Удобная женщина: почему ты не должна ни под кого подстраиваться

почему ты не должна ни под кого подстраиваться

Психолог Анна Просветова рассказывает, почему «женская мудрость» — это совсем не то, чем кажется. И почему она тебе точно не нужна.

Теги:

Джордж Клуни

Личная жизнь

Советы психолога

VOICE Психология

права женщины

Getty images

Будь гибкой. Мягкой, податливой, нежной. Адаптируйся, меняйся, умей подстраиваться. Понимать, угадывать, прислушиваться. 

Зачем?

Чтоб быть той женщиной, рядом с которой будет счастлив любой мужчина, которая не пилит. Не выносит мозг, не достает. Не нарушает границы мужчины. Не нагружает его своими принципами. Идеальная женщина! Очень удобная.

Это традиционно называется женской мудростью.

Однако пора открыть глаза и признать, что это на самом деле неумение понимать и защищать свои границы. И это тотальная женская проблема, потому что именно девочек мы учим быть мягкими и податливыми. Им мы говорим: «Ты же девочка, уступи!» Мальчикам твердим: «Будь настойчивым, принципиальным!» А вот девочки пусть подстроятся. Именно для того, чтобы женщины могли мягко встраиваться в картину жизни мужчины, ей и нужна эта пластилиновая ментальная и эмоциональная гибкость. «Мужчина с принципами» – это звучит здорово. У него есть свои правила жизни, которые он прочитал в мужском журнале, есть свои границы, чисто мужские темы. И он «принимает» женщину в эти рамки, если она в них вписывается. Либо если готова стесать пару своих углов, отполировать несколько своих убеждений, чуть примять некоторые свои принципы. Если готова нарушить свои границы в угоду мужскому комфорту. 

Сам он при этом сдвигать свои границы не готов. Потому что в его представлении, его принципы – это незыблемая мужская позиция.

А вот женские границы – это капризы, который можно менять, как фотки на аватарке.

И поскольку девочкам-подросткам родители в последнюю очередь рассказывают о том, что такое личные границы, то давай прежде всего проясним это понятие. Это некий набор личных убеждений, принципов, потребностей, интересов. Личные границы могут проявляться на эмоциональном уровне, физическом, территориальном. То есть применительно к любой сфере твоей жизни проявятся некие рамки того, как ты воспринимаешь реальность и того, что приемлемо для тебя со стороны других людей. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Джордж Клуни и другие звезды, у которых в детстве были прозвища

Свою кличку Клуни заработал из-за паралича, который внезапно поразил парня в средней школе. Паралич Белла — генетическая болезнь, передавшаяся Клуни от отца. Около года Клуни ходил с парализованной половиной лица, у него не открывался левый глаз. «Это было худшее время в моей жизни, — жаловался актер в интервью The Mirror в 2003 году.

 — Меня высмеивали и дразнили, но это испытание сделало меня сильнее».

1 из 5

Вика, 32 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мы с Егором были знакомы пару месяцев. Виделись, общались. Он очень харизматичный, привлекательный. И, что примечательно, он это очень хорошо знал и постоянно хвастался своими успехами у женщин. Когда он впервые упомянул о предыдущих отношениях, я подумала, что это проявление доверия с его стороны. В другой раз он завел разговор о том, как люди влюбляются – вроде отвлеченная тема. Но он стал подробно мне рассказывать о своей прошлой девушке, которую он дико любил и чуть с ума не сошел. Я остановила его, попросила не делиться со мной такими подробностями. Сказала, что это лишняя для меня информация. Он очень обиделся. Затем довольно часто разные отвлеченные темы разговоров сводились к описанию его сексуальных и романтических подвигов. И я всякий раз просила его не рассказывать мне это.

Во-первых, я искренне не понимала, зачем он так делает. А во-вторых, я не хотела нагружать себя информацией о каких-то женщинах и их отношениях. Это вообще для меня лишнее. Если бы я захотела что-то прояснить в его биографии, то могла бы прямо спросить. Но мне крайне неловко быть исповедником. Его же это жутко обижало. То, что он вторгается в мою зону комфорта в общении, его не беспокоило. Отношения постепенно сошли на нет. Но в финале нашего недолгого романа он сказал, что я безэмоциональная и равнодушная, раз не хочу принимать его таким, какой он есть, и не интересуюсь им».

Вот эта мантра о том, что женщина должна принимать мужчину «таким, какой он есть» — прекрасный первый звоночек о том, что тебе придется сдвинуть свои границы по намеченному генералом плану. Вика могла бы молча выслушивать сексуально-боевые байки Егора, молча потом рефлексировать и справляться со своими эмоциями по этому поводу, даже с терапевтом прорабатывать «свои внутренние проблемы неприятия партнера». А Егор продолжал бы бесконтрольно вываливать на нее любую информацию, выдавая за доверие банальное нежелание задумываться о реакции второй стороны. Если бы эти отношения и дальше продолжались, то только за счет гибкости и податливости Вики.

Лейла, 27 лет.

