Типология характеров в работах а е личко: Типология характеров в работах А.Е. Личко.

Содержание

Типология характеров.

В самых первых работах, посвященных исследованиям характеров, проблема классификации выдвигалась на первый план. Как упорядочить представление о многообразии индивидуальных характеров? Было предложено много различных оснований их классификации и типологии. Большую известность приобрели классификации характеров Теофраста, Ж. де Лабрюйера, Ф. Галя, Ф. Джордано, Ф. Полана, Н. Лосского, К. Г. Юнге, А. Ф. Лазурского, Э. Фромма. Д. Я. Райгородский объединяет современные классификации в две большие группы: типологические модели социальных характеров и индивидуальных характеров.

Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, разрабатывалось А. Ф. Лазурским, но заслуга создания основ современной типологии социальных характеров принадлежит Э. Фромму.

Типологическая модель социальных характеров Э. Фромма. ссылка?

Э. Фромм развивает общее представление о социальном характере, который охватывает лишь ту совокупность его черт, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникает в результате общих для них переживаний и общего образа жизни.

Типология социальных характеров Э. Фромма, созданная в 1947 г. в США, давно стала широко принятой в западной психологии и обретает «второе дыхание» в настоящее время в России. Данная типология имеет выраженную морально-этическую направленность. Э. Фромм дает два типа характеров, которые анализирует как неплодотворные и плодотворные ориентации социальных типов. Плодотворность – это фундаментальная поведенческая установка на использование, реализацию своих сил, творческих возможностей, которая предполагает внутреннюю свободу, независимость, восприятие себя как творца своей жизни и высокую ответственность за свои поступки, решение, поведение. Неплодотворная ориентация базируется на зависимости от других людей и склонности получать блага от них или за счет их.

Типологические модели индивидуальных характеров

В характерологии 20 в. сложилось несколько подходов к классификации индивидуальных. Психоаналитическая типология характеров объясняет характер со стадиями психосексуального развития. Типологическая модель А. Лоуэна включает оральный, мазохистский, истерический, нарциссический, шизоидный характеры. ссылка?

Психиатрический подход объединяет характер с доминирующими природными и часто темпераментальными свойствами. Большую известность и широкое практическое применение имеют типологические модели акцентуированных характеров К. Леонгарда, Е. Личко. Например, А. Е. Личко описывает такие типы акцентуаций характеров в подростковом возрасте, как гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.

Личностный подход к типологии характеров разработан К. Юнгом. Он развивал традиционное представление о структуре характера как о преобладании эмоциональных, интеллектуальных и волевых функций и создал учение о типах направленности личности.

И, наконец, еще одно достижение в современной характерологии – наиболее глубокое, тщательно разработанное учение о структуре и типах характеров А. Ф. Лазурского. ссылка? Он углубляет личностный подход, намеченный К. Юнгом, но при этом возвращает в характерологию нравственно-этическую ориентацию и впервые разрабатывает параметры практической ориентации характеров. Типы характеров, по А. Ф. Лазурскому, задаются прежде всего уровнем личностного развития. низший, средний и высший уровни личностного развития определяются потенциалом врожденных нравственно-духовных склонностей и природных предпосылок эмоциональных, волевых, интеллектуальных свойств. На каждом уровне личностного развития формируются специфические типы. Тип характера, таким образом, А. Ф. Лазурский рассматривает как ведущий психологический инструмент личностного и духовного саморазвития человека.

Тип и структуру характера, по А. Ф. Лазурскому, следует рассматривать как многомерное образование. Он выделил параметры как уровня личностного развития, так и развития психических функций. Данные параметры объединены в диагностической модели характера, которая получила название «звездочка» Лазурского. [1. C с. 385-392.]

Особенности характера личности доктор педагогических наук, профессор Сластенин Виталий Александрович и кандидат психологических наук, профессор Каширин Владимир Петрович различают в зависимости от следующих устойчивых ее отношений (см. схему) Где? Лучше писать см. Приложение 1:

В современной психологии используют различные основания для выделения психотипов личности.

Швейцарский психолог К. Юнг ввел понятие «экстраверсия» и «интроверсия» для обозначения преимущественной направленности личности.

Экстраверсия – преимущественная направленность личности на мир внешних обстоятельств, на других людей, их позиции, интересы и т.п.

Интроверсия – направленность на себя самого, явления субъективного мира, свои внутренние проблемы, интересы, переживания и т.п. А есть люди, у которых экстра- и интравертированность выражены в одинаковой либо с незначительной разницей степени (нормовертированный, амбовертированный тип).

К. Юнг предложил типологию характеров, основанную не только на – экстра-, интраверсии, но и с учетом своеобразия появления других психических функций человека: ощущение, интуиция, мышление и чувство.[11, с. 115-120]

Все типологии характеров строились на основе ряда общих идей. Основные из них — следующие:

  • характер человека начинает складываться довольно рано и на протяжении его жизни остается более или менее устойчивым;

  • те сочетания черт, которые входят в структуру (тип) характера человека, случайными не являются. Они образуют четко различимые сочетания, позволяющие выявлять типы и строить типологии характеров;

  • у всех людей характерны разные, но, имея в виду разные сочетания черт характера, людей все же можно разделить на типы. Наиболее известны следующие типологии характера:

  1. конституционные теории, связывающие особенности характера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др. )

  2. акцентуальные теории, связывающие особенности характера его акцентуацией – чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние вырианты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.).

  3. социальная типология характеров, в основе которой – отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм).

Рассмотрим описание некоторых типов характеров людей, не претендующее на полноту и систематичность.

Гипертимный тип – таких людей характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно переносят условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.

Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая контактность, немногословие, склонность к пессимизму. Они ведут замкнутый образ жизни, редко конфликтуют. Серьезны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны.

Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические смены настроения. Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада –по дистимному.

Педантичный тип. Этим людям характерны добросовестность и аккуратность, надежность в делах, но в то же время они способны изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью.

Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны, их мышление и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. Такие люди эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.

Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир. Не любят уединенных размышлений, нуждаются в поддержке и одобрении людей. Общительны, имеют много друзей. Легко внушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманным поступкам.

Интровертированный тип. Они ориентированы на свой внутренний мир, поэтому мало контактны, склонны к одиночеству и глубокомыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдержанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться.

Садо-мазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди-мазохисты стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности.

Конформистский тип. У таких людей почти никогда не бывает ни собственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они беспрекословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения.

Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание.

Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.

Последнее время приобретает всю большую популярность типология, предложенная знаменитым швейцарским психологом К. Юнгом в его работе «Психологические типы». Рассмотрим некоторые ее положения в порядке дополнения уже приведенной типологии.

У экстравертов мыслительного типа совокупность их жизненных проявлений находится в зависимости от их интеллектуальных выводов, но любое суждение строится на критерии, полученном из внешних условий (традиции и образование). Мыслители-экстраверты становятся государственными деятелями, адвокатами, почетными академиками и удачливыми антрепренерами.

Экстравертивного ощущающего типа притягивают те объекты (люди, ситуации), которые возбуждают сильные ощущения. Результатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретное наслаждение «реальной жизнью», жизнь «на полную катушку». Лиц такого типа можно встретить среди редакторов, атлетов, бизнесменов, вообще преуспевающих людей.

Для экстраверта интуитивного типа характерна способность воспринимать во внешнем мире то, что происходит «за сценой» событий, угадывать то, что скрыто «за личиной» человека, видеть скрытые новые возможности. Но у него отмечается недостаток способности к суждению, и он редко реализует возможности сам. Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха; следовательно, другие пожинают урожай, посеянный им.

Интровертный мыслительный тип склонен быть теоретиком, на его мышление мало зависит от общепринятых традиций и идей; он следует своим идеалам и критериям. В поиске своих идей упрям, неподатлив внешнему влиянию. Однако наивен, доверителен и беспомощен в личных вопросах (этакий «рассеянный профессор»).

Интровертный чувствующий тип отдает себя полностью субъективно ориентированному чувству, не прислушиваясь к фактам, логике событий. Люди данного типа не блистают и не стремятся обнаруживать самих себя. Их чувства глубоки и нередко иррациональны. Они склонны избегать вечеринок и собраний, они молчаливы и труднодоступны.

Интровертный ощущающий тип руководствуется тем, что есть, что видимо и слышимо, что происходит, а не логическими построениями. Внутренние реакции на внешние впечатления глубоки, но внешняя реакция возникает с задержкой.

