Виды кризисов в психологии: Психологические кризисы
Психологические кризисы
В наше время «кризис», «стресс», «напряженность» и т. п. очень часто употребляемые и актуальные слова. Всем понятно, что они относятся к некоторым особым моментам в жизни, которые могут приводить к печальному исходу. Поэтому бытует мнение, что их надо избегать и с ними надо бороться. Однако это не так, и при ближайшем рассмотрении становится понятным почему. Мы ограничимся таким явлением, как психологический кризис.
Каждый человек, отдает он себе в этом отчет или нет, имеет некое содержательное психологическое «ядро» — смысл жизни. Активность человека реализуется через многочисленные интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и др. механизмы. Каждым своим действием и поступком он как бы говорит себе: «А я вот такой». Психологический кризис — это невозможность осуществлять цикл воплощения себя, свой жизненный замысел. При этом нет нарушений функций мозга, человек практически здоров. Он может конечно, заболеть, у него может возникнуть, например, невроз, но не в этом суть.
Человек в течение своей жизни не один раз переживает психологические кризисы. Выделяют различные виды кризисов в зависимости от причины: кризисы отрыва от семьи, ухода на пенсию, резкой смены профессии, изменения (понижения или резкого повышения) социального статуса. Грубо можно выделить кризисы: возрастные, по соматическим основаниям (болезнь), социально-статусные (или ролевые) и внутреннего роста.
С возрастом изменяются возможности и внутренние состояния. Человек вдруг осознает, что он уже взрослый, и ему можно то, чего нельзя было вчера; он отец ребенка, глава семьи и от него зависит судьба жены и детей. Или — умирает близкий человек, и оказывается — он значил так много, что жизнь без него бессмысленна.
Весьма отчетливо психологическая суть кризиса выступает при кризисе достижения (успеха). Человек стремится стать олимпийским чемпионом. Вся жизнь с раннего детства расписана по минутам: тренировки, режим питания и т. п. Родители подчиняют свою жизнь той же задаче — ребенок будет чемпионом! В 24 года он стоит на пьедестале, звучит гимн, он — олимпийский чемпион. А когда отгремели литавры победы, в тишине возник вопрос: а что дальше? И оказалось, что ответа нет. Возник тяжелый кризис: дальше неинтересно, все интересное позади, а впереди много, много пустых дней — зачем они, непонятно.
Итак, кризисы — явление закономерное и необходимое для роста личности. Основной вопрос в том, чтобы суметь выйти из кризиса достойно и более зрелым, сильным, чем раньше. Перед каждым человеком всегда стоит вопрос об ответственности за себя: как «вписаться» в жизнь, как распорядиться тем, что заложено в тебе природой, родителями и усвоенной культурой, как организовать свое внутреннее «хозяйство», в том числе и наиболее тонкое — психологическое, особенно, когда нужно как бы умереть и родиться в новом обличьи, пройдя психологический кризис. Прежде чем говорить о течении кризисов, логично остановиться на их типах в зависимости от тех психологических механизмов, которые испытывают максимальные напряжения. Известно, что психологические процессы, которые мы вслед за Ф. Е. Василюком будем называть переживанием, имеют свои внутренние цели. Их четыре:
- Испытать сейчас («здесь и теперь») удовлетворение.
- Реализовать какую-то деятельность соответственно какому-то мотиву.
- Обеспечить упорядоченность своего внутреннего мира.
- Обеспечить личностный рост — прогресс личностной структуры — стать психологически совершеннее. Осуществление совокупности этих целей — в реализации психической жизни. Невозможность реализации любой из них приводит к разным видам психологических кризисов.
Первый тип кризиса связан с кризисом удовольствия и часто включает как разрешающий механизм психологическую защиту. Если для человека на каком-то этапе и в каких-то обстоятельствах чрезвычайно важно пережить чувство удовлетворения, и ему становятся в тягость негативные переживания, то любая трудность воспринимается как трагедия. У него возникает душевная боль, ощущение катастрофы. Тогда включаются механизмы психологической защиты, суть которых — искажение реальности. Человек как бы не видит и не слышит, что происходит в действительности. Смысл происходящего блокируется для сознания. Человек не допускает для себя осознание происходящего. Сознание прибегает к ряду уловок: подмене содержания, забыванию существенного, внушению, что это — ерунда, толкованию совсем в другой плоскости, приписыванию ведущей роли другим людям и обстоятельствам и т. п. Рационализация (удобное объяснение), девальвация (а виноград-то зелен), проекция (это не я — это он такой) и, наконец, вытеснение из сознания намеренно-ненамеренное, честное забывание неприятных обстоятельств — типичные варианты психологической защиты — включения механизмов искажения реальности.
