Условия работы психолога – Интерактивный портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ города Севастополя

Интерактивный портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ города Севастополя

1. Презентация профессии
Психолог – современная перспективная молодая профессия с глубокими историческими корнями. В переводе с греческого слово «психология» означает наука о душе. А проблемами души люди интересовались еще в древности. Как устроен внутренний мир человека, что движет его поступками? Как помочь человеку справиться с трудными жизненными обстоятельствами? Как раскрыть свой творческий потенциал?
Откуда берутся кошмарные сны, агрессия, фашизм и как с ними справиться? Что нужно сделать, чтобы найти общий язык с трудным подростком? Эти и другие важные вопросы волновали умы многих выдающихся людей во все времена. Вместе с тем, научная психология официально появилась всего 130 лет тому назад, с открытия в Германии первой научной психологической лаборатории. За эти годы в психологии разработано множество направлений, научных школ и подходов (бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, гуманистическая психология, деятельностный подход и другие). В настоящее время накопленные в научной психологии знания и опыт находят применение во многих сферах: в семье, в общении, в образовании, в медицине, в искусстве, в политике, в экономике, в эргономике, на производстве.
Психолог – квалифицированный специалист с высшим образованием по психологии, науке, которая изучает психические процессы и закономерности психической деятельности.
В профессии психолога выделяют ряд специализаций: социальная, общая, клиническая, возрастная, психология труда и инженерная психология, психология семейных отношений, зоопсихология. Психолог работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планировании карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем. В сфере организационного консультирования оказывает услуги фирмам, государственным службам и организациям по вопросам подбора и расстановки кадров, отношений в коллективе, создания благоприятного психологического климата.
Профессия психолога востребована на современном рынке труда.
Преимущества профессии: интересная и полезная профессия, позволяет лучше понимать себя, близких, помочь другому человеку, стать более эффективным в жизни, в любой деятельности.
Ограничения профессии: необходимость постоянного саморазвития; эмоциональные нагрузки и высокая моральная ответственность.

2. Тип и класс профессии

Профессия психолога относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.

Профессия психолога относится к классу эвристических, она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием, и т.п. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности

Главное в работе психолога: создать условия для другого человека, при которых он сможет решить волнующие его психологические проблемы.

Содержание деятельности психолога является многоплановым, очень разнообразным и сильно зависит от специализации. Например, психолог-преподаватель в образовательном учреждении проводит групповые лекционные и семинарские занятия, при этом у него большая нагрузка на голосовые связки. Его задача – донести до слушателей психологические знания по определенной теме.

Психолог на телефоне доверия работает дистанционно, с анонимным клиентом, который нуждается в экстренной психологической помощи. Его задачи: оказать эмоциональную поддержку, оценить (и минимизировать) риск суицида.

Психолог-психодиагност взаимодействует с тестируемыми в индивидуальном режиме. Он выполняет оценку личностных качеств и способностей тестируемых с применением методов беседы, наблюдения и психологических методик. Его задача – проанализировать всю информацию и сформировать психологическую характеристику тестируемого, сделать определенные прогнозы и выводы.

Психолог-менеджер по персоналу в организации изучает морально-психологический климат в трудовых коллективах, участвует в формировании кадрового резерва. Его задачи: выявить наиболее тревожные групповые процессы и разрядить конфликтные, напряженные зоны во взаимоотношениях сотрудников, поддержать советом молодых, неопытных руководителей, выделить наиболее способных, перспективных работников для административного карьерного роста.

4. Условия труда

Психолог работает чаще всего в помещении. Это может быть специально оборудованный кабинет, офисная комната для индивидуальной или групповой формы работы. Реже бывают групповые занятия на природе, на открытом воздухе. Работа мобильная, высокоинтеллектуальная, с элементами творчества, импровизации. Доминирует интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки.

Инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства: его профессиональный опыт и знания, творческое аналитическое мышление, эмпатия (умение прочувствовать эмоциональное состояние другого человека), выразительные движения, мимика и голос. Все это необходимо для установления доверительного контакта с другим человеком и для продуктивного взаимодействия. Дополнительными средствами труда психолога являются технические устройства, компьютер, диагностические методики.

Высокий уровень моральной ответственности.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста

Для успешного освоения профессии психолога необходимы знания по биологии, математике, русскому и иностранному языку.

