Толерантность дружба народов: Толерантность – дружба народов | БГАА

есть ли выбор между толерантностью и дружбой народов? Итоги второго дня — Клуб «Валдай»

Восточный ракурс

Концепция общего дома: есть ли выбор между толерантностью и дружбой народов? Итоги второго дня

Сочи

Программа

Список спикеров

Что лучше – толерантность или дружба народов? Допустимо ли добро с кулаками? Почему «Дальний Восток» должен стать для России ближе «Ближнего Востока»? Африка – это «континент надежды» или «безнадёжный континент»? Чем опасен танец льва? На эти и многие другие вопросы ответили участники XVI Ежегодного заседания клуба «Валдай», которое проходит в эти дни в Сочи.

Во второй день работы XVI Ежегодного заседания клуба «Валдай» состоялось четыре сессии. Все они прошли в режиме Chatham House, чтобы эксперты могли чувствовать себя свободно при обсуждении острых вопросов. Пожалуй, одна из самых ярких дискуссий развернулась на тему религиозного экстремизма и его распространения с Востока на Запад. Почему Восток, родина мировых религий и религиозной толерантности, превратился в пространство, где угроза религиозного радикализма проявилась особенно ярко, и как можно с этим бороться, рассказали эксперты двух валдайских сессий, посвящённых околорелигиозным проблемам.

Проблемы религиозного экстремизма и его воздействие на политику

Итак, сначала о проблемах. Обычно говорят об исламском экстремизме, но радикализм существует в рамках любой религии. Как отметил один из спикеров, всё относительно: для одних – ты террорист, для других – борец за свободу. В этом свете интересен опыт Филиппин, двойной жертвы религиозного экстремизма. Факты общеизвестны: насаждение христианства Испанией, уничтожение мусульман на Минданао США. Если бы не испанцы, ислам дошёл бы до Тайваня и большинство филиппинцев были бы мусульманами. Теперь мусульмане на Минданао хотят создать собственное государство, но они не пожелали присоединяться к ИГИЛ, поскольку, по их мнению, это противоречит законам ислама.

Таким образом, фронт пролегает не между исламом и не исламом, а между его умеренными и радикальными представителями. Как бы это ни противоречиво звучало, мусульмане разделены одной религией. Исламский экстремизм существует в двух формах. Первая – это группы, которые отказались от экстремистских воззрений, однако в рамках этих групп есть элементы, у которых неоднозначная позиция. Вторая – это ИГИЛ, «Аль-Каида», которые активно призывают к насилию. В реальности у этих двух групп одна задача – создание исламского государства. Особенность исламского экстремизма в том, что он не разделяет религию и политику. Все движения политического ислама стремятся к созданию исламского государства на основе норм шариата, регулирующих все сферы жизни.

Рост популярности политического ислама на Ближнем Востоке во второй половине ХХ века связан с разочарованием населения в капитализме, социализме и либеральной демократии. Как отметил один из экспертов, любой религиозный экстремизм есть реакция на модернизм. Это своего рода «консервативная революция», попытка вернуться к корням. Причём долгое время политический ислам рассматривался как альтернатива демократическим системам, которые зиждились на принципах равенства, свободы, суверенитета. Однако что-то пошло не так. Сейчас мы наблюдаем глобализацию политического ислама и терроризма.

Исламский экстремизм – транснациональное явление. И решать эту проблему, с точки зрения экспертов, представляющих на валдайской сессии западный мир, должны прежде всего государства с мусульманским большинством. Правительства исламских стран должны решить проблемы в своих странах – гражданские и политические – и провести все нужные реформы с учётом требований международной безопасности. Также необходимо международное сотрудничество. Страны Европы и США должны придерживаться политики интеграции. Тут был задан типично европейский вопрос: а можно ли бороться с мусульманами-террористами толерантно? Нельзя же обвинять их в нарушении прав человека и одновременно нарушать их права.

Впрочем, на вопрос так и не ответили. Если не считать одной ремарки: «Добро должно быть с кулаками».

В продолжение темы международного сотрудничества по борьбе с экстремизмом один из российских экспертов отметил, что проблемы это не решит. Он напомнил, что в советские времена мы преувеличивали роль идеологии. Когда СССР развалился, многие стали думать, что всё решают деньги. Ничего подобного. Есть мощная сила идеи, которая движет людьми. Можно, конечно, перекрыть финансовые потоки исламским радикалам и разгромить их на поле боя, но при этом проиграть в идейной битве. Ислам разнообразен и плюралистичен, и в нём существует множество умеренных течений, противостоящих терроризму. Нужно взаимодействовать с ними, нужно привлекать к борьбе центры исламской политико-правовой мысли. Нельзя отдавать концепцию социальной справедливости на откуп радикалам.

 

XVI Ежегодное заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай»

30. 09.2019 — 03.10.2019

Подробнее о событии

Фотогалерея: Проблемы религиозного экстремизма и его воздействие на политику. Сессия 3

01.10.2019

Леонид Сюкияйнен, Мохаммед-Шериф Ферджани, Алан Ортиз, Рамзи Эззельдин Рамзи, Василий Кузнецов © Клуб «Валдай»

Рамзи Эззельдин Рамзи © Клуб «Валдай»

Леонид Сюкияйнен, Мохаммед-Шериф Ферджани, Алан Ортиз, Рамзи Эззельдин Рамзи © Клуб «Валдай»

Леонид Сюкияйнен, Мохаммед-Шериф Ферджани, Алан Ортиз, Рамзи Эззельдин Рамзи © Клуб «Валдай»

Алан Ортиз © Клуб «Валдай»

Мохаммед-Шериф Ферджани © Клуб «Валдай»

Леонид Сюкияйнен, Мохаммед-Шериф Ферджани, Алан Ортиз, Рамзи Эззельдин Рамзи, Василий Кузнецов © Клуб «Валдай»

Леонид Сюкияйнен, Мохаммед-Шериф Ферджани, Алан Ортиз © Клуб «Валдай»

Леонид Сюкияйнен © Клуб «Валдай»

Мохаммед-Шериф Ферджани © Клуб «Валдай»

Россия и исламский мир: обоюдная роль и взаимное влияние

Если первая дискуссия, посвящённая религиозной тематике, была – условно говоря – «сессией вопросов», то вторая стала «сессией ответов». Речь шла о роли России в исламском мире и специфике российского ислама, одной из традиционных религий, глубоко укорененной в истории и культуре страны. Россия ценит исламский компонент своей истории и культуры, состоит наблюдателем в Организации исламского сотрудничества.

Ислам в России

По численности верующих ислам в России стоит на втором месте после христианства. Последователи этой религии живут почти во всех регионах страны и принадлежат к 40 различным этносам. В инфографике, приуроченной к XVI Ежегодному заседанию клуба «Валдай», показываются регионы компактного расселения российских мусульман, рост их числа, а также рост количества мечетей.

