Виды учебной мотивации школьников: Представление не найдено [name, type, prefix]: category, pdf, contentView

Содержание

1.1 Типы мотивации учебной деятельности.

Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные(связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).

Познавательные мотивы включают:

1. широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене. Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.

д.;

2. учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса, интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;

3. мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т .

д.).

Социальные мотивы включают:

  1. широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных;

  2. узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения; намерение выяснить отношение товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе; реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензировании.

3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявление: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.[2]

Типы учебной мотивации подростков

Автор: Александрова З.В., учитель физики и информатики,

МБОУ СОШ №5 пгт Печенга, Мурманская область

2019 г.

Типы учебной мотивации

подростков

Мотивация

Слово «мотивация»  произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.

Мотивация

Мотивация (Битянова М.Р.) – это особое внутреннее состояние ума и воли, определенная психологическая сила, которая придает действиям человека целенаправленность, осмысленность, делает предлагаемую ему деятельность значимой, ценной лично для него.

Учебная мотивация  — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Типы учебной мотивации могут быть описаны через систему таких ключевых понятий, как ведущая потребность и ценностное отношение к знанию.

Мотивация

Мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:

  • внутреннюю – развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;
  • внешнюю – стимулирующую стремление учиться для того, чтобы соответствовать требованиям окружающих людей (родителей, учителей, одноклассников).

Мотивация

В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями.

Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.

Мотивация

По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:

  • достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;
  • исключение неудачи, когда ребенок учится ради того, чтобы не получать плохих оценок и не быть наказанным.

Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.

Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент.

Основные положения формирования учебной мотивации

1 подход применяется на практике педагогами начального общего образования и рассматривает мотивацию как возбуждаемый интерес;

2 подход основан на формировании познавательного интереса учебной деятельности;

3 подход основан на формировании ценностного отношения к знаниям.

1 тип – «Исследователь»

Привлекает само по себе новое знание. «Ужасно интересно всё то, что неизвестно». Ради получения (открытия) нового знания или даже просто прикосновения к тайне они готовы жертвовать и личными интересами, и интересами других людей. И даже безопасностью.

Общественная польза и даже этическая сторона получаемого знания не имеет для них большого значения.

2 тип – «Проектировщик»

Знания – это инструмент достижения цели. Цель есть – учится, в случае, если знания не нужны для достижения цели – не учится). Сами по себе знания не имеют ценности, но если есть замысел – есть деятельность.

Трудно учиться впрок. Проектировщики ориентированы на реализацию себя, своего потенциала в мире людей.

3 тип – «Призер»

Мотивация к обучению построена на амбициях, самоутверждении.

Отдельные представители этого типа могут самоутверждаться и в собственных глазах, но большинству нужно расти на фоне и относительно других.

Интересны те ситуации получения знания, в которых есть соревнование, публичность, возможность показать себя с лучшей стороны.

4 тип – «Активист»

Важным может быть само знание, если оно несет общественную пользу, помогает людям, улучшает их жизнь.

Если предлагается социально значимая задача, с интересом включается в понимание и освоение нового знания.

Мыслят лучше с другими, чем самостоятельно.

5 тип – «Испытатель»

Мотивация построена на ценностном отношении к знаниям в связи с проверкой себя.

Важно преодолевать трудности, подходить к получению знаний творчески, неординарно. Критерий обучения – что именно я получу, где именно мне пригодятся эти знания.

Сильная сторона «испытателя» -мощная мотивация на обучение как вызов – «я хочу, мне интересно»

Практическая работа

  • Определить тип мотивации вымышленных и реальных героев:
  • Тимур –
  • Незнайка –
  • Петр 1 –
  • Шерлок Холмс –
  • Онегин –
  • Мальвина –

Пять мотивационных типов школьников

Тип

Ведущая потребность и ценностное отношение к знаниям

Исследователь

Потребность в исследовании, познании, открытии. Знание как самоценность.

Проектировщик

Потребность самореализации в значимой, взрослой деятельности. Знание как средство решения проектной задачи; знание для дела.

Испытатель

Потребность в преодолении, испытании себя. Знание, как личный вызов, материал для саморазвития.

Активист

Потребность в социальном признании, социально значимом действии. Знания как средство установления отношений или оказания помощи.

Призер

Потребность в достижении, самоутверждении, получении высокого (по сравнению с другими) результата. Знания как средство социального роста, удовлетворения амбиций.

2. Двумя-тремя фразами от имени героя объясните, зачем ему нужно участвовать в проекте

Исследователь

Проектировщик

  • пройти до конца
  • узнать неизвестное
  • доказать
  • понять почему, проверить предположение
  • решить проблему

Испытатель

  • создать
  • воплотить, усовершенство-вать
  • внедрить
  • предложить способ
  • понять, как
  • изменить
  • пройти до конца
  • осуществить

Активист

  • проверить на прочность
  • развить у себя
  • понять про себя
  • доказать себе, опровергнуть

Призер

  • увлечь
  • сообща доказать
  • сделать вместе
  • помочь другим
  • изменить
  • впечатлить
  • показать свои возможности
  • доказать другим, продемонстри-ровать преимущества
  • получить
  • усовершенство-вать

3. Подобрать тип проекта

  • Практико-ориентированный
  • Информационный проект
  • Игровой проект
  • Учебно — исследовательский
  • Творческий

