Ведущая потребность в подростковом возрасте: Ведущая деятельность в подростковом возрасте
Ведущая деятельность в подростковом возрасте
Исследуя закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе и сравнивая дошкольный возраст с подростковым, Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что подростковому возрасту вновь сензитивна сторона деятельности, акцентирующая развитие взаимоотношений.
Присущее дошкольнику стремление быть как взрослый, как будто бы он взрослый, трансформируется у подростка в потребность быть взрослым, быть самостоятельным, быть значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличную от других людей.
Подростка уже не удовлетворяет позиция школьника, которую он занимал в начальных классах. Сформированная на базе учебной деятельности (предметно-практическая сторона деятельности) способность детей к обобщению определяет возможности подростка к построению обобщений уже в более сложной деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений. Пытаясь занять значимое место в обществе, утвердить свою новую социальную позицию, он стремится выйти за рамки ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться. Поэтому подростки активизируют интимно-личностное и стихийно-групповое общение как в школе, так и вне ее.
Д. И. Фельдштейн указывает, что акцент на данные обстоятельства привел в шестидесятые годы некоторых психологов к мысли о том, что определяющее значение в формировании личности подростка имеет общение, предмет которого — другой человек — товарищ, а содержание — построение взаимоотношений и действия внутри них. Так, в частности, Д. Б. Эльконин рассматривал общение со сверстниками как ведущую деятельность в этом возрасте: «именно благодаря деятельности общения и ориентации на себя при решении задач на взаимоотношения возникает не только новый уровень самосознания, но и углубляется его социальное содержание».
Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что от рассмотрения общения как «чистого общения душ» предостерегал еще Л.С. Выготский. Действительно, формирование мотивационно-потребностной сферы личности подростка требует расширения всех форм общения. Однако расширение и усложнение форм и способов общения не может быть осуществлено на уровне «я» и «ты». И конкретным типом деятельности, обеспечивающим развитие взаимоотношений подростков, выступает социально признаваемая и социально одобряемая деятельность — ведущая в этот период психического развития.
Как указывает Д. И. Фельдштейн, положение о данном типе ведущей деятельности в подростковом возрасте обусловливается: во-первых, особенностями, характером развития детей подросткового возраста, которым свойственно осознание своих растущих возможностей, интенсивное стремление к самостоятельности, к утверждению себя среди окружающих, потребность в признании со стороны взрослых их прав, их потенциальных возможностей.
Во-вторых, подростковый возраст — особый этап в развитии социальной активности ребенка. Деятельность, которая обеспечивает наиболее интенсивное развитие активности подростка, с одной стороны, должна отвечать его потребностям в самоутверждении, с другой — создавать условия развертывания определенных форм отношений. Но не просто отношений понимания, взаимопонимания с товарищами, а признания реальной значимости подростка как полноправного члена общества. Участие подростков в социально признаваемой и социально одобряемой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.
В-третьих, речь идет не просто о социальной направленности различных видов деятельности подростков и не о существующей ныне в школе организации их разнообразных дел, мероприятий, а о специальном построении особого типа социально одобряемой деятельности, типа, который является условием, способом формирования личности и необходимым компонентом многоплановой деятельности ребенка, организуемой в системе воспитательного процесса.
Социально признаваемая и социально одобряемая деятельность в данном понимании выступает, с одной стороны, условием и средством подготовки подростков к высшим формам этой деятельности взрослых, составляя органическую часть общественных отношений.
С другой — просоциальная деятельность подростков представляет собой новый уровень развития деятельности ребенка по усвоению мотивов, целей деятельности, норм человеческих взаимоотношений, ее определенный этап, сензитивный подростковому возрасту, т. к. в нем в наибольшей степени заключены тенденции развития подростка, стремящегося оценивать самого себя в системе: «я и мое участие в жизни общества», «я и моя полезность обществу». Причем «зоной ближайшего развития», которая помогает определить завтрашний день ребенка, служит идейный смысл социально одобряемой деятельности, удовлетворяющей основные потребности подростка установкой на общество.
