Вдохновил – вдохновить — Викисловарь
Вдохновил как пишется?
Часть речи: глагол
Часть речи: деепричастие
Часть речи: причастие
Действительное причастие:
Настоящее время | ||||
---|---|---|---|---|
Единственное число | Множественное число | |||
Мужской род | Женский род | Средний род | ||
Им. | ||||
Рд. | ||||
Дт. | ||||
Вн. | ||||
Тв. | ||||
Пр. |
Настоящее время | |||
---|---|---|---|
Единственное число | |||
Мужской род | Женский род | Средний род | |
Им. | |||
Рд. | |||
Дт. | |||
Вн. | |||
Тв. | |||
Пр. |
Настоящее время | |
---|---|
Множественное число | |
Им. | |
Рд. | |
kak-pishetsya.com
ВДОХНОВИТЬ — это… Что такое ВДОХНОВИТЬ?
ВДОХНОВИТЬ — «Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи», говорил А. С. Пушкин. Иногда для удовлетворения насущных потребностей мысли грамматика и лексика как бы идут на компромисс, колебля старые обычаи языка. В таких… … История слов
вдохновить — воодушевить, окрылить, зажечь, воспламенить Словарь русских синонимов. вдохновить воодушевить, поднять дух у кого, чей, зажечь, воспламенить, окрылить; одушевить (книжн.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
ВДОХНОВИТЬ — ВДОХНОВИТЬ, вдохновлю, вдохновишь, совер. (к вдохновлять), кого что (книжн.). 1. Пробудить вдохновение в ком нибудь, воодушевить. Греческая революция вдохновила Байрона. 2. на что. Побудить, подстрекнуть к какому нибудь действию. Вдохновить кого… … Толковый словарь Ушакова
вдохновить — кого что на что. Вдохновить народ на подвиг … Словарь управления
вдохновить — • очень вдохновить … Словарь русской идиоматики
Вдохновить — сов. перех. см. вдохновлять Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
вдохновить — вдохновить, вдохновлю, вдохновим, вдохновишь, вдохновите, вдохновит, вдохновят, вдохновя, вдохновил, вдохновила, вдохновило, вдохновили, вдохнови, вдохновите, вдохновивший, вдохновившая, вдохновившее, вдохновившие, вдохновившего, вдохновившей,… … Формы слов
вдохновить — Искон. Возникло в 20 е годы XIX в. как обратное образование от вдохновение по аналогии с благословение благословить … Этимологический словарь русского языка
вдохновить — вдохнов ить, вл ю, в ит … Русский орфографический словарь
вдохновить — (II), вдохновлю/(сь), нови/шь(ся), вя/т(ся) … Орфографический словарь русского языка
dic.academic.ru
ВДОХНОВИТЬ — это… Что такое ВДОХНОВИТЬ?
ВДОХНОВИТЬ
«Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи», — говорил А. С. Пушкин. Иногда — для удовлетворения насущных потребностей мысли — грамматика и лексика как бы идут на компромисс, колебля старые обычаи языка. В таких случаях процесс словообразования, уклоняясь от традиционных грамматических норм, действовавших в кругу однородных случаев, направляется по другому, но тоже предопределенному грамматикой пути. Примером может служить глагол
Для современного языкового сознания отношение между вдохновить — вдохновение такое же, как между благословить — благословение, просветить — просвещение и т. д.
А между тем слово вдохновение представляет собою книжнославянское образование от глагола вдохнуть — такого же типа, как проникновение от проникнуть, прикосновение от прикоснуться, столкновение от столкнуть — столкнуться, как возникновение и исчезновение — от возникнуть и исчезнуть. Таким образом, сам глагол вдохновить является вторичным, поздним образованием, произведенным от слова вдохновение
по аналогии таких рядов, как разрешить — разрешение. В слове вдохновение была выделена в качестве основы, за вычетом суффикса действия — состояния —ени-, семантема вдохнов-, и от нее — по образцу благословение — благословить, заключение — заключить, утешение — утешить сформирован глагол вдохновить. Произошло своеобразное переразложение морфологического состава слова.Итак, в истории русского языка не слова вдохновение, вдохновенный произошли от глагола вдохновить, а как раз наоборот: слово вдохновить — в нарушение господствовавшей грамматической традиции — произведено от слов вдохновение — вдохновенный. Не надо думать, что это случай, единственный в своем роде (ср. в русских памятниках XVI — XVII вв. образование
Слово вдохновить — вдохновлять — новообразование 20-х годов XIX в.
