Виды сюжетно ролевых игр дошкольников: Виды сюжетно-ролевых игр | Консультация по теме:

Содержание

Виды сюжетно-ролевых игр:

1.  Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др.

В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5.  «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками [12, с.66].

Рассмотрим основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры.

1. Выбор игры.

Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчетливо представлять ее реальные возможности.

Элементы творческой игры и игровая форма деятельности могут быть кратковременными или длительными. Это различие весьма существенно для воспитателя. Дело в том, что кратковременно функционирующая игра выполняет лишь роль стимула в преодолении ребенком определенных трудностей. Воспитательные функции кратковременной игры в некоторой мере ограничены; нередко после эмоционального подъема наступает спад общего настроения. Это происходит в тех случаях, когда у детей не возникло потребности выполнять серьезную деятельность. Игра при этом выполняет лишь роль эмоционального стимула.

 Неизмеримо большими возможностями располагает длительно функционирующая игра. Элементы игры, игровая форма при их длительном применении выполняют функции упражнений в организации коллективной деятельности детей. Например, игра «Мойдодыр» постоянно требует от ребят чистоты и опрятности; игра «Самоделкин» позволяет постоянно следить за сохранностью кукольной мебели и группового имущества.

Таким образом, по воздействию на детей игры можно условно подразделить на кратковременные (стимулирующие) и длительные, выполняющие функции упражнений при воспитании у дошкольников положительных черт поведения.

2.Педагогическая разработка плана игры.

 Начальный этап педагогического конструирования длительной игры — наметки ее сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте. Младшие дети слабо представляют, как можно играть в космонавтов не на космодроме, а в группе, в моряков — не на речке, а в комнате. Именно поэтому при разработке длительной игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению ее игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.

 3.Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4.Создание воображаемой ситуации.

Дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья — поезд, кустарники — граница, бревно — корабль и т. п. Создание воображаемой ситуации — важнейшая основа начала творческой сюжетно-ролевой игры. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным.

Длительная игра переплетается с неигровой деятельностью. Поэтому педагогу очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества. Вот почему создание воображаемой ситуации — важный и ответственный этап подготовки к длительной игре. Такая работа вносит в жизнь детского коллектива атмосферу общей заинтересованности, увлеченности.     5. Распределение ролей.

При распределении ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в развернутой творческой игре: он стремится удовлетворять игровые потребности детей, т. е. каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

Педагог должен учитывать очередность разыгрывания наиболее привлекательных для детей ролей. Именно это условие является тем дополнительным мотивом, который привлекает младших дошкольников к ролевой игре, так как дает возможность проявить через роль личные качества. Кроме того, перспектива получения желаемой роли — это стимул, вызывающий у детей стремление наилучшим образом разыграть любую роль, в том числе и «рядовую».

 6. Начало игры

 Для того чтобы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, очень важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Поэтому, чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Для этого можно использовать некоторые методические приемы, например подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода.

Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

7. Сохранение игровой ситуации.

  В развернутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами играющие дети.

В длительной игре, организованной педагогом, возможности свободного творчества ограничены рамками тех повседневных обязанностей, которые постоянно выполняет дошкольник, — различные виды физического труда, спорт, занятия в кружках.

Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре.

1) Взрослый организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх — четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «Есть, товарищ командир!», рапорт о выполненном поручении). Если педагог в длительной игре будет обращаться к детям обычно, называя их по фамилии, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию, а с ней и игру.

2)Для того, чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.

 3)Все меры педагогического воздействия на детей — требования, поощрения, наказания — педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

 4)В ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.

5)В процессе длительной сюжетно-ролевой игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива. Соревнование не только выполняет роль дополнительного стимула, но во многом способствует более эмоциональному протеканию самой игры. Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатываются в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации.

Соблюдение перечисленных условий позволит педагогу сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.

8. Завершение игры.

Игра всегда рассчитана педагогом на определенный промежуток времени, в течение которого дети упражняются в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку.

Во всех случаях необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

Можно сделать обобщающий вывод, что, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

Выводы по главе 1.

