Вдохновил – вдохновить — Викисловарь

Вдохновил как пишется?

Часть речи: глагол

Часть речи: деепричастие

Часть речи: причастие

Действительное причастие:

Настоящее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им.
Рд.
Дт.
Вн.
Тв.
Пр.
Настоящее время
Единственное число
Мужской род Женский род Средний род
Им.
Рд.
Дт.
Вн.
Тв.
Пр.
Настоящее время
Множественное число
Им.
Рд.

kak-pishetsya.com

ВДОХНОВИТЬ — это… Что такое ВДОХНОВИТЬ?

  • ВДОХНОВИТЬ — «Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи», говорил А. С. Пушкин. Иногда для удовлетворения насущных потребностей мысли грамматика и лексика как бы идут на компромисс, колебля старые обычаи языка. В таких… …   История слов

  • вдохновить — воодушевить, окрылить, зажечь, воспламенить Словарь русских синонимов. вдохновить воодушевить, поднять дух у кого, чей, зажечь, воспламенить, окрылить; одушевить (книжн.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык …   Словарь синонимов

  • ВДОХНОВИТЬ — ВДОХНОВИТЬ, вдохновлю, вдохновишь, совер. (к вдохновлять), кого что (книжн.). 1. Пробудить вдохновение в ком нибудь, воодушевить. Греческая революция вдохновила Байрона. 2. на что. Побудить, подстрекнуть к какому нибудь действию. Вдохновить кого… …   Толковый словарь Ушакова

  • вдохновить — кого что на что. Вдохновить народ на подвиг …   Словарь управления

  • вдохновить — • очень вдохновить …   Словарь русской идиоматики

  • Вдохновить — сов. перех. см. вдохновлять Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • вдохновить — вдохновить, вдохновлю, вдохновим, вдохновишь, вдохновите, вдохновит, вдохновят, вдохновя, вдохновил, вдохновила, вдохновило, вдохновили, вдохнови, вдохновите, вдохновивший, вдохновившая, вдохновившее, вдохновившие, вдохновившего, вдохновившей,… …   Формы слов

  • вдохновить — Искон. Возникло в 20 е годы XIX в. как обратное образование от вдохновение по аналогии с благословение благословить …   Этимологический словарь русского языка

  • вдохновить — вдохнов ить, вл ю, в ит …   Русский орфографический словарь

  • вдохновить — (II), вдохновлю/(сь), нови/шь(ся), вя/т(ся) …   Орфографический словарь русского языка

  • dic.academic.ru

    ВДОХНОВИТЬ — это… Что такое ВДОХНОВИТЬ?

    ВДОХНОВИТЬ

    «Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи», — говорил А. С. Пушкин. Иногда — для удовлетворения насущных потребностей мысли — грамматика и лексика как бы идут на компромисс, колебля старые обычаи языка. В таких случаях процесс словообразования, уклоняясь от традиционных грамматических норм, действовавших в кругу однородных случаев, направляется по другому, но тоже предопределенному грамматикой пути. Примером может служить глагол

    вдохновить.

    Для современного языкового сознания отношение между вдохновить — вдохновение такое же, как между благословить — благословение, просветить — просвещение и т. д.

    А между тем слово вдохновение представляет собою книжнославянское образование от глагола вдохнуть — такого же типа, как проникновение от проникнуть, прикосновение от прикоснуться, столкновение от столкнутьстолкнуться, как возникновение и исчезновение — от возникнуть и исчезнуть. Таким образом, сам глагол вдохновить является вторичным, поздним образованием, произведенным от слова вдохновение

    по аналогии таких рядов, как разрешить — разрешение. В слове вдохновение была выделена в качестве основы, за вычетом суффикса действия — состояния —ени-, семантема вдохнов-, и от нее — по образцу благословение — благословить, заключение — заключить, утешение — утешить сформирован глагол вдохновить. Произошло своеобразное переразложение морфологического состава слова.

