Тест на склонность к суициду с ответами – Тест на суицид для подростков и взрослых онлайн

5.6. Методика выявления склонности к суицидальным реакциям (ср-45)

Методика предназначена для выявления склонности к суицидальным реакциям. Позволяет выявлять лиц, имеющих склонности к суицидальным реакциям, и формировать из них группу риска. Является авторской разработкой (П.И. Юнацкевич).

Вопросы являются адекватными суицидальным проявлениям. Их валидизация произведена благодаря клиническим исследованиям лиц с суицидальным поведением (n = 175).

При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь начальный уровень развития склонности личности к суициду в период ее обследования. При наличии конфликтной ситуации, других негативных условий и деформирующейся мотивации витального существования (ослабление мотивации дальнейшей жизни) эта склонность может развиваться [20].

Опросник

Инструкция: Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего здоровья и характера. Если Вы согласны с утверждением, поставьте «+» в графе «Да» в регистрационном бланке, если нет – поставьте «-» в графе «Нет». Над ответами старайтесь долго не задумываться, правильных или неправильных ответов нет.

1. Как Вы считаете, может ли жизнь потерять ценность для человека в некоторой ситуации?

2. Жизнь иногда хуже смерти.

3. В прошлом у меня была попытка уйти из жизни.

4. Меня многие любят, понимают и ценят.

5. Можно оправдать безнадежно больных, выбравших добровольную смерть.

6. Я не думаю, что сам могу оказаться в безнадежном положении.

7. Смысл жизни не всегда бывает ясен, его можно иногда потерять или не найти.

8. Как Вы считаете, оказавшись в ситуации, когда Вас предадут близкие и родные, Вы сможете жить дальше?

9. Я иногда думаю о своей добровольной смерти.

10. В любой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило.

11. Всегда и везде стараюсь быть абсолютно честным человеком.

12. У меня, в принципе, нет недостатков.

13. Может быть, дальше я жить не смогу.

14. Удивительно, что некоторые люди, оказавшись в безвыходном положении, не хотят покончить с собой.

15. Чувство обреченности в итоге приводит к добровольному уходу из жизни.

16. Если потребуется, то можно будет оправдать свой уход из жизни.

17. Мне не нравится играть со смертью в одиночку.

18. Часто именно первое впечатление о человеке является определяющим.

19. Я пробовал разные способы ухода из жизни.

20. В критический момент я всегда могу справиться с собой.

21. В школе я всегда отличался (отличалась) только хорошим поведением.

22. Могу обманывать окружающих, чтобы ухудшить свое положение.

23. Вокруг меня достаточно много нечестных людей.

24. Однажды я выбирал несколько способов покончить с собой.

25. Довольно часто меня пытаются обмануть или ввести в заблуждение.

26. Я бы не хотел моментальной смерти после тяжелых переживаний.

27. Я стал бы жить дальше, если бы случилась мировая ядерная война.

28. Человек волен поступать со своей жизнью так, как ему хочется, даже если он выбирает смерть.

29. Если человек не умеет представлять себя в выгодном свете перед руководством, то он многое теряет.

30. Никому никогда не писал предсмертную записку.

31. Однажды пытался покончить с собой.

32. Никогда не бывает безвыходных ситуаций.

33. Пробовал покончить с собой таким образом, чтобы не чувствовать сильной боли.

34. Надо уметь скрывать свои мысли от других, даже если им нет до меня дела.

35. Душа человека, наверное, испытывает облегчение, если сама оставляет этот мир.

36. Могу оправдать любой свой поступок.

37. Если я что-то делаю, а мне начинают мешать, то я все равно буду делать то, что задумал.

38. Чтобы человеку избавиться от неизлечимой болезни и перестать мучиться, он, наверное, должен сам прекратить свои муки и уйти из этой жизни добровольно.

39. Бывает, сомневаюсь в психическом здоровье некоторых моих знакомых.

40. Однажды решался покончить с собой.

41.Меня беспокоит отсутствие чувства счастья.

42. Я никогда не иду на нарушении закона даже в мелочах.

43. Иногда мне хочется заснуть и не проснуться.

44. Однажды мне было стыдно из-за того, что хотелось бы уйти из жизни.

