Творческая личность это – 10 признаков того, что ты – творческая личность

Содержание

10 признаков того, что ты – творческая личность

Ты – творец. Твоя жизнь – Творчество. Твое предназначение – Творить новое! Возможно, тебе об этом никто не говорил. Теперь настало время узнать кто ты на самом деле. Как капля воды по своей структуре выражает в себе весь мировой океан, так и человек может выражать в себе все качества Высшего Творца. Он — самая развитая творческая личность. Ты лишь ученик, который познает азы творчества, проживая бесконечное число жизней. Через раскрытие своего творческого потенциала по познаешь себя и в тоже время ты познаешь его. Получается, что ты познаешь его в себе.

Человек, как творческая личность

Изучением творчества и творческой деятельности занимаются представители таких наук как философия, психология, социология, педагогика, история, искусствоведение и др. Это понятие можно сравнить с такими понятиями как «жизнь» и «деятельность». Существует два подхода к определению понятия «Творчества».

Первый, когда творчество понимается, как новаторство. Творчество – это деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, ведущая к созданию нечто качественно нового, социально-ценного и гуманного. Второй, когда творчество – это созидание духовных ценностей, где отчетливо проявляется сам Творец. Только развитие своих творческих способностей и создание чего-то нового может подарить тебе великое Счастье.

Счастье – это познавать себя, как Творца …

Счастье – это Творить Здесь и Сейчас …

Счастье – это нести свое Творчество в этот мир с Безусловной Любовью.

Заметь, когда ты испытываешь наивысший пик счастья? Когда ты что-то делаешь исходя из своего внутреннего творческого потенциала. Поэтому можно представить такую небольшую цепочку…

РАЗВИТИЕ – ТВОРЧЕСТВО – СЧАСТЬЕ

или

БЫТЬ – ДЕЛАТЬ – ОЩУЩАТЬ

Поэтому можно сделать вывод, что

ТОЛЬКО ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВОЙ!!!

Задай себе прямо сейчас несколько вопросов.

Кто я? Кем я являюсь?

Какие у меня таланты? Каков творческий потенциал?

В чем заключается мое творчество? Что я делаю с любовью в свободное время?

Если есть ответы на все вопросы, то я тебя поздравляю! Ты настоящая творческая личность.

10 признаков, что ты – творческая личность

Любишь мечтать…

… да так, что «вываливаешься» из реальности. Творческие личности – это всегда мечтатели. Многие могут подумать, что мечтать только зря тратить время. Но нет. Нейробиологи утверждают, что воображение активизирует в мозгу те же процессы, которые напрямую связаны с творчеством.

Любишь выражать себя…

… всегда, везде, во всем. Творческую личность сразу можно узнать по внешнему виду. Нестандартные прически в стиле punk, яркие цвета одежды в гардеробе, множество татуировок на теле и так далее. Для творческой личности будет убийственно, если не давать ей выражаться так, как она хочет. Мое выражение – это мой личный блог, который ты сейчас читаешь. Здесь мои идеи, мысли и мое творчество.

Тренируй свой мозг с удовольствием

Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров

НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬСЯ

Ищешь новые впечатления…

… в книгах, фильмах, вещах, путешествиях и т.д. Для творческого человека важно почаще «есть творческую пищу» для эмоций и ума. Серость на про нас! Все новое вызывает в нашем мозгу новые соединения, которые потом появляются на свет как что-то новое. Не зря говорят, что из путешествий мы возвращаемся уже совсем другими людьми.

Идешь на риск

… и тебе все равно что подумаю окружающие люди. Творческие люди постоянно сталкиваются с непониманием. Часто их работы никто не оценивают по достоинству. Множество знаменитых творческих личностей становились таковыми уже после смерти, когда их работы начинали признавать. Всегда рискуй и делай то, что до тебя не делали!

Учишься на своих ошибках …

… и получаешь огромный опыт. Эдисон сделал 10 000 попыток прежде чем создал лампочку. Делай, делай и еще раз делай. Никто без ошибок ничего нового еще не создавал. В том и есть смысл всего творчества – искать новое.

Превращаешь боль в новый продукт…

… потому что эта боль настолько сильна, что ее нужно во что-то трансформировать. Многие песни, картины, книги, фильмы созданы в условиях душераздирающей боли, которую испытывали авторы. Мой проект развития личности «7 сфер» тоже родился из этой боли. Ужасно понимать, что твои дети будут также мучиться в этом мире и им некому будет подсказать, что нужно делать в этой жизни.

Часто чувствуешь утрату времени …

… когда творишь часами напролет. Такое со мной часто бывает. Думаю и с тобой. Я могу ни есть, ни пить. Только заниматься своим творчеством. А знаешь почему голод пропадает? Потому что ты питаешься любовью, которая внутри тебя. Побольше твори, поменьше ешь!

Действуешь из внутренней мотивации

… а не из стремления к вознаграждению или внешнему признанию. Просто тебе в кайф это делать. Кайфуешь от своего творения? Значит ты на правильном пути. Часто внешняя мотивация приводит к тому, что человек занимается не тем в жизни, чем должен. Не иди по этому пути. Слушай свою интуицию!

Читай также:

Космическое формирование и развитие личности в Эпоху Водолея

Как изменить свою жизнь за 4 недели в лучшую сторону?

10 навыков для развития в себе творческой личности

Ты согласишься со мной, что из всех видов человеческой деятельности творчество является единственным способом наполнить нашу жизнь самыми яркими красками. Оно позволяет нам расширять свое сознание, делать новые и интересные вещи, быть ближе к использованию своего творческого потенциала. Иногда ты смотришь на великих музыкантов, художников, артистов и говоришь себе: «Вот мне бы так!». А почему бы и нет. Все рождаются с творческим началом. Просто нужно в себе его обнаружить и начать развивать. Расскажу о навыках, которые помогут тебе развить в себе творческую личность.

Навык мечтания

Это самый первый навык, который нужно развивать. Я жуткий мечтатель. Иногда я вываливаюсь из «настоящего мира» в мир своих идей и невероятных мечтаний. С помощью воображения я за секунды придумываю новый дизайн для своей квартиры или архитектуру будущего центра развития личности «7сфер жизни». Мне часто говорят, что я летаю в облаках. Приземлись ты уже. Но мне не хочется. Мне там кайфово. Там я самый настоящий Творец. Творю что хочу! Больше мечтай и воображай. Творчество без воображения просто невозможно.

Навык концентрации

Любая вещь, которую ты можешь представить в воображении может появиться в реальности. Для материализации идеи необходимо большое количество энергии. Если посмотреть на большинство творческих людей, то они очень энергичны. В них как-будто вставлена батарейка «Энерджайзер». Но нужно уметь не только накапливать энергию, но и уметь ее еще концентрировать. Я часами могу сидеть за написанием очередной интересной статьи для своего блога до тех пор, пока она не станет идеальной. Но это не значит, что нужно быть гиперактивным. Совсем нет. Нужно уметь, как концентрироваться, так и расслабляться.

Навык веры

По вере вашей дано вам будет. Это известные многим слова из Библии. Верь в свой творческий потенциал. Я часто вижу, что человек чувствует себя каким-то обделенным, так как не может обнаружить в себе творческое начало. С каждым новым творением, с каждой новой достигаемой целью вера в себя становится поистине мощной. Если какая-то мысль по созданию чего-то великого засела у тебя в голове, то значит у тебя уже есть для этого все необходимое. Просто действуй! В тебя уже поверили Высшие Силы, а ты все в себя не веришь.

Навык дисциплины

С одной стороны, к творческому процессу необходимо относиться весело и игриво, как делают это дети. С другой стороны в творческой личности должен быть развит навык дисциплины. Работая над проектом, творческие люди, как правило, проявляют упорство и решимость. Когда мы смотрим на великих артистов, художников или других творческих людей, то на поверхности все кажется таким увлекательным и простым. Но на самом деле, чтобы стать творческим человеком, необходимо очень много работать. Каждый день по несколько часов.

Навык бунтарства

Развитие творческих способностей человека невозможно без бунтарства. Такие люди всегда видят мир как-то по своему, так сказать за «пределами коробки». Лично я вижу весь процесс развития личности и образования совсем иначе, чем он есть сейчас. Поэтому во мне уже родился новый бунтарь, который не хочет мириться с действующим положением дел. Мы должны воспитывать гармоничных и творческих личностей, а не специалистов с непонятным багажом знаний, которые устаревает уже каждый год.

Навык открытости

Всегда будь открыт к новому, даже если это идет вразрез с устоявшимися догмами. Если бы не было творческих личностей, то мир бы не менялся. Каждую секунду создается что-то. Каждую секунду кого-то критикуют. Почему? Потому что люди боятся перемен. Перемены – это всегда смерть. А мы все боимся смерти. Каждый раз мы умираем и рождаемся вновь. Не бойся умереть и тогда ты будешь открыт к всему новому и неизвестному.

Навык уединения

Никола Тесла однажды сказал: «В беспрерывном одиночестве ум становится все острее. Для того, чтобы думать и изобретать не нужна большая лаборатория. Идеи рождаются в условиях отсутствия влияния на разум внешних условий. Секрет изобретательности в одиночестве. В одиночестве рождаются идеи». Я с ним полностью согласен. Каждый день я практикую минимум 1 час тишины. Творческим людям обязательно нужно слушать себя, свою интуицию, свое творческое начало.

Навык наблюдения

Этот навык следует из предыдущего. Моя частая наблюдательность, интерес к жизни и людям помогают генерировать самые различные творческие идеи. В жизни можно играть две роли. Роль актера или роль наблюдателя. Так вот первую роль играют большинство людей. Актеру дают речь, придумывают постановку, сценарий и так далее. Он исполнитель. Тот, кто все это придумывает, сначала наблюдает за процессом вокруг. Играй две роли, но не забывай про наблюдателя, который и является Творцом!

Навык любви

Творческие люди не просто наслаждаются своей работой, они страстно любят ее. Но только одна страсть не приводит к великим свершениям. Представь писателя, который так влюблен в свою работу, что не желает менять в нем ни строчки. А музыканта, который не стремиться к лучшему звучанию. Творческий человек должен не только любить свою работу, но быть еще и объективным, постоянно критикую себя. Умей отделять свою любовь к себе от самого творчества. Улучшай свои творения без лишнего самолюбия.

Навык ответственности

Не все творчество создано из любви. Можно создать нечто из страха, гнева, обиды и других отрицательных эмоций, которыми ты можешь быть наполнен. За все, что ты создаешь, будь ответственен. Возможно, твое творчество принесет кому-то много страданий. Не стоит бежать, не стоит отнекиваться от этого. Знай, что у всего есть две стороны медали. Не думай, что творчество – это такое светлое понятие. Совсем нет. Твори с любовью и ответственностью!

КАК УЗНАТЬ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ

niksy.net

Творческая личность – кто это в психологии. Особенности, признаки, психологический портрет

Человеческая цивилизация – это продукт творчества, поэтому творческие личности всегда находятся в центре внимания. Не только философы и психологи, но и далекие от мудрствований люди задумывались над тем, кто же все эти создатели шедевров и талантливые ученые, и чем они отличаются от обычных людей. Может, это гении, наделенные божественным даром, или безумцы, мозг которых работает с серьезными отклонениями? А возможно, они обычные люди, и способность к творчеству доступна каждому?

Несмотря на серьезные исследования в области психологии творчества, которые проводились в течение всего XX века, однозначного ответа на эти вопросы нет. Но я постараюсь познакомить вас с наиболее распространенным подходом к пониманию сути творческой личности.

Творческие люди – кто они?

Когда речь заходит о людях, занимающихся творчеством, то обычно сразу вспоминают о художниках, музыкантах, поэтах, писателях, реже об ученых. И так как эти виды деятельности в силу специфических способностей доступны не всем, то создается впечатление, что творчество – какой-то уникальный дар.

Но так ли это? Попытайтесь сами ответить на вопрос: возможно ли творчество в других видах деятельности? Например, в педагогике. Разве не может быть творческим учитель? А кулинар? А менеджер, инженер, сантехник? Согласитесь, что творчество возможно в самых разных видах деятельности, причем доступно оно каждому. Вопрос в другом: каждый ли воспользуется возможностью быть творческой личностью? Для понимания этого стоит разобраться в том, что такое творчество.

Психологическая характеристика творчества

В психологии творческая деятельность определяется очень просто. Это созидание чего-либо нового: картин, музыки, научных теорий, зданий, механизмов, кулинарных рецептов, методики преподавания, приемов деятельности и т. д. То есть творчество – это не особая деятельность, а ее форма или уровень. Есть деятельность репродуктивная – тиражирование, выполнение операций по образцу, усвоенному человеком в процессе обучения. А если человек изобретает что-то свое, делает по-новому, то это уже творчество.

Да, есть художественное творчество, связанное со специфическими видами деятельности, которые объединяются общим понятием «искусство». Но и музыкант может играть в строгом соответствии с партитурой, написанной совершенно другим человеком – композитором. И живописец может виртуозно делать копии картин. И это не считается творчеством.

Но, будучи возможным в любой сфере деятельности, творчество требует от человека особых качеств и способностей. В первую очередь эти способности связаны с когнитивной, познавательной сферой, особенно с мышлением.

Познавательная сфера творческой личности

Вопрос о своеобразии творческого мышления интересовал психологов и философов давно. Но только в XX веке его стали изучать серьезно. Это было связано с острой потребностью общества в творческих личностях. Такая потребность существовала всегда, то лишь к началу прошлого века общество осознало, что творчество можно эффективно использовать не только в сфере искусства и науки, но и во всех других областях жизни, в том числе в маркетинге, создании новых товаров и услуг, в сфере управления и т. д.

Итогом этого возросшего интереса стало развитие психологии творчества и разработка теории творческого мышления. Благодаря исследованиям таких ученых, как Дж. Гилфорд, Э. де Боно, Г. Альтшуллер, С. Медник, Т. Бьюзен, Я. Пономарев и др., были выявлены основные характеристики этого необычного вида мышления.

  • Дивергентный характер. С точки зрения Дж. Гилфорда, дивергентность (направленность в разные стороны) – главный признак творческого мышления. Это его отличает от конвергентного, однонаправленного логического мышления.
  • Образность. Творческая мысль рождается в форме образа, на что обратил внимание еще А. Эйнштейн. В слова творческие идеи облекаются только в процессе разработки и сообщения их другим людям. Поэтому наиболее ярко творчество проявляется в сфере искусства, которое оперирует образами.
  • Ассоциативность. Ассоциации – это связи, которые возникают в мозге между различными элементами или блоками информации. Они помогают подключить к мышлению самые разные сферы нашего опыта, знаний, представлений. Чем больше возникает таких ассоциаций, тем более интересные и оригинальные мысли рождаются.
  • Спонтанная активность воображения. Творческий человек не только мыслит образами, у него в мозгу они рождаются спонтанно, без особых усилий, благодаря развитому воображению.

Кроме особенного мышления, в познавательной сфере творческой личности важную роль играет образная память, помогающая сохранить массу полезной информации, и способность сосредотачиваться на своей деятельности. Хорошо управляемое, развитое внимание в сочетании с воображением позволяет творческим людям замечать необычное, удивительное в мире, то, чего не видят остальные.

Роль волевой сферы

Наряду с понятием «творческая личность», часто используют термин «креатив». Само это слово происходит от английского существительного creativity – креативность, творческая одаренность. Несмотря на очевидное родство этих двух понятий, между ними есть отличие. Креативами называют людей, проявляющих творческую активность, деятельных, а не просто наделенных способностью к творчеству.

Для людей даже с высоким творческим потенциалом такая активность не всегда характерна. Часто процесс творчества протекает на уровне сознания, а его результаты не всегда реализуются на практике. Так можно придумать оригинальный, увлекательный сюжет, но книгу так никогда и не написать. Лежа на диване, можно разработать проект собственного бизнеса, но так никогда его и не реализовать. И если бы вы знали, сколько гениальных идей, изобретений и художественных шедевров так и остались «на диване»!

Чтобы стать креативом, активной личностью, одного творческого мышления недостаточно, нужны еще и волевые качества. Ведь гениальную идею нужно разработать, проявить упорство в ее доказательстве, высокую работоспособность в ее реализации, не бояться трудностей, не опускать руки перед неудачами и быть готовыми к критике, к недоброжелателям и завистникам. Воля в творческом процессе часто играет даже большую роль, чем способности, уровень креативности и интеллекта.

Сфера интересов

Как рождаются новые идеи и находятся новые решения сложных задач? По сути дела, наш мозг ничего абсолютно нового придумать не может, например, мы не можем представить то, что никогда не видели, если нет описания этого. Творчество – это комбинаторная деятельность, то есть преобразование и комбинирование элементов прежнего опыта, имеющихся в памяти знаний, представлений и т. д. Информация, хранящаяся в нашей памяти – это строительный материал, и чем ее больше и она разнообразнее, тем лучше условия для творчества.

Для творческой личности важен не только объем, но и разнообразие знаний. Это позволяет подключать их для решения самых разных задач. А если еще и ассоциативное мышление хорошо развито, то комбинирование информации создает практически неограниченные возможности для созидания нового. Таким образом, креативов отличают не только творческие способности, но и разносторонние интересы, эрудированность.

Сейчас наступило такое время, когда, казалось бы, отпала необходимость запоминать и хранить большие объемы информации. Ведь есть же колоссальные базы данных интернета, где можно найти все. Да, но они находятся за пределами нашего мозга, значит, и не участвуют в процессе творчества, которое во многом спонтанно и неосознанно. А это значит, что эрудированность и разносторонние интересы не утратили своего значения. Если, конечно, вы хотите быть творческой личностью.

Биологическое и социальное в структуре творческой личности

Спор о том, что определяет способность к творчеству – врожденные особенности или социальная среда – не утихает до сих пор. И это не простое любопытство. Ведь если решающее значение имеет биологический фактор, то творческие люди, действительно, избранные, и воспитание не играет существенной роли. А если на первом месте социальный фактор, то каждый человек в любом возрасте может развить у себя творческие способности, главное, чтобы условия были подходящими.

Вторая точка зрения мне нравится больше, но я не могу не признать очевидной связи творчества с врожденными, генетически заданными особенностями работы мозга и организма в целом.

Биологические предпосылки для творчества

Исследования биологических особенностей творческих личностей проводились серьезными учеными и научными коллективами. Изучались и высшая нервная деятельность, и биохимия мозга, и обмен веществ, и многое другое. На основе этих исследований были выделены следующие биологические особенности креативов:

  • Своеобразие деятельности мозга, которое выражается в преобладающей активности правого полушария, отвечающего за образное мышление. Правда его повышенная активность характерна именно для периодов творческого подъема.
  • Выработка клетками головного мозга повышенного количества определенных веществ, которые улучшают работоспособность, повышают тонус нервной системы, стимулируют память, внимание и т. д. Например, к ним относятся гормоны ацетилхолин, глутамат, дофамин.
  • Повышенное содержание в организме мочевой кислоты, действие которой схоже с известными стимуляторами умственной активности, такими как кофеин.
  • Особенности темперамента. Подвижность и чувствительность нервной системы, что обеспечивает творческим личностям восприимчивость к внешним раздражителям, способность к быстрому переключению внимания и гибкость мышления. С другой стороны, эта же особенность является причиной частой смены настроения, повышенной эмоциональной возбудимости и, как следствие этого, опасности профессионального выгорания.

Эти биологические особенности креативов имеют и оборотную сторону. Они не только обеспечивают высокую творческую активность и работоспособность, но и приводят к тому, что человек плохо контролирует свою деятельность, забывает про сон, отдых, а иногда и еду. Поэтому творческие личности нередко страдают от психических и физических перегрузок и повышенной эмоциональности. Для креативов характерны и различные болезни, не связанные непосредственно с творчеством, потому что, поглощенные процессом творчества, эти люди часто не обращают внимания на свое физическое состояние.

Социальные факторы

И все же невозможно утверждать однозначно, что способности к творчеству биологически заданы. Тем более изменения в организме креативов могут быть и не причиной, а следствием повышенной творческой активности. За исключением, конечно, врожденных черт темперамента.

Социальная среда и влияние общества играют не меньшую, а возможно, и большую роль в формировании креативности. Прежде всего речь идет о воспитании, но на воспитании творческой личности мы останавливаться не будем, так как это тема отдельного разговора. Большинство детей рождается с отчетливо выраженной потребностью к творчеству, которую они удовлетворяют даже вопреки запретам социума. Например, раскрашивают обои фломастером, подстригают кота или разбирают игрушки, чтобы узнать, как они устроены. А вот сохранится ли эта потребность и дальше, будут ли развиты способности малышей, зависит от их родителей, воспитателей, учителей.

Но и для взрослых социальное окружение тоже важно. Творчество вообще социально, оно требует оценки, поддержки общества или хотя бы критики. А в забвении, при отсутствии внимания окружающих потребность в творчестве и желание развивать свои способности  быстро угасают. Недаром же в последнее время такое распространение получили разнообразные виды творчества, причем не только вполне демократичное декоративно-прикладное искусство. Интернет дал возможность всем попробовать себя в роли художников, скульпторов, писателей, творцов миров и сумасшедших идей. Ведь теперь мы можем поделиться результатами своего творчества с огромным количеством людей, даже проживающих от нас за тысячи километров.

Психологический портрет творческой личности

Подводя итоги этой непростой темы, хочу обобщить все сказанное и представить своеобразный психологический портрет творческой личности. Конечно, креативы все разные и отличаются друг от друга больше, чем среднестатистические обыватели, но все-таки общие черты у них есть:

  • Потребность в творчестве, которая во многом управляет жизнью творческого человека: выбором профессии, хобби, круга друзей и т. д. Эта потребность первостепенна и часто удовлетворяется даже в ущерб другим жизненно важным нуждам.
  • Стремление к самореализации. Это другая, не менее значимая потребность, побуждающая креатива искать себя в разных видах деятельности, а найдя сферу приложения своего таланта, все свое время отдавать любимому делу.
  • Высокая активность и работоспособность. Активность эта связана с областью творчества и не всегда социальна, так как творческие личности часто плохо адаптируются к обществу.
  • Особый тип мышления позволяет креативу видеть необычное в обычном, находить нестандартные решения и добираться до цели своими, оригинальными путями. Это не может не вызывать недоумение у окружающих, поэтому творческие личности часто слывут чудаками.
  • Высокий уровень воображения и творческое мышление делают креативов желанными членами любой команды, но они же и мешают социуму принять творческую личность, вызывают чувство отчуждения по отношению к «выскочке», «странному человеку», «самому умному» и т. д.
  • Упорство, стремление к цели и увлеченность творчеством позволяют креативу развивать специальные способности в разных видах деятельности и становиться Мастером. И это тоже выделяет его из общей массы.

Кажется, что креатив противостоит обществу, большинство членов которого не стремится к творческой активности. До последнего времени это было очень заметно. Но XX век с его ориентацией на динамичное и творческое развитие буквально всех областей жизни заставил изменить отношение к креативам. Они стали не только необходимыми в любой команде, но и самих творческих личностей стало значительно больше, чем это было 100 и даже 30 лет назад.

psychologist.tips

ЛИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ | Энциклопедия Кругосвет

ЛИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ. Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Некоторые психоневрологи видят сущность психотерапии в излечении неврозов путем пробуждения творческих стремлений человека. М.Зощенко в своей автобиографической повести рассказывает о том, как он благодаря творчеству излечился от депрессии.

Взгляд на креативность как универсальную черту личности человека предполагает определенное понимание творчества. Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни.

Существуют профессии – их называют «творческими профессиями» – где от человека требуется как необходимое качество быть творческой личностью. Это такие профессии, как быть актером, музыкантом, изобретателем и др. Тут недостаточно быть «хорошим специалистом». Необходимо быть творцом, а не ремесленником, даже очень квалифицированным. Разумеется, творческие личности встречаются и среди других профессий – среди педагогов, врачей, тренеров и многих других.

В настоящее время творчество все больше и больше специализируется и приобретает элитарный характер. Уровень силы творческой потребности и энергии, требуемый для профессионального творчества, в большинстве сфер человеческой культуры таков, что за пределами профессионального творчества остается большинство людей. Есть точка зрения, что у творческой личности имеется избыточный энергетический потенциал. Избыточный по отношению к затратам на приспособительное (адаптивное) поведение. Возможность для творчества, как правило, появляется тогда, когда человеку не нужно решать задачи на адаптацию, когда в его распоряжении «покой и воля». Он или не занят заботами о хлебе насущном или пренебрегает этими заботами. Чаще всего это происходит на досуге, когда он предоставлен самому себе – ночью за письменным столом Болдинской осенью, в камере одиночного заключения, на больничной койке.

Многим людям, даже творчески одаренным, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетентности. Во-первых, насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры. Во-вторых, насколько он владеет специфическими «языками» разных видов творческой деятельности, набором кодов, позволяющих ему дешифровать информацию из разных областей и перевести на «язык» своего творчества. Например, как живописец может использовать достижения современной музыки, или ученый-экономист – открытия в области математического моделирования. По образному выражению одного психолога, творцы сегодня похожи на птиц, сидящих на удаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры, они далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга. Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения личностью системой «технических» навыков и умений (например, технологией живописного ремесла), от которой зависит способность осуществить задуманные и «придуманные» идеи. Разные виды творчества (научного, поэтического и др.) предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности.

Невозможность реализовать творческий потенциал из-за недостаточной творческой компетентности породило массовое любительское творчество, «творчество на досуге», хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому, людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью.

Творческая компетентность – это всего лишь условие проявления креативной способности. К таким же условиям относятся наличие общих интеллектуальных и специальных способностей, превышающих средний уровень, а также увлеченность выполняемой задачей. В чем же заключается сама креативная способность? Практика творческих достижений и тестирования подводит к выводу, что психологическую основу креативной способности составляет способность творческой фантазии (см. ФАНТАЗИЯ), понимаемой как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения). Потребность в творчестве как важнейшая черта творческой личности есть не что иное, как постоянная и сильная потребность в творческой фантазии. К.Паустовский проницательно писал: «…будьте милостивы к воображению. Не избегайте его. Не преследуйте, не одергивайте и прежде всего не стесняйтесь его, как бедного родственника. Это тот нищий, что прячет несметные сокровища Голконды».

Определяющим для творческой фантазии является направление сознания (и бессознательного), заключающегося в отходе от наличной действительности и реального Я в известную относительно автономную и свободную деятельность сознания (и бессознательного). Эта деятельность отличается от непосредственного познания действительности и своего Я и направлена на их преобразование и создание новой (мысленной) действительности и нового Я.

Что же побуждает творческую личность постоянно обращаться к творческой фантазии? Что является ведущим мотивом в поведении творческой личности? Ответить на эти вопросы – значит подойти к пониманию сущности творческой личности.

Творческая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение, неясную или более определенную тревогу, обнаруживая в реальной действительности (внешней и внутренней) отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. Она подобна барометру, чутко реагирующему на противоречия, дискомфорт, дисгармонию. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором он чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Реальные противоречия, дискомфорт и дисгармония как бы сами находят творческую личность. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в двух режимах, сменяющих друг друга: напряжения и релаксации (катарсиса), тревоги и успокоения, неудовлетворенности и радости. Такое постоянно воспроизводимое состояние двойственности является одним из проявлений нейротизма как личностной черты творческих личностей.

Нейротизм, повышенная чувствительность – норма для творческой личности точно так же, как для обычного нормального человека является нормой эмоциональность (отсутствие равнодушия) в любом виде деятельности. Но нейротизм, двойственность творческой личности находится близко к той грани, за которой начинается психопатология. Следует признать факт, что творческие способности могут сочетаться с некоторыми психопатологическими чертами. Но, во-первых, это не является нормой и тем более, во-вторых, не дает оснований для выводов, которые делают последователи Ломброзо о родстве гениальности и безумия.

Двойственность творца предполагает феномен «естественного раздвоения Я» на реальное Я и творческое (воображенное) Я. Даже в самом сильном порыве вдохновения творец не теряет чувства реального Я. Например, (как заметил Станиславский), ни один актер не упал в оркестровую яму и не опирается на картонный задник декорации. И все же активность творческого Я, «заставляющая» пребывать творца в мире воображенной, условной реальности – словесной, изображенной, символически-понятийной, сценически воплощенной и т.п. – объясняет наличие у творческой личности черт и особенностей, отличающей ее от обычного человека. Поведение творца в обыденной жизни нередко кажется «странным», «чудоковатым». И этому есть объяснение.

Сильная потребность в деятельности воображения и сосредоточенность на ней, что неразрывно связано с любознательностью и потребностью в новых впечатлениях (новых идеях, образах и т.п.) придает творческим личностям черты «детскости». Например, биографы Эйнштейна пишут, что он был мудрый старец со всепонимающими глазами. И вместе с тем в нем было что-то детское, он навсегда сохранил в себе удивление пятилетнего мальчика, впервые увидевшего компас. «Игровой» компонент в акте воображения, по-видимому, объясняет нередкую любовь творцов, как и детей, к играм, розыгрышам, шуткам. Погруженность в свой воображенный творческий мир иногда делает их поведение в быту не вполне адекватным. Про них нередко говорят, что они «не от мира сего». Классической иллюстрацией может служить «профессорская» рассеянность.

Детская, или «наивная» креативность отличается от креативности взрослого, она имеет другую структуру и содержание, чем культурная креативность творческой личности. Детская креативность – это естественное поведение ребенка на фоне отсутствия стереотипов. Свежий взгляд ребенка на мир – от бедности его опыта и от наивного бесстрашия его мысли: все действительно может быть. Наивная креативность – характеристика возраста и присуща большинству детей. Напротив, культурная креативность творцов – явление далеко не массовое.

Бесстрашие мысли творца не носит наивный характер, оно предполагает богатый опыт, глубокие и обширные знания. Это бесстрашие творческой смелости, дерзости, готовности к риску. Творца не пугает необходимость усомниться в общепризнанном. Он отважно идет на разрушение стереотипов во имя создания лучшего, нового, не боясь конфликтов. А.С.Пушкин писал: «Есть высшая смелость: смелость изобретения».

Творческая смелость – это черта творческого Я, и она может отсутствовать у реального Я творца, в обыденной жизни. Так, по свидетельству жены знаменитого импрессиониста Марке, смелый новатор в живописи был в жизни довольно робким человеком. Такая двойственность может быть обнаружена и в отношении других личностных качеств. Например, рассеянный в жизни, творец «обязан» быть в творчестве сосредоточенно-внимательным и точным. Творческая этика не тождественна этике реального Я. Художник Валентин Серов часто признавался, что недолюбливал людей. Создавая портреты и внимательно вглядевшись в человека, он каждый раз увлекался, вдохновлялся, но не самим лицом, которое часто бывало пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте. О специфической художественной любви пишет А.Блок: любим мы все то, что хотим изобразить; Грибоедов любил Фамусова, Гоголь – Чичикова, Пушкин – скупого, Шекспир – Фальстафа. Творческие личности порой производят в жизни впечатления бездельников, внешне недисциплинированных, иногда беспечных и безответственных. В творчестве же они обнаруживают огромное трудолюбие, внутреннюю честность и ответственность. Отчетливо выраженное стремление к самоутверждению творческого Я может принимать неприятные формы на уровне поведения в реальной жизни: ревнивое внимание к чужим успехам, враждебность к коллегам и к их заслугам, надменно-агрессивная манера излагать свои суждения и т.п. Стремление к интеллектуальной независимости, характерное для творческих личностей, часто сопровождается самоуверенностью, склонностью давать высокую оценку собственным способностям и достижениям. Такая склонность отмечается уже у «творческих» подростков. Известный психолог К.Юнг утверждал, что творческая личность не боится выявить в поведении противоположные черты своей натуры. Не боится потому, что недостатки своего реального Я она компенсирует достоинствами творческого Я.

Креативность как специфическая способность творческой личности коренится во врожденной одаренности человека. Но реализация этой способности и одаренности зависит от развития личности в целом и, в частности, от развития других общих и специальных способностей. Установлено, что интеллект должен быть выше среднего. Огромное значение имеет развитая память, причем приспособленная к той или иной сфере творческой деятельности: музыкальная память, зрительная, цифровая, двигательная и т.п. Имеют значение и физические, анатомо-физиологические свойства человека, часто врожденные. Так, певческому таланту Шаляпина в немалой степени способствовали его удивительные голосовые связки – мощные и пластичные. В то же время не зафиксирована устойчивая корреляция между уровнем креативной способности и особенностями характера и темперамента реального Я. Творческими личностями могут быть люди с любым характером и любым темпераментом.

Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социо-культурная.

Евгений Басин

www.krugosvet.ru

Чем отличается творческий человек от нетворческого

Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.

С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.

«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие», - рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности ...у этих людей более хаотичный ум».

Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.

Они мечтают

Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности», считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.

Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.

Они все замечают

Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает».

Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.

У них свои часы работы

Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.

Они находят время для уединения

«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством», - писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.

Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением - мы должны дать себе время просто помечтать.

«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы ... не в контакте с самим собой и не размышляете о себе», - говорит он.

Они «переваривают» жизненные преграды

Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.

Они в поиске новых впечатлений

Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.

«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений», - говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе - это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего».

Они терпят неудачу

Стойкость - практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики - по крайней мере, успешные - учатся не сокрушаться по этому поводу.

«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто», - написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.

Они задают важные вопросы

Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.

Они наблюдают за людьми

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.

«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах», - говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми...».

Они рискуют

Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.

«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду», - пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги - ... Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк».

Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.

«Творческое выражение - это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности», - говорит Кауфман.

Они следуют своей истинной страсти

Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.

Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.

Они выходят за границы собственного разума

Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.

«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее», - говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» - она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли».

Они теряют чувство времени

Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока», который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.

Вы оказываетесь «в состоянии потока», когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.

Они окружают себя красотой

Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.

Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.

Они соединяют точки

Если и есть отличие между чрезвычайно творческими людьми и всеми остальными, это способность видеть возможности там, где другие не замечают. Многие великие художники и писатели говорят, что творчество это просто способность соединять точки, которые другие никогда бы не догадались соединить.

Стив Джобс говорил, что творчество это объединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они это сделали, они чувствуют себя немного неловко, потому что в действительности они этого не делали, а просто что-то разглядели, соединили со своим опытом и синтезировали новые вещи.

Они постоянно встряхиваются

Разнообразие опыта, больше чем что-либо имеет решающее значение для творчества, говорит Кауфман. Креативщики встряхиваются, испытывают новые вещи и избегают всего, что делает жизнь однообразной или рутинной.

«У творческих людей больше разнообразных впечатлений», - утверждает психолог.

Они находят время для осознанности и медитаций

Творческие личности понимают ценность ясного и сфокусированного сознания, потому что от этого зависит их работа. Многие художники, предприниматели, писатели и другие творческие деятели, использовали медитацию в качестве инструмента для настройки самого креативного состояния души.

Голландское исследование в 2012 г. показало, что некоторые медитативные техники действительно способствуют творческому мышлению. Осознанность связывают с улучшением памяти и внимания, оптимизацией эмоционального состояния, снижением стресса и тревожности, а также с улучшением ясности ума - все это может привести к более креативному мышлению.

cameralabs.org

что это такое и кто такая творческая личность

Творчество – неотъемлемый компонент человека. Кто-то выбирает творческий труд за основу своей жизни, другие применяют его время от времени. Что же такое творчество? Как обнаружить и развить в себе творческие способности? Чем отличается творческая личность от обычного человека? Можно ли говорить, что существует психология творчества, выходящая за рамки привычного восприятия? Попытаемся разобраться в этих вопросах вместе.

Что такое творчество

Творчество — это процесс создания чего-то нового, ранее не встречавшегося в мире. Речь идет не только о произведениях искусства либо архитектурных шедеврах. Это однозначно творчество, но определение данного понятия намного шире. Ведь даже пара написанных строчек в блоге школьницы уже является чем-то новым для этого мира.

Творчество можно рассматривать как в глобальном плане, так и на бытовом уровне.

Бывают следующие виды творчества:

  • Художественное – визуализирует внутренние переживания человека;
  • Декоративно-прикладное – преображает окружающий мир;
  • Музыкальное – позволяет чувствовать ритм и воспроизводить красивые звуки;
  • Научно-техническое – совершает научные открытия и неожиданные изобретения;
  • Философское – сопутствует поискам мыслителей и мудрецов;
  • Социальное – совершенствует правовые, культурные и прочие взаимоотношения в обществе;
  • Предпринимательское – помогает в успешном развитии бизнеса;
  • Духовное – дает идеологические основы общества;
  • Повседневно-бытовое – увеличивает способности человека приспосабливаться к возникающим обстоятельствам;
  • Спортивно-игровое – связано с нестандартным выполнением необходимых тактико-технических элементов.

Есть похожее понятие креативности. Многие считают ее и творчество синонимами. Поскольку эти два слова существуют в русском языке, то правильнее было бы выделить каждому из них свою экологическую нишу. Пытаясь разделить креативность и творчество, определение последнего звучит, как процесс создания чего-то нового. А креативность – это способность человека создавать новое. В первом случае, мы говорим о действии, во втором – о свойстве.

Можно встретить и такую классификацию, где творчество – это более широкое понятие, а креативность рассматривается в качестве направленного творчества, то есть в ответ на определенную потребность.

Например, если девушку бросил молодой человек, и она, рыдая в подушку, пишет стихи – это и будет акт творчества. Если же креативщику рекламного агентства поручат придумать новую зубную щетку, то слезы и стихи ему не пригодятся. Это должен быть готовый продукт, в чем и поможет креативность.

Кто такая творческая личность

Творческая личность — это человек-творец, создающий что-то новое. Причем под «новым» подразумевается не только созидание, но и разрушение, ведь творческий труд порой связан с уничтожением имеющихся форм.

Например, игра в боулинг, когда спортсмен при помощи шара должен разрушить выстроенные кегли, но сам подход к игре может быть очень даже творческим.

Задатки к определенным видам деятельности возникают еще на этапе эмбрионального развития человека, но непосредственно творческие способности появляются уже после рождения. Желательно обеспечить ребенку гармоничное развитие, в том числе и творческий труд. Рисование, танцы, декоративно-прикладное искусство и т.п. Чем многограннее будет развиваться человек, тем ему проще будет адаптироваться во взрослой жизни.

Творчество в психологии занимает особое место, ведь благодаря ему можно исправлять целый ряд психосоматических расстройств. Существует даже такое направление, как арт-терапия – применение элементов творчества в лечебных целях. Это в очередной раз подчеркивает важность данной темы.

Но как понять, что человек имеет творческие способности? Существуют ли признаки, по которым можно определить творческую личность?

Признаки творческого человека

Распознать, что перед нами находится творческая личность можно, как минимум, по семи отличительным признакам:

  1. Возможность видеть больше, чем другие;
  2. Стремление к прекрасному;
  3. Свободное выражение своих эмоций и чувств;
  4. Умение фантазировать;
  5. Склонность к риску и необдуманным поступкам;
  6. Трепетное отношение к своим произведениям;
  7. Следование за своей мечтой.

Творческая личность не поставит материальные блага выше своих фантазий и целей. Многие авторы тратят годы жизни на создание своих произведений, даже не понимая, в конечном счете, смогут ли на них заработать. Психология творчества скорее основана на удовлетворенности результатом либо самим творческим процессом, чем на возможности разбогатеть.

Хотя, не стоит думать, что творческая личность будет ходить без гроша за душой. Талантливые люди могут добиться признания среди своих современников. А занимаясь любимым делом и заработать получится.

Важным свойством, определяющим творчество, является умение видеть то, что скрыто от других людей. Ведь, для того, чтобы создать новое, надо это представить, увидеть в своих фантазиях. Одни смотрят на небо и видят облака, а другие – белогривых лошадок. Все слышат шум мотора, а кто-то распознает в нем начало своей новой музыкальной композиции.

Умение и желание фантазировать определяет творчество во всех его видах и проявлениях. Прежде, чем мастер создаст очередную скульптуру, она должна возникнуть в его голове. И даже новый оригинальный борцовский прием, зачастую, проводится мысленно, а уже потом выполняется и на ковре.

Как развить творческие способности?

Как и любые другие умения, творческие задатки также можно усиливать и развивать. Во-первых, следует понять свои умения и интересы. Во-вторых, больше упражняться в этой деятельности. Например, глупо ходить на танцы, если хочется научиться рисовать или наоборот. В-третьих, никогда не останавливаться на достигнутом и все время совершенствоваться. В-четвертых, окружать себя такими же увлеченными людьми. В-пятых, верить в свои силы и свой талант.

Если следовать этим простым рекомендациям, можно легко развить свои творческие способности и добиться большего в выбранном виде деятельности.

Творчество помогает людям лучше реализоваться, эффективнее справляться с ежедневными заданиями и отличаться от других. Творческая личность всегда добьется успеха, какой бы род деятельности она не выбрала. Именно поэтому стоит всегда развивать свои творческие способности, не пренебрегая ними в пользу других жизненных приоритетов. Человек должен развиваться гармонично и творчество – важная часть этого процесса.

wikigrowth.ru

Методическая разработка на тему "Творческая личность"

Содержание

Стр.

1. Введение 3

2. Понятие творчества 4

3. Творческая личность 7

4. Заключение 11

5. Список литературы 12

Введение

Психология (psyche - душа, logos - учение) - это наука, которая изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых самим человеком или неосознаваемых им.

Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами.

Нам важно понять, что могут, что хотят окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента.

Так же важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией.

Психология как наука имеет множество направлений. Одним из таких направлений является «Психология личности».

Психология личности - это направление, занимающееся познанием личности человека и, тех процессов, благодаря которым она в нас появляется. Основной упор делается на создание общей картины социальной психологии личности человека и познание основных психологических процессов.

Важнейшее место отводится изучению индивидуальных различий, существует несколько теорий личности в психологии. Одна из таких теорий - это творческая личность.

1. Понятие творчества

Творчество одно из самых загадочных проявлений личности. Человек издавна бьется над загадкой феномена творчества, но оно и сегодня остается столь же привлекательным и неопознанным, как и многие столетия назад. Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось кардинально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен. В Средние века и значительно позднее творец был приравнен к ремесленнику, его творческая самостоятельность никак не поощрялась. И лишь в ХIХ веке художники, литераторы, ученые и прочие представители творческих профессий получили возможность жить за счет продажи своего творческого продукта. Как писал А.С. Пушкин «…Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать…». Поэтому существует неприятные для интеллектуалов различия в доходах: с одной стороны представителей исполнительского искусства, а также дельцов массовой культуры и, с другой стороны творцов.

Одно из самых распространенных определений творчества - определения по продукту или результату. Творчеством, в этом случае, признается все, что приводит к созданию нового. Известный итальянский физик Антонио Дзикики дает весьма характерное для этого подхода определение: «Творчество - это способность генерировать что-то такое, что никогда ранее не было известно, не встречалось и не наблюдалось».

Но психологию интересует внутренний мир личности, а не то, что рождается в итоге его активности.

Творчество издавна делят на художественное и научное. Художественное творчество начинается с обостренного внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их держать в памяти и осмыслять. Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер. В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль. В ХХ веке подсознательное в творческом процессе привлекло к себе внимание З. Фрейда и его психоаналитической школы. Художник как личность был превращен психоаналитиками в объект самонаблюдения и наблюдения критики. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально непримиримых начал и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов. Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык.

Особенно плодотворен творческий процесс, когда художник находится в состоянии вдохновения. Это - специфическое творчество - психологическое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса», накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество.

Научное творчество, в отличие от художественного, есть деятельность, направленная на производство нового знания. Оно получает социальную опробацию и входит в систему науки.

Творчество в науке требует, прежде всего, приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки.

Научное творчество невозможно без высокого уровня развития общего и профессионального интеллекта, способности к обучаемости и деловому общению, т.е. без проявления социальной активности личности. Творческая деятельность в науке предполагает самостоятельность, гибкость, направленность на постановку и решение проблем, воображение, комбинационные способности, а также упорство, уверенность в себе, жажду знаний, стремление к изобретениям и экспериментам, готовность к риску.

Как художественное, так и научное творчество является чем-то новым: будь то произведение искусства или же создание механизма. Только если в художественном творчестве мы видим воображение, свободный полет мысли, не контролируемый сознанием, то в научном мы наблюдаем интеллектуальные действия, которые в последствие должны получить одобрение общества.

Таким образом, творчество - это деятельность, которая приводит к созданию новых неповторимых материальных и духовных ценностей.

2. Творческая личность

Уникальность творческой деятельности состоит в том, что человек отображает в ней свою личность. Поэтому людей, способных к творческой деятельности называют творческими личностями.

Рассмотрим последовательность мышления творческой личности в момент создания оригинальных образов, разработанную английским психологом Г. Уоллесом.

Первым этапом творческого мышления он считал подготовку к деятельности, заключающуюся в постановке цели и моделированию метода ее достижения.

Второй этап - инкубация. Он характеризуется полетом мысли, отстранением от цели творческой деятельности. Таким образом, происходит настройка автора на творческую работу.

Третий этап - озарение. Оно происходит инсайд - неожиданно, как импульс. Человек понимает, как должен выглядеть результат его творения и как этого достиг. Озарение - это сложный психический процесс, свойственный не только для творческих личностей. Творческое озарение - это появление оригинальной мысли, которая становится основой для дальнейшей работы.

Последний четвертый этап, выделенный Уоллесом, это проверка. Во время проверки человек испытывает свое творение на пригодность и качество. Это может быть его оценка, взгляд под новым углом или вполне практичное использование продукта творчества.

Эти этапы освещены в трудах и других психологов, что подтверждало предположенную Уоллесом модель творческого мышления.

Что такое творческая личность? Прежде всего, это человек с широкими взглядами, знаниями, гибким и живым умом. Такая личность способна быстро приспосабливаться в работе к резко изменяющейся ситуации, оперативно находить нестандартные решения в стандартных проблем. На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Воспитание - рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на человека для передачи накопленного общественного опыта.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяет характер деятельности и мировоззрение людей.

Задатки - особые анатомо-физические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности.

Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности.

Творческого человека можно определить так - это человек, который видит вокруг себя задачи, ставит себе цель решать их и находит нестандартный подход для решения этих задач.

В творческой деятельности человека выделяются три уровня сознания: сознание, подсознание и сверхсознание.

Сознание оперирует знанием, которое может быть передано другому, может стать достоянием других членов общества.

К сфере подсознания относят все то, что было осознаваемым ранее. Подсознание защищает сознание от излишней работы и психических перегрузок.

Деятельность сверхсознания (творческой интуиции) обнаруживается в виде первоначальных этапов творчества, которые не контролируются сознанием и волей.

«Творческая личность - утверждает американский психолог Л.С. Кьюби, - это такая, которая некоторым или случайным образом сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые может быть, потенциально являются в равной степени одаренными».

Следует обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе рядом с термином «творческая личность» встречается термин «креативная личность». Наиболее удачный подход к этому определению предложила С.О. Сысоева.

Креативная личность - личность, которая имеет внутренние условия, которые обеспечивают ее творческую активность, то есть не стимулированную внешне исследовательскую деятельность. Это личность - которая в результате влияния внешних факторов приобрела ряд необходимых дополнительных мотивов, личностных образований, способностей, которые способствуют достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творчества.

Так же очень значимыми факторами развития творческой личности является развитие мышления и воображения.

Мышление - это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Основой творческого мышления является формально-логическое, которому присущи творческие начала.

Воображение - это психологический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности, в создании образов, которые соответствуют описанию. Важнейшая задача воображения заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.

В определении творческой личности особое место занимает выбор, который относится к любой сфере человеческой деятельности: нравственной, интеллектуальной, эмоционально - волевой, общественной и которая заключается в осуществлении выбора, принятии решений и деятельности по их осуществлению.

Проявлением творческого потенциала личности являются способности, одаренность, талант, гениальность. Психолог Г.А. Рубинштейн сформулировал основное правило развития способностей - по «спирали»: от задатков к способностям - в этом состоит путь развития личности. Творческие задатки присущи каждому человеку, но лишь реализация творческого потенциала сделает человека творческой личностью.

Одаренность рассматривается как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Говоря о способностях, подчеркивается возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного человека. Гипотеза «гений и безумие» существует с древних времен и остается актуальной в наши дни. Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности. Это одержимые и целеустремленные личности.

Заключение

Формирование личности человека - последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни.

Главным показателем творческой личности, ее самым главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека. Они отвечают требованиям творческой деятельности и являются условием его успешного выполнения.

Подводя итог можно дать определение, что:

Творческая личность - это индивидуум, который владеет высоким уровнем знаний, притяжением к новому, оригинальному, который может откинуть обычное, шаблонное. Потребность такой личности к творчеству является его жизненной необходимостью.

Список литературы

1. А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко //«Общая психология»

2. В.А. Моляко //»Психология творческой личности»

3. Л. Хельер, Д. Зиглер //»Теория личности»

4. А.Л. Галин //»»Психологические особенности творческого поведения»

5. С.Л. Рубинштейн //»Основы общей психологии»

6. В.А. Цапок //»Творчество» (Философский аспект проблемы)

7. П.К. Энгельмейер //»Теория творчества»

infourok.ru

10 признаков того, что вы — творческая личность

Чтобы быть творческой личностью, не обязательно повсюду таскать с собой гитару, носить яркие умопомрачительные шарфы и постоянно быть «в образе», изображая глубокомысленное и многозначительное высокомерие. Действительно талантливые люди чужды всякого рода лицедейству — пафосные потуги творить, чтобы «выглядеть креативным» противоречат идее настоящего творчества, которое невозможно отделить от самой жизни.

1. Вы порывисты и иррациональны

Порой вы склонны совершать рискованные и необдуманные поступки, не обращая внимания на рациональные советы окружающих. Собственные прихоти имеют для вас довольно большое значение, поэтому вместо «разумного» конформистского «Нужно, чтобы всё было как у людей» вы чаще говорите себе: «Я сделаю именно так, потому что я так хочу!». Это может проявиться в чём угодно — в покупке ярко-розового автомобиля («Ты же генеральный директор, надо быть серьёзнее! Взял бы лучше чёрный»), стремлении заниматься любимым делом («У тебя диплом юриста, а ты играешь в рок-группе, надо же думать о будущем!») или скажем, в званом обеде для друзей, устроенном на последние деньги («До зарплаты ещё две недели! Зачем надо было тратить всё на дурацкие посиделки с приятелями?»).

2. Вы видите разницу между фантазиями и реальностью

Эдгар Аллан По однажды сказал: «Те, кто грезит днём, понимают многое, ускользающее от тех, кто видит сны только ночью». Вероятно, вы часто представляете себе «идеальную жизнь», к которой стремитесь — в отличие от снов, ваши дневные фантазии гораздо легче реализовать. Вы можете обдумать мечты, оценить свои возможности и понять, какие шаги необходимо предпринять для их воплощения в жизнь. Главное — осознать, где заканчивается полёт вашего безудержного воображения и начинается то, что действительно можно осуществить.

3. Вы не скрываете своих чувств

Творческие личности, как правило — эмоционально открытые и впечатлительные люди. Когда любимое чадо «радует» своими выходками, или вам в пятнадцатый раз отказывают в публикации вашей шедевральной рукописи, ваши мысли по этому поводу можно увидеть невооружённым взглядом — они буквально написаны у вас на лице. Творцы не боятся своих эмоций, какими бы они ни были — негативными или позитивными. Когда вас подхватывает буря чувств, помните, о чём говорил Мартин Лютер Кинг:

«Каждый человек должен решить для себя, будет ли он двигаться в свете созидательного человеколюбия или во тьме разрушительного эгоизма».

4. Вы цените своё творчество

Даже когда результат ваших творческих усилий далёк от того, что вы рисовали в своём воображении, вы никогда не скажете себе: «Я всё это делал зря». Вы твёрдо уверены — в мире нет ничего подобного вашему творению, а значит, вы можете гордиться хотя бы тем, что создали что-то новое.

Конечно, каждый взыскательный творец стремится к совершенству, однако если его не удалось достичь в каком-то конкретном случае, не стоит, отчаявшись, резать на куски не самую удачную картину или жечь не понравившуюся вам самим рукопись. На эту тему отлично высказалась Элеонора Рузвельт:

«Никто не заставит вас чувствовать себя неполноценным без вашего согласия».

5. Вы видите больше, чем другие

Для вас мир — один большой праздничный ужин с множеством гостей: кружение эксцентричных гримас, грохот выразительных голосов, парад ярких выпуклых характеров. Вы способны замечать тончайшие нюансы окружающей вас жизни и описывать их, пропуская через призму собственных мыслей и чувств.

Некоторые творческие личности повсюду носят с собой блокнот или тетрадь, куда записывают свои наблюдения и впечатления, однако по большому счёту, в этом нет нужды. Ваш мозг — ваш сумасшедший дом, смирительная рубашка и ваш психиатр. Всё самое важное происходит у вас в голове и даже невысказанная и ненаписанная мысль меняет окружающий мир.

6. Вы сами создаёте возможности

Вы ненавидите рутину, размеренное течение жизни и обывательскую стабильность. При малейших признаках застоя вы стремитесь вывести себя из равновесия, создавая возможности для творчества. Ваша жизнь — постоянное общение, поиск новых ощущений и получение опыта. Если не знаете, в каком направлении двигаться, вы идёте наугад и рано или поздно находите дорогу, которая приведёт вас к цели.

7. Вы учитесь на своих ошибках

Неудачи не способны вас остановить. Вы знаете, что отрицательный опыт — тоже опыт, любое фиаско лишь повод задуматься над своими промахами и извлечь из них уроки. Ваше кредо: «Хорош не тот, кто никогда не падает, а тот, кто всегда поднимается».

8. Вы не боитесь риска

Акт творения, создание чего-то нового требует определённой смелости и вы действительно отважный человек! Ради того, во что вы верите, вы готовы покорить любую вершину и даже вероятность, что усилия не дадут результата, не удержит вас от попыток взять новую высоту. Видя перед собой препятствие, вы не поворачиваете назад, а решительно устремляетесь на штурм. Стивен Котлер, сотрудник журнала «Forbes», пишет:

«Творчество — занятие не для робких. Потерянное время, подмоченная репутация, напрасно потраченные деньги — всё это побочные эффекты не задавшейся творческой деятельности».

Если вам кажется, что досадных промахов стало слишком уж много, вспомните другое его высказывание:

«Все талантливые личности часто терпят неудачи, а гениальные терпят их ещё чаще».

9. Вы окружаете себя красотой

Как известно, талантливые люди талантливы во всём и вы — не исключение. Вы стараетесь во всём найти свой неповторимый стиль, начиная от украшения своего дома и заканчивая готовкой ужина. Для вас жизнь состоит из средств самовыражения и вы остаётесь верны себе, независимо от мнения окружающих о вашей деятельности. Более того — критика лишь мотивирует вас, заставляя ещё увереннее гнуть свою линию. Как говорил Джон Вуден, знаменитый баскетболист и успешный баскетбольный тренер:

«Чем бы вы ни занимались, окружайте себя умными людьми, которые будут спорить с вами».

10. Вы следуете за своей мечтой

По-настоящему творческие личности счастливы только тогда, когда занимаются любимым делом. Не имеет значения, сколько денег приносит творчество и понимают ли друзья и близкие эту одержимость — как и в любви, в созидании есть только двое: Творец и порождение его гения. Можно писать нетленные романы на обрывках бумаги, создавать потрясающие скульптуры из пластиковых бутылок и использовать стены собственного подъезда в качестве холста для своих живописных шедевров.

Если вы принадлежите к числу созидателей, вам не нужны поклонники, признание, награды, и условия для творчества, главная причина реализации ваших фантазий — сама жизнь.

Читайте также: Почему творческих людей нельзя заставлять работать «от звонка до звонка»

www.factroom.ru