Решающее значение коммуникативной деятельности или общения для психического развития человека признается всеми. Тем не менее, представления о сущности трудностей в овладении ею, а тем более о практических методах и приемах работы по преодолению недостатков коммуникативного развития детей до сих пор остаются весьма размытыми, нечеткими, неконкретными.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений — одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.

По воздействию на детей игры можно условно подразделить на кратковременные (стимулирующие) и длительные, выполняющие функции упражнений при воспитании у дошкольников положительных черт поведения.

   Для повышения воспитательной эффективности сюжетно-ролевых игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.

Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте


Продолжение. (начало: Что такое сюжетно-ролевая игра?)

Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Основные особенности сюжетно-ролевой игры

1. Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

2. Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношении. Когда игра достигает своего пика, то ребенок становится недостаточно заменять отношения игре, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.

3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.

Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за  старшими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. И фа и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передаст свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. И. М. Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно -ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в  одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

6. Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу.

Виды сюжетно-ролевых игр:

1.  Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5.  «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.

Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.

Сюжетно-ролевые игры в детском саду

В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5—6 человек.

Вышеперечисленные уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.

Исходя из концепции Н. Я. Михайленко развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в следующей сводной таблице.

Возраст

Характер игровых действий

Выполнение роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

3-4 гола

Отдельные игровые действия, носящие условный характер

Роль осуществляется фактически, но не называется

Сюжет — цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый

4-5 лет

Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер

Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

5-6 лет

Переход к ролевым действиям, отображающим  социальные функции людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры

Цепочка игровых действий, объединенный одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

6-7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна

Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми


Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Н. В. Краснощекова

Ранее опубликовано:
Что такое сюжетно-ролевая игра?
Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников.

10 идей для ролевых игр для детей

Дети, как губки, любят копировать то, что делают их родители. Они копируют то, как вы едите, как одеваетесь, как делаете прическу и многое другое. Дети могут извлечь пользу из разыгрывания различных жизненных сценариев, чтобы узнать больше об окружающем их мире, а также получить важные жизненные уроки. Это не только возможность учиться, но и весело!

Хорошей новостью является то, что вы можете использовать любые игрушки, которые есть у них под рукой, в том числе кукольные коляски, но вам не нужны все навороты для ролевых идей. Если вы ищете идеи для ролевых игр, которые привлекут ваших детей и побудят их к творчеству, вам нужно ознакомиться с этими ролевыми играми для детей.

Мы составили список из 10 забавных идей для ролевых игр для детей и того, как они могут использовать свои кукольные коляски для обучения и развития.

1 – Готовка на кухне 

Ваши дети неизбежно видели, как вы готовите на кухне пару раз. Приготовление пищи во время притворной игры — лишь одно из забавных занятий в этом списке, и оно может даже вдохновить их готовить больше, когда они станут старше.

Если у вас уже есть игровой набор с едой или кухонным инвентарем, это прекрасно. Если нет, вы можете сделать разные продукты из картона или обычной бумаги и их любимых мелков или ручек.

Вы всегда можете дать им нестеклянную посуду и столовые приборы, чтобы они могли использовать их во время ролевой игры. Они могут притворяться, что готовят для своей семьи или своего ресторана. Небо это предел!

2 – Чаепитие 

Чаепитие – это идеальная ролевая игра, которая побудит вашего ребенка быть общительным и дружелюбным. Кто не хотел бы собраться с друзьями и отлично провести время? Ваш ребенок может использовать игрушечные чайные чашки для своей творческой игры и представить, что подает всем своим друзьям чашку чая.

Вы можете присоединиться к своему малышу в качестве гостя или пригласить его на ролевую игру с друзьями. Еще один отличный вариант — позволить им принести на чаепитие всех своих мишек и игрушки.

3 – Почтовое отделение

Ролевые почтовые отделения, возможно, не первая идея, которая приходит на ум, но это весело и может научить детей тому, как письма и посылки попадают к нам домой.

Вы можете взять дополнительные конверты или нежелательную почту, которые у вас есть, и попросить ребенка положить их в почтовые ящики. Для этого вы можете использовать картон, чтобы помочь им создать разные почтовые ящики, в которые они будут складывать письма.

