Виды агрессии у детей дошкольного возраста – Агрессивное поведение дошкольников. Причины и коррекция.

Содержание

АГРЕССИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

АГРЕССИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Пикалкина Е. Р.

Заключение.

Использованная литература.

ВВЕДЕНИЕ.

Повышенная агресивность является одной из острейших проблем общества, возникшая в результате социальной напряженности и нестабильности современного общества. В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович, М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, Н.Д.Левитон и др. Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии. Данного вопроса касались: Л.И.Божович, М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, М.И.Лисина. Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В.Овчаровой, Е.Лютовой, Г.Мониной.

1. ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ.

Очевидно, что агрессивность зарождается в семье, т.к. здесь происходит первая социализация. Здесь может происходить демонстрация такого поведения и его закрепления.

Агрессия по сути- это реакция борьбы за выживание, попытке изменить происходящий ход вещей. Она складывается из неудовлетворения, злости, протеста или явного насилия. Ребенок не становится агрессивным неожиданно- это постепенный процесс. Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio — нападение. Под агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесения физического или психического вреда другому человеку или самим себе. Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов.

Агрессивные действия ребенка можно наблюдать в самом раннем возрасте. Первые годы жизни агрессия проявляется в виде импульсивных приступов упрямства, не поддающихся управлению взрослыми, сопровождающимися криком, драчливостью, кусанием. В 2-3 года, когда ребенок поступает в детский сад, конфликты с другими детьми появляются чаще всего, за право обладания какой- либо вещью, важна реакция родителей, если они будут пресекать любые формы открытой агрессии, могут формироваться символические виды ( нытье, упрямство, непослушание). В конфликтных ситуациях между детьми и родителями, где желания ребека наталкиваются на запрет, у ребенка возникает ощущение акта отторжения со стороны родителей, в нем проявляются злость, отчаяние и агрессивные тенденции. Возникает феномен «перенесения», самая распространенная форма агрессии в 3-4 года, когда гнев изливается на безобидный объект. Проблема агрессивностив младшем дошкольном возрасте совпадает с кризисом 3х лет. В норме, к 7и годам она идет на спад, ребенок уже умеет решать конфликты мирными способами, снимать внутреннее напряжение в игре, становится менее эгоцентричен. Если агрессивность ребенка, как привычная реакция на запреты, не уменьшается, а набирает силу, то есть повод для беспокойства.

Все формы арессивности имеют общую цель- попытку контролировать ситуацию, воздействовать на нее. Чтоб ребенка назвать агрессивным, необходимо ответить на следущие вопросы: Нападает ли он первым? На кого нападает? Как часто он это делает? Агрессивным детям свойственны следующие черты: часто испытывают негативные эмоции, перекладывают вину на окружающих, фиксированы на себе, воспринимают других людей как обстоятельства, мешающие их деятельности.

2. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ:

1. Если ребенку не хватает родительской любви.

2. Родители плохо заботятся об основных потребностях ребенка (сон во время, еда во время, общение), интересы ребенка игнорируются.

3. Наказания преобладают над поощрениями поведения и постоянны. Угрозы, запугивания, негативное оценивание, доминирование запретов, ограничение двигательной активности ребенка, культ силы в семье.

4. Требования родителей несогласованны — у ребенка нет четких норм поведения.

5. Хронические конфликты в семье. Родители сами демонстрируют агрессию (особенно успешную, с помощью которой удается чего-то добиться). Особенно опасно если отец избивает мать.

5. Если у ребенка была острая травма или утрата травматические обстоятельства которой запомнились или долгое расставание с близкими в раннем возрасте.

6. Слабость родителей (беспомощная мать, уклоняющийся отец). Неспособность постоять за себя и ребенка.

7. Нет мужского образца поведения (или отца).

8. Непринятие, ревность, жестокость со стороны братьев или сестер.

9. Чрезмерная стимуляция в выполнении желаний, не способность выдвигать последовательно возрастающие требования и добиваться их выполнения. Неспособность родителей совладать с энергичным и требовательным поведением ребенка, неумение научить его правилам поведения формируют стиль силового доминирования и неподчинения.

10. Личные особенности родителей: раздражительная мать, жестокий отец, психопатии, психические заболевания, пограничные состояния близких родственников.

11. Скученность проживания, невозможность побыть одному.

12. Скука, недостаток стимулов- агрессия может появляться у детей как реакция на изменения в жизни, например, адаптацию к новым возрастным требованиям, а на каждом возрастном этапе они растут, часто сопровождается протестным поведением.

13. Подкрепление нежелательных действий: гордость родителей за победу в драке, (негативное внимание).

14. Гиппоопека — когда детям все можно (родители не контролируют занятия детей).

15. Родовые травмы, нарушения перинатального развития вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешенность и психическую истощаемость ребенка. На этой почве чаще конфликты с окружающими – агрессия более вероятна.

Наследственные нарушения (например – лишняя У-хромасома у мальчиков, повышенный уровень тестостерона у ребенка любого пола) обязательно будут способствовать агрессивности. Травмы, органические заболевания мозга, эпилепсия, опухоль мозга.

17. Врожденные физические дефекты – факторы постоянно раздражающие ребенка, затрудняют полноценное взаимодействие с другими людьми и могут вызывать агрессию.

18. Влияют на поведение и различия темперамента, которые начинают проявляться с 9 мес. Специалистами выделен синдром трудного темперамента.

Укреплению агрессивных форм поведения способствует:

  1. Скандалы в семье.

  2. Применение физической силы во время семейных ссор.

  3. Привлечене ребенка к просмотру (участию) жестких видов спорта, компьюторных игр, фильмов, мультфильмов.

  4. Одобрение агрессивного поведения, как способа уладить конфликт.

3. ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ.

1. Мимические ( выражение лица). Включает в себя характерные движения лобных мышц и бровей, кожа лба стянута, на переносице образуется характерная складка, глаза сужаются, фиксируются на источнике раздражения (показывает куда будет направлена агрессия), губы плотно сжаты. При интерпритации мимического выделения гнева следует быть осторожным, т.к. подобное выражение лица может быть привычкой, а не проявлением гнева.

2. Поведенческие ( определенные действия). Можно выделить позу и жесты. Поза — общее напряжение тела как бы демонстрирует готовность к нападению. Жесты — сжимание, разжимание кулаков, держание в руках различных предметов и манипулирование ими, как бы подготовка к удару, угрожающее движение руками (замахивание, показывание кулаков, фиг и др.) можно наблюдать у маленьких детей. Действие выражения гнева могут быть разнообразными (в данном случае мы можем уже говорить об агрессии).

3. Вербальные (ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова, бранные слова).

4. ВИДЫ АГРЕССИИ.

Агрессивность многолика. По направленности агрессивность может быть:

  1. Внешней, характеризующейся открытым проявлениям в адрес конкретных лиц (прямая агрессия).

  2. Косвенная (смещенная) включает агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо, — злобные сплетни, шутки, агрессивные действия. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью. Механизм связан с феноменом «перенесения» — переносится гнев на другой, более безобидный объект.

  3. Внутренний — выражает обвинения или требования, адресованные самому себе.

По способу доверия агрессия подразделяется на:

  1. Произвольную, возникающую из-за желания воспрепятствовать чему-либо, навредить кому-либо, обойтись с кем- то несправедливо, кого ни будь оскорбить.

  2. Непроизвольную, представляющую собой целенаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действия не подконтрольно субъекту и протекает по типу эффекта.

Также выделяют:

  1. Недеструктивная (невраждебное самозащитное поведение).

  2. деструктивная (злобное, причиняющее боль окружающим поведение).

5. МЕТОДИ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

1. Беседа.

Имеет скорее значение установки на оказание помощи детям с неярко выраженной агрессией. Цель ее — помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию, и общению со сверстниками в группе. Умение строить доверительную, психологически ориентированную беседу подразумевает у воспитателя чувство такта, душевную чуткость и искреннее желание помочь детям справиться со своими переживаниями. Беседа понимается как непринужденный разговор на прогулке в стороне от других детей, при самостоятельной игре в группе, когда воспитатель как бы между прочим задает интересующие его вопросы. Затрачиваемые в беседе темы касаются самочувствия ребенка ( оценка детьми своего настроения и преобладающий характер их переживаний ), его взаимоотношений со сверстниками и страхов..

2. Социометрия.

Составить объективную картину взаимоотношений детей, их позицию в группе удается посредством социометрии — опроса о предпочитаемом и отвергаемом выборе сверстников для совместной игры. Тогда будет видно, кто из детей пользуется наибольшим влиянием (как получивший наибольшее число положительных оценок), кто будет просто принятым по среднему их числу, а кто изолированным (по минимуму положительных оценок) или отвергнутым (по максимуму отрицательных оценок). Дети с таким поведением никогда не достигают статуса лидера и тем более «звезды» группы, несмотря на желание.

3. Игра.

Особую тактичность следует проявить в плане изучения семейных отношений, не уточняя прямо их характера, а получая представления о них, интересуясь игрушками ребенка, отношением взрослых к игре дома, к рисованию, самостоятельному времяпровождению, прогулкам по улице и т.д. Особенности семейных отношений хорошо отражаются у девочек в игре «Дочки — матери», у мальчиков — в ответах на вопрос, кем бы они стали в игре «Семья» — мамой, папой или собой. Для старших дошкольников адекватным полу будет выбор отца, но только в том случае, если он не находится с ним в конфликте. В противном случае мальчик в игре «Семья» становится самим собой или выбирает роль матери, что свидетельствует о развитии у него инфантильных и зависимых тенденций.

При игровой коррекции поведения применяется групповая игра, которая поможет ребенку укрепить уверенность в себе, создать гибкость и непринужденность в контактах и выработать приемлемые навыки общения через моделируемое игрой взаимодействия со сверстниками. Развиваемая игрой способность быть собой среди других — это способность принятия себя в группе, умение взаимодействовать, быть на равных, что создает адекватное возрасту чувство собственного достоинства и удовлетворенности общением.

4. Рисунок, как самовыражение ребенка.

Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, влечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывает уверенность и решительность. При повышенной возбудимости — неустойчивое изображение, смазанность и большое количество отчетливых, но пересекающихся линий. При беспокойстве и заторможенности дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.

Особую ценность представляет рисование в группе по следующим, поочередно предлагаемым на каждом занятии темам: «В детском саду», «Дома», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное, или чего я боюсь днем», «Кем я хочу стать», «Что бы было со мной самое плохое и хорошее». Через несколько дней проводится обсуждение рисунков, которое проводится с каждым из детей в отдельности. Последовательно показываются рисунки, и задается вопрос о том, боится ребенок или нет, и вызывает этот рисунок у него приступы агрессии. На стадии рисования нередко можно исследовать и обсудить чувства и мысли, которые не удалось раскрыть в процессе вербального обсуждения. Такое выражение понижает уровень напряжения, следовательно, и потребность в деструктивном выражении чувств.

5. Сказкотерапия — это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла. После чтения необходимо провести беседу. В ходе ответов на поставленные вопросы ребенок учатся давать собственную оценку действиям и поступкам героев.

6. Релаксация или мысленное расслабление.

Чаще всего агрессивному поведению способствует накопившееся внутреннее напряжение. Когда напрягаются мышцы, дети испытывают напряженность, страдают от головных болей, болей в животе, ощущают себя усталыми и раздраженными. Если детям помочь расслабиться, их напряженность снижается, и это помогает зачастую выявить источник напряжения.

Воображение — хороший помощник для расслабления. Ребята с удовольствием выполняют некоторые упражнения.

— «Представь, что ты снежная баба. Ты огромная, красивая, тебя вылепили из снега. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле».

— «Давай представим, что мы маленькие птички. Мы летаем по душистому летнему лесу, вдыхаем его ароматы и любуемся его красотой. Вот мы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и мы вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, мы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке».

— Группе задают ряд вопросов о страхе. Для достижения лучших результатов вопросы задают, последовательно переходя от общего (некий мальчик, некая девочка) к конкретному («Тебе приходилось испытывать чувство страха?»). Цель этого подхода состоит в том, чтобы помочь детям: лучше осознать различные состояния своих чувств и научиться понимать и контролировать их, рассказать другим детям о своих чувствах и убедиться в том, что другие дети тоже испытывают аналогичные чувства, выразить свои чувства в символической форме с помощью пластических средств.

6. ПОВЕДЕНИЕ ВЗРОСЛОГО ВО ВРЕМЯ ВСПЫШКИ АГРЕССИВНОСТИ:

В психолого-педагогической литературе предлагаются следующие рекомендации обращения с детьми до вспышки агрессивности:

  • Детей иногда надо оставить, чтобы они разобрались сами. Они способны к самостоятельному разбору некоторых споров, и, если взрослые контролируют события, это служит для детей полезным опытом. Дети поймут, что могут обойтись и без взрослых в качестве арбитров.

  • Если взрослые считают, что лучше дело «не доводить до греха», можно сориентировать ребенка на другой тип поведения. Целесообразно предложить ребенку его любимую игрушку или такую игрушку, которую он мог бы безбоязненно пинать и кусать.

  • Полезно отвлечь ребенка, каким- то интересным для него занятием.

  • Если ребенка невозможно отвлечь и нападение вот- вот состоится — лучше всего отвести его руку или держать его за плечи, особенно если действия взрослого подкреплены резким: «Нельзя!». Если взрослый находиться поодаль, оклик тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки не позволены.

Есть немало случаев, когда агрессивность невозможно унять. Тогда придется действовать после события, дабы преподать ребенку урок, что такого рода поведение неприемлемо.

При обращении с детьми после агрессивного нападения специалисты советуют:

  • Резкое слово драчуну и благосклонное внимание к жертве могут ясно показать ребенку, что он проигрывает от таких неприятностей. В обычное время виновник должен пользоваться благосклонным вниманием. Принуждать ребенка к извинению — мера малополезная. Некоторые дети быстро заучивают формулу: «Прости, прости», чтобы избежать недоброго внимания взрослых.

  • Иногда взрослые предпочитают отослать агрессивного ребенка поостыть в тихий угол. Это хорошо подчеркивает факт инцидента и выражает большое неодобрение агрессивного поведения. Этот прием полезен и родителям. Иногда, удаляя ребенка ненадолго из комнаты, взрослый сам успокаивается. Однако подобная мера теряет эффект, если длится более, чем минуту — две. Маленькие дети вряд ли поймут связь между своим поступком и удалением. Лучше крепко взять ребенка за руку и, строго глядя на него, твердо сказать: «Драться нельзя» или «Не кусаться!». Внимание, уделяемое агрессивному ребенку, должно быть ограниченным и негативным, а жертву утешают. В идеале при каждом инцидента взрослые должны высказать свое отношение к нему и постараться побыстрее прекратить его. Длинные объяснения или обвинения малоэффективны. Даже если ребенок может понять родителя или воспитателя, маловероятно, что он будет долго слушать его.

  • Когда за агрессивные действия виновника лишают любимых игрушек или привилегий, лучше не растягивать наказание на целый день, а осуществить его как можно скорее. Ребенок быстро забудет причину наказания- все его мысли будут сфокусированы на том, что ему не дают заниматься любимым делом, или выставляют в другую комнату, или срамят перед другими. Его гнев и возмущение, таким образом, снижает шанс, что он научится вести себя иначе.

  • Наименьший эффект приносят действия, когда взрослые отвечают агрессивностью на агрессивность. Во — первых, они могут побуждать на это детей. Во — вторых, серьезные недостатки есть и в угрозе взрослого: «Вот я укушу тебя, будешь знать!». Подобное высказывание, адресованное ребенку любого возраста, содержит угрозу того же агрессивного действия, за которое упрекают ребенка.

Психологи рекомендуют воспитателям следующие «неагрессивные» модели дисциплинарного воздействия.

1. Терпение. Нужна выдержка, выдержка и еще раз выдержка.

2. Объяснение. Ребенку объясняют, почему его поведение не правильно, делать это надо максимально кратко.

3. Отвлечение. Надо предложить ребенку более что-то привлекательное, чем- то, что ему сейчас хочется.

4. Неторопливость. Не надо спешить наказывать ребенка. Вдруг поступок повториться.

5. Награды. Лучше похвалить ребенка за хорошее поведение. Это пробудит в нем желание еще раз услышать похвалу.

6. Шутки. Рекомендуется иногда пошутить по поводу наказания и даже придумать какую-нибудь игру, что бы ребенок тоже имел повод наказать «нерадивого» родителя. Очень важно дать ребенку возможность почувствовать, что и родители подчиняются тем же правилам поведения. В этом случаи ребенок будет меньше сердиться, когда подвернется наказание за нарушение правил.

Работу с родителями агрессивного ребенка следует проводить в двух направлениях:

  1. Информирование- наглядная информация, лекции, беседы на родительских собраниях.

  2. Обучения эффективным способам в общении с ребенком- беседы, семинары, лекции, тренинги.

7. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ, НАПРЯЖЕНИЯ И УСТАЛОСТИ.

Игра положительно влияет на психическое развитие ребенка. Помогает ему приобрести определенные навыки во многих видах деятельности, готовит ко взрослой жизни. Также игра обладает огромным терапевтическим эффектом: помогает расслабиться, преодолеть страхи, агрессию, снимает напряжение, помочь в общении, наладить контакт с родителями. Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа всевозможных «бросалок», «кричалок») -это своеобразный канал для выпуска разрушительной энергии в социально приемлемой форме. В основе агрессии лежит гнев, именно от него следует научиться освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать свои чувства приемлимыми , неразрушительными способами. Предлагаются следущие игры, которые можно использовать и в саду, и дома:

«Игрушка в кулаке». Попросите ребенка закрыть глаза. Дайте маленькую красивую игушку или конфету. Попросите сильно сжать кулак и подержать какое-то время. После этого пусть ребенок раскроет ручку и увидит что в руке. Игра способствует снятию напряжения, помогает переключиться на положительные эмоции.

«Мешочек гнева». Возьмите воздушный шарик и наполните его мукой, песком или мелкой кропой (где-то полстакана), крепко завяжите. Познакомьте ребенка с новой игрушкой, объяснитв что «мешочек гнева» можно использовать тогда, когда на кого-то злишься, его можно кидать, мять, бить. Игра способствует снятию напряжения.

«Тух-теби-дох». Когда ребенок напряжен или на кого-то зол, предложите ему такую игру- нужно ходить по комнате и как можно злее говорить одну фразу: «Тух-теби-дох». Подбадривайте ребенка говоить как можно злее, повторять до тех пор, пока напряжение не будет снято и ребенку не станет смешно.

«Молчанка». Эта игра проводится с командами «Стоп!» или «Замри!». Агрессивные дети не только эмоциноально разряжаются, но и овладевают элементарными навыками самоконтроля над своими поступками.

«Где прячется злость?». Ребенок закрывает глаза, поднимает руку с вытянутым указательным пальцем вверх. Не открывая глаз нужно словом или жестом показать где прячется злость, грусть, радость и т. д.

«Корм для цыплят». Предложить мелко-мелко разорвать листок бумаги- «корм для цыплят».

«Солдат и тряпичная кукла». Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться — это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Поэтому эта и последующая игра помогут вам это сделать в игровой форме. Предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, — вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду — «тряпичная кукла». Выполняя ее надо максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д.

«Насос и мяч». Если ребенок видел, как сдувший;ся мяч накачивают насосом, то ему легко будет войти в образ и изобразить изменения, происходящие в этот момент с мячом. Итак, встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как не надутая оболочка мяча). Взрослый тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса «мяч» становится все более накаченным. Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, сделайте вид, что вы критично смотрите на свою работу. Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что вы перестарались и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Когда вы это сделаете, «мяч» сдуется настолько, что даже упадет на пол. Чтобы показать ребенку пример, как играть, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. «Шалтай-Болтай». Персонаж этой игры наверняка понравится гиперактивному ребенку, так как их поведение во многом схоже. Чтобы ребенок лучше вошел в роль, расскажите о том, кто такой Шалтай-Болтай, почему его так называют и как он себя ведет. Теперь можете начинать игру. Вы будете читать отрывок из стихотворения Маршака, а ребенок станет изображать героя. Для этого он будет поворачивать туловище вправо и влево, свободно болтая мягкими, расслабленными руками. Кому этого недостаточно, может крутить еще и головой. Итак, взрослый в этой игре должен читать стихотворение:

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Когда вы произнесете последнюю строчку, ребенок должен резко наклонить тело вперед и вниз, перестав болтать руками и расслабившись. Можно позволить ребенку для иллюстрации этой части стихотворения упасть на пол.

«Ласковые лапки». Цель этой игры снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Можно поменяться с ребенком местами.

«Снеговик». Игра направлена на расслабление, снятие напряжения. Взрослый и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течении 10 секунд удерживают заданную позу. Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, приседают на корточки и ложатся на пол.

«Берег моря». Всем детям предлагают лечь на ковер и закрыть глаза. После этого воспитатель начинает рассказывать тихим голосом:

«Представьте, что вы лежите на берегу моря. Никого нет рядом, только птицы поют, волны бьются о берег и шумит ветер. Солнышко постепенно пригревает, ваши ручки, ножки, глазки — все тело расслаблено, вам хорошо. Не хочется двигаться, вдали слышен шум моря – шшшшш. Волны набегают одна другую, пенятся, если вытянуть носочки, то можно кончиками пальцев дотянуться до воды. Под ладошкой теплый песок, мягкий, он просачивается сквозь пальцы. Удобно поддерживает голову. Вам легко, спокойно, хорошо. Высоко на головой шумит ветер – шшшшш. Жарко. Вот тень от дерева упала на вас, и стало прохладно, солнышко больше не греет так сильно. Вы потихоньку потягиваетесь, ручки, ножки напрягаются. Открываем глазки, лежим, не двигаемся. Отдохнули? Теперь можно вставать».

Во время занятия НИКАКИЕ ПОСТОРОННИЕ ЗВУКИ НЕ ДОЛЖНЫ ОТВЛЕКАТЬ ДЕТЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЯ! Голос должен быть спокойным, неторопливым, убаюкивающим.

«Выбиваем пыль». Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».

«Детский футбол». Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

«Час тишины и час «можно». Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час „можно“, когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, играть в шумные игры. «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

«Падающая башня». (для детей с 5 лет). Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа: «Ура!». Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены. Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

«Штурм крепости». (для детей с 5 лет). Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть «пушечное ядро» (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – «крепость» – не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

«Ругаемся овощами». (для детей с 5 лет). Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А та – тыква» и т.д. Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение сами.

«По кочкам». (для детей с 5 лет). Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – «лягушки», живущие на болоте. Вместе на одной «кочке» капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум «лягушкам» тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую «кочку». Взрослый тоже прыгает по «кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

«Жужа». (для детей с 6 лет). «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам. Взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными

Очень полезны для снятия агрессии игры с песком, водой, лепка, рисование:

«Цветные ладошки». Игра направлена на снятие усталости. Материалы: белая бумага, краски. Предложите ребенку нарисовать травку, солнышко, облака (для ребенка 3 лет) …. пальцами. Для детей более старшего возраста можно предложить нарисовать животное, растение, человека. Если сначала ребенок отказывается рисовать пальчиками, покажите пример, объясните, что испачкаться не страшно.

«Лепка из соленого теста». Приготовьте соленое тесто – 1/1 соли и муки, воды по норме. Замесите тесто как на пироги и положите его в холодильник. Когда тесто охладиться, можно начинать лепить с ребенком. Это может быть любой объект – животное, человек, сказочный персонаж. После того как вы слепили, фигурки можно положить в печку, запечь при температуре 250 градусов, а потом раскрасить.

Летом на улице можно лепить из песка. Игры с песком, тестом способствуют снятию напряжения, агрессии. Ребенок успокаивается, лучше идет на контакт, к тому совместное занятие сближает.

«Кляксы, монотипия». Для этой игры необходимы: краски, кисточка, белая бумага. Перед началом игры лист бумаги необходимо сложить пополам, и рисовать на одной стороне. Детям предлагают взять краску любого цвета, какой нравиться и брызнуть н а лист бумаги, поставить кляксы. Потом взять другой цвет и сделать тоже самое. Можно использовать оттенки одного цвета. После этого сложить обе половины листа и быстро раскрыть. Получивший рисунок рассматривают, и ребенок рассказывает на что похож его рисунок.

