Уровни сознания в философии: Уровни сознания как выражение многогранной сущности человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

Содержание

сущность, уровни, сферы и формы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Как видно из вышеизложенного, человеческое общество – сложная и развивающаяся система. На его функционирование и развитие влияет множество факторов. Какие из них являются определяющими? Субъективные – из сферы  сознания, из сферы духовной жизни (идеи, взгляды) или объективные – из сферы материальной стороны жизни общества. Другими словами, «общественное бытие» или «общественное сознание» определяют исторический процесс.

Общественное бытие – это реальный процесс жизни людей, те отношения, которые складываются в обществе в процессе общественного производства.

Это экономическая, материальная сторона жизни общества.

Общественное сознание – это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В этом понятии мы отвлекаемся от всего индивидуального, личностного и фиксируем только те чувства, взгляды, идеи, которые характерны для данного общества в целом, или для определенной социальной группы. Оно, как духовная сторона исторического процесса, выполняет две основные функции. Во-первых – отражает общественное бытие, по отношению к которому является вторичным. Во-вторых – оказывает активное обратное воздействие на общественное бытие.

Общественное сознание имеет определённую структуру, под которой понимается расчленённость сознания на составные элементы. Оно имеет два основных уровня: обыденный и теоретический (научный).

Обыденное сознание характерно для массового «житейского» общественного сознания. Как правило, оно отражает не сущность процессов и явлений, а их внешнее проявление.

Складывается  стихийно в процессе повседневной жизни, чаще содержит не само знание о мире, а лишь эмоциональную оценку действительности, то есть чувства и настроения людей, на основе которых вырабатываются соответствующие социальные установки и ценностные ориентиры.

Теоретическое сознание выступает как специально разработанное учение, теория. Оно не «скользит» по поверхности явлений действительности, а отражает их суть. Оно не бывает «нейтральным», а отражает позиции определённых слоёв общества, то есть выступает в виде идеологии.

Идеология – это целостная система идей и взглядов, отражающая материальные и духовные условия жизни людей, а также цели, направленные на укрепление или изменение существующих в обществе отношений. Её особенность – лозунговость, направленность на массовое сознание, когда фактор веры преобладает над фактором знания.

Другой сферой общественного сознания является общественная психология, которая представляет собой систему чувств, эмоций, убеждений, в которых отражаются материальные и духовные условия бытия людей. Определяющими в становлении общественной психологии выступают состояние экономики, культуры, образования, традиции, уровень жизни.

К основным формам общественного сознания относятся:

—          политическое сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, чувств,                            настроений, отражающих отношение к власти социальных групп, партий, общества. Ключевая ценность – власть. Политическое сознание включает в себя политическую идеологию и психологию. Первое находит свое теоретическое выражение в Конституции, в программных заявлениях, лозунгах партий. Второе включает в себя чувства, настроения той или иной социальной группы, или общества в целом;

—          правовое сознание – это система обязательных норм, правил поведения, выраженная в юридических законах. Это разнообразные чувства и понимание свободы, справедливости и несправедливости, прав и обязанностей в государстве. Ключевая ценность – закон;

—          нравственное сознание включает в себя чувства, идеалы, интересы и взгляды людей, связанные с общественным благом, а также знание норм, правил поведения в обществе, обычаев и традиций, оценку поведения людей в общественном мнении.

                Обыденное нравственное сознание или нравственность включает в себя

                чувства и понимание долга, добра и зла, чести, достоинства, совести и

                счастья. Нравственная идеология или этика выступает как теоретическое

                выражение нравственных интересов, как учение о нравственностии нормах

               поведения в обществе, то есть морали.

               Ключевая ценность нравственности – добро, а морали – долг;

—          эстетическое сознание это особые чувства, вкусы, интересы, представления,

                идеалы и теории. Обыденный уровень включает в себя эстетические чувства,

               обыденное понимание красоты. Теоретический уровень или эстетика – это

               теории, которые в своих категориях объясняют ценность явлений

               действительности. Ключевая ценность – красота;

—          религиозное сознание – это социальные чувства, идеалы, интересы, взгляды, связанные с признанием потустороннего, сверхестественного мира.

               В его основе лежит вера в сверхестественные силы и поклонение им.        

               Обыденный уровень – религия. Каждая из них включает в себя три элемента:

                — мифологический, то есть веру в реальное существование сверхестественных

                 сил;

—          эмоциональный, то есть религиозные чувства;

—          нормативный, то есть требования по соблюдению религиозных обрядов.

              Теоретический уровень – теология, то есть учение о Боге. Ключевая ценность

—          святое.

С конца XIX  века в общественном сознании всё больше и больше утверждаются общечеловеческие ценности – уважение к человеческой жизни и достоинству, к иному образу жизни и мысли, добродетельное отношение к людям и природе.

 

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам.

Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Общественное сознание и его уровни. Основы философии

Общественное сознание и его уровни

Оставаясь верными нашему примеру с «духовным» пирогом, можно условно сказать, что общественное сознание формируется из центральной части индивидуальных «духовных» пирогов, поскольку характерное для всего общества, сущностное для данного уклада общественной жизни будет в одинаковой мере касаться всех и каждого. Следовательно, общественное сознание – это сумма эмоций, идей, мыслей и теорий, формирующихся в головах людей под влиянием всех слагаемых данного уклада общественной жизни. Эти идеи, мысли и теории охватывают все общество.

Общественное сознание одновременно консервативно и подвижно. Это объясняется наличием консервативных и мобильных моментов в жизни самого общества, наличием в нем закономерного, существенно определяющего и случайного, изменчивого, преходящего.

В обществе устойчивым оказываются такие слагаемые социального бытия, как политический режим, характер законодательства, устойчивые моральные ценности, религиозные представления, сам уклад общественной жизни, культурная жизнь общества, научно-теоретические достижения, даже характер философских представлений (помним: каждый человек в душе – философ). К подвижным элементам общественного сознания относятся смена политических пристрастий, превращение симпатий в антипатии (к властным структурам и отдельным персонам), активизация сознания в периоды проведения избирательных кампаний, восприятие проводимых реформ (когда в общественном сознании им дается положительная или отрицательная оценка), отношение к самому социальному укладу, какие перспективы ожидают народ, и есть ли вообще сами перспективы; опасения за судьбу подрастающего поколения (которые присутствовали в обществе во все времена, а в современной России – особенно).

Примеры эмоционально-психологического восприятия определенных явлений социальной действительности можно продолжить, но, по нашему мнению, и приведенных достаточно для теоретического обобщения явлений данного порядка. Этот базовый уровень общественного сознания называется общественной психологией. Ее особенность не только в подвижности, изменчивости, но и в том, что она формируется в общественном сознании помимо воли самих людей. Сама социальная действительность такова (причем любая), что она стихийно вызывает соответствующие эмоциональные восприятия (положительные, отрицательные, полное равнодушие или даже смешанные, когда сознание как бы опасается «ошибиться» в истинности своего отношения к действительности).

Общественная психология – многоплановое явление. Внутри общественной психологии присутствует психология национального (если общество многонационально, как, например, российское; подобное же можно наблюдать в США, Франции, ФРГ, Италии и др.). Но когда граждане какой-либо многонациональной страны оказываются за ее пределами (группа туристов США в Польше либо России, то они, будучи «нормальными» людьми в своей стране, за ее пределами сразу превращаются в «янки» – становятся гордыми, заносчивыми, высокомерными, чванливыми, но взаимно очень солидарными). Понять их можно: за их спиной стоит великая держава, воспитавшая в своих гражданах чувство превосходства над всеми народами. Вот только дети «туманного Альбиона» не дают задирать «янки» нос: для них американцы – всего лишь потомки бывших социальных неудачников – пасынков Великобритании. Европейцы (как и американцы) научились определять на улицах своих городов и российских туристов: раньше их определяли по унылому виду, по блеску глаз зажатых нуждой и режимом людей; сегодня европейцы с искренним недоумением смотрят на «купеческие» замашки туристов новой волны: бескультурный человек «при деньгах» европейцу страшен.

Но человек не просто отражает социальную реальность, но и пытается в ней разобраться, уяснить что-то существенное для себя. Сказать проще: одних эмоций для социальной ориентации мало, нужна теория. Эту задачу общество реализует на высшем, теоретическом уровне общественного сознания. На теоретическом уровне отражается не все бытие, а лишь его наиболее существенные грани. Несколько упрощая вопрос, можно сказать, что теоретическое сознание – это эмоционально-психологическое сознание, переведенное на язык теории, в котором исчезает все случайное и остается только существенное, закономерное, проясненное сознанием. Теоретическое сознание, будучи высшим ярусом общественного, подразделяется на формы, каждая из которых в теоретическом, концентрированном, выражении отражает определенную грань социального бытия, стороны человеческой духовности и культуры вообще. Сразу оговоримся, что теоретическим сознанием духовная жизнь общества не исчерпывается, но оно составляет его определяющее звено и осознанно или стихийно присутствует в каждом человеке, верно, с различной степенью ясности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4.