«Я чуть не вышла замуж в прошлом году. История прям как из кино про сбежавшую невесту. Отношения с Давидом закрутились очень стремительно. Мы буквально после третьего свидания начали фактически жить вместе, везде бывали вдвоем, все время проводили неразлучно. Через 7 месяцев он предложил пожениться, и я сразу согласилась. И вот в процессе подготовки к свадьбе он стал часто заводить разговоры о том, что теперь всё изменится. Спрашивал, понимаю ли я, что многое будет по-другому. Я стала уточнять, о чем это он постоянно твердит. Оказалось, что у него есть твердые принципы семейной жизни. Например, я не должна никуда ходить без него. Ни на какие праздники, тусовки, в гости.

Значит, у меня не должно быть никакого своего круга общения, даже с ближайшими подругами я не могла бы встречаться сама. Еще у нас должна быть карта с общим счетом, и у меня не должно быть персональной банковской карты. И какие-то такие мелочи стали проявляться во всем. Решение отменить свадьбу я приняла на примерке свадебного платья, потому что оказалось, что Давид позвонил в салон и отменил заказанный мною декор и сам внес правки в модель платья. Девушке, которая принимала его корректировки, он сказал: «Невеста же одевается для жениха? Вот значит, жених и должен решить, на какое платье на невесте ему приятно будет смотреть». Девушка так восхищенно о нем отзывалась, сказала, что это первый жених, который так вовлечен в процесс подгонки наряда. А меня как током ударило: я поняла, что всю жизнь с ним он будет мне указывать, во что одеваться, с кем общаться и куда ходить.»

Давид, как и многие талантливые абьюзеры, сминал границы своей девушки постепенно. Хотя вот уже при приближении свадьбы стал более несдержанным и спугнул Лейлу. Если бы она не включилась вовремя, а продолжала бы мыслить в категории «какой волевой мужчина, умеет принимать решения», то слишком быстро стала бы заложницей домашнего тирана. Вырваться из таких отношений уже в браке было бы значительно сложнее, особенно когда появились бы дети.

Марина, 42 года.

«У меня всё просто. Я большая девочка, сама себе хозяйка. И всех мамкиных доминаторов вижу за версту. Но тут и на старуху пришла проруха. Через полгода очень близких отношений Макс мне стал мягко намекать, что ему всегда очень нравился типаж Скарлет Йоханссон. Я соглашалась, кивала, она и впрямь красотка, никто не спорит. Но задумалась, к чему он ведет. То, что он просто решил обсудить со мной кинематографические вкусы, мне в голову не приходило, иллюзий я не питаю. И вот однажды он решился напрямую мне сообщить свое желание: чтоб я увеличила губы и перекрасилась в блондинку. А так, телосложением на Скарлет я вполне похожа, и значит, буду такая же прекрасная красавица, как она! По его мнению, я должна была бежать в салон, роняя тапки, и срочно колоться и краситься.

Однако я выдвинула встречное предложение. Сказала, что подумаю над его просьбой, если он сделает тату на шее, как у Джорджа Клуни в «От заката до рассвета» и проколет дырку в ухе. Он сказал, что я слишком сложная и со мной невозможно общаться. А я предложила ему поискать другую Скарлет».

Спасибо Максиму за этот речевой маркер: «сложная». Очень важно обращать внимание на это слово. Если ты сложная, значит, тебе хватает смелости, наглости и здравомыслия, чтоб отстаивать свои границы, не ломая их в угоду чьим-то требованиям.

Давай же проясним, какой набор личных границ должен быть у каждой Сложной Женщины и по каким критериям их можно проверять.

Физические. Да, в паре, даже в самых близких отношениях у каждого партнера есть свои физические границы. Право на прикосновение, объятия, поглаживания, любые физические контакты должны происходить с согласия и по желанию обеих сторон. На деле же часто женщина понимает, когда мужчину «лучше не трогать» – в прямом смысле, ведь и он имеет полное право отстраниться от нежелательного контакта.

Женщина же в паре свои границы часто смещает. В легком проявлении это проявляется в объятиях, когда девушка не настроена, в попытках посадить ее к себе на колени, привлечь к себе. В крайних проявлениях – это прямое сексуальное и физическое насилие.

Территориальные. Это личное пространство, право побыть в своем комфортном уголке, неприкосновенность личных вещей. Часто у мужчины в доме есть любимое «папино кресло», «папино место за столом», «папин кабинет». Мама, как правило, таких личных мест лишена. И даже если мама закрывается в комнате, ванной или на балконе, чтоб побыть наедине с собой, кто-то обязательно нарушит эти границы.

Моральные. К ним можно отнести наши убеждения, мнения, ценности, традиции. Они нарушаются, когда нам приходится поступаться своими устоями, суждениями. Начать ходить в церковь, если маме мужа этого хочется, избавиться от собак, если это не приветствуется мужем. Или в лайтовом формате постоянно выслушивать критику и обесценивание своей точки зрения. И это стоит отметить отдельно. Несогласие со своей точкой зрения зачастую мужчиной воспринимается как вызов, агрессия со стороны женщины. То есть просто обозначение своей границы считывается ими как нападка. В этой связи достаточно вспомнить классический пример уличного подката:

— Девушка, давайте познакомимся!

— Спасибо, не хочу.

— А что такая злая, почему сразу так грубо?

