Тест на профвыгорание бойко – Тест на эмоциональное выгорание Бойко онлайн
Начать тестирование |
Организационные недостатки на работе (учебе) постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. |
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. |
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности. |
Меня беспокоит то, что я стал хуже работать/учиться (менее продуктивно, качественно, медленнее). |
Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого. |
От меня как профессионала/человека мало зависит благополучие партнеров. |
Когда я прихожу с работы/учебы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался. |
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). |
Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует долг, в том числе профессиональный. |
Моя работа/учеба притупляет эмоции. |
Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе, учебе, в жизни. |
Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний. |
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. |
Работа/взаимодействие с людьми приносит все меньше удовлетворения. |
Я бы сменил место работы/учебы, если бы представилась возможность. |
Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру поддержку, услугу, помощь, в том числе профессиональную. |
Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на контакты, в том числе деловые. |
Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. |
Я настолько устаю на работе /учебе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. |
Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. |
Иногда самые обычные ситуации общения вызывают раздражение. |
Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. |
Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. |
При воспоминании о некоторых коллегах по работе/учебе или партнерах у меня портится настроение. |
Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. |
Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами и другими людьми. |
Обстановка на работе/учебе мне кажется очень трудной, сложной. |
У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой/учебой: что-то должно случиться, как бы не до пустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п. |
Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. |
В общении я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла». |
Я охотно рассказываю домашним о своей работе/учебе. |
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы/учебы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). |
Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу. |
Я очень переживаю за свою работу/учебу. |
Партнерам по работе/учебе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности. |
При мысли о работе/учебе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. |
У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с начальством. |
Я часто радуюсь, видя, что моя работа/учеба приносит пользу людям. |
Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе/учебе. |
Некоторые стороны (факты) моей жизни вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние. |
Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно. |
Я разделяю деловых партнеров на «хороших» и «плохих». |
Усталость от работы/учебы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. |
Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела. |
Обычно я прихожу на работу/учебу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. |
Я иногда ловлю себя на том, что работаю, взаимодействую с партнерами автоматически, без души. |
Иногда встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого. |
После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия. |
На работе/учебе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки. |
Успехи в работе/учебе вдохновляют меня. |
Жизненная ситуация, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной). |
Я потерял покой из-за работы/учебы. |
На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов). |
Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. |
Я часто с работы/учебы приношу домой отрицательные эмоции. |
Я часто работаю через силу. |
Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам чем теперь. |
Во взаимодействии с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье». |
Иногда иду на работу/учебу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. |
После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. |
Контингент партнеров, с которым я работаю/взаимодействую, очень трудный. |
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. |
Если бы мне повезло с работой/учебой, я был бы более счастлив. |
Я в отчаянии из-за того, что на работе/учебе у меня серьезные проблемы. |
Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной. |
Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание. |
Чаще всего после рабочего/учебного дня у меня нет сил заниматься домашними делами. |
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий/учебный день кончился. |
Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют. |
Взаимодействуя или работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. |
Работа, взаимодействие с людьми (партнерами) очень разочаровали меня. |
Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. |
Как правило, мой рабочий/учебный день проходит спокойно и легко. |
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. |
Моя карьера складывается удачно. |
Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой/учебой. |
Некоторых из своих постоянных партнеров, знакомых я не хотел бы видеть и слышать. |
Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах. |
Моя усталость на работе/учебе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями. |
Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. |
Меня часто подводят нервы в общении с людьми, в том числе на работе/учебе. |
Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе/в учебе я утратил интерес, живое чувство. |
Работа/взаимодействие с людьми плохо повлияла на меня — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. |
Работа/взаимодействие с людьми явно подрывает мое здоровье. |
experimental-psychic.ru
симптомы, тест Бойко для их определения и обработка результатов теста
Сегодня встречается огромное количество психических заболеваний, имеющих отношение к профессии. Наиболее распространённым является синдром эмоционального выгорания. Те, кто попадает под его влияние, становятся менее энергичными, что позже может вызвать другие более серьёзные заболевания. Поэтому к этому синдрому нужно подходить очень серьёзно, и как только появятся подозрения, начать лечение.
