Упражнения на сплочение коллектива студентов – . , — .

Содержание

Тренинг на сплочение для студентов 1 курса "Давайте с Вами познакомимся!"

Тренинг на сплочение « Давайте с вами познакомимся!!! »

Цель: сплочение подростковой группы и построение эффективного командного взаимодействия.

«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Задачи тренинга:

  1. формирование благоприятного психологического климата в группе;

  2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

  3. первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

  4. осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

  5. развитие умения работать в команде;

  6. сплочение группы.

Возраст: обучающиеся нового набора .

Состав участников: 20- 25 человек.

Режим работы: 2 ч. 20 минут

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Структура тренинга

1 этап. Вводная часть

Цель: Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.

  1. Название упражнений: Упражнение «Смысл моего имени», Упражнение «Правила группы», Упражнение « Меняемся местами» /разминка /

Время: 17 минут

Ресурсы: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки, ватман с уже написанными правилами.

2 этап. Основная часть

Цель: Диагностика психологической атмосферы и установление благоприятного психологического климата в группе. Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы и развитию умения взаимодействовать.

Время: 92 минут

Ресурсы: свисток или предмет для подачи сигнала, верёвка не менее 5 метров, гимнастическая скамейка, старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которая будет обозначать разделительную линию.

  1. Упражнения , направленные на установление контакта: Упражнение «Атомы и молекулы», Упражнение «Говорящие руки»

Цель фазы: Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка

  1. Упражнения, направленные на повышение активности, диагностику внутригрупповой атмосферы: Упражнение «Поиск сходства», Упражнение «Передача движений»

Цель фазы: Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.

  1. Упражнения, направленные на сплочение группы:

    Упражнение «Узел», Упражнение «Бумажные мячики» или «Снежки», Упражнение «Переправа», Упражнение «Быть в центре»

Цель фазы: Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде, нахождение общего между участниками.

3 этап. Заключительная часть

Цель фазы: Подведение итогов, снятие напряжения

  1. Название упражнений: Упражнение «А я еду...», Упражнение « Наша группа»

Время: 30 минут

Ресурсы: ватманы, ножницы, принадлежности для рисования

Ход тренингового занятия:

1 этап. Вводная часть

  1. Упражнение «Смысл моего имени»

  2. Упражнение «Правила группы»

  3. Упражнение «Меняемся местами» /разминка/

2 этап. Основная часть

  1. Упражнение «Атомы и молекулы»

  2. Упражнение «Говорящие руки»

  • Упражнения, направленные на повышение активности, диагностику внутригрупповой атмосферы:

  1. Упражнение «Поиск сходства»

  2. Упражнение «Передача движений»

  1. Упражнение «Узел»

  2. Упражнение «Бумажные мячики» или «Снежки»

  3. Упражнение «Переправа»

  4. Упражнение «Быть в центре»

    1. этап. Заключительная часть

  1. Упражнение «А я еду...»

  2. Упражнение « Наша группа»

    1. этап. Вводная часть

- Добрый день уважаемые первокурсники. В очередной раз Полипрофильный техникум принимает у себя в новых обучающихся, которые решили учиться и осваивать профессию. Для начала представлюсь, меня зовут Екатерина Фёдоровна- я педагог- психолог техникума.

- Сегодня у вас мероприятие, которое вы проведёте необычно. Вы уже познакомились с ребятами из вашей группы, с куратором группы. А теперь я предлагаю вам узнать друг друга с другой стороны и принять участие в тренинге « Давай с тобой познакомимся!!!»

1.Упражнение «Смысл моего имени»

- Чтобы вам помочь лучше узнать друг друга- давайте каждый назовёт себя и сделаем мы это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своими тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которое он хочет, чтобы его называли в группе: своё настоящее имя, игровое имя, имя литературного героя, имя- образ. Затем, когда визитки готовы, мы все по очереди называем своё имя, а потом рассказываем историю его происхождения.

Цель: дать возможность участникам тренинга подчеркнуть свою индивидуальность и способствовать проявлению творческой направленности Время: 10 минут. Ресурсы: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки.

Ход упражнения: Обучающиеся встают, подходят к рабочим столам, где разложены заготовки для визиток и фломастеры, и оформляют свою визитную карточку. После оформления садятся на стулья полукругом. Затем каждый подросток представляет всем своё тренинговое имя и рассказывает историю его происхождения.

- Замечательно, теперь мы друг друга знаем чуть- чуть лучше. Действительно, сегодня здесь собрались такие замечательные активные и позитивные ребята!!!

2.«Правила группы»

Время

: 2 минуты. Ресурсы: ватман с уже написанными правилами или доска( для маркеров или мела)

- Прежде чем мы приступим к выполнению тренинговых упражнений, мне хотелось бы обсудить некоторые правила, которые должны работать в группе до конца занятия:

  • Проявлять активность.

  • Слушать друг друга, не перебивая.

  • Говорить только от своего лица.

  • Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице

  • Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях

  • Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения

  • В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

Ход упражнения: Обучающиеся сидят на стульях в полукруге и участвуют в обсуждении правил.

3.Упражнение «Меняемся местами» /разминка/

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы .

Время: 5 минут.

- Сейчас меняются местами те , у кого белая обувь. Все обладающие данным признаком должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из друзей. Водящий во время обмена местами должен успеть занять чье-то место. Тот кому не хватило места становится ВЕДУЩИМ. Признаки: - синяя куртка; - блондины; и т.д.

Ход упражнения: группа сидит на стульях в круге, руководитель группы стоит в центре круга- он водящий. Водящий объявляет, кто меняется местами.

Обсуждение:

ПЕРЕКИНЬ МЯЧИК

Описание упражнения

Игра выглядит следующим образом: участники стоят в кругу и перекидывают друг другу мячик. Тот, кто его кидает, говорит какое-либо слово или задает вопрос, а тот, кому адресован мячик, отвечает на него в соответствии с заданными ведущим правилами. После этого мяч перекидывается другому участнику и т. д., пока не побывает в руках у каждого. Конкретные варианты игры могут выглядеть по-разному, например, так:

_ Кидающий мячик называет любой предмет, а тот, кто ловит, должен быстро назвать три возможных способа использования этого предмета.

_ Бросающий мяч говорит название какого-либо места, а поймавший – три предмета, которые бы он взял с собой, отправившись в это место.

_ Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «вода», «воздух», «земля». Поймавший мяч должен сказать, соответственно, название какой-либо рыбы, птицы или наземного животного.

В более сложном варианте дается дополнительное задание: когда мяч побывал в руках у каждого, участники перекидывают его в обратном порядке и при этом вспоминают и произносят тот вариант ответа на вопрос, который был сказан ловящим мяч.

Смысл упражнения

Тренировка беглости мышления, отработка умения оперативно реагировать на действия друг друга. Упражнение служит неплохой разминкой, может повторяться в различных вариантах на нескольких занятиях.

Обсуждение

Участников просят поделиться возникавшими в процессе выполнения упражнения эмоциями и чувствами, а также привести примеры жизненных ситуаций, в которых требуется умение быстро реагировать на неожиданные вопросы, не только воспроизводя имеющиеся знания, но и выдвигая новые идеи.

    1. этап. Основная часть.

