Урок по профориентации старшеклассникам о профессии: Профориентационный урок для старшеклассников на тему «Право выбора на ранней стадии профессионального самоопределения»
Профориентационный урок для старшеклассников на тему «Право выбора на ранней стадии профессионального самоопределения»
Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика
Если вы хотите добиться от жизни чего-то
значительного, недостаточно просто действовать –
надо еще и мечтать; недостаточно просто
планировать – надо еще и верить.
А. Франс
Цель занятия: информирование школьников о целях, задачах программы курса; создание ситуации выбора, определение готовности к выбору профессии.
Оборудование: схемы, таблицы, бланки, рабочие тетради, мяч.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Практическая работа.
Ход занятия
1. Беседа о целях и задачах занятий.
Цель: ориентироваться в программе занятий.
Занятия по программе курса: “Информационная работа и профильная ориентация” проводятся в целях самоопределения, формирования умения выбирать. Вы узнаете, что для этого нужно; приобретете, уверенность в правильности принимаемых решений; ваш выбор станет более осознанным, так как он будет основан на знании своих особенностей и возможностей; вы узнаете, что обязательно нужно учитывать, делая выбор образовательного маршрута, какие бывают ошибки, как планировать свое профессиональное будущее. Итогом работы будет выбор и построение пути профессионального образования, а в дальнейшем и профессии – серьезный шаг к самостоятельной жизни.
2. Принятие правил.
Цель: установление границ взаимодействия, обеспечивающих условия для сотрудничества и саморазвития.
- Не нужно оценивать друг друга (люди не хотят говорить о себе, если знают, что кто-то оценивает их).
- Надо относиться друг к другу с уважением, доброжелательно (если человек другой, это не значит, что он плохой).
- Нельзя рассказывать за стенами кабинета о том, что говорили о себе и как проявлялись одноклассники (говори о себе).
- Нельзя проявлять агрессию.
- Необходимо слушать друг друга (говорим по одному).
3. Определения основных понятий.
Цель предпрофильной подготовки – осознанный выбор профиля обучения.
Профориентация – (лат. professio – род занятий и франц. orientation – установка) – это система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.
Профессия – род трудовой деятельности, требующий, определенной подготовки и является обычно источником существования для человека.
Специальность – вид занятий в рамках какой-либо одной профессии.
Профессиональная ориентация включает в себя:
- Профессиональное просвещение – обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведений, возможностей профессиональной карьеры.
- Профессиональное воспитание – формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей.
- Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройство, возможностей получения профессиональной подготовки.
- Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры.
4. Беседа об условиях самоопределения.
Выбор профессии является очень важным моментом в биографии человека, влияющим на все сферы жизни. Самоопределяясь, вы выбираете друзей, увлечения, любимые предметы, темы, самостоятельных творческих работ. Поэтому очень важно научиться выбирать сознательно, мотивируя свой выбор.
Факторы, влияющие на выбор профессии.
Факторы. | Критерии. |
1. Социокультурный фактор. | Подразумевает субъективную оценку престижности и значимости профессии. |
2. Социоэкономический фактор. | Оценка материального положения в результате овладения профессией. |
3. Социальный фактор. | Связан с влиянием семьи и друзей. |
4. Психологический фактор. | Определяется особенностями характера, способностей, личностных качеств человека. |
Что нужно знать, чтобы осознанно принимать решения?
Свои особенности и возможности.
Особенности того, из чего предстоит выбирать.
Свои цели и желания, ожидания и представления о будущем.
Именно на эти вопросы вы и будете отвечать в процессе наших занятий.
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).
5. Игра с мячом.
Цель: эмоциональное погружение в будущее.
Старшеклассники в случайном порядке перебрасываются мячом, называя ассоциации к слову “будущее”.
6. Упражнение “Фонтан желаний”.
Написать важные желания, связанные с дальнейшей профессиональной ориентацией.
7. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии.
(Подготовлен профессором В.Б. Успенским.)
Цель: определение готовности обучающихся к выбору профессии.
Обучающимся предлагается прочитать утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами “да” или “нет”.
- Вы уже твердо выбрали профессию.
- Основной мотив выбора – материальные интересы.
- В избранной профессии вас привлекает сам процесс труда.
- Вы выбираете учебное заведение, потому что туда пошли учиться Ваши друзья.
- Вы выбираете место учебы, потому что оно недалеко от дома.
- Если Вы не сможете поступить в избранное Вами учебное заведение, то у Вас есть запасные варианты.
- Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
- Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
- Неважно кем работать, важно, как работать.
- Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала нужно получить аттестат.
- Вам известно, каких качеств важных для будущей профессии Вам недостает.
- Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
- Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
- Как вы думаете, учителя одобрили бы Ваш выбор?
- Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
- Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
- Вы консультировались о выборе профессии.
- Главное в выборе профессии – возможность поступить в учебное заведение.
- Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
- Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
- Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на учебу.
- Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии.
- Если не удается поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться вновь.
- Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова “хочу”.
Обработка и интерпретация результатов.
Ключ.
Подсчитываются, согласно ключу, в верхней строке бланка ответов все ответы “да”, в нижней – сумму ответов “нет”.
1 балл присваивается за ответ | ДА | 1, 3, 6. 7. 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23. |
НЕТ | 2, 4, 5, 9, 10, 13, 15, 18, 21, 24. |
Подсчитайте сумму и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:
0–6 баллов — неготовность,
7–12 баллов – низкая готовность,
13–18 баллов — средняя готовность,
19–24 балла — высокая готовность.
8. Беседа.
Цель: рекомендации по определению готовности к выбору профессии.
- Определение обучающимися своих личностных черт и склонностей, профессиональных способностей.
- Получение полной информации о профессиях, из которых учение хочет выбрать “свою”.
- Практические профессиональные пробы.
- Самоанализ обучающегося, проектирование будущих образовательных и профессиональных траекторий.
9. Обратная связь.