    Итак, в истории русского языка не слова вдохновение, вдохновенный произошли от глагола вдохновить, а как раз наоборот: слово вдохновить — в нарушение господствовавшей грамматической традиции — произведено от слов вдохновение — вдохновенный. Не надо думать, что это случай, единственный в своем роде (ср. в русских памятниках XVI — XVII вв. образование

    бегжество, как продукт контаминации рядов бегбегство и бежать — бежество, рожать — рожество и т. п.; ср. вторичное образование в 40—50-х гг. XIX в. глагола влиять к имени сущ. влияние и т. д.).

    Слово вдохновить — вдохновлять — новообразование 20-х годов XIX в.

    В своей автобиографии «Взгляд на мою жизнь» сподвижник Карамзина поэт И. И. Дмитриев относил этот глагол к числу «нововведенных слов» разночинно-демократической литературы 20-х годов XIX в. Изобретателем этого слова И. И. Дмитриев считает Н. А. Полевого, а местом его зарождения — журнал «Московский телеграф»23. Слово вдохновить — вдохновлять было образовано взамен «старых» глаголов вдыхать, одушевлять, постепенно утративших способность выражать оттенки значений, соединявшихся со словами вдохновение, вдохновенный.

    Так, в языке Державина слово вдыхать употребляется в значении, которое свойственно в современном языке глаголу вдохновлять:

    И нас коль Гении вдыхают,

    От сна с зарею возбуждают, —

    Не стыдно ль негу обнимать?

    Пойдем Сатурна побеждать.

    («Оленину», 1804)

    В стихотворении «Памятник герою» (1791):

    О! строгого Кунгдзея муза,

    Которая его вдыхала

    Но между глаголом вдыхать — вдохнуть (в значениях: 1) `пробуждать, развивать’ и 2) `воодушевлять’) и словами вдохновениевдохновенный семантическая и стилистическая грань становится к началу XIX в. все глубже и резче24. На помощь призываются слова одушевлять, воодушевлять. Однако они были окутаны другими смысловыми и экспрессивными оттенками, и их посредство тоже не спасло положения.

    Этому семантическому разрыву содействовала быстрая смысловая эволюция слова вдохновение. Наряду со значением, имевшим религиозно-мистическую окраску (`ниспосланная кому свыше особливая сила, дар, благодать духа к чему’ — см. сл. АР 1806—1822, ч. 1, с. 416; сл. П. Соколова, 1, с. 193 и др.), слово вдохновение в русском литературном языке XVIII в. употреблялось в более конкретном смысле: `внушенье, влияние’ (ср. франц. inspiration). Например, у Державина в стихотворении «Песнь баярда» (1799):

    Сладостное чувств томленье

    Огонь души, цепь из цветов!

    Как твое нам вдохновенье

    Восхитительно, Любовь!

    Нет блаженнее той части,

    Как быть в плене милой власти,

    Как взаимну цепь носить,

    Быть любиму и любить.

    Но затем вдохновенье все теснее связывается с представлением о творческом наитии, о «расположении души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий» (Пушкин). А глагол вдыхать — вдохнуть, требовавший объектных определений и распространений (вдыхать — вдохнуть что в кого, вдыхать кого с инфинитивом), был отягчен конкретными, бытовыми ассоциациями. Он не поспевает двигаться вслед за словом вдохновенье. Он отстает от него в своем семантическом развитии. И от этого глагола все дальше отходит причастие-прилагательное вдохновенный. Дело в том, что вдохновенный легко воспринимало и впитывало в себя все новые семантические оттенки, открывавшиеся в слове вдохновение. Страдательное значение в форме вдохновенный ослабевает. Так, в языке Державина вдохновенный выступает главным образом в функции страдательного причастия. Например:

    И вдохновен душой Беллоны…

    (Покорение Дербента)

    Нет! свыше пастырь вдохновенный

    Перед ними идет со крестом…

    (Взятие Измаила)

    Я, вдохновенный муз восторгом,

    Победы предвещал ему.

    (На отправление в армию фельдмаршала Каменского)

    Честный обитатель света,

    Всеми музами любим!

    Вдохновенный, гласом звонким

    На земли ты знаменит.

    (Кузнечик)

    Тебе, тобою восхищенный,

    Настроиваю, вдохновенный,

    Я струны сердца моего.

