Тест тревожности прихожан для младших школьников – Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) « Психологические тесты

Содержание

Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) « Психологические тесты

Шкалы: тревожность — общая, школьная, самооценочная, межличностная, магическая

Назначение теста

Определение уровня личностной тревожности.

Описание теста

Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.

Инструкция к тесту

(На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

  • Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0.
  • Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1.
  • Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2.
  • Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик «Ответ» поставь цифру 3.
  • При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4.

Переверни страницу.

(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики).

Тестовый материал

Варианты ответов:

НетНемногоДостаточноЗначительноОчень
01234

Форма А

СитуацияОтвет
ПримерПерейти в новую школу 
1Отвечать у доски 
2Оказаться среди незнакомых ребят 
3Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 
4Слышать заклятия 
5Разговаривать с директором школы
 
6Сравнивать себя с другими 
7Учитель смотрит по журналу, кого спросить 
8Тебя критикуют, в чем-то упрекают 
9На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 
10Видеть плохие сны 
11Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету 
12После контрольной, теста – учитель называет отметки 
13У тебя что-то не получается 
14Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна 
15На тебя не обращают внимания 
16Ждешь родителей с родительского собрания 
17Тебе грозит неуспех, провал 
18Слышать смех за своей спиной 
19Не понимать объяснений учителя 
20Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем 
21Слышать предсказания о космических катастрофах 
22Выступать перед зрителями 
23Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других 
24С тобой не хотят играть 
25Проверяются твои способности 
26На тебя смотрят как на маленького 
27На экзамене тебе достался 13-й билет 
28На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 
29Оценивается твоя работа 
30Не можешь справиться с домашним заданием 
31Засыпать в темной комнате 
32Не соглашаешься с родителями 
33Берешься за новое дело 
34Разговаривать с школьным психологом 
35Думать о том, что тебя могут «сглазить» 
36Замолчали, когда ты подошел (подошла) 
37Слушать страшные истории 
38Спорить со своим другом (подругой) 
39Думать о своей внешности 
40Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах 

Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.

Форма Б

СитуацияОтвет
ПримерПерейти в новую школу 
1Отвечать у доски 
2Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку 
3Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 
4Слышать заклятия 
5Разговаривать с директором школы 
6Сравнивать себя с другими 
7Учитель делает тебе замечание 
8Тебя критикуют, в чем-то упрекают 
9На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 
10Видеть плохие или «вещие» сны 
11Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету 
12После контрольной, теста учитель называет отметки 
13У тебя что-то не получается 
14Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил 
15На тебя не обращают внимания 
16Ждешь родителей с родительского собрания 
17Тебе грозит неуспех, провал 
18Слышать смех за своей спиной 
19Не понимать объяснений учителя 
20Думаешь о своем будущем 
21Слышать предсказания о космических катастрофах 
22Выступать перед большой аудиторией 
23Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других 
24Ссориться с родителями 
25Участвовать в психологическом эксперименте 
26На тебя смотрят как на маленького 
27На экзамене тебе достался 13-й билет 
28На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 
29Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков) 
30Не можешь справиться с домашним заданием 
31Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи 
32Не соглашаешься с родителями 
33Берешься за новое дело 
34Разговаривать со школьным психологом 
35Думать о том, что тебя могут «сглазить» 
36Замолчали, когда ты подошел (подошла) 
37Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса 
38Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях 
39Смотреться в зеркало 
40Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого 

Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.

Ключ к тесту

Ключ является общим для обеих форм.

  • Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34
  • Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39
  • Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38
  • Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40
Обработка и интерпретация результатов теста

Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.

При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.

Общая тревожность

СтеныПоловозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет12 лет13-14 лет15-16 лет
дев.мал.дев.мал.дев.мал.дев.мал.
10-330-260-340-260-340-370-330-27
234-4027-3235-4327-3235-4338-4534-3928-34
341-4833-3944-5033-3844-5246-5340-4635-41
449-5540-4551-5839-4453-6154-6147-5342-47
556-6246-5259-6645-5062-7062-6954-6048-54
663-7053-5867-7451-5671-8070-7761-6755-61
771-7759-6575-8157-6281-8878-8586-7462-68
878-8466-7182-8963-6789-9886-9375-8069-75
985-9272-7790-9768-7399-10794-10181-8776-82
1093 и более78 и более98 и более74 и более108 и более102 и более88 и более83 и более

Школьная тревожность

СтеныПоловозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет12 лет13-14 лет15-16 лет
дев.мал.дев.мал.дев.мал.дев.мал.
10-80-70-20-70-80-70-70-6
29-118-103-58-99-108-98-97
312-1311-126-79-1011-1310-1210-118
414-1613-148-1011-1214-1513-1512-139
517-1815-1611-121316-1816-171410
619-2017-1813-1514-1519-2018-2015-1611
721-2219-2016-171621-2221-2217-1812-13
823-2521-2218-2017-1823-2523-2519-2014
926-2723-2421-2219-2026-2726-2821-2215
1028 и более25 и более23 и более21 и более28 и более29 и более23 и боле16 и более

