Уравновешенность это в психологии: 5. Психологическая уравновешенность

Содержание

5. Психологическая уравновешенность

Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение. Каждый день ставит перед человеком проблемы, которые необходимо решать. Эмоционально устойчивые люди спокойно воспринимают большинство изменений, происходящих с ними. Такие люди успешно справляются с проблемами (несчастными случаями, болезнями и др.), так как обладают психологической уравновешенностью. Необходимо отметить, что любые перемены в жизни, даже положительные, заставляют человека приспосабливаться (адаптироваться) к новым обстоятельствам и вызывают определенное напряжение. Состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий, называют стрессом. Концепцию и понятие стресса сформулировал канадский специалист Ганс Селье. Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким–либо из стрессовых факторов (перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, физическая травма и др.

).

Действие этих факторов накапливается и суммируется. Чем больше их в жизни человека в данный период, тем выше уровень стресса. Совокупность защитных реакций организма при стрессе Селье назвал общим адаптационным синдромом. Различают три стадии этого синдрома: мобилизация (реакция тревоги), сопротивление, истощение.

Общий адаптационный синдром развивается следующим образом. В ответ на действие стрессора (стрессового фактора) в организме возникает тревога. Это мобилизует организм (стадия мобилизации) и готовит его к срочным действиям. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. В результате улучшаются кратковременные возможности организма. Однако, если все эти приготовления не переходят в действие, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям в организме (нарушения функций сердечно–сосудистой системы и др.).

На стадии сопротивления стресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действие стрессоров.

Если уровень стресса слишком долго остается очень высоким, наступает стадия истощения, при которой способность организма сопротивляться срессорам уменьшается. Состояние человека на этой стадии характеризуется упадком физических и духовных сил.

Стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно в оптимальном режиме работы. Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (например, состояние спортсмена перед стартом).

Если стресс оказывает вредное воздействие на организм, снижает его адаптивные возможности, он называется дистрессом. У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний. Чаще всего развиваются болезни сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, а коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, при этом сужаются, и количество кислорода, поступающего к этой мышце, резко уменьшается.

Дистресс нарушает работу иммунных механизмов организма, что может привести к различным заболеваниям.

Разные люди реагируют на стресс по–разному, но есть общие принципы борьбы со стрессом, помогающие поддерживать стресс на оптимальном уровне и обеспечивать необходимую психологическую уравновешенность.

Вот некоторые из них:

1. Борьба со стрессом начинается с выработки в себе убеждения, что только вы сами ответственны за свое духовное и физическое благополучие.

2. Будьте оптимистом; источником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий.

3. Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом; физические упражнения оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику человека; постоянная двигательная активность способствует формированию психологической уравновешенности и уверенности в себе; физические упражнения – один из лучших способов выхода из состояния сильного стресса.

4. Ставьте себе посильные задачи; реально смотрите на вещи, не ждите от себя слишком многого; уясните границы своих возможностей, не требуйте от себя слишком многого; учитесь говорить «нет», если нельзя выполнить какое–то задание.

5. Учитесь радоваться жизни, получайте удовольствие от своей работы, от того, как хорошо вы с ней справляетесь, а не только от того, что она вам дает.

6. Правильно питайтесь.

7. Высыпайтесь: сон играет очень важную роль в преодолении стрессов и поддержании здоровья.

Борьба со стрессом – это, главным образом, поддержание своего психологического равновесия, так как такое духовное состояние человека обеспечивает ему хорошее настроение, высокую работоспособность и адекватное реагирование на действие различных стрессоров.

Психологическая уравновешенность | План-конспект урока по ОБЖ (7 класс) на тему:

ОБЖ

7 класс

Тема: Психологическая уравновешенность

Цели урока: 

Образовательная: формирование знаний о психологической уравновешенности; обеспечение учащихся необходимой информацией для решения ситуационных задач и творческих упражнений и формирование собственных стратегий и технологий.

Развивающая: формирование способности конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели; развитие способности применения полученных знаний для решения проблемы урока.

Воспитывающая: формирование  таких качеств, как самоуважение, стремление к самосовершенствованию, умение строить взаимоотношения со сверстниками, умение управлять своими эмоциями.

Познавательная: осознанно находить решение из сложной ситуации.

