Тест смысложизненных ориентаций леонтьева: Недопустимое название — Psylab.info

Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А.Леонтьева (из опыта работы)

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева

Тест взят на сайте http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/test-smyslozhiznennykh-oriyentatsiy-szho-d-a-leontyeva и использовался для диагностики обучающихся ДЮСШ

Данная методика представляет собой 20 симметричных шкал-вопросов, состоящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:

1. «Цели в жизни». Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

2. «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.

3. «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

4. «Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни)». Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни.

5. «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни». Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

Тест СЖО позволяет, таким образом, оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача — выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

Тест №___

Ф.И.О. _____________________________________ Пол __________

1. Обычно мне очень скучно.

3

2

1

0

1

2

3

Обычно я полон энергии

2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей

3

2

1

0

1

2

3

Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной

3. В жизни я не имею определенных целей и намерений

3

2

1

0

1

2

3

В жизни я имею очень ясные целя и намерения

4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной

3

2

1

0

1

2

3

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной н целеустремленной.

5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие

3

2

1

0

1

2

3

Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.

6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться

3

2

1

0

1

2

3

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.

7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал

3

2

1

0

1

2

3

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.

8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.

3

2

1

0

1

2

3

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.

9. Моя жизнь пуста и неинтересна.

3

2

1

0

1

2

3

Моя жизнь наполнена интересными делами

10. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.

3

2

1

0

1

2

3

Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.

11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.

3

2

1

0

1

2

3

Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.

12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.

3

2

1

0

1

2

3

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

13. Я человек очень обязательный.

3

2

1

0

1

2

3

Я человек совсем не обязательный.

14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.

3

2

1

0

1

2

3

Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.

15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.

3

2

1

0

1

2

3

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.

16. В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей.

3

2

1

0

1

2

3

В жизни я нашел свое призвание и целя.

17. Мои жизненные взгляды еще не определились.

3

2

1

0

1

2

3

Мои жизненные взгляды вполне определились.

18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.

3

2

1

0

1

2

3

Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.

19. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.

3

2

1

0

1

2

3

Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.

20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение

3

2

1

0

1

2

3

Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.

Обработка результатов

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения. Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале по следующему правилу:

В восходящую шкалу 1234567 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу 7654321 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия.

Например, если по первому пункту у Вас был следующий результат 3210123, то после перевода в восходящую шкалу вы получите 5 баллов.

Если по второму пункту у Вас был похожий результат по начальной шкале: 3210123, то после перевода в нисходящую шкалу вы получите 3 балла.

После перевода всех двадцати пунктов в восходящие или нисходящие шкалы суммируются баллы по соответствующим субшкалам и заносятся в таблицу.

Субшкала 1 (Цели) – подсчитывается суммированием пунктов (пп.) 3, 4, 10, 16, 17, 18.;

Субшкала 2 (Процесс) – пп. 1, 2, 4, 5, 7, 9.;

Субшкала 3 (Результат) – пп. 8, 9, 10, 12, 20.;

Субшкала 4 (Локус контроля – Я) – пп. 1, 15, 16, 19.;

Субшкала 5 (Локус контроля – жизнь) – пп.7, 10, 11, 14, 18,19.

Средние и стадартные отклонения субшкал и общего показателя ОЖ (N=200 чел)

Шкалы

Мужчины

Женщины

M

σ

M

σ

1 — Цели

32,90

5,92

29,38

6,24

2 — Процесс

31,09

4,44

28,80

6,14

3 — Результат

25,46

4,30

23,30

4,95

4 — ЛК-Я

21,13

3,85

18,58

4,30

5 — ЛК-жизнь

30,14

5,80

28,70

6,10

Общий показатель ОЖ

103,10

15,03

95,76

16,54

Интерпретация результатов

Интерпретация субшкал

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют нали­чие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не толь­ко целеустремленного человека, но и прожектёра, планы ко­торого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкреп­ляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теори­ей о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что­бы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмо­ционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характе­ризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацелен­ность в будущее.