Самооценочная тревожность

СтеныПоловозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет12 лет13-14 лет15-16 лет
дев.мал.дев.мал.дев.мал.дев.мал.
10-100-70-90-50-80-70-60-7
2118-910-116-79-108-107-88-9
312-131012-13811-1311-139-1110-12
41411-1214-169-1014-1614-1612-1313-15
515-161317-1811-1217-1817-1914-1616-17
617-1814-1519-2010-1119-2120-2217-1818-20
71916-1721-2213-1422-2423-2519-2121-23
820-211823-241525-2626-2822-2324-25
922-2319-2025-2716-1727-2929-3124-2626-28
1024 и более21 и более28 и более18 и более30 и более32 и более27 и боле29 и более

Межличностная тревожность

СтеныПоловозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет12 лет13-14 лет15-16 лет
дев.мал.дев.мал.дев.мал.дев.мал.
10-80-70-80-80-60-80-60-7
2989-1097-99-117-88-9
310911-121010-1212-149-1110-12
4111013-1411-1213-1515-1712-1313-15
512-1311-12151316-1718-2014-1516-17
6141316-1714-1518-2021-2316-1818-20
7151418-191621-2324-2619-2021-23
816-171520-2117-1824-2627-2921-2324-26
9181622-231927-2930-3224-2527-28
1019 и более17 и более24 и более20 и более30 и более33 и более26 и боле29 и более

Магическая тревожность

СтеныПоловозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет12 лет13-14 лет15-16 лет
дев.мал.дев.мал.дев.мал.дев.мал.
10-70-60-70-40-50-60-60-5
2878-95-66-77-87-96-7
39-108-910-118-109-1010-118-94
411-121012-138-911-1311-1212-1410
513-1411-1214-151014-1513-1415-1611-12
615-161316-1711-1216-1815-1617-1913
717-181418-201319-2117-1820-2214-15
819-2015-1621-2214-1522-2319-2023-2416-17
921-221723-241624-2621-2325-2718
1023 и более18 и более25 и более17 и более27 и более24 и более28 и более19 и более
Источники
  • Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.64-71.

vsetesti.ru

Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан)

Описание теста

Настоящая шкала тревожности была разработана А.М. Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.

 

Инструкция к тесту

На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

  • Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0.
  • Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1.
  • Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2.
  • Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик «Ответ» поставь цифру 3.
  • При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4.

Переверни страницу.

Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.

 

Тестовый материал

 

Варианты ответов:

НетНемногоДостаточноЗначительноОчень
0 1 2 3 4

Форма А

СитуацияОтвет
Пример Перейти в новую школу
1 Отвечать у доски
2 Оказаться среди незнакомых ребят
3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
4 Слышать заклятия
5 Разговаривать с директором школы
6 Сравнивать себя с другими
7 Учитель смотрит по журналу, кого спросить
8 Тебя критикуют, в чем-то упрекают
9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
10 Видеть плохие сны
11 Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету
12 После контрольной, теста – учитель называет отметки
13 У тебя что-то не получается
14 Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна
15 На тебя не обращают внимания
16 Ждешь родителей с родительского собрания
17 Тебе грозит неуспех, провал
18 Слышать смех за своей спиной
19 Не понимать объяснений учителя
20 Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем
21 Слышать предсказания о космических катастрофах
22 Выступать перед зрителями
23 Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других
24 С тобой не хотят играть
25 Проверяются твои способности
26 На тебя смотрят как на маленького
27 На экзамене тебе достался 13-й билет
28 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
29 Оценивается твоя работа
30 Не можешь справиться с домашним заданием
31 Засыпать в темной комнате
32 Не соглашаешься с родителями
33 Берешься за новое дело
34 Разговаривать с школьным психологом
35 Думать о том, что тебя могут «сглазить»
36 Замолчали, когда ты подошел (подошла)
37 Слушать страшные истории
38 Спорить со своим другом (подругой)
39 Думать о своей внешности
40 Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах

 

Форма Б

СитуацияОтвет
Пример Перейти в новую школу
1 Отвечать у доски
2 Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку
3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
4 Слышать заклятия
5 Разговаривать с директором школы
6 Сравнивать себя с другими
7 Учитель делает тебе замечание
8 Тебя критикуют, в чем-то упрекают
9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
10 Видеть плохие или «вещие» сны
11 Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету
12 После контрольной, теста учитель называет отметки
13 У тебя что-то не получается
14 Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил
15 На тебя не обращают внимания
16 Ждешь родителей с родительского собрания
17 Тебе грозит неуспех, провал
18 Слышать смех за своей спиной
19 Не понимать объяснений учителя
20 Думаешь о своем будущем
21 Слышать предсказания о космических катастрофах
22 Выступать перед большой аудиторией
23 Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других
24 Ссориться с родителями
25 Участвовать в психологическом эксперименте
26 На тебя смотрят как на маленького
27 На экзамене тебе достался 13-й билет
28 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
29 Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков)
30 Не можешь справиться с домашним заданием
31 Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи
32 Не соглашаешься с родителями
33 Берешься за новое дело
34 Разговаривать со школьным психологом
35 Думать о том, что тебя могут «сглазить»
36 Замолчали, когда ты подошел (подошла)
37 Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса
38 Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях
39 Смотреться в зеркало
40 Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого

 

Ключ к тесту

Ключ является общим для обеих форм.

  • Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34
  • Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39
  • Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38
  • Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40

Обработка и интерпретация результатов теста

Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.

При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.

Общая тревожность

СтеныПоловозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет12 лет13-14 лет15-16 лет
дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал.
1 0-33 0-26 0-34 0-26 0-34 0-37 0-33 0-27
2 34-40 27-32 35-43 27-32 35-43 38-45 34-39 28-34
3 41-48 33-39 44-50 33-38 44-52 46-53 40-46 35-41
4 49-55 40-45 51-58 39-44 53-61 54-61 47-53 42-47
5 56-62 46-52 59-66 45-50 62-70 62-69 54-60 48-54
6 63-70 53-58 67-74 51-56 71-80 70-77 61-67 55-61
7 71-77 59-65 75-81 57-62 81-88 78-85 86-74 62-68
8 78-84 66-71 82-89 63-67 89-98 86-93 75-80 69-75
9 85-92 72-77 90-97 68-73 99-107 94-101 81-87 76-82
10 93 и более 78 и более 98 и более 74 и более 108 и более 102 и более 88 и более 83 и более

Школьная тревожность

СтеныПоловозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет12 лет13-14 лет15-16 лет
дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал.
1 0-8 0-7 0-2 0-7 0-8 0-7 0-7 0-6
2 9-11 8-10 3-5 8-9 9-10 8-9 8-9 7
3 12-13 11-12 6-7 9-10 11-13 10-12 10-11 8
4 14-16 13-14 8-10 11-12 14-15 13-15 12-13 9
5 17-18 15-16 11-12 13 16-18 16-17 14 10
6 19-20 17-18 13-15 14-15 19-20 18-20 15-16 11
7 21-22 19-20 16-17 16 21-22 21-22 17-18 12-13
8 23-25 21-22 18-20 17-18 23-25 23-25 19-20 14
9 26-27 23-24 21-22 19-20 26-27 26-28 21-22 15
10 28 и более 25 и более 23 и более 21 и более 28 и более 29 и более 23 и боле 16 и более

Самооценочная тревожность

СтеныПоловозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет12 лет13-14 лет15-16 лет
дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал.
1 0-10 0-7 0-9 0-5 0-8 0-7 0-6 0-7
2 11 8-9 10-11 6-7 9-10 8-10 7-8 8-9
3 12-13 10 12-13 8 11-13 11-13 9-11 10-12
4 14 11-12 14-16 9-10 14-16 14-16 12-13 13-15
5 15-16 13 17-18 11-12 17-18 17-19 14-16 16-17
6 17-18 14-15 19-20 10-11 19-21 20-22 17-18 18-20
7 19 16-17 21-22 13-14 22-24 23-25 19-21 21-23
8 20-21 18 23-24 15 25-26 26-28 22-23 24-25
9 22-23 19-20 25-27 16-17 27-29 29-31 24-26 26-28
10 24 и более 21 и более 28 и более 18 и более 30 и более 32 и более 27 и боле 29 и более

Межличностная тревожность

СтеныПоловозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет12 лет13-14 лет15-16 лет
дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал.
1 0-8 0-7 0-8 0-8 0-6 0-8 0-6 0-7
2 9 8 9-10 9 7-9 9-11 7-8 8-9
3 10 9 11-12 10 10-12 12-14 9-11 10-12
4 11 10 13-14 11-12 13-15 15-17 12-13 13-15
5 12-13 11-12 15 13 16-17 18-20 14-15 16-17
6 14 13 16-17 14-15 18-20 21-23 16-18 18-20
7 15 14 18-19 16 21-23 24-26 19-20 21-23
8 16-17 15 20-21 17-18 24-26 27-29 21-23 24-26
9 18 16 22-23 19 27-29 30-32 24-25 27-28
10 19 и более 17 и более 24 и более 20 и более 30 и более 33 и более 26 и боле 29 и более

Магическая тревожность

СтеныПоловозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет12 лет13-14 лет15-16 лет
дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал.
1 0-7 0-6 0-7 0-4 0-5 0-6 0-6 0-5
2 8 7 8-9 5-6 6-7 7-8 7-9 6-7
3 9-10 8-9 10-11 8-10 9-10 10-11 8-9 4
4 11-12 10 12-13 8-9 11-13 11-12 12-14 10
5 13-14 11-12 14-15 10 14-15 13-14 15-16 11-12
6 15-16 13 16-17 11-12 16-18 15-16 17-19 13
7 17-18 14 18-20 13 19-21 17-18 20-22 14-15
8 19-20 15-16 21-22 14-15 22-23 19-20 23-24 16-17
9 21-22 17 23-24 16 24-26 21-23 25-27 18
10 23 и более 18 и более 25 и более 17 и более 27 и более 24 и более 28 и более 19 и более

1-source.ru

Методика 7. «Шкала тревожности а.М. Прихожан»

Разработана по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» В. Кондаша. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них чело­век оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, зависимы от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывает­ся фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.

