Компонент структуры личности это – —

Структурные компоненты личности. Из каких элементов состоит структура личности

Что такое личность? По этому вопросу велись и ведутся долгие, нескончаемые споры.

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое "Я". Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека .

Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников .

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект - объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей .

В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях. Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе .

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов .

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений .

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных у

azowo.ru

Проблема описания структуры личности | Psylist.net

Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. На этот счет существует несколько точек зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют три таких компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.

Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни компоненты направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на второй план, личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни способности доминируют, другие – им подчиняются.

На характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде.

Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность), во вторую очередь – волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач. Поэтому можно сказать, что морально-волевые качества составляют действительную основу характера.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Самоуправление имеет огромное значение в нормальной целенаправленности жизни. В структуре личности важное значение имеют психологические процессы и состояния. Рассмотрим, как определяет личность и ее структуру К.К. Платонов.

Личность – человек как общественное существо, субъект познания и активного преобразования мира.

Человек как целостность и как индивидуум, т.е. как единичность, самостоятельно взятая из множественности, имеет только две подструктуры. Он может рассматриваться либо как организм, либо как личность. Индивид – это конкретный человек как единица общества.

Индивидуальное – это особенное в индивиде. Ряд индивидуальных особенностей (в частности, множество черт личности) делает человека (личность) индивидуальностью.

Личностный подход (один из принципов психологии) – это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность – это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Можно сказать короче: личность – это человек как носитель сознания.

В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и моральные черты личности. Элементы (черты личности), входящие в ее подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Эта подструктура социально обусловлена. Можно сказать иначе: это установки, ставшие свойствами личности. Сюда входят, по мнению К.К. Платонова, несколько связанных иерархией форм. Это влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности. Это смутная потребность в чем-то, генетически ранняя и наиболее простая форма, входящая в структуру всех последующих.

Желание – это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес – познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. Интерес может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента направленности – стремления – он становится склонностью, которую можно определить как интерес к определенной деятельности.

Мировоззрение – система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или принявшим форму познавательного идеала пассивным миросозерцанием, или становится убеждением.

Убеждение – высшая форма направленности, в ее структуру входят низшие формы, в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

В направленности личности в целом надо различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. Эти качества присущи всем формам направленности.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств личности.

Ее называют иногда индивидуальной культурой или подструктурой опыта. Именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется личность в ее индивидуальном развитии, и именно через эту подструктуру развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества.

Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов или функций как форм отражения. Эта подструктура формируется путем упражнения, взаимодействуя с другими подструктурами. Ее называют подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые, возрастные свойства личности и ее патологию, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру, а точнее, переделываются путем тренировки. Они зависят от физиологических особенностей мозга в большей степени, чем от социальных влияний на человека, и потому эту структуру называют биологически обусловленной подструктурой.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства (черты) личности. Причем часть этих свойств относится к одной подструктуре направленности; начитанность и умелость – к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость – к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечении этих подструктур.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Общая психология:

psylist.net

6. Основные структурные элементы личности по с. Л. Рубинштейну и их характеристика

  1. Проблема теоретического определения личности в психологии.

Личность в психологии – это системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее степень представленности в нем общественных отношений.

Основные подходы в изучении определений личности:

  • Биологический - изучение личности осуществляется с точки зрения эволюционного развития, генетических предпосылок и ранее приобретенного опыта; предметом особого внимания является взаимодействие поведенческих аспектов и биологической основы.

  • Экспериментальный - в основе изучения личности лежит изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности; понимание этих процессов приводит к пониманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воздействие на структуру его личности.

  • Психометрический - изучение личности основывается на изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру свойств личности; изучение личностных свойств и их различий опирается на применение психологических методов, дающих количественную и качественную характеристику проявления тех или иных свойств.

  • Социальный – изучаются социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности в процессе общения и взаимодействия, социальные роли и их приобретение, а также влияние культуры в целом.

  1. Базовые критерии развития и степени зрелости человека как личности.

Базовые критерии развития личности (К. Обуховский):

  • Рост умения: на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения ухудшает умения. Только само поддержание умения на прежнем уровне требует, по сути, его постоянного повышения.

  • Появление новых особенностей: это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия.

  • Ощущение удовлетворенности жизнью: удовлетворение – это общий положительный фон, на котором мы рассматриваем нашу жизнь, что не исключает отрицательных эмоциональных состояний как адекватных реакций на неизбежные несчастья и сложности.

  • Способность к самоконтролю требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему миру.

4 базовых критерия уровня зрелости личности(А.А. Реан):

1.ответственность

2.терпимость

3.саморазвитие

4. позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Критерии наличия и степени зрелости личности:

Способность к иерархизации мотивов – когда человек способен преодолеть собственные побуждения ради социально значимых целей и потребностей.