Эмоциональные. Все мы в курсе, что идеальная женщина никогда не грустит, не злится, не обижается, не пугается, никого не презирает, не тревожится, не паникует, не раздражается (и не существует, добавляет моя дочь). Словом, не испытывает эмоции того спектра, который в нашем социуме считается негативным и неприемлемым. Какая удобная, правда же? На любой посыл реагирует понимающей улыбкой и смиренным вздохом. Можно ли предположить, что взрослый человек с нормальным уровнем психического развития не может испытывать «негативные» эмоции? Нет, это исключено. Значит, она их максимально подавляет, чтоб ее реакции были комфортными мужчине. Потому что, если она не будет этого делать, это же придется обращать внимание на ее дискомфорт, на ее переживания, тревоги. С этим нужно будет что-то делать. А это очень осложняет жизнь мужчины в паре. Проще провести свои личные эмоциональные границы по линии улыбки женщины и не принимать никакие другие формы выражения ее эмоций.

Социальные. Это наши дружеские и рабочие связи, общественная жизнь, все контакты и коммуникации. И даже если всего лишь одна подружка вызывает раздражение партнера и поэтому девушка прекращает с ней общение, этого уже важный показатель нарушения ее границ.

Понимать и уважать границы партнера – это не прихоть новомодных психологических направлений. Это базовая норма в здоровых отношениях. Просто нам важно определиться: мы хотим быть собой или должны быть удобными?

Для людей, у которых есть сложности с защитой собственных границ, был разработан Билль о правах личности. Его пункты очень хорошо помогают держать в фокусе внимания именно те ориентиры, которые добавляют уверенности в своих правах.

Ты имеешь право:

  • Иногда ставить себя на первое место.
  • Просить о помощи и эмоциональной поддержке.
  • Протестовать против несправедливого обращения или критики.
  • Иметь свое собственное мнение или убеждения.
  • Совершать ошибки.
  • Предоставлять людям право самим решать свои проблемы.
  • Говорить: «Спасибо, нет», «Извините, нет».
  • Не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям.
  • Побыть одной, даже если другим хочется твоего общества.
  • Иметь собственные, какие угодно чувства независимо от того, понимают ли их окружающие.
  • Менять свои решения или изменять образ действий.
  • Добиваться перемены договоренности, которая тебя не устраивает.

Ты никогда не обязана:

  • Быть безупречной на 100%.
  • Следовать за всеми.
  • Делать приятное неприятным тебе людям.
  • Любить людей, приносящих тебе вред.
  • Извиняться за то, что ты была собой.
  • Выбиваться из сил ради других.
  • Чувствовать себя виноватой за свои желания.
  • Мириться с неприятной тебе ситуацией.
  • Жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было.
  • Сохранять отношения, ставшие оскорбительными.
  • Делать больше, чем тебе позволяет время.
  • Делать что-то, что ты на самом деле не можешь сделать.
  • Выполнять неразумные требования.
  • Отдавать что-то, что тебе на самом деле отдавать не хочется.
  • Нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения.
  • Отказываться от своего «я» ради чего бы то ни было и кого бы то ни было.

5 признаков, что вы стали «удобной» женщиной и как это исправить

Признаки «удобной» женщины

Она легко отказывается от своих планов

Подруга просит покормить ее кота (а живет она на другом конце города), мама — завезти ей лекарства после работы, а муж требует шикарного ужина — и вы на все эти просьбы отвечаете «да»?

Иногда отказываться от своих планов в угоду близким — нормально, ситуации бывают разные. Но если вы делаете это регулярно, возможно, пора задуматься.

Она забывает о своих потребностях

«Удобные» женщины помнят обо всем и обо всех, кроме себя. Отправляясь на шоппинг, они покупают все, что нужно детям, мужу, сестре или пожилым родителям. А на свои удовольствия и нужды жалеют средств («как-то это дорого», «мне такое не по карману» и пр.).

Она много суетится

Часто «удобные» женщины хотят произвести впечатление не только на близких, но и на новых людей в окружении. Они суетятся, стараются окружить заботой всех (даже, если их об этом не просят).

Она постоянно устает

Еще бы! Ведь она тратит много сил на заботу обо всех вокруг. И не находит времени на отдых.

Она часто испытывает тревогу

Потому что боится потерять любовь близких людей, которую (как она думает) пытается заслужить своими делами и заботой.

Как возникает синдром «удобной» женщины?

Синдром «удобной» женщины формируется из установок, усвоенных еще в детстве. Как правило, это убеждение, что любовь близких людей нужно заслужить.  «Многим людям, свойственно «заслуживать любовь». Почему? В психологии это называется «тревожная привязанность» и она формируется в детстве», — объясняет Ольга Жукова, психотерапевт, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии и Российского психологического общества, автор инстаграм-блога @olgaslifestreamchannel.

«С самого детства нас воспитывали быть «хорошими», заслуживать любовь, похвалу и одобрение окружающих, — объясняет Вероника Петровна Сысоева, врач-психиатр, нарколог,  психотерапевт, к.м.н., эксперт по работе с подсознанием, инструктор Theta-healing®, автор инстаграм-блога @thetalife_veronika. —  Так было удобно взрослым контролировать ребенка и его поведение. Но современные родители выросли из всего этого. В наше время детские психологи не рекомендуют пользоваться этим приемом».