Инструкция. На следующих страницах перечислены ситуации, с ко­торыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите одну из цифр справа 0, 1, 2, 3, 4. Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует и беспокоит вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2. Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3. Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее, и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обве­дите цифру 4. Ваша задача представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта си­туация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.

Текст методики

1.

Отвечать у доски

1 2 3 4

2.

Пойти в дом к незнакомым людям

1 2 3 4

3.

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

1 2 3 4

4.

Разговаривать с директором школы

1 2 3 4

5.

Думать о своем будущем

1 2 3 4

6.

Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить

1 2 3 4

7.

Тебя критикуют, в чем-то упрекают

1 2 3 4

8.

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

1 2 3 4

9.

Пишешь контрольную работу

1 2 3 4

10.

После контрольной учитель называет отметки

1 2 3 4

11.

На тебя не обращают внимания

1 2 3 4

12.

У тебя что-то не получается

1 2 3 4

13.

Ждешь родителей с родительского собрания

1 2 3 4

14.

Тебе грозит неудача, провал

1 2 3 4

15.

Слышишь за своей спиной смех

1 2 3 4

16.

Сдаешь экзамены в школе

1 2 3 4

17.

На тебя сердятся (непонятно почему)

1 2 3 4

18.

Выступать перед большой аудиторией

1 2 3 4

19.

Предстоит важное, решающее дело

1 2 3 4

20.

Не понимаешь объяснений учителя

1 2 3 4

21.

С тобой не согласны, противоречат тебе

1 2 3 4

22.

Сравниваешь себя с другими

1 2 3 4

23.

Проверяются твои способности

1 2 3 4

24.

На тебя смотрят, как на маленького

1 2 3 4

25.

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

1 2 3 4

26.

Замолчали, когда ты подошел (подошла)

1 2 3 4

27.

Оценивается твоя работа

1 2 3 4

28.

Думаешь о своих делах

1 2 3 4

29.

Тебе надо принять для себя решение

1 2 3 4

30.

Не можешь справиться с домашним заданием

1 2 3 4

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Дан­ные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

1

4

7

10

13

16

19

22

25

28

Самооценочная

2

5

8

11

14

17

20

23

26

29

Межличностная

3

6

9

12

15

18

21

24

27

30

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, по­казатель по всей шкале — общего уровня тревожности.

Таблицы стандартных данных, позволяющих охарактеризовать показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах.

Таблица 1

Уровень

тревожности

Класс

Школьная

тревожность

Общая тревожность

Д

М

Д

М

1 — нормальный

9 кл

7 — 19

4 -17

30-62

17-54

8 , 10 кл

2 — 14

1 – 13

17-54

10-48

11 кл

5 — 17

5 – 14

35-62

23-47

2 – несколько

повышен

9 кл

19-25

18-23

63-78

55-73

8 ,10 кл

15-20

14-19

55-72

49-67

11 кл

18-23

15-19

63-76

48-60

3 — высокий

9 кл

26-31

24-30

79-94

74-91

10 кл

21-26

20-25

73-90

68-86

11кл

24-30

20-24

77-90

61-72

4 – очень высокий

9 кл

более 31

более 30

более 94

более 91

10 кл

более 26

более 25

более 90

более 86

11 кл

более 30

более 24

более 90

более 72

5 «чрезмерное» спокойствие

9 кл

меньше 7

меньше 4

меньше 30

меньше 17

10 кл

меньше 2

——-

меньше 17

меньше 10

11 кл

меньше 5

меньше 5

меньше 35

меньше 23

Таблица 2

Уровень

тревожности

Класс

Межличностная

тревожность

Самооценочная тревожность

Д

М

Д

М

1 — нормальный

9 кл

7 — 20

5 -17

11-21

4 -18

10 кл

4 -19

3 -17

6 -19

1 -17

11 кл

5 -20

5 – 14

12-23

8 -17

2 – несколько

повышен

9 кл

21-27

18-24

22-26

19-25

10 кл

20-26

18-25

20-26

18-26

11 кл

21-28

15-19

24-29

18-22

3 — высокий

9 кл

28-33

25-30

27-31

26-32

10 кл

27-33

26-32

27-32

27-34

11кл

29-36

20-23

30-34

23-27

4 – очень высокий

9 кл

более 33

более 30

более 31

более 32

10 кл

более 33

более 32

более 33

более 34

11 кл

более 36

более 23

более 34

более 27

5- «чрезмерное» спокойствие

9 кл

меньше 7

меньше 5

меньше 11

меньше 4

10 кл

меньше 4

меньше3

меньше 6

——-

11 кл

меньше 5

меньше 5

меньше 12

меньше 8

Методика 8. «Шкала самоуважения»

Автор: М.Розенберг.

Описание методики: методика состоит из 10 утверждений, предусматривающих 4 варианта ответов («полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен»). Методика позволяет выявить наличие двух факторов в «Я-концепции» — самоунижения и самоуважения – и их соотношение. Они могут быть параллельно представлены в «Я- личности». Опросник даёт возможность фиксировать преобладающие настроения, состояния, позиции подростка, тревожность, активность, общительность, лидерство, чувство межличностной безопасности, отношение взрослых к учащемуся.

Материал: стандартный бланк обследования.