Инфографика

В многоконфессиональных регионах России сложились традиции толерантности, взаимного уважения представителей всех национальностей и религий. Так, для Поволжья характерно взаимопроникновение национальных и религиозных традиций, часты смешанные браки. Один из спикеров сессии рассказал, что, помимо Рождества и Пасхи жители Республики Башкортостан празднуют Курбан-байрам и Ураза-байрам. Есть даже добрая православно-исламская шутка: на фразу «Курбан-байрам!» отвечать «Воистину байрам!».

Сейчас много говорится о европейском мультикультурализме. Но это, скорее, «мультикультурный фарш». Ислам, как отметил один из спикеров, до сих пор является несколько чуждым для Европы, где есть целые мусульманские кварталы, которые живут по своим законам, – они отгорожены от европейского мира. В России же все народности уживаются в общем доме, и здесь нет толерантности, то есть терпимости, но есть дружба народов, которая и позволяет людям сохранять мир. По мультикультурной части Россия явно опередила Европу.

В Сирии Россия демонстрирует способность договариваться как с мирным населением, так и с договороспособными боевиками, поскольку имеет соответствующий опыт. К примеру, Республика Дагестан. После развала СССР туда хлынули исламские экстремисты, против которых боролось всё мусульманское население региона. В этой войне с халифатом погибло 54 священнослужителя традиционного ислама. Это было испытание, но спустя десятилетия этот дагестанский опыт пригодился на Ближнем Востоке. О военной полиции из Дагестана, размещённой в Сирии, были очень хорошие отзывы.

И ещё важный момент. В советское время в Дагестан приезжали русские специалисты, которые помогали развивать регион. Теперь специалисты (врачи, учителя) нужны в Сирии. И они есть в Дагестане и других российских регионах. Именно так, с помощью людей, формируется многонациональное и многоконфессиональное общество.

 

Фотогалерея: Россия и исламский мир: обоюдная роль и взаимное влияние. Специальная сессия

01.10.2019

Владимир Васильев, Радий Хабиров, Гюльнара Мамедзаде © Клуб «Валдай»

Гюльнара Мамедзаде © Клуб «Валдай»

Радий Хабиров © Клуб «Валдай»

Владимир Васильев © Клуб «Валдай»

Владимир Васильев, Радий Хабиров, Гюльнара Мамедзаде © Клуб «Валдай»

Владимир Васильев © Клуб «Валдай»

Радий Хабиров © Клуб «Валдай»

Радий Хабиров © Клуб «Валдай»

Владимир Васильев © Клуб «Валдай»

Владимир Васильев, Радий Хабиров, Гюльнара Мамедзаде © Клуб «Валдай»

Владимир Васильев © Клуб «Валдай»

Владимир Васильев © Клуб «Валдай»

Большая Евразия как новая форма организации геоэкономического пространства

Концепция Большой Евразии амбициозна, так как ставит задачу создать сообщество без гегемона: ведущие игроки слишком сильны, чтобы мириться с чьей-то гегемонией, и осознают, что их гегемонистские амбиции встретят отпор. При этом реализация проекта Большой Евразии зависит от России. Если Россия не поверит в Евразию, Евразии не будет, отметили участники евразийской сессии.

В России говорят: «Дальний Восток» и «Ближний Восток». То есть страны Залива для неё ближе, чем собственные окраины. Конечно, это игра слов. Географически для центральной части России гораздо ближе Европа. Однако Россия стала великой империей вовсе не потому, что построила Санкт-Петербург, а потому, что завоевала Сибирь и пошла в Азию. Поэтому не стоит забывать об этих исторических связях. Тем более сейчас, когда Россия стала евроазиатской страной: культурно – она европейская, но политически и социально – азиатская.

Разумеется, для того чтобы проект Большой Евразии заработал в полную мощь, России придётся потрудиться. Здесь важен экономический аспект, хотя он и не является ключевым. Тем не менее тот факт, что большая часть российских инвестиций находится в Европе, не способствует развитию евразийского проекта. Это можно исправить, воспользовавшись китайской инициативой «Пояса и пути». Тем более что Россию и Китай сближают изменения на мировой арене.

По словам одного из экспертов, Пекин озабочен перспективой «расстыковки» экономик Китая и США, но надеется на сохранение отношений с Европой, поскольку ЕС не политизирует экономические проблемы, а решает их путём переговоров. Это напоминает обед, где Европа интеллигентно замечает, что в китайскую тарелку положили слишком много еды, а Дональд Трамп просто сдёргивает скатерть со стола.

Китай не хочет стать гегемоном, он хочет многополярности. А Россия может сыграть роль мостика между Европой и быстро развивающейся Азией. Китай поддерживает партнёрство в рамках Большой Евразии и готов сотрудничать в рамках «Пояса и пути». Поскольку это новая инициатива, Китай готов смиренно выслушивать критику. Однако надо понимать, что это не План Маршалла, не благотворительные проекты, а проекты, подразумевающие сотрудничество, общие риски и общие плоды.

Среди участников сессии были также эксперты, представляющие Центральноазиатский регион. У них свой взгляд на процессы, происходящие в рамках Большой Евразии. Если коротко, то они приветствуют интеграционные процессы в регионе и в Евразии в целом, но опасаются утраты суверенитета. Например, для Казахстана важным партнёром является Китай. Однако отношение к нему можно сравнить с отношением к танцу льва, где фигурой зверя управляют люди, которых не видно под тканью, и непонятно, кто они – друзья или враги. Также Казахстан ценит хорошие отношения с США и ЕС и не желает, чтобы интеграция в рамках ЕАЭС вела к конфронтации с ними. Но политика стран запада выглядит несколько непоследовательной: смена администрации США ведёт к расторжению договоров, которые заключались со старой.

Россия – это, несомненно, лидер незападного мира. Но ей тесно в рамках евразийства. Как отметил эксперт, «трудно квадрат вписать в круг и говорить, что это наше всё». Политика России намного шире. Нужно согласовать евразийские ценности и развивать Большую Евразию.

Фотогалерея: Большая Евразия как новая форма организации геоэкономического пространства. Сессия 4

01.10.2019

Улугбек Хасанов, Сергей Караганов, Цогтбаатар Дамдин, Фу Ин, Аскар Нурша, Анатоль Ливен © Клуб «Валдай»

Анатоль Ливен © Клуб «Валдай»

Цогтбаатар Дамдин © Клуб «Валдай»

Фу Ин © Клуб «Валдай»

Улугбек Хасанов, Сергей Караганов © Клуб «Валдай»

Сергей Караганов © Клуб «Валдай»

Цогтбаатар Дамдин© Клуб «Валдай»

Улугбек Хасанов, Сергей Караганов, Цогтбаатар Дамдин, Фу Ин, Аскар Нурша, Анатоль Ливен © Клуб «Валдай»

Фу Ин © Клуб «Валдай»

Фу Ин, Аскар Нурша © Клуб «Валдай»

Улугбек Хасанов, Сергей Караганов © Клуб «Валдай»

Улугбек Хасанов © Клуб «Валдай»

Улугбек Хасанов, Сергей Караганов © Клуб «Валдай»

Улугбек Хасанов, Сергей Караганов, Цогтбаатар Дамдин, Фу Ин © Клуб «Валдай»

Аскар Нурша © Клуб «Валдай»

Улугбек Хасанов, Сергей Караганов, Цогтбаатар Дамдин, Фу Ин, Аскар Нурша, Анатоль Ливен © Клуб «Валдай»

© Клуб «Валдай»

 

Африка: перспективы, возможности, риски, угрозы

Ещё одна специальная сессия второго валдайского дня была посвящена Африке. Эта дискуссия особенно актуальна в свете первого российско-африканского саммита, который уже совсем скоро (23–24 октября) пройдёт в Сочи. В последнее время говорят, что Россия возвращается в Африку. Но, как отметили эксперты, Россия никогда не уходила из Африки.

