Узнавание это: узнавание | это… Что такое узнавание?

Содержание

Основы общей психологии


База данных защищена авторским правом ©psihdocs. ru 2023
обратиться к администрации


Онлайн Библиотека http://www.koob.ru


С.Л.Рубинштейн
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Составители, авторы комментариев и послесловия

А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская


СПб: Издательство «Питер», 2000
Аннотация

От составителей

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава I


ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Природа психического

Психика и сознание

Психика и деятельность

Психофизическая проблема

Предмет и задачи психологии как науки

Глава II

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Методика и методология

Методы психологии

Наблюдение
Самонаблюдение
Объективное наблюдение

Экспериментальный метод

Глава III

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ


История развития западной психологии
Психология в XVII-XVIII вв.
и первой половине XIX в.
Оформление психологии как экспериментальной науки
Кризис методологических основ психологии

История развития психологии в СССР


История русской научной психологии
Советская психология
ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Глава IV

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Введение

Развитие психики и поведения

Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта
Инстинкты
Индивидуально-изменчивые формы поведения
Интеллект

Общие выводы

Глава V

РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ


Поведение низших организмов

Развитие нервной системы у животных

Образ жизни и психика

Глава VI

СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Историческое развитие сознания у человека
Проблема антропогенеза
Сознание и мозг
Развитие сознания

Развитие сознания у ребенка


Развитие и обучение
Развитие сознания ребенка
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Введение


Глава VII

ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ


Ощущение
Рецепторы
Элементы психофизики
Психофизиологические закономерности
Классификация ощущений
Органические ощущения
Статические ощущения
Кинестетические ощущения
Кожная чувствительность
Осязание
Обонятельные ощущения
Вкусовые ощущения
Слуховые ощущения*
Локализация звука
Теория слуха
Восприятие речи и музыки
Зрительные ощущения
Ощущение цвета
Смешение цветов
Психофизиологические закономерности
Теория цветоощущения
Психофизическое действие цветов
Восприятие цвета

Восприятие


Природа восприятия
Константность восприятия
Осмысленность восприятия
Историчность восприятия
Восприятие и направленность личности
Восприятие пространства
Восприятие величины
Восприятие формы
Восприятие движения
Восприятие времени

Глава VIII

ПАМЯТЬ
Память и восприятие

Органические основы памяти

Представления

Ассоциации представлений

Теория памяти

Роль установок в запоминании

Запоминание

Узнавание

Воспроизведение

Реконструкция в воспроизведении

Воспоминание

Сохранение и забывание

Реминисценция в сохранении

Виды памяти

Уровни памяти

Типы памяти

Глава IX

ВООБРАЖЕНИЕ


Природа воображения

Виды воображения

Воображение и творчество

«Техника» воображения

Воображение и личность

Глава X


МЫШЛЕНИЕ
Природа мышления

Психология и логика

Психологические теории мышления

Психологическая природа мыслительного процесса

Основные фазы мыслительного процесса

Основные операции как стороны мыслительной деятельности

Понятие и представление

Умозаключение

Основные виды мышления

О генетически ранних ступенях мышления

Развитие мышления ребенка
Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка
Первые обобщения ребенка
«Ситуативное» мышление ребенка
Начало активной мыслительной деятельности ребенка
Обобщения у дошкольника и понимание им отношений
Умозаключения ребенка и понимание им причинности
Отличительные особенности ранних форм детского мышления
Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения
Овладение понятиями
Суждения и умозаключения
Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний
Теория развития мышления ребенка

Глава XI

РЕЧЬ
Речь и общение. Функции речи

Различные виды речи

Речь и мышление

Развитие речи у детей


Возникновение и первые этапы развития речи ребенка
Структура речи
Развитие связной речи
Проблема эгоцентрической речи
Развитие письменной речи у ребенка
Развитие выразительной речи

Глава XII

ВНИМАНИЕ
Введение

Теория внимания

Физиологические основы внимания

Основные виды внимания

Основные свойства внимания

Развитие внимания


ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Введение


Глава XIII

ДЕЙСТВИЕ
Введение

Различные виды действия

Действие и движение

Действие и навык

Глава XIV

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Задачи и мотивы деятельности

Труд
Психологическая характеристика труда


Труд изобретателя
Труд ученого
Труд художника

Игра
Природа игры


Теории игры
Развитие игр ребенка

Учение
Природа учения и труд


Учение и познание
Обучение и развитие
Мотивы учения
Освоение системы знаний
ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Введение


Глава XV

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ


Установки и тенденции

Потребности

Интересы

Идеалы


Глава XVI

СПОСОБНОСТИ


Введение

Общая одаренность и специальные способности

Одаренность и уровень способностей

Теории одаренности

Развитие способностей у детей

Глава XVII

ЭМОЦИИ
Эмоции и потребности

Эмоции и образ жизни

Эмоции и деятельность

Выразительные движения

Эмоции и переживания личности

«Ассоциативный» эксперимент

Виды эмоциональных переживаний

Эмоциональные особенности личности

Глава XVIII

ВОЛЯ
Природа воли

Волевой процесс

Патология и психология воли

Волевые качества личности

Глава XIX

ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
Учение о темпераменте

Учение о характере

Глава XX

САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ


Самосознание личности

Жизненный путь личности

Послесловие

Исторический контекст и современное звучание

фундаментального труда С.

Л.Рубинштейна
Аннотация
Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна «Основы общей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали «Основы…» настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то, что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность.