Чаще всего таким детям уделяют мало внимания, от них многое требуют, они постоянно сталкиваются с эмоциональной холодностью родителей. «У таких людей, как правило, постоянная тревожность, заниженная самооценка, часто возникают депрессивные настроения, — рассказывает Ольга Жукова. — Нередко у них отсутствуют близкие и доверительные отношения с семьей и супругом, есть навязчивые и деструктивные мысли, постоянное желание признания и поддержки».

В отношениях такие женщины всегда отдают партнеру больше, чем получают от него. Это выматывает и приводит к дисбалансу в парах. «Часто таким женщинам просто страшно предъявить себя настоящую, со всеми своими несовершенствами, усталостью, — говорит Ольга Жукова. — Им кажется, что если они перестанут «заслуживать» любовь близких, то утратят ее. Но это, конечно, не так».

Плюс к тому, усиливают это чувство и стереотипы. «Не буду оригинальна! Покорность, жертвенность, терпимость и маниакальное трудолюбие долгое время считались показателями «годности» подрастающей невесты и гарантией «выгодного» замужества. Нелегче было женщинам «послевоенных эпох», которых ждал неутешительных вывод – «мужчин совсем мало», следовательно, количество претенденток на место официальной жены крайне высоко, — добавляет Лера Елецкая, психолог, стратег, автор инстаграм-блога @lera_eletskaya_psy. — Пока женщина воспринимает мужчину, как «сектор приз», она чаще всего сильно «переплачивает» за эти отношения.  Увы, «безгранично любящие» женщины часто не осознают, что не только выгорают в этом союзе, но и незаметно становятся частью чьей-то просто удобной жизни».

По мнению Вероники Сысоевой, чаще всего этим страдают:

  • Люди, которые с детства живут ради похвалы. «Родители за них определили смысл их жизни и даже миссию. Но к сожалению, счастья это не приносит», — объясняет Вероника Сысоева.
  • Недолюбленные в детстве взрослые. Продолжение девиза «любовь нужно заслужить» плавно перетекает в зависимость от похвалы, набирая еще большие обороты. 
  • Люди с низкой самооценкой, отсутствием ценности и любви к себе. «Получается, что самооценка растет только во время похвалы, но не надолго. В связи с такими обстоятельствами доза похвалы необходима ежедневно в больших количествах», — добавляет Вероника Сысоева. 
  • Люди с синдромом отличников. Хвалят себя сами и всегда получают похвалу от окружающих. Крутятся, как «белки в колесе» в стремлении во всем преуспеть. 

Побороть «удобность» и стремление к похвале реально, но стоит понимать, что процесс это небыстрый. Важно понимать, что это полностью подконтрольный вам процесс.

«Во-первых, никто против нашей воли не сможет заставить нас что-то почувствовать или спровоцировать на действия. Алхимия отношений начинается с личного выбора и решения: делать или не делать, соглашаться или не соглашаться, терпеть или нет, — объясняет Лера Елецкая. — Во-вторых, пока мы живем в убеждении, что кто-то является причиной наших разочарований и несчастий, мы находимся в слабой позиции. Как только понимаем, что сами «закрутили» эту историю, приходит осознание, что в любой момент мы также можем остановить «это кино».

Как избавиться от синдрома «удобной» женщины?

Перестаньте оценивать себя и других

«Удобные» женщины — заложницы похвалы. Они отовсюду ждут положительной оценки своих качеств и действий. «Начать стоит с разбора того, откуда у вас такое непреодолимое желание получить одобрение во всех сферах, — отмечает Ольга Жукова. — Желание получить оценку, конечно, снижает ощущение хаоса, но легко превращается в изматывающую одержимость. Готовы ли вы заплатить такую цену? Можно ли считать, что вас любят, если вы все время подстраиваетесь, угождаете и фактически притворяетесь лучшей версией себя? Если нет, то готов ли вы рискнуть показать реальную себя со всеми своими минусами партнеру?»

Учитесь переносить чужое неодобрение

Нравиться всем невозможно. Да это и не нужно. Но для «удобных» женщин любое неодобрение ощущается как трагедия. «Далее необходимо работать над снижением катастрофизации и непереносимости фрустрации. Что будет, если вы не понравитесь другим? Скорее всего, ничего страшного», — добавляет Ольга Жукова.

Разобрав это, необходимо избавиться от привычки нравиться. «Для этого необходимо воспользоваться методом экспозиции (делать то, что может не понравится другим) и выдерживать напряжение. Начинайте с малого: не уступайте место в транспорте, если не хочется, например», — говорит Ольга Жукова.

«Поработайте с собственным чувством стыда, вины и будьте готовы объяснить «взрослеющему» мужчине о том, как самостоятельно решать определенные бытовые вопросы», — добавляет Лера Елецкая.

Прислушивайтесь к себе как можно чаще

Учитесь быть чуткими к себе — своим потребностям и желаниям. «В какой-то момент вы наполнитесь той любовью, которую отдавали другим, и ощутите счастье небывалых размеров», — говорит Ольга Жукова.

Настройтесь на продолжительную работу

Когда вы достигните первых успехов в обретении уверенности, будьте готовы и к откатам. «Любой процесс не линеен, в нем будут присутствовать взлеты и падения, вне зависимости от того, как сильно вы стараетесь. Падения — это нормально и это неотъемлемая часть процесса! Пожалуйста, не отвергайте ее», — подытоживает Ольга Жукова.

