Виды сюжетно ролевых игр дошкольников – — . , — .

Содержание

Виды сюжетно-ролевых игр:

1.  Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5.  «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками [12, с.66].

Рассмотрим основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры.

1. Выбор игры.

Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчетливо представлять ее реальные возможности.

Элементы творческой игры и игровая форма деятельности могут быть кратковременными или длительными. Это различие весьма существенно для воспитателя. Дело в том, что кратковременно функционирующая игра выполняет лишь роль стимула в преодолении ребенком определенных трудностей. Воспитательные функции кратковременной игры в некоторой мере ограничены; нередко после эмоционального подъема наступает спад общего настроения. Это происходит в тех случаях, когда у детей не возникло потребности выполнять серьезную деятельность. Игра при этом выполняет лишь роль эмоционального стимула.

 Неизмеримо большими возможностями располагает длительно функционирующая игра. Элементы игры, игровая форма при их длительном применении выполняют функции упражнений в организации коллективной деятельности детей. Например, игра «Мойдодыр» постоянно требует от ребят чистоты и опрятности; игра «Самоделкин» позволяет постоянно следить за сохранностью кукольной мебели и группового имущества.

Таким образом, по воздействию на детей игры можно условно подразделить на кратковременные (стимулирующие) и длительные, выполняющие функции упражнений при воспитании у дошкольников положительных черт поведения.

2.Педагогическая разработка плана игры.

 Начальный этап педагогического конструирования длительной игры — наметки ее сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте. Младшие дети слабо представляют, как можно играть в космонавтов не на космодроме, а в группе, в моряков — не на речке, а в комнате. Именно поэтому при разработке длительной игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению ее игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.

 3.Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4.Создание воображаемой ситуации.

Дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья — поезд, кустарники — граница, бревно — корабль и т. п. Создание воображаемой ситуации — важнейшая основа начала творческой сюжетно-ролевой игры. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным.

Длительная игра переплетается с неигровой деятельностью. Поэтому педагогу очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества. Вот почему создание воображаемой ситуации — важный и ответственный этап подготовки к длительной игре. Такая работа вносит в жизнь детского коллектива атмосферу общей заинтересованности, увлеченности.     5. Распределение ролей.

При распределении ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в развернутой творческой игре: он стремится удовлетворять игровые потребности детей, т. е. каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

Педагог должен учитывать очередность разыгрывания наиболее привлекательных для детей ролей. Именно это условие является тем дополнительным мотивом, который привлекает младших дошкольников к ролевой игре, так как дает возможность проявить через роль личные качества. Кроме того, перспектива получения желаемой роли — это стимул, вызывающий у детей стремление наилучшим образом разыграть любую роль, в том числе и «рядовую».

 6. Начало игры

 Для того чтобы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, очень важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Поэтому, чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Для этого можно использовать некоторые методические приемы, например подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода.

Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

7. Сохранение игровой ситуации.

  В развернутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами играющие дети. В длительной игре, организованной педагогом, возможности свободного творчества ограничены рамками тех повседневных обязанностей, которые постоянно выполняет дошкольник, — различные виды физического труда, спорт, занятия в кружках.

Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре.

1) Взрослый организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх — четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «Есть, товарищ командир!», рапорт о выполненном поручении). Если педагог в длительной игре будет обращаться к детям обычно, называя их по фамилии, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию, а с ней и игру.

2)Для того, чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.

 3)Все меры педагогического воздействия на детей — требования, поощрения, наказания — педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

 4)В ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.

5)В процессе длительной сюжетно-ролевой игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива. Соревнование не только выполняет роль дополнительного стимула, но во многом способствует более эмоциональному протеканию самой игры. Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатываются в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации.

Соблюдение перечисленных условий позволит педагогу сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.

8. Завершение игры.

Игра всегда рассчитана педагогом на определенный промежуток времени, в течение которого дети упражняются в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку.

Во всех случаях необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

Можно сделать обобщающий вывод, что, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

Выводы по главе 1.

Решающее значение коммуникативной деятельности или общения для психического развития человека признается всеми. Тем не менее, представления о сущности трудностей в овладении ею, а тем более о практических методах и приемах работы по преодолению недостатков коммуникативного развития детей до сих пор остаются весьма размытыми, нечеткими, неконкретными.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений — одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.

По воздействию на детей игры можно условно подразделить на кратковременные (стимулирующие) и длительные, выполняющие функции упражнений при воспитании у дошкольников положительных черт поведения.

   Для повышения воспитательной эффективности сюжетно-ролевых игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.

studfile.net

Виды сюжетно — ролевых игр: цель и воспитание для дошкольников

Приветствую моих уважаемых читателей. С вами тороплюсь поделиться я, Татьяна Сухих о том, какие виды сюжетно-ролевых игр существуют. Я думаю, вас это очень заинтересует, поскольку по мнениям психологов игра является основным видом деятельности дошколят в детском саду.

Содержание статьи:

Методическая копилка

Прежде чем познакомиться с интересными видами игр, предлагаю посмотреть и почитать развивающие книжки на эту тему. Я думаю, вы не будете против, а наоборот захотите поскорее узнать, что это за литература. Итак:

  1. На сайте kniga.ru вы познакомитесь с интересными развлекательными книжками: игрушками, загадками, кроссвордами. Надеюсь, найдете много интересных материалов.
  2. Посетив сайт uchmag, вы попадете на офлайн-вебинар, где рассматривается совместная деятельность педагога и детей для проведения забавных развлечений.
  1. Наши маленькие друзья очень любят смотреть кукольные спектакли. И вы найдете много разнообразнейшего материала на эту тему, где занятия сопровождаются дидактическими и сюжетно — ролевыми играми.
  2. Вы хотите, чтобы ваши подопечные получали художественное и эстетическое развитие? Конечно, услышу положительный ответ. Тогда, зайдите и познакомьтесь с праздничными мероприятиями и с музыкально – сюжетными играми.
  3. Для старших дошкольников предлагаются занятия с сюжетно- ролевыми играми, помогающие развить смекалку, сообразительность, а также приобрести элементарные экономические знания. В этом поможет вам пособие ”Играем в экономику”.
  4. В электронном пособии “Дошкольное развитие” найдете комплект материалов с перспективным планированием и сюжетно-ролевыми занятиями в младшей и средней группе, а также для старшего и подготовительного возраста.

больница

Роль сюжетно- ролевых игр

Вы, я уверена, что все знаете дорогие педагоги, родители, какое положительное влияние оказывают такие забавные мероприятия на малышей. В доу они очень распространены. Я только добавлю,что поскольку игра — ведущий вид деятельности для наших малюток, она отвечает за:

  • эмоциональное и психическое развитие;
  • интеллект;
  • развитие фантазии, творчества;
  • развитие речи.

Целью сюжетно — ролевой игры является помощь малышам в освоении  взрослогомира.

Пять основных разновидностей сюжетно-ролевых игр

Вы спросите, а какие игры бывают? Много видов игрищ существует, но в основном их пять. Они бывают и смешанными. Каждая игра имеет свое содержание и выполняет воспитательную роль в развитии малышей.

  1. Постановочные. В этой разновидности ребенок сам себе режиссер. Он придумывает себе сценарий и говорит от своего имени или от имени игрушки.
  2. Общественные. Такие забавы являются полноценными, если у карапузов будут игрушки для таких игр. Например, чтобы играть в “больницу”, “транспорт”  будут необходимы соответствующие реквизиты.
  3. Патриотические. В таких играх детки выступают в роли храбрых солдатов или известных космонавтов.
  4. Отображение мультфильмов или сказок. Ребята представляют сказочного персонажа.
  5. Бытовые. Детвора очень любит играть на домашние или семейные темы. Своей игрой детки показывают отношения в своей семье.

игры в разных группах

Так, для того чтобы правильно понять структуру таких увеселений, приведем несколько примеров.

  1. Игра в магазин. Как подготовить ребенка, чтобы он пошел в ближайший магазин за хлебом? Правильно, необходимы сюжетно –ролевые игры.
  2. Чтоб перестать бояться идти к врачу, нужно играть в “больницу” имитировать ситуации у различных врачей.
  3. Дети прекрасно копируют отношения своих родителей. Целью следующего развлечения, которая называется “Семья” является помочь деткам понять свою роль в обществе.
  4. Девочек заинтересуют парикмахеры, которые делают красивые прически. Они хотят быть похожими на своих мам. Играя в эту игру, ребята, в том числе и мальчики, получат знания об их профессии.
  5. До первого класса начинается подготовка к школьной жизни. В игре, посвященной школе, ребенок почувствует себя и учеником, и учителем.
  6. Социализации детей будет способствовать и следующая игровая деятельность, где девочки с помощью малюсенькой швейной машинки шьют платьица для своих кукол. Мальчики же здесь могут участвовать в качестве моделей.
  7. Вести себя красивов различных местах поможет игра в “Кафешку”.
  8. С детских лет малыши должны научиться правилам дорожного движения. Поможет в этом соответствующая игровая деятельность.

кафе

Сюжетно-ролевые игры в средней группе

В таблице показаны эти 8 вида сюжетно –ролевых игр, которые практикуются в средней группе.

Сюжетно-ролевая играНеобходимый инвентарь для игрыЦельХод
1.     МагазинОвощи, фрукты, деньги, весы,  фартук и колпак  для продавца.1)Улучшение знаний дошкольников о названиях фруктов и овощей. 2) Знакомство с тонкостями профессии продавца.Покупатель просит продавца взвешивать фрукты. Он надевает колпак и фартук  и начинает взвешивать. Покупатель достает деньги, платит и покупки ставит в сумку.
2.     БольницаКолпак врача, шпатель, фонендоскоп, вата, шприц из пластика, молоток для невропатолога, зеркало для врача -отоларинголога.Ознакомление с инструментами врача поможет малышам уменьшить боязнь к докторам.По предложению педагога дети делятся на врачей и больных. Первым даются инструменты, которые затем проводят прием пациентов.
3.     СемьяКукла – в качестве малыша, колясочка игрушечная, веник, совок, посуда.Раскрытие внутреннего мира дошколят, а также обучение взаимодействия и общения между семейными членами.Сценарий регулируется детьми. Как они представляют отношения внутри семьи, так и играют.
4.     ПарикмахерскаяРасчески, заколки, флаконы от лака для волос и шампуней.1)Ознакомление с новыми терминами, которые обогащают их лексику,  например, “укладка”, “бигуди”. 2)Обучение поведенческим нормам в разных общественных местах.Клиент приходит к парикмахеру. Он с помощью заколок и расчески делает прическу.
5.     ШколаЗвонок, доска, очки, указка, тетради, книги, ручки, рюкзак.Дошколята знакомятся со школой и узнают, что это — конкретное место учебы. Они преодолевают страх передшколой.Педагог звенит в звоночек и приглашает учеников войти в класс, потому что начинается урок. Дети заходят, сидят тихо, не балуются и на вопросы отвечают, поднимая руку.
6.     АтельеКуколки, одежды для них, утюг, гладильная доска, бумага, метр, ножницыдлявыкроек.Дети налаживают взаимоотношения друг с другом и знакомятся с кройкой и шитьем.Малыши делают выкройку, потом вырезают ее и шьют платьица для кукол.
7.     КафеПоднос, сервиз для чая, фрукты, спецформа, игрушечные меню и пирожные.Ребятки учатся аккуратно делать сервировку и уважать друг друга.Участвуют повар, официант и посетители. Каждый делает свое дело. Их цель-качественно обслужить население.

8.     ПДД

(Правила дорожного движения)

Нарисованная зебра, палка регулировщика, светофор.Обучение правильному  поведению на улице и переходу дороги, знакомство со светофором.Деление детей на регулировщика, водителей и пешеходов. Педагог объясняет правила, а детки играют в придуманные им ситуации.

ПДД

В качестве заключения…

В начальной школе  проводятся такие  сюжетно–ролевые подвижные игры, как «Два мороза», «Гуси-лебеди», «Зайцы в огороде» и другие.

Необходимо помнить, что в жизни дошколят интересные развлечения являются очень важным видом деятельности. Они развивают у карапузов умственные, коммуникативные и творческие способности. Обязательно нужно детей поощрять в играх. Придумывайте с ними все новые интересные сюжеты.

Уважаемые воспитатели, педагоги и родители, понравилась статья? Если, да, то подписывайтесь на обновления блога и поделитесь статьей со своими друзьями, родственниками и коллегами. Пусть все дети мира растут  в гармонии с окружающим миром, будут здоровы и веселы. Успехов!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

автор блога

Опубликовано: 24.03.2016

Здравствуйте, мои друзья и коллеги! На связи Татьяна Сухих и…

автор блога

Опубликовано: 28.04.2016

Приветствую вас, читатели моего блога c с вами Татьяна Сухих! Сложная…

автор блога

Опубликовано: 02.11.2013

Здравствуйте читатели блога на связи Татьяна Сухих! Я тут недавно перебирала…

metodbv.ru

Виды сюжетно-ролевых игр для детей

Привет всем, кто по долгу службы или велению сердца читает мой блог! С вами Татьяна Сухих! Стыдно признаться, но мне пришло в голову, что я совершенно не помню, какие бывают виды сюжетно-ролевых игр и это мы сегодня обсудим. Конечно, изучила методички, пособия, нашла информацию. Но гложет меня сомнение, полный ли перечень получился или я упустила что-то. Прошу вас подсказать, дополнить, если необходимо.

Естественно, у меня есть и всем советую приобрести технологические карты, которые помогают при планировании ролевых занятий в течение года. Классная вещь, правда. Но именно разделения на виды сюжетных мероприятий там нет.

Содержание статьи:

Пригодится в работе

Кстати, немного отвлекаясь от главного вопроса, хочу спросить: те виды сюжетно-ролевых игр, которые вы практикуете с детками, включают в себя экономические темы? Я думаю, данная тематика очень нужна и актуальна в наше время. Мне нравится пособие «Играем в экономику» – здесь поданы разработки тематических мероприятий с дошкольниками, которые развивают сообразительность, смекалку, изобретательность и дают элементарные экономические знания.

 

ekonomika

 

К перечню профессий, которые обыгрываются с детьми, необходимо обязательно добавить бизнесменов, банковских работников. Например, идея для сюжетного занятия «Как Мишка стал бизнесменом». Пусть он набирает в лесу ягод и пытается продать их на рынке. Что у него получилось, придумайте сами.

Экономическое воспитание – важная составляющая в нашей педагогической работе, не так ли?
Но вернемся к вопросу: виды сюжетно-ролевых игр в детском саду. Мне удалось составить какой никакой список, хотя он не является идеальным.

Примерный перечень разновидностей сюжетно-ролевых занятий с дошкольниками:

  1. Бытовые. Это самые популярные виды забав деток всех возрастов. Начиная с «Дочки-матери» и заканчивая воображаемым «Юбилеем бабушки» – все, что относится к семейным ситуациям, называем бытовыми мероприятиями.

  2. Общественные. Все, касающееся жизни человека в обществе – магазины, больницы, почта, парикмахерская, библиотека.

  3. Производственные. Проще говоря – фантазии на тему разных профессий или профессиональной деятельности.

 

dochki-materi

 

Какие еще бывают детские сюжетно-ролевые интересные игры?

  • Патриотические и героические. Темы ролевых занятий – защита Родины, полеты в космос, спасение во время ЧС и другие.

  • Литературные. Фантазии по мотивам книг, фильмов, мультфильмов, телепрограмм.

  • Режиссерские. Эта разновидность предполагает, что ребенок сам создает сюжет, используя игрушки, действует, говорит вместо них.

По-моему, это все виды сюжетно-ролевых игр дошкольников. Но, возможно, я ошибаюсь?

Как известно, маленькие детки начинают неосознанно играть, воспроизводя бытовые сюжеты, сцены из жизни. С возрастом тематика значительно расширяется, старший дошкольник использует разнообразные сценки в своих забавах.

Во что играют детки разного возраста?

Малышня первой младшей группы и детки помладше нуждаются в приглашении поиграть. Как я уже не раз писала, но не устану повторять, что мало дать ребенку «орудие» игры – нужно научить играть!

Что нам стоит сказать двухлеткам: ой, кажется, кукла Маша плачет! Давай ее покормим!

Все, сюжетно-ролевая игра «Семья» началась.

Малышам самого младшего возраста можно предложить такие темы: «Обед для куклы и медвежонка», «Поездка в автобусе (маршрутке, троллейбусе, такси)», «Кукла идет в детский сад», «Медвежонок идет в магазин», «Магазин детских игрушек», «Умываем и делаем прическу кукле», «Собачка заболела» и т.п.

 

pricheska-kukle

 

Помните, что двухлетки способны пока в сюжетной игре выполнять знакомые действия, не взяв на себя никакой роли – мама, папа, шофер, продавец. Акцентируйте внимание малыша на том, что нужно делать: поить, кормить, ехать, идти. Не говорите ребенку: давай, ты будешь мамой, а кукла – это твоя дочка. Малыш пока этого не поймет, просто предлагайте что-то конкретное сделать.

  • Дети 3-4 лет должны усложнять сюжет и темы. Так, предложив поиграть в прогулку, нужно напоминать малышу, что куклу нужно подготовить к прогулке: одеть, умыть, причесать, взять что-то с собой. При этом попутно дети осваивают последовательность одевания и название предметов одежды. Какие еще темы нравятся трехлеткам? Это может быть то же, что и выше названо, плюс обязательно играем в строителей, празднуем День рождения куклы, идем в гости к бабушке.
  • Ребята 5-6 лет уже интересуются не только сюжетом игры, но и взаимоотношениями между персонажами. Они заранее выбирают роли, придумывают тему. Шестилетки не хотят брать на себя роли, которые им не нравятся и играют уже не ради процесса, а ради удовольствия от игры. Им уже нужно предлагать множество тем: «Полет в космос», «Задержка преступников», «Тушение пожара», «Оказание медпомощи», «Школа» и еще многое, многое другое.

Мы, воспитатели, сами предлагаем ребятам сюжеты, проявляем фантазию, приобщая детей к сюжетно-ролевым играм, готовим атрибуты, в общем – всячески мотивируем дошкольников.

Родители тоже должны проявлять посильную активность и придумывать, чем занять своих детей. Понятно, что уставшей после работы маме совсем не до игры, но в выходной можно и нужно хотя бы часик посвятить игре с ребенком, если ему не с кем играть. С компанией малышей немного легче, можно подсказать им тему игры, дать атрибуты и просто направлять иногда.

Одна моя знакомая жаловалась, что в их районе в частном секторе вообще нет детей, одни бабки. Когда ее ребеночек был маленький, они искали себе компанию для игр по всей округе. Но потом малыш пошел в садик, затем в школу и кроме как там ни с кем практически не общается. Выходные и каникулы он проводит сам дома. Появилась замкнутость какая-то… Она говорит, что не знала о том, что нужно играть дома с ребенком в сюжетно-ролевые игры, а то бы делала это, чтобы не дать ребенку почувствовать одиночество… Хорошо, если есть братья и сестры, ты никогда не будешь одинок, правда?

 

figuki-iz-mela

 

Вспомнилось, как в детстве мы с сестрой забавлялись, используя кусок гипсокартона. Мы сдирали верхний слой бумаги и выпиливали из прессованного гипса разные фигурки. До сих пор не знаю, откуда тогда взялся гипсокартон у нас, но этот факт был.

А в какие игры играли вы в детстве?

Как вы думаете, в какие виды известных сюжетных популярных игр дошкольников мы с сестрой забавлялись? Кто правильно и быстро ответит, тот получит балл! В конце года (учебного) я подведу итоги, награжу победителя! Ищите конкурсные вопросы в моих статьях, набирайте баллы. Успехов вам!

Надеюсь, мы разобрались с вами, какие в садике бывают сюжетные стандартные игры?
Если статья вам показалась полезной, подписывайтесь на новые материалы и делитесь ссылками с коллегами в соцсетях. Обещаю много интересного для педагогов-дошкольников.

Screenshot_9

До скорых встреч! С уважением, Татьяна Сухих

metodbv.ru

Сюжетно-ролевая игра как основной вид игр дошкольников Место в структуре детских игр.

Вольная Т.Ю., главный специалист ОИПП

Игра — основной вид деятельности в дошкольный период.

Ведущим видом игровой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры составляют основной пласт творческих игр, присущих дошкольникам. В их состав могут входить элементы строительно-конструктивных, театрализованных и других игр.

Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение сюжетно- ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет де­ятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и от­ношения между ними».

Л. С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке.

Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников — окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятель­ность детей и взрослых.

А. В. Запорожец отмечал: «Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».

Игра занимает важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом самостоятельной детской дея­тельности. В сюжетно-ролевых играх развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, пер­воначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова).

Свободная сюжетная игра – самая интересная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное чувство свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений, что не всегда происходит в других видах продуктивной деятельности дошкольников. Сюжетная игра не требует от ребенка конкретного «продукта». В ней все происходит «как будто». Ребенок может успешно осуществлять любую деятельность взрослых, включаться в любые ситуации, проживать «желаемые события». Эти возможности расширяют практический мир ребенка, создают положительный эмоциональный фон развития.

Источником сюжетно-ролевых игр является окружающий мир во всем его многообразии. Сюжетно-ролевые игры орга­нично включаются в разные виды организованной и самостоятельной деятельности детей и имеют важное значение в их развитии и воспитании.

Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольный период. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии и воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевые игры имеют свою специфику, которая отражает самобытность, самостоятельность, творчество ее участников. Главной отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является, по мнению исследователей, то, что ее создают сами дети, игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер.

Самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры заключается, по мнению Д. Б. Эльконина, в том, что дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, как развернут игру и т. п. Другими словами, в сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят те или иные действия, явления, отношения активно и своеобразно.

Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, пониманием и осмыслением ими тех или иных фактов и явлений, наличием или отсутствием опыта и непосредствен­ностью чувств.

К. Д. Ушинский отмечал, что самое главное в сюжетно-ролевой игре то, что ребенок воплощает свой взгляд, свои пред­ставления, свое отношение к событию, которое он разыгрывает.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отражать свои впечатления об окружающем мире. Сюжетно-ролевым играм присущи основные черты игровой деятельности: эмоциональная насыщенность, увлеченность, самостоятельность, активность, творчество, соревновательность, кооперация.

Сюжетно-ролевая игра по характеру – отражательная деятельность, но полученные знания, впечатления ребенок пропускает через себя, преобразовывая их, придавая им личностный смысл и включая их в свой личный опыт.

Говоря о сюжетно-ролевой игре как о ведущем виде игровой деятельности, необходимо отметить ее значение в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Развивающее значение сюжетно-ролевой игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, совершенствуются мыслительные операции, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

О педагогическом значении игры писали Р. И. Глуховская, Р. И. Жуковская, Н. К. Крупская, С. Н. Карпова, А. С. Макаренко, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и другие педагоги и психологи.

J1. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин раскрыли значение сюжетно-ролевой игры для психического развития. Они указывали, что в сюжетно-ролевой игре развивается мотивационно-потребностная сфера личности: у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности (стать взрослым и осуществлять его функции), возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность стать им. В сюжетно-ролевой игре возникает новая психическая форма мотивов (от мотивов, имеющих форму непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму общественных намерений).

Исследования психологов (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Я.Л. Коломенский, С.Л.Новоселова, Д.Б.Эльконин и др.) подтверждают, что в сюжетно-ролевой игре складывается сим­волическая (знаковая) функция сознания, состоящая в ис­пользовании вместо реальных предметов их заместителей. Использование внешних, реальных заместителей переходит в ис­пользование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях дей­ствительности и применять их при решении разнообразных умственных задач.

А. В. Запорожец, опираясь на теорию П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, высказал предположение о том, что сюжетно-ролевая игра является своеобразным материальным этапом в формировании психических процессов, позволяющим в доступной для ребенка наглядно-действенной форме воссоздать (смоделировать) образцы, эмоционально притягательные, но пока еще, в силу возрастных особенностей, для него недоступные.

В исследованиях, проведенных под руководством Д. Б. Эльконина, на примере формирования некоторых интеллектуальных операций было показано, что в коллективной сюжетно-ро­левой игре у ребенка может происходить формирование объективной оценки рассматриваемого объекта или явления и переход его интеллектуальных операций на новый уровень развития (конкретно-операциональный). Появление возможности координации различных точек зрения осуществляется за счет формирования у ребенка «условно-динамической» позиции (одновременное нахождение на своей фактической и «условной» позициях) при последовательном взятии им на себя раз­ных игровых ролей.

Л.A. Венгер выделяет значение сюжетно-ролевой игры в формировании у детей способности становиться на точку зрения другого человека, смотреть на вещи его глазами.

Большое внимание исследователи уделяли выявлению значения сюжетно-ролевой игры для развития произвольных процессов.

Л. С. Выготский рассматривал формирование произвольного поведения с точки зрения развития аффективно-потребностной сферы. По его мнению, чтобы было удовлетворено основное желание ребенка – действовать как взрослый, ему необходимо подчинить свое поведение правилам. Выполнение правила есть средство реализации обобщенных аффектов ребенка.

Исследования А. В. Запорожца показали, что у дошкольников качественные и количественные показатели произвольного запоминания, удержания определенной позы, построения сложного движения в условиях сюжетно-ролевой игры гораздо выше, чем в ситуации выполнения прямого задания взрослого.

