Тест школьной тревожности филлипса для подростков: ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА.

Методика Филлипса. Изучаем уровень школьной тревожности у детей

Проблема детской тревожности является одной из наиболее актуальных в современном мире. Это обусловлено увеличением числа детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В течение учебного года дети школьного возраста значительную часть времени проводят в стенах образовательных учреждений. Внутришкольные факторы в комплексе с внешкольными и семейными оказывают влияние на физическое здоровье, формируют мировоззрение, жизненную позицию и взаимоотношения с окружающими. Психоэмоциональное благополучие и адаптация ребенка к школе напрямую зависят от его успеваемости, взаимоотношений со сверстниками и учителями.

 

Учеба наизнанку

 

Школьная тревожность — ситуационная, связана со школьной жизнью ребенка, т. е. является результатом различных стрессовых ситуаций во время учебного процесса либо в стенах учебного заведения. Интенсификация процесса обучения с высоким объемом учебных и внеучебных нагрузок, дефицит времени для усвоения информации, уменьшение продолжительности сна и прогулок, малоподвижный образ жизни — все это и многое другое выступает в качестве агрессивных факторов, которые оказывают воздействие на растущий организм ребенка, его нервную систему.

 

Чтобы изучить уровень и характер школьной тревожности у детей среднего и старшего школьного возраста, а также ее взаимосвязь с успеваемостью, сотрудники лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены провели исследование психоэмоционального статуса учащихся учреждений общего среднего образования второй и третьей ступени обучения. Исследование проводилось с использованием методики Филлипса. В нем приняли участие 320 школьников (150 мальчиков и 170 девочек) — учащихся восьмых, десятых и одиннадцатых классов.

 

Проведение теста Филлипса позволило изучить характер тревожности, связанной с эмоциональным состоянием самого ребенка и различными областями школьной жизни: взаимодействием со сверстниками, отношениями с учителями — всего 8 факторов. Было установлено, что распространенность факторов школьной тревожности повышенного и высокого уровня изменяется с возрастом.

 

Страшно стабильно

 

Так, распространенность «общей тревожности в школе» возрастает с 8 % в восьмом классе до 13,3 % в десятом, а в одиннадцатом классе достигает уровня 18,7 %.

 

«Переживание социального стресса» в процессе обучения, напротив, несколько снижается. Тем не менее общий показатель остается весьма высоким: 80 % учащихся восьмых классов, 71,7 % учащихся десятых и 71 % учащихся одиннадцатых классов подвержены переживанию социального стресса.

 

Практически неизменным в течение обучения в средней и старшей школе остается «неблагоприятный фон, который не позволяет развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата». Распространенность фрустрации потребности в достижении успеха колеблется от 53 % в восьмом, до 49,6 % в десятом и 55,1 % в одиннадцатом классе.

 

Каждый четвертый восьмиклассник (26 %) испытывает «страх самовыражения». Негативные эмоциональные переживания, связанные с самовыражением, испытывают 23 % десятиклассников.

 

В одиннадцатом классе переживают страх, связанный с презентацией самого себя, 30 % учащихся.

 

Как показали результаты исследования, на протяжении учебы в средней и старшей школе практически не меняется уровень распространенности такого фактора, как «боязнь проверки знаний». В восьмом классе подобный страх испытывают 35 % школьников, в десятом классе их процент незначительно снижается до 27,4 % и в одиннадцатом классе чуть повышается до 29 %. Предположительно эти колебания могут быть связаны с подготовкой учеников базовой (8 класс) и средней школы (11 класс) к предстоящим выпускным экзаменам.

 

Распространенность фактора  «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» также практически не меняется с увеличением школьного стажа.

 

Исследование показало, что среди учеников восьмых, десятых, одиннадцатых классов большинство составляют дети, которые переживают из-за боязни разочаровать окружающих, и этот показатель остается стабильным (56 %, 59,3 % и 54,2 % соответственно).

 

Зато в каждой последующей возрастной группе наблюдается увеличение распространенности «низкой физиологической сопротивляемости стрессу».

 

Вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожные факторы школьной среды у учащихся восьмых классов составляет 13 %. В десятом классе уже 17,7 % школьников признаются в том, что им сложно справляться со стрессовыми факторами. А в одиннадцатом классе сталкиваются с трудностями в ситуациях стрессогенного характера 28 % учащихся.

 

Оценку ставит учитель

 

На протяжении всего периода обучения в учреждениях образования огромное значение для психоэмоционального благополучия ребенка имеют взаимоотношения с учителями. Установлено, что большая половина учащихся сталкивается с проблемами и страхами в отношениях с учителями. Обращает на себя внимание тот факт, что с увеличением школьного стажа возрастает и страх. Например, у 57 % учеников восьмых классов, которые приняли участие в исследовании, отношения с учителями сопряжены со стрессом; в десятом классе этот показатель увеличивается до 64,6 %, в одиннадцатом — до 65,4 %.

 

Одним из вероятных факторов, оказывающих влияние на проявление школьной тревожности, является успеваемость. Каждый живой организм развивается индивидуально. Этот процесс зависит от генетических установок, условий среды, образа жизни и многих других факторов. Высокий балл успеваемости в общеобразовательных учреждениях и внешнее благополучие могут иметь высокую стоимость для физического, психического здоровья и как результат приводить к развитию тревожности.

 

В ходе исследования была проанализирована взаимосвязь успеваемости с факторами школьной тревожности. Установлено, что в целом чем выше средний балл успеваемости, тем меньше выражена боязнь несоответствия ожиданиям окружающих (учителей, сверстников). Прослеживается тенденция снижения школьной тревожности и переживаний, повышения самооценки и уверенности ребенка в себе по мере улучшения его успеваемости.

 

Проведенное исследование показало, что внешнее благополучие детей и подростков может скрывать личностные проблемы, повышенную тревожность, неадекватную самооценку, что в свою очередь отражается на успеваемости и взаимоотношениях с учителями и одноклассниками.

 

Групповое и индивидуальное когнитивно-поведенческое лечение подростков с тревожными расстройствами: рандомизированное клиническое исследование

  • Achenbach, T. M. (1991a). Руководство по контрольному списку поведения ребенка / 4-18 и профиль 1991 года. Берлингтон, штат Вирджиния: факультет психиатрии Вермонтского университета.

    Google Scholar

  • Ахенбах, Т. М. (1991b). Руководство по форме отчета учителя и 1991 Профиль. Берлингтон, штат Вирджиния: факультет психиатрии Вермонтского университета.

    Google Scholar

  • Ахенбах, Т. М., и Эдельброк, К. С. (1981). Поведенческие проблемы и компетенции, о которых сообщают родители нормальных детей и детей с нарушениями в возрасте от четырех до шестнадцати лет. Монографии Общества исследований детского развития, 46 (Серийный № 188).

  • Альбано, А. М., Мартен, П. А., Холт, К. С., Хеймберг, Р. Г., и Барлоу, Д. Х. (1995). Когнитивно-поведенческое групповое лечение социальной фобии у подростков: предварительное исследование. Журнал нервных и психических заболеваний, 183, 649-656.

    Google Scholar

  • Целевая группа Американской психологической ассоциации по продвижению и распространению психологических процедур (1995). Обучение и распространение эмпирически проверенных психологических методов лечения: отчет и рекомендации. Клинический психолог, 48, к. 3-24.

    Google Scholar

  • Ашер, С. Р., Хаймел, С., и Реншоу, П. Д. (1984). Одиночество у детей. Детское развитие, 55, 1456-1464.

    Google Scholar

  • Барретт П., Даддс М. и Рапи Р. (1996). Семейное лечение детского беспокойства: контролируемое исследование.

    Journal of Consulting and Clinical Psychology, 64, 333-342.

    Google Scholar

  • Бейдель, округ Колумбия (1994). Тревожные расстройства. В M. Hersen & SM Turner (Eds.), Диагностическое интервью (стр. 55-77). Нью-Йорк: Пленум Пресс.

    Google Scholar

  • Бейдель, округ Колумбия, Христос, М.Г., и Лонг, П.Дж. (1991). Соматические жалобы у тревожных детей. Journal of Abnormal Child Psychology, 19, 659-670.