В своей автобиографии «Взгляд на мою жизнь» сподвижник Карамзина поэт И. И. Дмитриев относил этот глагол к числу «нововведенных слов» разночинно-демократической литературы 20-х годов XIX в. Изобретателем этого слова И. И. Дмитриев считает Н. А. Полевого, а местом его зарождения — журнал «Московский телеграф»23. Слово вдохновить — вдохновлять было образовано взамен «старых» глаголов вдыхать, одушевлять, постепенно утративших способность выражать оттенки значений, соединявшихся со словами вдохновение, вдохновенный.
Так, в языке Державина слово вдыхать употребляется в значении, которое свойственно в современном языке глаголу вдохновлять:
И нас коль Гении вдыхают,
От сна с зарею возбуждают, —
Не стыдно ль негу обнимать?
Пойдем Сатурна побеждать.
(«Оленину», 1804)
В стихотворении «Памятник герою» (1791):
О! строгого Кунгдзея муза,
Которая его вдыхала…
Но между глаголом вдыхать — вдохнуть (в значениях: 1) `пробуждать, развивать’ и 2) `воодушевлять’) и словами вдохновение — вдохновенный семантическая и стилистическая грань становится к началу XIX в. все глубже и резче24. На помощь призываются слова одушевлять, воодушевлять. Однако они были окутаны другими смысловыми и экспрессивными оттенками, и их посредство тоже не спасло положения.
Этому семантическому разрыву содействовала быстрая смысловая эволюция слова вдохновение. Наряду со значением, имевшим религиозно-мистическую окраску (`ниспосланная кому свыше особливая сила, дар, благодать духа к чему’ — см. сл. АР 1806—1822, ч. 1, с. 416; сл. П. Соколова, 1, с. 193 и др.), слово вдохновение в русском литературном языке XVIII в. употреблялось в более конкретном смысле: `внушенье, влияние’ (ср. франц. inspiration). Например, у Державина в стихотворении «Песнь баярда» (1799):
Сладостное чувств томленье
Огонь души, цепь из цветов!
Как твое нам вдохновенье
Восхитительно, Любовь!
Нет блаженнее той части,
Как быть в плене милой власти,
Как взаимну цепь носить,
Быть любиму и любить.
Но затем вдохновенье все теснее связывается с представлением о творческом наитии, о «расположении души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий» (Пушкин). А глагол вдыхать — вдохнуть, требовавший объектных определений и распространений (вдыхать — вдохнуть что в кого, вдыхать кого с инфинитивом), был отягчен конкретными, бытовыми ассоциациями. Он не поспевает двигаться вслед за словом вдохновенье. Он отстает от него в своем семантическом развитии. И от этого глагола все дальше отходит причастие-прилагательное вдохновенный. Дело в том, что вдохновенный легко воспринимало и впитывало в себя все новые семантические оттенки, открывавшиеся в слове вдохновение. Страдательное значение в форме вдохновенный ослабевает. Так, в языке Державина вдохновенный выступает главным образом в функции страдательного причастия. Например:
И вдохновен душой Беллоны…
(Покорение Дербента)
Нет! свыше пастырь вдохновенный
Перед ними идет со крестом…
(Взятие Измаила)
Я, вдохновенный муз восторгом,
Победы предвещал ему.
(На отправление в армию фельдмаршала Каменского)
Честный обитатель света,
Всеми музами любим!
Вдохновенный, гласом звонким
На земли ты знаменит.
(Кузнечик)
Тебе, тобою восхищенный,
Настроиваю, вдохновенный,
Я струны сердца моего.
(Гимн кротости)
То же употребление наблюдается в ранних стихах Пушкина:
Но дружбою одною
Я ныне вдохновен.
(Городок)
Иль, вдохновенный Ювеналом,
Вооружись сатиры знаком…
(К Батюшкову)
Между тем, уже в стилях карамзинской школы вдохновенный, как и многие другие причастия, все теснее сближается с категорией имен прилагательных. Вдохновенный приобретает значения `исполненный вдохновения; выражающий вдохновение’. Все это ставит слово вдохновенный в непосредственную семантическую связь со словом вдохновение. В этой семантической обстановке начинает все острее ощущаться необходимость образования таких производных слов, которые могли бы выражать разные активные значения, связанные со словом вдохновение: внушать вдохновенье, виновник вдохновенья, вызывающий вдохновенье и т. п. Можно думать, что в 20-х годах XIX в. этот процесс развивается сразу по разным направлениям. В контраст пассивным значениям слова вдохновенный возникает вдохновительный с его активными значениями (по аналогии с такими семантическими рядами, как восхищенный — восхитительный, упоенный — упоительный, обольщенный — обольстительный, очарованный — очаровательный и др.). Рядом с прилагательным вдохновительный становятся названия действующих лиц — вдохновитель — вдохновительница.
Завершением этого процесса служит литературная канонизация нового глагола — вдохновить. У В. Г. Белинского в статье «И мое мнение об игре Г. Каратыгина» (Молва, 1835, №№ 17 и 18): «Но в драме актер и поэт должны быть дружны, иначе из нее выйдет презабавный водевиль. В ней роль должна одушевлять и вдохновлять актера».
Любопытно, что глагол вдохновить, широко применяемый писателями 30-х годов из разночинно-демократических групп, например, Н. А. Полевым, Н. И. Надеждиным, затем О. И. Сенковским, не пользовался признанием у писателей пушкинской плеяды.
В языке Пушкина, однако, встречается слово вдохновительный, — правда, с иронической окраской. В «Евгении Онегине» читаем:
И все дышало в тишине,
При вдохновительной луне.
У Д. В. Давыдова в стихотворении «Вы хороши! Каштановой волной…», напечатанном в «Литературной газете» за 1830 г., есть такие строки:
Осанка величава,
Желанная тоска искусственной любви,
Не страшны мне: моя отрава —
Взор вдохновительный и слово от души.
П. А. Вяземский в своем дневнике, относящемся к 50-ым годам, писал: «Нет сомнения, что Римская церковь была вдохновительницею искусств» (Вяземский 1886, 10, с. 71).
Однако все эти слова — вдохновитель, вдохновительница, вдохновительный и особенно глагол вдохновить — долгое время игнорировались составителями толковых словарей как неправильности литературной речи. Некоторые филологи 30—40-х годов, например Н. И. Греч, готовы были видеть в них незакономерные галлицизмы, неудачные кальки французских inspirateur, inspirer. Нельзя найти этих слов ни в словаре П. Соколова (1834), ни в словаре 1847 г. Только Даль включил их в свой «Толковый словарь».
Понятно, что пуристы 30-х годов XIX в. решительно ополчились против слова вдохновить. В повести «Авторский вечер. Странный случай с моим дядею» (СПб., 1835, с. 133—135) воспроизводится такой диалог между дядей — блюстителем чистоты русского языка и племянником — поклонником «Библиотеки для чтения» и новых литературных стилей:
« — Ну, как же можно подражать такому вздору? — с негодованием закричал дядя. — Возможно ли сказать: он меня вдохновлял!
— Как, дядюшка, — с дерзостию вскричал я, — можете вы порочить слово вдохновлять! Это слово новое, но в то же время и необходимое, которого никаким другим словом заменить невозможно.
— А куда ж девалось слово воодушевлять?.. Ты, признайся, Платон, это слово новой ковки.
— Что ж что новой? оно составлено, дядюшка, по образцу других подобных слов. Вдохновение, вдохновенный; удивление, удивленный; удивлять, удивить, следственно можно сказать и вдохновить, вдохновлять. Старики наши по упрямству только не хотели употреблять этого слова. Или, может быть, потому, что они не находили на мысль, которая так естественно ведет к составу его.
— Нет, мой друг, старики наши не дерзали на состав таких слов потому, что у них ум за разум заходил гораздо реже, нежели у нас. Из приведенного тобою сравнения слов вдохновленный и удивленный еще не следует, что от всех слов могут производимы быть другие слова. От вдохновенный нельзя произвесть вдохновлять или вдохновить, точно так, как нельзя произвесть от незабвенный — незабвенить; от надменный — надменить; от согбенный — согбенить; от поползновенный — поползновенить».
С еще большим пафосом протестовал против употребления слов вдохновить, вдохновитель, вдохновительный Н. И. Греч. В «Чтениях о русском языке» (1840, ч. 1, с. 26) он пишет: «Что сказать о тех юродивых исчадиях прихоти, безвкусия и невежества, которые насильно вторгаются в наш язык, ниспровергают его уставы, оскорбляют слух и здравый вкус! Таковы, например, слова: вдохновить, вдохновитель, вдохновительный. Ими хотели перевесть слова inspiré, inspirateur. Но эти слова варварские, беспаспортные, и места им в русском языке давать не должно. Они производятся от слова вдохновение, которое само есть производное от глагола вдохнуть, как отдохновение от отдохнуть, столкновение от столкнуть; но можно ли сказать: отдохновитель, столкновитель! Если можно, то говорите и вдохновить».
Сын Н. И. Греча, А. Н. Греч, в своей книге «Справочное место русского слова» (с. 15) заявлял: «Вдохновлять. Многие пишут: ”Поэта вдохновил вид природы“. Слов вдохновить и вдохновлять нет в русском языке. Они встречаются только у писателей, которые не обращают внимания на произведение слов, употребляемых ими».
В 60-х годах XIX в. акад. Я. К. Грот в «Записке о Толковом словаре Даля» писал: «Еще безобразнее и неправильнее [чем слово упоминовение. — В. В.] не старое слово вдохновлять». И делал примечание: «От гл. вдохнуть произошло причастие вдохновенный (как от обыкнуть — обыкновенный), а от причастия, уже совершенно наперекор грамматике и логике, образовано вдохновить, вдохновлять, как будто это то же, что благословить — благословенный».
Однако история русского языка оправдала эти слова, явочным порядком вступившие в литературный словарь 20—30-х годов XIX в. Они живы и поныне. Круг значений и употребления слов вдохновить — вдохновлять и вдохновитель (вдохновительница) несколько расширился. Глагол вдохновить, кроме своего основного значения (`пробудить вдохновение в ком-нибудь, воодушевить’), с 60—70-х г. XIX в. стал применяться также в расширенном смысле: `побудить, подстрекнуть к какому-нибудь не вполне обычному действию’ (вдохновить кого на подвиг, на преступление).
Опубликовано под общим заглавием «Из истории русской лексики» в журнале «Русский язык в школе» (1941, № 2) вместе со статьями «Небосклон», «Подвергать свою жизнь» и «Точить балы».
Кроме опубликованной в журнале статьи, сохранился машинописный текст, представляющий собою более полный вариант с новой авторской правкой. Здесь публикуется полный текст со всеми авторскими дополнениями, с внесением некоторых необходимых поправок и уточнений. — В. Л.
23 См. мои «Очерки по истории русского литературного языка XVIII — XIX вв.», 1938, 2-е изд. С. 303.
24 Любопытно, что вдохнуть — в силу большей конкретности, свойственной мгновенно-однократным формам, — дальше всего отходит от абстрактных значений слова вдохновенье. Например, в языке Державина: Вдохни, вдохни ей также страсти…/ Она вдохнуть вам в грудь умела, / Чтоб руки на царя поднять.
В. В. Виноградов. История слов, 2010
dic.academic.ru
вдохновлять — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
вдох-нов-ля́ть
Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — вдохновить. Участники ситуации, описываемой с помощью вдохновлять: субъект (им. п.), экспериенцер (вин. п.), состояние, действие (на + вин. п.).
Корень: -вдохновл-; суффикс: -я; глагольное окончание: -ть [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
- МФА: [vdəxnɐˈvlʲætʲ]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- пробуждать или вызывать в ком-либо, чём-либо творческий подъём, прилив творческих сил ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- побуждать к каким-либо действиям, поступкам; воодушевлять на что-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
- частичн.: окрылять
- воодушевлять
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Из вдохнуть (в- + дохнуть), далее из др.-русск. дъхнѹти, далее из праслав. *dъxnǫti, восходит к праиндоевр. *dhwes-.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Библиография[править]
ru.wiktionary.org
Вдохновила как пишется?
Часть речи: глагол
Часть речи: деепричастие
Часть речи: причастие
Действительное причастие:
Настоящее время | ||||
---|---|---|---|---|
Единственное число | Множественное число | |||
Мужской род | Женский род | Средний род | ||
Им. | ||||
Рд. | ||||
Дт. | ||||
Вн. | ||||
Тв. | ||||
Пр. |
Настоящее время | |||
---|---|---|---|
Единственное число | |||
Мужской род | Женский род | Средний род | |
Им. | |||
Рд. | |||
Дт. | |||
Вн. | |||
Тв. | |||
Пр. |
Настоящее время | |
---|---|
Множественное число | |
Им. | |
Рд. | |
Дт. | |
Вн. | |
Тв. | |
Пр. |
kak-pishetsya.com
Вдохновило как пишется?
Часть речи: глагол
Часть речи: деепричастие
Часть речи: причастие
Действительное причастие:
Настоящее время | ||||
---|---|---|---|---|
Единственное число | Множественное число | |||
Мужской род | Женский род | Средний род | ||
Им. | ||||
Рд. | ||||
Дт. | ||||
Вн. | ||||
Тв. | ||||
Пр. |
Настоящее время | |||
---|---|---|---|
Единственное число | |||
Мужской род | Женский род | Средний род | |
Им. | |||
Рд. | |||
Дт. | |||
Вн. | |||
Тв. | |||
Пр. |
Настоящее время | |
---|---|
Множественное число | |
Им. | |
Рд. | |
Дт. | |
Вн. | |
Тв. | |
Пр. |
kak-pishetsya.com
Вдохновение — Википедия
Вдохнове́ние — особое состояние человека, которое характеризуется высокой производительностью, огромным подъёмом и концентрацией сил человека. Как эмоциональный концепт это состояние является типичной чертой и составным элементом творческой деятельности[1]. Нередко оно воспринимается как явление, существующее отдельно от своего носителя, которое приходит ему извне. Как дар высших сил, его уникальность объясняет редкость и кратковременность вдохновения, которое недоступно простому смертному, за исключением избранных[2].
Основой возникновения данного состояния является доминирующий очаг возбуждения в коре головного мозга, который подавляет другие активные центры. Очаги возбуждения являются следствием как реакции на внешние раздражители. Чаще всего, таких очагов несколько, так как человек воспринимает много разных объектов.
Вдохновение — состояние наивысшего подъёма, когда познавательные и эмоциональные сферы человека соединены и направлены на решение творческой задачи. Человека в состоянии творческого вдохновения как бы несёт «поток», он не всё понимает в своих действиях, не всегда может сказать, сколько прошло времени (час, день, сутки). Нередко с пребыванием в состоянии творческого вдохновения связано и возникновение инсайтов, озарений.
Вдохновение также определяется как особое психическое состояние активизации всех эмоциональных и физических сил человека.
Человек, находящийся в состоянии творческого вдохновения, имеет сильное влияние на других людей, часто может убедить их, склонить к своему мнению, идее, повести за собой. Личностное свойство, предоставляющее возможность такого ситуативного влияния на других, связанного с личным вдохновением, называют харизмой.
Понять принцип вдохновения хотели еще в эпоху Античности. Древнегреческий философ Платон, размышляя об невероятном состоянии назвал его ex stasis – «выход за пределы себя», проникновение души человека в мир запредельных сущностей. Экстаз – слово, очень подходящее к субъективному переживанию вдохновения. Но также подходит и еще одно слово, являющееся прямым переводом платоновского термина – «исступление», состояние одержимости идеей, желанием творчества и жаждой жизни.
Французский писатель XIX века Альфред де Виньи писал: «Я свою книгу не делаю, она сама делается. Она зреет и растет в моей голове как великий плод».
Состояние вдохновения возникает у человека, страстно и упорно стремящегося к творческому решению поставленной задачи. 24 июня 1878 года П. И. Чайковский в письме к Н. Ф. фон Мекк заметил:[3]
Иногда вдохновение ускользает, не даётся. Но я считаю долгом для артиста никогда не поддаваться, ибо лень очень сильна в людях. Нет ничего хуже для артиста, как поддаваться ей. Ждать нельзя. Вдохновение эта такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают её. Нужно, необходимо побеждать себя, чтобы не впасть в дилетантизм.
В свою очередь В. Г. Белинский писал:[4]
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдёт и учёный, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде
Состояние вдохновения характеризуется лёгкостью движения мысли и образов, их ясностью и полнотой, глубокими переживаниями. На фоне состояния вдохновения все познавательные процессы протекают особенно продуктивно.
Люди черпают вдохновение из различных источников. Таковыми могут быть поэзия, живопись, музыка, личное хобби, специальные тренинги, беседы и т. п.
Вдохновение тесно связано с инсайтом, внезапным пониманием того, каким именно способом можно решить задачу или проблему. Данному состоянию, как правило, предшествует напряжённый поиск решения поставленной задачи. Пребывание в подобном состоянии может быть как кратковременным (минуты), так и протяжённым (несколько часов).
Описание состояния собственного вдохновения дал известный теоретик архитектуры, гуманист Леон-Баттиста Альберти (1404—1472) в трактате «О душевном спокойствии»:
Я имею обыкновение, главным образом по ночам, когда движения моей души побуждают меня беспокоиться и бодрствовать, исследовать и строить в уме неслыханные машины для передвижения и переноски, утверждения и укрепления вещей огромнейших и трудно представляемых. И кажется мне, что изобрёл я вещи редкие и достойные того, чтобы их запомнить. Иной же раз вместо исследований подобного рода я проектирую и строю некие сложнейшие здания и располагаю ордера и многочисленные колонны с различными капителями и не применявшимися доселе базами, связывая их по-новому и изящно с карнизами и полами.
Поэт А. С. Пушкин, по воспоминаниям современников, держал рядом со своей кроватью листы бумаги на случай внезапного вдохновения.
- ↑ * Вдохновение // Головин С. Ю. Словарь практического психолога. — Мн.: Харвест, 1998. — 800 с.
- Вдохновение // Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — 4-е изд., дополн. и испр. — М., СПб.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2008. — 868 с. — (Большая университетская библиотека).
- Вдохновение // Летягова Т. В., Романова Н. Н., Филиппов А. В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь. — 3-е изд., стереотип. М.: Флинта: Наука, 2011. 424 с. ISBN 978-5-89349-714-4, ISBN 978-5-02-033144-0
- Вдохновение // Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание. Справочное издание. Авт-сост. д-р психол. наук, доц. Н. И. Конюхов. М. РАГС при Президенте РФ, 1994
- Вдохновение // Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. М. : Джангар, 2012. 864 с.
- Вдохновение // Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека: терминологический словарь. СПб.: Питер, 2005. 412 с. ISBN 5-469-00446-5
- ↑ Вдохновение // Когнитивный словарь литературно-философского дискурса / Д. М. Бычков, Е. Н. Бадалова. — М.: Кнорус, 2016. — С. 25. — 264 с. — ISBN 9785-5-4365-0381-3. — DOI:10.15216/9785-5-4365-0381-3.
- ↑ 163. Чайковский — Мекк // Переписка с Н. Ф. фон Мекк (1877 год)
- ↑ Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. — М., Л., 1953. — Т. 2. — С. 443.
- на русском языке
У М. Волошина в работе «Апофеоз мечты» приведено определение, данное А.С.Пушкиным «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии» или в перефразировке «Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии» там же приводится источник. Речь велась об анализе понятий вдохновение и восторг.
- на других языках
ru.wikipedia.org