Тест равена интерпретация – Ключ к диагностике интеллекта — Клиника «ИНСАЙТ»

Интерпретация результатов (ключи)

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

БЛАНК

ФИО _________________________

Номер задания

Серия A

Серия B

Серия C

Серия D

Серия E

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты.

При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

1 степень – более 95% – высокий интеллект; 2 степень – 75-94% – интеллект выше среднего; 3 степень – 25-74% – интеллект средний; 4 степень – 5-24% – интеллект ниже среднего; 5 степень – ниже 5% – дефект.

Ключ к тесту

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Серия A

4

5

1

2

6

3

6

2

1

3

4

2

Серия B

5

6

1

2

1

3

5

6

4

3

4

8

Серия C

5

3

2

7

8

4

5

1

7

1

6

2

Серия D

3

4

3

8

7

6

5

4

1

2

5

6

Серия E

7

6

8

2

1

5

1

3

6

2

4

5

Таблица пересчета баллов

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Сумма очков за правильные ответы

143

129-142

115-128

101-114

87-100

73-86

59-72

45-58

44

Нормальная композиция очков

Ожидаемое число очков по каждой серии

Серия

Сумма очков

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

A

6

8

9

10

10

10

10

11

11

12

B

2

4

6

7

8

8

9

10

11

11

C

1

2

3

4

6

7

8

10

10

11

D

1

1

2

3

4

7

9

9

10

11

E

0

0

0

1

2

3

4

5

7

10

Стимульный материал

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена) Серия A

Серия A  

01 020304050607080910

1112

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

Серия B

01 0203040506070809101112

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

Серия C  

01 0203040506070809101112

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

Серия D  

01 0203040506070809101112

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

Серия E

01 0203040506070809101112

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

17. «Найди недостающую деталь» (матрицы Дж. Равена)

Направлены на изучение сформированности процессов анализа и синтеза.

Оборудование: 12 планшетов серии А и АВ. Желательно, чтобы карточки были цветными, тогда ребенок меньше устает.

Инструкция для П.: П. учитывает количество правильных решений данной задачи. Если ребенок легко справляется с первыми четырьмя работами, то можно сразу дать №7, где необходимо распределить внимание на две детали, расположенные в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Если ребенок справился с .№7, то сразу даются №11 и 12 / как более сложные /. Серия АВ сложнее, чем серия А. Она проверяет мышление, анализ и синтез.

Инструкция для Р.: «Сейчас я покажу тебе картинку. Представь себе, что мама купила коврик и повесила настену. Утром ты просыпаешься и видишь, что в коврике дырка. А этот кусочек взял и убежал, и спрятался среди других 6-ти деталей. Помоги мне найти беглеца!» / 1 вар./ «Мама постирала коврик и хотела его погладить. Но тут зазвонил телефон, и мама оставила на коврике горячий утюг. Он прожег в коврике дырку. Давай поможем маме залатать коврик».

Если ребенок молчит, то П. добавляет :«Если ты найдешь этот кусочек и “мысленно” поставишь его на место, то коврик получится целым, а если нет,то латанным».

По всем методикам П. имеет право оказывать косвенную помощь, которая заключается в таких вопросах, как :

— Ты все правильно сделал? — Ты уверен ? — Это точно ?

Причем, более 2-х раз косвенная помощь не оказывается. Если ребенок не реагирует на косвенную помощь, проведение методики прекращается. Дети с З.П.Р. легко реагируют на косвенную помощь и на др. помощь. Дети с олигофренией помощь не воспринимают.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился з заданием меньше чем за 10 сек.

8-9 баллов — ребенок справился с заданием за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — время работы над заданием от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — время работы ребенка от 41 до 50 сек.

2-3 балла — ребенок затратил на работу от 51 до 60 сек.

0-1 балл — ребенок не справился с заданием за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний .

2-3 балла — низкий .

0-1 балл — очень низкий.

studfile.net

Тест Равена

Тест Равенна

Методика предназначена для изучения невербального интеллекта, логичности образного мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не хватает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого — установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серии А — использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В — построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С — построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия В — построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Методические указания к проведению теста

Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» — никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Всем закрыть таблицы». О предназначении данного теста можно сказать следующее: «Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления».