Цель: подведение итогов занятия.
Обучающиеся высказываются по поводу возникающих по ходу занятия новых мыслей, чувств, намерений.
Литература
- Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г.
Конспект урока по профориентации с элементами тренинга для 9
Конспект урока по профориентации с элементами тренинга для старших классов
Тема: Профессиональное самоопределение старшеклассников
«Осознанный выбор – путь к успеху!»
Обрывко Мария Александровна: педагог — психолог
Цель: развитие психологической компетентности старшеклассников в области профессионального самоопределения. Приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии. Формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности с требованиями выбираемой профессии.
Задачи:
· познакомить с понятием «профессиональное самоопределение»;
· познакомить с понятиями «профессия», «специальность», «должность», «классификация»;
· познакомить с факторами влияния на выбор профессии;
· познакомить с формулой выбора профессии;
· познакомить с ошибками при выборе профессии;
· развитие рефлексии.
Форма работы: занятие с элементами тренинга.
Методы работы:
Словесные: беседа, теоретическая часть, обсуждение вопросов.
Наглядные: индивидуальные бланки с таблицами, оформление записи на доске «Осознанный выбор – путь к успеху!»», плакат «Профессиональная характеристика», плакат с таблицей «Хочу. Могу. Надо».
Практические: профориентационные упражнения и игры, работа с таблицей.
Целевая группа: 9 – 11 классы.
Время проведения: 50–60 минут.
Материалы и оборудование: доска, мел, плакаты, бланки, листы А4, простые карандаши.
Ход занятия.
Профессиональное самоопределение.
Психолог. Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие будет посвящено профессиональному самоопределению. И первое на что я хотела бы обратить ваше внимание – это на то, что же такое самоопределение. Самоопределение – это самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессиональной деятельности.
Ребята, прошу обратить ваше внимание на фразу «самостоятельное, осознанное и добровольное построение»!
Упражнение «Автопортрет»
Цель игры — в шутливой форме повысить у игроков способность соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.
Процедура методики следующая: ребятам раздаются листы бумаги А4 и простые карандаши и объясняется суть задания, которая состоит в том, что каждый должен нарисовать на листке самого себя (сделать автопортрет). Рисунок должен быть на всю страницу, по центру, только лицо. Желательно нарисовать его быстро, как бы «на одном дыхании». Подписывать листок не надо.
Ведущий быстро собирает листочки с автопортретами и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему не важно кто именно на них нарисован. Тут же ведущий раздает игрокам листочки, но уже в случайном порядке.
Далее озвучивается следующее задание: «Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован. На обратной (чистой) стороне листа с автопортретом напишите одну профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если Вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию. Таким образом, все листочки должны пройти круг. Профессии на одном листочке могут повторяться».
Далее ведущий быстро собирает листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Берется первый листочек, участникам игры показывается изображение на нем (спрашивать «чей это листок» не нужно!) и зачитываются выписанные на обратной стороне профессии, соответствующие данному автопортрету. Листочки после упражнения просто кладутся на стол и ведущий предлагает игрокам самим найти свои автопортреты и взять их себе на память после занятия.
Как вариант психолог может сам принять участие в задании и начать подведение итогов с себя, таким образом обезопасит школьников от риска быть первыми при очень даже веселом подведении итогов, а также даст возможность в установлении со школьниками доверительных отношений.
Психолог. Трудно ли было, ориентируясь на портрет, понять какая профессия подходит? На что ориентировались в портрете при выборе профессии?
Профессиональное самоопределение – это одновременно:
· активный, долговременный процесс выбора профессии;
· внутренние психологические обоснования этого выбора;
· результат процесса выбора профессии.
Психолог. А сейчас мы попробуем разобраться в понятиях, которые часто путают друг с другом, а именно: «профессия», «специальность», «должность», «классификация» (психолог обращает внимание учащихся на доску, где прикреплен ватман с профессиональной характеристикой и объясняет каждое понятие).
Профессиональная характеристика
· Профессия – трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
· Специальность –вид занятий в рамках одной профессии.
· Должность – место, занимаемое человеком в организации.
· Квалификация – степень готовности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности, которые подтверждены определённым документом.
*данный вид характеристик может быть изначально подготовлен и представлен на ватмане в виде схемы или графически изображён на доске во время занятия.
Психолог. Ребята, а сейчас я предлагаю вам самостоятельно выполнить упражнение. Перед вами лежит бланк с таблицей и перемешанными профессиями, должностями и специальностями. Глядя на нашу схему, я предлагаю вам предложенные варианты распределить согласно названиям колонок.
Например: (бухгалтер, завуч, кассир, учитель, продавец, бригадир, токарь, декан факультета, педиатр, заведующий ДУ, инженер – электрик, полицейский, преподаватель музыки, старшая сестра, пианист)
В заключении, после заполнения таблицы ребятами, она будет выглядеть таким образом:
Профессия | Должность | Специальность |
бухгалтер | завуч | педиатр |
учитель | декан факультета | пианист |
продавец | старшая сестра | кассир |
токарь | бригадир | преподаватель музыки |
полицейский | заведующая ДУ | инженер — электрик |
Упражнение «День из жизни…»
Цель упражнения — повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста. Упражнение проводится в кругу.
Этап проведения. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, выбор остановился на профессии «полицейский».
Инструкция: «Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника — полицейского. Это будет рассказ только из существительных. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок — дом — постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу полицейского, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неуместным существительным испортить весь рассказ. Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком».
При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путанным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.
Психолог. Какая была основная трудность при выполнении данного упражнения?
Что же влияет на выбор профессии?
Как правило, выделяется ряд ключевых факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения:
1) наличие определенных интересов и склонностей;
2) уровень развития способностей, необходимых в интересующей профессиональной сфере;
3) престижность выбираемой профессии;
4) уровень информированности о ней;
5) мнение родителей;
6) мнение одноклассников, друзей и сверстников;
7) учет потребностей производства или рынка труда;
8) навыки построения определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей;
9) уровень притязаний и самооценка;
10) позиция учителей, психологов и т. д.
Причина выбора может быть и глубже! На выборе профессии могут сказываться и наши внутренние конфликты. Через профессию мы можем реализовывать неудовлетворенные с детства насущные потребности. Например, если в детстве человеку не хватало внимания, не будет ничего удивительного, если мы увидим его преподавателем, актером, авторитетным политиком, блогером и т.д. Поэтому очень важно изучать не только рынок профессий, но и себя, как личность.
«ХОЧУ. МОГУ. НАДО»
Психолог. Ребята, давайте мы вернёмся в самое начало занятия и попробуем дать определение термину «осознанный выбор»? (дети дают свои ответы). Итак, осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (ХОЧУ) и свои возможности (МОГУ), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (НАДО).
Итак, мы с вами плавно перешли к формуле выбора профессии (психолог обращает внимание ребят на доску, где висит ватман с таблицей «ХОЧУ. МОГУ. НАДО» и объясняет таблицу).
Формула выбора профессии
ХОЧУ
| МОГУ | НАДО |
· жизненные ценности
· мои увлечения и профессиональные интересы
· профессиональные склонности | Способности: · общие (интеллектуальные, коммуникативные, способность к саморегуляции)
· специальные (математические, художественные, литературные и т.д)
· личностные особенности (темперамент, характер)
· состояние здоровья (медицинские противопоказания к труду) | Рынок труда: · востребованность профессий на рынке труда
· содержание профессии и основные действия профессионала
· условие и характер труда
· требования к качеству по подготовке профессионала
· требование профессии к личностным качествам
Рынок образования: · перечень учебных заведений региона (Россия)
· условия поступления в учебное заведение профессионального образования |
Упражнение «Цепочка профессий».
Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях. Упражнение проводится в круге.
Этап проведения. Инструкция: «Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами.»
По ходу игры психолог иногда задает уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.
Психолог. Ребята, обратите внимание, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что вы ищите в одной профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях…
Игра «Советчик»
Цель игры — получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами- одноклассниками.
Процедура состоит в следующем: участникам раздаются бланки с заведомо заполненной первой колонкой (с фамилиями и именами одноклассников). Всем дается задание, напротив каждой фамилии (включая собственную) проставить наиболее подходящие профессии и соответствующие учебные заведения, которые можно было бы порекомендовать данному человеку. Желательно не пропускать никого.
Ведущий собирает листочки и начинает подведение итогов. Берется первый листочек и зачитывается первая по списку фамилия. Сразу же зачитывается рекомендуемая профессия и учебное заведение. После этого берется второй листочек, зачитывается эта же фамилия и соответствующие рекомендации и т.д. После того, как зачитывается всё по первому человеку ведущий переходит ко второму и т.д.
Образец бланка:
Ф.И.О. всех уч-ся в классе (в строго определенном порядке и по номерам) | Рекомендуемая профессия | Рекомендуемое учебное заведение (или место работы) после школы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7… и т.д. |
Данное упражнение занимает не так много времени, как может показаться на первый взгляд.
Психолог. Ребята, я всё же хочу посоветовать тем, кто еще не определился с выбором прислушаться к советам своих товарищей, но в конечном итоге сделать осознанный и самостоятельный выбор (многие ребята просят переписать на листочек полученные результаты под своей фамилией).
Ошибки при выборе профессии.
Психолог. Выбор профессии хотя бы раз в жизни встает перед каждым. Зачастую бывает так, что идешь учиться, получать профессию за компанию или по подсказке родителей. И хорошо, если профессия придется по душе, но иногда бывает так, что спустя некоторое время понимаешь, что выбрал профессию не свою. Сейчас я вас познакомлю с основными ошибками при выборе профессии.
Ошибки при выборе профессии:
· увлечение внешней или частной стороной профессии, не учитывая её «минусов»;
· незнание мира профессий;
· следование чужим советам, выбор «за компанию»;
· неумение разбираться в своих способностях, склонностях, знаниях и особенностях характера;
· недооценивание/переоценивание своих физических способностей;
· неумение разбираться в мотивах выбора;
· незнание пути получения профессии;
· неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;
· выбор близлежащего учебного заведения;
· перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии;
· выбор внешне привлекательной, престижной профессии;
· отожествление школьного учебного предмета с профессией;
· избегание трудностей обучения;
· устарелое представление о характере труда в сфере материального производства.
Психолог. Ребята, очень важно сделать правильный выбор, от этого будет зависеть ваш успех и ваша жизнь!
Игра «Ловушки-капканчики».
Цель игры – повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий. Данное игровое упражнение проводится в круге.
Этап проведения. Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения; оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего).
В группе выбирается доброволец, который будет «представлять» какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком много!
Общая инструкция: «Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш главный герой, должен будет придумать для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человека (например, в нашем главном герое) и именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают. Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их. После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности-ловушки, а главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Если преодоление трудности не будет совпадать с мнением игрока на этот счет, то игрок делится тем, как бы он поступил в данной ситуации».
Далее, ведущий с помощью группы определяет, чей вариант преодоления данной трудности оказался наиболее оптимальным. Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели.
Психолог. Вывод. У каждого в жизни наступает такой этап, когда ему приходится делать важный выбор, определяющий все дальнейшее будущее. Уже в подростковом возрасте вы сталкиваетесь с необходимостью принимать ответственное решение о выборе профессионального пути, по сути, не имея для этого определенной подготовки и нередко можете совершить ошибки. Благодаря сегодняшнему занятию, вы узнали, что такое профессиональное самоопределение, что означает термин «осознанный выбор». Мы разобрались с вами с понятиями «профессия», «специальность», «должность», «классификация». Узнали о факторах, влияющих на выбор профессии и ошибках, которые можете допустить при выборе профессии.