    Google Scholar

  • Бенджамин, Р. С., Костелло, Э. Дж., и Уоррен, М. (1990). Тревожные расстройства в педиатрической выборке. Журнал тревожных расстройств, 4, 293-316.

    Google Scholar

  • Бернштейн, Г. А., и Борхардт, К. М. (1991). Тревожные расстройства у детей и подростков: критический обзор.

    Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии, 30, 519-532.

    Google Scholar

  • Бирман, К.Л., и Макколи, Э. (1987). Детское описание взаимодействия со сверстниками: полезная информация для клинической оценки ребенка. Журнал клинической детской психологии, 16, 9-18.

    Google Scholar

  • Брэди, Э.У., и Кендалл, П.С. (1992). Коморбидность тревоги и депрессии у детей и подростков. Психологический бюллетень, 111, 244-255.

    Google Scholar

  • Кантуэлл, Д. П., и Бейкер, Л. (1989). Стабильность и естественное течение детских диагнозов DSM-III. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии, 28,

    691-700.

    Google Scholar

  • Кейси, Р. Дж., и Берман, Дж. С. (1985). Результат психотерапии с детьми. Психологический бюллетень, 98, 388-400.

    Google Scholar

  • Кастанеда, А. , МакКэндлесс, Б.Р., и Палермо, Д.С. (1956). Детская форма шкалы манифестной тревожности. Детское развитие, 27, 317-326.

    Google Scholar

  • Чамблесс Д. и Холлон С. (1998). Определение эмпирически поддерживаемых методов лечения. Журнал консалтинговой и клинической психологии, 66, 7-18.

    Google Scholar

  • Кларк, Г., Хопс, Х., Левинсон, П. М., Эндрюс, Дж., Сили, Дж. Р., и Уильямс, Дж. (1992). Когнитивно-поведенческое групповое лечение подростковой депрессии: прогнозирование исхода.

    Поведенческая терапия, 23, 341-354.

    Google Scholar

  • Коэн, Дж. (1977). Статистический анализ мощности для поведенческих наук. Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Коннорс, CK (1973). Рейтинговые шкалы для использования в исследованиях наркотиков у детей. Бюллетень психофармакологии: Фармакотерапия у детей. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США.

    Google Scholar

  • Эйзен, А. Р., и Сильверман, В. К. (1993). Должен ли я расслабиться или изменить свои мысли? Предварительное рассмотрение когнитивной терапии, обучения релаксации и их сочетания с гипертревожными детьми.

    Журнал когнитивной психотерапии, 7, 265-279.

    Google Scholar

  • Фихан М., МакГи Р. и Уильямс С. М. (1993). Расстройства психического здоровья в возрасте от 15 до 18 лет. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии, 32, 1118-1126.

    Google Scholar

  • Фергюссон, Д. М., Хорвуд, Л. Дж., и Лински, М. Т. (1993). Распространенность и коморбидность диагнозов DSM-IIIR в возрастной когорте 15-летних. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии, 32, 1127-1134.

    Google Scholar

  • Финч, А.Дж., Сейлор, К.Ф., и Эдвардс, Г. (1985). Опросник детской депрессии: нормы пола и оценок для нормальных детей.

    Journal of Consulting and Clinical Psychology, 53, 424-425.

    Google Scholar

  • Фланнери-Шредер, Э. К., и Кендалл, П. К. (1996). Когнитивно-поведенческая терапия для тревожных детей: руководство для терапевта по групповой терапии. Ардмор, Пенсильвания: Издательство рабочих тетрадей.

    Google Scholar

  • Хартер, С. (1982). Шкала воспринимаемой компетенции для детей. Детское развитие, 53, 87-97.

    Google Scholar

  • Хартер, С. (1985). Руководство по профилю самовосприятия для детей. Денвер, Колорадо: Денверский университет.

    Google Scholar

  • Hartup, WW (1983). Отношения со сверстниками. В P. Mussen (Ed.),

    Справочник по детской психологии (стр. 103-196). Нью-Йорк: Уайли.

    Google Scholar

  • Хеймберг, Р. Г., Додж, К. С., Хоуп, Д. А., Кеннеди, К. Р., Золло, Л. Дж., и Беккер, Р. Э.90). Когнитивно-поведенческое групповое лечение социальной фобии: сравнение с заслуживающим доверия контролем плацебо. Когнитивная терапия и исследования, 14, 1-23.