Коммуникативная: работать в группе над поставленной задачей и вместе находить решение данной проблемы.

Личностная: освоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в походе;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, коллективные способы обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Ход урока

I этап Организационный момент

Цель: Настроить на положительное восприятие нового материала

II этап.  Изложение учебного материала

Практическая работа. Найдите в газетном или журнальном тексте определенное слово. (Для работы каждый ученик  получает свой небольшой отрывок текста с мелким шрифтом) Время выполнения не больше 3-5 минут. Хитрость заключается в том, что этого слова в тексте нет. После того  как  ученики выполнят или не выполнят задание, учитель дает поясняющую информацию

У вас была разная реакция на это задание, кто –то быстро догадался, что это невыполнимо, кто –то решил, что он не может справиться, потому что виноват педагог (ошибся при составлении задания) или он сам

Всех учащихся можно разделить на 3 группы.

      1.те, кто, внимательно прочитав текст, понял, нужного слова в нем нет, и спокойно сказал об этом  педагогу.

2. те, кто  невозможность выполнить это задание объяснил внешними признаками (текст очень мелкий, тот, кто составлял это задание, ошибся и т.д.)

3. те, кто быстро сдался, решив, что не может выполнить задание, потому что чего – то не понял, не умеет быстро читать, т. е. в неудаче обвинил себя.

Подумайте, к какой  из этих групп отнесетесь вы. В зависимости от этого можно говорить о разной степени развития ваших волевых качеств

  1.  группа имеет высокий уровень развития волевых качеств. Они эмоционально устойчивы, инициативны, настойчивы, активны, самостоятельны
  2.   Средний уровень развития волевых качеств. Такие люди решительны, импульсивны, морально неустойчивы. У них высокий уровень развития  смелости, инициативности, самостоятельности, деловитости, но они не могут  использовать данные  качества для преодоления трудностей. Как правило, причины неуспеха ищут не в себе, а в других
  3. Слабое развитие  волевых качеств. Такие люди  не уверенны в своих возможностях, требуют поддержки со стороны товарищей, взрослых. Они эмоционально неустойчивы

 Не расстраивайтесь, если вас результат не устраивает. Задание которое вы выполняли было скорее шуточным, чем серьезным. Но в каждой шутке есть доля истины. Если вы слишком эмоциональны и импульсивны при столкновении с трудностями, старайтесь быть хладнокровнее: немного подумайте , прежде чем приступить к действиям, внимательно прочитайте задание и т . д. Воспитание силы воли зависит от вашего желания. Любой из нас  при наличии сильной мотивации  может сформировать у себя это важное качество. «Если не можешь сделать сто шагов — сделай хотя бы шаг», «Дорогу осилит идущий»

Психологическая уравновешенность — способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, соответствующим образом реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими.

Начать воспитывать психологическую уравновешенность важно в возрасте, когда интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений. При этом нередко появляются признаки эмоциональной (психологической) неустойчивости: колебание настроения без видимых причин, сочетание повышенной чувствительности, ранимости и подчеркнутой развязности и показной самоуверенности.

Воспитание  психологической уравновешенности: побороть в себе робость, воспитать уверенность; постоянно работать над самосовершенствованием.

Немаловажное значение имеет также умение строить взаимоотношения не только со сверстниками, но и с родителями, старшими и вообще с окружающими людьми. Для этого надо учиться анализировать свои поступки, видеть, как к вашему поведению относятся окружающие.

Наконец, еще одна составляющая психологической уравновешенности — умение преодолевать стресс..более подробно мы поговорим о стрессе на следующем уроке.

В заключение этого урока необходимо подчеркнуть, что поведение человека в различных жизненных ситуациях в значительной мере зависит от его эмоциональности. Люди по-разному переживают и выражают свои эмоции. Два человека в одинаковой ситуации могут вести себя совершенно по-разному. Это обусловлено наследственными особенностями человека, а также приобретенными качествами.

Итог урока.

Контрольные вопросы

  1. Что следует понимать под психологической уравновешенностью?
  2. Почему в школьном возрасте важно научиться формировать у себя психологическую уравновешенность?
  3. Какие качества человека характеризуют уровень его психологической уравновешенности?

Домашнее задание

Изучите §6. 1 учебника и выполните домашнее задание, предложенное в конце данного параграфа.

 Рефлексия

Выставление оценок

Примечание. Поурочные планы Г.Н.Шевченко стр 92,98 Тесты

Как жить психологически сбалансированной жизнью

Психолог Анастасия Бесика рассказывает о своем новом исследовании психологического равновесия, счастья и удовлетворенности жизнью.

По Марк Трэверс, доктор философии. | 26 сентября 2021 г.

В новой статье, опубликованной в Frontiers in Psychology

, делается попытка определить важный, но неуловимый термин в позитивной психологии: психологический баланс. По мнению исследователей, это связано со степенью, в которой кто-то может обладать последовательным, но гибким взглядом на жизнь, а также знать, как тратить нужное количество времени на заботу о себе, а не о других.

Недавно я разговаривал с ведущим автором этого исследования Анастасией Бесика из Цюрихского университета в Швейцарии, чтобы более подробно обсудить идею психологического равновесия. Вот итог нашей беседы.

Что вдохновило вас на исследование темы психологического равновесия и что вы нашли?

Мы живем в постоянно меняющемся мире, и мы меняемся с возрастом. Психологический баланс относится к естественной тенденции, и все же сложной задаче, успешно адаптироваться к изменениям, будучи в состоянии продолжать эффективно функционировать. В своей работе психотерапевтом и в своей личной жизни я заметил, что некоторые люди справляются с изменениями, особенно со сложными ситуациями, лучше, чем другие. Как один человек может «плыть по течению», тогда как другой начинает беспокоиться, пытаясь приспособиться к новой ситуации? Этот вопрос положил начало теоретическому развитию психологического баланса, и следующим шагом было построение шкалы для исследования ее связи с благополучием.

Теория психологического равновесия предполагает, что набор ценностей, которые люди в разных культурах считают идеалами, влияет на то, как мы думаем и ведем себя. Эти универсальные ценности дают нам чувство идентичности и связывают нас с миром. Каждый из нас сочетает эти идеалы уникальным образом, поскольку мы придаем ценностям разные приоритеты. Наш индивидуальный ценностный паттерн определяет наш психологический мир: что для нас важнее всего и что имеет смысл в жизни. Соответственно, мы ставим перед собой цели, которые направлены на проявление нашего психологического мира и реализацию наших мечтаний и стремлений. Однако, поскольку изменения неизбежны, мы все сталкиваемся с проблемами в тот или иной момент, когда внешние обстоятельства могут помешать достижению наших целей. Для нашего благополучия крайне важно иметь возможность перенастроить наши ценностные приоритеты таким образом, чтобы мы могли обращать внимание и фокусироваться на том, что необходимо. Другая важная часть теории предполагает, что после удаления всех слоев, составляющих нашу реальность, остаются они и я. Я и другие составляют фундаментальную основу нашего существования в этом мире.

Наши первичные результаты показывают, что степень влияния на цели и действия людей набора универсальных ценностей (самоуправление, стимулирование, гедонизм, достижения, власть, безопасность, соответствие, традиции, доброжелательность и универсализм), а также способность перестраивать ценностные приоритеты в ответ на сложную ситуацию, влиять на психологическое равновесие людей.

Те, кто сообщил о высоком психологическом равновесии, также сообщили о высоком уровне удовлетворенности жизнью, смысла, счастья и общего благополучия и низком уровне стресса. Еще одним важным открытием стало то, что соотношение мотивации служить личным интересам и интересам других людей влияет на взаимосвязь между психологическим равновесием и благополучием. Люди, которые были заинтересованы в том, чтобы приносить пользу личным интересам в более или менее равной степени с интересами других людей, сообщали о более высоком уровне психологического благополучия и более низком уровне стресса, чем те, кто уделял больше внимания тому, чтобы принести пользу себе или другим.

Что значит иметь соотношение себя/других, близкое к 1? Как кто-то может применить это к своей жизни?

Соотношение «я/другие», близкое к 1, означает, что ваши ценности мотивируют вас в равной степени приносить пользу личным интересам и интересам других, будь то значимый другой или люди в целом. «Я» и другие — это двойственные аспекты нас самих, поскольку мы всегда находимся на стороне получателя всего, что делаем.

Независимо от того, идут ли наши действия в нашу пользу или в пользу других, в любом случае они влияют на нас психологически.