Да, пусть после распада СССР резко сократились экономические связи между Россией и странами Африки. Но сохранились связи человеческие. Африка благодарна Советскому Союзу за подготовку тысяч специалистов. А российские официальные лица всегда декларировали желание взаимодействовать с Африкой.

И сегодня Африка тоже заинтересована в России. Во-первых, потому, что Россия – это гарантия безопасности континента в мире. Во-вторых – она учит зарабатывать.

Россия и Африка

В XXI веке, когда и холодная война, и колониальный период остались далеко позади, страны Африки выступают в роли полноценных субъектов политического и экономического сотрудничества. Инфографика, приуроченная к XVI Ежегодному заседанию клуба «Валдай», отображает их взаимодействие с Россией в рамках политического диалога, экономики и торговли, а также экспорта различных услуг и технологий.

Инфографика

Как сказал один из экспертов, Россия должна наращивать своё присутствие в Африке уже сейчас – «завтра будет поздно». Африку называют то «континентом надежды», то «безнадёжным континентом». Но что бесспорно: она обладает богатейшими природными ресурсами и мощным демографическим потенциалом. К 2060 году на долю африканцев будет приходиться 29% населения мира (причем большая часть – лица младше 35 лет). В последние годы многие её страны демонстрируют устойчивый экономический рост. Всё это привлекает к ней внимание множества мировых игроков. Это не только Китай и Индия, но и Япония, Южная Корея, Турция, Саудовская Аравия.

Российский бизнес заинтересован в работе в Африке, но в России мало специалистов по политике, клановой системе, правовой системе африканских государств. В Африке ещё больший дефицит информации о России – молодое поколение знает о России очень мало и необходимо проводить информационную политику в отношении африканских стран.

Что нужно России для успеха на континенте? Участники валдайской сессии порекомендовали для начала выработать единую стратегию взаимодействия, например, бизнес-девелопмент. В рамках этой стратегии стоит сделать акцент на молодёжь, от которой зависит будущее двусторонних отношений, развивать социальные проекты и, наконец, внедрить инструмент мягкой силы – это могут быть некоммерческие организации, представляющие российские интересы и формирующие повестку без бюрократических препон.

Сотрудничество со странами Африки необходимо строить на взаимовыгодной основе. Не нужно повторять ошибок, допущенных западными странами, которые воспринимали континент исключительно как источник ресурсов. Африка не должна снова стать лабораторией борьбы внешних игроков за влияние и власть.

Фотогалерея: Африка: перспективы, возможности, риски, угрозы. Специальная сессия

01.10.2019

Анисет Габриэль Кочофа, Александра Архангельская, Элизабет Сидирополус, Наталия Цайзер, Вонг Нельсон © Клуб «Валдай»

Александра Архангельская © Клуб «Валдай»

Наталия Цайзер © Клуб «Валдай»

Анисет Габриэль Кочофа © Клуб «Валдай»

Анисет Габриэль Кочофа, Александра Архангельская, Элизабет Сидирополус, Наталия Цайзер © Клуб «Валдай»

Александра Архангельская © Клуб «Валдай»

Наталия Цайзер © Клуб «Валдай»

Элизабет Сидирополус © Клуб «Валдай»

Анисет Габриэль Кочофа, Александра Архангельская, Элизабет Сидирополус, Наталия Цайзер, Вонг Нельсон © Клуб «Валдай»

Элизабет Сидирополус, Наталия Цайзер © Клуб «Валдай»

Наталия Цайзер © Клуб «Валдай»

Александра Архангельская, Элизабет Сидирополус, Наталия Цайзер, Вонг Нельсон © Клуб «Валдай»

Анисет Габриэль Кочофа, Александра Архангельская © Клуб «Валдай»

В этом году Валдайский форум длится четыре дня – с 30 сентября по 3 октября. Почти все сессии проходят по правилам Chatham House. Но мы будем готовить для вас аналитические записки по итогам каждого дня. А самые интересные дискуссии вы сможете посмотреть на нашем сайте в режиме онлайн-трансляций.

 

2 октября

12:30 – 14:00 Сессия 6. Ближний Восток в общем контексте российской политики 

3 октября

17:00 – 19:00 Пленарная сессия. Мировое устройство: взгляд с Востока 

 

С расписанием всех дискуссий и спикерами можно ознакомиться в программе. 

 

Больше подробностей о Валдайском форуме – 2019 вы найдёте в наших социальных сетях. Мы есть в Facebook, Вконтакте и Telegram (t.me/valdaiclub). Фото и видео из кулуаров форума, закрытых и открытых встреч можно посмотреть в нашем аккаунте Instagram (@valdai.club). Подписывайтесь! Самое интересное – впереди.

XVI Ежегодное заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай»

30. 09.2019 — 03.10.2019

Подробнее о событии

Валдай-2019

Распечатать

Опубликовать в блоге

Опубликовать в блоге

Валдайский клуб обсудит новую модель отношений России и Турции в условиях кризиса международного порядка

03.10.2022

Стратегическое партнёрство России и Китая в условиях европейского кризиса

06.09.2022

О работе Клуба «Валдай» в соцсетях и видеохостингах

14.03.2022

На чьей стороне время в противостоянии России и Запада?

06.10.2022

«Мать-защитница» и слабость политического класса: как поведут себя «правые» во главе Италии?

05. 10.2022

Выборы в Италии: можно ли голосовать не так, как надо

05.10.2022

Толерантность против Дружбы народов | Вестник бури

Толерантность, толерантность, толерантность. Как много говорят о ней политики и подвластные им СМИ — что в России, что на Западе. И мало кто из граждан представляет, какая на самом деле пропасть отделяет «национальную терпимость» от реальной дружбы народов и интернационализма. Можно ли предложить работающую альтернативу толерантности? И если да, то как она будет выглядеть? Об этом — в статье Дениса Березуцкого.

В наше замечательное время тотальной политической безграмотности, когда лидер российской якобы “коммунистической” партии может — как два байта переслать — перепутать флаг анархистов с символикой ОУН-УПА, слово “толерантность” стало своеобразной заменой советскому понятию “дружбы народов”.

“Дружба народов” — это, в понимании обывателя, что-то пожелтевшее от старости и смешное в своём пафосном бессилии, равно как сказки про “загнивающий Запад” и “у вас негров линчуют”. “Толерантность” же не только современна и цивилизованна, она ещё и принудительна: за разжигание межнациональной розни что в России, что на Западе, вас могут ждать долгие годы тюрьмы.