    (Гимн кротости)

    То же употребление наблюдается в ранних стихах Пушкина:

    Но дружбою одною

    Я ныне вдохновен.

    (Городок)

    Иль, вдохновенный Ювеналом,

    Вооружись сатиры знаком…

    (К Батюшкову)

    Между тем, уже в стилях карамзинской школы вдохновенный, как и многие другие причастия, все теснее сближается с категорией имен прилагательных. Вдохновенный приобретает значения `исполненный вдохновения; выражающий вдохновение’. Все это ставит слово вдохновенный в непосредственную семантическую связь со словом вдохновение. В этой семантической обстановке начинает все острее ощущаться необходимость образования таких производных слов, которые могли бы выражать разные активные значения, связанные со словом вдохновение: внушать вдохновенье, виновник вдохновенья, вызывающий вдохновенье и т. п. Можно думать, что в 20-х годах XIX в. этот процесс развивается сразу по разным направлениям. В контраст пассивным значениям слова вдохновенный возникает вдохновительный с его активными значениями (по аналогии с такими семантическими рядами, как восхищенныйвосхитительный, упоенный — упоительный, обольщенный — обольстительный, очарованный — очаровательный и др.). Рядом с прилагательным вдохновительный становятся названия действующих лиц — вдохновительвдохновительница.

    Завершением этого процесса служит литературная канонизация нового глагола — вдохновить. У В. Г. Белинского в статье «И мое мнение об игре Г. Каратыгина» (Молва, 1835, №№ 17 и 18): «Но в драме актер и поэт должны быть дружны, иначе из нее выйдет презабавный водевиль. В ней роль должна одушевлять и вдохновлять актера».

    Любопытно, что глагол вдохновить, широко применяемый писателями 30-х годов из разночинно-демократических групп, например, Н. А. Полевым, Н. И. Надеждиным, затем О. И. Сенковским, не пользовался признанием у писателей пушкинской плеяды.

    В языке Пушкина, однако, встречается слово вдохновительный, — правда, с иронической окраской. В «Евгении Онегине» читаем:

    И все дышало в тишине,

    При вдохновительной луне.

    У Д. В. Давыдова в стихотворении «Вы хороши! Каштановой волной…», напечатанном в «Литературной газете» за 1830 г., есть такие строки:

    Осанка величава,

    Желанная тоска искусственной любви,

    Не страшны мне: моя отрава —

    Взор вдохновительный и слово от души.

    П. А. Вяземский в своем дневнике, относящемся к 50-ым годам, писал: «Нет сомнения, что Римская церковь была вдохновительницею искусств» (Вяземский 1886, 10, с. 71).

    Однако все эти слова — вдохновитель, вдохновительница, вдохновительный и особенно глагол вдохновить — долгое время игнорировались составителями толковых словарей как неправильности литературной речи. Некоторые филологи 30—40-х годов, например Н. И. Греч, готовы были видеть в них незакономерные галлицизмы, неудачные кальки французских inspirateur, inspirer. Нельзя найти этих слов ни в словаре П. Соколова (1834), ни в словаре 1847 г. Только Даль включил их в свой «Толковый словарь».

    Понятно, что пуристы 30-х годов XIX в. решительно ополчились против слова вдохновить. В повести «Авторский вечер. Странный случай с моим дядею» (СПб., 1835, с. 133—135) воспроизводится такой диалог между дядей — блюстителем чистоты русского языка и племянником — поклонником «Библиотеки для чтения» и новых литературных стилей:

    « — Ну, как же можно подражать такому вздору? — с негодованием закричал дядя. — Возможно ли сказать: он меня вдохновлял!

    — Как, дядюшка, — с дерзостию вскричал я, — можете вы порочить слово вдохновлять! Это слово новое, но в то же время и необходимое, которого никаким другим словом заменить невозможно.

    — А куда ж девалось слово воодушевлять?.. Ты, признайся, Платон, это слово новой ковки.

    — Что ж что новой? оно составлено, дядюшка, по образцу других подобных слов. Вдохновение, вдохновенный; удивление, удивленный; удивлять, удивить, следственно можно сказать и вдохновить, вдохновлять. Старики наши по упрямству только не хотели употреблять этого слова. Или, может быть, потому, что они не находили на мысль, которая так естественно ведет к составу его.