После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан» (можно показать на примере одного образца).

Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!

Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.

Интерпретация результатов (ключи)

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента.

Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическими результатами: подсчитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результаты. Такая суммарная разница – коэффициент вариабельности — позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в коэффициент интеллекта (см. методичку в другом файле) или подсчитывается процент правильных ответов.

При этом по специальной шкале для общего показателя, выраженного в процентах, различают 5 степеней интеллектуального уровня:

1    степень — более 95% — высокий интеллект;

2    степень — 75-94% — интеллект выше среднего;

3    степень 25-74% — интеллект средний;

4    степень — 5-24% — интеллект ниже среднего;

5    степень — ниже 5% — дефект.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

ФИО (№) __________________________________________________

Дата заполнения _______________________

 

№ задания

А

В

С

D

Е

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

Стимульный материал к методике Равенна

   

A-1

 

A-2

A-3

 

A-4

A-5

 

A-6

A-7

 

A-8

A-9

 

A-10

A-11

 

A-12

B-1

 

B-2

B-3

 

B-4

B-5

 

B-6

B-7

 

B-8

B-9

 

B-10

B-11

 

B-12

C-1

 

C-2

C-3

 

C-4

C-5

 

C-6

C-7

 

C-8

C-9

 

C-10

C-11

 

C-12

D-1

 

D-2

D-3

 

D-4

D-5

 

D-6

D-7

 

D-8

D-9

 

D-10

D-11

 

D-12

E-1

 

E-2

E-3

 

E-4

E-5

 

E-6

E-7

 

E-8

E-9

 

E-10

E-11

 

E-12

studfile.net

общие сведения о назначении теста и теоретическом конструкте

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена) – методика предназначена для изучения логичности мышления. Предназначен тест для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Прогрессивные матрицы Равена разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора «g» – задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами.

Наиболее известны два основных варианта: черно-белый и цветной. Цветной вариант предназначен для обследования детей от 6 до 9 лет. Возможно их применение для детей и более старшего возраста с аномальным развитием. Иногда рекомендуется для проведения реабилитационных исследований и для лиц старше 65 лет.

Теор. (методол) основы Тест «Прогрессивные матрицы Равена» относится к числу невербальных тестов интеллекта и основывается на двух теориях, разработанных гештальт-психологией: теорией перцепции форм и так называемой «теорией неогенеза» Ч. Спирмена.

Согласно теории перцепции форм каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальная оценка задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что способствует обнаружению недостающей детали изображения. Теория Ч. Спирмена углубляет рассмотренные положения теории перцепции форм. Как показывает опыт многолетних исследований, данные, полученные с помощью теста Равена, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов: Векслера, Стенфорд-Бине, ШТУРа,Выготского-Сахарова. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей ментального возраста (1-4 класс массовой школы ). Матрицы Равена могут применяться на испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития.

 Тест состоит из 60 таблиц — 5 серий по 12 задач в каждой.

41. Прогрессивные матрицы Равена: процедура, регистрация данных, интерпритация ПМР, относится к невербальным методикам на интеллект и предназначена для измерения способности мыслить, систематизировать планомерную и методическую д-ть интеллекта. Разработана в 1936 г. в Великобритании Равеном.

Чёрно-белый вариант состоит из 60 заданий – 5 серий по 12 задач в каждой.

Инструкция. Каждому испытуемому необходимо выдать 1 экземпляр тетради с заданиями и 1 бланк ответов. До начала тестирования, тест должен быть перевёрнут до тех пор, пока не прозвучит инструкция. Вам будут выданы матрицы, к каждой из которых вам надо будет найти подходящий элемент. На выполнение заданий даётся ограниченное количество времени. До 5 задания включительно, вы имеете право спросить правильность ответа. Старайтесь работать быстро и без ошибок». Первое задание решается совместно с экспериментатором. Время засекается после решения 5 задания. Время прохождения методики = 35 минут.