1.Упражнение «Атомы и молекулы»

Цель: выработать навыки совместных действий, разделить обучающихся на подгруппы.

Время: 10 минут

Ресурсы: свисток или предмет для подачи сигнала

- Приступаем к выполнению следующего упражнения. Всем необходимо выйти в центр кабинета, встать в рассыпную, закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения.

- Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза.

Ход упражнения: Все участники выходят в центр кабинета, встают в рассыпную, закрыв глаза. Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

Последним числом атомов в молекуле будет два и упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

* На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.

Обсуждение:

2.Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта, развитие навыков невербального общения, межличностного взаимопонимания.

Время: 5-7 минут.

А теперь образуем два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу у вас получаются пары. По моей команде вы молча выполняете задание. После этого по команде внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.

  2. Побороться руками.

  3. Помириться руками.

  4. Выразить поддержку с помощью рук.

  5. Пожалеть руками.

  6. Выразить радость.

  7. Пожелать удачи.

  8. Попрощаться руками.

Ход упражнения: Обучающиеся встают в 2 круга в центре зала: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу.

Обсуждение:

  • Что было легко, что сложно?

  • Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко?

  • Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим?

  • Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

3.Упражнение «Поиск сходства»

Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников. Время: 20 минут. Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.

- Для следующего задания вам необходимо разделиться на две команды.

- Каждая команда должна написать на листе черты сходства ( первая команда) и черты различия ( вторая команда) в своей группе. Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Ход упражнения: Вся группа делится на две команды, обе команды расходиться в стороны к столам для выполнения задания. Первая команда пишет черты сходства, вторая команда- черты различия.

Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

- Ребята вы такие молодцы, так внимательны друг к другу! И хотя вы все разные, сходства между вами гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

4.Упражнение «Передача движений»

Цель: развивать телесную чувствительность, сплоченность группы, повысить эмпатию между участниками.

Время: 15 минут

- Все участники должны встать в круг затылками друг к другу, чтобы расстояние между вами было 30-40 см., и закрываете глаза. Я – водящий, и начинаю совершать какое-либо движение, аккуратно касаясь при этом руками спины, плеч или шеи стоящего впереди ( массирую ему плечи, постукиваю пальцами вдоль позвоночника и т.д.). Впереди стоящий передаёт это движение следующему впереди стоящему и т.д., пока движение не пройдёт полным круг. После этого водящим становится следующий из вас, «запускающий» по кругу очередное движение

Ход упражнения: Участники встают в круг затылками друг к другу, чтобы расстояние между ними было 30-40 см, и закрывают глаза. Водящий начинает совершать какое- либо движение, впереди стоящий передаёт это движение следующему и т.д., пока движение не пройдет полный круг. После этого водящим становится следующий подросток, «запускающий» по кругу очередное движение. Когда в роли входящих уже побывала половина подростков, ведущий тренинга даёт команду повернуться кругом, и оставшиеся водящие передают движения в обратном направлении.

Обсуждение:

  • Какие движения больше всего понравились?

  • Насколько исказились ваши собственные движения?

  • А может, кому-нибудь было неприятно?

  • Если это так, то какие именно движения не понравились и с чем, на взгляд участников это было связано?

5.Упражнение «Узел»

Цель: активировать группу, дать возможность проявиться лидеру, сплотить коллектив.

Время: 10 минут

Ресурсы: Верёвка не менее 5 метров.

- Всем участникам необходимо взяться за верёвку, отпускать руки нельзя, можно только перемещаться вдоль верёвки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала). Ваша задача- завязать верёвку в узел.

- А теперь развяжите узел по тем же правилам.

Ход упражнения: Каждый из группы держится за веревку.

Вариант 1 - потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами.

Вариант 2 - развязать узел, завязанный ведущим.

Обсуждение:

6.Упражнение «Бумажные мячики» или «Снежки»

Цель: выработать навыки совместных действий, сплочение группы.

Время: 10 минут

Ресурсы: старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которая будет обозначать разделительную линию.

- Для следующего упражнения вам необходимо разделиться на две команды.

- Теперь вам необходимо взять по большому листу газеты, как следует скомкать его и сделать хорошие, достаточно плотные мячики. Делитесь на две команды, и каждая выстраивается в линию. По команде ведущего бросаете свои мячи на сторону противника. Смысл в том, чтобы как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на своей стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. За разделительную линию перебегать нельзя.

Ход упражнения: Все берут по большому листу газеты, как следует комкают его и делают хорошие, достаточно плотные мячики. Участники делятся на две команды, и каждая выстраивается в линию. Расстояние между командами должно составлять примерно 4 метра. За разделительную линию перебегать нельзя. По команде ведущего игроки бросают свои мячи на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей.

Обсуждение:

7.Упражнение «Переправа»

Цель: Сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.

Время: 10 минут

Ресурсы: полоса шириной 20-25 см или небольшое возвышение (например, гимнастическую скамейку).

- Вам необходимо встать на полосу или гимнастическую скамейку шириной 20-25 см. Теперь каждому участнику необходимо переправиться с одного конца шеренги на другой так, чтобы ничего не коснуться за пределами той полосы, на которой стоят участники.

Ход упражнения: Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см. Игра проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне. Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.

Обсуждение:

  • Какие психологические качества у вас проявились при выполнении этого упражнения?

  • Что происходило с вами, вызвало ли у вас дискомфорт это упражнение?

8.Упражнение «Быть в центре»

Цель: способствовать сплочению группы, формированию у участников взаимного доверия и уважения.

Время: 10 минут

- Ребята, следующее упражнение требует от ведущего выдержки. Кто из вас смог бы в течение некоторого времени быть в центре сосредоточенного внимания всех остальных? Все остальные встаём в круг и садимся на корточки, держа руки за спиной.

- Потом все медленно вытягиваем руки вперед и одновременно поднимаемся. При этом всё время повторяем имя добровольца.

- Затем поднимаем руки вверх над головой и все ближе подходим к добровольцу в середине круга. Одновременно все громче и громче произнося его имя .Нам нужно подойти подойти к ведущему так близко, как только сможем. При этом касаться его нельзя.

Ход упражнения: Эта игра может вызвать у членов группы сильные переживания. Игроки встают в круг. Доброволец становится в центр. Остальные члены группы садятся на корточки, держа руки за спиной. Потом все медленно вытягивают руки вперед и одновременно поднимаются. При этом они все время повторяют имя добровольца, стоящего в середине. Затем члены группы поднимают руки вверх над головой и все ближе подходят к добровольцу в середине круга. Одновременно они все громче и громче произносят его имя . Игроки подходят к человеку в середине круга так близко, как только могут. При этом касаться его нельзя. Игра заканчивается, когда все участники побывают в середине круга.

Обсуждение:

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?

  • Какие моменты были самыми запоминающимися?

  • Какие моменты были неприятны?

    1. этап. Заключительная часть.

1.Упражнение «А я еду...»

Цель: разрядка участников, расслабление.

Время: 15 минут

- Нам нужно сесть в круг. Если вы заметили, то в кругу на один стул больше.

Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду».

Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом».

Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем».

Следующий, пересаживается и говорит: «А я с ...» (имя любого участника).

Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново.

Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Участники по часовой стрелке пересаживаются. Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Обсуждение:

 

2.Упражнение « Наша группа»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 15 минут.

- В конце тренинга, чтобы завершить его красиво и на положительной эмоциональной ноте, я хочу предложит вам выполнить небольшое упражнение « Наша группа». Вам нужно в течение 3 минут посовещаться и решить, ваша группа – она какая, какая форма группе подходит ( квадрат, треугольник, звезда и т.д.) и сделать из заготовки форму вашей группы. А затем изобразит себя в своей группе с помощью разных материалов- карандашей, фломастеров, красок, маркеров.

Ход упражнения: Каждый участник участвует в обсуждении формы группы, а себя рисует индивидуально.

Обсуждение:

  • Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали?

  • Что полезного вынесли для себя, для группы?

- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие! Давайте наградим себя аплодисментами и небольшим чаепитием!

infourok.ru

Упражнения на сплочение коллектива «Эффективная команда»

Летнее путешествие на планету игр

Летнее путешествие на планету игр НРМДОБУ «ЦРР д/с «Улыбка» Летнее путешествие на планету игр ( для воспитанников старшего возраста) Автор составитель: Чайникова О.А. инструктор ФИЗО п Салым 2015 Цель: Создание атмосферы всеобщего праздника,

Подробнее

Психологический тренинг для педагогов

Психологический тренинг для педагогов Психологический тренинг для педагогов Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения

Подробнее

Как работать вместе с детьми

Как работать вместе с детьми Как работать вместе с детьми Ученики 4-5-х классов уже имеют первоначальные представления о работе в команде, основной акцент в организации работы с детьми данного возраста делается на формировании у них

Подробнее

Тренинг «Сплочение» для педагогов

Тренинг «Сплочение» для педагогов Тренинг «Сплочение» для педагогов Цель: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности

Подробнее

Игры на развитие воображения

Игры на развитие воображения Игры на развитие воображения КАК ЭТО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ Цель: развитие воображения, творческого мышления. Форма проведения: индивидуальная и групповая. Ход игры: Взрослый называет какой-либо предмет и

Подробнее

2.«Стоп кадр». 3.«Ищем друг друга».

2.«Стоп кадр». 3.«Ищем друг друга». Танцевальные игры 1 1.«Цепочка» Цель: исследовать возможность вхождения в контакт и взаимодействия в группе. Участники становятся в колонну и двигаются «змейкой». Их руки находятся в постоянном сцеплении,

Подробнее

Методическая разработка

Методическая разработка МКОУ «Гимназия 13» ДСО 1 Методическая разработка ООД с детьми второй младшей группы -2 Тема: «Мишка в гостях у ребят» использование социо-игровой технологии в физическом развитии детей Воспитатели: Алхасова

Подробнее

«К СВОИМ ЗНАКАМ» «ПЕРЕДАЙ ЖЕЗЛ»

«К СВОИМ ЗНАКАМ» «ПЕРЕДАЙ ЖЕЗЛ» «К СВОИМ ЗНАКАМ» Играющие делятся на группы по 5 7 человек, берутся за руки, образуя круги. В середину каждого круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся

Подробнее

Подвижная игра «Стоп - Идите»

Подвижная игра «Стоп - Идите» Подвижная игра «Стоп - Идите» Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках - по другую. Светофор. Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться

Подробнее

Классный час «Я в общении?» 5 к класс

Классный час «Я в общении?» 5 к класс Классный час «Я в общении?» 5 к класс Этап классного часа Содержание этапа Средства 1. Разминка 1. Рапорт зам комвзвода. 2. Цветопись настроения каждого, цветопись настроения групп 3. Стихотворение «Поговорим»

Подробнее

Картотека игр «Утро радостных встреч»

Картотека игр «Утро радостных встреч» Картотека игр «Утро радостных встреч» Литература: 1. Крюкова С. В. «Здравствуй, я сам!» 2. Крюкова С. В. «Давайте жить дружно!». 3. Крюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь») 4. Уханова

Подробнее

Подвижные игры. Игровая карточка 3

Подвижные игры. Игровая карточка 3 Подвижные игры. Игровая карточка 1 Название игры: «Река и ров» Содержание: Занимающиеся построены на середине зала (площадки) в колонну по одному. Справа от колонны ров, слева река. Через реку надо переплыть

Подробнее

«Подвижные игры для работы с учащимися»

«Подвижные игры для работы с учащимися» «для работы с учащимися» Выполнила: Воробьева Валентина Федоровна учитель биологии ГОУ СОШ 750 СВАО, педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Юный эколог» Москва 2007г.

Подробнее

Подвижные игры со сказочными героями.

Подвижные игры со сказочными героями. Подвижные игры со сказочными героями. «Волк и семеро козлят». Волк сидит в центре круга, а козлята идут вокруг волка хороводом и поют: Семеро, семеро, семеро козлят Весело, весело, весело стоят. Весело

Подробнее

Примеры занятий по различным темам

Примеры занятий по различным темам Занятие «Энергия» Цель: - обучение навыкам отреагирования агрессии, развитие гибкости мышления, обучение навыкам использования отрицательной энергии в социально приемлемом русле. 1. Введение (5 мин) 2.

Подробнее

дополнительного образования

дополнительного образования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» городского округа Тольятти КОНСПЕКТ учебного занятия по хореографии Образовательная программа:

Подробнее

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ГРУППЫ

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ГРУППЫ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ГРУППЫ 1. «Общее имя» Удобно проводить 1-го сентября при первом знакомстве. Куратор говорит студентам: «Чтобы нам познакомиться быстрее, можно назвать общее имя. Это просто:

Подробнее

«Скажи последующее (предыдущее) число»

«Скажи последующее (предыдущее) число» «Продолжай считать» Называя какое-нибудь число, взрослый бросает ребенку мяч. Ребенок ловит его, и продолжает считать до десяти, возвращая мяч взрослому. Можно предложить считать в обратном порядке. «Скажи

Подробнее

Игры с метанием мяча

Игры с метанием мяча МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Г. БЕЛОЯРСКИЙ» КАРТОТЕКА Игры с метанием мяча Инструктор по Ф.К. Баженова Н.Ю. «Сбей мяч» (метание

Подробнее

Игры на знакомство. «Снежный ком»

Игры на знакомство. «Снежный ком» «Снежный ком» Игры на знакомство Группа встает в круг и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно изобразить свой любимый жест,

Подробнее

«К СВОИМ ЗНАКАМ» «ПЕРЕДАЙ ЖЕЗЛ»

«К СВОИМ ЗНАКАМ» «ПЕРЕДАЙ ЖЕЗЛ» «К СВОИМ ЗНАКАМ» Играющие делятся на группы по 5 7 человек, берутся за руки, образуя круги. В середину каждого круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся

Подробнее

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВЫЗОВ НОМЕРОВ»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВЫЗОВ НОМЕРОВ» Инвентарь: конусы. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВЫЗОВ НОМЕРОВ» Цель: развивать быстроту реакции, ловкость. Педагог называет номера (не по порядку) и вызванные дети бегут до конуса, обегают его и возвращаются обратно.

