Тревога как психологический феномен – Вы точно человек?
1.2. Тревожность как социально-психологический феномен
1.2.1. Основные теоретические подходы к пониманию тревожности
Тревожность в современной мировой науке рассматривается с различных позиций, многочисленными научными течениями, учеными. Как указывает Р.Мэй, это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век — век тревоги»[15]. Перед тем как рассматривать тревожность, подчеркнем разницу между тревогой и страхом. Как указывает В.М.Астапов, разница проста: страх – это реакция на конкретно существующую угрозу; а тревога- это состояние неприятного предчувствия без видимой причины [19]. Таким образом, можно сделать вывод, что тревога это базисная реакция, общее понятие, а страх – это выражение того же самого качества, но в объективной форме (на определенный объект). Именно поэтому тревога в дальнейшем будет рассматриваться в тесной связи со страхом.
По К. Ясперсу, тревожность (экзистенциальный страх) — одна из благотворных сил, дающих человеку возможность перейти из повседневного бытия («бытия в мире») в экзистенциальный план бытия, мир свободной воли. Тревожность — важный элемент, сталкивающий человека с «напряжением пограничной ситуации», т. е. такой, которая только и позволяет человеку прорваться к подлинной свободе как выходу за пределы бытия. Именно подобные ситуации позволяют, а точнее, заставляют человека оставаться человеком, чувствующим ответственность за свою экзистенциальную сущность [29].
По мнению Р. Мэя, «тревожность — состояние человеческого существа в конфликте с небытием, конфликте, который 3.Фрейд мифологически изобразил в своем инстинкте смерти. Одна сторона этой борьбы — это борьба против чего-то в самом себе, но это все равно борьба за существование, за реализацию своих возможностей» [15].
Научно-психологическое исследование тревожности, как указывает А.М.Прихожан [18], началось с Ч. Дарвина. Его взгляды на страх основываются на двух основных положениях: во-первых, на том, что способность к переживанию страха, являясь врожденной особенностью человека и животных, играет значительную роль в процессе естественного отбора; во-вторых, на том, что на протяжении жизни множества поколений этот адаптивный механизм совершенствовался, поскольку побеждал и выживал тот, кто оказался наиболее искусным в избегании и преодолении опасности. Это обеспечивает, по Дарвину, и особые свойства страха, в том числе и возможность изменения его интенсивности — от умеренного внимания до крайнего ужаса. Дарвину принадлежит и описание типичных проявлений страха — от выражения лица и мимики до таких висцеральных реакций, как усиленное сердцебиение, увеличение потоотделения, пересыхание горла, изменение голоса [7].
Согласно взглядам классиков теории научения, тревожность и страх — очень близкие явления. И тревожность, и страх — эмоциональные реакции, возникающие на основе условного рефлекса. Они, в свою очередь, создают почву для широкого репертуара инструментальных, оперантных реакций избегания, на основе которых и происходит социализация индивида, и возникают (в случае закрепления неадаптивных форм) невротические и психические нарушения.
Большинство исследователей тревожности согласны в том, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая — и в научном, и в клиническом плане — была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах 3. Фрейда.
Классической работой 3. Фрейда по проблемам тревожности считается книга «Торможение. Симптом. Тревожность», которая была переведена на русский язык и издана под названием «Страх». 3.Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности. Содержание тревожности — переживание неопределенности и чувство беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками:
1) специфическим чувством неприятного;
2) соответствующими соматическими реакциями, прежде всего усилением сердцебиения;
3) осознанием этого переживания.
Интересна и позиция 3.Фрейда по проблеме видов и форм тревожности. Он выделял три основных вида тревожности: 1) объективную (реальный страх) — на опасность во внешнем мире; 2) невротическую — на опасность, не определяемую и не известную; 3) моральную тревожность — «тревожность совести».
Вопросы, которые ставил 3.Фрейд, и в настоящее время во многом остаются актуальными. Они, как уже неоднократно отмечалось, имели громадное влияние на последующее изучение тревожности, далеко выходящее за пределы психоанализа. Непосредственное же развитие его теория получила в школах психоанализа и неопсихоанализа, а также у тех авторов, которые, начав с психоанализа, нашли в дальнейшем свои собственные теоретические пути, например К.Роджерс, Э.Эриксон, Ф.Перлз.
Таким образом, рассмотренные теории позволяют сделать вывод о том, что позиции в изучении тревожности различны. Однако, в основном, тревожность рассматривается как эмоциональное состояние личности, которое оказывает негативное воздействие на психику человека.
studfile.net
Принятие как психологический феномен, способствующий редукции тревоги., Психология – Гештальт Клуб
СТРАДАНИЕ — психологическое состояние человека, характеризующееся глубокими, длительными и неприятными эмоциональными переживаниями типа горя, печали, тревоги, боли, тоски. (Психологический словарь. Немов Р.С.)
Боль и страдание — два разных понятия с похожей формой проживания, но имеющие принципиальные отличия. Боль и страдание подобны страху и тревоге. Боль имеет место быть непосредственно в ситуации с воздействующим источником здесь и сейчас, аналогично страху, который является моментальной реакцией на присутствующую опасность. Страдание, в свою очередь, подобно тревоге имеет отношение к отдаленным переживаниям, происходившим в прошлом или ожидаемым в ближайшем будущем.
Принять боль — значит сделать шаг на пути избавления от страдания. Прожить страх — сделать шаг на пути избавления от тревоги.
В страдании, как и в тревоге, мы испытываем направленность в действиях по избеганию боли. Т.е. в страдании мы ищем пути избежать (… и предпринимаем действия) столкновения с сильными переживаниями, что обусловливает включение симпатической автономной системы, которая работает, пока есть позывы к бегству. Когда сама работа симпатической нервной системы вызывает тревожные переживания – это вторичная тревога. Если боль так и не приходит, страдания длятся вечно, меняется только интенсивность переживания, а сама жизнь остается где-то в стороне
Вам, наверное, знакомо чувство, которое испытываешь пред экзаменом. В этой ситуации есть вероятность провала и, следовательно, вероятность испытать эмоциональную боль, и чем ближе встреча с неизбежным, т.е. выступление с ответом перед экзаменатором, тем невыносимей становиться страдание от возможной неудачи. Но что происходит после выступления? Независимо от результата, мы испытываем совершенно другое состояние, будь-то радость или боль от неудовлетворительного результата. Но ни радость, ни боль не длятся долго, и в конце концов это состояние проходит, и мы двигаемся дальше, предпринимая действия для решения проблемы, связанной с проваленным экзаменом, или же наслаждаемся отдыхом.
Принятие в отношении мыслей и чувства тревоги дает возможность соприкоснуться с новым опытом, а это содействует образованию новой нейронной связи.
Что же означает – принять. Принятие — это полное погружение в ситуацию, чувство, телесные ощущения, максимальное соприкосновение с источником угрозы. И полное проживание этого момента. Под принятием не понимается капитуляция или пассивное терпение, под принятием понимается позиция активного любопытства, наблюдателя, не смешивающего своего я с наблюдаемым внутрипсихическим явлением. Внимание человека, принявшего страх или какое-либо другое негативное переживание, переносится на то, что он считает важным и достойным приложения сил. Так понимается психологическая гибкость делать то, что считаешь нужным, с максимальной отдачей, не отвлекаясь на борьбу с неприятными переживаниями.
Явления и процессы, препятствующие принятию.
Фиксация внимания. Внимание становится ригидным (не гибким, жестким). Например: если в ситуации возникает чувство беспомощности, происходит фиксация внимания на этом состоянии, если ситуация не находит решение, то она приковывает внимание. В случае социофобии внимание может сосредоточиваться на «образе себя в глазах других». Т.о. наше внимание фокусируется на любой субъективно воспринимаемой угрозе, а также на интрузивных (вторгающихся) мыслях и ощущениях. Оно становится «бдительным» в отношении признаков угрозы. При этом игнорируется внешняя обстановка и нарушается целостность картины переживаемой ситуации, что делает невозможным опровергнуть негативные ожидания и страхи.
Избегание – процесс, в ходе которого человек пытается уклониться от собственного опыта (мыслей, чувств, воспоминаний, телесных ощущений, поведенческих действий). Избегание является главным источником «боли отсутствия», т.е. человек в результате избегания не приобретает позитивные результаты своих действий, и его жизнь становится более ограниченной. Если во внешнем мире мы сталкивались с опасностью в виде хищника, стихийного бедствия или другой угрозы, бегство было необходимым условием выживания. И опыт избегания от внешних источников мы переносим на внутренние. В основе стратегии избегания лежит правило «если тебе что-то не нравится — избавься от этого» — эффективное во внешнем мире и до какой-то поры во внутреннем. Но со временем избегание лишь усиливает роль того, чего Вы избегаете.
Копинговые действия – действия, направление на облегчение тревоги и других неприятных эмоций и ощущений. Могут быть сугубо психологические, например – подавление негативных переживаний, отвлечение от мыслей, объяснения и др., или физические – поведенческие действия, физические нагрузки, курение, алкоголизм и др. Копинговые стратегии помогают временно избавиться от негативных переживаний, но в долгосрочной перспективе лишь укореняют и делают более могущественными эти переживания.
Интрузивные мысли – автоматические мысли неприятного содержания, внезапно вторгающиеся в наше сознание, вместе с негативными ощущениями, оказывающие влияние на эмоциональное состояние. Осуществить принятие гораздо легче, поняв то, что психологическое страдание (в виде тревоги) вызывают внутренние источники – мысли и мысленные образы, воспоминания, предсказания, ощущения. И у нас есть возможность отвести взгляд от всех сопутствующих отношений к этой мысли, диссоциировавшись от нее.
Цели, Ценности, Убеждения формируют привычный образ мышления и имеют жесткую направленность.
Противоположностью тревожному избегающему поведению будет исследовательское поведение, и своеобразным тумблером, переключающим с тревожного оцепенения на активное ориентирование в пространстве, является принятие.
Изображение alena aenami
gestaltclub.com
Курсовая Тревога как психологический феномен
Группа предметов | Гуманитарные |
Предмет | Психология |
Тема/вариант работы | Курсовая Тревога как психологический феномен |
Кол-во источников: | 20 |
Кол-во страниц: | 31 |
Тип работы: | Курсовая работа, 2016 г. |
Цена работы | 750 руб |
Содержание
Введение
1 Теоретический аспект изучения тревоги как психологического феномена
1.1 Проблема тревоги в трудах зарубежных авторов
1.2 Тревога и тревожность в отечественной психологии
1.3 Психологические аспекты проявления феномена тревожности
2 Эмприческое исследование тревожности
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Введение
Тревога и страх стали в XX и XXI вв. базовыми эмоциями, переживаемыми человеком. Это социальная болезнь современного общества, пленяющая человека, отравляющая его существование. Средства для ее излечения занимают первые места в рейтингах продаж по всему миру. Именно поэтому число публикаций и научных работ, исследующих феномены тревоги и страха, повсеместно растет.
Психиатры полагают, что тревога, «вызванная осознанием сегодняшних проблем, отказом от базисных духовных ценностей и быстротой социальных изменений, пронизывает едва ли не все стороны нашей жизни».
Согласно общепринятому определению, тревога – это эмоциональное состояние человека, сопровождающееся чувством неопределенной опасности. Развитию тревоги может способствовать нестабильность жизни, нарушение привычного хода событий. Реакцией на появления тревоги может стать усиление активности у одного человека или заторможенность у другого, при этом почти всегда она бывает неадекватна. По степени выраженности тревоги специалисты отличают норму от болезни, патологии. В патологическом состоянии тревоге может сопутствовать постоянное ожидание беды, отравляющее жизнь в каждый ее момент. Реакция и проявление тревоги многообразны: у кого-то она проявляется в виде отдельных фобий (социальных фобий, агорафобии, клаустрофобии), а кто-то начинает страшиться жить, нигде и никогда не чувствует себя в безопасности. Тревога сопровождает многие психические болезни, а часто становится и причиной их возникновения. Во многом именно поэтому человек страшится тревоги и готов «излечиться» от нее любым предложенным способом. Существуют множество психологических методов избавления от тревожности, немало медикаментозных и физиологических, предложенных психиатрией и психотерапией, но современный человек в основном предпочитает обращаться к ним в крайних случаях, когда тревога делает невыносимым все существование и подталкивает, например, к суициду.
Чаще всего в психологической литературе (В.В. Белоус, Ф.Б. Березин, М.К. Гасанов, А.И. Захаров, Н.В. Имедадзе, В.В. Казиса, И.С. Кон, П. Тиллих) встречается описание тревоги с позиции детерминации только одного фактора – эндогенного или экзогенного. Отсутствует комплексный подход, включающий в себя характеристику состояния индивидов с учетом взаимодействия обоих факторов.
Цель работы – проанализировать тревогу как психологический феномен.
Объект исследования – тревога как психологический феномен.
Предмет исследования – особенности тревоги и тревожности.
Задачи:
1. Проанализировать проблему тревоги в трудах зарубежных авторов.
2. Изучить тревогу и тревожность в отечественной психологии.
3. Определить психологические аспекты проявления феномена тревожности.
4. Провести эмпирическое исследование проявлений тревоги и тревожности.
Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме, сравнение; обобщение; систематизация; тестирование; количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретической основой исследования послужили работы Е.В. Акимовой, В.М. Астапова, К. Изард, Р.С. Немова, О. Ранк, Е.И. Рогова, К, Роджерса, Ч. Спилбергера, З. Фрейда, Э Фромман, Е. Хорни, Ю.В. Щербатых и др.
Практическая значимость. Полученные в экспериментальном исследовании результаты могут быть использованы при разработке конкретных психопрофилактических и коррекционных программ, ориентированных на индивидуальную и групповую работу с кардиологическими больными.
Новую работу можно заказать здесь.
www.vball5.ru