Что представляет собой синдром выгорания
Этот синдром показывает своё действие тем, что человек истощает свои физические и умственные силы
. Чаще всего это происходит на производственной почве. Симптомы этого заболевания следующие:- постоянная усталость;
- слабость;
- головная боль;
- уменьшение времени сна;
- попытки убежать от людей и ответственности;
- частые проявления злобы;
- заторможенность весь день;
- постоянное желание спать;
- потеря веры в себя;
- плохое настроение.
Причин появления синдрома эмоционального выгорания множество. Большинство из них связано с профессией. Среди причин можно выделить, следующие, как самые частые:
- однообразная деятельность;
- маленькая заработная плата;
- чувство ненужности;
- необоснованная критика со стороны начальства или сотрудников .
Синдром чаще всего поражает людей, работающих с другими людьми:
- персонал больницы;
- преподаватели;
- сфера обслуживания и т.п.
Развитие болезни состоит из нескольких скрытых этапов:
- Симптомов болезни не наблюдается. Постоянные стрессы забирают энергию, но это пока не сказывается на работоспособности.
- Начинают проявляться начальные признаки синдрома: уменьшение длительности сна и уменьшение увлечённости работой.
- Всё труднее становится успевать делать работу вовремя, теряется сосредоточенность.
- Постоянные стрессы приводят к ухудшению физического здоровья: уменьшается иммунитет, появляются жалобы на себя и окружающих, частые ссоры с коллегами.
- Этот этап характеризуется сильной потерей сил и эмоциональной нестабильностью.
Наиболее эффективным способом обнаружить в себе зачатки или последствия этого синдрома можно с помощью теста, разработанного В. В. Бойко.
Для кого предназначен тест
Так как главная причина возникновения этого синдрома – работа, то выявлять и бороться с ним в первую очередь нужно людям, занятым какой-либо монотонной деятельностью. Однако не стоит пренебрегать этим тестом и людям, кто не занимается монотонной работой, например, писателям, художникам и личностям, чья профессиональная деятельность связана с искусством.
Что представляет собой тест Бойко
Этот тест представляет собой 84 вопроса, на каждый из которого, человек должен дать положительный или отрицательный ответ. В зависимости от ответа, испытуемый получает определённое количество баллов. Количество баллов к каждому вопросу указано в «ключе». Подсчёт ведётся с помощью усложнённой схемы. Количество баллов за каждый вопрос определяется в зависимости его тяжести.
Вопросы теста:
- Недостатки, связанные с организованностью на работе, нервируют и напрягают меня.
- Моя профессиональная деятельность устраивает меня сейчас так же, как и вначале.
- Я выбрал не ту профессию.
- Моя продуктивность снизилась.
- То, как я буду работать с партнёрами по большей части зависит от настроения.
- Мне не по силам изменить благополучие партнёра.
- Приходя с работы, мне необходимо отстраниться от людей на пару часов.
- При появлении признаков усталости или напряжения, я пытаюсь как можно быстрее избавиться от партнёра и решить его проблему быстрее, но менее качественно.
- По-моему, партнёр не получает от меня того, что я должен давать ему в соответствии со своей профессией.
- В рабочее время мои эмоции проявляются меньше, чем в другое время.
- Я потерял силы из-за проблем людей, с которыми я работаю.
- Стрессы из-за работы негативно влияют на мой сон.
- Я сильно напрягаюсь, при работе с партнёрами.
- Нет никакого удовлетворения, работая с партнёрами.
- При первой возможности я бы сменил карьеру.
- Я часто расстраиваюсь, из-за того, что не могу полностью выполнить свои рабочие обязанности.
- Плохое настроение никогда не влияет на взаимодействие с людьми.
