Типы акцентуации по личко: 11 типов личности по Личко

Содержание

Описание типов акцентуации характера по классификации Личко

ОПИСАНИЕ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ПО КЛАССИФИКАЦИИ ЛИЧКО

Теория акцентуированных личностей Леонгарда быстро доказала свою достоверность и полезность. Однако использование её было ограничено возрастом испытуемых – опросник для определения акцентуации рассчитан на взрослых испытуемых. Дети и подростки, не имея соответствующего жизненного опыта, не могли ответить на ряд вопросов теста, поэтому их акцентуации оказалось затруднительным определить.

Решением этой проблемы занялся отечественный психиатр Андрей Евгеньевич Личко. Он модифицировал тест Леонгарда для определения акцентуаций с целью применения его в детском и подростковом возрасте, переработал описания типов акцентуации, изменил названия для некоторых из них и ввёл новые типы. А. Е. Личко считал более целесообразным изучать акцентуации у подростков, так как большинство из них формируется до подросткового возраста и ярче всего проявляется именно в этот период. Описания акцентуированных характеров он расширил за счёт информации о проявлениях акцентуаций у детей и подростков, изменении этих проявлений по мере взросления. Перу А. Е. Личко принадлежат фундаментальные монографии «Подростковая психиатрия», «Психопатии и акцентуации характера у подростков», «Подростковая наркология».

Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко

А. Е. Личко первым предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», мотивируя это тем, что нельзя объединять все личностные особенности человека определением только акцентуации. Личность – гораздо более широкое понятие, включающее мировоззрение, особенности воспитания, образованности, реагирования на внешние события. Характер же, являясь внешним отражением типа нервной системы, служит узкой характеристикой особенностей поведения человека.

Акцентуации характера по Личко — временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка. При этом многие из них могут переходить в психопатии или сохраняться на всю жизнь. Путь развития акцентуации определяется её выраженностью, социальным окружением и видом (скрытая или явная) акцентуации.

Как и Карл Леонгард, А. Е. Личко считал акцентуации вариантом деформации характера, при которой чрезмерную выраженность приобретают отдельные его черты. Это повышает чувствительность личности к определённым видам влияний и затрудняет адаптацию в некоторых случаях. При этом в целом способность к адаптации сохраняется на высоком уровне, а с некоторыми видами влияний (не задевающими «места наименьшего сопротивления») акцентуированные личности справляются легче обычных.

Акцентуации А. Е. Личко рассматривал как пограничные между нормой и психопатией состояния. Соответственно, их классификация основана на типологии психопатий.

А. Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, сенситивный, шизоидный, истероидный, конморфный, психастенический, паранойяльный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, эпилептоидный.

Гипертимный тип

Люди с этой акцентуацией – отличные тактики и плохие стратеги. Находчивы, предприимчивы, активны, легко ориентируются в быстро меняющихся ситуациях. Благодаря этому могут быстро улучшить своё служебное и общественное положение. Однако в отдалённом времени часто теряют положение из-за неумения продумывать последствия своих действий, участия в авантюрах и неправильного выбора товарищей.

Активны, общительны, предприимчивы, настроение всегда хорошее. Дети этого типа подвижны, непоседливы, часто проказничают. Невнимательные и слабо дисциплинированные, подростки этого типа учатся нестабильно. Часто возникают конфликты со взрослыми. Имеют множество поверхностных увлечений. Часто переоценивают себя, стремятся выделиться, заработать похвалу.

Циклоидный тип

Циклоидная акцентуация характера по Личко характеризуется высокой раздражительностью и апатичностью. Дети предпочитают находиться в одиночестве дома вместо игр в компании сверстников. Тяжело переживают любые неприятности, раздражаются в ответ на замечания. Настроение меняется от хорошего, приподнятого, до угнетённого с периодичностью в несколько недель.

При взрослении проявления этой акцентуации обычно сглаживаются, но у ряда лиц могут сохраняться или надолго застревать в одной стадии, чаще угнетённо-меланхоличной. Иногда наблюдается связь перемен настроения с временами года.

Сенситивный тип

Отличается высокой чувствительностью как к радостным, так и к пугающим или грустным событиям. Подростки не любят активных, подвижных игр, не проказничают, избегают больших компаний. С посторонними боязливы и стыдливы, производят впечатление замкнутых. С близкими знакомыми могут быть хорошими товарищами. Предпочитают общаться с людьми младше или старше их. Послушные, любят родителей.

Возможно развитие комплекса неполноценности или сложности с адаптацией в коллективе. Предъявляют высокие моральные требования к себе и коллективу. Имеют развитое чувство ответственности. Усидчивы, предпочитают сложные виды деятельности. Очень тщательно подходят к выбору друзей, предпочитают старших по возрасту.

Шизоидный тип

Подростки этого типа замкнуты, общению со сверстниками предпочитают одиночество или компанию старших. Демонстративно равнодушны и не интересуются общением с другими людьми. Не понимают чувств, переживаний, состояние окружающих, не проявляют сочувствия. Собственные чувства также предпочитают не проявлять. Сверстники часто не понимают их, и поэтому настроены к шизоидам враждебно.

Истероидный тип

Истероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны. Не любят, когда в их присутствии уделяют внимание кому-то другому или хвалят окружающих. Имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих. Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих. Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий. При этом истероиды неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников.

Конморфный тип

Дети и подростки конморфного типа отличаются отсутствием собственного мнения, инициативы, критичности. Они охотно подчиняются группе или авторитетам. Их жизненный настрой можно охарактеризовать словами «будь как все». При этом такие подростки склонны к морализаторству и очень консервативны. Ради защиты своих интересов представители этого типа готовы на самые неблаговидные поступки, и все эти поступки находят объяснение и оправдание в глазах конморфной личности.

