Бихевиоризм методы: суть педагогического подхода / Skillbox Media

Содержание

Бихевиоризм как психологическая наука о поведении

Содержание:

  1. Закон эффекта
  2. Закон субъективной ценности подкрепления
  3. Принцип оперантного обусловливания
  4. Закономерность субъективной вероятности последствий
  5. Закономерность подражания
  6. Закономерность научения через пример либо наблюдение
  7. Закономерность самоподкрепления
  8. Теория Джулиана Роттера
  9. Сильные и слабые стороны бихевиоризма

В 1913 году американский психолог Дж. Уотсон (1878-1958 гг.), который впоследствии стал теоретическим лидером бихевиоризма (от английского слова behavior, что означает «поведение»), заявил, что психология получит полное право называться наукой, только когда начнет использовать объективные экспериментальные методы изучения.

Но с объективной точки зрения, возможно изучать исключительно поведение человека, проявляющееся в одной либо другой ситуации. Все, что невозможно объективно зарегистрировать, то есть человеческие мысли и сознание – все, что происходит непосредственно внутри человека, изучению уже не подлежит. Объективно изучать и регистрировать возможно исключительно реакции, внешние действия индивида, а также те стимулы и ситуации, которые к этим реакциям приводят.

Согласно Дж. Уотсону, задача психологической науки состоит в том, чтобы непосредственно по реакции определять возможный стимул, а по этому стимулу предсказывать конкретную реакцию. Та либо другая поведенческая реакция проявляется на отдельный стимул, какую-либо ситуацию. Формула «стимул-реакция» (S-R) считалась ведущей в бихевиоризме.

Определение 1

С точки зрения последователей этого направления, личность человека – это некая совокупность поведенческих реакций, присущих конкретному индивиду. Новые формы поведения возникают в результате образования условных рефлексов (так называемое обусловливание).

Психологические закономерности управления поведением людей

Можно осуществлять управление поведением людей, применяя некоторые психологические закономерности.

Закон эффекта

Был определен одним из первооткрывателей бихевиористского направления Э. Торндайком (1874-1949 гг.), подчеркивает: связь между стимулом и реакцией увеличивается, когда присутствует подкрепление. Оно бывает положительного характера (некая похвала, получение ожидаемого результата, материальное вознаграждение и т.д.) либо отрицательного (наказание, болевые ощущения, критическое замечание, неудача и т.п.). Поведение индивида зачастую вытекает из ожидания какого-либо положительного подкрепления, но в редких случаях преобладает желание в первую очередь избежать отрицательного подкрепления.

Закон субъективной ценности подкрепления

Чтобы осуществлять управление поведением, важно учитывать, какое именно подкрепление, какая именно награда предпочтительна, ценна и наиболее значима для индивида на конкретный момент. В концепции бихевиоризма индивид понимается в первую очередь как действующее, реагирующее, способное к обучению существо, которое «запрограммировано» на одни либо другие реакции, действия, проявления поведения. Меняя подкрепления и стимулы, можно «программировать» индивида на предпочтительное поведение.

Помимо этого, в недрах самого бихевиоризма психолог Э. Толмен (1886-1959 гг.) подверг явному сомнению схему «стимул-реакция» как чрезвычайно упрощенную и добавил к этим членам новую переменную, стоящую между ними – психические процессы конкретного индивида, напрямую зависящие от его наследственности, прошлого опыта и нынешнего физиологического состояния.

Американский психолог Б.Ф. Скиннер (1904-1990 гг.) сформулировал положение о трех типах поведения человека: безусловно рефлекторном, условно рефлекторном и оперантном. Безусловно рефлекторный и условно рефлекторный типы поведения вызываются некими стимулами и называются, в свою очередь, респондентным (или отвечающим) поведением. Они составляют некую часть репертуара поведения человека, но исключительно ими не обеспечивается полная адаптация человека к нынешней среде его обитания. Сам процесс приспособления выстраивается на основании активных проб – то есть воздействий человека на окружающий его мир.

Замечание 1

Некоторые такие пробы совершенно случайно способны привести к получению полезного результата, который из-за своей очевидной полезности закрепляется. Данные реакции не вызываются стимулом, а выделяются (можно сказать, испускаются) самим организмом. Одни из них оказываются действительно верными и поэтому подкрепляются.

Скиннер дал им название «оперантные» (реакции типа Я). По мнению Скиннера, конкретно данные реакции можно считать преобладающими в адаптивном поведении человека. Основным средством формирования нового социального поведения является подкрепление.

Информация, приобретенная при изучении животных, перенесена Скиннером на людское поведение, что привело к довольно биологизаторской трактовке человека. Для решения некоторых социальных проблем современного социума Скиннер выдвинул задачу формирования технологии поведения, призванную вести контроль одной части людей над другой частью. В роли средства управления людского поведения выступал контроль за режимом подкреплений, дающий возможность осуществлять определенное манипулирование. Получается, что Скиннер огласил еще две психологические закономерности, которые можно увидеть ниже.

Принцип оперантного обусловливания

Поведение живых существ в полной мере определяется последствиями, к которым оно может привести. В зависимости от того, будут ли эти последствия положительными, безразличными либо отрицательными, данный живой организм проявит определенную тенденцию повторять конкретный поведенческий акт, не придавать ему малейшего значения либо стараться полностью избегать тех действий и тех ситуаций, которые способны привести к отрицательным последствиям.

Закономерность субъективной вероятности последствий

Индивид субъективно проводит оценку доли вероятности наступления одних либо других последствий своих собственных реакций. Чем сильнее субъективная вероятность проявления отрицательных последствий, тем значительнее это влияет на поведение индивида, и тем в большей степени он склоняется к тому, чтобы отказаться от подобных инициативных действий.

Определение 1

Скиннер говорил, что личность – это определенная совокупность социальных реакций, определенных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения.

Под достаточным влиянием конкретной системы подкреплений и наказаний человек получает новые социальные навыки, а также другие свойства личности.

Представитель школы необихевиоризма Альберт Бандура (1925-1988 гг.) продемонстрировал, что новое поведение способно появляться не только в результате спонтанной инструментальной активности (как считал Скиннер), но и как подражание либо как результат словесного (вербального) инструктирования. Именно так были озвучены закономерности управления поведением людей, перечисленные далее.

Закономерность подражания

Индивид склонен копировать поведение других индивидов с расчетом на то, что результаты этого копирования окажутся положительными для него лично.

Закономерность научения через пример либо наблюдение

Индивиды способны учиться, просто наблюдая, читая либо слыша об определенном поведении других людей.

Закономерность самоподкрепления

Индивиды обладают способностью самостоятельно давать оценку собственному поведению и поощрять либо критиковать либо каким-то образом наказывать себя в том случае, если они нарушили общепринятые нормы, которые кажутся им правильными.

Теория Джулиана Роттера

В теории социального научения, разработанной Дж. Роттером (1916-1914 гг.), социальное поведение человека возможно обрисовать, используя нижеперечисленные понятия:

  • Поведенческий потенциал. Любой индивид обладает конкретным набором действий, поведенческих реакций, образовавшихся в течение его жизни.
  • Субъективная вероятность. С какой, как считает индивид, вероятностью, некое подкрепление будет после конкретного поведения в какой-либо ситуации (когда индивид думает, что есть высокая вероятность того либо другого вида подкрепления в этой ситуации, он быстрее усваивает нужное поведение, которое максимально соответствует и ситуации, и подкреплению).
  • Характер и ценность подкрепления. Различные индивиды ценят и выбирают различные подкрепления. Для кого-то намного более ценна устная похвала, необходимо уважение окружающих, для кого-то – материальные блага, кто-то сильнее чувствителен к наказанию и так далее.
  • Локус контроля. От латинского слова locus, что означает «место», «местоположение». Это понятие, которое ввел Роттер, разделяет индивидов по такому принципу: часть считает себя «пешкой», а часть – человеком, чьи усилия могут привести к достижению поставленной цели. Экстерналы снимают с себя ответственность за абсолютно все происходящее с ними, и перекладывают ее на окружающих и жизненные обстоятельства. Интерналы склонны считать ответственным за все положительные и отрицательные события в жизни исключительно себя самих. Проще поддаются внешнему влиянию и управлению именно экстерналы, их поведение гораздо легче программируется переменами внешних воздействий, определенных ситуаций, стимулов и подкреплений.

Сильные и слабые стороны бихевиоризма

Основными достижения бихевиоризма в качестве психологии как науки о поведении считаются внедрение объективных методов регистрации, а также анализа внешне наблюдаемых реакций, действий индивида, неких процессов и событий, а также открытие конкретных закономерностей научения, появления навыков, поведенческих реакций.

Замечание 2

Значительное влияние бихевиоризм оказал на развитие психотерапии, а также на методы программированного обучения.

Главный недостаток бихевиоризма состоит именно в недостаточном учете сложности психической человеческой деятельности, значительном сближении психики человека и животного, игнорировании процессов сознания, самоопределения индивида, творчества.

 

 

📖 Методы бихевиоризма, Глава 10 Бихевиоризм: истоки. История современной психологии. Шульц Д. П. Страница 170. Читать онлайн


Мы уже могли видеть, что в период первоначального развития научной психологии она стремилась связать себя с более старой, респектабельной, сформировавшейся естественной наукой — физикой. Психология постоянно стремилась перенять методы естественных наук и приспособить их для собственных нужд. Эта тенденция наиболее отчетливо просматривается в бихевиористском учении о мышлении.

Уотсон боролся за то, чтобы психолог всегда ограничивался исключительно данными естественных наук, то есть тем, что является наблюдаемой величиной — иными словами, поведением. Следовательно, в бихевиористских лабораториях допускались лишь строго объективные методы исследований. Методы Уотсона включали следующее: наблюдение с использованием или без использования приборов; методы тестирования; методы дословной записи и методы условных рефлексов.

Метод наблюдения является необходимой основой для всех остальных методов. Методы объективного тестирования использовались уже ранее, но Уотсон предложил при тестировании оценивать нс психические качества человека, а его поведение. Для Уотсона результаты теста не являлись показателем ума или личных качеств; они демонстрировали реакцию испытуемого на определенные раздражители или стимулирующие ситуации, созданные при проведении теста, — и ничего другое.

Метод дословной записи является более противоречивым. Поскольку Уотсон столь решительно был настроен против интроспекции, то использование в его лаборатории метода дословной записи казалось весьма спорным. Некоторые психологи считали это компромиссом, с помощью которого Уотсон позволял интроспекции пролезть через черный ход после того, как ее выкинули в парадного крыльца. Почему же Уотсон допускал дословную запись? Несмотря па его враждебность по отношению к интроспекции, он не мог полностью игнорировать работы психофизиков, которые широко применяли интроспекцию. Следовательно, он предположил, что, поскольку речевые реакции являются объективно наблюдаемыми явлениями, они представляют для бихевиоризма такой же интерес, как и любые другие моторные реакции. Уотсоп говорил: «Говорить — значит делать; значит, это поведение. Говорить открыто или про себя (мыслить) является столь же объективным видом поведения, как и игра в бейсбол» (Watson. 1930. P. 6).

Метод дословной записи в бихевиоризме явился уступкой, которая широко обсуждалась критиками Уотсона. Они настаивали на том, что Уотсон предложил просто семантическую замену. Он допускал, что дословная запись может быть неточной и не является удовлетворительной заменой более объективных методов наблюдения, а потому ограничил использование метода дословной записи только теми ситуациями, в которых они могли бы быть подтверждены, — какими, например, являются наблюдения и описание различий между тонами (Watson. 1914). Дословные записи, не подлежащие верификации, — включающие, к примеру, лишенные образов мысли или рассказы об ощущениях, попросту исключались.

Наиболее важным методом исследования в бихевиоризме явился метод условных рефлексов, который был разработан в 1915 году, через два года после того, как Уотсоп формально провозгласил бихевиоризм. Поначалу методы условных рефлексов применялись в ограниченном диапазоне, и именно Уотсону принадлежит заслуга их широкого внедрения в психологические исследования американцев. Уотсон говорил психологу Эрнесту Хильгарду, что его интерес к условным рефлексам возрос при изучении работ Бехтерева, хотя позднее он воздавал должное и Павлову (Hilgard. 1994).

Уотсон описывал условные рефлексы в терминах, связанных с раздражителями. Условный рефлекс вырабатывается тогда, когда реакция связывается или ассоциируется с раздражителем, отличным от того, который первоначально вызывал эту реакцию. (Типичным условным рефлексом является слюноотделение у собак в ответ на звук, а не на вид пищи. ) Уотсон выбрал этот подход, потому что он обеспечивал объективные методы исследования и анализа поведения — а именно сведение поведения к единичным парам «стимул — реакция» (S — R). Поскольку все поведение можно свести к этим элементарным составляющим, метод условных рефлексов делал возможным проведение исследований сложного человеческого поведения в лабораторных условиях.

Таким образом, Уотсон продолжил атомистическую и механистическую традицию, основанную еще британскими эмпириками и принятую на вооружение структуральными психологами. Он собирался изучать человеческое поведение точно так же, как физики изучают Вселенную, — путем разбиения его 414 отдельные компоненты, атомы или элементы.

Психология bookap

Исключительная приверженность к использованию объективных методов и устранение интроспекции означали изменение роли испытуемых людей. Для Вундта и Титченера испытуемые были одновременно и наблюдателями, и наблюдаемыми. Это означает, что люди сами проводили наблюдения за переживаниями своего сознания. Таким образом, их роль была намного важнее, чем роль самого экспериментатора.

В бихевиоризме испытуемым отводится гораздо более скромная роль. Они больше ничего не наблюдают, напротив, за ними постоянно наблюдает экспериментатор. Участники эксперимента при этом стали называться испытуемыми, или субъектами, а не наблюдателями (DanzJgcr. 1988; Scheibe. 1988). Истинными наблюдателями теперь стали экспериментаторы, психологи — исследователи, которые определяли условия эксперимента и наблюдали за тем, как субъекты на них реагируют. Таким образом, испытуемые люди были понижены в статусе. Они больше не наблюдали, они только демонстрировали свое поведение. А поведение присуще любому — взрослому, ребенку, психически больному человеку, голубю, белой крысе. Этот подход усилил взгляд на людей как на простые механизмы: «на вход подается раздражение, на выходе наблюдается реакция» (Burt. 1962. P. 232).

Behavioral Approach — Psychologist World

Поведенческий подход основан на концепции объяснения поведения через наблюдение и вере в то, что наше окружение заставляет нас вести себя иначе или страдать от болезней. Основные категории бихевиоризма:

Классический бихевиоризм:

Инициирован, предположительно, Джоном Б. Уотсоном с его публикацией «Психология с точки зрения бихевиористов» (часто называемой манифестом бихевиористов), , который описал свой бихевиористский подход в психологии как «чисто объективную экспериментальную ветвь естествознания». Подробнее о классическом бихевиоризме

Методологический бихевиоризм:

Методологический бихевиоризм основан на идее, что все виды психологических исследований в большей или меньшей степени основаны на наблюдении за поведением ; некоторые могут возразить, что самое близкое понимание чьего-то психологического склада у нас есть в настоящее время. Подробнее о методологическом бихевиоризме

Радикальный бихевиоризм:

Радикальные бихевиористы утверждают, что все наши действия можно объяснить факторами окружающей среды. Это несколько крайняя точка зрения, поскольку она игнорирует биологические и когнитивные влияния, особенно с учетом исследований, которые обнаружили, что генетические факторы играют роль в таких расстройствах, как шизофрения и депрессия, а также успех когнитивных методов лечения, таких как рационально-эмоциональная терапия (РЭТ). Популярными сторонниками радикального бихевиористского подхода были Дж. Б. Уотсон и Скиннер, но сегодня психологи широко признают важность когнитивных и биологических факторов в объяснении расстройств и поведения. Подробнее о радикальном бихевиоризме

Что предполагается?
  1. Бихевиористы предполагают, что мы можем понять людей, наблюдая их поведение. Это контрастирует с когнитивным подходом, который рассматривает мыслительные процессы и другие ненаблюдаемые действия.
  2. Поведение можно наблюдать с точки зрения ответов на определенные стимулы . Например, если человека просят подержать книгу (стимул), он ответит, держа книгу. Эта теория стимул-реакция лежит в основе обусловливание , которое предполагает, что обучение у людей и животных может происходить посредством ассоциации реакции с определенными стимулами.
  3. Бихевиоризм также предполагает, что мы рождаемся как чистый лист , или tabula rasa, и таким образом равны при рождении. Факторы окружающей среды, а не генетические или биологические различия, заставляют нас вести себя по-разному. Бихевиоризм в значительной степени представляет аспект спора о природе и воспитании.
Оценка поведенческого подхода:

Собаки Скиннера и Павлова продемонстрировали важность классического и оперантного обусловливания в обучении.

Имеется существенная поддержка — в первую очередь исследования близнецов и семей — показывающие значение биологических факторов в заболеваниях. Гипотеза дофамина , которая предполагает, что шизофрения связана с аномальными уровнями нейротрансмиттера дофамина, привела к созданию успешных лекарственных препаратов. Готтесман (1991) обобщил около 40 исследований моно- и дизиготных близнецов и обнаружил, что существует потенциальная генетическая связь с шизофренией.

См. также:
  • Поведение: Альтруизм: Почему мы помогаем другим людям? Узнайте об альтруизме у людей и о том, что альтруизм животных говорит нам о нас самих. Подробнее…
  • Кондиционирование: как кондиционирование влияет на поведение человека. Кондиционирование
  • Реакция «бей или беги»: как эта острая реакция на стресс превратилась в жизненно важный механизм выживания. Реакция «бей или беги»
  • Asch’s Conformity Study: Интригующее исследование влияния группового давления на нас. Соответствие
  • Стэнфордский тюремный эксперимент Зимбардо: исследование с ролевой игрой, демонстрирующее влияние наших социальных ролей. Стэнфордская тюрьма
Поведенческая терапия:
  • Поведенческая терапия: Наводнение: Если бы вы выпрыгнули из самолета, смогли бы вы преодолеть страх высоты? Подробнее…
  • Терапия отвращением: терапия отвращением использует принципы поведенческого подхода, согласно которым можно «выучить» новое поведение, чтобы преодолеть зависимости, навязчивые идеи или, как показано в фильме Кубрика 9.0005 Заводной апельсин , агрессивное поведение. Подробнее…
  • Научитесь читать язык тела: углубленный онлайн-курс.
    Курс языка тела
Дополнительные подходы:
  • Биологический подход: Информация и оценка биологического подхода в психологии. Биологический подход
  • Когнитивный подход: предположения, его сравнение с другими подходами, оценка. Когнитивный подход
  • Гуманистический подход: истоки подхода и связанные с ним исследования, а также оценка гуманистической психологии. Гуманистический подход

12 Best Techniques & Worksheets

Поведенческая терапия возникла в результате попыток науки и психологии понять, предсказать и контролировать поведение человека (Sommers-Flanagan & Sommers-Flanagan, 2015).

Внимание сосредоточено на наблюдаемом поведении, в отличие от субъективного внимания психоанализа к «внутренней динамике или ментальным концепциям» (Sommers-Flanagan & Sommers-Flanagan, 2015, стр. 225).

Он оказался очень успешным. Поведенческая терапия помогла вылечить различные группы клиентов с рядом психологических расстройств и продолжает развиваться в новый спектр методов лечения (Corey, 2013).

В этой статье рассматриваются некоторые из лучших методов поведенческой терапии, а также представлены ценные приемы, рабочие листы и упражнения для работы на сеансе или дома.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения КПТ. Эти научно обоснованные упражнения предоставят вам подробное представление о позитивной когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и дадут инструменты для ее применения в терапии или коучинге.

Эта статья содержит:

  • Лучшие методы поведенческой терапии
  • 6 ценных техник для ваших сеансов
  • 6 рабочих листов для загрузки сегодня
  • Веселые игры и упражнения для ваших клиентов
  • Ресурсы PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Лучшие методы поведенческой терапии

Традиционно «бихевиористы строго сосредотачиваются на наблюдаемом поведении или материалистических концепциях», используя научно обоснованные терапевтические методы (Corey, 2013, стр.

225). Основываясь на представлении о том, что всему поведению можно научиться, поведенческий подход к изменению человека прошел три исторических этапа (Corey, 2013):

  1. Бихевиоризм как научное направление
  2. Поведенческая терапия
  3. Когнитивно-поведенческая терапия

Развиваясь с течением времени, третья волна поведенческого подхода к терапии теперь включает терапию принятия и приверженности (ACT), диалектическую поведенческую терапию (DBT), снижение стресса на основе осознанности (MBSR) и когнитивную терапию на основе осознанности (MBCT). ; Кори, 2013).

Эти новые методы поведенческой терапии сосредоточены на пяти пересекающихся основных темах (изменено из Corey, 2013, стр. 269).):

  • Более широкий взгляд на психологическое благополучие
  • Более широкий взгляд на приемлемые результаты лечения
  • Роль и важность принятия
  • Ценность и преимущества внимательности
  • Важность создания достойной жизни

Внимательность поощряет непредвзятое участие и осознанность во время деятельности. Клиенты развивают отношение любопытства, намеренно сосредотачиваясь на текущем опыте.

Тесно связанный с осознанностью, «принятие — это процесс, включающий получение текущего опыта без суждений или предпочтений, но с любопытством и добротой» (Corey, 2013, стр. 269).

Ниже приводится краткое описание пяти лучших (более современных) методов поведенческой терапии (Corey, 2013; Sommers-Flanagan & Sommers-Flanagan, 2015).

Терапия принятия и приверженности (ACT)

В отличие от многих подходов когнитивно-поведенческой терапии, ACT предполагает полное принятие настоящего, осознанно отпуская препятствия, стоящие на нашем пути.

Вместо того, чтобы пытаться бросить вызов и изменить мышление, клиентам помогают стать более осознанными и изменить то, как они относятся к своим мыслям. Затем клиенту предлагается взять на себя обязательство действовать таким образом, чтобы способствовать осмысленной и ценной жизни (Forsyth & Eifert, 2016; Corey, 2013).

Диалектическая поведенческая терапия (DBT)

DBT сочетает в себе поведенческие и психоаналитические методы для лечения пограничных расстройств личности. Стратегии, ориентированные на принятие и изменение, помогают клиентам изменить свое поведение и окружающую среду, принимая состояние принятия.

Критически важно, что клиент изучает диалектические отношения между действующими и противодействующими силами в своей жизни и тому, как регулировать свои эмоции и поведение (Corey, 2013).

Снижение стресса на основе осознанности (MBSR)

MBSR признает, что большая часть нашего стресса возникает из-за нашего постоянного желания, чтобы все было не так, как оно есть, независимо от нашего окружения или ситуации.

Первоначально этот метод использовался в группах, но с тех пор его практикуют при различных специфических диагнозах и состояниях у отдельных лиц, включая людей с онкологическими заболеваниями, расстройствами пищевого поведения, а также в медицинских, образовательных и тюремных учреждениях (Crane, 2009).).

Этот подход помогает людям жить настоящим, а не сосредотачиваться на прошлом или будущем. Внимательность привносится во многие аспекты жизни клиента, чтобы более позитивно относиться как к внутренним, так и к внешним стрессорам (Corey, 2013).

Когнитивная терапия, основанная на осознанности (MBCT)

Осознанность — мощный инструмент для управления депрессией (Brown-Iannuzzi et al., 2014), особенно в сочетании с КПТ. КПТ предлагает ценную основу для обучения.

MBCT объединяет MBSR для информирования о его содержании, структуре и стиле обучения с интервенциями CBT в программе из восьми сессий, «чтобы изменить осведомленность клиентов и отношение к их негативным мыслям» (Corey, 2013, стр. 272; Crane, 2009). ).

6 ценных техник для ваших сеансов

Современная поведенческая терапия требует сильного терапевтического альянса на протяжении всего лечения.

Терапевт работает с клиентом, чтобы сформулировать конкретные, четкие и измеримые цели и подцели наряду с соответствующим поведением (Corey, 2013).

Поведенческий анализ является важнейшим аспектом терапии. Модель ABC, в частности, включает идентификацию и сбор (Corey, 2013):

A – ситуационные предпосылки (что вызывает поведение)
B – аспекты проблемного поведения
C – последствия поведения

Используемые полезные методы различные методы поведенческой терапии широки и разнообразны, предлагая мощные инструменты для поощрения и стимулирования изменений клиента (Sommers-Flanagan & Sommers-Flanagan, 2015; Corey, 2013).

Самоконтроль

Не имея возможности наблюдать за поведением клиента вне сеанса, терапевты должны полагаться на свои самоотчеты. Клиентов учат следить за своим поведением, например, когда они злятся или сколько выкуривают сигарет. Журналы эмоций и мыслей используются для записи (Sommers-Flanagan & Sommers-Flanagan, 2015):

  • Беспокоящие или расстраивающие эмоциональные состояния
  • Точный характер поведения на данный момент
  • Мысли, возникшие вместе с эмоциями

Самоконтроль выигрывает от отсутствия дорогостоящего оборудования, но рискует быть неточным или неполным.

Поведенческие интервью

Во время сеансов терапевты могут использовать поведенческие интервью для (Sommers-Flanagan & Sommers-Flanagan, 2015):

  • Наблюдение за поведением клиента
  • Спросить о прошлом
  • Вопрос о проблемном поведении
  • Согласование и определение целей и задач лечения

Поведенческое интервью выходит за рамки заявлений клиента, таких как «У меня депрессия», и исследует конкретные поведенческие потребности.

Например, терапевт может спросить: «Что происходит в течение дня, когда вы чувствуете себя подавленным?» (Соммерс-Фланаган и Соммерс-Фланаган, 2015 г., стр. 235).

Оперантное обусловливание

Следуя традиции Скиннера, бихевиористы пытаются изменить поведение, манипулируя окружающей средой, а не разумом или познанием (Sommers-Flanagan & Sommers-Flanagan, 2015).

Терапевт обычно начинает с операционализации целевого поведения или целей (например, уменьшение ненормативной лексики, переедания или курения). После изменения среды необходимо выполнять постоянный мониторинг для проверки поведения.

Систематическая десенсибилизация

Основываясь на классическом обусловливании, клиенты воображают повышенные «вызывающие тревогу ситуации, в то время как их поведение конкурирует с тревогой» (Corey, 2013, стр. 258). Несмотря на то, что систематическая десенсибилизация занимает много времени, она может успешно уменьшить дезадаптивную тревогу, связанные с тревогой расстройства и фобии, но также требует самоконтроля.

Прогрессивная мышечная релаксация (PMR)

PMR учит людей справляться со стрессом с помощью навыков умственной и мышечной релаксации. Клиент расслабляется, сокращая мышцы (и чувствуя, как нарастает интенсивное давление), а затем расслабляя их, выполняя глубокое и регулярное дыхание. После обучения клиент должен практиковать навыки для достижения максимальной выгоды (Corey, 2013).

Интероцептивное воздействие

Интероцептивное воздействие учит клиентов справляться с физическими аспектами сильной тревоги и паники. Клиент фокусируется на внутренних физических сигналах, используя задачи интероцептивного воздействия, такие как (Sommers-Flanagan & Sommers-Flanagan, 2015):

  • Гипервентиляция
  • Затаив дыхание
  • Качают головой
  • Вращение по кругу
  • Дыхание грудной клеткой
  • Дыхание через соломинку

С практикой у клиентов снижается чувствительность к физическим триггерам, связанным с тревогой и приступами паники.

6 Рабочие листы для загрузки сегодня

Следующие рабочие листы взяты с различных теоретических точек зрения в рамках термина «поведенческая терапия», включая его более поздние варианты.

Хотя они значительно различаются, каждый рабочий лист помогает изменить поведение; достичь лучшего понимания мыслей, эмоций или поведения; или помогает реализовать навыки преодоления трудностей.

Сложные эмоциональные мифы

Эмоциональные мифы могут мешать полезному мышлению и заставлять нас придерживаться иррациональных убеждений.

Используйте рабочий лист Сложные эмоциональные мифы, чтобы бросить вызов размышлениям вашего клиента о чувствах, рассмотрев набор утверждений, включая:

В любой конкретной ситуации есть только один способ чувствовать.
Если я расскажу другим о своих чувствах, это покажет мои слабости.
Болезненные эмоции — это просто результат неправильного отношения.
Болезненные эмоции бесполезны, и их следует игнорировать.
Экстремальные эмоции помогут вам в жизни гораздо дальше, чем попытки их регулировать.

После завершения обсудите каждое оспариваемое утверждение и узнайте, как все эмоции могут быть ценными, помогая нам разными способами и в разное время.

Проверка фактов об эмоциях

Иногда наши эмоции не отражают того, что происходит на самом деле, но на них влияют другие мысли, предположения и убеждения.

Используйте рабочий лист «Проверка эмоциональных фактов» с клиентами, чтобы лучше понять их эмоции и то, что еще может на них влиять.

Клиентам задают ряд вопросов, в том числе:

Какие эмоции вы хотели бы изменить? (возможно, это вызывает у вас другие проблемы в жизни, например, зависть, гнев или ревность)
Какое событие вызвало/спровоцировало эмоцию?
Вы предполагаете угрозу?
Действительно ли существует угроза?
Если угроза сбудется, что произойдет на самом деле?
Действительно ли ваши чувства (злость, грусть, нежелание, подозрительность и т. д.) соответствуют ситуации?

После завершения обсудите ответы клиента без осуждения. Поработайте с ними, чтобы увидеть, что некоторые эмоции могут причинять им ненужную боль и не соответствовать ситуации.

СТОП – толерантность к бедствию

Иногда невозможно сразу исправить ситуацию; полезно развивать навыки справляться с сильными эмоциями и переносить болезненные события.

Используйте рабочий лист СТОП – Устойчивость к бедствию, чтобы узнать, как использовать аббревиатуру СТОП в трудных ситуациях:

  • Стоп
    Стоп! Не просто реагируйте; заморозить. Вы можете начать действовать, не задумываясь.
  • Сделайте шаг назад
    Сделайте глубокий вдох и отступите от ситуации. Не позволяйте тому, что вы чувствуете, заставлять вас действовать импульсивно.
  • Наблюдайте
    Осознавайте свои чувства и свое окружение. Что за ситуация? Что ты думаешь? Что ты чувствуешь? Что говорят и делают другие?
  • Действовать осознанно
    Двигаться вперед и действовать осознанно. Подумайте, какие действия сделают ситуацию лучше или хуже.

Помните об ОСТАНОВКЕ, это может быть ценным способом избежать эмоциональной реакции, которая ухудшает ситуацию и последующего чувства сожаления.

Сопротивляться кризисным побуждениям вместо того, чтобы действовать

Иногда мы плохо реагируем на неожиданные или эмоционально расстраивающие ситуации.

Используйте рабочий лист «Сопротивление действиям при кризисных побуждениях» с клиентами, чтобы помочь им сравнить плюсы и минусы действия в соответствии с импульсивными побуждениями или сопротивления им.

Попросите клиента подумать о реальной ситуации, с которой можно было бы справиться лучше, или о воображаемой ситуации в будущем.

Опишите плюсы и минусы действия в соответствии с побуждениями (теми немедленными, реактивными и часто сильными эмоциями).
Опишите плюсы и минусы сопротивления побуждениям.

Прочтите все «за» и «против» и подумайте, как сопротивление побуждениям может помочь им сохранять контроль и реагировать в будущем в соответствии со своими ценностями.

Ценность и цели

Постановка целей — это полезный способ жить в соответствии с ценностями и преодолевать препятствия на пути.

Используйте рабочий лист «Ценности и цели», чтобы помочь клиентам установить цель в соответствии с их ценностями и определить препятствия, которые могут помешать.

На достижение какой важной ценности направлена ​​эта цель?
Каких целей я хочу достичь?
Какие существуют препятствия и какие стратегии могут помочь?

Знакомство с собой

Мы часто тратим больше времени на то, что с нами не так, чем на то, что правильно. Это может означать, что мы теряем из виду важные аспекты себя и своей жизни (Forsyth & Eifert, 2016).

Используйте рабочий лист «Познай себя» со своими клиентами, чтобы помочь им напомнить себе, кто они такие.

Развлекательные игры и упражнения для ваших клиентов

Игры и упражнения могут стать увлекательным способом изучения ценных принципов когнитивного поведения.

Бросание якоря

Это упражнение на внимательность помогает клиентам сосредоточиться и установить связь с окружающим миром.

Попросите их выполнить следующие шаги:

  1. Закройте глаза и сделайте несколько медленных глубоких вдохов.
  2. Поставьте ноги на пол.
  3. Нажмите вниз и обратите внимание на пол, поддерживающий ваши ноги.
  4. Обратите внимание на напряжение мышц ног.
  5. Почувствуйте, как сила тяжести течет через вашу голову, вниз через ваше тело к вашим ногам.
  6. Откройте глаза и осознайте, где вы находитесь, с помощью глаз, ушей и телесных ощущений.

Утренняя осознанность

Попросите вашего клиента ежедневно повторять следующее упражнение на осознанность для получения максимальной пользы: кофе. Полностью сосредоточьтесь на том, что вы делаете: на запахах, звуках и движениях. Когда возникают мысли, признавайте их, но возвращайте внимание к деятельности.

Занятия рисованием

Рисование может быть полезным упражнением в любом возрасте, но особенно полезно для детей.

Попросите вашего клиента:

  • Подумайте о важном человеке в вашей жизни и нарисуйте его, выполняющего типичное действие.
  • Закройте глаза и представьте, что посылаете им дружелюбие. Возможно, они хорошо завтракают или развлекаются в течение дня.
  • Затем нарисуйте, как вы выражаете им доброту и дружелюбие, или что они могут делать.

Ресурсы PositivePsychology.com

У нас есть много ресурсов, доступных для терапевтов, чтобы помочь клиентам изменить поведение или справиться с нежелательными и бесполезными мыслями.

Почему бы не загрузить наш бесплатный пакет CBT и не попробовать содержащиеся в нем мощные упражнения? Вот некоторые примеры:

  • Управляемые образы, ориентированные на решение
    В этом упражнении подчеркиваются сильные стороны людей и то, как их можно применить в процессе изменений. Клиенты могут положиться на них, чтобы справиться с проблемой или препятствием, с которым они сталкиваются.
  • Переосмысление критического разговора с самим собой
    Самокритика противоположна состраданию к себе, принимает различные формы и часто приводит к негативным эмоциям (таким как страх, стыд и вина), которые могут лежать в основе психопатологии.

Другие бесплатные ресурсы включают в себя:

  • Прогрессивная мышечная релаксация
    Этот сценарий описывает основы PMR и его значение для помощи клиентам в расслаблении и расслаблении, сохраняя при этом простоту для более молодой аудитории.
  • Форма самоконтроля при решении проблем
    Ответы на ряд вопросов предоставляют терапевту подробную информацию об общих и конкретных подходах и реакциях клиента при решении проблем.
  • Реакции на стресс
    Эту полезную форму можно использовать в качестве домашнего задания для фиксации стрессовых событий и реакций клиента. Записывая чувства, поведение и мысли, можно распознать повторяющиеся паттерны.

Более подробные версии следующих инструментов доступны при подписке на инструментарий Positive Psychology Toolkit©, но они кратко описаны ниже:

  • Действия, противоположные побуждениям
    Эмоции связаны с побуждениями; например, гнев часто приводит к желанию нанести удар словесно или физически. Обучение клиентов умению действовать вопреки своим побуждениям учит их регулировать дезадаптивные привычные реакции и инициировать адаптивные реакции.
    • Шаг первый. Поймите обычные реакции на эмоции.
    • Шаг второй. Рассмотрите противоположную реакцию и ее потенциальное влияние.

После этого подумайте о том, насколько успешным было упражнение и чем может помочь выбор противоположного обычному ответу в будущем.

  • Работа в кресле Wise Mind
    В ДПТ клиенты узнают, что существует три состояния ума, в которых мы работаем: разумный ум, эмоциональный ум и мудрый ум.

Упражнение начинается с ознакомления с каждым из состояний ума, после чего выполняется упражнение, которое помогает клиенту принять каждое из них по очереди и понять его преимущества и недостатки.

17 позитивных упражнений КПТ
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим с помощью КПТ, ознакомьтесь с этой коллекцией из 17 проверенных позитивных инструментов КПТ для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим преодолеть бесполезные мысли и чувства и развить более позитивное поведение.

Полезное сообщение

Поведенческая терапия — это мощный инструмент для лечения клиентов с бесполезным поведением, которое они хотят остановить или заменить.

Если мы предположим, что всему поведению можно научиться, то мы можем согласиться с тем, что при правильных условиях мы можем освоить новые навыки и стратегии и изменить то, как мы действуем.

Со временем поведенческая терапия переняла новейшие психологические методы, основанные на научных исследованиях, включая внимательность и принятие. Они расширяют наше представление о том, что на самом деле означает психологическое благополучие и что представляет собой положительный результат лечения.

Подходы осознанности и принятия могут изменить то, как мы видим настоящее, будь оно трудным или легким. Они помогают нам принять нашу ситуацию, изучая, как ставить цели и двигаться к более ценной и значимой жизни.

Почему бы не изучить новые подходы к поведенческой терапии третьей волны — DBT, MBSR, MBCT и ACT — и подумать, как вы можете использовать их, чтобы помочь своим клиентам достичь лучшей жизни? Каждый метод и рабочий лист, включенные в эту статью, являются ценным инструментом, который может помочь решить поведенческие проблемы, которые привели к тому, что клиенты обратились за помощью.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Для получения дополнительной информации не забудьте бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения CBT.

  • Браун-Яннуцци, Дж. Л., Адэр, К. К., Пейн, Б. К., Ричман, Л.