- Я сильно расстраиваюсь, в случае, когда отношения с человеком, связанным с моей работой, не очень хорошие.
- Усталость из-за профессиональной деятельности, не позволяет мне нормально разговаривать дома.
- Зачастую работаю с клиентом меньше времени, чем нужно, по причине недостатка времени или сил.
- Бывает, что раздражают даже обычные рабочие ситуации, связанные с общением.
- Я не раздражаюсь, если партнёр высказывает обоснованные претензии.
- Из-за частого общения с партнёрами я теперь стараюсь избегать контактов с людьми.
- Когда я вспоминаю людей, связанных с работой, то у меня падает настроение.
- Трачу много энергии, конфликтуя с сослуживцами.
- Для меня представляет большую трудность установление или поддерживание контактов с людьми, связанными с профессиональной деятельностью.
- На работе царит сложная обстановка.
- Часто тревожусь по поводу моего будущего на должности.
- Встречая неприятного мне человека, связанного с работой, пытаюсь меньше общаться с ним.
- Когда я общаюсь с сослуживцами, то стараюсь не совершать по отношению к ним добрых поступков, чтобы потом не получить от них злых.
- Я общаюсь с членами семьи по поводу работы без стеснения или напряжения.
- Случается, что эмоции мешают хорошо выполнять свою работу.
- Иногда мне кажется, что с клиентом нужно быть более отзывчивым, но у меня не выходит этого сделать.
- У меня возникают волнения по поводу работы.
- Сколько бы ни уделял внимания сослуживцам, всё равно получишь меньше.
- Думая о работе, чувствую себя хуже.
- Я состою в нормальных отношениях с начальником.
- Если вижу, что моя деятельность полезна людям – радуюсь.
- Рабочая деятельность обычно заканчивается неудачно.
- Некоторые аспекты моей профессиональной деятельности заставляют меня унывать.
- Случается, что труднее, чем обычно налаживать контакты.
- Я разделяю деловых партнёров хуже, чем обычно.
- Из-за уставания на работе сокращаю взаимодействие с близкими людьми.
- Стараюсь узнать о клиенте даже то, что не поможет в работе с ним.
- Чаще всего прибываю на работу в приподнятом состоянии.
- Случается так, что приходится взаимодействовать с партнёрами, без души.
- Бывает, что на рабочем месте контактирую с такими неприятными людьми, что автоматически хочется пожелать им плохого.
- Общаясь с партнёром, который мне неприятен, мне становится хуже.
- Работая, я очень часто перегружаю себя как физически, так и психологически.
- Успех в профессиональной деятельности даёт мне силы двигаться дальше.
- Я нахожусь в безысходной ситуации на работе.
- Работа принесла мне постоянное беспокойство.
- В этом году на меня поступали жалобы от партнёров.
- Мои нервы в безопасности, только потому, что я стараюсь не беспокоиться о том, что касается партнёров.
- С работы у меня остаются отрицательные эмоции.
- Иногда приходится заставлять себя работать.
- Моя отзывчивость к клиентам стала уменьшаться со временем.
- Не трачу нервы из-за работы, чтобы не повредить здоровью.
- Бывает, что перед работой хочется отдалиться от всего.
- Проведя рабочий день в напряжение, домой я прихожу с недомоганием.
- Почти со всеми людьми, связанными со мной работой, трудно работать.
- Случается, что моя работа не оправдывает ожиданий.
- Я считаю, что мне не очень повезло с работой.
- Я скоро совсем отчаюсь из-за проблем на работе.
- Случается, что я делаю вещи со своими клиентами, которые не хотел бы для себя.
- Партнёры, пытающиеся получить больше внимания, заслуживают осуждения.
- Приходя с работы, я не занимаюсь делами по дому, потому что нет сил.
- Мне хотелось бы, чтобы рабочий день заканчивался раньше.
- Чувства партнёров меня и правда волнуют.
- При работе с людьми, я заграждаюсь защитной стеной, которая не даёт отрицательным эмоциям проходить.
