Уровень притязаний это в психологии определение: Уровень притязаний — Психологос

Содержание

основные понятия, диагностические процедуры и экспериментальные феномены. Связь уровня притязаний с самооценкой.

План ответа

  1. Уровень притязаний.

  2. Методика исследования.

    1. Методика Ф. Хоппе.

    2. Тест Шварцландера, методика Н. Шмальта.

    3. Опросники.

  3. Эксперименты Хоппе.

  4. Уровень притязаний и самооценка.

Ответ:

  1. Уровень притязаний.

Уровень притязаний – сообщаемая экспериментатору и принимаемая испытуемым целевая установка по отношению к уже известному, более или менее освоенному решению задач. ; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности — соответствия реальным возможностям человека. Понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.

Характеризует:

1) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, — цель идеальную;

2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, — уровень притязаний в данный момент;

3) желаемый уровень самооценки личности, — уровень Я.

Различают частный и общий уровень притязаний.

Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.

п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.

Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным — заниженным или завышенным. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:

1) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех;

2) снизить их, чтобы избежать неудачи.

Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи — атипичное изменение уровня притязаний — говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

  1. Методика исследования.

Существуют 3 параметра оценки уровня притязания:

  1. Высота уровня притязания: высокий – низкий

  2. Адекватность уровня притязания: адекватный – неадекватный

  3. Динамика – как изменяется уровень притязания.

что это такое в психологии и чем характеризуется

Постановка целей – важная задача для любого человека, т. к. позволяет получать желаемое, а также всё необходимое для существования. Нужно реально оценивать свои силы, чтобы выбирать достаточный уровень притязаний. Когда возможности соответствуют желаниям, происходит более быстрое развитие личности по всем направлениям. Ниже будут рассмотрены особенности этих процессов.

Содержание

Уровень притязаний: что это такое в психологии

В XX в. сформировалось понятие социальной психологии, чему способствовал специалист Курт Левин. При его участии были определены термины: групповая динамика, игровые ситуации, уровень притязаний (УП) и прочие. Последний из них будет рассмотрен ниже. Его ввела сотрудница К. Левина – Т. Дембо.

В чём проявляется уровень притязаний

На определение цели, формирование уровня вероятных притязаний оказывает влияние ряд субъективных переживаний, в частности, речь идет о восприятии успехов и неудач. При этом рассматривается не результат, а способность человека его адекватно воспринимать. Часто наблюдается отказ от дальнейших достижений ввиду неудачи. Положительные сдвиги на пути к цели придают уверенности, человек продолжает делать шаги к получению желаемого.

Основные понятия теории Курта Левина:

  • опыт получают благодаря прошлым достижениям, на основании этого формируется оценка собственных возможностей и способность ставить новые цели;
  • когда получают результат, соотносят ожидания с реальностью, при этом есть 3 варианта: итог превосходит предположения о том, каким он будет, соответствует им или намного уступает;
  • на основании перечисленных процессов появляется реакция человека: может возникнуть разочарование и отказ достигать новых целей, а также вдохновение и устремление, готовность к новым свершениям.

Результат достижения цели не всегда однозначный. Например, те, кто снискал успех, могут испытывать кратковременную радость или неудовлетворение из-за того, что цель после получения желаемого кажется мелкой, тут же ставятся более сложные задачи. Другие же (если ничего не вышло), наоборот, иногда испытывают азарт из-за потребности достичь другой, более высокой цели.

Уровень возможных притязаний определяется тем, насколько сложные задачи ставятся. При этом также проявляется и величина амбиций. Но не всегда последняя определяется способностями человека. Несоответствие величины притязаний и цели является причиной отсутствия опыта из-за отсутствия такой необходимости (например, если человек долго жил за чужой счет или не имел возможности принимать решения – за него это делали другие).

Если человек ранее жил в достатке, не имея нужды самостоятельно обеспечивать себя, то привыкает считать нормой высокие цели при минимальных личных возможностях, способностях. Когда он оказывается в других условиях, сформировавшаяся привычка не позволяет ставить реальные задачи, а завышенные ожидания приводят к разочарованиям. Не следует также считать уровень возможных притязаний равным величине способностей. Это разные понятия.

Психологические функции уровня притязаний личности

Уровень притязаний – необычайно важное понятие для становления личности. Это обусловлено тем, что благодаря ему поддерживается самооценка на должном уровне. Вместе с тем притязания не должны быть слишком высокими, иначе придётся постоянно испытывать разочарование от несбывшихся ожиданий. Это негативно скажется на самооценке. Может показаться, что противоположные тенденции образуют конфликт. Однако именно благодаря противоречиям уровень притязаний выполняет 2 важные функции:

  • позволяет приспособиться к любым условиям окружающей среды, которые постоянно меняются;
  • защищает человека от нанесения вреда самооценке, когда ожидания не оправдались.

Конфликт между тенденциями одновременно позволяет поднять притязания, но вместе с тем и умеренно снижает их, чтобы можно было избежать неудачи, разочарования. Это значит, что для сохранения самооценки нужно найти баланс между меняющимися условиями.

Классификация уровня притязаний

Личность представляет собой сложную структуру с иерархией мотивов, целей. При определении уровня возможных притязаний оценивается склонность к амбициям, их соответствие способностям. Это позволяет задать композицию, рисунок конкретных потребностей, желаний. Причем структура любого уровня притязаний состоит из 2 составляющих: реальная и идеальная цель. В первом случае принимается во внимание жизненная ситуация, а во втором – в основу ложатся максимальные устремления, что, в случае успеха, позволит достичь наивысшего результата.

Уровень возможных притязаний может быть следующих двух типов:

  • частный;
  • общий.

Изначально они отличаются условиями, при которых задается цель. Соответственно, результат тоже будет отличаться.

Частный (ситуативный) УП

К этой группе относятся цели, которые задаются в определённой области. Например, человек стремится достичь успеха в спорте, музыке. Частным называют также уровень притязаний в тех случаях, когда прикладываются усилия, чтобы занять своё место в обществе. Относительно глобальных целей, устремления носят исключительно частный характер, т. к. касаются только одного человека.

Общий (личностный) УП

Задачи, которые определяет человек, могут касаться многих областей. Они не носят узкий характер, а потому не такие точные как частные. Примером служат притязания в области достижения нравственных, интеллектуальных качеств. При этом они могут касаться одновременно многих сфер жизнедеятельности.

Виды уровней притязания личности в психологии

Потребности и желания формируются под влиянием разных факторов. Прежде всего, учитывают уровень притязаний, что позволяет расширить или, наоборот, сузить возможности до определенной границы. Существует целый комплекс факторов, оказывающих влияние на результат в обоих случаях. Чтобы понять, к чему может привести тот или иной сценарий, следует разобраться, какие существуют разновидности уровней притязаний. Вот основные из них:

  • завышенный;
  • адекватный;
  • низкий.

В каждом случае цели, которые ставит перед собой человек, будут иметь разную величину, степень сложности достижения.

Завышенный (высокий) уровень притязаний

Чем выше требования к окружающему миру, ожидания, связанные с ним, потребности и желания, тем сложнее человеку адаптироваться в разных условиях. Он будет испытывать разочарование, сталкиваться с неудачами, какой бы ни была цель, т. к. сложно добиться реализации идеально составленного плана без малейших его изменений.

В отличие от высокого уровня притязаний, слегка завышенный позволяет поддерживать стремление к совершенству, но при этом не будет создавать условия для разочарования. Такая позиция создаёт условия для появления азарта, способствующего достижению более высоких целей, нежели те, что строятся только на основе личных возможностей. Человек часто не подозревает о том, какими качествами обладает. Завышенный уровень притязаний позволяет раскрыть потенциал характера.

Но есть риск разочарования, если человек неверно настраивает себя, ожидает только успеха. Это постепенно приближает его к нереалистичному уровню притязаний, когда есть убеждение в победе при отсутствии каких-либо предпосылок к тому.

Адекватный уровень притязаний

Когда человек задаёт цель, учитывая собственные возможности, это не позволяет ему сильно разочаровываться. В большинстве случаев при адекватном уровне притязаний достигают успеха, т. к. этому способствует наличие возможностей, необходимых для выполнения тех или иных действий, чтобы получить желаемое. С другой стороны, такой вариант не позволяет развиваться, достигать больших высот, т. к. человек не выходит за рамки своих способностей, а действует исключительно в их пределах.

Низкий (заниженный) уровень притязаний

Если потребности минимальные, человек всегда ставит мелкие цели перед собой. Они не выходят за рамки возможностей, поэтому не способствуют развитию, а чаще всего лишь удовлетворяют насущные потребности. Низкий уровень притязаний часто и вовсе останавливает человека от совершения того или иного действия. Это свойственно людям с низкой самооценкой, комплексом неполноценности, различными фобиями. Признаки низкого уровня притязаний: выбор мелких целей, отказ от очевидных великолепных возможностей, которые бы помогли раскрыть таланты.

Завышенный

0%

Адекватный

0%

Низкий

0%

Проголосовало: 0

Связь самооценки и УП

Постановка целей, определение своих потребностей и желаний часто идёт параллельно с оценкой себя, как личности, и своих качеств. Важно помнить, что отмечается лишь косвенная связь между понятиями. Не всегда высокая самооценка определяет соответствующий уровень притязаний, т. к. оказывают влияние и прочие факторы. Причём взаимодействие между этими понятиями довольно сложное, нельзя ожидать прямого следствия при понижении самооценки или её повышении.

Влияние завышенной самооценки

Часто у таких людей формируется высокий уровень притязаний, причем он граничит с неадекватным. Человек не может правильно дать оценку качествам характера. Лишь небольшой процент людей правильно задаёт цель, не рискуя сильно разочароваться результатом.

Влияние низкой самооценки

Когда у человека наблюдаются все признаки комплекса неполноценности, не стоит ожидать, что он достигнет вершин успеха. Но под влиянием окружающих уровень притязаний может быть достаточно повышен для постановки правильной цели. Без сторонней помощи такой человек будет постоянно выбирать места «на задворках» жизни, полагая, что ничего другого не заслужил. Один из характерных признаков такого состояния – низкая решимость или её полное отсутствие.

Уровень притязаний — показатель самооценки. Как повысить самооценку?

Возрастные особенности формирования уровня притязаний личности

Важную роль уровень притязаний играет в процессе становления личности. Причем на разных этапах развития человека есть свои особенности.

В детском возрасте

Учитывая тесную связь с формированием самооценки, отмечают ряд факторов, которые влияют на уровень притязаний ребёнка:

  • результат деятельности;
  • соотношение успехов и неудач;
  • оценка действий ребёнка окружающими (преимущественно близкими людьми).

В возрасте 2-3 лет уже формируется уровень притязаний. Причем ребёнок оценивает свои действия, успехи в точности так, как это делает взрослый в отношении его. Это значит, что близкие формируют уровень притязаний у детей на данном этапе развития.

В подростковом возрасте

Усиливается стремление к самовоспитанию, мнение близких уже не первично. Формируется самосознание, что позволяет совершать попытки оценивать свои качества без сторонней помощи. Но подсознательно подросток все ещё учитывает мнение взрослых. Если притязания не соответствуют ему, это способствует повышению чувствительности, появлению более острой реакции.

В юношеском возрасте

В 15-16 лет появляются представления о будущей профессии, формируются более реальные цели в разных сферах жизни. Притязания личности позволяют определять и сроки их достижения. В юношеском возрасте часто формируются завышенные представления о своих возможностях. Это обусловлено тем, что мнение окружающих нивелируется, становится первичной собственная оценка.

Примеры реальных и завышенных притязаний

Важно понимать, как проявляется нормальное и искажённое восприятие своих возможностей.

Завышенные притязания:

  • молодой человек без образования пытается устроиться в крупную фирму на солидную должность, не имея также опыта;
  • девушка, не имеющая образования, невоспитанная и с низким уровнем интеллекта ждёт принца.

Адекватные притязания:

  • при поиске работы человек оценивает свои качества, соотносит их с требованиями работодателя;
  • парень-работяга выбирает для себя девушку среди более простых.

Исследование и методика оценки уровня притязаний

Есть ряд самодиагностик, позволяющих определить уровень своих притязаний:

  • опросник В. Грабчевского;
  • метод Шварцландера.

Интересен второй из них. В этом случае проводят 4 эксперимента по одному принципу – расставляют плюсики. Играет роль скорость выполнения задания, что позволяет оценить предположительное и реальное количество проставленных символов. После проведения тестов определяют общий бал, на основании чего – уровень возможных притязаний. Если этого недостаточно, можно обратиться к психологу, он также поможет оценить величину амбиций.

КАК ПОДНЯТЬ САМООЦЕНКУ. 4 Шага к высокой самооценке

Как привести в норму уровень притязаний

Важно поработать со своей самооценкой. Это позволит адекватно оценивать возможности, качества характера. Для повышения или нормализации самооценки можно использовать методики, тренинги для самостоятельной проработки. Более эффективный способ – посещение психолога.

А как считаете вы, к какому уровню притязаний стоит стремиться? Поделитесь вашим мнением в комментариях.

Глава 5: Вариации сознания

В приложении «Критическое мышление» в конце главы 5 вы узнали, что определение понятия важно, поскольку оно влияет на то, как мы думаем о понятии, а также на действия, которые мы предпринимаем в отношении него. Например, то, как врачи определяют понятие смерти , повлияет на то, в какой момент они перестанут пытаться спасти жизнь человека. Психологи используют в своей повседневной работе широкий спектр концепций — концепций, которые должны быть тщательно определены, если они хотят проводить исследования и применять свои открытия в повседневной жизни.

Пытаясь определить психологические понятия, мы должны столкнуться с важной трудностью : в отличие от понятий, относящихся к физическим объектам, такие психологические понятия, как память и интеллект , относятся к ненаблюдаемым психическим явлениям.

Однако, поскольку наука эмпирична, определения психологических понятий должны включать события в мире природы, которые можно непосредственно наблюдать. Такие определения называются «операционными определениями». операционное определение — это спецификация наблюдаемых и измеримых условий, при которых, как говорят, происходит некоторое явление . Другими словами, мы делаем выводы о психических явлениях, измеряя наблюдаемые события (например, поведение людей), которые, как считается, связаны с явлениями. Например, ваш преподаватель психологии может оперативно определить ваши знания материала курса , наблюдая за вашими баллами по тестам, викторинам и письменным работам и вычисляя средневзвешенное значение этих баллов.

Операционные определения отличаются от словарных определений. Словарное определение состоит из общего утверждения о значении понятия, в то время как операционное определение определяет набор непосредственно наблюдаемых событий, которые придают смысл понятию, — событий, которые в идеале могут быть точно измерены.

Например, словарное определение эмпатии звучит примерно так: «способность разделять эмоции или чувства другого человека» (см. 9).0006 Словарь Нового Света Вебстера, 2-е издание колледжа ). Рабочее определение эмпатии , а , с другой стороны, может быть чем-то вроде «количества времени, которое требуется младенцу, чтобы начать плакать, слушая магнитофонную запись плача другого младенца». Как видите, операциональное определение психологического понятия уточняет события, которые необходимо наблюдать, чтобы сделать вывод о том, произошло или не произошло то или иное психическое явление.
Сильные стороны операционных определений.

Использование операционных определений имеет как минимум два преимущества. Во-первых, операционально определяя психологические понятия

, мы можем быть уверены, что все исследователи, использующие одно и то же операциональное определение, будут изучать одно и то же . Поскольку значение психологического понятия, такого как интеллект , может быть неоднозначным (см. 8), важно убедиться, что разные исследователи изучают одно и то же, когда они говорят, что исследуют интеллект. По этой причине интеллект часто оперативно определяется как результаты определенных тестов интеллекта.

Во-вторых, операциональные определения предотвращают влияние субъективных впечатлений на наши наблюдения . Например, мы обычно операционально определяем понятие температуры как показания термометра, а не как наши субъективные ощущения горячего, теплого, прохладного и холодного (которые будет варьироваться от одного человека к другому). Или мы можем операционально определить понятие

интеллект как результаты определенного теста IQ, а не как субъективное впечатление о том, насколько умным или глупым кажется человек.

Ограничения операционных определений.

Хотя операциональные определения позволяют нам ясно понимать значение концепции, их использование создает некоторые проблемы. Одна из проблем заключается в том, что операционное определение может измерять понятия в дополнение к тому, которое мы пытаемся измерить . Например, концепция знание материала курса может быть операционально определено как средний балл по пяти тестам с множественным выбором. Хотя это кажется простым способом оперативного определения ваших знаний материала курса, он также измеряет понятия, отличные от просто знаний, — такие понятия, как уровень тревожности перед экзаменом, понимание слов, скорость чтения, отвлекаемость (особенно если есть частые помехи, возникающие в помещении во время испытаний), и

тест на мудрость (стратегии, которым вы научились при прохождении тестов с несколькими вариантами ответов). Таким образом, один человек может получить низкий балл, потому что он очень беспокоится всякий раз, когда его тестируют. Другой может получить низкий балл, потому что его отвлек студент рядом с ней, который продолжал постукивать карандашом. Третий человек может получить низкий балл, потому что он медленно читает, а тест имеет ограничение по времени. Ни в одном из этих случаев недостаток знаний не обязательно является причиной низкого балла человека.

Вторая проблема состоит в том, что одно рабочее определение обычно не может измерить все аспекты психологической концепции . Это связано с тем, что психологические концепции часто бывают сложными, : они относятся к широкому спектру познаний, эмоций и поведения. Например, мы можем операционально определить

застенчивость как общее количество времени, в течение которого человек избегает зрительного контакта в разговоре с другим человеком. Хотя это рабочее определение измеряет один аспект того, что мы подразумеваем под застенчивость, вам должно быть очевидно, что это понятие намного сложнее, чем это. Застенчивость включает в себя множество различных моделей поведения в самых разных ситуациях, а также чувство незащищенности и страх быть оцененным негативно.

Чтобы свести к минимуму эти две проблемы, исследователи обычно используют различные операциональные определения, когда исследуют понятие. Хотя каждое операционное определение измеряет только отдельные аспекты понятия, а также понятия, отличные от изучаемого, различные меры, рассматриваемые вместе, имеют тенденцию сойтись на понятии, которое исследователи хотят измерить (Stanovich, 2001).

Например, учитель, который хочет получить точную оценку знаний ученика, будет использовать различные измерения : тесты с несколькими вариантами ответов, тесты сочинений, короткие викторины, исследовательские работы, устные отчеты, участие в классе, контрольные работы и так далее. У каждого измерения есть недостатки; но, если рассматривать их вместе, они должны дать хорошее представление о том, как многому научился каждый учащийся.

Тестирование утверждений

Как правило, утверждение не может быть проверено научно, пока его концепции не определены операционно. Другими словами, чтобы проверить утверждение, его концепции должны быть связаны с наблюдаемыми событиями, которые можно измерить. При некоторой изобретательности большинство понятий можно операционально определить способами, приемлемыми для многих людей. Но есть некоторые понятия, которые нельзя определить операционально, потому что просто нет наблюдаемых событий, которые можно было бы с ними связать. Например, было бы очень сложно оперативно определить такие понятия, как добродетель или свобода : эти понятия настолько сложны и абстрактны, что, кажется, нет конкретных наблюдений, с которыми их можно было бы связать. Точно так же невозможно операционально определить сверхъестественные события, потому что по определению такие события находятся за пределами нашей способности наблюдать. Хотя некоторые люди утверждают, что сверхъестественные события имеют последствия в естественном мире, которые можно наблюдать, невозможно быть уверенным, что причиной этих естественных событий было что-то, что произошло в сверхъестественном мире.

После того, как все важные понятия определены, первый шаг в проверке утверждения включает в себя предсказание того, что наблюдалось бы, если бы утверждение было верным. Второй шаг включает в себя соответствующие наблюдения. Например, если вы утверждаете, что стакан теплого молока перед сном помогает людям быстрее заснуть, то для проверки этого утверждения вам потребуется операционально определить термины, а затем сделать прогноз относительно того, что следует наблюдать, если утверждение было верным. Одно возможное рабочее определение для засыпание будет переходом от альфа-волн к тета-волнам, что показывает, что человек перешел из состояния расслабленного бодрствования в состояние легкого сна (см. рис. 5.4 в учебнике) . Используя это рабочее определение, можно предположить, что тета-волны будут появляться быстрее у тех людей, которые выпивают стакан теплого молока перед сном, чем у тех людей, которые пьют стакан холодной воды. Если бы вы заметили, что тета-волны в среднем появлялись быстрее у тех людей, которые выпивали стакан теплого молока, чем у тех, кто выпивал стакан холодной воды, то это утверждение подтверждалось бы.

Когда кто-то разрабатывает прогноз для проверки утверждения, важно убедиться, что указанные наблюдения не перекрываются с наблюдениями, которые могли бы предоставить доказательства для конкурирующего утверждения . Другими словами, прогноз, определяющий набор очень уникальных наблюдений, является лучшей проверкой утверждения, чем прогноз, определяющий набор более общих наблюдений. Например, предположим, что Амир утверждал, что обладает экстрасенсорными способностями, которые позволяют ему предсказывать будущее, и что он решил проверить это утверждение, предсказав, что в наборе выигрышных номеров на следующей неделе в государственной лотерее будет 6. На розыгрыше на следующей неделе были выбраны следующие номера : 3, 25, 36, 72 и 84. Затем Амир заявил, что это показывает, что он обладает экстрасенсорными способностями, потому что число 36 содержит 6. Но наблюдение также подтверждает утверждение, что у него вообще нет экстрасенсорных способностей : он просто мог правильно догадаться, что среди выигрышных чисел будет 6 (в розыгрыше пяти двузначных чисел очень вероятно, что 6 выпадет хотя бы в одном из них). Вместо этого лучшая проверка утверждения Амира включала бы предсказание, в котором указывались бы некоторые очень уникальные наблюдения, которые можно было бы ожидать только в том случае, если бы это конкретное утверждение было верным. Например, если бы Амир предсказал, что два числа на чертеже будут 25 и 72, это было бы лучшей проверкой его утверждения 9.0010 : маловероятно, что он угадал бы правильно эти два конкретных числа (только 1 раз из каждых 5000 угадываний, примерно).

ВОПРОСЫ НА КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДЛЯ УРОКА 5A

Вопрос 5A-1

Разработайте собственное рабочее определение для каждого из следующих психологических понятий. (Если вы щелкнете по каждому понятию, вы увидите одно возможное операционное определение. Вы, конечно, могли подумать о другом операциональном определении понятия.)

  • (а) тревога
  • (б) экстрасенсорные способности
  • (в) голод
  • (г) агрессивность
  • (д) впадина
  • (е) самооценка
Вопрос 5A-2

Какие из следующих утверждений можно проверить, а какие нет?

  • (а) Воровство аморально.

    Предлагаемый ответ

  • (b) «Оговорки» — это выражение бессознательных желаний.

    Предлагаемый ответ

  • (c) У убийц психическое расстройство.

    Предлагаемый ответ

  • (d) Убийцы — зло.

    Предлагаемый ответ

  • (e) Большинство людей обладают экстрасенсорными способностями.

    Предлагаемый ответ

  • (f) Лестер любит Виолу.

    Предлагаемый ответ

  • (ж) Призраки — это духи умерших людей.

    Предлагаемый ответ

  • (h) Сладкие напитки улучшают запоминание фактической информации.

    Предлагаемый ответ

  • (i) Мозговая деятельность вызывает умственную деятельность.

    Предлагаемый ответ

Библиография и ссылки

Руссио, Дж. (2002). Ясное мышление с психологией: Отделение смысла от бессмыслицы. Пасифик-Гроув, Калифорния: Уодсворт.

Станович, К. Э. (2001). Как правильно мыслить о психологии (6-е изд.). Бостон: Аллин и Бэкон.

Понимание психологических измерений – Методы исследования в психологии – 2-е канадское издание

Глава 5: Психологическое измерение

  1. Дайте определение измерения и приведите несколько примеров измерения в психологии.
  2. Объясните, что такое психологический конструкт, и приведите несколько примеров.
  3. Различать концептуальные и операционные определения, приводить примеры каждого из них и создавать простые операционные определения.
  4. Определите четыре уровня измерения, приведите примеры каждого из них и объясните, почему это различие важно.

 – это присвоение баллов отдельным лицам таким образом, чтобы баллы отражали некоторые характеристики отдельных лиц. Это очень общее определение согласуется со способами измерения, с которыми все знакомы, например, взвешиванием себя, встав на напольные весы, или проверкой внутренней температуры жареной индейки с помощью термометра для мяса. Это также согласуется с измерениями в других науках. В физике, например, можно измерить потенциальную энергию объекта в гравитационном поле Земли, найдя его массу и высоту (что, конечно, требует измерения этих  переменных), а затем перемножив их вместе с ускорением свободного падения Земли (9,8 м/с2). Результатом этой процедуры является оценка, которая представляет потенциальную энергию объекта.

Это общее определение измерения согласуется и с измерением в психологии. (Психологическое измерение часто называют .) Представьте, например, что когнитивный психолог хочет измерить объем рабочей памяти человека — его или ее способность удерживать в уме и думать о нескольких фрагментах информации одновременно. Для этого она может использовать задание на диапазон цифр в обратном порядке, в котором она читает человеку список из двух цифр и просит его или ее повторить их в обратном порядке. Затем она повторяет это несколько раз, каждый раз увеличивая длину списка на одну цифру, пока человек не сделает ошибку. Длина самого длинного списка, на который человек отвечает правильно, является оценкой и представляет его или ее объем рабочей памяти. Или представьте себе клинического психолога, который интересуется, насколько депрессивен человек. Он проводит опросник депрессии Бека, который представляет собой анкету для самоотчетов из 21 пункта, в которой человек оценивает степень, в которой он или она чувствовал себя грустным, потерял энергию и испытывал другие симптомы депрессии за последние 2 недели. Сумма этих 21 оценок является оценкой и представляет его или ее текущий уровень депрессии.

Важным моментом здесь является то, что измерение не требует каких-либо специальных инструментов или процедур. Для этого не требуется помещать людей или предметы на весы в ванной, подносить к ним линейки или вставлять в них термометры.  требует некой систематической процедуры присвоения баллов отдельным лицам или объектам, чтобы эти баллы представляли интересующую характеристику.

Многие переменные, изучаемые психологами, просты и легко измеряемы. К ним относятся пол, возраст, рост, вес и порядок рождения. Вы часто можете сказать, является ли кто-то мужчиной или женщиной, просто взглянув на него. Вы можете спросить людей, сколько им лет, и быть достаточно уверенными в том, что они знают и скажут вам. Хотя люди могут не знать или не захотеть сообщить вам, сколько они весят, вы можете попросить их встать на весы в ванной. Другие переменные, изучаемые психологами — возможно, большинство — не так просто измерить. Мы не можем точно оценить уровень интеллекта людей, глядя на них, и мы, конечно же, не можем оценить их самооценку на весах в ванной. Такие переменные называются  (произносится  CON-structs ) и включают черты личности (например, экстраверсию), эмоциональные состояния (например, страх), отношение (например, к налогам) и способности (например, атлетизм).

Психологические конструкции нельзя наблюдать напрямую. Одна из причин заключается в том, что они часто представляют тенденции думать, чувствовать или действовать определенным образом. Например, сказать, что конкретная студентка университета очень экстравертна, не обязательно означает, что прямо сейчас она ведет себя экстравертно. На самом деле, она могла бы спокойно сидеть одна и читать книгу. Наоборот, это означает, что у нее есть общая склонность вести себя экстравертно (говорить, смеяться и т. д.) в различных ситуациях. Другая причина, по которой психологические конструкты нельзя наблюдать напрямую, заключается в том, что они часто связаны с внутренними процессами. Страх, например, включает в себя активацию определенных структур центральной и периферической нервной системы, наряду с определенными видами мыслей, чувств и поведения, ни одно из которых не обязательно очевидно для стороннего наблюдателя. Заметьте также, что ни экстраверсия, ни страх не «сводятся» к какой-либо конкретной мысли, чувству, действию или физиологической структуре или процессу. Наоборот, каждый из них представляет собой своего рода резюме сложного набора моделей поведения и внутренних процессов.

«Большая пятерка» — это набор из пяти широких измерений, охватывающих большую часть вариаций человеческой личности. Каждую из «Большой пятерки» можно даже определить с помощью шести более конкретных конструкций, называемых «гранями» (Costa & McCrae, 1992) [1] .

Таблица 5.1. Большая пятерка личностных характеристик.
Открытость к опыту Фэнтези Эстетика Чувства Действия Идеи Значения
Добросовестность Компетентность Заказ Исполнение долга Достижение/Стремление Самодисциплина Обсуждение
Экстраверсия Тепло Общность Напористость Деятельность Поиск волнения Положительные эмоции
Приятность Траст Прямолинейность Альтруизм Соответствие Скромность Нежный ум
Нейротизм Беспокойство Гнев Уныние Самосознание Импульсивность Уязвимость

Психологическая конструкция описывает поведение и внутренние процессы, составляющие эту конструкцию, а также то, как она соотносится с другими переменными. Например, концептуальное определение невротизма (еще одного из «Большой пятерки») состоит в том, что это склонность людей испытывать негативные эмоции, такие как тревога, гнев и печаль, в различных ситуациях. Это определение может также включать в себя то, что оно имеет сильный генетический компонент, остается довольно стабильным с течением времени и положительно коррелирует с тенденцией испытывать боль и другие физические симптомы.

Студенты иногда недоумевают, почему, когда исследователи хотят понять такой конструкт, как самооценка или невротизм, они просто не ищут его в словаре. Одна из причин заключается в том, что многие научные конструкции не имеют аналогов в повседневном языке (например, объем рабочей памяти). Что еще более важно, исследователи занимаются разработкой определений, которые являются более подробными и точными — и которые более точно описывают то, как устроен мир, — чем неформальные определения в словаре. Как мы увидим, они делают это, предлагая концептуальные определения, проверяя их эмпирически и пересматривая по мере необходимости. Иногда их вообще выбрасывают. Вот почему исследовательская литература часто включает разные концептуальные определения одного и того же конструкта. В некоторых случаях старое концептуальное определение было заменено более новым, которое подходит и работает лучше. В других исследователи все еще находятся в процессе принятия решения о том, какое из различных концептуальных определений является лучшим.

 – это определение переменной с точки зрения того, как именно она должна быть измерена. Эти меры обычно относятся к одной из трех широких категорий. это те, в которых участники сообщают о своих мыслях, чувствах и действиях, как в случае со шкалой самооценки Розенберга. это те, в которых наблюдается и записывается какой-либо другой аспект поведения участников. Это чрезвычайно широкая категория, включающая наблюдение за поведением людей как в строго структурированных лабораторных задачах, так и в более естественных условиях. Хорошим примером первого может быть измерение объема рабочей памяти с помощью задачи обратного диапазона цифр. Хорошим примером последнего является известное операциональное определение физической агрессии, данное исследователем Альбертом Бандурой и его коллегами (Bandura, Ross, & Ross, 19).61) [2] . Они позволили каждому из нескольких детей поиграть в течение 20 минут в комнате, где была боксерская груша в форме клоуна, называемая куклой Бобо. Они снимали каждого ребенка на видео и подсчитывали количество совершенных им актов физической агрессии. К ним относятся удары по кукле молотком, удары руками и ногами. Таким образом, их операциональным определением было количество этих специально определенных действий, которые ребенок совершил в течение 20-минутного периода. Наконец, физиологических показателей  – это те, которые включают регистрацию любого из широкого спектра физиологических процессов, включая частоту сердечных сокращений и артериальное давление, кожно-гальваническую реакцию, уровни гормонов, электрическую активность и кровоток в головном мозге.

Для любой заданной переменной или конструкции будет несколько рабочих определений. Стресс — хороший пример. Грубое концептуальное определение состоит в том, что стресс — это адаптивная реакция на воспринимаемую опасность или угрозу, которая включает физиологические, когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты. Но исследователи оперативно определили его несколькими способами. Шкала оценки социальной адаптации представляет собой анкету для самоотчетов, в которой люди определяют стрессовые события, которые они испытали в прошлом году, и присваивают каждому из них баллы в зависимости от его серьезности. Например, мужчина, который развелся (73 балла), сменил работу (36 баллов) и изменил привычку спать (16 баллов) в прошлом году, получит в сумме 125 баллов. похож, но фокусируется на повседневных стрессовых факторах, таких как потеря вещей и беспокойство о своем весе. Шкала воспринимаемого стресса — это еще одна мера самоотчета, которая фокусируется на чувстве людей к стрессу (например, «Как часто вы нервничали и испытывали стресс?»). Исследователи также оперативно определили стресс с точки зрения нескольких физиологических переменных, включая артериальное давление и уровень гормона стресса кортизола.

Когда психологи используют несколько операционных определений одной и той же конструкции — либо в рамках исследования, либо между исследованиями — они используют . Идея состоит в том, что различные операциональные определения «сходятся» или объединяются в одну и ту же конструкцию. Когда баллы, основанные на нескольких различных операционных определениях, тесно связаны друг с другом и дают сходные модели результатов, это служит хорошим доказательством того, что конструкт измеряется эффективно и что он полезен. Различные показатели стресса, например, коррелируют друг с другом, и было показано, что все они коррелируют с другими переменными, такими как функционирование иммунной системы (также измеряемое различными способами) (Segerstrom & Miller, 2004) [3] . Именно это позволяет исследователям в конечном итоге делать полезные общие выводы, такие как «стресс отрицательно коррелирует с работой иммунной системы», в отличие от более конкретных и менее полезных выводов, таких как «баллы людей по шкале воспринимаемого стресса отрицательно коррелируют с их состоянием». показатели белой крови».

Психолог С. С. Стивенс предположил, что баллы могут быть присвоены индивидуумам таким образом, который передает более или менее количественную информацию об интересующей нас переменной (Stevens, 19).46) [4] . Например, официальные лица на 100-метровом забеге могут просто ранжировать бегунов по мере их пересечения финишной черты (первый, второй и т. д.) или могут измерять время каждого бегуна с точностью до ближайшей десятой доли секунды с помощью секундомера (11,5). с, 12,1 с и др.). В любом случае они будут измерять время бегунов, систематически присваивая баллы для представления этого времени. Но в то время как процедура ранжирования сообщает о том, что бегуну, занявшему второе место, потребовалось больше времени, чтобы финишировать, чем бегуну, занявшему первое место, процедура секундомера также сообщает о том, что сколько  больше времени занял занявший второе место. На самом деле Стивенс предложил четыре различных  (которые он назвал «шкалами измерения»), которые соответствуют четырем различным уровням количественной информации, которую можно передать с помощью набора оценок.

Измерение используется для категориальных переменных и включает в себя присвоение оценок, которые являются метками категорий. Метки категорий сообщают, являются ли какие-либо два человека одинаковыми или разными с точки зрения измеряемой переменной. Например, если вы смотрите на участников исследования, когда они входят в комнату, решаете, кто из них мужчина или женщина, и вводите эту информацию в электронную таблицу, вы участвуете в измерении номинального уровня. Или, если вы попросите участников указать, к какой из нескольких этнических групп они себя относят, вы снова будете вовлечены в измерение номинального уровня. Существенным моментом в номинальных шкалах является то, что они не подразумевают никакого упорядочивания ответов. Например, при классификации людей по их любимому цвету нет смысла ставить зеленый «перед» синим. Ответы просто классифицируются. Таким образом, номинальные шкалы воплощают самый низкий уровень измерения [5] .

Остальные три уровня измерения используются для количественных переменных. Измерение включает в себя присвоение баллов, чтобы они представляли порядок ранжирования отдельных лиц. Ранги сообщают не только о том, являются ли какие-либо два человека одинаковыми или разными с точки зрения измеряемой переменной, но также и о том, находится ли один человек выше или ниже по этой переменной. Например, исследователь, желающий измерить степень удовлетворенности потребителей своими микроволновыми печами, может попросить их указать свои чувства как «очень неудовлетворенные», «отчасти неудовлетворенные», «отчасти довольные» или «очень довольные». Пункты в этой шкале упорядочены от наименее до наиболее удовлетворенных. Именно это отличает порядковые шкалы от номинальных. В отличие от номинальных шкал, порядковые шкалы позволяют сравнивать степень, в которой два человека оценивают переменную. Например, наше упорядочение степени удовлетворенности делает осмысленным утверждение о том, что один человек более удовлетворен своими микроволновыми печами, чем другой. Такое утверждение отражает использование первым человеком словесного ярлыка, который стоит в списке позже, чем ярлык, выбранный вторым человеком.

С другой стороны, порядковые шкалы не отражают важную информацию, которая будет присутствовать на других уровнях измерения, которые мы изучаем. В частности, нельзя считать разницу между двумя уровнями порядковой шкалы такой же, как разницу между двумя другими уровнями (точно так же, как нельзя считать, что разрыв между бегунами на первом и втором месте равен разрыву между бегунами на первом и втором месте). бегуны на втором и третьем месте). В нашей шкале удовлетворенности, например, разница между ответами «очень недоволен» и «отчасти недоволен», вероятно, не эквивалентна разнице между «отчасти неудовлетворен» и «отчасти удовлетворен». Ничто в нашей процедуре измерения не позволяет нам определить, отражают ли эти два различия одно и то же различие в психологическом удовлетворении. Статистики выражают эту точку зрения, говоря, что различия между соседними значениями шкалы не обязательно представляют собой равные интервалы на основной шкале, на которой основаны измерения. (В нашем случае основной шкалой является истинное чувство удовлетворения, которое мы пытаемся измерить. )

Измерение включает в себя присвоение баллов с использованием числовых шкал, в которых интервалы имеют одинаковую интерпретацию на всем протяжении. В качестве примера рассмотрим температурные шкалы Фаренгейта или Цельсия. Разница между 30 и 40 градусами соответствует той же разнице температур, что и разница между 80 и 90 градусами. Это связано с тем, что каждый 10-градусный интервал имеет один и тот же физический смысл (с точки зрения кинетической энергии молекул).

