Учить во сне: Можно ли учиться во сне

Можно ли учиться во сне

В советском фильме «Большая перемена» есть эпизод, когда герой Евгения Леонова никак не может выучить параграф о росте капитализма в Германии XIX века. Чтобы не зубрить, он ложится спать и просит дочь почитать учебник вслух. Во сне, мол, всё записывается на подкорке. Девушка сначала читает учебный материал, а потом включает радио. В итоге на уроке герой несёт белиберду из отрывков радиопередачи и тезисов о немецком капитализме.  

Эта шутка родилась не на пустом месте. Начиная с XX века учёные пытаются выяснить, действительно ли можно учиться во сне. 

Что такое гипнопедия

Гипнопедия — это обучение во время естественного сна.

История гипнопедии начинается с древнегреческих жрецов и буддийский монахов, которые использовали сон своих учеников как способ донесения смысла священных писаний.

В начале XX века руководство радистов военно-морской авиабазы Пенсакола во Флориде надевали на спящих подопечных наушники для заучивания азбуки Морзе.

Первая зафиксированная попытка практического применения гипнопедии была в 1923 году в США. Её осуществлял писатель-фантаст Джек Финней. В 1927 году бизнесмен Алоис Бенджамин Салигер изобрёл «психотелефон», с помощью которого решил, что естественный сон идентичен гипнотическому. Поэтому, когда человек спит, мозг остаётся восприимчив к информации (Источник — журнал The New Yorker, 1933 год). Немного позже, в 1936 году, опыт Финнея повторил психиатр Абрам Свядощ в СССР. В 1956 году Чарльз Саймон и Уильям Эммонс с помощью электроэнцефалографии выяснили, что обучение во сне «непрактично и, вероятно, невозможно». 

<<Форма демодоступа>>

В 50-60-х годах XX века учёные стремились дать теоретическое обоснование гипнопедии. В зарубежных исследованиях прослеживается влияние психоаналитических концепций, а в отечественной — павловского учения о сторожевых пунктах в коре больших полушарий головного мозга во время сна. 

Интерес к гипнопедии вновь проснулся в XXI веке, но до сих пор не ясны многие проблемы. Например, работоспособность системы, утомляемость человека после длительного применения, изменения в нервной системе. Стало очевидно, что гипнопедия не может заменить обучение во время бодрствования, но будет полезна для некоторых видов информации. Например, закреплении иностранных слов и формул. 

Что происходит с нашим мозгом во сне

Сон состоит из фазы медленного (Non-REM) и быстрого (REM) сна. Они сменяют друг друга и образуют циклы.  

Во время медленного сна тело расслаблено, а мозг малоактивен. Идёт восстановление физических сил.

В фазе быстрого сна, напротив, мозг усердно работает: он фильтрует информацию, перебрасывать файлы из «папки» кратковременной памяти в «папку» долговременной, а ненужное отправляет в «корзину». Человек в это время видит сны. 

Если и можно чему-то научиться во сне, то именно в этой фазе, когда мозг работает. Например, согласно исследованию французских психологов, опубликованному в 2017 году в журнале Nature, спящий человек во время REM-стадии может запоминать и идентифицировать после пробуждения звуки, которых раньше никогда не слышал. Проблема в том, что эта стадия короткая: в первом цикле сна она длится всего пять минут, в последнем может достигать одного часа. 

Для того чтобы хорошо учиться, мозгу важно давать отдыхать во время сна. Иначе обеспечены проблемы с вниманием, концентрацией, памятью. 

Как правильно спать, чтобы хорошо учиться

Вот несколько советов:

  • Соблюдать режим, старайся засыпать и просыпаться в одно и то же время.
  • Спать не меньше восьми часов в сутки. Можно разделить, например, 6 часов ночью и 2 — днём.
  • Следить, чтобы температура в спальне была не больше 21 ºС.
  • Стараться перед сном гулять или делать лёгкую разминку.
  • Не наедаться на ночь, чтобы не запускать пищеварительные процессы.
  • Не пользоваться гаджетами за час до сна, чтобы не подавлять выработку гормона мелатонина.