Второй тип кризиса — фрустрация. Преодолеть его помогают рационалистические механизмы — механизмы поиска новых форм поведения. Этот тип кризиса возникает, когда человек, испытывая какую-то сильную потребность, не может ее удовлетворить, потому что в его арсенале нет (или он не находит) подходящих средств воздействия на внешние обстоятельства. Условия тут таковы. Препятствие — внешнее, надо найти способ его преодолеть. Выйти из ситуации человек не может (таковы обстоятельства). Типичная картина такова: сначала человек выбирает поведение, которое может, в принципе, привести к успеху, причем поведение это достаточно хорошо организовано.
Но результат не достигается, вторая попытка кончается также неудачей, начинаются вариации — опять безрезультатно. Человек многократно повторяет безнадежное поведение, или он модифицирует его так, чтобы действовать было легче, но это поведение уже, в принципе, желательного результата дать не может: сначала он это осознает, а потом уже не осознает и продолжает бессмысленное (в плане его намерений) поведение, расходуя силы, время и усиливая внутреннюю напряженность. Параллельно происходит дезорганизация самого этого поведения: оно хуже упорядочено. Наконец, человек как бы «залипает» на цели и способе: пусть я умру, но сделаю это только таким способом. Затем, если изменились обстоятельства, появилась возможность выйти из ситуации, сменив цель и деятельность, он сделать этого не может.Выход из кризиса обеспечивается рационалистическими механизмами: терпением и синтезом новой поведенческой формы. Отставить во времени удовлетворение, прекратить всякую деятельность, осознать степень соответствия поведенческому смыслу; поискать подходящий вариант другой формы поведения с тем же смыслом, проверить важность цели, возможность и осуществимость отказа от нее. Отказаться можно: стало субъективно свободнее. Еще раз вернуться к другим формам адекватного поведения. Тут возможен инсайт (озарение) — «а ларчик просто открывался». Надо попробовать достигнуть желаемого, осознать затраченный ресурс (время, энергия и другие ценности), свободно решить отказаться или продолжить, все время возвращаться к чувству: я могу этого не делать. И самое главное при этом типе кризиса — не подменять реальность, видеть ее такой, какая она есть, запастись терпением, модифицировать свои способности, ни в коем случае не сползти к неадекватным действиям, а искать реальный способ разрешающего поведения: внутреннее поведение нужно точно согласовать с реальностью и помнить, но максимально спокойно, о времени.
Третий тип кризиса — ценностный кризис. В его основе лежит борьба мотивов. Человек всегда включен в многообразные отношения, реализуемые разными деятельностями, каждая из которых имеет свои ведущие мотивы. Борьба реализуемых отношений во внутреннем мире выступает как борьба мотивов. Выбор мотива, имеющего право на реализацию сейчас, связан с построением иерархии мотивов в соответствии с принимаемой личностью системой ценностей. Отношения между ценностью и мотивом очень непростые. Мотив всегда энергетически и эмоционально заряжен, он — двигатель осуществления деятельности. Он всегда индивидуален. Он всегда только мой: моя психика отводит энергию этому мотиву в соответствии с моей индивидуальностью. Причем мое сознание может этого не осознавать.
Ценность — это то, что и мое и одновременно взято из общечеловеческой культуры. Ее приоритет среди других мотивов осознается более-менее четко. Это то, «как должно быть» по социально принятым правилам. Отсюда трудности: планируемое на языке ценностей может в реальности оказаться не соответствующим истинно заряженным энергией мотивам. Что важно, то оказалось слабо мотивированным, и наоборот. Ценность проходит сложный путь, пока не станет истиной, действительно энергетически значимым мотивом.
