Тест структуры интеллекта амтхауэра модификация ясюковой – Nothing found for Wp Content Uploads 2017 04 Tekst_Metodiki_Amtkhauehra Pdf

ТЕСТ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА АМТХАУЭРА (четыре первых субтеста) – адаптация для учащихся 4-6 классов Л.А. Ясюковой

Общая инструкция к тесту Амтхауэра «Вы получили задания, в которых логические задачки разбиты на группы. Пока смотреть эти задания не надо. Работать будем следующим образом. Перед каждой группой задачек я буду давать пояснения, как надо их выполнять. Потом мы будем разбирать пример, и только потом, когда я скажу, что можно начинать работать, вы откроете названное задание и начнете решать. На выполнение каждой группы заданий отводится строго определенное время (от 4-5 до 10 минут). Когда время закончится, даже если не успеете решить все задачки, все равно надо будет переходить к следующим задачкам. Даже если будет оставаться свободное время, нельзя возвращаться и доделывать, что не успели. В самих листочках с заданиями ничего писать или рисовать нельзя. Ответы надо проставлять в ответном бланке(показать на доске и на ответном бланке)».

1 субтест Амтхауэра

Инструкция: «Откройте первое задание. Перед вами 10 логических задачек. К каждой задачке приведены пять вариантов ответов. Они отмечены цифрами: 1, 2, 3, 4, 5. Вам нужно прочитать задачку, прочитать все ответы и выбрать тот, который кажется правильным. Предположим, что в 1 задачке вы выбрали ответ 3, тогда в ответном бланке в пустую клеточку под цифрой 1 вы пишете 3, во второй задачке выбрали пятый ответ, тогда здесь пишете б, в третьей задачке — первый ответ, тогда здесь ставите 1, и так далее под номером каждой задачки вы проставляете Цифру ответа. Выбрать надо обязательно только один ответ, нельзя написать две или три цифры. Если не знаете, какой ответ выбрать, можно эту задачку пропустить. На все задачки дается 5 минут (для 5 классов, 4 минуты для 6 классов). Можно начинать».

Пройдите по классу и проверьте формальную правильность простановки ответов (ответы ставятся в нужной таблице, пишутся цифры, а не крестики и т. д.). Когда останется одна минута, предупредите, что пошла последняя минута. По истечении отведенного времени скажите:

«Стоп. Все работу закончили. В пустых клеточках, где не знали, какой ответ выбрать, или не успели решить, поставили прочерки».Пройдите и проставьте прочерки, если дети это сами не делают, а продолжают решать.



2 субтест Амтхауэра

Инструкция: «Переходим к следующим задачкам. Теперь вам надо будет искать лишнее слово. Будут даны пять слов (они под номерами: 1, 2, 3, 4, 5). Четыре слова по смыслу будут подходить друг к другу, а одно будет неподходящее. Его номер и надо будет записать в пустой клеточке под номером задачки (показать). Разберем пример (для 5 классов — оба примера, для 6 класса — только второй). Какое слово лишнее: стол, стул, птица, шкаф, кровать? (Выслушать ответы.) Правильно, птица. А здесь какое лишнее: сидеть, лежать, стоять, идти, стоять на коленях? (Выслушать ответы. Даже если даются только правильные ответы, все равно пояснить, почему правильный ответ «идти», а не, к примеру, «стоять на коленях».)

Лишнее слово «идти», так как все остальные слова характеризуют неподвижность, отсутствие движения. Открыли задания раздела 2 (задачки с 11 по 20). Работаете 4,5 минуты (для 5 классов, 4 минуты для 6 классов). Можно начинать».

За 1 минуту до окончания сообщите, что пошла последняя минута. Если кто-то выполнит работу раньше времени, похвалите, но предупредите, что смотреть следующие задачки нельзя. Пусть просто сидят и отдыхают. Можно перевернуть их ответный бланк или накрыть книжкой, чтобы сосед по парте не списал. Пока дети работают, напишите на доске пример к 3 субтесту: лес — деревья, луг — ? — сено, корм, куст, трава, пастбище. По истечении времени скажите ученикам, чтобы они закончили работу и проставили в пустых клетках прочерки.

3 субтест Амтхауэра Инструкция: «Переходим к следующим задачкам. Разберем пример, как надо будет работать. Будут даны два слова, например: лес — деревья. Эти два слова как-то между собой связаны. Как?

(Выслушать ответы.) Правильно, можно сказать, что в лесу растут деревья. Тогда по этому же правилу, какое слово подойдет к слову «луг»: сено, корм, куст, трава, пастбище? Если: лес — деревья, то луг — сено, корм, куст, трава, пастбище? (Выслушать ответы.) Правильно, если в лесу растут деревья, то на лугу растет трава. Еще разберем пример: два слова «темный — светлый» как-то связаны(повторить: темный — светлый), тогда по этому же правилу к слову «мокрый» какое подойдет?(Выслушать ответы.) Правильно, «сухой». Ваша задача состоит в том, чтобы понять, как связаны первые два слова, и по этому правилу подобрать подходящее слово к третьему. Номер слова, выбранного в пару к третьему, надо записывать в следующей полосочке ответного бланка. На работу дается 5 минут(для 5 классов, 4,5 минуты для 6 классов). Можно начинать. Если кто-то не понял, как отвечать, поднимите руку, я подойду и объясню»
.(С выполнением именно этого задания дети достаточно часто испытывают трудности.)