Социально признаваемая и одобряемая деятельность обеспечивает возможности расширения всех форм общения подростка и выход его на высший, наиболее значимый уровень общения со взрослыми — на основе морального сотрудничества. Не общение как тяга к товарищу, а просоциальная деятельность, обеспечивающая развертывание разнообразных форм общения, расширение общения в системе «я и многие (близкие и далекие) люди», «я и общество» является ведущей деятельностью, обусловливающей главнейшие изменения в психологических особенностях личности подростка.
Окружение подростка: как создать положительную среду?
Полезные материалы
Окружение подростка: как создать положительную среду?
06. 08.2021
© depositphotos.com
Подростки справляются с неудачами легче, если общаются со сверстниками. К таким выводам в своём исследовании пришли учёные из Австралии под руководством психолога Бепа Уинка. Благодаря общению с ровесниками происходят самоидентификация и формирование необходимых социальных навыков. При этом среда может воздействовать на подростка как положительно, так и негативно. Возможно ли повлиять на выбор окружения ребёнка и как взаимоотношения со сверстниками сказываются на развитии личности, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала руководитель межрегиональной службы примирения ГБСУ АО «Котласский СРЦН «Маяк» Анна Шмакова.
– Общение – ведущая потребность подросткового возраста. С одной стороны, возрастают интерес к внешнему миру и ориентация на окружение, с другой – становится важным сознательное позиционирование себя. Подростки сближаются с теми, кто интересен. В этот период происходит уподобление окружающим и самоидентификация. При этом не столько важен сам процесс общения, сколько возможность проявить себя. Желание выделиться, отличиться возникает именно из-за активизации процесса формирования осознанной личности.
Полноценное общение с ровесниками взрослый может компенсировать своим участием, но не заменить. Некоторые родители пытаются имитировать такое общение – стать подругой или другом. Но ребёнок всё равно будет утверждаться в той среде, в которой он растёт. Ведь успешно социализироваться можно только в своём окружении. Очень важно для самооценки найти хорошее место в своей «стае». Ровесники одновременно являются и поддерживающей средой, и конкурирующей. Поэтому для подростка важнее выстроить общение со сверстниками. Чем успешнее будет социализация ребёнка, тем его личность будет сильнее. Паттерны общения с ровесниками впоследствии будут определять, как ребёнок будет взаимодействовать в среде взрослых.
Это как тренировка, подготовка к успешной социализации.– Может ли взрослый повлиять на выбор ближайшего окружения подростка?
– Родителям очень важно сохранить свою значимость. Иначе повлиять на подростка не получится. Нужно искать общий язык с ребёнком, развивать в себе навыки эффективной коммуникации. Это необходимо для того, чтобы взаимодействие не было односложным, молчаливым, игнорирующим. Тогда у подростка останется желание сохранить связь с родителем, быть на него похожим, не отрицать его. Если взрослый чувствует, что всё выходит из-под контроля, то нужно обратить внимание на отношения с ребёнком.
Чем младше ребёнок, тем больше шансов создать такую среду, которую он потом будет поддерживать сам. Ту среду, которая будет способствовать развитию потенциала личности. При этом важно не бояться делить свой родительский авторитет с другими значимыми взрослыми (учителя, тренеры). Нужно сознательно искать положительные фигуры в создаваемой среде, исходя из интересов ребёнка. Если подросток будет удовлетворять свои потребности в личной значимости, он останется в этой среде. Здоровая личность никогда не поменяет конструктивное окружение на деструктивное.
– Как сформировать в подростке избирательность во взаимодействии со сверстниками?
– Важна работа с самооценкой и личными границами. Насколько подросток выбирает окружение, либо окружение выбирает его, а он подчиняется этому выбору и примыкает к кому-то без своей воли. Человек должен понимать, как его развивает окружение, что это ему даёт. Взрослому нужно не критиковать, а разобраться, что важно в той среде, которую ребёнок выбирает, и он ли её выбирает. В этом случае будет легче подобрать какую-то альтернативу и удовлетворить потребность ребёнка.
Взрослые периодически сравнивают ребёнка с собой. Если в решениях и выборе подростка они видят себя («он на меня похож», «я так же думаю», «так же поступал»), это поддерживает ребёнка. Если же он принимает решения, не характерные для родителей, то часто поддержка как будто отступает и начинается критика. Необходимо понимать, что ребёнок – другая личность. Чего-то о нём мы можем не знать. Нужно больше разбираться в происходящем, а не запрещать. Из-за запретов уходит потребность в общении с взрослыми, особенно у подростков, склонных к протестному поведению.
– Как научить правильно отстаивать свою позицию в коллективе ровесников?
– Есть технический момент, когда можно научить говорить «нет», обучить определённым фразам, проигрывать ситуации. Однако важнее то, что позволит ребёнку самостоятельно ориентироваться. Поэтому необходимо развивать интерес подростка к самому себе, помочь ему изучить себя.
Взрослому тоже важно знать своего ребёнка, чтобы научить его выражать свою позицию подходящим для него способом, в зависимости от типа личности. Особенности личности может изучить каждый взрослый, главное – подойти к этому с интересом и уважением.Чтобы ребёнок умел отстаивать своё мнение, нужно давать ему возможность делать это дома. Не задавливать родительским авторитетом. Где подросток научится, если не в своей семье? Взрослому необходимо уважать позицию ребёнка и во всех ситуациях, где возможно, учитывать его мнение, не просто его выслушивать, а считаться с ним. Тогда подросток будет понимать, что высказаться безопасно, это можно и нужно делать.
– Что делать, если у ребёнка возникают трудности в общении?
– Если что-то не получается, необходимо разбирать ситуации в ретроспективе. Помочь понять ребёнку, что можно было сделать иначе. Как можно было бы повести себя, чтобы тебя услышали. Если у ребёнка что-то не получается в общении, ему нужно дать возможность реабилитироваться.
Если взрослому кажется, что у ребёнка что-то не так, то в первую очередь нужно понять, не является ли это излишней тревогой. Иногда родители судят, исходя из собственных проекций, представлений. Нельзя игнорировать особенности личности. Исходя из них, нужно помогать ребёнку, в том числе формировать окружение.
Теги:
подросткисоциализация
Лидерские качества для подростков, помогите учащимся понять, что такое лидерство. В то время как они будут продолжать оттачивать свой стиль лидерства в колледже и в своей карьере, студенты могут извлечь пользу из раннего понимания того, что делает лидера великим и что удерживает кого-то от того, чтобы стать уважаемым лидером. В наших программах обучения и жизненных навыков SuperCamp мы уделяем большое внимание теме лидерства. Фактически, вернувшиеся студенты могут присоединиться к группе по обучению лидеров на 10 дней, а через год они могут принять участие в семидневной программе форума лидеров.
Мы составили список из 12 лидерских качеств и 10 подводных камней лидерства, которые могут помочь учащимся понять лидерство. Мужество
Мужество может потребоваться, чтобы довести дело до конца, даже перед лицом неуверенности или присутствия страха. Это означает принятие решений на благо других, которые могут временно сделать вас непопулярными.
Самоконтроль
Лидеры показывают пример своей способности контролировать неустойчивое поведение, непредсказуемые эмоции и непродуктивные или негативные мысли. Коллеги будут уважать только того лидера, который может подняться над обстоятельствами и сохранить личную и групповую стабильность.
Чувство справедливости
Лидеры должны убедиться, что то, к чему они стремятся, является наилучшим для всех вовлеченных сторон. Важно считать точку зрения каждого
равноправной, а затем сделать выбор, который кажется наиболее выгодным для большинства людей.
Всегда имейте план
Лидеры планируют свою работу, а затем работают по плану. Хотя лидеры должны оставаться гибкими, они всегда должны начинать с желаемого результата и плана того, как его достичь.
Пройдите лишнюю милю
Лидеры должны подавать пример, а это значит делать больше, чем от них ожидают. Лидеры ставят себе задачу. Они не ждут, пока кто-нибудь скажет им начать или завершить работу.
Приятная личность
Лучшие лидеры всегда сердечно приветствуют других с улыбкой, спрашивают, как у них дела, и слушают их ответ. Образцовые лидеры не используют ненормативную лексику, оскорбления или сарказм.
Сострадание и понимание
Эффективные лидеры находят время, чтобы понять чужой мир со своей точки зрения. Лидеры расширяют свой собственный мир, чтобы включить в него точки зрения других и не «продают» свое представление о том, как устроен мир, другим.
Мастер деталей
Лидеры не торопятся, чтобы научиться разбираться в деталях, нюансах и тонкостях, а затем дисциплинировать себя, чтобы следовать им. Это детали, которые составляют целое, и если их игнорировать, они в конечном итоге вызовут проблемы.
Принять на себя ответственность
Лидеры принимают свои неудачи как урок и идут дальше. В то же время лидеры отдают должное другим за успех, зная, что он не был бы достигнут без поддержки других.
Сотрудничайте и играйте в команде
Лидеры знают, как принимать решения и действовать в соответствии с теорией синергии. Они понимают, что любое решение может повлиять на многих людей.
Целостность
Великие лидеры анализируют свои действия и ценности, чтобы убедиться, что они совпадают. Лидеры ведут свою речь — каждую секунду каждого дня.
Будьте настоящим
Самый верный и почетный подарок, который лидер может преподнести своим коллегам, — это быть настоящим. Лидеры должны быть готовы воплощать истину, даже несмотря на предполагаемый риск «быть уязвимыми». Уязвимость — это сила.
Ловушки лидерства
Нежелание оказывать скромную услугу
Лидеру в любой момент может понадобиться выполнять работу других или делать работу, которую никто не хочет делать. Это значит убрать мусор, провести встречу в неудобное время, решить проблему, когда она возникнет, и т. д.
Нежелание документировать свою работу
Настоящий лидер хочет расширить возможности других, дав им возможность документировать свои ошибки и успехи. Лучше всего потратить время на то, чтобы записать, что работает, а что нет.
Страх перед конкуренцией
Лидеры, опасающиеся, что другие отнимут их работу, вряд ли будут лидерами долго. Роль лидера — воодушевлять других. Степень, в которой человек может обучать и расширять возможности других лидеров, определяет степень повышения его ценности.
Отсутствие воображения
Чтобы справиться с чрезвычайными ситуациями, лидеру потребуется творческий подход и воображение. Даже рутинные задачи, если каждый раз выполнять их на пять процентов по-разному, способствуют изменениям и росту. Лидеры поощряют этот тип мышления и у других.
Эгоизм
Великий лидер не претендует на заслуги и берет на себя всю ответственность. Кто-то, кто постоянно удерживает или берет кредит от других, будет встречен с негодованием и саботажем.
Недостаток дисциплины в личной жизни
Обычная ошибка впавших в немилость лидеров — отсутствие дисциплины в личной жизни. Чтобы выглядеть, звучать и быть успешным, нужно тренировать свое физическое и умственное тело, развивать отношения и избегать неуместных отношений.
Нелояльность
Без лояльных коллег и персонала у лидера ничего нет. Чтобы породить лояльность, лидер должен начать с лояльности по отношению к другим.
Быть авторитарным
Лидеры, которые руководствуются страхом, недолго остаются эффективными лидерами. Лучший стиль лидерства — служить личным примером, вести переговоры и делиться результатами.