Таким образом, суть ценностного кризиса в следующем. Человек в ситуации столкновения мотивов не в состоянии сделать выбор. Не работает ценностная система. Он колеблется, идет время, уходит ситуация, упускаются шансы, могут нарушаться отношения с другими, но он топчется на месте, он не в состоянии решиться. Этот кризис имеет разные варианты. Самый простой — если неадекватна какая-то часть (не центральная) ценностной системы, процессы переделки этой части не так травматичны. Несколько более тяжелый случай, когда ценностная система изменилась в силу необратимого события, например, в случае смерти близкого человека. Его объективно уже нет. Но в нашем сознании он еще живет старой жизнью. Проходит ряд этапов, пока не осознается необратимость события, жизнь образа застывает в завершенности, он идеализируется и становится ценностным образом, занимая уже другое место, в другом ряду ценностной системы. Изменяется иерархия ценностей и мотивов — можно жить дальше.
Наиболее сложный случай возникает, когда вся система ценностей, которой руководствовался человек, оказывается несостоятельной — она привела к жизненному краху. Тогда есть два весьма противоречивых пути. Один — найти среди осколков разрушенной системы новое ядро смысла жизни: для чего, для кого дальше жить. И основываясь на нем, начать жить по-новому. Другой путь связан с истинно человеческой свободой, когда основная ценность, ради которой жил человек, не может оцениваться рассудком. Человек признает эту ценность соответствующей более высокой реальности, чем та, которая доступна земному рассудку. Эта ценность для человека больше, чем жизнь. Человек идет на все, чтобы не изменить ей и готов платить за это своей жизнью. (Иногда не только своей).
Четвертый тип кризиса — целостный кризис. Суть его такова. Выделяют теоретическое и практическое сознание. Теоретическое сознание строит конструкции на языке понятий и идеальных форм, которые могут быть совершенно оторванными от реальности. Оно не признает времени, ситуативности и мелочей. Оно очень свободно. В нем вечный человеческий дух. Но оно же планирует заказ на земное реальное практическое действие. В нем работают ценности и мотивы. Оно решает вопрос об осуществимости, но не осуществляет. Практическое сознание огрубляет, «пригоняет» к месту и времени, имеющимся ресурсам, переводит на практический язык планы теоретического сознания. Практическому сознанию противостоят: теоретическое сознание, с одной стороны, и реальность — с другой. Воля — это тот механизм, который обеспечивает их согласие и соответствие. Самое важное — это устойчивость всей системы. Дело в том, что иерархия мотивов, принятая до начала осуществления планов, в процессе их реализации может измениться. То, что казалось очень желаемым до действия, под влиянием трудностей может потерять свою привлекательность. «Услужливые» механизмы защиты готовы исказить реальность, чтобы уменьшить негативные переживания. Начнут изменяться образы, ситуации, и система мотивов «поползет»… Центральный механизм для выхода из этого кризиса — воля вместе с напряженно работающим творческим блоком, который все время создает новые комбинации ценностей, мотивов, эмоций, теоретического, практического сознания и реальности. Воля есть не только сила — это механизм управления психикой, который может обещать и угрожать, приказывать и закрывать пути к отступлению … Здесь кризис — это кризис воли и творческого процесса. Такой кризис сопровождается разрывом отношений с близкими людьми. Человек как бы сжигает мосты, и только близкие люди или профессиональные психологи могут вернуть его к значимым контактам. Кто-то на какой-то срок должен взять на себя функции воли и творческого блока, но так, чтобы не разрушить уверенность человека в том, что дальше он справится сам. Иначе другой ему будет нужен всегда.
Психологические кризисы — это необходимые бури, рождающие новое. Вредны кризисы надуманные, когда люди в них играют, чтобы управлять другими. Тогда они разрушают себя, медленно, но верно.
Хотя психологические кризисы бывают различного типа, некоторые моменты выхода из кризиса общие. Для преодоления кризиса можно использовать психотехники — специальные психологические приемы, имеющие различные теоретические истоки. На наш взгляд, наиболее эффективен гештальт-терапевтический комплекс психотехнических средств. Он способствует определенному направлению изменений в ходе психических процессов, как бы помогает вырваться из порочного круга.