Квалифицированный психолог должен знать:

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве психолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

7. Медицинские противопоказания

Медицинские ограничения для психолога:

8. Пути получения профессии

В профессию психолога приходят молодые люди с ведущим интересом к работе с людьми, с выраженным альтруизмом, эмпатией, познавательным интересом, развитым абстрактно-логическим мышлением.

В связи с тем, что профессия психолога востребована на рынке труда, в нее приходят и взрослые, состоявшиеся люди, «психологи по жизни» с родственным высшим профильным образованием. Например, врачи с базовым медицинским образованием, которые желают врачевать не отдельные органы, но человека в целом, его душу, после прохождения краткосрочного специального обучения становятся психотерапевтами.

В психологию приходят и бывшие журналисты, филологи, математики, для этого они получают второе высшее образование.

Профессия психолога требует наличие высшего образования, которое можно получить в профильных образовательных учреждениях.

Повысить уровень своих знаний можно на курсах повышения квалификации, на семинарах, мастер-классах и тренингах.

Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

    
9. Области применения профессии

Психологи работают в сфере оказания психологической помощи населению и психологического сопровождения разных категорий населения:

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов, составляет анкеты, вопросники и т.д. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних. Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.

10. Перспективы карьерного роста

Возможные пути развития психолога.
Специализация и освоение смежных областей

Имея базовое образование психолога с определенной специализацией, со временем можно повышать свою квалификацию, стать уникальным специалистом и совершенствоваться в выбранном направлении, либо осваивать новые близкие специальности в рамках профессии: стать психологом-консультантом, психодиагностом, коучем, ведущим бизнес-тренингов, менеджером по персоналу, учителем, социальным работником, страховым агентом и т.д.
Научная карьера

Психолог с хорошей теоретической подготовкой и пытливым умом, работая по специальности и получая практический опыт, может стать научным работником, преподавать и заниматься методической и научной работой, в том числе проводить исследования по грантам. Он может продолжить обучение в аспирантуре, впоследствии защитить диссертацию.
Управленческое карьерное развитие

Административный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии психолога может начать руководить коллективом профессионалов, стать начальником отдела психологической службы предприятия или директором по персоналу компании. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Организация собственного дела

Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, преуспевающий практический психолог может решить работать на себя. Например, он может создать Центр психологического консультирования. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.

11. Родственные профессии

Профконсультант, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.

sevtrud.ru

Каковы условия работы психологов? — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Карьера в области психологии Последнее обновление: 10/03/2015

Если Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы стать психологом, то Вам, вероятно, интересно, в каких условиях психологи трудятся. Как и во многих других профессиях, выбранная область и индивидуальное рабочее место — основные факторы, определяющие условия труда. Например, судебный психолог может проводить большую часть рабочего времени в судах, полицейских участках или исправительных учреждениях. Клинический психолог, в свою очередь, может работать в больнице или другом учреждении психического здоровья.

Большинство психологов занимается частной практикой, особенно это характерно для клинических психологов и консультантов. У них есть свои собственные офисы и возможность самостоятельно планировать свой график работы. Это может быть как преимуществом, так и недостатком: многие из тех, кто работает на себя, часто вынуждены работать по вечерам и в выходные дни — чтобы подстроить своё расписание под рабочий график своих клиентов.

Некоторые психологи работают посменно — в основном, те, кто работает в больницах, клиниках, домах престарелых и других учреждениях здравоохранения. Это тоже иногда подразумевает выход на работу в ночные смены и выходные дни.

Психологи, занятые в сфере образования, работающие в государственных учреждениях и на предприятиях, как правило, имеют более предсказуемый график, который соответствует стандартному графику работы заведения. Тем не менее, преподаватели также иногда вынуждены проводить занятия в вечернее время или в выходные дни — если речь идет о формах обучения, отличных от очной. Психологи, работающие в колледжах и университетах, большую часть времени проводят, читая лекции и проводя исследования, однако иногда они выполняют и административные обязанности.

Согласно Occupational Outlook Handbook, опубликованному Министерством труда США, психологи сегодня работают в условиях тесного сотрудничества с другими специалистами. Они могут консультировать других психологов, врачей, психиатров, физиотерапевтов и т.д., работать в команде. Специалисты отмечают, что психологи часто сталкиваются с давлением — из-за нестандартного графика, сроков сдачи документации и сверхурочной работы. Кроме того, фактором стресса может стать и клиент с трудным характером, и чрезмерно эмоциональная ситуация, которую требуется срочно разрешить. Из колеи могут выбить и собственные проблемы — вот почему психологу важно следить и за своим собственным состоянием, иначе можно столкнуться с синдромом эмоционального выгорания.