Желаю вам не ошибиться и принять верное для вас решение!
Список литературы
1. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Диалоги о выборе профессии. – СПб: Издательский дом «РОСТ», 2001. – 336 с.
2. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения». – Ростов н/Д.:2010,-125с.
3. Пряжников Н.С. «Профессиональное самоопределение: теория и практика». – М.: «Академия», 2007. – с.
4. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
Пушкиногорская школа — Профориентация
«Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство» — И.Шевелев
Программа профориентационной работы педагога-психолога
Профориентация в школеВ современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями. Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Цели и задачи профориентации в школе- Формирование у детей готовности к труду.
- Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
- Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.
- Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
- Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
- Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
- Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
- Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.
Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.
Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.
Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.
Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.
Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.
Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.
Этапы профориентации в школе
Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.
Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. Более подробно профессиональная ориентация в детском саду описана в нашем материале «Профориентация дошкольников».
В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:
Начальная школа, 1-4 классыНа этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.
Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.
Для получения развёрнутого материала по возможностям и структуре профориентационной работы в начальной школе можно обратиться к статье «Профориентация в начальной школе, 1-4 классы».
Средняя школа, 5-7 классы
С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
Подробное описание профориентационной работы на этом этапе можно прочесть в материале «Профориентация в средней школе, 5-7 классы».
Средняя школа, 8-9 классыС приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.
В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.
Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.
Окончанию средней школы посвящен отдельный материал «Профориентация в средней школе, 8-9 классы».
Старшеклассники, 10-11 классыЭто наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.
Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Статья «Профориентация старшеклассников, 10-11 классы» предлагает подробное описание о процессе профориентационной работы в старших классах, выборе необходимых ЕГЭ и необходимых шагах для поступления в высшее учебное заведение.
Формы профориентационной работы в школеРабота с учениками
- Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
- Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
- Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
- Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
- Анкетирование учащихся.
- Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями
- Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
- Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
- Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
- Анкетирование родителей.
- Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
- Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
- Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).
Организационно-методическая деятельность
- Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
- Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.
Оценка эффективности профориентационной работы в школе
Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:
Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.
Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.
Потребность осознанного выбора будущей профессии
Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.
Осознание школьником общественной значимости труда
В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.
Осознание школьников своих возможностей и интересов
Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.
Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии
Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.
Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:
Индивидуальный характер профориентации
Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.
Направленность профориентации на всестороннее развитие личности
Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.
Ожидаемые результаты школьной профориентацииПри наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.
5 Советы по карьере для старшеклассников, которые помогут добиться успеха
Ключ к успешной карьере заключается в том, насколько хорошо вы подготовлены к преодолению всех препятствий, которые могут встретиться на вашем пути. К ним относятся приобретение навыков и необходимых знаний, чтобы взяться за свою целевую работу и преуспеть в ней. Эта подготовка начинается в четырех углах вашего класса. Следовательно, уроки и советы по карьере для старшеклассников играют решающую роль в подготовке к реальному миру.
Во время учебы полезно, когда у учеников есть планы относительно того, как они хотят развиваться в своей карьере. Однако не все уже решили, какой курс и работу выбрать. Являетесь ли вы тем, чье будущее уже спланировано, или тем, кто изо всех сил пытается собрать кусочки головоломки, у нас есть несколько советов по карьере для старшеклассников, которые помогут вам на пути к успеху.
Почему планирование карьеры важно?Планирование важно для превращения целей в реальность. Это в основном верно, когда дело доходит до исследования карьеры. Планирование карьеры поможет вам подготовиться к тому, что грядет. Это способ объединить стратегии для определения целей и пути их достижения. Это включает в себя прохождение процесса, который включает в себя изучение фундаментальных уроков выбранной вами отрасли, оснащение себя 21 ст навыки века и формирование вашего персонажа.
Все это необходимо для успешной жизни. Важность планирования карьеры невозможно переоценить, потому что это помогает вам расти как личности. Кроме того, это позволяет сделать ваш путь в профессиональной жизни более ясным и доступным. Чтобы нарисовать картину, вот несколько причин, по которым планирование карьеры жизненно важно для успеха.
Карьерная совместимость
Первое в списке то, что это поможет вам выбрать карьеру, которая подходит вам лучше всего. Планирование карьеры включает в себя анализ того, в чем вы хороши, и вашей страсти. Хороший баланс обоих может открыть карьерные возможности, которые не только заинтересуют вас, но и позволят вам продемонстрировать свои сильные стороны и преуспеть.
Безопасность труда
Помимо определения ваших способностей и интересов вас также просят проанализировать возможности при выборе карьеры. Задайте себе следующие вопросы: Соответствует ли эта профессия моим целям? Есть ли спрос на рынке труда? Будут ли у меня возможности продвижения по службе? Каков годовой диапазон заработной платы? Может ли эта работа удовлетворять мои потребности?
Финансовая стабильность
Знание своих сильных и слабых сторон и интересов может помочь вам сократить выбор карьеры. Как только вы сможете определить, в какой профессии и отрасли вы хотите работать, планирование карьеры позволит вам подготовиться к финансовой неопределенности.
Помните: планирование карьеры — это не только процесс выбора карьеры; она также направлена на обеспечение безопасности и стабильности работы и подготовку к худшему — безработице. Таким образом, мудрое планирование карьеры позволяет избежать упущенных возможностей и финансовых трудностей.
Советы по планированию карьеры для старшеклассниковТеперь, когда вы знаете, насколько важно планирование карьеры, пришло время начать составлять список своих целей и составлять планы их достижения. Если вы не знаете, как, не беспокойтесь больше. В этом разделе мы обсудим некоторые практические советы и шаги по планированию работы вашей мечты.
1. Узнайте и подумайте о своих интересах.
Не все студенты поняли, чем они хотят заниматься, когда закончат учебу. Это приемлемо, потому что даже некоторые взрослые находятся в подвешенном состоянии, когда дело касается их карьеры. Вот почему важно начать свой карьерный план с размышлений и анализа своих желаний.
Вы можете начать с того, что вам нравится делать. Вступайте в клубы и раскрывайте свои таланты. Это даст вам представление о том, есть ли карьерный путь, связанный с этим. Кроме того, когда вы присоединяетесь к группам, вы встречаете других людей с такой же страстью, как и вы. Это может привести к улучшению сети, и эти люди могут помочь вам сузить выбор.
Вопрос для размышления: Что вам больше всего нравится делать в свободное время?
2. Определите свои навыки.
Помимо того, что вы любите делать, вы должны определить свои сильные стороны и навыки, которые вам еще нужно улучшить. Когда вы знаете, что вы можете предложить, вам будет легче искать профессии, требующие этих навыков.
Вопрос для размышления: В чем ты хорош?
Существуют онлайн-тесты на профориентацию, которые вы можете пройти, чтобы узнать, какая работа подходит вам лучше всего, исходя из вашего интеллекта и способностей.
3. Поиск карьеры, связанной с вашими интересами.
Определив свою страсть и навыки, найдите отрасли, которые связаны с вашими интересами. Не забывайте, что они так же важны, как и ваши способности, при выборе двери, в которую нужно открыться, когда стучат возможности.
Кроме того, когда вы ищете работу, вы также можете подумать о том образе жизни, который вам нравится. Это означает, что вы ищете карьеру, которая может поддерживать ваш образ жизни.
Допустим, вы любите путешествовать. Учитывая это, попробуйте начать карьеру, которая предоставляет возможности для путешествий, например, пилота, стюардессы, дипломата и фотографа-натуралиста, и это лишь некоторые из них.
Найти работу, которая позволит вам работать над своими интересами и соответствовать вашему образу жизни, может быть сложной задачей. Тем не менее, это достижимо, если вы обязательно подготовитесь к этому с помощью хорошо продуманного карьерного плана.
Достоверные источники информации о карьереПосетите эти веб-сайты, которые помогут вам в планировании карьеры:
- BLS K-12
- Careeronestop. org
- Illinois Career Information System
- O*Net
- Бюро трудовой статистики США
- YouthRules!
4. Ищи и получай опыт.
Нет лучшего способа подготовиться к рабочему миру, чем испытать его. Есть несколько способов сделать это; вы можете изучить работу, слежку за работой и волонтерство.
Опыт работыВы можете подать заявку на работу с частичной занятостью в качестве старшеклассника в розничных магазинах и сетях быстрого питания. Вы также можете искать возможности для работы начального уровня, например, в службе поддержки клиентов. Некоторые компании предлагают программы стажировки или стажировки для студентов. Такой опыт работы не просто готовит вас к будущей долгосрочной карьере; это также дает вашему резюме импульс, в котором оно нуждается.
Опыт работы волонтеромПомимо опыта работы, вы можете искать возможности волонтерства. Это больше характерно для старшеклассников. Хотя вам не платят за вашу работу, это помогает вам оттачивать свои навыки. Кроме того, вы можете добавить свой волонтерский опыт в инструменты поиска работы.
5. Спросите совета по карьере для старшеклассников.
Планирование вашей карьеры может быть сложным и разочаровывающим, если у вас нет рекомендаций от таких людей, как ваши родители, учителя и консультанты. Это сказало; Обязательно поговорите с ними и попросите совета по поводу карьеры. Их опыт и знания в различных областях могут помочь вам составить план вашей карьеры. Кроме того, они могут проконсультировать вас по поводу вашего выбора и провести вас через каждый шаг вашей карьеры.
Советы по выбору профессии для старшеклассниковКак упоминалось ранее, добиться успеха можно, если у вас есть план и вы готовы работать над ним. Это включает в себя вашу будущую карьеру — вашу желаемую работу на полный рабочий день. Неважно, в какой области работы вы хотите работать, наличие карьерного плана позволяет вам определить подходы и шаги, чтобы воплотить работу своей мечты в реальность.
Чтобы сделать ваш карьерный план более надежным, давайте рассмотрим несколько полезных советов по карьере для старшеклассников.
1. Обратитесь за наставничеством.
Обращение к карьерному коучу поможет вам повысить свои шансы на получение карьеры, которой вы хотите заниматься. Вы можете попросить людей, которые искренне заботятся о вас и вашем будущем, помочь вам в вашей карьере.
2. Не торопись.
Подумайте о том, что вам действительно нравится. Достижение ваших карьерных целей — это не марафон, поэтому оставайтесь в своем собственном темпе и будьте терпеливы к себе. Дайте себе время и изучите различные карьерные идеи. Попробуйте представить себя работающим в разных отраслях и взвесьте, какая из них вам больше нравится.
3. Заставьте себя мечтать и добиваться большего.
Постарайтесь вооружиться и стать конкурентоспособным в той области, которой вы хотите заниматься. Сосредоточьтесь на своей цели и продвигайтесь вверх. Сделайте это, взяв на себя такие задачи, как участие в группе волонтеров, участие в факультативных занятиях и участие в учебных программах.
Однако всегда помните о доброте к себе. Доведение себя до предела не принесет вам пользы. Вместо этого будьте мудры в выборе битв, сосредоточившись на самосовершенствовании, а не на выгорании.
4. Возьмите на себя ответственность за свою жизнь и карьеру.
Выбирайте карьеру, которую хотите, а не основываясь на чужом мнении. Прислушивайтесь к советам людей, но не позволяйте им диктовать, какой курс выбрать. Вы тот, кто будет работать на этой работе годами, так что вы будете пилотом своей карьеры.
5. Не бойтесь менять свой карьерный план.
Не ограничивайте себя карьерным планом, который вы составили много лет назад. Вместо этого будьте открыты для изменений. Это может быть применимо, если вы уже находитесь в поле. Поэтому, если вы находитесь на перекрестке, где вам хочется попробовать себя в другой сфере деятельности, попробуйте составить новый карьерный план.
Бонусные советы
- Вы будете работать изо дня в день, так что это должно доставлять вам удовольствие.
- Лучше держать свои планы в порядке.
- Не забывайте поддерживать баланс между работой и личной жизнью независимо от вашей работы.
- У каждой карьеры есть свои недостатки, и иногда это то, что вы не можете контролировать.
- Используйте весь свой опыт и образование, чтобы оживить свое резюме.
Получение желаемой работы в пределах досягаемости, если у вас есть квалификация и вы можете произвести впечатление на менеджеров по найму. Это просто, если вы экипированы и компетентны в отрасли, и этого можно достичь, если вы сможете к этому подготовиться. Это сказало; как указывалось ранее, планирование карьеры невозможно переоценить, поскольку оно необходимо для обеспечения карьерного успеха.
Чтобы эффективно спланировать свою карьеру, вы можете обратиться за помощью к специалистам по развитию карьеры. Вы также можете искать надежные источники от экспертов, чтобы подготовить вас к пути к достижению ваших карьерных целей. Кроме того, если вы хотите заключить сделку, вам нужно резюме, позволяющее получить работу.
Начните планирование своей карьеры и будьте готовы преодолевать все ступени своей карьерной лестницы с профессиональными составителями резюме.
Как обучать учащихся работе и профессиям
Когда дело касается подготовки учащихся к их будущей карьере, учителя часто тянутся в двух направлениях. С одной стороны, учащимся необходимо прочное, всестороннее образование, которое может помочь им в будущем. Им нужны хорошие оценки и результаты тестов, чтобы поступить в колледж и поступить на работу. С другой стороны, педагоги хотят воспитывать любовь к учебе и искреннее любопытство к миру. Они хотят, чтобы их ученики читали для удовольствия и задавали вопросы о науке, природе и технологиях.
Интерес к учебе и планированию карьеры не обязательно должны быть конфликтующими факторами. Вы можете интегрировать исследование карьеры в некоторые из ваших самых увлекательных планов уроков — на благо будущего ваших учеников. Вот несколько способов познакомить студентов с новыми профессиями и потенциальными профессиями.
Пригласите докладчиков в класс
Один из лучших способов познакомить учащихся с новыми профессиями — пригласить в класс приглашенных докладчиков. Это люди, которые работают в профессиях, имеющих отношение к материалам, которые вы изучаете в классе. Приглашенный докладчик обеспечивает прямую связь между тем, что студенты изучают сейчас, и тем, как это может быть актуально в будущем. Тем не менее, вы должны быть стратегическими в том, как вы приглашаете людей в свой класс.
«При первоначальном общении со своим спикером четко изложите свои ожидания, что, в частности, будет важно для ваших учеников, а также информацию о ваших учениках и подразделении», — говорит Эмбер Осуба, вице-президент по бизнес-операциям в электронном обучении. провайдеры ЭверФай. «Обширная подготовка может привести к общим тезисам, что часто приводит к отсутствию вовлеченности».
Например, учитель естественных наук может пригласить биолога для обсуждения своей работы в любой момент учебного года. Тем не менее, эффективнее представить исследователя акул в разделе, посвященном морской биологии. Точно так же вы можете пригласить специалиста по солнечной энергии для выступления во время модуля по созданию энергии.
Команда онлайн-инструментов для обучения и поставщика ресурсов STEM, AVID Open Access, говорит, что учителя должны преднамеренно выбирать количество времени, отведенное для приглашенных докладчиков. В то время как спикер в классе может говорить от 30 до 60 минут, вам может потребоваться всего 10–15 минут с виртуальным спикером, чтобы обсудить то, что он делает. Это упрощает регулярную серию выступлений без потери учебного периода.
Вы также можете выделить дополнительное время для ваших учеников, чтобы они могли задавать вопросы или чтобы выступающий работал над временем. Убедитесь, что приглашенный докладчик знает, как долго он должен выступать и должен ли он быть готов отвечать на вопросы на протяжении всей сессии.
Если вы не знаете ни одного эксперта, обладающего нужными вам знаниями, есть несколько способов найти его. Во-первых, вы можете связаться по электронной почте или в социальных сетях. Напишите в Твиттер астроному, за которым вы любите следить, или отправьте электронное письмо в местный художественный музей, чтобы поговорить с куратором. Вы можете быть удивлены тем, насколько охотно эти профессионалы выступают в вашей школе.
Вы также можете поискать специализированные сайты, на которых спикеры объединяются с учителями. Skype a Scientist — это организация, которая связывает ученых с классами, которые хотят услышать от них. У них почти 6000 ученых, и в 2020 году между учеными и преподавателями образовалось 11 500 совпадений9.0003
Экскурсии для ознакомления с карьерой
В некоторых случаях вы можете пригласить своих учеников к специалисту, вместо того чтобы приглашать их в ваш класс. Эти экскурсии можно проводить всем классом или небольшими группами в зависимости от целей вашей административной группы. Встреча с сотрудником в компании, где он работает, часто может изменить отношение студентов к профессии.
«Точно так же, как я мечтал стать президентом или играть в профессиональный футбол, наблюдая за другими, студенты, познакомившиеся с самыми яркими умами сегодняшних рабочих мест, могут увидеть себя в этих ролях в будущем», — говорит Эрик Тобиас, предприниматель и инвестор High Alpha. . «Предоставление молодым людям возможности проявить себя как можно раньше, познакомив их с лидерами отрасли и образовательными программами, — это путь к созданию будущего поколения, стремящегося к успеху».
Эти ознакомительные экскурсии можно начать в средней школе. Ассоциация преподавателей среднего звена (AMLE) и организация American Student Assistance (ASA) провели опрос, что учащиеся средних школ думают о своей карьере. 87% учащихся средних школ заинтересованы в том, чтобы их конкретные навыки или интересы соответствовали будущей карьере. Половина респондентов заявили, что выбор правильной профессии является источником стресса.
Если вы не уверены в полевых поездках для изучения карьеры, поговорите с учителем, который добился успеха в них. Педагоги по всей стране следуют этой практике в течение многих лет.
«Цель состоит в том, чтобы дать детям представление о том, каково им работать в такой среде, чтобы они лучше знали о возможностях, доступных им после выпуска», — говорит Крейг Херст, учитель средней школы в Миссури. . «У меня было около 20 компаний, которые вызвались провести экскурсию. До сих пор дети были в восторге от мест, которые им удалось увидеть».
Проведение ярмарки вакансий или пробной ярмарки вакансий
Если вы хотите расширить возможности узнать о различных профессиях за пределами вашего класса, рассмотрите возможность сотрудничества с другими учителями для проведения общешкольной ярмарки вакансий. Во время этого мероприятия профессионалы в разных областях обсуждают, чем они занимаются и какой карьерный путь выбрали бы студенты, чтобы работать на них. Школы также могут проводить имитационные ярмарки вакансий, на которых работодатели рассказывают учащимся об их навыках и о том, как они могли бы применить свои силы в различных областях.
Тереза Рекс на платформе подготовки к колледжу и карьере SchoolLinks составила полезное руководство по проведению ярмарки вакансий. Она говорит, что учителя должны задавать вопросы о мероприятии, чтобы улучшить процесс планирования. Эти вопросы варьируются от целей отслеживания успеха ярмарки вакансий до групп, к которым следует обратиться.
Например, следует ли разрешить присутствие родителей? Это повлияет на то, когда вы сможете провести мероприятие, и может повлиять на явку. Хотя проведение мероприятия в вечернее время может помочь привлечь больше специалистов по карьере, оно также изолирует учащихся, которые не могут остаться после школы или легко вернуться в школу после окончания дня.
Многие думают, что ярмарки вакансий предназначены для старшеклассников, которым нужно начать думать о специальностях колледжа и своем будущем после окончания учебы. Тем не менее, вы можете провести ярмарку вакансий и для молодых студентов, которая может помочь им узнать о разных профессиях.
Логопед Лизетт Эдгар создала руководство в Speech Sprouts для проведения дня карьеры с младшими учениками. Одним из примеров, который она приводит, является раздача сумок с разными подсказками для каждой профессии. Дети могут прочитать описание и попытаться угадать, что это за профессия. Другие игры, такие как бинго или охота за мусором, также могут сделать ярмарку увлекательной.
Эти ярмарки вакансий также можно использовать для налаживания отношений. Посетители вашей ярмарки вакансий могут стать будущими гостями в классе. Некоторые из их рабочих мест могут стать местами экскурсий.
«Системы K-12, высшего образования и промышленности, как правило, функционируют обособленно, поэтому они не координируют свои усилия по подготовке будущих работников», — пишут Эшли Джеффри и Лаура Хименес из Центра американского прогресса. «Устраняя эти разрозненные структуры, координируя усилия по подготовке и разрабатывая равноправные программы, три системы могут помочь чернокожим, латиноамериканцам, жителям тихоокеанских островов, коренным жителям и некоторым американцам азиатского происхождения получить навыки и знания, необходимые им для поступления в колледж или для работы».
Знакомство студентов с предпринимательством
Помимо знакомства студентов с различными отраслями, вы также можете продемонстрировать различные стили работы. Не каждый студент будет работать в крупной корпорации, и ваши уроки предпринимательства могут дать им основу для открытия собственного бизнеса.
«Мы наблюдаем рост предпринимательства; у нас есть много студентов, которые не обязательно сначала ищут работу в солидной компании, которая даст им навыки, чтобы затем пойти и основать собственную компанию», — говорит Бриджит Мадриан, декан бизнес-школы Marriott в Университете Бригама Янга. «Многие стартапы не преуспевают, но у нас есть несколько примечательных примеров студентов, которые окончили школу, открыли свои компании сразу после школы и у них все хорошо».
К счастью, детям не нужно ждать поступления в бизнес-школу, чтобы узнать о предпринимательстве. Существует множество занятий и ресурсов в классе, которые вы можете использовать, чтобы донести эту концепцию до своих учеников. У Kidspreneurship есть рабочие листы, которые учителя могут использовать, чтобы провести учащихся через процесс выявления проблем, поиска решений и развития бизнеса. Этот сайт основан на идее, что дети учатся, играя, а веселые занятия делают обучение незабываемым.
У группы CEOs of Tomorrow также есть ресурсы для учителей, которые хотят привнести в класс предпринимательство. Они создают материалы и предлагают программы для детей от четвертого класса до старшей школы. К ним относятся подростковый инкубатор и бизнес-наборы для детей.
Предпринимательству можно научиться практически на любом уроке. Это может быть частью урока истории и обществознания, когда учащиеся узнают о разных изобретателях и бизнесменах. Это может быть частью урока математики, когда учащиеся узнают о формулах балансировки. Существуют также отдельные программы, которые можно использовать в качестве внеклассного клуба или долгосрочного занятия в классе.
Разработка проектов, ориентированных на профессию
В течение года можно создавать проекты и планы уроков, отражающие потенциальную карьеру, над которой могут работать учащиеся. В этих проектах можно взять то, что интересует учащихся, и показать, как этот материал применим за пределами классной комнаты.
«Связывание того, что учащийся делает в школе, с его карьерными устремлениями помогает учащимся получать больше удовольствия от того, что они изучают», — пишет группа на сайте подготовки к колледжу и карьере Texas OnCourse. «Это также повышает вероятность успеха учащихся».
Чтобы получить надежный ресурс по составлению планов уроков, обратитесь к Аманде Гроссман из Money Prodigy. Она делится несколькими рабочими листами и идеями планов уроков в своем блоге. Они варьируются от просьб студентов создавать заявления о приеме на работу для карьеры, которую они хотят, до заполнения генеалогических деревьев карьеры, где студенты узнают о карьере своих родителей и родственников. Это хорошее место для начала знакомства молодых учащихся с профессиями.
