Тест равена интерпретация – Ключ к диагностике интеллекта — Клиника «ИНСАЙТ»

Интерпретация результатов (ключи)

Правильное решение каждого задания
оценивается в один балл, затем
подсчитывается общее число баллов по
всем таблицам и по отдельным сериям.
Полученный общий показатель рассматривается
как индекс интеллектуальной силы,
умственной производительности
респондента. Показатели выполнения
заданий по отдельным сериям сравнивают
со среднестатистическим, учитывают
разницу между результатами, полученными
в каждой серии, и контрольными, полученными
статистической обработкой при исследовании
больших групп здоровых обследуемых и,
таким образом, расцениваемыми как
ожидаемые результату. Такая разница
позволяет судить о надежности полученных
результатов (это не относится к психической
патологии).

БЛАНК

ФИО _________________________

Номер задания

Серия A

Серия B

Серия C

Серия D

Серия E

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

Полученный суммарный показатель по
специальной таблице переводится в
проценты.

При этом по специальной шкале различают
5 степеней интеллектуального уровня:

1 степень – более 95% – высокий интеллект;
2
степень – 75-94% – интеллект выше среднего;
3
степень – 25-74% – интеллект средний;
4
степень – 5-24% – интеллект ниже среднего;
5
степень – ниже 5% – дефект.

Ключ к тесту

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Серия A

4

5

1

2

6

3

6

2

1

3

4

2

Серия B

5

6

1

2

1

3

5

6

4

3

4

8

Серия C

5

3

2

7

8

4

5

1

7

1

6

2

Серия D

3

4

3

8

7

6

5

4

1

2

5

6

Серия E

7

6

8

2

1

5

1

3

6

2

4

5

Таблица пересчета
баллов

Оценка в
баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Сумма очков
за правильные ответы

143

129-142

115-128

101-114

87-100

73-86

59-72

45-58

44

Нормальная композиция очков

Ожидаемое
число очков по каждой серии

Серия

Сумма очков

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

A

6

8

9

10

10

10

10

11

11

12

B

2

4

6

7

8

8

9

10

11

11

C

1

2

3

4

6

7

8

10

10

11

D

1

1

2

3

4

7

9

9

10

11

E

0

0

0

1

2

3

4

5

7

10

Стимульный
материал

Прогрессивные
матрицы Равена (тест Равена) Серия A

Серия A  

01
0203040506070809101112

Прогрессивные
матрицы Равена (тест Равена)

Серия B

01
0203040506070809101112

Прогрессивные
матрицы Равена (тест Равена)

Серия C  

01
0203040506070809101112

Прогрессивные
матрицы Равена (тест Равена)

Серия D  

01
0203040506070809101112

Прогрессивные
матрицы Равена (тест Равена)

Серия E

01
0203040506070809101112

Прогрессивные
матрицы Равена (тест Равена)

17.
«Найди
недостающую деталь» (матрицы Дж. Равена)

Направлены на изучение сформированности
процессов анализа и синтеза.

Оборудование: 12 планшетов серии А
и АВ. Желательно, чтобы карточки были
цветными, тогда ребенок меньше устает.

Инструкция для П.: П. учитывает
количество правильных решений данной
задачи. Если ребенок легко справляется
с первыми четырьмя работами, то можно
сразу дать №7, где необходимо распределить
внимание на две детали, расположенные
в горизонтальной и вертикальной
плоскостях.
Если ребенок справился с
.№7, то сразу даются №11 и 12 / как более
сложные /.
Серия АВ сложнее, чем серия
А. Она проверяет мышление, анализ и
синтез.

Инструкция для Р.: «Сейчас я покажу
тебе картинку. Представь себе, что мама
купила коврик и повесила настену. Утром
ты просыпаешься и видишь, что в коврике
дырка. А этот кусочек взял и убежал, и
спрятался среди других 6-ти деталей.
Помоги мне найти беглеца!» / 1 вар./
«Мама
постирала коврик и хотела его погладить.
Но тут зазвонил телефон, и мама оставила
на коврике горячий утюг. Он прожег в
коврике дырку. Давай поможем маме
залатать коврик».

Если ребенок молчит, то П. добавляет
:«Если ты найдешь этот кусочек и “мысленно”
поставишь его на место, то коврик
получится целым, а если нет,то латанным».

