Тест русалова онлайн: Тест по теории Русалова онлайн

Значение темперамента в профессиональном самоопределении

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Темперамент

Темперамент. Характеристики темпераментов

Темперамент и профессия. Определение темперамента

Темперамент и профессиональная деятельность

Темперамент. Виды темпераментов

Здоровье и темперамент

Понятие о темпераменте/ Физиологические основы темперамента

Темперамент. Понятие темперамента

Темперамент и профессиональная деятельность

Тема урока: значение темперамента в
профессиональном самоопределении
Что такое темперамент?
Темпераментэто тип нервной системы, который
складывается из общей активности
человека, его двигательных проявлений
и эмоциональности.
Классификация темперамента
Холерик
Сангвиник
Флегматик
Меланхолик
Тест Русалова
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Перед каким либо важным событием я начинаю нервничать.


Я работаю неравномерно, рывками.
Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
Если нужно, я могу спокойно ждать.
Мне нужны сочувствие и поддержка.
С равными я не сдержан, вспыльчив.
Мне не трудно сделать выбор.
Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.
Номер предложения
1
а2
23 34
45
Оценочный балл
Генотип
М М
Х
ХФ ФС
СМ М
Х
М=1+5
Х=2+6
С=4+8
Ф=3+7
СФМХ – формула генотипа
М+Ф+Х+С — мощность темперамента
56 67
78
8
ХФ ФС
С
1. ХОЛЕРИК – вспыльчивый, безудержный, подвижный,
самоуверенный, суетливый, инициативный, способный отдаваться
делу с исключительной страстью, но не уравновешенный,
склонный к резким сменам настроения.
2. САНГВИНИК – уравновешенный, подвижный, увлеченный,
быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно
легко переживающий неудачи и неприятности.
3. ФЛЕГМАТИК – невозмутимый, спокойный, расчетливый, с
устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным
настроением, со слабым внешним проявлением душевных
состояний.
4. МЕЛАНХОЛИК – нерешительный, легко ранимый,
чувствительный, предусмотрительный, запасливый, склонный
глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне
вяло реагирующий на окружающее.
Нет плохих темпераментов !
Сильным, смелым, вежливым или
трусливым,
подлым
и
грубым
человек может быть при любом
типе темперамента.
Холерик
А.С.Пушкин
Д.И.Менделеев
Сангвиник
Б.Наполеон
Маршал Г. Жуков
Флегматик
И.А.Крылов
М.И.Кутузов
Меланхолик
М.Ю.Лермонтов
П.И.Чайковский
Холерик
хирург
предприниматель
товаровед
тренер
артист
следователь
журналист
повар
летчик
водитель
строитель
менеджер
Сангвиник
учитель
организатор
врач
продавец
менеджер
инженер
психолог
военачальник
официант
воспитатель
Флегматик
механик
ботаник
электрик
астроном
агроном
физик
инженер
математик
Меланхолик
художник
геолог
маляр
слесарь
композитор
токарь
писатель
автослесарь
зоотехник
радиомеханик
бухгалтер
деятель искусств
Установите соответствие
сангвиник
1
нерешительный
легко ранимый
чувствительный
запасливый
холерик
2
невозмутимый
спокойный
расчетливый
рассудительный
сдержанный
меланхолик
флегматик
3
4
энергичный
вспыльчивый
подвижный
безудержный
суетливый
инициативный
уравновешенны
й подвижный
увлеченный
отзывчивый
мобильный
инициативный
Труд
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час,
И мы трудиться будем.

English     Русский Правила

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности
(ОФДСИ)
В.М. Русалова


Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова

       

 

ОФДСИ  позволяет оценить особенности темперамента не только в предметно – моторной и коммуникативной сферах, но и в умственной – главной сфере проявления психической активности человека. Новый метод имеет 12 шкал первичных  (эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность – в психомоторной, коммуникативность и интеллектуальных сферах поведения человека) + 6 производных (суммарные) + контрольная шкала. Всего 19.

Личностный вопросник по классификации Q-L-T относится к Q-данным.

Тест предназначен для психологических, педагогических и медицинских исследований людей в возрасте 18 до 60 лет

Надежность ретестовая (81 человек 1 месяц)  = 0,6-0,8

Внутренняя согласованность (альфа — кромбоха) – 0,7-0,9

Кросс – культурная валидность (США и Россия) – на студентах университета.

   Нормы – медиальные нормы (среднее и стандартное отклонение).

 

Инструкция

 

Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естест­венный ответ, который придет Вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов. Пос­тавьте «крестик» или «галочку» в той графе, которая соот­ветствует утверждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение:

     1  — не характерно

          2  — мало характерно

                 3  — довольно характерно

4  — характерно


Опросник

 

1. Я часто испытываю потребность в движении.

2. Я не ищу новых решений известных проблем.

3. Я постоянно хочу приобретать новые знания.

4. В свободное время я с удовольствием занимаюсь трудом.

5. Я быстро считаю «в уме».

6. Я сильно переживаю, когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал(а).

7. Я предпочитаю уединение большой компании.