Теги: Карьера, работа

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

В48.    Должностные обязанности и условия работы психолога в организации

Должностные обязанности.

Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития работающих. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работ­ника во время работы. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, мало­эффективный труд), определяет пути устранения при­чин, их вызывающих. Дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным на­правлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режи­мов труда и отдыха, улучшению морально-психологи­ческого климата, условий труда и повышению работос­пособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психоло­гическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, за­нимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.


Успешной практической деятельности психолога способствует организация его рабочего места. Психолог должен иметь свой отдельный кабинет. Он должен состоять из нескольких комнат: 1. Рабочего кабинета психолога с сейфом для хранения материалов. Рабочее место психолога должно быть автоматизировано: персональный компьютер с программным обеспечением; фонд психологических методик; закрытые шкафы для хранения психологической информации и документов конфиденциального характера; методические материалы и т.д. 2. Операторского зала, куда помещают всю аппаратуру, обслуживающую сеансы психотерапии (аудиотехника; аудиокассеты с записями психотерапевтического характера; проекционная аппаратура). 3. Психотерапевтического зала — комнаты психологической разгрузки, индивидуального и группового психологического консультирования. Это помещение должно быть оформлено в постельных тонах, успокаивающих оттенках зелёного и голубого в сочетании с тёплым бежевым либо желтым цветом. Плавные линии, не яркий свет, шумоизоляция. Не мало важную роль в кабинете психолога играют температура (оптимальной считается температура от 20 С до 22 С), наличие мебели, способствующей расслаблению, а так же интерьера, создающего иллюзию открытого пространства. Однако наличие рабочего кабинета не означает, что большую часть рабочего времени психолог будет проводить в нем. Необходимо достаточно часто контактировать с людьми на их рабочих местах, быть полноправным членом коллектива и активным участником деятельности организации.



 

в49.    Психологические особенности реализации основных управленческих функций

Функции управления – вид управленческой деятельности (исполняется специальными приемами и способами), а также соответствующая организация работ.

Функции российской школы управления: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, учет и контроль, коммуникация, принятие решений.

Функции управления объединяются процессом выработки и реализации управленческого решения, обладающим универсальными этапами в определенной их последовательности.

Особенность управления обусловливает наличие менеджера –профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему право на выполнение функций по руководству людьми.

Важная особенность функций менеджмента, определенная спецификой российской экономики, состоит в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.

Адаптивность – способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды.

Особенность: система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

Можно выделить три группы психологических эффектов, наблюдаемых в рамках управленческого взаимодействия при реализации функции организации.Психологические эффекты предназначены для создания организационной основы совместной деятельности. Посредством этих методов осуществляется распределение функций, обязанностей, ответственности. Эти методы включают в себя: регламентирование, нормирование, инструктирование.

1. Регламентирование – это закрепление функций или работ за определёнными исполнителями. устанавливается статус звеньев управления, их место в системе взаимосвязи с другими, область автономии.

2. Нормирование — установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности. Результат нормирования – норматив, некоторый стандарт.

3. Инструктирование – ознакомление с обстоятельствами выполнения работ, разъяснением норм, условий реализации нормативных актов. Злоупотребление регламентированием свидетельствует об неадекватной ориентировочной основе в отношении применения методов управления. Эффективное управление предполагает минимизацию воздействия. Избыточность применения любых методов управления не только экономически не выгодна, но и чревата организационными и психологическими последствиями, в частности обесцениванием воздействия. Снижением мотивации собственной активности персонала, его перегрузкой.

 

 

studopedia.net

Условия для успешной деятельности психолога в школе //Психологическая газета


До 1988 года я работала в Научно-исследовательском институте образования взрослых в должности научного сотрудника. Программ занятий с детьми тогда не было. Мы с коллегами сами создавали программы и методики, знакомились с опытом зарубежных коллег, затем – с опытом отечественных психологов. Итоги 30-летней практической работы в школе, детском доме, ППМС центре, интернате, детском саду, педагогическом колледже предлагаем Вашему вниманию.