По всем методикам П. имеет право оказывать
косвенную помощь, которая заключается
в таких вопросах, как :

— Ты все правильно сделал?
— Ты уверен
?
— Это точно ?

Причем, более 2-х раз косвенная помощь
не оказывается.
Если ребенок не
реагирует на косвенную помощь, проведение
методики прекращается.
Дети с З.П.Р.
легко реагируют на косвенную помощь и
на др. помощь.
Дети с олигофренией
помощь не воспринимают.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился з заданием
меньше чем за 10 сек.

8-9 баллов — ребенок справился с заданием
за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — время работы над заданием от
31 до 40 сек.

4-5 баллов — время работы ребенка от 41 до
50 сек.

2-3 балла — ребенок затратил на работу от
51 до 60 сек.

0-1 балл — ребенок не справился с заданием
за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний .

2-3 балла — низкий .

0-1 балл — очень низкий.

studfile.net

Тест Равена

Тест Равенна

Методика
предназначена для изучения невербального
интеллекта, логичности образного
мышления. Испытуемому предъявляются
рисунки с фигурами, связанными между
собой определенной зависимостью. Одной
фигуры не хватает, а внизу она дается
среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого
— установить закономерность, связывающую
между собой фигуры на рисунке, и на
опросном листе указать номер искомой
фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из
60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц
содержатся задания нарастающей трудности.
В то же время характерно и усложнение
типа заданий от серии к серии.

В
серии
А
— использован принцип установления
взаимосвязи в структуре матриц. Здесь
задание заключается в дополнении
недостающей части основного изображения
одним из приведенных в каждой таблице
фрагментов. Выполнение задания требует
от обследуемого тщательного анализа
структуры основного изображения и
обнаружения этих же особенностей в
одном из нескольких фрагментов. Затем
происходит слияние фрагмента, его
сравнение с окружением основной части
таблицы.

Серия
В

построена по принципу аналогии между
парами фигур. Обследуемый должен найти
принцип, соответствен но которому
построена в каждом отдельном случае
фигура и, исходя из этого, подобрать
недостающий фрагмент. При этом важно
определить ось симметрии, соответственно
которой расположены фигуры в основном
образце.

Серия С
построена по принципу прогрессивных
изменений в фигурах матриц. Эти фигуры
в пределах одной матрицы все больше
усложняются, происходит как бы непрерывное
их развитие. Обогащение фигур новыми
элементами подчиняется четкому принципу,
обнаружив который, можно подобрать
недостающую фигуру.

Серия
В

построена по принципу перегруппировки
фигур в матрице. Обследуемый должен
найти эту перегруппировку, происходящую
в горизонтальном и вертикальном
положениях.

Серия
Е
основана
на принципе разложения фигур основного
изображения на элементы. Недостающие
фигуры можно найти, поняв принцип анализа
и синтеза фигур.

Методические
указания к проведению теста

Инструкция:
Тест строго регламентирован во времени,
а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти
время, необходимо строго следить за
тем, чтобы до общей команды: «Приступить
к выполнению теста» — никто не открывал
таблицы и не подсматривал. По истечении
20 мин подается команда, например: «Всем
закрыть таблицы». О предназначении
данного теста можно сказать следующее:
«Все наши исследования проводятся
исключительно в научных целях, поэтому
от вас требуются добросовестность,
глубокая обдуманность, искренность и
точность в ответах. Данный тест
предназначен для уточнения логичности
вашего мышления».

После
этого взять таблицу и открыть для показа
всем 1-ю страницу: «На рисунке одной
фигуры недостает. Справа изображено
6-8 пронумерованных фигур, одна из которых
является искомой. Надо определить
закономерность, связывающую между собой
фигуры на рисунке, и указать номер
искомой фигуры в листке, который вам
выдан» (можно показать на примере
одного образца).

Во
время выполнения задач теста необходимо
контролировать, чтобы респонденты не
списывали друг у друга. По истечении 20
мин подать команду: «Закрыть всем
таблицы!

Собрать
бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы
в правом углу регистрируемого бланка
был проставлен карандашом номер
обследуемого.