8. Мне легко одновременно выполнять несколько дел, например, смотреть телевизор и читать.

9. Мне легко выполнять умственную работу, требующую длитель­ного внимания.

10. Я переживаю, когда выполняю задание не так, как следовало бы.

11. Я легок на подъем.

12. Я огорчаюсь, когда обнаруживаю, свои ошибки при выполнении интеллектуальной работы.  

13. Я легко переключаюсь с одного дела на другое,  занимаясь ручной работой.

14. Я быстро решаю арифметические задачи.                           

15. Я без труда включаюсь в разговор.

16. Я – подвижный человек.

17. Я устаю от длительной умственной работы.

18. Я легко переключаюсь  с решения одной проблемы на другую.

19. Я предпочитаю быструю ходьбу.

20. Моя речь медленна и нетороплива.

21. Я часто высказываю свое мнение, не подумав.

22. Я огорчаюсь, если мне не удается что-то смастерить самому.

23. Я люблю интеллектуальные игры, в которых требуется быстрое принятие  решений.

24. Я испытываю неудобство из-за того, что у меня плохой по­черк.

25. Я часто испытываю опасение от того, что могу не справиться с работой. требующей умственного напряжения.

26. Я – ранимый человек.

27. Я неохотно выполняю срочную умственную работу.

28. Я часто не могу заснуть от того, что мне не удается найти решение какой-либо проблемы .

29. Я всегда выполняю свои обещания независимо от того, удобно мне это или нет.                                                             

30. Я огорчаюсь, поспорив с друзьями.

31. У меня портится настроение, когда я долго не могу решить какую – либо проблему.                                  

32. Мне легко заниматься физическим трудом длительное время.

33. Я чувствовал(а) бы себя дискомфортно, если бы на длительное время был(a) бы лишен(а) возможности общения с людьми.

34. Я никогда не опаздывал(а) на свидание или на работу.

35. У меня много друзей и знакомых.

36. Я регулярно читаю о новых достижениях науки и техники.

37. Я сильно волнуюсь перед предстоящим экзаменом.

38. Обычно мои мысли текут неторопливо.

39. Мне нравится мастерить вещи своими руками.

40. Я успешно выполняю работу, требующую тонких и скоординированных движений.

41.   Мне легко готовиться к нескольким экзаменам одновременно.

42.   Бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

43. Моя речь часто опережает мои мысли.

44. Я склонен(на) преувеличивать свои неудачи, связанные с  умственной деятельностью.

45. Я люблю участвовать в спортивных играх, требующих  быстрых движений.

46. Во время беседы мои мысли часто перескакивают с одной темы на другую.

47. Мне легко было бы сдать два экзамена в один день.

48. Я чувствую в себе избыток интеллектуальной энергии.

49. Мне нравятся игры, требующие быстроты и ловкости движений.

50. Мне трудно говорить быстро.

51. Мне легко завязывать знакомства первым.

52. Я испытываю досаду , когда у меня не хватает ловкости для участия в спортивных играх на отдыхе.

53. Я быстро думаю, находясь в любой ситуации.

54. Работа, требующая полной отдачи умственных сил, отталкивает меня.

55. Я огорчаюсь от того, что пишу медленно и иногда не успеваю записывать необходимую информацию.

56. Я переживаю, когда меня не понимают в разговоре.

57. Я говорю свободно, без запинок.

58. Я охотно выполняю физическую работу.

59. Мне легко выполнять одновременно несколько заданий, требующих умственного напряжения.

60. Я предпочитаю заниматься работой, не требующей большой физической нагрузки.

61. Я сильно волнуюсь во время экзамена.

62. Мне требуется много времени, чтобы разобраться в той или иной проблеме.

63. Как правило, я не вступаю в общение с малознакомыми людьми.

64.  Я легко обучаюсь ремеслу (рукоделию).

65. Мне нравятся задачи «на смекалку».

66. Я предпочитаю однообразную физическую работу.

67. Нередко я конфликтую с друзьями из-за того, что говорю не подумав.

68. Я предпочитаю постоянно находиться среди людей.

69. Я пишу быстро.

70. Я быстро устаю от физической работы.

71. Я- разговорчивый человек.

72. Иногда я преувеличиваю негативное отношение к себе со стороны своих близких.

73. У меня часто портится настроение из-за того, что сделан­ная мною вещь оказывается не совсем удачной.

74. Я легко обижаюсь, если мне указывают на мои недостат­ки. 

75. Во  время физической работы я часто делаю перерывы для отдыха.       

76. Мне нравится разнообразный ручной труд.

77. Мне легко внести оживление в компанию.

73. Я испытываю тревогу, переходя улицу перед движущимся транспортом.

79. Мне легко пронести прямую линию от руки (без линейки).

80. Я могу, не раздумывая, задать вопрос нез­накомому человеку.                                                      

81. Меня раздражает быстрая речь собеседника.

82. Я с удовольствием выполняю умственную работу.

83. Я считаю свои движения медленными и неторопливыми.

84. Многие считают меня физически сильным.

85. Когда я оживленно рассказываю о чем-то, я прибегаю к мимике и жестам.     