    Google Scholar

  • Ховард, Б., и Кендалл, П. К. (1996). Когнитивно-поведенческая семейная терапия для детей с тревожным расстройством: множественная базовая оценка. Когнитивная терапия и исследования, 20, 423-443.

    Google Scholar

  • Кейн, М. Т., и Кендалл, П. К. (1989). Тревожные расстройства у детей: множественная базовая оценка когнитивно-поведенческого лечения. Поведенческая терапия, 20, 499-508.

    Google Scholar

  • Кашани, Дж. Х., и Орвашель, Х. (1990). Общественное исследование тревожности у детей и подростков. Американский журнал психиатрии, 147, 313-318.

    Google Scholar

  • Каздин А.Е. (1993). Психотерапия для детей и подростков: текущий прогресс и направления будущих исследований. Американский психолог, 48, 644-657.

    Google Scholar

  • Каздин А.Е. (1996). Разработка эффективных методов лечения детей и подростков. В E. D. Hibbs & P. ​​S. Jensen (Eds.), Психосоциальные методы лечения детей и подростков: эмпирически обоснованные стратегии для клинической практики (стр. 9-18). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Каздин А.Э., Басс Д., Айерс В.А. и Роджерс А. (1990). Эмпирическая и клиническая направленность исследований детской и подростковой психотерапии. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 58, 729-740.

    Google Scholar

  • Каздин А. Э., Френч Х., Унис А., Эсвельдт-Доусон К. и Шерик Р. (1983). Безнадежность, депрессия и суицидальные намерения у детей с психическими расстройствами. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 51, 504-510.

    Google Scholar

  • Каздин, А. Э., и Вайс, Дж. (1998). Лечение психологических проблем молодежи: состояние эмпирически подтвержденных методов лечения. Журнал консалтинга и клинической психологии, 66, 19-36.

    Google Scholar

  • Кендалл, ПК (1990). Рабочая тетрадь для котов. Ардмор: Пенсильвания: Издание рабочих книг.

    Google Scholar

  • Кендалл, ПК (1994). Лечение тревожных расстройств у детей: результаты рандомизированного клинического исследования. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 62, 100-110.

    Google Scholar

  • Кендалл П. К., Фланнери-Шредер Э., Паничелли-Миндел С., Саутам-Героу М., Энен А. и Уорман М. (1997). Терапия подростков с тревожными расстройствами: второе рандомизированное клиническое исследование. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 65, 366-380.

    Google Scholar

  • Кендалл, П. К., и Гроув, В. (1988). Нормативные сравнения результатов терапии. Оценка поведения, 10, 147-158.

    Google Scholar

  • Кендалл, П. К., Кейн, М., Ховард, Б., и Сикленд, Л. (1990). Когнитивно-поведенческая терапия для тревожных детей: Руководство по лечению. Доступно у автора, Университет Темпл, факультет психологии, Филадельфия, Пенсильвания, 19122.

    Google Scholar

  • Кендалл, П. К., и Маррс-Гарсия, А. (без даты). Разработка и психометрические свойства копинг-опросника. Представлено для публикации.

  • Кендалл, П. К., и Саутам-Героу, Массачусетс (1996). Долгосрочное наблюдение за когнитивно-поведенческой терапией тревожной молодежи. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 64, 724-730.

    Google Scholar

  • Кинг, Нью-Джерси, и Оллендик, Т. Х. (1989). Детские тревожные и фобические расстройства в школьных условиях: вопросы классификации, оценки и вмешательства. Review of Educational Research, 59, 431-470.

    Google Scholar

  • Кляйн Р.Г. и Ласт К.Г. (1989). Тревожные расстройства у детей. Ньюбери-Парк, Калифорния: Сейдж.

    Google Scholar

  • Ковач, М. (1981). Рейтинговые шкалы для оценки депрессии у детей школьного возраста. Acta Paedopsychiatrica, 46, 305-315.