Однако

Интервальные шкалы не идеальны. В частности, они не имеют истинной нулевой точки, даже если одно из масштабированных значений носит название «ноль». Шкала Фаренгейта иллюстрирует проблему. Ноль градусов по Фаренгейту не означает полного отсутствия температуры (отсутствия какой-либо молекулярной кинетической энергии). На самом деле ярлык «ноль» присвоен его температуре по совершенно случайным причинам, связанным с историей измерения температуры. Поскольку шкала интервалов не имеет истинной нулевой точки, нет смысла вычислять отношения температур. Например, нет никакого смысла в том, чтобы отношение 40 к 20 градусам по Фаренгейту было таким же, как отношение 100 к 50 градусам; никакие интересные физические свойства не сохраняются между двумя отношениями. В конце концов, если бы метка «ноль» была применена к температуре, которую по Фаренгейту обозначают как 10 градусов, вместо этого два соотношения были бы 30:10 и 9.От 0 до 40, уже не то! По этой причине не имеет смысла говорить, что 80 градусов «в два раза горячее», чем 40 градусов. Такое утверждение зависело бы от произвольного решения о том, где «начать» температурную шкалу, а именно, какую температуру назвать нулевой (тогда как утверждение предназначено для того, чтобы сделать более фундаментальное утверждение о лежащей в основе физической реальности). В психологии часто считается, что коэффициент интеллекта (IQ) измеряется на интервальном уровне.

Наконец,  измерение включает в себя присвоение баллов таким образом, чтобы была истинная нулевая точка, которая представляет собой полное отсутствие количества. Хорошими примерами являются рост, измеряемый в метрах, и вес, измеряемый в килограммах. То же самое относится и к подсчету отдельных объектов или событий, таких как количество братьев и сестер или количество вопросов, на которые учащийся правильно ответил на экзамене. Вы можете думать о шкале отношений как о трех предыдущих шкалах, объединенных в одну. Подобно номинальной шкале, она предоставляет имя или категорию для каждого объекта (числа служат метками). Как и в порядковой шкале, объекты упорядочены (с точки зрения порядка чисел). Как и в шкале интервалов, одна и та же разница в двух точках шкалы имеет одинаковое значение. Однако, кроме того, такое же значение имеет и одно и то же соотношение в двух местах шкалы (см. табл. 5.2).

Шкала Фаренгейта для температуры имеет произвольную нулевую точку и, следовательно, не является шкалой отношений. Однако ноль по шкале Кельвина — это абсолютный ноль. Это делает шкалу Кельвина шкалой отношений. Например, если одна температура в два раза выше другой по шкале Кельвина, то ее кинетическая энергия вдвое больше, чем у другой температуры.

Другим примером шкалы отношений является сумма денег, которая есть у вас в кармане прямо сейчас (25 центов, 50 центов и т. д.). Деньги измеряются по шкале отношений, потому что, помимо того, что они обладают свойствами шкалы интервалов, они имеют настоящую нулевую точку: если у вас ноль денег, это фактически означает отсутствие денег. Поскольку деньги имеют истинную нулевую точку, имеет смысл сказать, что у кого-то с 50 центами денег вдвое больше, чем у того, у кого 25 центов.

Уровни измерений Стивенса важны как минимум по двум причинам. Во-первых, они подчеркивают общность концепции измерения. Хотя люди обычно не думают о категоризации или ранжировании индивидуумов как об измерении, на самом деле они таковыми являются до тех пор, пока они представляют некоторые характеристики индивидуумов. Во-вторых, уровни измерения могут служить ориентиром для статистических процедур, которые можно использовать с данными, и для выводов, которые можно сделать на их основе. Например, при измерении номинального уровня единственной доступной мерой центральной тенденции является мода. Кроме того, измерение на уровне отношений — это единственный уровень, на котором можно делать осмысленные утверждения о соотношении баллов. Нельзя сказать, что человек с IQ 140 в два раза умнее человека с IQ 70, потому что IQ измеряется на интервальном уровне, но можно сказать, что у кого-то с шестью братьями и сестрами их вдвое больше, чем у человека с тремя, потому что количество братьев и сестер измеряется на уровне отношения.

Таблица 5.2 Сводка уровней измерений
Уровень измерения Метки категорий Ранг ордена Равные интервалы Истинный ноль
НОМИНАЛ х
НОМЕР х х
ИНТЕРВАЛ х х х
ОТНОШЕНИЕ х х х х
  • Измерение – это присвоение баллов индивидуумам таким образом, чтобы баллы представляли некоторую характеристику индивидуумов. Психологическое измерение может быть достигнуто самыми разными способами, включая самооценку, поведенческие и физиологические измерения.
  • Психологические конструкты, такие как интеллект, самооценка и депрессия, являются переменными, которые нельзя непосредственно наблюдать, поскольку они отражают поведенческие тенденции или сложные паттерны поведения и внутренних процессов. Важной целью научных исследований является концептуальное определение психологических конструктов таким образом, чтобы они точно описывались.
  • Для любого концептуального определения конструкции будет много различных операционных определений или способов ее измерения. Использование нескольких операционных определений или конвергентных операций является обычной стратегией в психологических исследованиях.
  • Переменные можно измерять на четырех разных уровнях — номинальном, порядковом, интервальном и относительном, — которые сообщают все возрастающий объем количественной информации. Уровень измерения влияет на виды статистических данных, которые вы можете использовать, и на выводы, которые вы можете сделать из своих данных.
  1. Практика: заполните шкалу самооценки Розенберга и подсчитайте свой общий балл.
  2. Практика: придумайте три рабочих определения сексуальной ревности, решительности и социальной тревожности. Рассмотрите возможность самоотчета, поведенческих и физиологических показателей. Будьте максимально точны.
  3. Практика: Для каждой из следующих переменных решите, какой уровень измерения используется.
    • Преподаватель университета измеряет время, затрачиваемое ее студентами на сдачу экзамена, просматривая стопку экзаменов в конце. Она присваивает тому, что внизу, 1 балл, тому, что сверху, — 2 и так далее.
    • Исследователь получает доступ к медицинским картам своих участников и подсчитывает, сколько раз они посещали врача за последний год.
    • Участников исследования спрашивают, правши они или левши.

  1. Коста, П.Т., младший, и МакКрей, Р.Р. (1992). Нормальная оценка личности в клинической практике: Опросник личности NEO.