Бланк ответов

Ф.И._________________________________________

Дата __________________________________________

Возраст ________________________________________

Класс __________________________________________

п/п

Полностью

согласен

Согласен

Не согласен

Абсолютно

не согласен

1.

2.

….

10.

Методика проведения: студент предлагает ученику текст опросника, бланк ответов и следующую инструкцию: « Вам необходимо оценить по 4-х бальной шкале 10 утверждений: «полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен» и занести свои ответы в бланк».

Текст опросника.

  1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере не менее, чем другие.

  2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

  3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

  4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

  5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

  6. Я к себе хорошо отношусь.

  7. В целом я удовлетворён собою.

  8. Мне бы хотелось больше уважать себя.

  9. Иногда я ясно чувствую свою беспомощность.

  10. Иногда я думаю, что во всём нехорош.

Обработка результатов. Подсчитывается количество баллов по шкалам. Так утверждения «полностью согласен», « согласен» по утверждениям 1, 3, 4., 6, 7 и «не согласен», «абсолютно не согласен» по утверждениям 2, 5, 8, 9, 10 характеризуют высокий уровень самоуважения и низкий уровень самоунижения.

Аналогично утверждения «полностью согласен» или «согласен», по пунктам 2, 5, 8, 9, 10 и «не согласен», «абсолютно не согласен» по пунктам 1, 3, 4., 6, 7 характеризуют высокий уровень самоунижения и низкий уровень самоуважения.

studfile.net

детская диагностика, для младших школьников

С развитием детской, школьной и педагогической психологии во второй половине прошлого столетия специалисты столкнулись с проблемой наличия у детей беспокоящих состояний. Для диагностики и оценки требовался специальный метод. Так появилась шкала личностной тревожности А. М. Прихожан.

Назначение

Шкалой личностной тревожности называется специальный тест, созданный А.М. Прихожан с целью определения ее уровня у детей школьного (гораздо реже дошкольного) возраста.

За рубежом тест обозначается термином «The Childrens Form of Manifest Anxiety Scale» или аббревиатурой CMAS. Дословный перевод — Шкала проявления детской формы тревожности.

История создания

А.М. Прихожан сформулировала основные идеи методики в первой половине 80-х годов XX века. Анна Михайловна при разработке опиралась на более раннюю методику О. Кондаша. Первоначально шкала строилась по классному принципу.

Во второй половине 80-х и 90-е годы метод оценки корректировался Прихожан и её коллегами. На основе практической отработки и корректировки к 1998 году была окончательно сформирована структура теста, сформулированы вопросу и выстроена оценочная шкала.

Анна Михайловна Прихожан

С классного принципа построения шкала была переведена на возрастной. Это изменение отвечало современным условиям, когда в одном классе обучались дети нескольких возрастов.

Автор

Создатель шкалы — профессор психологии Анна Михайловна Прихожан. Годы жизни — 1946–2015. С 1968 года занималась научной деятельностью, изучая беспокоящие состояния у детей. Прихожан внесла существенный вклад в изучение проблемы:

  • классифицировала беспокоящие состояния;
  • выявила и систематизировала факторы, которые влияют на её появление и развитие;
  • сформировала методики по выявлению ситуативной и личностной тревоги.

Содержание теста

Шкала предназначена для определения личностной тревожности. В основу теста положен принцип получения картины о беспокоящих состояниях за счёт оценки человеком своего восприятия тех или иных жизненных ситуаций.

Преимущества CMAS:

  • возможность определения конкретной сферы, вызывающей беспокоящее состояние;
  • в малой степени зависит от возможностей школьников адекватно распознавать свои переживания и чувства;
  • подходит для размещения на бланках, что позволяет проводить групповое тестирование.

Структура бланка:

  • сведения об испытуемом;
  • инструкция по применению;
  • содержание методики.

Скачать бланк с тестом по ссылке.

Шкала состоит из двух блоков:

  • А — предназначен для возрастных групп от 10 до 12 лет;
  • Б — применяется для возрастных категорий от 13 до 16 лет.

Работа с каждым блоком проводится по идентичному сценарию. Каждый из них предлагает по 40 ситуаций и обстоятельств. Любая из ситуаций предполагает ответ — вызывает тревогу, страх или нет.

Ответ не является категоричным, а включает несколько вариантов, которые обозначают степень проявления беспокоящего состояния. Варианты ответа выражаются цифрами.

Ответ Нет Немного Достаточно Значительно Очень
Цифровое значение 0 1 2 3 4

Все ситуации и обстоятельства включены в четыре группы (субшкалы). Каждая группа позволяет по ответам определить наличие конкретного типа беспокоящего состояния.

А.М. Прихожан была также разработана проективная методика для диагностики школьной тревожности. В ней, вместо 40 вариантов ситуаций и обстоятельств в форме фраз, ребёнку предлагается посмотреть на 12 изображений.

Каждое из них показывает определённую ситуацию. На картинках у людей не прорисованы лица. Задача ребёнка — сказать, какие эмоции испытывает конкретный человек на изображении.

Проективный метод позволяет оценить уровень беспокойного состояния на основе количественного сопоставления положительных или отрицательных оценок реакций на изображениях.

