Учебная мотивация это: сущность, источники, классификация, характеристика, функции
Статья на тему: «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»
Статья на тему: «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»
Различные школы современной психологии пока еще не пришли к единой точке зрения на понятие «мотив» — они расходятся в понимании некоторых деталей. Да и само определение «мотива» представляет собой отдельную научную проблему.
Мотивационная сфера личности — это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.
Часть исследователей понимает под мотивом психическое явление, становящееся побуждением к действию. Другие считают, что мотив — это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Есть и еще один вариант: мотив — это то, что, отражаясь в сознании человека, служит побуждением к деятельности и направляет ее на удовлетворение определенной потребности.
Чтобы не утонуть в разнообразии мнений, давайте сформулируем простое определение. Мотив —
Слово «мотивация» произошло от латинского «movere», двигать. Исходя из современных психологических представлений о мотивации, мотивационной сферой личности называют совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.
Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, а конкретно — факторов социально-психологических и социально-педагогических. Влияет на успешность учебной деятельности и сила мотивации.
Согласно закону Йеркса—Додсона, сформулированному несколько десятилетий назад, эффективность деятельности зависит от силы мотивации. Иными словами, чем сильнее побуждение к действию, тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохраняется лишь до определенного предела.
Если какие-то результаты достигнуты, а сила мотивации продолжает увеличиваться, то эффективность деятельности начинает падать. Итак, мотив может обладать:1. Количественными характеристиками (по принципу «сильный—слабый»).
2. Качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы). Здесь имеется в виду отношение мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе. Например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения, то перед нами внутренняя мотивация. Если же основной толчок к деятельности дают соображения социального престижа, рейтинга в классе, оценки и т. д., то речь идет о внешних мотивах.
Что же такое учебная мотивация? Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Я работаю с детьми младшего школьного возраста не первый год. Уже в первом классе формирование учебной мотивацией является достаточно большой проблемой — дети отвлекаются, не слышат учителя и вследствие чего не верно выполняют задания, не выполняют домашние задания. Мотивы учения младших школьников разнообразны. В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. И именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика.
Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение взрослых. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым учебным предметам они чаще относят те предметы, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, технология(труд).
В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его.
Как мы видим, от силы и структуры мотивации в значительной мере зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость. При достаточно высоком уровне развития учебной мотивации она может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков. Осознав то, какое решающее определяющее значение мотивация имеет для учебной деятельности, исследователи сформулировали принцип мотивационного обеспечения учебного процесса.
Многие специалисты считают, что необходимо целенаправленно формировать у учащихся мотивацию учебно-трудовой деятельности. Однако, по мнению А. К. Марковой, управлять формированием мотивов учебной деятельности еще труднее, чем формировать действия и операции. Поэтому, прежде чем формировать учебную мотивацию учащихся, педагогу необходимо ее познать, установить для себя характер реальности, с которой придется иметь дело, найти пути ее адекватного описания.
Каким бы способным не был школьник, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется — в соответствии с известной поговоркой «Под лежачий камень вода не течет». Например, эксперименты при изучении технического творчества учащихся (А.А. Мотков) показали, что высокая положительная мотивация к этой деятельности может даже компенсировать недостаточный уровень специальных способностей. Те, кто заинтересован в учебе, создают более оригинальные модели, чем их соученики с высоким уровнем специальных способностей, но с низкой мотивацией к данной деятельности.
Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если по силе (количественный показатель) они равны. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков.
Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов.
А вот мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится прежде всего избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.
Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой.
Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается нисколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе.Необходима включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе; построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка на уроках.
Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. А по мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего, определяется все более и более дальняя жизненная перспектива, при этом складывается представление о том, что учеба и ее итоги — это важный шаг на жизненном пути.
В младшем школьном возрасте у детей недостаточно развит уровень самоконтроля и самооценки. В связи с этим очень важно учить ребенка организовать свою учебную деятельность, планировать ее, контролировать выполнение. Научиться не отвлекаться на уроке, доводить начатое дело до конца, самостоятельно выполнять задания, проявлять старательность и аккуратность при выполнении учебных заданий. Быть активным на уроке и при подготовке к уроку. Уметь критически оценивать свое отношение к учению, свое поведение: относить свои ошибки и неудачи не за счет других людей, обстоятельств, а за счет своих личных особенностей.
Большое место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все дети первого и второго классов хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. Так как отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. Учителю необходимо добиться того, чтобы отметка приобрела другой смысл, чтобы ученик рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.
Пути формирования учебной мотивации.
Общий путь формирования учебной мотивации заключается в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов.
Как же развивать у детей внутреннюю мотивацию к учебе?