Первый процесс, который при всей болезненности требует усиления — это осознавание своего актуального состояния. В кризисе этот далеко не всегда хорошо развитый уровень страдает значительно. Суть движения к развитию осознавания — это воспитание в себе установки «пассивного» наблюдателя своего потока сознания. Есть группа упражнений, способствующих этому. Например, такое. Явно существуют три крупных среза осознавания: то, что я воспринимаю (слышу, вижу, ощущаю), чувствую (приятно, неприятно, горько, обидно, больно, щекотно и т. п.), думаю (мои мысли). Надо постараться не вмешиваться в ход сознания, а только словесно фиксировать происходящее. Сядьте на стул, в кресло и вслух фиксируйте для себя эти стороны потока сознания — последовательно каждую область в течение 2-3 минут. Начинайте с произнесения своего полного имени: я, Федоров Николай, вижу отчетливо … и перечисляйте, что видите перед собой с краткими определениями; потом — я чувствую, что у меня затекла правая нога … неудовлетворенность, досаду и т. п…. И таких 2-3 цикла. Сделайте то же стоя, лежа. Причем желательно не забывать, что у вас есть разные виды чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, «суставное» чувство. Важно сосредоточиться на том, что ощущается в данный момент. Такого нейтрального наблюдателя в себе полезно воспитывать независимо от наличия кризиса, но в кризисной ситуации это поможет высветить для сознания то, что упускается как «деталь», которая, однако, может оказаться важной.
Другое упражнение направлено на осознавание того, что осознается лишь с сопротивлением. Называется этот процесс осознание противоположностей.
Каждое свойство человека и состояние могут быть обозначены точкой на шкале с крайними полюсами: сильный — слабый, робкий — смелый и т. п. Обычно приятное и приемлемое для нас мы осознаем лучше, чем то, что нам неприятно знать о себе. Но это — мы; нельзя оторвать часть себя. С другой стороны, мы не свободны в выборе, если делаем его, закрыв глаза на какие-то свои с трудом осознаваемые чувства. А эта несвобода усиливает тревожность и скованность. Кризис часто делает восприятие себя однобоким, поэтому важно осознавать свои противоположности. Делайте упражнения на обращение. Например: «идет дождь» — что противоположно дождю? Я делаю массаж кому-то — что я ощущаю, если он делает массаж мне и т. п. Сделайте 20-30 таких обращений. Вообще, поиграйте: переворачивайте слова, имеющие привычный смысл и т. п. Напишите список противоположных человеческих качеств. Отметьте свои, представьте, что противоположные качества — ваши. Дайте себе словесный отчет. Следует заметить, что автоматически конфликтная сфера тоже будет обращаться.
Третьим важным моментом для возникновения ситуации выхода из кризиса является интеграция разных сфер осознания. Здесь эффективны упражнения, когда одна и та же ситуация последовательно описывается на языке ощущений, эмоций и, наконец, мыслей. Например: у меня сжаты челюсти, я чувствую напряжение жевательных мышц. Иными словами — я сержусь, я злюсь. Я думаю, что в нашем обществе много несовершенного и т. п. Повторите это 2-3 раза. Понаблюдайте за своими ощущениями. Учтите, что кризисные переживания тоже станут по-своему интегрироваться.
Наконец, поскольку кризис всегда связан с эмоциональным напряжением, которое может приводить к дезорганизации поведения и тонкого согласования психических процессов, то умение регулировать его — расслабляться и мобилизовываться — всегда очень полезно. Мышечное расслабление способствует снятию психического напряжения, поэтому в аутотренинге следует применять упражнения на расслабление. Но эти упражнения лишь часть того, что необходимо. Есть еще одно эффективное упражнение: моя комната («мой дом»). Сядьте, расслабьтесь и начните строить в воображении свою любимую комнату с видом на озеро, в лес или куда-то еще. Обставьте ее, как вы хотите, представьте свое кресло, свое любимое место в ней. Запомните ее и мысленно уходите в нее отдыхать в любое время в течение дня. Побудьте в ней 5-7 минут, и вы ощутите прилив сил.
Мы перечислили лишь несколько примеров. В литературе можно найти много других упражнений. Но мы хотели только показать некоторые приемы, помогающие продуктивно пройти через кризис.
Кризис в психологии: понятие, типы и проявления
Содержание:
- Понятие кризиса в психологии
- Типы жизненных кризисов
- Проявление кризиса
Понятие кризиса в психологии
Определение
Резкая смена условий, переход к получению нового опыта и так называемый переломный момент в психологии принято называть кризисом.
Психологический кризис может быть обусловлен двумя группами причин:
- внутренними,
- внешними.
У каждого человека есть представления о себе, о других людях и об окружающем мире, поэтому резкая смена представлений приводит человека в состояние кризиса. Качественный прыжок может осуществляться постепенно, но на осознание сложившейся ситуации и адаптацию к новым условиям затрачивается внутренняя энергия. Со временем запасы истощаются и наступает кризис. В этом изменения могут не носить объективный характер и быть вызваны саморефлексией индивида, сменой представлений о себе и кардинальной корректировке взглядов. У человека может возникнуть потребность в какой-то новой модели поведения, которая для него не свойственна, и процесс вхождения в новую роль довольно травматичен. Неизвестность, непривычность, неуверенность побуждают мысли постоянно блуждать, страх нарастает и закрепляется за новыми ситуациями. Поэтому даже положительные внутренние изменения нередко чреваты возникновением стресса, потому что они также обозначают начало некого нового этапа.
Внешние условия представить проще – это может быть разговор с кем-то, какая-то ситуация в повседневной жизни, воздействие окружения или смена обстоятельств. Человеку необходимо соответствовать своей роли в глазах общества и это сковывает от реализации собственных желаний. Когда человек заменяет отжившие роли, полный решительности и считая себя независимым от чужого мнения, всегда есть риск быть непонятым и отвергнутым, что способствует кризису.
Типы жизненных кризисов
Кризис могут вызывать самые разнообразные жизненные ситуации, тем более что многое зависит от личностных особенностей. Поэтому выделяют следующие типы кризисов:
- возрастные кризисы личности;
- кризисы, связанные со здоровьем;
- кризисы развития;
- кризис приоритетов;
- кризис самостоятельности;
- кризис самореализации;
- кризис жизненного опыта.
Чаще всего встречаются возрастные кризисы, что связано с потребностью соответствовать представлениям общества о поведении, уровне развития и дохода, внешнем виде в определённом возрасте. После такого кризиса человек качественно пересматривает свою жизнь, меняет взгляды и роли в обществе, становится более рациональным и осознанным. Если это связано с отсутствием должного уровня самореализации – человек набирает обороты в сфере саморазвития. Такой кризис не обязательно связан с возрастом, он может быть вызван распадом семьи, увольнением или переездом. Любая ситуация, где создаётся иллюзия отхода на несколько шагов назад может вызвать кризис.
Часто невозможность самостоятельно обслуживать себя при проблемах со здоровьем ставят человека перед чертой, за которой начинается новая жизнь. В некоторых случаях человек не только теряет мобильность и сpамоконтроль, но и возможность выполнять старые функции и играть старые роли в обществе. Коренным образом изменяется уклад и стиль жизни, что не может остаться без изменений в психике.
Кризис может вызвать неопределённость в отношении с окружающими или другие проблемы коммуникации. В этом случае меняются межличностные роли, структура отношений, привычный стиль жизни и круг общения.
Кризис потери самостоятельности подразумевает необходимость иметь определённого рода автономность для человека. Потеря автономии может быть связан с возникновением ситуаций, когда человек вынужден менять привычную роль, что доставляет дискомфорт и требует пересмотра своей жизни. Иногда человек просто не может избежать смены ролей – его увольняют, он теряет интерес к своей привычной деятельности, он выходит на пенсию или его отвергают друзья и родители. Это даёт почву для появления жизненного кризиса и его последствий, которые блокируют возможность самореализации.
Человек также может оценивать свои ошибки как фатальные и сильно себя корить по этому поводу, что провоцирует кризис жизненных ошибок. Причём это могут быть как фатальные ошибки, так и что-то неосуществимое, но некогда задуманное.
Проявление кризиса
Примечание
Кризисное состояние может сопровождаться как апатией и отрицанием происходящего, так и острой реакцией – повышенной тревожностью, напряжённостью, чувством одиночества, беспомощностью, ярко выраженным пессимистичным настроением.