45. Даже в самой тяжелой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило.

Ключ шкалы лжи (L)

«Да» (+)

«Нет» (-)

11, 12, 18, 21, 23, 25, 29, 34, 39

42

Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом. Оценочный коэффициент (L) выражается отношением количества совпадающих ответов к максимально возможному числу совпадений (10):

L = N/10 ± 0,16

где N – количество совпадающих с ключом ответов.

Показатели, полученные по шкале лжи, могут варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком стремлении приукрасить себя и неадекватности ответов, близкие к 0 – о низком уровне и относительно надежной (при условии L < 0,6 ± 0,16) достоверности результатов обследования.

Ключ шкалы склонности к суицидальным реакциям (Sr)

«Да» (+)

«Нет» (-)

1, 2, 3, 5, 7, 9, 13, 14, 15, 16, 19, 22, 24, 28, 31 33, 35, 36, 37, 38, 40, 41, 43, 44

4, 6, 8, 10, 17, 20, 26, 27, 30, 32, 45

Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом. Оценочный коэффициент (Sr) выражается отношением количества совпадающих ответов к максимально возможному числу совпадений (35):

Sr = N/35 ± 0,07

где N – количество совпадающих с ключом ответов.

Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1.

Шкала оценок склонности к суицидальным реакциям (Sr)

Уровень оценки Sr

Уровень проявления

Оценка в баллах

0,01 – 0,23

Низкий

5

0,24 – 0,38

Ниже среднего

4

0,39 – 0,59

Средний

3

0,60 – 0,74

Выше среднего

2

0,75 – 1,00

Высокий

1

5 баллов – низкий уровень склонности к суицидальным реакциям.

4 балла – суицидальная реакция может возникнуть только на фоне длительной психической травматизации и при реактивных состояниях психики.

3 балла – «потенциал» склонности к суицидальным реакциям не отличается высокой устойчивостью.

2 балла – группа суицидального риска с высоким уровнем проявления склонности к суицидальным реакциям (при нарушениях адаптации возможна суицидальная попытка или реализация саморазрушающего поведения).

1 балл – группа суицидального риска с очень высоким уровнем проявления склонности к суицидальным реакциям (ситуация внутреннего и внешнего конфликта, нуждаются в медико-психологической помощи).

5.7. Шкала суицидального риска Г.В. Старшенбаум с соавт. [20]

Оценка суицидального риска проводится с помощью прямых вопросов о наличии и выраженности суицидальных тенденций. Принимается во внимание наличие предыдущих кризисов, их связь с травмирующими ситуациями, возрастными кризисами или хронической недостаточностью навыков адаптации, отличие текущего кризиса от прошлых.

Регистрационный бланк

ФАКТОРЫ

БАЛЛЫ

I Постоянные факторы риска

1. Женщина 15-30 лет

1

2. Мужчина 20-35 лет

1

3. Отягощённая наследственность

1

4. Дисфункциональная первичная семья

1

5. Неправильный тип воспитания

1

6. Одна суицидная попытка более года назад

3

7. Повторные суицидные попытки в анамнезе

4

8. Суицидная попытка в текущем году

5

Оценка постоянных факторов риска – А (сумма баллов по пунктам 1–8)

II Переменные факторы риска

9. Фрустрация доминирующей потребности

1

10. Сочетание сфер конфликта

1

11. Неразрешённость кризиса

1

12. Длительность суицидных тенденций 1-2 месяца

1

13. Непереносимость фрустрации

1

14. Импульсивность

1

15. Ригидность аффекта

1

16. Категоричность мышления

1

17. Симбиотические тенденции

1

18. Однобокость системы ценностей

1

Оценка переменных факторов риска – Б (сумма баллов по пунктам 9–18)

III Антисуицидальные факторы

19. Гедонистические тенденции

1

20. Творческие планы

1

21. Надежда на улучшение ситуации

1

22. Забота о близких

1

23. Чувство долга

1

24. Боязнь осуждения суицида

1

25. Страх боли, ущерба для здоровья

1

26. Эмоциональная привязанность к значимому другому

1

27. Наличие источников поддержки

1

28. Конструктивная лечебная установка

1

Оценка антисуицидальных факторов – В (сумма баллов по пунктам 19–28)

Общая оценка риска суицидальной попытки (СР) вычисляется по формуле:

СР = (А + Б) – В

Интерпретация

Низким считается суицидальный риск до 10 баллов, средним – от 10 до 15 баллов, высоким – более 15 баллов.

5.8. Опросник для определения риска суицида Б. Любана-Плоцца с соавт. [15]

Опросник

Инструкция: Вам будет предложено ответить на 16 вопросов. Внимательно прочтите вопрос и выберите вариант ответа («Да» или «Нет») в соответствующей графе регистрационного бланка.

1. Приходилось ли Вам в последнее время думать о самоубийстве?

2. Если да, то часто ли?

3. Возникали ли такие мысли невольно?

4. Есть ли у Вас конкретное представление о том, как бы вы предпочли лишить себя жизни?

5. Начинали ли Вы подготовку к этому?

6. Говорили ли Вы уже кому-нибудь о своих суицидальных намерениях?

7. Пытались ли Вы уже когда-нибудь лишить себя жизни?

8. Был ли в Вашей семье или в кругу друзей и знакомых случай самоубийства?

9. Считаете ли Вы свою ситуацию безнадёжной?

10. Трудно ли Вам отвлечься от своих проблем?

11. Уменьшилось ли в последнее время Ваше общение с родными, друзьями, знакомыми?

12.Сохраняется ли у Вас интерес к тому, что происходит в Вашей профессии и окружении? Остался ли ещё интерес к Вашим увлечениям?

13. Есть ли у Вас кто-то, с кем бы Вы могли открыто и доверительно говорить о своих проблемах?

14. Живёте ли Вы со своей семьёй или знакомыми?

15. Сохраняются ли у Вас сильные эмоциональные связи с семьёй и/или профессиональными обязанностями?

16. Чувствуете ли Вы свою устойчивую принадлежность какому-то религиозному или иному мировоззренческому сообществу?

Регистрационный бланк

Да

Нет

Да

Нет

1

9

2

10

3

11

4

12

5

13

6

14

7

15

8

16

Ключ

Риск суицида тем выше, чем больше ответов «Да» на вопросы 1 – 11 (факторы суицидального риска) и ответов «Нет» на вопросы 12 – 16 (антисуицидальные факторы).

studfile.net

Методика выявления склонности к суицидальным реакциям (СР-45)

Методика предназначена для выявления склонности к суицидальным реакциям. Позволяет выявлять лиц, имеющих склонности к суицидальным реакциям, и формировать из них группу риска. Является авторской разработкой (П.И. Юнацкевич).

Вопросы являются адекватными суицидальным проявлениям. Их валидизация произведена благодаря клиническим исследованиям лиц с суицидальным поведением (n= 175).

При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь начальный уровень развития склонности личности к суициду в период ее обследования. При наличии конфликтной ситуации, других негативных условий и деформирующейся мотивации витального существования (ослабление мотивации дальнейшей жизни) эта склонность может развиваться.

Инструкция: Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего здоровья и характера. Если Вы согласны с утверждением, поставьте «+» в графе «Да» в регистрационном бланке, если нет – поставьте «-» в графе «Нет». Над ответами старайтесь долго не задумываться, правильных или неправильных ответов нет.

 

Опросник

1. Как Вы считаете, может ли жизнь потерять ценность для человека в некоторой ситуации?

2. Жизнь иногда хуже смерти.

3. В прошлом у меня была попытка уйти из жизни.

4. Меня многие любят, понимают и ценят.

5. Можно оправдать безнадежно больных, выбравших добровольную смерть.

6. Я не думаю, что сам могу оказаться в безнадежном положении.

7. Смысл жизни не всегда бывает ясен, его можно иногда потерять или не найти.

8. Как Вы считаете, оказавшись в ситуации, когда Вас предадут близкие и родные, Вы сможете жить дальше?

9. Я иногда думаю о своей добровольной смерти.

10. В любой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило.

11. Всегда и везде стараюсь быть абсолютно честным человеком.

12. У меня, в принципе, нет недостатков.

13. Может быть, дальше я жить не смогу.