    — Нет, мой друг, старики наши не дерзали на состав таких слов потому, что у них ум за разум заходил гораздо реже, нежели у нас. Из приведенного тобою сравнения слов вдохновленный и удивленный еще не следует, что от всех слов могут производимы быть другие слова. От вдохновенный нельзя произвесть вдохновлять или вдохновить, точно так, как нельзя произвесть от незабвенный — незабвенить; от надменный — надменить; от согбенный — согбенить; от поползновенный — поползновенить».

    С еще большим пафосом протестовал против употребления слов вдохновить, вдохновитель, вдохновительный Н. И. Греч. В «Чтениях о русском языке» (1840, ч. 1, с. 26) он пишет: «Что сказать о тех юродивых исчадиях прихоти, безвкусия и невежества, которые насильно вторгаются в наш язык, ниспровергают его уставы, оскорбляют слух и здравый вкус! Таковы, например, слова: вдохновить, вдохновитель, вдохновительный. Ими хотели перевесть слова inspiré, inspirateur. Но эти слова варварские, беспаспортные, и места им в русском языке давать не должно. Они производятся от слова вдохновение, которое само есть производное от глагола вдохнуть, как отдохновение от отдохнуть, столкновение от столкнуть; но можно ли сказать: отдохновитель, столкновитель! Если можно, то говорите и вдохновить».

    Сын Н. И. Греча, А. Н. Греч, в своей книге «Справочное место русского слова» (с. 15) заявлял: «Вдохновлять. Многие пишут: ”Поэта вдохновил вид природы“. Слов вдохновить и вдохновлять нет в русском языке. Они встречаются только у писателей, которые не обращают внимания на произведение слов, употребляемых ими».

    В 60-х годах XIX в. акад. Я. К. Грот в «Записке о Толковом словаре Даля» писал: «Еще безобразнее и неправильнее [чем слово упоминовение. — В. В.] не старое слово вдохновлять». И делал примечание: «От гл. вдохнуть произошло причастие вдохновенный (как от обыкнуть — обыкновенный), а от причастия, уже совершенно наперекор грамматике и логике, образовано вдохновить, вдохновлять, как будто это то же, что благословить — благословенный».

    Однако история русского языка оправдала эти слова, явочным порядком вступившие в литературный словарь 20—30-х годов XIX в. Они живы и поныне. Круг значений и употребления слов вдохновить — вдохновлять и вдохновитель (вдохновительница) несколько расширился. Глагол вдохновить, кроме своего основного значения (`пробудить вдохновение в ком-нибудь, воодушевить’), с 60—70-х г. XIX в. стал применяться также в расширенном смысле: `побудить, подстрекнуть к какому-нибудь не вполне обычному действию’ (вдохновить кого на подвиг, на преступление).

    Опубликовано под общим заглавием «Из истории русской лексики» в журнале «Русский язык в школе» (1941, № 2) вместе со статьями «Небосклон», «Подвергать свою жизнь» и «Точить балы».

    Кроме опубликованной в журнале статьи, сохранился машинописный текст, представляющий собою более полный вариант с новой авторской правкой. Здесь публикуется полный текст со всеми авторскими дополнениями, с внесением некоторых необходимых поправок и уточнений. — В. Л.

    23 См. мои «Очерки по истории русского литературного языка XVIII — XIX вв.», 1938, 2-е изд. С. 303.

    24 Любопытно, что вдохнуть — в силу большей конкретности, свойственной мгновенно-однократным формам, — дальше всего отходит от абстрактных значений слова вдохновенье. Например, в языке Державина: Вдохни, вдохни ей также страсти…/ Она вдохнуть вам в грудь умела, / Чтоб руки на царя поднять.

    В. В. Виноградов. История слов, 2010

    dic.academic.ru

    вдохновлять — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    вдох-нов-ля́ть

    Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — вдохновить. Участники ситуации, описываемой с помощью вдохновлять:  субъект (им. п.),  экспериенцер (вин. п.), состояние, действие (на + вин. п.).