Быть мотивированным служить как себе, так и другим, не обязательно означает выполнение отдельных действий в попытке угодить всем. Отдельный поступок может выражать заботу как о собственной пользе, так и о других близких нам людях или об общем благе в целом. Например, выполнение своей работы в меру своих возможностей может дать вам чувство собственного достоинства, достижения и материальное вознаграждение, и в то же время вы можете оказать большую услугу и вдохновить других людей. Несмотря на то, что нам может потребоваться уделять больше внимания себе или другим в любой момент времени и в любой ситуации, для нашего психологического здоровья одинаково важно заботиться о себе, а также о других людях.

Вы упоминаете гибкость как ключевой компонент психологического равновесия. Как вы думаете, почему это так и как мы все можем стать более гибкими?

Гибкость относится к способности корректировать наши ценностные приоритеты в ответ на изменения. В некоторые дни могут возникнуть проблемы, которые потребуют от нас отвлечь наше внимание от нашей главной цели и отдать приоритет чему-то другому. В более широком масштабе непредвиденная ситуация может потребовать от нас отложить что-то очень важное для нас и пересмотреть наши цели. Например, решение проблемы со здоровьем может изменить нашу повседневную рутину. Нынешняя пандемия — очень хороший тому пример. Нам всем пришлось изменить свой распорядок и найти новые способы делать что-то, уделяя первостепенное внимание сохранению здоровья, что раньше мы считали само собой разумеющимся.

Поскольку наша среда постоянно меняется, гибкость является ключом к адаптации к новым ситуациям, которые иногда могут противоречить нашим планам и даже нашим собственным потребностям, когда мы становимся старше. Однако гибкость должна проявляться в рамках того, чтобы оставаться верными тому, что мы ценим, и поддерживать чувство целостности. Слишком большая гибкость скрывает риск того, что ситуация изменит вас до такой степени, что ваши действия перестанут отражать ваш характер. В качестве первого шага для повышения нашей гибкости может потребоваться повышение осведомленности о ценностях, влияющих на наши цели и действия, а также о нашем отношении к заботе о себе и заботе о других. Для повышения самосознания может потребоваться просто участие в открытых разговорах с людьми, с которыми вы чувствуете себя в безопасности, делясь личными мыслями. Скорее всего, это побудит другую сторону участвовать в аналогичном процессе и может иметь волновой эффект. Можно также заняться более глубоким самоисследованием в терапевтических рамках либо на индивидуальных, либо на групповых сеансах с терапевтом. В качестве второго шага и в процессе повышения самосознания человек может определить и активировать ценности, о которых он не знал или которые были бездействующими. Осведомленность о вашей системе ценностей может позволить вам делать осознанный выбор, который представляет, кто вы есть, принимая во внимание влияние на других.

Не могли бы вы немного рассказать о том, как ваше исследование связано с другими исследованиями в области позитивной психологии?

Наши первичные исследования показывают, что психологическое равновесие положительно коррелирует с показателями субъективного счастья, смысла и удовлетворенности жизнью. Следовательно, улучшение психологического равновесия может повысить общий уровень благополучия, что находится в центре внимания позитивной психологии. Кроме того, поскольку это исследование обеспечивает интегративную меру благополучия, оно имеет отношение к ряду областей, выходящих за рамки позитивной психологии. Теория, которая поддерживает результаты наших исследований, которые мы в настоящее время представили для публикации, направлена ​​на то, чтобы объединить различные пути в одну структуру. Теория психологического равновесия пытается объяснить психологический механизм, который связывает саморегуляцию с самооценкой через социальные ценности, личные цели и поведение. Психологическая структура стремится балансировать в постоянно меняющейся среде и испытывать смысл и положительные эмоции. Критические уровни несбалансированных психологических состояний будут связаны с психопатологией.

Какие ценности вы считаете наиболее важными для психологического равновесия? Почему некоторые важнее других?

Согласно теоретической модели, все 10 универсальных ценностей важны, и все они в разной степени влияют на психологический баланс. Мы склонны иметь несколько ценностей, и мы можем менять наши ценностные приоритеты в разное время. Хотя мы отдаем приоритет различным ценностям в любой момент времени, менее приоритетные ценности одинаково важны как часть системы ценностей. Например, человек обычно не заботится о том, чтобы ежедневно оставаться здоровым. Это не обязательно означает, что они не высоко ценят свое здоровье. Когда их здоровью угрожает опасность, приоритетной задачей становится сделать что-то для его улучшения.

