Установка это в психологии: Установка — Психологос

Установка — Психологос

Установка — ситуативно (видением) сформированная общая программа (направление) поведения. Это состояние готовности, предрасположенности человека к определенной программе поведения в конкретной ситуации.

«Даю установку» — значит «даю целостную, общую программу поведения». Отношение и действия.

«Я решил» — практически то же самое, что «сформировал видение, отношение и установку — программу действий».

Виды установок

Установки могут быть ситуативными или фиксированными (в зависимости от продолжительности действия) и направленными и ненаправленными.

Ситуативная установка — это установка, действующая однократно в данных условиях.

Фиксированная установка — это стабильная, длительная установка.

Ненаправленная установка — установка не имеющая узкого конкретного направления (хочу из Москвы).

Направленная установка — конкретная установка, имеющая четкое направление (хочу в Орел)

Установка может быть заложена в результате процесса обучения или сформирована в результате жизненного опыта.

Иллюстрации

Допустим, я , будучи неуверенным в себе человеком, прочитала умную книжку и узнала, что оказывается, чтобы быть успешным человеком нужно быть уверенным в себе. И вот теперь у меня есть установка: «когда я буду на работе — я буду вести себя уверенно». Это — вариант ненаправленной установки, ведь я не задумываюсь, как конкретно вести себя — уверенно-как? То ли выступать на аудитории по делу без дела, то ли не бояться спорить с начальством, то ли уметь принимать решения и не сомневаться в них.

Если я прочитал еще более умную книжку — и понял, что мне нужно научиться выступать побольше на аудитории — и тогда я буду выглядеть уверенно — у меня уже есть направленная установка «Буду на работе — буду много говорить перед коллегами, делать всевозможные объявления и т.д.».

Формы

Установки бывают сознательные, неосознанные и бессознательные.

  • Неосознаваемые простейшие установки,
  • более сложные социальные установки,
  • ценностные ориентации личности.

Близкие понятия

Аттитюд — готовность к выполнению какого–либо действия. Специфический образ, программа действий, который человек реализует или хочет реализовать в конкретной ситуации.

Внушение — словесное вставление в партнера формул, взглядов, позиций, установок и программ поведения.

Отношение — изменение функционального (физического и душевного) состояния человека в связи с ситуацией. Напрямую с действиями и активностью Отношение не связано.

Мы можем иметь одно, в целом негативное отношение к человеку, и при этом множество (возможно даже исключающих друг друга) к нему установок — в различных конкретных ситуациях.Например, известный парадокс Ла Пьера, когда хозяин одной гостиницы, в целом негативно относясь к китайцам, все же принимал их в своей гостинице. Наличие отрицательного или положительного отношения — это фон, условие, но еще не обязательная причина поведения.

Предубеждение — это верование, которое было сформировано заранее, до того, как событие произошло. Предубеждение может быть как с уклоном в отрицательную сторону так и в положительную. Как и верование, не имеет в основе логические доводы, в отличие от убеждения.

Привычка — поведенчески (повтором) сформированная конкретная программа поведения. То, что совершается полностью на автомате в определенных условиях. Это не состояние, а закрепленные повтором действия (умения и навыки). Привычка дольше вырабатывается и более ригидна, труднее меняется.

Чувства — устойчивое, стабильное изменение физического и душевного состояния человека для решения жизненных задач.

Эмоции — ситуативное изменение физического и душевного состояния человека для решения жизненных задач.

Установка человека в психологии, что это такое?

Установка человека в психологии, что это такое? Определение и тезисы. Эксперимент Узнадзе. Оптимизм и смыслообразование. Когнитивный консонанс. Функции.

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы с Вами продолжаем изучать психологию личности и рассмотрим еще один психический феномен под названием «Установка».

 


Блок 1. Установка. Определение и тезисы.

Установка – это занятая субъектом позиция, преломляющая восприятие мира, которая характеризуется определенным дифференцированным отношением к собственным целевым результатам, сопровождается ожиданиями, внутренней мобилизацией и готовностью к осуществлению деятельности в виде намерения.

Основные тезисы.