Наиболее естественный способ – делать это через
любознательность ребенка. Важно понять, что именно ему интересно.
Найдя значимую для него сферу, можно соотнести школьные предметы с этой
областью, и он станет стремиться к необходимым знаниям самостоятельно.
Для формирования познавательного интереса большое значение имеет характер
учебной деятельности. Ряд исследователей считает, что причины, объясняющие,
почему у одних детей есть познавательные интересы, а у других их нет, следует
искать в первую очередь в системе школьного обучения. Одна из задач школы –
преподавать предметы в интересной и живой форме, чтобы ребенку захотелось
изучать их. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока
разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей
овладевать знаниями.
Для создания внутренней мотивации у ребенка нужно поддерживать в нем
состояние успеха.
Стараться включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе (через парные, групповые, совместные проектные формы работы).
Использовать на уроках более занимательное, необычное изложение нового материала.
Чаще использовать познавательные игры, дискуссии. Создавать проблемные ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение.
Предоставлять материал на основе жизненных ситуаций из собственного опыта и опыта самих учащихся.
Развивать самостоятельность и самоконтроль учащихся в учебной деятельности, планировании, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.
Актуализировать ранее сложившихся мотивы учения и социализации, т. е. не разрушать, а укреплять и поддерживать-на создание условий для проявления новых качеств имеющихся мотивов (устойчивости, осознанности, действенности) и способствовать появлению новых мотивов; на коррекцию дефектных мотивационных установок).
Следующий момент, отражающий основные компоненты мотивации- целеполагание.
Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения учащихся ставить цели, обосновывать и достигать их. Этому ребят надо обучать, раскрывать последовательно систему целей. Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели- отдельные учебные действия. Умение ставить цель- показатель зрелости мотивационной сферы учащегося, способность к целеполаганию, один из волевых компонентов мотивационной сферы. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной профессиональной деятельности.
И, наконец, эмоциональный компонент мотивации учения. Главная его характеристика — переживания учащихся, эмоциональное отношение учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение и зависят особенностей деятельности и ее организации.
Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней обусловлены ровными взаимоотношениями с учителем и одноклассниками; отсутствием конфликтов, активным участием в жизни коллектива класса, с успешностью учебы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворение от справедливо выставленной оценки, эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом – все это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально познавательное отношение к предмету, увлеченность им. Ученик живет при этом в атмосфере эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения.Всеми силами школе и педагогам следует заботиться о сознании положительного эмоционального климата в классе и преобладании положительных эмоций на каждом уроке.
Используемые источники:
1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов . П.2000г.
3. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004
4. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. П. 2005 г.
5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998
Урок 1. Учебная мотивация
Что движет нами в нашем стремлении развиваться и совершенствоваться? Что нужно для того, чтобы заставить себя сделать что-либо, когда, как кажется, нет ни сил, ни желания? В поисках ответов на эти и другие предметные вопросы о том, какое место занимает учебная мотивация в процессе самообразования, нужно принять как установленный факт то, что у любого действия (бездействия) практически всегда есть мотив. Явный или скрытый – но практически всегда.
Это справедливо и в случае с самообучением. Для того чтобы на пути самостоятельного овладения знаниями нас не поджидала неудача, нужно уметь определять свои потребности, четко понимать какие цели и зачем вы преследуете и знать как не растерять запас мотивации и самомотивации, даже если изначально он кажется неиссякаемым. Ведь рано или поздно наступит момент, когда сил просто не хватит. И захочется все бросить. На сегодняшний вечер. На ближайшую неделю. Как этого не допустить и научиться находить учебную мотивацию всегда?
Содержание:
- Самоанализ
- Постановка целей
- Учебная мотивация и самомотивация
- Мотивация школьников
- Проверочный тест
Самоанализ
Самоанализ – анализ индивидом своих потребностей, переживаний, поступков. Здесь и далее мы будем вкладывать в это понятие не традиционный смысл (традиционный для психологии и психотерапии), а отталкиваться именно от этого простейшего определения. Ведь обучение, и особенно самообучение, должны начинаться с банального понимания того, зачем вам нужно то или иное знание. Конечно, в ранние школьные годы о подобной рефлексии не может быть и речи. Но, взрослея, мы все чаще начинаем задаваться подобными вопросами. Не только в ироничном тоне («Где мне эта дифференциальная геометрия пригодится в жизни?»), а и вполне предметными и обоснованными.
Не забредая в дебри педагогики и проблем современного образования и говоря конкретно о самообразовании, отметим то, что сегодня у нас имеется более широкий арсенал методов и возможностей подбора и построения обучения самостоятельно. Но здесь, как и во многих других сферах, начинать стоит с осознания собственных потребностей, ведь зачастую дело предстоит иметь не с готовыми педагогическими комплексами, а лично определять, куда и как двигаться и какие инструменты на этом пути помогут.
Как связаны учебная мотивация и самоанализ?Вспомните детство. Как радостно и хорошо вам было гонять с друзьями мяч на спортплощадке и как мучительно долго тянулось время, отведенное на выполнение домашнего задания по нелюбимому предмету. Пример, конечно, утрирован, но подобные чувства, облаченные в ту или иную форму, возникали в жизни у каждого. Как избежать подобного, практикуя самообучение? В последующих уроках данного тренинга будет дано немало методов и инструментов, которые позволят поддерживать интерес к учебе и сделают сам процесс более легким (насколько такое определение, конечно, возможно).
Но перед этим следует «разобраться в себе». Для этого вовсе не обязательно проводить сеанс самоанализа по всем канонам. Наша цель – установить истинные потребности, связанные с желанием обучаться. Если они будут установлены верно, лени, с высокой долей вероятности, можно будет не бояться. Но что для этого нужно сделать? По сути, ответить самому себе на два достаточно простых вопроса: «Что мне нужно?» и «Зачем мне это нужно?».
Честно ответить себе на эти вопросы не сложно. Наша цель – установить движущую силу будущего обучения, саму потребность. Это может быть жажда знаний и самосовершенствования, стремление стать лучшим в отрасли, научиться новому. При этом потребностью не может быть следование установившемуся убеждению/моде («А почему бы мне не научиться программировать?») или стремлением заработать деньги («Буду учиться программировать – программисты много зарабатывают»). Нужно понимать, что это – мотивы, которые ведут к удовлетворению потребности, но не являются самой потребностью. Перед нами же на данном этапе стоит задача определения именно потребности, которая и станет движущей силой обучения, основой учебной мотивации.
Как провести простейший сеанс самоанализа?Приготовьте тетрадь и карандаш/ручку. Запишите, какие предметы вам нравились в детстве, что именно в них нравилось, а что вызывало трудности, а также те, которые нравятся сейчас. Кем вы могли бы стать, если бы выбрали в качестве будущей профессии изучение этих предметов? В каких сферах жизни пригодятся эти знания сегодня, как изменят вашу жизнь, чего позволят достичь в личном и профессиональном планах? Вспомните, какие уроки в школе и пары в вузе вам понравились больше всего – не только содержанием, но и формой их проведения. Ответьте себе на вопрос, что делало вас более успешным в одних предметах, и менее – в других. Были ли это какие-то факторы, помимо учебного материала?
Ответы на эти и связанные с ними вопросы лучше всего организовать в виде ментальной карты, ведь таким образом вы получите отличную наглядную базу ваших предпочтений и сильных сторон, которые нужно учитывать и можно использовать в процессе самообучения. Обратиться за помощью можно также к друзьям и родителям – они точно смогут что-то сказать о ваших предпочтениях.
В качестве описанного выше примера мы выбрали неопределенную область знаний – школьный или вузовский предмет. На самом деле, таким образом можно работать с желанием обучаться чему бы то ни было глобально – в рамках хобби, например. Главное, путем определения того, что вам действительно интересно, к чему «лежит душа», найти ту отправную точку, которая станет началом самого обучения. И не стесняясь возвращаться к ней каждый раз, когда в силу трудностей или лени захочется все бросить.
Постановка целей
Вы, наверное, слышали поучительную историю о важности постановки целей не только в обучении, но и в жизни, подтверждаемую исследованием ученых Йельского университета. Если нет – вот ее краткий пересказ, отлично отвечающий содержанию данного раздела урока.
В 1953 году группа исследователей провела анкетирование выпускников. Им было задано всего 2 вопроса: «Есть ли у вас собственные, ясно выраженные и сформулированные цели, которых вы хотите достичь в жизни?» и «Есть ли у вас подробный план, как вы собираетесь их достичь после окончания университета?».
Несмотря на то, что Йель – один из лучших вузов не только США, но и мира, лишь 3% опрошенных имели точные цели и план их реализации. Еще у 13% было общее представление о целях, остальные же 84% о своих ближайших и глобальных стремлениях ничего определенного сказать не могли. Спустя 20 лет для тех же людей провели повторное анкетирование, попросив оценить свое финансовое положение. Оказалось, что те 3%, имеющие в 1953 г. четко сформулированные цели на будущее, владели состоянием большим, чем оставшиеся 97%. При этом, они были заняты в разных сферах, окончили университет с разными оценками, жили в разных частях страны. Все, что их объединяло – поставленные когда-то давно цели и достигнутый материальный успех.
История красноречива. Настолько, что когда ее правдивость решили проверить, обратившись к оригинальному исследованию, сделать этого не удалось в виду его отсутствия в архивах учреждения. Но, как говорится, здесь тот случай, что даже если подобного никогда не было, саму историю следовало придумать. Ведь сегодня многие специалисты в области тайм-менеджмента и эффективности в один голос заявляют о важности постановки целей. В любой деятельности. И самообразование – не исключение.
Процесс определения и постановки целей при самообучении
Определив потребность, и на этом основании приняв решение о том, чему учиться, следует поставить конкретные цели. Другими словами, установить каким образом будет достигаться результат. Здесь отлично подойдет методика SMART, согласно которой цели должны быть:
S |
Specific – конкретными; направленными на те или иные аспекты в одной области; |
M |
Measurable – измеримыми; чтоб на основе их анализа можно было вывести показатель прогресса. |
A |
Achievable – достижимыми; нужно устанавливать реалистичную цель, которую можно реализовать. |
R |
Realistiс – реальными, актуальными; с нацеленностью на результат, который может быть достигнут с учетом имеющихся ресурсов. |
T |
Time-related – ограниченными во времени; границы достижения цели должны быть четко определены. |
Оценив по данным параметрам свои цели, вы сможете понять насколько они «умные» и, при необходимости, «отшлифовать» их.
Кроме того, в случае с самообразованием сформулировать цели можно в три простых этапа:
- Изучение образовательной ситуации (условий). Перед началом непосредственной работы нужно детально изучить ситуацию, в которой эта работа будет вестись. Это необходимо для того, чтобы в процессе обучения максимально применять все доступные в сегодняшних условиях ресурсы, методы, техники. Если сравнивать с написанием научного труда, то этот этап отчасти сопоставим с процессом сбора источников и литературы, определения их возможностей и методов работы с ними.
- Определение собственного уровня подготовки. Ответьте себе честно на вопрос – насколько уже хорошо вы разбираетесь в предмете/сфере изучения? Будьте критичны. С одной стороны, знание пары слов на английском языке не позволяет говорить даже о начальном уровне. С другой – если вы уже неплохо разбираетесь в какой-то области, важно определить, нет ли тем, которые не позволят вам с легкостью начать обучение на качественно новом уровне. И если есть, то лучше составить план обучения таким образом, чтобы по максимуму учесть все моменты, которые могут усложнить освоение нового материала.
- Формулирование целей обучения, их уточнение, конкретизация. Проведя первые два этапа, вы получите минимальное представление о состоянии дел в сфере, которую выбрали для обучения и собственном уровне подготовки. Следующий шаг – уточнение изначально сформулированной цели, определение деталей и подробностей. Здесь точно пригодится методика SMART. По сути, на данном этапе вы начинаете создавать собственный план обучения.
Сделав это, можно идти дальше.
Учебная мотивация и самомотивация
Наверняка, если вы проходите этот урок и в целом интересуетесь самообразованием и вопросами учебной мотивации, ее запас у вас уже есть. Но сейчас не о начальном этапе. Итак, как себя мотивировать в учебе? С высокой долей вероятности большинство нижеприведенных советов вы неоднократно слышали ранее, именно эти приемы и уловки при грамотном их использовании помогут вам сохранить заряд мотивации на протяжении всего пути движения к цели:
✔ | Любопытство и интерес. Каждый раз, когда мы беремся за что-то новое, ожидаем и строим планы – нас захватывает любопытство. Благодаря этому чувству, было совершено не одно важное с точки зрения человеческой истории открытие. Вот и Лео Бабаута пишет о том, что любопытство – один из любимых им мотиваторов. И рекомендует смело браться за изучение, если предмет вызывает сильный и нескончаемый интерес, рождает вовлечение. Ведь, как говорил Конфуций: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и, может быть, я запомню, вовлеки меня – и тогда я постигну». |
✔ | Желание развиваться и удовольствие от обучения. У вас точно бывало чувство, когда натыкаясь на какую-то интересную статью или видео в Интернете, вы сразу же после их просмотра/прочтения начинали искать подобные материалы и буквально поглощать их, загораясь тематикой. В таких случаях любопытство и желание развиваться тесно связаны. Именно от этих факторов зависит получение удовольствия от процесса самообучения – вы знаете свою потребность, тематика вызывает у вас интерес и живой отклик. Поэтому отмечайте ваши успехи, следите за ростом, определяйте то новое, чему учитесь каждый день, и считайте это еще одним шагом к намеченной цели. |
✔ | Осознание необходимости тяжело работать. Одну вещь нужно уяснить сразу – легко не будет. Ведь если было бы легко – все уже давно говорили бы на десятках иностранных языков, знали бы несколько языков программирования и т.д. В чем здесь мотивация? Многие из нас подходят к делу чересчур оптимистично (без этого тоже никак, но в меру), но абсолютно не готовыми к сложностям. И первые же трудности убивают мотивацию. А должно быть наоборот – они должны быть ее подспорьем. Отчасти, это дело отношения. Но в гораздо большей мере – принятия того факта, что для достижения результата нужно упорно работать. |
✔ | Позитивное отношение. У каждого, наверное, есть свои причины негативного отношения к учебе, пусть и частичного. Кто-то не любил отдельные предметы или учить стихи, у кого-то были нелады с дисциплиной. Это может стать причиной нелюбви к обучению в более позднем возрасте. Но в самообразовании вы вольны сами определять форму и содержание процесса – занятий тем, что вам нравится и что делает вас лучше. Самообразование это не ограничение личного времени и не что-то навязанное извне, это – осознанный выбор лучшего будущего. Относиться к нему следует соответственно. |
✔ | Бифштекс из слона. |
✔ | Следуйте плану. Учебный план, речь о котором пойдет в следующих уроках, может и даже должен быть гибким, но это не значит, что вы вольны не следовать ему. Ведь соблюдение плана это не только самодисциплина, которая лежит в основе любой полезной привычки, но и способ держать себя постоянно в тонусе. А, втянувшись, будет легче – обучение подобно тренировкам, где результат зависит от соблюдения программы и режима. |
✔ | Поддержка близких. Дополнительный заряд мотивации – поддержка друзьями или семьей вашего стремления. Они придут на помощь в моменты, когда вам захочется все бросить, помогут советом или собственным примером. Учиться с кем-то вместе продуктивнее и веселее – привлекайте к этому занятию других. Например, тренировать внимательность или развивать память можно вместе с детьми, ведь многие упражнения подходят и взрослым, и детям. |
✔ | Единомышленники. Кроме непосредственного привлечения близких, одним из способов мотивации может быть постоянное общение с единомышленниками. Тематические форумы, профильные ресурсы и группы в соцсетях дают все для этого необходимое. Так вы и обучаться будете, и поддержку получите в случае надобности не только по тематике образования, но и в деле практической учебной мотивации. |
✔ | Игры и соревновательность. Мы азартны и тщеславны. Нам нравится побеждать. Поэтому одна из возможностей следить за прогрессом обучения и в то же время мотивировать себя – упражняясь и играя, определять свои показатели и знать показатели других учеников/пользователей ресурса. Такую возможность дают игры и геймификация образования в целом. Но их польза не только в соревновательности. Они помогают сформировать навыки и отточить их на практике. Именно с этой целью на 4brain реализованы игры, тесты и кейсы. Учтите это, составляя план обучения, постарайтесь включить в него различные активности, которые, помимо прочего, помогут поддерживать интерес к обучению и сделают сам процесс разностороннее. |
Далее стоит сказать несколько слов конкретно о мотивации школьников.
Мотивация школьников
Все вышеописанное актуально и в случае мотивации школьников. Ведь выполнение домашнего задания, да и сами занятия в классе, в той или иной мере тоже могут считаться самообразованием. А вот еще некоторые советы родителям по мотивации школьников к обучению:
- Интересуйтесь. Воспитывать самостоятельность и ответственность у детей хорошо, но ваше участие в обучении необходимо. Недостаточно отправить ребенка в школу, а потом усадить его делать уроки. Нужно искренне интересоваться его делами, предметами, участвовать в процессе учебы, а не только контролировать. Относитесь к детям с пониманием, учитывайте особенности их возрастного развития.
- Создайте правильную атмосферу. Какую атмосферу можно считать правильной? Ту, в которой ребенок сможет развиваться. Ту, которая будет вызывать положительные эмоции и интерес, стремление учиться и обучаться. Окружите ребенка книгами, фильмами, развивающими играми и, главное, достойным для подражания примером – вашим примером.
- Поддерживайте. Не в мелочах, но тогда, когда это нужно. Ребенок просит помочь? Обязательно помогите. Пусть для этого понадобится прочесть учебник полностью. Но если вы не покажете, что вам это важно, это не станет важным и для ребенка.
- Поощряйте. Неправильно акцентировать внимание на неудачах и не поощрять достижения. Выученный стих, написанное сочинение, полученная «пятерка» – более достойны внимания и похвалы, чем «тройка» или нарушение дисциплины заслуживают выговора.
- Учите. Вы также учитель. Вы можете быть не сильны во всех школьных предметах, но хорошо разбираться в некоторых, объяснять их связь с реальной жизнью. Вы можете научить ребенка тому, чему не научат в школе – постановке целей, планированию занятости, самоорганизации, ответственности.
- Обсуждайте. Определяйте причины успехов и неудач, учите детей видеть взаимосвязь. В разговорах выясняйте, что ребенку нравится больше, а что доставляет трудности, вместе намечайте пути развития или выхода из ситуации.
- Отслеживайте результаты. Интересуйтесь успеваемостью. Так вы всегда сможете выявить проблемные зоны и должным образом среагировать. Привейте ребенку понимание того, что оценки не главное, но именно они в некоторой мере являются показателем результата.
- Давайте выбирать. Позвольте ребенку выбирать то, что ему нравится больше и сосредотачиваться на этом. Хочет детальнее изучать историю? Поспособствуйте этому, но лишь после выполнения заключенного между вами договора, согласно которому сначала нужно уделить внимание математике.
- Стимулируйте развитие качеств и навыков. Конкретные знания это хорошо, но нужно обращать внимание и на те навыки и качества, которые лежат в основе развития познавательных способностей глобально: внимание, память, быстрота реакции, творчество и воображение, аналитические способности и др.
- Играйте. Игры (вспомните дидактику Коменского) – мощный инструмент развития, который при правильном подходе способен приводить к хорошим результатам в учебе. Они являются стимулом интереса, вдохновляют и имеют практическую пользу.
- Используйте нестандартные методики обучения и развития. Например, стандартные программы отлично дополняются упражнениями по развитию творческого мышления из ТРИЗ-педагогики.
- Любите и старайтесь понять детей. Для них ваша любовь, интерес и поддержка будут лучшим стимулом учиться.
Резюмируя все вышенаписанное, отметим, что процесс самообучения должен начинаться с определения движущих вами сил и постановки на их основе конкретных целей, а завершаться – знанием того, как себя мотивировать.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Теперь пора поговорить о поиске информации.
Сергей КрутькоЕвгений БуяновКирилл
← Самообразование2 Поиск информации →
Мотивация: ключ к успеху в учебе
На этой странице:
- Страх неудачи
- Отсутствие вызова
- Отсутствие смысла
- Эмоциональные проблемы
- Гнев
- Желание внимания
- Чем могут помочь родители
С началом нового учебного года наиболее распространенной проблемой, с которой сталкиваются учителя и родители, является отсутствие мотивации учащихся. Мотивация может исходить как изнутри ученика (внутренняя), так и извне (внешняя). Ребенок, который внутренне мотивирован, выполняет задачу из-за радости, которая приходит от изучения новых материалов. Ребенок, который хорошо учится в школе, чтобы получить одобрение родителей, оценки или награды, мотивирован извне. Хотя исследования показывают, что дети с внутренней мотивацией могут добиться большего успеха, учителя и родители часто обнаруживают, что многие дети ищут внешние подкрепления. Родители, которые задают вопросы, которые вызывают у ребенка еще больше вопросов, более успешно развивают внутреннюю мотивацию. Например, родитель, который дает ребенку специальную игрушку в качестве «награды» за чтение урока о том, как работает самолет, и за выполнение соответствующей домашней работы, требующей ответов на вопросы о частях самолета, будет стимулировать меньшую мотивацию, чем родитель. который помогает ребенку узнать, как работают самолеты, строя самолет из бальзама и позволяя ребенку практиковаться в управлении им. Этот родитель может спросить, что меняет схему полета самолета. Затем ребенок может экспериментировать, открывать и генерировать новые вопросы и новые открытия.
Мотивация, как известно родителям и учителям, часто зависит от обстановки, вовлеченных людей, задачи и ситуации. Ребенок с нарушением обучаемости может быть очень неохотным читателем, который сопротивляется чтению научного задания или написанию домашнего задания, но охотно впитывает все, что показывает учитель об испарении воды на уроке естествознания. Ключ для каждого ученика — найти то, что мотивирует.
К сожалению, часто вмешиваются другие факторы, снижающие мотивацию студента. Некоторые из этих факторов:
Страх неудачи
Дети могут бояться закончить работу, потому что они боятся ошибиться. Они не хотят выглядеть глупо перед своими сверстниками, учителями, братьями и сестрами или родителями. Ребенок с нарушением обучаемости может, например, постоянно отвлекать класс прекрасным юмором, но никогда не выполнять задание и не отвечать на вопросы в классе. Юмор скрывает его трудности с чтением и является прикрытием его неспособности закончить свою работу, а также большинства учеников в классе.
Отсутствие проблем
Детям может быть скучно в школе. Это может быть по уважительной причине. Одаренный ученик может быть «немотивирован» в классе, который постоянно объясняет концепцию, которую он/она уже понимает. Ребенку с нарушением обучаемости может быть скучно, если материал, доступный для изучения концепции, написан намного ниже когнитивных способностей ребенка. Ребенок с LD также может быть немотивирован, если очевидно, что учитель приписывает ребенку отсутствие потенциального успеха на основании ярлыка LD. Если учитель в этом случае не бросает вызов ученику, ученик может распознать очевидную оценку способностей учителя и просто не требовать более стимулирующего содержания.
Отсутствие смысла
Учащийся может просто поверить, что школьная работа не важна, потому что он/она не видит, как она соотносится с повседневной жизнью. Это может быть особенно тревожным для студента с LD. Например, учащемуся с зрительно-моторными проблемами может быть очень трудно организовать математические задачи, чтобы гарантировать правильный ответ. Учащийся всегда решает задачу неправильно, потому что столбцы длинной задачи на сложение перепутаны. Этот ученик знает, что калькулятор может правильно решить задачу за секунду. Учащийся, скорее всего, не увидит смысла в занятиях по сложению, делению или любому другому математическому понятию.
Эмоциональные проблемы
У ребенка с эмоциональными проблемами могут возникнуть трудности с обучением, потому что он/она не может сосредоточиться в классе. Тревога, страх, депрессия или, возможно, проблемы, связанные с домом, могут помешать. У детей с LD часто возникают эмоции, связанные с разочарованием из-за неспособности к обучению или другими связанными эмоциональными паттернами, которые ограничивают мотивацию к школьным занятиям.
Гнев
Некоторые дети используют школьные занятия или отсутствие школьных занятий как выражение гнева по отношению к родителям. Такой подход часто называют пассивно-агрессивным. Например, если ребенок чувствует сильное давление, чтобы преуспеть в учебе, фактор, который ученик не может контролировать, ученик может кричать или спорить с родителем. Скорее, низкие оценки зарабатываются. Это то, что находится в пределах досягаемости ученика. Чем больше родитель пытается контролировать и структурировать подкрепление, тем ниже падают оценки.
Желание внимания
К сожалению, некоторые дети используют неуспеваемость как способ привлечь внимание родителей или учителей. Слишком часто в современном быстро меняющемся мире родители могут не уделять хорошо развивающимся детям того внимания, в котором они нуждаются. Дети, которые приходят домой, занимаются домашними делами, выполняют домашнее задание и добиваются успехов в учебе, могут быть проигнорированы просто потому, что они не создают проблем. Дети, которые капризничают или кажутся «беспомощными» в учебе, часто могут получить поддержку и внимание. Внимание к детям является мощным мотиватором. Важно периодически проверять, какие типы поведения привлекают внимание ребенка дома или в школе.
Детям с LD процесс обучения может быть трудным и болезненным. Учащиеся с LD и/или ADHD часто расстраиваются в учебных ситуациях. Проблемы с памятью, трудности в следовании указаниям, проблемы со зрительным или слуховым восприятием информации, а также неспособность выполнять задания с бумагой и карандашом (т. действительно «немотивирующая» работа. Дети с LD и/или ADHD также часто думают, что их неуспеваемость в школе не стоит усилий. Поскольку их оценки часто кажутся ниже, чем у других детей, они могут не видеть связи между усилиями, затрачиваемыми в школе, и успехами в учебе. Таким образом, мотивировать их к академическим достижениям может быть особенно сложно.
Чем могут помочь родители
Родители играют центральную роль в мотивации учащихся. Начало нового учебного года очень важно. Дети с LD и ADHD часто борются с изменениями. Родители могут помочь начать год хорошо.
- Обеспечьте теплую домашнюю атмосферу.
- Дайте четкие указания и дайте обратную связь.
- Создайте модель успеха
- Развивайте сильные стороны ученика
- Свяжите школьную работу с интересами ученика
- Помогите построить семейную структуру, которая способствует последовательной работе над достижением цели.
- Помогите ученику контролировать то, как и когда он учится.
- Подчеркивайте прогресс ребенка, а не его успеваемость по сравнению с другими учащимися в классе или семье.
- Не забывайте подкреплять желаемое поведение.
- Используйте поощрения с умом. Помните, что лучше всего работает внутренняя мотивация. Следуйте интересам ребенка, когда это возможно, вместо того, чтобы тратить время на создание сложных систем вознаграждения.
Тема:
Преподавание и инструктаж, Работа с семьей, Поведение и социальные навыки, О LD
Студенческая мотивация – это национальный кризис… и НИКТО об этом не говорит!
Студенческая мотивация — национальный кризис! Через все границы: гендерные, расовые, географические, академические и социально-экономические… студентам просто все равно.
Все знают, что наша система образования в смятении. Критически оторван от реального мира. Люди пытаются улучшить образование с помощью программ STEM или STEAM. Или они пытаются развить «навыки критического мышления». Но никто не говорит о корне проблемы…
У нас МОТИВАЦИОННЫЙ КРИЗИС! Наша страна страдает от жесткой нехватки мотивации! Через все границы: гендерные, расовые, географические, академические и социально-экономические… студентам просто все равно.
Студенческая мотивация — национальный кризис!
Даже учащиеся, получившие «отлично», не мотивированы на обучение. Они заинтересованы только в том, чтобы радовать людей хорошими оценками.
«В начале этого семестра один профессор спросил, что мы хотим получить от его занятий. Все говорили: «Четыре балла!» Никого не волновало, узнаем ли мы что-нибудь. Мы просто «играем в игру», чтобы получить диплом и продолжить свою жизнь».
– Джесси Смуд, Мичиганский государственный университет, старший курс, 2015 г.
Если студентам все равно, они не учатся. Присцилла Вейл, автор книги Умные дети со школьными проблемами , объясняет это лучше всего: «Эмоции — это переключатель «вкл./выкл.» для обучения».
Мотивация не возникает, когда заставляют учеников заботиться. (ВЫ когда-нибудь были вынуждены заботиться о чем-то?) Уверенность не возникает, заставляя студентов «просто делать это».
Мотивация возникает, когда учащиеся могут делать собственный выбор. Это происходит, когда учащиеся понимают полезные причины для изучения нового контента. Это происходит, когда учащиеся могут установить связь с вещами, которые они уже понимают. Это происходит, когда студенты не увязли в страхе. Оно возникает когда учащиеся чувствуют себя в безопасности, чтобы приложить усилия и получить обратную связь… о том, что работает, а что нет.
Другими словами, мотивация начинается не с ученика. Все начинается со среды, в которой учащиеся должны учиться.
Значит, «мотивация» начинается с нас – воспитателей.
Биологически НЕОБХОДИМА мотивация для обучения!
Как только мы перестанем ожидать от студентов искусственного создания мотивации, мы добьемся беспрецедентных успехов в образовании! Мы инвестируем миллиарды долларов в реформы, такие как STEM и «программы критического мышления».
Но пока мы игнорируем человеческое развитие, мы инвестируем только в бесполезность!
Когда мы примем биологию обучения, мы перестанем вести тяжелую борьбу. Мы прекращаем бороться с гравитацией. Вместо этого мы набираем обороты, и наши ученики взлетают!
Биология мозга, мотивация и обучение
На рисунке ниже поместите указательный палец на спинной мозг. Начните с нижней части изображения. Теперь проследите спинной мозг, пока он не достигнет головного мозга. Это путь, по которому вся информация следует по вашему спинному мозгу. Первым отделом мозга, который получает информацию, является «эмоциональный центр».
Вот почему эмоции являются переключателем обучения. Самой первой областью мозга, которая обрабатывает информацию, является эмоциональный центр.
Если мозг воспринимает какую-либо «угрозу», он немедленно переходит в состояние «ВНИМАНИЕ! ОПАСНОСТЬ!» режим. Этот режим извлекает химических веществ из других областей мозга. Его чувства обостряются для дополнительных угроз. Область 2 управляет исполнительными функциями. Регион 3 управляет обучением. Когда эмоциональный центр мозга накапливает химические вещества, необходимые для мышления, страдают другие отделы мозга.
Когда мозг воспринимает какую-либо угрозу, обучение становится физически невозможным. Мозг «ворует» энергию из обучающихся областей мозга. Этот дизайн восходит к временам пещерного человека, когда мы могли столкнуться с тигром в дикой природе.
Кто может подумать об изучении теоремов, когда Тигр пытается вас съесть?! Сегодня эта область мозга еще не знает разницы между: «Тигр!» И еще: «Кто-то только что сказал мне что-то очень неприятное по дороге на урок».
Обе ситуации являются угрозой. Тигр угрожает нашему физическому выживанию. «Злые слова» угрожают нашему чувству принадлежности. «Принадлежность» очень важна для нашего выживания как человеческого, социального вида.
Наша система образования полностью игнорирует эту основную функцию мозга ; физически невозможно учиться, если эмоциональная область мозга не чувствует себя «безопасной, счастливой и удовлетворенной».
Как вы можете себе представить, наш мозг ошибается в сторону осторожности из чувства самосохранения.