Следуйте этим советам, если хотите избавиться от комплекса «удобной» женщины.

 

В поисках правдивой истории женщин для утешения

Читать на корейском | 한국어 번역 보기 | Читать на японском |日本語で読む

В январе я планировал написать статью о недавнем решении южнокорейского суда, предписывающего Японии выплатить компенсацию за зверства, совершенные во время Второй мировой войны в отношении «женщин для утех», женщин и девочек, которые были доставлены на «станции утешения» на передовой для оказания сексуальных услуг солдатам Императорской японской армии. Женщин забирали силой или обманом ловили во многих странах Азии и за ее пределами, но большое их количество прибыло из Кореи, которая в то время была колонией Японии. Оценки числа жертв сильно разнятся, от десятков тысяч до сотен тысяч. 23 января Япония объявила, что решение корейского суда, согласно которому компенсация в размере девяносто одной тысячи восьмисот долларов должна быть выплачена каждой из двенадцати корейских женщин для утех, которые были истцами по этому делу (семь из которых умерли с момента его было подано в 2013 году), было «крайне прискорбно и абсолютно неприемлемо». Япония заявила, что не подпадает под юрисдикцию Кореи, и считает, что этот вопрос был ранее урегулирован. Я размышлял о том, как юридические решения, касающиеся преступлений против человечности во время Второй мировой войны, могут помочь разрешить или усугубить исторические травмы, которые, кажется, невозможно оставить в прошлом — отчасти потому, что они погрязли в волнах конфликта и отрицания истинности того, что случилось.

31 января я начал получать сообщения от студентов и выпускников Гарвардской школы права, где я преподаю, о моем давнем коллеге, Дж. Марке Рэмсейере, специалисте по корпоративному праву в области японских юридических исследований. Я немного знал его, как скромного мужчину лет шестидесяти, который катался на велосипедах с моим мужем и однажды посоветовал нам, какие японские ножи купить. Ребенок и внук американских миссионеров-меннонитов в Азии, он вырос в Японии. Я знал, что его научный вклад включал в себя развенчание общепринятых представлений о послевоенной японской экономике.

Студенты и выпускники написали мне, что Рамсейер попал на первые полосы газет в Южной Корее из-за двух недавних статей, которые он написал, бросив вызов исторически сложившемуся мнению о женщинах для утех. Рамсейер ясно изложил свои взгляды в статье «Договор на секс во время войны на Тихом океане», опубликованной онлайн в декабре в рецензируемом журнале International Review of Law and Economics (и готовящейся к печати в марте этого года), и в статье, опубликованной 12 января на Japan Forward, англоязычном веб-сайте Sankei Shimbun , японская газета, известная своей консервативно-националистической направленностью. Прочитав вместе, их сообщение было безошибочным: система женщин для утех не была той, в которой корейских женщин принуждали, принуждали и обманывали в сексуальное рабство и заключали под угрозу насилия. Рамсейер назвал этот рассказ «чистой выдумкой». Вместо этого он утверждал, что корейские женщины для утех «выбрали проституцию» и заключили «многолетние контракты» с предпринимателями, чтобы работать в «публичных домах» на передовой в Китае и Юго-Восточной Азии. Пытаясь использовать теорию игр, он сказал, что экономическая структура контрактов отражает добровольный выбор секс-бизнеса. «Проститутки повсюду следовали за армиями, и они следовали за японской армией в Азии», — писал он.

Новость о статье Рамсейера получила положительные отзывы в Японии, а затем распространилась по Корее и по всему миру. Это был спор, который носил не только академический характер, но потенциально мог повлиять на проблемные дипломатические отношения между Японией и Кореей, а также на деликатную роль Соединенных Штатов как их общего союзника. В США два члена Конгресса написали в Твиттере, что утверждения Рамсейера «отвратительны», а Государственный департамент подтвердил, что «торговля женщинами в сексуальных целях японскими военными во время Второй мировой войны была вопиющим нарушением прав человека». Я понял, что сообщения о Рамсейере были отправлены мне, в частности, потому, что я была первой азиатско-американской женщиной и первой и единственной этнической кореянкой, получившей должность в Гарвардской школе права. Я родился в Сеуле, и мои родители были беженцами со своей родины в Северной Корее во время Корейской войны. По крайней мере, один выпускник написал, что из-за моего положения, этнической принадлежности, феминизма и того, что я пишу о вопросах справедливости, мое молчание было «соучастием».