Интерпретация
результатов (ключи)

Правильное
решение каждого задания оценивается в
один балл, затем подсчитывается общее
число баллов по всем таблицам и по
отдельным сериям. Полученный общий
показатель рассматривается как индекс
интеллектуальной силы, умственной
производительности респондента.

Показатели
выполнения заданий по отдельным сериям
сравнивают со среднестатистическими
результатами: подсчитывают разницу
между результатами, полученными в каждой
серии, и контрольными, полученными
статистической обработкой при исследовании
больших групп здоровых обследуемых и,
таким образом, расцениваемыми как
ожидаемые результаты. Такая суммарная
разница – коэффициент вариабельности
— позволяет судить о надежности полученных
результатов (это не относится к психической
патологии).

Полученный
суммарный показатель по специальной
таблице переводится в коэффициент
интеллекта (см. методичку в другом файле)
или подсчитывается процент правильных
ответов.

При
этом по специальной шкале для общего
показателя, выраженного в процентах,
различают 5 степеней интеллектуального
уровня:

1   
степень
— более 95% — высокий интеллект;

2   
степень
— 75-94% — интеллект выше среднего;

3   
степень
25-74% — интеллект средний;

4   
степень
— 5-24% — интеллект ниже среднего;

5   
степень
— ниже 5% — дефект.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

ФИО (№)
__________________________________________________

Дата заполнения
_______________________

 


задания

А

В

С

D

Е

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

Стимульный
материал к методике Равенна

   

A-1

 

A-2

A-3

 

A-4

A-5

 

A-6

A-7

 

A-8

A-9

 

A-10

A-11

 

A-12

B-1

 

B-2

B-3

 

B-4

B-5

 

B-6

B-7

 

B-8

B-9

 

B-10

B-11

 

B-12

C-1

 

C-2

C-3

 

C-4

C-5

 

C-6

C-7

 

C-8

C-9

 

C-10

C-11

 

C-12

D-1

 

D-2

D-3

 

D-4

D-5

 

D-6

D-7

 

D-8

D-9

 

D-10

D-11

 

D-12

E-1

 

E-2

E-3

 

E-4

E-5

 

E-6

E-7

 

E-8

E-9

 

E-10

E-11

 

E-12

studfile.net

общие сведения о назначении теста и теоретическом конструкте

Прогрессивные
матрицы Равена (тест Равена) – методика
предназначена для изучения логичности
мышления. Предназначен
тест для измерения уровня интеллектуального
развития. Предложен Л. Пенроузом и Дж.
Равеном в 1936
г. Прогрессивные
матрицы Равена разрабатывались
в соответствии с традициями английской
школы изучения интеллекта, согласно
которым наилучший способ измерения
фактора «g» – задача по выявлению
отношений между абстрактными фигурами.

Наиболее
известны два основных варианта:
черно-белый и цветной. Цветной вариант
предназначен для обследования детей
от 6 до 9 лет. Возможно их применение для
детей и более старшего возраста с
аномальным развитием. Иногда рекомендуется
для проведения реабилитационных
исследований и для лиц старше 65 лет.

Теор. (методол)
основы
Тест
«Прогрессивные матрицы Равена»
относится к числу невербальных тестов
интеллекта и основывается на двух
теориях, разработанных гештальт-психологией:
теорией перцепции форм и так называемой
«теорией неогенеза» Ч. Спирмена.

Согласно теории
перцепции форм каждое задание может
быть рассмотрено как определенное
целое, состоящее из ряда взаимосвязанных
друг с другом элементов. Предполагается,
что первоначально происходит глобальная
оценка задания-матрицы, а затем
осуществление аналитической перцепции
с выделением испытуемым принципа,
принятого при разработке серии. На
заключительном этапе выделенные элементы
включаются в целостный образ, что
способствует обнаружению недостающей
детали изображения. Теория Ч. Спирмена
углубляет рассмотренные положения
теории перцепции форм. Как показывает
опыт многолетних исследований, данные,
полученные с помощью теста Равена,
хорошо согласуются с показателями
других распространенных тестов: Векслера,
Стенфорд-Бине, ШТУРа,Выготского-Сахарова.
Прогрессивные матрицы Равена предназначены
для определения уровня умственного
развития у детей ментального возраста
(1-4 класс массовой школы ). Матрицы Равена
могут применяться на испытуемых с любым
языковым составом и социокультурным
фоном, с любым уровнем речевого развития.