3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореа­лизацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать челове­ка, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личнос­ти, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы пост­роить свою жизнь в соответствии со своими целями и пред­ставлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При вы­соких баллах — убеждение в том, что человеку дано контро­лировать свою жизнь, свободно принимать решения и вопло­щать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному конт­ролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Источник: https://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev

На рис. 4 отражены средние значения показателей смысложизненных ориентаций в группах юношей и девушек.

Анализ данных, отраженных на рис. 4, показывает, что показатели смысложизненных ориентаций в группе девушек выше, чем в группе юношей.

Источник: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/test-smyslozhiznennykh-oriyentatsiy-szho-d-a-leontyeva

Анализ данных обучающихся в секции «Спортивное ориентирование» по опроснику смысложизненных ориентаций (СЖО)

Выводы: за три года значительно повысились интерес к жизни, осмысленность, целеустремленность испытуемых, уверенность в себе и в завтрашнем дне.

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) | это… Что такое Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)?

Толкование

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)
(Purpose-in-Life Test, PIL, «Цель в жизни»). Джеймс Крамбо, Леонард Махолик. Модификация Д. А. Леонтьева. В основе теста лежит теория стремления к смыслу В. Франкла. Тест является эмпирической валидизацией этой теории. «Цель в жизни» авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Первоначально они стремились показать, а) что методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах В. Франкла; б) что последний характерен для психически больных и в) что он не тождествен просто психич. патологии. Оригинальная методика представляет собой набор из 20 утверждений с 2 вариантами окончания, между к-рыми возможны 7 градаций предпочтения. Д. Крамбо и Л. Махолик приводят данные, свидетельствующие о высокой внутр. согласованности пунктов теста. Данные о валидности теста были получены путем сравнения результатов разных выборок нормы и патологии. Значимые различия между ними соответствуют предсказаниям теории В. Франкла. Адаптация теста на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, г. Ленинград). Др. русскоязычная версия была разработана и адаптирована Д. А. Леонтьевым в 1986-1988 гг. Методика прошла все этапы валидизации. Факторная структура и субшкалы теста. В результате факторного анализа русскоязычной версии теста было выделено 5 хорошо интерпретируемых факторов, что позволило превратить одномерный опросник в многомерный тест смысложизненных ориентаций. Выделившиеся факторы образовали 5 субшкал теста, к-рые выступают как составляющие смысла жизни личности. Они разбиваются на 2 группы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией, к-рые соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым).
2 оставшихся фактора характеризуют внутр. локус контроля, причем один из них характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а второй отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль (образ Я). Методика может применяться в самых разных областях фундаментальных и прикладных исследованиях. Лит.: Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992; Crumbaugh J. S. Cross-validation of Purpose-in-Life Test based on Frankl’s concept // J. of Individual Psychology. Vol. 24. 1968, May; Crumbaugh J. S., Maholick L. T. An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankl’s concept of noogenic neurosis // J. of Clinical Psychology. Vol. 20. 1964, N 2; Idem. Manual of Instructions for the Purpose in Life Test. Munster (Indiana). Д. А. Леонтьев

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

  • Тест рисуночных ассоциаций. С. Розенцвейг. Модификация Л. М. Митиной
  • Тест тематической апперцепции для измерения мотива аффилиации

Полезное


ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ЦИТИС

Семеновских Т., Кухтерина Г.

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.34

Семеновских Татьяна Васильевна, кандидат психологических наук1 – кафедры детской психологии и педагогики Института психологии и педагогики Тюменского университета, Тюмень, Российская Федерация, E-mail: [email protected]

Кухтерина Галина Васильевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры детской психологии и педагогики Института психологии и педагогики Тюменского университета, г. Тюмень, Российская Федерация, E-mail: [email protected]

Реферат. В статье рассматривается феномен «смысложизненных ориентаций» с позиций аксиологического подхода, постулирующего внимание к общечеловеческим ценностям. Дано теоретическое обоснование структурно-функциональной модели и описана апробация программы формирования смысложизненных ориентаций курсантов в культурно-досуговой деятельности. В констатирующем эксперименте использованы диагностические методы: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьев и «Шкала существования» А. Лангле и К. Орглера. Авторы предположили, что для формирования осмысленных жизненных ориентаций необходимо опираться на пять основных аспектов, составляющих сущность изучаемого явления. Среди этих аспектов выделяются: целеустремленность как необходимое условие планирования своей жизни и осуществления своих планов; «разумный эгоизм», включающий в себя такие важные черты личности, как объективность по отношению к себе; отражение; воспитание лидерских качеств; стремление к совершенствованию, через восприятие своего прошлого опыта как положительного и интериоризацию ценностей, в первую очередь духовно-нравственных. Формирующий эксперимент проводился на основе структурно-функциональной модели, состоящей из четырех взаимосвязанных блоков: целевого, формирующего, функционального и результативного.