После того, как я потратил некоторое время на переваривание рассуждений моего коллеги, я поговорил с ним, чтобы сказать, что у нас вот-вот возникнут публичные разногласия, но я не буду присоединяться или поощрять любые возможные призывы к институциональному наказанию за использование им академической свободы заниматься в науке или высказать свое мнение. Я разместил краткую критику аргументов Рамсейера в социальных сетях, объяснив, что анализ контрактов предполагает добровольное ведение переговоров свободными агентами, и что, когда секс является обязательным, без возможности отказаться или уйти, его нельзя справедливо назвать договорным. Я был уверен, что он не описал бы это как таковое, если бы поверил рассказам женщин для утешения о том, что его призвали и заключили под стражу силой, угрозами, обманом и принуждением. Мне показалось, что его точка зрения отражала предыдущее решение не доверять этим счетам, потому что он считал их непоследовательными или, как он писал, «корыстными» и «неподтвержденными». Однако я заметил, что он предпочитал верить опровержениям японского правительства, даже если они противоречили другим заявлениям правительства. Пытаясь максимально внимательно прочитать работу моего коллеги, я подумал, что его взгляды могут быть продуктом скептицизма в отношении общепринятой мудрости, которая повлияла на его академическую карьеру. Я подошел к этому вопросу в духе критики и разногласий по поводу фактов, логики и интерпретации в отношении предмета, который вызвал сильные эмоции по поводу национализма и прав человека. Я ожидал, что ученые, углубившись в исследования Рамсейера, смогут еще больше оценить точность его утверждений; Я и представить себе не мог, насколько простой и в то же время загадочной окажется эта работа.

Несмотря на то, как легко может быть сведена проблема к конфликту между Кореей и Японией, жертвой и преступником, или женщинами и мужчинами, историки тщательно изучили особенности и значение системы «женщины для утех», которая включала несколько сотен станций для утех. в раздираемой войной Азии люди многих национальностей и бесчисленное количество опыта. Ученые спорят о том, какую именно роль сыграли японские военные вместе с частными вербовщиками в вербовке женщин. В Южной Корее, по меньшей мере, трудно считаться с ролью местных вербовщиков в ловушке соотечественников и с обедневшими семьями, позволяющими похищать своих девочек. Были споры о том, лучше ли описывает фраза «сексуальное рабство», учитывая ее общие ассоциации с движимым рабством, не связанную с движимым имуществом ситуацию жестокого обращения и изнасилования в жестоком заключении. На протяжении десятилетий историки установили, что против женщин для утех применялись различные виды силы или принуждения, но насилие и угрозы были повсеместными. Напротив, заявления Рамсейера, казалось, стремились свести сложность к простому отрицанию: корейские женщины для утех пошли на фронт в качестве добровольных проституток.

Конец японского колониализма в Корее, Тайване, Маньчжурии и западной части Тихого океана, последовавший за капитуляцией Империи перед США по завершении Второй мировой войны, положил начало семи десятилетиям взаимных обвинений, извинений и отрицания зверств Японии во время войны. Япония признала независимость Кореи в мирном договоре с союзными державами, подписанном в Сан-Франциско в 1951 году. В 1965 году договор между Южной Кореей и Японией нормализовал их отношения, и страны согласились, что «проблемы, касающиеся собственности, прав и интересов » каждого из них «урегулированы полностью и окончательно» и что «никакие претензии не могут быть предъявлены в отношении мер, относящихся» к ним. Женщины для утех конкретно не упоминались, что позже привело к конфликту по поводу того, действительно ли их претензии были урегулированы.

На протяжении десятилетий проблема женщин для утех не обсуждалась широко в Корее, общество которой подвергало стигматизации и остракизму жертв сексуального насилия. Но к началу девяностых выжившие начали публично делиться своим опытом. В 1993 году Япония опубликовала переломное Заявление Коно, в котором признавалась причастность японских военных к созданию станций утех и вербовке женщин «против их воли» и говорилось, что «они жили в нищете на станциях утех в атмосфере принуждения». Япония принесла «искренние извинения и раскаяние» и пообещала «прямо взглянуть в лицо историческим фактам» с «твердой решимостью никогда не повторять ту же ошибку, навсегда запечатлев такие проблемы в нашей памяти посредством изучения и преподавания истории». Но после того, как премьер-министр Синдзо Абэ вступил в должность в 2006 году, Япония, похоже, отказалась от извиняющейся позиции Заявления Коно. При Абэ окружающая среда в Японии стала «негостеприимной для объективных исторических исследований» в отношении женщин для утех, как выразилась Алексис Дадден, историк современной Японии и Кореи из Коннектикутского университета. Ключевым примером была попытка Министерства иностранных дел Японии в 2014 году оказать давление на Макгроу Хилла, чтобы тот удалил несколько абзацев о женщинах для утех из одного из своих учебников по всемирной истории; издатель отказался, сославшись на работу ученых по установлению исторических фактов. Абэ посетовал на результат, сказав: «Такого рода учебник используется в Соединенных Штатах, поскольку мы не протестовали против того, что у нас должно быть, или мы не смогли исправить то, что у нас должно было быть».

В 2015 году двадцать историков в США (в том числе мой коллега из New Yorker Джелани Кобб) опубликовали в журнале Американской исторической ассоциации письмо, в котором выражалось «обеспокоенность недавними попытками японского правительства скрыть заявления в учебниках истории» о женщины утешения. Они сравнили усилия Японии по уничтожению зверств Второй мировой войны с усилиями американских советов по образованию «переписать школьные учебники, чтобы скрыть сведения об афроамериканском рабстве». Одним из подписантов был Эндрю Гордон, историк современной Японии из Гарвардского университета. Позже в том же году Гордон и Дадден были среди организаторов отдельного письма о женщинах для утех, которое в конечном итоге было подписано сотнями японоведов из университетов на нескольких континентах. Ссылаясь на семидесятую годовщину окончания Второй мировой войны, ученые писали, что «доказательства ясно показывают, что большое количество женщин удерживалось против их воли и подвергалось ужасающей жестокости» и что «только тщательное взвешивание и контекстуальная оценка каждый след прошлого может создать справедливую историю». Ученые защищали «свободу исторического исследования» и призывали правительства поступать так же.