 Тест состоит
из 60 таблиц — 5 серий по 12 задач в каждой.

41. Прогрессивные
матрицы Равена: процедура, регистрация
данных, интерпритация
ПМР,
относится к невербальным методикам на
интеллект и предназначена для измерения
способности мыслить, систематизировать
планомерную и методическую д-ть
интеллекта. Разработана в 1936
г. в Великобритании Равеном.

Чёрно-белый вариант
состоит из 60 заданий – 5 серий по 12 задач
в каждой.

Инструкция.
Каждому
испытуемому необходимо выдать 1 экземпляр
тетради с заданиями и 1 бланк ответов.
До начала тестирования, тест должен
быть перевёрнут до тех пор, пока не
прозвучит инструкция. Вам будут выданы
матрицы, к каждой из которых вам надо
будет найти подходящий элемент. На
выполнение заданий даётся ограниченное
количество времени. До 5 задания
включительно, вы имеете право спросить
правильность ответа. Старайтесь работать
быстро и без ошибок». Первое задание
решается совместно с экспериментатором.
Время засекается после решения 5 задания.
Время прохождения методики = 35 минут.

Данные регистрируются
в бланке ответов.

Характеристика
ПМР по отдельным сериям. 1
серия
:
характеризуется по непрерывности и
целостности структуры. 2
серия
:
характеризуется аналогия между парами
фигур. 3 серия:
характеризуются прогрессивные изменения
в структурах. 4
серия
:
характеризуется перестановка структур.
5 серия:
характеризуется разложение структур
на составляющие части. 4.

Оценка результатов.

Степень

Оценка результатов.

Результаты.

1.

Очень хороший,
весьма высокий интеллект.

результат
95% и выше.

2.

Хороший, высокий
интеллект.

результаты
75 % и выше.

3.

Средний интеллект.

Результат
в границах выше 25 и ниже 75%.

4.

Слабый, сниженный
интеллект.

результаты
25% и ниже.

5.

Очень слабый
интеллект или интелл дефект.

результаты
5% и ниже.

Количественная
обработка производится следующим
образом: каждое правильное решения = 1
баллу, в сумме может быть 60 баллов.
Подсчитывается общая сумма полученных
баллов, общий процент правильных решений,
число правильных решений в каждой из 5
серий.

studfile.net

10.2. Методика «таблицы равена» (шкала прогрессивных матриц)

Краткая
история

создания
теста и его характеристика

Тест
был создан Равеном в 1936 году В работе с
тестом выявилось,
что при решении включающихся в тест
заданий выступают
три основных психических процесса
внимание, воображение
и мышление Поэтому тест Равена не
считается

409

сугубо
интеллектуальным тестом При решении
заданий по
таблицам Равена большое значение имеет
концентрация активного внимания, его
достаточный объем и распределение В
частности, внимание является тем фактором
восприятия который создает определенную
установку для перцептивной деятельности
С помощью теста Равена исследователи
судят скорее
не об интеллекте, а о способности к
систематизированной планомерной,
методичной интеллектуальной деятельности
Тест
состоит из невербальных заданий, что
имеет важное значение,
так как он меньше учитывает приобретенные
обсле дуемым
в связи с образованием и жизненным
опытом знания

Тест
состоит из 60 таблиц (5 серий) В каждой
серии таблиц содержатся
задания нарастающей трудности В то же
время характерно
и усложнение типа заданий от серии к
серии

В серии
А
использован
принцип установления взаимосвязи в
структуре матриц Здесь задание заключается
в дополнении недостающей
части основного изображения одним из
приведен ных
в каждой таблице фрагментов Выполнение
задания тре бует
от обследуемого тщательного анализа
структуры основно го
изображения и обнаружения этих же
особенностей в одном из
нескольких фрагментов Затем происходит
слияние фраг мента,
его сравнение с окружением недостающей
части таблицы

Серия В
построена по принципу аналогии между
парами фигур
Обследуемый должен найти принцип,
соответственно которому
построена в каждом отдельном случае
фигура и исходя
из этого, подобрать недостающий фрагмент
При этом важно
определить ось симметрии, соответственно
которой рас положены
фигуры в основном образце