86. У меня бывают мысли, которые мне не хотелось бы сооб­щать окружающим.

87. Для подготовки к экзаменам я трачу времени меньше, чем другие.

88. В моей речи много длительных пауз.

89. Пеня огорчает то, что я физически менее развит(а), чем хотелось бы.

90. Я сильно волнуюсь перед ответственным разговором.

91. Я устаю, когда приходится долго говорить.

92. Я чувствую в себе избыток физических сил.

93. Движения моих рук быстры и стремительны.

94. Я свободно чувствую себя в большой компании.

95. Мне нравятся задачи, требующие постоянного переключения внимания.

96. Я предпочитаю задания, не связанные с большой умствен­ной нагрузкой.

97. Я предпочитаю решить задачу до конца, прежде чем взяться за другую.

98. Даже находясь в тесном кругу друзей, я остаюсь молчаливым.

99. В работе по хозяйству я легко переключаюсь с одного дела на другое.

100. Я считаю себя мастером на все руки.

101. Я легко высказываю свои мысли в присутствии незнакомых людей.

102. Я довольно быстро выполняю физическую работу.

103. Меня огорчают незначительные ошибки, допущенные при ре­шении какой-либо задачи.

104. Я быстро читаю вслух.

105. Я переживаю из-за того, что у меня нет достаточно выра­женных способностей для овладения интересующим меня ре­меслом.

106. Я основательно планирую предстоящую умственную работу, чтобы избежать возможных ошибок.

107. Я не отличаюсь оригинальностью в решении задач.

108. Меня огорчает, что я недостаточно хорошо владею ремес­лом (рукоделием).

109. Я сильно волнуюсь, когда мне приходится выяснять отно­шения с друзьями.

110. Я нуждаюсь в людях, которые меня ободряют и утешают.

111. Я стараюсь избегать тяжелой физической работы.

112. В свободное время меня тянет пообщаться с людьми.

113. Я предпочитаю подумать, взвесить, и лишь потом выска­заться.

114. На вечеринках и в компаниях я держусь обособленно.

115. Я без особого труда смог(ла) бы начертить сложную геометрическую фигуру.

116. В компании я обычно начинаю разговор первым.

117. Я легко воспринимаю быструю речь.

118. У меня медленные движения, когда я что-нибудь мастерю.

119. Я быстро решаю головоломки.

120. Длительная подготовка к экзаменам утомляет меня.

121. Я иногда сплетничаю.

122. Я предпочитаю выполнять физическую работу в быстром темпе.

123. Мне нравится быстро говорить.

124. Когда я выполняю работу, требующую тонкой координации движения, я испытываю некоторое волнение.

125. Я люблю бывать в больших компаниях.

126. Я не стараюсь избегать конфликтов.

127. Я способен(а) выполнять длительную физическую работу без утомления.

128. Мне приятны быстрые движения.

129. Я люблю уединение.

130. Мне легко настроиться на выполнение нового задания.

131. Мне с трудом удалось бы сделать нужную вещь своими ру­ками.

132. Я считаю себя физически сильным человеком.

133. Я предпочитаю работу, не требующую отдачи интеллекту­альных сил.

134. Мне трудно удержаться от высказывания неожиданно воз­никшей идеи.

135. Я с легкостью могу обратиться с просьбой к другому че­ловеку.

136. Мне нравится работа, не требующая быстрых движений.

137. Я предпочитаю медленный, спокойный разговор.

138. Я испытываю чувство обиды оттого, что окружающие меня люди, как мне кажется, обходятся со мной хуже, чем сле­довало бы.

139. Умственная работа для меня более привлекательна, чем физическая.

140. Обычно я дочитываю книгу до конца, прежде чем взяться за новую.

141.  В ручном труде меня раздражают малейшие неполадки.

142. Я обычно медленно выполняю интеллектуальные задания.

143. Я люблю много читать.

144. Когда я что-то мастерю, я обращаю внимание даже на нез­начительные погрешности.

145. Многие считают, что я — довольно сообразительный человек.

146.  В разговоре я легко обижаюсь по пустякам.

147. Приступая к решению даже несложной задачи, я испытываю чувство неуверенности.

148. При общении с людьми я часто чувствую себя неуверенно.

149. Я легко пересматриваю свои решения и принимаю новые.

150.  Среди моих знакомых есть люди, которые мне явно не нра­вятся.

 


Ключ к тесту

Шкалы

Пункты

Эргичность психомоторная (ЭРМ)

1, 4, 32, 58, 60*, 70*, 75*, 84, 92, 111*, 127, 132.

Эргичность интеллектуальная (ЭРИ)

3, 9, 17*, 36, 48, 54*, 82, 96*, 120*, 133*, 139, 143.

Эргичность коммуникативная (ЭРК)

7*, 33, 35, 63*, 68, 77, 94, 98*, 112, 114*, 125, 129*.

Пластичность психомоторная (ПМ)

11, 13, 39, 40, 64, 66*, 76, 79, 99, 100, 115, 131*.

Пластичность интеллектуальная (ПИ)

2*, 8, 18, 41, 47, 59, 95, 97*, 107*, 130, 140*, 149.