Для определения сформированности смысложизненных ориентаций авторы руководствовались тремя критериями. Мотивационно-ценностный критерий — определяет наличие у курсанта устойчивой внутренней потребности в усвоении ценностей и поиске идеала, стремлении к самопознанию и самоопределению, «вписыванию» своего Я в окружающий мир и общество. Когнитивный критерий — определяет совокупность знаний и понятий, необходимых для эффективной реализации процесса формирования осмысленных жизненных ориентиров. Поведенческие критерии включают рефлексивность, осознание происходящего и способность импровизировать в контексте ситуации. По результатам контрольного эксперимента показатели по субшкалам смысложизненных ориентаций у курсантов, участвовавших в формирующем эксперименте, повысились, что позволило признать программу эффективной.

Ключевые слова: курсантов; постановка целей; рефлексивность; смысложизненные ориентации; культурно-досуговая деятельность; существование; самопревосхождение.

 

Литература:

  1. Богачева И. Г. Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности. Новости Госдепа России. А. Герцен, 2009, вып. 98, стр. 247–252. (на русском языке)
  2. Гильдебранд Д. Этика , СПб, Изд-во Алетея, 2001, 569п. (на русском языке)
  3. Евсеева Л. В. Обоснование необходимости гуманизации и гуманизации военного образования. Вестник Военного университета , 2010, вып. 22, нет. 2, рр. 31–35. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15186081
  4. Ивин А. А. Научное издание, Москва, Высшая школа. изд., 2006. 390 с. (на русском языке)
  5. Крепак А. С. Военно-педагогическая направленность профессиональной подготовки военнослужащих контрактной службы в условиях дополнительного профессионального образования. CITISE, 2020, №. 1, стр. 92– (на русском языке) DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.09
  6. Кривцов С. В., Лангле А., Орглер К. Экзистенцскала шкала А. Лангле и К. Орглер.
    Экзистенциальный анализ,
    2009, вып. 1, стр. 141– (на русском языке)
  7. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. Монография. Москва, Смысл, 2007, 512 с. (на русском языке) URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=57308
  8. Лопуха Т. Л. Профессиональное воспитание курсантов военных вузов на традициях русского офицерства. Монография. Новосибирск, СЗВКУ, , 2019. 274 с. (на русском языке)
  9. Мардахаев Л. В. Нравственные основы личности современного офицера. Журнал Академии военных наук , 2015, №1. 3, стр. 53–58. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27177804
  10. Мардахаев Л. В. Формирование основ гуманитарной культуры будущего офицера. Гуманитарные проблемы военного дела: Военно-научный журнал, 2014, №1. 1, стр. 197–200. (на русском языке) URL: https://www.elibrary.ru/item.
    asp?id=25597312
  11. Осипов Ф. М. Ценностные ориентации образовательной системы вуза. Человеческий капитал, 2013, т. 1, с. 50, нет. 2, рр. 38– (на русском языке)
  12. Разгонов В. Л. Ценностное отношение курсантов к ключевым идеям воинской службы: механизмы формирования. Вестник Академии военных наук, 2015, №. 3, стр. 89–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27175658
  13. .
  14. Суслов Д. В., Ярославцева Н. В., Евдокимов А. А. Инновации военного образования: проблемы и перспективы. CITISE, 2020, №. 1, стр. 135–146. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2020.1.13
  15. Федосеева И. А., Гуща Р. А. Нравственный компонент-основа формирования профессиональных качеств будущего офицера. Перспективы науки, Том. 104, нет. 5, с. 97–101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35353375
  16. Франкл В. Т Воля к смыслу , Москва, 2018, 162 с.
  17. Шохин В. К. Т Философия ценностей и аксиологическая ранняя мысль, Москва, РУДН, 2006.
  18. Чан Д. В. Ориентация на счастье и субъективное благополучие среди китайских будущих и работающих учителей в Гонконге. Международный журнал экспериментальной педагогической психологии, , 2009 г., вып. 2, том. 29, с. 139–151.
  19. Петерсон К. Ориентация на счастье и удовлетворение жизнью: полная жизнь против пустой жизни. Журнал исследований счастья , 2005, 1, том. 6, стр.25–41.
  20. Стегер М. Ф., Тодд Б. Кашдан. Невыносимая легкость смысла: благополучие и неустойчивый смысл жизни. Журнал позитивной психологии , 2013, 2, вып. 2, рр. 8. DOI: 10.1080/17439760.2013.771208
  21. Таль Бен-Шахар. Узнайте секреты ежедневной радости и постоянного удовлетворения, McGraw Hill Companies Publ., 2007 г., 162 стр. DOI: 10.1036/0071492399
  22. Тейлор Р. Смысл жизни, Э. Д. Клемке и Стивен Кан. Нью-Йорк, Нью-Йорк, Издательство Оксфордского университета, 2008, 136 стр. URL: http://faculty.smu.edu/jkazez/mol12/Taylor. pdf
  23. Ленгле А., Орглер Ч., Кунди М. Шкала существования. Новый подход к оценке способности находить личный смысл жизни и достигать экзистенциальной реализации. Европейская психотерапия , 2003, 4, вып. 1, стр. 135–151.