Вывод

Английский или историю во сне не выучить. Мозг не усваивает ничего нового, лишь перерабатывает информацию. Максимум, чему можно научиться, — это выработать некоторые рефлексы.  

Тем не менее хороший сон важен для обучения, потому что мозг «перезагружается».

Можно ли учиться во сне?

На сон у нас уходит около трети жизни. Обидно тратить столько времени почём зря! Меньше спать — это не выход. Высыпаться надо обязательно, иначе и время бодрствования будет проходить с меньшей пользой. А нельзя ли совместить сон с каким-нибудь занятием? Может быть, спящий мозг способен слушать и запоминать услышанное?

Фото: Raev Denis/Фотобанк Лори.

Психофон. Фото: centerhistorypsychology. wordpress.com.

Эксперимент с обучением японскому языку во сне. Сначала добровольцам показывали картинки, сопровождая их звуками, которые соответствовали изображению: например, фото собаки сопровождалось лаем. Затем добровольцы засыпали, надев шлем для электроэнцефалографии. Пока они спали, им проигрывали звуки от картинок вместе с японскими словами: вместе с собачьим лаем спящий мозг слышал, как будет собака по-японски. После пробуждения добровольцам показывали те же картинки и давали послушать японские слова — нужно было сказать, чему больше соответствует то или иное слово, собаке или, например, колокольчику. Рисунок (с изменениями) из статьи: Koroma M., Elbaz M., Leger D. and Kouider S. (2022). Learning New Vocabulary Implicitly During Sleep Transfers With Cross-Modal Generalization Into Wakefulness // Front. Neurosci. 16:801666. Creative Commons Attribution License (CC BY).

Открыть в полном размере

Мы действительно можем кое-что слышать во сне — в конце концов, будит же нас будильник! Почему бы не предположить, что спящий человек способен запомнить текст, если прослушает его несколько раз за ночь?

О том, что сон влияет на память, заговорили ещё в XVIII веке, но надёжные экспериментальные данные стали появляться лишь в 1910-х годах. Вероятно, под влиянием этих исследований возникла идея о том, что можно учиться прямо во сне. Стали появляться разные методики и руководства, причём дело не ограничилось только обучением. В 1927 году американский журнал «Психология: здоровье, счастье, успех» рассказал об аппарате под названием психофон, или психотелефон. По сути, это был фонограф (изобретение Томаса Эдисона), снабжённый таймером. Через заданные промежутки времени психофон проигрывал мотивационные лозунги — например, про финансовый успех, повышение самооценки и достижение счастья в личной жизни. Спящий человек слышал такие фразы: «Я привлекателен и со мной интересно разговаривать. Общаться со мной — одно удовольствие» и прочее в том же духе. Как минимум полсотни человек из тех, кто потратился на эту машинку (а стоила она на нынешние деньги больше трёх тысяч долларов), уверяли, что благодаря психофону нашли себе пару.

В 1950-х годах к изучению гипнопедии (так назвали метод обучения во сне) подключили электроэнцефалографию (ЭЭГ). И тут выяснилось: всё, что люди запоминали якобы во сне, они запоминали наяву! На это указывали электрические волны мозга, которые позволяли чётко отличить сон от бодрствования. Когда включался звуковой аппарат, человек на короткое время просыпался, даже не осознавая, что проснулся, а потом снова засыпал. Но во время этих коротких периодов пробуждения мозг переходил в иной режим, улавливал звуковые сигналы и запоминал их.

Потом про обучение во сне забыли, но связь сна и памяти продолжали активно изучать. Сейчас уже никто не сомневается, что сон улучшает память — в том смысле, что помогает лучше запомнить выученное. Это называется консолидацией памяти. Её часто описывают как превращение кратковременной памяти в долговременную, или, точнее, перевод информации из кратковременного хранилища в долговременный архив. Всё же стоит уточнить, что сон нужен не только для запоминания, но и для забывания: перебирая сведения и впечатления, полученные во время бодрствования, мозг отсеивает несущественное и лучше запоминает то, что считает нужным.