- Я ожидал от работы с людьми большего.
- Для восстановления сил мне приходится пользоваться лекарствами.
- В большинстве случаев рабочий день проходит незаметно.
- Я хотел бы работать эффективнее, но обстоятельства не позволяют это сделать.
- Я хорошо чувствую себя на работе.
- Работа заставляет меня нервничать.
- С некоторыми людьми по работе я не хотел бы больше видеться.
- Мне нравится коллеги, посвящающие себя людям, откладывая свои дела на второй план.
- То, что я устаю на работе, не мешает мне общаться с домашними.
- По возможности я стараюсь тратить на партнёра меньше времени.
- Я иногда срываюсь на людей, связанных с моей работой.
- Интерес к профессии, со временем уходит.
- Чем дольше я работаю, тем хуже становятся мои профессиональные навыки.
- Моя эффективность уменьшается при работе с людьми.
Критерии оценки
Используя «ключ», необходимо подсчитать:
- Количество баллов для симптомов этого синдрома. Всего симптомов 12. Количество баллов за каждый вопрос находится в скобках. Баллы каждого синдрома впоследствии суммируются.
- Количество баллов для всех фаз.
- Количество баллов за все симптомы и найти конечное значение этого синдрома.
Ключ
Этот тест позволяет определить все три фазы синдрома эмоционального выгорания. С помощью этого теста можно определить каждую из них. Симптомы, которые выявляются, может выявить тест относительно разных фаз:
«Напряжение»:
- Чересчур сильное переживание по поводу обстоятельств, негативно влияющих на психику: случаи с ответом «да»: вопрос 1 стоит 2 балла, 13-3, 25-2, 49-10, 61-5; случаи с ответом «нет»: 37-3, 73-5.
- Сомнение в своих силах: случаи с ответом «да»: 14-2, 26-2, 62-5,74-3; случаи с ответом «нет»: 2-3, 38-10, 50-5.
- «Нахождение в клетке»: случаи с ответом «да»: 3-10, 15-5, 27-2, 39-2, 51-5, 63-1; случаи с ответом «нет»: 75-5.
- Тревожное и депрессивное состояние: случаи с ответом «да»: 4-2, 16-3, 28-5, 40-5, 52-10, 64-2, 76-3; случаи с ответом «нет» отсутствуют.
«Резистенция»:
- Неадекватное эмоциональное реагирование на некоторые жизненные ситуации: случаи с ответом «да»: 5-5, 29-10, 41-2, 53-2, 65-3, 77-5; случаи с ответом «нет»: 17-3.
- Эмоционально-нравственное разупорядочение: случаи с ответом «да»: 6-10, 30-3, 42-3, 42-5, 54-2, 66-2: случаи с ответом «нет»: 18-3, 78-5.
- Экономия эмоций в ситуациях, в которых раньше этого не наблюдалось: случаи с ответом «да»: 7-2, 19-10, 43-5, 55-3, 67-3, случаи с ответом «нет»: 31-20, 79-5.
- Ухудшение способностей, связанных с профессиональной деятельностью: случаи с ответом «да»: 8-5, 20-5, 32-2, 56-3, 68-3, 80-10; случаи с ответом «нет»: 44-2.
«Истощение»:
- Недостаток эмоций: случаи с ответом «да»: 9-3, 21-2, 33-5, 57-5, 81-2; случаи с ответом «нет»: 45-5, 69-10.
- Блокировка эмоций и эмоциональная отстранённость: случаи с ответом «да»: 10-2, 22-3, 46-3, 58-5, 70-5, 82-10; случаи с ответом «нет»: 34-2.
- Деперсонализация (личностная отстранённость): случаи с ответом «да»: 11-5, 23-3, 35-3, 47-5, 59-5, 72-2, 83-10.
- Психологические нарушения: случаи с ответом «да»: 12-3, 24-2, 36-5, 48-3, 60-2, 72-10, 84-5.
