Методика измерения родительской тревожности прихожан: Кузбасская государственная педагогическая академия

Консультация для родителей и педагогов: «Сущность понятия «тревожность» и ее причины»

В настоящее время существуют различные подходы к классификации эмоций. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят:

• интерес-волнение
• радость
• удивление
• горе-страдание
• гнев
• отвращение
• презрение
• страх
• стыд
• вину

Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность.

Тревожность – психологическая особенность, устойчивое свойство человека, характерная для него черта. То есть, если человек часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным.

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

с процессом обученияучебная тревожность;

с представлениями о себесамооценочная тревожность;

с общениеммежличностная тревожность.

Причины возникновения тревожности

 

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является важной задачей для педагога, т.к. установление причины нарушения – основа для построения коррекционно-развивающей программы.

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным.

Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. В большинстве случаев они могут быть причиной развития тревожной личности.

«Я не знаю ни одного случая, — утверждал А.С. Макаренко,- когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки, или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу».

Существует прямая зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как

завышенные требования со стороны взрослых, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности.

Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины. В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

Часто причиной тревожности у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений – «Я так переживаю за тебя, только бы с тобой ничего не случилось».

По мнению психолога М. Кузьминой существует несколько причин тревожности, кроющихся в семье:

Традиционализм отношений в семье. В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан».

Открытые посылы и прямые угрозы. Обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди…» или «Если ты не пойдешь в детский сад, то я…».

Недоверие ребенку. Многие родители проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные» места. Ребенку указывают, с кем дружить.

Отдаленность родителей. Многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества.

Отсутствие привязанности внутри семьи. Это семьи, где каждый имеет свою частную жизнь.

Негативное отношение к престарелым. В некоторых семьях старики становятся излишней обузой, на них выросшие дети срывают накопившееся зло. Старики и маленькие дети психологически близки друг к другу и нередко объединяются в негласный союз.

Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия педагога с ребенком, превалированием

авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок.

Тревожность ребенка вызывает и непоследовательный воспитатель тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае.

Тревожность возникает в ситуациях соперничества, конкуренции. Ребенок, попадая в ситуацию соперничества, будет стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов.

Еще одна ситуация – ситуация повышенной ответственности. Когда ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.

Помимо перечисленных факторов тревожность возникает и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или действительно представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.

Проявление тревожности у детей дошкольного возраста

 

Тревожные дети – это обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Эти «возрастные тревожности» являются следствием наиболее значимых социальных потребностей. В возрасте 6-7 лет главную роль играет адаптация к школе.

У тревожного ребенка могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.

Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них — все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности.

Фантазии — одно из замечательных качеств, присущих детям.

Для нормальных (конструктивных) фантазий характерна их постоянная связь с реальностью. У тревожных детей происходит отрыв от реальности.

Тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов.

Замечено, что уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя.

Девочки боятся так называемых «опасных людей» — пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

Выявление тревожности у детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет) можно проводить и с использованием проективных методик: экспрессивные«Рисунок семьи», «Нарисуй человека», «Дом, дерево, человек», интерпретативная«Тест тревожности» и др.

У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой личности и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Критерии определения тревожности у ребенка:

  • Постоянное беспокойство
  • Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо
  • Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи)
  • Раздражительность
  • Нарушение сна

Можно предположить, что ребенок, тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Признаки тревожности:

  1. Не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения задания очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему сняться страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнует
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдерживать слезы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

За каждый пункт ставится один балл.

Высокая тревожность – 15-20 баллов.

Средняя – 7-14 баллов.

Низкая – 1-6 баллов.

Рекомендации по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста

 

Большие возможности по коррекции эмоционального состояния, личностных качеств представляют игры дошкольников.

Игровая деятельность представляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с трудностями в развитии. Прежде всего, игра является деятельностью привлекательной и близкой дошкольникам, поскольку исходит из их непосредственных интересов и потребностей.

Известный специалист в области психокоррекции дошкольников А. С. Спиваковская, отмечая специфичность использования игры в коррекционных занятиях, обращает внимание на ее полифункциональность. При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать растормашивающий, тонизирующий эффект, а для третьего стать шкалой коллективных отношений.

М. И. Буянов утверждает, что воспитание ребенка должно строится с учетом ряда важных требований:

Во-первых, взрослые должны быть эмоциональны в присутствии ребенка, ясно, четко, однозначно выражать свое отношение ко всему, что может явиться объектом его восприятия. Это необходимо для формирования его собственной системы оценок окружающего необходимой каждому человеку.

Во-вторых, взрослые должны быть максимально ласковы с ребенком, так как это оказывает стимулирующее воздействие на его психическое развитие, а также способствует формированию уверенности в себе, переживания защищенности.

В-третьих, требования взрослых к ребенку должны быть постоянными и строится с учетом реальных его возможностей – это необходимо для формирования воли и других важных качеств для развития способности действовать исходя из сложившихся устойчивых оценок, а не узко ситуационно; в-четвертых следует давать ребенку возможность накапливать опыт оценки ответственных действий; даже если он действует неверно по мере возможности следует дать ему завершить задуманное и помочь оценить действия и его результат в целом, а не одергивать по ходу дела, так как в том случае он не накапливает достаточного опыта самооценки и к тому же оказывается склонным к импульсивным мотивированным поступкам.

Правила работы с тревожными детьми, для педагогов

  • Избегать публичных порицаний и замечаний!
  • Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше.
  • Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.
  • Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
  • Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
  • Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
  • Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.
  • Использовать наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижать ребенка, наказывая его.
  • Эмоциональная поддержка (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся… Ну ничего, в следующий раз получится…) — уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.
  • Стимулирующая помощь – авансирование (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю….
  • Персональная исключительность (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).
  • Усиление мотивации (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для….
  • Высокая оценка детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…).
  • Не торопить! Давать время сообразить.
  • Когда торопится, останавливать, успокаивать.
  • При необходимости повторить и уточнить инструкцию.
  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  • Чаще используйте телесный контакт.
  • Упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Правила работы с тревожными детьми, для родителей

  • Избегать публичных порицаний и замечаний!
  • Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
  • Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи (например, во время общего ужина).
  • Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
  • Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
  • Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку.
  • Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
  • Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной.
  • Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак», «свинья»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
  • Нельзя угрожать ребенку такими наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!» «Отдам тебя дядьке!»).
  • Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
  • Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.

Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений

 Р.В. Овчарова, основываясь на причинах неэффективности родительских отношений, таких как: педагогическая и психологическая неграмотность родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком; влияние особенностей общения в семье на отношения родителей к ребёнку и др., предлагает в качестве основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг.

Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр и программы видеотренинга. Обоснование метода: семья – целостная система. И именно поэтому проблемы диады «родитель-ребёнок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий.

А. А. Осипова выделяет как средство коррекции детско-родительских отношений – социально-психологический тренинг.

Под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции.

Социально-психологический тренинг – один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы. В процессе социально-психологического тренинга применяются различные методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём), ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.

Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Исследователи выделяют типы родительских отношений (диктат, опека, невмешательство, паритет, сотрудничество). Использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.

Тревожность ребёнка на начальной стадии проявляется ситуативно, но впоследствии может перерасти в личностную. Чтобы тревожность не приобрела личностный характер, необходимо насыщать родителей знаниями о психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах, методах воспитания.

Педагог- психолог: Ануфриева Г.Е

Материал взят из интернета

Выступление на родительское собрание «Тревожность у детей»

Наблюдая за учащимися начальной школы, беседуя с учителями и родителями, я обратила внимание на появление большого числа эмоционально неустойчивых, тревожных учащихся. Возможно, это связано с нестабильностью и опасностями современной жизни: теракты, войны, катастрофы, неблагоприятная экономическая ситуация.
Как бы ни старались взрослые оградить детей от травмирующей информации, им передается общая тревога. Они рисуют взрывы, играют в захват заложников, обсуждают между собой происходяшее, то есть адекватно реагируют на травмирующее событие. Тревога перестает быть острой, она превращается в знание, опыт.
Но наряду с явными и понятными причинами тревоги, существуют и скрытые, не очевидные для родителей и учителей. Вот с ними чаще всего и приходится иметь дело школьному психологу.

ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОЖНОСТЬ

В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности (Прихожан А.М.). Чувство тревоги может возникать в конкретных ситуациях («частная» тревожность), но может и являться некоторым фоном жизни ребенка («общая» тревожность).
Наиболее остро дети реагируют на травмирующие обстоятельства (например, попадание в больницу, развод родителей, смерть кого-то из близких) или хронические психотравмирующие воздействия (неправильное воспитание в семье, негативное отношение со стороны одноклассников или педагога). В этих ситуациях понятно происхождение состояния тревоги и бесспорно, что ребенку необходима помощь.
Но исследователи отмечают, что «менее заметно, но не менее велико влияние на развитие детской личности повседневных, зачастую повторяющихся событий, так называемого «стресса обыденной жизни» (Никольская И.М., Грановская Р.М.).
Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в жизни каждого человека, но дети сталкиваются с ними чаще взрослых, так как «то, что взрослому кажется привычным и естественным, может вызвать у ребенка беспокойство, тревогу и страх» (Никольская И.М., Грановская Р.М.).
Постоянная тревога скорее негативно сказывается на качестве обучения и общения ребенка, но в некоторых случаях она может оказывать и мобилизующее действие, «заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям» (Прихожан А.М.).
Ежедневное преодоление трудностей, с одной стороны, позволяет ребенку накопить бесценный жизненный опыт, но с другой — травмирует и невротизирует его, если принятое решение ведет к осложнениям и конфликтам.
Существует ряд методик, направленных на выявление тревожности у детей в возрасте от 5 до 13 лет (см. приложение).
Для первичной диагностики тревожности я пользуюсь наблюдением, беседой и результатами корректурной пробы. Именно групповой тест на внимание помогает выявить тревожных детей. Тревожный ребенок либо неправильно выполняет задание, либо успевает сделать очень мало, но без ошибок. Он по нескольку раз обводит линии, сильно нажимает на ручку или карандаш; если сам находит у себя ошибки, то жирно замазывает их.
Согласно данным разработчиков рисуночных тестов (рисунок человека, рисунок семьи и т.д.), признаками тревожности являются: штриховка, маленькие фигурки, неверные, скачущие линии, смещение изображения вниз и вбок на листе, отказ от выполнения задания.

ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Я предлагаю вашему вниманию мини-классификацию типов тревожности, с которыми мне довелось работать.

Тревожность как качество личности

Тревожность как фон жизни присуща ребенку-астенику, который в принципе склонен воспринимать жизнь скорее пессимистично. Чаще всего такой подход к жизни перенимается ребенком от близких. Пообщавшись с таким ребенком, видишь, до какой степени он походит на своих родителей.
Мама Вити (7 лет) жаловалась, что он не может сам подойти к учительнице что-то спросить, плачет, когда она собирается уходить. Когда она делилась со мной своими переживаниями, у нее самой на глаза навернулись слезы, речь сделалась тихой и прерывистой.
Мама неуверенной в себе Кати (7 лет) во время беседы сидит на краешке стула, ломает пальцы, вся напряжена, за все время ни разу не улыбнулась. Такой же вижу девочку каждый раз перед классом: лицо серьезное, даже испуганное, здоровается сухо, никому не улыбается, как будто ждет подвоха.
Здесь сложно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передается по наследству. Мне кажется, что многое зависит от врожденного типа реагирования нервной системы.

Тревожность возрастная

С этой тревожностью чаще всего сталкиваешься в классах шестилеток. Новая незнакомая обстановка пугает ребенка, он чувствует себя неуверенно, не знает, чего ожидать, и поэтому испытывает тревогу. Ребенок может плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, потекла ручка, родители пришли за ним на пять минут позже и т.д.). О таких детях учителя говорят, что они просто еще маленькие.
И действительно, становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, набираясь опыта, он начинает переносить его на новые ситуации. Чувствуя себя более компетентным, ребенок будет меньше бояться перемен и быстрее адаптироваться к ним.

Тревожность ситуативная

Эмоциональный дискомфорт связан с какой-то конкретной ситуацией. Например, у ребенка может возникнуть страх перед новыми людьми, боязнь публичных выступлений.
Часто приходится слышать от родителей младших школьников, что их дети боятся идти в магазин, опасаются обращаться непосредственно к продавцу. Зная, что предстоит поход в магазин, они заранее расстраиваются, предпочитают остаться, например, без жевательной резинки, чем покупать ее самостоятельно.
Школьная тревожность является разновидностью ситуативной. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, боится получить двойку, отвечать у доски, боится ошибиться. Эта тревожность часто проявляется у детей, к которым предъявляются завышенные требования и кого постоянно сравнивают с более успешными братьями и сестрами. Чаще всего психологу приходится иметь дело как раз со школьной тревожностью.

УСЛОВНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ

Я бы условно разделила тревожных детей на четыре вида.

«Невротики». Дети с соматическими проявлениями (тики, энурез, заикание и т.д.). На мой взгляд, это наиболее сложная категория для работы с ними в школе, так как проблема выходит за чисто психологические рамки. Кроме того, в работе с психосоматическими проявлениями тревожности требуется терпение и уверенность в себе, чего обычно не хватает школьному психологу.
Например, Слава (7 лет), очень общительный, приветливый мальчик с большим количеством страхов и периодически возникающим тиком (подергивание головой), с удовольствием ходил ко мне на занятия, охотно говорил о том, что его пугает, рисовал свои страхи. Но во время этих бесед его тик усиливался. Это очень пугало меня, пока знакомый клинический психолог не подтвердил, что обычно так и бывает при работе с тиками.
Таким детям часто необходима консультация невропатолога, а иногда и психиатра. К сожалению, современные родители так пугаются слова «психиатр», что не всегда соглашаются идти к нему на прием. Хорошо, если вы можете порекомендовать им специалиста, которому доверяете сами.
Работая с этим типом тревожных детей, я прежде всего даю им возможность выговориться, почувствовать мое расположение к ним и интерес к их страхам. Необходимо также успокоить родителей, попросить их не заострять внимание на соматических проявлениях.
Задача психолога состоит в том, чтобы создать для ребенка ситуацию комфорта и принятия, найти и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, им поможет всякое проявление активности, например «лупить» подушки, обниматься с мягкими игрушками.
«Расторможенные». Это очень активные, эмоционально возбудимые дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу они очень стараются хорошо учиться, но у них не получается. Тогда они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально изображать из себя посмешище для класса, так как очень боятся на самом деле стать таковыми из-за своей неуспешности. Создается ощущение, что повышенной активностью они пытаются заглушить страх.
У них возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.
«Застенчивые». Обычно это тихие, обаятельные дети. Они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, не проявляют инициативы, не вступают в контакт со сверстниками, очень старательны и прилежны в учебе. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (не обязательно на них). Переживают, если чего-то не сделали, часто плачут из-за мелких неприятностей. Все ошибки аккуратно замазывают или стирают. Не успокоятся, пока не сделают все, что задано. Охотно общаются с психологом, рассказывают о себе, выполняют задания.
Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать им поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выход из положения, признавать за ребенком право на ошибку, больше хвалить.
«Замкнутые». Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослым стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят отдельно. У них могут быть проблемы в учебе, так как нет ни в чем заинтересованности и включенности в процесс. Такое ощущение, что они постоянно от всех ожидают подвоха.
С Алешей (8 лет) никак не удавалось установить контакт, все задания он выполнял формально, лишь бы я от него отстала. Но мне удалось выяснить, что он очень интересуется динозаврами. На очередную встречу я принесла книжку про динозавров, попросила его посмотреть и высказать свое мнение. Сидя боком на стуле, он небрежно пролистал ее и сказал, что это несерьезная книга. Я спросила, что он читал и какая книга, на его взгляд, является серьезной. Мы наконец-то разговорились, и дело постепенно пошло на лад. Алеша даже стал приветливее в классе, перестал дичиться учителей и одноклассников.
В работе с такими детьми необходимо отталкиваться от их интересов, проявлять участие и доброжелательность. Им тоже полезно выговориться, а потом включиться в группу сверстников со схожими интересами.

ФЕНОМЕНЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Работая по запросам, я сделала несколько интересных наблюдений, связанных со спецификой проявления тревожности у детей. Возможно, малое статистическое подтверждение не позволяет говорить о них как о закономерностях. Но, как шутят мои друзья физики, «случайность — частный случай закономерности». Поэтому позволю себе привести описание этих частных случаев, которое может пригодиться в работе моим коллегам.

Страх неизвестности

Пожалуй, этот страх лежит в основе всех видов тревожности. Приведу несколько примеров его проявления у младшеклассников.
Многие первоклассники, проболев неделю-две, не хотят возвращаться в класс. Особенно часто это происходит в первом полугодии.
Перед болезнью у них только-только завязались какие-то отношения, они только начали привыкать к школе, а теперь надо начинать все сначала. А вдруг за то время, пока они болел, все так сильно изменилось, что они будут не к месту, сделают все не так, их не узнают, не примут? И вообще непонятно, как себя вести.
Желательно устроить так, чтобы, пока ребенок болеет, ему звонили одноклассники и он сам звонил им, хорошо бы зайти к нему домой и передать приветы от одноклассников и учителей, рассказать о жизни класса. Если ребенок посещает какой-нибудь кружок, «выход в люди» лучше начать с него.
Родители удивляются и даже негодуют, если их ребенок читает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, отказываясь от новых книг и фильмов. Но для меня в этой привязанности скрывается потребность ребенка в чем-то постоянном, неизменном. Ему необходимо знать, что все будет так, как он привык. Читая уже знакомую, выученную наизусть книгу, он уверен, что никакие неприятности и неожиданности его не подстерегают.
Часто ребенок поступает подобным образом, если родители ведут очень активный образ жизни, ситуация в семье часто меняется или если случилось что-то, травмирующее ребенка (например, болезнь кого-то из членов семьи).

Идеальный порядок

Ребенок с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности. Не может продолжать деятельность, пока не закроет колпачком фломастер, хотя через секунду его придется открывать снова, чтобы что-то подчеркнуть. Когда он садится за уроки, на столе должен быть четкий порядок.
Родители других детей могут об этом только мечтать, а родителей тревожного ребенка его педантичность выводит из себя. Но это тоже своеобразный способ успокоиться, попасть в привычную, а значит безопасную обстановку. Хотя подобные ритуалы часто являются симптомами невроза навязчивости.

Чужие страхи

О том, что ребенок заражается тревогой от своих близких, говорилось не раз. Особенно часто это происходит, если ребенок легко возбудимый и внушаемый. При этом родителям не всегда очевидно происхождение его страхов.
Вася (9 лет) вдруг наотрез отказался ездить домой самостоятельно, хотя раньше очень к этому стремился и был горд, что чуть ли не единственный из своих одноклассников сам добирается до дома. Оказалось, что предыдущую неделю Вася провел в обществе своей прабабушки, которая, по словам мамы, «всегда всего боится». Она рассказала внуку, что с ним все может случиться по дороге, требовала звонить ей перед выходом из школы и сразу после прихода домой, нервничала, если он звонил позже, чем она ожидала.
Преодолеть эту тревогу помогли беседы с Васей о том, что взрослым естественно переживать за своих детей, бабушка давно не выходила из дома и окружающий мир ее пугает больше, чем тех, кто постоянно ездит в метро. Мы с ним также обсудили возможные действия мальчика в случае той или иной опасности.
Маша (7 лет) всегда боялась сильно заболеть, потому что ее бабушка страдала различными заболеваниями и в доме только и говорили о болезнях, лекарствах, симптомах и осложнениях. Тревога усилилась после того, как тяжело заболела мама, страх остался и после маминого выздоровления. Девочка рисовала только больных людей, все творческие работы писала о болезнях и очень пугалась всего, что могло, по ее мнению, привести к заболеванию.
Побороть эту мнительность помогло расширение сферы интересов девочки. Ее записали в разные кружки, привлекли к общественным делам в классе, чтобы она меньше времени проводила с бабушкой. Хотя Маша продолжала интересоваться болезнями и даже читала книжки на эту тему, но этот интерес приобрел скорее статус хобби. Маша стала активной, не боялась упасть, порезаться, ее стали интересовать и другие области жизни.

Оптимум мотивации

Согласно законам психологии, при усилении мотивации деятельность улучшается до определенного предела, а с какого-то момента, наоборот, начинает разрушаться.
Этот известный в психологии закон очень ярко проявляется именно на тревожных детях. Первоклассники практически все сильно замотивированы на успешную учебу, при этом в ситуациях повышенной значимости (контрольные, ответ у доски) очень нервничают и ничего не могут сделать, забывают слова, делают «глупые» ошибки. Поэтому не следует говорить учащимся о том, что будет серьезная контрольная, а уж пугать их итоговой, решающей работой тем более нельзя.
Иногда родители стремятся повысить мотивацию ребенка и говорят ему об опасности не перейти в следующий класс, остаться на второй год. Все это, естественно, так пугает малыша, что он все забывает, путает и, боясь сделать «не так», вообще ничего не делает. Такие дети постоянно спрашивают, правильно ли они делают, требуют подробного пояснения каждого последующего действия, не проявляют инициативы.

Социальная желательность

Тест CМAS содержит шкалу социальной желательности. Предлагая его детям с симптомами тревожности, я обнаружила в нескольких случаях, что они получают очень высокий балл по этой шкале, то есть их результаты нельзя считать достоверными.
Проанализировав ответы, я пришла к выводу, что тревожные дети не только стараются произвести на окружающих хорошее впечатление. Они твердо знают, как надо себя вести, чтобы не было проблем и замечаний: не говорить неправду, не опаздывать, не испытывать ни к кому неприязни, переходить улицу только на зеленый свет, уметь достойно проигрывать и т.д.
Такое сильное желание быть хорошим проявляется и в других тестах. Например, Паша (7 лет), очень тревожный, неуверенный в себе мальчик, старший в многодетной семье, имеет проблемы в учебе и дисциплине. В тесте школьной мотивации получил самый высокий балл по учебной мотивации в своем классе, хотя некоторые его одноклассники реально более дисциплинированны и более настроены на учебу. Но Паша твердо знает, что в школе надо делать, и он хочет быть настоящим учеником.
Нередко тревожные дети демонстрируют неадекватно высокую самооценку. Они так хотят, чтобы их принимали, хвалили, что часто выдают желаемое за действительное. Это даже нельзя назвать обманом — это защитная реакция.

Переутомление

Тревожные дети быстро устают, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения.
Даня (7 лет), как и его сверстники, рисовал картину на морскую тему. Все нарисовали пиратов, бури, острова. А у Дани на море полный штиль, корабль стоит на якоре посреди моря, а матросы спят на палубе.
Даня — старший ребенок в семье, у него очень активная и требовательная мама. Даня тоже активный мальчик, ему часто делают замечания, а поскольку его мама работает в той же школе, она постоянно его контролирует. Приводя его в школу, она внушает: «Веди себя хорошо, не дерись, будь внимателен на уроке». Мальчик знает: что бы ни случилось, об этом обязательно станет известно маме. Даня, очевидно, очень устал от такого контроля, ему необходима передышка.

Повышенная ответственность

Тревожные дети испытывают повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях, случающихся с их близкими. Даже если внешне это никак не проявляется, это прорывается в беседе.
Ребенок должен знать границы своей ответственности. С одной стороны, когда за кого-то отвечаешь, перестаешь бояться, а начинаешь действовать, но с другой стороны — это создает непереносимое напряжение. Следовательно, тревога возрастает.
В тесте А.М Прихожан «Диагностика школьной тревожности (младший школьный возраст)» последний, 12-й рисунок выполняет «буферную» функцию и предназначен для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. На рисунке изображен ребенок, что-то конструирующий в домашней обстановке: уроки сделаны, до школы еще далеко — общее настроение должно быть позитивным.
Но иногда (по данным автора, в 5–7% случаев) дети дают отрицательный ответ и на эту картинку. У меня это было только однажды. Денис (7 лет), испытывающий постоянное давление со стороны властной и очень успешной в профессиональном плане мамы, ответил, что мальчик недоволен, так как у него не получается то, что он задумал. Создалось ощущение, что даже играя ребенок стремится «быть на высоте», сделать что-то выдающееся, доказать свою компетентность себе и окружающим.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ


ПРЕОДОЛЕТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ

Общие принципы психологической работы с тревожными детьми

— Дать ребенку выговориться, поделиться страхом, тревогой;
— рисовать и разыгрывать пугающие ситуации;
— создать ситуацию успешности, компетентности;
— дать выход активности и агрессии ребенка;
— успокоить родителей;
— поделиться с ними информацией о состоянии ребенка, его тревоге.

Рекомендации для родителей

Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.
Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.
Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.
Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то.
Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
Ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей.
Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной — это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. На приеме у зубного врача можно подумать о том, что будет, когда все закончится: пойдем домой, купим мороженого, все будет позади.

Марина КРАВЦОВА

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Беседа с родителями, учителями, ребенком и наблюдение за его взаимодействием с окружающими — сбор информации.
2. Тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, помогает определить общий уровень тревожности ребенка и отследить травмирующие ситуации в его повседневной жизни.
3. Тест А.М. Прихожан «Диагностика школьной тревожности (младший школьный возраст)» помогает определить, какая сфера школьной жизни является наиболее травмирующей для ребенка.
4. Тест CМAS («Детская шкала проявлений тревожности») позволяет не только выявить наличие и уровень тревожности, но и вычленить ряд соматических проявлений тревожности (анализ конкретных ответов).
5. Методики определения самооценки позволяют отметить и обсудить не только уровень, на который себя ставит ребенок, но и то, где он хотел бы находиться, как оценивают его родные и учителя. С помощью развернутой самооценки удается выявить неуверенность в себе и позицию окружающих, какой она представляется ребенку.
6. Адаптированный вариант детского личностного опросника Р. Кэттелла позволяет понять природу и происхождение тревожности.
7. Рисунок семьи дает возможность посмотреть на семейную ситуацию глазами ребенка.
8. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга помогает отследить стратегии поведения ребенка и тип реагирования на травмирующие ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кэттелла. Методические рекомендации. М.: Фолиум, 1995.
2. Данилова Е.Е. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. М.: Московский городской психолого-медико-социальный центр, 1997.
3. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995.
4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986.
5. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000.
6. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 1997.
7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. Москва–Воронеж, 2000.
8. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. М., 1992.

Шкала родительского стресса (PSS)

Обзор

Шкала родительского стресса (PSS) представляет собой анкету из 18 пунктов, позволяющую оценить отношение родителей к своей родительской роли, исследуя как положительные аспекты (например, эмоциональные преимущества, личное развитие), так и отрицательные. аспекты родительства (например, потребность в ресурсах, чувство стресса).

PSS был разработан Джуди Берри и Уорреном Джонсом (1995) и может использоваться для оценки результатов вмешательств, направленных на повышение эффективности воспитания матерей, отцов и/или опекунов детей в широком возрастном диапазоне.

Условия использования

PSS находится в общественном достоянии и может использоваться бесплатно как в виде ручки/карандаша, так и в цифровом/удаленном виде (см. ниже редактируемую версию в формате PDF). Адаптации и производные не разрешаются без письменного разрешения разработчика. Пожалуйста, зарегистрируйте использование меры у автора и владельца авторских прав:

Джуди О. Берри, EdD, почетный профессор психологии, Университет Талсы: [email protected]

Перед включением PSS в какую-либо электронную систему необходимо получить разрешение владельца авторских прав.

Весы
  • PSS : https://plct.files.wordpress.com/2019/01/parent-stress-scale.doc
  • Заполняемая версия PSS в формате pdf: https://www.corc.uk.net/media/2764/parent-stress-scale-fillable-pdf.pdf

Пригодность

PSS могут заполнять как родители, так и лица, осуществляющие уход за детьми и молодыми людьми любого возраста.

В настоящее время нам не известны какие-либо доказательства доступности этой меры для взрослых с ограниченными возможностями обучения.

Насколько нам известно, не было опубликовано ни одного исследования относительно пригодности меры для различных этнических или языковых групп.

Свяжитесь с нами по адресу [email protected] , если вам известна какая-либо информация, которая может представлять интерес для пользователей PSS, поскольку мы можем обновить нашу веб-страницу, чтобы включить ее.

Администрирование

PSS является кратким и может быть выполнен менее чем за 10 минут. Это мера самооценки из 18 пунктов, в которой родители отвечают на утверждения об их типичных отношениях с ребенком. Возможный диапазон PSS составляет от 18 (низкий уровень стресса) до 90 (высокий уровень стресса). Анкету могут заполнить оба родителя, но они должны заполнить анкету отдельно. Его также можно заполнить в контексте отдельного ребенка или всех детей в семье. В случае домохозяйств с более чем одним ребенком родители должны предоставить ответы об их типичных отношениях с ребенком или детьми.

PSS предназначен для оценки родительского стресса как у матерей, так и у отцов, а также у родителей детей с клиническими проблемами и без них. Он содержит различные меры стресса, эмоций и удовлетворенности ролью, включая воспринимаемый стресс, стресс на работе / в семье, одиночество, тревогу, чувство вины, удовлетворенность/обязательства в браке, удовлетворенность работой и социальную поддержку. Здесь нет правильных или неправильных ответов, и вопросы нужно задавать так, как они написаны в анкете. Его можно заполнить самостоятельно, или практикующий врач может зачитать вопросы родителю. Пожалуйста, избегайте оценочных суждений, даже если вы считаете, что предоставленные ответы не являются честными или точными.

Удаленная работа

Мы получили разрешение от автора и владельца авторских прав на создание и распространение редактируемой в электронном виде версии PSS в формате PDF для целей удаленной работы. См. здесь для доступа к этой версии.

Оценка и интерпретация

Респонденты указывают, насколько они согласны или не согласны с каждым из 18 утверждений. Ответы оцениваются следующим образом:

Категорически не согласен = 1
Не согласен = 2
Затрудняюсь ответить = 3
Согласен = 4
Полностью согласен = 5

Чтобы вычислить показатель родительского стресса, пункты 1, 2, 5, 6, 7, 8, 17 и 18 должны быть оценены в обратном порядке следующим образом: (1=5 ) (2=4) (3=3) (4=2) (5=1). Затем баллы за предметы суммируются.

Уровень родительского стресса варьируется от 18 до 90, при этом более низкие баллы указывают на более низкий уровень родительского стресса.

Имеются нормативные данные для Португалии (Algarvio et al. 2018).

Психометрические свойства

Собственность

Определение

ПСС

Внутренняя согласованность

Степень, в которой сходные элементы в пределах шкалы коррелируют друг с другом.

Хорошая внутренняя согласованность PSS была обнаружена в целом ряде образцов (Berry & Jones, 1995; Zelman et al., 2018; Algarvio et al., 2018; Pontoppidan et al., 2017; Leung & Tsang (2010)).

Действительность конструкции

Степень, в которой вопросник фактически измеряет конкретную черту или атрибут, для измерения которых он предназначен.

Четырехфакторная структура PSS была предложена на основе выборки США (Berry & Jones, 1995), выборки Португалии (Algarvio et al., 2018) и выборки Канады (Zelman et al., 2018).

Однако Pontoppidan et al. (2018) и Harding et al. (2020) сообщили об адекватной подгонке двухфакторной структуры.

Надежность повторных испытаний

Степень, в которой одни и те же респонденты имеют одинаковую оценку после периода времени, когда признак не должен был измениться.

Берри и Джонс (1995) сообщили о хорошей корреляции между тестом и повторным тестом в течение 6-недельного периода.

Конвергентная действительность

Степень, с которой на самом деле связаны две меры конструктов, которые теоретически должны быть связаны.

Зельман и др. (2018) сообщили о доказательствах

конвергентная валидность между PSS и семейным функционированием, родительской тревожностью и депрессией.

Одновременное действие

Корреляция измерения с другими измерениями той же концепции.

Берри и Джонс (1995) сообщили о высокой корреляции между PSS и шкалой воспринимаемого стресса в выборке из США. Хардинг и др. (2020) также сообщили о положительной корреляции между PSS и краткой формой Индекса родительского стресса IV.

Дискриминантная валидность

Отсутствие корреляции с противоположными понятиями.

Зельман и др. (2018) сообщили об отсутствии корреляции между PSS и показателями качества жизни ребенка.

Перевод
  • Sethi, Gandhi, and Anand (2012) также перевели PSS на хинди для использования в исследовании, в котором индийские родители/опекуны детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) сравнивались с Индийские родители/опекуны детей без клинического диагноза.
  • Cheung (2000) перевел шкалу на китайский язык для исследования родителей в Гонконге.
  • Бейкер, Перилла и Норрис (2001) перевели меру на испанский язык
  • Датский PSS предоставляется исследователям и клиницистам бесплатно по запросу. Пожалуйста, свяжитесь с соответствующим автором: [email protected]
  • Психометрические свойства Датской шкалы стресса для родителей: анализ Раша в выборке матерей с младенцами Pontoppidan, Maiken; Нильсен, Тайн; Рэйс, Сигне Линн Бо

Ссылки

Альгарвио, С., Леаль, И., и Мароко, Дж. (2018). Шкала родительского стресса: проверочное исследование с участием португальской популяции родителей детей от 3 до 10 лет. Журнал детского здравоохранения, 22(4), 563-576.

Берри, Дж. О., и Джонс, У. Х. (1995). Шкала родительского стресса: исходные психометрические данные. Журнал социальных и личных отношений, 12 (3), 463-472.

Хардинг Л., Мюррей К., Шекспир-Финч Дж. и Фрей Р. (2020). Понимание шкалы родительского стресса с когортой приемных опекунов. Семейные отношения, 69(4), 865-879.

Леунг, К., и Цанг, С.К. (2010). Китайская шкала родительского стресса: психометрические данные с использованием моделирования Раша на клинических и неклинических выборках. Журнал оценки личности, 92 (1), 26-34.

Понтоппидан, М., Нильсен, Т., и Кристенсен, И. Х. (2018). Психометрические свойства Датской шкалы стресса для родителей: анализ Раша в выборке матерей с младенцами. PloS 1, 13(11), e0205662.

Зельман, Дж. Дж., и Ферро, Массачусетс (2018). Шкала родительского стресса: психометрические свойства в семьях детей с хроническими заболеваниями. Семейные отношения, 67(2), 240-252.

Поделиться этой страницей

  • Твиттер
  • LinkedIn

Родители, не передавайте своим детям страх перед математикой — Арканзасский католик

Новости

Опубликовано: 22 января 2015 г.

Вернелл Боуэн
Директор школ

Вернелл Боуэн

Часто родители заявляют учителям, что не знают, как помочь своим детям дома в учебе. Математика, кажется, является одной из наиболее распространенных областей, в которых родители выражают свою неспособность помочь своим детям. Некоторые из наиболее частых комментариев: «Я никогда не преуспевал в математике» или «Я просто не понимаю этот новый способ преподавания математики».

Первое, что должны сделать родители, — это не передавать свои страхи перед своей неспособностью заниматься математикой. Не говорите это своему ребенку. Узнайте, откуда берется этот страх для себя, но также поймите, что может вызвать эти страхи у вашего ребенка. Наиболее распространенной причиной математической тревожности является страх, что вы не получите правильный ответ. Получение правильного ответа по математике зависит от глубокого понимания того, почему правила математических процедур действительно работают. Важно предоставить учащимся манипуляторы, чтобы помочь им понять процессы и процедуры.

Не позволяйте этим мифам помешать вашему ребенку добиться успехов в математике.

  • Вы рождаетесь с математическим геном, либо вы его получаете, либо нет.
  • Математика для мужчин.
  • Это безнадежно и слишком сложно для обычных людей.
  • Если логическая сторона вашего мозга не является вашей сильной стороной, вы никогда не преуспеете в математике.
  • Математика — это культурная вещь; моя культура никогда этого не понимала.
  • Есть только один правильный способ заниматься математикой.

Пока эти мифы существуют в нашем обществе, всегда будут ученики, которые не справятся. Учителя и родители несут ответственность за то, чтобы развеять эти мифы и найти способы гарантировать, что учащиеся понимают математику, которую им преподносят. Первый шаг к преодолению страха перед математикой — развеять мифы. Ниже приведены некоторые способы помочь учащимся преодолеть математическую тревогу.

  • Ищите способы развить позитивное отношение. Учителя должны давать инструкции, которые учат пониманию концепций, а не только их запоминанию.
  • Убедитесь, что ваш ребенок задает вопросы в классе. Попросите четкие иллюстрации и/или демонстрации или симуляции.
  • Практикуйтесь регулярно.
  • Наймите репетитора или работайте со сверстниками, которые разбираются в математике.
  • Помните, что все мы совершаем ошибки, но мы можем учиться на своих ошибках.

Если у вашего ребенка был реальный опыт изучения математики, это придаст ему больше уверенности при изучении математики в школе.

Есть много занятий, которые родители могут выполнять дома, чтобы помочь своему ребенку понять математические концепции. Если у вашего ребенка был реальный опыт работы с математикой, это придаст ему больше уверенности при изучении математики в школе. Вот несколько способов развить математические понятия дома.

  • Составьте расписание вместе с ребенком на время и организацию с помощью календаря.
  • Обеспечьте приготовление пищи, которое поможет с измерением, пониманием температуры, времени и делением на порции.
  • Попросите ребенка помочь с покупкой продуктов. Попросите их округлить стоимость предметов, чтобы оценить стоимость и общую стоимость с учетом налогов.
  • Прочитайте этикетки для определения размера одних и тех же продуктов и сравните лучшую покупку.
  • Читайте этикетки, чтобы определить ингредиенты, а также калорийность, содержание сахара, размер порций и т. д. Если у вас есть две порции, что это означает в отношении ингредиентов?
  • Попросите вашего ребенка составить ежемесячный бюджет на основе получаемого пособия.
  • Читайте карты, относитесь к милям и тому, сколько времени потребуется, чтобы добраться до пункта назначения.
  • Оцените и измерьте комнаты/высоту вещей в доме.
  • Играйте в игры, задействующие логическое мышление (шашки, домино, шахматы, монополия и т. д.)
  • Разрешите ребенку пользоваться калькулятором.