Тест смысложизненных ориентаций леонтьева: Недопустимое название — Psylab.info
Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А.Леонтьева (из опыта работы)
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева
Тест взят на сайте http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/test-smyslozhiznennykh-oriyentatsiy-szho-d-a-leontyeva и использовался для диагностики обучающихся ДЮСШ
Данная методика представляет собой 20 симметричных шкал-вопросов, состоящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:
1. «Цели в жизни». Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
2. «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.
3. «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.
4. «Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни)». Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни.
5. «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни». Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.
Тест СЖО позволяет, таким образом, оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.
Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача — выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).
Тест №___
Ф.И.О. _____________________________________ Пол __________
1. Обычно мне очень скучно. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обычно я полон энергии |
2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной |
3. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | В жизни я имею очень ясные целя и намерения |
4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной н целеустремленной. |
5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие. |
6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами. |
7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал. |
8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни. |
9. Моя жизнь пуста и неинтересна. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Моя жизнь наполнена интересными делами |
10. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла. |
11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас. |
12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности. |
13. Я человек очень обязательный. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Я человек совсем не обязательный. |
14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств. |
15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Я не могу назвать себя целеустремленным человеком. |
16. В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | В жизни я нашел свое призвание и целя. |
17. Мои жизненные взгляды еще не определились. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мои жизненные взгляды вполне определились. |
18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни. |
19. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями. |
20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания. |
Обработка результатов
Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения. Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале по следующему правилу:
В восходящую шкалу 1234567 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
В нисходящую шкалу 7654321 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.
Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия.
Например, если по первому пункту у Вас был следующий результат 3210123, то после перевода в восходящую шкалу вы получите 5 баллов.
Если по второму пункту у Вас был похожий результат по начальной шкале: 3210123, то после перевода в нисходящую шкалу вы получите 3 балла.
После перевода всех двадцати пунктов в восходящие или нисходящие шкалы суммируются баллы по соответствующим субшкалам и заносятся в таблицу.
Субшкала 1 (Цели) – подсчитывается суммированием пунктов (пп.) 3, 4, 10, 16, 17, 18.;
Субшкала 2 (Процесс) – пп. 1, 2, 4, 5, 7, 9.;
Субшкала 3 (Результат) – пп. 8, 9, 10, 12, 20.;
Субшкала 4 (Локус контроля – Я) – пп. 1, 15, 16, 19.;
Субшкала 5 (Локус контроля – жизнь) – пп.7, 10, 11, 14, 18,19.
Средние и стадартные отклонения субшкал и общего показателя ОЖ (N=200 чел)
Шкалы | Мужчины | Женщины | ||
M | σ | M | σ | |
1 — Цели | 32,90 | 5,92 | 29,38 | 6,24 |
2 — Процесс | 31,09 | 4,44 | 28,80 | 6,14 |
3 — Результат | 25,46 | 4,30 | 23,30 | 4,95 |
4 — ЛК-Я | 21,13 | 3,85 | 18,58 | 4,30 |
5 — ЛК-жизнь | 30,14 | 5,80 | 28,70 | 6,10 |
Общий показатель ОЖ | 103,10 | 15,03 | 95,76 | 16,54 |
Интерпретация результатов
Интерпретация субшкал
1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.
2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.
3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.
4. Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах — убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Источник: https://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev
На рис. 4 отражены средние значения показателей смысложизненных ориентаций в группах юношей и девушек.
Анализ данных, отраженных на рис. 4, показывает, что показатели смысложизненных ориентаций в группе девушек выше, чем в группе юношей.
Источник: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/test-smyslozhiznennykh-oriyentatsiy-szho-d-a-leontyeva
Анализ данных обучающихся в секции «Спортивное ориентирование» по опроснику смысложизненных ориентаций (СЖО)
Выводы: за три года значительно повысились интерес к жизни, осмысленность, целеустремленность испытуемых, уверенность в себе и в завтрашнем дне.
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) | это… Что такое Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)?
Толкование
- Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)
- (Purpose-in-Life Test, PIL, «Цель в жизни»). Джеймс Крамбо, Леонард Махолик. Модификация Д. А. Леонтьева. В основе теста лежит теория стремления к смыслу В. Франкла. Тест является эмпирической валидизацией этой теории. «Цель в жизни» авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Первоначально они стремились показать, а) что методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах В. Франкла; б) что последний характерен для психически больных и в) что он не тождествен просто психич. патологии. Оригинальная методика представляет собой набор из 20 утверждений с 2 вариантами окончания, между к-рыми возможны 7 градаций предпочтения. Д. Крамбо и Л.
