Травля это – Значение слова ТРАВЛЯ. Что такое ТРАВЛЯ?

Содержание

Как пережить травлю и ее последствия — The Village

Общие принципы борьбы с травлей

По словам психологов, травля в любом обществе протекает по примерно похожим схемам и задействует одинаковые механизмы.

Важно понимать, что агрессор обычно ждет реакции от своей жертвы, поэтому в любом случае требуется сохранять нейтралитет и ни в коем случае не демонстрировать свою слабость. Тогда есть вероятность, что агрессор просто потеряет интерес к ситуации.

Если есть авторитеты, к которым можно обратиться за помощью (родители, учителя, психолог, близкие друзья, руководитель), лучше сделать это как можно быстрее. В одиночку бороться с буллингом очень сложно.

В самых критичных случаях решением проблемы может стать смена места, но прибегать к ней нужно, только когда другие варианты уже не помогли. Это подходит в том случае, когда руководство коллектива (учителя или начальник на работе) не поощряет, а то и вовсе препятствует борьбе с буллингом. В этом случае энергозатраты могут быть слишком высокими.

Закон против травли

Не нужно пренебрегать официальными способами защиты — в случае непрекращающейся травли и невозможности договориться со стороной агрессора его можно привлечь к ответственности перед законом по целому ряду статей: возбуждение ненависти или вражды (282 УК РФ), клевета (128.1 УК РФ), умышленное причинение вреда здоровью (легкого — 115 УК РФ, среднего — 112 УК РФ, тяжелого —111 УК РФ), истязание (117 УК РФ), доведение до самоубийства (110 УК РФ), уничтожение или повреждение имущества (167 УК РФ). И хотя конкретных законов против буллинга или хотя бы его определения в Конституции или в любом кодексе нет, ориентироваться можно на конкретные противоправные действия, совершенные против жертвы.

Учитывая, что большая часть случаев буллинга происходит в школах (или даже детских садах), а агрессорами обычно выступают сами дети, важно понимать, что частичная уголовная ответственность наступает с 14 лет. До этого возраста за ребенка отвечают родители, которых в случае невозможности решения конфликта мирным путем можно привлечь к судебному разбирательству.

С 14 лет же ребенок несет ответственность, например, по статьям 111 и 163 (вымогательство и шантаж) Уголовного кодекса, а также минимальное наказание может последовать за грабеж, разбой, вандализм и хулиганство. С 16 лет наступает полная уголовная ответственность.

При необходимости обращения в суд надо собрать достаточную доказательную базу: в нее войдут заверенные нотариусом скриншоты переписок или оскорбительных постов, показания свидетелей, справки о побоях и других травмах, фотографии испорченных вещей, заключения о порче вещей и поломке техники, если такие возможно получить.

Отдельно можно записать и разговоры с оскорблениями и угрозами, но нужно помнить, что любое записывающее устройство должно быть куплено в России (китайские сайты не подойдут для этой цели), в противном случае запись будет считаться незаконной. Желательно даже сохранить чек после покупки техники. О незаконном обороте таких технических средств говорится в пункте 1 статьи 138 УК РФ. Если запись ведется на телефон, его приобретение в границах РФ также важно.

С помощью юриста можно подготовить информацию о тратах на лекарства и лечение (если в результате травли понадобилась помощь психолога), а также оценить моральный вред, чтобы, помимо наказания по статьям, получить еще и компенсацию от агрессора.

www.the-village.ru

травля — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.тра́влятра́вли
Р.тра́влитра́вель
Д.тра́влетра́влям
В.тра́влютра́вли
Тв.тра́влей
тра́влею
тра́влями
Пр.тра́влетра́влях

тра́в-ля

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 2*a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -травл-; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [ˈtravlʲə]  мн. ч. [ˈtravlʲɪ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

Общее прототипическое значение — агрессивное действие, имеющее цель причинить вред.

