Тесты на суицидальные наклонности подростков – Тесты по выявлению суицидальных наклонностей у обучающихся 5-9 классов

Тест по психологии (5 класс) на тему: Диагностика суицидального поведения подростков.

Тест на одиночество.

Методика субъективного ощущения одиночества

Д. Рассела и М. Фергюсона

Описание: Данный  диагностический тест-опросник предназначен для определения уровня одиночества, насколько человек ощущает себя одиноким.

Феномен одиночества заключается в том, что чувство одиночества воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее.

Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности. Чувство одиночества побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой “болезни”, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.

В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак своей самости; оно сообщает человеку, «кто я такой в этой жизни». Одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания. 

Тест насколько ты одинок?  Методика субъективного ощущения одиночества  Д.Рассела и М. Фергюсона:

Инструкция.

Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Текст опросника (вопросы).

 

 

Утверждения

 

Часто

 

Иногда

 

Редко

 

Никогда

1

Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

 

 

 

 

2

Мне не с кем поговорит

 

 

 

 

3

Для меня невыносимо быть таким одиноким

 

 

 

 

4

Мне не хватает общения

 

 

 

 

5

Я чувствую, будто никто не понимает меня

 

 

 

 

6

Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне

 

 

 

 

7

Нет никого, к кому бы я мог обратиться

 

 

 

 

8

Я сейчас больше ни с кем не близок

 

 

 

 

9

Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи

 

 

 

 

10

Я чувствую себя покинутым

 

 

 

 

11

Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает

 

 

 

 

12

Я чувствую себя совершенно одиноким

 

 

 

 

13

Мои социальные отношения и связи поверхностны

 

 

 

 

14

Я умираю от тоски по компании

 

 

 

 

15

В действительности никто как следует не знает меня

 

 

 

 

16

Я чувствую себя изолированным от других

 

 

 

 

17

Я несчастен, будучи таким отверженным

 

 

 

 

18

Мне трудно заводить друзей

 

 

 

 

19

Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

 

 

 

 

20

Люди вокруг меня, но не со мной

 

 

 

 

 

Обработка, ключ к тесту на чувство одиночества.

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. 
Сумма ответов «часто» умножается на 3, «иногда» — на 2, «редко» — на 1 и «никогда» — на 0. 
Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов.

Интерпретация

высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов,

от 20 до 40 баллов — средний уровень одиночества,

от 0 до 20 баллов — низкий уровень одиночества.

 

Чувства, которые ассоциируются с одиночеством

Факторный анализ эмоциональных состояний одинокого человека 

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Фактор 4

отчаяние

депрессия

невыносимая скука

самоуничижение

Отчаяние

Тоска

Нетерпеливость

Ощущение собственной непривлекательности

Паника

Подавленность

Скука

Никчемность

Беспомощность

Опустошенность

Желание к перемене

Ощущение собственной глупости

Напуганность

Изолированность

Скованность

Застенчивость

Утрата надежды

Жалость к себе

Раздражительность

Незащищенность

Покинутость

Меланхолия

Неспособность взять себя в руки

 Отчужденность

Ранимость

Тоска по конкретному человеку

 

 

 

Факторный анализ причин одиночества 

Фактор 1:

Фактор 2:

Фактор 3:

Фактор 4:

Фактор 5:

свобода от привязанностей

отчужденность

уединенность

вынужденная изоляция

перемена места

Отсутствие супруга

Чувствую себя «белой вороной»

«Прихожу домой в пустой дом»

Привязанность к дому

Пребывание вдали от дома

Отсутствие партнера

Непонимание со стороны других

«Всеми покинут»

Прикован к постели

Новое место работы или учебы

Разрыв отношений с супругом,
с любимым

Никчемность

 

Отсутствие средств

Слишком частые переезды или передвижения

 

Отсутствие близких друзей

 

 

Частые разъезды

 

Факторный анализ реакций на одиночество 

Фактор 1:

Факто 2:

Фактор 3:

Фактор 4:

печальная пассивность

активное уединение

прожигание денег

социальный контакт

Плачу

Учусь или работаю

Транжирю деньги

Звоню другу

Сплю

Пишу

Делаю покупки

Иду к кому-нибудь в гости

Сижу и размышляю

Слушаю музыку

 

 

Ничего не делаю

Делаю зарядку

 

 

Переедаю

Гуляю

 

 

Принимаю транквилизаторы

Занимаюсь любимым делом

 

 

Смотрю телевизор

Хожу в кино

 

 

Пью или «отключаюсь»

Читаю
Музицирую

 

 

nsportal.ru

Тест на суицидальные наклонности: опросник суицидального риска

1.Вам кажется, что вы реагируете на внешнюю реальность острее, чем другие.

Верно

Неверно

2.Вы часто пребываете в негативном состоянии.

Верно

Неверно

3.Вы уже потеряли надежду добиться желаемых результатов в жизни.

Верно

Неверно

4.Если начатое дело заканчивается провалом, вы не чувствуете сил и желания начинать другое дело.

Верно

Неверно

5.Вы уверены, что вам не везет в жизни.

Верно

Неверно

6.Учеба стала даваться труднее, чем раньше.

Верно

Неверно

7.Другие люди более счастливы, чем вы.

Верно

Неверно

8.Вы убеждены, что в смерти заключено искупление грехов.

Верно

Неверно

9.Только морально сильный человек способен на самоубийство.

Верно

Неверно

10.Вы можете безудержно смеяться или плакать без видимой причины.

Верно

Неверно

11.Люди, которые слишком дружелюбны по отношению к вам, вызывают недоверие.

Верно

Неверно

12.Вы убеждены, что ваша жизнь обречена.

Верно

Неверно

13.Никто не окажет помощь другому, если ему это невыгодно или доставляет неудобство.

Верно

Неверно

14.Ни один человек вас не понимает.

Верно

Неверно

15.Человек, оставляющий без присмотра какую-либо ценность наедине с другим человеком, виноват в той же степени, что и тот, кто ее похитил.

Верно

Неверно

16.У вас никогда не было ситуаций, после которых казалось, что жизнь кончена.

Верно

Неверно

17.Как правило, вас устраивает ваша жизнь.

Верно

Неверно

18.Вы убеждены, что нужно вовремя остановиться и завершить какое-либо дело.

Верно

Неверно

19.У вас есть люди, которые своим мнением и решениями могут сильно повлиять на вашу жизнь и даже ее изменить.

Верно

Неверно

20.Если вас кто-то обидел, вы стремитесь донести до обидчика, что он был не прав и поступил плохо.

Верно

Неверно

21.Часто ваши переживания мешают вам говорить.

Верно

Неверно

22.Иногда у вас появляется чувство, что вы оказались в более несправедливых условиях, чем другие.

Верно

Неверно

23.Порой у вас возникает чувство, что вы поступили ужасно плохо.

Верно

Неверно

24.Вы не видите свое будущее светлым и радужным.

Верно

Неверно

25.Большая часть людей добивается успеха нечестным путем.

Верно

Неверно

26.Нельзя строить серьезные планы на будущее, поскольку оно слишком туманно и расплывчато.

Верно

Неверно

27.Немногие люди испытали то, что довелось пережить вам.

Верно

Неверно

28.Вы так остро реагируете на неприятности, что мысли об этом не выходят у вас из головы.

Верно

Неверно

29.Иногда вы бываете импульсивны и действуете без раздумий.

Верно

Неверно

tayniymir.com

Тест на тему: Диагностика .Суицид

«Одиночество» опросник С.Г. Корчагиной

Опросник позволяет диагностировать глубину переживания одиночества.

Инструкция.

Вам предлагается 12 вопросов и 4 варианта ответов на них. Выберите тот, который наиболее соответствует вашему представлению о себе.

а) всегда; б) часто; в) иногда; г) никогда.

Опросник

1.Бывает ли так, что Вы не находите понимания у близких (друзей)?

2.Возникает ли у Вас мысль, что по-настоящему Вы никому не нужны?

3.Бывает ли у Вас ощущение собственной заброшенности, покинутости в мире?

4.Испытываете ли Вы недостаток в дружеском общении?

5.Бывает ли у Вас чувство острой тоски по чему-то безвозвратно ушедшему, потерянному навсегда?

6.Чувствуете ли Вы перегруженность поверхностными социальными контактами, не дающими возможность истинного человеческого общения?

7.Присутствует ли у Вас ощущение собственной зависимости от других людей?

8.Способны ли Вы сейчас к истинному сопереживанию горя другого человека?

9.Можете ли Вы выразить человеку свое сопереживание, понимание, сочувствие?

10.Бывает ли так, что успех или везение другого человека вызывает у Вас чувство своей ущемленности, сожаление по поводу собственных неудач?

11.Проявляете ли Вы свою самостоятельность в решении сложных жизненных ситуаций?

12.Чувствуете ли Вы в себе достаточный резерв возможностей для того, чтобы самостоятельно решать жизненные задачи?

Обработка результатов и интерпретация

Этот опросник обрабатывается достаточно просто. Ответам испытуемого приписываются

следующие баллы: всегда – 4, часто – 3, иногда – 2, никогда – 1.

Ключ для измерения выраженности одиночества

12-16 баллов – человек не переживает сейчас одиночество;

17-27 баллов – неглубокое переживание возможного одиночества;

28-38 – глубокое переживание актуального одиночества;

39-48 – очень глубокое переживание одиночества, погруженность в это

состояние.

Притча 1.ДЕТИ И РЕКА

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто

держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» — спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем

пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

Притча 2.В РУКАХ СУДЬБЫ

Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов было в десять раз больше. Он знал, что победит, но его солдаты сомневались. По дороге он остановился у святыни и сказал своим людям:

— После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орел, мы победим, если решка — проиграем. Судьба держит нас в руках.

Нобунага вошел в святыню и молча помолился. Выйдя, он бросил монетку. Выпал орел. Его солдаты так рвались в бой, что легко выиграли битву.

— Никто не может изменить судьбу, — сказал ему слуга после битвы

— Конечно, нет, — ответил Нобунага, показывая ему монетку, у которой с обеих сторон был орел.

Притча 3ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?»

Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко

держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их

ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Все в твоих рук

Тест «Ваши суицидальные наклонности»(З. Королёва)

Цель:

определение суицидальных наклонностей субъекта.

Инструкция. Перед вами некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена черным. Закончите рисунок, придайте фигуре завершенность. Для этого вам нужно закрасить все части фигуры таким образом, чтобы картина вам самим понравилась.

Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном настроении духа. Вас что-то гнетет, вы переживаете из-за каких-то событий или беспокоитесь о чем-то важном для вас, однако это состояние временное и оно обязательно пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не понимаете тех, кто готов с ней добровольно расстаться.

Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только ОБВЕЛИ ЕЕ, то это говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда не позволите себе поддаться слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это преступлением по отношению к самому себе, близким людям и окружающему вас миру. Как бы ни была трудна жизнь, вы будете жить, вы готовы бороться со всеми жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия.

Если вы ЗАКРАСИЛИ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТЕЙ ФИГУРЫ, то это значит, что при определенных обстоятельствах вы могли бы задуматься о самоубийстве, и если бы все обернулось против вас, то, возможно, даже предприняли бы такую попытку. Но, на ваше счастье, вы оптимист по натуре и поэтому обстоятельства крайне редко кажутся вам совсем ужасными, вы всегда видите свет в конце тоннеля.

Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ЛЕВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о вашей душевной ранимости и чрезмерной чувствительности, вы остро воспринимаете несправедливость жизни и страдаете от этого. Вы склонны к суициду, и иной раз единственное, что вас останавливает перед решительным шагом, — это ваша любовь к вашим близким людям. Вы не хотите причинять им боль и поэтому подавляете в себе суицидальные наклонности.

Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ПРАВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что вы зачастую используете свои суицидальные наклонности с выгодой для себя: вы шантажируете своих близких своим возможным самоубийством, заставляете их выполнять ваши требования. Вы несправедливы, с вами очень тяжело жить.

Если вы ПРОДОЛЖИЛИ ЗАКРАШИВАНИЕ ЗАДАННОЙ ЧАСТИ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что подсознательно вы подумываете о смерти, ваше мортидо развито столь же сильно, как и либидо. Однако внешне ваши суицидальные наклонности не проявляются, они вырвутся наружу только при удобном случае.

        

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)

Цель: экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование

Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов ставить в случае согласия с утверждением «+», в случае несогласия с утверждением «–»

  1. Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.
  2. Вас часто одолевают мрачные мысли.
  3. Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.
  4. В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.
  5. Вам определенно не везет в жизни.
  6. Учиться Вам стало труднее, чем раньше.
  7. Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.
  8. Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.
  9. Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.
  10. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
  11. Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.
  12. Вы считаете себя обреченным человеком.
  13. Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.
  14. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
  15. Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.
  16. В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.
  17. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
  18. Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.
  19. В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.
  20. Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.
  21. Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.
  22. Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.
  23. Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.
  24. Будущее представляется Вам довольно беспросветным.
  25. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.
  26. Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.
  27. Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.
  28. Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.
  29. Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.

Обработка результатов 

По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса (см. Таблицу №1). Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.

Таблица №1 (ключ) 

Субшкальный диагностическийкоэффициент

Номера суждений

Индекс

Демонстративность

12, 14, 20, 22, 27

1, 2

Аффективность

1, 10, 20, 23, 28, 29

1, 1

Уникальность

1, 12, 14, 22, 27

1, 2

Несостоятельность

2, 3, 6, 7, 17

1, 5

Социальный пессимизм

5, 11, 13, 15, 17, 22, 25

1

Слом культурных барьеров

8, 9, 18

2, 3

Максимализм

4, 16

3, 2

Временная перспектива

2, 3, 12, 24, 26, 27

1, 1

Антисуицидальный фактор

19, 21

3, 2

Cодержание субшкальных диагностических концептов 

Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи». Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда «диалог с миром» может зайти слишком далеко.

Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте – аффективная блокада интеллекта.

Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом «непроницаемости» для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.

Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога – «Я плох».

Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога «Вы все недостойны меня».

Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте — инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об «экзистенции смерти». Одна из возможных внутренних причин культа смерти – доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: «Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования».

Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.

Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.

Атисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.

Бланк ответов 

Номер утверждения

+ / –

Номер утверждения

+ / –

1

 

16

 

2

 

17

 

3

 

18

 

4

 

19

 

5

 

20

 

6

 

21

 

7

 

22

 

8

 

23

 

9

 

24

 

10

 

25

 

11

 

26

 

12

 

27

 

13

 

28

 

14

 

29

 

15

 

 

 

nsportal.ru

Диагностика суицидального поведения подростков.

Диагностика суицидального поведения подростков.

Последние 10-12 лет проблеме суицида в нашей стране уделяется все больше внимания. Это связано с заметным ростом числа самоубийств в нашей стране.

Попытки самоубийств в младшем школьном возрасте крайне редки. С 14-15 лет суицидальная активность начинает возрастать.

А.Г.Амбрумова считает, что суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей воспитания; неблагоприятного социального окружения; совокупности индивидуальных особенностей личности, таких как личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, отсутствие осознанного стремления к жизни.

Под социокультурными особенностями воспитания подразумевается культура той страны, в которой вырос подросток, ее обычаи, традиции, законы, религия, уровень экономического развития. Все эти условия воздействуют на личность подростка и во многом определяют его представления о жизни и смерти.

Наличие неблагоприятного социального окружения – обычно основная причина, побуждающая подростка к совершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти или потерять опору, поддерживающую его в жизни. Анализ причин подросткового суицида с этой точки зрения позволил сгруппировать их вокруг трех основных факторов:

  1. Взаимоотношения с родителями зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативных отношений;

  2. Проблемы в школе связаны с личностью учителя (авторитарной, попустительской и сотрудничающей), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой и т.д.) и личностным отношением к успеваемости, фактора жизненных перспектив;

  3. Взаимоотношения со сверстниками – общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом).

Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод, что подростки, совершающие попытку самоубийства, имеют личностные особенности, располагающие в определенных ситуациях к подобному типу поведения. Поэтому в психологии важно разработать пакет диагностических методик, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотерапевтическую помощь.

Преимущество предложенных методик состоит в простоте проведения и минимальных затратах времени при обработке результатов, и при этом позволяют достаточно точно выявить индивидуальные особенности, располагающие к суицидальному поведению.

Методики рассчитаны на возраст 16 – 17 лет.

При выборе пакета методик авторы исходили из того, что такие психологические особенности, как личностная тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, а также негативное восприятие окружающего и отсутствие осознанного стремления к жизни влияют на способ реагирования подростка в неблагоприятной ситуации.

Пакет диагностических методик включает в себя опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому возрасту, и метод «Незаконченные предложения».

Опросник Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

Метод «Незаконченные предложения» является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки.

Тест включает 30 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 11 групп. Некоторые группы предложений имеют отношение к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование без обработки занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Процедура тестирования с помощью проективных тестов (ТАТ, Роршаха, Розенцвейга, пиктограммы и др.) позволяет распознать неосознаваемые, скрытые тенденции, однако, она требует много времени и длительного напряжения от экспериментатора.

Н.В.Агадзе и Л.М.Кульгавин предлагают применять цикл методик, состоящих из 4 последовательно проводимых тестов: опросник состояния реактивной тревожности Спилберга, цветовой тест Люшера, методики определения агрессивности и методики определения аутоагрессивности.

Опросник Г.Айзенка.

«Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2, если не совсем подходит – цифру 1, если не подходит – 0».

Подходит

Не совсем

Не подходит

1. Часто я не уверен в своих силах

2

1

0

2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход

2

1

0

3. Я часто оставляю за собой последнее слово

2

1

0

4. Мне трудно менять свои привычки

2

1

0

5. Я часто из-за пустяков краснею

2

1

0

6. Неприятности меня сильно расстраивают и я падаю духом

2

1

0

7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.

2

1

0

8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое

2

1

0

9. Я часто просыпаюсь ночью

2

1

0

10. При крупных неприятностях я виню только себя.

2

1

0

11. Меня легко рассердить

2

1

0

12. Я очень осторожен по отношению к переменам в своей жизни

2

1

0

13. Я легко впадаю в уныние

2

1

0

14. несчастия и неудачи меня ничему не учат

2

1

0

15. Мне приходится часто делать замечания другим

2

1

0

16. В споре меня трудно переубедить

2

1

0

17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности

2

1

0

18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной

2

1

0

19. Я хочу быть авторитетом для окружающих

2

1

0

20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться

2

1

0

21. Меня пугают трудности, с которыми мне придется встретиться в жизни

2

1

0

22. Нередко я чувствую себя беззащитным

2

1

0

23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха

2

1

0

24. Я легко сближаюсь с людьми

2

1

0

25. Я часто копаюсь в своих недостатках

2

1

0

26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния

2

1

0

27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь

2

1

0

28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется

2

1

0

29. меня легко убедить

2

1

0

30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности

2

1

0

31. Я предпочитаю руководить, а не подчиняться

2

1

0

32. Нередко я проявляю упрямство

2

1

0

33. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски

2

1

0

34. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.

2

1

0

35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция

2

1

0

36. Я неохотно иду на риск

2

1

0

37. Я с трудом переношу время ожидания

2

1

0

38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки

2

1

0

39. Я мстителен

2

1

0

40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.

2

1

0

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Ключ:

  1. Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

  2. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

  3. Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

  4. Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. Ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале – «8 — 14». Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.

Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:

  • личностная тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, порогом возникновения реакции тревоги;

  • фрустрация — психическое состояние характеризующаяся низким, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;

  • агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;

  • ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Наиболее информативными показателями риска можно считать личностную тревожность и фрустрацию, но надо заметить, что лишь на основании этого теста нельзя сделать достоверные выводы о наличии риска совершения суицида.

«Незаконченные предложения».

Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».

  1. Думаю, что мой отец редко ____________________________

  2. Если все против меня, то ______________________________

  3. Будущее кажется мне _________________________________

  4. Знаю, что глупо, но боюсь _____________________________

  5. Идеалом женщины (мужчины) для меня является ____________________________________________________

  6. По сравнению с большинством других семей моя семья ____________________________________________________

  7. Моя мать и я _________________________________________

  8. Я сделал бы все, чтобы забыть __________________________

  9. Я мог бы быть очень счастливым, если бы ________________

  10. В школе мои учителя _________________________________

  11. Не люблю людей, которые ____________________________

  12. Моя семья обращается со мной как с ____________________

  13. Я хотел бы, чтобы мой отец ___________________________

  14. Моя наибольшая слабость заключается в том _____________

  15. Моим скрытным желанием в жизни _____________________

  16. Наступит тот день, когда ______________________________

  17. Хотелось бы мне перестать бояться _____________________

  18. Считаю, что большинство матерей _____________________

  19. Я часто чувствую себя виноватым, если _________________

  20. Больше всего я хотел бы в жизни _______________________

  21. Когда буду старым ___________________________________

  22. Моим самым живым воспоминанием детства является ____________________________________________________

  23. Когда я был ребенком, моя семья _______________________

  24. Я люблю свою мать, но _______________________________

  25. Самое худшее, что мне случилось совершить, это ____________________________________________________

26. Завтра я ____________________________________________

27. Когда я закончу школу ________________________________

28. Наступит день, когда _________________________________

29. Если бы я был учителем ______________________________

30. Я хочу жить, потому что ______________________________

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Например,

«Большинство известных мне семей …

  1. Несчастливы, недружные, распались — 2б.

  2. Нервные, не очень дружные — 1б.

  3. Все одинаковы — 0б.

КЛЮЧ

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.

Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающую систему личностных отношений.

Информативными в плане диагностики суицидального поведения являются все утверждения, направленные на планирование собственной жизни, на отношение к будущему, т.е. это вопросы № 3, 16, 21, 26, 27, 28, 30. У детей, склонных у суицидальному поведению наблюдается негативное отношение к окружающему, они не имеют планов на будущее или не могут их сформулировать достаточно четко.

Таким образом, критериями определения суицидальной направленности будут являться: повышенная личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения этой задачи, а также отсутствие осознанного стремления к жизни. Риск совершения суицида возрастает тем больше, чем ярче выражены перечисленные особенности.

Коррекционная работа с суицидентами и подростками, имеющими указанные выше особенности, должна быть рассчитана на снижение уровня личностной тревожности и фрустрации, на осознание подростком стремления к сохранению собственной жизни, новое восприятие окружающего и умения строить планы на будущее и реализовывать их.

Кроме этого существуют приемы, которые психологи используют после того, как работа с суицидентом проведена. Они необходимы для того, чтобы проверить эффективность проведения психотерапевтической работы. Например, В.Франкл предлагал пациентам расположить значимые события в прошлом и предполагаемые на прямой, символизирующей жизнь. Отказ человека отметить события будущего считался тревожным признаком.

infourok.ru

Тестовый материал по выявлению «Суицидального поведения подростков»

Диагностика суицидального поведения подростков.

Последние 10-12 лет проблеме суицида в нашей стране уделяется все больше внимания. Это связано с заметным ростом числа самоубийств в нашей стране.

Попытки самоубийств в младшем школьном возрасте крайне редки. С 14-15 лет суицидальная активность начинает возрастать.

А.Г.Амбрумова считает, что суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей воспитания; неблагоприятного социального окружения; совокупности индивидуальных особенностей личности, таких как личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, отсутствие осознанного стремления к жизни.

Под социокультурными особенностями воспитания подразумевается культура той страны, в которой вырос подросток, ее обычаи, традиции, законы, религия, уровень экономического развития. Все эти условия воздействуют на личность подростка и во многом определяют его представления о жизни и смерти.

Наличие неблагоприятного социального окружения – обычно основная причина, побуждающая подростка к совершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти или потерять опору, поддерживающую его в жизни. Анализ причин подросткового суицида с этой точки зрения позволил сгруппировать их вокруг трех основных факторов:

  1. Взаимоотношения с родителями зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативных отношений;

  2. Проблемы в школе связаны с личностью учителя (авторитарной, попустительской и сотрудничающей), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой и т.д.) и личностным отношением к успеваемости, фактора жизненных перспектив;

  3. Взаимоотношения со сверстниками – общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом).

Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод, что подростки, совершающие попытку самоубийства, имеют личностные особенности, располагающие в определенных ситуациях к подобному типу поведения. Поэтому в психологии важно разработать пакет диагностических методик, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотерапевтическую помощь.

Преимущество предложенных методик состоит в простоте проведения и минимальных затратах времени при обработке результатов, и при этом позволяют достаточно точно выявить индивидуальные особенности, располагающие к суицидальному поведению.

Методики рассчитаны на возраст 16 – 17 лет.

При выборе пакета методик авторы исходили из того, что такие психологические особенности, как личностная тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, а также негативное восприятие окружающего и отсутствие осознанного стремления к жизни влияют на способ реагирования подростка в неблагоприятной ситуации.

Пакет диагностических методик включает в себя опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому возрасту, и метод «Незаконченные предложения».

Опросник Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

Метод «Незаконченные предложения» является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки.

Тест включает 30 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 11 групп. Некоторые группы предложений имеют отношение к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование без обработки занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Процедура тестирования с помощью проективных тестов (ТАТ, Роршаха, Розенцвейга, пиктограммы и др.) позволяет распознать неосознаваемые, скрытые тенденции, однако, она требует много времени и длительного напряжения от экспериментатора.

Н.В.Агадзе и Л.М.Кульгавин предлагают применять цикл методик, состоящих из 4 последовательно проводимых тестов: опросник состояния реактивной тревожности Спилберга, цветовой тест Люшера, методики определения агрессивности и методики определения аутоагрессивности.

Опросник Г.Айзенка.

«Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2, если не совсем подходит – цифру 1, если не подходит – 0».

Вопросы анкеты

Подходит

Не совсем

Не подходит

1. Часто я не уверен в своих силах

2

1

0

2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход

2

1

0

3. Я часто оставляю за собой последнее слово

2

1

0

4. Мне трудно менять свои привычки

2

1

0

5. Я часто из-за пустяков краснею

2

1

0

6. Неприятности меня сильно расстраивают и я падаю духом

2

1

0

7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.

2

1

0

8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое

2

1

0

9. Я часто просыпаюсь ночью

2

1

0

10. При крупных неприятностях я виню только себя.

2

1

0

11. Меня легко рассердить

2

1

0

12. Я очень осторожен по отношению к переменам в своей жизни

2

1

0

13. Я легко впадаю в уныние

2

1

0

14. несчастия и неудачи меня ничему не учат

2

1

0

15. Мне приходится часто делать замечания другим

2

1

0

16. В споре меня трудно переубедить

2

1

0

17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности

2

1

0

18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной

2

1

0

19. Я хочу быть авторитетом для окружающих

2

1

0

20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться

2

1

0

21. Меня пугают трудности, с которыми мне придется встретиться в жизни

2

1

0

22. Нередко я чувствую себя беззащитным

2

1

0

23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха

2

1

0

24. Я легко сближаюсь с людьми

2

1

0

25. Я часто копаюсь в своих недостатках

2

1

0

26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния

2

1

0

27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь

2

1

0

28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется

2

1

0

29. меня легко убедить

2

1

0

30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности

2

1

0

31. Я предпочитаю руководить, а не подчиняться

2

1

0

32. Нередко я проявляю упрямство

2

1

0

33. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски

2

1

0

34. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.

2

1

0

35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция

2

1

0

36. Я неохотно иду на риск

2

1

0

37. Я с трудом переношу время ожидания

2

1

0

38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки

2

1

0

39. Я мстителен

2

1

0

40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.

2

1

0

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Ключ:

  1. Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

  2. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

  3. Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

  4. Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. Ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале – «8 — 14». Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.

Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:

  • личностная тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, порогом возникновения реакции тревоги;

  • фрустрация — психическое состояние характеризующаяся низким, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;

  • агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;

  • ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Наиболее информативными показателями риска можно считать личностную тревожность и фрустрацию, но надо заметить, что лишь на основании этого теста нельзя сделать достоверные выводы о наличии риска совершения суицида.

«Незаконченные предложения».

Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».

  1. Думаю, что мой отец редко ____________________________

  2. Если все против меня, то ______________________________

  3. Будущее кажется мне _________________________________

  4. Знаю, что глупо, но боюсь _____________________________

  5. Идеалом женщины (мужчины) для меня является ____________________________________________________

  6. По сравнению с большинством других семей моя семья ____________________________________________________

  7. Моя мать и я _________________________________________

  8. Я сделал бы все, чтобы забыть __________________________

  9. Я мог бы быть очень счастливым, если бы ________________

  10. В школе мои учителя _________________________________

  11. Не люблю людей, которые ____________________________

  12. Моя семья обращается со мной как с ____________________

  13. Я хотел бы, чтобы мой отец ___________________________

  14. Моя наибольшая слабость заключается в том _____________

  15. Моим скрытным желанием в жизни _____________________

  16. Наступит тот день, когда ______________________________

  17. Хотелось бы мне перестать бояться _____________________

  18. Считаю, что большинство матерей _____________________

  19. Я часто чувствую себя виноватым, если _________________

  20. Больше всего я хотел бы в жизни _______________________

  21. Когда буду старым ___________________________________

  22. Моим самым живым воспоминанием детства является ____________________________________________________

  23. Когда я был ребенком, моя семья _______________________

  24. Я люблю свою мать, но _______________________________

  25. Самое худшее, что мне случилось совершить, это ____________________________________________________

26. Завтра я ____________________________________________

27. Когда я закончу школу ________________________________

28. Наступит день, когда _________________________________

29. Если бы я был учителем ______________________________

30. Я хочу жить, потому что ______________________________

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Например,

«Большинство известных мне семей …

  1. Несчастливы, недружные, распались — 2б.

  2. Нервные, не очень дружные — 1б.

  3. Все одинаковы — 0б.

КЛЮЧ

Группы предложений

№№ заданий

1.

Отношение к отцу

1, 13

2.

Отношение к матери

7, 18, 25

3.

Отношение к себе

2,14, 26

4.

Нереализованные возможности

9, 15, 20

5.

Отношение к будущему

3, 16, 21

6.

Отношение к школе, к учителям

10, 29

7.

Страхи и опасения

4, 17

8.

Отношение к своему прошлому

22

9.

Отношение к семье

6, 12, 23

10

Чувство вины

8, 19, 25

11

Планы, идеалы

5, 27, 28, 30

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.

Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающую систему личностных отношений.

Информативными в плане диагностики суицидального поведения являются все утверждения, направленные на планирование собственной жизни, на отношение к будущему, т.е. это вопросы № 3, 16, 21, 26, 27, 28, 30. У детей, склонных у суицидальному поведению наблюдается негативное отношение к окружающему, они не имеют планов на будущее или не могут их сформулировать достаточно четко.

Таким образом, критериями определения суицидальной направленности будут являться: повышенная личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения этой задачи, а также отсутствие осознанного стремления к жизни. Риск совершения суицида возрастает тем больше, чем ярче выражены перечисленные особенности.

Коррекционная работа с суицидентами и подростками, имеющими указанные выше особенности, должна быть рассчитана на снижение уровня личностной тревожности и фрустрации, на осознание подростком стремления к сохранению собственной жизни, новое восприятие окружающего и умения строить планы на будущее и реализовывать их.

Кроме этого существуют приемы, которые психологи используют после того, как работа с суицидентом проведена. Они необходимы для того, чтобы проверить эффективность проведения психотерапевтической работы. Например, В.Франкл предлагал пациентам расположить значимые события в прошлом и предполагаемые на прямой, символизирующей жизнь. Отказ человека отметить события будущего считался тревожным признаком.

infourok.ru

Материал: Подборка методик для диагностики риска суицидального поведения

Программа профилактики суицидального поведения для учащихся 5–11-х классов

Д.Ю. Соловьева, педагог-психолог МАОУ СОШ № 31, г. Сыктывкар, Республика Коми

В настоящее время значительно вырос процентный показатель детских и подрастковых самоубиств, это порождает необходимость в детальном изучении причин и мотивов проявления суицидальных попыток

В условиях современного общества растет процентный показатель детских и подростковых самоубийств, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов их профилактики. Педагогу-психологу приходится сталкиваться с суицидальными мыслями и желаниями детей разного возраста. Это подводит к осознанию важности анализа отношения ребенка к жизни и смерти, его желания покончить с собой в контексте профилактической и психокоррекционной работы с детьми.

Одна из главных целей образования — создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. В рамках ее реализации в 2010 г. разработана программа профилактики суицидального поведения для учащихся 5-11-х классов.

Цель программы: профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Задачи:

  • выявить учащихся, входящих в суицидальную группу риска — с суицидальным поведением, суицидальными мыслями, имеющими попытки самоубийства;
  • оказать профилактическую, консультационную и коррекционную помощь учащимся, склонным к суицидальному поведению;
  • провести соответствующую просветительскую работу среди учителей, учащихся и их родителей.

Программа включает четыре этапа: просветительский, психодиагностический, коррекционно-развивающий и этап психологического сопровождения. Рассмотрим их подробнее.

1. Просветительский этап — беседы, лекции с учащимися, семинары для учителей, родительские собрания, проводимые педагогом-психологом с целью предоставления участникам мероприятия наиболее значимой информации по проблеме детского суицида.

Психологическая работа на данном этапе начинается с выступления педагога-психолога на классных часах и проведения беседы с учащимися по теме «Предотвращение самоубийства детей. Как помочь другу?» (приложение). Сразу отметим, что данную беседу следует проводить не во всех классах подряд, а только там, где она действительно необходима.

После ряда бесед педагог-психолог самостоятельно или совместно с учащимися оформляет информационный стенд «Если друг попал в беду» с указанием адресов и телефонов соответствующих служб в том городе, где находится ребенок (подросток), попавший в затруднительную ситуацию.

Можно также провести семинарское занятие с учителями «Предупреждение суицида среди учащихся. Основные признаки суицидального поведения»1. В процессе данного семинара учителя знакомятся с типами суицидального поведения, мотивами попыток самоубийства, узнают, кто из детей входит в группу риска по проблеме суицида (наиболее склонен к его совершению), каковы типичные поступки, жалобы и проявления суицидента.

При необходимости педагог-психолог посещает родительские собрания для беседы на тему: «Предупреждение суицида среди детей. Помощь родителей в преодолении трудностей ребенка»2. Родителям важно знать признаки (словесные, поведенческие, ситуационные), мотивы и факторы суицидального поведения, наиболее распространенные причины суицида среди детей и подростков.

2. Психодиагностический этап — выявление учащихся, входящих в группу суицидального риска (с суицидальным поведением, суицидальными мыслями и попытками самоубийства)3.

3. Коррекционно-развивающий этап — групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учащимися с целью развития личности, укрепления и совершенствования психологического здоровья, нормализации межличностных отношений, развития чувства собственного достоинства, преодоления неуверенности в себе.

4. Этап психологического сопровождения — сопровождение учащихся с суицидальным поведением или суицидальными попытками до момента окончания ими школы.

По данным французских психиатров, после того, как обследованные совершали попытку самоубийства и были проконсультированы, 22% все же заявляли, что вновь попытаются свести счеты с жизнью.

Педагогу-психологу рекомендуется завести специальную картотеку со списком детей, склонных к суицидальному поведению, и периодически проводить с ними профилактическую работу.

Работа по программе проводится в соответствии с циклограммой (таблица).

Циклограмма деятельности педагога-психолога в рамках программы профилактики суицидального поведения подростков

Мероприятие

Период проведения

Сентябрь4

Собеседование с классными руководителями

1-я неделя

Выявление классов с детьми, входящими в группу риска

Беседа с учащимися на тему: «Предотвращение самоубийства. Как помочь другу?» (приложение)

2-я неделя

Семинар для педагогов на тему: «Предупреждение суицида среди учащихся. Основные признаки суицидального поведения»

Родительское собрание на тему: «Предупреждение суицида среди детей. Помощь родителей по преодолению трудностей ребенка»

3-я неделя

Подготовка к скрининг-диагностике

4-я неделя

Октябрь

Проведение скрининг-диагностики руководителями выбранных классов

1-я неделя

Обсуждение с классными руководителями результатов скрининг-диагностики каждого ребенка

2-я неделя

Формирование списка детей, входящих в группу суицидального риска

Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) учащихся, входящих в группу суицидального риска

3-я неделя

Получение от родителей согласия на проведение психологической работы с учащимся

Индивидуальные консультации для учащихся, входящих в группу суицидального риска

4-я неделя

Ноябрь

Разработка схем углубленной диагностики детей, входящих в группу суицидального риска

1-я неделя

Углубленная диагностика детей, входящих в группу суицидального риска5

2-я неделя

Обработка и интерпретация результатов исследования каждого ребенка

Разработка рекомендаций

Индивидуальные консультации с учащимися, входящими в группу суицидального риска, по результатам диагностики

3-я неделя

Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики детей

Подготовка к проведению групповых практических занятий

4-я неделя

Декабрь

Групповые практические занятия для детей с суицидальным поведением на тему: «Мы выбираем жизнь!»

В течение месяца

Индивидуальные коррекционные занятия (по необходимости)

Январь

Повторная диагностика учащихся, входящих в группу суицидального риска, для определения результатов коррекционной работы

В течение месяца

Приложение

Беседа с учащимися на тему «Предотвращение самоубийства детей. Как помочь другу?»

Ход мероприятия

1. Вступительное слово педагога-психолога

Сегодня мы будем обсуждать очень трудную проблему. Попробуем разобраться в том, что такое суицид и суицидальная попытка. Поучимся распознавать признаки надвигающейся опасности. Узнаем, как не испугаться и помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса — именно выхода, а не ухода, ведь суицид — это уход от решения проблемы, наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения, — словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных проявлениях.

Обсуждение:

  • Были ли у вас или ваших друзей жизненные трудности, сложные ситуации, которые казались непреодолимыми?
  • Как вы (ваши друзья) вели себя при этом?
  • Что чувствовали, о чем думали?
  • Появлялись ли у вас в этот период мысли о смерти?
  • Как вы считаете, почему человек, когда ему плохо, начинает думать о смерти? Можно ли помочь ему выйти из этого состояния?

2. Что нужно знать о суициде

Для того чтобы правильно и своевременно оказать помощь человеку, который собирается совершить самоубийство, нужно располагать основной информацией о суициде и суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации об этом явлении, которая распространяется гораздо быстрее достоверной информации. В ходе нашей беседы вы получите сведения о суициде и узнаете правила поведения, которые необходимы для оказания эффективной помощи другу или знакомому, оказавшемуся в беде.

Итак, что необходимо знать о суициде.

1) Обычно суицид не происходит без предупреждения. Большинство людей, которые пытаются покончить с собой, почти всегда каким-либо образом предупреждают о своем намерении: говорят или делают что-то такое, что служит намеком, сигналом о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. Не делятся с окружающими своими планами расставания с жизнью лишь немногие. Обычно кто-либо из друзей все же оказывается в курсе дела.

2) Суицид можно предотвратить. Распространено мнение, согласно которому помешать человеку, который принял решение расстаться с жизнью, уже невозможно. Считается также, что, если ему не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова до тех пор, пока не добьется своего. В действительности же, молодые люди, как правило, пытаются покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляет опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени: от 24 до 72 часов. Если в это время кто-то вмешается в их планы и окажет им помощь, то они уже больше никогда не будут покушаться на свою жизнь.

3) Суициденты чаще всего психически здоровы. Поскольку в обществе суицидальное поведение принято считать ненормальным и нездоровым, многие ошибочно полагают, что суициденты не в себе. При этом их путают с психически больными людьми. Есть даже точка зрения, в соответствии с которой суициденты опасны не только для самих себя, но и для других. Да, они могут вести себя как психически нездоровые люди, однако это не является следствием психического заболевания, а их поступки и мысли неадекватны лишь в той степени, в какой неадекватным оказалось их положение. Кроме того, в большинстве своем суициденты не представляют опасности для других. Они могут быть раздражены, но их раздражение направлено исключительно на самих себя.

4) Тот, кто говорит о суициде, обычно совершает его. По статистике, из десяти покушавшихся на свою жизнь подростков семеро делились с другими своими планами. Тем не менее в обществе часто отмахиваются от тех, кто говорит о суициде. «Шутит, наверное, — думаем или говорим мы. — Делает вид» — или: «Говорит, чтобы привлечь к себе внимание!» и т. п. Не рискуйте жизнью вашего друга: раз он заговорил о самоубийстве — значит, это серьезно.

5) Суицид — не просто способ обратить на себя внимание. Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова человека о том, что он хочет покончить с собой. Им кажется, что этим он просто пытается обратить на себя внимание или что ему что-то нужно. Действительно, если ваш знакомый заговорил о самоубийстве, он хочет привлечь ваше внимание. Вместе с тем при этом он, скорее всего, не шутит. Какие уж тут шутки! Если вы — настоящие друзья, то в этой ситуации не пристало рассуждать о том, для чего ему понадобилось привлекать к себе ваше внимание. Нужно обратить внимание на то, что именно он говорит, а не рассуждать о том, чем он руководствуется, говоря о суициде. Значит, он решился на отчаянный шаг! Даже если подросток просто «делает вид», желая обратить на себя внимание, такое поведение свидетельствует о том, что у него что-то стряслось. Нужно прислушаться к его словам и серьезно отнестись к его угрозам.

6) Склонные к суициду подростки считают свои проблемы серьезными. Все люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию: то, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света.

Наверно, вы согласитесь с тем, что взгляды на жизнь у детей и взрослых обычно различаются. То, что для одних ужасно, для других — ерунда, и наоборот. Например, у подростка плохое настроение из-за того, что он поссорился со своим лучшим другом, а родители говорят: «Подумаешь, у тебя и без него друзей хватает». По-разному смотрят на жизнь не только родители и дети, даже у самых близких друзей может быть разная точка зрения на одни и те же вещи. То, что для одного здорово, для другого — паршиво, а для третьего — нормально.

7) Суицид — следствие не какой-то одной неприятности, а многих. Всем известно выражение о том, что последняя капля может переполнить чашу терпения. Причины, ведущие к суициду, подобны каплям, заполняющим чашу терпения. Каждая капля сама по себе — ничто. И двум, и десяти каплям не заполнить чашу доверху. А вот если этих капель не десять и даже не сто, а многие тысячи, то в какой-то момент чаша терпения переполнится. Обычно люди не совершают самоубийство из-за какой-то одной неприятности. Большей частью уйти из жизни пытаются из-за серии неудач.

8) Самоубийство может совершить каждый. Предотвращать суицид было бы проще, если бы его совершали только определенные подростки, но, к сожалению, установить тип суицидоопасного подростка невозможно. Дети из богатых семей подвержены суицидальному настроению ничуть не меньше, чем из семей нуждающихся. Суицид совершает не только тот, кто плохо учится и ни с кем не ладит, но и тот, у кого нет видимых проблем ни в школе, ни дома. Благополучие — вовсе не показатель, гарантирующий защиту от суицида. Важно не то, насколько благополучен человек, а то, что он говорит, делает и чувствует.

9) Чем лучше настроение у суицидента, тем больше риск попытки покончить с собой.Самоубийство подростка, который вроде бы уже вышел или выходит из кризиса, для многих становится полной неожиданностью. Однако совершивший суицидальную попытку человек возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, подтолкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно и дают о себе знать, вот почему этот этап наиболее опасен. Когда все опекавшие подростка люди вновь займутся своими делами, у него может возникнуть ощущение, что от него все отвернулись, и тогда в голову снова придет мысль совершить еще одну суицидальную попытку, чтобы вернуть внимание окружающих. В этом случае окружающим следует быть настороже.

Помните: вы можете предотвратить самоубийство! От заботливого, любящего человека, который находится рядом, зависит многое — он может спасти жизнь потенциальному суициденту.

Представьте, что кто-то из друзей поделился с вами своей тайной — сказал, что хочет покончить с собой. Согласитесь, если бы он не доверял вам, то и не делился бы с вами такой информацией. Возможно, он заговорил с вами об этом как раз потому, что не хотел умирать, и в качестве доверенного лица выбрал именно вас, потому что верил, что вы сможете понять его.

3. Как распознать признаки суицида

Нужно обращать внимание на тех друзей и знакомых, которые вдруг начинают странно, непривычно вести себя. Большинство суицидентов словно подает предупреждающие знаки о том, что нуждается в помощи.

Угроза совершить суицид. Как правило, суицидальные подростки прямо или косвенно дают своим друзьям и близким понять, что собираются уйти из жизни.

Словесные предупреждения. Не исключено, что ваш родственник или знакомый задумал совершить самоубийство, если он произносит фразы типа:

  • «Я решил покончить с собой»;
  • «Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!»;
  • «Лучше умереть!»;
  • «Пожил — и хватит!»;
  • «Ненавижу свою жизнь»;
  • «Ненавижу всех и все!»;
  • «Единственный выход — умереть!»;
  • «Больше не могу!»;
  • «Больше ты меня не увидишь!»;
  • «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, я и вернусь в этот мир!»;
  • «Если мы больше не увидимся, то спасибо за все»;
  • «Выхожу из игры. Надоело!».

Резкие изменения в поведении. Когда люди вдруг начинают вести себя непривычно, это верный знак того, что с ними что-то неладно. Помните: мы ведем себя в зависимости от того, что чувствуем в данный момент. Потенциальные суициденты обычно грустны, задумчивы или же взвинчены, озлоблены, часто ненавидят сами себя. В поведении и внешнем виде тех, кто вынашивает планы самоубийства, проявляются их отрицательные эмоции.

Тяжкая утрата. К мыслям о самоубийстве подростков может подтолкнуть смерть близких: родителей, братьев, сестер. После такой утраты жизнь подростка меняется самым решительным образом, теперь ему приходится не только примириться с потерей любимого человека, но и заделать брешь, которую эта потеря проделала в его жизни. Некоторые вообще не могут себе представить, как будут жить дальше без отца или матери, брата или сестры.

Раздача ценных вещей. Люди, которые собираются уйти из жизни, часто раздают вещи, которые много значат для них. Если ваш друг подумывает о том, чтобы совершить суицид, он может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты…

Приведение дел в порядок. Одни суицидальные люди перед смертью раздают свои любимые вещи, другие приводят в порядок дела: кидаются убирать дом, спешат расплатиться с долгами, садятся за письмо, на которое следовало ответить давным-давно, или возвращают вещь, когда-то взятую у приятеля, разбирают бумаги в письменном столе… Казалось бы, в этих поступках нет ничего подозрительного и необычного, однако в сочетании с другими предупреждающими знаками такая дотошность может означать, что человек не собирается надолго задерживаться в этом мире. Особенно нужно быть настороже, если он заведет с вами разговор о завещании, морге, крематории и похоронах, проявит интерес к похоронным ритуалам.

Агрессия, бунт и неповиновение. Подростки, которые хотят расстаться с жизнью, часто ущемлены и озлоблены на родителей, учителей или друзей, которые чем-то не угодили им, обидели, не оправдали ожиданий. Бывает, что они злятся на самих себя и их гнев проявляется в агрессии, бунте и неповиновении. Как и всякая перемена в настроении, подобные «взрывы» должны настораживать.

Некоторые люди, находящиеся в группе суицидального риска, перестают заботиться о своем здоровье. Они могут начать много курить и пить, употреблять наркотики либо совмещать их с алкоголем.

Потеря самоуважения. У подростка, который утратил самоуважение, как правило, потерянный вид: спина, как вопросительный знак, в глаза собеседнику не смотрит, обреченно произносит фразы типа: «Ничего у меня не получается», «Какой я дурак!», «Никому я не нужен» и т. п. Самое ужасное, что он действительно так думает. Создается такое впечатление, будто он совершенно не верит, что кто-то относится к нему иначе. Ему кажется, что он аутсайдер и неудачник, что у него ничего не получается и никто его не любит. При этом у него вполне может возникнуть мысль о том, что лучше умереть.

Запомните эти предупреждающие знаки!

Обсуждение: знаете ли вы, какие проблемы и ситуации чаще всего становятся причиной суицидальных попыток у детей (подростков)?

4. Причины суицидальных попыток у детей (подростков)

Приведем лишь некоторые из известных проблем и ситуаций, которые становятся причиной суицидов или суицидальных попыток:

  • смерть близкого родственника;
  • нежелательная и несвоевременная беременность;
  • проблемы с родителями;
  • потеря слуха, зрения, приобретенные физические дефекты;
  • несданный экзамен;
  • ссора с любимой девушкой или любимым юношей;
  • отсутствие успеха у лиц противоположного пола;
  • неудачная попытка попасть, например, в сборную школы по легкой атлетике;
  • проблемы с наркотиками;
  • нетрадиционная сексуальная ориентация.

Обсуждение:

  • Нужно ли знать признаки суицидального поведения? Если да, то для чего?
  • По каким признакам можно понять (догадаться), что человек собирается совершить суицид?

5. Как помочь

1) Подбирайте ключи к разгадке суицида. Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытке самоубийства, депрессию, значительные изменения в поведении или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению.

Уловите проявление беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее вероятность предотвратить самоубийство.

2) Принимайте суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен решиться на самоубийство.

Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии с собственными убеждениями. Опасения по поводу того, что вы преувеличите потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.

3) Установите заботливые взаимоотношения. Для человека, который чувствует себя бесполезным и нелюбимым, забота и участие отзывчивого друга (знакомого) являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося.

4) Будьте внимательным слушателем. Суициденты страдают от сильного чувства отчуждения, в силу чего не настроены принимать советы других. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят («У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить» и т. п.). Если человек страдает от депрессии, то он больше нуждается в том, чтобы выговориться самому, нежели слушать других.

5) Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты живешь гораздо лучше других людей, тебе следует благодарить судьбу за это!» Подобный ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение проблемы, вызывая у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь, близкие порой способствуют обратному эффекту. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, можно не только проиграть спор, но и потерять самого человека.

6) Задавайте вопросы. Лучший способ вмешаться в кризис — это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет собеседника к подобной мысли, если у него не было ее ранее. Наоборот, если он думает о самоубийстве и наконец находит кого-то, кому небезразличны его переживания и кто согласен обсудить с ним эту запретную тему, то часто испытывает облегчение, получая возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.

7) Не предлагайте неоправданных утешений. Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Да ладно тебе, у всех такие же проблемы!» — поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Подобные выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.

8) Предложите конструктивный подход к решению проблемы. Вместо того чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», попросите его поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Постарайтесь выяснить, что остается для него позитивно значимым, что он еще ценит.

Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет, например, о самом лучшем времени в его жизни, особенно следите за глазами человека.

Попробуйте выяснить, что из имеющего для него значимость достижимо, какие люди продолжают его волновать и не возникло ли какой-либо альтернативы теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не появился ли луч надежды…

9) Вселяйте надежду. Психотерапевты давно пришли к выводу, что очень важно сосредоточиться на том, что говорят или чувствуют люди с суицидальными наклонностями. Когда беспокоящие их скрытые мысли выходят на поверхность, все беды кажутся менее фатальными, а проблемы более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я по-прежнему не знаю, как разрешить эту ситуацию, но теперь, когда мои затруднения мне ясны, я чувствую, что еще есть какая-то надежда».

Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве, поэтому основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно укрепить душевные силы человека, внушить ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.

10) Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность намерений по поводу самоубийства. Они могут существенно различаться: от мимолетных, расплывчатых мыслей о возможности покончить с собой до запланированного суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки.

11) Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь рядом как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не минует кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.

12) Обратитесь за помощью к специалистам. У суицидентов сужено поле зрения и наблюдается своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии нарисовать полную картину урегулирования проблем, которые кажутся нерешаемыми. Первая просьба часто состоит в том, чтобы оказать им помощь. При всех благих намерениях просто может не хватать умения и опыта действий в подобной ситуации, кроме того, порой трудно удержаться от излишней эмоциональности.

13) Окружите заботой и поддержите. Даже если критическая ситуация миновала, специалистам или членам семьи суицидента нельзя расслабляться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение состояния людей с суицидальными наклонностями часто принимают повышение их психической активности. Иногда накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Однако такие поступки могут свидетельствовать о намерении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно будет покончить с собой. Статистика свидетельствует о том, что половина суицидентов совершает самоубийство не позднее чем через три месяца после начала душевного кризиса.

Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко решаются окончательно, даже когда кажется, что худшее уже позади. Поэтому никогда не следует обещать суициденту полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что нужно все держать в тайне. Еще раз напомним, что, подавая сигналы о совершении возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока он не адаптируется в жизни.

Теперь вы знаете очень много чрезвычайно важного о суициде. Это должно помочь вам правильно понять происходящее в кризисных ситуациях.

nsportal.ru

Опросник суицидального риска для подростков

Чаще всего суицидальные наклонности в подростковом возрасте могут оказаться незамеченными. Период переходного возраста в психологии принято считать кризисным, поскольку подросток склонен к внутренним конфликтам, излишней эмоциональности и закрытости, острой зависимости от окружающего мнения.

Кому и для чего стоит проходить данный тест?

Опросник модифицирован Разуваевой Т.Н. и направлен на диагностику риска суицида в период переходного возраста человека (12-18 лет). Целью его является определение масштаба намерений тестируемого, а также своевременное предотвращение необдуманного поступка – суицида. Важно понимать, что движет подростком – демонстративное поведение и привлечение внимания, или истинно суицидальные наклонности.

Кем используется тест?

Психологи образовательных учреждений и социальные психологи-педагоги применяют этот опросник как экспресс-диагностику суицидального риска среди подростков.

Инструкция

В ходе прохождения опроса Вам будет предложено 29 утверждений, касающихся внутренних переживаний, страхов, видении будущего и пр. В случае, если Вы с ним соглашаетесь, кликните по строке «да». Если же мысль, описанная в вопросе, идет вразрез с Вашим мироощущением, кликните «нет». Честные ответы дадут максимально ясную картину состояния и склонности к суициду.

Результаты

В опроснике представлены девять основных факторов суицидального риска. По итогам ответов высчитывается уровень выраженности того или иного фактора непосредственно у Вас.


Интерпретация факторов

Демонстративность

Привлечение внимания окружающих к своим проблемам с целью получения понимания, сочувствия, сопереживания. Внешне выглядит как «эмоциональный шантаж» и преувеличение проблем, тогда как внутри индивида демонстративное суицидальное поведение расценивается как «крик о помощи». Наиболее опасно проявление этого фактора вкупе с зацикленностью на проблеме (эмоциональная ригидность).

Аффективность

Преимущество эмоциональных составляющих над интеллектуальными в видении той или иной ситуации. Эмоциональная импульсивность.

Уникальность

Восприятие своей жизни, своего «Я» и ситуации как чего-то исключительного, несравнимого ни с кем/чем другим. Зачастую предполагает особенный выход из положения, как например суицид.

Несостоятельность

Отрицание себя как личности. Ощущение ненужности себя в этом мире, своей несостоятельности, никчемности.

Социальный пессимизм

Восприятие мира и его наполнения как чего-то враждебного, недостойного. Отрицание социума.

Слом культурных барьеров

Оправдание суицидального поведения через примеры, представленные в кино/литературе или путем возведения в культ известной личности, закончившей жизнь суицидом. Подражание такому поведению. Максимальное проявление – образ вершителя собственной судьбы, подмена понятий «жизнь» и «смерть», экзистенция смерти.

Максимализм

Преувеличение и распространение неудачи из одной сферы жизни на все остальные. Уверенность в предстоящих провалах и невозможности их исправить.

Временная перспектива

Проблема с планированием будущего, связанная с погруженностью в настоящее, неразрешенной ситуацией и боязнью перед неудачными перспективами.

Антисуицидальный фактор

Даже если предыдущие факторы резко выражены, этот фактор практически полностью отметает риск совершения суицида. Основан он на глубоком понимании ответственности за близких, долга перед ними, боязни их душевной боли. Также это страх перед собственной физической болью, неэстетичностью самоубийства. Также осознается греховность данного поступка.

Пройдите тест на суицидальный риск прямо сейчас!

Прохождение данного опроса не отнимет у Вас много времени, а разъяснения итогов предельно понятны и ясны. Если у Вас есть ребенок подросткового возраста, предложите ему пройти этот тест. Вы сможете немного глубже понять эмоциональное состояние и возможное наличие суицидальных наклонностей подростка, подкорректировать Ваше с ним общение, уделить больше внимания тем или иным факторам, которые влияют на его состояние.

Для прохождения доступна аналогичная методика, рассчитанная как на подростков, так и на взрослых людей.

Изображение в шапке — Ivan Braun, Moose.

testometrika.com