Пока дети работают, напишите на доске примеры для 4 субтеста: «нож, яблоко, газета, хлеб, сигара, браслет» и «трава, рожь, пирог, мука, пшеница, дерево». За минуту до окончания предупредите, что пошла последняя минута. По истечении времени скажите ученикам, чтобы они закончили работу и в пустых клеточках поставили прочерки.

4 субтест Амтхауэра Инструкция: «Переходим к следующему заданию. Оно отличается от всех предыдущих тем, что вам в каждой клеточке в ответной полоске надо будет ставить две цифры через запятую, потому что вам нужно будет из шести слов выб­рать два таких, которые можно объединить, так как они относятся к одной группе. Разберем пример: нож, яблоко, газета, хлеб, сигара, браслет. Какие два слова относятся к одной классификационной группе? Они не должны быть как-то связаны между собой, но их можно отнести к одной группе.

(Выслушать ответы.) Правильно: яблоко и хлеб. Их можно отнести к одной группе — продукты питания. Нельзя выбрать «нож» и «хлеб», так как эти два слова связаны: ножом режут хлеб, но не в какую общую группу они не входят. Разберем еще пример: трава, рожь, пирог, мука, пшеница, дерево. Какие два слова относятся к одной классификационной группе? (Выслушать ответы.) Правильно: «рожь» и «пшеница». Они относятся к одной группе — зерновые растения. Понятно, почему нельзя выбрать слова «мука» и «пирог»? Эти два слова связаны: из муки пекут пирог, и ни в какую общую группу они не входят. А почему не подходят «трава» и «дерево»? Ведь эти два слова не связаны между собой и входят в одну группу — растения? Но ведь и рожь, и пшеница тоже растения, и получается, что в группу попадает четыре слова, а не два, как требуется. Всегда надо искать такую группу, чтобы в нее попадало только два слова. И номера этих двух слов нужно записывать (через запятую) в одну клеточку в соответствующей строке таблицы ответов. Работаете 5 минут. Можно начинать работать».

Пройдите по классу, проверьте формальную правильность выполнения. Можно еще раз повторить, что две цифры пишутся в одной клетке.


Бланк ответов к субтестам Амтхауэра

Фамилия, имя__________________________________

Класс_____________ Дата_______________

Номер задания Номер задачки по порядку  
I                      
II                      
III                      
IV                      

Задания 1-10.

1. Для езды на автомобиле необходима, прежде всего

1) ловкость 2) осторожность 3) выдержка 4) сила 5) внимательность

2. Тренерэто тот, кто

1) плавает 2) обучает упражнениям 3) прыгает 4) побеждает 5) занимается гимнастикой

3. Славы при жизни чаще всего удостаивается

1) художник 2) скульптор 3) поэт 4) артист 5) композитор

4. Противоположностью слова «надежда» является

1)разочарование 2) отчаяние 3) уныние 4) удовлетворенность 5) ожидание

5. В течение длительного времени труднее всего обойтись без

1) питья 2) еды 3) ходьбы 4) разговора 5) сна

6. Яд всегда

1) смертелен 2) болезнетворен 3) опасен 4) коварен 5) вреден

7. У осла всегда есть

1) хлев 2) подковы 3) сбруя 4) копыта 5) грива

8. В отношениях с людьми нужно быть

1) осторожным 2) хитрым 3) сдержанным 4) общительным 5) веселым

9. Начальные буквы имени и отчества называются…

1) вензель 2) инициалы 3) автограф 4) индекс 5) анаграмма

10. Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и…

1)случай 2)подвиг 3) жизнеописание 4) книга 5)писатель

Задания 11-20.

11. 1) молоток 2) гвоздь 3) клещи 4) топор 5) отвертка

12. 1) веревка 2) канат 3) нитки 4) шнур 5) волокно

13. 1) расстроенный 2)обеспокоенный 3)обозленный 4) испуганный 5) приговоренный

14. 1) швырять 2)отдавать 3)ловить 4)бить 5)бросать

15. 1) компас 2) часы 3) дорожный указатель 4) полярная звезда 5) курс

16. 1) веселый 2) быстрый 3) грустный 4) вкусный 5) осторожный

17. 1) очки 2) лупа 3) бинокль 4) стекло 5) микроскоп

18. 1) солнечный 2) облачный 3) дождливый 4) светлый 5)ветреный

19. 1) минута 2)секунда 3)час 4)вечер 5)сутки

20. 1) деревянный 2) железный 3) алюминиевый 4) легкий 5) пластмассовый

Задания 21-30.