Обработка результатов
Тест Бойко даёт полную картину синдрома профессионального «выгорания». В первую очередь нужно просмотреть каждый симптом. Всего по каждому симптому может быть 30 баллов:
- До девяти баллов – симптом отсутствует;
- От 10 до 15 баллов – есть зачатки симптома;
- От 16 до 20 баллов – явное наличие симптома;
- Больше 20 – доминирующий симптом.
Следующим шагом является подсчёт количества баллов по каждой из фаз и выявление насколько сформировалась каждая из них. Максимум для каждой фазы 120 баллов:
- Меньше 36 баллов – фаза не начала своё формирование;
- От 37 до 60 – фаза начала формироваться;
- Больше 60 баллов – фаза сформировалась полностью.
psiho.guru
Диагностика уровня эмоционального выгорания
В современном мире данная психологическая проблема встречается очень часто. Связано это с нарастающим ритмом жизни, высоким уровнем напряжения на работе, что приводит к постепенно нарастающему стрессу, от которого организм начинает выстраивать барьер в виде отрешенности и безразличия к профессиональным обязанностям, коллегам, клиентам. Методика разработана доктором психологических наук В.В. Бойко. Она поможет увидеть подробную картину синдрома профессионального выгорания, с его компонентами и признаками.
Болезнь трудоголиков и менеджеров
Эмоциональное выгорание – это защитная реакция психики человека на постоянные конфликты и стрессы, связанные с профессиональной деятельностью. Проявляется в виде физического и психологического истощения, безразличия к результату, неудовлетворенности собой. Чаще всего этим расстройством страдают люди, чьи профессии связаны с постоянными контактами и общением, а также трудоголики и альтруисты.
Впервые этот термин был описан в 1974 году американским психиатром Г. Фрейденбергером. Под наблюдение попали люди с характерными для данного синдрома профессиями: преподаватели, социальные работники, руководители, менеджеры. Выяснилось, что, в результате морально давящей атмосферы, профессионалы начинали посредственно относиться к своим обязанностям. Они проявляли безразличие к людям, с которыми им приходилось контактировать по работе, становились недовольными своей деятельностью и условиями труда.
Кому подойдет тест?
Если Ваша профессия связана с общением, частыми стрессами и психологическим напряжением, если Вам кажется, что работа стала приносить одни неприятности и больше не вызывает желания на нее возвращаться – пройдите тест В.В. Бойко на нашем сайте!
Инструкция
Необходимо ответить на 84 вопроса, которые касаются Вашей профессиональной деятельности, взаимоотношений с коллегами и партнерами. Нужно выбрать между «да» или «нет».
Анализ результатов
Проанализировав Ваши реакции на внешние факторы, способы психологической защиты и состояние нервной системы методика выявит, насколько сильно развиты те или иные фазы эмоционального истощения – «не сформирована», «в стадии формирования», «сформирована».
Фазы развития выгорания:
- Напряжение.
- Резистенция.
- Истощение.
В каждой фазе выделяются несколько основных симптомов, уровень проявления которых так же будет указан — «не сложившийся», «складывающийся», «сложившийся» и «доминирующий».
Симптомы фаз:
- Для первой фазе характерны тревожность, загнанность, переживания и неудовлетворенность собой.
- Во второй фазе появляются неадекватные избирательные реакции, безразличие к профессиональным обязанностям, эмоциональный вакуум и дезориентация.
- Последняя стадия несет за собой психологическое истощение и отстраненность, деперсонализацию.
В итоге перед Вами предстанет полная картина того, какие фазы и их симптомы развились или находятся в стадии формирования, а какие подошли к критической отметке.
Пройдите онлайн-тест прямо сейчас!
Для того, чтобы вовремя выявить начинающиеся проблемы в профессиональной деятельности, предлагаем воспользоваться методикой В.В. Бойко прямо сейчас! А может достаточно будет выдохнуть, успокоиться и взять небольшой отпуск? Или, в случае тяжелой формы истощения, обратиться к психологу для коррекции и решения проблемы?