Серия
С

построена по принципу прогрессивных
изменена в фигурах
матриц Эти фигуры в пределах одной
матрицы все больше
усложняются, происходит как бы непрерывное
их развитие Обогащение фигур новыми
элементами подчиняется четкому прин
ципу, обнаружив который, можно подобрать
недостающую фигур\

Серия D
— построена по
принципу перегруппировки фигуо в
матрице Обследуемый должен найти эту
перегруппировк\ происходящую
в горизонтальном и вертикальном
положениях

Серия
Е

основана на принципе разложения фиг^,
основного
изображения на элементы Недостающую
фигур\ можно
найти, поняв принцип анализа и синтеза
фигур

410

Методические
указания к проведению теста. Инструкция
для обследуемых

Тест
строго регламентирован во времени, а
именно 20 минут Для
того чтобы соблюсти время, необходимо
строго следить за тем, чтобы
до общей команды «Приступить к выполнению
теста» — никто
не открывал таблицы и не подсматривал
По истечении 20 минут
подается команда, например «Всем закрыть
таблицы» О предназначении
данного теста можно сказать следующее

«Уважаемые
товарищи! Все наши исследования проводятся
исключительно
в научных целях, поэтому от вас требуется
добросовестность,
глубокая обдуманность, искренность и
точ ность
в ответах Данный тест предназначен
для уточнения логичности
вашего мышления»

После этого взять таблицу и открыть для
показа всем 1-ю страницу «На рисунке
одной фигуры недостает Справа изо-

А

В

С

D

Е

1

2

3

12

бражено
6—8 пронумерованных фигур одна из которых
являет-ся
искомой Надо определить закономерность,
связывающую между
собой фигуры на рисунке, и указать номер
искомой фигуры в листке, который вам
выдан» (можно показать на примере
одного образца)

Во время
выполнения задач теста необходимо
контролиро-ать,
чтобы респонденты не списывали друг
у друга По «стечении
20 мин подать команду «Закрыть всем
таблицы1»
Собрать
бланки и таблицы к ним Проверить,
чтобы правом
углу регистрируемого бланка был
проставлен номер Обследуемого
карандашом

Интерпретация
результатов (ключи)

Правильное
решение каждого задания оценивается в
один 5алл,
затем подсчитывается общее число
баллов по всем

411

таблицам
и по отдельным сериям Полученный общий
показа­тель
рассматривается как индекс интеллектуальной
силы, умст­венной
производительности респондента
Показатели выполнения заданий
по отдельным сериям сравнивают со
среднестатистичес ким,
учитывают разницу между результатами,
полученными в каж дой
серии, и контрольными, полученными
статистической обра боткой
при исследовании больших групп здоровых
обследуемых и,
таким образом, расцениваемыми как
ожидаемые результаты Такая
разница позволяет судить о надежности
полученных результатов
(это не относится к психической патологии)

Полученный
суммарный показатель по специальной
табли це
переводится в %-й При этом по специальной
шкале различают
5 степеней интеллектуального уровня

/
степень

более
95% — высокий интеллект,

II степень
— 75-94%

интеллект
выше среднего,

  1. степень — 25-74%
    — интеллект средний,

  2. степень

    5-24%
    — интеллект ниже среднего,

V степень
ниже 5%

дефект

412

КЛЮЧ К РАВЕНУ

СУММАРНЫЙ ПРОЦЕНТ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ИССЛЕДОВАНИЙ

(Выборка

5857
человек)

ВОЗРАСТ
В ГОДАХ

о/

14

20

25

30

35

40

45

95

53

55

55

54

53

52

50

90

52

54

54

53

51

49

47

75

48

49

49

47

45

43

41

50

44

44

44

42

40

38

35

25

38

37

37

34

30

27

24

10

28

28

28

25

5

23

23

23

19

11

МЕТОДИКИ
ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ
СФЕРЫ
И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Мотивы

это побуждения, связанные с удовлетворением
определенных
потребностей побуждения к деятельности.
Если потребности
составляют сущность, механизм всех
видов чело­веческой активности, то
мотивы выступают как конкретные
проявления
этой сущности. Рассматривая поведение
человека, анализируя
его поступки, необходимо выяснять их
мотивы. Только
в этом случае можно судить — случаен
или закономе­рен
для человека данный поступок, предвидеть
возможность его повторения,
предотвратить возникновение одних и
поощрить развитие
других черт личности.