Ответственность, самостоятельность и критичность – когда человек способен оценить, объяснить и признать собственными свои мысли, побуждения и поступки.

Сознательное соподчинение мотивов – наличие самосознания как основной черты личности.

Основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности и творческая деятельность.

  1. Базовые структурные элементы личности и их характеристика.

В целом структура личности может быть представлена в теоретическом плане следующим образом:

  • Общечеловеческие свойства - ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции.

  • Социально – специфические черты – социальные установки, роли, ценностные ориентации.

  • Индивидуально – неповторимые черты - темперамент, сочетание ролей, самосознание.

В качестве относительно самостоятельных комплексов структуры личности можно выделить следующие подструктуры:

  • Динамика ее психических процессов – темперамент

  • Психические возможности личности, в отдельных видах деятельности – способности.

  • Направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение.

Проявления в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.

Психическим фундаментом структуры личности является: влечение, потребности ,желания, стремления

Группы черт личности:

Мотивационные (интересы, цели, мотивы поведения, установки)

Инструментальные (предпочтение средств достижения целей и удовлетворения потребностей)

Стилевые (темперамент, характер, способ поведения, манеры)

  1. Характеристика деятельностного подхода, методологические принципы

деятельностного подхода в психологии.

Деятельность – это форма и условие существования и развития психического мира человека как личности.

Деятельностный подход – психическая теория о порождении, функционировании и структуры психического отражения в процессах деятельности индивида.

Методологические принципы:

  • Предметность (объекты внешнего мира не сами по себе непосредственно воздействуют на субъекта, а определяют формирование образа).

  • Активность (деятельность это всегда проявление какой либо активности)

  • Неадаптивная природа человеческой деятельности (личность выступает как активный «элемент» в развивающейся системе общественных отношений, оказывается носителем тенденции к сохранению, воспроизводству родового опыта системы и тенденции к изменению самого рода «расширенному воспроизведению», обеспечивающему появление в системе различных инноваций).

  • Интериоризация / экстериоризация (интериоризация – присвоение общественно - исторического опыта; экстериоризация – вовлечение человека в систему социальных связей с другими людьми).

  • Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности (в зависимости от мотивации одни аспекты образа мира становятся значимыми для человека, эмоционально окрашиваются, а другие остаются «безличными» знаниями, не оказывая существенного влияния на его жизнь).

  • Принцип развития (личность проходит определенные, последовательно развертывающиеся во времени стадии, следующие одна за другой или отрицающие одна другую, на каждой из которых в личности возникают новые качества (новообразования) или она сама выступает в новом качестве, что дает ей возможность перейти на новый уровень развития).

  1. Субъектно-деятельностный подход. Взгляды С.Л.Рубинштейна на проблему личности, этапы развития личности.

Окружающая действительность с точки зрения Рубинштейна существенно независима от субъекта, но если она выступает в роли объекта для нас, она с нами сильно связана. Это значит, что мир представляется для на в виде субъектного образа.

Основной принцип субъектно-деятельностного подхода:

принцип единства сознания и деятельности (субъект в своих действиях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидает и определяется, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть, и формировать его самого).

Личность - исходная психологическая категория, предмет психологического исследования и одновременно методологический принцип психологии.

Личность представляет собой триединство отношений – к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей – чего хочет (мотивы и потребности), что может (способности) и что есть сам человек (характер и направленность).

Этапы развития личности:

  1. Овладение собственным телом, возникновение произвольных движений. (На этом этапе появляются новые предметные действия).

  2. Начало ходьбы, самостоятельность в передвижениях. (Индивид становится самостоятельным субъектом различных действий, и их спектр начинает быстро расширяться. Зарождается самосознание через отношение к другим людям).

  3. Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом. Речь становится инструментом воздействия на других людей и на окружающий мир.

  4. Начало собственной трудовой деятельности, делающей личность материально независимой.

Основными структурными элементами личности являются психические модальности деятельности – потребности, способности, характер

Личность представляет собой триединство отношений к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей:

чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности',

что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

7. Определение и характеристика деятельности по а.Н.Леонтьеву.

Деятельность – целостный динамический процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объекте его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.

Структура деятельности:

  • Потребность (состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность. Бывают:

Витальные (жизненные) – еда, питье, сон.

Экзистенциальные (потребность в самореализации)

Социальные.

  • Мотив – это то, ради чего совершается деятельность. Мотивы является не только побудителями к определенным действиям и поведению, но и отражают личностный смысл этих действий и поведения.

  • Цель – осознанный образ желаемого результата (предвосхищение результата деятельности):

Конечная (к чему стремимся)

Промежуточная (условия достижения цели)

  • Условия и соотносимые с ними мотивы – фактор определенной характеристики деятельности.

  • Действие – целевой акт поведения в поле знаний субъекта. Действие состоит из:

Операций

Функций (психофизиологический уровень деятельности)

8. Предметно-деятельностный подход. Концепция личности а.Н.Леонтьева.

Деятельность – это целостный динамичный процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объект, его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.

Исходной является внешняя, предметная деятельность, от которой производятся все виды внутренней психической деятельности и сознания. Основной характеристикой деятельности выступают предметность и субъектность.

Структура деятельности: потребность-мотив-цель-условия и совместимые с ними цели-действия

Потребности. (Состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность.

Витальные(жизненные) – еда, питье, сон. Экзистенциальные (потребности в самореализации). Социальные

Мотив. Это побуждение к чему-либо (опредмечанная потребность). Определяет поисковую активность. С появлением мотива начинается собственная деятельность.

Цель. Это осознанный образ желаемого результата. Предвосхищение результата деятельности (предвидение). Конечная (к чему стремимся). Промежуточная (условия достижения цели)

Потребность, мотив, цель – внутренняя сторона деятельности.

Действия. Это внешняя сторона деятельности. Она складывается из действий (-это целевой акт поведения). Действия – сложноорганизованный процесс. Операции – более низний уровень в структуре деятельности. Функции – более мелкий акт деятельности, психофизиологический акт деятельности.

Процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием. Вместе с рождением действия возникает основной элемент собственно человеческой психики – смысл для человека того, на что направлена его активность. Возникая в деятельности, смысл становится единицами человеческого сознания, его образующими. В рамках сознания смысл выражает значение. С развитием форм и функций деятельности меняется и внутреннее строение сознания человека.

Личность – это внутренним момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль внешней интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида.

Личность – это продукт интеграции процессов осуществляющих жизненные отношения субъекта, это прежде всего общественные отношения в которые он вступает в процессе предметной деятельности.

Личностью человек становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Личность не обусловлена генотипически, личностью не рождаются – личностью становятся. Личность – это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Личность характеризуется способностью влиять на свои потребности и мотивы путем их иерархизации, что отражается в конкретной деятельности.

studfile.net

Структура личности человека 🚩 Структура личности в психологии 🚩 Дети 🚩 Другое

Когнитивная область личности занимается познанием и включает такие психические процессы: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений. Познание с помощью них называется рациональным, то есть разумным. Это логическая и последовательная переработка информации.

Аффективная же сфера включает все не связанные с разумом психические процессы. Сюда входят мотивы, потребности, эмоциональное отношение к миру и себе самому, импульсы и побуждения. Аффективная сфера побуждает к поступкам, которые простым языком называют неразумными.

Следующий компонент структуры личности человека – его мировосприятие. Мировосприятие можно определить как видение мира в целом и отношение к нему. Компонентом мировосприятия является в свою очередь Я-концепция. Она отражает видение человеком себя в этом мире. Картина мира у каждого человека имеет свои особенности. Мир может восприниматься как безопасный и опасный, простой или сложный.

Сознание как компонент структуры личности представляет собой область, в которой человек может обратить внимание на свои психические процессы. Эти процессы являются ясными и разумными, их можно контролировать. Бессознательное же содержит в себе элементы, которые человек не может «увидеть» и проконтролировать. Сюда относятся процессы, происходящие без контроля сознания. Узнать о содержимом бессознательного возможно с помощью тщательного самоанализа.

Следующий компонент – направленность личности. Это то, что на самом деле важно для человека. Другими словами – это его движущая сила, личная идеология. Направленность личности может отличаться широтой или узостью, различаться по устойчивости. Обычно направленность личности определяется самим человеком, а не обществом.

Опыт как компонент структуры личности – это знания и умения, полученные в течение жизни. Они влияют на человека в настоящем времени, как бы давно они ни были усвоены. Личный опыт формируется из того, что пережил непосредственно человек. Также люди принимают и чужой опыт, общественный, который не подвергается сомнению и личной проверке. К общественному опыту в том числе можно отнести некоторые морально-этические моменты.

Способности личности также входят в ее структуру. Это могут быть умственные, волевые, душевные, телесные способности. Входит в структуру и характер – совокупность относительно устойчивых способов поведения и реакций. Несмотря на имеющийся костяк в виде характера, на реализуемое поведение влияет еще множество и других посторонних факторов. Основными остаются привычки, сила воли и динамичность действий.

Последний компонент структуры личности – темперамент. В общих чертах можно сказать, что это энергия и динамика поведения, сила его эмоциональных реакций. Люди по темпераменту делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.

www.kakprosto.ru