Метод отлично подходит для диагностики и интерпретации беспокоящих состояний у учеников младших классов в возрасте до 10 лет.

Специфика использования

Тест приспособлен для широкого использования педагогами и психологами в школах. Оценка может проводиться в индивидуальном или групповом порядке.

Шкала личностной тревожности полезна для систематического использования на протяжении обучения школьника. Методика благодаря регулярным проверкам позволяет чётко отслеживать состояние у каждого ребёнка, оперативно выявить динамику изменений, своевременно принять меры по предотвращению развития расстройств.

Последовательность действий при работе с тестом:

  1. Педагог или психолог раздаёт бланки.
  2. Школьники подписывают свой бланк.
  3. Учитель знакомит учеников с порядком заполнения, разъясняя правила выставления ответов.
  4. Дети приступают к заполнению бланка. На каждое высказывание не стоит тратить много времени. Лучше фиксировать первые мысли, долго не задумываясь.
  5. После заполнения бланка учащиеся сдают тест педагогу.
  6. Педагог суммирует баллы, фиксирует первичную оценку. С помощью специальных таблиц переводит первичные данные в шкальную оценку. На её основе производится интерпретация, делаются выводы относительно уровня тревожности каждого ребёнка. При групповой выборке отклонения хорошо проявляются на фоне общей, среднестатистической картины по группе (классу).

Интерпретация

Подсчёт баллов осуществляется в целом за все 40 высказываний и по каждой субшкале в отдельности. Сумма баллов формирует результат первичной оценки. Она с помощью специальной шкалы переводится в итоговую оценку.

Шкала представляет собой значение от 0 до 10. Цифры обозначают степень проявления тревожности: 0 — это идеал, 10 — максимальное отклонение при явной клинической картине.

Каждой цифре шкалы соответствует показатель баллов. При оценке осуществляется градация по половому признаку — мальчики и девочки оцениваются по своей градации. Проводится также разделение на возрастные группы по годам:

  • от 10 до 11;
  • 12;
  • от 13 до 14;
  • от 15 до 16.

Группы тревожности, по которым проводится оценка:

  1. Общая — включает уровень развития тревожных состояний у школьника.
  2. Школьная — показывает степень возникновения чувства тревоги в различных школьных ситуациях.
  3. Межличностная — определяет тревогу при общении с одноклассниками, учителями, другими людьми.
  4. Самооценочная — тревога во время анализа школьником отношения к самому себе.
  5. Магическая — направлена на выявление тревожных состояний, имеющих индивидуальный, личностный характер.

Для каждой группы беспокоящих состояний предусмотрена своя шкала оценки. Шкала по общей группе является основной. Остальные группы носят уточняющий характер.

urazuma.ru

Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет (А.М.Прихожан)

Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Данная методика предназначена для диагностики у подростков следующих видов личностной тревожности:

  1. тревожность, связанную со школьными ситуациями (школьную),
  2. с ситуациями общения (межличностную),
  3. с отношением к себе (самооценочную).
  4. шкала мистических, магических страхов (магическую).

 

Текст теста личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан

Инструкция В таблице перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа — 0, 1, 2, 3 или 4 — в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию в обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.

Твоя задача — представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра написано вверху и внизу страницы.

 

 

 

Нет

Немного

Достаточно

Значи-тельно

Очень

1.

Отвечать у доски

0

1

2

3

4

2.

Оказаться среди незнакомых ребят

0

1

2

3

4

3.

Участвовать в соревнованиях, конкурсах. олимпиадах

0

1

2

3

4

4.

Слышать заклятия

0

1

2

3

4

5.

Разговаривать с директором школы

0

1

2

3

4

6.

Сравнивать себя с другими

0

1

2

3

4

7.

Учитель смотрит по журналу, кого спросит

0

1

2

3

4

8.

Тебя критикуют, в чем-то упрекают

0

1

2

3

4

9.

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

0

1

2

3

4

10.

Видеть плохие сны

0

1

2

3

4

11.

Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету

0

1

2

3

4

12.

После контрольной, теста — учитель называет отметки

0

1

2

3

4

13.

У тебя что-то не получается

0

1

2

3

4

14.

Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна

0

1

2

3

4

15.

На тебя не обращают внимания

0

1

2

3

4

16.

Ждешь родителей с родительского собрания

0

1

2

3

4

17.

Тебе грозит неуспех, провал

0

1

2

3

4

18.

Слышать смех за своей

0

1

2

3

4

19.

Не понимать объяснений учителя

0

I

2

3

4

20.

Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем

0

1

2

3

4

21.

Слышать предсказания о космических катастрофах

0

1

2

3

4

22.

Выступать перед зрителями

0

1

2

3

4

23.

Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других

0

1

2

3

4

24.

С тобой не хотят играть

0

1

2

3

4

25.

Проверяются твои способности

0

1

2

3

4

26.

На тебя смотрят как на маленького

0

1

2

3

4

27.

На экзамене тебе достался 13-й билет

0

1

2

3

4

28.

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

0

1

2

3

4

29.

Оценивается твоя работа

0

1

2

3

4

30.