  1. Установка находится в базисе целепостановки.
  2. Установка предполагает осуществление действий.
  3. Целевое действие определяется установкой.
  4. Установка всегда эмоционально окрашена.
  5. В основе установки присутствует ключевое (опорное) убеждение или верование.
  6. Установка — это предварительная готовность к целевому поведению.
  7. Установка может не осознаваться субъектом, носить скрытый характер.
  8. Установка соотносится с двумя мотивами: движение к удовольствию и движение от боли.
  9. Установка сцеплена с ожиданиями, прогнозом, видением.
  10. В основе установки находятся стереотипы (двигательные, когнитивные, эмоциональные, социальные).

Блок 2. Установка. Эксперимент Д. Н. Узнадзе.

Дмитрий Николаевич Узнадзе (Узнадзе Д. Н. Психология установки. — СПб: Питер, 2001. — 416 с. ) в течении своей научной карьеры серьезно занимался данной тематикой. Так в эксперименте испытуемым давали в каждую руку по шару. Один из шаров всегда был тяжелее и его давали каждый раз только в одну руку. Осуществляли серию из нескольких подобных вручений, после чего внезапно в каждую руку давали шары одинакового веса, при этом испытуемые не знали этого обстоятельства, и для них ничего не поменялось в восприятии, по-прежнему, в одной руке шар воспринимался тяжелее другого. Не смотря на тот факт, что в действительности шары были равными по весу и объему. Испытуемые помнили, что тяжелый шар всегда был в одной руке, и это воспоминание оказывало решающее воздействие на восприятие, искажая реальность.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО «Переговоры с покупателем. Как преодолеть возражения по цене?!»

ЗАКАЗАТЬ услугу по переговорам

Блок 3. Установка.  Оптимизм и смыслообразование.

 Установки в жизни человека играют важную роль. Благодаря установкам, человек конструирует свое поведение. Установки в основе своей имеют убеждения и верования личности. Субъект склонен рассматривать будущее, как возможность для себя извлечь, получить, сохранить доступ к целевым ресурсам. Можно привести примеры установочного отношения человека, связанного с оптимизмом и уверенностью в реализации целей.

  1. Установка сотрудника компании ходить на работу предполагает получение 2 раза в месяц заработка и дополнительно премий.
  2. Установка студента сдать успешно сессию связана с целью перейти на следующий курс.
  3. Установка ребенка быстрее стать взрослым предполагает убеждение, что когда он вырастет, то сам будет принимать решение съесть за раз килограмм конфет.
  4. Установка ученого разработать концепцию предполагает стремление получить подтверждение общественности и обрести истинное понимание.
  5. Установка бизнесмена тяжело трудиться связана с намерением получить прибыль.

Подобный оптимизм в ожидании достичь цель способствует смыслообразованию. Благодаря оптимистическим прогнозам и установкам человек склонен заниматься той или иной деятельностью. При отсутствии оптимизма у индивида теряется внутренний смысл последующих поступков, и поэтому субъект избегает такого рода деятельность. Даже в тех случаях, когда человек рассуждает, как пессимист и у него негативный прогноз оценки собственных поступков или действия со стороны «СВОИХ», то в действительности он также оптимистичен в своем пессимизме, т.е. рассчитывает получить пусть и негативный результат, который подтвердит его убеждения – верования.

Пример.

  • Если учащийся плохо подготовился к экзамену и его установка правдивая, а не замаскированная для «социума», что он наберет низкий балл, то он проявляет оптимизм в своем пессимизме. При этом на экзамене существует небольшой процент вероятности, что оптимизм пессимиста окажется не подкреплен окружающей средой и на экзамене ему удается набрать высокий балл. Отсюда порой возникают верования у учащихся, что при отсутствии готовности судьба дарит «подарки» в форме легких билетов, а при тяжелой упорной работе судьба «наказывает» низким баллом. Это верование может стать основой установки впредь не готовиться упорно к сдаче экзамена.

Оптимизм человека связан как с получением доступа к одним ресурсам, так и с неполучением доступа к другим ресурсам. Очевидно, что оптимизм далеко не всегда подкрепляется и результаты, полученные людьми, отличаются от установочных. Степень оптимизма предположительно находится в обратной пропорциональной связи с дифференцированностью когнитивной модели мира.

 Что понимается под этим?

Чем проще человек относится к явлениям окружающей действительности, с которыми он вступает во взаимодействие, в связи с усеченной когнитивной моделью мира, тем с большим оптимизмом он рассчитывает получить доступ к целевым ресурсам. И соответственно, тем выше вероятность оказаться в итоге без доступа к ресурсам.