    Корень: -вдохновл-; суффикс: ; глагольное окончание: -ть [Тихонов, 1996].

    Произношение[править]

    • МФА: [vdəxnɐˈvlʲætʲ] 

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. пробуждать или вызывать в ком-либо, чём-либо творческий подъём, прилив творческих сил ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    2. побуждать к каким-либо действиям, поступкам; воодушевлять на что-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы[править]
    1. частичн.: окрылять
    2. воодушевлять
    Антонимы[править]
    Гиперонимы[править]
    Гипонимы[править]

    Родственные слова[править]

    Этимология[править]

    Из вдохнуть (в- + дохнуть), далее из др.-русск. дъхнѹти, далее из праслав. *dъxnǫti, восходит к праиндоевр. *dhwes-.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    Библиография[править]

    ru.wiktionary.org

    Вдохновила как пишется?

    Часть речи: глагол

    Часть речи: деепричастие

    Часть речи: причастие

    Действительное причастие:

    Настоящее время
    Единственное число Множественное число
    Мужской род Женский род Средний род
    Им.
    Рд.
    Дт.
    Вн.
    Тв.
    Пр.
    Настоящее время
    Единственное число
    Мужской род Женский род Средний род
    Им.
    Рд.
    Дт.
    Вн.
    Тв.
    Пр.
    Настоящее время
    Множественное число
    Им.
    Рд.
    Дт.
    Вн.
    Тв.
    Пр.

    kak-pishetsya.com

    Вдохновило как пишется?

    Часть речи: глагол

    Часть речи: деепричастие

    Часть речи: причастие

    Действительное причастие:

    Настоящее время
    Единственное число Множественное число
    Мужской род Женский род Средний род
    Им.
    Рд.
    Дт.
    Вн.
    Тв.
    Пр.
    Настоящее время
    Единственное число
    Мужской род Женский род Средний род
    Им.
    Рд.
    Дт.
    Вн.
    Тв.
    Пр.
    Настоящее время
    Множественное число
    Им.
    Рд.
    Дт.
    Вн.
    Тв.
    Пр.

    kak-pishetsya.com

    Вдохновение — Википедия

    Вдохнове́ние — особое состояние человека, которое характеризуется высокой производительностью, огромным подъёмом и концентрацией сил человека. Как эмоциональный концепт это состояние является типичной чертой и составным элементом творческой деятельности[1]. Нередко оно воспринимается как явление, существующее отдельно от своего носителя, которое приходит ему извне. Как дар высших сил, его уникальность объясняет редкость и кратковременность вдохновения, которое недоступно простому смертному, за исключением избранных[2].

    Основой возникновения данного состояния является доминирующий очаг возбуждения в коре головного мозга, который подавляет другие активные центры. Очаги возбуждения являются следствием как реакции на внешние раздражители. Чаще всего, таких очагов несколько, так как человек воспринимает много разных объектов.

    Вдохновение — состояние наивысшего подъёма, когда познавательные и эмоциональные сферы человека соединены и направлены на решение творческой задачи. Человека в состоянии творческого вдохновения как бы несёт «поток», он не всё понимает в своих действиях, не всегда может сказать, сколько прошло времени (час, день, сутки). Нередко с пребыванием в состоянии творческого вдохновения связано и возникновение инсайтов, озарений.

    Вдохновение также определяется как особое психическое состояние активизации всех эмоциональных и физических сил человека.

    Человек, находящийся в состоянии творческого вдохновения, имеет сильное влияние на других людей, часто может убедить их, склонить к своему мнению, идее, повести за собой. Личностное свойство, предоставляющее возможность такого ситуативного влияния на других, связанного с личным вдохновением, называют харизмой.

    Понять принцип вдохновения хотели еще в эпоху Античности. Древнегреческий философ Платон, размышляя об невероятном состоянии назвал его ex stasis – «выход за пределы себя», проникновение души человека в мир запредельных сущностей. Экстаз – слово, очень подходящее к субъективному переживанию вдохновения. Но также подходит и еще одно слово, являющееся прямым переводом платоновского термина – «исступление», состояние одержимости идеей, желанием творчества и жаждой жизни.