14. Удивительно, что некоторые люди, оказавшись в безвыходном положении, не хотят покончить с собой.

15. Чувство обреченности в итоге приводит к добровольному уходу из жизни.

16. Если потребуется, то можно будет оправдать свой уход из жизни.

17. Мне не нравится играть со смертью в одиночку.

18. Часто именно первое впечатление о человеке является определяющим.

19. Я пробовал разные способы ухода из жизни.

20. В критический момент я всегда могу справиться с собой.

21. В школе я всегда отличался (отличалась) только хорошим поведением.

22. Могу обманывать окружающих, чтобы ухудшить свое положение.

23. Вокруг меня достаточно много нечестных людей.

24. Однажды я выбирал несколько способов покончить с собой.

25. Довольно часто меня пытаются обмануть или ввести в заблуждение.

26. Я бы не хотел моментальной смерти после тяжелых переживаний.

27. Я стал бы жить дальше, если бы случилась мировая ядерная война.

28. Человек волен поступать со своей жизнью так, как ему хочется, даже если он выбирает смерть.

29. Если человек не умеет представлять себя в выгодном свете перед руководством, то он многое теряет.

30. Никому никогда не писал предсмертную записку.

31. Однажды пытался покончить с собой.

32. Никогда не бывает безвыходных ситуаций.

33. Пробовал покончить с собой таким образом, чтобы не чувствовать сильной боли.

34. Надо уметь скрывать свои мысли от других, даже если им нет до меня дела.

35. Душа человека, наверное, испытывает облегчение, если сама оставляет этот мир.

36. Могу оправдать любой свой поступок.

37. Если я что-то делаю, а мне начинают мешать, то я все равно буду делать то, что задумал.

38. Чтобы человеку избавиться от неизлечимой болезни и перестать мучиться, он, наверное, должен сам прекратить свои муки и уйти из этой жизни добровольно.

39. Бывает, сомневаюсь в психическом здоровье некоторых моих знакомых.

40. Однажды решался покончить с собой.

41.Меня беспокоит отсутствие чувства счастья.

42. Я никогда не иду на нарушении закона даже в мелочах.

43. Иногда мне хочется заснуть и не проснуться.

44. Однажды мне было стыдно из-за того, что хотелось бы уйти из жизни.

45. Даже в самой тяжелой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило.

 

Ключ шкалы лжи (L)

«Да» (+)

«Нет» (-)

11, 12, 18, 21, 23, 25, 29, 34, 39

42

Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом. Оценочный коэффициент (L) выражается отношением количества совпадающих ответов к максимально возможному числу совпадений (10):

L=N/10 ± 0,16

где N– количество совпадающих с ключом ответов.

Показатели, полученные по шкале лжи, могут варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком стремлении приукрасить себя и неадекватности ответов, близкие к 0 – о низком уровне и относительно надежной (при условии L< 0,6 ± 0,16) достоверности результатов обследования.

 

Ключ шкалы склонности к суицидальным реакциям (Sr)

«Да» (+)

«Нет» (-)

1, 2, 3, 5, 7, 9, 13, 14, 15, 16, 19, 22, 24, 28, 31 33, 35, 36, 37, 38, 40, 41, 43, 44

4, 6, 8, 10, 17, 20, 26, 27, 30, 32, 45

Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом. Оценочный коэффициент (Sr) выражается отношением количества совпадающих ответов к максимально возможному числу совпадений (35):

Sr=N/35 ± 0,07

где N– количество совпадающих с ключом ответов.

Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1.

 

Шкала оценок склонности к суицидальным реакциям (Sr)

Уровень оценки Sr

Уровень проявления

Оценка в баллах

0,01 – 0,23

Низкий

5

0,24 – 0,38

Ниже среднего

4

0,39 – 0,59

Средний

3

0,60 – 0,74

Выше среднего

2

0,75 – 1,00

Высокий

1

5 баллов – низкий уровень склонности к суицидальным реакциям.

4 балла – суицидальная реакция может возникнуть только на фоне длительной психической травматизации и при реактивных состояниях психики.

3 балла – «потенциал» склонности к суицидальным реакциям не отличается высокой устойчивостью.