Или почему бы не попросить вашего малыша писать письма и отправлять открытки членам семьи и друзьям и по очереди играть роль почтальона.

4 – Супермаркет

Сколько раз ваши дети были с вами в супермаркете? Создание небольшого продуктового магазина позволяет им разыграть покупки и имитировать то, что вы делаете, когда находитесь в магазине.

Вы можете помочь им сделать еду из рулонов туалетной бумаги, коробок из-под хлопьев, картонных коробок и всего, что вы можете придумать. Картонная коробка отлично подходит для создания продуктовой тележки, в которую они могут положить все свои продукты. 

Или, если у вашего ребенка дома есть магазин игрушек, он может создать свой собственный магазин. Почему бы не проявить творческий подход и не помочь им создать свои собственные фальшивые деньги для использования в их магазине? Это увлекательное занятие, в которое можно вовлечь друзей и родных!

5 – Парикмахерская

Если вы беспокоитесь о том, чтобы ваш ребенок держал ножницы, не волнуйтесь. Вы все еще можете позволить им поиграть в парикмахерской, не используя настоящие ножницы. Если у них есть интерактивные куклы, Барби или мягкие игрушки, они могут быть их клиентами.

Что касается инструментов, если вы не против позволить им пользоваться вашими выпрямителями для волос, выключенными и отключенными от сети, конечно, они могут использовать бигуди, расчески и разноцветные заколки для укладки волос. Ножницы для пластилина не могут ничего разрезать и имитировать настоящий инструмент, если у вас дома есть пластилин.

6 – Полицейские и грабители

И старшие, и младшие дети любят играть в полицейских и грабителей. Вы можете сделать своему ребенку полицейскую машину из картонной коробки и позволить ему выследить грабителя. Вы можете играть в грабителя или, если у них есть друзья, пусть они сами выбирают свои роли.

Они могут выбрать украденный предмет и спрятать его где-нибудь в доме, чтобы выследить его, используя свои навыки решения проблем. Они даже могут использовать хула-хуп, чтобы посадить грабителя в тюрьму, как только поймают его.

7 – Пиратские корабли

Приключенческая притворная игра, в которой ваш ребенок будет играть в пиратские корабли. Они могут построить свой пиратский корабль из строительных блоков, картонных коробок или других контейнеров, которые могут быть у вас дома.

Хула-хупы и другие круглые предметы идеально подходят для управления их кораблем, а бумажные полотенца или втулки от туалетной бумаги отлично подходят для биноклей, чтобы они могли видеть, куда они идут. Они могут охотиться за сокровищами или наслаждаться вождением своего пиратского корабля.

8 – Замки

Каждый ребенок мечтает хоть раз стать принцессой или принцем. Игра в замки во время творческой игры — отличный способ воплотить свою мечту в жизнь на короткое время. Они могут строить свои замки из игрушечных блоков, диванных подушек и других постельных принадлежностей.

Они могут делать короны из бумаги, чтобы раскрасить их по своему усмотрению, прежде чем править своим королевством так, как они считают нужным. Это отличная игра, в которую можно играть с другими детьми или использовать мишек и игрушки в качестве слуг или других обитателей замка.

9 – Ветеринары

Быть ветеринаром во время творческой игры – отличный способ для детей научиться состраданию к животным. Даже если у вас дома есть собака или кошка, пусть они разыгрывают, как лечить больных животных и ухаживать за ними, — это отличный способ сделать это, и ваш питомец не почувствует дискомфорта от игры.

Тедди — лучшие пациенты в этой ролевой игре. Если у вас есть белые халаты, вы даже можете позволить им носить их, чтобы почувствовать себя ветеринаром!

10 – Больница

Подобно ролевым играм с ветеринарами, ваши дети могут играть в ролевые игры в больницах. Детям нравится быть врачами, медсестрами или пациентами во время ролевых игр. Если ваш малыш хочет стать врачом, пусть он лечит своего игрушечного ребенка или кукол, это поможет научить детей сочувствовать другим людям.

Если у вас есть набор для игры в доктора, это идеальный набор игрушек для этой ролевой игры. Они могут носить стетоскоп, выписывать лекарства и использовать свое воображение, чтобы находить лекарства от различных болезней.