Не можешь справиться с домашним заданием

0

1

2

3

4

31.

Засыпать в темной комнате

0

1

2

3

4

32.

Не соглашаешься с родителями

0

1

2

3

4

33.

Берешься за новое дело

0

1

2

3

4

34.

Разговаривать со школьным психологом

0

1

2

3

4

35.

Думать о том, что тебя могут «сглазить»

0

1

2

3

4

36.

Замолчали, когда ты подошел (подошла)

0

1

2

3

4

37.

Слушать страшные истории

0

1

2

3

4

38.

Спорить со своим другом (подругой)

0

1

2

3

4

39.

Думать о своей внешности

0

1

2

3

4

40.

Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах

0

1

2

3

4

 

 

Ключ к шкале личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан

Субшкала Пункты шкалы
Школьная тревожность 1 5 7 11 12 16 19 28 30 34
Самооценочная тревожность 3 6 8 13 17 20 25 29 33 39
Межличностная тревожность 2 9 15 18 22 24 26 32 36 38
Магическая тревожность 4 10 14 21 23 27 31 35 37 40

Сумма сырых баллов по видам тревожности дает бал по уровню общей тревожности.

Сырые баллы по видам тревожности и по общей тревожности переводятся в стены (1-10 баллов). А.М. Прихожан предлагает выделять пять уровней личностной тревожности:

  1. «чрезмерного спокойствия» — 1-2 балла,
  2. соответствующего норме – 3 -6 баллов,
  3. несколько завышенного – 7-8 баллов,
  4. очень высокого – 9 баллов,
  5. явно завышенного -10 баллов.

Нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная, конструктивная тревожность).

Высокий уровень тревожности является субъективным показателем проявления психического неблагополучия. Как отмечают исследователи, у людей с повышенным уровнем тревожности наблюдаются сходные черты характера. Они обычно беспокойны и склонны к цикличности мышления, обладают аналитическим складом ума и подвержены мучительным навязчивым страхам. В характере таких людей наблюдается  стремление к полной определенности во всем и завышенные требования к себе и окружающим. Одобрение окружающих и попытка постоянного самоконтроля становятся важнейшим критерием их самооценки. Постоянное ожидание, связанное со страхом негативных событий, занимает значительное место в их сознании, и при малейшей угрозе или необычных обстоятельствах оно проявляется в бурной реакции на происходящее.


Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

dip-psi.ru

Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) « Психологические тесты

Назначение теста

Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale – CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.

Описание теста

Шкала была разработана американскими психологами A.Castaneda, В.R.McCandless, D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлор ( J.A.Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М.Прихожан. Поданным авторов и пользователей, детский вариант шкалы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7-12 лет из различных регионов страны.

Инструкция к тесту

На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: верно и неверно. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, поставь галочку в колонке Верно, если нет – в колонке Неверно. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд. Давай потренируемся:

УтвержденияВерноНеверно
1. Ты мальчик.  
2. Тебе нравится играть на улице, а не дома.  
3. Твой любимый урок – математика.  

Примечание

  • Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен.
  • Примерное время выполнения теста – 15-25 мин.
Тестовый материал
УтвержденияВерноНеверно
1Тебе трудно думать о чем-нибудь одном.
2Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, когда ты что-нибудь делаешь.
3Тебе очень хочется во всем быть лучше всех.
4Ты легко краснеешь.
5Все, кого ты знаешь, тебе нравятся.
6Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце.
7Ты очень сильно стесняешься.
8Бывает, что тебе хочется оказаться как можно дальше отсюда.
9Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя.
10В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать.
11В глубине души ты многого боишься.
12Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой.
13Ты боишься остаться дома в одиночестве.
14Тебе трудно решиться на что-либо.
15Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что тебе хочется.
16Часто тебя что-то мучает, а что – не можешь понять.
17Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо.
18Тебя беспокоит, что тебе скажут родители.
19Тебя легко разозлить.
20Часто тебе трудно дышать.
21Ты всегда хорошо себя ведешь.
22У тебя потеют руки.
23В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям.
24Другие ребята удачливее тебя.
25Для тебя важно, что о тебе думают другие.
26Часто тебе трудно глотать.
27Часто волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имело значения.
28Тебя легко обидеть.
29Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно, так, как следует.
30Ты никогда не хвастаешься.
31Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться.
32Вечером тебе трудно уснуть.
33Ты очень переживаешь из-за оценок.
34Ты никогда не опаздываешь.
35Часто ты чувствуешь неуверенность в себе.
36Ты всегда говоришь только правду.
37Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает.
38Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь плохо».
39Ты боишься темноты.
40Тебе трудно сосредоточиться на учебе.
41Иногда ты злишься.
42У тебя часто болит живот.
43Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной комнате.
44Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать.
45У тебя часто болит голова.
46Ты беспокоишься, что с твоими родителям и что-нибудь случится.
47Ты иногда не выполняешь свои обещания.
48Ты часто устаешь.
49Ты часто грубишь родителям и другим взрослым.
50Тебе нередко снятся страшные сны.
51Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой.
52Бывает, что ты врешь.
53Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое.
Ключ к тесту

Ключ к субшкале «социальной желательности» (номера пунктов CMAS)

  • Ответ «Верно»: 5, 17, 21, 30, 34, 36.
  • Ответ «Неверно»: 10, 41, 47, 49, 52.