Подробнее

5 неделя ОБЩАЯ МОТОРИКА МЕЛКАЯ МОТОРИКА

5 неделя ОБЩАЯ МОТОРИКА МЕЛКАЯ МОТОРИКА ОБЩАЯ МОТОРИКА 1. Школа мяча «Школа мяча» представляет собой систему упражнений, подобранных и выполняемых в определенном порядке. Первый кон 1. Бросить мяч вверх и поймать двумя руками. 2. Бросить мяч

Подробнее

«Волшебный парашют» Дидактическое пособие

«Волшебный парашют» Дидактическое пособие «Волшебный парашют» Дидактическое пособие Цель: создание условий для всестороннего физического развития и удовлетворения естественной биологической потребности детей в движении. ЗАДАЧИ: - Учить дошкольников

Подробнее

docplayer.ru

Урок 4. Командообразование: игры на сплочение коллектива

Урок 4. Командообразование: игры на сплочение коллектива Чем благоприятнее обстановка и микроклимат в команде, тем выше показатели ее эффективности и успешности. Психологический комфорт напрямую воздействует на весь рабочий процесс и его результаты. По этой причине налаживание качественного взаимодействия членов команды является прямой обязанностью любого лидера и руководителя. Игры на сплочение коллектива в этом случае послужат одним из самых результативных методов. Четвертый урок всецело посвящен им. Далее мы познакомим вас с множеством простых игр, но для начала скажем несколько слов о базовых целях любых подобных мероприятий.

Содержание:

Цели игр на сплочение коллектива

Каждого человека можно назвать индивидуальностью, ведь он обладает своим собственным характером, темпераментом, мнением и восприятием рабочего процесса. Чтобы работа спорилась и была продуктивной, нужно грамотно выстроить взаимодействие вышеназванных личностных особенностей людей. Исходя из этого, самая главная цель игр на сплочение коллектива состоит в определении наиболее ценных качеств каждого члена команды и их внедрении в рабочий механизм.

Параллельно с этим упражнения на формирование командного единства выполняют и несколько сопутствующих функций:

  • Помогают членам команды найти для себя наиболее комфортное положение в ней
  • Раскрывают межличностные симпатии и устанавливают неформальные связи
  • Формируют навыки совместной работы и коллективного решения задач
  • Оптимизируют уровень эмоциональной и психологической совместимости игроков

Любые тренинги, упражнения и игры на командообразование могут проводиться в разных форматах, представляя собой творческие, деловые, интеллектуальные или спортивные состязания. Важно также, что проводить их можно как локально (т.е. в офисе), так и с выездом всей командой куда-либо – на базу отдыха, в санаторий или спортивный клуб, на природу и т.д.

Командообразование – процесс структурированный. Это означает, что и проведение мероприятий на сплочение команды подчиняется определенному алгоритму. Проще говоря, проводиться они должны так (эта последовательность касается любого мероприятия на командообразование):

  • Ведущий знакомит участников с целями и задачами мероприятия
  • Ведущий озвучивает групповые нормы проведения мероприятия (сюда следует включить искренность, уважение, стремление к доверию и раскрепощенности, свободу мнения, слова и выбора, неразглашение особенностей процесса вне пределов команды и т.д.)
  • Проводится упражнение, игра или комплекс мероприятий
  • Коллективно обсуждаются результаты и подводятся итоги (участники делятся эмоциями, впечатлениями и мнениями, озвучивают предложения и пожелания)

Сразу уточним: если вы решите провести одно или два упражнения для своей команды, для этого вполне может подойти офис, где вы работаете. Но если у вас есть задача провести масштабный тренинг с множеством игр, лучше всего выехать за город или арендовать большую аудиторию или конференц-зал. Сами же игры и упражнения подходят как для крупных, так и для небольших команд, но по мере описания каждой игры в случае необходимости мы будем давать небольшие пояснения. Для удобства мы также разделили игры на те, которые больше подходят для проведение в офисе и на выезде.

Офисные игры на командообразование и сплочение коллектива

Эта категория игр вполне может быть реализована в небольшом помещении. Но при желании их можно включить в большой выездной тренинг.

1

Снимаем напряжение

Игра, как и следует из названия, направлена на снятие напряжения при интенсивных нагрузках. Ведущий дает участникам задание считать в порядке очередности, но без всяких договоренностей. Обратите внимание: если два человека одновременно называют цифру, игра начинается заново. Запрещается разговаривать, но можно использовать жесты и мимику. Чтобы усложнить игру, можно дать задание вести счет с закрытыми глазами. Суть игры в том, что члены команды предугадывают действия друг друга, обращают внимание на невербальные сигналы и устанавливают эмоциональную связь друг с другом.

2

Поем песню

Ведущий дает участникам задание встать недалеко друг от друга. Затем вместе с командой он выбирает песню, слова которой знают все. После этого игроки по очереди по часовой или против часовой стрелки начинают говорить слова песни в правильном порядке. Если песня сбивается или кто-то ошибается, игру следует начать сначала. Задача – допеть песню до конца.

3

Знакомимся ближе

Ведущий дает задание участникам встать в ряд по росту. Затем он дает команду молча перестроиться в установленной последовательности. Заданием может быть выстроиться в алфавитном порядке (по первой букве имени или фамилии), по дню или месяцу рождения, по возрасту или по цвету волос (от светлого к темному или наоборот). Эта игра в тимбилдинге позволяет членам команды лучше узнать друг друга, улучшает невербальное общение и понимание без слов.

4

Создаем вместе

Прекрасный пример игры на сплочение коллектива. Ведущий заблаговременно и самостоятельно подготавливает атрибуты для игры: ватман, наклейки, аппликации, картинки, фотографии, ткань, маркеры, краски – все, при помощи чего можно создать красочный и красивый коллаж или картину. Затем все участники собираются вместе вокруг большого стола, и ведущий дает задание создать картину или коллаж на конкретную тему, например, «Наша команда», «Трудовые будни», «Тяжело в учении» или «Лучший коллектив». Такое совместное творчество способствует сплочению, раскрытию и реализации способностей, демонстрации талантов, знаний и умений. В дополнение к этому игроки постоянно общаются и взаимодействуют друг с другом, прислушиваясь, озвучивая свои идеи, находя компромиссные решения.

5

Готовим подарки

Команда делится на пары. В паре один партнер берет одной рукой одну руку второго партнера, чтобы у каждого осталось по одной свободной руке. Ведущий, заранее подготовив коробки разного размера, оберточную бумагу и ленты, дает задание игрокам приступить к игре. Суть в том, что каждая пара должна упаковать подарок: закрыть коробку, обернуть бумагой, завязать лентой. Победит та пара, которая справится с задачей быстрее всех. Это упражнение прекрасно развивает способность понимать друг друга без слов, улавливать и читать невербальные жесты, достигать одной цели сообща.

6

Рисуем в офисе

Замечательное упражнение на командообразование, выполнять которое могут все: и те, кто умеет рисовать, и те, кто не умеет. Одну из его разновидностей мы уже рассматривали («Создаем вместе»). Большая команда может разделиться на подгруппы, чтобы присутствовал соревновательный дух (но это не обязательно). Участники сами подготавливают инструменты для работы (краски, карандаши, фломастеры, ватман или даже мольберты и т.д.) и начинают сообща создавать собственное произведение искусства. Можно делать забавные рисунки, писать серьезные картины или воспроизводить известные полотна. Ведущий также может устроить соревнования нескольких команд, а по итогам распределить 1-е, 2-е и 3-е места и вручить соответствующие призы.

