Тест равена интерпретация результатов – Ключ к диагностике интеллекта — Клиника «ИНСАЙТ»
история создания, практическое применение, оценка
Методика Равена — это методика, которая предназначена для оценки наглядно-образного мышления у дошкольников и школьников начальных классов (чаще всего оценивают способности детей в возрасте от 5 до 10 лет). Кроме того, тест Равена может быть использован при работе с пожилыми людьми и людьми с нарушениями интеллектуального развития.
Тест Равена
История создания методики
Методика «Прогрессивные матрицы Равена» была предложена еще в 1936 году Дж. Равеном и его коллегой Л. Пенроузом и впоследствии стала одной из самых рaспространенных методик для изучения невербального интеллекта.
Дж. Равен был категорически не согласен со специалистами, которые заявляли, что интеллект – это врожденное и неизменное явление. В ходе своих исследований он пришел к заключению о необходимости создания тестов, которые помогут оценить причины (и генетические, и средовые) интеллектуальной недостаточности. Принципиально важным, по его мнению, для подобных тестов была ограниченность во времени и отсутствие дискриминации в оценивании вне зависимости от образования, происхождения, уровня жизни и опыта тестируемых.
Тест Дж. Равена был создан для оценки способностей восприятия абстрактных форм, их индивидуальных особенностей и взаимосвязей, именно поэтому он требует применения метода логических рассуждений. Иначе говоря, матрицы позволяют оценить процесс принятия логического решения в таких условиях, при которых принятие данного решения связано с выбором наилучшего варианта в кратчайший срок. Получаемые результаты не определяются эрудицией испытуемых и никак не зависят от уровня их образования. Результат зависит только от способности к логическому анализу, от пространственного воображения и особенностей целостного восприятия человеком образа.
Отличительной чертой матриц Равена является то, что на протяжении почти 50 лет они используются в своем стандартном виде. И это несмотря на то что с течением времени появилось большое количество интерпретаций и модификаций самих матриц (в том числе и цветные прогрессивные матрицы Рaвена, а также электронный вариант теста).
При выполнении заданий теста у человека активизируются процессы восприятия, внимания и образного мышления. Выполнения теста цветных матриц требует максимальной сосредоточенности и внимания, так как снижение этих показателей непременно приводит к ошибкам. Кроме этого, большое значение имеют сила воли и эмоции. Матрицы Равена обычно применяются при работе с людьми, принадлежащими к разным языковым структурам, в том числе и с немыми, так как данная методика не требует вербализации и в этом ее главное удобство.
Тест базируется на использовании устных инструкций, а также применении невербальных заданий, то есть для его выполнения необязательно уметь писать или читать (что может быть очень удобно при работе с детьми младшего возраста).
В настоящее время тест прогрессивных цветных матриц Равена является одним из самых известных и часто употребляемых среди психологов тестов, применяемых при работе с различными группами населения. Тест может быть использован при проведении крупномасштабных исследований, связанных с областью психологии и педагогики.
Структура теста
Текстовый сборник включает в себя 60 заданий, разделенных на 5 серий (А, В, С, Д, Е), каждая серия, в свою очередь, состоит из 12 заданий. Каждое задание состоит из матриц, которые содержат различные фигуры и их совокупности, составленные так, что они образуют логическое целое, элементы которого расставлены в определенной закономерности согласно конкретным правилам.
Одной фигуры не хватает, но она расположена внизу в окружении других, не подходящих сюда, фигур. Главная задача тестируемого – выявить закономерность, которая связывает фигуры на рисунке и фигуры, данные ниже, и выбрать из предлагаемых вариантов номер той фигуры, которая отсутствует на рисунке и логически подходит туда.
Задание заключается в необходимости дополнить основное изображение одним из приведенных, подходящих к конкретному изображению, фрагментов. Для успешного выполнения задания требуется тщательный анализ составных частей основного изображения и обнаружение сходных деталей в одном из нескольких фрагментов.
Значение: оценка уровня внимательности, а также статистического представления, воображения и визуального различения.
Задания серии В построены на принципе поиска схожести в парах фигур. Необходимо понять принцип, в соответствии с которым построена фигура и, на основе умозаключения, подобрать недостающий фрагмент. Важным здесь является определение оси симметрии, в соответствии с которой в главном образце располагаются фигуры.
Значение: оценивается способность к линейной дифференциации и поиск умозаключения, которое должно быть построено на основе линейных взаимосвязей.
Зaдания серии С основываются на принципе «прогрессивных» изменений в фигурaх матриц. Матрицы в фигуре постепенно становятся сложней, происходит их непрекращающееся «обрастание» новыми элементами. Существует четкий принцип приобретения фигурой новых элементов, и только поняв его можно выбрать недостающую фигуру.
Значение: выявление способностей к динамической наблюдаемости и прослеживание непрерывных изменений, динамической внимательности и воображению, способности представлять.
В серии D задания построены по принципу перегруппировки фигур в пределах одной конкретной матрицы. Перегруппировка происходит в вертикальном и горизонтальном положении, и задача испытуемого заключается в ее поиске.
Значение: решение зависит в первую очередь от способности определять как количественные, так и качественные изменения в фигурах, согласно закономерностям изменений, использованных при построении фигур.
В серии Е принцип заключается в разложении главного изображения на составные элементы. Возможность найти недостающие фигуры появится, когда тестируемый обнаружит и поймет принцип синтеза и анализа фигур.
Значение: способность обнаружить сложное количественное и качественное развитие кинетических, а также динамических рядов.
Проведение теста для школьников и дошкольников
Время теста строго ограничено: 20 минут.
До начала теста принципиально важным является его секретность и невозможность подсмотреть. Во время теста необходимо исключить возможность списывания.
Проведение теста возможно как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Каждому тестируемому раздается бланк ответов, который необходимо будет заполнить. В бланке необходимо указать дату проведения тестирования, фамилию и имя тестируемого, его пол и возраст, а также место работы (учебы).
Кроме этого, в этот бланк заносят ответы на задания теста, общее время, затраченное на выполнения теста, и общее количество набранных баллов.
Полученные в результате тестирования ответы сравнивают с ключом. За каждый верный отвeт начисляется один первичный балл, затем эти баллы сверяют с таблицей и, согласно конечному результату, выносят свои замечания.
psiho.guru
Стандартные прогрессивные матрицы
Стандартные прогрессивные матрицыЧёрно-белые прогрессивные матрицы Равена (в оригинальном варианте) состоят из 60 матриц (размер 7,5^11 см.), в каждой из которых отсутствует один из составляющих её элементов. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов. Задания сгруппированы в 5 серий — А, В, С, D, Е, каждая серия состоит из 12 матриц.
Возможны два варианта в использовании Стандартных матриц Равена. Первый вариант — в качестве теста скорости, с ограничением времени выполнения заданий. В отечественных исследованиях традиционно время выполнения теста ограничивается 20 минутами. Подобный вариант использования теста наиболее оправдан в условиях группового обследования. Полученные таким образом результаты (количество верно решённых задач) позволяют оценить динамические характеристики мыслительной деятельности отдельного испытуемого относительно релевантной группы. Данный вариант проведения теста не рекомендуется для диагностической работы с детьми доподросткового и пожилого возраста.
Второй вариант использования матриц Равена в качестве теста интеллекта исключает введение временных ограничений. В этом случае диагностическое значение приобретает не суммарный показатель результативности (отражающий объём решённых задач), а результирующие показатели (сумма «сырых» баллов) по каждой серии заданий. Распределение оценок («профиль») может быть использован для вынесения диагностического суждения об уровне сформированности отдельных умственных операций. Независимо от выбранного диагностом варианта использования матриц Равена необходимо фиксировать ответы испытуемого в стандартном бланке регистрации результатов. При индивидуальном тестировании фиксация результатов производится психологом, при групповом — самими испытуемыми.
Описанные варианты использования Прогрессивных матриц Равена соотносятся с двумя традиционными подходами к исследованию интеллекта и личности в отечественной психодиагностике — измерительным (количественным) и экспертным (качественным или «клиническим»).
Испытание по шкале Равена производится следующим образом. При групповом тестировании каждому испытуемому дается экземпляр тестовой тетради с одним испытательным протоколом для записи решений. Тестовая тетрадь остается закрытой до начала тестирования. Испытуемый, прежде всего, заполняет соответствующие рубрики бланка регистрации результатов: фамилия, имя, отчество, возраст и т.д. Для того чтобы соблюсти время тестирования, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» — никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 минут подается команда, например: «Всем закрыть таблицы». О предназначении данного теста испытуемым можно сказать следующее: «Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления». После этого взять таблицу, открыть для показа всем 1-ю страницу и дать инструкцию.
Тест в определённой мере подвержен влиянию научения, поэтому в диагностических целях не рекомендуется многократно использовать его на одной и той же выборке испытуемых.
Инструкция. Перед Вами в тестовой тетради содержится 60 заданий. Все задачи разделены на 5 групп, которые называются сериями и обозначены буквами А, В, С, D, Е. В каждой серии 12 заданий. Задания составлены так, чтобы в начале каждой серии располагались более легкие задания, а в конце более трудные. В каждом задании в большой рамке содержится образец, составленный из определенных фигур. Эти фигуры или рисунки составлены не хаотично, а согласно определенной закономерности. Эту закономерность Вы должны в каждом задании выяснить. В каждом большом образце отсутствует часть или последняя фигура. Вы должны найти фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую Вы при решении задания выявили. Фигуры или образцы, среди которых есть и нужная для дополнения верхнего изображения фигура, обозначены числами 1-6 или 1-8. Номер той фигуры, которой следует дополнить большое изображение в верхней рамке, нужно записать в соответствующую клеточку бланка. Будьте внимательны. Переходите последовательно от задания к заданию, строго соблюдайте очередность заданий и не пропускайте (не перескакивайте) ни одно задание. Если какое-то задание не знаете, как решить, угадайте, которая из фигур (изображений) под большой рамкой могла бы попасть на пустое место образца.
Во время выполнения заданий теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 минут подаётся команда: «Закрыть всем таблицы!» При сборе бланков и таблиц к ним целесообразно проверить, чтобы все поля бланка были заполнены.
ФИО ________________________________________________________________
Возраст__________ Пол___________ Дата обследования_______________
№ задания | Серия A | Серия B | Серия C | Серия D | Серия E |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
Сумма правильных ответов | |||||
Нормативное распредление баллов |
Общее время выполнения теста ___________ мин. ____________ сек.
ИВ _______________________
Обща сумма баллов ________________
IQ показатель _________________
Источник:
|
testoteka.narod.ru
HR-Journal.ru :: Прогрессивные матрицы Равена
Надежда Зырянова, Журнал «Кадровый менеджмент» |
В 1936 году в Великобритании был разработан тест Progressive Matrices, предназначенный для оценки уровня развития общего интеллекта индивида. В нем проверялась способность к установлению логических отношений с использованием абстрактного невербального материала. С тех пор этот тест широко применяется в разных областях психологической диагностики как методика, обладающая высокой валидностью и надежностью, простая в применении и допускающая групповое обследование.
Дж. Равен совместно с Л. Пентроузом разработали три варианта теста. Первый, созданный в 1936 году, был черно-белым и предназначался для обследования детей от 8 до 14 лет и взрослых от 20 до 65 лет. Второй – цветной, более простой вариант методики, – был создан в 1949 году. С его помощью можно обследовать детей от 5 до 11 лет и взрослых старше 65 лет, а также людей, имеющих языковые затруднения. Существует еще один вариант матриц – для высокоинтеллектуальных индивидов.
Два первых варианта являются невербальными методиками, третий вариант включает в себя вербальную часть. Все три варианта строятся по общему принципу и используют в качестве стимульного материала абстрактные геометрические фигуры с рисунком, организованным по определенному принципу. Общий смысл заданий заключается в следующем: испытуемому предъявляются рисунки с элементами, связанными между собой определенной зависимостью; одного элемента не достает. Испытуемому необходимо проанализировать матрицу с пропущенным элементом и выбрать недостающий элемент из 6–8 предложенных ему.
Выполнение заданий требует от человека хорошей концентрации внимания, способности к оперированию умственными образами, логического мышления, развитых мыслительных операций (таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение). На успешность выполнения теста влияет также уровень развития пространственных способностей, индуктивного мышления, точности восприятия.
Цветной вариант теста (для детей и пожилых личностей) состоит из трех серий, различающихся по уровню сложности. Каждая серия содержит по 12 матриц с пропущенными элементами.
В черно-белом варианте – для взрослых – пять серий (A, B, C, D, E) по 12 однотипных матриц, расположенных по принципу возрастающей сложности (всего 60 матриц). Сложность заданий возрастает и при переходе от серии к серии. Предполагается, что первые пять заданий серии А испытуемый выполняет с помощью экспериментатора, затем он работает самостоятельно. Подразумевается, что в процессе выполнения заданий происходит обучение – каждое последующее задание строится на основе опыта, полученного при выполнении предыдущих заданий. Само название теста – «Прогрессивные матрицы» – подразумевает наличие некоего прогресса.
При выполнении заданий всех серий индивид, проходящий обследование, должен проанализировать структуру заданного образца, выявить характер связей между элементами, определить отсутствующий элемент, сравнить предложенные ему элементы и выбрать из них подходящий. Но сами серии строятся по разным принципам:
Серия А построена по принципу установления взаимосвязи в структуре матриц. Задание испытуемому: дополнить недостающую часть основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Для этого ему необходимо тщательно проанализировать структуру основ-
ного изображения, произвести дифференцировку элементов и определить связи между ними. Затем, обнаружив эти же особенности в одном из нескольких фрагментов, дополнить недостающую часть структуры.
Серия B: во всех заданиях этой серии от индивида, проходящего обследование, требуется найти аналогии между парами фигур с разными элементами. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена фигура в каждом случае и исходя из этого выбрать недостающий элемент.
Серия C основана на определении принципа сложного прогрессивного изменения фигур по горизонтали и вертикали. Фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, обогащаются новыми элементами. Принцип этого изменения и требуется обнаружить, для того чтобы выполнить задание.
Серия D строится на основе принципа перегруппировки фигур в матрице. Индивид, выполняющий задания, должен выявить суть этой перестановки фигур, происходящей по горизонтальному и вертикальному направлению.
Серия E является самой сложной. При выполнении заданий испытуемому необходимо произвести анализ фигур, составляющих основное изображение, и составить недостающую фигуру из ее частей. Примеры матриц даны на рисунках 1, 2, 3.
Существуют формы теста для индивидуального и группового обследования. Время выполнения теста не ограничено, но, как правило, не превышает 20 минут. Инструкция к выполнению теста очень проста: «На рисунке сверху пропущена одна фигура. Снизу изображены 6–8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры на бланке». Пример бланка дан на рисунке 4.
Рисунок 4. Пример бланка теста Равена
В случае проведения группового обследования на выполнение методики дается 20 минут. Необходимо строго следить за тем, чтобы все тестируемые одновременно (по команде) начали и закончили выполнять задания теста.
Обработка полученных результатов осуществляется по следующему принципу: за каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл. Подсчитывается количество баллов по каждой из пяти серий, и вычисляется общая сумма полученных баллов. По специальной таблице полученные баллы переводятся в шкальные оценки (проценты) в соответствии с возрастными нормами.
По результатам теста Равена можно выделить пять степеней интеллектуального уровня:
1-я степень – более 95% – высокий интеллектуальный уровень
2-я степень – 75–94% – интеллект выше среднего
3-я степень – 25–74% – средний уровень интеллекта
4-я степень – 5–24% – интеллект ниже среднего
5-я степень – ниже 5% – умственный дефект
Нормы теста были получены на выборке из 1407 детей, 3665 военных и 2192 гражданских подданных Великобритании. Надежность теста – 0,70–0,90, валидность (корреляция с успешностью обучения) – 0,72. Имеются данные о том, что «Прогрессивные матрицы» Равена, как и другие тесты оценки уровня развития интеллекта, более валидны для прогнозирования успешности профессионального обучения, чем профессиональной деятельности (см. В.А. Бодров, 2001). Тем не менее, согласно данным соответствующих исследований, уровень интеллекта оказывает влияние на успешность профессиональной деятельности, причем это влияние сильнее на более сложные и высокоточные виды профессиональной деятельности, чем на более простые и не требующие высокой точности.
Тест Равена является невербальным, то есть для его выполнения не требуется умения читать и писать. Он основан на использовании устных инструкций и невербальных заданий. Предполагалось, что эта методика может применяться для обследования и сравнения людей из различных культур, говорящих на разных языках, с разным уровнем образования (и даже совсем неграмотных). Экспериментальные исследования, проведенные в разных европейских странах, показали, что нормы, установленные на выборке испытуемых Великобритании, пригодны для других стран. Однако было ясно, что для людей, живущих в резко отличающихся условиях, эти нормы не могут быть использованы, поскольку в этих группах на результаты теста может оказать влияние уровень образования. Кроме того, в этих группах на показатель теста воздействует и фактор научения (то есть индивиды, знакомые с тестом, выполняют его задания лучше, чем те, кто видит тест впервые).
Тест Равена хорошо коррелирует с другими тестами интеллекта: так, например, корреляции с тестом Векслера составляют 0,70–0,74. Благодаря этому, а также простоте проведения обследования и обработки данных, «Прогрессивные матрицы» применяются в целях диагностики чаще, чем другие, более сложные и трудоемкие тесты интеллекта. В последние годы в нашей стране все чаще специалисты в области психодиагностики используют компьютерный вариант «Прогрессивных матриц» Равена. Его авторы – И.Н. Гильяшева и Л.Г. Савицкий.
Этот тест может оказаться весьма полезным для быстрой оценки интеллектуального уровня кандидатов на ту или иную должность. Хотя он, в отличие, например, от теста Векслера, не позволяет выявить и оценить качественные характеристики мыслительной деятельности человека, особенности его памяти, внимания, широту кругозора, но он дает возможность определить общий интеллектуальный уровень, что нередко бывает необходимо для прогнозирования профессиональной пригодности кандидата.
Вопросы о тесте равена
Вопрос: Иногда при отборе кандидатов в группы профессионального обучения проводится диагностика их интеллекта с помощью различных тестов, в том числе и прогрессивных матриц Равена. Для чего это делается?
Ответ: Диагностика уровня развития интеллекта перед обучением проводится с разными целями. Одна из них, и, возможно, основная, заключается в необходимости отбора в группу для обучения людей с более или менее сходным интеллектуальным уровнем. Как показывают исследования, индивиды, отличающиеся по уровню развития интеллекта, обучаются с разной скоростью. Следовательно, для того чтобы процесс обучения в группе проходил эффективно, необходимо, чтобы в ней не было людей, сильно отличающихся по интеллекту.
Вопрос: Имеются ли данные об отечественных исследованиях корреляций между показателями теста Равена и успешностью обучения? Каковы эти корреляции? Отличаются ли они от западных?
Ответ: По данным зарубежных исследований (Европа, США, Великобритания), корреляции результатов теста Равена с показателями академической успешности варьируют от 0,3 до 0,72. Были проведены исследования и на отечественных выборках. Как оказалось, корреляции находятся примерно на том же уровне (см. В.Н. Дружинин, Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М., 2001).
Вопрос: Связаны ли между собой уровень интеллекта и специфика трудовой деятельности?
Ответ: На Западе были проведены исследования уровня интеллекта представителей различных профессий. Оказалось, что, во-первых, люди одной профессии незначительно отличаются по IQ, а во-вторых, средний уровень интеллекта представителей разных профессий различен (см. M.D. Storfer, Intelligence and Giftedness: the Contribution of Heredity and Early Environment. San Francisco, Oxford, 1990).
Рекомендуемая литература о тесте Дж. Равена
Анастази А. Психологическое тестирование. Том 1. – М., 1982.
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001.
Равен Дж. К., Курт Дж. Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Раздел 3: Стандартные прогрессивные матрицы. – М., 1996.
Raven J., Shummers W. A. Raven’s Progressive Matrices: The current U.S. norming exercise /Meeting of NASP. – NV., 1985.
Читайте нас в Фейсбуке и ВКонтакте. Самая быстрая HR-рассылка
условия копирования
www.hr-journal.ru
Матрицы Равена и Серебрякова
Коэффициент интеллекта IQ говорит о том, как часто среди людей встречается такой уровень интеллекта.
У половины человечества IQ не ниже 100,
IQ 115 и выше у одного из 6 человек,
IQ 132 и выше у одного из 61 человек,
IQ 136 и выше у одного из 122 человек,
IQ 144 и выше у одного из 596 человек,
IQ 150 и выше у одного из 2330 человек,
IQ 160 и выше у одного из 31560 человек.
Полную таблицу можно построить в Excel. Если в ячейке A1 находится IQ человека, то формула для расчета, у одного из скольки человек такой интеллект:
=1/(1-(НОРМРАСП(A1;100;15;ИСТИНА)))
Продвинутые прогрессивные матрицы Равена
Raven’s Advanced Progressive Matrices, серия II состоит из 36 карточек — это известный тест интеллекта, разработанный Джоном Равеном. На каждой карточке не хватает последней фигуры. Требуется решить, какой именно фигуры не хватает, выбрав ее из восьми предлагаемых. Тест определяет общие способности к логическому мышлению, не зависящие от эрудиции, профессии, образования и т. д., поэтому он относится к «культурно-независимым». Продвинутые матрицы, в отличие от обычных матриц Равена, предназначены для измерения высокого IQ — до 136 баллов (136 встречается в среднем у 1 из 122 человек).
Правильные ответы:
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Сумма баллов переводится в IQ по таблице:
Культурно-независимый тест интеллекта повышенной сложности Виктора Серебякова
The Serebriakoff Advanced Culture Fair Test — это тест для измерения еще более высокого IQ, до 160 баллов (160 встречается в среднем у одного из 31560 человек), разработанный выдающимся английским исследователем интеллекта Виктором Серебряковым. Принцип тот же, что у матриц Равена — в каждом задании нужно выбрать фигуру, которой не хватает в композиции.
Правильные ответы:
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Сумма баллов переводится в IQ по таблице:
splushka.com