Торжество гуманизма на бумаге, однако, ещё не означает покорности в головах: даже наиболее развитые страны Европы страдают от постоянных конфликтов местных жителей с приезжими мусульманами, а города США усеяны маленькими гетто для афроамериканцев и латиносов, и одно лишь появление там “белого человека”может стоить ему кошелька, а то и здоровья.

На растущей волне межкультурной напряжённости поднимаются ультраправые политики, и хоть сейчас они прячут лица за благочестивыми масками, все мы прекрасно знаем, что начнётся, если им удастся получить подавляющее большинство голосов на выборах или, чем чёрт не шутит, взять власть насильно.

Провальная практика толерантности давно могла натолкнуть левых на мысль о том, что сама концепция “терпимости” порочна и несостоятельна. Но, к сожалению, левые силы (и особенно — европейские социал-демократы) в большинстве своём находятся в плену либеральных иллюзий, и потому год за годом несут огромные репутационные потери.

Можно ли предложить работающую альтернативу толерантности? И если да, то как она будет выглядеть?

Толерантность — это понятие из мира политики, культуры и психологии, то есть — из общественной надстройки над экономическим базисом. И как это часто бывает, причину успеха или провала надстроечного явления стоит искать именно в экономике.

Базис современных развитых стран — это рынок, широко использующий труд мигрантов, чтобы снизить цены на рабочую силу. Кого эксплуатировать: бесправного запуганного таджика, готового работать за копейки, или коренного жителя, которому подавай соц. пакет, и за которого ещё 40-50% сверху нужно добавлять на налоги — ставить такой вопрос перед бизнесом просто смешно.

Мигранты ценны для капитала не только собственной низкой стоимостью, но и тем, что своим присутствием, по закону спроса и предложения, они сбивают среднюю цену рабочей силы — в том числе и среди коренного населения. Снижение зарплат, разумеется, вызывает ненависть работников по отношению к приезжим — ту самую ненависть, огонь которой либералы пытаются затушить толерантными мантрами.

Более того — на самом деле декларации толерантности и угроза насилия со стороны ультраправых в своей борьбе и единстве служат отличным “стабилизатором” сложившейся системы.

То, что человеку несведущему в экономической теории издалека кажется высшим проявлением гуманизма, на самом деле оказывается инструментом массового угнетения: толерантность не спасает и даже не собирается спасать одни нации от других. Толерантность спасает бизнес от работников. Вся её суть сводится к необходимости терпеть закон спроса и предложения на рынке труда, по которому чем бесправнее и “дешевле” человек, тем он милее корпорациям, тем больше ему поют хвалебных песен и тем добродушнее встречают в любой стране.

Любители порассуждать о сказочных единорогах, замещающие сегодня суровых большевиков, могут нам возразить, что толерантность — это не только экономическая терпимость, это ещё и готовность принять культурные различия. Единороги, как всегда, правы, вот только культура сама целиком и полностью определяется материальным базисом.

Посмотрите, для примера, на мирового гегемона — США, лидирующего по количеству заключённых на душу населения. Законы в Штатах чрезвычайно суровы, не говоря уж о том, что потенциальные уголовники легко могут умереть ещё до прибытия полиции — из-за права на ношение оружия у потенциальных жертв. Никакие опасности, однако, не останавливают преступников. По одной простой причине: у них выработалась особая культура, оправдывающая противозаконный образ жизни. Нечто подобное процветало в России в девяностые (да и сейчас встречается в глубинке), когда мальчишек с раннего детства “улица” готовила к жизни на зоне: обучала тюремным понятиям, поведению, вырабатывала негативное отношение к “фраерам”. Необходимость отсидки для людей, попавших под такой каток тюремной культуры, становится устойчивой частью менталитета.

Нищета и следующая за ней склонность к преступлениям не просто въелись в сознание, они полностью исказили существующую культуру. К примеру, православие 90-х в России для многих — это наколки в виде куполов храма, солидарность с заключёнными (вопреки очевидным нарушениям заповедей “не убий” и “не укради”), ненависть к представителям закона и власти (вопреки мантре “всякая власть от Бога”). Материальное положение способно вывернуть наизнанку всю гигантскую структуру мировоззрения человека, лишь изредка оставляя нетронутыми самые общие и распространённые символы. Про сферического христианина в вакууме ещё можно худо-бедно сказать, что “Бог” для него — всемогущее и бесконечно добродетельное существо. Вот только для богослова Бог создал Адама изначально безгрешным, а для зэка “Бог создал вора, а чёрт — прокурора”. Православие нищего и православие властителя — это два совершенно разных православия. Ислам мигрантов во Франции, из среды которых выросла поддержка терактов против Charlie Hebdo, и ислам королей Саудовской Аравии, будто старые друзья беседующих с высшими чинами США, — два совершенно разных ислама.

Однако, если в России 90-х тюремный “менталитет” никогда не носил отчетливо национального характера, то в Штатах на каждого сидящего белого приходится шесть сидящих чёрных, и от каждого третьего чёрного мальчика в США, родившегося сегодня, статистика ожидает отсидки в будущем. Официальные подтверждения и источники легко находятся в Интернете.

Что нам на это говорят адепты “толерантности”? Правильно, “у преступности нет национальности”. Что в ответ делают американские полицейские? Они стреляют в чёрных при малейших подозрениях, потому что полицейские хорошо знают статистику. И либералы, и консерваторы всякий раз пытаются перевести конфликты вроде беспорядков в Фергюсоне или Балтиморе исключительно в расовую плоскость. В отсутствие даже намека на классовую постановку вопроса констатация голых цифр автоматически делает тебя “расистом”, а их игнорирование — неадекватным фанатиком.

Между тем, выход из этого порочного круга лежит перед носом американцев — это их система платного образования, которая просто закрывает двери перед афро- или латиноамериканцами. Нет, не потому что все до единого чиновники — убежденные расисты. Просто для оплаты образования в США нужны умопомрачительные суммы денег и, как правило, без помощи старших родственников их невозможно собрать. В результате, если вы родились в гетто в типичной бедной (и тем более — криминальной) семье или иммигрировали из Мексики, то будь вы хоть трижды талантливы и трудолюбивы — из вашего болота вы не выберетесь, банально потому что родители не смогли вам собрать деньги на учёбу. Ну а без образования вы, естественно, никогда не получите высокооплачиваемую работу, и ваши дети… ну вы поняли.

Обвините в национальном расслоении США платную систему образования — и вы будете правы, сохраните тёплые отношения между народами, и вас нельзя будет упрекнуть в игнорировании фактов. Но глотку вам заткнут гораздо быстрее, чем самому радикальному расисту и самому неадекватному толерасту, потому что вы покуситесь на фундаментальные принципы рынка — дойную корову олигархов.

Дружба народов, к определению которой мы так плавно подошли, как и всякая дружба, нужна для достижения общих целей, а не для терпимости к чужим предрассудкам. Дружба народов в агрессивной среде капитализма — это прежде всего совместное противостояние рынку труда и главной угрозе от него — снижению уровня заработной платы и социальных гарантий до прожиточного минимума, а то и ниже. Это отказ от дикой конкуренции ради рабочих мест. Это борьба за равную оплату при равном труде, независимо от национальности и местоположения работника.

Если удаётся выровнять зарплату и соц. пакет по национальностям и регионам, если удаётся предоставить равные возможности для профессионального развития путём введения бесплатного образования — от начального до высшего, а также социального обеспечения для всех детей моложе трудоспособного возраста, то необходимость в массовой миграции отпадает сама собой, потому что капиталу становится невыгодно ввозить рабочую силу. Сама собой исчезает и необходимость терпеть засилье “чужой” культуры на “своей” территории.

А даже если судьба и сводит представителей разных культур вместе, то интернационализм, лежащий в основе дружбы народов, гораздо лучше справляется с задачей, ведь он учит видеть корни культуры в материальном положении общества и отдельного индивида. Тюремную культуру не нужно терпеть — нужно исправлять материальное положение её носителей, и тогда она исчезнет сама собой. Религиозный фундаментализм не нужно терпеть — нужно понимать, что он произрастает из той же бедности, научной безграмотности и, зачастую, ненависти к мировой элите, достаточно богатой, чтобы откупаться от морали для удовлетворения своих низменных и в то же время извращённых прихотей. Дайте беднякам кров, хлеб и знания, отнимите излишки у богатых — и религиозному радикализму не будет места на Земле. Оставшиеся различия вроде языка и диалектов, длины причёсок и цвета кожи сами по себе просто не способны вызвать ту животную ненависть, которой наше общество больно сейчас.

Ликвидация социального неравенства между представителями различных наций и этносов — вот достойная задача для дружбы народов, и за неё толерантность никогда даже не подумает взяться.

Конспект классного часа ко Дню толерантности «Дружба народов»

 Классный час

«В ДРУЖБЕ НАРОДОВ — ЕДИНСТВО РОССИИ»

     

Ход классного часа

I. Организационный момент.

Звучит музыка песни «Дорогою добра»

 

1 ученик         Живут в России разные

 Народы с давних пор.

 Одним тайга по нраву,

 Другим — степной простор.

2 ученик         У каждого народа

 Язык свой и наряд.

 Один черкеску носит,

 Другой надел халат.

3 ученик         Один — рыбак с рожденья,

 Другой — оленевод,

 Один кумыс готовит,

                 Другой готовит мед.

4 ученик         Одним милее осень,

 Другим милей весна.

 А Родина Россия,

 У нас у всех одна.

 

II. Сообщение темы классного часа.

 

Учитель. Наш классный час мы посвящаем теме «В ДРУЖБЕ НАРОДОВ — ЕДИНСТВО РОССИИ   ». (Слайд № 1,2)

— Сегодня мы совершим заочное путешествие по нашей Родине. Встретимся с людьми разных национальностей, узнаем, где и как они живут, а девиз нашего путешествия — «Мы все разные – и в этом наша прелесть, мы все вместе – и в этом наша сила!».  

 -Ребята, как вы думаете , а с чего начинается Родина?

(ответы детей)

— В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая, малая  родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома, там  , где ты появился на свет.

Родина – высокое понятье,

Но и в малом есть её отсвет.

Главное – ценить, любить и знать

Те места , где появился  ты на свет!

1. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ): Слайд № 3,4

Холмы, перелески, луга и поля –

Родная, зелёная наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог

И понял, что это раздолье полей –

Частица великой Отчизны моей.

Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя родина. У одних -это большой город, у других — маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но ничто не заменит ее.

А теперь- вперед,  отправляемся в путь!

— На чём мы отправимся в путешествие? Отгадайте загадку:

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт,

Человек им управляет.

Что такое? …(Самолёт)

 

— Прошу занять свои места, располагайтесь поудобнее, мы отправляемся в путешествие. (На карте обозначаются  остановки в разных частях России, в этом месте на карте появляются фигурки людей в национальных костюмах народов, которые там проживают).

 

III. Основная часть

— Первая остановка — Европейская часть России.  Здесь проживают русские, карелы, удмурты, коми,  чуваши, башкиры, калмыки.  (Слайд № 5) ,

— Но  самый многочисленный народ России — русский. Русские живут на всей территории страны, но в основном в европейской части России, на юге Сибири, на Дальнем Востоке. Родной язык русский. Женский русский костюм состоял из холщёвой рубахи и сарафана, на голове – лента, венец, в косу вплетали ленты.

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с поясом.

(Слайд № 6)

— Обувью крестьян были лапти, кожаные сапоги, валенки. (Верхняя одежда мужчин и женщин — суконный кафтан, зипун; зимой -шуба, полушубок, тулуп .

Русские люди из покон веков жили в избах из еловых или сосновых брёвен. Ещё и сейчас в наших деревнях и сёлах многие живут в таких избах.

Самой любимой забавой считались катание с гор и игра в снежки, весёлые игры, песни и пляски.

         1 ученик

Мы русские. Мы дети Волги.

Для нас значения полны

ее медлительные волны,

тяжелые, как валуны

 

2 ученик

Любовь России к ней нетленна.

К ней тянутся душою всей

Кубань и Днепр, Нева и Лена,

и Ангара, и Енисей.

 

3 ученик

Люблю ее всю в пятнах света,

всю в окаймленье ивняка…

Но Волга Для России — это

гораздо больше, чем река.

А теперь Игра  «Ручеек»

    (Игра проходит под русскую народную мелодию)

 

— Вторая остановка — Татарстан. Татары живут к востоку от Москвы. (Слайд №  7)

Через их земли протекает великая река Волга. Жилище татар — срубная изба, а у татар, живущих в степи, в качестве летнего жилища бытовала юрта. (Слайд 8)

Рядом проживают башкиры и чуваши.  Когда – то предки этих народов говорили на одном языке- тюркском, поэтому сейчас учёные называют татарский, башкирский, чувашский языки тюркскими.

 

1 ученик

В России мест красивых много,

Но Татарстан — мне всех милей!

Царица здесь одна — природа.

Здесь много рек,озер,полей.

Леса богатые,густые.

Восходы солнца — краше всех!

 

2 ученик

И люди честные,не злые.

Здесь часто слышен звонкий смех.

Тут матушка Казань — столица.

В округе много городов. ..

И невозможно не влюбиться

В наш Татарстан.В наш край хлебов.

 

 

Ежегодно в нашей стране проводится национальный праздник татар– Сабантуй – праздник урожая. Отмечается он в воскресенье. К нему готовятся заранее — убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей. (Слайд № 9)

Во время праздника проводятся различные соревнования , игры и кулачные бои. Мы тоже сыграем в игру .

 

Тимербай

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались.

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры.

Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

 

 

— Третья  остановка -Северный Кавказ.  (Слайд № 17)

Здесь проживают кабардинцы, черкесы, осетины, чеченцы и др. эти народы различаются своими языками, обычаями, легендами, но все они славятся своим гостеприимством. Нормы поведения — уважение старших, строгое соблюдение  этикета.

    (Слайд № 18)

1 ученик

Все народы на Кавказе

Пусть живут в добре, тепле!

Будут дружными всегда,

Не воюют никогда!

 

2 ученик

Пусть единство будет в мире,

Пусть границы будут шире

Для добра и единенья,

Для всеобщего терпенья!

 

Культура Дагестанского народа передается из поколения в поколение в стихах, песнях, танцах. Национальным, народным, можно назвать танец горцев «Лезгинка» — ни один праздник не проходит без этого задорного, веселого танца. Стремительный, огневой, крылатый танец, не может оставить равнодушным ни одного человека — так он своеобразен. Именем этого традиционного народного танца назван ансамбль «Лезгинка».

Игра народов Северного Кавказа «Подними платок»

(Игра проходит под народную мелодию)

Описание игры: игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.

— Четвертая остановка «Казахстан»

Учитель: Хоть Казастан это другая страна, но казахи так же живут и в России.

1 ученик

Ах, Казахстан, ностальгия моя!

Небо, трава, горизонт и дорога,

степи, пустыни, без края земля

вдаль расстилающаяся полого…

 

2 ученик

Зная традиции, знаем народ,

Знание к истине нас приведет!

Чтим мы традиции – предков завет,

Мудрость народа жизненный свет!

 

И сейчас мы с вами поиграем в казахскую национальную игру «Прыжки через ров»

. На площадке мелом ребята рисуют две параллельные линии на расстоянии 50 см одна от другой — это ров. Игроки распределяются на две команды считалкой:

 

Если хочешь ловким быть,

Если хочешь сильным быть,

Если хочешь быть здоров, —

Прыгай с нами через ров!

Команды выстраиваются по обе стороны рва на расстоянии пяти шагов от него. По очереди с закрытыми глазами дети подходят ко рву и прыгают. Игроки каждой команды помогают своим товарищам возгласами.

Правила игры. Выигрывает та команда, в которой больше детей сумело перепрыгнуть через ров, не наступив на черту.

 

Пятая остановка «Армения»

Армения тоже находится за пределами России, но это не мешает народам жить и дружить всем вместе.

Ученик

Армения – страна,

где много шумных рек

И ветра песнь в горах.

И голос пахаря в долине

И поседевший Арарат.

 

Земля, вода, огонь, воздух

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» — названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.

Правила игры. Ошибающийся не играет.

 

IV. Итог 

— Наше путешествие подходит к концу и пока самолет летит домой, (Слайд № 19)

Учитель:

— Россия – удивительная страна! Она стала общим домом для многих народов.  При этом,  большинство из них сохранило свой язык, свои обычаи, свою культуру. Величие России – в крепкой дружбе всех живущих в ней народов. Нам всем  прежде всего, нужно сохранять свои традиции, помнить свои национальные черты, самобытность  своего народа и его духовность. Именно через это мы учимся любить свою родину, свой родной город, все то, что оставили в дар наши предки.

Вот и подошел к концу классный час , целью которого было показать, что культура разных народов интересна , многообразна Все народы должны жить в мире и дружбе, т.к. все мы происходим от одних корней.
Быть может, не всё мы успели, быть может не всё получилось. Но главное свершилось. Мы увидели, что мир вокруг нас так разнообразен, что мы так не похожи друг на друга, но у нас так много общего. (Слайд № 20)

 

Ученик1.Живут в России разные     

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

 

Ученик 2.У каждого народа             

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

 

Ученик 3.Один – рыбак с рожденья,      

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

 

Ученик 4. Одним милее осень,        

Другим милей весна.

А Родина — Россия,

У нас у всех одна.

 

А сейчас каждый обведет и вырежет свою ладошку. У нас получится доброе, милое солнышкоолицетворяющее мир и дружбу между всеми народами!

Пределы дружбы | The New Yorker

С помощью социальных сетей мы можем легко быть в курсе жизни и интересов гораздо более ста пятидесяти человек. Но, не вкладывая время лицом к лицу, нам не хватает более глубоких связей с ними, а время, которое мы вкладываем в поверхностные отношения, происходит за счет более глубоких. Мы можем расширить нашу сеть до двух, трех или четырехсот человек, которых считаем друзьями, а не просто знакомыми, но для поддержания настоящей дружбы требуются ресурсы. «Количество социального капитала, которое у вас есть, довольно фиксировано», — сказал Данбар. «Это требует временных затрат. Если вы устанавливаете связи с большим количеством людей, вы в конечном итоге распределяете фиксированную сумму социального капитала более тонко, поэтому средний капитал на человека ниже». Если мы прилагаем усилия, пусть даже минимальные, чтобы «лайкать», комментировать и взаимодействовать с постоянно расширяющейся сетью, у нас остается меньше времени и возможностей для наших более близких групп. Традиционно это разделение внимания шестьдесят на сорок: мы проводим шестьдесят процентов нашего времени с нашими основными группами из пятидесяти, пятнадцати и пяти человек, а сорок — с более крупными сферами. Социальные сети могут расширять нашу базу и в процессе менять этот баланс.

На еще более глубоком уровне может существовать физиологический аспект дружбы, который никогда не заменят виртуальные связи. Это не удивило бы Данбара, который обнаружил свое число, когда изучал социальные связи, возникающие у приматов в результате ухода за собой. В течение последних нескольких лет Данбар и его коллеги изучали важность прикосновения для запуска неврологических и физиологических реакций, которые, в свою очередь, приводят к привязанности и дружбе. «Мы недооцениваем важность прикосновений в социальном мире», — сказал он. Легким прикосновением к плечу, похлопыванием или пожатием руки или кисти мы можем установить более глубокую связь, чем при разговоре в одиночестве. «Слова просты. Но то, как кто-то прикасается к вам, даже небрежно, говорит вам больше о том, что они думают о вас».

Данбар уже знал, что у обезьян уход за шерстью активирует эндорфинную систему. Было ли то же самое у людей? В серии исследований Данбар и его коллеги продемонстрировали, что очень легкое прикосновение запускает каскад эндорфинов, которые, в свою очередь, важны для создания личных отношений. Поскольку прямое измерение высвобождения эндорфина является инвазивным — вам нужно либо выполнить спинномозговую пункцию, либо ПЭТ-сканирование, а последнее, хотя и считается безопасным, включает в себя инъекцию радиоактивного индикатора — они сначала рассмотрели высвобождение эндорфина косвенно. В одном исследовании они изучали болевые пороги: как долго человек может держать руку в ведре с ледяной водой (в лаборатории) или как долго он может сохранять сидячее положение без стула (спиной к стене, ноги согнуты). под углом девяносто градусов) в поле. Когда ваше тело переполнено эндорфинами, вы можете выдерживать боль дольше, чем раньше, поэтому толерантность к боли часто используется в качестве косвенного показателя уровня эндорфинов. Чем дольше вы можете терпеть боль, тем больше эндорфинов высвобождается в вашем организме. или смешной фильм с другими) или в естественной обстановке (театральные представления на Эдинбургском фестивале Fringe в 2008 году) позволяли людям держать руки во льду или сохранять положение на стуле значительно дольше, чем они могли раньше.

Затем, в рамках продолжающегося исследования, Данбар и его коллеги изучили, как эндорфины активируются в мозге напрямую, с помощью ПЭТ-сканирования, процедуры, которая позволяет вам увидеть, как различные нервные рецепторы поглощают эндорфины. Исследователи увидели то же самое, что произошло с обезьянами, и что ранее было продемонстрировано с людьми, которые рассматривали положительные эмоциональные стимулы: когда к субъектам в сканере слегка прикасались, их тела выделяли эндорфины. «Мы нервничали, что ничего не найдем, потому что прикосновение было таким легким», — сказал Данбар. «Удивительно, но мы увидели феноменальный отклик». На самом деле, это имеет большой смысл и отвечает на множество давних вопросов о наших сенсорных рецепторах, объяснил он. Наша кожа имеет набор нейронов, общий для всех млекопитающих, которые реагируют на легкое поглаживание, но не на какие-либо другие прикосновения. В отличие от других сенсорных рецепторов, которые работают по замкнутому циклу — вы прикасаетесь к горячей плите, нервы посылают сигнал в мозг, мозг регистрирует боль и посылает вам ответный сигнал, чтобы вы убрали руку — эти рецепторы односторонние. Они разговаривают с мозгом, но мозг не отвечает. «Мы думаем, что они существуют для того, чтобы вызвать реакцию эндорфинов в результате ухода за собой», — сказал Данбар. Пока социальные сети не смогут воспроизвести это прикосновение, они не смогут полностью воспроизвести социальные связи.

Но, по правде говоря, никто не знает, насколько актуальным останется число Данбара в мире, где все больше доминируют виртуальные взаимодействия. Мозг невероятно пластичен, и из прошлых исследований социальных взаимодействий мы знаем, что ранний детский опыт имеет решающее значение для развития тех частей мозга, которые в основном связаны с социальным взаимодействием, эмпатией и другими межличностными проблемами. Лишите ребенка взаимодействия и прикосновения на раннем этапе, и эти области не будут развиваться в полной мере. Окружите ее большой семьей или группой друзей, с большим количеством холдинга и общего опыта, и эти области вырастут больше. Так что же произойдет, если вы с юных лет воспитаны так, что воспринимаете виртуальные взаимодействия как физические? «Это большая невесомость», — сказал Данбар. «Мы еще не видели, чтобы целое поколение, выросшее на таких вещах, как Facebook, достигло совершеннолетия». Сам Данбар так или иначе не имеет твердого мнения о том, окажутся ли виртуальные социальные сети прекрасными для дружбы или в конечном итоге уменьшат количество приятных взаимодействий. «Я не думаю, что у нас есть достаточно доказательств, чтобы спорить в любом случае», — сказал он.

Одна проблема, однако, заключается в том, что некоторые социальные навыки могут развиваться не так эффективно, когда существует так много взаимодействий в Интернете. Мы узнаем, как мы должны и не должны действовать, наблюдая за другими, а затем имея возможности реализовать свои наблюдения самостоятельно. Мы не рождаемся с полной социальной осведомленностью, и Данбар опасается, что слишком много виртуального взаимодействия может разрушить это образование. «В песочнице жизни, когда кто-то пинает тебе в лицо песок, ты не можешь выбраться из песочницы. Вы должны иметь дело с этим, учиться, идти на компромисс», — сказал он. «В Интернете вы можете выдернуть вилку из розетки и уйти. Нет механизма принуждения, который заставляет нас учиться». Если вы проводите большую часть своего времени в Интернете, у вас может не хватить личного группового опыта, чтобы научиться правильно взаимодействовать в больших масштабах — опасения, которые, согласно некоторым предварительным данным, могут материализоваться. «Вполне возможно, что в будущем мы можем стать менее социальными, что станет катастрофой, потому что нам нужно быть более социальными — наш мир стал таким большим», — сказал Данбар. Фактически, чем больше наши виртуальные друзья заменяют наших друзей лицом к лицу, тем больше может уменьшаться наше число Данбара.

Исследование показало, что люди, у которых больше друзей, имеют более высокий болевой порог | Психология

Люди с большим кругом друзей лучше переносят боль, согласно исследованиям болевого порога и социальным сетям добровольцев.

Считается, что связь связана с системой мозга, которая включает эндорфины: сильнодействующие обезболивающие химические вещества, вырабатываемые организмом, которые также вызывают чувство благополучия.

«Было доказано, что в эквивалентной дозе эндорфины сильнее морфина», — сказала Катерина Джонсон, докторант Оксфордского университета, соавтор исследования.

В статье для журнала Scientific Reports Джонсон и Робин Данбар, профессор эволюционной психологии Оксфордского университета, попытались проверить теорию о том, что эндорфинная система мозга могла эволюционировать, чтобы не только справляться с нашей реакцией на физический дискомфорт, но и влиять на него. наш опыт удовольствия от социальных взаимодействий тоже. «Социальное поведение и привязанность к другим людям действительно важны для нашего выживания — будь то пребывание рядом с нашими родителями или нашим потомством или сотрудничество с другими, чтобы найти пищу или помочь защитить себя», — сказал Джонсон.

Чтобы проверить связь, авторы изучили как социальные сети, так и болевой порог 101 взрослого человека в возрасте от 18 до 34 лет. Каждому участнику было предложено заполнить анкету, предназначенную для опроса их друзей, с которыми они выходили на связь раз в месяц. Личность каждого участника исследовалась с учетом таких черт, как «приятность»; их также попросили оценить свою физическую форму и уровень стресса.

Поскольку более высокая активность эндорфинов в мозге связана с более высокой переносимостью боли, каждого участника попросили присесть на корточки, прижавшись спиной к стене и поставив колени под прямым углом к ​​телу — простое, но неудобное упражнение. Их попросили оставаться в этом положении столько, сколько они могли выдержать, что дало исследователям непрямой метод измерения активности эндорфинов в мозге.

Исследователи обнаружили, что как у мужчин, так и у женщин более широкие социальные связи были связаны с большей терпимостью к боли. Более того, самым важным фактором оказалось количество друзей, с которыми связывались ежемесячно, а не еженедельно. «Эта взаимосвязь с активностью эндорфинов в мозге может быть важна только тогда, когда речь идет об ограничении количества близких социальных связей, которые мы можем поддерживать, поскольку почти у всех нас есть друзья и семья, на которых мы полагаемся в трудную минуту», — сказал он. Джонсон.

По результатам, добавила она, при контроле стресса, физической формы и доброжелательности увеличение с семи до 12 друзей во втором слое контактов, по прогнозам, повысит устойчивость к боли в среднем с одной минуты до четырех минут. Но, по словам Джонсон, было неясно, была ли связь связана с большей социальной активностью, стимулирующей выброс эндорфинов и тем самым ослабляющей ощущение боли, или же люди с более активной эндорфинной системой — и, следовательно, с более высокой переносимостью боли — испытывают большую получают вознаграждение от социальной активности и, следовательно, окружают себя большим количеством друзей.

Интересно, что в то время как участники, сообщившие о более высоком уровне физической подготовки, смогли выдержать испытание на боль дольше, исследователи обнаружили, что у этих участников, как правило, были меньшие группы друзей.

«Очевидный ответ заключается в том, что это вопрос времени — если вы все время находитесь в спортзале, у вас будет меньше времени на общение с друзьями», — сказал Джонсон. Но, добавляет она, есть и другое возможное объяснение. «И упражнения, и общение запускают эндорфинную систему», — сказала она, добавив, что те, кто испытывает прилив эндорфинов в спортзале, могут не чувствовать необходимости искать подобное чувство от общения с друзьями.

У тех, кто сообщал о высоком уровне стресса, также было меньше друзей, хотя корреляция с переносимостью боли была слабой. Но неясно, мешает ли сам стресс людям формировать и поддерживать отношения, или, имея больше друзей, другие лучше справлялись с жизненными трудностями. «Возможно, это комбинация этих двух факторов», — сказал Джонсон.

Хотя исследование подтверждает предыдущие доказательства того, что активность эндорфинов в мозге может быть связана с социальными взаимодействиями, Джонсон добавил, что пока неясно, что вызывает различия между людьми. Одно из возможных объяснений состоит в том, что генетические вариации могут влиять на плотность эндорфиновых рецепторов в головном мозге. «Если у вас больше эндорфиновых рецепторов, это может предрасполагать вас к большей общительности», — сказала она.

Лаури Нумменмаа из Университета Аалто в Финляндии считает, что исследование открывает новые возможности для исследований, добавляя, что один из экспериментов будет заключаться в том, чтобы выяснить, повышается ли активность эндорфиновой системы, когда люди общаются. «Такого рода эксперименты необходимы, чтобы действительно понять, что происходит», — сказал он.

Роберт Р. Провайн, профессор психологии Мэрилендского университета и автор книги «Любопытное поведение: зевота, смех, икота и прочее», считает, что важно еще больше разобрать различные способы, которыми социальные взаимодействия могут быть связаны с благополучие.

«Если мы испытываем хроническую боль, должны ли мы присоединиться к хору, отправиться в поход с армией или проводить больше времени с друзьями? Все может иметь положительный эффект, но проблема заключается в создании механизма, посредством которого работают такие социальные вмешательства», — сказал он. «Это высвобождение собственных опиоидов мозга, как предполагают Джонсон и Данбар, когнитивные механизмы внимания или отвлечения, комбинация всех трех или какой-то другой механизм?»

Студенты колледжа, у которых есть друзья с разными мировоззрениями, более толерантны, исследование показало, что

В то время, когда многие люди пытаются выяснить, как повысить толерантность в кампусах колледжей (и в других местах), авторы нового исследования считают, что у них есть часть ответа: поощрять студентов дружить с людьми с мировоззрением, отличным от их.

Исследование, проведенное Interfaith Youth Core, показало, что отношения между учащимися, принадлежащими к разным религиям и политическим взглядам, побуждают их быть более чуткими и понимать убеждения других. Это исследование было частью Продольного исследования межконфессионального разнообразия и отношений (IDEALS), которое фокусируется на взаимодействии студентов бакалавриата с другими представителями различных мировоззрений и религий. Чем больше у студентов друзей с разными мировоззрениями, тем выше вероятность того, что они будут лучше относиться к этим религиозным группам и различным группам идентичности в целом.

«Наши выводы действительно начали проявляться в том, что тесная дружба помогает учащимся более позитивно относиться к другим людям из разных слоев общества», — сказала Алисса Рокенбах, профессор высшего образования в Университете штата Северная Каролина и соруководитель исследования. «Цель этого отчета действительно состояла в том, чтобы помочь нам понять, на что похож этот опыт для студентов, а также на то, какое влияние оказывает эта дружба».

«Это становится очень важным, когда вы думаете о том, как колледжи набирают иностранных студентов, потому что многие иностранные студенты приезжают с разными религиозными традициями», — сказал Мэтью Мэйхью, профессор управления образованием в Университете штата Огайо, и другие коллеги. главный исследователь исследования.

«Они уезжают и заканчивают американские университеты и возвращаются, чтобы служить лидерами в своих странах, поэтому у нас есть эта четырехлетняя возможность действительно курировать, как студенты работают друг с другом, чтобы найти решения, и как они преодолевают эти повествовательные различия. — сказал Мэйхью.

Опрос также показал, что учащиеся, которые завели пять или более межмировоззренческих дружеских отношений в течение первых нескольких недель обучения в колледже , скорее всего, закончат свой первый год больше межмировоззренческих дружеских отношений.

«Мы были рады видеть, что учащиеся либо поддерживают тесные дружеские отношения, которые у них сложились из разных мировоззрений в течение этого года, либо у них появляется больше друзей», — сказал Рокенбах. Она говорит, что это дает учащимся более плюралистическое мышление, что делает их хорошо подготовленными к окончанию колледжа и более продуктивному участию в работе.

Исследование показало, что учащиеся, у которых есть друг с определенным мировоззрением, более позитивно относятся не только к представителям этой демографической группы, но и к людям с другим мировоззрением. Эти эффекты, кажется, распространяются через социальные сети людей.

Одним из наиболее интересных открытий в нынешнем политическом и социальном климате является то, что студенты сообщают, что они могут поддерживать дружеские отношения с теми, с кем они не согласны в политическом отношении. Фактически, в спектре политических идеологий, о которых они сообщали, те, кто считал себя более левыми или правыми, с большей вероятностью, чем те, кто находился в середине спектра идеологий, были в состоянии поддерживать дружбу с людьми, с которыми они не соглашались политически.

«Студенты демонстрируют свою стойкость в дружбе», — сказал Рокенбах. «Даже в разгар конфликта студенты могут преодолевать их и поддерживать отношения».

«Я не могу не подчеркнуть, насколько важно то, что мы, наконец, объясняем эффекты сверстников», — сказал Мэйхью. «Дружба — это то, что приводит к таким результатам. Мы говорим не только об этих расплывчатых, туманных эффектах сверстников уже 40 лет».

Учреждения могут играть ключевую роль

Авторы напоминают руководителям колледжей, что дружба не может быть социально сконструирована, и что, разрабатывая программы, они должны думать о том, что они делают, чтобы взращивать и создавать эти отношения, выходящие за рамки просто контакт и общение. Во многом это связано с доступом.

Совместная трапеза и общение в неформальной обстановке — это способ собраться вместе, и его следует поощрять. Кроме того, существуют физические способы, с помощью которых институты могут обеспечить более широкий доступ к построению разнообразных отношений.

«Это может быть что-то столь же простое, как наличие офисов для разных религиозных или мировоззренческих групп, расположенных рядом друг с другом, и неформальных пространств вокруг этих офисов, где студенты из разных слоев общества могут собираться и лучше узнавать друг друга», — сказал Рокенбах.