Сознание как философская проблема Philoso F.A.Q.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем заключается проблемныий характер исследования сознания?
  2. Каковы основные проблемы в исследовании сознания?
  3. Каковы основные взгляды на природу сознания?
  4. В чем заключается материалистический подход к пониманию сознания?

Литература

  • Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов М.: Проспект, 1996.
  • Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг. М.: Высш. шк., 1980.
  • Искусственный интеллект: междисциплинарный подход. Под ред.: Д. И. Дубровского, В. А. Лекторского. М.: ИИнтеЛЛ, 2006
  • Мамардашвили М. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. No 10.
  • Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Междунар. пед. акад., 1994.
  • Прист С. Теории сознания. М.: Идея­Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000
  • Проблема сознания в философии и науке. Под ред. Д. И. Дубровского. М.: Канон+, 2009.
  • Райл, Г. Понятие сознания: научное издание. Общ. и науч. ред. В. П. Филатова. М.: Идея­Пресс, 2000.
  • Серл Дж. Открывая сознание заново. М.: Идея­Пресс, 2002.
  • Современная философия: Словарь и хрестоматия. Авт.­сост. Л. В. Жаров и др.; Отв. ред. В. П. Кохановский. ­ Ростов н/Д.: Феникс, 1995.
  • Хакен Г. Принципы работы головного мозга: синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности . М.: ПЕР СЭ, 2001.

Дополнительные материалы

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем состоит проблемный характер выделения структурных компонентов сознания?
  2. Каковы сферы сознания?
  3. Каковы уровни сознания?
  4. Какие функции выполняет сознание?

Литература

  • Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.
  • Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.
  • Прист Ст. Теории сознания. М., 2000.
  • Проблема сознания в современной западной философии: критика некоторых концепций. Сб. статей. / Под ред. Т.А.Кузьмина. – М., 1999.
  • Психоанализ в развитии: Сборник переводов. Екатеринбург, 1998.
  • Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995. (Лики культуры)
  • Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. – М., 1997.
  • Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. – М., 1989.
  • Эволюция. Язык. Познание./ Под обшей редакцией И.П. Меркулова. М., 2000.

Дополнительные материалы

Вопросы для самоконтроля

  1. Что может пониматься под общественным сознанием?
  2. Что понимается под общественным сознанием в современной философии? Какие традиционно выделяемые уровни общественного сознания?
  3. Какие традиционно выделяемые формы общественного сознания?
  4. Что представляет собой идеология?

Литература

  • Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. 3­ е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2003.
  • Воскобойников А. Э.. Бессознательное и сознательное в человеке. М, 1997.
  • Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. М.: ИНФРА­М, 2004.
  • Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М.: Гардарики, 2005.
  • Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М. : Наука, 1990
  • Челышев П.В. Обыденное сознание или не хлебом единым жив человек. М.: Московский государственный горный университет, 2007

Дополнительные материалы

Вопросы для самоконтроля

  1. Как понимается сознание в современной когнитивстике?
  2. Как, с точки зрения функционализма, соотносятся сознание и мозг?
  3. Что такое машина Тьюринга?
  4. В чем состоит тест Тьюринга?
  5. Опишите мысленный эксперимент «китайская комната». Что демонстрирует данныий эксперимент?
  6. Как Дж. Серль отвечает на вопрос о соотношении сознания и мозга?

Литература

  • Пенроуз Р. Новый ум короля. М.: УРСС, 2005.
  • Райл Г. Понятие сознания. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.
  • Серль Дж.Р. Сознание, мозг и программы // Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998.
  • Серль Дж.Р. Открывая сознание заново. М: Идея-Пресс, 2002.
  • Тьюринг А.М. Вычислительные машины и разум // Глаз разума. Самара: Бахрах-М, 2003. С. 47-59.
  • Философия сознания. Классика и современность. М.: Философский факультет МГУ, 2007.

Дополнительные материалы