Не забывайте, что на работе мы проводим больше времени, чем дома, и так важно, чтобы она приносила удовольствие и эмоциональную удовлетворенность! Не откладывайте, пройдите тест на нашем сайте. Для этого не требуется регистрация, все анонимно и бесплатно.
Изображение в шапке — Alexey Sokolov, Moose.
testometrika.com
Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко) « Психологические тесты
Шкалы: напряжение — переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога; резистенция — неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей; истощение — эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения
Темы: выгорание, онлайн
Тестируем: психические состояния · Возраст: взрослым
Тип теста: вербальный · Вопросов: 84
Комментарии: 8 · написать
Инструкция к тесту
Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Тестовый материал
- Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
- Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
- Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
- Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
- Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
- От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
- Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.
- Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
- Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
- Моя работа притупляет эмоции.
- Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
- Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
- Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
- Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
- Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
- Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
- Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
- Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
- Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
- Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
- Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
- Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
- Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
- При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
- Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
- Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
- Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
- У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли и т. п.
- Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
Необходимо зарегистрироваться
Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Войти через ВКонтакте
Внимание!
1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.
Обработка и интерпретация результатов теста
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным количеством баллов (указывается в ключе рядом с номером суждения в скобках). Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку (10 баллов) получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:
- определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,
- подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»,
- находится итоговый показатель синдрома эмоционального «выгорания» – сумма показателей всех 12 симптомов.
Напряжение
- Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5)
- Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3),
- «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
- Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
Резистенция
- Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
- Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
- Расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
- Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
Истощение
- Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
- Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)
- Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(2!),+23(3),+35(3),+47(5),+59(5),+72(2),+83(10)
- Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
- 9 и менее баллов – не сложившийся симптом,
- 10-15 баллов – складывающийся симптом,
- 16 и более – сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
- 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
- 37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
- 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
- какие симптомы доминируют;
- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение;
- объяснимо ли истощение (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Источники
- Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.394-399
vsetesti.ru
Психологические материалы — Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко
онлайн версия теста В. В. Бойко
Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмиругощие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Тест методики эмоционального выгорания
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка данных (ключ) методики выгорания
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов — указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку — 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания», 3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12-ти симптомов.
« НАПРЯЖЕНИЕ »
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)
3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
« РЕЗИСТЕНЦИЯ »
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
3. Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
« ИСТОЩЕНИЕ »
1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Интерпретация результатов методики выгорания Бойко В. В.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов — не сложившийся симптом,
10-15 баллов— складывающийся симптом,
16 и более— сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы « выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
37-60 баллов— фаза в стадии формирования;
61 и более баллов — сформировавшаяся фаза. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
-какие симптомы доминируют;
-какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
— объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
— какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
— в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
— какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
test-metod.ru
Диагностика эмоционального выгорания
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмиругощие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания.
Инструкция: Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
ТЕСТ
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2–3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами склады-ваются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю,.очень трудный.
62. Иногда Минске кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка данных
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов – указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку – 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания», 3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» – сумма показателей всех 12-ти симптомов.
«НАПРЯЖЕНИЕ»
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
2. Неудовлетворенность собой:
-2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)
3. «Загнанность в клетку»:
+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
4. Тревога и депрессия:
+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
«РЕЗИСТЕНЦИЯ»
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:
+5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
3. Расширение сферы экономии эмоций:
+7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
«ИСТОЩЕНИЕ»
1. Эмоциональный дефицит:
+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
2. Эмоциональная отстраненность:
+10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Интерпретация результатов.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов – не сложившийся симптом,
10–15 баллов – складывающийся симптом,
16 и более – сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
37–60 баллов – фаза в стадии формирования;
61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
- какие симптомы доминируют;
- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
- объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников)
Шкалы: психоэмоциональное истощение, личностное отдаление, профессиональная мотивация, психич
www.bsmu.by