От составителей


Предлагаемое вниманию читателя издание «Основ общей психологии» С.Л.Рубинштейна является четвертым по счету. Оно подготовлено учениками С.Л.Рубинштейна по изданию этой книги 1946 г. и трудов С.Л.Рубинштейна 50-х гг., т.е. работ последнего десятилетия его жизни.
Первое издание «Основ общей психологии» (1940) было удостоено Государственной премии и получило высокие оценки в рецензиях Б. Г.Ананьева, Б.М.Теплова, Л.М.Ухтомского, В.И.Вернадского и других. Второе издание (1946) неоднократно обсуждалось советскими психологами, дававшими и позитивные, и критические оценки, однако последние никогда не затрагивали принципов концепции С.Л.Рубинштейна. Острый характер обсуждений этой книги, особенно в конце 40-х гг., был отражением общей негативной обстановки в науке тех лет, о чем подробно говорится в «Послесловии» к данному изданию.
Непреходящую ценность книги С.Л.Рубинштейна составляет не столько ее энциклопедичность (ведь сводка основных психологических знаний рано или поздно устаревает и начинает представлять чисто исторический интерес), сколько предложенная в ней система психологической науки на определенном этапе ее развития. В этой книге представлена целостная система новой психологии, включающая как основные методологические принципы, так и особый способ построения этой науки. Кроме того, в книге учтены достижения мировой психологии и отражен значительный период в развитии советской науки, когда ведущие психологи нашей страны, такие как сам С.
Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев и другие, совместно работали над ключевыми проблемами психологических знаний, например над проблемами деятельности. В книге также были обобщены экспериментальные исследования, построенные на принципе единства сознания и деятельности.
Таким образом, потребность в новом издании книги определяется прежде всего ее научной актуальностью, но то, что она давно стала библиографической редкостью и пользуется неизменно высоким спросом у читателей, также побудило к ее переизданию.
При подготовке данного издания его составители исходили из следующих принципов: 1) акцентировать внимание читателя на концептуальных построениях С.Л.Рубинштейна, 2) проследить развитие его теоретических позиций в работах, написанных после 1946 г. В связи с этим практически по всей книге был сокращен онтогенетический материал – разделы о развитии тех или иных психологических функций, процессов у ребенка (хотя в советской психологии исследования в области детской психологии были в тот период значительны, в настоящем издании по сравнению с предыдущим эта область исследования представлена менее полно). Кроме того, были исключены разделы по истории психологии древнего мира, средневековья и эпохи Возрождения, по патологии памяти, а также фактические данные, приводившиеся автором для полноты изложения темы, поскольку предыдущие издания этой книги выходили как учебное пособие. Были значительно сокращены разделы о познавательных процессах (часть третья), главы, посвященные эмоциям и воле, из части третьей перенесены в часть пятую.
Одновременно были дополнены фрагментами из более поздних работ С.Л.Рубинштейна разделы о предмете психологии, о сознании, мышлении, способностях, личности и др. Такое дополнение текста позволит читателю увидеть внутреннее единство и преемственность в развитии основных методологических принципов концепции С.Л.Рубинштейна, восстановить те взаимосвязи, которые иногда казались разорванными в силу совершенствования и уточнения С.Л.Рубинштейном положений своей концепции на последующих этапах ее разработки. Составители также стремились, чтобы производившаяся редакционная правка никак не затронула аутентичности авторских идей и стиля. Все произведенные сокращения отмечены знаком , введение дополнительных материалов оговорено соответствующими заголовками.
Мы надеемся, что переиздаваемая монография С.Л.Рубинштейна послужит делу дальнейшего развития российской психологической науки, становление которой во многом определялось творчеством этого видного ученого.
К.А.Абульханова-Славская,

А.В.Брушлинский

Предисловие ко второму изданию
Во второе издание настоящей книги я внес небольшие исправления и дополнения, направленные только на возможно более четкую и последовательную реализацию ее исходных установок.
Подготовка к печати этого издания проходила в дни Великой Отечественной войны. Все силы и помыслы были сосредоточены тогда на войне, от исхода которой зависели судьбы человечества. В этой войне наша Красная Армия защищала лучшие идеалы всего передового человечества от варварства, омерзительнее которого еще не видел мир. Майданек, Бухенвальд, Освенцим и другие «лагеря смерти», представшие теперь перед взорами человечества, навсегда останутся в памяти не только как места нечеловеческих страданий людей, замученных фашистскими палачами, но и как памятники такого падения, такой деградации человека, которой не могло и представить себе даже самое извращенное воображение.
Выходит эта книга в свет в незабываемые дни победоносного окончания Великой Отечественной войны, войны всех свободолюбивых народов против фашизма. Наше правое дело победило. И теперь, в свете всего происшедшего и пережитого, с новой значительностью, как бы в новом рельефе выступают перед нами большие, основные мировоззренческие проблемы философской и психологической мысли. С новой остротой и значительностью встает вопрос о человеке, о мотивах его поведения и задачах его деятельности, о его сознании – не только теоретическом, но и практическом, моральном – в его единстве с деятельностью, в ходе которой человек не только познает, но и преобразует мир. С новыми силами и новыми перспективами надо браться за их разрешение. От человека – сейчас это очевиднее, чем когда-либо, – требуется, чтобы он не только умел находить всяческие, самые изобретательные средства для любых задач и целей, но и мог, прежде всего, определить надлежащим образом цели и задачи подлинно человеческой жизни и деятельности.
Институт философии Академии наук СССР,