Для кризиса характерны не только внешние изменения и изменения в поведении, происходит перестройка с точки зрения психофизиологии, предполагающая изменение процессов мышления, познания, снижение внимания и степени запоминания информации. Могут отмечаться: учащённое сердцебиение, проблемы с дыханием, слабость в теле, ощущение постоянной усталости.
Когда человек сконцентрирован на себе и своих проблемах, ему становится сложно общаться с другими людьми – постоянное ощущение тревоги и запутанности не позволяет сконцентрироваться на проблемах других людей. В таком состоянии кажется, что выхода нет и это никогда не закончится, а за помощью обращаться страшно и бесполезно. В состоянии кризиса постоянно кажется, что время идёт слишком быстро, а решение нужно принять прямо сейчас.
Теория кризисов и типы кризисов
Существует множество теорий кризисов и моделей кризисных вмешательств, которые используются для объяснения того, как развиваются кризисы и что означает для человека потребность в кризисном вмешательстве. Некоторые объяснения теории кризиса носят более академический характер, в то время как другие считаются более прикладными или практичными.
Прежде чем рассматривать три типа кризиса, важно ознакомиться с базовой теорией кризиса. Хотя существуют десятки моделей – Джеймс (2008) перечисляет 7 теорий и 5 моделей кризисного вмешательства, ниже будут рассмотрены лишь некоторые из них. Это самые важные.
Содержание
Определение кризиса
Джеймс (2008, стр. 3) приводит несколько определений кризиса, которые являются важным предшественником к пониманию теории кризиса. Ключевым элементом в каждом из них является то, что человек перегружен. Три из 6 определений перечислены ниже:
«Люди находятся в состоянии кризиса, когда они сталкиваются с препятствием на пути к важным жизненным целям — препятствием, которое на какое-то время непреодолимо при использовании обычных методов решения проблем. Наступает период дезорганизации, период расстройства, в течение которого делается много безуспешных попыток найти решение». (Каплан, 1961, стр.18)
- «Кризис возникает из-за препятствий на пути к жизненным целям, которые, по мнению людей, они не могут преодолеть с помощью привычного выбора и поведения» (Каплан, 1964, стр. 40)
- Кризис — это кризис, потому что человек не знает, как справиться с ситуацией (Carkhuff & Berenson, 1977, стр. 165)
Кризисное формирование
- Происходит негативное событие, вызывающее чувство субъективного дистресса
- Этот дистресс приводит к нарушению функционирования
- Навыки совладания не улучшают функционирование
Термин « когнитивный ключ » относится к вашему убеждению в отношении негативного события, которое влияет на то, насколько хорошо вы сможете справиться с этим событием. Измените свою точку зрения и помогите улучшить свою способность справляться.
Основная формула кризисного вмешательства
- Изменить восприятие негативного события и предложить стратегии преодоления
- Бедствие снижено
- Функционирование возвращается к докризисному уровню
Кризис как опасность и возможность
Кризис можно рассматривать и как опасность, и как возможность. Существует миф, согласно которому китайское слово «кризис» означает как опасность, так и возможность. Хотя это не совсем точно (так же, как слово «возможность» не содержит слова «порт»), мнение верно
пережить кризис и быть более подготовленным к преодолению будущих кризисов. С другой стороны, если они не будут искать эту поддержку, их функционирование еще больше ухудшится, и им будет труднее справляться с вещами.
Теория исторического кризиса
Эрих Линдеманн, немецкий психиатр, является автором первых статей в области кризисного вмешательства, касающихся тяжелой утраты после пожара в ночном клубе Cocoanut Grove, в результате которого погибло около 500 человек. (Wright, 2014) В его статье Symptomatology and Management of Acute Grief отмечается, что кризисы, как правило, имеют схожие черты и развитие, и большинство из них не требуют формального вмешательства. (1944)
Коллега Линдеманна Джеральд Каплан расширил поле кризисного вмешательства, чтобы рассмотреть все виды травмирующих событий. И Линдеманн, и Каплан рассматривали кризис как развитие состояния неравновесия, при этом Линдеманн выделял четыре стадии кризиса (Джеймс, 2008; стр. 10):
- Нарушение равновесия
- Кратковременная терапия или работа с горем
- Работа над проблемой или горем
- Восстановление равновесия
Вместе с Капланом эта теория кризиса была расширена для выявления аффективных, поведенческих и когнитивных воздействий.
Modern Applied Crisis Theory
Хотя работа Каплана и Линдеманна оказала влияние и важна для понимания развития кризисного вмешательства, ее недостаточно для описания современных кризисов психического здоровья, которые могут развиваться без единого провоцирующего события или ранее существовавших проблем с психическим здоровьем. .
В книге Лоуренса Браммера 1985 года «Отношения помощи: процесс и навыки» (цитируется по Miller, 2011) определены три типа кризиса, составляющие его теорию прикладного кризиса.
Эти домены:
- Кризис развития
- Ситуационный кризис
- Экзистенциальный кризис
Кризис развития
Кризис развития является результатом нормального жизненного события (например, беременности или выпускного), которое вызывает у человека стресс и напряжение. (Джеймс, 2008, стр. 13). Хотя кризисы развития являются нормальным явлением, они могут нуждаться в тщательном наблюдении, чтобы убедиться, что клиент возвращается к нормальному функционированию.
Одним из полезных способов концептуализации кризиса развития является рассмотрение концепции горя и утраты. Поскольку все изменения в жизни человека приводят к потерям, а для обработки потерь требуется работа над горем, человеку потребуется время, чтобы обработать свои жизненные изменения.
Ситуационный кризис
Ситуационный кризис является наиболее распространенным событием, когда мы рассматриваем кризисное вмешательство. Это событие настолько ошеломляющее и внезапное (Schottke, 2001, стр. 236), что оно подавляет нормальное преодоление. Примеры ситуационных кризисов включают сексуальное насилие, автомобильную аварию или внезапную потерю или горе.
Это наиболее распространенная форма кризиса, с которой могут столкнуться аварийно-спасательные службы и другие работники кризисных служб (работники горячей линии, социальные работники).
Экзистенциальный кризис
Экзистенциальные кризисы основаны на более широких представлениях о предназначении человека и достижении актуализации, глубоком чувстве личной реализации (Олсон, 2013) Часто экзистенциальные кризисы связаны с ситуациями сожаления или веры в то, что жизнь прошла мимо них (Прайс, 2011) или осознание того, что человек не достигнет поставленных перед собой целей в определенном возрасте (Джеймс, 2008, стр. 13)
Экзистенциальные кризисы особенно распространены в такие моменты жизненного перехода, как 30, 40 и 50 лет, когда люди «подводят итоги» своей жизни. Серьезный экзистенциальный кризис может предрасполагать к самоубийству и может быть связан с заметно высоким уровнем самоубийств среди мужчин и женщин в возрасте от 45 до 54 лет. (MacDonald, 2015)
Другие теории кризиса и вмешательства в кризис
Существует множество других источников в James (2008), которые здесь не рассматриваются. Это:
- Психоаналитическая теория
- Теория систем
- Теория экосистем
- Теория адаптации
- Межличностная теория
- Теория Хаоса
- Теория развития
Другие модели антикризисного вмешательства
- Модель равновесия
- Когнитивная модель
- Модель психосоциального перехода
- Экологическая модель развития
- Контекстно-экологическая модель
Библиография
Каплан, Г. (1964) Принципы профилактической психиатрии. Основные книги: Нью-Йорк, N
Браммер, Л. М. (1985) Отношения помощи: процесс и навыки. Prentice Hall: Upper Saddle River, NJ
James, R.K. (2008) Стратегии кризисного вмешательства. Брукс/Коул: Белмонт, Калифорния.
Линдеманн, Э. (1944) Симптоматология и лечение острого горя. Американский журнал психиатрии, 101.141-148. Доступ получен в электронном виде 28 мая 2016 г. по адресу http://www.nyu.edu/classes/gmoran/LINDEMANN.pdf 9.0003
Макдональд, Д.К. (2015) Понимание и предотвращение мужского самоубийства. Доступ получен в электронном виде 29 мая 2016 г. по адресу: http://dustinkmacdonald.com/understanding-and-preventing-male-suicide/
Miller, G. (2011) Fundamentals of Crisis Counseling. John Wiley & Sons: Hoboken, N
Olson, A. (2013) Теория самореализации: психические заболевания, творчество и искусство. Психология сегодня. Доступ получен в электронном виде 29 мая 2016 г. по адресу https://www.psychologytoday. com/blog/theory-and-psychopathology/201308/the-theory-self-actualization 9.0003
Прайс М. (2011) В поисках смысла. Монитор по психологии. 42(10). 58.
Шоттке Д., Поллак А.Н. (Ред.) (2001) Скорая медицинская помощь: ваш первый ответ в неотложной помощи. Американская ассоциация хирургов-ортопедов. Jones & Bartlett: Suffolk, MA
Wright, B. (2014) «Пожар в ночном клубе Cocoanut Grove произошел 72 года назад в Бостоне», Boston.com. Электронный доступ 29 мая 2016 г. по адресу http://www.boston.com/news/local-news/2014/11/28/the-cocoanut-grove-nightclub-fire-happened-72-years-ago-in- бостон
Цитируйте эту статью как: MacDonald, D.K., (2016), «Crisis Theory and Types of Crisis», взято 2 мая 2023 г. с http://dustinkmacdonald.com/crisis-theory-types-crisis/.
Кризис и катастрофа | Ключ медсестры
ТАБЛИЦА 26-1
ОБЫЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОТНОШЕНИЯХ СЕСТРА И ПАЦИЕНТА
РЕЗУЛЬТАТ | ВМЕШАТЕЛЬСТВО | РЕЗУЛЬТАТ | |
Проблема 1: Медсестра должна чувствовать себя нужной | |||
Медсестра: Разрешает чрезмерные телефонные звонки между сеансами. Дает прямой совет без достаточного знания ситуации пациента. Попытки повлиять на образ жизни пациента на основе суждений. | Пациент становится зависимым от медсестры и меньше полагается на свои способности. Медсестра реагирует на то, что пациента не «вылечили», проецируя на пациента чувство разочарования и гнева. | Медсестра: Оценивает личные потребности в сравнении с потребностями пациента с опытным специалистом. Препятствует зависимости пациента. Поощряет постановку целей и решение проблем пациентом. Берет на себя управление, только если пациент склонен к самоубийству или убийству. | Пациент может свободно расти и решать собственные жизненные кризисы. Навыки и эффективность медсестры растут по мере того, как увеличивается комфортность роли и проясняются собственные цели. |
Проблема 2: Медсестра ставит перед пациентами нереалистичные цели | |||
Медсестра: Ожидает, что женщина, подвергшаяся физическому насилию, бросит избивающего партнера. Ожидает, что мужчина, злоупотребляющий алкоголем, бросит пить, когда потеря семьи или работы неизбежна. | Медсестра чувствует беспокойство и ответственность, когда ожидания не оправдываются; тревога, возникающая из-за чувства неадекватности, проецируется на пациента в форме фрустрации и гнева. | Медсестра: Исследует реалистичные ожидания от себя и пациента с опытным специалистом. Переоценивает уровень функционирования пациента и работает с пациентом на его уровне. Поощряет постановку целей пациентом. | Пациент чувствует себя менее отчужденным, и могут возникнуть рабочие отношения. Способность медсестры оценивать и решать проблемы возрастает по мере уменьшения гнева и разочарования. |
Проблема 3: Медсестре трудно общаться с суицидальным пациентом | |||
Медсестра выборочно невнимательна: Отрицание возможных улик. Игнорирование словесных признаков самоубийства. Изменение темы на менее опасную, когда всплывают темы саморазрушения. | У пациента лишили возможности поделиться чувствами и найти альтернативу невыносимой ситуации. Пациент по-прежнему склонен к суициду. Кризисное вмешательство медсестры перестает быть эффективным. | Медсестра: Оценивает свои чувства и тревоги с помощью опытного специалиста. Оценивает все улики или небольшие подозрения и действует в соответствии с ними (например, «Вы думаете о самоубийстве?» — если да, медсестра оценивает возможность самоубийства и необходимость госпитализации). | Пациент испытывает облегчение, когда делится чувствами и оценивает альтернативы. Потенциал самоубийства можно свести к минимуму. Медсестра становится более искусной в поиске улик и минимизации вероятности самоубийства. |
Проблема 4: Медсестре трудно уволиться после разрешения кризиса | |||
У медсестры возникает соблазн заняться другими проблемами в жизни пациента, чтобы продлить контакт с пациентом. |