Данные регистрируются в бланке ответов.

Характеристика ПМР по отдельным сериям. 1 серия: характеризуется по непрерывности и целостности структуры. 2 серия: характеризуется аналогия между парами фигур. 3 серия: характеризуются прогрессивные изменения в структурах. 4 серия: характеризуется перестановка структур. 5 серия: характеризуется разложение структур на составляющие части. 4.

Оценка результатов.

Степень

Оценка результатов.

Результаты.

1.

Очень хороший, весьма высокий интеллект.

результат 95% и выше.

2.

Хороший, высокий интеллект.

результаты 75 % и выше.

3.

Средний интеллект.

Результат в границах выше 25 и ниже 75%.

4.

Слабый, сниженный интеллект.

результаты 25% и ниже.

5.

Очень слабый интеллект или интелл дефект.

результаты 5% и ниже.

Количественная обработка производится следующим образом: каждое правильное решения = 1 баллу, в сумме может быть 60 баллов. Подсчитывается общая сумма полученных баллов, общий процент правильных решений, число правильных решений в каждой из 5 серий.

studfile.net

10.2. Методика «таблицы равена» (шкала прогрессивных матриц)

Краткая история

создания теста и его характеристика

Тест был создан Равеном в 1936 году В работе с тестом выявилось, что при решении включающихся в тест заданий выступают три основных психических процесса внимание, воображение и мышление Поэтому тест Равена не считается

409

сугубо интеллектуальным тестом При решении заданий по таблицам Равена большое значение имеет концентрация активного внимания, его достаточный объем и распределение В частности, внимание является тем фактором восприятия который создает определенную установку для перцептивной деятельности С помощью теста Равена исследователи судят скорее не об интеллекте, а о способности к систематизированной планомерной, методичной интеллектуальной деятельности Тест состоит из невербальных заданий, что имеет важное значение, так как он меньше учитывает приобретенные обсле дуемым в связи с образованием и жизненным опытом знания

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий) В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии

В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведен ных в каждой таблице фрагментов Выполнение задания тре бует от обследуемого тщательного анализа структуры основно го изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов Затем происходит слияние фраг мента, его сравнение с окружением недостающей части таблицы

Серия В — построена по принципу аналогии между парами фигур Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой рас положены фигуры в основном образце

Серия С — построена по принципу прогрессивных изменена в фигурах матриц Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому прин ципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигур\

Серия D — построена по принципу перегруппировки фигуо в матрице Обследуемый должен найти эту перегруппировк\ происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях

Серия Е — основана на принципе разложения фиг^, основного изображения на элементы Недостающую фигур\ можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур

410

Методические указания к проведению теста. Инструкция для обследуемых

Тест строго регламентирован во времени, а именно 20 минут Для того чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды «Приступить к выполнению теста» — никто не открывал таблицы и не подсматривал По истечении 20 минут подается команда, например «Всем закрыть таблицы» О предназначении данного теста можно сказать следующее

«Уважаемые товарищи! Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуется добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точ ность в ответах Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления»

После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу «На рисунке одной фигуры недостает Справа изо-

А

В

С

D

Е

1

2

3

12

бражено 6—8 пронумерованных фигур одна из которых являет-ся искомой Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан» (можно показать на примере одного образца)

Во время выполнения задач теста необходимо контролиро-ать, чтобы респонденты не списывали друг у друга По «стечении 20 мин подать команду «Закрыть всем таблицы1» Собрать бланки и таблицы к ним Проверить, чтобы правом углу регистрируемого бланка был проставлен номер Обследуемого карандашом

Интерпретация результатов (ключи)

Правильное решение каждого задания оценивается в один 5алл, затем подсчитывается общее число баллов по всем

411

таблицам и по отдельным сериям Полученный общий показа­тель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умст­венной производительности респондента Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистичес ким, учитывают разницу между результатами, полученными в каж дой серии, и контрольными, полученными статистической обра боткой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результаты Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии)

Полученный суммарный показатель по специальной табли це переводится в %-й При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня

/ степень более 95% — высокий интеллект,

II степень — 75-94% интеллект выше среднего,

  1. степень — 25-74% — интеллект средний,

  2. степень 5-24% — интеллект ниже среднего,

V степень ниже 5% дефект

412

КЛЮЧ К РАВЕНУ

СУММАРНЫЙ ПРОЦЕНТ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЙ

(Выборка 5857 человек)

ВОЗРАСТ В ГОДАХ

о/ /о

14

20

25

30

35

40

45

95

53

55

55

54

53

52

50

90

52

54

54

53

51

49

47

75

48

49

49

47

45

43

41

50

44

44

44

42

40

38

35

25

38

37

37

34

30

27

24

10

28

28

28

25

5

23

23

23

19

11

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Мотивы — это побуждения, связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Если потребности составляют сущность, механизм всех видов чело­веческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить — случаен или закономе­рен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.

Мотивы отличаются друг от друга видом потребностей, которые в них проявляются, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно дей­ствующим и взаимодействующим мотивам, образующим развет­вленную систему мотивации действий и поступков человека. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Центральным элементом мотивационной сферы личности является ее направленность. Направленность — это система

414

осознанных целей, которые активно достигаются в процессе .деятельности. К.К. Платонов выделяет следующие качества направленности: уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность.

Уровень — это общественная значимость направленности человека, зависящая от того, в какой мере цели деятельности личности соотносятся с общественными идеалами. Это каче­ство направленности связано с моральным обликом и идейно­стью личности.

Широта направленности связана с разнообразием целей, которые ставит перед собой человек.

Интенсивность направленности определяется степенью оформленности, осознанности и активности, лежащих в ее основе побуждений.

Устойчивость направленности — это ее устойчивость во времени, степень сопротивляемости отвлекающим воздействи­ям. Устойчивость направленности связана с волевыми свойства­ми личности.

Действенность — это степень реализации целей направ­ленности в практической деятельности.

studfile.net

Прогрессивные матрицы Равена.

Тест для детей. Построен на основе гештальтпсихологии. Существует в двух вариантах.

  1. черно-белые матрицы Равена — от 8 лет до 65 лет. Интерпретация результатов для каждого возраста. Материал — черно-белый, состоит из 5 серий по 12 примеров.

  2. цветные матрицы Равена — от 5 до 11 лет. Материал — цветной, 3 серии по 12 заданий.

Прогрессивные матрицы Равена — принцип прогрессивности: каждое задание методики готовит испытуемого для следующего более сложного задания.

Каждое задание в каждой серии сложнее предыдущего. Выполнение каждого задания готовит к выполнению следующего.

Каждая серия построена так:

Серия A — дополнить недостающие части изображения. Умение дифференцировать отдельные компоненты структуры, умение устанавливать связи между разными компонентами структуры, умение идентифицировать недостающие части структуры, сличать ее с представленными вариантами.

Серия B — требуется найти аналогии между парами фигур. Диагностируется мышление по аналогии и понимание симметрии.

Серия C — задания содержат сложное изменение фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития. Задача — установить принцип развития. Найти ответ.

Серия D — задания составлены по принципу перестановки фигур в матрицы по горизонтали и вертикали.

Серия E — в задании заложен принцип разложения фигур на отдельные элементы. Требуется проявить умение по разложению на элементы, потом синтезировать в целое.

Показатель: индекс вариабельности (подсчитывается на Западе).

Для подсчета в руководствах методики таблицы, в которых представлено распределение сырых балов по сериям. Каждый из возможных балов по сериям.

Для подсчета индекса вариабельности сопоставить с таблицей, подсчитать разницу между табличным значением и реальным. Разница берется без учета знака. Сумма разниц по всем 5 сериям.

Для чего индекс вариабельности? Для достоверности результата испытуемого. Испытуемый может выполнить задания методом угадывания. Не используя возможностей наглядного мышления.

Если индекс вариабельности от 0 до 4 — результаты достоверны.

Если индекс вариабельности от 5 до 6 — то результаты можно подвергнуть сомнению.