Подобная идея может противоречить бытовым примерам из жизни, единичным событиям. Однако на протяжении длительного периода и многократных жизненных ситуациях это находит свое подтверждение.

Чем более выражена дифференцировка модели мира субъекта, тем меньше у него оптимизма в получении доступа к целевым ресурсам, что в итоге приводит к пересмотру своих установок, их корректировке и как следствие получении доступа к большинству целевых ресурсов. Знаменитая фраза: «У меня все под контролем», — являющаяся верхней планкой оптимизма свидетельствует о «размытой» картине мира, отсутствии понимания большого количества разграничительных признаков. Что в итоге нередко заканчивается полным фиаско. Стоит заметить, что с уровнем развития умственных способностей вероятность использования такой фразы человеком заметно снижается.

Причиной, порождающей оптимизм, является уверенность в истинности собственной виртуальной модели будущего. Человек пребывает зачастую в иллюзии того, что он знает, как будет работать система.


Блок 4. Установка. Когнитивный консонанс.

В основе установок человека присутствует определенная логика, однако законы подобной личностной логики порой отличаются от законов формальной логики.

Прочитать статьи про формальную логику можно по ссылкам:

  1. Понятие в логике Аристотеля. Краткий курс для менеджеров.
  2. Суждения в логике Аристотеля. С примерами из жизни менеджеров.
  3. Дедуктивные умозаключения! Индуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. Примеры. Логика Аристотеля.
  4. Разбираем 4 закона логики Аристотеля с примерами для менеджеров!

Психологи выделяют явление под названием когнитивный консонанс. Это внутренняя согласованность человека по конкретному вопросу. Это последовательная и непротиворечивая аргументация человеком своего выбора, как это понимает сам субъект. Это ответ на вопрос для самого себя: «Почему я так думаю, действую, ожидаю получить конкретный результат».

Если ход рассуждений человека по определенному вопросу будет анализировать искусственный интеллект с встроенным абсолютно точным блоком законов современной математической логики, то выводы окажутся для наблюдаемого неутешительными. Структура внутренних рассуждений человека чаще всего наполнена противоречиями и рассогласованиями. Но незнание проблем с логикой создает иллюзию и порождает установки с «битыми пикселями». Более того, даже знание о допущенных логических нарушениях не означает, что человек решит отказаться от своих неточных убеждений и верований, а значит предпосылки установок окажутся прежними.

Вместе с тем вряд ли будет справедливой критика отдельно взятого человека его установок, допустим по вопросу защиты от коронавируса COVID—19, когда убеждения оппонента могут просто не совпадать с нашими убеждениями. Уверенность в безупречности своих установок не является свидетельством безупречности математической логики в основе собственных установок. Если у человека присутствует самокритика и он допускает собственные заблуждения, то он открыт для новой информации. Если человек категоричен и верит в информацию, присутствует верование, то его установки трудно изменить и это путь к радикальным поступкам.

Что такое верования (не религиозная вера) можно прочитать здесь: Верования человека. 13 фактов. 7 примеров! Психология для непсихологов.

Узнать подробности про убеждения человека здесь: 10 топ-приемов, как изменить убеждение человека в переговорах!


Блок 5. Установка. Функции.

5.1. Инструментальная.

Установка с целью получить ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ   и избежать ПРОБЛЕМЫ. Человек использует установки в прагматических целях, в своей обычной жизни. Установка взять сковородку с горячей плиты за ручку с термоизоляцией помогает избежать ожоги. Установка пожарить в сковородке яйца способствует избавлению от голода.

5.2. Информационная.

Установка знакомиться с новой информацией определенным образом (чтение книг, просмотр новостных агрегаторов и видео-каналов в инете) с целью научиться делать что-то новое или просто расширить свой кругозор.

5.3. Ценностная.

Установка помогать свои друзьям, если они оказались в беде, отражает ценностный характер таких установок. Система ценностей, моральные установки решающим образом влияют на характер поведенческих и эмоциональных реакций.

5.4. Защитная.

