Тревожность это в психологии определение: Тревожность – симптомы, причины, признаки и методы лечения повышенной тревожности у взрослых в «СМ-Клиника»

Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей



Тревожность расценивается как одна из наиболее сложных проблем для современного общества.

Так, А. М. Прихожан, пишет по этому поводу следующее: «Тревожность — одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Почти в каждой исследовательской работе мы обязательно встретим ссылки на ее неразработанность, неопределенность, на неточность и многозначность самого понятия» [8].

На данный момент, в научной и практической психологии дефиниции «тревога» и «тревожность» четко разделены, несмотря на то, что еще несколько десятилетий назад четкой границы между этими определениями не существовало. Сегодня это утверждение является справедливым как отечественных, так и зарубежных школ психологии [5, С. 12].

Если мы обратимся к «Краткому психологическому словарю», то увидим следующее толкование интересующих нас терминов:

«тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий» [4, С 407].

«тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги» [4, С. 408]. Из этих определений становиться понятно, что тревога представляет собой эмоциональное состояние, а тревожность — психическое свойство личности.

Сегодня каждый современный человек, понимает, как на своем собственном опыте, так и на основе наблюдения за живущими рядом с ним людьми, что тревога глубоко проникла во все сферы нашей жизни.

Значение феномена тревожности в психологической науке оценивается весьма высоко и в то же время довольно узко и функционально. Очевидным является тот факт, что тревожность, с одной стороны, представляет собой одну из первостепенных проблем современной цивилизации, основную характеристику современного социума. С другой, это психическое состояние, которое может быть вызвано как определенными условиями эксперимента, так и сложившейся ситуацией. Это может быть соревновательная, экзаменационная либо иная, характерная для конкретной ситуации, тревожность [6].

По общему мнению большинства исследователей, ученых и практических психологов, тревожность — это основная причина многих психологических трудностей, целого ряда нарушений в развитии.

Так, по мнению А. И. Захарова тревога начинает развиваться в период довольно раннего детства. Самые первые проявления тревоги связаны с опасностью утраты связи с определенной общностью людей: для маленького ребенка — это мать, по мере взросления этот круг расширяется, и в него добавляются новые люди. Продолжая исследовать вопрос о происхождении тревожности, автор предполагает, что чувство беспокойства, которое переживают маленькие дети в возрасте от 7 месяцев до 1 года и 2 месяцев, развитие которых протекает без каких-либо отклонений, является возможным условием для дальнейшего онтогенеза тревоги. В том случае, если складывается неблагоприятная ситуация для развития ребенка: например, его окружают взрослые люди, подверженные чувству страха и тревоги, или ребенок самостоятельно переживает травмирующий его витальный опыт, тревога трансформируется в тревожность и становиться стабильной чертой характера личности.

Этот процесс обычно протекает в возрасте 5–7 лет, в так называемом старшем дошкольном возрасте. [2, с. 22]. «Ближе к 7 и особенно к 8 годам… можно уже говорить о развитии тревожности как об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо, не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам» [2, с. 22].

Механизм формирования тревожности как личностного свойства подробно описан многими исследователями этого феномена. Например, Л. М. Костина в своей работе «Игровая терапия с тревожными детьми» ссылаясь на Ж. М. Глозман и В. В. Зоткина, пишет: «Структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги». Иными словами, множественное воспроизведение ситуаций, сопровождающихся значительным повышением уровня тревоги, является условием для формирования устойчивой готовности к неоднократному проживанию этого состояния, то есть к привыканию [3, с.

15]. Непрерывно испытывая чувство тревоги, индивид концентрирует свое внимание на отрицательных эмоциях и переживания, которые в дальнейшем складываются в такое свойство личности как тревожность [10].

Тревожность, являясь психологическим феноменом, может проявляться в различных формах. Говоря об этой проблеме, А. М. Прихожан замечает: «Под формой тревожности мы понимает особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности» [7, c. 84–85]. Продолжая исследовать данную тему, она выделяет открытые и закрытые формы тревожности. В своих научных трудах А. М. Прихожан пишет: «Проведенная работа подтвердила наличие двух основных категорий тревожности: 1) открытая — сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; 2) скрытая — в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения». … [7, с. 84–85].

Еще один вид классификации «тревожности» предлагает Ч. Спилбергер. Он разделяет тревожность на личностную и ситуативную (реактивную).

Личностная тревожность (т. е. тревожность как свойство личности) представляет собой «широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу».

Ситуативная тревожность — это «кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку».

С целью более глубокого понимания различий между личностной и ситуативной тревожностью Ч. Спилбергер предлагает рассматривать личностную тревожность как «Т — свойство», а ситуативную — как «Т — состояние». Личностная тревожность представляется им как категория постоянная, она определяется типом высшей нервной системы, темпераментом, характером, воспитанием, устойчивыми способами реагирования на внешние раздражители, приобретенными в результате жизнедеятельности индивида. Ситуативная тревожность в большей степени зависит от внешних обстоятельств: переживаний и текущих проблем.

Как правило, предшествующее ответственное событие способствует повышению уровня тревожности, если сравнивать его с обычной жизнью. Показатели личной и ситуативной тревожности связаны между собой: так, люди с высокой личностной тревожностью склонны в похожих ситуациях проявлять ситуативную тревожность в большей степени, чем личности с низкими показателями личностной тревожности. Особенно эта взаимосвязь проявляется в ситуациях, ставящих под угрозу личностную самооценку. Выявлен тот факт, что в обстоятельствах, вызывающих боль или содержащих другую физическую угрозу, обладатели высоких показателей личностной тревожности, не склонны проявлять какую-либо ярко выраженную ситуативную тревожность. Исследователями установлена, зависимость, которая проявляется в следующем: чем ярче подчеркивается связь выполняемого задания с проверкой способностей индивида, тем хуже с этим заданием справляются люди с высоким уровнем тревожности, и тем лучше его выполняют люди с менее подверженные тревожности.
Следовательно, можно сделать вывод, что страх потерпеть неудачу, способствует увеличению тревожности, что в свою очередь выполняет приспособительную функцию, повышающую ответственность человека перед теми требованиями и установками, которые предъявляет к нему социум. Этот факт является подтверждением социальной природы феномена «тревожности». Таким образом, становиться очевидным, что отрицательные эмоции, возникающие у людей, находящихся в состоянии тревожности, это своего рода «цена», которую человек вынужден платить за способность тонко чувствовать то, каким образом лучше адаптироваться к социальным требованиям и нормам нашего общества [9, с.149–150].

Личностная тревожность может проявляться как непосредственно в поведении, так и выражаться в субъективном неблагополучии личности, создающем специфический фон жизнедеятельности, угнетающий психику. На основе анализа научных работ удалось установить главные отрицательные проявления высокого уровня личностной тревожности:

  1. «Высокотревожная» личность склонна рассматривать окружающий мир как опасный и таящий в себе угрозу, гораздо чаще, чем личность с низким уровнем тревожности.
  2. Высокий уровень тревожности подрывает психическое здоровье личности и приводит к развитию невротических состояний.
  3. Высокий уровень тревожности отрицательно отражается на результатах деятельности индивида.

Учитывая названные аспекты, можно сделать вывод, что решение проблемы личностной тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии [10].

Кроме негативного влияния на здоровье человека, его поведение, продуктивность профессиональной деятельности, высокий уровень тревожности оказывает крайне неблагоприятное влияние в целом на качество социальной жизни, как отдельной личности, так и общества в целом. Учеными выявлено, что тревожность ведет к снижению у человека уверенности в себе, в своих возможностях. Высокий уровень тревожности связан с отрицательным социальным статусом, он является одной из причин возникновения и развития конфликтных отношений.

Таким образом, цель снизить уровень тревожности является одной из актуальных и злободневных задач психологии. Она ставит исследователей перед необходимостью наиболее полного и многомерного изучения данной области и применения полученных данных на практике.

Литература:

  1. Астапов В. М. Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001. 256
  2. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993. 192 с
  3. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. М.: Речь, 2003. 160 с.
  4. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Академия, 2007. 432 с.
  5. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Изд-во: Речь, 2007. 248
  6. Полшкова Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 107–110. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3495/ (дата обращения: 14. 03.2019).
  7. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+СD). — СПб.: Питер, 2007–192 с.
  8. Прихожан А. М. Явления, причины, диагностика // Школьный психолог. — 2004. — 08(152). — С. 28.
  9. Реан А. А., Трофимова Н. Б. Гендерные различия структуры тревожности у подростков. // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск: МГУ, 2003. С.6–7.
  10. Шпет М. С. Психологическая природа и причины личностной тревожности // Научный альманах. — 2015. — № 11–5. — С.13.

Основные термины (генерируются автоматически): личностная тревожность, высокий уровень тревожности, ситуативная тревожность, тревожность, проблема, свойство личности, ситуация, тревога, уровень тревожности, эмоциональное состояние.

Тревожность у детей – причины, симптомы и лечение

  • Определение и объяснение проблемы тревожности
  • Чем опасна повышенная тревожность
  • Типы
  • Причины возникновения
  • Диагностика
  • Что делать: советы родителям

Среди всех проблем в детской психологии особенно выделяется повышенная тревожность у ребенка. Чаще нее встречаются только поведенческие расстройства. В целом клинические признаки тревожности можно выявить почти у 10% детей дошкольного и школьного возраста, и цифры неуклонно растут.

Тревожность типична для детей обоих полов, но есть разница в интенсивности ее переживания и сфере возможных факторов. Так, если речь идет о дошкольниках и младшей школе, большая тревожность отмечается у мальчиков, а в средней школе и периоде полового созревания чаще уже тревожатся девочки. У мальчиков самыми тревожными сферами являются насилие и возможности наказаний, у девочек – отношения с близкими и чужими людьми Источник:
И.И. Хапренков. Проблема изучения тревожности у детей с точки зрения возрастной психологии // Евразийский научный журнал, 2016, с.302-303.

В подростковом возрасте тревожность может обладать мобилизующим влиянием, мотивировать к определенной деятельности. Но на дошкольников или детей, обучающихся в начальной школе, повышенная тревожность влияет только негативно. Если дети постоянно боятся ошибок, пытаются себя контролировать, это приводит к проблемам в повседневной деятельности. Кроме того, постоянная тревога и тревожность у детей могут существенно повлиять на уровень самооценки, занижая ее. Нередко постоянная тревога ребенка может указывать на трудности с эмоциональным приспособлением, адекватной реакцией на те, или иные социальные ситуации. Это провоцирует неуверенность в своих силах и возможностях.

Определение и объяснение проблемы тревожности у ребенка

Все мы периодически испытываем страх – как вполне реальный, так и иррациональный, связанный с нашими мыслями и чувствами. Это один из механизмов выживания человека как вида. У детей в разных возрастах преобладают те или иные страхи, связанные с этапами их психологического развития и приобретаемого опыта социализации. Так, в раннем возрасте у детей преобладают страхи боли, темноты или предметов, звуков, в дошкольном возрасте часто возникает страх смерти, у младших школьников типична боязнь того, что они потеряют уважение и оценку родителей и окружающих. Для подростков типичен страх одиночества, замкнутых пространств, толпы. Но важно определить, где обычные страхи и тревога переходят в патологию. Эпизодические страхи и тревога – это норма, они всегда завязаны на конкретные обстоятельства. Но патологический уровень тревожности ребенка – это устойчивое состояние с клиническими симптомами, которое не завязано на конкретные обстоятельства и реальные угрозы жизни, здоровью. То есть ребенок с патологической тревожностью волнуется всегда, даже когда поводов для этого нет, он не может расслабиться, всегда напряжен.

Чем опасна повышенная тревожность

Чрезмерная тревожность детей приводит к переутомлению, снижению работоспособности, уменьшает шансы на раскрытие всех талантов ребенка. Ресурсы тела расходуются на подавление эмоций и страхов, а не на продуктивную деятельность. Если проблему не решать, это может вылиться в неврозы, депрессии и изменения личности. Кроме того, страдает полноценное общение с окружающими – ровесниками и взрослыми. Такие дети чаще попадают в зависимость от лидеров, могут стать участниками не самых хороших компаний.

Типы тревожности

Для психолога важно выявление типа тревожности у детей. Различается ситуативная тревожность – эмоциональное состояние, вызванное внешними факторами. Второй тип – личностная тревожность, устойчивая черта, индивидуальная особенность. Она проявляется как склонность к чрезмерным, частым и сильным переживаниям, тревоге в силу разных обстоятельств.

Умеренная тревожность в определенных ситуациях нужна и полезна, но если она переходит рациональные границы, это уже реакция дезадаптации, которая нарушает организацию поведения и деятельность ребенка.

Причины тревожности у ребенка

Состояние может провоцироваться серьезными событиями в детской жизни: гибелью близких, разводом родителей, неудачами в учебе. Особенно высок риск тревожности, если эти события влияют совместно, отягощая друг друга. Но зачастую проблема детской тревожности заключается в самих родителях или взрослых, постоянно общающихся с ребенком, в методиках воспитания, тревожности самих родителей, которые высказывают ее при малыше.

Типы родителей, которые могут провоцировать проблемы детей:

  • Родители-наседки. Пытаются оградить детей от любых проблем и опасностей. Из-за гипер опеки дети не могут быть самостоятельными, ощущают беззащитность перед миром и не могут добиваться успехов сами.
  • Родители-прожектеры, сами не добившиеся особых успехов в жизни, пытаются реализовать их в своем ребенке. Либо другой вариант – люди с высоким положением в обществе требуют от своего отпрыска соответствия статусу. Желание подогнать ребенка под идеалы приводит к тревожности, малыш боится разочаровать родителей и не оправдать их надежд.
  • Родители-спартанцы. Желают всеми правдами и неправдами воспитывать характер и волю, слишком «закручивая гайки». Они игнорируют или высмеивают проблемы детей, что ведет к тому, что ребенок ощущает себя неудачником. Источник:
    О.А. Андриенко. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания, 2019, т. 3, №2(4), с.63-65

Есть и смешанные типы родителей, а также бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, влияющие на ребенка. Также стоит выделить три типа особых требований, которые могут приводить к внутренним конфликтам личности ребенка, что служит провокатором повышенной тревожности:

  • Требования, которые противоречат друг другу. Когда родители не могут договориться между собой, либо когда желания родителей идут вразрез со школьными правилами.
  • Слишком завышенные или же неадекватные возрасту, способностям ребенка требования. Например, если ребенок не способен в силу анатомии и физиологии к спортивным достижениям, а родители непременно хотят сделать из него звезду спорта.
  • Негативные (или отрицательные) требования, унижающие честь и достоинство малыша, подчеркивающие его зависимость от решений взрослых. Например, мужчины-отцы требуют перестать капризничать, иначе не будут покупать ребенку игрушки или не будут брать его с собой.

Диагностика тревожности

Для того чтобы начать преодоление тревожности у детей, важно правильно и своевременно распознать проблему. Большая часть детей не говорят родителям о проблемах, а подростки и вовсе отрицают какие-либо неприятности. Поэтому наряду с изменениями настроения и поведения важно отмечать у ребенка внешние симптомы: ознобы или приливы жара, потливость, дрожь рук, учащение сердцебиений, затруднение дыхания, мышечное напряжение. Дети могут жаловаться на боль в груди, онемение конечностей, головную боль, головокружения или предобморочные состояния.

Для диагностики тревожности можно использовать шкалу Лавреньтевой и Титаренко, а также критерии CMAS. Они подразумевают ряд вопросов. Каждый утвердительный ответ – это 1 балл. Вопросы касаются поведения ребенка, его эмоций, общения со сверстниками, высказываний. Если после прохождения опроса набраны почти максимальные баллы (до 15-20), у ребенка повышенная тревожность. При средней суме баллов (до 7-14) степень выраженности средняя, до 6 баллов – риски низкие.

Что делать: советы родителям

Узнав о проблеме, не нужно переживать и впадать в панику, особенно при ребенке. Необходима планомерная работа с детьми по снижению тревожности. По мере взросления проблема постепенно ослабевает, но ждать, когда все пройдет само, не стоит. Иначе к более старшему возрасту это может вылиться в депрессивные расстройства, снизится мотивация и жизненные успехи.

Есть ряд советов по снятию тревожности у детей, о которых стоит помнить родителям.

Прежде всего:

  • Нельзя угрожать ребенку, в том числе физическими наказаниями или нереальными действиями («Отдам тебя чужим людям, если не будешь слушаться» и др.). Дети воспринимают слова родителей с полным серьезом.
  • Откажитесь от криков, ругани на ребенка, особенно при других людях.
  • Нельзя использовать уничижительные выражения и оскорбления, они снижают самооценку детей.
  • Стоит отказаться от практики сравнения ребенка с другими детьми, каким бы ни было это сравнение (позитивным или негативным).
  • Не стоит постоянно критиковать ребенка, лучше перевести это в разряд советов (но в меру) или инструкций.
  • Не нужно предъявлять к ребенку завышенных требований, всегда нужно учитывать его индивидуальность.
  • Откажитесь от практики извинений за любые проступки. Важно, чтобы дети честно объясняли причины своего поведения.
  • Не нужно требовать проявления смелости, детям нужно привыкнуть к новой обстановке или людям.
  • Не нужно заставлять ребенка соревноваться с другими, особенно в тех областях, где он не силен.
  • Нельзя ставить под сомнение авторитет других людей (тренера, учителя в школе), требуя, чтобы ребенок слушал только вас.

Чтобы помочь в устранении тревожности, родителям нужно приложить усилия, наладить с ребенком контакт и изменить свое собственное поведение. Важно обращаться к малышу по имени, смотреть при разговоре в глаза, увеличить объем ласковых прикосновений – все это повышает уровень доверия. Чаще обсуждать с другими членами семьи успехи ребенка, искать поводы для похвалы, даже в мелочах.

Важно позволять ребенку общаться с друзьями в своем доме, устраивать с ними праздники. Это крайне важно для социализации.

В наказаниях и поощрениях нужно быть последовательными, если было обещано одно, нельзя в другой день делать совершенно иное. Всегда нужно самим соблюдать установленные правила, прежде чем требовать этого от детей.

Важно добиться единой линии воспитания всеми членами семьи, чтобы у ребенка не было двоякого ощущения в отношении реакции на воспитательный процесс.

Важно обсуждать с ребенком все его трудности общения и обучения, вырабатывая стратегии достижения успеха, покажите пример позитивных ожиданий от будущего.

Если все эти усилия родителей не приносят результата, важно обратиться к профессиональному психологу за помощью.

Источники:

  1. И.И. Хапренков. Проблема изучения тревожности у детей с точки зрения возрастной психологии // Евразийский научный журнал, 2016, с. 302-303.
  2. О.А. Андриенко. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания, 2019, т.3, №2(4), с.63-65

Тревожные расстройства | АПС

темы психологии

Тревога — это естественная и обычно кратковременная реакция на стрессовую ситуацию, связанная с чувством беспокойства, нервозности или опасения.

Это обычно происходит в новых, незнакомых или сложных ситуациях, когда человек может не чувствовать себя готовым к выполнению задачи или когда результат неясен.

Первый день в школе, сдача экзамена, выступление перед аудиторией или посещение собеседования при приеме на работу — все это ситуации, в которых большинство людей испытывают некоторую тревогу.

Однако у некоторых людей тревожные мысли, чувства или физические симптомы являются серьезными, расстраивающими, частыми и прерывают повседневную жизнь. В этом случае важно обратиться за помощью как можно раньше.

Симптомы

Общие симптомы тревоги включают:

  • трудности с концентрацией внимания
  • беспокойство
  • учащенное сердцебиение
  • дрожь или тряска
  • ощущение головокружения или обморока
  • онемение или тошнота
  • потливость
  • избегание

Тревожные расстройства

В то время как тревога обычно является нормальной реакцией на стрессовую ситуацию, у некоторых людей тревожные мысли, чувства или физические симптомы могут стать хроническими, тяжелыми и расстраивающими и прерывать повседневную жизнь. Тяжелые, частые, повторяющиеся и стойкие симптомы тревоги можно рассматривать как тревожное расстройство. Тревожные расстройства являются наиболее распространенным типом проблемы психического здоровья, диагностируемой в Австралии, ежегодно затрагивающей около 16% австралийцев.

Существуют различные типы тревожных расстройств, в том числе:

Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) характеризуется постоянным и чрезмерным беспокойством, часто по поводу целого ряда повседневных ситуаций, таких как работа, семья или здоровье. Это беспокойство трудно контролировать, оно мешает повседневной жизни и отношениям человека.

Специфическая фобия включает крайнюю тревогу и страх перед определенными объектами или ситуациями, которые несоразмерны реальной опасности. Общие фобии включают боязнь полета, пауков и других животных, а также инъекций.

Паническое расстройство характеризуется повторяющимися и неожиданными приступами паники – внезапными приступами непреодолимого страха и тревоги, сопровождающимися физическими симптомами, такими как боль в груди, учащенное сердцебиение, головокружение и одышка. При паническом расстройстве эти приступы паники возникают «ни с того ни с сего» без явного триггера.

Агорафобия включает сильную тревогу в двух или более ситуациях и местах, где человек чувствует, что ему будет трудно быстро выбраться или получить помощь в случае необходимости. Этот страх непропорционален реальной опасности. Сюда входят такие ситуации, как использование общественного транспорта, нахождение в закрытых помещениях (например, в магазинах, кинотеатрах), стояние в очереди, нахождение в толпе или нахождение вне дома в одиночестве.

Социальное тревожное расстройство характеризуется сильным страхом перед одной или несколькими социальными ситуациями, в которых человек потенциально может быть подвергнут тщательному изучению со стороны других (например, наблюдение за ним во время еды, разговор, встреча с незнакомыми людьми, произнесение речи перед другие). Человек опасается, что его симптомы тревоги будут очевидны и будут оценены негативно (например, он будет чувствовать себя смущенным, другие люди будут оскорблены или отвергнуты). Страх непропорционален реальной угрозе.

Причины

Хотя не существует одной известной причины тревожных расстройств, существует ряд факторов риска или триггеров, которые могут способствовать их возникновению. Они различаются между тревожными расстройствами, но в целом могут играть роль следующие факторы.

Гены

Определенные тревожные расстройства имеют генетический компонент, который может подвергать некоторых людей более высокому риску развития проблем.

Биология

Некоторые тревожные расстройства могут быть связаны с тем, как мозг обрабатывает и реагирует на стресс и физическое возбуждение, а также с тем, как организм выделяет гормоны стресса, такие как кортизол.

Стиль мышления

Модели мышления, характеризующиеся предвосхищением худшего, постоянным негативным разговором с самим собой, трудностями принятия неопределенности, а также низкой самооценкой, часто связаны с тревогой. Чувствительность к физическим реакциям организма, таким как учащение пульса, и неправильное истолкование этих физических симптомов как признак чего-то катастрофического также может увеличить риск развития определенных тревожных расстройств.

Стратегии выживания

Бесполезные стратегии выживания, такие как тенденция избегать ситуаций, вызывающих тревогу, вместо того, чтобы сталкиваться с такими ситуациями, могут привести к усилению симптомов тревоги.

Стрессовые жизненные события

Стрессовые события, такие как распад брака, крайние сроки работы или учебы, финансовые трудности, могут выступать в качестве триггеров для развития тревожного расстройства. Стресс и травмы в раннем возрасте также могут увеличить вероятность развития тревожного расстройства в более позднем возрасте.

Лечение

Тревога — частая причина, по которой люди обращаются за помощью к специалистам в области психического здоровья, и исследования показывают, что существует несколько доступных эффективных психологических методов лечения. Психологу потребуется время, чтобы понять вашу индивидуальную ситуацию и работать с вами, чтобы найти лучший способ работы с вами, чтобы улучшить вашу ситуацию в течение нескольких сеансов. Их стратегия будет зависеть от того, как развилась ваша тревога, что ее вызывает и как она на вас влияет.

Некоторые из методов, которые они могут использовать, включают:

Когнитивно-поведенческая терапия

Было обнаружено, что когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является наиболее эффективным методом лечения тревожных расстройств. КПТ помогает вам изменить бесполезные мысли и поведение, которые могут способствовать тревоге, и направлена ​​на формирование навыков управления тревогой, когда она возникает. КПТ при тревоге включает некоторые из следующих стратегий:

  • Обучение природе тревоги и важности самоконтроля симптомов.
  • Когнитивная реструктуризация: метод, используемый психологами, чтобы помочь человеку бросить вызов негативным мыслям и развить более полезные и конструктивные способы мышления.
  • Решение проблем: техника, помогающая человеку решать повседневные проблемы. Было показано, что решение проблем помогает людям чувствовать себя более уверенно при решении жизненных проблем и снижает общее беспокойство. Структурированное решение проблем включает в себя выявление проблемы, разработку ряда возможных решений, выбор одного из них для проверки, внедрение решения и оценку его полезности.
  • Экспозиционная терапия: лечение, при котором психолог проводит человека через ряд реальных или воображаемых сценариев, чтобы противостоять определенным страхам. Посредством этого постепенного процесса человек учится более эффективно справляться со своими страхами, и с практикой тревожная реакция естественным образом уменьшается, поэтому вы чувствуете себя более комфортно при выполнении этой деятельности.
  • Релаксация: ряд ​​техник, таких как медитация или прогрессивная мышечная релаксация, которые, как было установлено, при регулярном применении эффективно снижают тревогу.
Терапия принятия и приверженности

Терапия принятия и приверженности (ACT) оказалась эффективной при лечении тревоги. Используя осознанность вместо того, чтобы избегать, отстраняться или бороться с тревожными мыслями, чувствами и физическими симптомами, человеку помогают оставаться в присутствии и осознавать симптомы, не осуждая их. Со временем человек становится более открытым и принимающим тревожные переживания, менее подавленным ими и лучше способным в полной мере участвовать в жизни.

Изменения в образе жизни

Изменения в образе жизни, такие как регулярные физические упражнения, снижение потребления алкоголя и кофеина, участие в приятных мероприятиях, улучшение навыков управления временем и достаточный сон, могут помочь уменьшить тревогу.

Обращение за помощью

Посещение психолога

Если тревога влияет на вашу повседневную жизнь, психолог может помочь. Тревога также может быть симптомом других проблем с психическим здоровьем, поэтому стоит обратиться за поддержкой, если вы испытываете тревогу. Психологи — это высококвалифицированные и квалифицированные профессионалы, способные помочь людям с целым рядом проблем психического здоровья и благополучия.

Есть несколько способов получить доступ к психологу. Вы можете:

  • Воспользоваться общеавстралийской службой поиска психолога или позвонить по телефону 1800 333 497
  • Попросите своего врача общей практики или другого медицинского работника направить вас.

Если ваш врач общей практики направил вас к психологу, вы можете получить скидку Medicare для покрытия части стоимости вашего лечения. Вы также можете получать психологические услуги с помощью телемедицины, поэтому вам не нужно ехать к психологу. Подробности узнайте у своего психолога или врача общей практики.

Прохождение медицинского осмотра

Медицинский осмотр у врача общей практики также важен, чтобы выяснить, не может ли проблема со здоровьем лежать в основе ваших симптомов. Врач общей практики или другой медицинский специалист может также предложить совет и помощь в тех случаях, когда лекарство может быть полезным.

Советы по преодолению беспокойства

Иногда волноваться, сталкиваясь с трудными ситуациями, нормально. Есть несколько способов помочь себе справиться с ситуацией:

Проверить свой внутренний диалог

Когда мы расстроены и обеспокоены, мы иногда говорим себе негативные вещи. Бесполезный разговор с самим собой может включать такие вещи, как «Я безнадежен», «Я буду ужасен в этом» или «Я никогда этого не сделаю». Негативный разговор с самим собой расстраивает нас, может усилить тревогу и помешать нам в достижении наших целей.

Обратите внимание на то, что вы говорите себе, и работайте над более полезными, успокаивающими и ободряющими разговорами с самим собой, такими как: «Я хорошо справляюсь с тем, что у меня на тарелке», «Это напряженное время пройдет» или «Я получил через него в последний раз».

Смотреть на вещи в перспективе

Когда мы обеспокоены и расстроены, легко увидеть вещи хуже, чем они есть на самом деле, и начать предвидеть всевозможные проблемы в будущем. Сделайте шаг назад и посмотрите на одно из своих беспокойств в более широкой схеме своей жизни. Спросите себя:

  • не забегаю ли я вперед, предполагая, что произойдет что-то плохое, когда я действительно не знаю исхода?
  • результат обязательно произойдет, возможен или маловероятен?
  • если случится самое худшее, что я могу с этим поделать?
  • может быть, я мог бы перестать беспокоиться и спрашивать «а что, если». Я еще не знаю, что произойдет, и я разберусь с этим, ЕСЛИ это произойдет.

Иногда мысли о том, как бы вы справились, даже если бы случилось самое худшее, помогают взглянуть на вещи по-другому.

Не позволяйте тревоге мешать вам что-то делать

Старайтесь не избегать ситуаций, которые вызывают вашу тревогу, а работайте над тем, чтобы противостоять этим ситуациям. Если это кажется слишком сложным, обратитесь за помощью к психологу или другому специалисту в области психического здоровья, чтобы разработать план, как противостоять своим страхам и шаг за шагом повышать уверенность в себе.

Практика релаксации, медитации или осознанности  

Регулярная практика релаксации, медитации и осознанности даст вашему телу и нервной системе возможность регулярно успокаиваться и приспосабливаться к спокойному состоянию.

Следите за своим здоровьем  

Упражнения, диета и другие виды здорового образа жизни могут помочь вам справиться с беспокойством, поэтому важно:

  • следить за тем, чтобы вы хорошо питались
  • регулярно занимайтесь физическими упражнениями
  • избегайте употребления алкоголя, табака и других наркотиков, чтобы справиться с трудностями
Используйте ресурсы самопомощи  

Доступен ряд ресурсов самопомощи, где вы можете узнать, как справляться с тревожностью, в том числе с помощью обычных подходов к лечению, таких как когнитивно-поведенческая терапия. Веб-сайт федерального правительства Head to Health содержит информацию и ссылки на авторитетные цифровые службы охраны психического здоровья. Это может быть хорошей отправной точкой или дополнительным средством поддержки в дополнение к занятиям с психологом.

Дополнительные ресурсы

Head to Health

Веб-сайт федерального правительства, связывающий общественность с авторитетными и основанными на фактических данных цифровыми службами охраны психического здоровья.

www.headtohealth.gov.au

Beyondblue

Предоставляет информацию о тревоге, депрессии и связанных с ними расстройствах помощь лицам от 12 до 25 лет

www.headspace.org.au

Lifeline

Круглосуточная служба консультирования, предотвращения самоубийств и психологической поддержки

Телефон: 13 11 14

www.lifeline.org.au

6 6

6s

6s

  • Американская психиатрическая ассоциация. (2022). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (5-е изд., текстовое перераб.). https://doi.org/10.1176/appi.books.9780890425787
  • Эндрюс Г., Белл К., Бойс П., Гейл К., Лампе Л., Марват О., Рапи Р. и Уилкинс Г. (2018). Руководство по клинической практике Королевского колледжа психиатров Австралии и Новой Зеландии по лечению панического расстройства, социального тревожного расстройства и генерализованного тревожного расстройства. Австралийский и Новозеландский журнал психиатрии, 52 (12), 1109-1172. https://doi.org/10.1177/0004867418799453
  • Австралийское бюро статистики, ABS. (2022, 22 июля). Национальное исследование психического здоровья и благополучия: сводная статистика по ключевым проблемам психического здоровья, включая распространенность психических расстройств и использование услуг [пресс-релиз]. https://www.abs.gov.au/statistics/health/mental-health/national-study-mental-health-and-wellbeing/2020-21
  • Бланк П. , Перлет С., Хайденрайх Т., Крегер П., Дитцен Б., Бентс Х. и Мандер Дж. (2018). Влияние упражнений на внимательность как самостоятельного вмешательства на симптомы тревоги и депрессии: систематический обзор и метаанализ. Поведенческие исследования и терапия, 102 , 25-35. https://doi.org/10.1016/j.brat.2017.12.002
  • Браун, Л. А., Зандберг, Л. Дж., и Фоа, Э. Б. (2019). Механизмы изменения терапии длительного воздействия при посттравматическом стрессовом расстройстве: последствия для клинической практики. Журнал интеграции психотерапии, 29 (1). дои: 10.1037/int0000109
  • Хейс, Южная Каролина (2022). Принятие и разлука. Когнитивная и поведенческая практика . https://doi.org/10.1016/j.cbpra.2022.01.005
  • Ким, Х.С., и Ким, Э.Дж. (2018). Влияние релаксационной терапии на тревожные расстройства: систематический обзор и метаанализ. Архив психиатрического ухода, 32 (2), 278-284. https://doi.org/10.1016/j.apnu.2017.11.015
  • Линкольн, Т. М., Шульце, Л., и Реннеберг, Б. (2022). Роль регуляции эмоций в характеристике, развитии и лечении психопатологии. Nature Reviews Psychology, 1 (5), 272–286. https://doi.org/10.1038/s44159-022-00040-4
  • Макрей, К., и Гросс, Дж. Дж. (2020). Регуляция эмоций. Эмоция, 20 (1), 1. https://doi.org/10.1037/emo0000703
  • Странк, Д. Р., Лоренцо-Луасес, Л., Хьюберс, М. Дж., и Казанцис, Н. (2021). Современные проблемы определения механизмов когнитивно-поведенческой терапии. Frontiers in Psychiatry, 12 , 1541. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2021.755136
  • van Dis EAM, van Veen S.C., Hagenaars MA, Batelaan, NM, Bockting, CLH, van den Heuvel, RM, Cuijpers, P., & Engelhard, IM (2019). Долгосрочные результаты когнитивно-поведенческой терапии расстройств, связанных с тревогой: систематический обзор и метаанализ. JAMA Psychiatry, 77 (3), 265–273. doi:10.1001/jamapsychiatry.2019.3986
  • Войнаровска, А., Кобылинска, Д., и Левчук, К. (2020). Принятие как стратегия регулирования эмоций в экспериментальных психологических исследованиях: что мы знаем и как мы можем улучшить эти знания. Frontiers in Psychology, 11 , 242. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00242
  • Всемирная организация здравоохранения. (2019). Международная статистическая классификация болезней и связанных с ними проблем со здоровьем (11-е изд.). https://icd.who.int/
  • Циммерманн, М., Чонг, А.К., Вечиу, К., и Папа, А. (2020). Модифицируемые факторы риска и защитные факторы тревожных расстройств у взрослых: систематический обзор. Psychiatry Research, 285 , 112705. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2019.112705
  • Найдите психолога™

    Доступ к тысячам психологов по всей Австралии

    Поиск рядом со мной

    Внешние ссылки

    за пределами синего

    свободное пространство

    Линия жизни

    Что такое беспокойство?

    Загрузите или отправьте

    Выберите языкАмхарскийАрабскийАнглийский (Великобритания)Английский (США)ЭстонскийФранцузскийНемецкийГреческийГуджаратиХиндиИндонезийскийИтальянскийЯпонскийКурдский (сорани)ОромоПуштуПерсидский (дари)ПольскийПортугальский (европейский)РумынскийСербскийСомалиИспанский (международный)СуахилиТамильскийTigrinya

    Отправить безопасно моему клиенту Отправлять

    Выбрать языкАмхарскийАрабскийАнглийский (Великобритания)Английский (США)ЭстонскийФранцузскийНемецкийГреческийГуджаратиХиндиИндонезийскийИтальянскийЯпонскийКурдский (сорани)ОромоПуштуПерсидский (дари)ПольскийПортугальский (европейский)РумынскийСербскийСомалиИспанский (международный)СуахилиТамильскийTigrinya

    Отправить безопасно моему клиенту Отправлять

    Выберите языкАнглийский (Великобритания)Английский (США)

    Отправить безопасно моему клиенту Отправлять

    Описание

    Беспокойство представляет собой цепь мыслей и образов, нагруженных негативными эмоциями и относительно неуправляемых. Он представляет собой попытку мысленно решить проблему, исход которой неясен, но содержит возможность одного или нескольких отрицательных исходов. Следовательно, беспокойство тесно связано с процессом страха. (Борковец, Робинсон, Прузинский и ДеПри, 1983)

    Люди обладают удивительной способностью мысленно моделировать будущие события: «думать наперед» означает, что мы можем предвидеть препятствия или проблемы и дает нам возможность планировать эффективные компенсационные действия. В той мере, в какой это помогает нам достичь наших целей, «думать наперед» может быть адаптивным. Беспокойство — это одна из форм размышлений о будущем. Это было определено как размышление о будущих событиях таким образом, что вы чувствуете тревогу или опасения. Клинически чрезмерное беспокойство является основным симптомом генерализованного тревожного расстройства (ГТР). Данные, по-видимому, указывают на то, что содержание беспокойства у людей с ГТР касается тех же тем, что и «повседневное» беспокойство, но часто связано с более маловероятными или отдаленными событиями. Термины «гипотетическое беспокойство» и «беспокойство о реальном событии» часто используются для описания этого различия. Другое важное отличие заключается в том, что люди с ГТР часто считают свои переживания неконтролируемыми и беспокоятся по привычке, а не в ответ на определенные триггеры. Что такое беспокойство? Информационный раздаточный материал кратко описывает тревогу. Он дает определение беспокойства, проводит различие между «реальным событием» и «гипотетическим событием» и описывает континуум от «нормального» до «чрезмерного» беспокойства. В нем также кратко описывается точка зрения Лаваля на генерализованное тревожное расстройство, при котором непереносимость неопределенности рассматривается как характерная черта. Это полезно и как раздаточный материал для клиента, и как учебник для терапевта.

    Инструкции

    Это информационный раздаточный материал Psychology Tools. Предлагаемое использование включает:

    • Раздаточный материал для клиентов – ресурс для психологического образования.