Махолик приводят данные, свидетельствующие о высокой внутр. согласованности пунктов теста. Данные о валидности теста были получены путем сравнения результатов разных выборок нормы и патологии. Значимые различия между ними соответствуют предсказаниям теории В. Франкла. Адаптация теста на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, г. Ленинград). Др. русскоязычная версия была разработана и адаптирована Д. А. Леонтьевым в 1986-1988 гг. Методика прошла все этапы валидизации. Факторная структура и субшкалы теста. В результате факторного анализа русскоязычной версии теста было выделено 5 хорошо интерпретируемых факторов, что позволило превратить одномерный опросник в многомерный тест смысложизненных ориентаций. Выделившиеся факторы образовали 5 субшкал теста, к-рые выступают как составляющие смысла жизни личности. Они разбиваются на 2 группы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией, к-рые соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым).
Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.
Игры ⚽ Поможем написать реферат
- Тест рисуночных ассоциаций.
С. Розенцвейг. Модификация Л. М. Митиной
- Тест тематической апперцепции для измерения мотива аффилиации
Полезное
ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ЦИТИС
Семеновских Т., Кухтерина Г.
ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.34
Семеновских Татьяна Васильевна, кандидат психологических наук1 – кафедры детской психологии и педагогики Института психологии и педагогики Тюменского университета, Тюмень, Российская Федерация, E-mail: [email protected]
Кухтерина Галина Васильевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры детской психологии и педагогики Института психологии и педагогики Тюменского университета, г. Тюмень, Российская Федерация, E-mail: [email protected]
Реферат. В статье рассматривается феномен «смысложизненных ориентаций» с позиций аксиологического подхода, постулирующего внимание к общечеловеческим ценностям. Дано теоретическое обоснование структурно-функциональной модели и описана апробация программы формирования смысложизненных ориентаций курсантов в культурно-досуговой деятельности. В констатирующем эксперименте использованы диагностические методы: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьев и «Шкала существования» А. Лангле и К. Орглера. Авторы предположили, что для формирования осмысленных жизненных ориентаций необходимо опираться на пять основных аспектов, составляющих сущность изучаемого явления. Среди этих аспектов выделяются: целеустремленность как необходимое условие планирования своей жизни и осуществления своих планов; «разумный эгоизм», включающий в себя такие важные черты личности, как объективность по отношению к себе; отражение; воспитание лидерских качеств; стремление к совершенствованию, через восприятие своего прошлого опыта как положительного и интериоризацию ценностей, в первую очередь духовно-нравственных. Формирующий эксперимент проводился на основе структурно-функциональной модели, состоящей из четырех взаимосвязанных блоков: целевого, формирующего, функционального и результативного.
Ключевые слова: курсантов; постановка целей; рефлексивность; смысложизненные ориентации; культурно-досуговая деятельность; существование; самопревосхождение.
Литература:
- Богачева И. Г. Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности. Новости Госдепа России. А. Герцен, 2009, вып. 98, стр. 247–252. (на русском языке)
- Гильдебранд Д. Этика , СПб, Изд-во Алетея, 2001, 569п. (на русском языке)
- Евсеева Л. В. Обоснование необходимости гуманизации и гуманизации военного образования. Вестник Военного университета , 2010, вып. 22, нет. 2, рр. 31–35. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15186081
- Ивин А. А. Научное издание, Москва, Высшая школа. изд., 2006. 390 с. (на русском языке)
- Крепак А. С. Военно-педагогическая направленность профессиональной подготовки военнослужащих контрактной службы в условиях дополнительного профессионального образования. CITISE, 2020, №. 1, стр. 92– (на русском языке) DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.09
- Кривцов С.
В., Лангле А., Орглер К. Экзистенцскала шкала А. Лангле и К. Орглер. Экзистенциальный анализ, 2009, вып. 1, стр. 141– (на русском языке)
- Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. Монография. Москва, Смысл, 2007, 512 с. (на русском языке) URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=57308
- Лопуха Т. Л. Профессиональное воспитание курсантов военных вузов на традициях русского офицерства. Монография. Новосибирск, СЗВКУ, , 2019. 274 с. (на русском языке)
- Мардахаев Л. В. Нравственные основы личности современного офицера. Журнал Академии военных наук , 2015, №1. 3, стр. 53–58. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27177804
- Мардахаев Л. В. Формирование основ гуманитарной культуры будущего офицера. Гуманитарные проблемы военного дела: Военно-научный журнал, 2014, №1. 1, стр. 197–200. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item.
- Осипов Ф. М. Ценностные ориентации образовательной системы вуза. Человеческий капитал, 2013, т. 1, с. 50, нет. 2, рр. 38– (на русском языке)
- Разгонов В. Л. Ценностное отношение курсантов к ключевым идеям воинской службы: механизмы формирования. Вестник Академии военных наук, 2015, №. 3, стр. 89–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27175658 .