Психолог в любой ситуации может ускорить поиск решения, выработки стратегии и тактики разрешения проблемы.


Большинство педагогов и родителей считают себя психологами и отчасти это правильно. Если взрослый человек анализ любой напряженной ситуации начинает с анализа своего личного «вклада в создание этой ситуации», то он, конечно, сам себе психолог, а психолог профессиональный может помочь обсудить направление изменения состояния взрослого человека, выработке стратегии и тактики решения сложного вопроса. Многие взрослые-психологи успешно находят выход из сложных ситуаций сами. Однако, если взрослому человеку не удается найти решение проблемы в течение года, то все участники образовательного процесса, ученики, педагоги, родители, чиновники так или иначе оказываются вовлеченными в психодраму педагога или родителя, находящихся в очень напряженном эмоциональном состоянии. Достижение инициатором конфликта катарсиса без профессиональной помощи за короткое время, как показывает мой опыт, невозможно.


Устойчивые позитивные результаты сотрудничества психолога с детьми и взрослыми. Исследование в 1999 году эффективности работы психологов в ППМС центре Красногвардейского района Санкт-Петербурга (руководитель — канд.пед.наук Т.Н.Левашова), одном из первых центров, созданных в Петербурге, показало, что улучшение состояния детей и родителей наблюдалось уже после одного-трех посещений детьми и родителями ППМС центра в 80% случаев. Стоит отметить, что профессионализм коллег этого центра на тот период времени был высочайшим.


В период работы в ППМС центрах в сложных случаях можно посоветоваться с коллегами, одновременно работать с семьей – детьми и взрослыми (например, я и музыкальный терапевт В.М. Элькин), была реальная возможность восстановить силы психологу. Кроме того, в ППМС центре не нужно убеждать родителей в необходимости помощи, родители обратились за помощью сами и настроены на сотрудничество.


Как создать такую атмосферу в школе, систему, чтобы работа психологов была максимально эффективной?


1. Необходима программа работы психологической службы, объединяющая всех участников образовательного процесса.


У взрослых людей свой опыт, ожидания от школы, специалистов, свои критерии их эффективной (неэффективной) работы. Например, ученики, переехавшие из других регионов России, далеко не всегда могут учиться в новой школе (некоторые предметы им не преподавали, или же по каким-то предметам программа предлагалась в упрощенном виде). Нередко создают напряженные ситуации многодетные родители, одаренные-конфликтные родители. Их ключевые слова: «Вы должны…, мы же работаем».


Мы предлагаем программу в новых школах, в школах, расположенных в районе новостройки для 1-11-х классов, адресованную учителям и родителям, педагогам и учащимся, а также администрации школ «Выбор жизненного пути». В начальной школе главный адресат – родители и педагоги, в 5-6-х классах – родители, педагоги и учащиеся. В старших классах все более программа может быть обращена непосредственно к учащимся. Профориентация – заключительный этап работы по программе. Четвертый год работы по этой программе в школе в районе новостроек позволяет находить решение части конфликтов между всеми участниками ОП благодаря этой программе. В настоящее время программа готовится к публикации.


На данном этапе развития психологии возможно и необходимо создание типовых программ для школ, объединяющих всех участников ОП. В соответствии с выбранной школой программой необходима профессиональная помощь — системная работа психологической службы в районе. Желательно создание интернет-ресурсов по типу Википедии, с тем, чтобы родители, психологи, педагоги могли получить профессиональную помощь (статьи по разным вопросам воспитания, причины агрессивного поведения, быстрые способы восстановления хорошего самочувствия, куда направить на консультацию интернет-зависимого ребенка и др.).


2. Взаимопонимание. Ожидания чудес от психолога: «Он может все! Быстро! Он – волшебник, но вынужден, конечно же, скрывать это… может видеть насквозь… Одним взглядом, словом или прикосновением помочь ребенку и взрослому…». «Настоящий психолог» может изменить, помочь, дать совет, показать путь к счастью. И эти ожидания оправданы: это могут сделать сами педагоги и родители при определенном настрое… Свои собственные мечты и возможности они проецируют на психолога.


Участие в работе единой для школы программы дает возможность достигать взаимопонимания, видеть вклад психолога в работу школы, его трудности и совместно искать пути решения проблем.