    Французский писатель XIX века Альфред де Виньи писал: «Я свою книгу не делаю, она сама делается. Она зреет и растет в моей голове как великий плод».

    Состояние вдохновения возникает у человека, страстно и упорно стремящегося к творческому решению поставленной задачи. 24 июня 1878 года П. И. Чайковский в письме к Н. Ф. фон Мекк заметил:[3]

    Иногда вдохновение ускользает, не даётся. Но я считаю долгом для артиста никогда не поддаваться, ибо лень очень сильна в людях. Нет ничего хуже для артиста, как поддаваться ей. Ждать нельзя. Вдохновение эта такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают её. Нужно, необходимо побеждать себя, чтобы не впасть в дилетантизм.

    В свою очередь В. Г. Белинский писал:[4]

    Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдёт и учёный, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде

    Состояние вдохновения характеризуется лёгкостью движения мысли и образов, их ясностью и полнотой, глубокими переживаниями. На фоне состояния вдохновения все познавательные процессы протекают особенно продуктивно.

    Люди черпают вдохновение из различных источников. Таковыми могут быть поэзия, живопись, музыка, личное хобби, специальные тренинги, беседы и т. п.

    Вдохновение тесно связано с инсайтом, внезапным пониманием того, каким именно способом можно решить задачу или проблему. Данному состоянию, как правило, предшествует напряжённый поиск решения поставленной задачи. Пребывание в подобном состоянии может быть как кратковременным (минуты), так и протяжённым (несколько часов).

    Описание состояния собственного вдохновения дал известный теоретик архитектуры, гуманист Леон-Баттиста Альберти (1404—1472) в трактате «О душевном спокойствии»:

    Я имею обыкновение, главным образом по ночам, когда движения моей души побуждают меня беспокоиться и бодрствовать, исследовать и строить в уме неслыханные машины для передвижения и переноски, утверждения и укрепления вещей огромнейших и трудно представляемых. И кажется мне, что изобрёл я вещи редкие и достойные того, чтобы их запомнить. Иной же раз вместо исследований подобного рода я проектирую и строю некие сложнейшие здания и располагаю ордера и многочисленные колонны с различными капителями и не применявшимися доселе базами, связывая их по-новому и изящно с карнизами и полами.

    Поэт А. С. Пушкин, по воспоминаниям современников, держал рядом со своей кроватью листы бумаги на случай внезапного вдохновения.

    1. ↑ * Вдохновение // Головин С. Ю. Словарь практического психолога. — Мн.: Харвест, 1998. — 800 с.
      • Вдохновение // Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — 4-е изд., дополн. и испр. — М., СПб.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2008. — 868 с. — (Большая университетская библиотека).
      • Вдохновение // Летягова Т. В., Романова Н. Н., Филиппов А. В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь. — 3-е изд., стереотип. М.: Флинта: Наука, 2011. 424 с. ISBN 978-5-89349-714-4, ISBN 978-5-02-033144-0
      • Вдохновение // Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание. Справочное издание. Авт-сост. д-р психол. наук, доц. Н. И. Конюхов. М. РАГС при Президенте РФ, 1994
      • Вдохновение // Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. М. : Джангар, 2012. 864 с.
      • Вдохновение // Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека: терминологический словарь. СПб.: Питер, 2005. 412 с. ISBN 5-469-00446-5
    2. ↑ Вдохновение // Когнитивный словарь литературно-философского дискурса / Д. М. Бычков, Е. Н. Бадалова. — М.: Кнорус, 2016. — С. 25. — 264 с. — ISBN 9785-5-4365-0381-3. — DOI:10.15216/9785-5-4365-0381-3.
    3. ↑ 163. Чайковский — Мекк // Переписка с Н. Ф. фон Мекк (1877 год)
    4. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. — М., Л., 1953. — Т. 2. — С. 443.
    на русском языке

    У М. Волошина в работе «Апофеоз мечты» приведено определение, данное А.С.Пушкиным «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии» или в перефразировке «Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии» там же приводится источник. Речь велась об анализе понятий вдохновение и восторг.

    на других языках

    ru.wikipedia.org