  1. действие по значению гл. травить; преследование зверя, птицы, реже — человека; обычно на охоте, с собаками или ловчими птицами; гон ◆ Проживая в Александровской слободе, она занималась соколиною охотою и ездила в пригородное село Курганиху, где был большой лес; там производили ей в забаву травлю волков. Н. И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», 1875 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Сверх того всякую неделю посещал монастыри в окрестностях столицы и в праздничные дни забавлялся медвежьею травлею. Н. М. Карамзин, «История государства Российского», 1823 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. уничтожение животных с помощью ядов, ловушек и т. п. ◆ Он здраво оценил собственные перспективы и занялся старым промыслом — травлей бытовых насекомых. Виктор Беньковский, Елена Хаецкая, «Анахрон», 1997 г.
  3. нападки, преследование ◆ Говорили о том, что началась настоящая травля Некрасова в печати. Владлен Давыдов, «Театр моей мечты», 2004 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
  1. гон, охота
  2. нападки, преследование, задирание, буллинг
Антонимы[править]
  1. выращивание, содержание
  2. ухаживание
Гиперонимы[править]
  1. охота
  2. уничтожение
  3. действие
Гипонимы[править]
  1. кибертравля

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от гл. травить, из праслав. , от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. травити (др.-греч. σιτεῖσθαι), укр. трави́ти, травлю́ «переваривать, потреблять, травить», сербохорв. тра́вити, тра̑ви̑м «кормить травой», чешск. tráviti «переваривать, потреблять, отравлять», словацк. trávit᾽, польск. trawić, trawię «проводить (время)», «истреблять, переваривать»; др. ступень чередования представлена в сербск.-церк.-слав. трыти, трыıѫ (τρίβειν), болг. три́я «тру, вытираю», церк.-слав. растръва ἀπώλεια, тровѫ, троути «истреблять». Родственно греч. τρώω «раню», τιτρώσκω — то же, τρύ̄ω «истребляю, исчерпываю», др.-в.-нем. drawa, drôа «угроза», англос. đréа «угроза, кара». Далее связано с тере́ть, тру. См. трава́. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

преследование с целью охоты
уничтожение с помощью ядов

Библиография[править]

Interrobang.svg
Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

ru.wiktionary.org

Какой бывает травля и как ее остановить — The Village

В прошлом году маме троих детей Наталье Цимбаленко удалось остановить буллинг в школе, где учился ее сын. Об этом случае подробно писал  Wonderzine. Сейчас в издательстве «Питер» вышла книга с историей Натальи и ее советами о том, как остановить травлю ребенка. The Village публикует отрывки из нее.

В научных исследованиях по теме школьного насилия различают буллинг двух видов — прямой или косвенный. В младших классах чаще используются прямые виды травли, что выражается в побоях, порче вещей, отбирании денег, оскорблениях. Родителям в первую очередь надо фиксировать именно прямой буллинг. Его проще доказать. В средней и старшей школе применяются более сложные методы косвенного воздействия: бойкот, распространение сплетен, манипуляция дружбой, клевета, перекладывание вины за общие проступки, уничижительные прозвища и другие. Косвенную травлю очень сложно вовремя выявить и еще сложнее собрать доказательства. Однако в чистом виде прямой или косвенный буллинг встречается редко. Безнаказанность побуждает булли переходить к более изощренным видам издевательств и рано или поздно приводит к физической агрессии. Статистика говорит, что подавляющее большинство агрессоров — мальчики, они же в большинстве случаев становятся и жертвами.

Но здесь как раз проблема заключается в том, что мальчики активнее применяют физическое насилие. А вот среди девочек чаще используются другие, менее заметные формы травли. На фингал под глазом родители и педагоги реагируют намного оперативнее, чем на заплаканные глаза и общую подавленность. Да и ролики из соцсетей доказывают, что девочки легко превращаются в агрессоров и могут действовать не менее жестоко, чем мальчики.

На что следует обратить внимание взрослым при обсуждении буллинга в детском коллективе? Прежде всего, конечно, на физическую агрессию. Истории из соцсетей часто подталкивают к мысли о таком решении проблемы. «Отдайте мальчика на бокс — и травля прекратится». Вот только это не выход. Если ребенок решится применить силу, это может обернуться против него самого, так как в глазах взрослых именно он будет агрессором.

Мария Баркар: «Наташа, ты знаешь моего сына. Как такового буллинга со стороны одноклассников не было, но учителя всегда в драках считали виноватым именно его. А это потому, что, когда бьют его — никто не видит, а когда он дает сдачи, защищая себя, видят все и все считают, что он хулиган и драчун. И так много лет. Одна учительница всю пасту в ручке извела, калякая мне приглашения в школу. А я верила сыну, что он защищался. И

 все это закончилось однажды так: очередное «Ваш сын избил мальчика». Я приезжаю вечером с работы, а у сына на полруки сплошной синяк, на предплечье след от зубов, почти кожу кто-то ему прокусил. Он молчал, я увидела, когда мыться пошел. Гематома жуткая. Я стала его спрашивать. Оказалось, что его одноклассник, сидящий сзади, на перемене схватил его за руку и укусил со всей силы. Сын дал тому в нос другой рукой. И это увидел весь класс».