Критическое значение по данной субшкале – 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.

Ключ к субшкале тревожности

  • Ответы «Верно»: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12,13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Обработка и интерпретация результатов теста

Предварительный этап

1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Как уже отмечалось, в CMAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.

2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т. е. подчеркивание одновременно и «верно», и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и т. п. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS . В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т. е. является показателем скрытой тревожности.

Основной этап

1. Подсчитываются данные по контрольной шкале – субшкале «социальной желательности».

2. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности.

3. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.

Тревожность. Таблица перевода «сырых» баллов в стены

СтеныПоловозрастные группы (результаты в баллах)
7 лет8-9 лет10-11 лет12 лет
дмдмдмдм
10-20-300-10-30-20-60-5
23-44-61-32-44-73-67-9 6-8
35-77-94-75-78-107-910-139-11
48-1010-128-118-1111-1410-1314-1612-14
511-1413-1512-1512-1415-1814-1617-2015-17
615-1816-1816-1915-1719-2117-2021-2318-20
719-2119-2120-2218-2022-2521-2324-2721-22
822-2522-2423-2621-2326-2824-2728-3023-25
926-2924-2627-3024-2629-3228-3031-3326-28
1029 и более27 и более31 и более27 и более33 и более31 и более34 и более29 и более

Примечание к таблице норм:

  • д – нормы для девочек,
  • м – нормы для мальчиков.

4. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого.

Характеристика уровней тревожности

СтеныХарактеристикаПримечание
1-2Состояние тревожности испытуемому не свойственноПодобное «чрезмерное спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера
3-6Нормальный уровень тревожностиНеобходим для адаптации и продуктивной деятельности
7-8Несколько повышенная тревожностьЧасто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни
9Явно повышенная тревожностьОбычно носит «разлитой», генерализованный характер
10Очень высокая тревожностьГруппа риска
Источники
  • Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.60-64.

vsetesti.ru

Тест школьной тревожности — Начальные классы

Тест школьной тревожности Филлипса

Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.

Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности — эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности.

Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет».

Инструкция

«Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, не может быть верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ: «+», если Вы согласны с ним, или «—», если не согласны».

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «—», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50% от общего числа вопросов, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% — о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 видов тревожности. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы

вопросов

1. Общая тревожность в школе

2,4,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58

∑=22

2. Переживание социального стресса

5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44

∑=11

3. Фрустрация потребности в дос-тижении успеха

1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43

∑=13

4. Страх самовыражения

27,31,34,37,40,45

∑=6

5. Страх ситуации проверки знаний

2,7,12,16,21,26

∑=6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3,8,13,17,22

∑=5

7. Низкая физиологическая сопротив-ляемость стрессу

9,14,18,23,28

∑=5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2,6,11,32,35,41,44,47

∑=8

Содержательная характеристика видов (факторов) тревожности

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Представление результатов

1. Подсчитывается число несовпадений знаков («+» — да, «—» — нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: 50; 75) для каждого респондента. Эти данные представляются в виде индивидуальных диаграмм.

2. Подсчитывается число несовпадений по каждому измерению для всего класса (абсолютное значение в процентах: 50; .75). Данные представляются в виде диаграммы.

3. Подсчитывается количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50% и 75% (для всех факторов).

4. При повторных замерах представляются сравнительные результаты.

5. Собирается полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Полученные результаты можно представить в сводной таблице, включив в нее результаты, превышающие норму. Такой способ представления облегчит общий анализ результатов по классу в целом, а также сравнительный анализ данных по разным классам.

Текст опросника Филлипса
  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне знаний со всем классом?

  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

  8. Случается ли с тобой, что ты опасаешься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем как начать выполнять задание?

  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

  20. Похож ли ты на своих одноклассников?

  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

  26. Часто ли мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение остальных те ученики, которые не справляются с учебой?

  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?

  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

  40. Часто ли, отвечая на уроке, ты задумываешься о том, что думают о тебе в это время другие?

  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

  45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?

  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Сводная таблица результатов теста Филлипса

Класс__________ Дата проведения _________­­­­­­­­­­_____________

ФИ ученика

Показатели по видам (факторам) тревожности (в %)

1

2

3

4

5

6

7

8

трев.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Примечание: номера факторов в таблице соответствуют видам тревожности, описанным в тексте.

Фамилия, имя _________________________________________________________________

Класс __________________ Дата проведения _______________________________________

1

11

21

31

41

51

2

12

22

32

42

52

3

13

23

33

43

53

4

14

24

34

44

54

5

15

25

35

45

55

6

16

26

36

46

56

7

17

27

37

47

57

8

18

28

38

48

58

9

19

29

39

49

10

20

30

40

50

Фамилия, имя _________________________________________________________________

Класс __________________ Дата проведения _______________________________________

1

11

21

31

41

51

2

12

22

32

42

52

3

13

23

33

43

53

4

14

24

34

44

54

5

15

25

35

45

55

6

16

26

36

multiurok.ru