Есть масса данных о том, как разные области мозга обмениваются сигналами во время консолидации памяти, какие волны электрической активности её сопровождают, как на неё влияет сонная активность нейронов. Легко догадаться, что львиную долю экспериментов с мозгом ставят на животных, поэтому всегда остаётся вопрос: а у человека — так же, как у животных, или иначе, и насколько иначе?

Недавно провели эксперимент1 с нейрокомпьютерным интерфейсом — так называют устройства, позволяющие парализованному человеку управлять протезами силой мысли. Интерфейс считывает из мозга двигательные сигналы и преобразовывает их в команды для электронной руки или ноги. Для считывания нейронных сигналов в мозг пациента устанавливают имплантат с множеством тончайших электродов (попутно его можно использовать для наблюдения за работой мозга в разных состояниях и при решении разных задач). И вот с помощью такого имплантата впервые удалось напрямую увидеть, как человеческие нейроны во сне повторяют то, что они делали во время бодрствования, — мозг учился во сне, заново анализируя полученный опыт.

В какой-то момент вдруг обнаружилось, что память улучшается, если напомнить спящему о том, что с ним происходило перед сном. Например, перед сном требовалось расставить разные предметы на игровом поле, при этом правильное выполнение задания сопровождалось запахом роз. Когда испытуемый ложился спать, ему снова давали понюхать розовый аромат. Проснувшись, человек лучше помнил расположение предметов из задания, которое он решал перед сном2. Если запах не был связан с заданием и правильностью решения, то никакого эффекта на память он не оказывал. То есть дело было не просто в запахе…

Похожие эксперименты ставили со звуками, и результаты были те же: если во сне человек слышал нечто, что относилось к информации, которую он получал перед сном, — эту информацию он запоминал лучше. Запахи и звуки работали «напоминалками», помогая спящему мозгу вспомнить выученный материал, — так ему было проще прокрутить информацию во сне и, следовательно, проще её запомнить. Этот феномен стали называть целенаправленной активацией памяти (TMR, Targeted Memory Reactivation), которая усиливала её сонную консолидацию. Разумеется, в таких экспериментах исследователи тщательно следили за состоянием мозга, чтобы во время обонятельных или звуковых напоминаний он действительно спал.

Некоторые пошли дальше и решили выяснить, можно ли повлиять на поведение человека, если подавать в спящий мозг неосознаваемые сигналы? Перед сном добровольцам демонстрировали упаковки сладостей со знакомым видом и вкусом. Их показывали либо поодиночке, либо попарно и предлагали оценить. Потом человек засыпал и ему называли несколько продуктов, которые он только что видел. Проснувшись, он выбирал из названных наиболее понравившиеся, причём только те, за которые готов заплатить. В целом оказалось, что марка товара, услышанная во сне, может повлиять на его выбор — то есть товар, название которого услышал сонный мозг, после пробуждения оценивался немного выше, чем до сна; хотя вряд ли таким образом можно заставить человека купить то, что ему совсем не нравится.

Неприятные запахи, которые вдыхает спящий, могут возбудить в нём отвращение, например к табачному дыму. Мозг во сне способен связывать два разных раздражителя — звук и запах. Если во сне проиграть человеку какой-то звук, сопроводив его запахом тухлых яиц, то сам запах человек не запомнит, но звук, услышанный потом наяву, будет вызывать в нём неприятные эмоции. Точно так же можно связать один запах с другим запахом. Именно это и было проделано: спящим добровольцам давали нюхать табачный дым, протухшие яйца и рыбу; один запах шёл за другим, и появлялись они несколько раз за ночь. После пробуждения никто никаких запахов не помнил, однако в течение следующей недели участники эксперимента курили меньше, некоторые даже на 30%.