Секции бокса, рукопашного боя или фехтования (любого контактного спорта в принципе) нужны, но в первую очередь для того, чтобы придать вашему ребенку уверенности в себе, в своих силах и способности противостоять агрессии. И да, это здорово помогает избежать статуса жертвы как такового, но отнюдь не является панацеей. Во-первых, даже не всякий спортсмен мирового уровня сможет отбиться от агрессивной толпы. Во-вторых, существуют и другие, более изощренные виды издевательств. Например, словесный буллинг, выражающийся в использовании обидных прозвищ.

Если ребенок будет отвечать ударом на каждое оскорбление, то именно его будут считать агрессором, а к детской травле добавится еще и давление со стороны педагогов школы. Такая же проблема появляется, если со стороны булли используется в основном запугивание. К угрозам часто прибегают для того, чтобы подорвать уверенность жертвы. Противостоять подобному психологическому давлению может не каждый взрослый (если сомневаетесь в этом, то почитайте о методиках ведения полицейских допросов или про действия коллекторов). Драться в ответ на угрозы тоже непродуктивно. Более того, это может превратиться в еще один вариант издевательства, когда с помощью угроз или насмешек ребенка провоцируют на драку, а затем выставляют зачинщиком перед взрослыми.

Напомним, мы говорим не о простом конфликте, в рамках которого драка может завершиться всеобщим братанием и совместным походом за мороженым. Мы говорим о буллинге — намеренном и жестоком, агрессивном отношении к ребенку в коллективе.

Самая сложная для выявления разновидность травли — это бойкот. Жертва намеренно игнорируется частью или всем коллективом. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, унизительными надписями в общественных местах. При этом напрямую к жертве подчеркнуто никто не обращается.

Драться, что характерно, в таких случаях тоже бессмысленно. Это, напротив, дает булли решающий аргумент — «мы поэтому и не хотим с ним общаться». Родителям следует насторожиться, если у ребенка нет друзей в школе, одноклассники не приходят к нему в гости и не приглашают на дни рождения, а сам он не хочет ходить с классом в походы и на экскурсии. Если же параллельно вы замечаете, что у ребенка появились проблемы в учебе, он часто плачет, стал нервным и раздражительным и избегает разговоров о делах в школе, то это как минимум повод наведаться в школу и пообщаться с педагогами. Но в чистом виде бойкот как форма буллинга встречается редко.

Если вспомнить великий фильм «Чучело», то там как раз четко показано, как от бойкота дети переходят ко все более страшным способам унижения. Дисбаланс власти, беспомощность жертвы и пассивность взрослых провоцируют на применение все более жестоких форм издевательств, которые тем не менее все же легче отследить и доказать.

Распространенной формой буллинга является вымогательство в сочетании с угрозами физической расправы или распространения какой-то личной информации. От жертвы требуют деньги, принуждают воровать, выполнять школьные обязанности за других и так далее. Есть и более сложные тактики, когда от жертвы требуется выполнить ряд действий, обычно очень унизительного характера, в обмен на дружбу или защиту от других агрессоров. Подобные методы чаще встречаются среди старшеклассников, но с развитием соцсетей такие разновидности травли можно увидеть уже в начальной школе.

Повреждение или кражу одежды, учебников и других личных вещей можно также отнести к разновидностям буллинга, но только при наличии других форм агрессии либо если такое поведение по отношению к конкретному ребенку или группе детей повторяется постоянно. В таком случае необходимо фиксировать все пропажи, по возможности сохранять чеки. Это очень поможет при сборе доказательной базы. Разумеется, разновидностей и форм буллинга значительно больше. Здесь перечислены самые часто встречающиеся. Описать, перечислить и классифицировать все возможные формы травли невозможно, потому что каждая ситуация по-своему уникальна. Приведенные выше примеры — это подсказки для взрослых, своего рода тревожные лампочки, которые сигналят о проблемах у ребенка в коллективе.

Об этом нельзя не сказать, раз уж речь зашла о разновидностях буллинга. К сожалению, в современном мире даже перевод ребенка на домашнее обучение и попытки оградить его от общения в коллективе не гарантируют, что он не столкнется с травлей. Повсеместное распространение гаджетов и социальных сетей спровоцировало возникновение такого явления, как подростковый виртуальный террор, или кибербуллинг.

Кибербуллинг включает целый ряд разнообразных явлений, начиная с шуток, которые не воспринимают всерьез, и заканчивая виртуальным террором, который представляет серьезную опасность для жертвы и приводит к суицидам. Появилось даже такое понятие, как буллицид — суицид, совершенный из-за травли в интернете. Кибербуллинг в силу специфики интернет-среды отличается от обычной травли. Анонимность дает агрессору ощущение свободы и безнаказанности, а повсеместное распространение гаджетов и соцсетей — возможность достать жертву везде и всегда.

Реальный буллинг имеет свои временные ограничения. Ребенок приходит из школы домой и оказывается в безопасности. Кибербуллинг таких ограничений не знает. Он продолжается все время: гаджеты стали неотъемлемой частью жизни современных подростков, от такой травли невозможно спрятаться. Травля в интернете может приобретать разные формы: создаются унизительные фотожабы, мемы и видео с изображением жертвы, взламываются аккаунты и публикуются фрагменты личной переписки и фотографии, жертве массово приходят сообщения с угрозами, оскорблениями.

По последним данным, около 70 % московских школьников участвовали в травле одноклассников в социальных сетях. Кибербуллингу подвергались и учителя: например, в Москве 17 % педагогов подтвердили, что сталкивались с травлей в Сети. Анонимность интернета провоцирует агрессоров на более изощренные издевательства, чем в реальной жизни. Из 70 % московских школьников на буллинг в реальности способна разве что десятая часть. Но интернет развязывает руки и языки. Однако преимущество киберпространства в том, что оно не только предоставляет булли возможность почувствовать свободу благодаря анонимности, но и позволяет максимально подробно зафиксировать все проявления агрессии против вашего ребенка.

Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого. Если ваш ребенок стал жертвой кибербуллинга, необходимо по максимуму сохранить все свидетельства. Сделать копии полученных сообщений, скриншоты страниц, где размещались фотожабы или другие оскорбительные для ребенка материалы, зафиксировать взлом аккаунта, если он был. В Facebook есть Центр предотвращения травли, куда также можно обратиться по поводу буллинга. Там указаны общие рекомендации, которые помогут справиться с травлей в соцсети. Если реальный буллинг очень сложно доказать, то в случае кибербуллинга каждое слово фиксируется и может быть использовано против обидчиков в качестве доказательства травли.


Обложка: «Питер»

www.the-village.ru

ТРАВЛЯ — это… Что такое ТРАВЛЯ?

  • травля — См. охота… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. травля гон, гоньба; гонение, охота; погоня, преследование; тошнота, рвота, изведение, охота за ведьмами, охота на ведьм,… …   Словарь синонимов

  • травля —     ТРАВЛЯ, гон, гоньба …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Травля — (иноск.) намѣренно злобное преслѣдованіе кого (многими), съ намекомъ на травлю звѣрей. Ср. Травить преслѣдовать. Ср. Заранѣе васъ предупреждаю, что положу ваши векселя подъ спудъ и травить васъ оными не стану. А. А. Соколовъ. Тайна. 10. Ср.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • травля — ТРАВИТЬ 1, травлю, травишь; травленный; несов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • травля — ТРАВЛЯ, и, ж. Тошнота, рвота …   Словарь русского арго

  • Травля — У этого термина существуют и другие значения, см. Травля (значения). Применение своры собак на охоте для травли оленей. Травля  преследование жертвы сворой. В животном мире некоторые хищники нападают на жертву стаей. Травля… …   Википедия

  • травля — • настоящая травля …   Словарь русской идиоматики

  • травля — началась травля • действие, субъект, начало …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • травля — (иноск.) намеренно злобное преследование кого (многими), с намеком на травлю зверей Ср. Травит преследовать. Ср. Заранее вас предупреждаю, что положу ваши векселя под спуд и травить вас оными не стану. А.А. Соколов. Тайна. 10. Ср. Веская угроза… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Травля — ж. 1. Охота с борзыми собаками или ловчими птицами. 2. Специальное натравливание собак на пойманного медведя, волка и т.п. 3. перен. Настраивание кого либо против кого либо. 4. перен. Уничтожение кого либо нападками, придирками, преследованиями.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • dic.academic.ru

    что это такое, где встречается, как бороться

    Под современным и малоизвестным словом «буллинг» подразумевается давно существующий феномен травли одного участника коллектива другими, чаще в школе, детских и подростковых группах. Для обозначения той же проблемы в среде взрослых применяется термин «моббинг». Ситуация непринятия ребенка коллективом – одна из острейших психолого-педагогических проблем. Существует немало художественных фильмов, раскрывающих без прикрас и цензуры опасности подобной травли («Чучело», «Класс коррекции», «Класс»).

    Суть проблемы

    Буллинг – школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей. Это систематическое проявление агрессии и причинение вреда. Буллинг чаще встречается в подростковой среде.

    Само слово происходит от английского bully, что значит «хулиган, драчун, грубиян, задира, насильник». Термин «буллинг» ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году. Автор определял буллинг как «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». С тех пор началось активное изучение проблемы, методов ее профилактики и преодоления.

    Цель буллинга – вызвать страх у объекта травли, подчинить его себе. Достигается это за счет запугиваний, психологического и физического притеснения.

    Таким образом, для буллинга характерно:

    • Намеренные и неспровоцированные попытки одного человека или группы людей причинить вред (моральный, физический, психологический) другому человеку или людям.
    • Психологическая и физическая слабость и нестабильность жертвы, либо восприятие ей обидчика как более сильного.

    Особенности современного буллинга

    Современный буллинг осложнен активностью подростков в социальных сетях. Дети не просто издеваются, а записывают это на видео и распространяют в сети интернет. Не исключено, что в некоторых случаях идея снять видео («хайпануть») является первичной, а уже затем выискивается жертва и составляется сценарий «крутого» видео.

    Дети до 14 лет отличаются особой жестокостью, так как не боятся уголовной ответственности (видео – прямое доказательство). Мало кто из агрессоров признает свою вину, чаще звучит «он заслужил», «он сам виноват».

    К другим особенностям буллинга в наши дни относится:

    • В средних и старших классах распространена косвенная травля.
    • Мальчики отличаются сменой ролей, чаще бывают хамелеонами.
    • Девочки чаще страдают от сплетен, негативных высказываний и жестов. Мальчики подвергаются физическому насилию, угрозам, принуждению, хищению вещей.
    • Девочки чаще бывают провоцирующими жертвами.
    • 89 % учащихся сталкиваются с буллингом. Из них 8 % – агрессоры, 22 % – жертвы, 43 % – хамелеоны, 16 % – наблюдатели.
    • Девушки чаще вовлечены в буллинг, чем юноши. Но они же чаще становятся наблюдателями.

    Виды буллинга

    Буллинг бывает прямым и косвенным. Первый тип предполагает открытое воздействие, избиения, оскорбления в лицо. Второй тип предполагает скрытые издевательства, например, распространение слухов или объявление бойкота человеку.

    По направленности буллинг бывает между учеником и учеником, учениками и учеником, учителем и учеником, учителем и учениками, учениками и учителем, учеником и учителем.

    По специфике содержания можно выделить:

    • Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается в 6-8 классах, а к старшим классам исчезает. Однако новостные сводки заставляют сомневаться в верности этих данных, но с другой стороны такое распространение оправдано юридически. 14-15 лет – возраст начала уголовной ответственности. Этот возрастной период приходится в среднем на 9 класс.
    • Вербальная травля: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение. Чаще встречается в студенческой молодежной среде.
    • Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, исключение из группы и общих дел, выставление на посмешище, бойкот и изоляции, манипуляции. Этот тип актуален для всех возрастов, но чаще других остается незамеченным. Между тем именно этот тип вызывает самый сильный эмоциональный дистресс у жертвы.
    • Электронный (виртуальный) буллинг. Предполагает травлю через телефон и компьютер, электронную почту, интернет. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных.

    Причины буллинга

    Буллинг – неадекватная асоциальная попытка самоутверждения. К истинным мотивам буллинга относится:

    • привлечение внимания;
    • демонстрация силы;
    • утаивание неуверенности и страхов;
    • удовлетворение потребности во власти и доминировании.

    Агрессия – защитная реакция психики, соответственно, можно предположить, что агрессоры тревожны внутри, не чувствуют безопасность, нуждаются в защите.

    Однако это далеко не единственная причина буллинга. А. А. Реан разработал следующую классификацию мотивов (причин) буллинга:

    • Стремление к индивидуализированной власти. Некоторые индивиды испытывают потребность в доминировании, при неудовлетворении которой страдают от чувства проигрыша.
    • Агрессия. Самый популярный тип зачинщиков – агрессивные булли. Это жестокие люди, как правило, с высоким социальным статусом и высокой самооценкой.
    • Тревожность. При этом типе булль сам боится оказаться на месте жертвы, отчего защищается нападением. Альтернативное название данного типа – хамелеоны. Их особенность заключается в том, что они при определенном стечении обстоятельств могут быть как агрессорами, так и жертвами. Нередко агрессорами становятся бывшие жертвы. Индивидуально-личностные особенности этих людей пограничны, занимаемая роль зависит исключительно от внешних условий и обстоятельств.
    • Пассивные булли. Они похожи на предыдущий тип, но не боятся оказаться в роли жертвы, а хотят заслужить авторитет и признание в коллективе. Им не доступны другие способы самоутверждения.

    Особенности участников буллинга

    Жертва, агрессор и наблюдатели (участники буллинга) имеют ряд психологических особенностей.

    Жертва

    Что касается жертвы, то психологические особенности точно не установлены. Исследования выделяют роль самооценки, физического развития и успеваемости, но не установлено, что первично: заниженная самооценка или буллинг. На практике поводом для буллинга становится что угодно: неполная семья, родимое пятно, отличные от коллектива взгляды на мир и т. д. Тем не менее, психологи выделяют одну характерную для всех жертв особенность – невозможность проявлять защитную агрессию, противостоять травле.

    Жертвами чаще становятся чувствительные, тревожные, подозрительные, обидчивые, неуверенные в себе, склонные к слезам дети. Для травли выбирают замкнутого ребенка с поведенческими и социальными нарушениями, негативными установками в отношении самого себя. Жертвы склонны к самоуничижению, у них низкий уровень самоуважения. Все нападки они считают заслуженными; слишком нерешительны, чтобы дать сдачу. Но остается открытым вопрос о том, что первично: эти особенности или буллинг.

    Группу риска составляют дети с синдромом гиперактивности, признаками аутизма, диабетом, трудностями в обучении, любыми хроническими и острыми заболеваниями или физическими особенностями.

    Еще одна категория жертв – сознательные провокаторы. Кстати, они же часто выступают сразу в двух ролях (в разных условиях): жертвы и агрессора. Провоцирующие жертвы:

    • импульсивные;
    • гиперактивные;
    • неуклюжие;
    • вспыльчивые;
    • незрелые для своего возраста.

    Для жертв-агрессоров характерен слабый самоконтроль, низкая социальная компетентность, тревожность и депрессивность, слабая способность к сосредоточению, трудности в учебе и школьной адаптации. Им свойственно суицидальное и аутоагрессивное поведение. Это самая немногочисленная группа, но самая сложная в работе.

    Агрессоры-жертвы имеют самый высокий уровень агрессии и гнева. Самоуважение – защитный механизм при неадекватно завышенной самооценке. Когда реальность не соответствует ожиданиям и самооценке, просыпается агрессор. Если преобладают черты самоуничижения, то просыпается жертва, ребенок считает наказания заслуженными. Однако агрессия все равно остается на высоком уровне, потому в любой момент он в состоянии ответить на нападки. Это самое опасное для личностного развития состояние (неопределенность, разрозненность, нестабильность).

    Агрессоры

    Самоутверждение

    Психология буллей отличается готовностью к самоутверждению за счет насилия. Это агрессивно настроенные ко всему миру люди, грубые, легко подверженные фрустрации, с трудом соблюдающие правила, раздражительные и неуравновешенные, отличающиеся быстротой реакций (не раздумывают). Они выглядят как одиночки с недостатком социальных навыков, но на самом деле менее тревожные и депрессивные, чем их сверстники. Им не знакомо сострадание, но хорошо развита эмпатия. Это позволяет чувствовать других людей, манипулировать их эмоциями и состояниями. Агрессоры не реагируют на критику окружающих, склонны к лидерству.

    Причина агрессивности кроется в неадекватном уровне притязаний, высоком уровне самоуважения, несоответствии реальности и мнения булля о себе. Они остаются недооцененными в собственном понимании, что и вызывает раздражение.

    Наблюдатели

    Самая большая категория участников буллинга. Почти все наблюдатели отмечают, что испытывают чувство жалости к жертве, но меньше половины готовы помочь. Подобное поведение вполне объяснимо: возражая агрессору, свидетель сам оказывается под ударом, лишается безопасности. Однако влияние общественности очень важно, оно способно как пресечь травлю (массовое неодобрение), так и стимулировать ее (психологическое награждение агрессора).

    Наблюдатели часто испытывают страх и стыд, страдают от чувства беспомощности, иногда желают присоединиться к агрессору. Чем дольше длится буллинг и свидетели сохраняют пассивную позицию, тем ниже у них становится уровень эмпатии.

    Как бороться с буллингом

    Проблема буллинга остается острой, так как пока не установлена система активных и эффективных способов пресечения травли и ее выявления. Ухудшает ситуацию тот факт, что окружающие не реагируют на буллинг, если их это не касается. Хотя и сами жертвы чаще молчат. Ужасает, что сами взрослые нередко игнорируют проблему, что дает почву подросткам продолжать подобную модель поведения и воспринимать ее как норму (больше половины случаев). Наверняка и вы слышали мнение о нормальности травли в подростковом возрасте. Да, это встречается, но это не нормально!

    Буллинг – не единичная или ситуативная акция, это отражение состояния общества. Данная модель усваивается из поколения в поколение. На частном уровне с ним бороться бессмысленно, но можно корректировать подобные проявления.

    Необходимо дать отпор обидчику. Для этого нужно следовать правилам:

    • Признайте проблему, называйте вещи своими именами.
    • Обратитесь к человеку, с которым сложились доверительные отношения. Расскажите о проблеме.
    • Не позволяйте агрессору управлять вашими чувствами. Определите, каких реакций он от вас ожидает, и не давайте ему этих реакций. Не реагируйте, не будьте уязвимыми. Как только агрессор осознает, что вас никак не зацепить – найдет более податливую и простую цель.
    • Научитесь говорить «нет» или отвечать на физическую силу тем же. Часто агрессору нужно всего лишь раз получить отпор.
    • Озвучивайте проблему, обзаведитесь группой поддержки. Осознайте совместную силу.
    • Уделите особое внимание работе над самоуверенностью и противостоянию манипуляциям.
    • Если предмет травли можно исправить – исправьте.
    • Если нельзя исправить, прекратите винить себя. Осознайте, что это проблемы агрессоров. Вы не можете все контролировать. Если можно сменить место обучения – смените. Это не бегство, а забота о себе. Правда, это не всегда лучший способ решения проблемы.

    Преодоление буллинга предполагает работу со всей социальной средой, коррекцию личностных особенностей агрессоров и жертв. Без помощи квалифицированного психолога и систематической работы с коллективом в этом случае не обойтись. Необходимо знать предмет травли и причину.

    Профилактика буллинга

    Для профилактики буллинга нужно работать с его причинами и индивидуально-личностными особенностями жертв и агрессоров.

    Буллинг – самоутверждение через агрессию, усвоенные неадекватные образцы поведения. Этот тип поведения используется для достижения личных целей при незнании или неумении применять на практике социально приемлемые способы разрешения конфликтов. Основа буллинга – социальное неравенство.

    Булли выходят из психологически неблагополучных семей (негативный пример родителей или пренебрежение в сторону ребенка). Агрессоры отличаются психосоциальной слабостью, импульсивностью, враждебностью, агрессивностью, асоциальностью. Они спокойны и уверенны в себе, агрессию проявляют с холодным расчетом (эмоционально спокойны и равнодушны), отказываются от сотрудничества. Вместе с тем легко устанавливают контакт со сверстниками (не исключено, что будущими жертвами).

    Проблемы жертв тоже вытекают из семьи, в которой тип воспитания способствует формированию виктимной психологии. Для жертв характерно:

    Таким образом, нужно помогать ребенку в адаптации к школьной среде и миру. Кто чаще всего оказывается изгоем в классе? Тот, кто не такой как все, «белая ворона». В группы риска попадают все дети со слабыми социальными способностями, сторонники изоляции, интровертированные личности.

    Большую роль играет стиль семейного воспитания. Так, гиперопека рождает жертв, а авторитаризм – агрессоров. Попустительский стиль воспитания формирует жертв-агрессоров. Семейное насилие с одинаковой частотой создает буллей и жертв.

    Кроме того, влияние оказывает СМИ и состояние всего общества. Социально-нестабильная авторитарная среда, особенно пропитанная алкоголем, наркотиками и принуждением, негативно сказывается на подрастающем поколении.

    psychologist.tips

    Травля — это… Что такое Травля?

    Применение своры собак на охоте для травли оленей.

    Травля — преследование жертвы сворой. В животном мире некоторые хищники нападают на жертву стаей.

    Травля животного человеком — одна из распространённых с древнейших времён кровавых забав. Например, травля зверя сворой борзыx собак — классическая разновидность охоты.

    Псовая охота

    Русская борзая. Уход за охотничьими собаками. Миниатюра из французской книги 15 века.

    Существует традиция псовой охоты и на Руси, причем одна из пород охотничьих собак называется русская борзая.

    Точно неизвестно, когда псовая охота приобрела популярность на Руси и откуда появились охотничьи собаки. Некоторые винят в отсутствии информации по этому вопросу монахов-летописцев, неодобрительно относившихся к собакам и называвшим их «псами смердячими». По одной версии охотничьих собак привезли с собой татаро-монгольские завоевателями.

    Существуют свидетельства о том, что собаки служили подарком для знатных особ. Так, в приданое дочери Ярослава Мудрого Анны, которая вышла замуж за короля Франции Генриха I, входили три борзые собаки. Дарил борзых и царь Борис Годунов. (И, возможно, реплика из «Ревизора» Гоголя о даче взяток борзыми щенками имеет отношение к этой традиции).

    Полагают, что псовая охота уже была достаточно популярна во времена Ивана Грозного, причем не менее популярна, чем соколиная охота.

    Одну из первых русских книг о псовой охоте под названием «Регул принадлежащий до псовой охоты» (1635) напиал Лессинг. В этом труде он в частности высоко отмечал качества русской борзой.

    Император Александр II был страстным охотником. В особенности он увлекался псовой охотой. Борзые для его двора регулярно закупались у помещиков, специализировавшихся в разведении собак. Александр II получал собак в подарок и сам дарил их, например принцу Уэльскому и принцу Карлу Прусскому. Собачья свора императора принимала участие в международных выставках. Так, в 1867 г. большой приз на Всемирной выставке в Париже достался «своре Его Величества борзых собак». Увлекались псовой охотой Александр III и Николай II.

    Художник Семён Кожин Русская охота. Холст, масло. 50 х 200 см. 2007

    См. также

    dic.academic.ru

    Травля — это… Что такое Травля?

  • травля — См. охота… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. травля гон, гоньба; гонение, охота; погоня, преследование; тошнота, рвота, изведение, охота за ведьмами, охота на ведьм,… …   Словарь синонимов

  • ТРАВЛЯ — ТРАВЛЯ, травли, мн. нет, жен. 1. Действие по гл. травить1 в 8 знач. (охот.). Травля зайцев. Травля волков. 2. Действие по гл. травить1 в 9 знач. (неод.). «…Народники в своих журналах если травлю марксистов.» История ВКП(б). Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • травля —     ТРАВЛЯ, гон, гоньба …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Травля — (иноск.) намѣренно злобное преслѣдованіе кого (многими), съ намекомъ на травлю звѣрей. Ср. Травить преслѣдовать. Ср. Заранѣе васъ предупреждаю, что положу ваши векселя подъ спудъ и травить васъ оными не стану. А. А. Соколовъ. Тайна. 10. Ср.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • травля — ТРАВИТЬ 1, травлю, травишь; травленный; несов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • травля — ТРАВЛЯ, и, ж. Тошнота, рвота …   Словарь русского арго

  • Травля — У этого термина существуют и другие значения, см. Травля (значения). Применение своры собак на охоте для травли оленей. Травля  преследование жертвы сворой. В животном мире некоторые хищники нападают на жертву стаей. Травля… …   Википедия

  • травля — • настоящая травля …   Словарь русской идиоматики

  • травля — началась травля • действие, субъект, начало …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • травля — (иноск.) намеренно злобное преследование кого (многими), с намеком на травлю зверей Ср. Травит преследовать. Ср. Заранее вас предупреждаю, что положу ваши векселя под спуд и травить вас оными не стану. А.А. Соколов. Тайна. 10. Ср. Веская угроза… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • dic.academic.ru