Настойчивость в том, чтобы быть правым
Лидеры, которые чаще считают свою позицию «правильной», обладают узкой реальностью. И наоборот, сильные лидеры стремятся найти точки соприкосновения, а не поле боя.
Неспособность включить более широкую картину
Многие лидеры сбиваются с толку, когда их мотивирует одна цель, например, когда бизнес-лидер принимает решения исключительно из-за прибыли компании. Лучшие лидеры принимают решения, основываясь как на тех, кто находится ближе всего к решению, так и на тех, кто потенциально может быть затронут косвенно или в какой-то момент в будущем.
Руководствуясь этими принципами, учащиеся встанут на путь позитивных и успешных лидеров в своих организациях и в жизни.
Как развить лидерские качества у подростков
Опубликовано от Middleearthnj Оставить комментарий
Мы все согласны с тем, что лидерство является важным качеством для успешных взрослых. Хорошее руководство жизненно важно для успеха любого бизнеса и предприятия. Но даже если человек не занимает руководящую роль на своем рабочем месте, лидерские качества все равно полезны, потому что они вдохновляют других на успех, обеспечивают достижение целей, уменьшают конфликты и налаживают связи с другими. Каждый человек может быть лидером, будь то дома, в обществе или на рабочем месте.
Хотя некоторые люди являются более естественными лидерами, чем другие, есть навыки лидерства, которым можно научиться, развить и улучшить. Завтрашнее лидерство зависит от родителей, учителей, тренеров и наставников, обучающих сегодняшнюю молодежь навыкам лидерства. Вот несколько способов, которыми мы можем привить подросткам лидерские качества:
Ставьте цели и выполняйте их . Лидеры отлично умеют ставить цели и добиваться их. Научите подростка ставить цели. Во-первых, попросите их определить свои приоритеты и то, чего они хотят достичь. Как только у него появятся цели, помогите подростку понять, как разбить цель на более мелкие, более управляемые действия. Поощряйте подростка определять возможные препятствия на пути к своей цели и думать, как он с ними справится. Убедитесь, что ваш подросток либо вознаграждает себя, либо вы вознаграждаете его, когда он достигает своей цели.
Сотрудничество с другими . Лидеры хорошо работают с другими людьми, вносят свой вклад в группы своими идеями и усилиями и строят отношения. Лидеры понимают, что наличие духа сотрудничества и здорового уважения к различным мнениям делает команду более сильной. Предложите подростку возможность работать в команде, чтобы он мог освоить эти важные навыки.
Поощрять принятие решений . Иногда родителям проще принимать решения за наших подростков, но вы лишаете их возможности развивать этот важный лидерский навык. Вместо этого убедитесь, что у вашего подростка есть возможность принимать решения в подростковом возрасте. Постарайтесь ограничить варианты, чтобы они не были перегружены. Научите их взвешивать все за и против каждого варианта, чтобы принять максимально обоснованное решение.
Пробовать новое . Лидеры, как правило, новаторы — те, кто готов попробовать что-то новое. Люди, не склонные к риску, редко достигают руководящих должностей. Хотя вы не хотите, чтобы ваш подросток шел на ненужный риск, вы хотите, чтобы он был готов пробовать что-то новое и осознавал, что неудача — это обучение только одному способу, который не сработает.
Соберись . Хорошие лидеры организованы. Они делают заметки и используют планировщики, чтобы убедиться, что они помнят детали и выполняют обязанности. Когда вы доказываете свою ответственность, другие начинают полагаться на вас и доверять вам.
Придать навык ведения переговоров . Научившись быть хорошим переговорщиком, вы поможете подростку находить лучшие решения проблем, избегать конфликтов и строить лучшие отношения. Навыки ведения переговоров требуют практики, поэтому поощряйте подростка использовать их в первую очередь в семье. Сообщите подростку, что конечная цель переговоров — достижение взаимовыгодного результата. Это когда обе стороны чувствуют, что они получили что-то положительное и что их точка зрения была принята во внимание.