Психологу всё же важно уметь рассказать о своей работе, показать её эффективность уже в первые два года работы в школе, иначе возникает разочарование в его деятельности. Психолог вынужден демонстрировать эффективность своей работы раз в полгода — раз в год, анализировать условия успеха (доверие, сотрудничество, терпение, профессионализм взрослых) и причины неэффективной работы (эмоциональное выгорание учителей, которое проявляется у преимущественного большинства педагогов уже через 5 лет работы в школе; непрофессионализм родителей, например, усыновили ребенка, а теперь решили вернуть его в детский дом; непрофессионализм педагогов, например, педагог по первому образованию инженер, не педагог, однако, не готов сотрудничать с психологом и педагогами, исходить из интересов ребенка).


3. Объем работы психолога. Если взрослые и дети доверяют психологу, то количество сложных ситуаций в единицу времени в школе так велико, что практический психолог в школе сам «набирает» негатив, не успевая его преобразовать. И уже сам психолог может создавать проблемы своим негармоничным состоянием. Через несколько лет работы в школе преимущественное большинство психологов эмоционально выгорают.


Для успешной работы в школе психолог должен работать 18 часов в неделю, так как встречается с очень сложными историями, с такими, с которыми не всегда справляются и опытные учителя. Психолог должен иметь возможность получить необходимые консультации специалистов в особо трудных случаях. Как учителя готовятся к уроку, так и психологи готовятся к каждой встрече, составляя индивидуальную программу работы с каждым классом, учеником, семьей.


В одной старинной школе с традициями, созданной до войны, я работала три года. Преимущественно, к детям и коллегам относились с уважением и любовью, атмосфера школы была теплая и спокойная. В этой школе я одна успевала откликаться на все запросы родителей, педагогов, учащихся. На второй год работы оказалось возможным также вести уроки психологии в двух классах. А в школе-новостройке и 400 учащихся для одного психолога – много. В такой школе даже опытному психологу нужен куратор в течение 1-2 лет.


4. Видимая для педагогов и родителей результативность работы психолога.


Один из принципов работы психолога – конфиденциальность — затрудняет понимание эффективности работы. В сложных случаях психологическая поддержка учащемуся нужна в течение 2-5 лет. Изменения при этом происходят постепенно, кажется, все идет само собой. Психологу важно показать результаты без ложной скромности: если за 1-2 года удается снизить количество конфликтов и ЧП — это очень хороший результат работы психолога. Этот момент быстро забывается администрацией, педагогами («так и должно быть, само собой прошло»). Если удалось помочь нескольким учащимся, педагогам, родителям, это хороший результат. Этот результат должен быть представлен администрации школы, классным руководителям. Если есть план работы с учеником, семьей, классом, предлагаемый психологом, согласованный и поддержанный администрацией школы и социальным педагогом, это – результат. Если изменений нет, то, обычно, это следствие невыполнения договоренности между всеми участниками ОП. В особо сложных случаях критерием успеха может быть «не стало хуже, остается на том же уровне».


А у администрации школы есть и свои критерии, такие как: «психолог знает, что нужно делать в школе, быстро спланировал свою работу», «не конфликтует», «сумел предотвратить конфликт», «любит детей», «родители приходят на беседу», «некоторые ученики приходят за помощью», «не критикует, а ищет решения», «ни разу никому не отказал в помощи за несколько лет», «не опаздывает» и др.


5. Авторитет психолога в школе. В школе с традициями могли бы работать психологи со стажем 3 года (а до этого времени они могли бы работать помощниками психолога в течение одного-трех лет). Молодые специалисты, оказавшиеся в трудных обстоятельствах, без поддержки администрации и профессионала-психолога теряют свой потенциал, уходят из профессии.


Школьному психологу с любым опытом работы необходимо иметь возможность обратиться за помощью к профессионалам, так как в школе проявлен полный репертуар проблемам, никакой человек не в состоянии быстро найти эффективное решение без профессиональной консультации. Особо следует отмечать такое направление работы психолога как защита прав детей в школе. Желательно успешную работу психолога отмечать на всех уровнях каждые 2-3 года (грамоты, премии, путевки в санаторий и пр.).


Важно учесть специфику работы психолога: это новая область деятельности, многие курсы повышения квалификации для психологов – платные.