21. Маленький — большой = короткий— …

1) длинный 2) просторный 3) широкий 4) узкий 5) глубокий

22. Огурец — овощ = гвоздика— …

1) сорняк 2) роза 3) клумба 4) цветок 5) земля

23. Огород — морковь= сад-…

1) забор 2) садовник 3)скамейка 4) астения 5) яблоня

24. Часы — время = градусник-…

1) стекло 2) больной 3) кровать 4) температура 5) врач

25. Море — океан = прохлада— …

1) сень 2) мороз 3) ветер 4) жара 5)р ека

26. Молоко — объем = соль— …

1) минерал 2) кухня 3) кристалл 4) вес 5) порошок

27. Машина — растение = автомобиль— …

1) грузовик 2) дуб 3) птица 4) кузов 5) олень

28. Радость — успех = усталость— …

1) сон 2) отдых 3) работа 4) перерыв 5) награда

29. Машина — мотор = лодка— …

1) река 2) маяк 3) парус 4) волна 5) берег

30. Стол — скатерть= пол— …

1) мебель 2) ковер 3) пыль 4) доски 5) гвозди

Задания 31-40.

31. 1) квартира 2)улица 3)парк 4)дворец 5) фонтан 6) дом

32. 1) корень 2) дуб 3) роза 4) лес 5) листва 6) тюльпан

33. 1) автомобиль 2) финиш 3) асфальт 4) старт 5) шины 6) стадион

34. 1) гребля 2) футбол 3) хоккей 4) метание копья 5) борьба 6) верховая езда

35. 1) аэропорт 2) чемодан 3) стюардесса 4) самолет 5) проездной билет 6) вокзал

36. 1) свеча 2) елка 3) люстра 4) гостиная 5) выключатель 6) ковер

37. 1) чулок 2) карманные часы 3) шапка 4) зима 5) автомобиль 6)лед

38. 1) банка 2) петля для пуговицы 3) узел 4) пробка 5) крышка 6) колесо

39. 1) специалист 2) фехтовальщик 3) лейтенант 4) студент 5)секретарь 6)скалолаз

40. 1) наводнение 2) ограбление 3) извержение вулкана 4) пожар 5)война 6) метель


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Методические указания к тесту структуры интеллекта р. Амтхауэра

5

ТСИ

Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Предложен в 1953 году (последняя редакция осуществлена в 1973 г.).

Тест структуры интеллекта (ТСИ) Амтхауэра состоит из 9 субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Во всех группах заданий, за исключением IV — VI субтеста, испоьзуются задачи закрытого типа.

I субтест. Логический отбор (LS) — исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов. Количество заданий — 20. Время выполнения — 6 мин.

II субтест. Определение общих черт (GE) — исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В задачах предлагается пять слов, из которых четыре объединены определенной смысловой связью, а одно — лишнее.Это слово и следует выделить в тексте. Количество заданий — 20. Время выполнения — 6 мин.

III субтест . Аналогии (AN) — анализ комбинаторных способностей. В заданиях предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова — прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два. Количество заданий — 20. Время выполнения — 7 мин.

IV субтест. Классификации (KL) — оценка способности выносить суждение. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Количество заданий — 16. Время выполнения — 8 мин. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.

V субтест. Задания на счет (RA) — оценка уровня развития практического математического мышления. Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время выполнения — 10 мин.

VI субтест. Ряды чисел (ZR) — анализ индуктивного мышления, способности оперировать с числами. В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения — 10 мин.

VII субтест. Выбор фигур (FS) — исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. В заданиях приводятся разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти картинку с целой фигурой, которая соответствует фигуре, разделённой на части. Количество заданий — 20. Время выполнения — 7 мин.

VIII субтест. Задания с кубиками (WU) — Исследуется то же, что и в предыдущем субтесте, но даны 3-мерные фигуры. В каждом из 20 заданий приведен куб в определенном, изменённом по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами, положении. Необходимо идентифицировать куб, приведённый в задании с одним из обозначенных буквами кубов. Время решения — 9 мин.

IX субтест. Задания на смысловую память (ME) — исследуется способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное. Предлагается запомнить ряд слов, которые объединены в таблице по определенным категориям, и найти их среди других, предлагаемых в задании. Всего нужно запомнить 25 слов. Время заучивания таблицы — 3 мин. Время выполнения задания — 6 мин.

Всего ТСИ Амтхауэра содержит 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) — 90 мин. При подсчете «сырых» оценок (кроме IV субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл.

«При создании теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей интеллект как специализарованную подструктуру в целостной структуре личности. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В интеллекте обнаруживается наличие определенных «центров тяжести» — речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, функций памяти и др.

Р. Амтхауэр отмечал тесную связь интеллекта с другими компонентами личности, её волевой и эмоциональной сферами, потребностями и интересами. При отборе тестовых заданий автор руководствовался двумя основными принципами: обеспечением максимально высокой корреляции каждого субтеста с общим результатом и достижением возможно низкой корреляции между отдельными группами заданий.» (Л. Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. Словарь-справочник по психодиагностике. — Киев, 1989).

РЕКОМЕНДАЦИИ Л.А. ЯСЮКОВОЙ К ТЕСТУ АМТХАУЭРА

В многолетнем исследовании санкт-петербургских школьников Л.А. Ясюковой были получены возрастные нормы выполнения субтестов ТСИ (см. табл.) Эти данные могут быть использованы в практике профориентационной работы.

Общая инструкция (основные тезисы) :

Тест направлен на выявление общих способностей.

У одного испытуемо­го не бывает всё хорошо. Редко люди делают все задания хорошо.

Подчеркнуть, что это задания на время!!! Нельзя идти вперед. Нельзя доделывать.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СУБТЕСТОВ:

№ субтеста

Время, мин.