Психастенический тип

Подростки этого типа характеризуются склонностью к размышлениям, самоанализу, оценке поведения окружающих. Их интеллектуальное развитие опережает сверстников. Нерешительность у них сочетается с самоуверенностью, суждения и взгляды безапелляционны. В моменты, когда необходима особая осмотрительность и внимательность, они склонны к импульсивным поступкам. С возрастом этот тип мало изменяется. Часто у них возникают обсессии, служащие средством преодоления тревоги. Также возможно употребление алкоголя или наркотиков. В отношениях мелочны и деспотичны, что мешает нормальному общению.

Паранойяльный тип

Не всегда типы акцентуации характера по Личко включают этот вариант акцентуации в силу его позднего развития. Основные проявления паранойяльного типа появляются к 30-40 годам. В детстве и подростковом возрасте для таких личностей характерна эпилептоидная или шизоидная акцентуация. Основная их черта – завышенная оценка своей личности, а соответственно наличие сверхценных идей о своей исключительности. От бредовых эти идеи отличаются тем, что воспринимаются окружающими как реальные, хотя и завышенные.

Неустойчивый тип

Подростки проявляют повышенную тягу к развлечениям, безделью. Отсутствуют интересы, жизненные цели, их не волнует будущее. Часто их характеризуют как «плывущих по течению».

Эмоционально-лабильный тип

Дети непредсказуемы, с частыми и сильными перепадами настроения. Поводы для этих перепадов – незначительные мелочи ( косой взгляд или неприветливая фраза). В периоды плохого настроения требуют поддержки близких. Хорошо чувствуют отношение к себе окружающих.

Эпилептоидный тип

В раннем возрасте такие дети часто плаксивы. В старшем – обижают младших, мучают животных, издеваются над теми, кто не может дать сдачи. Для них характерны властность, жестокость, самолюбие. В компании других детей стремятся быть не просто главным, а властителем. В группах, которыми они управляют, устанавливают жестокие, самодержавные порядки. Однако их власть держится в значительной мере на добровольном подчинении других детей. Предпочитают условия жесткой дисциплины, умеют угодить руководству, завладеть престижными постами, которые дают возможность проявить власть, установить свои правила.

Государственное Автономное Профессиональное Образовательно Учреждение Новосибирской Области «Куйбышевский Педагогический Колледж»

Сообщение на тему : «Типы акцентуации по А. Е. Личко»

Выполнила: студентка 21 группы

Специальности: коррекционная педагогика

В начальном образовании

Дудина Татьяна

понятие и причины проявления, виды

Приветствую Вас, друзья!

Акцентуация – это понятие, применяемое в психологии для обозначения специфических особенностей личности. Данным термином обозначают совокупность черт характера, которыми человек заметно выделяется на общем фоне. Сегодня мы подробно разберём, что представляют собой акцентуации, какими они бывают, почему появляются и как меняются в течение жизни.

Что такое акцентуация характера?

Акцентуацией характера называется такая его особенность, при которой отдельные черты выражены наиболее сильно, а сама личность при этом очень уязвима к одним психогенным воздействиям, но устойчива к другим. С точки зрения психологии, акцентуации имеют общую природу с расстройствами психики. Но они не являются таковыми, а считаются особенностями характера, находящимися в пределах нормы.

Акцентуация характера – это отчётливо проявляющаяся дисгармоничность, при которой отдельные черты на фоне других выражены чрезмерно сильно. Для окружающих поведение акцентуированной личности нередко выглядит странным, из-за чего могут возникать сложности в общении. Акцентуация характера обычно причиняет немало неудобств, делая человека склонным к депрессиям и неврозам. В перспективе это может приводить даже к реальным психическим расстройствам.

Как появился термин?

История данного термина начинается в 1964 году. Тогда немецкий психиатр Карл Леонгард опубликовал работу под названием «Нормальные и патологические личности». В ней он впервые использовал термин «акцентуация личности», а также перечислил несколько акцентуаций, которые ему удалось выделить на тот момент. Несмотря на то, что это была научная работа, Леонгард для наглядности сопоставил каждый тип акцентуации с известным литературным персонажем.

В 1968 году он опубликовал окончательный вариант классификации, который к тому моменту успел существенно переработать и дополнить. Он разделял все акцентуации на три группы, локализуя их по характеру, темпераменту и типу личности. В 1977 году советский психиатр Андрей Личко опубликовал свою классификацию, дополнив работу Леонгарда. Сегодня она считается более точной, кроме того, общепринятым стал предложенный им термин «акцентуация характера» (а не личности, как у Леонгарда).

Классификация акцентуаций по Леонгарду

Оригинальная классификация Карла Леонгарда, составленная им в 1964 и уточненная в 1968 году, насчитывает 12 типов акцентуации характера:

  1. Демонстративный. Такой человек жаждет внимания и одобрения, всегда старается произвести приятное впечатление на окружающих. У него завышенное ЧСВ, поэтому ему нравится ощущать себя незаменимым, и он не упускает повода намекнуть на это или даже сказать прямо.
  2. Застревающий. У таких людей долго держится эмоциональная реакция на происходящие события. Они довольно злопамятны, поскольку им свойственно долго обдумывать обидные ситуации.
  3. Педантичный. Люди с таким типом акцентуации обычно опрятны и аккуратны, не терпят беспорядка. Они склонны к перфекционизму и очень медлительны, потому что подолгу обдумывают каждое решение. Также им свойственно бояться перемен.
  4. Гипертимический. У такого человека почти всегда хорошее настроение. Он активен, постоянно стремится получить яркие впечатления и эмоции, любит общаться и легко справляется с житейскими неприятностями.
  5. Дистимический. Данный тип акцентуации личности представляет собой противоположность предыдущего. Настроение у его обладателей обычно довольно мрачное, они весьма пессимистичны и замкнуты, болезненно воспринимают даже мелкие неприятности.
  6. Циклотимический. Достаточно распространена ситуация, когда дистимический и гипертимический тип акцентуации уживаются в одном человеке, периодически сменяя друг друга.
  7. Возбудимый. Людям с таким типом акцентуации личности свойственна чрезмерная импульсивность. Они часто действуют инстинктивно, не успев толком обдумать поступок.
  8. Экзальтированный. Главная особенность обладателей данного типа акцентуации заключается в крайне эмоциональность реакции на многие мелочи. Незначительная радость может привести такого человека в состояние экзальтации, а маленькая неприятность – сильно опечалить.
  9. Тревожный. Люди с таким типом акцентуации склонны постоянно тревожиться из-за ближайших планов и трудностей, которые потенциально могут возникнуть. Также им свойственно подолгу обдумывать ошибки и неловкие ситуации из прошлого. Как правило, они довольно робкие и нерешительные.
  10. Интровертированный. Это люди, ориентированные на свой внутренний мир и предпочитающие руководствоваться в делах собственным опытом, вместо того чтобы спрашивать чьего-то совета. Свои поступки они обычно обдумывают дольше, чем следовало бы. Они склонны к рефлексии, поэтому часто уединяются и «выпадают» на некоторое время из жизни.
  11. Экстравертированный. Такой человек большое значение придаёт общению с окружающими, всегда интересуется чужим мнением, спрашивает советов. Он склонен действовать импульсивно, не обдумывая поступки и решения слишком долго.
  12. Эмотивный. Такие люди обычно весьма чувствительны, добры и восприимчивы. Они ранимы и обидчивы, однако простить обидчика готовы практически мгновенно, стоит тому только извиниться.

Классификация акцентуаций по Личко

Советский психиатр Андрей Личко несколько иначе понимал, что такое акцентуация характера. Он относил её только к характеру, поскольку считал, что личность – слишком комплексное понятие для этого. В 1977 году он опубликовал свою классификацию, существенно отличающуюся от предложенной Леонгардом. Она включает следующие типы:

  1. Гипертимный. Обладатели такой акцентуации обычно активны и оптимистичны, любят общаться, постоянно пребывают в поиске новых увлечений. Их интересы часто меняются, поэтому они склонны бросать дела незавершенными.
  2. Циклоидный. У таких людей настроение меняется в широком диапазоне. Сначала они ведут себя так, будто у них гипертимный тип акцентуации, но потом погружаются в состояние дисфории. Обычно такие фазы длятся по 1-2 недели, иногда наступают продолжительные перерывы.
  3. Лабильный.Таким людям свойственны частые перепады настроения. Они весьма чувствительны, привязаны к близким, добры, отзывчивы и альтруистичны.
  4. Сенситивный. Обладатели данного типа акцентуации обычно весьма самокритичны, из-за чего часто страдают от избытка комплексов и низкой самооценки. В подростковом возрасте они часто подвергаются буллингу, но всё равно сохраняют доброту.
  5. Астено-невротический. Такие люди обычно раздражительны и склонны к ипохондрии. Любые сложности вызывают у них чрезмерное напряжение, поэтому они очень тяжело переносят экзамены, испытания и состязания. При этом они довольно дисциплинированны, аккуратны и педантичны.
  6. Шизоидный. Люди с таким типом акцентуации не особо общительны, много времени проводят в одиночестве. Они замкнуты на собственных эмоциях, поэтому не склонны к сопереживанию. При этом они отличаются преданностью и очень ценят тех немногих людей, с которыми сближаются.
  7. Психастенический. Обладатели данного типа акцентуации обычно долго колеблются перед принятием решений и избегают ответственности. Они склонны к рефлексии, подолгу обдумывают свои поступки и высказывания, которые кажутся им ошибочными или излишне неловкими.
  8. Эпилептоидный. Этим людям свойственна импульсивность и повышенная возбудимость. Они часто делают преждевременные выводы, при малейшем подозрении могут допустить вспышку гнева и наброситься на человека с упреками. Они очень требовательны не только к окружающим, но и к себе, поэтому обычно аккуратны, ответственны и пунктуальны.
  9. Истероидный. Обладателям данного типа акцентуации свойственен эгоцентризм, они любят пребывать в центре внимания, но при этом постоянно боятся разоблачения. Они очень инициативны и достаточно настойчивы, однако легко меняют свои увлечения.
  10. Конформный. Такой человек обычно стремится максимально соответствовать своему окружению, придаёт большое значение мнению авторитетных для него личностей. Конформизм проявляется во всех сферах его жизни. Даже его вкусы, увлечения и сексуальные предпочтения полностью подчинены нормам, принятым в его окружении.
  11. Неустойчивый. Такие люди обычно довольно ленивы. Они не ставят перед собой целей и не строят планов. Им нравится отдыхать и развлекаться, они часто меняют интересы и увлечения.

Степень выраженности акцентуаций

Стараясь дать более точное определение того, что такое акцентуация характера, Андрей Личко выделил две группы (или две стадии) акцентуаций:

  • Скрытая акцентуация. В данном случае специфические черты характера практически не заметны, но могут проявляться в стрессовых ситуациях и при конфликтах.
  • Явная акцентуация. Все специфические и проблемные черты характера выражены довольно сильно и проявляются во многих жизненных ситуациях. Явная акцентуация считается крайним случаем нормы.

Акцентуация характера – это сумма наследственных особенностей психики, воспитания и накопленного жизненного опыта. Обычно наследственная составляющая при нормальных условиях воспитания формирует лишь скрытую форму акцентуации, а под влиянием различных внешних факторов она может переходить в явную.

Причины возникновения акцентуаций

Тип акцентуации, свойственный конкретному человеку, определяется в основном генетическими факторами. А вот её дальнейшее развитие и усиление определяются уже всевозможными внешними причинами, среди которых наиболее значимыми являются такие факторы как:

  • Воспитание. Любые крайности, будь то недостаток внимания или гиперопека, могут спровоцировать развитие акцентуации.
  • Количество свободы в детстве. Здесь подразумевается то, как ребенок учится, насколько свободным или авторитарным является процесс образования.
  • Барьеры в общении. Если подросток испытывает проблемы в общении со сверстниками, это может приводить к нервным срывам, из-за которых проявляется акцентуация.
  • Внутренняя дисгармония. Это может быть заниженная самооценка или комплекс неполноценности. Чем больше на человека давят такие переживания, тем сильнее проявляется акцентуация его характера.

Также к усилению и проявлению скрытых акцентуаций характера могут приводить недостаток общения и продолжительное пребывание в одиночестве, неудовлетворенность личных потребностей, различные заболевания центральной нервной системы и хронические болезни.

Развитие акцентуаций

Исследуя природу акцентуаций характера, Личко уделял значительное внимание тому, в каком возрасте и под влиянием каких факторов они заостряются. Ему удалось обнаружить, что разные типы акцентуаций проявляются в разное время. Так в случае сенситивного типа заострение обычно происходит приблизительно в 19-летнем возрасте. Шизоидный тип акцентуации заостряется в раннем детстве, а гипертимный обычно проявляется у подростков.

Современные исследования показывают, что акцентуации проявляются примерно у 80% подростков. Но их природа при этом непостоянна, и в дальнейшем они часто исчезают. Некоторые типы акцентуаций могут периодически проявляться и исчезать в течение всей жизни. Другие же при неблагоприятном стечении обстоятельств могут закрепиться, привести к развитию неврозов и стрессов или даже переходить в серьезные расстройства психики.

Заключение

Акцентуация характера – это набор специфических особенностей поведения и восприятия, свойственных отдельной личности. В современной психологии используется классификация А. Е. Личко, насчитывающая 11 различных типов акцентуации. Все они рассматриваются как нормальные состояния психики. Однако если акцентуация мешает нормальной жизни – это повод обратиться к психотерапевту, чтобы тот помог ослабить её влияние.

Знаки ударения (тильды) в испанском языке

Быстрый ответ

Тильды , или письменные знаки ударения , используются для различных целей в испанском языке. Среди прочего, они используются для обозначения словесного ударения, отличия настоящего времени от прошедшего и показывают, является ли что-то вопросом, восклицанием или утверждением.

Тильды и словесное ударение

Слоги слова, которые произносятся с наибольшим ударением, или ударение , называются ударными слогами. В некоторых словах может быть более одного ударного слога, хотя во многих есть только один. Если в испанском слове есть

тильда , ударение в слове падает на любой слог с тильдой .

Взгляните на эти примеры испанских слов с тильдами и их произношением.

телефон

тех-ле-фо-но
AHR-bohl

колибри

Кох-Ли-БРИ

компрамело

COHM-prah-meh-loh

Если вы видите тильду в испанском слове, важно подчеркнуть слог с помощью 07 тильда 9007. Часто это разница между произношением слова типа teléfono

с отличным испанским произношением ( teh-LEH-foh-noh ) вместо английского произношения ( TEH-leh-foh-noh ).

Хотите еще? Ознакомьтесь с нашими статьями о словесном ударении в испанском языке и слоговой системе в испанском языке.

Тильды и времена

Акценты также весьма полезны для того, чтобы сказать, в каком времени стоит испанский глагол. Например, формы претерита третьего лица единственного числа ( él, ella ) и второго лица единственного числа ( usted ) обычный испанский -ar глаголы оканчиваются на o с тильдой . Первое лицо единственного числа ( yo ) представляет формы правильных испанских глаголов -ar , оканчивающихся на o без тильды .

Эта маленькая тильда может изменить как время, так и подлежащее в предложении. Например:

С тильдой Mandó una carta. Он/она отправил письмо.
Без тильды Mando una carta. Я посылаю письмо.

Дополнительные сведения см. в наших статьях о временах настоящего и прошедшего времени.

Тильды, прилагательные и местоимения

Тильды также используются для обозначения разницы между некоторыми притяжательными прилагательными и личными местоимениями. Посмотрите несколько таких примеров ниже.

МИ ( My ) ( ME )
(9009 9999995999999959999595959959959959959599599599599599599599595999959995995995999959995995959999599999599959999н

примеры

Mi amor me dio la rosa a mí.

Моя любовь подарила мне розу.

Tú tienes un gato. Es tu gato.

У тебя есть кот. Это твой кот.

Тильды и типы предложений

Тильда в таких словах, как qué и cómo , может использоваться, чтобы показать, что кто-то задает вопрос или произносит восклицание. Отсутствие тильды в таких словах часто используется, чтобы показать, что что-то является оператором или командой. Посмотрите примеры этих различий со словами qué и que в таблице ниже.

Вопрос

¿Qué es eso?

Что это?
Восклицательный знак

¡Qué grande es ese perro!

Эта собака такая большая!
Команда

Que pase.

Заходите.
Выписка

Esa no es la camisa que me gusta

Это не та рубашка, которая мне нравится.

Вы можете узнать больше об этих различиях в наших статьях о командах que и восклицательных знаках.

Тильды и пары слов

В испанском языке есть много пар слов, единственное различие в написании которых заключается в наличии или отсутствии тильды . Здесь только несколько.

el ( и ) el ( )

A él le gusta el queso.

Ему нравится сыр.
( Tea ) TE ( You )

Te recomiendo que pruebes el té.

Рекомендую попробовать чай.
( Да ) Si (, если )

Sí, quiero ir al restaurante, pero solo si tienen Pizza.

Да, я хочу пойти в ресторан, но только если там есть пицца.
больше ( больше ) больше ( но 909013 )0029

Quiero más шоколад, mas es mala idea.

Я хочу еще шоколада, но это плохая идея.
Cómo ( How/What ) Como ( как )

¿Cómo se llama el? ¿Es alto como Пабло?

Как его зовут? Он высокий, как Пабло?

Знакомство с типами и чертами личности

Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp

То, как человек действует и взаимодействует, является отражением его личности. На личность влияют наследственные, культурные и социальные факторы. Однако независимо от того, как это определяется, психологи обычно принимают определенные принципы:

  • Личность представляет собой организованное целое; в противном случае индивидуум не имел бы смысла.
  • Личность, по-видимому, организована в паттерны, которые в некоторой степени поддаются наблюдению и измерению.
  • Хотя личность имеет биологическую основу, ее специфическое развитие также является продуктом социальной и культурной среды.
  • Личность имеет поверхностные аспекты, такие как отношение к лидерству в команде, и более глубокую суть, такую ​​как отношение к авторитету или протестантская трудовая этика.
  • Личность включает в себя как общие, так и уникальные характеристики. Каждый человек в чем-то отличается от любого другого человека, а в чем-то похож на других людей.

(Источники от Джеймса Л. Гибсона, Джона М. Иванцевича, Джемса Х. Доннелли, Дж. Р. и Роберта Конопаске, (2003). Организационное поведение, структура, процесс, новое ярмо: компании McGraw-Hill).

Частью удовольствия от знакомства с кем-то является увлекательное изучение того, кто они и как они думают. Каждый человек имеет уникальный образец мышления, поведения и выражения своих чувств. Одним словом, каждый человек уникален.

Без сомнения, личность затрагивает нашу повседневную жизнь. Влюбляться, выбирать друзей, ладить с коллегами, голосовать за президента или справляться с самыми забавными родственниками — все это поднимает вопросы о личности.

Что такое личность?

Личность может быть дополнительно объяснена следующими теориями различных авторов:

  • Личность можно определить как неотъемлемую часть личности – это то, что человек делает или имеет. Люди привносят свои личности в ситуации и уносят их с собой, когда уходят (Davey, 2004).
  • Личность определяется как устойчивый набор характеристик и тенденций, определяющих сходства и различия в поведении людей (Джеймс, 19 лет). 94).
  • Личность определяется как уникальный образец мышления, эмоций и поведения человека (Funder, 2001).
  • Личность определяется как структуры внутри человека, которые объясняют, почему он или она производят определенное впечатление на других (MacKinnon, 1969).
  • Личность относится к постоянству того, кем вы являетесь, кем были и кем станете. Это также относится к особому сочетанию талантов, ценностей, надежд, любви, ненависти и привычек, которое делает каждого из нас уникальным человеком (Coon, 2006).
  • Личность определяется как личность человека как относительно стабильный набор характеристик, склонностей и темпераментов, которые в значительной степени сформировались в результате наследования, а также социальных, культурных и экологических факторов. Этот набор переменных определяет общие черты, различия и различия в поведении индивидуума (Gibson, 2003).
  • Личность определяется как особое впечатление, которое человек производит на других (Goldberg, 1993).
  • Личность определяется как динамическая организация внутри человека психофизических систем, которые создают характерные модели поведения, мыслей и чувств человека (Carver and Scheier, 2000) и (Allport, 19).61).
  • Личность определяется как сочетание психологических черт, характеризующих этого человека (Robbins and DeCenzo, 2005).
  • Личность определяется как динамичный и организованный набор характеристик, которыми обладает человек, который уникальным образом влияет на его или ее познание, мотивацию и поведение в различных ситуациях (Ryckman, 2004).

Детерминанты личности

Личность является результатом непрерывного процесса развития личных качеств. Роль личности становится ясной в конкретной ситуации. Личность распознается в ситуации. Это результаты личного качественного взаимодействия в конкретном состоянии.

Основные детерминанты личности человека приведены ниже:

Биологические факторы

Наследственность : Наследственность относится к тем факторам, которые были определены при зачатии. Физическое телосложение, привлекательность лица, пол, темперамент, мышечный состав и рефлексы, уровень энергии и биологические ритмы — это характеристики, которые, как считается, полностью или существенно зависят от того, кем были ваши родители; то есть по их биологической, физиологической и врожденной психологической структуре. Вклад наследственности в развитие личности ярко проявляется в развитии внешнего облика, поведения, социальных стимулов, внутреннего самосознания, организационных черт и т. д.

Окружающая среда : Оказывает давление на формирование личности. Культура, религиозные обычаи, семейные группы, друзья, социальные группы и опыт играют определенную роль в формировании личности. Культура устанавливает нормы, взгляды и ценности, которые передаются из поколения в поколение.

Ситуация : Изменения личности в различных ситуациях. Разные ситуации требуют разного поведения. Ситуации ограничивают или заставляют нас проявлять определенные типы поведения. Мы ведем себя по-разному на похоронах. Мы по-разному ведем себя на собеседовании при приеме на работу.

Типы личности

Тип личности относится к психологической классификации различных типов людей. Типы личности отличаются от черт личности, которые бывают разных уровней или степеней. Например, согласно теориям типов, есть два основных типа людей: интроверты и экстраверты. Согласно теориям черт, интроверсия и экстраверсия являются частью непрерывного измерения.

Энергия экстравертов направлена ​​преимущественно вовне, на людей и вещи вне их самих. Энергия интровертов в первую очередь направлена ​​внутрь, на их собственные мысли, восприятия и реакции. Таким образом, экстраверты, как правило, более активны, экспрессивны, общительны и заинтересованы во многих вещах, тогда как интроверты, как правило, более сдержанны, закрыты, осторожны и заинтересованы в меньшем количестве взаимодействий, но с большей глубиной и сосредоточенностью. Ниже на рисунке 1 представлена ​​характеристика экстравертов и интровертов (Tieger & Barron, 2003).

Несмотря на то, что типы обычно упрощают личность, они имеют ценность. Чаще всего типы — это сокращенный способ обозначения тех, у кого есть несколько общих черт. Одним из хорошо известных примеров типов личности является теория типа А. Согласно этой теории, нетерпеливые, враждебные люди относятся к типу А, а спокойные, непринужденные — к типу Б.

Тип А

В личности типа А люди, принадлежащие к этой категории, являются упорными, амбициозными, высококонкурентными, ориентированными на достижения и стремлением. Люди типа А считают, что, приложив достаточно усилий, они могут преодолеть любое препятствие, и соответственно «подталкивают» себя (Ниаура, 2002).

Типа А раздражает нормальный ход событий. Они спешат от одного дела к другому, спеша на часы в добровольной спешке. При этом они испытывают постоянное чувство разочарования и гнева. Чувства гнева и враждебности, в частности, тесно связаны с повышенным риском сердечного приступа (Niaura, 2002).

Характеристики людей типа А обобщены в кратком тесте на самоидентификацию, представленном на рисунке 2 ниже.

Характеристики человека типа А

  • Иметь привычку резко выделять различные ключевые слова в обычной речи, даже когда в этом нет необходимости.
  • Закончите за них предложения других людей.
  • Всегда двигайтесь, ходите и ешьте быстро.
  • Быстро просматривайте материалы для чтения и предпочитайте краткие изложения или краткое изложение книг.
  • Легко разозлиться из-за медленных очередей или пробок.
  • Почувствуйте нетерпение из-за скорости, с которой происходит большинство событий.
  • Склонны не замечать деталей или красоты окружающего мира.
  • Часто стремитесь думать или делать две или более вещей одновременно.
  • Почти всегда чувствуешь смутное чувство вины, когда отдыхаешь, отдыхаешь или вообще ничего не делаешь несколько дней.
  • Склонен оценивать свою ценность в количественном выражении (количество заработанных пятерок, размер дохода, количество выигранных игр и т. д.).
  • Нервные жесты или подергивания мышц, такие как скрежетание зубами, сжатие кулаков или барабанение пальцами.
  • Попытка планировать все больше и больше дел за меньшее время и при этом делать меньше поправок на непредвиденные проблемы.
  • Во время разговора с кем-то часто думаете о других вещах.
  • Неоднократно брать на себя больше обязанностей, чем вы можете с комфортом справиться.

(Сокращено и адаптировано из Meyer Friedman and Ray H. Rosenman, Type A Behavior and Your Heart, Alfred A. Knopf, Inc., 1983).

Поскольку наше общество придает большое значение достижениям, соперничеству и мастерству, неудивительно, что у многих людей развивается личность типа А. Лучший способ избежать вызванного этим стресса, вызванного собственными усилиями, — принять поведение, противоположное тому, что показано на рис. 2 выше. Вполне возможно добиться успеха в жизни, не жертвуя при этом своим здоровьем или счастьем.

Получите помощь в написании эссе

Если вам нужна помощь в написании эссе, наша профессиональная служба написания эссе всегда готова помочь!

Служба написания эссе

Тип B

Наоборот, человек типа B, в основном, свободен от характеристик паттерна поведения типа A и, как правило, не чувствует острого конфликта ни со временем, ни с людьми. У представителей типа Б может быть значительный драйв, желание добиться чего-то и усердно работать, но тип В обладает уверенным стилем, который позволяет ему или ей работать в стабильном темпе, а не наперегонки со временем. Тип А сравнивают со скаковой лошадью; Тип B, черепахе.

Люди типа В кажутся более расслабленными и спокойными. Они принимают ситуации и работают в них, а не борются с ними на конкурентной основе. Люди типа В особенно расслаблены в отношении нехватки времени, поэтому они менее склонны к проблемам, связанным со стрессом. Тем не менее, люди типа B могут быть высокопродуктивными работниками, которые соответствуют ожиданиям по графику; они просто получают результаты другим способом.

Характеристики человека типа B

  • Пациент
  • Расслабление
  • Легкий, мягкий
  • Может избежать конфронтации
  • Не спешит злиться

(Сокращено и адаптировано из Meyer Friedman and Ray H. Rosenman, Type A Behavior and Your Heart, Alfred A. Knopf, Inc., 1983).

Индивидуальные черты

Пять специфических личностных черт оказались наиболее важными в объяснении индивидуального поведения в организациях. Это локус контроля, макиавеллизм, самооценка, самоконтроль и склонность к риску.

1. Локус контроля

Некоторые люди верят, что сами контролируют свою судьбу. Другие видят себя пешками судьбы, полагая, что то, что происходит с ними в их жизни, связано с везением или случайностью. Локус контроля в первом случае внутренний. Во втором случае он внешний; эти люди считают, что их жизнь контролируется внешними силами. Менеджер также может ожидать, что внешние винят в плохой оценке работы предубеждения своего начальника, своих сотрудников или другие события, не зависящие от них, тогда как «внутренние» объясняют ту же оценку с точки зрения их собственных действий.

2. Макиавеллизм

Вторая черта личности называется макиавеллизмом. Человек с высоким уровнем макиавеллизма прагматичен, сохраняет эмоциональную дистанцию, верит, что цель может оправдать средства, и обнаруживает, что его убеждения менее этичны. Профессии, требующие навыков ведения переговоров (трудовой переговорщик) или предусматривающие существенное вознаграждение за победу (коммерческий продавец), высокий уровень макиавеллизма, являются продуктивными. В работе, в которой цели не оправдывают средства или в которой отсутствуют абсолютные стандарты исполнения, трудно предсказать проявление высокого макиавеллизма.

3. Самооценка

Люди различаются по степени, в которой они любят или не любят себя. Эта черта называется самооценкой. Исследование самооценки предлагает некоторые интересные сведения об организационном поведении. Например, самооценка напрямую связана с ожиданиями успеха. Люди с высокой самооценкой считали, что они обладают способностью преуспевать в работе. Люди с высокой самооценкой будут больше рисковать при выборе работы и с большей вероятностью выберут нетрадиционную работу, чем люди с низкой самооценкой. Низкая самооценка зависит от положительных оценок других. В результате они с большей вероятностью будут искать одобрения у других и более склонны подчиняться убеждениям и поведению тех, кого они уважают, чем люди с высокой самооценкой.

4. Самоконтроль

Третья черта личности называется Самоконтроль. Это относится к способности человека приспосабливать свое поведение к внешним ситуационным факторам (Snyder, 1987). Люди с высоким уровнем самоконтроля могут проявлять значительную адаптивность в приспособлении своего поведения к внешним ситуационным факторам. Они очень чувствительны к внешним сигналам и могут вести себя по-разному в разных ситуациях.

5. Склонность к риску

Последняя черта личности называется Склонность к риску. Было показано, что предпочтение принимать или избегать риска влияет на то, сколько времени требуется людям для принятия решения и сколько информации им требуется, прежде чем сделать свой выбор. Например, 79менеджеры работали над смоделированным упражнением по управлению человеческими ресурсами, которое требовало от них принятия решений о найме (Taylor, 2000). Менеджеры, склонные к высокому риску, принимали более быстрые решения и использовали меньше информации при выборе, чем менеджеры, склонные к низкому риску. Интересно, что точность решений была одинаковой для обеих групп.

Модели «Большой пятерки»

«Большая пятерка» представляет таксономию (систему классификации) черт, которые, по мнению некоторых личностных психологов, отражают суть индивидуальных различий личности. Эти черты были получены в результате исследований факторного анализа.

Пять факторов: открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм.

Ниже приведены некоторые важные характеристики пяти факторов.

  • Факторами являются измерения, а не типы, поэтому люди постоянно различаются по ним, при этом большинство людей попадают между крайностями (Soldz & Vaillant, 1999).
  • Факторы стабильны в течение 45-летнего периода, начиная с юношеского возраста (Soldz & Vaillant, 1999).
  • Факторы и их специфические аспекты передаются по наследству (McCrae, 1998).
  • Факторы, вероятно, имели адаптивное значение в доисторической среде (Buss, 1996).
  • Факторы считаются универсальными, поскольку они были обнаружены в таких разных языках, как немецкий и китайский (McCrae & Costa, 1997).
  • Знание своего места в факторах полезно для понимания и улучшения с помощью терапии (McCrae & Costa, 1992).

Факторы Большой пятерки и составляющие их черты:

  • Открытость

    Признательность за искусство, Эмоции, Приключения, Необычные идеи, Воображение, Любопытство и Разнообразие опыта

  • Добросовестность

    Склонность проявлять самодисциплину, действовать послушно и стремиться к достижению; запланированное, а не спонтанное поведение.

  • Экстраверсия

    Энергия, Положительные эмоции, Стремление и склонность искать стимуляцию и компанию других.

  • Приятность

    Склонность к состраданию и сотрудничеству, а не к подозрительности и враждебности по отношению к другим.

  • Невротизм

    Склонность легко переживать неприятные эмоции, такие как гнев, тревога, депрессия или уязвимость; иногда называют эмоциональной нестабильностью.

(Источник адаптирован из Дж. С. Виггинса (ред.). Пятифакторный тип личности: теоретические перспективы. Нью-Йорк: Гилфорд).

Открытость

Открытость – это общая признательность за искусство, эмоции, приключения, необычные идеи, воображение, любопытство и разнообразие опыта. Эта черта отличает творческих людей от приземленных, обычных людей. Люди, открытые опыту, интеллектуально любознательны, ценят искусство и чувствительны к красоте. Они, как правило, по сравнению с закрытыми людьми более творческие и более осведомлены о своих чувствах. Они чаще придерживаются нетрадиционных убеждений (Buss D.M., 1996).

Люди с низкими показателями открытости, как правило, имеют более обычные, традиционные интересы. Они предпочитают простое, прямолинейное и очевидное сложному, двусмысленному и утонченному. Они могут относиться к искусствам и наукам с подозрением, считая эти занятия малопонятными или бесполезными. Закрытые люди предпочитают знакомство новизне. Они консервативны и устойчивы к изменениям (Бусс Д. М., 1996).

Добросовестность

Добросовестность — это склонность проявлять самодисциплину, действовать послушно и стремиться к достижению. Черта показывает предпочтение запланированного, а не спонтанного поведения. Это влияет на то, как мы контролируем, регулируем и направляем наши импульсы (Buss D. M., 19).96).

Преимущества высокой добросовестности очевидны. Добросовестные люди избегают неприятностей и достигают высокого уровня успеха благодаря целенаправленному планированию и настойчивости. Они также положительно оцениваются другими как умные и надежные. С отрицательной стороны они могут быть навязчивыми перфекционистами и трудоголиками (Buss D.M., 1996).

Экстраверсия

Экстраверсия, также называемая «экстраверсией», характеризуется положительными эмоциями, настойчивостью и тенденцией искать стимуляцию и компанию других. Черта отмечена ярко выраженной вовлеченностью во внешний мир. Экстравертам нравится быть с людьми, и их часто воспринимают как полных энергии. Они, как правило, полны энтузиазма, ориентированы на действия и готовы сказать «Да!» или «Поехали!» к возможности для волнения. В группах любят поговорить, самоутвердиться, обратить на себя внимание (Бусс Д. М., 1996).

Интровертам не хватает энтузиазма, энергии и активности экстравертов. Они, как правило, тихие, сдержанные, преднамеренные и менее вовлечены в социальный мир. Их отсутствие социальной вовлеченности не следует интерпретировать как застенчивость или депрессию. Интровертам просто нужно меньше стимуляции, чем экстравертам, и больше времени наедине с собой (Buss D.M., 1996).

Приятие

Приятие — это склонность к состраданию и сотрудничеству, а не к подозрительности и враждебности по отношению к другим. Черта отражает индивидуальные различия в стремлении к социальной гармонии. Приятные люди ценят умение ладить с другими. Как правило, они внимательны, дружелюбны, щедры, готовы помочь и готовы идти на компромисс в своих интересах с другими. Покладистые люди также оптимистично смотрят на человеческую природу. Они верят, что люди в основном честны, порядочны и заслуживают доверия (Burger, 2008).

Неприятные люди ставят собственные интересы выше отношений с другими. Они, как правило, не заботятся о благополучии других и с меньшей вероятностью расширят свои возможности для других людей. Иногда их скептицизм в отношении мотивов других людей делает их подозрительными, недружелюбными и не склонными к сотрудничеству (Burger, 2008).

Нейротизм

Нейротизм — это склонность испытывать негативные эмоции, такие как гнев, тревога или депрессия. Иногда это называют эмоциональной нестабильностью. Те, у кого высокий уровень невротизма, эмоционально реактивны и уязвимы для стресса. Они чаще интерпретируют обычные ситуации как угрожающие, а мелкие разочарования как безнадежно трудные. Их негативные эмоциональные реакции, как правило, сохраняются в течение необычно длительного периода времени, что означает, что они часто бывают в плохом настроении. Эти проблемы с эмоциональной регуляцией могут снизить способность невротика ясно мыслить, принимать решения и эффективно справляться со стрессом (Burger, 2008).

Люди с низким уровнем невротизма менее легко расстраиваются и менее эмоционально реагируют. Они, как правило, спокойны, эмоционально стабильны и свободны от постоянных негативных чувств. Свобода от негативных чувств не означает, что люди с низкими баллами испытывают много положительных эмоций. Частота положительных эмоций является компонентом домена экстраверсии (Burger, 2008).

Приложение

Тест, который я только что прошел, основан на пятифакторной модели личности. Среди теоретиков личности существует широкий консенсус в отношении того, что эта модель, которая описывает пять основных «доменов» или черт, является лучшим текущим описанием структуры личности.

Пять основных аспектов и мои оценки по ним описаны ниже.

  1. Фактор I: Экстраверсия (AKA Surgency)
  2. Эта черта отражает предпочтения и поведение в социальных ситуациях. Люди с высоким уровнем экстраверсии энергичны и ищут компанию других. Люди с низким баллом (интроверты), как правило, более тихие и сдержанные. По сравнению с другими людьми, прошедшими этот тест, моя оценка по этому параметру (25) является примерно средней.

  3. Фактор II: доброжелательность (или дружелюбие)
  4. Эта черта отражает то, как мы склонны взаимодействовать с другими. Люди с высоким уровнем покладистости, как правило, доверчивы, дружелюбны и готовы к сотрудничеству. Люди с низкими показателями, как правило, более агрессивны и менее склонны к сотрудничеству. По сравнению с другими людьми, прошедшими этот тест, моя оценка по этому параметру (25) является примерно средней.

  5. Фактор III: Добросовестность (также известная как Воля или Надежность)
  6. Эта черта показывает, насколько мы организованны и настойчивы в достижении наших целей. Люди с высокими показателями методичны, хорошо организованы и исполнительны. Люди с низким баллом менее осторожны, менее сосредоточены и чаще отвлекаются от задач. По сравнению с другими людьми, прошедшими этот тест, моя оценка по этому параметру (29) относительно невелика.

  7. Фактор IV: невротизм (также известный как эмоциональная стабильность)
  8. Эта черта отражает склонность к негативным мыслям и чувствам. Люди с высокими показателями склонны к неуверенности и эмоциональному стрессу. Люди с низким баллом, как правило, более расслаблены, менее эмоциональны и менее склонны к дистрессу. По сравнению с другими людьми, прошедшими этот тест, моя оценка по этому параметру (25) является примерно средней.

  9. Фактор V: Открытость (также известная как культура или интеллект)
  10. Эта черта отражает «непредубежденность» и интерес к культуре. Люди с высокими баллами, как правило, обладают богатым воображением, творческим подходом и стремятся к культурному и образовательному опыту. Те, у кого низкие баллы, более приземленные, меньше интересуются искусством и более практичны по своей природе. По сравнению с другими людьми, прошедшими этот тест, моя оценка по этому параметру (21) относительно низкая.

(Источники адаптированы из Пола Д. Тигера и Барбары Бэррон (2000–2003), получено 21 декабря 2009 г.)., с сайта www.personalitytype.com).

Заключение

В заключение, типы личности группируют людей в категории на основе общих черт, а черты являются устойчивыми личными качествами, которые выводятся из поведения. Люди, обладающие чертами выносливой личности, кажутся устойчивыми к стрессу, даже если они также обладают чертами типа А.

Люди с типом личности А склонны к соперничеству, стремлению, враждебности, нетерпеливости и склонны к сердечным приступам. Переменные личности, такие как локус контроля, макиавеллизм, связаны с поведением и производительностью. Хотя эти переменные трудно измерить, они представляются важными аспектами личности в объяснении и прогнозировании индивидуального поведения.

Ссылка

  • Funder DC (2001). Личность. Ежегодный обзор психологии
  • Кун, Д. (2006). Психология: модульный подход к разуму и поведению (10-я эт.). Белмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт.
  • Джеймс Л. Гибсон (1994). Организационное поведение, структура, процесс. США, Von Hoffmann Press Inc.
  • Ниаура, Р. (1994). Враждебность, метаболический синдром и ишемическая болезнь сердца. Психология здоровья.
  • Мейер Фридман и Рэй Х. Розенман (1983). Поведение типа А и ваше сердце, Alfred A. Knopf, Inc.
  • Сольдз, С., и Вайлант, Г. Э. (1999). Черты личности Большой пятерки и жизненный путь: 45-летнее продольное исследование. Журнал исследований личности.
  • МакКрей, Р. Р. и Коста, П. Т., младший (1996). На пути к новому поколению теорий личности: теоретические контексты пятифакторной модели. В JS Wiggins (Ed.). Пятифакторная модель личности: теоретические перспективы. Нью-Йорк: Гилфорд.
  • МакКрей, Р. Р., и Коста, П. Т., младший (1997). Структура черт личности как человеческая универсалия. Американский психолог.
  • Басс, Д. М. (1996). Социальная адаптация и пять основных факторов личности. В JS Wiggins (Ed.). Пятифакторная модель личности: теоретические перспективы.