Установка не вступать в открытый конфликт с очень агрессивным человеком позволяет сохранить здоровье и даже жизнь. Установка защищать свои интересы при столкновении с административной системой позволяет сохранить свой статус-кво. Установка обижаться на вербальную агрессивную атаку близкого человека позволяет уменьшить глубину разрушающего воздействия на структуру своей личности. Установка и психологические защиты тесно взаимосвязаны.

Прочитать статью про психологические защиты можно по ссылке: 52 фразы психологической защиты!

5.5. Социальная.

Установка быть частью группы «СВОИ» играет крайне важную роль в социализации общества.  Принадлежность к «пещере», кланам, государствам, нациям, командам, а также прочим большим и малым группам по определенным признакам позволяет личности проводить самоидентификацию и проявлять смысл своей жизни. Благодаря социальным установкам мы находим себе место в обществе, род занятий, компанию людей, разделяющих наши интересы.

Узнать подробности — тренинги по продажам!

ЗАКАЗАТЬ тренинг по продажам

И в заключении, установка может быть неосознаваемой. Когда субъект на основании прошлого реального опыта, вытесненного в подсознание, а в некоторых случаях, на основании искаженных следов памяти, когда происходит реконструкция прошлых событий, готов действовать определенным образом, совершать поступки в определенном направлении. При этом наличие такой неосознаваемой установки предопределит будущую деятельность человека, а субъект будет рационализировать ситуацию и подбирать подходящие объяснения. Надо ли говорить, что это будут ложные объяснения, и сам человек будет в неведении относительно данной лжи.

Перейти на сайт «Психолог Якимов Владислав»


Тема про установки мной не раскрыта полностью в данной статье, потому что есть ограничения по формату, и если у Вас остались вопросы, то пишите в комментариях, с удовольствие на них отвечу! И ставьте лайки, добавьте позитива в жизни! Друзья, пожалуйста поделитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией!  Подпишитесь на меня для того, чтобы на постоянной основе получать доступ к полезной и умной информации в области психологии и переговоров!

Все статьи сайта

Друзья! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы прочитать новые статьи в блоге и присоединяйтесь к 2811 остальным подписчикам! Обещаю! Никакого спама!

Имя *

Адрес электронной почты *

Политика конфиденциальности * ознакомлен(а)

Восходящая обработка: определение и примеры

Восходящая обработка начинается со стимула в реальном времени, такого как громкий звук рожка или запах кофе, который приводит к анализу.

Задумывались ли вы когда-нибудь, как ваш мозг воспринимает, воспринимает и интерпретирует поступающие данные?

Один из способов осмысления мира — это психологическая стратегия, называемая процессингом «снизу вверх».

Эта стратегия начинается вне нас — с внешних данных, таких как прохладный ветерок, мерцающий свет или проносящийся мимо автомобиль. Затем эта сенсорная информация попадает в ваш мозг, где она анализируется.

Процессинг «снизу вверх» — это психологическая стратегия, впервые определенная в 1960-х годах американским психологом Джеймсом Дж. Гибсоном. Этот процесс считается одним из основных способов познания окружающего мира.

Это называется «снизу вверх», потому что оно начинается с внешнего раздражителя, такого как дерево или запах печенья, а затем эта сенсорная информация перемещается в мозг для анализа.

Например, если вы внезапно почувствуете сладкий запах шоколада, доносящийся по дому, вы можете определить, что кто-то в вашем доме печет печенье с шоколадной крошкой.

Чтобы определить это, вам не нужен никакой другой контекст или информация — вы просто используете сладкий запах (стимул или необработанные данные) для анализа. Ваше восприятие не требовало предварительного знания о том, что кто-то печет печенье.

В целом восходящая обработка включает следующие этапы:

  • получение новой сенсорной информации
  • сенсорные рецепторы посылают сигналы в мозг
  • мозг формирует восприятие посредством этих сигналов

Через несколько лет после появления концепции восходящей обработки британский психолог Ричард Грегори предложил «нисходящую» обработку в качестве аналога восходящей. Эти две теории обычно преподаются бок о бок.

В течение многих лет исследования восходящих и нисходящих процессов проводились отдельно. Однако в реальном мире эти две стратегии динамически взаимодействуют, помогая нам понять мир вокруг нас.

Восходящее — это редукционистская теория, то есть она начинается с наблюдения самых основных частей понятия. Противоположностью редукционизму является теория холизма, которая представляет собой теорию обработки «сверху вниз».