С.Рубинштейн

20/V 1945 г., Москва

Предисловие к первому изданию


Настоящая книга выросла из работы над предполагавшимся вторым изданием моих «Основ психологии», вышедших в 1935 г. Но по существу – как по тематике, так и по ряду основных своих тенденций – это новая книга. Между ней и ее предшественницей лежит большой путь, пройденный за эти годы советской психологией вообще и мною в частности.
Мои «Основы психологии» 1935 г. были – я первый это подчеркиваю – пронизаны созерцательным интеллектуализмом и находились в плену традиционного абстрактного функционализма. В настоящей книге я начал решительную ломку ряда устаревших норм психологии, и прежде всего тех, которые довлели над моим собственным трудом.
Три проблемы представляются мне особенно актуальными для психологии на данном этапе, и правильная постановка, если не решение их, особенно существенна для передовой психологической мысли:
развитие психики и, в частности, преодоление фаталистического взгляда на развитие личности и сознания, проблема развития и обучения;
действенность и сознательность: преодоление господствующей в традиционной психологии сознания пассивной созерцательности и в связи с этим
преодоление абстрактного функционализма и переход к изучению психики, сознания в конкретной деятельности, в которой они не только проявляются, но и формируются.
Этот решающий сдвиг от изучения одних лишь абстрактно взятых функций к изучению психики и сознания в конкретной деятельности органически приближает психологию к вопросам практики, в частности психологию ребенка к вопросам воспитания и обучения.
Именно по линиям этих проблем прежде всего идет размежевание между всем, что есть живого и передового в советской психологии, и всем отжившим и отмирающим. В конечном счете вопрос сводится к одному: превратить психологию в конкретную, реальную науку, изучающую сознание человека в условиях его деятельности и, таким образом, в самых исходных своих позициях связанную с вопросами, которые ставит практика, – такова задача. В настоящей книге эта задача, пожалуй, больше ставится, чем разрешается. Но для того чтобы ее когда-нибудь разрешить, ее надо поставить.
Эта книга по существу (плохая или хорошая – пусть судят другие) исследовательская работа, которая по-новому ставит целый ряд основных проблем. Укажу для примера на новую трактовку истории психологии, на постановку проблемы развития и психофизической проблемы, на трактовку сознания, переживания и знания, на новое понимание функций и – из более частных проблем – на решение вопроса о стадиях наблюдения, на трактовку психологии памяти (в соотношении с проблемой реконструкции и реминисценции), на концепцию развития связной («контекстной») речи и ее места в общей теории речи и т. д. Во главу угла этой книги поставлены не дидактические, а научные задачи.
При этом я особенно подчеркиваю одно: на этой книге стоит мое имя и в ней заключена работа моей мысли; но вместе с тем это все же коллективный труд в подлинном смысле этого слова. Его не составлял десяток или два десятка авторов. Перо держала одна рука, и ею руководила единая мысль, но все же это коллективный труд: ряд основных его идей выкристаллизовывался как общее достояние передовой психологической мысли, и весь фактический материал, на который опирается эта книга, является уже непосредственно продуктом коллективного труда – труда более узкого коллектива моих ближайших сотрудников и коллектива ряда старых и молодых психологов Советского Союза. В этой книге почти каждая глава опирается на материал советских психологических исследований, в том числе и неопубликованных. В ней впервые, пожалуй, широко представлена работа советских психологов.
В отличие от очень распространенных в последнее время тенденций, я не пытался обойти в этой книге ни одной из острых проблем. Некоторые из них на данном этапе развития науки не могут еще быть вполне адекватно разрешены, и при самой постановке их легко и даже почти неизбежно могут вкрасться некоторые ошибки. Но постановка их все же необходима. Без решения этих проблем невозможно движение вперед научной мысли. Если окажется, что при постановке некоторых из проблем мною допущены те или иные ошибки, критика вскоре вскроет и выправит их. Сама их постановка и дискуссия, которую она вызовет, пойдут все же на пользу науке, а это для меня – основное.
Я высоко ценю значение деловой, позитивной критики. Поэтому я охотно отдаю свой труд на суд критики, хотя бы и самой острейшей, лишь бы она была принципиальной, лишь бы она продвинула вперед науку.
С.Рубинштейн,