1

6

2

6

3

7

4

8

5

10

6

10

7

7

8

9

9

3 – запоминание,

6 – воспроизведение

studfile.net

Тест структуры интеллекта Амтхауэра/Нормативные таблицы

Тест структуры интеллекта Амтхауэра/Нормативные таблицы

Возраст: 13 лет

М = 7,3 М = 7,6 М = 6,0 М = 8,5 М = 6,9 М = 6,0 М = 5,6 М = 7,6 М = 7,5 М = 63
σ = 2,5 σ = 2,5 σ = 2,7 σ = 4,0 σ = 3,2 σ = 2,7 σ = 3,1 σ = 2,9 σ = 2,8 σ = 16
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 Итог
20 – 151 20 – 150 20 – 152 32 – 159 20 – 141 20 – 152 20 – 147 20 – 142 20 – 145 171–180=170
19 – 146 19 – 145 19 – 148 30 – 154 19 – 138 19 – 148 19 – 143 19 – 139 19 – 141 161– 170=168
18 – 142 18 – 141 18 – 144 28 – 149 18 – 134 18 – 144 18 – 140 18 – 135 18 – 137 151– 160=157
17 – 138 17 – 137 17 – 140 26 – 144 17 – 131 17 – 140 17 – 137 17 – 132 17 – 133 141– 150=151
16 – 135 16 – 133 16 – 137 24 – 138 16 – 128 16 – 137 16 – 134 16 – 129 16 – 130 131– 140=144
15 – 131 15 – 129 15 – 133 22 – 134 15 – 125 15 – 133 15 – 130 15 – 125 15 – 126 121– 130=138
14 – 127 14 – 125 14 – 129 20 – 129 14 – 122 14 – 129 14 – 127 14 – 122 14 – 123 111– 120=132
13 – 123 13 – 122 13 – 126 18 – 124 13 – 119 13 – 126 13 – 124 13 – 119 13 – 120 101– 110=126
12 – 119 12 – 117 12 – 122 16 – 119 12 – 116 12 – 122 12 – 120 12 – 115 12 – 116 91– 100=119
11 – 115 11 – 114 11 – 11

www.psylab.com.ua

общие сведения о назначении и теор. Конструкте

К числу наиболее широко применяемых в России тестов структуры интел­лекта принадлежит тест Р. Амтхауэра. Тест предложен автором в 1953г (последняя редакция — 1973 года). Он предназначался для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды проф. обучения и для проф. отбора. На русском языке тест впервые описан в монографии В.М. Блейхера и Л.Ф. Бурлачука «Психологическая диагностика интеллекта и личности». Тест составлен Амтхауэром в трех формах: Л, В и С. Модификация 1ST — 70 имеет четыре формы (А, В, С, D). Р. Амтхауэр рассматривал интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности, состоящую из различных факторов (речевого, счетно-математического, пространственных представлений, мнемического).

Автор при составлении теста исходил из двух предпосылок:

1) корреляция результатов каждого субтеста с результатами по всему тесту должна быть максимальной,

2) корреляция между субтестами должна быть возможно мини­мальной (но положительной).

Тест валидизирован на максимально широкой профессиональной выборке и предназначен для испытуемых от 13 до 60 лет. Р. Амтхауэр ввел только возрастные нормы, полагая установленной зависи­мость социального опыта от возраста испытуемого.

Тест диагностирует 4 компонента интеллекта: вербальный, счетно-ма­тематический, пространственный, мнемический. Корреляция этих факторов (три из которых аналогичны факторам Спирмена) равна 0,36. Время выполнения теста 90 мин.

43. Тест Амтхауэра: общие сведения о процедуре проведения, регистрации данных и их интерпретации.

Процедура проведения

Перед началом работы по каждому субтесту испытуемые должны сначала хорошо разобраться в содержании примеров. На каждый субтест отводится фиксированное время.

Инструкция к тесту

В каждом субтесте методики дано по 16-20 заданий, при выполнении которых важно хорошо усвоить смысл представленных образцов решений, вовремя переходить к следующим заданиям: возможно они окажутся для вас легче и вы в целом наберете большую сумму баллов. Если инструкция понятна, ждите сигнала о начале работы.

Интерпретация результатов

Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра позволяет интерпретировать результаты на трех уровнях.

Общий уровень интеллекта

Определяется на уровне итоговой оценки, полученной в результате суммации баллов по каждому субтесту, которая переводится в стандартный показатель.

Интерпретация группы субтестов, близких по факторному принципу

Благодаря субтестовой структуре тест позволяет дифференцированно оценивать уровень развития различных сторон интеллекта. Отдельные субтесты можно определить в следующие группы:

1.Комплекс вербальных субтестов (субтесты 1-4), предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами.

2. Комплекс математических субтестов (5, 6), предполагающий способности в области практической математики и программирования.

3. Комплекс конструктивных субтестов (7, 8), предполагающий развитые конструктивные (пространственные) способности теоретического и практического плана.

4. Комплексы теоретических (2, 4) и практических планов способностей (1, 3). Результативность по этим тестам следует сравнить попарно, чтобы более определенно высказать заключение о возможной профессиональной подготовке и успешности в обучении.

studfile.net

Статья на тему: Доклад по использованию теста Амтхауэра

Доклад

по использованию теста Амтхауэра

Мурыгина Марина Павловна

 преподаватель

СГОБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Смоленская область, г. Рославль

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра был создан в 1953г. Он предназначен для исследования структуры интеллекта личности. Тест интеллекта и одновременно тест профориентации TSI (IST) может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени.

Тест Амтхауэра имеет 3 основных модификации.
Первый вариант перевода и адаптации выполнен в 1970г. в Тартуском государственном университете под руководством эстонских психологов Коэметса и Лийметса. Это наиболее распространенная модификация.
Вторая версия выполнена в Братиславе в национальном предприятии «Психодиагностика» под руководством Черны. Включала 2 параллельные формы. Разница между этими модификациями была в 4 субтесте (видоизменилось задание).
Третий русский вариант разработан Ярославским государственным университетом. Имеет 1 форму. Наименее распространен.

При интерпретации результатов теста, отдельные субтесты объединяют в несколько комплексов:
— комплекс вербальных субтестов (субтесты 1-4),
— комплекс математических субтестов (5, 6),
— комплекс конструктивных субтестов (7, 8),
— комплексы теоретических (2, 4)

—  практических планов способностей (1,3).

На каждый из 9 субтестов отводится фиксированное время. На 9-ый субтест дается два отрезка времени: первый отрезок для запоминания, а второй для воспроизведения.

AIST состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта.

I. Логический отбор (ЛО) – исследование индуктивного мышления, чувства языка. Задача испытуемого – закончить предложение одним из приведенных слов. Количество заданий – 20. Время выполнения – 6 мин.

II. Определение общих черт (ОЧ) – исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В каждом задании испытуемому предлагают пять слов, из которых четыре объединены смысловой связью, а одно – лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Количество заданий – 20, время их выполнения – 6 мин.

III. Аналогии (Ан) – анализ комбинаторных способностей. В каждом задании испытуемому предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова – прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов ответа необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два. Количество заданий – 20, время выполнения – 7 мин.

IV. Классификация (Об) – оценка способности выносить суждение. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Количество заданий – 16, время выполнения – 8 мин. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.

V. Задания на счет (Сч) – оценка уровня развития практического математического мышления. Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время решения – 10 мин.

VI. Ряды чисел (РЧ) – анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами. В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения – 10 мин.

VII. Выбор фигур (ВФ) – исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделенные на части геометрические фигуры на плоскости. При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделенной на части. Количество заданий – 20. Время выполнения – 7 мин.

VIII. Задание с кубиками (К) – исследуются показатели, близкие по характеру измеряемым VII субтестом, но фигуры имеют пространственное изображение. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из обозначенных буквами. Количество заданий – 20. Время выполнения – 9 мин.

IX. Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в кратковременной памяти (КП). Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таблице по определенным категориям, напр. цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр.Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы – 3 мин.). Время выполнения 20 заданий – 6 мин.

Всего в AIST обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур) – 90 мин.

Инструкция к тесту Амтхауэра

Различные профессии требуют различных способностей. Настоящая методика определяет некоторые из них: речевое и числовое мышление, пространственное представление, кратковременное запоминание и другие.

Методика состоит из 9 групп заданий, каждое из которых, в свою очередь, составлено из нескольких задач, равных по трудности. Перед началом каждой группы заданий дается описание представленных в ней задач и на примерах показывается, как эти задачи должны решаться. Для решения каждой группы задания отводится определенное время.

Субтест 7 — пространственное воображение

Задачи 117 – 136

 Описание заданий раздела 7 и образцы решений.

В каждом задании вам предлагается одна фигура, разбитая на несколько частей. Эти части даются в произвольном порядке. Соедините мысленно части, и ту фигуру, которая у вас при этом получится, найдите в ряду фигур а), 6), в), г), д).

Решение.

Соединив части фигур 01, получим фигуру «а», поэтому в ваших листах ответов в разделе 7 в строке 01 зачеркнута «а», то есть 1.а. При соединении частей 02 возникает фигура «д». Соответственно, из 03 получаем «б», из 04 — «г».

Правильная запись ответа: 1.а

Не рекомендуется делать какие-либо пометки на изображениях фигур.

Стимульный материал. 

Ключ к субтесту 7:

117б, 118г, 119в, 120в, 121д, 122г, 123 д, 124а, 125а, 126Б, 127д, 128в, 129д, 130г, 131в, 132а, 133г, 134г, 135б, 136в.

Совпадение с ключом — 1 балл.

Несовпадение с ключом — 0 баллов.

Интерпретация результативности по субтесту 7

  • Субтест 7: «ПВ» (пространственное воображение):

Данный субтест включает задания, в которых испытуемому нужно установить, какую из расположенных в образце пяти фигур можно сложить из приведенных ниже отдельных частей разрезанных фигур. Материалом задания служат плоскостные рисунки — части отдельных фигур. Задание предусматривает совмещение, поворот, сближение этих частей в одной плоскости, а также сопоставление с образцами фигур.

Поиск решения в задачах данного типа строго диктуется ее условиями и не предусматривает выход за ее границы. Деятельность испытуемого подчиняется строгой логике решения. Речь идет, однако, не столько о вербальной логике, в основе которого необходимо наличие хорошего понятийного аппарата требуется развернутая система умозаключения. Решение образных задач требует особого вида логики, — при которой “схватывание” наглядной ситуации осуществляется симультанно, осознание ее не сопровождается развернутыми словесными рассуждениями.

Задачи, в которых цель и условия деятельности строго детерминируют процесс решения, широко представлены в инженерно-технической деятельности, где преобразование технических объектов подчиняется специальным производственным требованиям. Таким образом, на основе высокого показателя по данному субтесту можно в определенной мере прогнозировать успешность в области технической деятельности. В то же время высокие показатели по субтесту не могут служить основанием для вывода о высоком развития способностей к художественно-графической, изобразительной деятельности, так как оперирование образами в этих видах деятельности осуществляется в более свободных условиях. Оценка условий в задачах субтеста ПВ осуществляется на основе анализа формы и величины частей фигур. Кроме аналитико-синтетических способностей выполнение данного действия предполагает развитие способности к точному восприятию формы и величины плоскостных фигур (линейный глазомер).

Ознакомившись с условиями заданий, испытуемый приступает к активному мысленному оперированию образами. При этом исходный образ преобразуется по его структуре. Это достигается благодаря мысленной перегруппировке его составных элементов с помощью перемещения, а также различных приемов совмещения частей фигур. Кроме того, преобразование пространственного образа затрагивает также и пространственное положение фигур. Так, в данном случае, происходит мысленное вращение образов в пределах одной плоскости.

Оперирование образами включает сознательное их удержание в памяти, планирование их на основе предстоящей деятельности, предвосхищение ее результатов, обобщение в образной форме.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что субтест ГС диагностирует лишь отдельные подспособности в структуре пространственного мышления. При выполнении данного субтеста имеет место в основном проявление способности к оперированию двумерными образами, тогда как способность формирования нового образа здесь практически не проявляется.

Субтест 8 — пространственное обобщение

Задачи 137 — 156

Описание заданий раздела 8 и образцы решений

Первый ряд фигур состоит из пяти разных кубиков, обозначенных буквами («а», «б», «в», «г», «д»). Кубы расположены так, что из шести — граней вы у каждого куба видите три. В каждом из последующих рядов вам предлагается один из этих пяти кубов, повернутый по-новому. Ваша задача — определить, которому из этих пяти кубов соответствует куб, приведенный в очередном задании. В перевернутых кубах, естественно, могут появиться и новые значки.

Куб (01) представляет измененное положение куба «а». Второй куб (02) соответствует кубу «д», третий (03) — кубу «б», (04) — «в», (05) — «г». Правильная запись ответа: 1.а.

Стимульный материал.

Ключ к субтесту 8:

137б, 138б, 139в, 140а, 141г, 142а, 143б, 144д, 145в, 146г, 147а, 148б, 149д, 150г, 151в, 152б, 153д, 154а, 155в, 156д.

Совпадение с ключом — 1 балл. Несовпадение с ключом — 0 баллов.

Интерпретация результативности по субтесту

  Субтест  8 «ПО» (пространственное обобщение):

  • Испытуемому необходимо определить, какой из приведенных в образце кубиков предъявляется в каждом конкретном задании в перевернутом или повернутом положении. Материалом задания служит объемный рисунок кубика. Задание предусматривает мысленный поворот кубика и сопоставление его с другими кубиками.

Данный субтест, диагностирует способность человека оперировать пространственными представлениями. В то же время выполнение указанного типа задач имеет свою специфику. Как и при решении задач предыдущего субтеста 7, исходный образ, созданный в процессе решения задачи, мысленно видоизменяется испытуемым. Однако эти изменения касаются, в основном, пространственного положения и не затраги-вают структурных особенностей образа. Такие преобразования, по мнению И.С.Якиманской, требуют значительно меньшей степени умственной активности, чем структурные преобразования.

Таким образом, субтест ПО предъявляет более высокие требования к развитию пространственного мышления испытуемого. Вместе с тем, заслуживает специального рассмотрения тот факт, что на практике часто высокий показатель по субтесту ПВ сочетается с низким показателем по субтесту ПО. По-видимому, это связано с тем, что указанные субтесты отличаются по характеру предъявляемого материала. При решении задач субтеста ГС испытуемый оперирует образами двумерного пространства, при решении субтеста ПО — трехмерного. Как отмечает И.С.Якиманская, оперирования трехмерными изображениями появляются у человека онтогенетически раньше, поэтому у учащихся, приступающих к изучению геометрии, пространственные (трехмерные) представления более развиты, чем двумерные. Однако способность одновременно работать и в плоскости, и в пространстве тормозится из-за того, что учащиеся постепенно привыкают работать только с двумерными изображениями. На наш взгляд, высокий показатель выполнения субтеста ПО позволяет сделать опосредованный вывод об умении испытуемого работать с объемными предметами в практическом пространстве, т.е. косвенно определить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Интерпретация результатов тестирования

Тест Амтхауэра является надежным средством диагностики структуры интеллекта и выявления уровней различных сторон его развития. Необходимость его применения в настоящее время становится актуальной в связи с профориентацией школьников.