7

Рисуем вслепую

Еще одна разновидность игры на сплочение коллектива, где нужно рисовать. Ее можно использовать и как шуточное разовое мероприятие, и как часть большого тренинга. Хотя в большей степени упражнение подходит для офисного выполнения. Ведущий заранее готовит большой лист ватмана, фломастер или маркер. Команда делится на пары. Ассистенты завязывают игрокам глаза. Ведущий дает задание нарисовать какой-то объект (от простого, типа квадрата, до сложного, типа какого-то животного). Участники вместе берут один инструмент руками (можно также рисовать по очереди, чтобы каждый продолжал картину другого) и начинают рисовать заданный объект. Это веселая и непринужденная игра отлично тренирует понимание без слов и делает людей ближе друг к другу.

8

Все делаем синхронно

Очень простая, но занимательная игра на сплочение команды. В процессе игры все могут оставаться на своих рабочих местах. Ведущий дает задание игрокам по очереди выполнить какое-либо действие, к примеру, сесть, вытянуть руки, повращать головой, поднять одну ногу, взять ручку и т.д. Задача остальных – выполнить синхронно вместе с первым игроком то же самое действие. Синхронность здесь является показателем того, насколько люди в коллективе чувствуют друг друга, как понимают друг друга без слов. Заодно у всех поднимается настроение, ведь порой групповое выполнение какого-то действия выглядит очень комично, да и выдумщиков в командах встречается немало.

9

Достаем приз

Прекрасная командная игра, проходящая в форме шуточного соревнования. Ведущий дает участникам задание встать вокруг стола, в центре которого лежит приз. Игроки берут друг друга за большой палец руки, выступающий в роли джойстика, и сразу закрывают глаза. Но последний в цепочке игрок оставляет глаза открытыми. Именно он, управляя движением пальца своего соседа должен передать импульс первому в цепочке. Первый в цепочке, не открывая глаз и понимая, какое движение нужно сделать, должен достать приз. Ведущий выступает в роли независимого судьи. Представленное упражнение стимулирует у игроков желание достигнуть общей цели и научиться понимать друг друга на уровне интуиции.

10

Хлопаем вместе

Простая и забавная игра на сплочение коллектива. Ведущий дает участникам задание расположиться по кругу и назначает игрока, с которого начинается игра. По сигналу все должны как можно быстрее по очереди хлопнуть в ладоши. Ничего сложного, но эта игра хорошо развивает чувствительность, понимание невербальных сигналов и командный дух.

Выездные игры на командообразование и сплочение коллектива

Эта категория игр в силу своей специфики подходит для выездных тренингов. В офисах или небольших помещениях проводить их не стоит.

1

Создаем фигуру

Ведущий дает участникам задание разместиться по кругу. Расстояние должно быть достаточным для свободного перемещения (по этой причине данная игра подходит для больших команд). По сигналу ведущего участник, ничего не говоря, выбирает одного из своих коллег и делает ему навстречу ровно 15 шагов. После этого, снова ничего не говоря, он объясняет партнеру, какую фигуру хочет изобразить (квадрат, круг, дом, полумесяц и т.д.). Затем они вместе создают эту фигуру. Такое упражнение на командообразование прекрасно тренирует умение работать в паре, понимать другого без слов, использовать невербальные сигналы. Также эта игра помогает руководителям определить лидеров и ведомых, активных и пассивных игроков.

2

Передаем предмет

Еще одна игра, сплочение коллектива в которой – основная цель. Игроки должны сесть в круг. Затем ведущий подходит к первому участнику и дает ему в руки при помощи жеста воображаемый предмет, а также указывает направление его передачи. В качестве предмета может выступать что угодно, например, мартышка.

Первый игрок передает мартышку второму и т.д. по кругу. В один момент ведущий произносит «Стоп!», и спрашивает, у кого мартышка. Сначала все кажется простым, но дальше игра усложняется, т.к. она состоит минимум из трех раундов.

По окончании первого раунда ведущий убеждается, что все поняли правила, и начинает второй раунд. Здесь фигурируют уже два воображаемых предмета: по кругу запускаются мартышка и попугай. Они запускаются от разных участников и движутся в разных направлениях. Дальше все идет по тому же сценарию: «Стоп! У кого мартышка и попугай?». Теперь участники начнут путаться. Далее идет третий раунд. Ведущий запускает три предмета – мартышку, попугая и кокос – снова в разных направлениях и от разных игроков.

Самый интересный момент наступает, когда предметы переходят к одному игроку, и он должен понять, что у него в руках и кому что нужно передать. После очередного «Стоп!» в большинстве случаев никто не понимает, у кого что находится.

Эта игра улучшает взаимодействие людей и качество их коммуникации. Все смеются и хохочут – повышается настроение и снимается напряжение. Между раундами можно обсуждать, как лучше всего передавать предметы, не путая их и не теряя очередности. Кроме прочего, упражнение позволяет выделить лидеров в группе и установить их способность решать нестандартные задачи.

3

Покоряем скалу

Хорошая выездная игра на командообразование. Ведущий должен подготовить длинную скамью (несколько небольших скамеек или большое бревно) и дать задание игрокам выстроиться на ней, плотно прижавшись друг к другу (в принципе, подобное упражнение можно выполнять и у стены). Далее следуют два варианта действий: в первом участники рассчитываются по порядку, а ведущий указывает новую последовательность чисел, в которой все должны выстроиться. Второй вариант – игроки, начиная с первого, перебираются по «скале», чтобы снова встать в том же порядке. Задача участников – не наступать на пол, не упасть со «скалы», не разговаривать. Если кто-то упал или заговорил, он либо выбывает, либо игра начинается сначала.

4

Играем в «головомяч»

Это спортивное упражнение, которое лучше всего включить в какой-то выездной тренинг. Развивает умение работать в паре. Ведущий дает парам игроков задание лечь на животы напротив друг друга, затем кладет между их головами мяч. Игроки должны подняться на ноги, держа мяч головами и не роняя его. Если мяч упал до того как участники встали, пара начинает пытаться снова. Побеждает та пара, которая встала первой.

5

Завязываем узел

Простая и увлекательная игра, суть которой заключается в том, что участники должны завязать узел, пользуясь только одной общей веревкой (или канатом), не выпуская ее из рук. Достаточно комичное упражнение, поднимающее настроение, раскрепощающее людей и сближающее их друг с другом. Если команда большая, ее можно разделить на две или более мелких. Для разнообразия одна команда может завязывать узел, а другая – развязывать его.

6

Играем в «Серебряную кобру»

Эта замечательная игра на командообразование больше похожа на квест. Учитывая то, что она требует большого пространства, проводить ее лучше на природе или в большом помещении. Основана игра на старинной бразильской легенде о серебряной кобре. В легенде она описывалась как оружие, но в действительности коброй является группа людей – сильная и мощная, в то время как один человек бессилен и слаб.