Эта игра способствует снятию агрессии, напряжения. Более агрессивные дети выбирают и более мрачные цвета, в рисунках видят чудовищ и т.п. В тоже время дети начинают свободнее выражать свои эмоции, чувства.

«Фантом человека». Материалы: краски, кисть, лист с нарисованным на нем изображением человека. Перед началом игры необходимо узнать у ребенка, как он понимает значение слов – радость, грусть, боль, стыд, обида. Можно попросить привести пример, ситуацию, когда у ребенка было подобное состояние. Ребенку предлагают рассмотреть изображение человека. После этого закрыть глаза и вспомнить ситуацию, когда ребенку было радостно, потом с закрытыми глазами же газами представить какого цвета радость, если не знают, просто сказать какой цвет они видят, когда думают о радостном событии. Представить в каком месте радость сконцентрировалась – в голове, в руке, ноге, сердце. Потом открыть глаза, взять кисть, обмакнуть ее в этот цвет и приложить к этому месту. Тоже самое проделать и с другими состояниями – грусть, боль, стыд, обида. Рекомендуется проводить с детьми старшего возраста. Упражнение способствует рефлексии.

Однако все эти приемы хороши только при систематичесом применении. Непоследовательность в поведении взрослых может только усугубить ситуацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

infourok.ru

1.2 Виды агрессии и факторы, вызывающие агрессивное поведение. Проявление агрессии детьми дошкольного возраста. Использование психотренингов и игр для снятия агрессии при организации работы со старшими дошкольниками

Похожие главы из других работ:

Агрессия и влияющие на нее факторы

1. Понятие агрессии. Виды агрессии

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным)…

Вербальная агрессия старшеклассников

1.1 Понятие агрессии, теории и виды агрессии

Начиная с середины 60х годов тема насилия и агрессии становится одной из актуальных на Западе, ее даже называют «интригующей»; а сам ХХ век — « веком беспокойства о насилии». Анализ новейшей психологической и социально-философской литературы…

Влияние тревожности родителей на агрессивное поведение детей 6-7 лет

1.3 Виды и причины проявления агрессии детьми дошкольного возраста

Агрессия — обычное проявление растущего ребенка. Она есть уже у новорожденного — его первый крик это символическое выражение яростного желания жить, несмотря на родовую боль. Ведь её испытывает не только мать, но и малыш…

Влияние тревожности родителей на агрессивное поведение детей 6-7 лет

3.1 Анализ показателей проявления агрессии детьми старшего дошкольного возраста

Обработав результаты наблюдений за детьми (Приложение 1) и заполнив опросник А. Романова «Агрессивность: ребёнок глазами взрослого» на каждого дошкольника (Приложение 2) мы оформили сводную таблицу…

Гендерные аспекты агрессивного поведения студентов

1.2 Факторы, определяющие агрессивное поведение

Немаловажную роль в порождении и регулировании агрессивного поведения играют восприятие и оценка человеком ситуации, в частности — намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение…

Изучение агрессии старших дошкольников

1.4. Особенности агрессии у детей старшего дошкольного возраста

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера…

Изучение агрессии у детей дошкольного возраста

Глава 2. Практическое изучение агрессии у детей дошкольного возраста

Исследование проблемы агрессивности детей дошкольного возраста

Глава 2. Опытно-экспериментированная работа по изучению агрессии детей дошкольного возраста

Исследование проблемы агрессивности детей дошкольного возраста

2.1 Выявление уровня агрессии детей дошкольного возраста

Исследование проводилось на базе центра развития ребенка детского сада № 3 «Колокольчик». В исследовании принимали участие 25 детей. Были выявлены дети с проявлениями агрессивности. Выявление основывалось на их рисунках, собеседованиях с ними…

Насилие и агрессия как формы самоутверждения

Различные точки зрения на проявление агрессии

Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Агрессия “доброкачественная” (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции), агрессия “злокачественная” (насилие…

Особенности проявления агрессивного поведения детей в старших группах детского сада

2.1 Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей

Биологические, генетические и биохимические факторы Родившийся ребенок в течение определенного времени продолжает представлять собой в большой степени биологическое существо…

Проблема детской агрессивности

1. Агрессивность и агрессивное поведение. Виды агрессии

Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других…

Профилактика и диагностика агрессивности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

1.4 Причины и их проявления агрессии у детей дошкольного возраста

Большинство исследователей рассматривают агрессивность как врожденное качество; другие считают, что это — результат социализации. Вероятно, агрессивность является врожденным качеством личности…

Факторы, обуславливающие агрессивное поведение человека

Глава II. Факторы, обуславливающие агрессивное поведение человека

Эмпирическое исследование связи агрессивного поведения с темпераментом

1.2. Факторы, влияющие на агрессивное поведение подростков.

Агрессивное поведение — это не прирожденная биологическая реакция (кроме неконтролируемых действий, совершаемых невменяемыми), а одна из форм поведения…

psy.bobrodobro.ru

1.2 Виды и формы детской агрессивности. Социально-педагогический подход к профилактике детской агрессивности в младшем школьном возрасте

Похожие главы из других работ:

Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста

§1. Важнейшие концепции феномена детской агрессивности

Различными исследователями предложено множество определений и классификаций агрессии, но ни одни из них не могут быть признаны исчерпывающими и общеупотребительными…

Вспомогательные формы организации работы в школе (туристический клуб)

1. ВИДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Значение развлечений в дошкольном возрасте и роль музыки в них

Виды и формы развлечений

Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей…

Игрушка, как средство всестороннего развития ребенка

3. Виды детской игрушки

Игрушки распределяются по видам. Есть две классификации видов игрушек: первая- А.С.Макаренко; вторая — Е.А.Флериной Классификация игрушек А.С.Макаренко: Первый вид: Готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др.; они хороши тем…

Инновационные методы обучения детей с отклонениями в развитии на примере детей с детским церебральным параличом

1.1 Понятие о ДЦП. Виды и формы ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — тяжёлое мультифакториальное заболевание нервной системы, обусловленное вредоносными воздействиями на мозг в различные периоды внутриутробного развития ребёнка, во время родов и в первые недели жизни…

Коррекция девиаций агрессивной направленности у подростков

1. Теоретические основы проблемы детской агрессивности в научной литературе

Методика обучения школьников кулинарии

1.3. ФОРМЫ И ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ

В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения: Форма — характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод…

Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта

1.1 Проблема агрессивности и её представления в психолого-педагогических исследованиях. Виды агрессивности в детском возрасте

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемые в терминах «задиристость», «драчливость»…

Работа психолога с одарёнными детьми

1.3 Виды детской одарённости

Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное, содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»): «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными…

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

1.3 Формы организации детской музыкальной творческой деятельности

В музыкальном искусстве XX века революционный процесс обновления содержания и формы (тематики…

Роль музыки в эмоциональном развитии дошкольников

2. Виды и формы развлечений

Рекомендуется в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, во время которых дети в интересной, увлекательной форме получают сведения об окружающей жизни, о живой и неживой природе…

Социально-педагогический подход к профилактике детской агрессивности в младшем школьном возрасте

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

Социально-педагогический подход к профилактике детской агрессивности в младшем школьном возрасте

1.1 Понятие детской агрессивности

Проблема отклонения в поведении — одна из центральных социально-педагогических проблем. Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза…

Социально-педагогический подход к профилактике детской агрессивности в младшем школьном возрасте

ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

2.1 Модели деятельности российских и зарубежных социальных служб с агрессивными детьми Проблема детской агрессивности имеет большую историю рассмотрения…

Театральная (театрализованная) деятельность как средство профилактики и коррекции агрессии в поведении детей школьного возраста

1.4 Виды агрессии, классификация проявления детской агрессивности

Классифицировать проявления детской агрессивности можно, используя специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии. Далее приведены две такие схемы. В основе первой лежат проявления агрессии…

ped.bobrodobro.ru

Агрессивное поведение детей — причины, симптомы, диагностика и лечение

Агрессивное поведение детей

Агрессивное поведение детей – вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Диагностируется врачом-психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты. Лечение включает групповую, индивидуальную психотерапию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению злости.

Общие сведения

Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает его полезность. Вторично он демонстрирует агрессию с определенной целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера. Распространенность данного феномена определить затруднительно, поскольку каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию. У мальчиков она возникает раньше, носит открытый характер. У девочек проявляется косвенно.

Агрессивное поведение детей

Агрессивное поведение детей

Причины агрессивного поведения детей

Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам. Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы. Выделяют следующие группы причин агрессивности:

  • Семейные отношения. Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.
  • Личностные особенности. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.
  • Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
  • Социально-биологические факторы. Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».
  • Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашние задания, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой.

Патогенез

Физиологической основой агрессивности детей является дисбаланс процессов возбуждения-торможения ЦНС, функциональная незрелость отдельных структур головного мозга, отвечающих за контроль эмоций, поведения. При воздействии раздражителя преобладает возбуждение, «запаздывает» процесс торможения. Психологическая база детской агрессивности – низкая способность к саморегуляции, отсутствие развитых навыков общения, зависимость от взрослых, неустойчивая самооценка. Детская агрессия – способ снятия напряжения при эмоциональных, умственных нагрузках, плохом самочувствии. Целенаправленное агрессивное поведение ориентировано на получение желаемого, защиту собственных интересов.

Классификация

Разработано множество классификаций агрессивного поведения. По направленности действий различают гетероагрессию – причинение ущерба окружающим, и аутоагрессию – нанесение вреда себе. По этиологическому признаку выделяют реактивную агрессию, возникающую как реакция на внешние факторы, и спонтанную, мотивируемую внутренними импульсами. Практическое значение имеет классификация по форме проявления:

  • Экспрессивная агрессия. Методы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически сложный вариант. Агрессивные акты не осознаются либо отрицаются ребенком.
  • Вербальная агрессия. Реализуется посредством слов – оскорблений, угроз, ругани. Наиболее распространенный вариант среди девочек-школьниц.
  • Физическая агрессия. Ущерб наносится с применением физической силы. Данная форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков).

