Уровни развития сюжетно ролевой игры по эльконину: Уровни развития сюжетно-ролевой игры | Материал:

Содержание

Уровни развития сюжетно-ролевой игры | Материал:

Опубликовано 20.12.2020 — 12:47 — Рынкова Светлана Владимировна

Уровни развития сюжетно-ролевой игры

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уровни развития сюжетно-ролевой игры

(по Д.Б. Эльконину уровни являются и определенными стадиями развития самого ребенка)

Уровни

1

2

3

4

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Содержание игры

Действия с определенными предметами, направлены на соучастника игры (кормление кого-либо).

В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.

Основным содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий (напр.: обращение к повару: «Давайте первое»).

Преобладает выполнение действий, связанных с отношением к другим людям.

Характер игровой роли

Дети фактически не становятся по отношению друг к другу в типичные для реальной жизни отношения.

Роли называются. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью.

Роли ясно очерчены и выделены, назначаются до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. Появляется ролевая речь.

На протяжении всей игры ребенок ведет только одну линию поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь определяется и ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена.

Характер игровых действий

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций.

Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности (кормлению предшествует приготовление и подача пищи на стол).

Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия очень разнообразны (не только кормление, но и чтение сказки, укладывание спать).

Действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Они отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком.

Отношение к правилам

Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Правила отсутствуют.

Правило еще явно не вычленяется, но оно уже может победить (в случае конфликта) непосредственное желание.

Нарушение логики действий опротестовывается (так не бывает). Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняются. Собственные ошибки видят хуже, чем у окружающих

Обоснованно отвергается нарушение логики действий и правил. Правило побеждает в борьбе с непосредствен-но возникшим желанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме «Социализация личности ребёнка в процессе развития сюжетно-ролевой игры»

Игра ведущий вид деятельности детей. Однако, многолетний опыт работы позволил мне сделать вывод, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают телевидени…

Критерии уровней анализа сюжетно-ролевой игры

Критерии уровней анализа сюжетно-ролевой игры. ..

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це…

Презентация. Развитие сюжетно — ролевой игры во второй младшей группе. Игра «Больница»

Презентация. Развитие сюжетно — ролевой игры во второй младшей группе. Игра «Больница»….

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…

«Режиссёрская игра как первая ступенька развития сюжетно-ролевой игры»

Доклад…

Анализ уровня развития сюжетно-ролевой игры

Анализ развития сюжетно-ролевой игры в средней группе….


Поделиться:

 

Уровни развития сюжетно – ролевой игры — Мегаобучалка

Эльконин выделяет четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры, отражающих динамику ее развития на протяжении дошкольного детства:

1-й уровень: центральным содержанием игры являются преимущественно предметные действия. Роли фактически есть, но они не определяют действия, а сами проистекают из характера производимых ребенком действий. Как 3-й уровень: основным содержанием игры является выполнение роли и связанных с нею действий. Появляются игровые действия, передающие характер моделируемых социальных отношений. Роли ясные и четкие, называются детьми до начала игры. Роль определяет логику и характер действий. Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь.

2-й уровень: центральным содержанием игры по-прежнему остаются предметные действия.

Роли называются детьми. Логика действий определяется их последовательностью в реальной жизни. Реальные отношения между детьми представляют собой отношения между ними как партнерами по совместной игровой деятельности.

Функцииреальных отношений включают планирование сюжета игр, распределение ролей, игровых предметов, контроль и коррекцию развития сюжета и выполнения ролей сверстниками-партнерами. В отличие от «ролевых», т. е. игровых отношений, определяющихся содержанием выполняемых ролей, реальные отношения определяются особенностями личностного развития ребенка и характером межличностных отношений между сверстниками. По мнению А. П. Усовой, С. Н. Карповой и Л. Г. Лысюк, реальные отношения играют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка в его нравственном развитии. В сюжетно-ролевых отношениях морально-нравственные нормы поведения ребенку открываются, здесь осуществляется ориентировка в этих нормах, а в реальных отношениях происходит собственно усвоение этих норм [9].

 

Третий компонент игры — игровые действия. Это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер. По мнению Д. Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми. Игра, писал Д. Б. Эльконин, сензитивна к сфере человеческих отношений и общественных функций. В игре действие осуществляется детьми ради чего-то и для кого-то. В игре воссоздается общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношения людей. В ней в идеальной форме воспроизводится смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые люди в их реальной жизни. Игра имеет громадное значение для развития личности ребенка. Игра развивается не столько вокруг операциональной стороны, сколько вокруг мотивационной и смысловой сферы деятельности людей. Этому содействует сведение до минимума операциональной и увеличение символической стороны деятельности в игре. Значение символики заключается не только в том, что она создает для ребенка поле значений, но и позволяет ему воспроизводить в игре систему отношений взрослых, систему моральных отношений, абстрагируясь от вещной и операциональной сторон. Перенос значений в игре — путь к символическому мышлению. Подчинение правилам в игре — школа произвольного поведения.

Но эти два аспекта психики могут развиваться у ребенка не только в игре, а, например, и в процессе рисования, конструирования и т. д. [24].

 

4-й уровень: основным содержанием игры является выполнение действий, отражающее отношение к другим людям. Роли ясные и четкие. На протяжении всей игры ребенок ясно проводит одну линию поведения

 

    Показатель игры   I уровень II уровень III уровень IV уровень
    Основное со­держание игры     Действия с опреде­ленными предметами, направленные на со­участника игры В действиях с предметами на первый план вы­двигается соответ­ствие игрового действия реально­му Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться дейст­вия, передающие характер отноше­ний к другим уча­стникам игры Выполнение дейст­вий, связанных с отношением к дру­гим участникам игры
  Характер игро­вой роли     Роли есть фактически, но они не называются и определяются ха­рактером действий, а не определяют дейст­вие. При ролевых раз­делениях функций в игре дети не становят­ся друг к другу в ти­пичные для реальной жизни отношений Роли называются. Намечается разде­ление функций. Выполнение роли сводится к реали­зации действий, связанных с данной ролью Роли ясно очерче­ны и выделены, называются до на­чала игры. Появля­ется ролевая речь, обращенная к това­рищу по игре, но иногда прорывают­ся обычные неигровые отношения Роли ясно выделе­ны и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер
    Характер игро­вых действий Действия однообраз­ны и состоят из ряда повторяющихся опе­раций Логика действия определяется жиз­ненной последова­тельностью. Рас­ширяется число действий и выхо­дит за пределы ка­кого-либо одного типа действий     Логика и характер действий опреде­ляются ролью. Действия очень разнообразны Действия четко, последовательно воссоздают реаль­ную логику. Они очень разнообраз­ны. Ярко выделены действия, направ­ленные к другим персонажам игры
  Отношение к правилам     Логика действий лег­ко нарушается без протестов со стороны детей. Правила отсут­ствуют Нарушение после­довательности дей­ствий не принима­ется фактически, но не опротестовы­вается, неприятие ничем не мотивируется. Правило явно еще не вычленяется, но оно уже может победить непосредственное желание в случае конфликта. Нарушение логики действий опроте­стовывается ссыл­кой на то, «что так не бывает». Вы­членяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны Нарушение логики действий и правил отвергается не про­сто ссылкой на ре­альную действи­тельность, но и указанием на рациональность правил. Правила ясно вычленены.

 

Ящики Эльконина | Classroom Strategies

Ящики Эльконина развивают навыки фонематического восприятия, разделяя слова на отдельные звуки или фонемы. Чтобы использовать ящики Эльконина, ребенок слушает слово и перемещает жетон в ящик для каждого звука или фонемы. В некоторых случаях жетоны разного цвета могут использоваться для согласных и гласных или только для каждой фонемы в слове.

Как использовать: Индивидуально С небольшими группами Параметр для всего класса

Зачем использовать ящики Elkonin?

  • Они помогают учащимся развивать фонологическую осведомленность, разделяя слова на звуки или слоги.
  • Они учат студентов считать количество фонем в слове (не всегда количество букв).
  • Они помогают учащимся лучше понять алфавитный принцип при расшифровке и правописании.

 

Как пользоваться ящиками Эльконина

  1. Произносить целевое слово медленно, растягивая его по звукам.
  2. Попросите ребенка повторить слово.
  3. Нарисуйте прямоугольники или квадраты на листе бумаги, классной доске или маркерной доске, по одному прямоугольнику для каждого слога или фонемы.
  4. Предложите ребенку подсчитать количество фонем в слове, не обязательно количество букв. Например, пожелание имеет три фонемы и будет использовать три поля. / ш /, / я /, / ш /
  5. Попросите ребенка двигать по одному цветному кружку, кубику-унификсу или соответствующей букве в каждой ячейке рисунка коробки Эльконина, повторяя слово.

В примере ниже показана коробка Эльконина для слова овца , состоящая из трех фонем (звуков): /ш/ /ее/ /п/

Расширение: сопряжение с печатью

Хотя коробки Эльконина в основном используются с устной речью, вы можете повысить интенсивность урока, попросив детей написать буквы для каждого звука в ячейках после сегментации в устной форме.

Выполните шаги 1-5, описанные выше, но попросите ребенка взять ручку и написать графему/буквы в каждой клетке. Каждая коробка содержит один звук. Это расширение позволяет детям сопоставлять буквы со звуками в каждом слове. Ребенок может писать буквы в квадратиках ИЛИ использовать плитки с буквами.

Для звуков, состоящих более чем из одной буквы, запишите все буквы этого звука в рамку.

Примеры

Напишите букву для каждого произносимого звука в слове в каждом поле.

Безмолвные буквы или команды гласных могут быть написаны вместе в одном поле.

Буквы, подобные «x», которые образуют два звука (/k/ и /s/), могут располагаться между двумя коробками.

Звуковые ящики Эльконина (малая группа)

Первоклассный учитель демонстрирует использование звуковых ящиков Эльконина и рассказывает о том, как эта стратегия, основанная на исследованиях, помогает развивать навыки фонематического восприятия. (Понятно)

Звуковые ящики Эльконина (малая группа)

Посмотрите, как учитель помогает двум детям укрепить свои навыки фонематического восприятия, практикуясь со звуковыми ящиками Эльконина. (Центр языка и грамотности им. Роллинза)

Ящики Эльконина с буквами (небольшая группа)

Посмотрите индивидуальную демонстрацию того, как ящики Эльконина можно использовать для улучшения фонематического восприятия, а также навыков кодирования и декодирования. (Институт грамотности Университета Флориды)

Соберите ресурсы

В этом примере показано несколько способов, которыми учителя могут использовать коробки Эльконина для обучения фонематическому восприятию:

Этот веб-сайт предлагает учителям несколько шаблонов ячеек Эльконина для различных целевых слов.

Elkonin Box Word Templates ›

Учителя могут использовать пустые шаблоны, найденные на этом веб-сайте, для сопровождения задания на сегментацию и предоставления учащимся возможности попрактиковаться в письме. Студенты могут написать каждый звук, представленный в целевом слове, а затем написать короткое предложение, используя это слово.

Коробка Эльконина и шаблон для письма ›

Дифференциальное обучение

для изучающих второй язык, учащихся с разным уровнем чтения и для младших школьников

  • Идеи по использованию коробок Эльконина с испаноязычными учащимися.
  • Попросите более продвинутых учеников писать буквы в квадратиках, пока вы диктуете слова.
  • Учителя могут использовать эту стратегию следующими способами, чтобы соответствовать индивидуальному уровню чтения каждого учащегося:
    • Слова с картинками и только двумя рамками
    • Слова с картинками и тремя рамками
    • Слова без картинок и до четырех полей

Связанные стратегии

Найдите другие упражнения для развития фонологической и фонематической осведомленности в нашем Руководстве для родителей по чтению 101.

См. исследование, подтверждающее эту стратегию

Blachman, B.A., Ball, E.W., Black, R., & Tangel, D.M. (2000). Путь к коду: программа фонологического ознакомления для детей младшего возраста . Балтимор: Брукс.

Клэй, М. (1993). Восстановление чтения: руководство для учителей, проходящих обучение . НХ: Хайнеманн.

Эльконин Д. (1971). «Развитие речи». В А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина (ред.). Психология дошкольников. Кембридж, Массачусетс: MIT Нажимать.

Эллис, Э. (1997). Как теперь коричневая корова: деятельность по распознаванию фонем.

Национальный институт детского здоровья и развития человека. (2000). Отчет Национальной комиссии по чтению. Обучение детей чтению: основанная на фактических данных оценка научно-исследовательской литературы по чтению и ее значение для обучения чтению (публикация NIH № 00-4769). Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США.

Детские книги для использования с этой стратегией

Мама и папа — палиндромы

Автор: Марк Шульман

Жанр: художественная литература , он начинает видеть их повсюду. Юмористическая сказка вводит слова и фразы, которые одинаковы при написании и произношении вперед или назад. Загадки палиндрома представлены в Too Hot to Hoot: Funny Palindrome Riddles Марвина Тербана (Sandpiper). Обе книги имеют сильные визуальные подсказки.

Хомячки, ракушки и орфографические пчелы: школьные стихи

Автор: Lee Bennett Hopkins

Жанр: Поэзия

Возрастной уровень: 3-6

Уровень чтения: Начальный уровень чтения круг писателей. Эти легкие для чтения произведения как раз и способствуют внимательному прослушиванию.

Runny Babbit: Билли Сук

Автор: Shel Silverstein

Жанр: Поэзия

Возрастной уровень: 6-9

Уровень чтения: Независимый читатель слов, поэтому «глупая книга» становится «билли сук». Дети развивают свое фонематическое восприятие, даже не пытаясь! Слегка хриплый голос диктора аудиокниги идеально подходит для того, чтобы поделиться этими забавными стихами (законченными, но не опубликованными до смерти популярного поэта в 1999).

Вперед, собака, вперед!