Я считаю, что социальные психологи уже определили ценности, важные для благополучия. Люди из разных культур признают 10 областей ценностей в качестве ориентиров в жизни. Результаты исследований, в которых изучалось, какие из этих ценностей в наибольшей степени способствуют благополучию, противоречивы из-за множества факторов, влияющих на взаимосвязь между ценностями и благополучием.

Однако один важный вывод заключается в том, что чрезмерное одобрение какой-либо одной ценности приводит к нездоровому поведению, например трудоголизму или даже терроризму. Согласно нашему теоретическому подходу, ценности влияют на благополучие как динамическая система, а не как отдельные элементы. Вопрос в том, какова роль системы ценностей в более широком психологическом механизме, регулирующем психологическое равновесие? Этому вопросу посвящено представленное нами для публикации теоретическое исследование психологического равновесия.

Имеет ли ваше исследование какое-либо клиническое значение, например, помощь в разработке более эффективных вмешательств, направленных на повышение счастья?

Текущие результаты могут поставить терапевтические задачи, поскольку они показывают, что повышение психологического равновесия и отношение к другим так, как вы относитесь к себе, может улучшить самочувствие и снизить стресс. На этом этапе теоретическая модель и ее масштаб могут использоваться для терапевтических и профилактических вмешательств. Клиницисты могут обращаться к этой модели, когда помогают людям определить их уникальный набор ценностей; понимать свои ценностные приоритеты и то, как они соотносятся с их личными реалиями. Другая терапевтическая цель может состоять в том, чтобы повысить осведомленность людей о соотношении «я/другой» и помочь им улучшить его, расширив их самовосприятие по отношению к внешнему миру. В целом вмешательства могут помочь понять области жизни, требующие внимания, и изменить то, что важно для людей, в соответствии с их личными реалиями.

Какие одну или две вещи каждый человек, стремящийся улучшить свое психологическое равновесие, должен вынести из вашего исследования?

Жизнь полна испытаний, и чем больше мы способны понять себя, свои чувства, мысли и поведение и, главное, то, что делает нас такими, какие мы есть психологически, тем лучше мы готовы превратить трудности в возможности для роста и улучшения себя и своего окружения. .

Есть ли у вас планы на последующие исследования? Куда, по-вашему, пойдут исследования?

В настоящее время мы исследуем идею о том, что люди, которые интегрируют социальные ценности в свою систему ценностей в более высокой степени, имеют более сильный психологический баланс и более высокое благополучие, чем люди, которые вообще менее ориентированы на ценности. В будущих исследованиях мы планируем исследовать соотношение «я/другие» с целью определить соотношение, которое имеет решающее значение для здорового психологического функционирования. В целом, я стремлюсь повысить осведомленность о личных ценностях, откуда они берутся и как они способствуют нашему благополучию. Эти знания могут быть адаптированы к потребностям и пониманию людей любого возраста и происхождения. Я искренне надеюсь, что придет день, когда в школьную программу будут включены темы о самосознании и психологическом равновесии, а также о том, как ценности формируют людей, их сообщества и целые цивилизации.

Каталожные номера

Бесика, А., Хорн, А. Б., и Мартин, М. Шкала психологического баланса: Валидационные исследования интегративного показателя благополучия. Границы в психологии. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.727737

Теория баланса в социальной психологии

Определение теории баланса

Теория баланса описывает структуру мнений людей о других людях и объектах, а также воспринимаемые отношения между ними. Центральное понятие теории баланса состоит в том, что некоторые структуры между людьми и объектами сбалансированы, тогда как другие структуры несбалансированы, и что сбалансированные структуры обычно предпочтительнее несбалансированных структур. В частности, теория баланса утверждает, что несбалансированные структуры связаны с неприятным ощущением отрицательного аффекта, и что это негативное чувство заставляет людей стремиться к сбалансированным структурам и избегать несбалансированных структур. Примером сбалансированной структуры является ситуация, когда вашему лучшему другу также нравится ваша любимая рок-группа; пример несбалансированной структуры — когда вашему лучшему другу не нравится ваша любимая рок-группа. Согласно теории баланса, в первом случае вы чувствуете себя хорошо, тогда как во втором случае создается неприятное напряжение.