Проекты, ориентированные на карьеру, могут помочь учащимся сосредоточиться на том, зачем они учатся в школе. Это может мотивировать их усердно работать — не только по интересующим их предметам, но и по всем предметам, чтобы получить хорошие оценки и поступить на выбранную профессию.
«Когда учащиеся лучше понимают конечную цель, они с большей вероятностью будут упорствовать перед лицом проблем», — объясняет писатель Ларри Бернстайн в программе подготовки к колледжу и карьере Xello. «Видение потенциальной карьеры побуждает студентов быть более сосредоточенными на своей текущей учебе, поскольку они видят в ней ценность».
Планы уроков, знакомящие учащихся с профессиями, могут быть такими же простыми, как 10-минутный рабочий лист или звонок приглашенного докладчика. Тем не менее, они также могут перерасти в семестровые завершающие проекты и расширенные экскурсии. Посмотрите на свои ресурсы и общие цели курса, чтобы разработать проекты и планы уроков, отвечающие вашим потребностям.
Фото: Stockbroker/©123RF.com, Хавьер Труэба , perboge/©123RF. com, Алан Родригес
для подростков и их учителей
Изучение карьеры важно для учащихся, поскольку оно помогает им ставить осознанные цели и мотивирует их на достижение этих целей. Давайте посмотрим, как это достигается с помощью исследования карьеры.
1. Исследование карьеры открывает перед учащимися бесчисленное множество существующих карьерных возможностей.
Знаете ли вы, что Стандартная классификация занятий (SOC) включает 867 подробных профессий? Или что Канадская национальная классификация профессий (NOC) насчитывает около 30 000 различных наименований должностей? При этом ни SOC, ни NOC «не пытаются предоставить исчерпывающий список должностей». Вместо этого эти списки направлены на то, чтобы «охватить наиболее часто используемые и общепризнанные ярлыки, идентифицирующие работу» на соответствующих рынках труда. Другими словами, список из 30 000 профессий не охватывает всех рабочих мест, существующих в одной стране. Учитывая огромное количество должностей и возможностей, студенты не могут знать обо всех своих возможностях, не уделяя время и внимание поиску карьеры.
Узнайте, как ChatterHigh персонализирует поиск карьеры для учащихся.
2. Изучение карьеры знакомит учащихся с реалиями рынка труда.
Предоставление учащимся множества профессий на рынке труда является важной частью карьерного роста. Однако, чтобы помочь молодежи сделать осознанный выбор карьеры, важно также научить их нескольким фундаментальным экономическим принципам: спросу и предложению. Конечно, экономика постоянно развивается, поскольку технологии продолжают изменять то, как люди работают и какие виды рабочих мест существуют. Поэтому невозможно точно сказать вашим студентам, как будет выглядеть рынок труда к тому времени, когда они будут готовы выйти на рынок труда. Возможно, работы, которую когда-нибудь получат ваши ученики, еще не существует. Также возможно, что работа, о которой они мечтают, изменится. Однако, знакомя их с тенденциями в экономике и соответствующей информацией о рынке труда, вы можете помочь своим студентам понять, какие области обучения подготовят их к экономике завтрашнего дня.
Ознакомьтесь с документом «NOC, SOC и Roll: как ChatterHigh предоставляет учащимся доступ к информации о рынке труда».
3. Изучение карьеры помогает учащимся принимать обоснованные решения и строить планы на будущее.
По словам Сарины Хопкинс, исполнительного директора Канадского фонда развития карьеры, взвешенное решение основано на самосознании и осознании возможностей. Таким образом, чтобы принять обоснованное решение, учащиеся должны узнать о себе и о различных доступных им вариантах. И именно здесь в игру вступает исследование карьеры. Исследование карьеры — это средство для повышения осведомленности о возможностях. Активный поиск карьеры — это больше, чем просто список путей получения высшего образования, доступных учащимся. Вместо этого он позволяет учащимся открыть для себя навыки, знания и ценности, связанные с различными видами деятельности. Изучая профессии, студенты получают соответствующие знания о должностных обязанностях, рабочей среде, требованиях к обучению, вознаграждении и многом другом. В результате они оснащены для принятия обоснованных решений.
ChatterHigh заполняет важный пробел в информировании о возможностях. Он предоставляет людям широкий спектр вариантов послесреднего образования, отраслей промышленности и профессий. Это жизненно важно для всех, но особенно важно для молодых людей, которые, возможно, имели ограниченный доступ к социальному капиталу и ограниченный доступ к ряду возможностей, существующих в системах послесреднего образования и на рынке труда.
— Сарина Хопкинс, исполнительный директор Канадского фонда развития карьеры
4. Исследование карьеры помогает учащимся оценить свои карьерные пути в соответствии со своими ценностями, навыками и интересами.
Поскольку исследование карьеры включает в себя изучение окружающей среды и самого себя, оно требует, чтобы учащиеся размышляли о себе и о разнообразных возможностях трудоустройства, которые они обнаружили. Поскольку это исследование является не просто умственным упражнением, но требует практического опыта, учащиеся смогут проверить свои гипотезы. То есть учащиеся могут попробовать свою карьеру по выбору, работая в тени, работая или работая волонтером, или развивая новое хобби. Затем они могут решить, действительно ли этот карьерный путь совместим с их ценностями, навыками и интересами. Учитывая ту роль, которую внутренняя мотивация играет в удовлетворенности работой, важно, чтобы мы помогали учащимся открывать для себя профессии, которые их интересуют, и позволяли им использовать свои навыки. И исследование карьеры — один из ключевых способов сделать это.
5. Изучение карьеры может помочь вселить в учащихся надежду.
Надежду можно определить как когнитивную комбинацию действия и путей.