- Суслов Д. В., Ярославцева Н. В., Евдокимов А. А. Инновации военного образования: проблемы и перспективы. CITISE, 2020, №. 1, стр. 135–146. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.13
- Федосеева И. А., Гуща Р. А. Нравственный компонент-основа формирования профессиональных качеств будущего офицера. Перспективы науки, Том. 104, нет. 5, с. 97–101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35353375
- Франкл В. Т Воля к смыслу , Москва, 2018, 162 с.
- Шохин В. К. Т Философия ценностей и аксиологическая ранняя мысль, Москва, РУДН, 2006.
- Чан Д. В. Ориентация на счастье и субъективное благополучие среди китайских будущих и работающих учителей в Гонконге. Международный журнал экспериментальной педагогической психологии, , 2009 г., вып. 2, том. 29, с. 139–151.
- Петерсон К. Ориентация на счастье и удовлетворение жизнью: полная жизнь против пустой жизни. Журнал исследований счастья , 2005, 1, том. 6, стр.25–41.
- Стегер М. Ф., Тодд Б. Кашдан. Невыносимая легкость смысла: благополучие и неустойчивый смысл жизни. Журнал позитивной психологии , 2013, 2, вып. 2, рр. 8. DOI: 10.1080/17439760.2013.771208
- Таль Бен-Шахар. Узнайте секреты ежедневной радости и постоянного удовлетворения, McGraw Hill Companies Publ., 2007 г., 162 стр. DOI: 10.1036/0071492399
- Тейлор Р. Смысл жизни, Э. Д. Клемке и Стивен Кан. Нью-Йорк, Нью-Йорк, Издательство Оксфордского университета, 2008, 136 стр. URL: http://faculty.smu.edu/jkazez/mol12/Taylor.
pdf
- Ленгле А., Орглер Ч., Кунди М. Шкала существования. Новый подход к оценке способности находить личный смысл жизни и достигать экзистенциальной реализации. Европейская психотерапия , 2003, 4, вып. 1, стр. 135–151.
Для цитирования:
Семеновских Т.В., Кухтерина Г.В. Формирование смысложизненных ориентаций курсантов в культурно-досуговой деятельности. СИТИСЕ, 2020, № 1. 1, стр. 366-379.. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.34
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ | Данилюк
Анки, Э. М., и Леманн, Дж. П. (2011). Путь к самоопределению: голоса студентов с ограниченными возможностями, которые участвовали в программе среднего перехода в кампусе муниципального колледжа. Журналы мудрецов, 32(4), 279-289. DOI: https://doi.org/10.1177/0741932510362215
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. (2002). Социально-психологическая диагностика развития личности I малых групп. М.: Прогресс, 426-433.
Клочко В.Е. & Галажинский, Э.Х.В. (1999). Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во Томского университета. Получено с: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000112507
Колышко А.М. (2012). Влияние смысложизненного кризиса на самоотношение личности в период ранней зрелости. Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XVII симпозиума. Получено с: http://www.pirao.ru/ru/news/detail.php?ID=6812
Леонтьев Д. и Рассказова Е. (2006). Испытание жизнестойкости. М.: Смысл. Получено с: https://www.aksp.ru/work/activity/nac_strateg/resurs_centr/files/soln_testgizn.pdf
Леонтьев Д.А. (2000). Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).М.: Смысл. Получено с: http://publishing.smysl.ru/book/sgo/ManSGO.pdf
Маслоу А.В. (2008). Мотивация и личность. СПб. Питер. Получено с: http://www.bim-bad.ru/docs/maslow_motivation_and_personality.pdf
Maddi, S.R. (2006). Hardiness: мужество расти от стрессов. Журнал позитивной психологии, 1(3), 160-168. DOI: 10.1080/17439760600619609
Мэдди, С.Р. (2013). Выносливость. Превращение стрессовых обстоятельств в устойчивый рост. Springer, Нидерланды, Ирвин, Калифорния. DOI 10.1007/978-94-007-5222-1
Пантилеев С.Р. (1993). Методика исследования самоотношения. М: Смысл. Получено с: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:241533/Source:default
Роджерс, К. (2002). Свобода учится. М.: Смысл. Получено с: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:11503/Source:default
Роджерс, К. (2016). Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Институт общегуманитарных исследований. Получено с: https://royallib.com/book/rodgers_karl/o_stanovlenii_lichnostyu.html
Райан Р.М. и Деси Э.Л. (2017). Теория самоопределения: основные психологические потребности в мотивации, развитии и благополучии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Guilford Press. DOI: 10.