На проведение игры следует уделить не менее 25-30 минут, а участвовать в ней могут от 10 до 15 человек. Ведущий дает задание участникам встать в круг и положить руки на плечи впереди стоящего соседа – получившаяся фигура и есть та самая кобра. Участники закрывают глаза и руками ощупывают спины ближайших соседей, стараясь запомнить свои ощущения.

Затем по команде все расходятся по помещению или поляне и ходят с закрытыми глазами в течение минуты. Желательно, чтобы все держали руки прямо пред собой во избежание случайных столкновений друг с другом. После этого ведущий дает сигнал, по которому участники снова становятся в круг. Задача – вспомнить по ощущениям спину человека, стоявшего впереди в начале, и построить ту же саму последовательность. Эта хорошая игра помогает расслабиться, посмеяться и зарядиться позитивом, лучше узнать коллег, сменить обстановку, научиться выходить из сложных ситуаций и доверять своим ощущениям. И, конечно же, она делает коллектив дружнее и целостнее.

7

Устраиваем фотомарафон

Смысл этой игры на командообразование состоит в следующем: команда разделяется на небольшие подгруппы (от 2 до 5 человек) и ведущий раздает каждой из них списки мест или вещей, которые нужно сфотографировать. Так, задачей может быть запечатлеть интерьер кафе или театра, памятник, голубя или собаку, конкретную улицу или мост, какое-то здание или даже человека – в ход может идти все, что угодно. Чтобы усложнить задачу, можно дать задание сфотографировать несколько объектов одновременно. Например, сделать фото, на котором присутствует вывеска с названием фирмы, воздушный шар, кот и шоколадка. Такие задания помогают людям сработаться, научиться планировать и решать задачи, лучше узнать друг друга и раскрыться. Ко всему прочему на память останутся приятные эмоции и любопытные фотоснимки.

8

Ищем сокровища

Эту игру на сплочение команды можно проводить как самостоятельно, так и прибегая к услугам специализированных заведений. В первом случае ведущий заранее прячет где-то на территории города несколько заданий и заранее дает подсказки участникам. Они в свою очередь ищут эти места и выполняют поставленные задачи. Во втором случае нужно обратиться в квест-комнату, коих сегодня можно найти немало. Тематику можно изначально обсудить с игроками, а можно сделать сюрприз. Впрочем, квест-комнаты предлагают не только искать сокровища, но и преодолевать всевозможные препятствия, разгадывать жуткие головоломки, выбираться из закрытого пространства и т.д. Естественно, за прохождение квеста в обязательном порядке нужно вручать приз. Эффект от прохождения квестов выше всяких похвал: развитие интуиции, дедукции и логического мышления, установление доверительных взаимоотношений и формирование общности коллектива, раскрытие творческого потенциала и проявление индивидуальных умений и способностей.

9

Играем в животных

Чтобы играть в эту игру на командообразование, нужно заранее подготовиться – сделать много карточек с названиями членов семей различных животных. Например, «Папа слоник», «Мама слоник», «Дочка слоник», «Сын слоник», «Бабушка слоник», «Дедушка слоник» и т.п. От количества людей в команде зависит и разнообразие «фауны». Вообще, чем больше игроков и видов животных, тем лучше. Ведущий делит коллектив на несколько маленьких групп по 5-6 человек, раздает всем карточки и участники с ними знакомятся. По сигналу ведущего игроки расходятся по территории. Каждый должен найти свою семью, издавая соответствующие «своим» животным звуки. Как только все семейства соберутся, ведущий подает сигнал и игроки садятся на стулья или пеньки, но садятся друг на друга по старшинству: дедушка-бабушка-папа-мама-сын-дочь и т.д. Побеждает та команда, которая правильно выполнила задание быстрее всех. Это упражнение – прекрасная тренировка коллективного взаимодействия и возможность лучше узнать друг друга.

10

Строим фигуру

Ведущий дает участникам задание встать в круг, закрыть глаза и построиться в конкретную фигуру, например, в прямоугольник, треугольник или ромб. Практически всегда в процессе этой игры на командообразование возникают споры и суета, но по мере выполнения задачи определяется один лидер, который и расставит людей в правильном порядке. Как только фигура будет готова, участники обсуждают, получилась фигура ровной или нет (глаза все еще закрыты). Открывать глаза можно только тогда, когда все решат, что фигура ровная. Упражнение можно усложнить, заранее установив лимит времени на выполнение задания. Лучше всего проводить эту игру в большом помещении или на природе.

11

Повышаем доверие

Команда делится на несколько групп по 5-6 человек (если команда небольшая, можно не делиться). Каждый игрок по очереди отворачивается от остальных и падает назад, чтобы они его поймали. Поймать игрока – обязательное условие. Те, кто ловит, должны скрестить руки, взявшись за запястья друг друга, а тот, кто падает, должен скрестить руки на груди. Игру можно усложнить, если человек будет падать с высоты, например, со стула, пенька или подоконника. Но рекомендуется все же проводить эту игру на выезде во избежание травм. В результате упражнения коллеги будут больше доверять друг другу. По окончании игры можно сообща обсудить поведение всех участников.

Рассмотренных нами игр вполне хватит, чтобы разнообразить командную жизнь, сплотить коллектив и повысить эффективность его работы. Но в дополнение к ним вы можете использовать и несколько необычных способов.

Необычные способы сплочения команды

Исходя из описаний, вы сами сможете определить, как и где лучше проводить эти мероприятия. Мы предлагаем вам пять необычных способов сплочения команды, но при желании вы можете найти или придумать сами намного больше.

1

Изучение продукта

Прекрасная игра не только на сплочение коллектива, но и на повышение уровня профессионализма. Подходит для организаций, которые занимаются реализаций какого-то продукта. Суть в том, что каждый член команды во всех деталях и подробностях изучает продаваемый продукт к назначенному сроку. В указанный день устраивается большое собрание, на котором все участники, выступая по очереди, рассказывают о том, что узнали, описывая все преимущества и особенности товара или услуги. Одновременно с формированием командного духа это просто упражнение учит продавать. По окончании игры все могут делиться впечатлениями, преимуществами и недостатками выступлений своих коллег.

2

Парилка

Этот прием тимбилдинга снискал огромную популярность в Японии. Заключается он в том, что вся команда (и руководство, и рядовые сотрудники) вместе идут в баню. Мужчины идут вместе с мужчинами, женщины – вместе с женщинами, но если, например, пойти в сауну и взять с собой купальные принадлежности, можно отправиться и всем вместе. Такое «упражнение» погружает коллектив в расслабляющую атмосферу, способствует приятному и непринужденному дружескому общению, формирует доверительные взаимоотношения и сближает членов команды.

3

Зомби-апокалипсис

Представленная игра на сплочение коллектива сегодня очень популярна в корпоративной культуре американских компаний. Она достаточно затратна в плане финансов, но этого того стоит. По сути, игра представляет собой смесь квеста, пейнтбола и карнавала. Организаторы арендуют заброшенный дом или другое здание, договариваются с профессиональными актерами, которые будут играть роли зомби. Сотрудникам выдается экипировка и оружие для пейнтбола. Задача команды – выбраться из здания живым, одолеть (обхитрить или «убить») зомби и прийти на помощь человечеству. Кстати, подобные тренинги на сплочение актуальны и у американских военных, т.к. они не только тренируют навыки выживания, но и помогают определить лидеров и аутсайдеров, сплачивают коллектив и формируют общность целей.

4

Виноделие

Такой тренинг на командообразование погружает людей в неформальную обстановку и позволяет им лучше узнать друг друга. Для проведения упражнения нужно найти виноградник, сдающийся в аренду, и нанять консультанта. За несколько часов члены команды сообща успеют изучить особенности и способы изготовления вина, подавить виноград и придумать название для своего собственного напитка. Через несколько месяцев (когда вино будет готово) хозяева виноградника доставляют сделанное командой вино в офис. В итоге участники наслаждаются плодами коллективной работы, делятся эмоциями и впечатлениями от напитка, становятся дружнее и сплоченнее.

5

Темная комната

Последний способ, о котором мы расскажем, был придуман в 1995 году голландским бизнесменом Альфредом Хайнекеном специально для корпоративного применения. Команда (упражнение подходит для команд от 2 до 100 человек) заходит в темную комнату и закрывает дверь. Не включая свет, все должны поделиться на подгруппы. Затем нужно определить размеры помещения, найти всевозможные предметы и провести с ними разные манипуляции (например, вскипятить чайник и налить всем кофе и т.п.). Тренинг проходит на протяжении 2 часов. В результате коллектив становится более дружным, люди начинают лучше понимать и взаимодействовать друг с другом, сообща решают самые разные задачи.

Будучи лидером и руководителем, в процессе проведения упражнений, игр и тренингов на сплочение коллектива вы должны наблюдать за всеми членами команды и изучать их. Результаты могут обсуждаться вместе с участниками. Так, можно обсудить, какова атмосфера в команде, насколько люди дружны друг с другом, как продуктивно решаются задачи и достигаются цели. На основе сделанных выводов можно определить командные проблемы и наметить план действий по их корректировке и устранению.

Систематическое и регулярное проведение подобных мероприятий позволяет:

  • Повысить продуктивность межличностного и профессионального общения
  • Повысить КПД отдельных членов команды и коллектива в целом
  • Развить навыки групповой работы
  • Оптимизировать отношения внутри команды
  • Развить навыки поиска решений трудных и нестандартных задач

Рассмотренные нами игры и упражнения не исчерпывают всего многообразия методов сплочения коллектива. Сегодня есть огромное количество тематических сайтов и литературы, посвященной командообразованию, где можно отыскать еще не один десяток интересных заданий. Имея цель сформировать эффективную и дружную команду и используя для этого творческий подход, можно достигнуть поистине небывалых высот и создать такой коллектив, который будет способен свернуть любые горы.

И, продолжая разговор о методах командообразования, мы хотим рассказать вам еще об одной очень популярной сегодня штуке. Называется она «Веревочный курс». Мы не стали описывать его в этом уроке, т.к. в нем очень много своих тонкостей и особенностей. Об этом курсе, его нюансах и составляющих (игры, задания и упражнения) мы подробно расскажем в следующем занятии.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Урок 4. Командообразование: игры на сплочение коллективаКирилл Ногалес

4brain.ru

Методическая разработка на тему: Тренинг на сплочение коллектива «Мы одна команда»

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54 «Радуга» г.Воркуты

(МБДОУ «Детский сад № 54» г. Воркуты)

«Челядьö 54 №-а свидзанiн «Радуга» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к

169915 ул. Некрасова, д. 53 б,  г. Воркута, Республика Коми,

тел. 8 (82151) 6-74-39,  e-mail: [email protected]

Тренинг

на сплочение коллектива

«Мы одна команда»

Балашова И.В.

педагог-психолог

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

- сформировать доверительные отношения в коллективе;

- развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

- формирование благоприятного психологического климата в группе;

- осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

- развитие умения работать в команде;

Психолог:

- Здравствуйте! Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Разъяснение правил ”игры” и условий.

К ним относятся: проявление активности, говорить исключительно от себя, слушать друг друга не перебивая, не обсуждать за пределами тренинга происходящие упражнения, каждый участник вправе прервать занятие и покинуть тренинг, лично сообщив об этом коллективу.

Упражнение «Пожалуйста»

Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Ход упражнения:

Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры. Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д. Примечание: с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться).

Игра «Сквозь кольцо»

Цель: улучшение координации совместных действий в коллективе.

Ход упражнения:

Заранее изготавливается обруч диаметром 1 метр. Участники игры становятся в шеренгу и берутся за руки. Человек, стоящий первым в шеренге, держит обруч в руке. Задача участников – пройти сквозь обруч, не размыкая рук. В конце обруч должен оказаться на противоположном краю шеренги. Д

Узнай рисунок (хорошо ли вы знаете друг друга)

Цели: помочь участникам глубже узнать друг друга; создать мотивацию к совместной работе. Атрибуты: маркеры; листы бумаги; Ход упражнения: Тренер задает участникам вопрос: «Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга?»

После ответов участников дается следующая инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, за 5 (10) минут свой портрет в этой команде, как вы себя в ней видите, чтобы сказать: «Вот это я». Рисунки подписывать не надо».

После завершения работы тренер собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе) и проводит его обсуждение с группой по следующим вопросам:

• Каков этот человек?

• Кто это может быть? Участники угадывают автора рисунка. После того как группа узнала, кто был автором рисунка, тренер просит его рассказать о себе что-либо дополнительно (по желанию участника) .

Упражнение «Фигуры»

Цель: Эта игра на сплочение команды. В ходе данной игры можно отследить многие моменты, важные для тренинга командообразования. Например, роли участников, динамику группы и т. д.

Ход упражнения:

Вам потребуется веревка длиной равной 1 м * количество участников.

Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать. Задание выполнено?

Откройте глаза. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?

Выслушиваем ответы, но не комментируем их.

Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.

Подводим итоги упражнения:

Вы довольны результатом группы?

Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?

На какие из этих факторов вы могли повлиять?

Какие выводы вы сделаете из упражнения?

Игра «Веселый счет»

Цель – снятия внутреннего напряжения и психологического дискомфорта.

Ход упражнения:

Ведущий называет любое число, не превышающее количество участников в группе. Согласно этому числу (например, 5) должно синхронно подняться, не сговариваясь 5 человек. Упражнение вынуждает участников предугадывать мысли и действия друг друга. Привлекает повышенное внимание к жестам, взглядам и манерам. Обсуждение. Почему не сразу получилось выполнить задание и что помогло достичь результата?

Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

1. Поздороваться с помощью рук.

2. Побороться руками.

3. Помириться руками.

4. Выразить поддержку с помощью рук.

5. Пожалеть руками.

6. Выразить радость.

7. Пожелать удачи.

8. Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения. Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время: 3-5 минут.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Рефлексия

nsportal.ru

Тренинговое занятие на сплочение классного коллектива «Мы одно целое»

Тренинговое занятие на сплочение классного коллектива

"Мы одно целое"

Составила педагог-психолог МБОУ школы №8 г.о.г. Кулебаки, Нижегородской области Никулина Ю.С.


 

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом.

Задачи:

Создание благоприятного психологического климата;

Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;

Развитие умения адекватно выражать  свои чувства и понимать выражения чувств других людей;

Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.