Начало конфликта в ожиданиях: «идеальный учитель», «идеальный ученик», «идеальная школа», «идеальный психолог». Если так нас видят «идеальные родители», однозначно, удается быть на заданной родителями и учителями высоте. Ответ на вопрос: «Существуют ли идеальные родители? Педагоги? Психологи? Ученики?», наверное, очевиден. Психологи, как и все люди, совершают ошибки и исправляют их.


Психолог иногда предлагает школе больше, чем она готова принять. Оказав первую необходимую помощь, психолог переходит в другое образовательное учреждение, где он необходим.


6. Разделение ответственности. Если ведется системная работа в школе, то конфликты преимущественно возникают с теми взрослыми (родителями и педагогами), которые отсутствуют на родительских собраниях, педсоветах, в тех классах, в которых классный руководитель держит психолога на расстоянии и не приглашают психологов на родительские собрания. Эти взрослые склонны по разным причинам драматизировать проблемы. Более того, если еще только маячит возможность разрешения конфликта, психолог и педагоги предлагает реальную помощь, родители иногда еще больше «расширяют свое поле деятельности». Такие безответственные родители (взрослые) должны быть предупреждены о юридической ответственности за оговор, дискредитацию специалистов.


7. Новые подходы в психологии. Огромным потенциалом обладает арт-психология, арт-педагогика, арт-терапия. Эти направления работы, органично включенные в работу школы, могут существенно снизить эмоциональное выгорание психолога, педагогов, помочь установлению контактов между педагогами и специалистами, поддерживать учащихся. В тех школах, где уроки музыки, технологии, изобразительного искусства занимают достойное место, ученикам и родителям просто откликнуться на поддержку арт-психолога. В таких школах психологу (учителю) практически нет необходимости «усыновлять» ученика, группу, класс, работая с ними до момента видимых позитивных перемен – ученики справляются сами, ведь им знаком язык души: музыка, образ.


Публикации


1. Материалы конференции «Инновации петербургской школы» в 2009 г. -Комитет по образованию Санкт-Петербурга, 2009.


2. Сальникова Н.Е. «Модель психологической службы «Экология человека» в современном образовательном учреждении». — Ж.«Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования». № 3, 2010 (effektiko.ru), стр.78-91.


3. Сальникова Н. Е. Работа с детьми. Школа доверия. Спб.: «Питер», 2003.


4. Сальникова Н. Е., Золотова Е. В. Выбор жизненного пути: «Проект Твоей Жизни». – Материалы V Всероссийской научно-практической (заочной) конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» 4-5 апреля 2016 г., Спб.


5. Сальникова Н. Е. Счастливый случай или психология для жизни, Саарбрюкен (Германия): Другое решение, 2014, (на рус.яз.), 141 с.  URL: http://www.zhivoeozero.ru.


6. Сальникова Н. Е. Психология будущего сегодня. Психологическая служба в образовательном учреждении (1988-2014 гг.). // PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2014. – № 3.sr.; URL: pem.esrae.ru/4-22.


7. Сальникова Н. Е. «Профилактика суицидов. 12 советов молодому психологу». — Интернет, октябрь, 2014.


8. Сальникова Н. Е. Сайт «Живое озеро. Институт Семьи», 2012–2016.  URL: http://www.zhivoeozero.ru.

psy.su

Условия работы | Психолог Елена Ефимова

                                Терапевтический контракт на работу с клиентом – что это?
Контракт является, по сути, договором в устной форме, позволяет создать оптимальные условия для продуктивной работы, позитивных изменений клиента, вносит ясность и задает границы клиент — психолог. Эти границы могут вызывать поначалу легкое напряжение, но зато внутри них – спокойно и безопасно.
Может выдаваться также в бумажном виде в конце первой сессии – это дополнение я внесла в свою работу, проанализировав свой практический опыт. Вот эти пункты —

1. Регламент взаимоотношений
— Конфиденциальность информации, рассказанной клиентом
— Запрет нанесения физического ущерба друг другу, себе и имуществу
— Запрет на сексуальные и иные, кроме терапевтических, отношения между терапевтом и клиентом
Клиент отвечает за: 
конструктивное использование (или неиспользование) времени сессии;
готовность (или неготовность) рисковать и открываться перед психологом;
чувства и эмоции, которые он переживает в процессе сессии и после неё;
готовность (или неготовность) переживать дискомфорт, связанный с необходимостью изменений;
выполнение (или невыполнение) рекомендаций психолога;
применение (или неприменение) в жизни знаний и умений, полученных в процессе консультирования, а значит, за достижение (или не достижение) поставленных целей;
Психолог отвечает за:
свой профессиональный уровень;
соблюдение основных правил и принципов консультирования;
предоставление психологической помощи в атмосфере уважения;
достоверность информации, предоставляемой клиенту;
предоставляемую информацию о диагнозе и направленности психологической работы, включая методы психотерапевтической работы;
анализ происходящего в процессе сессии;
соблюдение временных рамок сессии;
соблюдение графика работы и заранее спланированную отмену или перенос сессии при объективной необходимости.

2. Регламент работы
Встречи (сессии) проводятся один (реже два) раза в неделю, длятся от одного до двух часов (сдвоенная сессия возможна) максимум и имеют зафиксированный день недели, время и место проведения. Если клиенту требуется экстренная поддержка по телефону (длительностью от 5 до 30 минут), то он вправе позвонить психологу. В этом случае время работы психолога будет оплачено в двойном размере.

3. Оплата
Перед второй встречей клиент оплачивает вторую и последнюю встречу вперед, исходя из стоимости за 1 час. Деньги за пропущенную встречу/сессию, если клиент не предупредил об отмене или переносе более чем за двое суток, не возвращаются. В случае экстренных ситуаций (внезапная болезнь) этот момент оговаривается, возможны исключения. Сессия, пропущенная психологом без предварительного согласования, переносится на другое время и проводится бесплатно.

4. Окончание или перерыв в работе
Если клиент решает прервать или закончить работу, он обязуется прийти на одну заключительную встречу/сессию для завершения терапии, это очень важно!

5. Количество встреч и разграничение запроса клиента
Количество встреч, необходимых для разрешения задачи клиента. Иногда, прямо на первой встрече, количество необходимых встреч очевидно, а иногда, чтобы определиться, нужно смотреть динамику изменений. Во втором случае, мы договариваемся о первоначальном количестве встреч, после, или в процессе которых принимается дальнейшее решение.

Для чего нужен контракт.
Сам контракт является частью терапии. Даже просто заключение и соблюдение контракта имеет лечебные свойства для клиента. Почему?
Контракт помогает преодолевать естественное сопротивление изменениям
У человека всегда есть та часть, которая сопротивляется изменениям, даже, если эти изменения хорошие. Для этой части главное – чтобы все было так, как было!
И обычно, когда клиент близко подходит к изменениям, к решению своей проблемы, он испытывает бессознательный страх. В этот момент он начинает сопротивляться наступающим изменениям и стремится прервать терапию.
Например, опаздывает, забывает о встрече, неожиданно заболевает, злится на терапевта и т.п. Если клиент прекращает терапию в такой момент, то лечение идет «коту под хвост», а проблема остается вместе с клиентом.
Контракт же удерживает клиента в такой момент, подвигая все же прийти на встречу, обсудить происходящее, преодолеть страх, и совершить нужные изменения.
Контракт создает безопасную и поддерживающую атмосферу для работы
Когда рамки строго оговорены и четки, то внутри этих рамок — ясно, безопасно и свободно. И наоборот, якобы свобода и неопределенность контракта  делает жизнь внутри в лучшем случае, небезопасной, хаотичной и неэффективной.
Контракт поможет чувствовать себя свободнее клиенту, который опасается, что терапевт откажется от него, когда узнает поближе.
Клиенту, склонному при малейшей тревоге разрывать отношения контракт поможет удержаться в терапии, даст возможность разобраться с этой тревогой.
Без контракта
Бывает, клиент не хочет соблюдать контракт — с самого начала, и тогда я просто с ним не работаю, или, в момент нарушения ИМ условий контракта.
Нежелание договариваться или нежелание нести оговоренную ответственность за нарушение заключенного, пусть и устного, договора, по моему мнению, и мнению профессионального сообщества психотерапевтов во всем мире, всегда связано с проблемностью личных границ клиента и его трудностью принятия своей части  ответственности, что влачит за собой в его жизни шлейф серьезных проблем в отношениях.
Именно поэтому в вопросах контракта нужно держать границу. Позволение же клиенту нарушать свою небольшую, в сущности, часть договора, может продлить  «работу», однако является вредным для клиента шарлатанством.

Жми сюда,
если нравится

www.elenaefimova.ru

Условия труда Педагога-психолога

Обзорная характеристика условий труда Педагога-психолога

Микроклиматические условия труда Педагога-психолога:
  • в помещении, мобильный.
Режим труда Педагога-психолога:

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В рабочее время в зависимости от занимаемой должности включается:

  • учебная (преподавательская),
  • воспитательная работа,
  • индивидуальная работа с обучающимися,
  • научная работа,
  • исследовательская работа,
  • а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом:
    • методическая,
    • подготовительная,
    • организационная,
    • диагностическая,
    • работа по ведению мониторинга,
    • работа, предусмотренная планами воспитательных мероприятий, проводимых с обучающимися,
    • работа, предусмотренная планами физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых с обучающимися,
    • работа, предусмотренная планами спортивных мероприятий, проводимых с обучающимися,
    • работа, предусмотренная планами творческих мероприятий, проводимых с обучающимися,
    • работа, предусмотренная планами иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Профессиональные вредности:

….

Социальные условия труда Педагога-психолога:
  • межличностное взаимодействие частое по типу «вместе»

Социально-психологические интересы и способности Педагога-психолога:

1. Доминирующий способ мышления Педагога-психолога:

2. Область базовых знаний Педагога-психолога № 1 и их уровень:

3. Область базовых знаний №2 и их уровень:

4. Доминирующий интерес Педагога-психолога:

5. Дополнительный интерес Педагога-психолога:

Профессиональная направленность Педагога-психолога:

pplusk.ru

Должностная инструкция педагога-психолога

Должностная инструкция педагога-психолога

  1. Общие положения

1.1  Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность педагога-психолога.

1.2  Педагог-психолог относится к категории специалистов.

1.3  Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя образовательного учреждения.

1.4  Взаимоотношения по должности:






1.4.1

Прямое подчинение

Руководителю образовательного учреждения

1.4.2.

Дополнительное подчинение

Заместителю руководителя

1.4.3

Отдает распоряжения

‑‑‑

1.4.4

Работника замещает

Лицо, назначенное в установленном порядке

1.4.5

Работник замещает

‑‑‑

  1. Квалификационные требования педагога-психолога:






2.1

образование

высшее профессиональное образование

2.2

опыт работы

От 2 лет

2.3

знания

Конституцию Украины.

Законы Украины, постановления и решения Правительства Украины и органов управления образованием по вопросам образования.

Конвенцию о правах ребенка.

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты.

Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.

Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики.

Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения.

Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2.4

навыки

работы по специальности

2.5

дополнительные требования

Педагогический стаж

  1. Документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога

3.1 Внешние документы:

Законодательные и нормативные акты,  касающиеся выполняемой работы.

3.2 Внутренние документы:

Устав образовательного учреждения, Приказы и распоряжения директора образовательного учреждения; Положение о подразделении, Должностная инструкция педагога-психолога, Правила внутреннего трудового распорядка.

  1. Должностные обязанности педагога-психолога

Педагог-психолог:

4.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях.

4.2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.

4.3. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.

4.4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).

4.5. Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

4.6. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.

4.7. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников).

4.8. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.

4.9. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

4.10. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску.

4.11. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

4.12. Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

4.13. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

  1. Права педагога-психолога

Педагог-психолог вправе:

5.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

5.2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

5.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

5.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя учреждения).

5.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

  1. Ответственность педагога-психолога

Педагог-психолог несет ответственность:

6.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.

6.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.

6.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.

  1. Условия работы педагога-психолога

7.1. Режим работы педагога-психолога определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

7.2. В связи с производственной необходимостью педагог-психолог может направляться в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

  1. Условия оплаты труда

Условия оплаты труда педагога-психолога определяются в соответствии с Положением об оплате труда персонала.

9 Заключительные положения

9.1   Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится у Образовательного учреждения, другой — у работника.

9.2   Задачи, Обязанности, Права и Ответственность могут быть уточнены в соответствии с изменением Структуры, Задач и Функций структурного подразделения и рабочего места.

9.3   Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом генерального директора образовательного учреждения.














Руководитель структурного подразделения




(подпись)

(фамилия, инициалы)

СОГЛАСОВАНО:


Начальник юридического отдела





(подпись)

(фамилия, инициалы)





00.00.0000






С инструкцией ознакомлен:




(подпись)

(фамилия, инициалы)


00.00.00


trudova-ohrana.ru