Теоретические предположения

Первоначальная формулировка теории баланса была разработана для описания модели отношений между тремя людьми. Такие паттерны отношений между тремя объектами или людьми часто называют «триадическими» отношениями. С общей точки зрения, тройственное отношение между тремя индивидами включает (а) отношение между первым лицом А и вторым лицом О, (б) отношение между вторым лицом О и третьим лицом Х и (в) отношение между первым лицом A и третьим лицом X (также описывается как триада A-O-X). Кроме того, предполагается, что конкретные отношения между двумя людьми могут быть положительными (т. е. два человека нравятся друг другу) или отрицательными (т. е. два человека не любят друг друга). Согласно теории баланса, триада уравновешена, если она не включает или содержит четное количество отрицательных отношений. Напротив, триада несбалансирована, когда она включает в себя нечетное количество негативных отношений. Например, результирующая триада отношений между Петром, Иоанном и Павлом будет уравновешенной, если (а) Петр любит Иоанна, Иоанн любит Павла и Петр любит Павла; б) Петр любит Иоанна, Иоанн не любит Павла, а Петр не любит Павла; в) Петр не любит Иоанна, Иоанн любит Павла, а Петр не любит Павла; или (г) Петр не любит Иоанна, Иоанн не любит Павла, а Петр любит Павла. Однако результирующая триада будет несбалансированной, если (а) Петр не любит Иоанна, Иоанн любит Павла, а Петр любит Павла; б) Петр любит Иоанна, Иоанн не любит Павла, а Петр любит Павла; в) Петр любит Иоанна, Иоанн любит Павла, а Петр не любит Павла; или (г) Петр не любит Иоанна, Иоанн не любит Павла, а Петр не любит Павла.

Несмотря на то, что теория баланса изначально была разработана для объяснения паттернов межличностных отношений, она также применялась для изучения отношений и мнений об объектах. Например, триада, включающая Сару, Алису и кантри, будет сбалансирована, если Саре нравится Алиса, Алисе нравится кантри, а Саре также нравится кантри. Однако результирующая триада будет несбалансированной, если Саре нравится Алиса, Алисе нравится кантри, а Саре не нравится кантри.

Помимо этих предположений о личных чувствах, теория баланса предполагает, что положительное отношение может также возникнуть в результате восприятия того, что два объекта или индивидуума каким-то образом принадлежат друг другу. И наоборот, негативное отношение может возникнуть в результате восприятия того, что два объекта или человека не принадлежат друг другу. Такие виды отношений обычно называют «единичными отношениями». Положительные отношения единиц могут быть результатом любого вида близости, сходства или близости, например членства в одной футбольной команде, схожей прически или одного этнического происхождения. Напротив, отрицательные отношения единиц могут быть результатом расстояния, непохожести или отличий, таких как членство в разных футбольных командах, разная прическа или разное этническое происхождение.

Доказательства

Было показано, что различие между сбалансированными и несбалансированными триадами имеет важное значение для множества различных областей. Во-первых, исследования показали, что чувство дискомфорта, связанное с несбалансированными паттернами, влияет на формирование новых установок. В частности, было продемонстрировано, что новообразованные установки обычно дополняют триадные отношения таким образом, что результирующая триада скорее уравновешена, чем несбалансирована. Например, если Сара узнает, что ее подруге Алисе нравится еще неизвестный человек, у Сары сформируется положительное отношение к этому человеку. Однако, если Сара узнает, что тот же человек не нравится ее подруге Алисе, Сара сформирует негативное отношение к этому человеку.

Во-вторых, исследования показали общее превосходство в памяти для сбалансированной информации по сравнению с несбалансированной. Например, люди демонстрируют более высокую точность в воспоминании сбалансированных паттернов, таких как «Петру нравится Джон, Джону не нравится Пол, а Петру не нравится Пол». Однако люди проявляют меньшую точность в воспоминании несбалансированных паттернов, таких как «Петру нравится Джон, Джону не нравится Пол, а Петру нравится Пол». Эта разница в производительности памяти еще более заметна, когда триада включает воспринимающего (например, «Мне нравится Джон, Джон не любит Пола, и я не люблю Пола»).

В-третьих, было показано, что принципы баланса имеют важное значение для самосознания людей и их самоощущения.