Мотивы
отличаются друг от друга видом
потребностей, которые
в них проявляются, формами, которые они
принимают, широтой
или узостью, конкретным содержанием
деятельности, в
которой они реализуются. Сложные виды
деятельности, как правило,
отвечают не одному, а нескольким
одновременно дей­ствующим
и взаимодействующим мотивам, образующим
развет­вленную
систему мотивации действий и поступков
человека. Мотивы
могут быть осознанными и неосознанными.

Центральным
элементом мотивационной сферы личности
является
ее направленность. Направленность —
это система

414

осознанных
целей, которые активно достигаются в
процессе .деятельности.
К.К. Платонов выделяет следующие качества
направленности:
уровень, широту, интенсивность,
устойчивость и
действенность.

Уровень

это общественная значимость направленности
человека,
зависящая от того, в какой мере цели
деятельности личности
соотносятся с общественными идеалами.
Это каче­ство
направленности связано с моральным
обликом и идейно­стью личности.

Широта
направленности
связана
с разнообразием целей, которые
ставит перед собой человек.

Интенсивность
направленности
определяется
степенью оформленности, осознанности
и активности, лежащих в ее основе
побуждений.

Устойчивость
направленности

это ее устойчивость во времени,
степень сопротивляемости отвлекающим
воздействи­ям.
Устойчивость направленности связана
с волевыми свойства­ми
личности.

Действенность

это степень реализации целей направ­ленности
в практической деятельности.

studfile.net

Прогрессивные матрицы Равена.

Тест
для детей. Построен на основе
гештальтпсихологии. Существует в двух
вариантах.

  1. черно-белые
    матрицы Равена — от 8 лет до 65 лет.
    Интерпретация результатов для каждого
    возраста. Материал — черно-белый, состоит
    из 5 серий по 12 примеров.

  2. цветные
    матрицы Равена — от 5 до 11 лет. Материал
    — цветной, 3 серии по 12 заданий.

Прогрессивные
матрицы Равена — принцип прогрессивности:
каждое задание методики готовит
испытуемого для следующего более
сложного задания.

Каждое
задание в каждой серии сложнее предыдущего.
Выполнение каждого задания готовит к
выполнению следующего.

Каждая
серия построена так:

Серия
A

— дополнить недостающие части изображения.
Умение дифференцировать отдельные
компоненты структуры, умение устанавливать
связи между разными компонентами
структуры, умение идентифицировать
недостающие части структуры, сличать
ее с представленными вариантами.

Серия
B

— требуется найти аналогии между парами
фигур. Диагностируется мышление по
аналогии и понимание симметрии.

Серия
C

— задания содержат сложное изменение
фигур в соответствии с принципом их
непрерывного развития. Задача — установить
принцип развития. Найти ответ.

Серия
D

— задания составлены по принципу
перестановки фигур в матрицы по
горизонтали и вертикали.

Серия
E

— в задании заложен принцип разложения
фигур на отдельные элементы. Требуется
проявить умение по разложению на
элементы, потом синтезировать в целое.

Показатель:
индекс вариабельности (подсчитывается
на Западе).

Для
подсчета в руководствах методики
таблицы, в которых представлено
распределение сырых балов по сериям.
Каждый из возможных балов по сериям.

Для
подсчета индекса вариабельности
сопоставить с таблицей, подсчитать
разницу между табличным значением и
реальным. Разница берется без учета
знака. Сумма разниц по всем 5 сериям.

Для
чего индекс вариабельности? Для
достоверности результата испытуемого.
Испытуемый может выполнить задания
методом угадывания. Не используя
возможностей наглядного мышления.

Если
индекс вариабельности от 0 до 4 — результаты
достоверны.

Если
индекс вариабельности от 5 до 6 — то
результаты можно подвергнуть сомнению.

Если
индекс вариабельности от 7 и выше —
результаты испытуемого недостоверны.

Цветные
матрицы Равена.