Отдельные субтесты объединяются в следующие группы:

  • вербальные субтесты (ЛО, ОЧ, Ан, Об, Пм), диагностирующие комплекс вербальных способностей, необходимых для успешного оперирования информацией, представленной в словесной форме;
  • математические субтесты (Сч и РЧ), определяющие комплекс способностей, связанных с количественным моделированием явлений, основанном на оперировании математическими символами и числами;
  • пространственные субтесты (ВФ и К), определяющие уровень развития наглядно-образного мышления, практических и теоретических конструктивных способностей, пространственного воображения.

Групповые оценки трёх перечисленных сторон интеллекта позволяют определить слабые и сильные стороны интеллекта ученика. При интерпретации результатов важны не столько точные числовые данные, сколько их принадлежность к одной из трёх возможных областей.

Статистической нормой являются результаты, лежащие в области значений от 85 до 115 единиц стандартной шкалы IQ. Эта область на рисунке «Профиль интеллекта» выделена горизонтальной синей полосой с надписью «Норма теста». Это означает, что данный испытуемый выполнил задания теста так же, как и большинство его сверстников. Если результаты превышают 115 единиц IQ, то ученик обладает более высокими способностями, которые выражены тем более сильно, чем выше значение IQ. При значении IQ меньше 85 способности ученика оказываются ниже средних, что существенно влияет на успешность обучения.

Каждая из трёх групп субтестов позволяет комплексно оценить соответствующую группу способностей.

Матрица для создания профиля интеллекта

Например, высокому уровню развития вербального интеллекта могут отвечать три разных уровня математического интеллекта, каждому из которых, в свою очередь, можно поставить в соответствие по три уровня пространственного интеллекта.

В результате получаются девять различных сочетаний, соответствующих высокому уровню вербального интеллекта. Аналогичным образом конструируются ещё по девять сочетаний для среднего и низкого уровня вербального интеллекта.

В результате получаются профили интеллекта с разным сочетанием способностей. Например, ученик может обладать высоким уровнем развития вербального интеллекта, но низким уровнем математических и пространственных способностей. Это типичный гуманитарий, живущий в мире слов.

При высоком уровне пространственного интеллекта и низких показателях вербальных и математических способностей ученик ориентирован на мир природы и может быть успешен при овладении естественными науками, где не изучаются сложные математические модели явлений.

Для точной интерпретации результатов теста необходимо учитывать ещё одно очень важное обстоятельство, связанное с выделением двух групп способностей ‒ теоретических и практических.

Практический пространственный интеллект выявляет седьмой субтест «Выбор фигур». Он проверяет наличие способности к мысленному вращению фигур на плоскости и их комбинированию с целью получения 

заданного результата. Эта способность необходима в любой практической деятельности, связанной с манипулированием реальными предметами, поэтому учащиеся, набравшие высокие баллы по этому субтесту, обладают хорошей координацией и глазомером, их движения точны и ловки, они легко читают чертежи, быстро научаются чертить и делать хорошие технические эскизы, быстро овладевают практическими умениями (шить, готовить, строгать, пилить и т. д.). Они наблюдательны и являются хорошими экспериментаторами.

Для диагностики теоретического пространственного мышления предназначен восьмой субтест «Задание с кубиками», с помощью которого проверяется способность осуществлять мысленное вращение образа объемного предмета с сохранением его целостности. Эта специфическая способность необходима для отображения в сознании глубинных, предельно абстрактных свойств окружающего мира, которые не даны непосредственно в ощущениях. Ученики, обладающие этой способностью, могут мыслить концептуально и применять гипотетико-дедуктивный метод для изучения природы на основе построения абстрактных логико-математических моделей.

Кроме этого, каждому из этих подвидов нужно сопоставить три уровня: высокий (IQ>115), средний (85

Использовать данные теста Амтхауэра можно в двух направлениях.

Во-первых, они необходимы для определения причин учебных затруднений и разработки коррекционных программ обучения.

 Во-вторых, на основе результатов выполнения теста можно определить те области деятельности, в которых ученик может оказаться успешным.

В условиях современного образования он, разумеется, сможет получить диплом какого-либо университета, поступив на платное отделение, но это будет только диплом как свидетельство возможности получить высшее образование. Такому ученику лучше рекомендовать поступить в профессионально-технический лицей или колледж, выбрав направление в соответствии с преимущественным развитием одного из видов интеллекта. При преобладании вербального интеллекта лучше ориентироваться на социальные профессии, пространственного ‒ технические. Практические математические способности нужны при работе в сфере экономики.

Ученики с высокими результатами выполнения субтестов 7 и 8 обладают практической смекалкой, они с удовольствием выполняют ту часть лабораторных и практических работ, которая связана с действиями с приборами. Эти учащиеся любят мастерить, хорошо владеют различными инструментами, им можно поручать небольшой ремонт мебели и оборудования кабинетов. Как правило, они способны быстро и точно зарисовать вид демонстрационных установок, легко и точно осуществить мысленное вращение фигур, способны нарисовать вид тел в сечениях, поэтому хорошо осваивают черчение. Однако если результаты выполнения вербальных тестов у них же являются низкими, то они испытывают значительные трудности при усвоении и понимании информации в вербальной форме. Возможности в усвоении гуманитарных наук и теоретической части естественнонаучных дисциплин сильно ограничены, поэтому, как правило, успехи таких учащихся при изучении данных предметов весьма посредственны.