    Google Scholar

  • Ла Грека А.М., Дандес С.К., Вик П., Шоу К. и Стоун В.Л. (1988). Разработка шкалы социальной тревожности для детей: надежность и одновременная достоверность. Журнал клинической детской психологии, 17, 84-91.

    Google Scholar

  • Ла Грека, А. М., и Стоун, В. (1993). Пересмотренная шкала социальной тревожности для детей: Факторная структура и параллельная достоверность. Журнал клинической детской психологии, 22, 17-27.

    Google Scholar

  • Ласт, К.Г., Херсен, М., Каздин, А.Е., Финкельштейн, Р., и Штраус, К.С. (1987). Сравнение тревоги разлуки DSMIII и сверхтревожных расстройств: демографические характеристики и модели сопутствующих заболеваний. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии, 26, 527-531.

    Google Scholar

  • Мансдорф, И. Дж., и Лукенс, Э. (1987). Когнитивно-поведенческая психотерапия для детей, тревожных разлуки и проявляющих школьную фобию. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии, 26, 222-225.

    Google Scholar

  • Майерс, Дж. К., Вайсман, М. М., Тишлер, Г. Л., Хольцер, К. Х., Лиф, П. Дж., Орвашель, Х., Энтони, Дж., Бойд, Дж. Х., Берк, Дж. Д., Крамер, М., и Штольцман, Р. (1984). Шестимесячная распространенность психических расстройств в трех общинах. Архив общей психиатрии, 41, 959-967.

    Google Scholar

  • Оллендик, Т. Х., Агопиан, Л. П., и Ханцингер, Р. М. (1991). Когнитивно-поведенческая терапия с ночными пугливыми детьми. Журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии, 22, 113-121.

    Google Scholar

  • Набережная, Х. К., и Петерсон, Д.Р. (1983). Временное руководство по пересмотренному контрольному списку поведенческих проблем. Корал-Гейблс, Флорида: Университет Майами, прикладные социальные науки.

    Google Scholar

  • Реннеберг Б., Гольдштейн А. Дж., Филлипс Д. и Чамблесс Д. Л. (1990). Интенсивная поведенческая групповая терапия избегающего расстройства личности. Поведенческая терапия, 21, 363-377.

    Google Scholar

  • Рейнольдс, К.Р., и Ричмонд, Б.О. (1978). Что я думаю и чувствую: пересмотренный показатель детского манифестного беспокойства. Журнал школьной психологии, 24, 313-319.

    Google Scholar

  • Рейнольдс, Ч.Р., и Ричмонд, Б.О. (1985). Руководство по пересмотренной шкале детской манифестной тревожности (RCMAS). Лос-Анджелес, Калифорния: Western Psychological Services.

    Google Scholar

  • Рубин, К. Х. (1985). Социально замкнутые дети: группа риска? В B. Schneider, KH Rubin, & J. Ledingham (Eds.), Отношения детей со сверстниками: вопросы оценки и вмешательства (стр. 125-140). Нью-Йорк: Springer-Verlag.

    Google Scholar

  • Сарасон С.Б., Дэвидсон К.С., Лайтхолл Ф.Ф., Уэйт Р.Р. и Рубуш Б.К. (1960). Тревожность у детей младшего школьного возраста. Нью-Йорк: Уайли.

    Google Scholar

  • Саттерфилд, Дж. М. (1994). Интеграция групповой динамики и когнитивно-поведенческих групп: гибридная модель. Клиническая психология: наука и практика, 1, 185-196.

    Google Scholar

  • Сейлор, К.Ф., Финч, А., Спирито, А., и Беннетт, Б. (1984). Опросник детской депрессии: систематическая оценка психометрических свойств. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 52, 955-967.

    Google Scholar

  • Шаффер, К. С., Шапиро, Дж., Санк, Л.И., и Коглан, Д.Дж. (1981). Положительные изменения в депрессии, тревоге и уверенности в себе после индивидуальной и групповой когнитивно-поведенческой терапии. Когнитивная терапия и исследования. 5, 149-157.

    Google Scholar

  • Сильверман, В.К., и Альбано, А.М. (1996). Расписание интервью по тревожным расстройствам для DSM-IV, детской и родительской версий. Олбани, Нью-Йорк: Грейвинд.

    Google Scholar

  • Спилбергер, К. (1973). Руководство по опроснику состояний тревоги у детей. Пало-Альто, Калифорния: Consulting Psychologists Press.

    Google Scholar

  • Штамм, П.С., и Керр, М.М. (1981). Изменение детской социальной самоизоляции: вопросы оценки и клинического вмешательства. Прогресс в изменении поведения, 11, 203-248.

    Google Scholar

  • Штраус, CC (1987). Модификация раздела о признаках формы «Опросник состояний и признаков беспокойства для детей и родителей». Доступен у автора. Питтсбург, Пенсильвания: Западный психиатрический институт и клиника.

    Google Scholar

  • Штраус, CC (1988). Поведенческая оценка и лечение сверхтревожного расстройства у детей и подростков. Модификация поведения, 12, 234-251.

    Google Scholar

  • Штраус, К.С., Форхенд, Р., Смит, К., и Фрейм, К.Л. (1986). Связь между социальным уходом и интернализацией проблем детей. Journal of Abnormal Child Psychology, 14, 525-535.

    Google Scholar

  • Штраус, К.С., Аренда, К., Ласт, К., и Фрэнсис, Г. (1988). Сверхтревожное расстройство: исследование различий в развитии. Journal of Abnormal Child Psychology, 16, 433-443.

    Google Scholar

  • Тоузленд, Р. В., и Сипорин, М. (1986). Когда рекомендовать групповое лечение: обзор клинической и исследовательской литературы. Международный журнал групповой психотерапии, 36, 171-201.

    Google Scholar

  • Вайс, Дж. Р., Вайс, Б., Алике, М. Д., и Клотц, М. Л. (1987). Эффективность психотерапии детей и подростков: метаанализ для клиницистов. Журнал консалтинговой и клинической психологии, 55, 542-549.

    Google Scholar

  • Вайс, Дж. Р., Вайс, Б., и Доненберг, Г. Р. (1992). Лаборатория против клиники: эффекты детской и подростковой психотерапии. Американский психолог, 47, 1578-1585.

    Google Scholar

  • Вайс, Дж. Р., Вайс, Б., Хан, С. С., Грейнджер, Д. А., и Мортон, Т. (1995). Влияние психотерапии на детей и подростков: метаанализ исследований результатов лечения. Психологический бюллетень, 117, 450-468.

    Google Scholar

Скачать ссылки

55 Best Stress Quotes — Driven

Когда вам нужно снять стресс, нет ничего лучше, чем читать цитаты о стрессе. Это напоминает вам, что все в мире имеют дело со стрессом, и многие люди преодолевали стрессовые ситуации. Вы не одиноки.

 

Вы также можете вдохновить кого-то, переживающего период высокого давления, цитатами о стрессе. Поощрите их нашей подборкой из 55 лучших цитат о стрессе!

 

1. «Для достижения великих целей нужны две вещи: план и нехватка времени».
―Леонард Бернштейн

 

2. «Стресс должен быть мощной движущей силой, а не препятствием».
―Билл Филипс

 

3. «Спокойствие – колыбель силы».
― Джозайя Гилберт Холланд

 

4. «Правда в том, что стресс возникает не из-за вашего начальника, детей, супруга, пробок на дорогах, проблем со здоровьем или других обстоятельств. Это происходит из ваших мыслей о ваших обстоятельствах».
―Эндрю Бернштейн

5. «Самое большое оружие против стресса — это наша способность выбирать одну мысль вместо другой».
―William James

 

6. «Стресс действует как ускоритель: он толкает вас либо вперед, либо назад, но вы сами выбираете, в каком направлении».
―Chelsea Erieau

 

7. «Нас убивает не стресс, а наша реакция на него».
―Ганс Селье

 

8. «Время расслабиться — это когда у вас нет на это времени».
―Sydney J. Harris

 

9. «Большая часть стресса, который испытывают люди, возникает не из-за того, что у них слишком много дел. Это происходит из-за того, что они не закончили то, что начали».
―Дэвид Аллен

10. «Самая большая ошибка, которую вы можете совершить в жизни, — это постоянно опасаться, что вы ее совершите».

―Элберт Хаббард