По мнению исследователей сюжетно-ролевой игры (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин), развитие познавательных и волевых процессов, происходящее за счет особенностей игровой мотивации, связано главным образом с выполнением ребенком взятой на себя роли. Л. А. Венгер, Л С. Выготский, К. Д. Ушинский отмечали, что в сюжетно-ролевой игре развивается воображение. В. В. Давыдов указывал, что в игре развивается способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (кубик становится мылом и т. д.). Благодаря этому свойству воображения, по мнению В. В. Давыдова, дети используют в игре предметы-заместители, символические дей­ствия. Широкое использование в игре предметов-заместителей в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения (моделирование, схемы, символы и т.д.), что потребуется в учении.

Кроме вышеперечисленных значений сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка можно отметить значение игры для развития нравственных качеств личности (С. Н. Карпова, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и др.). Через сюжетно-ролевую игру дети усваивают моральные нормы и правила пове­дения. В игре формируется стиль отношений, общения ребенка со сверстниками и взрослыми, воспитываются чувства и вкусы и т.д.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольников. Она составляет значительный пласт игр дошкольников. Этому виду детских творческих игр присущи все особенности игры как деятельности. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие воображаемой ситуации, в которой разворачивается замысел игры. Игра оказывает влияние на все стороны развития и воспитание личности ребенка-дошкольника. Она имеет специфичную структуру. Рассмотрим компоненты сюжетно-ролевой игры.

studfile.net

Презентация к уроку на тему: Перезентация «Сюжетно-ролевая игра»

 

1 слайд.

Всем нам известно что дети в своей игре проигрывают жизнь взрослых.

Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. (Я.Корчак).

 

Что такое сюжетно-ролевая игра?

2 Слайд

Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.

ИГРА – самоценная деятельность для дошкольника;

ИГРА – деятельность не обязательная ,не связанная с достижением утилитарных целей;

ИГРА – деятельность, доставляющая удовольствие

Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

 Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

 

Исследования отечественных и зарубежных ученых — философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека. на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Ф. И. Фрадкина, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Т. Е. Конникова, Д. В.Менджерицкая, Р. М. Рим бург, Р. И. Жуковская, А. В. Чернов, Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко, Р. А. Иванкова и т. д

 

3 слайд.

Сюжетно-ролевая игра-королева игр.

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра-королева игр ,она развивает потенциальные возможности детей;

 имеет решающее значение для психического развития ребёнка; является формой моделирования ребёнком социальных отношений; обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.

4 слайд.

В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что сюжетно-ролевая  игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

 

 

 

4 слайд.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника.

У сюжетно-ролевой игры есть свои особенности.

1. Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

5 слайд.

2. Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношении. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно заменять отношения игре, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.

6 слайд.

3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.

Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за  старшими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Когда ребенок подражает космонавтам, он передаст свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. И. М. Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно -ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

 

4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в  одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

 

 

5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

8 слайд.

6. Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.

 

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу.

9 слайд.

Виды сюжетно-ролевых игр:

1.Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

10слайд.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

11 слайд.

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5.  «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

12 слайд.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.

Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время. В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5—6 человек.

Вышеперечисленные уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.

13 слайд.

Исходя из концепции Н. Я. Михайленко развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в следующей сводной таблице

возраст

Характер игровых действий

Выполнение роли   

 

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

 

 

3-4 года

Отдельные игровые действия, носящие условный характер

Роль осуществляется фактически, но не называется    

 

Сюжет — цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый

 

4-5лет

Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер    

 

Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

5-6лет

Переход к ролевым действиям, отображающим  социальные функции людей       

 

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры  

 

Цепочка игровых действий, объединенный одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

 

6-7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна

Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала

 

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

 

 

Таким образом ,игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка.

 

nsportal.ru

Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Основные особенности сюжетно-ролевой игры

1. Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

2. Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношении. Когда игра достигает своего пика, то ребенок становится недостаточно заменять отношения игре, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.

3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.

Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.

Девочка играетВыдающийся русский психолог Л. С. Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за  старшими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. И фа и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передаст свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. И. М. Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно -ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в  одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

6. Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу.

Виды сюжетно-ролевых игр:

1.  Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5.  «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.

Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.

Сюжетно-ролевые игры в детском саду

В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5—6 человек.

Вышеперечисленные уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.

Исходя из концепции Н. Я. Михайленко развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в следующей сводной таблице.

Возраст

Характер игровых действий

Выполнение роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

3-4 гола

Отдельные игровые действия, носящие условный характер

Роль осуществляется фактически, но не называется

Сюжет — цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый

4-5 лет

Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер

Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

5-6 лет

Переход к ролевым действиям, отображающим  социальные функции людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры

Цепочка игровых действий, объединенный одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

6-7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна

Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

5psy.ru