Если индекс вариабельности от 7 и выше — результаты испытуемого недостоверны.

Цветные матрицы Равена.

Используются дефектологами, психологами для детей от 5 до 11 лет. Диагностируются отклонения от нормы в мышлении ребенка. Диагностика проводится индивидуально.

1. Первое задание открывается перед ребенком и объясняется, как делать, дается инструкция.

Например: наверху коврик с дырочкой, какую заплатку нужно поставить?

Психолог должен объяснить, почему остальные 5 кусочков не подходят (какие линии, какой узор…)

Психолог должен продумать объяснение, чтобы научить ребенка думать и дальше выполнять последующие задания. Ребенку дается возможность ответить. Если правильно, то 1 бал за первое задание. Если ответ неправильный, то предлагается подумать еще. За вторую попытку ребенок получает половинку бала. Если верная попытка третья, то он получает одну четвертую бала. Стимулирующая помощь: психолог напоминает, объясняет на линиях, ковриках, узорах… Если помощь не помогает, то у психолога наготове должна быть вырезана эта матрица и все 6 кусочков. Решение переходит из наглядно-образного в наглядно-действенный образ. Если ребенок не может сделать, то психолог показывает сам. Баллы начисляются только в случае первых трех попыток.

2. Аналогии между парами фигур

3. Серия Б-аналогия между парами фигур. Для выявления категории детей с отклонениями.

Розанова провела этот эксперимент в школе 1, 2 классов. Выделены 4 уровня успешности выполнения этой методики.

  • 4-ый, высший уровень выполнения. Если ребенок набрал от 28 балов и больше.

  • 3-ий, высокий уровень. Если ребенок набрал от 23 до 28 балов.

  • 2-ой уровень, низкая успешность. Если ребенок набрал от 17 до 23 балов.

  • 1-ый уровень, меньше 17 балов.

Оценка развития ребенка 1, 2 классов. Если выполнение на 3 и 4 уровне, следовательно, ребенок нормальный по интеллектуальному развитию. Если на 1 или 2 уровне, следовательно, возможны отклонения в развитии. Если ребенок дал 13 балов или меньше, следовательно, умственная отсталость. Время не ограничивается.

Стандартизация у нас в России только для 1, 2 классов цветных матриц Равена!!!

ГИТ — групповой интеллектуальный тест.

Вана — словацкий психолог. ГИТ — рестандартизирован, проверен на надежность, валидность.

Используется в наших школах. Достоинства ГИТ: групповой тест. За 1 урок можно провести диагностику каждого ученика и целого класса. Формы А и В — разные варианты для соседей по парте. В тесте 7 субтестов. Тест скоростной. Времени отводится заведомо меньше, чем требуется для выполнения заданий (приблизительно в 2 раза меньше). Выполнять задание, нужно строго слушая указания психолога.

  1. субтест: исполнение инструкций диагноста, понять смысл написанного или напечатанного текста. Задача: выполнить как можно больше инструкций.

  2. субтест: арифметические задачи. Диагностируют умение считать не обязательно устно.

  3. субтест: дополнение предложений. На место пропуска нужно поставить слово, чтобы предложение имело смысл. Диагностируется интеграция целого из частей, обученность правилам русского языка.

  4. субтест: определение сходства и различия. 40 пар слов, между словами в паре пропуск, если слова имеют одинаковое значение — обозначаем — «С», если различное значение слов — обозначаем «Р». Диагностируется умение сравнивать между собой понятия, абстрагироваться от несущественных признаков. Время 1,5 минуты.

  5. субтест: числовые ряды. Диагностируется умение оперировать с количественным материалом, закономерность изменения чисел в ряду. Время 4 минуты.

Можно сделать вывод о работе учителя по этим критериям. Показатели каждого субтеста в процентах занести в тетради на первую страницу и получаем структуру развития данного школьника. Например: показатель 1 субтеста — умение правильно читать текст и понимать прочитанное. Если сопоставить 1 и 7 субтесты, то можно выявить характеристики понимания смысла текста и т.д.

studfile.net