Тем временем в Южной Корее росло негодование по поводу попыток Японии преуменьшить свою ответственность, иногда превращаясь в нетерпимость ко всему, кроме пуристской истории о японских военных, похищающих корейских девственниц для сексуального рабства под дулом пистолета. В 2015 году корейский ученый по имени Пак Ю-ха подал гражданский иск от женщин для утех за клевету и был обвинен корейской прокуратурой в уголовном порядке за публикацию книги, в которой исследуется роль корейцев в вербовке женщин и любовные отношения, которые некоторые утешают. женщины развивались вместе с японскими солдатами, пока они находились в «рабском состоянии». Книга не освобождала Японию от ответственности и не отрицала жестокое преследование женщин для утех, как утверждают некоторые. Гордон, гарвардский историк современной Японии, подписала письмо с шестьюдесятью шестью другими учеными из Японии и США, выразив «большой ужас и озабоченность» по поводу предъявленного правительством Южной Кореи обвинения в адрес Пак и выразив признательность за научные достижения ее книги. . В конечном итоге Пак был привлечен к гражданской ответственности, и ему было приказано возместить ущерб женщинам для утех; с нее сняли уголовные обвинения в клевете, суд первой инстанции сослался на ее академическую свободу, но апелляционный суд отменил этот приговор и оштрафовал ее.

В 2015 году Япония и Корея достигли нового соглашения при поддержке администрации Обамы, в котором премьер-министр Абэ выразил «самые искренние извинения и раскаяние» женщинам для утех. Япония внесла 8,3 миллиона долларов в корейский фонд для компенсации женщинам для утех, и оба правительства пообещали «воздерживаться от обвинений или критики друг друга по этому вопросу в международном сообществе». Обе стороны заявили, что проблема женщин для утех решена «окончательно и бесповоротно». Но корейские женщины для утех утверждают, что их правительство заключило эту сделку, не посоветовавшись с ними, в результате предательства со стороны Пак Кын Хе, первой женщины-президента страны, которая, вероятно, хотела получить извинения Японии и компенсацию до того, как остальные выжившие умрут. Сделка была еще больше лишена легитимности в Южной Корее, когда президент Пак был отстранен от должности в 2017 году, а новый президент Мун Чжэ Ин заявил, что соглашение его предшественника «не может решить проблему женщин для утех». Тем временем Япония яростно возражала против установки статуй женщин для утех по всему миру: она подала заявление в иск США, в котором безуспешно добивались удаления мемориала в пригороде Лос-Анджелеса, и разорвала отношения города-побратима Осаки с Сан-Франциско. после того, как там был установлен памятник. Риторика Японии усилилась после решения корейского суда, предписывающего извиниться и выплатить компенсацию. В этом месяце на веб-сайте Министерства иностранных дел Японии появилась новая формулировка, в которой не упоминается Заявление Коно и осуждаются «утверждения, которые едва ли можно назвать основанными на исторических фактах, такие как утверждения о «насильственном захвате» женщины для утех и «секс-рабыни»».

Политический спор между Японией и Южной Кореей трудно разгадать, но вопрос о том, как Рамсейер пришел к своему выводу о корейских женщинах для утех, оказался отдельным запутанным вопросом. В начале этого месяца Эндрю Гордон и Картер Эккерт, еще один историк из Гарварда, были среди ученых, которых пригласили написать ответ Рамсейеру в International Review of Law and Economics , журнале, в котором была опубликована его статья. (Меня тоже пригласили.) Эккерт и Гордон решили вместе поработать над ответом. Изучив сноски Рамсейера, они обнаружили, что не было ни упомянутых контрактов с участием корейских женщин на станциях утешения военного времени, ни вторичных источников с подробным описанием этих контрактов, ни даже каких-либо сторонних отчетов, подтверждающих соответствующие условия. Когда они изучили один процитированный источник, который, казалось, мог привести к данным о соответствующих контрактах, с 1938 они обнаружили, что в нем представлены образцы контрактов на найм японской женщины в качестве «барменши» — « сякуфу » на японском языке, работа, которая, как считается, связана с секс-бизнесом. Чтобы понять значение трудового договора, нужно знать характер труда, оплату и продолжительность. Но, судя по тому, что Эккерт и Гордон смогли узнать, отслеживая источники Рамсейера, ни один из них не привел к информации об условиях контрактов, письменных или устных, с корейскими женщинами.

Эккерт и Гордон не считали разумным делать вывод на основе образцов довоенных или военных контрактов проституции для японских женщин, что корейские женщины заключали контракты с аналогичными условиями или структурой для секс-бизнеса, служащего японским военным на фронте. Историки также отметили, что, даже если предположить, что корейские женщины или их семьи заключили контракты с женщинами на работу на станциях утех, они могли не знать сексуальных целей, для которых их нанимали — в этом случае любые контракты не могли рассматриваться. добровольно. Эккерт и Гордон объяснили в своем заявлении, что в течение десятилетий, предшествовавших Второй мировой войне, термин «комфортная станция» (« ianjo, » на японском языке и « wianso, » на корейском языке) не обязательно передавали сексуальное значение, поскольку использовались как в японских, так и в корейских газетах того периода для обозначения таких вещей, как зоны отдыха в муниципальных парках. , отель, приют для детей и спа-центр с горячими источниками. Гордон также поделился со мной своим переводом статьи 1940 года в крупной японской газете, в которой сообщалось о японке, отправившейся в северный Китай на основании объявления о найме «женщины для утех» и с удивлением узнавшей по прибытии , истинный характер работы; автор статьи предположил, что читатель тоже не знал, что под «женщиной для утех» подразумевалась секс-работница.

Определив, что невозможно ответить на эмпирические утверждения Рамсейера, не имея возможности изучить доказательства, Эккерт и Гордон написали редакторам журнала, что существует «проблема академической честности», и потребовали опровержения утверждения Рамсейера. статья. Через несколько дней журнал опубликовал «Выражение озабоченности», предупредив читателей о том, что «высказаны опасения по поводу исторических свидетельств» в статье и что «утверждения в настоящее время расследуются».

Когда я разговаривал с Рамсейером по поводу этой статьи, он сказал: «У меня нет корейских контрактов». Далее он объяснил, что «опирается» на статью, которую он написал в 1991 году о договорах о подневольном труде для проституции в довоенной Японии, основанную на «огромном количестве дискуссий в исторических записях». Эта статья о довоенной проституции не касалась секс-бизнеса на фронте во время Второй мировой войны или корейских женщин для утех. Рамсейер сказал мне: «Я подумал, что было бы здорово, если бы мы могли получить контракты» на корейских женщин для утех. «Но я не смог его найти. Конечно, ты не найдешь его». Потому что он спорил в 1991 статья о том, что японские довоенные договоры о проституции заключались в основном в добровольном труде, а не в «рабстве», как я понял, он думал, что, если у корейских женщин были аналогичные контракты на работу на станциях утешения во время войны, этот труд также можно было бы охарактеризовать как добровольный, а не секс. рабство.

Станции Life in Comfort

./images/menu/bar-back4.gif»> Жизнь на станциях комфорта

Женщин в пунктах утех заставляли оказывать сексуальные услуги многим офицерам и солдатам, попирая их человеческое достоинство. По разным правилам, станции комфорта работали длительное время с 9:00. или 10:00 . до позднего вечера. Были такие правила, как в подразделении Морикава, дислоцированном в Хуаронгцзэне, устанавливающие время солдат с 10:00 до 18:00, время унтер-офицеров с 19:00 до 18:00.с 00:00 до 21:00.
 
Слева  Солдаты ждут своего приказа перед станцией утешения
Вверху  На стене шестой станции утешения Дом Сакуры (©Фотографии из альбома Мориясу Мурасе «Я присоединился к китайскому фронту»)

В обычных станциях утешения солдаты прямо или косвенно платили определенную сумму денег. Сумма денег обычно делилась пополам между собственником и женщинами для утех. Но неясно, точно ли эта сумма была передана женщинам.

Праздник наступал раз в месяц, и два дня давали редко. Были станции утешения, работавшие без выходных. Выход из комфортных станций был возможен только с разрешения военных.

Протоколы допроса военнопленных, проведенного американскими военными, включают утверждение о том, что на станции утешения, управляемой корейским менеджером в Мьичине, Бирма, женщины могли свободно ходить на прогулки, заниматься спортом и устраивала пикники, создавая впечатление, что женщина для утех ведет элегантный образ жизни. Однако мы могли бы принять во внимание тот факт, что это были показания перед американскими военными следователями.

По мере того, как военная ситуация в Японии ухудшалась, жизнь на станциях комфорта в целом становилась еще более несчастной.

Женщин раз за разом заставляли служить в армии, и у них не было никакой свободы. Когда японские военные начали отступать из одного места в другое в Юго-Восточной Азии, женщины были либо брошены, либо им суждено было разделить свою судьбу с побежденными военными. Некоторые погибли, а другим чудом удалось спастись под защитой объединенных сил.

Тихоокеанская война закончилась 15 августа 19 г.45, но те женщины для утех, которые выжили, не могли легко вернуться домой. Известно, что многие женщины отказались от мысли вернуться на родину из чувства стыда и остались на чужбине, оставаясь там до конца своих дней. Среди тех кореянок, вывезенных в Китай, которые остались там после войны, некоторые вернулись в Южную Корею только в 1990-х годах.
Во многих случаях те, кто вернулся домой, страдали от травм и шли по жизни несчастно, не в силах забыть былые жестокости. Многие страдали физическими недостатками и венерическими заболеваниями и не могли иметь детей. Другие не могли жениться. И тем, кто в конце концов женился, часто приходилось скрывать свое прошлое, не в силах рассказать другим о боли, которую они чувствовали в своем сердце. Это было бы одной из самых тяжелых ношей. Женщины прожили более полувека после войны, страдая практически так же сильно, как и за несколько лет, проведенных на военных станциях утешения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *