Вербальный и невербальный язык – Вербальные и невербальные средства общения
Чем отличается вербальное общение от невербального
Не секрет, что жесты, мимика, позы, взгляды являются полноценными средствами коммуникации. Ведь все они, наравне с речью и письмом, позволяют людям обмениваться друг с другом информацией. Но, увы, распознавать и верно интерпретировать такие сигналы умеет далеко не каждый из нас.
- Определения
- Сравнение
Определения
Вербальное общениеВербальное общение – вид межличностной речевой коммуникации. Может быть устным и письменным. Основными требованиями выступают ясность содержания, четкость произношения и доступность изложения мыслей. Язык как система кодировки информации является важнейшим инструментом общения. С его помощью человек описывает различные вещи и события, выражает собственное мнение, демонстрирует чувства и эмоции. Однако данный инструмент коммуникации обретает смысл лишь при включении его в какую-либо деятельность. То есть обязательным дополнением слов выступают всевозможные знаки, повышающие эффективность взаимодействия. Стоит отметить, что дактильная речь, используемая при «беседе» двух глухонемых людей, тоже относится к разряду вербального общения. Ведь жесты в ней выступают заменой букв.
Невербальное общениеНевербальное общение – вид коммуникационного взаимодействия без употребления слов. Представляет собой процесс передачи информации через образы, мимику, жесты, позы, прикосновения и т. д. То есть инструментом такого общения выступает человеческое тело. Оно обладает широким спектром способов и средств обмена сообщениями, включающих в себя любые формы самовыражения. Вполне очевидно, что важнейшим условием эффективного невербального взаимодействия является правильная интерпретация сигналов. Знание языка телодвижений не только помогает лучше понимать собеседника, но и позволяет предугадывать его реакцию на последующее высказывание. Согласно заключениям ученых, на невербальное общение приходится более 50 % всей передаваемой информации. Тогда как словам отводится порядка 7 %. Промежуточное звено между ними занимают звуковые средства (тембр голоса, интонация). К слову сказать, рукопожатия, объятия, касания также выступают средствами коммуникационного взаимодействия.
к содержанию ↑Сравнение
Как следует из определений, главное отличие видов коммуникации заключено в способе передачи информации. Вербальное общение подразумевает под собой использование устной или письменной речи. То есть собеседники обмениваются информацией, облачая ее в слова. Данный вид взаимодействия характерен только для людей. В основе же невербального общения лежит язык тела. Основными инструментами коммуникации в данном случае выступают жесты, позы, мимика, прикосновения. С их помощью человек может сказать очень много, даже не подключая речь. При этом язык мимики и жестов присущ как людям, так и животным. К примеру, вилянием хвоста собака выражает свою радость, а кошка, напротив, – раздражение. Звериный оскал является предостерегающим сигналом, а виноватый взгляд исподлобья – признаком раскаяния. И таких примеров может быть множество.
Удивительно, но невербальное общение намного правдивее, чем словесное. Дело в том, что зачастую мы попросту не способны контролировать свои жесты и мимику. Они как бы идут изнутри и становятся отражением наших истинных чувств и переживаний. Устная и письменная речь бывает заведомо лживой. Обмануть человека в процессе разговора по телефону или интернет-общения гораздо проще, нежели беседуя с ним лично. Ведь в последнем случае есть возможность проследить за мимикой и жестами оппонента и заметить их расхождения с речью. К примеру, если собеседник излагает свою версию событий, не глядя при этом вам в глаза и нервно теребя в руках какой-либо предмет, значит, ему есть, что скрывать. Таким образом, обманывать при помощи слов гораздо проще, нежели посредством мимики и жестикуляции.
Еще одно отличие вербального общения от невербального состоит в восприятии информации. К примеру, чтобы правильно уловить смысл речи собеседника, нам необходимо подключать ум и логику. Тогда как при распознавании жестов и мимики на помощь приходит интуиция. Еще один момент: если при словесном взаимодействии между людьми может возникнуть речевой барьер в виде культурных или национальных расхождений, непонимания смысла определенных терминов, то в случае с невербальным общением такое случается редко. Ведь вне зависимости от места нахождения человека его открытая широкая улыбка будет воспринята как признак радушия и дружелюбия, а взмах руки станет символом приветствия. Безусловно, преодолеть речевой барьер порой бывает очень сложно. Но попав в иностранное государство, мы всегда сможем объясниться с местными жителями при помощи жестов, что говорит о высокой эффективности такой коммуникации.
Подведем итог, в чем разница между вербальным и невербальным общением.
Вербальное общение | Невербальное общение |
Подразумевает под собой использование устной или письменной речи | В основе лежит язык тела |
Главным инструментом выступают слова | Построено на мимике, жестах, прикосновениях |
Может быть лживым и неискренним | Становится отражением наших истинных чувств и переживаний |
Поддается контролю со стороны человека | Зачастую выступает бессознательным проявлением |
Для восприятия информации необходимо подключать ум и логику | При распознавании жестов на помощь приходит интуиция |
Между людьми зачастую возникает речевой барьер ввиду непонимания смысла сказанного | Отличается высокой эффективностью и простотой трактовки |
Присуще только человеку | Характерно как для людей, так и для животных |
thedifference.ru
Вербальные и невербальные средства общения, особенности, язык жестов и мимики
Человек, как самое разумное существо планеты, помимо вербального общения использует целый ряд невербальных средств для коммуникации, среди которых мимика и жесты занимают главную роль.
Содержание статьи:
Вербальное общение и его роль в жизни человека
Вербальное общение представляет собой обмен информацией без эмоциональной окраски. Большинство источников в психологии выдвигают мнение, что такой тип общения не играет особо важной роли в жизни человека. Считается, что невербальные средства наполняют слова смыслом, чувством и настроением. Сухие факты, сказанные однотонно, не усваиваются и не запоминаются. Однако это не совсем так.
Существует ряд случаев, когда важно лишь вербальное общение и выражение эмоций и чувств недопустимо. В первую очередь, это юриспруденция и судебное дело. Здесь необходимо орудовать одними словами, опираясь на факты и доказательства. Чем более ровный и спокойный тон речи, тем выше профессиональная подготовленность юриста.
Ещё одна область — журналистика. Особенно это касается дикторов, работающих на новостных каналах телевидения. Ежедневно мир сотрясают новости, способные вывести из равновесия любого человека.
Однако доносить их до народа необходимо ровным голосом без проявления чувств. Умение не реагировать и не прикладывать к содержанию слов своей личной оценки восприятия — высший пилотаж в журналистике.
Журналистам нужно знать приемы вербального и невербального средства общенияГоворя о роли вербального общения, следует отметить несколько важных моментов:
- умение говорить кратко, тезисно и понятно;
- умение слушать другого, не перебивая;
- способность слышать и воспринимать верно информацию;
- способность правильно истолковывать полученную информацию и прикладывать ее в дальнейшем.
Функции речи
Вербальные и невербальные средства общения формируют речь между людьми.
Есть 3 основные функции речи:
- коммуникативная;
- регулирующая;
- программирующая.
Коммуникативная функция обеспечивает главную потребность человека: понимать других людей и самому быть понятым. Язык, на котором говорят люди, с детства начинает усваиваться ребёнком, в возрасте уже 1,5-2 лет большинство детей способны воспроизводить некоторые слова. Каждая народность имеет свой индивидуальный язык, на котором происходит и мышление, и произношение речи.
Способность говорить не имеет генетической предрасположенности. Речевые центры человеческого мозга активны и развиваются примерно до 9-10 лет. После этого возможность научиться воспроизводить речь резко снижается. Также склонность быстро усваивать различные языки зависит от того, какое полушарие человека наиболее активно.
Регулирующая функция определяет способность словами воздействовать на осознанное поведение самого себя или другого человека. Например, говоря «Сначала поработаю, затем пойду обедать», индивид намечает себе порядок последовательных действий.
Слова, сказанные в адрес другого человека, побуждают его действовать согласно им. Также есть вариация функции, когда человек способен словесно влиять на большие или малые группы людей.
Программирующая функция отвечает за составление высказываний, предложений и сложных речевых конструкций. В основе лежит взаимодействие мыслительного процесса с умением говорить.
Речевая деятельность: формы языка
Речевая деятельность направлена на установление контакта между людьми. Основной целью является поддержание информационных и социальных связей, а также межличностное взаимодействие.
Формы языка бывают:
- письменная;
- устная;
- литературная;
- национальные диалекты;
- жаргоны.
Устная речь общедоступна для каждого жителя той или иной местности, письменная ограничивается необходимостью получать образование. Литературную форму создают культурные деятели, поэты, ораторы.
Их высказывания, наполненные смыслом, являются эталоном для среднего слоя населения. Диалект получает развитие на территории конкретного места, определяется этническими и культурными особенностями народности. Жаргон — разговорная непринуждённая форма, характерная некоторым социальным слоям населения.
Также существует подразделение на монологическую и диалогическую формы. Монолог — повествование одного человека, его размышления и высказывания. Диалог предполагает речевое взаимодействие двух людей, наполненное общением на определенные темы.
Средства вербального общения
Вербальные и невербальные средства общения определяют социальное взаимодействие людей.
К вербальным средствам относятся:
- способность говорить;
- навык письма;
- умение слушать;
- способность вести диалог;
- внутренний самостоятельный монолог.
Вербальное общение состоятельно лишь на общем, понятном для всех участников, языке. Часто представители других стран не способны понимать многие формы языка (жаргон, уменьшительно-ласкательные слова).
Средства вербального общения необходимо развивать каждому образованному человеку. Способность говорить — банальное, казалось бы, умение. Однако часто бывает, что высказывание собственных мыслей — сложная, трудно выполнимая задача.
Речь нужно совершенствовать, читать больше художественной литературы, учить стихи наизусть. Выражая своё мнение, говорить стараться нужно кратко, но емко.
Навык письма нарабатывается в образовательных учреждениях. Русский язык — один из самых богатых, но сложных. Писать грамотно можно научиться, изучив все правила и постоянно практикуя это умение. Ежегодно в России проводят единый диктант для всех желающих проверить свой уровень грамотности.
Способностью слушать может похвастаться далеко не каждый. Сегодня это умение напрямую связано с уровнем воспитания и культуры общения.
Правильно выстраивать и вести диалог — настоящее искусство. Для развития навыка необходимо развивать способность выражать мысли кратко, четко и понятно. Отвечать на заданные вопросы по делу — ещё одна составляющая. Естественно, диалог не может сложиться без желания слушать партнёра. Внутренний монолог определяет духовную составляющую человека, его способность размышлять и анализировать.
Речь и язык: связь и различия
Понятие речи тесно связано с языком. Оба они составляют основу коммуникации людей. Без одного невозможно существование другого.
Но и ряд значимых отличий они имеют:
- язык — общепринятая система, одинаковая для всех. Речь индивидуальна для каждого человека и не повторяется никогда;
- психика человека ответственна за речь. За язык — социальные нормы;
- язык можно описать сводом постоянных правил. Речь динамична, постоянно изменяется, и нет возможности ее свести к единым нормам;
- речь имеет свойства, которых нет у языка (грамотная, громкая, длинная, скучная).
Если рассматривать эти 2 понятия на уровне психоэмоциональных явлений, речь — наиболее сложная форма, которая отвечает за выражение собственных идей, мыслей и чувств. С помощью знания определенного языка речь становится возможной. Язык — система знаков, иероглифов, букв, символов, более материальное понятие.
Особенности процессов речевой коммуникации
Процесс речевой коммуникации представляет собой обмен информацией. Основа этого процесса лежит в возможности учиться, развиваться и совершенствоваться.
Главными задачами речевой коммуникации являются:
- информировать собеседника;
- побуждать оппонента к действиям;
- достигать общего мнения с собеседником;
- выражать свои чувства, эмоции.
Самым основным требованием для возможности осуществления процесса речевой коммуникации является умение думать и размышлять. Далее необходимо превращать свои мысли в словесную форму и выдавать ее на понятном для оппонента языке.
Стадии речевой коммуникации:
- Формирование основной задачи.
- Подбор словарного эквивалента.
- Осуществление речи.
Составляющими речевого процесса являются:
- автор послания;
- собеседник;
- речевое сообщение.
Чтобы успешно коммуницировать, необходимо быть открытым для общения, уметь разделять чужие взгляды, противостоять во мнениях дружелюбно и мягко, принимать чужую точку зрения.
Характеристики голоса
Голос — звуковое выражение, получаемое с помощью колебаний голосовых связок.
Основными характеристиками являются:
- сила или громкость. Зависит от особенностей и возможностей легких, гортани и связок. В современном обществе необходимо верно определять условия, в которых допустимо говорить либо громко, либо тише. Способность снижать силу — умение воспитанного и культурного человека;
- высота. Определяется физиологическими свойствами органов дыхания. Представляет собой диапазон звуков, который доступен определенному человеку. Чаще всего это 1,5 октавы. Тональность звучания окрашивает речь в эмоциональные краски. Необходимо избегать монотонности в разговоре: такая речь скучна и однообразна. Однако применение повышенных тонов также неприятно для слуха. Как правило, в момент сильного напряжения и эмоциональной нестабильности голос свойственен меняться и переходить на высокую тональность;
- тембр. Это индивидуальная окраска голоса, которая слышна при пении. Основной тон дополняется обертонами, создаваемыми в гортани и бронхах. Таким образом, получается приятный голос. Над тембром можно работать и добиваться поставленного профессионального звучания. Мужские тембры — тенор, баритон и бас. Женские — сопрано, меццо-сопрано, контральто;
- благозвучность. Характеризуется отсутствием явных недостатков, слышных при речи (гнусавость, картавость, неспособность выговаривать звуки).
К дополнительным характеристикам относят:
- полетность — слышимость на расстоянии;
- подвижность — умение переходить мягко и незаметно на другие тон, высоту и темп;
- темп — скорость выговаривания слов. Навык поддерживать необходимый темп речи необходим для успешного общения в различных условиях;
- тон речи (спокойный, веселый, напряжённый, восторженный, злой).
Чем отличается коммуникация от понятия общения
Вербальные и невербальные средства общения очень важны в процессе коммуникации. Однако говорить о том, что эти 2 понятия равнозначны, не совсем правильно.
Общение представляет собой легкий разговор на общие темы. Часто не несёт никакой смысловой направленности. Коммуникация всегда предполагает конкретную цель разговора одного из собеседников. Если понятие общения — равноправный процесс, коммуникация разделяет участников на того, кто выдаёт информацию, и того, кто ее получает.
Коммуникатор — человек, преследующий цели. Он часто убеждает, агитирует, настаивает, спорит. Человек, к которому он обращается, в психологии называется реципиентом. Часто коммуникация представляет собой монолог, а не диалог. Основу общения всегда составляет диалог и взаимодействие.
Невербальные средства, их виды и функции
Вербальные средства не единственные составляющие полноценного общения. Невербальные компоненты иногда носят более важную роль в этом процессе. Они представляют собой жесты, мимику, движения, интонации: все, что возможно передать телом, а не речью и языком.
Функциями невербальных средств являются:
- придание эмоциональной окраски сказанному;
- акцентирование на определенных словах и тезисах;
- замена некоторых слов и словосочетаний;
- налаживание взаимодействия между оппонентами.
Виды невербальных средств рассмотрены ниже.
Экспрессивные рефлекторные реакции
Рефлекторные реакции — ответ организма на какие-либо действия или слова. Не подвластны контролю. Возникают экспрессивно, от переполнения определёнными нахлынувшими чувствами.
Самые распространённые из них:
- побледнение кожи;
- покраснение или возникновение пунцовых кожных покровов;
- дрожание голоса;
- чрезмерная потливость;
- одышка;
- сухость во рту;
- онемение языка;
- слабость в ногах или «ватные» конечности;
- расширение (сужение) зрачков.
Чаще всего вызывать такие ответные реакции способны следующие чувства:
- страх;
- волнение;
- стыд;
- ненависть;
- раздражение;
- возбуждение.
Чрезмерное проявление таких показательных реакций может поставить человека в неловкое положение. Оппонент же, практикуясь в психологии, может легко определить истинные переживания и эмоции партнера.
Ольфакторные средства общения
Данное средство общения говорит о возможности общаться, обмениваясь запахами. Как известно, животные способны преследовать жертву по запаху или выбирать себе партнера. Их нюх остр и чувствителен. Человек не обладает такими тонкими рецепторами. Однако можно с уверенностью говорить о том, что каждый способен чувствовать и «выбирать» себе подходящие запахи.
Феромоны не ощутимы в обычном проявлении. Но подсознание и интуитивная часть человека способны их интерпретировать. Во время сексуального возбуждения человек слышит возбуждающие запахи тела партнера. Это научно доказанный факт.
Если не складывается общение между 2 людьми, причиной может быть несоответствие или неприятие запахов. Это касается как неощутимых, так и вполне объяснимых (пот, нечистоты, вонь). Не зря, выбор приятного парфюма стал одним из важных процессов создания удачного образа, притягивающего людей.
Мимика
Мимика — движение мышц лица с целью выражения своих эмоций.
В основе этого навыка лежит способность владеть и управлять мускулами областей:
- вокруг глаз;
- носа;
- рта;
- лба;
- щёк;
- подбородка.
Для развития подвижности лицевых мышц необходимо заниматься фейс-фитнесом, который направлен на их укрепление и приведение в тонус. Некоторые животные владеют простейшей мимикой.
Человек, как существо более развитое, способен выразить лицом целое множество эмоций:
- грусть;
- радость;
- волнение;
- тревогу;
- смятение;
- восхищение.
Без мимического участия общение превратилось бы в скучный и неживой процесс. Благодаря комплексному движению мышц лицевой части, разговор приобретает эмоциональную окраску. Кроме того, психологи утверждают, что передаваемое сообщение теряет своё значение и не усваивается собеседником без мимики, которая заключает в себе более 75% информации.
Другими словами, иногда стоит обратить внимание на игру мышц лица, а не на слова. Вербально легко обмануть человека, невербальные средства же происходят из неосознанного и рефлекторного. Подчинить себе этот процесс стоит немалых усилий и времени.
Пантомимика
Искусство четко и без слов выражать свои эмоции с помощью различных движений (пантомима) называется пантомимикой. Это очень полезное занятие для пар, где отсутствует взаимодействие и взаимопонимание. При отсутствии слов обостряются чувства, эмоции, способность понимать и принимать.
Актёрские учебные заведения всегда в своём списке имеют обязательные предметы, связанные с пантомимой. Будущим обладателям этой профессии необходимо не только хорошо знать текст, но и уметь перевоплощаться и доносить до зрителя свои эмоции одними движениями.
Считается, что пантомимика не контролируется сознанием. Такие обычные для человека понятия, как походка или осанка, трудно поддаются изменениям. Близкие люди могут только по ним определить и узнать своего друга или родственника.
Однако высшим пилотажем в актёрском искусстве считается способность изменять свои базовые движения тела. Это достигается путём многолетних тренировок и постоянного самоконтроля.
Ученые доказали, что расшифровать и понять пантомимику кого-либо легче человеку той же половой принадлежности или профессии. Например, женщина сразу поймёт то, что хочет донести пантомимой другая женщина.
Жесты
Жест — определенное движение некоторыми частями тела, направленное на донесение какой-либо информации собеседнику. Другими словами, это конкретный символ с заданным значением.
Жесты использует каждый человек ежедневно в современном мире. Иногда это трудно заметить и проконтролировать. Если представить общение без этого невербального средства, можно прийти к выводу: коммуникация между людьми окрашивается в эмоциональные краски путём использования дополнительных составляющих.
Ряд определенных жестов общеизвестны каждому и означают следующее:
- поднятие ладони вверх — приветствие, привлечение внимания, приказ остановить разговор или шум, завершение действия, прощание;
- открытые ладони, разводимые в стороны — доброжелательность, открытость, приглашение;
- энергичное постукивание кулаком по груди — привлечение внимание к словам, акцент на сказанном, усиление собственных выражений;
- качание головой из стороны в сторону — отрицание, несогласие, негодование;
- выставление большого пальца руки вверх — соглашение, утверждение, одобрение, положительный знак;
- выставление большого пальца руки, направленного вниз (перевёрнутого) — отказ, провал, несогласие, досада;
- образование кольца большим и указательным пальцами руки — «Все хорошо!», соглашение, утверждение, одобрение;
- потряхивание кулаком — пожелание удачи, выражение сопереживания собеседнику в предстоящих делах.
Стоит отметить, что один и тот же жест в 2 различных странах или государствах может иметь противоположное или несходное значение. Ведь жесты имеют принадлежность к определенной культуре и местности. Поэтому, чтобы избежать неловкие ситуации, не следует пользоваться жестами, значение которых могут иметь неоднозначный смысл.
Позы
Вербальные и невербальные средства общения взаимосвязаны между собой. Поза — определенная позиция, в которую встаёт человек, исходя из настроения диалога. Она способна усиливать сказанное, делать акцент на эмоциональном содержании.
Примеры некоторых поз и их расшифровка приведены в таблице:
Описание позы | Расшифровка |
Неуверенная позиция с чуть наклонным корпусом вперёд. Ладонь резко вскидывается вверх и закрывает рот. Иногда поза сопровождается глухим вскриком. | Удивление, поражение. Чаще поза имеет негативный окрас. Шокированное состояние при обнаружении/ узнавании чего-то неприятного, неожиданного или нового. |
Скрещённые руки на груди. Ноги чуть расставлены по сторонам. Уверенная позиция с прямой осанкой. | Барьер для дальнейшего общения. Стремление отгородиться от поступающей информации, защита собственной территории. Нежелание откровенничать и делиться секретами. |
Сидячая позиция: корпус откинут назад, одна нога запрокинута на другую. Руки заведены назад и обхватывают голову. Осанка расслаблена, комфортное состояние для сидящего. | Уверенная позиция, чёткое понимание собственных целей и задач. Готовность вести за собой, делиться планами, информацией. Поза присуща прирожденным лидерам и активным личностям. |
Неуверенная позиция с изменяющимися навязчивами движениями рук: почесывание затылка, касание запястий, галстука | Ощущение неуверенности, страх перед собеседником, тревожность, чувство неизбежного провала. |
Знание значений поз, жестов и мимики даёт преимущество более глубокого понимания личности собеседника. Принцип успешного общения или коммуникации с другими людьми зависит от правильного и согласованного использования вербальных средств с невербальными.
Оформление статьи: Мила Фридан
Видео о вербальном общении
Психолог расскажет о вербальном общении:
womane.ru
«Лечение разговором» — это определение часто применяют в психоанализе и в психотерапии в целом. Гештальт-терапия, в том числе, также серьезно относится к языку, развивает осознавание через внимание к нему. В названии этой главы указаны две формы языка, на которые мы будем оращать внимание. Вербальный язык – это коммуникация посредством слов. Очень важны слова, которые мы используем, так как они описывают наш способ бытия в этом мире. Чем больше мы будем наблюдать за своими словами, тем лучше станем осознавать себя. Невербальный язык – это другой аспект говорения и звукоизвлечения, который имеет очень много разнообразных способов выражение. Это тон, интонационные краски голоса, его объем. Но есть звуки, непосредственно связанные с процессом говорения типа «кх», которые возникают, когда мы прочищаем голос, заикание и т. д. Есть звуки, не слова, которые предназначены для невербального общения: например, смех, мычание, свист, вздох, «уф» и т. д. В этой главе мы не рассматриваем звуки, непроизвольно сопровождающие чувства, такие, как вопль и плач. Не рассматриваем мы и случаи с непроизвольной коммуникацией, которая выражается через положение тела, известная как «язык тела» (смотрите следующую главу). Вербальный язык. Возможно, при работе с Вашим терапевтом он будет подчеркивать характерные способы, которыми Вы выражаете себя в реальной жизни. Вариации здесь бесконечны, так как каждый человек имеет собственный стиль. Мы проиллюстрируем здесь только несколько типов использования языка, которые наиболее часто встречаются: уклонение, обезличивание, проглатывание (интроекция). Возьмем, к примеру, уклонение. В этом случае люди выражают свое мнение очень осторожно, неуверенно, со многими оговорками. Их любые выражения: «я предполагаю так», «я думаю так», «возможно», «вероятно». Это все хорошие слова и выражения, когда применяются уместно. Они становятся интересными в психотерапии, когда мы замечаем, что они используются избыточно или несоответственно. Обезличивание относится к случаям, когда человек стремится отделить себя от своих чувств или выразить желание умозрительным способом. Относительно чувств мы можем услышать такие фразы, как «Гнев возник потому, что…», «Он заставил меня плохо себя почувствовать, когда он…» и «Было печально, когда…». Ни одна из этих фраз не содержит прямого выражения чувств, таких как: «я сердит…» или «я почувствовал себя плохо, когда он…» или «я чувствовал печаль, когда он…». Недооформленные желания, не присваиваемые мной, мне очень знакомы. Иногда я замечаю, что произношу фразы, типа: «Я предполагаю, приму душ сейчас» или «Я могу съесть это яблоко, если никто другой не хочет его», или «Я думаю, я пойду погулять». Отметьте дистанцию, которую я помещаю между собой и своими желаниями. Намного более конкретными могли бы быть высказывания «Я собираюсь сейчас принять душ» или «Я хочу это яблоко, кто-то еще хочет его», и «Я собираюсь на прогулку». Я заметил, что некоторые люди также используют такие вопросы: «Никто не хочет это яблоко?». Отметьте, что эти слова как бы пропускают простое и ясное: «Я хочу его». Интроекция – это технический гештальт-термин, означающий понятие, представления, принципы, которые мы принимаем без реальной их проверки. Фриц Перлз представляет интроекцию в своей книге «Эго, голод и агрессия», используя пищевую метафору. Он говорит о голодании чего-либо без разжевывания, что потом находится внутри нас проглоченное, но не переваренное. В языке интроекты обычно выражаются посредством слов «нужно» и «должно», которые применяют и к себе, и к другим. Чаще к другим, например: «Во время звучания национально гимна вы обязаны стоять», «Я действительно дожжен одолжить соседу мою газонокосилку», «Отцы должны платить за обучение своих детей», «Место жены должно быть в доме». Отметьте, что каждое из этих положений вызывает чувство вины (делает виноватым кого-то, иногда — говорящего). Если исследовать дальше, основой для «должен» оказывается некоторое неопределенное: «так говорят». Жизнь с понятием «должен» есть несчастная жизнь.
Много лет одним из моих любимы «должен» было: «Мужчина должен платить за женщину». За обед, за кино. В течение нескольких лет после моего развода я встречался с разными женщинами и отмечал, что в понятии «должен» много мусора. Как-то одна женщина предложила, чтобы мы вместе пообедали. После обеда я попросил ее заплатить половину счета. Она рассердилась, и из-за этого мы поссорились. Другая женщина отказалась встретиться со мной во второй раз, когда я сказал, что не хотел бы платить за ее багаж. Со своей стороны, я осознавал, что я чувствовал себя безопаснее и значительнее, когда платил. Я обнаружил ожидания, главным образом, сексуальные, которые я держал в уме, когда платил. Посмотрите на изнанку «должен» и вы увидите изрядное количество вздора. Невербальный язык. Мы общаемся с помощью слов и голоса и различных звуков. Обычно мы не задаем вопросов о нашем звуковом стиле, но если кто-то делает замечание по этому поводу, мы можем почувствовать сильную угрозу. Люди используют свои голосовые возможности и меняют интонацию по различным поводам. Голоса могут быть разными: громкими, мягкими, плаксивыми, решительными, писклявыми, серьезными, бормочущими и т. д.
— «Прекрати бормотать, ради бога. Говори так, чтобы мы могли выслушать тебя!» — тысячу раз моя мать должна была говорить это. — «Я не бормочу», — бормотал я в ответ. Годами позже на групповой терапии мой психотерапевт предложил мне эксперимент. Поставив пустой стул, она произнесла: «Скажи это своему отцу». Я согласился. Через мгновение она прервала меня: « Ты осознал, что ты бормочешь?» И я понял, что мое бормотание как-то связано с отцом. Появился свет! Упражнения.
Вербальный патер: Обратите внимание на то, как Вы используете слова. 1. Есть ли у Вас некоторые любимые, но ненужные Вам фразы типа «я знаю, что я думаю», «по правде говоря», «другими словами» и т.д. Если так, для чего Вы их используете?
2. Что Вы делаете, когда говорите: уклоняетесь или обезличиваете? Если делаете, то каким образом?
3. Вы заметили какие-нибудь интроекты? Обвиняете ли Вы себя или других, используя слова «должен», «следовало бы». Если так, приведите пример:
4. Задаете ли Вы вопросы, чтобы скрыть утверждения? Если так, например?
5. Заметили ли Вы что-либо еще интересное?
6. Отмечайте звуки Вашего голоса в течение дня. Вы говорите характерным тоном, громко, в характерной манере?
7. Скажите громко следующую фразу четырем или пяти значимым людям в Вашей жизни (или вообразите каждого из них сидящего напротив Вас, каждого в отдельное время): «Я собираюсь порадовать себя новой машиной (или стерео, или картиной, путешествием – всем, чего Вы очень хотите)». Отметьте различия в Вашем говорении – тоне, громкости; можете изменить фразу в любом направлении, дополнить другими фразами, чем-то смешным.
Глава 3. Тело и работа с телом
Гештальт-терапия уделяет большое внимание телу, что полезно для терапевтического опыта (и не только для него). Эта глава посвящена обзору многочисленных методов работы с телом в гештальт-терапии. Язык тела. Если в предыдущей главе мы обсуждали вербальное и невербальное общение, то сейчас обратите внимание на самовыражение посредством тела: лицевая экспрессия, движения рук, осанка, движения, положения некоторых или всех частей тела (эта тема хорошо разработана, и есть достаточно легко доступных популярных книг на эту тему). Во-первых, давайте будем различать два вида языка тела: транзитный и хронический. Я отношу к транзитному общению меняющуюся, иногда моментальную реакцию, такую, как улыбка. Фиксированное, как бы «замороженное» выражение я понимаю как хронический язык тела. Но и здесь обычно имеется возможность изменения, так, к примеру, «замороженная» лицевая экспрессия только относительно «заморожена».
В семидесятые годы — время моих «темных» лет — у меня над носом появились три вертикальные глубокие морщины около 2,5 см в длину. Фотографии этого десятилетия подтверждают это. В настоящее время я «выправил» свою жизнь (образно говоря), хотя эти линии eще существуют, но явно менее глубокие. Я могу воссоздать их и сейчас, морща свой лоб, но мне нужно приложить к этому усилия, принимая беспокойный вид. Поверьте мне, я достаточно беспокоился тогда и мое лицо, особенно в области лба, показывало это.
У очень многих людей, благодаря их хронической реакции на условия жизни, на лицах как бы «выгравировано» четко фиксированное выражение. И по другим частям тела можно заметить тот же процесс. Хрестоматийный пример из Дэвида Копперфилда. Достаточно вспомнить скромного Урию Хипа и его рабскую экспрессию, согнутую спину и руки, постоянно совершающие моющие движения. Транзитная коммуникация отражает то, что происходит сейчас. Когда я беспокоюсь о чем-то в какой-то определенный момент, я могу морщить лоб, то есть я делаю это сейчас, Это моя реакция на то, что случилось именно сейчас, а не хроническое отношение к жизни. Во время Вашей сессии терапевт может предложить Вам отметить реакции вашего тела в процессе общения с ним, особенно когда они не совпадают с тем, что Вы говорите. Например: когда человек говорит рассерженным тоном и в то же время улыбается; или говорит дружеским тоном и сжимает кулаки; или может говорить, что спокоен, когда его пальцы быстро барабанят по столу. Кроме того, существует произвольно осознаваемый язык тела и непроизвольно осознаваемый. В вышеприведенных ситуациях клиент может осознавать, что он улыбается, (сжимает кулаки, барабанит пальцами) или не осознавать это. Если он осознает — одно терапевтическое включение: Как произошло, что Вы намеренно улыбаетесь мне, когда Вы сердиты на меня? Если не осознает — другое: «Вы знаете, что сердиты. Давайте, исследуем, как случилось, что Вы не осознаете, что улыбаетесь мне в то же самое время». Итак, в терапии мы наблюдаем, что некоторые внутренние состояния тело в общении выражает своим языком: хроническим или транзитным, осознаваемым или неосознаваемым, произвольным или непроизвольным, посредством лицевой экспрессии, движения, позы.
Упражнения. 1. Посмотрите в зеркало на Ваше лицо. Отметьте его хронические реакции (особенно глаз, рта, и лба).
2. Обратите внимание на свое тело. Что-нибудь заметили?
3. Наблюдайте за окружающими. Не надоедайте им, но молчаливо отмечайте проявления их телесных коммуникаций. Это интересно.
Пример фиксированных коммуникаций: а) транзитные: б) осознаваемые: в) неосознаваемые: г) произвольные: д) непроизвольные:
Дыхание — первая и постоянная поддержка нашей жизни. Некоторые люди во время эмоционального стресса ограничивают свое дыхание, дыша поверхностно или временно задерживая его. Или, подобно мне, постоянно ограничивают дыхание хроническим мышечным напряжением тела. Первым сигналом, что я живу неправильно, было то, что я заметил свое дыхание. Когда у человека все в порядке, дыхание не осознается. Каждый раз, когда я пытался глубоко вздохнуть, я чувствовал тупую боль в груди. Особенно болезненно это было во время оргазма. Некоторое время я боялся ряда болезней — рака легких или туберкулёза, или чего-либо еще, что воображалось в этот момент (конечно, я не побеспокоился проконсультироваться с врачом, считая, что знаю себя лучше). После нескольких лет сопротивления мысли начать терапию, я, наконец, приступил к ней. Сначала я не чувствовал изменений. Постепенно боль ослабела. Скоро я начал воспринимать боль в груди как индикатор моего эмоционального состояния. Если я чувствовал себя лучше, дыхание становилось легче.
Еще сегодня я проверяю своё дыхание: когда я чувствую тупую боль при глубоком вдохе, я стараюсь осознать, что именно неправильного происходит в моей жизни, то есть я начинаю её контролировать. Когда у меня есть мужество поправить это, мое дыхание восстанавливается снова. Во время Вашей терапевтической работы и во время любых других жизненных ситуаций, обращайте внимание на Ваше дыхание. Вы многому научитесь. Упражнения.
Помимо общего осознавания дыхания существуют специальные приемы в использовании глубокого дыхания, которые могут быть полезными в Вашей терапии. Глубокое дыхание нацелено на достижение глубокого уровня чувств в некоторых техниках, в том числе в ребефинге, гипнотической индукции и т. д. Чтобы вызвать более глубокое осознание внутреннего состояния, при меняют глубокое регулярное дыхание в позиции лежа на спине. Делать это лучше с Вашим терапевтом или с проводником.
Биоэнергетические и другие техники, ориентированные на работу с телом.
Чтобы стимулировать осознание и выражение чувств, некоторые терапевты используют техники, развитые Вильгельмом Райхом, Александром Лоуэном и другими. В арсенале терапевтических техник существует большое разнообразие специфических методов. Об одном из таких приемов рассказывается в самом начале первой главы.
Упражнения.
Движение. Терапевты выделяют два типа движений всего тела: рутинные — те, которыми мы обычно пользуемся в обычной жизни, и те, которые мы способны делать во время эксперимента и исследования. Между прочим, некоторые терапевты, работающие, главным образом, с движением, известны как кинестезиологи.
Я вспоминаю, как я участвовал в конференции в Сан-Франииско, где я получил первый опыт двигательной терапии с Дел Тейлор. Это был большой зал, и я находился рядом с ней. Звучала африканская ритмичная музыка. Мое первоначальное напряжение стало стремительно возрастать. Два дня группа исследовала движение: на месте, в пространстве, одиночное движение, совместное. Наиболее яркий для меня момент был, когда Дел играла «Болеро» Равеля, я фактически поставил мой собственный танец. Я никогда бы не подумал, что я смогу придумывать танец или танцевать хорошо. То есть Ваш терапевт может попросить Вас двигаться по кругу и фиксировать, что Вы замечаете. Как ходите, держитесь, напрягаетесь. О чем говорят Вам Ваши движения? В Вашей работе движение может помочь глубокому пониманию себя, стать открывающим. Часто я прошу клиента продемонстрировать понятие, используя язык движений. Например, в случае, когда клиент говорит: «Я застрял, я только хожу по кругу», Я могу ему предложить: «Хорошо, вставай и иди по кругу, приговаривая: «Вот как я проживаю свою жизнь». Смотрите, с чем Вы споткнетесь, что с Вами произойдет. Упражнения. 1. Итак, проделайте вышеописанное упражнение. Двигайтесь и отмечайте Ваш стиль, Ваш ритм, Вашу энергию, манеру держаться, подвижность: как и что.
2. Охарактеризуйте Вашу жизнь сейчас на языке движений и выразите ее хореографически. Посмотрите, что возникнет у Вас, что придет к Вам.
Телесный контакт. Когда-то, очень давно фрейдовские аналитики сердито хмурились при упоминании о телесном контакте в терапии, даже грозили пальцем. Некоторые психоаналитики делают это до сих пор. Многие гештальт-терапевты более терпимы в этом отношении. У них, я надеюсь, ответственное отношение к контактам такого рода.
В моей терапии с Эл, когда я был очень расстроен, напряжен и одинок, я с нетерпением ждал момента, когда обниму его в конце сессии при прощании. Однажды, когда я плакал, он подкатил своё кресло ко мне и взял меня за руку.
Лаура Перлз говорит: «Дайте столько поддержки, сколько необходимо, и так мало, как возможно». Иногда поддержка в форме телесного контакта просто необходима. Терапия хороша для экспериментирования. В групповой гештальт-терапии часто используется телесный контакт для поддержки и воспитания. Многие люди в нашей культуре имеют комплексы по поводу телесного контакта. Прикосновение, симпатия, массирование и т. д. — это все возможности для исследования. Физические упражнения. Некоторые терапевты настаивают, чтобы их клиенты развивали здоровый стиль жизни: физическую активность, используя прогулки, бег, хатка-йогу, тай-чи, различные виды спорта. Какой именно способ будет упомянут и выделен, зависит от пристрастий самого терапевта. В моей собственной практике я поощряю клиентов заботиться о своем теле также как и о мыслях и чувствах, исходя из их возможностей. Терапевт, который уделяет внимание здоровому стилю жизни в полной мере, часто говорит о холистическом подходе к жизни.[6] Такой терапевт будет обращать внимание клиента на целостность личности, благодаря соответствующему питанию, упражнениям,
У моего недавнего клиента была тема: «Жизнь должна быть легкой», — произносил он это жалующимся тоном. Не удивительно, что он прошел через алкоголизм, через реабилитацию от этого злоупотребления, а его жизнь была всё еще плохо организована. Весь в долгах, дом в беспорядке, толстый и т. д. Я предложил ему эксперимент: вставать в 6 часов утра, на 45 минут раньше, чем обычно, и упражняться в хатка-йоге. Он почувствовал больше энергии и начал приводить свою жизнь в порядок. Недавно в моем офисе он порвал свою кредитную карточку надвое.
Во время сессии по йоге моя учительница попросила меня сесть на пол и коснуться носков. Затем она легла на мою спину u своим весом давила так, что мой подбородок оказался на моем колене. Боль была нестерпимая. «Подчинись боли! — она сказала. – Подчинись!». Я сделал это — и многому научился. Упражнения. Исследуйте, как Вы заботитесь о своём теле: питаетесь, сколько употребляете алкоголя, табака, кофеина, занимаетесь ли регулярными физическими упражнениями и т. д. Поразмышляйте о связи всего этого с Вашей эмоциональной жизнью. Совпадают ли Ваши физические и эмоциональные образы жизни! Различны ли они? Каковы они на самом деле?
Глава 4. Вы и Ваш терапевт.
Когда я думаю о своём терапевте Эл, перед глазами возникают некоторые картинки: я и Эл, Эл и я. Эл, осторожно шлепающий меня по лицу (только однажды). Эл, обнимающий меня, и я, обнимающий его. Я вижу, как он подъезжает ко мне на своем вращающемся кресле и берет меня за руку, я плачу. Эл показывает мне свои картины во время нашей последней сессии. Совместный обед на довольно скучной конференции Много серьёзного материала появляется в терапии между Вами и Вашим терапевтом. Вы, возможно, не знаете своего терапевта до начала работы, но он может стать очень важным человеком для Вас. Иногда в его присутствии Вы можете рискнуть быть другим (любящим, враждебным — любым). Фриц Перлз называл терапию «безопасным чрезвычайным положением». Это то безопасное место, где можно тщательно исследовать пугающие вещи. Другой аспект отношений «терапевт — клиент» — поддержка. Главная цель гешгальт-терапии; развитие самоподдержки, но опора на пути к результату может понадобиться. Например, для меня большой поддержкой был момент, когда Эл подъехал ко мне па кресле снова и взял мою руку. Часто клиент переживает со своим терапевтом старую модель детских отношений с родителями. Это крайне напряженный опыт, а иногда, он может быть очень трудным и болезненным. Для некоторых клиентов этот опыт (иногда короткий, иногда продолжающийся месяцы или годы) становится самой важной стороной их терапии. Хотя вариантов отношений может быть много, и у некоторых клиентов переживание и
Упражнения. 1. Какие основные чувства Вы испытываете к Вашему терапевту?
2. Есть ли что-либо, что Вы избегали в работе с ним! Какой-то вид взаимодействия с ним или выражение каких-то эмоций?
Глава 5. Сны и фантазии.
В этой главе мы поговорим и продемонстрируем подход гештальт-терапии ко снам (дневным или ночным), к использованию фантазий и образов. Люди часто видят важные сны, но не думают рассказывать о них на терапевтической сессии. Хотя одни клиенты неожиданно для самих себя ссылаются на свои сны, а другие этого не делают. Обычно,
Для меня очень важными и часто повторяющимися были спортивные сны. Самый запомнившийся из них во время моей терапии: я был игрок в баскетбольной команде, а мои отец был тренер. Эл не работал со снами, но с тех пор, как я узнал, как это делать, я сам стал работать со своими снами в его присутствии. Благодаря этому, я лучше осознал источник моего критического отношения к себе, которое было подобно Основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, проводил большую новаторскую работу со снами. Он анализировал сон, находя символы и значения характеров, событий и объектов сновидения. Гештальт-подход Фрица Перлза начинается с предпосылки, что каждый сон — это экзистенциальное послание, сообщение о Вашем существовании. Например, я обнаружил, что мой баскетбольный сон, описанный выше, определил мою внутреннюю позицию: «Бад, то, что ты делаешь, это недостаточно хорошо. Это — твоё существование». Другими словами, если сказать от моего имени: «Я никогда не удовлетворен тем, насколько хорошо я что-либо делаю. Это — мое существование». Отличие Фрейдовской работы со сном от гештальт-терапии Фрица Перлза заключается в том, что мы просим клиента рассказывать о сне в настоящем времени, как если бы это случилось сейчас, Например: « Я играю в баскетбол, мой отец — тренер … », а не в прошлом времени: «Я видел сон, Я играл в баскетбол и мой отец был тренером … ». Настоящее время делает это сообщение более живым и ярким для клиента. Мы также предполагаем, что каждый персонаж, событие или элемент сна отражает часть личности сновидца. Назначение работы со сном — внести в осознание все эти части и, в конечном счете, объединить их. Так, в моем баскетбольном сне: Бад — игрок, это мое «Я», стремящееся к победе. Отец — тренер, мое критическое «Я». Игра — моё теперешнее затруднительное положение и: т. д. Исследуя все эти части, мы готовим их интеграцию, обсуждаем взаимоотношение между ними или отвергаем одну из них: творческое решение может быть каким угодно. Упражнения.
возникнет в Вашей памяти здесь и сейчас.
Работа с дневными снами (или фантазиями, как их часто называют) такая же, как и работа с ночными снами. Используя гештальт-подход, выделяем те же три аспекта:
Иногда на терапевтической сессии я инструктирую клиента, как «увидеть дневной сон, создать его здесь и сейчас». Обычно для стимуляции процесса я советую ему закрыть глаза и принять позицию полулежа. Это фантазирование (или кино в Вашей голове) может быть в Вашей памяти или составлять нечто новое. Ниже приводится пример фантазии — воспоминания недавнего клиента, назовем его Билл.
Билл пришел в терапию после года борьбы с приступами интенсивного страха. Он боялся уходить из дома, где он жил один после развода. На одной из последних сессий он вспомнил, что в возрасте трех лет у него была операция. Я попросил его лечь, закрыть глаза и представить её. Перед его глазами возникла ситуация из прошлого: « Мне 3 года и я в госпитале. Здесь темно и страшно. Я всегда один, никто не обращает на меня внимание. Мои родители покинули меня, я боюсь, что они никогда не вернутся». Вспоминая свой опыт, используя воображение, Билл сделал большой эмоциональный прорыв. Он действительно почувствовал и осознал некоторые связи между его текущим ужасом и его детством во время нашей сессии.
Иногда я предлагаю другой тип фантазирования: прошу клиента представить некоторое событие развертывающимся. Обычно это предмет беспокойства или замешательства. Я прошу клиента разрешить образу развиваться в телесном опыте, ощутить проблему в каком-то участке тела. До некоторой степени это близко к фокусированию (см. главу 1).
Например, Асmрид очень напряжена и тревожна в отношениях с мужчинами. Она встретила нового мужчину, Теда. Я прошу её вообразить себя с ним через шесть месяцев. Она фантазирует что-то, похожее на следующее: «Мы спускаемся по улице. Он меняет направление своего движения в мою сторону и, обходя, выталкивает меня с тротуара в кювет. Я чувствую сильный гнев, но улыбаюсь и шучу». Работа воображения затем исследуется по её теме. Мы можем обсудить и проработать способ обращения Астрид с конфликтом. Другая вариация — направленное воображение. При таком методе работы терапевт просит клиента закрыть глаза, фантазировать и при этом разрешить терапевту участвовать и говорить в его сцене или фантазии. У клиента появляются определённые реакции, которые позволяют сформировать определенное отношение к проблеме. Я не часто использую этот метод.
Упражнение. Выберите какую-либо область, в которой Вы испытываете затруднение (секс, гнев, особое отношение с кем-либо и т. д.) Откиньтесь назад, закройте глаза, пофантазируйте, создайте «дневной сон», относящийся к этой проблеме. Когда сделаете, запишите его. Поработайте с этим здесь и сейчас.
Глава 6. Читайте также: Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту |
Поиск по сайту: |
poisk-ru.ru