При нисходящей обработке мозг использует гипотезы или теории, чтобы заполнить пробелы. Таким образом, в то время как восходящая обработка опирается только на сенсорные данные, нисходящая обработка начинается со всей картины. Это также зависит от контекста, предыдущих знаний и ваших ожиданий.

Например, вы когда-нибудь читали абзац, где каждое слово написано совершенно неправильно, но вы легко можете прочитать, что там написано? Хотя отдельные слова выглядят бессмысленно, вы можете использовать более широкий контекст, чтобы понять их. Это обработка сверху вниз.

Вот ключевые различия между двумя стратегиями:

  • Обработка снизу вверх : начинается со стимула, проходит через органы чувств и работает вверх по направлению к мозгу, где он анализируется.
  • Обработка сверху вниз : является целостной и вытекает из общей картины. Он использует контекстные подсказки, прошлый опыт, ожидания и предшествующие знания, чтобы прийти к анализу.

Исследования показывают, что эти два процесса контролируются разными сетями мозга. Восходящая система использует вентральную лобно-теменную сеть, тогда как нисходящая система использует дорсальную лобно-теменную сеть. Мы используем обе стратегии в течение дня.

Дождь идет!

Вы выбегаете за дверь, чтобы пообедать с другом. Когда вы идете к своей машине, свежий ветер дует вам в лицо. Небо темное, и вы слышите гром. Лучше возьмите зонт!

В данном случае ваши органы чувств уловили темное небо, гром и ветер. Вы сделали быстрый анализ того, что будет дождь и что вам следует взять зонтик.

Б или 13?

«Б или 13?» является часто используемым примером для демонстрации разницы между стилями обработки снизу вверх и сверху вниз.

Допустим, на странице есть две отметки. Одна представляет собой прямую линию вверх и вниз, а другая — линию, изогнутую дважды, как два сложенных полукруга. Между двумя фигурами очень мало места.

При восходящей обработке можно сразу предположить, что это B. Вы видите, что фигура выглядит так, как вы ожидаете от буквы B, поэтому вы предполагаете, что это B. 13. Это будет использовать обработку сверху вниз, потому что мозг использовал контекстуальные подсказки, чтобы определить, является ли фигура буквой B или 13.

Прозопагнозия (лицевая слепота)

Прозопагнозия, или лицевая слепота, представляет собой неврологическое расстройство, характеризующееся неспособностью узнавать знакомые лица. В некоторых случаях люди с прозопагнозией не могут распознать собственное лицо.

Лицевая слепота — это демонстрация восходящей обработки данных. Люди с этим расстройством могут наблюдать черты лица, такие как карие глаза или маленький нос, и знать, что это «лицо». Но они не могут определить, кому он принадлежит, потому что у них нет возможности выполнять обработку сверху вниз.

Оливер Сакс, британский невролог, известный своим успешным лечением людей с «сонной болезнью», жил с прозопагнозией.

«Ощущение» — это восходящий процесс, с помощью которого наши органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание и вкус — получают и передают внешние раздражители.

«Восприятие» — это нисходящий механизм, который наш мозг использует для организации и интерпретации данных, которые мы помещаем в контекст.

При восходящей обработке ощущение и восприятие по сути одинаковы. Другими словами, мы воспринимаем предметы с помощью ощущений, а не с помощью наших концептуальных идей.

При нисходящей обработке восприятие и ощущение разделены. Сначала мы используем контекст и ожидания для создания целостного восприятия мира, а затем начинаем фокусироваться на более мелких деталях, используя ощущения.

Каждый день мы используем обработку информации как снизу вверх, так и сверху вниз, чтобы понять мир вокруг нас.

«Снизу вверх» — это стратегия обработки в реальном времени, которая позволяет вам понять свое непосредственное окружение. Без каких-либо предварительных ожиданий или контекста вы можете быстро воспринимать то, что находится прямо перед вами — например, дождевое облако или мчащуюся машину — и затем анализировать это, чтобы принимать соответствующие решения.

Затем мы используем нисходящую обработку, чтобы добавить контекстуальные подсказки, что дает нам более точную картину того, что мы переживаем. Оба типа обработки важны и используются бок о бок.