     

    Возраст: школьники 12 - 13лет.

    Состав участников: группа 10 – 12 человек.

    Оборудование: ручки, листы, бейджики, ватман, цветные карандаши.

    Режим работы: 50-55 минут

    Актуальность: В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

    Структура тренинга:

    Приветствие – 2 минуты

    Цель, задачи – 2 минуты

    Разминка – 2 минуты

    Основная часть - 40 минут

    Рефлексия – 5 минут

      Ход тренингового занятия:

      Разминка – погружение – 2 минуты

      Упражнение «Ладони» – 5 минут

      Игра «Танец с листком» – 15 минут

      Упражнение «Волшебный стул» – 15 минут

      Игра «Мои предпочтения» – 5-10 минут

      Упражнение «Картинки» – 10 минут

      Рефлексия

        Структура: ученики рассаживаются в кругу.

        Ход занятия

        1. Приветствие (2 мин).

        Цель: Установление контакта с детьми. 

        Ведущий, представляется и говорит о целях тренинга. 
        Инструкция:

        Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейджике. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

        А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейджик , затем представляется и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.

        Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы. 

        Правила работы в группе.

        Время: 2 минуты.

        Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.
        Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте
        Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)
        1.Слушать друг друга. 
        2.Не перебивать говорящего. 
        3.Уважать мнение друг друга. 
        4.Я –высказывание. 
        5.Безоценочность суждений. 
        6.Активность 
        7.Правило «СТОП» 
        8.Конфедециональность. 


         

        2. Разминка – погружение

        Время: 2 мин.

        Цель:  Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения , выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

        В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

        У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

        Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;

        Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

        Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников ;

        Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

        Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.


         

        3.Основная часть.

        Вступительное слово, определение темы, целей тренинга (3 мин).

        Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.

        Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом .

        Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

        Упражнение «Ладони»

        Время: 5 мин.

        Участники стоят или сидят в кругу.

        Ведущий выполняет какое-то движение и «передает» его соседу справа, который в свою очередь «передает» это движение также соседу справа. Сосед справа продолжает выполнять данное движение до тех пор, пока не «получит» от соседа слева новое движение, которое он должен «передать». Затем ведущий начинает выполнять другое движение и т. д.

        Д в и ж е н и я:

        а) трение ладони о ладонь;

        б) щелканье пальцами;

        в) хлопанье ладонями по бедрам;

        г) топанье ногами;

        д) хлопанье по бедрам;

        е) щелканье пальцами;

        ж) аплодисменты поднятыми вверх руками.

        Упражнение направлено на повышение групповой сплоченности; способствует развитию внимания.

        Игра «Танец с листком»

        Время: 20 мин.

        Упражнение выполняется в парах. Для выполнения упражнения лучше использовать соответствующую музыку. Каждой паре предлагается взять по одному листу бумаги, встать лицом друг к другу и соприкоснуться головами «лоб в лоб». Лист бумаги при этом прокладывается между лбами. Задача каждой пары – двигаться по комнате, удерживая свой лист лбами. Руки при этом необходимо заложить за спину. При этом участникам нельзя долго стоять на месте и нельзя разговаривать. Парам необходимо найти каналы интуитивного понимания партнера. Партнеры, которые уронили листок, должны замереть в тех позах, в которых они находятся в момент, когда их листок коснется пола, и должны оставаться в них до окончания общей процедуры игры. Она закончится тогда, когда останется только одна пара.

        В задании есть лазейка, которую не сразу замечают участники. Замереть нужно только в тот момент, когда листок коснется пола. А пока он падает, можно успеть принять более удобную позу, хотя бы выпрямиться. Кто-то даже успевал сесть на стул. Но иногда участники так и стоят – «лоб в лоб». На эти моменты следует обратить внимание в процессе обсуждения.

        Упражнение «Волшебный стул».

        Время: 15 -20 мин.

        Это упражнение не только позволяет приобрести и развить навыки получения и передачи обратной связи, но и создает условия для обратной связи среди всех участников занятия.

        В нашем кругу сегодня место чуду и волшебству! Здесь в кругу стоит «волшебный» стул. Что в нем необычного? Человек, который садится на него, становится обладателем уникальной возможности услышать от нескольких человек из группы обратную связь. Это могут быть и критика, и положительные высказывания.

        Тем, кто дает обратную связь, необходимо делать это, используя правила обратной связи; тому, кто сидит на «волшебном» стуле, нужно внимательно все выслушать, не оправдываясь, не благодаря, а просто принимая информацию. Затем на «волшебном» стуле окажется следующий участник. Итак, кто хотел бы первым сесть на «волшебный» стул?

        Вопросы:

        – Что вы чувствовали, когда получали обратную связь?

        – Что удивило?

        – Удалось ли вам следовать правилам?

        – Хотите ли дать обратную связь группе?

        Игра «Мои предпочтения»

        Время: 5 -10 мин.

        Раздайте листы и попросите участников задумать свой любимый цвет, а затем описать его тремя словами (например для синего – прохладный, расслабляющий, отстраненный).

        Попросите участников ответить на вопрос: «Если бы у Вас в зоопарке была возможность сфотографироваться с любимым животным, кого бы Вы выбрали?» Далее описать животное тремя словами (например описание тигра – сильный, опасный, напружиненный).

        Попросите участников задумать свой любимый город и придумать для него три характеризующих его слова (например для Санкт-Петербурга – интеллектуальный, деловой, освежающий).

        Сообщите участникам, что:

        – три характеристики цвета – это то, как видят их окружающие;

        – три характеристики животного – как они видят себя сами в общении с окружающими;

        – три характеристики города – какими они хотели бы видеть себя в работе.

        Вопросы для обсуждения результатов с группой:

        – Что вы думаете о результатах этого упражнения?

        – В какой степени результаты упражнения могут дать настоящий ключ к восприятию себя?

        – В чем риск и цена того, чтобы воспринимать, описывать и оценивать человека, используя ограниченные и неконкретные характеристики?

        Упражнение «Картинки».

        Время: 10 мин.

        Оно является диагностическим для выявления взаимоотношений в классе и позволяет создать условия для обратной связи от участника ко всей группе.

        Сейчас каждому из вас я раздам лист А4 и цветные карандаши. За несколько минут необходимо нарисовать картину «Каким я вижу наш класс». Ваши художественные способности здесь не важны, главное – то, как вы видите свой класс, какие образы у вас возникают. На создание картин у вас есть 10 минут.

        А сейчас, когда картины готовы, каждый по очереди проведет презентацию своего рисунка, рассказывая, почему именно таким он получился, что на нем изображено.

        Вопросы:

        – Насколько совпадает ваше представление о группе с представлениями других?

        – С чем вы согласны, а с чем нет?

        – Что показалось неожиданным?

        Процедура "Спасибо за приятное занятие"

        - Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

        Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие , надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

        Рефлексия:

        Какие чувства испытывали?

        Что нового узнали о себе, о группе?

        Чему научились?

        Как это пригодиться в будущем?

        Что было важным?

        Над чем вы задумались?

        Что происходило с вами?

        Что нужно развивать на будущее?

        xn--j1ahfl.xn--p1ai