Всё это говорит о том, что спящий мозг не просто воспринимает какие-то сигналы, но и способен их отчасти анализировать. Однако эти сигналы для мозга были не новые — он знал о них ещё до того, как заснул. Консолидация происходит с информацией, которую мы получили во время бодрствования.

А можно ли научиться во сне абсолютно неизвестным вещам? Например, способны ли мы запомнить какие-то слова из иностранного языка, если их будут нашёптывать нам во время сна? И как было бы кстати, если бы лекция по физике проникала в мозг, даже если уснёшь на занятиях. Такие исследования тоже есть, но результаты их, пусть и интересные, всё же не слишком обнадёживающие с практической точки зрения.

Выяснилось, что хотя мозг и способен что-то слышать во сне, он не устанавливает связи между разными звуковыми сигналами. Участникам эксперимента, проведённого в Брюссельском свободном университете3, давали послушать серию звуков, причём в одном случае это были просто случайные звуки, а в другом — среди них время от времени появлялись такие, которые можно сгруппировать по три. В бодрствующем состоянии человек точно определял, какие звуки можно объединить, а спящий мозг реагировал только на отдельные звуки.

Для обучения же нужно не просто слышать, что говорят, но и понимать, как одно связано с другим.

Несколько лет назад исследователи попытались понять, насколько мозг способен во сне усвоить соответствие между словом на выдуманном языке и его переводом4. Точный перевод вспоминать после пробуждения не требовалось, надо было лишь сказать, насколько велик предмет, который соответствует выдуманному слову, например, поместится ли он в обувную коробку. Если слово обозначало ключ, то да, а если слово обозначало слона, то нет. В целом оказалось, что такую связь между словами спящий мозг вполне способен уловить, однако насколько это поможет в обучении, сказать сложно.

В других экспериментах5 вместо выдуманного языка использовали японский, а в исследовании участвовали только те, кто с ним не знаком. Сначала человек смотрел на картинку и слушал подходящие к ней звуки: картинка с собакой сопровождалась лаем, картинка с колокольчиком — звучанием колокольчика и т. д. Затем наступало время сна, и тут вместе с собачьим лаем спящему проигрывали японское слово, обозначающее собаку. Проснувшись и услышав какое-то японское слово, человеку нужно было выбрать правильную картинку.

Участники эксперимента угадывали значение слова правильно чаще, чем это можно было считать простым совпадением. Сами они не были так уж уверены, что не ошиблись, то есть перевод формировался в мозге неосознанно. Однако когда исследователи проделали то же самое с бодрствующими людьми (им также показывали картинки со звуками, а потом звуки проигрывали в паре с японскими словами), то оказалось, что они выучивают неизвестные им японские слова в пять раз эффективнее, чем во сне.

Вывод из вышесказанного напрашивается простой. Даже если обучение во сне никак не мешает спать, будет правильнее просто учить иностранный язык или физику наяву, а потом хорошенько выспаться, чтобы усвоенный материал запомнился лучше, — так, как это обычно и происходит.

Комментарии к статье

1 «The Journal of Neuroscience», 42, 25 (2022).

2 «Science», 315, 5817 (2007).

3 «Scientific Reports», 8, 11719 (2018).

4 «Current Biology», 29, 4 (2019).

5 «Frontiers in Neuroscience», 16 (2022).

Как это работает, исследования и многое другое

Обучение во сне звучит как сбывшаяся мечта (каламбур), но не все так уж надуманно.

В конце концов, сон играет важную роль в обучении. Вам нужно правильное количество спокойного сна для оптимальной производительности, когда речь идет о памяти, мотивации, настроении и многом другом.

Продолжайте читать, чтобы узнать больше о роли сна в обучении.

Сон — это, так сказать, секретный соус для закрепления новых вещей, которые вы узнаете в течение дня, и связывания новых воспоминаний с уже существующими.

Хотя будущие исследования могут помочь экспертам лучше понять механизмы, работающие за кулисами, существующие данные свидетельствуют о том, что сон может оказывать серьезное влияние на обучение и память.