2 балла – группа суицидального риска с высоким уровнем проявления склонности к суицидальным реакциям (при нарушениях адаптации возможна суицидальная попытка или реализация саморазрушающего поведения).

1 балл – группа суицидального риска с очень высоким уровнем проявления склонности к суицидальным реакциям (ситуация внутреннего и внешнего конфликта, нуждаются в медико-психологической помощи).

 

psy-clinic.info

Подборка материала на тему «Предупреждение суицидального поведения в общеобразовательном учреждении»

Социологические анкеты для учащихся

по выявлению их отношения к проблеме самоубийства

Анкета № 1

  1. Задумывались ли Вы когда-нибудь над смыслом своей жизни?

А) постоянно задумываюсь

Б) часто задумываюсь

В) очень редко

Г) никогда не задумываюсь

2. Что Вы думаете про суицид (самоубийство) как социальное явление:

А) Самоубийство – это явление, которое сопровождает кризисное положение общества.

Б) Самоубийство – это явление, которому подвластны люди с неуравновешенной психикой.

В) Самоубийство – это явление, которого можно избежать, если найти смысл жизни.

Г) Другое (допишите)

3. Как Вы думаете, самоубийство в обществе – это:

А) Желательное явление

Б) Нежелательное явление, но допустимое в отдельных случаях.

В) Вообще не допустимо

4. Какие мотивы, на Ваш взгляд, толкают молодого человека свести счёты с жизнью:

А) Конфликты в коллективе.

Б) Неразделённая любовь.

В) Конфликты с родителями.

Г) Неудачи в учёбе или работе.

Д) Психические расстройства

Е) Неизлечимая болезнь.

Ж) Религиозные убеждения.

З) Нечистая совесть.

И) Недовольство своей жизнью.

К) Другое (допишите).

5. Кто, на Ваш взгляд, имеет наибольшее влияние при предотвращении самоубийств в молодёжной среде?

А) Религия, церковь.

Б) Семья, родственники.

В) Друзья.

Г) Школа.

Д) Врачи

Е) Государство.

Ж) Помощь психолога.

З) Другое (допишите).

6. Изменилось ли Ваше отношение к самоубийству, если бы оно было совершено по причине неизлечимого заболевания: А) Да Б) Нет В) Трудно ответить

7. Часто ли касаются педагоги проблемы самоубийства?

А) Часто Б) Достаточно часто В) Редко Г) Вообще не касаются

8. Как Вы думаете, вера в Бога может предотвратить необдуманные поступки в Вашей жизни? А) Да Б) Нет В) Трудно ответить

Анкета №2

1. Где Вы испытываете насилие (оскорбление, побои, унижение, психологическое давление) больше?

а) в семье;

б) в школе;

в) на улице.

2.Кто оскорбляет Вас чаще?

а) родители;

б) учителя;

в) одноклассники;

г) друзья.

3. Какие способы защиты против оскорблений Вы применяете?

а) ответное оскорбление;
б) ответные физические действия, — агрессия;
в) затаенная обида;

г) уход в алкоголь, наркотики, секс.

4. Какие последствия, на Ваш взгляд, оказывает насилие (оскорбление, побои, унижения, психологическое давление) на Вашу жизнь?

а) способствуют, становлению характера;

б) выбивают из колеи;

в) ведут к депрессии;

г) появляется апатия;

д) хочется уйти из жизни.

5. Где Вы находите помощь в критической ситуации?

а) в семье;

б) у учителей;

в) у товарищей;

г) у одноклассников;

д) у школьного психолога, социального педагога;

е) у психотерапевта;

ж) в религии.

6. Удовлетворены ли Вы своим положением в семье? а) да; б) нет

7. Если Вы не удовлетворены своим положением, укажите причины:

а) высокая требовательность, суровость;

б) низкие материальные возможности, отсюда полная экономическая зависимость;

в) равнодушие со стороны родных;

г) пьянство, моральная распущенность;

д) отсутствие внимания , чуткости;

е) недостаточный уровень общей культуры;

ж) непонимание;

з) отсутствие общих интересов;

и) грубость в обращении;

к) несправедливое распределение домашних обязанностей.