Если же ученик показывает высокие результаты по всем трем группам субтестов (вербальным, пространственным и математическим), то можно говорить о его одаренности и наличии предпосылок к успешному обучению. По отношению к такому ученику нужно заботиться только о поддержании нужного уровня мотивации и создании благоприятного психологического климата.

Литературные источники

  1. Бершадский, М.Е. Оценивание как диагностика достижения планируемых результатов образования / М.Е. Бершадский // Народное образование. – 2013. – № 1. — С. 155-161.

http://bershadskiy.ru/load/instrumenty_kognitivnogo_monitoringa/test_struktury_intellekta_r_amtkhauehra/1-1-0-2

  1. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2007. – 688 с.
  2. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб. : Питер, 2007. – 560 с.
  3. Материалы Psylab.info – энциклопедия психодиагностики /http://psylab.info / Категория: Методики.

nsportal.ru

Тест структуры интеллекта р. Амтхауэра

Сведения об авторе

Р. Амтхауэр (R. Amthauer: р. 1920) ¾ немецкий психолог, специалист в области прикладной психологии, профессиональной психодиагностики. В исследованиях Р. Амтхауэра большое внимание уделяется анализу структуры интеллекта, связи ее с профессиональной деятельностью. Существенным вкладом в практику психологической диагностики явилась разработка Р. Амтхауэром теста структуры интеллекта, получившего широкое распространение.

История создания методики

Впервые тест структуры интеллекта был описан Р. Амтхауэром в 1953 году. Групповой тест предназначался для оценки структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 лет до 61 года. Автор ставил задачу разработать метод, который мог использоваться на практике для профессиональной ориентации и консультирования по проблемам выбора профессии. Тест Р. Амтхауэра был предоставлен лаборатории психодиагностики Института общей и педагогической психологии АПН СССР национальным предприятием «Психодиагностика» (ЧССР). Тест был адаптирован для выборки русских школьников, использовался только в исследовательских целях и включал 9 субтестов. В нашей стране адаптированный вариант теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра под названием ТУС (тест умственных способностей) нашел широкое применение. Психодиагностическая методика ТУС является адаптированной версией теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в его чешской модификации.

Краткая характеристика теста

При создании теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психических особенностей, проявляющихся в различных видах деятельности. В интеллекте обнаруживается наличие определенных «центров тяжести»: речевого, счетно-математического интеллекта; пространственных представлений; функций памяти.

Р. Амтхауэр отмечал тесную связь интеллекта с другими компонентами личности, ее волевой и эмоциональной сферами, потребностями и интересами. При отборе тестовых заданий автор руководствовался двумя основными принципами: обеспечением максимально высокой корреляции каждого субтеста с общим результатом и достижением возможно низкой корреляции между отдельными группами заданий. Среднее значение коэффициента корреляции между группами заданий и общим результатом составляет 0,65 (0,80¾0,45), средний показатель интеркорреляции субтестов ¾ 0,36 (0,62¾0,20). Коэффициент надежности (интервал повторного обследования ¾ 1 год) находится в пределах 0,83¾0,91.

Валидность по корреляции с успеваемостью составляет 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития ¾ 0,62.

Всего обследуемым предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) ¾ 90 минут.

Модификация методики Амтхауэра ¾ методика ТУС состоит из 9 субтестов, представляющих собой группы заданий, направленных на измерение различных аспектов умственной деятельности человека. В зависимости от этого каждый субтест имеет свое название:

субтест 1 ¾ осведомленность (ОС),

субтест 2 ¾ исключение лишнего (ИЛ),

субтест 3 ¾ поиск аналогий (ПА),

субтест 4 ¾ определение общего (ОО),

субтест 5 ¾ арифметический (АР),

субтест 6 ¾ определение закономерностей (ОЗ),

субтест 7 ¾ геометрическое сложение (ГС),

субтест 8 ¾ пространственное воображение (ПВ),

субтест 9 ¾ запоминание (З).

Все субтесты методики содержат 20 заданий, за исключением субтеста 4, который включает 16 заданий. Общее количество заданий теста ¾ 176. Перед каждым субтестом дается подробная инструкция по выполнению субтеста и примеры решения заданий данной группы.

Возможности методики

Методика Р. Амтхауэра и ее адаптированная версия предназначены для измерения структуры интеллекта. Эта методика может использоваться во всех областях прикладной психологии.

Мотивирование испытуемых

Наименьшее число искажений возникает в том случае, если испытуемый имеет личную заинтересованность в результатах эксперимента, но не усматривает в информации, которую ожидает получить от психолога, нечто определяющее его жизнь в широком масштабе. Такой подходящий уровень мотивации бывает тогда, когда у испытуемого есть желание расширить знание о самом себе, испытать себя, проверить. Хорошим способом мотивирования является обещание рассказать после обработки экспериментальных данных о результатах, дать небольшой комментарий, если потребуется.

Принудительное участие в эксперименте может сказаться на том, что данные его будут неточными. Если есть предположения о низкой мотивации испытуемых, то надо применять приемы, повышающие мотивацию, например, вводить соревновательный момент, повышать эстетическое оформление всей экспериментальной ситуации (обстановки, аппаратуры, стимульного материала и т. д.).

studfile.net