Сон влияет на обучение и память двумя основными способами:

  • Сон способствует консолидации памяти, что является ключевым фактором в понимании новой информации.
  • Недостаток сна может отрицательно сказаться на концентрации и концентрации внимания, что затрудняет изучение новых вещей.

Процесс изучения и запоминания новой информации происходит в три отдельных этапа:

  • приобретение, когда вы сталкиваетесь с новой информацией
  • закрепление, когда процессы в вашем мозгу помогают стабилизировать усвоенную информацию ваш мозг сохранил это

Приобретение и припоминание происходят, пока вы бодрствуете. С другой стороны, консолидация памяти, по-видимому, происходит во время сна — когда укрепляются нейронные связи, которые помогают развивать длительные воспоминания.

Лишение сна может иметь множество нежелательных эффектов, включая изменения настроения, повышенный риск высокого кровяного давления, изменения аппетита и веса, и это лишь некоторые из них. Но недостаток сна также может сказаться на вашей памяти и концентрации.

Без нормального сна внимание и сосредоточенность теряются. Когда вы не можете сосредоточиться, вам становится труднее получать новую информацию. Вам также может быть трудно вспоминать существующие воспоминания. Перегруженным нейронам сложнее правильно координировать информацию, из-за чего вы не можете усвоить те фрагменты информации, которые вы узнали ранее.

Вероятность узнать что-то новое может резко снизиться, потому что лишение сна сказывается на гиппокампе — части мозга, которая больше всего отвечает за создание новых воспоминаний.

Итак, эти ночные зубрежки перед большим экзаменом? Тебе просто лучше было бы поспать.

Различные стадии сна делятся на две категории:

  • сон с быстрыми движениями глаз (БДГ)
  • медленный сон

Существующие данные свидетельствуют о том, что медленный сон играет важную роль в обучении во сне.

  • Исследование, проведенное в 2013 году, показало, что медленноволновая фаза медленного сна необходима для консолидации памяти, которая помогает подготовить мозг к обучению на следующий день.
  • Исследование, проведенное в 2018 году, также указало на то, что сонные веретена — внезапные подъемы колебательной активности мозга, обнаруженные на электроэнцефалограмме во время второй стадии медленного сна, — являются ключевыми игроками в консолидации памяти.

Эксперты все еще пытаются понять, как мозг продолжает учиться во время сна.

В небольшом исследовании 2018 года 46 участников изучали ассоциации между словами и изображениями объектов или сцен перед сном. Затем 27 участников вздремнули полтора часа, а остальные бодрствовали в течение 90 минут.

Исследователи повторяли половину слов дремлющим, пока они спали, чтобы реактивировать вновь выученные образные воспоминания. Они снова показали им слова после того, как они проснулись, и попросили их вспомнить сцену и фотографии объектов.

Результаты показали, что они могли лучше вспомнить картинки, связанные со словами, повторяемыми во время сна.

В аналогичном небольшом исследовании 2019 года исследователи проигрывали пары слов, одно настоящее, другое ложное, дремлющим участникам во время медленной фазы сна. Настоящее слово описывало нечто большее или меньшее, чем обувная коробка. Когда участники проснулись, исследователи спросили их, описывает ли ложное слово что-то большее или меньшее, чем обувная коробка.

Их ответы были более точными, чем могла объяснить простая случайность, предполагая, что люди действительно могут кодировать новую информацию во время медленного сна и запоминать ее позже.

Тип обучения, который происходит во время сна, обычно включает в себя создание пар, обусловливание и ассоциации. Эти способности потенциально могут помочь вам быстрее запомнить музыкальное произведение или освоить новый язык.

Другими словами, то, что вы узнаёте во время бодрствования, возможно, останется в вашей памяти надолго — просто во сне.

Отточите свои языковые навыки

В том же небольшом исследовании 2019 года, описанном выше, также изучалось, могут ли спящие люди создавать новые ассоциации между иностранными словами и их переводами.