Симптомы агрессивного поведения детей

Базовые проявления агрессии наблюдаются у младенцев до года. У малышей 1-3 лет конфликты возникают из-за присвоения игрушек, других личных вещей. Дети кусаются, толкаются, дерутся, кидаются предметами, плюются, кричат. Попытки родителей пресечь реакции ребенка наказаниями усугубляют ситуацию. У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, поскольку активно развивается речь, осваивается ее коммуникативная функция. Нарастает потребность в общении, но продуктивному взаимодействию препятствует эгоцентричность, неумение принимать чужую точку зрения, объективно оценивать ситуацию взаимодействия. Возникают недопонимания, обиды, порождающие вербальную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы.

Младшие школьники имеют базовый уровень самоконтроля, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха. Вместе с тем, они активно используют ее для защиты интересов, отстаивания точки зрения. Начинают определяться гендерные особенности агрессивности. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание. У представителей обоих полов определяются признаки заниженной самооценки, депрессии.

В подростковом возрасте агрессивность возникает как результат гормональной перестройки и сопутствующей этому периоду эмоциональной лабильности, усложнения социальных контактов. Возникает потребность доказывать свою значимость, силу, востребованность. Агрессия либо подавляется, заменяется продуктивными видами деятельности, либо принимает крайние формы – юноши и девушки дерутся, наносят соперникам увечья, совершают попытки суицида.

Осложнения

Частая агрессивность, подкрепляемая воспитанием, неблагополучной семейной обстановкой закрепляется в качествах личности ребенка. К подростковому возрасту формируются характерологические черты на основе гнева, озлобленности, обиды. Развиваются акцентуации, психопатии – личностные расстройства с преобладанием агрессии. Возрастает риск социальной дезадаптации, девиантного поведения, правонарушений. При аутоагрессии дети наносят вред себе, предпринимают попытки самоубийства.

Диагностика

Диагностика агрессивного поведения детей актуальна при чрезмерной частоте, выраженности проявлений. Решение обратиться к врачу-психиатру, психологу формируется у родителей самостоятельно или после рекомендации педагогов. Основой диагностического процесса является клиническая беседа. Врач выслушивает жалобы, выясняет анамнез, дополнительно изучает характеристики из детского сада, школы. Объективное исследование включает применение специальных психодиагностических методов:

  • Анкеты, наблюдение. Родителям, педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений об особенностях поведения ребенка. Наблюдение проводится по схеме, включающей ряд критериев. Результаты позволяют установить форму агрессии, ее выраженность, причины.
  • Личностные опросники. Применяются для обследования подростков. Выявляют наличие агрессивности в общей структуре личности, способы ее компенсации. Распространенные методики – опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
  • Рисуночные тесты. По особенностям рисунков определяется выраженность симптомов, причины, неосознаваемые эмоции. Используются тесты Несуществующее животное, Кактус, Человек.
  • Интерпретационные тесты. Относятся к проективным методам, выявляют неосознаваемые, скрываемые переживания ребенка. Обследование проводится с помощью Теста фрустрационных реакций Розенцвейга, Hand-теста (теста руки).

Лечение агрессивного поведения детей

При выраженной агрессии требуется коррекция методами психотерапии. Применение медикаментов обосновано, когда гнев, импульсивность, озлобленность являются симптомами психического расстройства (психопатии, острого психоза). Вылечить агрессивность навсегда невозможно, она будет возникать у ребенка в определенных жизненных ситуациях. Задача психологов, психотерапевтов – помочь разрешить личностные проблемы, обучить адекватным способам выражения чувств, разрешения конфликтных ситуаций. К распространенным методам коррекции относятся:

  • Игровые упражнения. Представлены экспресс-методами безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается выплеснуть гнев, раздражение, злость без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листками гнева».
  • Тренинги коммуникации. Групповая работа позволяет ребенку выработать эффективные стратегии общения, способы выражения эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для других. Дети получают обратную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психотерапевтом.
  • Релаксационные занятия. Направлены на уменьшение тревожности, эмоциональной напряженности – факторов, увеличивающих риск вспышек агрессивности. Дети обучаются восстанавливать глубокое дыхание, достигать мышечного расслабления, переключать внимание.

Прогноз и профилактика

Агрессивное поведение детей успешно корректируется при совместных усилиях родителей, педагогов, психологов. Прогноз в большинстве случаев благоприятный. Чтобы предупредить закрепление агрессии как предпочтительного способа взаимодействия, необходимо придерживаться гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы улаживания конфликтов мирным путем, относиться к ребенку с уважением, позволять проявления гнева в безопасной форме. Не стоит акцентировать внимание на незначительных агрессивных поступках. Обсуждая проявления агрессивности, важно говорить о действиях, но не о личностных качествах («ты поступил жестоко», а не «ты жестокий»).

www.krasotaimedicina.ru