Предметы домашнего обихода, которые дети могут использовать во время ролевых игр

Вам не нужно иметь все новые модные игрушки для творческих игр. Конечно, если вы это сделаете, вы можете побудить их использовать их в сочетании с другими предметами домашнего обихода. Использование предметов домашнего обихода может стимулировать ваших детей к творчеству и использованию своего воображения во время ролевой игры.

Если вы не знаете, что использовать, вот несколько лучших вариантов: 

  • Картонные коробки: Можно использовать для создания транспортных средств, домов и многого другого.
  • Трубки для туалетной бумаги и бумажных полотенец: Они отлично подходят для биноклей или круглых продуктов питания или напитков.
  • Игрушечный малыш: Игрушечные малыши — отличные пациенты, играющие в больницах или ролевых домах.
  • Строительные блоки: Их можно использовать практически для чего угодно, например, для строительства форта или замка.
  • Обручи: Может использоваться как руль, тюремная камера или силовое поле.
  • Коробки для доставки: Вы можете использовать коробки для доставки, чтобы вырезать воображаемую еду для детского магазина или построить из них пиратский корабль.
  • Конверты: Конверты идеально подходят для игры в почтовое отделение.
  • Бумажные тарелки и чашки: Бумажные тарелки и чашки отлично подходят для игры в кухню или для кормления воображаемого пациента в больнице.
  • Диванные подушки: Их можно использовать для больничной койки, пиратского корабля или для обозначения границ замка.
  • Постельные принадлежности: Постельные принадлежности идеально подходят для больничных простыней, строительства замка или скатертей для чаепития.

Поощряйте ролевые игры с кукольной коляской от Play Like Mum

В Play Like Mum у нас есть бесконечный выбор кукольных колясок и колясок, а также аксессуаров для кукольных колясок, таких как детские стульчики для кукол, для вашего малыша. выбирать из. Купите нашу коллекцию сегодня, чтобы найти любимую новую игрушку вашего ребенка.

Узнайте, что такое игра с воображением, и о преимуществах игры с воображением в других наших блогах.

Чтобы узнать больше о том, как развлечь вашего малыша и освоить ключевые жизненные навыки, ознакомьтесь с некоторыми из наших руководств:

  • 12 забавных идей для поделок из бумаги для детей
  • Веселые игры и вещи Чем заняться с детьми во время пасхальных каникул
  • Как сшить одежду для интерактивной куколки
  • Как сшить стеганое одеяло для кукольной коляски
  • Что можно делать с интерактивной куклой Сьюзи
  • 7 игр на открытом воздухе для детей в саду

30 простых идей для ролевых игр для детей

  • Поделиться
  • Электронная почта

Нужны идеи для веселых ролевых игр для детей? Мало что может быть более увлекательным, чем наблюдать за тем, как маленькие дети участвуют в ролевых играх.

Это как окно в их мысли, страхи, интересы и мировоззрение.

Хотя такие игры обычно происходят спонтанно, без особого руководства со стороны взрослых, вы можете подстегнуть их, задавая правильные вопросы или предоставляя реквизит, предметы или отходы.

Ребенок, чья среда создана для обучения, примет вызов. Это может быть так же просто, как представить некоторые новые предметы одежды, предложить пустые коробки или лист ткани и посмотреть, что дети делают с этим.

В других случаях вы можете предложить идею ролевой игры и посмотреть, согласятся ли ваши дети с ней.

Помните, что как родитель или учитель вы поддерживаете и поощряете игру, а не берете ее на себя или направляете ее.

Устраиваете ли вы ролевую игру для детей в классе или поощряете ее дома, вот несколько простых идей для веселых ролевых игр для детей.

Важность ролевых игр для детей

Ролевая игра — это когда ребенок, участвующий в притворной игре (или драматической игре), берет на себя роль человека, животного или другого существа и разыгрывает сценарий.

У ребенка разные представления о роли, которую играет человек или животное, об их действиях, обязанностях, чувствах, заботах и ​​т. д.

Взяв на себя роль, ребенок использует притворство как безопасный способ отыграть свои чувства и исследуйте идеи, которые у них есть об этой конкретной роли.