Исследователи проигрывали спящим участникам наборы фальшивых слов и притворных значений, стоящих за ними. Например, они предложили слово «гуга» для обозначения слона.

После пробуждения участников попросили перевести поддельные слова в тесте с несколькими вариантами ответов. Их способность находить «правильное» значение была намного лучше, чем чистая случайность.

Эти данные свидетельствуют о том, что во время сна можно лучше освоиться и распознавать различные аспекты языка, такие как значение, акцент или тон.

Попробуйте: Воспроизведите любимое средство изучения языка, компакт-диск или разговорный диалог на языке, который вы хотите выучить, пока вы спите.

Улучшите свое музыкальное исполнение

Пытаетесь развить свои способности как музыканта? Слушание музыки, которую вы хотите выучить во сне, может помочь вам запомнить и лучше играть ее, когда вы бодрствуете.

В ходе небольшого исследования, проведенного в 2012 году, 16 участников с разным музыкальным образованием научились играть две мелодии, нажимая клавиши, расположенные в виде ряда движущихся кругов. (Если вы когда-нибудь играли в «Guitar Hero», вы поняли идею.)

Затем участники вздремнули в течение 90 минут, достаточно долго, чтобы войти в медленный сон, пока одна мелодия проигрывалась на повторе. После периода сна участники могли лучше исполнять обе песни, но исследователи отметили особые улучшения, когда дело дошло до песни, которую они неосознанно услышали во время сна.

Попробуйте: Воспроизведение музыкального произведения, которое вы хотите исполнить, повторяется во сне.

Избавьтесь от нежелательной привычки, например, от курения

Во время сна также может иметь место другой тип обучения, обусловленность.

Результаты другого небольшого исследования 2012 года показали, что люди могут научиться ассоциировать звуки с запахами во время сна.

Исследователи воспроизводили спящим участникам определенный тон, когда они выпускали аромат шампуня или дезодоранта через носовую маску, а затем другой тон, когда они выпускали запах падали или гниющей рыбы. После пробуждения у участников была более сильная реакция на обнюхивание, когда они слышали тон, связанный с приятным запахом.

Небольшое исследование 2014 года изучало, может ли аверсивное обусловливание помочь людям бросить курить. Люди, которые регулярно курили, ночью подвергались воздействию неприятного запаха через носовую маску: запах сигарет в сочетании с запахом испорченной рыбы или тухлых яиц.

На следующий день и в течение нескольких последующих дней они выкуривали меньше сигарет.

Ищете советы, как избавиться от нежелательной привычки? Начните здесь.

Качественный сон не только способствует обучению и памяти, но и необходим для хорошего здоровья.

Вот как сон приносит пользу вашему мозгу и телу.

Принятие мер по улучшению гигиены сна или здоровых привычек сна может привести к лучшему отдыху следующей ночью.

Попробуйте эти советы:

  • Придерживайтесь стабильного графика сна, чтобы избавиться от дневной сонливости.
  • Создайте расслабляющую и спокойную обстановку для сна — в этом могут помочь удобные постельные принадлежности и расслабляющие запахи.
  • Измените режим сна с помощью теплой ванны, легкой йоги или медитации.
  • Выключайте свои устройства за пару часов до сна, чтобы уменьшить воздействие синего света, который может стимулировать ваш ум и не давать вам уснуть.

Эксперты продолжают изучать роль сна в обучении и памяти, но нельзя отрицать, что привычки сна могут влиять на ваш мозг и тело множеством способов. Недостаток сна может вызвать у вас чувство истощения энергии, конечно, но лишенному сна мозгу также труднее хранить и запоминать то, что вы узнали во время бодрствования.

Хитрости сна, такие как составление расписания сна, ограничение времени с устройствами и выделение времени для отдыха перед сном, могут помочь вам лучше спать, чтобы вы могли лучше учиться во сне. Только не рассчитывайте выучить совершенно новый язык за одну ночь.