8. Советуетесь ли Вы с родителями (укажите-, с отцом, с матерью, с обоими).

а) при покупке вещей;

б) по школьным проблемам;

в) при выборе наряда, прически на вечер;

г) при выборе друзей;

д) по другим вопросам (укажите по каким).

Анкета №3

1. Любишь ли ты свой дом, домашнюю атмосферу, есть ли в ней что- го свойственное только вашей семье.

2. Интересуются ли твои родители твоими учебными делами’?

  • всегда;

  • иногда;

  • никогда;

  • оба;

  • больше отец;

  • больше мать.

3. Интересуются ли твои родители отношениями с друзьями?

  • всегда;

  • иногда;

  • никогда;

  • оба;

  • больше отец;

  • больше мать.

4. Посещают ли они школу

— часто;

— редко;

— только по вызову;

— больше отец;

— больше мать.

5. Какие праздники в семье ты любишь больше всего?

6. Принято ли в твоей семье дарить подарки? Какие?

7.Часто ли тебя наказывают родители? Какие меры применяют?

8. Закончи фразу.

Завтра я

Когда я закончу школу

Наступит день, когда я

Я хочу жить, потому что

Я буду счастлив только тогда, когда

Когда мне плохо и нужна помощь, я надеюсь на ……….

infourok.ru

Профилактика суицида среди подростков

Автор Ирина Кирьянова На чтение 9 мин. Опубликовано

Каждый родитель несет ответственность за физическое и психологическое развитие собственных детей. Печальная статистика говорит о том, что Российская Федерация находится на лидирующей позиции в рейтинге детской смертности. Примерно треть всех случаев, связанных с гибелью детей, приходится на подростковое самоубийство. Следует отметить, что этот показатель с каждым годом неуклонно растет. Именно поэтому профилактика суицида среди подростков – наиболее актуальный вопрос для современного общества. Своевременное внимание к поведению ребенка позволяет предотвратить трагические последствия. Забота о детской психике лежит не только на плечах родителей, но и на плечах преподавателей и школьных психологов.

профилактика суицида среди подростковСуицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни)

Немного о терминах

Термин «суицид» используется для описания осознанного акта лишения себя жизни, что оканчивается смертью. Суицид является одним из видов психической реакции, на сильные эмоции, имеющие негативный окрас. Таким образом, подобные акты являются одним из способов ликвидировать нервное напряжение, вызванное внутренними конфликтами или тяжелыми психологическими травмами. Человек, решающийся на подобные действия, переживает сильную эмоциональную боль, пребывая в состоянии стресса. Разум, который отягощён негативными мыслями, не видит иного выхода из сложившейся ситуации, кроме добровольного ухода из жизни.

Суицидальное поведение – является проявлением склонности к суициду, что выражается в виде высказывания своих мыслей и намерений, связанных с покушением на собственную жизнь. Нередко в подобном состоянии, человек использует самоубийство в качестве угрозы или способа шантажа. Подобное поведение характерно как для полностью здоровых людей, так и для лиц с психическими расстройствами.

Суицидент – лицо совершившее самоубийство, или демонстрирующее готовность совершить разрушительное действие.

Как распознать склонность к суициду

Определить наличие суицидальных мыслей у подростков довольно сложно из-за их стремления к скрытности и изоляции. По мнению ученого М. В. Хайкина, который является автором книги «Диагностика суицидального поведения подростков», в поведении многих детей имеются определенные маркеры, что помогают определить степень склонности к самоубийству. Эти маркеры являются особенностями личности, которые проявляются в определенных ситуациях.

Для того чтобы снизить вероятность развития трагических событий, необходимо уделять как можно больше времени анализу поведения подростков. Существует множество специализированных тестов, которые позволяют дать оценку состоянию психики. Тест на суицидальные наклонности у подростков, составленный английским ученым Гансом Юргеном Айзенком, изначально использовался в отношении взрослых. Однако переосмысление этой методики и дальнейшая адаптация к особенностям подросткового возраста сделали его одним из самых доступных и эффективных инструментов профилактики подростковых самоубийств.

тест на суицидальные наклонности у подростковЛюди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса

В основе данного теста лежит несколько десятков различных утверждений. Подросток, проходящий тест, должен выбрать вариант ответа, основываясь на собственных эмоциях. В качестве примеров этого теста можно привести такие вопросы, как:

  1. «Я часто испытываю неуверенность в собственных силах».
  2. «Многие ситуации, из которых есть несколько различных выходов, кажутся мне безысходным положением».
  3. «Я испытываю страх перед жизненными трудностями».

Задачей испытуемого является соглашение или опровержение подобных высказываний, основываясь на собственных эмоциях и чувствах. Когда подросток согласен с утверждениями, приведенными в тесте, ему присваивается два балла. В том случае, если ребенок согласен лишь частично, или редко сталкивается с вышеописанными состояниями, ему присуждается один балл. Если девушка или юноша полностью опровергает вышеприведенные высказывания, баллы не засчитываются.

Интерпретация ответов

Тест на склонность к суициду для подростков подразделяет испытуемых на четыре условных группы. Сумма набранных баллов определяет отношение ребенка к различным жизненным трудностям. Основываясь на конечном итоге, можно определить наличие или отсутствие суицидальных наклонностей. Давайте поближе ознакомимся с каждой из условных групп:

Тревожное состояние – если в результате прохождения теста, общий итог составил менее семи баллов, у ребенка полностью отсутствует тревожность. Когда суммарный показатель варьируется от восьми до четырнадцати баллов – это свидетельствует о наличии допустимого уровня тревоги. Результат величиной более пятнадцати баллов свидетельствует о необходимости посещения психолога, поскольку ребенок слишком «близко» воспринимает негативные события, происходящие в его жизни. Для определения степени тревожности используются первый, пятый, девятый, тринадцатый вопросы теста. Также определить наличие тревоги можно благодаря двадцать пятому, тридцать третьему и тридцать седьмому утверждению.

Состояние фрустрации – определяется на основе утверждений под номером два, шесть, десять и четырнадцать. В качестве уточняющих вопросов, используются двадцать вторая, двадцать шестая и тридцатая позиции теста. В том случае, когда конечный итог составляет менее семи баллов, можно предположить, что у испытуемого высокая самооценка, что позволяет ему с легкостью преодолевать жизненные трудности. Результат, варьирующийся от восьми до четырнадцати баллов, говорит о допустимом уровне фрустрации. Сумма итоговых балов, превышающая пятнадцать, говорит о крайне низкой самооценке и наличии страха перед жизненными сложностями.

Состояние агрессии – для определения этого состояния используются утверждения под номером три, семь, одиннадцать, пятнадцать и девятнадцать. Дополнительными уточняющими вопросами являются утверждения с номером двадцать семь, тридцать один и тридцать девять. Конечный итог, равный менее семи баллов говорит о выдержке и внутреннем спокойствии испытуемого. Когда сумма баллов варьируется от восьми до четырнадцати, можно сказать, что ребенок в меру агрессивен. Если итоговый результат превышает пятнадцать баллов, диагностируется наличие внутренней агрессии и проблем, связанных с построением коммуникативных связей с окружающими людьми.

Состояние ригидности – определяется при помощи утверждений под номером четыре, восемь, двенадцать, шестнадцать и двадцать. Если итоговый результат не превышает семи баллов, то это свидетельствует о том, что ребенок легко переключает свое внимание с одного вопроса на другой.

тест на склонность к суициду для подростковЧастота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась

Результат равный диапазону от восьми до четырнадцати баллов свидетельствует о том, что степень ригидности не превышает допустимого значения. Общий итог, превышающий пятнадцать баллов, свидетельствует о наличии неизменяемых взглядов на устройство жизни. Проблемы, связанные с восприятием окружающего мира, могут стать благоприятной почвой для психических заболеваний и личностных расстройств. Дети в подобном состоянии нуждаются в срочной психологической помощи и психотерапевтической коррекции.

Причины появления суицидальных наклонностей

Существует три формы суицидальной модели поведения: демонстративная, аффективная и выраженное желание лишить себя жизни. Многие подростки, решившись на разрушительное действие в отношение своих близких, часто используют шантаж и провокации. Для таких людей, суицид может оказаться инструментом давления и манипуляций своими родителями.

Как правило, истиной причиной детского и подросткового суицида является отсутствие понимания собственных действий. Ребенок находится в твердой уверенности, что совершая подобные действия, он сможет избавиться от проблем и вернуться к нормальной жизни. Лишь по достижении зрелого возраста к человеку приходит понимание смерти и страх перед ней.

Суицидальному поведению может способствовать отсутствие в социуме общепринятой идеологии. Подросток, не знающий основных ценностей жизни, остро чувствует свое одиночество и отчужденность. Пребывание в этом состоянии увеличивает склонность к депрессии и мыслям о самоубийстве. По мнению специалистов, негативная роль в этом вопросе отведена раннему вступлению в половую жизнь. Стремясь почувствовать себя взрослым, ребенок может столкнуться с различными проблемами в интимной сфере. Болезненный разрыв отношений, венерические заболевания и незапланированная беременность – могут привести подростка в настоящий шок и оставить сильный след на неокрепшей психике. Все вышеперечисленные факторы могут изменить жизненные цели и привести к их смещению.

Особое внимание следует уделить состоянию психики ребенка. По словам экспертов, примерно тридцать процентов самоубийц страдают от различных психозов и затяжной депрессии. Данные заболевания изменяют восприятие окружающего мира, что приводит к потере жизненных интересов. Отсутствие ярких положительных эмоций порождает чувство безнадежности и безысходности. Человек начинает проявлять беспричинную тревогу и раздражительность. К этим симптомам присоединяются тремор, проблемы со сном, приступы мигрени и другие соматические патологии.

профилактика подросткового суицидаПо данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин

Чаще всего развитие психических нарушений связано с сильными эмоциональными потрясениями, которые нарушают внутреннее равновесие.

В отдельную группу следует поместить людей, имеющих серьезные патологии. Проблемы с деятельностью сердечной мышцы, ВИЧ, туберкулез и онкологические заболевания могут стать причиной попытки лишить себя жизни. Специалисты отмечают, что большинство подобных попыток приходится на этап диагностики, когда точный диагноз, как правило, отсутствует. Также причиной подросткового суицида может быть неблагоприятная домашняя атмосфера. Затяжные конфликты с ближайшим окружением приводят к разрушительным действиям, направленным в отношении собственной личности. Подтолкнуть к мысли о самоубийстве может чрезмерное увлечение алкогольными напитками, наркотиками и препаратами, изменяющими сознание.

Среди менее распространенных причин подросткового суицида, следует выделить конфликты со сверстниками и преподавателями, а также финансовые и бытовые трудности. Существует тысячи различных причин, которые могут способствовать появлению мыслей о самоубийстве.

Профилактика подросткового суицида включает в себя мероприятия, направленные на анализ состояния психики ребенка. Помимо этого, поведение ребенка тщательно анализируется в поисках маркеров, которые являются своеобразным сигналом тревоги. Обнаружение таких сигналов, позволяет своевременно принять меры для того, чтобы защитить подростка от разрушительных действий.

Диагностика и профилактика

Многие люди ошибочно предполагают, что выявить тревожные сигналы в поведении подростка довольно легко. Учителя и родители находятся в твердой уверенности, что смогут определить наличие неразрешимых детских проблем. Однако, на деле все обстоит совершенно иначе.

беседа о суициде с подросткамиСуицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения

Недостаток внимания к проблеме ребенка приводит к состоянию отчаяния. Ребенок нуждается быть услышанным и понятым. Важно отметить, что большинство детей, думающих о самоубийстве, посещают психологов и занимаются с работниками социальных служб. Задачей врачей является разрешение внутренних конфликтов и помощь в поиске решений из сложных ситуаций.

Беседа о суициде с подростками, анализ поведения и сторонней информации, а также использование специализированных тестов являются единственными инструментами, которые позволяют предотвратить трагические события.

Профилактические мероприятия с целью предотвращения подросткового самоубийства – непростая задача, которая лежит на плечах родителей и учителей. Важно обратить внимание, что ребенок нуждается в помощи окружающих людей и своих близких. Основная причина появления подобных наклонностей – надежда обратить на себя внимание и получить поддержку взрослых.

ktovdepressii.ru