2/VII 1940 г., Москва


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава I

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Природа психического
Характеристика психических явлений. Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяются отчетливо и ясно – это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т. п. – все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано. Действительно, принадлежность индивиду, их испытывающему, субъекту – первая характерная особенность всего психического. Психические явления выступают поэтому как процессы и как свойства конкретных индивидов; на них обычно лежит печать чего-то особенно близкого субъекту, их испытывающему.
Не подлежит сомнению, что так, как нам бывает дано нечто в непосредственном переживании, оно никаким иным способом дано нам быть не может. Ни из какого описания, как бы ярко оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой – музыкальности его звучаний так, как если бы он их непосредственно воспринял; никакой психологический трактат не заменит человеку, самому не испытавшему любви, увлечения борьбы и радости творчества, того, что он испытал бы, если бы сам их пережил. Мне мои переживания даны иначе, как бы в иной перспективе, чем они даны другому. Переживания, мысли, чувства субъекта – это его мысли, его чувства, это его переживания – кусок его собственной жизни, в плоти и крови его.
Если принадлежность индивиду, субъекту является первым существенным признаком психического, то отношение его к независимому от психики, от сознания объекту – другая не менее существенная черта психического. Всякое психическое явление дифференцируется от других и определяется как такое-то переживание благодаря тому, что оно является переживанием того-то; внутренняя его природа выявляется через его отношение к внешнему. Психика, сознание отражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее; сознание – это осознанное бытие.
Но было бы бессмысленно говорить об отражении, если бы то, что должно отражать действительность, само не существовало в действительности. Всякий психический факт – это и кусок реальной действительности и отражение действительности – не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной стороной бытия и его отражением – единством реального и идеального1.
С двойной соотнесенностью психического, присущего индивиду и отражающего объект, связано сложное, двойственное, противоречивое внутреннее строение психического факта, наличие в нем самом двух аспектов: всякое психическое явление – это, с одной стороны, продукт и зависимый компонент органической жизни индивида и, с другой, отражение окружающего его внешнего мира. Эти два аспекта, в тех или иных формах представленные даже в совсем элементарных психических образованиях, все более отчетливо дифференцируются и принимают специфические формы на более высоких ступенях развития – у человека, по мере того как с развитием общественной практики он становится субъектом в подлинном смысле слова, сознательно выделяющим себя из окружающего и соотносящегося с ним.
Эти два аспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении, выступают здесь как переживание и знание. Моментом знания в сознании особенно подчеркивается отношение к внешнему миру, который отражается в психике. Переживание это первично, прежде всего – психический факт как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживание приобретает личностный характер.
Переживанием психическое образование является, поскольку оно определяется контекстом жизни индивида. В сознании переживающего индивида этот контекст выступает как связь целей и мотивов. Они определяют смысл пережитого как чего-то со мной происшедшего. В переживании на передний план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражается, познается, а его значение в ходе моей жизни – то, что я это знал, что мне уяснилось, что этим разрешились задачи, которые передо мной встали, и преодолены трудности, с которыми я столкнулся. Переживание определяется личностным контекстом, как знание (см. дальше) – предметным; точнее, оно является переживанием, поскольку определяется первым, и знанием, поскольку оно определяется вторым. Переживанием становится для человека то, что оказывается личностно значимым для него.
С этим связано положительное содержание термина переживание, которое обычно вкладывается в него, когда говорят, что человек что-то пережил, что то или иное событие стало для него переживанием. Когда мы говорим, что какое-нибудь психическое явление было или стало переживанием человека, это означает, что оно в своей, поэтому неповторимой, индивидуальности вошло как определяющий момент в индивидуальную историю данной личности и сыграло в ней какую-то роль. Переживание не является, таким образом, чем-то чисто субъективным, поскольку оно, во-первых, обычно является переживанием чего-то и поскольку, во-вторых, его специфический личностный аспект означает не выпадение его из объективного плана, а включение его в определенный объективный план, соотнесенный с личностью как реальным субъектом.
Два психических явления могут быть отражением одного и того же внешнего явления или факта. Как отражение одного и того же, они эквивалентны, равнозначны. Они – знание или осознание данного факта. Но одно из них – например, то, в котором данный факт был впервые осознан во всем своем значении, – могло сыграть в силу тех или иных причин определенную роль в индивидуальной жизни данной личности. То особое место, которое оно заняло в истории развития данной личности, выделяет его, придает ему неповторимость, делающую его переживанием в специфическом, подчеркнутом смысле слова. Если событием назвать такое явление, которое заняло определенное место в каком-то историческом ряду и в силу этого приобрело определенную специфичность, как бы неповторимость и значительность, то как переживание в специфическом, подчеркнутом смысле слова можно будет обозначать психическое явление, которое стало событием внутренней жизни личности.

Каталог: book -> common psychology
common psychology -> Хайнц Хекхаузен Психология мотивации достижения
common psychology -> Церебральный
common psychology -> Андрей Александрович Вербицкий Наталья Анфиногентовна Бакшаева Психология мотивации студентов
common psychology -> Виктор Иванович Слободчиков Евгений Иванович Исаев Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе
common psychology -> Юридическая психология
common psychology -> М. А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования
common psychology -> Самостоятельности
common psychology -> Шпаргалка по общей психологии психология как наука: предмет изучения, задачи
common psychology -> Психология семьи и больной ребенок
common psychology -> В психологию


Скачать 4,43 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Узнавание

234

Глава седьмая

2. Персеверация как представление

Персеверативное переживание представляет собой возобновление некогда акту­ ального переживания, и в этом смысле его действительно следует считать представле­ нием. Но в нем совершенно отсутствует момент времени — персеверативное пережи­ вание ничего не говорит о том, испытывали ли мы в прошлом подобное переживание, а если да, то когда. В этом отношении персеверация по своему уровню ничем не пре­ восходит ни переживание продолжительности, ни, тем более, эйдетический образ.

Но преимущество персеверативного переживания перед этими последними состоит в том, что оно представляет собой настоящее представление. Здесь впервые ранее пережитое восстанавливается в виде представления, ведь до сих пор оно вхо­ дило в актуальное переживание настоящего. В этом отношении персеверация, конеч­ но, более близка к высоким формам памяти, нежели рассмотренные выше формы. Однако только в этом отношении.

1. Узнавание и воспоминание

Следующей формой проявления памяти является узнавание. Можно сказать, что только отныне речь идет о настоящей памяти. Дело в том, что до сих пор про­ шлое переживалось отнюдь не как прошлое; оно как бы разделяло актуальность пере­ живания настоящего и характеризовалось скорее признаком настоящего. Так было в случаях переживания продолжительности, эйдетического образа, персеверации. В слу­ чае же узнавания дело обстоит совершенно иначе.

Точно так же, как в актах завершенной, истинной памяти, в случае узнава­ ния нам дано отчетливое переживание нашего прошлого как такового. Я вспоминаю лицо N.; это означает, что под предметом возникшего в моем сознании представ­ ления я подразумеваю именно тот, который некогда действительно был пережит мною в качества лица N. Я узнал N. — это означает, что видя перед собой челове­ ка, я опознаю его, понимаю, что он — это тот человек, который когда-то в про­ шлом был предметом моего восприятия.

Как видим, различие между актами узнавания и воспоминания состоит в сле­ дующем: в случае акта узнавания мы имеем дело с восприятием, о предмете которого подразумеваем, что он и в прошлом был предметом нашего восприятия; в случае же воспоминания мы имеем дело уже не с восприятием, а с представлением; имеется в виду, что его предмет ранее являлся предметом нашего переживания. Следовательно, узнавание действительно близко к настоящей памяти. Однако это — более простая форма и генетически более ранняя ступень.