Бреанна Мона — писательница из Кливленда, штат Огайо. Она имеет степень магистра в области средств массовой информации и журналистики и пишет о здоровье, образе жизни и развлечениях.

Как это работает, исследования и многое другое

Обучение во сне звучит как сбывшаяся мечта (каламбур), но не все так уж надуманно.

В конце концов, сон играет важную роль в обучении. Вам нужно правильное количество спокойного сна для оптимальной производительности, когда речь идет о памяти, мотивации, настроении и многом другом.

Продолжайте читать, чтобы узнать больше о роли сна в обучении.

Сон — это, так сказать, секретный соус для закрепления новых вещей, которые вы узнаете в течение дня, и связывания новых воспоминаний с уже существующими.

Хотя будущие исследования могут помочь экспертам лучше понять механизмы, работающие за кулисами, существующие данные свидетельствуют о том, что сон может оказывать серьезное влияние на обучение и память.

Сон влияет на обучение и память двумя основными способами:

  • Сон способствует консолидации памяти, что является ключевым фактором в понимании новой информации.
  • Недостаток сна может отрицательно сказаться на концентрации и концентрации внимания, что затрудняет изучение новых вещей.

Процесс изучения и запоминания новой информации проходит в три отдельных этапа:

  • приобретение, когда вы сталкиваетесь с новой информацией
  • закрепление, когда процессы в вашем мозгу помогают стабилизировать усвоенную информацию
  • вспоминать, когда вы получаете доступ к полученной информации после того, как ваш мозг сохранил ее

Сбор и воспроизведение происходят, пока вы бодрствуете. С другой стороны, консолидация памяти, по-видимому, происходит во время сна — когда укрепляются нейронные связи, которые помогают развивать длительные воспоминания.

Лишение сна может иметь множество нежелательных эффектов, включая изменения настроения, повышенный риск высокого кровяного давления, изменения аппетита и веса, и это лишь некоторые из них. Но недостаток сна также может сказаться на вашей памяти и концентрации.

Без нормального сна внимание и сосредоточенность теряются. Когда вы не можете сосредоточиться, вам становится труднее получать новую информацию. Вам также может быть трудно вспоминать существующие воспоминания. Перегруженным нейронам сложнее правильно координировать информацию, из-за чего вы не можете усвоить те фрагменты информации, которые вы узнали ранее.

Вероятность узнать что-то новое может резко упасть, потому что лишение сна сказывается на гиппокампе, той части мозга, которая в наибольшей степени отвечает за создание новых воспоминаний.

Итак, эти ночные зубрежки перед экзаменом? Тебе просто лучше было бы поспать.

Различные стадии сна делятся на две категории:

  • сон с быстрыми движениями глаз (БДГ)
  • медленный сон

Существующие данные свидетельствуют о том, что медленный сон играет важную роль в обучении во сне.

  • Исследование, проведенное в 2013 году, показало, что медленноволновая фаза медленного сна необходима для консолидации памяти, которая помогает подготовить мозг к обучению на следующий день.
  • Исследование, проведенное в 2018 году, также указало на то, что сонные веретена — внезапные подъемы колебательной активности мозга, обнаруженные на электроэнцефалограмме во время второй стадии медленного сна, — являются ключевыми игроками в консолидации памяти.

Эксперты все еще пытаются понять, как мозг продолжает учиться во время сна.

В небольшом исследовании 2018 года 46 участников изучали ассоциации между словами и изображениями объектов или сцен перед сном. Затем 27 участников вздремнули полтора часа, а остальные бодрствовали 9 часов.0-минутный период.

Исследователи повторяли половину слов дремлющим, пока они спали, чтобы реактивировать вновь выученные образные воспоминания. Они снова показали им слова после того, как они проснулись, и попросили их вспомнить сцену и фотографии объектов.

Результаты показали, что они могли лучше вспомнить картинки, связанные со словами, повторяемыми во время сна.

В аналогичном небольшом исследовании 2019 года исследователи проигрывали пары слов, одно настоящее, другое ложное, дремлющим участникам во время медленной фазы сна. Настоящее слово описывало нечто большее или меньшее, чем обувная коробка. Когда участники проснулись, исследователи спросили их, описывает ли ложное слово что-то большее или меньшее, чем обувная коробка.

Их ответы были более точными, чем могла объяснить простая случайность, предполагая, что люди действительно могут кодировать новую информацию во время медленного сна и запоминать ее позже.

Тип обучения, который происходит во время сна, как правило, включает в себя создание пар, обусловливание и ассоциации. Эти способности потенциально могут помочь вам быстрее запомнить музыкальное произведение или освоить новый язык.

Другими словами, то, что вы узнаёте во время бодрствования, возможно, останется в вашей памяти надолго — просто во сне.

Оттачивайте свои языковые навыки

В том же небольшом исследовании 2019 года, описанном выше, также изучалось, могут ли спящие люди создавать новые ассоциации между иностранными словами и их переводами.

Исследователи разыгрывали для спящих участников наборы фальшивых слов и притворных значений, стоящих за ними. Например, они предложили слово «гуга» для обозначения слона.

После пробуждения участников попросили перевести поддельные слова в тесте с несколькими вариантами ответов. Их способность находить «правильное» значение была намного лучше, чем чистая случайность.

Эти данные свидетельствуют о том, что во время сна можно лучше освоиться и распознавать различные аспекты языка, такие как значение, акцент или тон.

Попробуйте: Воспроизведение любимого инструмента для изучения языка, компакт-диска или разговорного диалога на языке, который вы хотите выучить, пока вы спите.

Улучшите свое музыкальное исполнение

Пытаетесь развить свои способности как музыканта? Слушание музыки, которую вы хотите выучить во сне, может помочь вам запомнить и лучше играть ее, когда вы бодрствуете.

В ходе небольшого исследования, проведенного в 2012 году, 16 участников с разным музыкальным образованием научились играть две мелодии, нажимая клавиши, расположенные в виде ряда движущихся кругов. (Если вы когда-нибудь играли в «Guitar Hero», вы поняли идею.)

Затем участники вздремнули в течение 90 минут, достаточно долго, чтобы погрузиться в медленный сон, пока одна мелодия проигрывалась на повторе. После периода сна участники могли лучше исполнять обе песни, но исследователи отметили особые улучшения, когда дело дошло до песни, которую они неосознанно услышали во время сна.

Попробуйте: Воспроизведение музыкального произведения, которое вы хотите исполнить, на повторе во сне.

Избавьтесь от нежелательной привычки, например, от курения

Во время сна также может иметь место другой тип обучения, обусловленность.

Результаты другого небольшого исследования 2012 года показали, что люди могут научиться ассоциировать звуки с запахами во время сна.

Исследователи воспроизводили спящим участникам определенный тон, когда они выпускали аромат шампуня или дезодоранта через носовую маску, а затем другой тон, когда они выпускали запах падали или гниющей рыбы. После пробуждения у участников была более сильная реакция на обнюхивание, когда они слышали тон, связанный с приятным запахом.

Небольшое исследование 2014 года изучало, может ли аверсивное обусловливание помочь людям бросить курить. Люди, которые регулярно курили, ночью подвергались воздействию неприятного запаха через носовую маску: запах сигарет в сочетании с запахом испорченной рыбы или тухлых яиц.

На следующий день и в течение нескольких последующих дней они выкуривали меньше сигарет.

Ищете советы, как избавиться от нежелательной привычки? Начните здесь.

Качественный сон не только способствует обучению и памяти, но и необходим для хорошего здоровья.

Вот как сон приносит пользу вашему мозгу и телу.

Принятие мер по улучшению гигиены сна или здоровых привычек сна может привести к лучшему отдыху следующей ночью.

Попробуйте эти советы:

  • Придерживайтесь стабильного графика сна, чтобы избавиться от дневной сонливости.