Обработка снизу вверх и сверху вниз

Все мы учимся по-разному. Некоторые люди предпочитают начинать с самого начала и идти до конца, в то время как другим нравится сначала решать самые большие и сложные задачи, что создает постоянный набор исследований и споров в психологии. Кроме того, когда дело доходит до изучения психологии, есть две критически важные концепции: обработка снизу вверх и обработка сверху вниз. Что они собой представляют и как их отличить? Давайте взглянем!

Объяснение обработки информации снизу вверх

Теория обработки данных снизу вверх была разработана психологом Э. Дж. Гибсоном, который заложил прочную основу для понимания человеческого восприятия. Вместо того, чтобы находиться под влиянием обучения и контекста, Гибсон рассматривал восприятие как процесс «что видишь, то и получаешь» и утверждал, что ощущение и восприятие являются синонимами.

Теория Гибсона известна как экологическая теория восприятия, потому что она предполагает, что обработка может быть понята только во взаимодействии со стимулами окружающей среды. Обработка снизу вверх, как он теоретизировал, работает следующим образом:

  1. Мы получаем информацию о нашем окружении, например, об уровне освещенности из нашего окружения.
  2. Эти сигналы доставляются на сетчатку.
  3. Эти сигналы преобразуются в электрические импульсы, которые затем могут быть переданы посредством трансдукции.
  4. Электрические импульсы проходят через зрительные пути к мозгу, где они попадают в зрительную кору и формируют наше зрительное восприятие.

Этот минималистский подход к пониманию восприятия является примером. Восходящая обработка деконструирует восприятие, а не рассматривает его целостно, включая то, как сенсорная информация, визуальные процессы и ожидания влияют на то, как мы видим мир.

Реальные приложения

Иллюзии видения

Хотя эти два процесса часто представляются как противоположные теории, они оба играют решающую роль в восприятии. Опыт визуальных иллюзий, например, может продемонстрировать, как восходящие и нисходящие процессы влияют на то, как мы воспринимаем мир.

Вы, наверное, видели несколько визуальных иллюзий, в которых случайные чернильные капли сначала кажутся неоднозначными, но через мгновение начинают напоминать лицо. Эти чернильные капли продолжали бы выглядеть как случайные фигуры на бумаге, если бы мы использовали только обработку снизу вверх.

Однако из-за того, что наш мозг устроен так, чтобы распознавать лица, и из-за нисходящих процессов мы, скорее всего, начнем видеть человеческое лицо в этих неоднозначных формах.

Повреждения и расстройства головного мозга

Прозопагнозия, также известная как лицевая слепота, представляет собой неврологическое расстройство, при котором люди не могут узнавать знакомые лица, в том числе свои собственные. Люди испытывают функциональные ощущения, но неполное восприятие, в то время как другие аспекты визуальной обработки и когнитивного функционирования остаются незатронутыми.

Пациенты могут видеть знакомые лица, но не могут их узнать. В этом случае восходящая обработка по-прежнему работает, но отсутствие нисходящей обработки не позволяет им связывать то, что они видят, на основе данных, хранящихся в их памяти. Это демонстрирует важность обоих процессов в формировании нашего перцептивного опыта.

Что такое обработка снизу вверх в контексте подготовки к обучению?

Процессинг «снизу вверх» также может быть стратегией подготовки к учебе, которая фокусируется на освоении содержания, а не на отработке стратегии сдачи теста. Философия этой восходящей обработки заключается в том, что если вы знаете материал вдоль и поперек, вы хорошо сдадите экзамены, независимо от формата или типа вопросов.

Недостатком этого подхода является то, что на освоение всего содержимого может уйти много времени, и у вас может не хватить времени на отработку навыков прохождения теста. Кроме того, если вы столкнетесь с вопросом в тесте, на который не знаете, как ответить, у вас может не быть никаких стратегий, к которым можно было бы вернуться. Тем не менее, некоторые студенты по-прежнему предпочитают этот подход, поскольку он позволяет им сосредоточиться только на усвоении материала. В конце концов, вам решать, какая стратегия подготовки лучше для вас.

Что такое обработка сверху вниз?

Восприятие при нисходящей обработке начинается с наиболее общего и переходит к более детальному. Наши ожидания и предварительная информация сильно влияют на это восприятие. Проще говоря, ваш мозг использует то, что ему известно, чтобы заполнить пробелы и предвидеть, что произойдет дальше.

Например, если половина ветки дерева скрыта, у вас обычно есть хорошее представление о том, как она выглядит, даже если другая половина не видна. Это потому, что вы уже знаете, как выглядят деревья.

Работая сверху вниз от первоначальных впечатлений к конкретным деталям, обработка информации сверху вниз позволяет нам осмысливать информацию, уже полученную нашими органами чувств.

Почему мы используем обработку сверху вниз?

Нисходящая обработка помогает нам быстро понять окружающую среду в мире с безграничным сенсорным опытом и информацией, окружающей нас. Наши чувства постоянно собирают новые данные. Нас бомбардируют образы, звуки, запахи, вкусы и физические ощущения в любой момент времени. Мы были бы ошеломлены и выгорели бы через некоторое время, если бы нам приходилось постоянно сосредотачиваться на всех этих ощущениях 24/7.

Нисходящая обработка помогает упростить наше понимание мира. Это позволяет нам быстро осмысливать всю информацию, которую предоставляют наши органы чувств. Когда вы начинаете узнавать больше о своем окружении, ваши первые впечатления влияют на то, как вы интерпретируете мелкие детали. Этот тип обработки может быть полезен при поиске закономерностей в окружающей среде, но он также может ограничивать нашу способность воспринимать детали.

Влияние нисходящего процесса

Контекст и мотивация — это два фактора, которые могут влиять на нисходящую обработку. То, что мы ожидаем найти в данной ситуации, может зависеть от контекста или ситуаций, в которых воспринимается событие или объект.

Если вы читаете статью о еде и питании, вы можете интерпретировать новое слово как что-то связанное с едой. Мотивация также может увеличить вероятность неправильной интерпретации чего-либо. Например, когда вы голодны, у вас может быть больше мотивации воспринимать серию неоднозначных изображений как связанные с едой.

Примеры обработки сверху вниз

Чтобы лучше понять, как работает обработка сверху вниз, рассмотрите несколько примеров этого явления в действии.

Эффект Струпа

Это классическая иллюстрация нисходящей обработки в действии. В этом задании участникам показывают список слов, напечатанных разными цветами. Затем их просят раскрасить название чернил, а не само слово. Большинство людей намного медленнее и делают больше ошибок, когда значение слова и цвет чернил не совпадают. Например, людям труднее, когда слово «красный» напечатано зелеными чернилами, а не красными.

Сложность этой задачи объясняется обработкой сверху вниз. Люди узнают слово до того, как рассмотрят специфические особенности этого слова (например, цвет, которым оно написано). Это делает чтение слова вслух проще, чем произнесение цвета слова.

Опечатки

Вы набираете сообщение важному клиенту, вычитываете его и нажимаете кнопку «Отправить». Только после того, как сообщение отправлено, вы замечаете три опечатки в первых нескольких предложениях.

Если у вас был подобный опыт, вы не одиноки. Большинству людей трудно обнаружить собственные опечатки, но дело не в том, что они менее внимательны.

По словам психолога Тома Стаффорда, это может быть связано с вашим интеллектом! Когда вы пишете, вы пытаетесь передать смысл. Это сложная задача; Мы не обращаем внимания на каждую деталь, потому что мы не машины и не базы данных АНБ. Скорее, мы собираем сенсорную информацию и комбинируем ее с тем, что, как мы ожидаем, дает смысл.

Поскольку письмо — такая сложная задача, ваш мозг обманывает вас, заставляя читать то, что вы ожидаете увидеть на странице. Затем без вашего ведома дополняет недостающие детали и исправляет ошибки. Это позволяет вам сосредоточиться на более сложной задаче преобразования предложений в сложные идеи.

 

Что такое нисходящая обработка в контексте подготовки к обучению

Подготовка к экзамену — это стратегия. И одна из стратегий, которую вы можете использовать, — обработка сверху вниз. Это означает, что нужно начинать с общей картины, а затем разбивать ее на более мелкие, более управляемые части. Так, например, если вы готовитесь к экзамену, вы можете начать с просмотра учебного расписания, в котором материал, который вам нужно охватить, разбит на небольшие, управляемые куски.

Затем вы можете составить учебный план, который поможет вам вписать эти части в свое расписание. И, наконец, вы можете убедиться, что не сбились с пути, настроив систему напоминаний и регулярно проверяя себя. Используя обработку сверху вниз, вы можете быть уверены, что максимально эффективно используете свое время на подготовку и даете себе наилучшие шансы на успех.