Автор: П.Д. Eastman

Жанр: Художественная литература

Возрастной уровень: 3-6

Уровень чтения: Начинающий читатель

Большие собаки, маленькие собаки и все виды собак путешествуют по страницам этого удивительного и забавного классического легкого чтеца. В иллюстрациях используются четкие линии с приглушенными цветами, чтобы показать игривых дворняг всех размеров в возмутительных действиях, которые заставляют начинающих читателей читать.

Комментарии

ящиков Эльконина: Мое любимое занятие по изучению слов

Ящики Эльконина — отличная стратегия фонической коррекции. Используйте эти бесплатные пустые шаблоны коробок эльконина со студентами, которые учатся сегментировать и смешивать фонемы, выстраивая отношение к правописанию слов.

Одной из самых больших задач для учителей начальной школы является обучение детей чтению, но это непростая задача! Знаете ли вы, что 26 букв нашего алфавита составляют в общей сложности 44 различных фонем (24 согласных звука и 20 гласных)?! Чтобы воспитать сильного читателя, важно, чтобы мы тратили много времени, помогая нашим ученикам развивать свои навыки фонологической осведомленности, навыки, которые позволяют им изолировать, идентифицировать и манипулировать звуками.

Есть много разных способов помочь учащимся в развитии их фонологических навыков, но сегодня я рад поделиться с вами одной из моих самых любимых стратегий… Ящики Эльконина.

Примечание. Этот пост содержит партнерскую ссылку. Это означает, что я бесплатно для вас заработаю несколько никелей, если вы решите совершить покупку по ссылке.

Что такое ящики Эльконина?

Ящики Эльконина (также известные как звуковые ящики) представляют собой основанную на исследованиях учебную стратегию, используемую в младших классах для развития и укрепления фонологической осведомленности. Они требуют от учащихся сегментировать слова на отдельные звуки или фонемы.

Кому будут полезны ящики Эльконина?

Шестилетние учащиеся, как правило, развивают фонологические навыки, которые укрепляют ящики Эльконина. Конечно, мы знаем, что не все ученики развиваются с одинаковой скоростью, поэтому вы можете найти их полезным вмешательством для отстающих учеников или тех, кому может потребоваться больше повторных занятий для достижения мастерства. В своей книге «Следующий шаг вперед в управляемом чтении » Ян Ричардсон говорит, что звуковые ящики можно использовать с любым учащимся, читающим на уровнях от A до G.  

Их можно использовать для изучения слов CV и CVC, а также для закрепления начальных сочетаний, окончательных сочетаний и орграфов.

При работе с отдельными учащимися или небольшими группами лучше всего использовать звуковые ящики.

Почему ящики Эльконина работают?

Эльконин Ящики — мощный, увлекательный и эффективный инструмент! Во-первых, они требуют, чтобы учащиеся разделяли слова на звуки или фонемы, что развивает их фонологическую осведомленность. Во-вторых, они учат студентов считать количество фонем в слове, которое не всегда совпадает с количеством букв. И, наконец, они помогают учащимся лучше понять алфавитный принцип декодирования и правописания, идею о том, что буквы обозначают звуки, из которых затем складываются слова.

Как пользоваться Elkonin Boxes ?

Существует два способа использования ящиков Эльконина.

Для первого способа , начните с медленного произнесения целевого слова. Вы также можете иметь изображение слова. Попросите ребенка повторить слово и разделить звуки. Как говорится каждый звук (фонему) в каждую ячейку рисунка Эльконинской шкатулки впихивают по одной фишке, кубику или копейке. Например, слово овца, они помещали 3 кубика в ячейки для /sh/ /e/ /p/.

Взгляните на это короткое видео, чтобы увидеть действие ящиков Эльконина!

Второй способ , который вы можете использовать Ящики Эльконина помогут укрепить связь с правописанием слов, а также могут использоваться в качестве вмешательства для учащихся, которым требуется более целенаправленная фонетическая поддержка.

Предположим, что целевое слово — «поезд». Начните с написания слова «поезд» на рабочем коврике. Попросите учащихся произнести это слово медленно. Затем попросите их сказать это еще раз, но на этот раз вставьте в коробку фишку для каждой фонемы. /т/ /р/ /а/ /н/. Наконец, попросите их провести пальцем по нижней стрелке, чтобы смешать слово «поезд». В качестве расширения вы можете закрыть написанное слово и попросить их написать слово под стрелкой.

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО коврик Elkonin Box здесь

Если вам интересно узнать больше о ящиках Elkonin, посетите эту страницу. Они предлагают инструкции по использованию стратегии, дополнительные видео, загружаемые шаблоны, книги, которые вы можете использовать с этой стратегией, поддержку исследований и МНОГОЕ ДРУГОЕ!

И если вы ищете дополнительные ресурсы для поддержки развития правописания и фонетики ваших учащихся, обязательно ознакомьтесь с публикацией My Weekly Word Study Routine или страницей «Pphonics-Word Study» в моем интернет-магазине.