2. Узнавание как самостоятельная форма памяти

ДЛЯ того, чтобы что-то узнать, необходимо его воспринимать, ведь узнать можно лишь то, что видишь, то есть, в общем, то, что воспринимаешь. Но если ничего не воспринимаешь, то о каком же узнавании может идти речь! А это озна­ чает, что в актах узнавания мы имеем дело с такими случаями действия памяти, которые появляются не независимо, а лишь в связи с неким восприятием. На дан-

Психология восприятия

235

ной ступени развития памяти ее действие с необходимостью нуждается в импульсе восприятия. Представим себе человека с такой памятью, запертого в темной комна­ те, в полной тишине — одним словом, в условиях минимального воздействия внеш­ них раздражителей, с тем чтобы максимально исключить возможность восприятия. Нетрудно догадаться, что именно потому, что воспринимать и, стало быть, узна­ вать ему нечего, его память остается в бездействии. Пусть и нам в таких условиях узнавать будет нечего, однако это не только не помешает, но может даже помочь интенсивному задействованию нашей памяти, которая восстановит целую галерею воспоминаний прошлого.

Таким образом, узнавание связано с восприятием, оно не существует вне вос­ приятия. Следовательно, его следует считать зависимой формой памяти.

3. Повторение как фактор узнавания

Обычным условием узнавания является повторение. Для того, чтобы что-то уз­ нать, необходимо, чтобы оно предварительно хотя бы однажды было воспринято. Однако однократное восприятие чего-либо еще не гарантирует его обязательного уз­ навания при вторичном восприятии. Об этом можно судить и из экспериментальных, и из повседневных наблюдений, свидетельствующих, что единократно, а иногда и многократно воспринятое может показаться совершенно незнакомым.

С другой стороны, каждый из нас не раз тотчас же узнавал лишь единожды воспринятое. Как видно, повторение дает эффект, который, возможно, мог бы про­ явиться и без повторения. Следовательно, здесь речь идет уже о состоянии субъекта, ведь сам предмет восприятия остается неизменным и в случае повторного восприя­ тия. Таким образом, в основе узнавания лежит некое состояние субъекта, чаще всего возникающее под воздействием повторного восприятия, но иногда — и под влияни­ ем однократного впечатления.

4. Привычное и знакомое

Так или иначе — вследствие повторного восприятия или по иной причине, у субъекта возникает определенное отношение к внешним предметам и явлениям или к окружающей среде в целом — данная среда становится его привычной сре­ дой. Каждое явление, каждый отдельный предмет вызывает у него соответствующую реакцию так, что ни в коем случае нельзя сказать, будто это происходит лишь пос­ ле того, как субъект предварительно узнает их, то есть отождествит с предшеству­ ющим восприятием.

Возьмем нашу повседневную жизнь: входя в свою рабочую комнату, я сажусь на стул, беру книгу или, по мере надобности, ручку и начинаю писать; разве мож­ но сказать, что мне нужно узнавать каждый из этих предметов, вспоминать, что это — то, что я раньше использовал для одной цели, а это — для другой. Не вызы­ вает сомнения, что подобная сознательная работа совершенно не нужна, с каждым предметом я и так обращаюсь надлежащим образом; необходимо лишь восприятие каждого из них.

В аналогичном положении находится и животное. Приглядимся к собаке, при­ выкшей жить с нами. Она проводит жизнь в своей привычной среде, все идет при­ вычным путем. Но, допустим, внезапно во двор врывается необычное животное или раздается его голос; пусть происходит нечто даже незначительное, но непривычное. Поведение собаки тотчас же меняется, зачастую мы становимся свидетелями ее

236 Глава седьмая

страха, беспомощности, во всяком случае — совершенно иного поведения. Инте­ ресно, что после того, как это же явление станет привычным, полностью изме­ няется и отношение животного к нему, становясь таким же, как к другим привыч­ ным предметам.

Так происходит и с нами: увидев на своем столе совершенно непривычный предмет, мы обращаем на него внимание, невольно спрашивая себя, что это, то есть у нас возникает вопрос определения сущности, а следовательно, узнавания этого предмета. Применительно к другим предметам подобный вопрос не возникает, по отношению к ним мы ведем себя надлежащим образом и без этого.

А это говорит о том, что с привычными вещами или явлениями мы обраща­ емся как со знакомыми предметами и явлениями; в этом случае нам не требуется специального переживания того, что с ними мы сталкивались и раньше. Подобное переживание необходимо лишь применительно к относительно новым или, во вся­ ком случае, непривычным в данной ситуации объектам.

Следовательно, когда предмет или явление привычны, нам не приходится уз­ навать их повторно, мы заведомо обращаемся с ними как с привычными. Но когда они являются новыми, необходим сознательный акт их узнавания.

5. Качество знакомости

Чем отличается первое от второго, знакомое от еще незнакомого? Впервые этот вопрос попытался решить Гефдинг. Он отметил, что в нашем переживании зна­ комым предметам и явлениям свойствен своеобразный признак, которым они резко отличаются от незнакомых. Данный признак весьма специфичен, его можно назвать «качеством знакомости». Одним словом, посмотрев на предмет, мы сразу же пере­ живаем не только его чувственные свойства — цвет, форму, но его знакомостъ или

незнакомость.

В соответствии со сказанным получается, что восприятие привычных предметов подразумевает и восприятие их знакомости. В данном случае нам достаточно восприя­ тия, в ином сознательном переживании мы не нуждаемся. Однако при столкновении с необычным предметом одного лишь восприятия оказывается недостаточным, и возни­ кает необходимость его специального узнавания.

Но на чем же в таком случае основывается это узнавание? Как происходит то, что иногда предмет кажется нам незнакомым, то есть воспринимается наделенным качеством незнакомости, оказываясь, в конце концов, все-таки знакомым? На чем в данном случае основывается этот факт узнавания, если не на качестве знакомости, содержавшимся в восприятии этого предмета? Согласно Гефдингу, иной ответ невоз­ можен. Но этот ответ представляется совершенно неудовлетворительным: ведь если бы предмету было присуще качество знакомости, он с самого начала показался бы нам знакомым. Однако если это качество проявляется лишь после узнавания предме­ та, тогда качество знакомости нельзя считать основой акта узнавания, поскольку тогда получится, что не оно определяет узнавание, а, наоборот, само узнавание предопределяет его.