Используются
дефектологами, психологами для детей
от 5 до 11 лет. Диагностируются отклонения
от нормы в мышлении ребенка. Диагностика
проводится индивидуально.

1.
Первое задание открывается перед
ребенком и объясняется, как делать,
дается инструкция.

Например:
наверху коврик с дырочкой, какую заплатку
нужно поставить?

Психолог
должен объяснить, почему остальные 5
кусочков не подходят (какие линии, какой
узор…)

Психолог
должен продумать объяснение, чтобы
научить ребенка думать и дальше выполнять
последующие задания. Ребенку дается
возможность ответить. Если правильно,
то 1 бал за первое задание. Если ответ
неправильный, то предлагается подумать
еще. За вторую попытку ребенок получает
половинку бала. Если верная попытка
третья, то он получает одну четвертую
бала. Стимулирующая помощь: психолог
напоминает, объясняет на линиях, ковриках,
узорах… Если помощь не помогает, то у
психолога наготове должна быть вырезана
эта матрица и все 6 кусочков. Решение
переходит из наглядно-образного в
наглядно-действенный образ. Если ребенок
не может сделать, то психолог показывает
сам. Баллы начисляются только в случае
первых трех попыток.

2.
Аналогии между парами фигур

3.
Серия Б-аналогия между парами фигур.
Для выявления категории детей с
отклонениями.

Розанова
провела этот эксперимент в школе 1, 2
классов. Выделены 4 уровня успешности
выполнения этой методики.

  • 4-ый,
    высший уровень выполнения
    .
    Если ребенок набрал от 28 балов и больше.

  • 3-ий,
    высокий уровень
    .
    Если ребенок набрал от 23 до 28 балов.

  • 2-ой
    уровень, низкая успешность
    .
    Если ребенок набрал от 17 до 23 балов.

  • 1-ый
    уровень
    ,
    меньше 17 балов.

Оценка
развития ребенка 1, 2 классов. Если
выполнение на 3 и 4 уровне, следовательно,
ребенок нормальный по интеллектуальному
развитию. Если на 1 или 2 уровне,
следовательно, возможны отклонения в
развитии. Если ребенок дал 13 балов или
меньше, следовательно, умственная
отсталость. Время не ограничивается.

Стандартизация
у нас в России только для 1, 2 классов
цветных матриц Равена!!!

ГИТ
— групповой интеллектуальный тест.

Вана
— словацкий психолог. ГИТ — рестандартизирован,
проверен на надежность, валидность.

Используется
в наших школах. Достоинства ГИТ: групповой
тест. За 1 урок можно провести диагностику
каждого ученика и целого класса. Формы
А и В — разные варианты для соседей по
парте. В тесте 7 субтестов. Тест скоростной.
Времени отводится заведомо меньше, чем
требуется для выполнения заданий
(приблизительно в 2 раза меньше). Выполнять
задание, нужно строго слушая указания
психолога.

  1. субтест:
    исполнение инструкций диагноста, понять
    смысл написанного или напечатанного
    текста. Задача: выполнить как можно
    больше инструкций.

  2. субтест:
    арифметические задачи. Диагностируют
    умение считать не обязательно устно.

  3. субтест:
    дополнение предложений. На место
    пропуска нужно поставить слово, чтобы
    предложение имело смысл. Диагностируется
    интеграция целого из частей, обученность
    правилам русского языка.

  4. субтест:
    определение сходства и различия. 40 пар
    слов, между словами в паре пропуск, если
    слова имеют одинаковое значение —
    обозначаем — «С», если различное
    значение слов — обозначаем «Р».
    Диагностируется умение сравнивать
    между собой понятия, абстрагироваться
    от несущественных признаков. Время 1,5
    минуты.

  5. субтест:
    числовые ряды. Диагностируется умение
    оперировать с количественным материалом,
    закономерность изменения чисел в ряду.
    Время 4 минуты.

Можно
сделать вывод о работе учителя по этим
критериям. Показатели каждого субтеста
в процентах занести в тетради на первую
страницу и получаем структуру развития
данного школьника. Например: показатель
1 субтеста — умение правильно читать
текст и понимать прочитанное. Если
сопоставить 1 и 7 субтесты, то можно
выявить характеристики понимания смысла
текста и т.д.

studfile.net