 

Для цитирования:

Семеновских Т.В., Кухтерина Г.В. Формирование смысложизненных ориентаций курсантов в культурно-досуговой деятельности. СИТИСЕ, 2020, № 1. 1, стр. 366-379.. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.1.34

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ | Данилюк

Анки, Э. М., и Леманн, Дж. П. (2011). Путь к самоопределению: голоса студентов с ограниченными возможностями, которые участвовали в программе среднего перехода в кампусе муниципального колледжа. Журналы мудрецов, 32(4), 279-289. DOI: https://doi.org/10.1177/0741932510362215

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. (2002). Социально-психологическая диагностика развития личности I малых групп. М.: Прогресс, 426-433.

Клочко В.Е. & Галажинский, Э.Х.В. (1999). Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во Томского университета. Получено с: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000112507

Колышко А.М. (2012). Влияние смысложизненного кризиса на самоотношение личности в период ранней зрелости. Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XVII симпозиума. Получено с: http://www.pirao.ru/ru/news/detail.php?ID=6812

Леонтьев Д. и Рассказова Е. (2006). Испытание жизнестойкости. М.: Смысл. Получено с: https://www.aksp.ru/work/activity/nac_strateg/resurs_centr/files/soln_testgizn.pdf

Леонтьев Д.А. (2000). Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).М.: Смысл. Получено с: http://publishing.smysl.ru/book/sgo/ManSGO.pdf

Маслоу А.В. (2008). Мотивация и личность. СПб. Питер. Получено с: http://www.bim-bad.ru/docs/maslow_motivation_and_personality.pdf

Maddi, S.R. (2006). Hardiness: мужество расти от стрессов. Журнал позитивной психологии, 1(3), 160-168. DOI: 10.1080/17439760600619609

Мэдди, С.Р. (2013). Выносливость. Превращение стрессовых обстоятельств в устойчивый рост. Springer, Нидерланды, Ирвин, Калифорния. DOI 10.1007/978-94-007-5222-1

Пантилеев С.Р. (1993). Методика исследования самоотношения. М: Смысл. Получено с: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:241533/Source:default

Роджерс, К. (2002). Свобода учится. М.: Смысл. Получено с: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:11503/Source:default

Роджерс, К. (2016). Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Институт общегуманитарных исследований. Получено с: https://royallib.com/book/rodgers_karl/o_stanovlenii_lichnostyu.html

Райан Р.М. и Деси Э.Л. (2017). Теория самоопределения: основные психологические потребности в мотивации, развитии и благополучии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Guilford Press. DOI: 10.