6. Чувство знакомости

Вундт предпринял попытку усмотреть основу узнавания не в свойстве пред­ мета, а в самом субъекте. По его убеждению, узнавание определяет специфическое эмоциональное состояние, сопутствующее восприятию знакомого предмета, то есть

Психология восприятия

237

характеризующее не предмет, а самого субъекта. Это эмоциональное состояние он назвал «чувством знакомости».

Однако рассуждения Вундта также не идут глубже описания явления; в сущно­ сти, он подтвердил лишь то, при узнавании чего-либо у человека всегда появляется своеобразное эмоциональное переживание. Но откуда возникает это чувство знако­ мости? Почему случается так, что иногда даже единожды воспринятое может вызвать это чувство, а иной раз это непосильно даже многократно повторявшемуся восприя­ тию? Но заслугой Вундта следует считать то, что при исследовании данного явления он перенес внимание на субъект.

7. Узнавание и установка

В этом же направлении пытался решить данный вопрос и В. Бец, но с той раз­ ницей, что он, не довольствуясь известными, традиционными психологическими по­ нятиями, попытался использовать относительно новое понятие. Основная его мысль состоит в следующем: при восприятии чего-либо у нас, наряду с ощущениями или ясно выраженными чувствами, появляется и своеобразная, специфическая для дан­ ного восприятия, телесная установка. Повторное восприятие предмета вызывает у нас эту же установку, а потому теперь и сам предмет представляется знакомым.

Однако из предложенного Бецом анализа установки получается, что психо­ логически она полностью сводится на связанные с состоянием тела сенсорные и эмоциональные переживания. Но тогда непонятно, почему в основу узнавания ложат­ ся именно эти сенсорные и эмоциональные переживания, а не несравненно более ясные, наглядные сенсорные и эмоциональные переживания, составляющие содер­ жание самого предмета восприятия. И еще одно: если первые касаются лишь субъек­ та, то вторые характеризуют сам объект. А поскольку дело касается узнавания не состояния субъекта, а объекта, то основу узнавания скорее следует увязать именно с этими последними.

Но если взять то понятие установки, о котором речь шла выше, то тогда не вызывает сомнения, что в процессе узнавания установка действительно должна вы­ полнять важную роль. Согласно основному смыслу, вкладываемому нами в данное понятие, при противопоставлении объективной действительности в субъекте как це­ лостности происходит соответствующая модификация. Его восприятие и поведение полностью строится на данном целостно-личностном эффекте. Следовательно, в ос­ нове восприятия всегда лежит то или иное целостно-личностное состояние, именуе­ мое установкой. При повторном восприятии предмета появляется та же установка, что возникла при предшествующем восприятии этого предмета, поэтому понятно, что восприятие данного предмета отличается от других случаев восприятия.

Разумеется, в данном случае вопрос о том, почему установка, как целостноличностное состояние, делает то, с чем не может справиться сенсорное содержание восприятия, не возникает. Подобный вопрос не возникает потому, что установка — это свойство самого субъекта как целого, тогда как сенсорное содержание восприя­ тия представляет собой лишь частичное содержание сознания.

Но коль скоро в основе акта узнавания лежит тождественность установки, тог­ да понятно, почему восприятие знакомого объекта несет на себе отпечаток «знако­ мости», вызывая у субъекта «переживание знакомости» — ведь оба эти переживания строятся на основе установки, лежащей в основе соответствующего восприятия.

Однако совершенно не обязательно, чтобы восприятию знакомого объекта всегда сопутствовали эти переживания. Случается и так, что узнавание основывает-

Определение и значение признания — Merriam-Webster

признание ˌre-kig-ni-shən 

-kəg-

1

: действие узнавания : состояние распознавания: например,

а

: подтверждение

особенно : официальное признание политического существования правительства или нации

б

: знание или ощущение того, что кто-то или что-то из присутствующих встречалось ранее

2

: специальное уведомление или внимание

3

: считывание и кодирование печатных или записанных данных машиной

оптическое распознавание символов

распознавание символов магнитными чернилами

примеры предложений

Процедура получает признание как последнее достижение в хирургии по пересадке органов. Олимпийский комитет дал официальную признание в спорте. Его улыбка была признанием того, что все не так уж и плохо. Ее картины получили признаний от коллег-художников. Все, что она хотела, это признание за ее работу. Наконец-то он получил заслуженное признание . Они были награждены медалями в знак признания их храбрости . Узнать больше

Недавние примеры в Интернете По словам Робитайла, Квик, Даути, Копитар и недавно вышедший на пенсию Дастин Браун — ядро ​​команд Кубка — получат особое признание , когда закончат. Los Angeles Times , 5 марта 2023 г. Премия «Кто-то, на кого стоит посмотреть», которая присуждается талантливому режиссеру с уникальным видением, который еще не получил соответствующих 9 баллов.0049 признание , отправился к Никиату Джусу за няней. — Беатрис Верховен, The Hollywood Reporter , 4 марта 2023 г. Более того, более трети сообщили о получении распознавания неприятным образом. — Орианна Роза Ройл, , Fortune , 3 марта 2023 г. Фильм также получил признаний от BAFTA, SAG и Critics’ Choice, но не получил Оскара. — Дж. Ким Мерфи, 9 лет0049 Разнообразие , 25 февраля 2023 г. Это может произойти в результате множества факторов, таких как выполнение повторяющихся задач, отсутствие признания за свою работу и долгие часы работы. — Мередит Белл, Forbes , 22 февраля 2023 г. Это Джон Сина, звезда рестлинга и актер, который, начиная с 2002 года, исполнил в общей сложности 650 желаний и получил признаний.0050 из Книги рекордов Гиннеса. — CBS News , 15 февраля 2023 г. Revolver Gastro Cantina и Don Artemio недавно получили признание Джеймса Берда , при этом Дон Артемио стал полуфиналистом в категории «Лучший новый ресторан», а Рохас стал полуфиналистом в категории «Лучший шеф-повар: Техас». — Dallas News , 13 февраля 2023 г. Кроме того, Сара получила признание и заметное богатство. — Ханна Фиш, The Christian Science Monitor , 7 февраля 2023 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «распознавание». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

Средний английский Признание , от англо-французского признания , от латинской признания, признания , от Признание

Первое известное использование

15-й век, в смысле, определяемый в смысле 1

Time Hourder

. Первое известное использование распознавания было в 15 веке

Другие слова из того же века распознавать

признание

опознавательный знак

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Признание.

» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/recognition. По состоянию на 31 марта 2023 г.

Копия цитирования

Детское определение

признание

существительное

признание ˌrek-ig-ˈnish-ən 

ˌrek-əg-

1

: акт признания

2

: признание чего-либо сделанного

получил медаль в признание храбрости

3

: официальное признание политического существования правительства или нации

4

: особое внимание0003

Медицинское определение

признание

существительное

признание ˌrek-əg-ˈnish-ən 

: форма памяти, состоящая в знании или ощущении того, что настоящий объект встречался до того, как

Юридическое определение

узнавание

существительное

признание ˌre-kəg-ˈni-shən 

1

: Закон, процесс или факт признания

2

: Состояние признания

Подробнее от Merriam-Webste

распознавание

Нглиш: Перевод распознавание для говорящих на испанском языке

Britannica English: Перевод распознавание для говорящих на арабском языке

Britannica. com: Энциклопедическая статья о распознавание

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Создание культуры признания

Культура признания способствует развитию вовлеченных и лояльных сотрудников. Сделать признательность сотрудников неотъемлемой частью вашей культуры на рабочем месте можно с помощью осмысленных и преднамеренных практик.

Признание заслуг сотрудников уже давно является краеугольным камнем эффективного управления. Но сегодня, когда конкуренция за таланты обостряется, способы, которыми организации демонстрируют, что они ценят своих сотрудников, стали важнее, чем когда-либо.

Создание программы поощрения — это только начало, поэтому, если у вас ее нет, это хороший первый шаг! — но великие компании идут дальше, постоянно пересматривая способы вознаграждения сотрудников. По мере роста компаний это становится еще более сложной задачей, и лидеры должны переосмыслить то, как они повышают ценность опыта признания сотрудников.

Что такое признание сотрудников?

Признание сотрудников относится ко всем способам, которыми организация выражает признательность за вклад сотрудников. Он может принимать разные формы и может включать или не включать денежную компенсацию. Компании признают сотрудников за такие вещи, как:

  • Достижения
  • Демонстрация желаемого поведения
  • Превосходя ожидания
  • Вехи, такие как срок пребывания в должности
Почему признание сотрудников имеет значение

С самого раннего возраста мы жаждем признания со стороны родителей, учителей и друзей. Наше стремление к положительному утверждению настолько сильно, особенно в периоды развития, что мы можем даже воспринимать нейтральную реакцию как отрицательную.

Это остается в силе, когда мы переезжаем на рабочее место. Признание заслуг сотрудников помогает:

  • Удерживать лучшие таланты
  • Повышение вовлеченности сотрудников
  • Поощряйте высокую производительность

Компания Great Place To Work-Certified™ O.C. Таннер изучил вовлеченность сотрудников и то, как менеджеры могут адаптировать свои рабочие места для ее продвижения.

Опрос сотрудников включал вопрос: «Что самое важное из того, что делает в настоящее время ваш руководитель или компания, что может помочь вам добиться отличных результатов?»

Респонденты отвечали своими словами, давая разные ответы, но вырисовывалась четкая закономерность. 37% респондентов заявили, что более личное признание будет побуждать их чаще выполнять более качественную работу.

В то время как всплывали другие темы, такие как автономия и вдохновение, узнавание было наиболее распространенной темой, возникающей из ответов. Исследование показало, что подтверждение, обратная связь и вознаграждение наиболее эффективны для мотивации сотрудников делать свою работу лучше.

См. полные результаты в таблице ниже:


Сосредоточившись на нескольких утверждениях опроса Great Place To Work® Trust Index™, которые измеряют, насколько сотрудники чувствуют себя признанными на работе, мы смогли увидеть влияние культура признания опыта сотрудников.

Great Place To Work проанализировал 1,7 миллиона ответов на опросы сотрудников, собранных в период с 2018 по 2020 год в малых, средних и крупных компаниях.

Признание заставляет сотрудников чувствовать, что продвижение по службе справедливо, стимулирует инновации и дополнительные усилия

После сравнения общего опыта сотрудников, получивших признание, и тех, кто его не получил, мы обнаружили, что признание тесно связано с несколькими областями позитивной корпоративной культуры. .

По сравнению с теми, кто не всегда чувствует себя признанным на работе, люди, которые действительно чувствуют себя признанными на работе:

 — в 2,6 раза выше вероятность того, что продвижение по службе является справедливым

 –  в 2,2 раза выше вероятность того, что они стимулируют инновации и продвигают новые идеи Благодарность сотрудников связана с более высоким уровнем удовлетворенности работой

В том же опросе Trust Index™, на вопрос о том, что делает их рабочее место «великолепным», сотрудники, положительно ответившие на вопросы опроса, измеряющие признание, говорят, что им «невероятно повезло», что они «любят зависать». и что у компании «отличная честность», «воодушевляющая среда», а некоторые упомянули об их «карьерном успехе».

 

Сотрудники, которые не чувствуют себя признанными, также затрудняются описать, что делает их рабочее место прекрасным

И наоборот, сотрудники, которые не чувствуют себя признанными на работе, отвечали на тот же вопрос такими фразами, как «играет в фаворитизме» и « конкурс популярности», указывая на то, что мало что делает их рабочее место замечательным. Единственной положительной темой были «соответствующие преимущества».

На вопрос, что может сделать их компанию лучше, сотрудники, которые чувствовали себя непризнанными, ответили фразами, указывающими на чувство несправедливого обращения и манипулятивную рабочую среду. Такие слова, как «безудержный фаворитизм», «тактика запугивания», «перестаньте исключать» и «работа завтра», были наиболее распространены среди «непризнанной» группы.

Как создать значимую культуру признания сотрудников

Многие клиенты Great Place To Work®, даже те, у которых сильная корпоративная культура, сталкиваются с проблемами, когда речь идет о командном и индивидуальном признании сотрудников.

Хотя универсальной программы для каждой организации не существует, все менеджеры могут использовать пять ключевых элементов значимого признания сотрудников.

Создание культуры признания: 5 ключей к значимым программам признания сотрудников
1. Будьте конкретными, будьте актуальными

Признание становится более значимым, когда оно связано с конкретным достижением или бизнес-целью. При признании сотрудников объяснение того, что такое признание, поможет сотрудникам связать признание со своим поведением. Это способствует стабильной работе.

Аутентичная оценка также зависит от человека. Какой из пяти языков признательности на рабочем месте вы выберете для выражения, зависит от того, что предпочитают люди.

2. Будьте своевременны

Признание, которое приходит через несколько месяцев после факта, далеко не так значимо, как признание, полученное быстро.

Чем больше времени требуется менеджерам, чтобы распознать сотрудников, тем меньше вероятность того, что сотрудники сочтут утверждения подлинными. Сделайте признание сотрудников приоритетом и внедрите формальные системы признания, чтобы вы могли ковать железо, пока оно горячо.

3. Признание бывает разных форм и размеров

Существует множество исследований, доказывающих, что людей мотивирует не только холодная наличность. Также важно отметить, что у каждого есть свои предпочтения или стиль, когда дело доходит до благодарности.

Получите более четкое представление об основном языке признательности (в рабочей обстановке) каждого человека. Затем распознайте их соответствующим образом.

Помимо бонуса или повышения, рассмотрите индивидуальные подарки, приготовление их на ужин или другие действия, которые показывают сотрудникам, что их вознаграждение персонализировано для них.

4. Маленькие вещи имеют большое значение

Несмотря на то, что важно отмечать крупные достижения, не забывайте о силе ежедневной благодарности для мотивации сотрудников.

Написание рукописных заметок или использование интрасети для пропаганды хорошего поведения людей может помочь привить регулярную культуру признания сотрудников. Эти слова благодарности и похвалы должны исходить не только от менеджеров; некоторые сотрудники могут найти признание более мотивирующим, когда оно исходит от их коллег, а не от руководства.

5. Подключайтесь к более широкой картине

Признание помогает сотрудникам увидеть, что компания ценит их и их вклад в успех их команды и компании в целом.

Это особенно важно, когда организации растут или меняются. Это помогает сотрудникам создать чувство уверенности в своей ценности для компании, мотивируя их продолжать отличную работу.

Регулярно делитесь новостями о том, как компания стремится выполнить миссию, и объясняйте, как цели отдельных сотрудников соотносятся с этим видением.

Организации из списка Fortune  100 лучших компаний для работы® отличаются признанием сотрудников.

Вот несколько примеров того, как организации-победители ценят своих сотрудников и вознаграждают их значимыми способами:

Примеры поощрения сотрудников

1. Упростите для менеджеров поощрение сотрудников

Глобальная сеть отелей Hilton предоставляет менеджерам ежегодный Календарь поощрения, в котором представлены 365 бесплатных и недорогих, простых в реализации идей. за благодарность сотрудников.

Календарь содержит напоминания и советы по общекорпоративным программам, программам признания брендов и отделов; оценка лучших практик; важные даты, такие как Международная неделя домашнего хозяйства; и цитаты о признании, чтобы поделиться с сотрудниками.

Он также позволяет пользователям добавлять годовщины службы сотрудников и местные события. Пользователи могут загрузить удобный для печати PDF-файл или импортировать удобный для Outlook файл в свои личные календари.

2. Сделать признание тревожным событием

Когда клиенты компании Crowe, предоставляющей профессиональные услуги, отвечают на опрос об удовлетворенности, указывая имена людей, которые сделали все возможное во время проектов, опрос создает «Предупреждение о признании».

Crowe продвигает Recognize Alerts еще на один шаг вперед с помощью программы Pay It Forward. Лица, получившие признание, могут «заплатить вперед» другим коллегам, которые играли важную роль в обслуживании клиентов, но не были упомянуты в ответах на опрос.

Crowe делится именами получателей Recognize Alert и Pay It Forward в Crowe Newswire On Demand, чтобы другие могли учиться на их примерах, а люди чувствовали себя ценными.

3. Значимые жесты благодарности

Система здравоохранения Texas Health Resources награждает сотрудников за выслугу лет с шагом в пять лет.

На каждом этапе лауреаты получают красивый персонализированный праздничный ежегодник. Каждый ежегодник открывается персонализированным поздравлением с благодарностью от генерального директора. Внутри награжденный находит сообщения с благодарностью и признательностью от своего менеджера и коллег, а также фотографии сотрудника, работающего со своей командой, веселящегося и вносящего свой вклад в миссию.