Когда они «ходят в чьих-то ботинках», они учатся эмпатии и получают некоторое представление о том, как люди действуют и ведут себя в различных ситуациях, таких как усыпление плачущего ребенка или арест вора.

Участвуя в этой игре с другими, дети развивают выразительные языковые навыки и социальные навыки, когда они общаются, делятся друг с другом, работают вместе в разных ролях, разрешают конфликты и учитывают мнения и идеи друг друга.

Примеры сценариев ролевых игр

Вот лишь несколько примеров ролевых игр для детей:

  • Катание куклы в коляске
  • Притворяясь супергероем
  • Поход по магазинам и «оплата» товаров
  • Взрослый разговор по игрушечному телефону

Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.

30 идей для ролевых игр для детей

Вот несколько тем и идей для ролевых игр, которые понравятся дошкольникам и малышам.

Хотя вы можете купить детские костюмы для ролевых игр в Интернете (вот некоторые из них), используйте свое воображение и компромисс. Белая простыня отлично подойдет в качестве плаща супергероя, а картонную коробку можно превратить во множество вещей.

1. Больница

Это одна из самых распространенных ролевых игр, которая может принимать разные формы: медсестра осматривает пациента, врач консультирует в своей палате или оперирует в больнице.

Предоставьте несколько белых халатов и медицинские инструменты для работы. Что можно использовать в качестве рентгеновского аппарата или тонометра?

2. Готовка и выпечка

Это занятие занимает многих малышей и дошкольников, иногда на годы.

Так как еда является такой важной частью повседневной жизни, и дети наблюдают, как их родители делают это каждый день, им, естественно, нравится притворяться, что они готовят еду (иногда невидимую) и предлагают ее вам.

Для этого легко предоставить реквизит — просто совершите набег на кухню — и так же легко заменить предметы. Деревянный блок может быть многим на кухне.

Эта тема часто принимает форму пекаря или шеф-повара, работающего в пекарне или ресторане.

3. Ресторан

Детям, которые играют в ресторан, нравится не только приготовление пищи, но и вся обстановка: стол со скатертью, воображаемое меню, официант в фартуке, ручка и бумага, чтобы принять ваш заказ, и так далее.

Дети по очереди выступают в роли официанта и покупателя, наслаждаясь воображаемой едой (используйте эти кулинарные упражнения, если хотите использовать настоящую еду).

Не забудьте заплатить за еду после!

4. Магазин

Еще одним любимым занятием детей является игра в магазин.

Вы можете сделать это попроще, или вы действительно можете отправиться с ним в город. Установите несколько полок, продукты, ценники, корзины для покупок, кассу, платежную систему, вывеску для вашего продуктового магазина и даже немного игровых денег.

Есть много способов интегрировать творческое искусство, создавая реквизит для магазина.

Спросите своих детей, какой магазин они открывают. Это продуктовый магазин, магазин одежды или сувенирный магазин?

5. Мама и папа

Маленькие дети часто начинают притворяться, что заботятся о младенцах, когда сами еще совсем малыши. Позаботиться о них — это их первый опыт в мире, и им, естественно, нравится воплощать эту роль на практике.

Им нравится притворяться мамами и папами, которые кормят своего ребенка, укладывают его спать, меняют ему подгузник и утешают, когда он расстроен.

Дети могут использовать свои детские вещи, а также кукол, чтобы играть эту роль. Они также любят выгуливать малышей в игрушках или настоящих колясках.

6. Семья

Иногда ролевая игра направлена ​​не на уход за одним ребенком, а на разыгрывание семьи, занимающейся своими делами.

В этом сценарии дети назначают себе разные роли. Один ребенок — мать, один — отец, а остальные — дети, дедушки и бабушки или даже домашние животные.

Они могут вместе ходить на прогулку, навещать семью или даже выступать в роли родителей, дисциплинирующих своих спорящих детей.

7. Офисный работник

Дети, которые наблюдали за своими родителями или другими людьми, работающими в офисе, будь то дома или на рабочем месте, захотят имитировать эту деятельность.

Оборудуйте кабинет в классе или дома с письменным столом, бумагой и ручками, «компьютером» (его можно сделать из картона или коробок), несколькими книгами, телефоном и другим забавным реквизитом.

Дети будут очень заняты своей «работой», перетасовкой бумаг и горячими телефонными разговорами.

8. Строитель

Для этой забавной идеи дети притворяются строителями — от каменщиков до маляров и даже архитекторов.

Вам понадобятся некоторые инструменты для работы – кисти, пальто, молотки, рулон бумаги для строительных планов, каска и т. д.

9. Животное

Дети любят животных и любят притворяться ими. Иногда они просто увлечены определенным животным, а иногда им нравится изображать животных, которых они часто слышали или видели.

Ребенок, надевший крылья бабочки и повязку с щупальцами, примет образ бабочки и начнет летать или ползать по земле.

Существует множество костюмов животных, но их также легко импровизировать. Например, из картонной коробки получится неплохой панцирь черепахи, а бумажную тарелку можно превратить в маску практически любого животного.

10. Балерина

Если дети знакомятся с профессиональными танцорами, им может понравиться роль серьезной танцовщицы в музыкальном видео или балерины в мюзикле.

Все, что вам нужно, это балетный или купальный костюм и несколько реквизитов.

11. Музыкант

У детей есть музыкальные инструменты, на которых они могут играть? Почему бы не предложить им создать группу или сыграть в симфоническом оркестре?

Изготавливайте такие инструменты, как шейкеры и барабаны, или используйте кастрюли и сковороды для некоторых тарелок и барабанов.

12. Ветеринар

Если ваш ребенок когда-либо приходил с вами, когда вы водили домашнее животное к ветеринару, или если он видел ветеринара в телевизионном шоу, это, скорее всего, будет разыгрываться на вашем питомце, или на игрушечное животное, если вашему питомцу повезет.

Обычно это инъекции и ножи!

13. Стоматолог

Разыгрывание визита к стоматологу может быть просто развлечением или может помочь сгладить нервы, если они когда-либо делали какую-либо процедуру.

Вам понадобится большое стоматологическое кресло, несколько забавных инструментов и большое пальто, а затем просто скажите «Аааа».

14. Парикмахер

Игра в парикмахера может быть очень увлекательной. По очереди будьте парикмахером и клиентом или сдвиньте ряд стульев вместе, если в салоне несколько клиентов и парикмахеров.

Вам понадобятся фены, скрепки, щетки, искусственный шампунь и т. д.

15. Супергерой

Очень часто, когда мимо вас на детской площадке проносится маленький ребенок, велика вероятность того, что он изображает из себя супергероя. .

Маленькие дети очарованы супергероями. Они видят их по телевизору, восхищаются ими и хотят быть ими.

Дети любят покупать костюмы супергероев, которые сейчас в тренде, и иногда родители не могут заставить своих детей снять эти костюмы! Их тоже можно импровизировать.

16. Страшное существо

Помимо разыгрывания животных, дети увлекаются большими существами, иногда мифическими, которых они считают могущественными или страшными.

Примеры: динозавры, монстры, драконы, призраки и великаны.

Такая ролевая игра иногда может помочь уменьшить реальный страх детей перед монстрами и другими существами.

17. Гонщики

Очень часто, когда задействованы колеса, происходит и гонка.

Катаются ли дети на трехколесных велосипедах, маленьких велосипедах или других транспортных средствах, им нравится представлять себя профессиональными водителями или спортсменами на гоночной трассе.

Чтобы разыграть это, им нужны правила, дорожные знаки и шлемы.

18. Пожарный

Дети любят разыгрывать задания с серьезной ответственностью, особенно когда это связано с опасностью.

Все, что им нужно, это каски, большая куртка и самодельный шланг, чтобы потушить эти пожары. Они могли проявить изобретательность и сделать пожарную машину из большой коробки с сиреной наверху.

19. Машинист поезда

Несколько детей и несколько пластиковых стульев могут в мгновение ока превратиться в веселую поездку на поезде.

Заставьте их взяться за руки и прокатитесь на поезде, чтобы попрактиковаться в координации. Машинисту поезда нужна элегантная куртка и руль на переднем сиденье.

20. Водитель автобуса

Тема водителя также может относиться к автобусу.

Детям нравится разыгрывать сценарий, когда автобус останавливается на остановках, высаживает и подбирает пассажиров, а также дает им возможность оплатить поездку.

21. Пилот

Еще один фаворит в транспортной тематике — полеты. Детям нравится брать на себя роль пилота, а также быть пассажирами в длительном полете или стюардессами, раздающими напитки и закуски.

Детям нравится притворяться, что они взлетают и приземляются. Попросите их не забыть провести инструктаж по технике безопасности перед взлетом.

22. Чаепитие

Традиционное чаепитие по-прежнему пользуется успехом, особенно среди маленьких детей.

Спросите ребенка, не хочет ли он пригласить на чай своих плюшевых мишек, зайчиков и мягких игрушек. Используйте одеяло для пикника и чайный набор, и это занятие станет хитом.

23. Любимая книга

Если у детей есть любимая книга или если вы недавно вместе читали книгу, почему бы не устроить ролевую игру по этой истории?

Такие истории, как «Златовласка и три медведя», «Золушка» или «Груффало», можно весело разыгрывать во время игры.

Это также относится к любимым телешоу — детям может понравиться изображать из себя персонажей из «Свинки Пеппы» или «Щенячьего патруля».

24. Пластилин

Игра с пластилином часто приводит к симуляции игры. Когда дети лепят тесто, они часто оживляют персонажей, таких как динозавры, насекомые или люди.

Пока они играют, задайте несколько вопросов о персонажах и о том, что они собираются делать, и посмотрите, развивается ли какая-то сюжетная линия между персонажами из пластилина.

25. Учитель

Наблюдайте за группой маленьких детей, играющих в классе, и вы обязательно увидите, как в какой-то момент они возьмут на себя роль учителя.

Они также любят давать членам своей семьи роль учеников, в то время как они учат их чему-то и приказывают.

Детям нравится одеваться во взрослую одежду и украшения, чтобы играть в учителя. Им понадобится большая доска для письма, письменный стол, несколько книг и несколько марок или наклеек в качестве награды.

26. Полицейский

Притворяться полицейским или женщиной-полицейским взывает к желанию детей разыгрывать роли, в которых они ответственны и устанавливают правила.

Во время игры к этим правилам относятся очень серьезно, и детям нравится разыгрывать ответственность людей в этих ролях

27. Босс

Продолжая тему авторитетных фигур, вы часто будете слышать, как ребенок с гордостью объявляет себя «самым босс», хотя обычно они просто назначают себя на эту роль.

Пока другие принимают эту власть, никакие проявления непослушания, когда дети играют, недопустимы.

Босс иногда может быть боссом в определенном контексте — например, в офисе — но иногда это просто человек, отвечающий за игру. В любом случае, это важная роль!

28. Пираты

Тема «Пираты» очень интересна для разыгрывания. Костюм классный, и его можно довольно легко сделать с заменой предметов.

Большой ящик (лодка), достаточно большой, чтобы вместить несколько пиратов, станет хитом. Не забудьте повязку на глазу, меч и сундук с сокровищами!

29. Принц или принцесса

Со всеми упоминаниями о храбрости принцев и принцесс, обретении настоящей любви и долгой и счастливой жизни неудивительно, что дети часто притворяются, что живут в этих сказках.

Есть несколько симпатичных костюмов для принцев и принцесс, но они также могут играть эту роль, используя всего несколько реквизитов или взрослую одежду.

30. Смотритель зоопарка или егерь

Любая игра с участием животных всегда нравится маленьким детям. Предложите детям представить себя егерями в большом заповеднике или смотрителями в зоопарке.

Используйте столы, стулья, коробки или ящики, чтобы сделать вольеры для мягких игрушек. Дети могут притворяться, что кормят животных, рассказывают о животных посетителям и водят их на медицинские осмотры.

Это всего лишь несколько тем для ролевых игр, которые вы можете попробовать представить, но идеи окружают нас повсюду. Единственным ограничением является ваше воображение.

Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!

Присоединяйтесь к Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет.