить на эту тему. В этом случае при описании изображений ТАТ тема еды часто возникает даже тогда, когда на картинке нет ничего подобного. Интересы человека, его восприятие, фантазия концентрируются на удовлетворении потребности. Однако, при дальнейшем обострении потребности все, связанное с ее удовлетворением, начинает раздражать человека. Неудовлетворенная потребность становится источником фрустрации, тревоги, эмоционального напряжения, неприятных переживаний. Потребность, не смотря на большую объективную значимость, подавляется, вытесняется из сознания. Человек начинает активно избегать обсуждения болезненной темы с другими людьми, старается не только не говорить, но и не думать о ней. И количество рассказов по ТАТ, связанных с темой еды, снова сокращается.
Таким образом, даже такая мощная психодиагностическая методика как ТАТ не позволяет измерить силу той или иной потребности, поскольку отсутствие тем, связанных с этой потребностью, может свидетельствовать как об ее отсутствии, так и о чрезмерной степени ее выраженности. В отличие от ТАТ тест Люшера представляет собой более современную психодиагностическую методику, позволяющую дифференцировать сверхзначимое содержание от незначимого, выявлять подавляемые и вытесняемые потребности и локализовать источники фрустрации.
Итак, для основных цветов позиции в середине ряда соответствует либо наиболее слабой степени выраженности соответствующих потребностей, либо полной их удовлетворенности. Позиция основных цветов в начале ряда свидетельствует о том, что потребности, которые они символизируют, являются наиболее актуальными. Наконец, в том случае, если основные цвета находятся в конце ряда, то это является признаком фрустрированных, подавленных, вытесненных потребностей. Это может быть связано либо с тем, что соответствующие потребности являются настолько выраженными, что человек не может удовлетворить их в полной мере, либо с тем, что человек испытывает непреодолимые затруднения в удовлетворении в общем не самых сильных потребностей, и они вследствие этого приобретают характер сверхзначимых.
Рис.1. Зависимость силы потребности от привлекательности цвета
Однако если последовательно придерживаться этой схемы анализа результатов, то придется согласиться с тем, что потребности, выраженные дополнительными цветами, как правило, подавляются человекам и являются источником фрустрации. Ведь в норме ахроматические цвета оцениваются как наименее привлекательные. Кстати, потребности, соответствующие коричневому, черному и серому цвету наиболее близки к базовым биологическим потребностям человека. Может быть, так оно и есть? Может быть, потребности человека в пище, сексе, отдыхе, защите и агрессии действительно являются фатально неудовлетворенными и должны вытесняться? Если так, то либо данные потребности являются наиболее сильными в человеческой жизни, либо социальные нормы препятствуют их полному удовлетворению. Если же это не так, то принцип анализа потребностей, соответствующих дополнительным цветам, должен быть другим. А именно, дополнительный цвет на последних местах ряда свидетельствует о слабой, наименее выраженной потребности, в середине ряда — об актуальной потребности, в начале ряда — о наиболее сильной потребности, которая может приводить к нарушению контроля поведения и состояния со стороны человека. Таким образом, привлекательность дополнительных цветов позволяет предположить ведущую роль базовых биологических потребностей в человеческом поведении, в то время как у большинства людей эти потребности не являются решающими или в достаточной мере удовлетворены.
К таким выводам я пришел в процессе двадцатилетнего опыта практического использования теста Люшера и обучения ему различных специалистов. Результаты изучения механизма действия теста Люшера позволили мне более успешно использовать эту методику для решения различных задач. Когда я работал в Военно-медицинской академии, тест Люшера применялся мною как индикатор изменения потребностей и эмоционального состояния людей в различных, в том числе экстремальных ситуациях. Тогда же тест служил мне в качестве одного из критериев оценки эффективности различных фармакологических и нефармакологических способов воздействия на психическое состояние человека. Наконец, я активно использовал Люшера в процессе консультирования клиентов как средство, которое облегчало установление контакта и выявление проблем. Кроме того, оказалось, что сформулированные ранее принципы работы Люшера позволяют легко и быстро его освоить. Были случаи, когда я на спор брался научить коллег основам Люшера за 30 минут. И в ходе этого обучения мне часто приходилось отвечать на разные вопросы.
1. Можно ли самим подобрать цвета, соответствующие Люшеру?
Конечно, можно самостоятельно подобрать цвета, похожие на Люшеровские. Однако придется затратить на это довольно много времени и сил. К тому же нет гарантии, что вы будете довольны полученным результатом.
2. Можно ли использовать компьютерные версии теста Люшера?
Использовать компьютерные программы для проведения теста Люшера можно. Однако следует отдавать себе отчет в том, что даже при использовании самых современных мониторов и видеоадаптеров цвета, которые они отображают, существенно отличаются от Люшеровских. Кроме того, разные мониторы настроены неодинаково. В зависимости от установок яркости, контрастности и других характеристик мониторов одни и те же цвета воспринимаются неодинаково. Поэтому при использовании компьютерных программ, реализующих тест Люшера, невозможно обеспечить воспроизводимость полученных результатов на разных компьютерах, а также после перенастройки мониторов.
Разумеется, тест Люшера выявляет эмоциональное состояние человека. Это состояние может существенно меняться в зависимости от ситуации. Однако если мы используем Люшера для тестирования одного человека многократно в течение достаточно продолжительного времени, то мы можем обнаружить ряд повторяющихся от ситуации к ситуации особенностей. Кроме того, мы можем выяснить, что люди существенно различаются по тому, остаются ли у них постоянными цветовые раскладки при повторных замерах, или они меняются. В том случае, если цветовые предпочтения у человека сохраняются в большинстве ситуаций, мы можем сделать выводы об индивидуальных особенностях его личности, более или менее постоянных чертах. Если же раскладки часто меняются, то мы можем предположить, что человек характеризуется эмоциональной неустойчивостью, непостоянством настроения, существенной зависимостью его поведения от переживаний.
4. Что такое полный тест Люшера и чем он отличается от восьмицветного?
До сих пор мы говорили только о сокращенном тесте Люшера, который входит в состав полного теста или может использоваться самостоятельно. Полный тест Люшера состоит из трех частей. В первой части испытуемый располагает в порядке привлекательности черный, три оттенка серого и белый цвет. Во второй части испытуемый упорядочивает восемь классических цветов, тех самых, которые могут составлять сокращенный набор. В третьей, заключительной части испытуемый осуществляет выборы попарно сначала между основными четырьмя цветами, затем между четырьмя оттенками каждого из основных четырех цветов. Полный тест Люшера основан на более сложной теоретической модели эмоционального состояния — так называемом «эмоциональном кубе». За счет увеличения продолжительности исследования и использования метода вынужденных выборов результаты, полученные с помощью полного теста Люшера, могут быть более точными и дифференцированными. Однако полный тест Люшера является более дорогим и пока еще мало доступен большинству отечественных психологов.
5. Какова надежность и валидность теста Люшера?
Как и в отношении многих проективных методик, оценить психометрические свойства теста Люшера затруднительно. К сожалению, концепция надежности методики, предназначенной для диагностики состояния человека, в отличие от устойчивых индивидуальных свойств, пока еще в должной мере не разработана. Автор теста репертуарных решеток Дж.Келли вообще определяет надежность теста как степень его нечувствительности к изменениям. Что же касается валидности теста Люшера, то существует большое количество исследований, косвенно подтверждающих валидность методики в целом и, главным образом, отдельных ее показателей, таких, например, как показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы, вегетативный коэффициент и т.п. Оценить же коэффициент валидности теста Люшера в целом не представляется возможным, поскольку результатом тестирования по Люшеру является не какой-то один количественный показатель, а целая структура показателей.
6. С какого возраста можно использовать тест Люшера?
Специальных возрастных ограничений при использовании теста Люшера не существует. Мне известны случаи использования теста Люшера при исследовании детей дошкольного возраста. Однако валидность Люшера при работе с дошкольниками не доказана, а вероятность ошибок в этом возрасте представляется мне достаточно высокой. Ошибки могут быть вызваны неправильным пониманием или выполнением инструкции маленькими детьми, ситуационно обусловленными реакциями, недостаточной сформированностью познавательной сферы и произвольных действий, нестабильностью эмоционального состояния. Поэтому следует быть осторожными при анализе результатов, полученных с помощью теста Люшера на дошкольниках.
Тест Люшера: что это такое и как в нем используются цвета
Тест Люшера — это метод проективной оценки , который начинается с установления связи между предпочтением или неприятием различных цветов с выражением определенных психологических состояний. Это тест, который широко используется в различных областях и вызвал различные споры из-за характера его применения и его методологических критериев.
Теперь мы посмотрим, каковы некоторые из теоретических основ теста Люшера, а затем объясним процесс применения и интерпретации и, наконец, представим некоторые критические замечания, сделанные в его адрес.
Истоки и теоретические основы теста Люшера
В 1947 году, изучив взаимосвязь между цветом и различными психологическими диагнозами , швейцарский психотерапевт Макс Люшер создал первый тест эмоциональной и психологической оценки , основанный на предпочтениях определенных цветов и их отношения с личностью.
Это тест проективного типа, то есть инструмент для исследования личности и психики, используемый в диагностических целях в различных областях, таких как клиническая, трудовая, образовательная или судебно-медицинская. Поскольку он является проективным, это тест, направленный на изучение психических аспектов, недоступных другими средствами (например, с помощью вербального языка или наблюдаемого поведения).
Тест Люшера основан на идее, что последовательный выбор восьми различных цветов может объяснить определенное эмоциональное и психосоматическое состояние.
Взаимосвязь между цветами и психологическими потребностями
Тест Люшера начинается с сопоставления теории основных и дополнительных цветов с основными потребностями и потребностями, которые косвенно влияют на психологические механизмы.
Другими словами, для установления 9 используется психология цвета.0003 связь между психологическими реакциями и цветовыми стимулами , где предполагается, что каждый индивидуум психологически реагирует на присутствие данного цвета. Таким образом, хроматическая стимуляция может активировать реакции, говорящие об удовлетворении или неудовлетворении основных психологических потребностей.
Это универсальное явление, присущее всем людям, независимо от культурного контекста, пола, этнической принадлежности, языка или других переменных. Точно так же он защищается аргументом, что все люди имеют общую нервную систему, которая позволяет им реагировать на хроматическую стимуляцию, и, таким образом, активировать различные психологические механизмы .
Объективный и субъективный компонент
Тест Люшера учитывает два элемента, которые связывают психологические состояния с выбором определенных цветов. Эти элементы следующие:
- Цвета имеют объективное значение, т. е. одна и та же цветовая стимуляция вызывает у всех людей одинаковую психологическую реакцию.
- Тем не менее, у каждого человека устанавливается субъективная установка, которая может быть как предпочтительной, так и отвергнутой по отношению к хроматическому стимулу.
То есть, исходит из того, что все люди могут одинаково воспринимать различные цветовые диапазоны, а также испытывать через них одни и те же ощущения. Таким образом, он приписывает объективный характер эмпирическому качеству, связанному с каждым цветом . Например, красный цвет вызывал бы у всех людей в равной степени стимулирующие и возбуждающие ощущения, независимо от переменных, внешних по отношению к самим людям.
К последнему прибавляется субъективный характер, так как он утверждает, что при том же ощущении возбуждения, которое вызывает красный цвет, один человек может предпочесть его, а другой совершенно отвергнуть.
Таким образом, тест Люшера считает, что выбор цвета имеет субъективный характер, который не может быть точно передан через словесный язык, но может быть проанализирован с помощью явно случайного выбора цветов . Это позволило бы дать отчет о том, каковы люди на самом деле, как они выглядят или как они хотели бы выглядеть.
Применение и интерпретация: что означают цвета?
Процедура применения теста Люшера проста. Человеку дается стопка карт разного цвета, и предлагается выбрать карту, которая ему больше всего нравится . Затем его или ее просят заказать остальные карты в соответствии с их предпочтениями.
Каждая карта имеет номер на обороте, и сочетание цветов и чисел позволяет интерпретировать процесс, который зависит, с одной стороны, от психологического значения, которое этот тест приписывает каждому цвету, а с другой стороны, от порядок, в котором человек расположил карты.
Хотя применение теста основано на простой процедуре, его интерпретация довольно сложна и деликатна (как это обычно бывает с проективными тестами). Хотя это и не является достаточным условием, для проведения интерпретации необходимо для начала узнать значение, которое Люшер приписывает выбору или отказу от различных цветов .
Они известны как «цвета Люшера», потому что представляют собой набор цветов с определенной цветовой насыщенностью, отличной от той, что встречается в повседневных предметах. Люшер выбрал их из пула 400 различных цветовых вариантов, и критерием их выбора было влияние, которое они оказывали на людей, которых он наблюдал. Это воздействие включало как психологические, так и физиологические реакции. Чтобы структурировать свой тест, он классифицировал их следующим образом.
1. Основные или основные цвета
Они представляют основные психологические потребности человека. Это цвета синий, зеленый, красный и желтый. В очень широком смысле синий — это цвет аффектов, поэтому он представляет потребность в удовлетворении и привязанности. Зеленый представляет отношение к себе и потребность в самоутверждении (защита себя). Красный намекает на волнение и необходимость действовать , и, наконец, желтый олицетворяет проекцию (понимаемую как поиск горизонтов и отражение образа) и необходимость предвидеть.
Сообщение о приятном восприятии в присутствии этих цветов является для Люшера индикатором уравновешенной психологии, свободной от конфликта или подавления.
2. Дополнительные цвета
Цвета: фиолетовый, коричневый, черный и серый. В отличие от основных или основных цветов, предпочтение дополнительных цветов можно интерпретировать как показатель стрессового опыта или манипулятивного и негативного отношения. Хотя они также могут указывать на некоторые положительные качества в зависимости от того, как они расположены. Точно так же выбор этих цветов ассоциируется с людьми, у которых есть опыт низкого предпочтения или отторжения.
Фиолетовый цвет символизирует трансформацию, но также является индикатором незрелости и нестабильности. Кофе олицетворяет чувственное и телесное, то есть он напрямую связан с телом, но, имея небольшую жизненную силу, его преувеличенный выбор может указывать на стресс. Серый, с другой стороны, указывает на нейтралитет, безразличие и возможную изоляцию, но также на благоразумие и самообладание. Черный символизирует отречение или покинутость и в максимальной степени может указывать на протест и страдание.
3. Белый цвет
Наконец, белый цвет работает как контрастный цвет предыдущих. Однако она не играет принципиальной роли в психологическом и оценочном смыслах данного теста.
Позиция
Интерпретация теста не завершается простым присвоением значения каждому цвету. Как мы уже говорили ранее, Люшер связывает такие значения с субъективным опытом оцениваемого лица. Другими словами, результаты теста во многом зависят от положение, в котором человек расположил цветные карты . Для Люшера последний дает представление о позиции и направлении индивидуального поведения, которое может быть директивным, рецептивным, авторитетным или внушаемым.
Такое поведение, в свою очередь, может находиться в постоянном или переменном положении; это зависит от того, как устанавливается связь с другими субъектами, объектами и интересами индивидуума. Процедура интерпретации теста Люшера основана на руководстве по применению 9. 0004, который включает в себя различные комбинации и положения цветов с их соответствующими значениями.
Некоторые обзоры
В методологическом плане для Сенейдермана (2011) проективные тесты имеют ценность как «гипотеза моста», поскольку позволяют установить связи между метапсихологией и клиникой, а также исследовать измерения субъективности, которые в противном случае были бы невозможны. понятный. Начав с двусмысленности и широкой свободы ответов, эти тесты позволяют получить доступ к элементам, которые иногда трудно выразить словами, таким как фантазии, конфликты, защиты, страхи и т. д.
Однако, как и другим проективным тестам, Lüscher$0027s приписывается «субъективный» способ интерпретации, а это означает, что его интерпретация и результаты в значительной степени зависят от личных критериев каждого психолога или специалиста, который его применяет . Другими словами, делается вывод, что это тест, который не предлагает «объективных» выводов, что вызвало много критики.
В том же смысле его критикуют за невозможность обобщения его выводов из-за отсутствия стандартизации, отвечающей методологическим критериям объективности традиционной науки. Критерии, которые поддерживают, например, психометрические тесты. В этом смысле проективные тесты имеют научный статус, вызвавший довольно много споров, особенно среди специалистов, считающих данный вид тестов «реактивными» и в лучшем случае предлагающих систематизировать их количественно.
Таким образом, этот тест подвергся критике как за отсутствие критериев, которые могли бы обеспечить как его достоверность, так и за низкую возможность воспроизведения его результатов. С другой стороны, идеи функциональности и патологии (и возможного воспроизведения предубеждений, предубеждений или стигм разного рода), которые теоретически поддерживают интерпретации этого теста, также подвергались критике.
Библиографические ссылки:
- Муньос, Л. (2000). Люшер И. Тест. Применение и интерпретация. Проверено 14 августа 2018 г. Доступно по адресу https://s3.amazonaws.com/academia.edu.documents/48525511/luscher_manual_curso__I.pdf?AWSAccessKeyId=AKIAIWOWYYGZ2Y53UL3A&Expires=15342429.79&Signature=mY9dvdEukwzWDzpDFPUGgFzgoRo%3D&response-content-disposition=inline%3B%20filename%3DLuscher_manual_curso_I.pdf.
- Снейдерман, С. (2011). Соображения о надежности и валидности проективных методов. Субъективность и познавательные процессы. (15)2: 93-110.
- Вивес Гомила, М. (2006). Проективные тесты: применение в клинической диагностике и лечении . Барселона: Университет Барселоны.
Как работает цветовой тест Люшера?
Как работает цветовой тест Люшера?
Это психологический тест, основанный на идее, что черты личности можно определить по цветовым предпочтениям любого человека. Цветовой тест начинается с того, что участников просят посмотреть на 8 карточек разного цвета, а затем попросить их разместить карточки в порядке предпочтения 9.0004 .16 июля 2018 г.
Какие 4 цвета личности?
Цветовой код делит личности на четыре цвета: Красный (движется властью), Синий (движется близостью), Белый (движется миром) и Желтый (движется весельем) .
Насколько точен цветовой тест?
Color была первой лабораторией в США, получившей одобрение FDA EUA на технологию RT-LAMP, метод тестирования на COVID-19, который так же точен, как RT-PCR, примерно на 50% быстрее и опирается на менее ограниченные цепочки поставок.
Законна ли викторина по цвету?
ColorQuiz — это бесплатный пятиминутный личностный тест, основанный на десятилетиях исследований цветовых психологов со всего мира. Нет сложных вопросов, на которые нужно ответить, вы просто выбираете цвета одним щелчком мыши! Ваши результаты теста полностью конфиденциальны и мы не храним результаты.
Связанные
Какие цвета представляют какие личности?
Красные и теплые цвета вообще дают спектр чувств от любви до агрессии. Красный обычно считается цветом любви и вызывает у людей очень сильные чувства. Синий обычно является фаворитом мужчин и является символом спокойствия и безмятежности. Синий также может излучать грусть и безразличие. 3 февраля 2018 г.
Похожие
Что такое цветовой тест?
Тест цветового зрения, также известный как цветовой тест Исихара, измеряет вашу способность различать цвета . Если вы не пройдете этот тест, у вас может быть плохое цветовое зрение, или ваш врач может сказать вам, что вы дальтоник. 9 ноября 2020 г.
Похожие
Что такое личностный тест True Colors?
Настоящий тест личности позволяет понять себя и других . В тесте используются оранжевый, золотой, синий и зеленый цвета для обозначения четырех различных типов личности. … Используя цвета вместо ярлыков, личностный тест True Colors направлен на улучшение глобального понимания.
Связанные
Что такое синяя личность?
Те, у кого сильные стороны синего цвета, как правило, полны энтузиазма, отзывчивы, общительны, сострадательны, идеалистичны, искренни и обладают богатым воображением . … Люди с голубым темпераментом могут быть хорошими слушателями, рассказывать о возможностях и любить делать что-то новое. Конфликт или дисгармония могут расстроить Синего. 22 октября 2015 г.
Связанные
Какая личность розовая?
Розовый. Говорят, что розовый, как любимый цвет, представляет любящего, доброго и чувствительного человека , часто с сильной заботливой и чувственной стороной. Говорят, что ваш романтический взгляд на жизнь приводит к идеалистическим стандартам. с милой, очаровательной стороной, которая часто делает вас деликатным и милым человеком.1 октября 2020 г.
Родственный
Какого цвета жидкость в тесте на Covid?
Если антитела пациента связываются с белками коронавируса, жидкость в лунке становится синей . Это означает, что у пациента развился иммунный ответ на SARS-CoV-2.
Связанные
Является ли одуванчик цветом?
Одуванчик яркий оранжево-желтый основан на цвете одноименного цветущего растения. … Они цветут желтыми цветами, которые хорошо знакомы в Азии, Европе и Северной Америке. 5 августа 2020 г.
Что такое цветовой тест в TikTok?
Последней тенденцией, которая захватила TikTok, является цветовой тест личности, который, по сути, говорит, что каждый является комбинацией четырех цветов . В дополнение к сопоставлению вас с цветовой эстетикой, такой как «океанская глубина» или «темно-синий цвет», тест личности предоставляет вам подробный анализ ваших черт характера. 9 марта 2021 г.
Какой тип личности у белых?
Обладая белым цветом личности, вы осторожны, практичны и осторожны с деньгами . Вы хорошо думаете, прежде чем действовать – вы точно не склонны к импульсивному поведению. Вы, как правило, хорошо владеете собой.
общий Информация СМИ Нажмите галерея иллюстрация
Поделиться этой записью:
История. Оригинальный тест личности
Человеческая форма — произведение искусства. Попытка классифицировать и определить различные типы человеческой красоты была одним из любимых занятий человечества. Каждая ветвь этого конкретного вида науки касалась правильных принципов, но большинство из них недостаточно углубилось в общую картину того, кто мы есть. Концепция Человеческое искусство: оригинальный тест личности состоит из принципов дизайна, искусства и поведения, которые организованы в методологию. Принципы являются эмпирическими, то есть вы можете их наблюдать… Вы можете последовательно проследить их в природе, животных и, что наиболее важно, в людях.
История Человеческое искусство: оригинальный тест личности наблюдался более 200 лет. Он основан на опыте.
В 1876 году Эдвин Д. Бэббит опубликовал «Принципы света и цвета», в которых установил, что простое воздействие цвета на человека может изменить его настроение. Эдвин родился 1 февраля 1828 года в Хэмдене, штат Нью-Йорк. Он прошел обучение в Нью-Йорке и за границей. Эдвин Бэббит возродил алхимические теории о целебных свойствах определенных цветов. Работа Бэббита коррелировала с обществом, особенно с эпохой Возрождения, в том аспекте, что социальные последствия цвета значительно либерализировались. Это было время, когда простолюдины или люди, считавшиеся более низкими по социальной шкале, приобретали больше цвета в своей одежде и окружении. Это больше не считалось мерой вашей выгоды и положения, поскольку это было самовыражением, пока это было в пределах ваших средств. Это было сильное заявление о независимости и автономии.
Работа Эдвина Бэббита, хотя, вероятно, считалась не соответствующей его времени или прогрессивной, была очень важной и соответствовала тому, куда движется общество. Это привело к важному пониманию цвета и исцеления. Важность его работы простиралась далеко за пределы временных рамок, которые он, возможно, рассматривал. Его понимание цвета и его эффектов более важно для нашего времени. Я не знаю, смогут ли те, кто столкнулся с его работами в начале 18-го века, понять, насколько важны его открытия для будущих поколений.
В 1900-х годах Вильгельм Освальд и доктор Макс Люшер опубликовали работы, в которых утверждалось, что можно изменить свое настроение, воздействуя на него линией или цветом. Среди их работ — «Цветовой тест Люшера», опубликованный в 1947 году. Это глубокий психологический тест, разработанный для использования психиатрами, психологами, врачами или теми, кто имеет профессиональную подготовку, где точная психологическая информация может быть получена посредством выбора и отказа. цвета. Хотя Human Art не использует Цветовой тест Люшера в своей методологии, эффекты и обоснованность, которые он придает эмпирическому улучшению цвета и исцелению, глубоко связаны с каждой услугой Human Art.
Освальд, физик-химик, получил Нобелевскую премию мира по химии в 1909 году. До конца своей жизни он изучал цвета и формы, пытаясь найти научную стандартизацию цвета.
Несмотря на то, что эти работы были основаны на точных науках, эмпирическое отслеживание и заметное путешествие и воздействие на существо в наше время более увлекательны и хорошо принимаются, когда исходят из таких заслуживающих доверия источников. Эти важные работы сопровождают нас в этом наблюдаемом путешествии понимания нашего собственного отношения к цвету.
Начиная с 1934 года, Фабер Биррен опубликовал 25 работ, которые подтвердили эти открытия и наблюдаемые доказательства. Биррен заявил: «Цвет, возможно, не обладает таким прямым лечебным действием, как когда-то считали люди, но как психическая или психологическая сила в лечении он, безусловно, эффективен».
Работы Фабера Биррена, использованные при разработке Человеческого искусства: Оригинальный тест личности :
- «Принципы света и цвета», Под редакцией Фабера Биррена 1967
- «Восприятие цвета в искусстве» 1976
- «Креативный цвет» 1961
- «Свет, цвет и окружающая среда» 1969
- «Принципы цвета» 1969
- «Цвет» 1963
- «История цвета» 1941
Понимание Faber Birren восприятия цвета в искусстве и дизайне действительно укрепляет то, как мы видим цвет и как мы используем каждый цвет. Его работа продвинула нас дальше в эмпирическом путешествии и ввела конкретные принципы, конкретные представления и объяснения того, что мы интуитивно пытались ориентировать, когда дело доходило до опыта каждого человека с цветом. Он помог пионерам понять, как мозг воспринимает цвет. Он утверждает практику и значение психологии цвета. Он предоставил большой фонд данных о биологических и психологических эффектах цвета до своего времени.