Обработка восходящего и нисходящего процессов в психологии 

Многие учащиеся пытаются отличить обработку восприятия снизу вверх от обработки восприятия сверху вниз. Восходящая обработка относится к любой обработке, которая начинается с активации сенсорных рецепторов. Обработка сверху вниз всегда начинается с предварительных знаний человека и прогнозов, основанных на этих предварительных знаниях. Эти две системы процессов взаимодействуют, чтобы сделать этот мир осмысленным для человека. Похоже, что эти двое чаще работают вместе, чем нет, что иногда затрудняет их различение.

Вождение автомобиля — хороший пример совместной обработки данных снизу вверх и сверху вниз. Восходящая обработка отвечает за некоторые из наших, казалось бы, автоматических реакций во время вождения. Например, если перед нашей машиной прыгнет олень, мы почти наверняка попытаемся избежать аварии. Мы остановились после обнаружения оленя нашими зрительными рецепторами. Это произошло без особых сознательных размышлений или предварительных знаний. Это событие, по-видимому, обрабатывалось преимущественно снизу вверх.

А светофор? Это восходящий или нисходящий процесс? Правильный ответ — оба. Чтобы рассмотреть этот знак остановки, нужно сначала зрительно воспринять знакомый восьмиугольный красный знак. Это первоначальное восприятие кажется восходящим и исходит из окружающей среды. Но как мы узнаем, что такое знак остановки? Когда этот знак остановки воспринимается благодаря обработке сверху вниз, мы знаем, какое действие мы должны предпринять. Опять же, это основано на наших предварительных знаниях и информации.

Вы должны быть в состоянии воспринимать знак остановки в окружающей среде без восходящей обработки и знать, что делать с этой визуальной информацией без моего предварительного знания теории обработки сверху вниз. Говоря о восприятии, мы знаем, по какой стороне дороги ехать, что ехать по зеленым дорогам и что все правила дорожного движения основаны как на восходящих, так и на нисходящих процессах.

В окружающей среде достаточно информации, чтобы понять мир. Вся информация, которую окружающая среда предоставляет нашим чувствам, необходима нам для взаимодействия с окружающей средой. Эта оценка, как представляется, противоречит концепции знака остановки. Если бы мы восприняли форму, цвет и т. д. знака «стоп» без каких-либо нисходящих процессов, мы бы не поняли, что означает этот знак. Несчастные случаи произошли бы в результате этого недостатка знаний.

Вместо того, чтобы жонглировать обоими процессами по отдельности, обнаружение знака «стоп» прояснило эти концепции. Эта двойственность довольно часто встречается в нашей повседневной жизни и необходима для навигации по этому миру.

Обработка сверху вниз — это когда мы начинаем с концепции более высокого уровня и используем ее для интерпретации более мелких фрагментов информации. Как вы можете себе представить, оба подхода имеют свои преимущества и недостатки. Обработку снизу вверх часто хвалят за ее эффективность; в конце концов, это позволяет нам быстро воспринимать большое количество информации. Но это также может привести к недоразумениям, поскольку мы можем неверно интерпретировать некоторые детали, которые принимаем. С другой стороны, нисходящая обработка выполняется медленнее.

Тем не менее, это может обеспечить более глубокое понимание ситуации, поскольку мы постоянно используем наши предыдущие знания для формирования нашего понимания новой информации. В конечном счете, не существует «правильного» способа обработки информации; это просто зависит от ситуации и того типа понимания, которого вы надеетесь достичь.

Заключение

Как восходящая, так и нисходящая обработка являются важными инструментами, которые мы используем для понимания окружающего мира. Поэтому важно знать об обоих этих процессах и о том, когда их наиболее целесообразно использовать.

Мы надеемся, что эта запись в блоге помогла вам лучше понять разницу между восходящей и нисходящей обработкой и то, как каждый из этих методов может помочь вам в учебе или карьере.

Если вы хотите продолжить подготовку к MCAT, обязательно ознакомьтесь со всеми ресурсами MCAT Джека Вестина, такими как наш бесплатный банк вопросов, диагностический экзамен MCAT и сеансы в прямом эфире.