Пластичность коммуникативная (ПК)

15, 21, 43, 46, 51, 67, 80, 101, 113*, 116, 134, 135.

Скорость психомоторная (СМ)

16, 19, 45, 49, 69, 83*, 93, 102, 118*, 122, 128, 136*.

Скорость интеллектуальная (СИ)

5, 14, 23, 27*, 38*, 53, 62*, 65, 87, 119, 142*, 145.

Скорость коммуникативная (СК)

20*, 50*, 57, 71, 81*, 85, 88*, 91*, 104, 117, 123, 137*.

Эмоциональность психомоторная (ЭМ)

22, 24, 52, 55, 73, 78, 89, 105, 108, 124, 141, 144.

Эмоциональность интеллектуальная (ЭИ)

6, 10, 12, 25, 28, 31, 37, 44, 61, 103, 106, 147.

Эмоциональность коммуникативная (ЭК)

26, 30, 56, 72, 74, 90, 109, 110, 126, 138, 146, 148.

Контрольная шкала (КШ)

29, 34, 42*, 86*, 121*, 150*

Примечание: звездочкой (*) отмечены пункты, требующие перекодирования (1 = 4)(2 = 3)(3 = 2)(4 = 1).


Психомоторная сфера

Низкие значения (12-25 баллов)

Средние значения (26-34 балла)

Высокие значения (35-48 баллов)

Эргичность (ЭРМ)

Узкая сфера психомоторной деятельности, низкий мышечный тонус, нежелание физического напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности, избегание работы, двигательная пассивность.

Нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность; средневыраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность.

Высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, жажда психомоторной деятельности, постоянное стремление к физическому труду, избыток физических сил, высокая мышечная работоспособность.

Пластичность (ПМ)

Повышенная склонность к монотонной физической работе, боязнь, избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности, вязкость движений.

Типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средневыраженная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда.

Высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений.

Скорость (СМ)

Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда.

Средняя скорость моторно-двигательных операций.

Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности.

Эмоциональность (ЭМ)

Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы.

Средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе.

Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы.


Интеллектуальная сфера

Низкие значения (12-25 баллов)

Средние значения (26-34 балла)

Высокие значения (35-48 баллов)

Эргичность (ЭРИ)

Низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов.

Средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением.

Высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения.

Пластичность (ПИ)

Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач.

Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности.

Высокая гибкость мышления, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем.

Скорость (СИ)

Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллек­туальной деятельности.

Средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности.

Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности.

 


Коммуникативная сфера

Низкие значения (12-25 баллов)

Средние значения (26-34 балла)

Высокие значения (35-48 баллов)

Эргичность (ЭРК)

Низкая потребность в общении, социальная пассивность, «узкий» круг контактов, уход от социальных мероприятий замкнутость.

Нормальная потребность в общении, «средний» круг контактов, средневыраженное стремление к установлению новых знакомств, средняя степень общительности.

Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству.

Пластичность (ПК)

Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, тщательное продумывание своих поступков в процессе социального взаимодействия, стремление к поддерживанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ.

Нормальная готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам.

Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ.

Скорость (СК)

Низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность.

Обычная скорость речевой активности и вербализации.

Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности.

Эмоциональность (ЭК)

Низкая чувствительность к, неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми.

Среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия.

Высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения.

 


Контрольная шкала (Кш)

Контрольная шкала варьируется от 6 до 24 баллов. При значениях от 6 до 17 баллов испытуемые характеризуются более или менее адекватным восприятием своего поведения. Испытуемые с высокими значениями по данной шкале (18-24 балла) из обработки исключаются, поскольку у них наблюдается явно неадекватная оценка поведения. В своих ответах они стремятся выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

Индексы и типы

Для решения ряда научных и научно-практических задач необходимо учитывать не только значение того или иного отдельного формально-динамического свойства, но и индексы и темпераментальные типы, отражающие различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности. Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами ОФДСИ, предложены следующие 6 наиболее важных индексов формально-динамических свойств человека.

Индексы активности

1. Индекс психомоторной активности (ИПА) равен сумме баллов активностных шкал в психомоторной сфере.

ИПА = ЭРМ + ПМ + СМ

ИПА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102.

2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) равен сумме баллов активностных шкал в интеллектуальной сфере.

ИИА = ЭРИ + ПИ + СИ

ИИА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102. 3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) равен сумме баллов активностных шкал в коммуникативной сфере.

ИКА = ЭРК + ПК + СК

ИКА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102.

4. Индекс общей активности (ИОА) равен сумме баллов всех активностных шкал во всех трех сферах.

ИОА = ИПА + ИИА + ИКА

ИОА варьирует от 108 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 +/- 36, т.е. от 234 до 306.

Индекс общей эмоциональности

5. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) равен сумме всех эмоциональных шкал в трех сферах.

ИОЭ = ЭМ + ЭИ + ЭК

Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т. е. от 78 до 102.

Индекс общей адаптивности

6. Индекс общей адаптивности (ИОАД) равен разнице баллов между индексом общей активности и индексом общей эмоциональности.

ИОАД = ИОА — ИОЭ

Индекс варьирует в пределах от -36 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 +/- 48.

На основании вышеприведенных индексов, можно выделить довольно большое количество вариантов темперамента, в настоящее время можно говорить о возможных 9 наиболее типичных вариантах (типах) формально-динамических свойств.


Дифференциальные типы

Для вычисления дифференциального типа темпераментального типа в определенной сфере поведения необходимо на оси ординат отложить значение индекса активности в данной сфере, а на оси абсцисс значение соответствующей эмоциональной шкалы.

  • Тип 1. Если значения по обеим шкалам выше нормы, т.е. активность выше 102, а эмоциональность выше 34, данный испытуемый относится к категории «холерик» в соответствующей сфере.
  • Тип 2. Если значения по обеим шкалам меньше нормы, т.е. активность меньше 70, а эмоциональность — меньше 26, то данный испытуемый — «флегматик».
  • Тип 3. Если у данного испытуемого активность выше нормы (т.е. выше 102), а эмоциональность — ниже нормы (т.е. ниже 26), то этот испытуемый — «сангвиник».
  • Тип 4. Если активность меньше нормы (т.е. меньше 78), а эмоциональность больше нормы, т.е. (больше 34), то испытуемый — «меланхолик» в соответствующей сфере.
  • Тип 5. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения ниже нормы (т.е. меньше 26), данный испытуемый принадлежит к «смешанному низкоэмоциональному» типу.
  • Тип 6. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения выше нормы (т.е. больше 34), данный испытуемый принадлежит к «смешанному высокоэмоциональному» типу.
  • Тип 7. Если испытуемый по шкале активности имеет значение выше нормы (т.е. выше 102), а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к «смешанному высокоактивному» типу.
  • Тип 8. Если испытуемый по шкале активности имеет значение ниже нормы, а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к «смешанному низкоактивному» типу.
  • Тип 9. Если значения и активности и эмоциональности находятся в пределах нормы, то испытуемый принадлежит к «неопределенному» типу.

 

Общий тип темперамента

Вычисления общего типа проводятся аналогично вычислению дифференциального типа. Для этого на оси ординат отложить значения ИОА (индекса общей активности), а на оси абсцисс значение индекса ИОЭ (индекса общей эмоциональности). Названия типов те же, что и в случае дифференциальных типов.

Если оба значения выше нормы — «холерик», если оба значения меньше нормы — «флегматик». Если по шкале обшей активности значение выше нормы, а по шкале общей эмоциональности ниже нормы — «сангвиник». Если общая активность ниже нормы, а общая эмоциональность выше нормы — «меланхолик». Если оба значения в пределах нормы — «неопределенный» тип.

Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности выше нормы, то — «смешанный высокоэмоциональный» тип. Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности ниже нормы, то — «смешанный низкоэмоциональный» тип. Если по шкале общей активности значение выше нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то — «смешанный высокоактивный» тип. Если по шкале общей активности значение ниже нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то — «смешанный низкоактивный» тип.

 

 

Возможная связь жесткости когнитивного стиля-гибкости когнитивного управления со свойствами нервной системы Научная научная статья по теме «Экономика и бизнес»

Доступно на сайте www. sciencedirect.com Науки

Procedia — Социальные и поведенческие науки 82 (2013) 917 — 920

Всемирная конференция по психологии и социологии — PSYSOC 2012

Возможная связь жесткости-гибкости когнитивного стиля когнитивного управления со свойствами нервной системы

Мун Мария

к.п.н., доцент кафедры общей и этнической психологии Казахского национального университета имени аль-Фараби, 5 мкр дом 34 квартира 2, Алматы 050062, Казахстан

Реферат

Изучение гибкости мышления в когнитивного стиля «ригидность-гибкость когнитивного контроля» как механизма словообразного перевода информации, мы приходим к вопросу о природе такого рода гибкости. Работы В.М. Русалов. Связь между основными свойствами нервной системы, темпераментом и способностями обозначена в «цепочке врожденных качеств»: «врожденное качество. Первый уровень (свойства нервной системы)» — «врожденные качества второго уровня (темперамент)». )» — «способности». Вслед за В.М. Русалова, наша схема выглядит следующим образом: «подвижность нервной системы» — «темпераментная пластичность» — «гибкое мышление — когнитивный стиль» жестко-гибкий когнитивный контроль. Задача состоит в том, чтобы выяснить взаимосвязь между гибкостью, свойствами темперамента и свойствами нервной системы.Результаты корреляционного и факторного анализов указывают на связь гибкости мышления с равновесием и подвижностью нервной системы.

© 2013 Авторы. Опубликовано Elsevier Ltd.

Отбор и рецензирование под руководством профессора доктора Кобуса Мари, Университет Претории, Южная Африка.

Ключевые слова: ригидность-гибкость когнитивного контроля, свойства нервной системы, способности, темперамент;_

1. Введение

При изучении гибкости мышления в когнитивном стиле «ригидность-гибкость когнитивного контроля» как явление переключения с одного информационного алфавита на другой, или механизма словесно-образного перевода информации, мы приходим к вопросу о природе такого рода гибкости.

Гибкость мышления свойственна индивидуальному стилю, а поскольку основным носителем стилевой характеристики является темперамент, следовательно, гибкость должна быть обусловлена ​​темпераментом.

Если рассматривать гибкость мышления как некую частную способность, то следует поставить вопрос о ее врожденных качествах. Мы считаем, что гибкость основана на подвижности нервной системы. Подвижность нервной системы есть скорость реакции субъекта на смену знаковых раздражителей, так как в живом акте мышления его образный и логический алфавиты сменяют друг друга.

В работах В.М. Русалова взаимосвязь между основными свойствами нервной системы, темпераментом

и способностями указаны в «цепочке врожденных качеств»: «врожденные качества первого уровня (свойства

нервной системы)» — «врожденные качества второго уровня (темперамент)» — «способности (в том числе творческие)». В.М.

Автор, ответственный за переписку: Мун Мария. Тел.: +8-701-788-3460 Электронная почта: [email protected]

1877-0428 © 2013 Авторы. Опубликовано Elsevier Ltd.

Отбор и рецензирование под руководством профессора доктора Кобус Мари, Университет Претории, Южная Африка. doi: 10.1016/j.sbspro.2013.06.372

Русалов [1] провел экспериментальное исследование связи между свойствами темперамента и характеристиками креативности по тесту П. Торранса. Он пришел к выводу, что творческие способности обусловлены темпераментом.

Вслед за В.М. Русалова, в качестве «врожденных качеств первого уровня» мы считаем подвижность нервной системы. В качестве «врожденных качеств второго уровня» в нашей работе выступают свойства темперамента, проявляющиеся в интеллектуальной сфере. На уровне «способностей» мы рассматриваем гибкость мышления в его различных формах и проявлениях. Одной из таких особых форм гибкости является гибкость как способность быстро и адекватно переключаться с одного на другой «алфавит» мышления, представленный в когнитивном стиле — «жесткость-гибкость когнитивного контроля». Основываясь на концепции М.А. Холодной [2], мы рассматриваем этот когнитивный стиль как способность.

Соответственно, задача состоит в том, чтобы выяснить взаимосвязь между гибкостью, свойствами темперамента и свойствами нервной системы.

Основными методиками экспериментального исследования были: тест Струпа [2], опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова [3], и компьютерные методы определения основных свойств нервной системы [4]. Количество испытуемых 31 человек, средний возраст 26,2 года.

Независимыми переменными являются свойства темперамента и свойства нервной системы. Зависимой переменной является гибкость мышления.

Первоначально нами был проведен корреляционный анализ (метод Спирмена) для определения возможных взаимосвязей между показателями гибкости, свойствами темперамента и свойствами нервной системы. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1. Корреляционный анализ взаимосвязи между гибкостью психики, свойствами темперамента и основными свойствами нервной системы

Переменные Число Число отставаний (а Доминант Способ Мобильности Возмущения

опережение (мера обработки нервной дифференциации (a

мера информационной системы нервной системы мера нервной

баланса нервной системы) подвижности системы)

_баланс)_

Доминирующий способ

обработки информации, 310* -,307*

Гибкость мышления

Темпераментная пластичность

-465** 419**

Темпераментная скорость

-,341*

* Связь значима на уровне 9,050003

** Корреляция значима на уровне 0,01_

Мы получили следующие значимые корреляции. Это:

1. Доминирующий способ обработки информации был положительно связан с дисбалансом нервной системы (r=0,310, p<0,05 приводящим к реакциям с опережением и r=-0,307, p<0,05 к реакциям с лагами).

По данным М.А. Холодной [2], малые значения доминирующего способа обработки информации свидетельствовали о большей согласованности (интеграции) двух «языков» обработки информации. Поэтому неуравновешенность нервной системы связана с более быстрыми словесно-образными переводами.

2. Индекс психической гибкости (положительное значение этого параметра указывает на полюс ригидности в данном когнитивном стиле) положительно связан только с доминирующим способом обработки информации (r = 0,398, p < 0,05). Так, ригидность сопровождается меньшей согласованностью основного «языка» обработки информации.

3. Показатели темпераментной пластичности и быстроты в «интеллектуальной» сфере положительно связаны с индексом подвижности нервной системы (r = -0,465, p < 0,01 и r = -0,341, p < 0,05, по результатам процедура подвижности со знаком «-» указывает на высокую подвижность нервных процессов).

Отсюда подвижность нервных процессов связана с повышением темпераментной пластичности и быстроты в «интеллектуальной» сфере. Результаты корреляционного анализа позволяют говорить о наличии положительной связи между гибкостью мышления и неуравновешенностью нервных процессов.

С целью установления структуры возможных связей между показателями гибкости со свойствами темперамента и особенностями нервной системы был проведен факторный анализ (метод варимакс). Выделено 5 основных факторов (67% от общей дисперсии).

Первый фактор (20% от общей дисперсии) можно обозначить как «свойства темперамента в коммуникативной и интеллектуальной сферах». Он содержит следующие параметры: коммуникативная пластичность (0,862), коммуникативная активность (0,789), интеллектуальная пластичность (0,760), скорость общения (0,747), интеллектуальная скорость (0,694), психомоторная скорость (0,618) и индекс подвижности нервной системы (-). 0,545).

Наличие этого фактора позволяет предположить, что с увеличением подвижности показателей нервных процессов повышаются все эти темпераментные свойства субъекта. Особое значение для нас имеет в этом факторе связь темпераментной пластичности и быстроты с подвижностью нервной системы.

Второй фактор (16% от общей дисперсии) можно условно назвать фактором «жесткости». Он содержит следующие параметры: третья (конфликтная) карта теста Струпа (0,919), вторая карта теста Струпа (0,809), показатель гибкости мышления (0,790), показатель доминирующего способа обработки информации (0,486), показатель доминирующего способа обработки информации (0,486). скорость подвижности (0,412) и нарушение дифференцировки (показатель подвижности) (0,487).

Наличие данного фактора указывает на наличие связи между показателями психической гибкости и подвижностью нервной системы. Повышение показателя гибкости мышления в сторону ригидности и несогласованности основных языков обработки информации связано со снижением показателя подвижности и более высокими показателями нарушений дифференцировки. Следовательно, инертность нервных процессов связана с ригидностью мышления.

Третий фактор (14%) и четвертый фактор (9%) не содержат информации, имеющей отношение к целям и задачам исследования и поэтому не подлежат интерпретации.

Пятый фактор (8% от общей дисперсии) можно условно назвать фактором «баланса нервной системы». Он содержит следующие параметры: первая карта теста Струпа (0,794), показатель доминирующего способа обработки информации (-0,643) и два показателя баланса нервной системы (-0,740), (0,773).

Этот коэффициент соответствует результатам предыдущего корреляционного анализа. Таким образом, дисбаланс нервных процессов связан с более быстрым словесно-образным переводом, с согласованием двух языков обработки информации. Этот факт позволил нам утверждать, что доминирующий способ обработки информации компенсирует дисбаланс нервных процессов.

Результаты корреляционного и факторного анализов указывают на связь между гибкостью мышления, с одной стороны, и уравновешенностью и подвижностью нервной системы, с другой.

По результатам корреляционного и факторного анализа установлено, что дисбаланс нервных процессов связан с более быстрым словесно-образным переводом, с согласованием двух языков обработки информации. Факторный анализ показал, что инертность нервных процессов связана с ригидностью мышления.

Подтверждается гипотеза о том, что гибкость мышления как стилистический признак определяется некоторыми свойствами темперамента и свойствами нервной системы.

Таким образом, в данном исследовании было осознано отсутствие прямой зависимости между гибкостью ума и свойствами темперамента. Мы получили связь между гибкостью психики и свойствами нервной системы, с одной стороны, и между свойствами темперамента и свойствами нервной системы, с другой.

Эти данные говорят о том, что свойства темперамента вряд ли можно рассматривать как врожденные качества общих способностей («врожденные качества второго уровня» Русалова В.М.). Изначально мы следовали следующей схеме:

подвижность нервных процессов — пластичность темперамента — гибкость мышления (гибкость-ригидность когнитивного контроля).

Полученные данные, вероятно, подтверждают классические представления Теплова Б. М., Небылицына В.Д., Ананьева Б.Г. и другие, что общие свойства нервной системы определяют темперамент и характер, с одной стороны, и действительные способности, с другой стороны.

В нашем исследовании подвижность нервной системы сопряжена как с пластичностью и быстротой темперамента, так и с гибкостью мышления как способности.

Баланс нервной системы был связан с показателем вербальной (как параметр психической гибкости), который, по теории Холодной М.А., является показателем способности к осуществлению словообразных переводов. Корреляционно-факторный анализ выявил, что дисбаланс нервных процессов сопровождается нарушением координации обработки языковой информации или увеличением скорости словообразных переводов. Это позволило предположить некий показатель вербальной работоспособности, компенсирующий функцию относительного дисбаланса нервных процессов.

Таким образом, мы пришли к выводу, что инертность нервных процессов связана с ригидностью мышления; и разбалансированность нервных процессов, связанных с более быстрым словесно-образным переводом, с согласованием двух языков обработки информации.

Литература

Русалов В.М., Дудин С.И. (1995) Темперамент и интеллект: общие и специфические факторы развития. Психологический журнал, 16, № 5, стр. 12-24.

Холодная М.А. (2002) Когнитивные стили: О природе индивидуального сознания. Москва, 304с. Русалов, В.М. (1997) Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. Москва, 50с. Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии. Часть 1: Основы здорового образа жизни / под ред. Исеман Р.И. (1999). Новосибирск, 224с.

. Отражение индивидуально-типологических признаков в треморограмме (Прогнозирование показателей пробы Русалова по показателям треморограммы)

Авторов

  • Б. А. Лобасюк Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова
  • Л. Н. Акимова Одесский национальный экономический университет
  • А. Н. Стоянов Одесский национальный медицинский университет
  • А. В. Замковая Одесский национальный медицинский университет

DOI:

https://doi. org/10.12775/JEHS.2021.11.05.022

Ключевые слова

индивидуально-типологические признаки, треморограмма, проба В.М. Русалов, индивидуальный психологический портрет, эссенциальный тремор.

Аннотация

Обоснование выбора . Усиление физиологического тремора (Тр) в эмоционально насыщенных ситуациях находит отражение не только в художественной, но и в научной литературе. Другими словами, тремор и эмоциональные реакции взаимосвязаны. Цель. Исследовать отражение индивидуально-типологических признаков на треморограмме с помощью математического моделирования В. М. Русалова. Материал и методы. Tr зарегистрировано линейным датчиком. Tr регистрировали при постуральной нагрузке (руки вытянуты вперед). Датчик попеременно располагался на вытянутых правой и левой руках перед собой в условиях «открытых глаз» (операционный покой). Анализ файлов треморограммы (ТрГ) проводили после окончания исследования с помощью программы «Аналитик-2» по алгоритму полупериодного анализа. Для изучения индивидуально-психологических особенностей личности мы использовали методику определения свойств темперамента В.М. Русалов. Каждый из множества показателей теста Русалова, отобранных при анализе, рассматривался как целевой признак (Y-s), а амплитуды и частоты TrG рассматривались как влияющие переменные (наборы X — s) и уравнения множественной линейной регрессии вида построено: В качестве Xs использованы параметры амплитуды и частоты ритмов ЭЭГ. Собственное исследование . При множественном регрессионном анализе влияния показателей ТрГ правой руки на показатели теста Русалова было определено 12 статистически значимых коэффициентов регрессии, а для левой руки — 11 статистически значимых коэффициентов регрессии. После получения диагностических уравнений множественной линейной регрессии, описывающих влияние показателей ТрГ на показатели теста Русалова, была предпринята попытка по этим уравнениям получить показатели теста Русалова, используя показатели тремора. В среднем % расхождения между определенными и прогнозируемыми показателями составило 97,42% для правой руки и 101,98 для левой. Выводы . 1. С помощью диагностического уравнения удалось прогнозировать показатели психологического тестирования по пробе Русалова по показателям тремора правой и левой руки.

2. Влияние показателей теста Русалова на показатели ТрГ были по модулю меньше, чем влияние показателей теста Русалова на показатели теста Русалова, т.е. не участвовали в контроле механизмов образования ТрГ.

3. Полученные результаты свидетельствуют о том, что показатели тремора содержат информацию о субъектно-деятельностных и коммуникативных аспектах темперамента по В. М. Русалову.

Рекомендации

Беликова Ж. А., Березовская Р. А. Психогенный тремор: особенности эмоционально-когнитивного реагирования на ситуации социального взаимодействия. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журнал. 2012. № 1. URL: http:// medpsy. ru.

Лебедев А.Н. Вычисление по параметрам электроэнцефалограммы психологического портрета личности // Материалы Международной научно-практической конференции «Развитие научного наследия Б. М. Теплова в отечественной и мировой науке (к 110-летию со дня рождения). 15-16 ноября 2006 г. М.: Изд-во БФ «Твердослов», 2006. — С.167-169.

Лебедев А. Н. Нейронный код. http://creativity.ipras.ru/texts/Lebedev_3-04pp18-36.pdf

Лебедев А.Н. Принципы и кодирования смысла информации в мозге: кибернетические основы для гипотезы о векторном коде. Модель Человека Нейрона. Статя в сборнике трудов конференции. 2016. https://lib.ipran.ru/paper/29.086565

Лобасюк Б.А., Битенский В.С., Боделан М.И Устройство для регистрации плетизмограммы, тремора и дыхания. Декларативный патент 2010

Психологические тесты для профессионалов/ авт. сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Совр. шк., 2007. – 496 с.

Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека / В. М. Русалов // Психологический журнал, 1986, том 7 #4. — С. 23-35.

Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В. М. Русалов. — М., 1979. С. 3 — 17.

Эльбле Р.Дж. Особенности физиологического тремора у молодых и пожилых людей. J Clin Neurophysiol 2003;114:4:624-635; Raethjen J., Pawlas F., Lindemann M. et al. Детерминанты физиологического тремора в большой нормальной популяции. Дж. Клин Нейрофизиол 2000; 111:10:1825-1837.

Гроудон В., Гика Дж., Хендерсон Дж. Влияние сокращения проксимальных и дистальных групп мышц и умственного напряжения на амплитуду и частоту физиологического тремора пальцев. Акселерометрическое исследование. Электромиогр Клин Нейрофизиол 2000; 40:5:295-303.

Hallett M. Обзор физиологии тремора человека. Двигательные расстройства 1998 г.; 13: Приложение 3: 43-48. ; O’Suilleabhain P.E., Мацумото Дж.Ю. Частотно-временной анализ толчков. Мозг 1998; 121: 2127-2124.

Маколи Дж. Х., Марсден К. Д. Физиологический и патологический тремор и ритмический центральный двигательный контроль.