Интровертный интуитивный тип обладает интуитивной способностью проникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективную реальность, а на субъективный психический мир. Такие люди нередки среди шаманов, пророков, поэтов и художников. Они мало озабочены телесным существованием и зачастую погружены в бесплодные фантазии. [ 9, с. 90-93]

Понятие характера


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

Понятие характера

Личностные отношения к различным сторонам действительности, которые становятся типичными для человека и проявляются в сделавшихся для него привычными способах поведения, составляют характер этого человека (Бодалев А.А., 1988, с.18).

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения, общения и способы эмоционального реагирования.

Характер человека определяет важные поступки человека, а не случайные реакции на внешние раздражители или внезапные обстоятельства. Говоря о человеке с характером, мы думаем о человеке, способного вести себя самостоятельно, последовательно, независимо, умеющим в различных обстоятельствах принимать решения. Поступки такого человека практически всегда осознанны, обдуманны и могут быть объяснены и оправданы, по крайней мере, с его точки зрения. Бесхарактерный человек в этом смысле – кто не проявляет волю, настойчивость, целеустремленность и упорство.

Черты личности человека делятся на мотивационные и инструментальные. Мотивационные черты побуждают деятельность человека и направляют в нужное русло. Инструментальные же – это определенный стиль деятельности. Характер относится именно к инструментальным чертам – он создает не содержание деятельности, а манеру выполнения. Конечно, не всегда так, характер, например, может проявляться в выборе цели поступка. Но когда цель определена, он выступает в качестве инструментальной роли, то есть определяет средства достижения этой цели.

Особенности характера влияют на эмоциональную, когнитивную, социальную сферы человека. Характер проявляется в общении с людьми в манере поведения, в действиях, совершенных после реакции на поступки людей. Манера общения может быть различной: вежливой, грубой, деликатной, бесцеремонной – это зависит от характера. От него также может зависеть вид деятельности, которым занимается человек. Например, некоторые выбирают трудные виды деятельности, а некоторые предпочитают простые пути, им не доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия. Кому-то необходимо в той или иной работе превзойти других людей, им важно качество результата, а кого-то удовлетворяет, что они справились с работой не хуже других.

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер, как личность, темперамент, проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер») (Немов С.Р., 2003, с. 405).

Можно перечислить основные черты личности, входящие в состав характера. Одни определяют действия человека при выборе цели деятельности. Другие определяют действия, которые направлены на достижение этой цели. Это мотивационные черты. Но, в основном, в характер входят инструментальные черты: экстраверсия – интроверсия, скромность — импульсивность и т. д. Разнообразное сочетание различный черт характера у одного человека формирует определенный тип характера. По различным признакам типов характера строятся типологии характера. Но об этом чуть позже.

Соотношение понятий «личность», «темперамент», «характер»

В изучении характера в психиатрии и клинической психологии есть и сильные стороны, и слабые. Реальность, осязаемость полученных фактов, а не лабораторные описания характера являются, конечно, сильной стороной.

Однако есть и уязвимые моменты – самые разные представители клинических типологий характера обычно отождествляют характер и личность. Даже, когда они проявляют осторожность, как, например, А.Е.Личко, который исследует акцентуации характера, а не личности, выдвигает предположение о характере, как о базисе личности. Формирование характера остается неосвещенным. И как бы не были основаны на клинических данных эти типологии характера, в них характер представляет собой модель характера в патологии. Мы не согласны, когда клинические типологии характера используют в психологии личности, и тем более, ставятся, как пример.

Личность контактирует с характером извне, она принужденно считается с ним при выборе путей достижения важных для человека жизненных целей.

Иногда встречаются люди, которые жалуются на плохой характер. А вот на личность мы никогда не встречали. Не просто так люди, которые хотят изменить свой характер, тратят иногда на это много времени, потому что содержание личности и характер – выражение личности, инструментальное проявление личности – это не одно и то же. Между ними есть единство, но точно не тождество.

При рассмотрении характера как инструментального проявления личности под характером понимается фиксированная форма выражения смыслового опыта, актуализирующаяся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные ее мотивы (Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.).

Темперамент тесно связан с формированием и развитием характера. Так как темперамент – динамическая часть характера. Эти два понятие также нельзя отождествлять. Темперамент — способ реакции на что-либо, он конституционен и не изменяется, так как зависит от свойств нервной системы человека, а характер от культуры, воспитания человека и саморазвития. Темперамент отвечает за реакцию, а вот на что человек реагирует зависит от характера.

Формирование характера

Личность и характер заметно влияют на формирование друг друга.

Например, известно, насколько решающее значение для развития личности подростка имеет его отношение к социальным нормам и ценностям. Однако из-за особенностей своего характера подросток может обнаружить разное отношение к ним. Так, у гиперактивных подростков, предпочитающих философским размышлениям действие (гипертимный тип акцентуаций характера), обычно очень выражена «реакция эмансипации», т. е. отделение от взрослых, что, конечно, осложняет процесс усвоения социальных норм. Напротив, сензитивный, чувствительный подросток, как правило, сохраняет детскую привязанность к взрослым, охотно подчиняется их требованиям. В результате у него рано формируются чувство долга, чувство ответственности, повышенные и даже завышенные моральные требования к себе и к другим.

Теперь об обратном отношении, т.е. о влиянии личности на судьбу характера. Проявления характера гораздо более непосредственны, чем проявления личности. Когда человек проявляет свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему «естественно», что «хочется» или «не хочется». Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что «должно», что «следует», «как полагается». Иными словами, с развитием личности человек начинает жить более нормативно. Это может быть выражено общей формулой, согласно которой личность в своем развитии снижает проявления характера.
Типологии характеров

Попытки создать типологию характеров предпринимались на протяжении всей истории психологии. Существует несколько клинических классификаций характеров по разным критериям. Они все не универсальные, а зависят от целей исследователя, создающего типологию. Конечно, некоторые из них пересекаются, но все равно остаются разными.

Первые типологии имели по два типа. К. Юнг, например, выделил такие типы: экстравертированный и интровертированный. Тоже одна из самых ранних типологий была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Он, анализируя, какой бывает характер, сопоставил характер человека и строение его тела. Он описал три самых распространённых строения тела и связал их определенным типом характера. В дальнейшем оказалось, что подтвержденных научных оснований у него не было, но эта типология работала. Люди, определенного телосложения, и в правду имеют соответствующие.

Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон и многие другие.

Наибольшее распространение получила типология, предложенная немецким ученым Э. Кречмером, который в 1921 году опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Следует учитывать, что это было время, когда четкой дифференциации между характером и темпераментом еще не было. Однако, поскольку телосложение представляет собой врожденное образование, типологию, предложенную. Э. Кречмером мы рассматриваем в отношении к темпераменту. Главная идея Э. Кречмера заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить четыре конституциональных типа:

Каталог: sites -> default -> files -> blogs
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
blogs -> Содержание главы шестой раздела второго


Скачать 142,5 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Психологическая характеристика личности. Типология характеров (психотипы): gukovfamily — LiveJournal

Психологическая характеристика личности. Типология характеров (психотипы): gukovfamily — LiveJournal ?

Categories:
  • catIsShown({ humanName: ‘психология’ })» data-human-name=»психология»> Психология
  • Общество
  • Cancel
Психотип, или тип характера

Психотип (психологический тип) — совокупность черт характера, описывающая узнаваемый тип человека с точки зрения психологии. Определенный набор черт характера относит человека к тому или иному типу личности, любой человек может быть подвержен этой типизации.

Психотип — описание, чего от человека такого типа можно ждать в тех или иных ситуациях и по каким внешним признакам об этом догадаться.

Описание особенностей поведения человека с точки зрения трудностей для окружающих (смотри Характер) либо возможностей влияния на него.

В зависимости от степени выраженности психотипа говорят о рисунке личности, акцентуации характера и психопатии.

В связи с тем, что психологических школ достаточно много, существуют разные классификации психологических типов. Смотри Классификация психотипов

Классификации, разработанные до 20 века
  • Типы темпераментов по Гиппократу: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Смотри Типы темпераментов
  • Преступный тип по Чезаре Ломброзо
Классификации, разработанные в первой половине 20 века
  • Типы характера по Э. Кречмеру: астеник, атлетик, пикник. Смотри Теория характера Кречмера
  • Типы темперамента по У.Г. Шелдону: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный тип. Смотри Типы темперамента по Шелдону
  • Личностные типы по Карлу Юнгу: экстраверт — интроверт. Смотри Личностные типы по Юнгу. Развитием этой классификации стала типология Майерс-Бриггс (MBTI).
  • Тип акцентуированной личности по К.Леонгарду: лабильный, демонстративный и др. Смотри Типы акцентуаций по К. Леонгарду
  • Психотип по П. Б. Ганнушкину. В книге «Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика» Ганнушкиным была предложена следующая классификация: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные, конституционально-глупые. Также были описаны дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоционально-лабильные, неврастеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патологические лгуны. Элементы его типологии в дальнейшем были использованы в работах А.Е. Личко
Классификации, разработанные во второй половине 20 века
  • Интернальный — экстернальный тип. Автор: Джулиан Роттер.
  • Психотипы по А.Е. Личко: Параноик, Эпилептоид, Шизоид, Истероид, Гипертим, Психастеник, Сенситив и другие. Смотри Типы акцентуаций
  • Соционические типы. В 70-80-х годах XX века в СССР Аушра Аугустинавичюте на базе типологии Юнга предложила ряд гипотез о психологических типах, назвав свою типологию «соционика». Смотри Соционический тип
Классификации, созданные в 21 веке

Для самых конкретных практических задач психологи разрабатывают самые разные классификации психотипов.

  • Психологический тест Н.И.Козлова «Что вы за птица?» делит людей на типы Ястреб, Голубь, Страус. Этим трем типам соответствуют три основных стиля влияния: Силовик, Душка, Тактик. 
  • Типология по Аристотелевским категориям: Персоналист, Вещист, Временщик, Наместник, Процессор, Философ. См.→
  • Есть люди, по своему характеру склонные переживать, а есть — по своему характеру склонные действовать.
  • Классификация Четыре стихии
  • Эннеаграмма личности (Энтузиаст, Конфронтатор, Достигатель, Миротворец, Индивидуалист, Наблюдатель, Помощник, Скептик, Реформатор).
  • Типы руководителей по И. Адизесу.

Психотипы по Карлу Юнгу.

Типология характеров К. Леонгарда.

12 типов акцентуированных характеров:

  • гипертимиый,
  • дистимный,
  • циклотимный,
  • возбудимый,
  • застревающий,
  • педантичный,
  • тревожный,
  • эмотивный,
  • демонстративный,
  • экзальтированный,
  • интровертированный,
  • экстравертированный.
https://psyera.ru/tipologiya-harakterov-vzroslyh-lyudey-k-leongarda-371.htm

Психотипы – это 16 типов личности по Майерс-Бриггс. 

Психотипы по Андрею Личко (на основе типологии Карла Леонгарда) 13 психотипов личности.

https://www.bsmu.by/page/6/4796/

Типология характеров по Кречмеру.

Псевдонаучная концепция типов личности.

https://enneagram.by/articles/https://zdamsam.ru/a32915.htmlhttps://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/profajling-v-psixologii-chto-eto.html

7.2.36. Психология7.4.16. Психология личности7.4.19. Психология общения и социальная Характер

Example:  livejournal No such user User title (optional)

Инновационная модель строения личности: психологические аспекты инновационного менеджмента

Содержимое

Авторы:
А. А. Полозов

Страницы: 138-149

Язык: Русский

DOI: https://doi.org/10.21272/mmi.2013.1-12

Скачать: просмотров: Скачиваний:

 

 

Реферат

Цель статьи. Статья посвящена интеграции различных взглядов на структуру личности. Существует множество мнений об отдельных структурах, которые не интегрированы из-за отсутствия методики оценки эффективности каждой из них. Выделены некоторые доктрины, которые предполагают определенную структуру личности. Их состоятельность оценивалась по сходимости (степени идентичности) ответов на одни и те же вопросы от людей с одинаковыми определенными психотипами. Очевидно, что сходимость ответов значительно возрастает, если предположить, что в структуру личности необходимо включить тип личности и тип характера. Он был значительно выше, чем в ответах людей, имеющих такой же тип характера или только тип личности. Цель статьи — предложить вариант интеграции различных психологических учений. Этот вариант должен иметь более высокую сходимость ожидаемого и фактического поведения выбранных групп, чем любая из локальных концепций. Результаты анализа. По результатам данной статьи мы определили, что структура личности представляет собой сложное понятие. Важно сочетать разные взгляды на строение личности, включать различные аспекты. Из анализа работ других авторов мы выяснили, что в структуре личности выделяют три направления: направленность интересов, характер и интеллект. Известные типы личности, типы характера и типы интеллекта рекомендуется поместить в каждую из этих областей. Каждое учение выделяет определенные группы людей, которые считаются однородными. Сравнивая идентичные ответы разных людей из этих «однородных» групп, мы можем судить о степени их психологической близости и, как следствие, о непротиворечивости учения. Если мы измерим приоритеты одного человека в группе, то сможем сказать то же самое и о других. Выводы и направления дальнейших исследований. Итак, сходимость ответов на одни и те же вопросы в интегральной доктрине должна быть выше, чем такая же сходимость в отдельных аспектах. В работе показано, что модель конвергенции для людей со схожими типами личности и характера намного выше, чем конвергенция в модели, учитывающей только тип личности или только тип характера. Интеграция разных концепций на одной основе дает нам массу дивидендов: мы можем предсказать выбор человека с оценкой его вероятности; мы можем выстроить иерархию своих приоритетов на годы вперед; становится возможным найти дополнительные типы персонажей; мы объяснили идентичность идей З. Фрейда; мы можем объяснить противоречие в поведении людей, обусловленное типом личности и типом характера; мы убрали «лишнее». Темперамент стал частью модели.

Ключевые слова: личности, психотипы, модели, мотивации, тестирование, управление инновационной деятельностью

Цитировать как: Полозов А. (2013). Инновационная модель структуры личности: психологические аспекты инновационного менеджмента. Маркетинг и управление инновациями, 1, 138-149. https://doi.org/10.21272/mmi.2013.1-12

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License

Ссылки


  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Изд-во <>, 2002. – 720 с.
  2. Теория личности Р. Кеттела [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.univer5.ru/sotsialnaya-rabota/psihologiya-sotsialnoy-rabotyi-e.v.kulebyakin-201/Page-32.html/.
  3. Ковалев А.Г. Психология личности / А.Г.Ковалев. – М. : Изд-во <>, 1965. – 289 с.
  4. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – Москва, 1986. – 256 с.
  5. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / В.Н. Мясищев // Психология личности: хрестоматия.- Самара : Изд. дом<>, 1999. – Т. 2. – С. 197-244.
  6. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард; предисл. я красный. В.М. Блейхера. – К. : Высш. шк., 1989. – 375 с.
  7. Bakingem M. Сначала надо нарушить все правила! Что лучшие в мире менеджеры делают по-другому? / М. Бакингем, К. Кофман. – М. : МЦНМО, 2005.
  8. МакВильямс Н. Психоаналитическая терапия: Практическое руководство / Н. МакВильямс. – Нью-Йорк: The Guilford Press, 2004. – 353 стр.
  9. Наранхо К. Энеа-типологические структуры личности [Электронный ресурс] / К. Наранхо. – Режим доступа: http://www.klex2.ru/8bs.
  10. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера / А. Лоуэн; пер. с англ. Э.В. Полюс; стручок красный. ЯВЛЯЮСЬ. Боковикова. – М. : Издательская фирма <>, 1996. – 320 с.
  11. Горни К. Невротическая личность нашего времени: самоанализ / пер. с англ. В.В. Старовойтова; общ.ред. я послесл. Г.В. Бурменской. – М. : Прогресс : Универс, 1993.
  12. Полозов А.А. Рейтинги в спорте: вчера, сегодня, завтра / А.А. Полозов. – М. : Изд-во <>, 2007. – 316 с.
  13. Фрейд З. <> и <> : хрестоматия / З. Фрейд // Психология личности. – Самара : Изд. дом<>, 1999. – Т. 1. – С. 94-114.
  14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 256 с.
     

по классификации Леонгарда и Личко. Классификация акцентуаций характера по А. Е. Личко

Теория акцентуированных личностей Леонгарда быстро доказала свою состоятельность и полезность. Однако его использование ограничивалось возрастом испытуемых — опросник для определения акцентуации рассчитан на взрослых испытуемых. Дети и подростки, не имея соответствующего жизненного опыта, не могли ответить на ряд вопросов теста, поэтому определить их акцентуации оказалось затруднительно.

Решением этой проблемы занялся отечественный психиатр Андрей Евгеньевич Личко. Он модифицировал его с целью использования в детском и подростковом возрасте, пересмотрел описания типов акцентуации, изменил названия некоторых из них и ввел новые типы. А. Е. Личко считал более целесообразным изучение акцентуаций у подростков, так как большинство из них формируются до подросткового возраста и наиболее ярко проявляются именно в этот период. Он дополнил описания акцентуированных характеров сведениями о проявлениях акцентуаций у детей и подростков и изменении этих проявлений по мере их взросления. Перу А.Е. Личко принадлежат фундаментальные монографии «Подростковая психиатрия», «Психопатии и акцентуации характера у подростков», «Подростковая наркология».

Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко

А. Е. Личко впервые предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», утверждая, что невозможно объединить все личностные особенности человека по определение только акцентуации. Личность — гораздо более широкое понятие, включающее в себя мировоззрение, особенности воспитания, образования, реакции на внешние события. Характер, являясь внешним отражением типа нервной системы, служит узкой характеристикой особенностей поведения человека.

Акцентуации характера по Личко – это временные изменения характера, изменяющиеся или исчезающие в процессе роста и развития ребенка. Однако многие из них могут перейти в психопатию или сохраниться на всю жизнь. Путь развития акцентуации определяется ее выраженностью, социальным окружением и типом (скрытый или явный) акцентуации.

Подобно Карлу Леонгарду, А. Е. Личко считал акцентуации вариантом деформации характера, при котором некоторые его черты становятся чрезмерно выраженными. Это повышает чувствительность личности к определенным видам воздействий и затрудняет в ряде случаев адаптацию. При этом в целом способность к адаптации остается на высоком уровне, и с некоторыми видами воздействий (не затрагивающими «места наименьшего сопротивления») акцентуированные личности легче справляются с обычными.

А.Е. Личко рассматривал акцентуации как пограничные состояния между нормой и психопатией. Соответственно, их классификация основана на типологии психопатии.

А. Е. Личко выделял следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, сенситивный, шизоидный, истероидный, конформный, психастенический, параноидный, неустойчивый, эмоционально лабильный, эпилептоидный.

Гипертимный тип

Люди с этой акцентуацией — отличные тактики и плохие стратеги. Находчив, предприимчив, активен, легко ориентируется в быстро меняющихся ситуациях. Благодаря этому они могут быстро улучшить свое служебное и общественное положение. Однако в далеком времени они часто теряют свое положение из-за неумения продумывать последствия своих действий, участия в авантюрах и неправильного выбора товарищей.

Активный, общительный, предприимчивый, всегда хорошее настроение. Дети этого типа подвижны, непоседливы, часто проказничают. Невнимательные и малодисциплинированные подростки этого типа учатся неустойчиво. Часто возникают конфликты со взрослыми. У них много поверхностных увлечений. Они часто переоценивают себя, стремятся выделиться, заслужить похвалу.

Акцентуации циклоидного характера по Личко характеризуются повышенной раздражительностью и апатией. Дети предпочитают оставаться дома одни, а не играть со сверстниками. Почти не испытывает никаких неприятностей, раздражается в ответ на комментарии. Настроение меняется с хорошего, приподнятого на депрессивное с периодичностью в несколько недель.

При взрослении проявления этой акцентуации обычно сглаживаются, но у ряда лиц могут сохраняться или надолго застревать в одной стадии, чаще угнетенной меланхолией. Иногда прослеживается связь смены настроения с временами года.

чувствительный тип

Очень чувствителен как к радостным, так и к пугающим или печальным событиям. Подростки не любят активных, подвижных игр, не шалят, избегают больших компаний. С незнакомцами робки и застенчивы, производят впечатление замкнутых. С близкими друзьями могут быть хорошие товарищи. Они предпочитают общаться с людьми моложе или старше их. Послушный, любит родителей.

Возможно развитие комплекса неполноценности или сложности с адаптацией в коллективе. Они предъявляют высокие моральные требования к себе и коллективу. У них развито чувство ответственности. усидчивы, предпочитают сложные виды деятельности. Они очень осторожны в выборе друзей, предпочитают тех, кто постарше.

Шизоидный тип

Подростки этого типа замкнуты, для общения со сверстниками предпочитают одиночество или компанию старших. Демонстративно равнодушен и не заинтересован в общении с другими людьми. Они не понимают чувств, переживаний, состояния других, не проявляют сочувствия. собственные чувства также предпочитают не показывать. Сверстники часто их не понимают, а потому относятся к шизоидам враждебно.

Истероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративный, артистичный. Они не любят, когда в их присутствии обращают внимание на кого-то другого или хвалят других. Существует высокая потребность в восхищении со стороны других. Подростки истерического типа склонны занимать исключительное положение среди сверстников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих. Нередко они становятся инициаторами различных событий. В то же время истероиды не способны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников.

Конморфный тип

Дети и подростки конформного типа отличаются отсутствием собственного мнения, инициативы, критичности. Они охотно подчиняются группе или авторитету. Их отношение к жизни можно охарактеризовать словами «быть как все». В то же время такие подростки склонны к морализаторству и очень консервативны. Ради защиты своих интересов представители этого типа готовы на самые неблаговидные поступки, и все эти поступки находят объяснение и оправдание в глазах конформной личности.

Психастенический тип

Подростки этого типа характеризуются склонностью к рефлексии, самоанализу, оценке поведения окружающих. Их интеллектуальное развитие опережает сверстников. Их нерешительность сочетается с самоуверенностью, суждения и взгляды категоричны. В моменты, когда требуется особая забота и внимание, склонны к импульсивным действиям. С возрастом этот тип мало меняется. Часто у них возникают навязчивые идеи, которые служат средством преодоления тревоги. Также возможно употребление алкоголя или наркотиков. В отношениях мелочны и деспотичны, что мешает нормальному общению.

параноидальный тип

Типы акцентуации характера по Личко не всегда включают этот вариант акцентуации из-за его позднего развития. Основные проявления параноидного типа появляются к 30-40 годам. В детском и подростковом возрасте для таких лиц характерна эпилептоидная или шизоидная акцентуация. Их главная черта – переоценка своей личности, и, соответственно, наличие завышенных представлений о своей исключительности. Эти представления отличаются от бредовых тем, что воспринимаются окружающими как реальные, хотя и преувеличенные.

У подростков отмечается повышенная тяга к развлечениям, безделье. Интересы отсутствуют жизненные цели Их не волнует будущее. Часто их характеризуют как «плывущих по течению».

Эмоционально лабильный тип

Дети непредсказуемы, с частыми и резкими перепадами настроения. Причинами этих разногласий являются мелкие мелочи (косой взгляд или недружелюбная фраза). В периоды плохого настроения требуют поддержки близких. Они хорошо себя чувствуют рядом с ними.

эпилептоидный тип

В раннем возрасте такие дети часто плаксивы. В старшей обижают младших, мучают животных, издеваются над теми, кто не может дать отпор. Им свойственны властность, жестокость, гордыня. В компании других детей они стремятся быть не просто главными, а правителями. Группы, которыми они управляют, жестоки и автократичны. Однако их власть в значительной степени зависит от добровольного подчинения других детей. Предпочитают условия строгой дисциплины, умеют угодить руководству, захватить престижные должности, дающие возможность осуществлять власть, устанавливать свои правила.

Типы акцентуации характера — это множественные типы характера, при которых отдельные черты перешли в патологическое состояние. Некоторые акцентуированные черты характера часто компенсируются в достаточной степени, но в проблемных или критических ситуациях у акцентуированной личности могут проявляться нарушения адекватного поведения. Акцентуации характера (этот термин происходит от латинского (accentus), что означает подчеркивание) — выражаются в виде «слабых мест» в психике личности и характеризуются избирательной уязвимостью по отношению к одним воздействиям при повышенной устойчивости к другим воздействиям.

Понятие «акцентуация» за все время своего существования было представлено в разработке нескольких типологий. Первая из них была разработана Карлом Леонгардом в 1968 году. Более широкую известность в 1977 году получила следующая классификация, которая была разработана Андреем Евгеньевичем Личко на основе классификации П. Б. Ганнушкина, выполненной еще в 1933 году.

Типы акцентуации характера могут быть непосредственно проявленными и могут быть скрыты и выявлены только в экстренных ситуациях, когда поведение становится наиболее естественным.

Личности любого типа акцентуаций характера более чувствительны и податливы к воздействиям окружающей среды и, следовательно, имеют большую склонность к психическим расстройствам, чем другие лица. Если какая-либо проблемная, тревожная ситуация становится для акцентуированного человека слишком сложной для переживания, то поведение такого индивидуума сразу резко меняется и акцентуированные черты преобладают.

Теория акцентуации характера Леонгарда получила должное внимание, поскольку доказала свою полезность. Только специфика этой теории и прилагаемой к ней анкеты для установления типа акцентуации характера заключалась в том, что они ограничивались возрастом испытуемых. Анкета была рассчитана только на характер взрослых. То есть дети или даже подростки не в состоянии ответить на ряд вопросов, так как не имеют необходимого жизненного опыта и еще не были в таких ситуациях, чтобы ответить на поставленные вопросы. Следовательно, данный опросник не мог достоверно определить акцентуации характера личности.

Понимая необходимость определения типа акцентуации характера у подростков, этим занялся врач-психиатр Андрей Личко. Личко модифицировал опросник Леонгарда. Он переписал описания типов акцентуации характера, изменил некоторые названия типов и ввел новые.

Описание типов акцентуаций характера Личко расширил, руководствуясь сведениями о выраженности акцентуаций у детей и подростков и изменениях проявлений по мере развития и взросления личности. Так, он создал опросник по типам акцентуаций характера подростков.

А. Личко рассудил, что целесообразнее было бы изучить типы акцентуаций характера подростков, исходя из того, что большинство акцентуаций формируется и проявляется именно в этот возрастной период.

Для лучшего понимания типов акцентуаций характера следует привести примеры из знакомых эпизодов и лиц. Большинство людей знают самых популярных мультяшных героев или персонажей из сказок, их намеренно изображают слишком эмоциональными, активными или наоборот пассивными. Но суть в том, что именно это выражение крайних вариантов норм характера и притягивает к себе, такая личность вызывает интерес, кто-то проникается к ней симпатией, а кто-то просто ждет, что будет с ней дальше. В жизни можно встретить точно таких же «героев», только в разных обстоятельствах.

Типы примеров акцентуации символов. Алиса из сказки «Алиса в стране чудес» — представительница циклоидного типа акцентуации характера, у нее были чередования повышенной и пониженной активности, перепады настроения; Карлсон – яркий пример демонстративного типа акцентуации характера, он любит хвастаться, обладать, ему свойственны притворное поведение и стремление быть в центре внимания.

Застрявший тип акцентуации характера характерен для супергероев, находящихся в состоянии постоянной борьбы.

У Маши (мультфильм «Маша и Медведь») наблюдается гипертимный тип акцентуации характера, она спонтанна, активна, недисциплинирована и шумна.

Типы акцентуаций характера по Леонгарду

Карл Леонгард был основоположником термина «акцентуации» в русском языке. Его теория акцентуированных личностей основывалась на представлении о наличии основных, экспрессивных и дополнительных черт личности. Главных черт, как обычно, намного меньше, но они очень выразительны и представляют всю личность. Они составляют ядро ​​личности и имеют решающее значение в развитии ее адаптации и психического здоровья. Очень сильная выраженность основных черт личности отражается на всей личности, и при проблемных или неблагоприятных обстоятельствах они могут стать разрушительным фактором для личности.

К. Леонхард считал, что акцентуированные черты личности можно наблюдать прежде всего с.

Акцентуация личности определяется стилем общения. Леонгард создал концепцию, в которой описал основные типы акцентуаций характера. Важно помнить, что характеристика акцентуации характера по Леонгарду описывает только типы поведения взрослых. Карл Леонхард описал двенадцать типов акцентуации. Все они по своему происхождению имеют разную локализацию.

Лабильный тип акцентуации характера проявляется в быстрой переменчивости настроения и все такое. эмоциональное состояние. Даже когда нет явных причин для большой радости или большой печали, человек переключается между этими сильными эмоциями, меняя все свое состояние. Такие переживания очень глубоки, человек может потерять трудоспособность.

Астеноневротический тип акцентуации характера выражается в склонности личности к. Такой человек часто раздражителен, постоянно жалуется на свое состояние, быстро утомляется. Раздражение может быть настолько сильным, что они могут накричать на кого-то без причины, а потом пожалеть об этом. Их зависит от настроения и наплыва ипохондрии. Если самочувствие хорошее, то человек чувствует себя более уверенно.

Сенситивный тип акцентуаций характера выражается в повышенной, пугливости, замкнутости. Чувствительным личностям трудно завязывать новые контакты, но с теми, кого они хорошо знают, они ведут себя весело и непринужденно. Часто из-за своего чувства неполноценности они чрезмерно компенсируют это. Например, если раньше человек был слишком застенчивым, то, повзрослев, он начинает вести себя слишком раскрепощенно.

Психастенический тип акцентуаций характера проявляется в склонности человека к навязчивым состояниям; в детстве они подвержены различным фобиям. Для них характерна тревожность, возникающая на фоне неуверенности и неуверенности в своем будущем. Склонен к самоанализу. Им всегда сопутствуют какие-то ритуалы, однотипные навязчивые движения, благодаря этому они чувствуют себя намного спокойнее.

Шизоидный тип акцентуаций характера проявляется в противоречивости чувств, мыслей и эмоций. Шизоид сочетает в себе: замкнутость и болтливость, холодность и обидчивость, бездеятельность и целеустремленность, антипатию и привязанность и так далее. Самые яркие черты этого типа — низкая потребность в общении и избегание других. Неумение сопереживать и проявлять внимание воспринимаются как холодность человека. Такие люди скорее поделятся чем-то сокровенным с незнакомцем, чем с любимым человеком.

Эпилептоидный тип акцентуации характера проявляется в гневно-сердитом состоянии. В таком состоянии раздражительность и гнев человека накапливаются и через некоторое время выплескиваются наружу длительными вспышками гнева. Эпилептоидный тип акцентуации характеризуется инертностью в различных аспектах жизни – эмоциональной сфере, движениях, жизненных ценностях и правилах. Часто такие люди очень ревнивы, чаще всего безосновательно. Они стараются жить сегодняшним настоящим днем ​​и тем, что имеют, не любят строить планы, фантазировать или мечтать. дается эпилептоидному типу личности очень сложно.

Истероидный тип акцентуации характера характеризуется повышенным эгоцентризмом, жаждой любви, всеобщего признания и внимания. Их поведение демонстративно и наигранно, чтобы привлечь к себе внимание. Для них было бы лучше, если бы их ненавидели или относились к ним негативно, чем если бы к ним относились равнодушно или нейтрально. Они одобряют любую деятельность в их сторону. Для истероидных личностей самое страшное — возможность остаться незамеченным. Другой важной особенностью этого типа акцентуации является внушаемость, направленная на подчеркивание заслуг или восхищения.

Неустойчивый тип акцентуации характера проявляется в неумении соблюдать социально приемлемые формы поведения. С детства у них нежелание учиться, им трудно сосредоточиться на учебе, выполнять задания или слушаться старших. По мере взросления неустойчивые личности начинают испытывать трудности в налаживании отношений, особенно трудности в романтических отношениях. Им трудно установить глубокие эмоциональные связи. Они живут настоящим, одним днем ​​без планов на будущее и каких-либо желаний и стремлений.

Конформный тип акцентуации характера выражается в стремлении смешаться с другими, не отличаться. Они легко, не задумываясь, принимают чужую точку зрения, руководствуются общими целями, подстраивают свои желания под желания других, не задумываясь о личных потребностях. Они быстро привязываются к своему ближайшему окружению и стараются не отличаться от других, если есть общие увлечения, интересы или идеи, они тоже сразу их подхватывают. В своей профессиональной жизни они безынициативны, стараются выполнять свою работу, не проявляя активности.

Помимо описанных типов акцентуации характера, Личко дополнительно выделяет смешанные акцентуации, так как акцентуация в чистом виде наблюдается не так часто. Отдельные акцентуации, наиболее выразительные, связаны между собой, другие же не могут быть одновременно свойственны одному человеку.

К основным видам акцентуации относятся:
— Циклотимическая, для которой характерно чередование (цикличность) периодов хорошего и плохого настроения. Часто эти переходы связаны с изменением обстановки, иногда даже с погодой, что роднит циклотимический тип с лабильным, неустойчивым.

Гипертимический тип, который характеризуется постоянно приподнятым настроением, стремлением к деятельности, повышенной возбудимостью. Люди этого типа склонны браться за большое количество дел, которые они часто не доводят до конца, берясь за новые.

Связан с преобладанием пониженного тонуса, плохого настроения. Людям этого типа свойственна склонность к депрессиям, они обычно все видят в мрачном свете и их прогнозы самые пессимистичные. Раздражительность и ипохондрия роднят этот тип с астеническим типом, которому также свойственна утомляемость.

Шизоидный тип, для которого характерна эмоциональная холодность, замкнутость от окружающих. Часто люди этого типа замкнуты, эгоцентричны, не склонны к расширению контактов; это общий и высокий уровень интеллекта, прежде всего в области абстрактного, логического мышления.

Эпилептоидный тип, наоборот, характеризуется конкретностью, вязкостью мышления, нередко низким общим интеллектуальным уровнем, а также скрупулезной педантичностью. Склонность к гневно-тоскливому настроению часто проявляется в приступах агрессивного поведения, конфликтности, иногда даже ярости и жестокости, что сближает этот тип с застрявшим.

Застрявший (параноидальный) тип характеризуется повышенной подозрительностью и болезненной обидчивостью, мнительностью, особенно в отношениях с окружающими. Недоверие к ним и стремление к доминированию приводят к частым конфликтам, а мстительность, постоянство негативных эмоциональных переживаний — к жестокости и мести.

Демонстративный (истерический) тип характеризуется прежде всего ярко выраженным тщеславием, стремлением к признанию, привлечь внимание любой ценой. Для этого иногда используют обман, фантазирование, притворство, мнимые болезни. Авантюризм и способность вытеснять неприятные факты и воспоминания в бессознательное также очень распространены у людей этого типа.

Психастенический тип характеризуется повышенной тревожностью, нерешительностью, мнительностью, связанными с постоянным поиском болезней. Нередки проявления самоанализа, склонность к «самодисциплине» и мысленный возврат к неприятным событиям, что приводит к неуверенности, снижению притязаний. Это обостренное чувство собственной неполноценности роднит этот тип с сенситивным типом, которому также свойственны повышенная впечатлительность и пугливость.

Следует отметить, что в чистом виде эти виды акцентуации встречаются довольно редко, обычно у человека акцентуация «смешанная», с более или менее выраженными формами нескольких типов.

Совокупность индивидуальных качеств, которая совершенно уникальна для каждого человека, во многом его поведения, общения с другими людьми и отношения к себе. Он представляет собой второй уровень в структуре индивидуальности, ту «целостную индивидуальность» (термин В. Мерлина), которая лежит в основе индивидуального стиля жизни, опосредуя связь между психодинамическими индивидуальными чертами и структурой личности. Задачи психотерапии во многом связаны именно с оказанием помощи человеку в создании индивидуального стиля деятельности и общения на основе его интегральной диспозиции психодинамических особенностей, использующей положительные стороны его личности, по возможности компенсируя отрицательные.

Акцентуации характера по А. Е. Личко
Понятие об акцентуациях характера.

Акцентуации характера (по А.Е. Личко) — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором в психологии и поведении человека наблюдаются отклонения, не выходящие за пределы нормы, граничащие с патологией.
Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем подростковом возрасте. У подростков многое зависит от типа акцентуации характера — особенностей преходящих нарушений поведения («пубертатных кризисов»), острых аффективных реакций и неврозов (как по их картине, так и по отношению к причинам, их вызывающим). Тип акцентуации также во многом определяет отношение подростка к соматическим заболеваниям, особенно длительно текущим. Акцентуации характера выступают важным фоновым фактором при эндогенных психических заболеваниях и предрасполагающим фактором при реактивных нервно-психических расстройствах. Тип акцентуации характера необходимо учитывать при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из основных ориентиров для медицинских и психологических рекомендаций, для консультирования по будущей профессии и месту работы, что необходимо для устойчивой социальной адаптации. Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ для того, чтобы наиболее эффективно использовать различные виды психотерапии (индивидуальную или групповую, дискуссионную, директивную и др. ). Тип акцентуации указывает на слабости характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, — открывая тем самым перспективы психопрофилактики. Обычно акцентуации развиваются в процессе формирования характера и сглаживаются по мере взросления человека. Черты характера с акцентуациями могут проявляться не постоянно, а лишь в определенных ситуациях, в определенной ситуации и почти не обнаруживаются в обычных условиях. Социальная дезадаптация с акцентуациями либо полностью отсутствует, либо носит кратковременный характер.

Типы акцентуаций характера.

Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, выделяют следующие основные типы акцентуаций характера:

1. Гипертимический тип.

Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. Они много шумят в происходящих вокруг них событиях, любят неугомонные компании своих сверстников. При хороших общих способностях проявляют неусидчивость, недисциплинированность, неравномерно учатся. Настроение у них всегда хорошее и приподнятое. Со взрослыми — родителями и учителями — у них часто возникают конфликты. У таких подростков много увлечений, обычно поверхностных и мимолетных. Подростки гипертимного типа часто переоценивают свои возможности. Они слишком самоуверенны, стремятся показать себя, похвастаться, произвести впечатление на окружающих.

2. Циклоидного типа.

Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки этого типа предпочитают находиться дома одни, а не где-то со сверстниками. Тяжело переживают даже мелкие неприятности, крайне раздражительно реагируют на замечания. Их настроение периодически меняется с приподнятого на подавленное (отсюда и название этого типа) с периодами около двух-трех недель.
3. Лабильный тип.

Этот тип чрезвычайно изменчив в настроении и часто непредсказуем. Причины неожиданной смены настроения могут оказаться самыми незначительными, например, случайно оброненное кем-то слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны впадать в уныние и мрачное настроение при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее, по настроению, можно раскрасить либо радужными, либо мрачными красками.
4. Астеноневротический тип.

Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомление проявляется при выполнении сложной умственной работы.
5. Чувствительный тип.

Характеризуется повышенной чувствительностью ко всему: и к тому, что нравится, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят большие компании, слишком азартные, подвижные озорные игры. Они обычно застенчивы и робки перед незнакомцами и поэтому часто производят впечатление замкнутости. Они открыты и общительны только с теми, кто им знаком. Предпочитают общение с детьми и взрослыми. В подростковом возрасте у таких подростков могут быть трудности адаптации в кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности»
6. Психастенический тип.

Для таких подростков характерно ускоренное и раннее интеллектуальное развитие, склонность к мышлению, рассуждениям, к самоанализу и оценке поведения других людей. Однако такие подростки часто более ценны на словах, чем на деле.
7. Шизоидный тип.

Наиболее важной особенностью этого типа является изоляция. Этих подростков не очень привлекают сверстники, они предпочитают быть в одиночестве, находиться в компании взрослых. Они часто демонстрируют внешнее равнодушие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояние других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир часто наполнен различными фантазиями, какими-то особыми увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны окружающим, прежде всего сверстникам, которые, как правило, их очень недолюбливают.
8. Эпилептоидный тип.

Эти подростки часто плачут, домогаются других, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А. Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты – жестокость, властность, эгоизм. В контролируемой ими группе детей такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, и их личная власть в таких группах держится главным образом на добровольном повиновении других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они часто чувствуют себя на высоте, стараются угодить начальству, добиться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.

9. Истероидный тип.

Основная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной персоне. Подростки этого типа часто имеют склонность к театральности, позерству и рисованию. Такие дети с большим трудом переносят, когда в их присутствии кто-то хвалит собственного товарища, когда другим уделяется больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью является желание привлечь внимание окружающих, выслушать восхищение и похвалу в свой адрес. Этим подросткам свойственны претензии на исключительное положение среди сверстников, и в целях влияния на окружающих, привлечения их внимания они нередко выступают в группах в качестве подстрекателей и заводил. При этом, будучи не в состоянии стать настоящими руководителями и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет. Они часто и быстро выходят из строя.
10. Нестабильный тип.

Его иногда неправильно характеризуют как безвольного, плывущего по течению. Подростки этого типа проявляют повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к праздности и безделью. У них нет никаких серьезных, в том числе профессиональных интересов, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип.

Этот тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их жизненное кредо – «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих интересов готов предать товарища, бросить его в трудную минуту, но что бы он ни делал, всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, а часто даже не один.

Литература.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1977; изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.

Ульяновский социально-педагогический колледж № 1

Отчет
по дисциплинам

«Возрастная психология»
Характеристика по теме:9999 А. Е. Личко»
Выполнил:

Студент 42 группы

Мельникова Алена

Проверено.

А.Е. Личко разработал типологию акцентуаций, исследуя подростков. Но у большинства людей акцентуации сохраняются и во взрослом возрасте. Акцентуация – главная черта личности, определяющая все поведение человека. Всего Личко выделил 11 чистых акцентуаций личности.

1. Астеноневротический тип.

Людям этого типа свойственна быстрая утомляемость, раздражительность, мнительность (беспочвенное беспокойство о здоровье). Они испытывают большую усталость от умственных нагрузок, чем от физических. Они легко дают выход своему раздражению на окружающих, но тут же раскаиваются из-за сказанного.

2. Гипертимический тип.

Эти люди почти все время в приподнятом настроении. О таких людях говорят – «душа компании». Бывают и вспышки гнева, но только в том случае, если кто-то пытается их ограничить, подчинить своим целям, подавить намерения этого человека. Для таких людей невыносима строгая дисциплина и регламентация распорядка дня. Они плохо переносят одиночество.

3. Истероидного типа.

Такие люди всегда требуют внимания к себе. Для них жизненно важно, чтобы ими восхищались и почитали. Худшее, что может с ними случиться, это если они останутся незамеченными. Им свойственно лгать и фантазировать, чтобы создать себе блестящую репутацию. Прекрасно чувствовать себя на сцене.

4. Конформный тип.

Конформность — это некритическое принятие норм группы: делать как все. Они не стремятся выделиться: лучше быть посередине, не хуже и не лучше. Они хорошо себя чувствуют в своей группе, с подозрением относятся к чужим. Они враждебно относятся к появлению чего-то нового, например, нового стиля в одежде. Но как только это становится популярным, они сами охотно так одеваются.

5. Лабильный тип.

Отличительной особенностью их поведения является постоянная смена настроения, происходящая по незначительным поводам. Утром чувствовал себя прекрасно, по дороге на работу кто-то косился и настроение пропало. На работе сделали комплимент — и опять все нормально. Перепады настроения одновременно мимолетны и глубоки: от наворачивающихся слез до восторга. По-настоящему привязываются только к самым близким людям, особенно если находят у них необходимую поддержку.

6. Нестабильный тип.

Это название дано в связи с непостоянством поведения этих людей. Ими движет только желание развлечься. Не могут быть настойчивы в работе и учебе, стремятся уйти от трудностей, склонны проводить время в безделье. Все эти качества могут толкнуть на преступный путь, склонив к хулиганству, воровству и употреблению наркотиков. Преступления совершаются не столько ради наживы, сколько ради острых ощущений.

7. Психастенический тип.

Отличительные качества этих людей — нерешительность, самоанализ, мнительность. Они любят поговорить. На основе всех этих черт могут возникнуть навязчивые идеи (страхи, ритуалы). Они очень переживают за своих близких (за маму). Беспокойство о том, что в будущем произойдет что-то плохое. Чтобы обезопасить себя от волнений, они придумывают «ритуалы» — обходят щели на дороге, рассматривают встречные машины любимого цвета. Они склонны больше думать, чем действовать.

8. Чувствительный тип.

Такие люди очень чувствительны к чужим словам, их легко задеть и задеть неосторожным словом. Не любят шума и излишней активности, предпочитают тихие, спокойные занятия. Они могут казаться замкнутыми, но с самыми близкими людьми очень общительны и раскованы. Очень робок в присутствии незнакомцев. Они боятся быть в центре внимания — делать доклады, отвечать у доски. В целом это очень впечатлительные и неуверенные в себе люди.

9. Циклоидного типа.

У этих людей изменения настроения происходят с определенной частотой. От подъема сил, бодрости и самочувствия до апатии, раздражительности, пессимизма. Продолжительность циклов у разных людей различна, но в отличие от лабильного типа это не кратковременная смена настроения. Продолжительность периодов спада или подъема от дней до недель. Объективных причин эмоциональных изменений нет – это внутренние колебания психического состояния.

10. Шизоидный тип.

Самая важная черта этих людей — изоляция. Не умеют налаживать отношения с людьми, не испытывают большой потребности в общении. Но часто они сами сильно страдают в глубине души от своего одиночества. В их поведении присущи противоречивые черты: иногда они застенчивы, иногда отпускают неприличные шутки; внешне холодно — а в душе ураган эмоций. Они склонны проявлять интерес к вещам, которые необычны для их сверстников. Они живут в своем собственном мире. Они быстро устают от общения. Интуиции и социальной компетентности нет вообще (других не понимают).

11. Эпилептоидный тип.

Это люди со взрывным характером, инертным и скованным мышлением. Часто находятся в состоянии дисфории — злобно-тоскливом настроении, ищут, на ком бы излить зло. Иногда встречаются необычные аттракционы (садо-мазо). Они любят власть. Они склонны к педантичности и требуют от окружающих такого же отношения к порядку. В ярости не владеют собой – могут обидеть близкого человека, ударить пожилого человека.

Изучите типологию акцентуаций характера подробнее! Читайте «Виды акцентуаций характера и психопатий у подростков» (Настоящее издание является дополненным и переработанным вариантом монографии А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков», первое издание которой (1977) награжден Президиумом АМН СССР Дипломом персональной премии им. В.М. Бехтерев.)

Виды акцентуации: особенности

Изучение индивидуальных различий, в частности акцентуации характера, относится к отдельной дисциплине — области дифференциальной психологии. Этому разделу посвящены работы многих ученых — западных и отечественных.

Обоснование исследования характера характера

Зачем изучать типы акцентуации личности? Анализ различий между людьми преследует две цели. Во-первых, это исследовательская цель — выделить как можно больше групп, разработать конкретные рекомендации для каждой из них. Чем больше классов будет выделено, тем эффективнее будут психологические рекомендации для их представителей.

Во-вторых, знать типы акцентуаций характера необходимо для того, чтобы человек понимал особенности и причины своего поведения, мог в соответствии с этим корректировать его.

Часто в этом отношении не хватает бытовой психологии. Например, распространено мнение о доброте толстых людей. И наоборот, худощавый человек иногда воспринимается как встревоженный, настороженный. Конечно, такая разбивка на категории отчасти может быть правдой. Такой ошибки в классификации не избежал, хотя уже в медицинской сфере, даже Гиппократ: когда-то древний врач прямо связывал локализацию апоплексического удара с полнотой.

Советский психолог А. Е. Личко, как и немецкий психиатр К. Леонгард, в своих исследованиях использовал термин «акцентуация». Применительно к тому или иному свойству этот термин означает, что оно выделено ярче других, как бы подчеркнуто. Другими словами, акцентуация – это выражение определенной черты характера. Для человека с тем или иным качеством одни социальные ситуации будут очень болезненными, а другие легко переносятся. В этой статье мы рассмотрим типы акцентуации по Личко и по Леонгарду.

Психология отличия не является строгой дисциплиной. Типы акцентуации всегда описательные, в чистом виде практически не встречаются. Каждый человек может найти себя в двух и более типах.

Также следует отметить, что отнесение себя к определенной категории не должно быть бесцельным. Входя в психологические тесты, нужно задать себе вопрос: «Зачем я это делаю?» Если человек понимает, что он принадлежит к той или иной группе, ему необходимо выработать для себя соответствующую стратегию компенсации, самопомощи. Для этого нужно изучить те советы, которые психологи дают представителям разных сословий, и применить их в жизни.

Классификация А. Е. Ликко

Советский психолог исследовал типы акцентуации подростков. Всего он выделил одиннадцать групп. Особенности типов акцентуации характера в его теории имеют много общего с классификацией Карла Леонгарда. Рассмотрим их по порядку.

Гипертонический тип

Высокий уровень энергии, умение быстро находить контакт с людьми, стремление к лидерству — все это отличает гипертонический тип акцентуации. Личко считал артериальную гипертензию общей характеристикой подросткового возраста. Высокий эмоциональный тон делает представителей этой категории лидерами в любой компании. Они не агрессивны. Они могут вступать в конфликт, но только в том случае, если встречают резкое противодействие своей деятельности. Поэтому лучше не стоять у них на пути, а, наоборот, побуждать к активности.

Поверхностность интересов — негативная черта, имеющая гипертонический тип акцентуации. Его представители могут обладать многими способностями, но их интересы непостоянны.

Циклоидный тип

Основной характеристикой этой категории является изменчивость настроения. Приподнятое состояние сменяется унынием, раздражительностью. И происходит это с периодичностью в две-три недели.

Лабильный тип

Эмоциональный тонус этих подростков, как заметил Личко, нельзя определить как стабильно низкий или высокий. Их настроение нестабильно, его смена может произойти очень быстро. Внутри этой категории также есть два подтипа: реактивно-лабильные и эмоционально-лабильные. Первые склонны менять настроение из-за внешних факторов. Состояние других в большей степени обусловлено внутренними переживаниями.

Представители лабильного типа иногда кажутся малоотличными от других. Но это далеко не так – настоящей проблемой для некоторых из них может стать умение правильно выражать свои чувства. Испытывая глубокую привязанность к близким людям, они не умеют сообщать о них.

Астено-невротический тип

К этой категории относятся основные посетители медицинских учреждений. Главное их отличие – это концентрация внимания на состоянии своего тела. Едва почувствовав недомогание, они могут заподозрить у себя смертельную болезнь — таких весов достигает их мнительность.

Сенситивный тип

Главной характеристикой подростковой категории, заметил Личко, является гиперчувствительность, которая отражается в их поведении. Люди сенситивного типа также отличаются болезненной раздражительностью. Их слабость — крупные компании. В них они всегда чувствуют себя некомфортно, стараются внимательно наблюдать за происходящим, а иногда копируют поведение других. Представители чувствительного типа могут привлечь к себе внимание всей компании, например, совершить какой-нибудь трюк. Но это у них получается плохо, и они снова возвращаются в прежнее состояние только с еще более обостренной робостью.

Преимуществом представителей чувствительного типа является трудолюбие, ответственность, умение устанавливать и поддерживать глубокие дружеские связи.

Психостенический тип

Отличается нерешительностью. Любая бытовая ситуация может стать для психастеника источником мучительной неуверенности. Их отличает высокий интеллект и уверенность в своих выводах. Но последнее редко подтверждается делами. Психастеники склонны к вкусовым действиям как раз в те моменты, когда необходимо взвесить все «за» и «против».

Шизоидный тип

Несмотря на то, что они очень ранимы внутренне, у шизоидов практически отсутствует способность к эмпатии — они не чувствительны к чужой боли. У шизоидного типа акцентуации есть и положительная сторона – из них выходят хорошие изобретатели. Большинство тех людей, которые двигали вперед прогресс человечества, были шизоиды. Их главная черта, которая сразу бросается в глаза, – неординарность. «Не от мира сего» — это смело можно сказать о шизоидах.

Эпилептоидный тип

Самый педантичный и придирчивый к деталям тип. Казалось бы, что хорошего в этих качествах характера? А вот представителей других типов сложно представить в некоторых профессиях. Например, лучшие учителя математики или физики — эпилептоиды. Их аккуратность и внимание к деталям являются неоспоримыми плюсами в преподавании точных наук.

Истероидный тип

Для этой категории жизнь представляет собой одну огромную сцену. Некоторым людям поначалу может быть некомфортно находиться в обществе с истероидом. Ведь главное их качество – это постоянное стремление быть в центре внимания. А вот для определенных профессий, относящихся к этому классу (его аналог у Леонгарда — демонстративный тип акцентуации) — преимущество. Например, из истерик выходят отличные продавцы, актеры, певцы.

Неустойчивый тип

У представителей этой категории самые безответственные подростки. Это были те, кто не имел устойчивых интересов, практически не думал о своем будущем. Неуравновешенные люди не могут долго концентрироваться на работе, им свойственна постоянная тяга к безделью и развлечениям.

Конформный тип

Отличительной чертой конформистов является стремление не отличаться от окружающей среды. Их кредо – «быть как все». Отрицательной чертой этой категории является склонность к предательству в трудной ситуации. Конформный человек не будет страдать угрызениями совести — своим поступкам он всегда найдет оправдание.

Типы акцентуаций характера по Леонгарду

Карл Леонхардт выделил двенадцать типов личности. Во многом его классификация пересекается с теорией Личко, а некоторые типы в них идентичны. Леонгард создал три категории: первая была связана с акцентуациями характера, вторая — с акцентуациями темперамента. Критерием выделения третьей группы являются черты личности (ориентация на себя или на внешний мир).

Для начала необходимо уточнить разницу между темпераментом и характером. Люди, не знакомые с психологией, часто путают эти понятия. Но даже некоторые психологи склонны считать, что темперамент и характер — это одно и то же.

Темперамент — это скорость реакции человека на текущие события. Это качество является, скорее, физиологическим свойством нервной системы. Темперамент относится к эмоциональности, степени реакции, уравновешенности. Характер является общественным образованием. С самого рождения окружающие люди оставляют на ребенке свой след. Такие социальные взаимодействия «лепят» его индивидуальность.

Так, Карл Леонгард классифицировал по характеру, темпераменту и личностным характеристикам, а критериями выделения категорий служили стили социального взаимодействия человека.

Акцентуации, связанные с темпераментом

  • Гипертонический тип. Основные характеристики – подвижность, коммуникабельность. В детстве гипертоники обладают хорошей памятью, легко обучаются. В подростковом периоде возможны конфликты, так как не всегда группа позволяет АГ занять лидирующие позиции. Во взрослом возрасте представители этой категории остаются общительными и энергичными. С ними легко найти общий язык, если не заниматься сопротивлением.
  • Дистимический тип. Мрачность, флегматичность, тормозные реакции — основные черты дистимиков. Они молчаливы и кажутся неисправимыми пессимистами. Положительной стороной дистимического типа является ответственность, развитое чувство справедливости.
  • Лабильный тип. Он, как и в классификации Личко, отличается способностью быстро менять настроение. Даже грубо сказанное слово может повлиять на представителя лабильного типа. Хорошее настроение может испортиться даже из-за того, что пошел дождь.
  • Возвышенный тип. Представители этого типа не конфликтны, как и общество, внимательны к окружающим. Экзальтированный тип акцентуации отличается влюбчивостью, склонностью к экзальтированным чувствам, общительностью. Эти люди очень быстро поддаются влиянию событий внешнего мира – от положительного они легко приходят в восторг, от отрицательного – впадают в панику. У многих дизайнеров, музыкантов и художников экзальтированный тип акцентуации.
  • Тревожный тип. Основной признак – чувство беспокойства без видимой причины. Тревожные дети быстро узнаются сверстниками, а из-за своей нерешительности могут стать объектом насмешек. Став взрослыми, они остаются не менее ипохондричными, чем были детьми. Таким людям сложно настоять на своем. Однако тревожный тип акцентуации имеет свои преимущества – его представители обладают богатым внутренним миром, а также всегда способны адекватно оценить свои возможности. Среди других типов они воспринимают действительность наиболее отчетливо.
  • Эмоциональный тип. Считается, что представители этой категории «думают» о чувствах. Их основные характеристики – доброта, ответственность, способность к сопереживанию, малоконфликтность. Люди эмотивного типа могут чувствовать себя раскованно только в компании близких людей. Они добросердечны, сострадательны, а также больше других ценят красоту природы. В общении с ними всегда признаются их чувства. Главной ценностью для них являются хорошие отношения в семье и на работе. Представители эмотивного типа очень уязвимы к черствости и грубому поведению.

Акцентирование по характеру знака

  • Тип заклинивания. Человек, относящийся к этой категории, может годами носить с собой чувства. Если это отрицательные эмоции, которые не были правильно выражены, то они мучают застрявшего человека на длительный период времени. Стремление к цели – основная характеристика этой акцентуации. Застрявший тип получит это во что бы то ни стало. Часто для этого он стремится подобрать хороших друзей. Из безвыходных ситуаций выходят хорошие лидеры в любой деятельности. Однако, если их судьба не столь радужна, они могут стать главарями бандитских группировок. Кроме того, как и демонстративный, заклинивающий тип акцентуации нуждается в признании со стороны общества. Однако это должно быть действительно заслуженное уважение, слава, которая оправдана.
  • Педантичный тип. Как и у эпилептоидов по классификации Личко, главные черты представителей этой группы — скрупулезность и внимание к деталям. Педантичные высоко ценятся в офисной среде за ответственность и деловитость. Также эта акцентуация проявляется в заботе о собственном здоровье, отсутствии вредных привычек. Оборотной стороной медали для таких людей является постоянный страх совершить ошибку, перфекционизм.
  • Возбудимый тип. Импульсивность, раздражительность, стремление немедленно удовлетворить мчащиеся порывы — вот что характеризует возбудимый тип акцентуации. Люди, относящиеся к этой группе, обычно наделены высоким уровнем конфликтности, что часто мешает им построить полноценные отношения. Преимущество в том, что они живут полностью в настоящем.
  • Демонстрационный тип. Это легко определить, начиная с двухлетнего возраста. Такие малыши, попав однажды в центр внимания, потом стараются завоевать его любой ценой. Если эта тенденция поддерживается родителями, то у них почти всегда завышенная, ничем не подкрепленная самооценка. Школьники этого типа могут ставить в пример другим. Поэтому не всегда легко признать, что их способности в той или иной сфере едва ли превосходят средние. С другой стороны, демонстративный тип акцентуации отличается артистизмом, хорошим вкусом в одежде.

Типы акцентуаций в соответствии с личностью

  • Интровертный тип. Характеризуется сосредоточением внимания на своих переживаниях, избеганием социальных контактов. Реальность для них вторична по отношению к внутреннему миру. Интроверты ответственны, ненавязчивы, любят уединение.
  • Экстравертный тип. Ее представители – уверенные в себе люди, влюбленные находятся среди людей и получают энергию от общения. Они не склонны останавливаться на аспектах внутренней жизни, всегда действуют в соответствии с тем, что делает их реальностью.

В настоящее время теория Личко имеет большее применение среди психологов, так как ученый проводил свои исследования на здоровых людях (подростках).