4. Определите количество участников

  • Коллективный проект Групповой проект Индивидуальный проект Парный проект
  • Коллективный проект
  • Групповой проект
  • Индивидуальный проект
  • Парный проект

5. Какой продукт в результате реализации проекта будет получен

  • Сценарий праздника
  • Рукописная книга
  • Бизнес – план
  • Система школьного самоуправления
  • Модель
  • Видеофильм
  • Слайд-шоу
  • Законопроект
  • Прогноз
  • Аналитическая справка
  • Макет журнала
  • Презентация

6. Каким образом презентовать результаты

Исследователь

Проектировщик

  • дискуссия
  • пресс-конференция
  • интеллектуа
  • льная игра
  • защита на ученом совете

Испытатель

  • мастер-класс
  • стендовый доклад

Активист

  • интеллектуа
  • льная игра
  • защита
  • пресс-конференция

Призер

  • пресс-конференция
  • ролевая игра
  • Информацион-ный лист
  • публичный отчет
  • доклад
  • шоу
  • праздник-спектакль

Какая помощь педагога может понадобиться

  • Тимуру – на этапе презентации (отразить проделанную работу в полном объеме).
  • Незнайке – на этапе реализации плана (продумать четкий план).
  • Петру 1 – на этапе постановки цели (помочь отсеять второстепенное, определить ресурсы).
  • Шерлок Холмсу – трудно на этапе реализации плана (на момент сбора информации).
  • Онегину – на этапе целеполагания (определить перспективы).
  • Мальвине — трудно на этапе реализации плана (организовать других на решение поставленных задач), трудно на этапе защиты проекта (будет зависима от одобрения или порицания группы)

Основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.

Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

Как повысить мотивацию к учёбе: советуют профессионалы

Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:

  • Родители – основной пример для детей. Если взрослые сами не развиваются, не читают, не имеют интереса к какой-то конкретной деятельности, а их любимое занятие – компьютерные игры и телевизор, то такой же результат получат в будущем и у своих детей.
  • Поощряйте самостоятельность, которую ребенок проявляет в учебе. Гиперопека приведет к тому, что выполнение домашних заданий будет совместной повинностью до окончания школы, а некоторые студенты и в вузе будут готовиться к сдаче сессий вместе с родителями.
  • Не сравнивайте своего ребенка с более успешными Леной, Иваном или Сашей. Сравнивать достигнутые результаты нужно только с теми, которых достиг сам ребенок, а не его сосед по парте. Иначе комплекс неполноценности обеспечен, а от мотивации на учебе не останется и следа.
  • Никогда не отчитывайте ребенка в присутствии третьих лиц. Лучше промолчите, успеете высказать все свои претензии дома.
  • Не предлагайте ребенку готовых решений, пусть он ищет варианты сам. Помогайте находить их, но так, чтобы развивать поисковое мышление.
  • Пореже кнут – почаще пряник. Отрицательное мотивирование никто не отменял, но воспитание на страхе никому не приносило счастья.
  • Погода в доме – важный фактор. Если в семье часто случаются конфликты, взрослые бранятся друг с другом, выясняя отношения, у детей снижается познавательная активность, замещаясь на эмоциональные переживания, с которыми они не умеют справляться.

Использованные ресурсы:

https://www.liveinternet.ru/users/5255350/post421614211

http://chitalochka-ru.ru/shkolnyie-sekretyi/kak-razvivat-uchebnuyu-motivatsiyu.html

https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=J9PAHz1N6MM

https://multiurok.ru/index.php/blog/uchiebnaia-motivatsiia-kak-zhie-sformirovat-u-shkol-nika-zhielaniie-uchit-sia.html

https://mystroimmir. ru/psihologiya/rebenok.html

Microsoft Word — Статья 34. (Тапалова).edited.docx

%PDF-1.3 % 40 0 объект >>>]/ON[88 0 R]/Порядок[]/RBGroups[]>>/OCGs[88 0 R 128 0 R]>>/Страницы 3 0 R/Тип/Каталог>> эндообъект 127 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 132 0 R>> эндообъект 87 0 объект >поток 2020-01-21T05:56:51ZWord2020-01-26T17:08:14+01:002020-01-26T17:08:14+01:00Mac OS X 10.13.6 Quartz PDFContextapplication/pdf

  • Microsoft Word — Статья 34. ( Тапалова).edited.docx
  • UUID:fb8a9488-4b9d-4121-b51b-315132f1a827uuid:12b9778c-c13f-4f92-be8c-da2c44909c87 конечный поток эндообъект 3 0 объект > эндообъект 2 0 объект >/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Type/Page>> эндообъект 20 0 объект >/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Type/Page>> эндообъект 24 0 объект >/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Type/Page>> эндообъект 34 0 объект >/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Type/Page>> эндообъект 176 0 объект >поток HWsͶ~ my$|dd&dDxSG=nGv;7y’9] Jzdg%DtLm3c2uU3rÓGVOV?*Er%zHoVB0N{ШX?!$U~dTq. d ĪVY%GB36ȑ WyK(-#q Jg)~pumq}] 65}R5i’lmˢj\Suc絕kYYN髝,9 sD>MNl fG6?ul,q8eFѦ.C1n-ѩr=նv~t]10Z *2EVA ibspoke#P

    [PDF] Внутренние, выявленные и контролируемые типы мотивации к школьным предметам у младших школьников.

    • DOI: 10.1348/000709910X499084
    • Идентификатор корпуса: 15262995
     @article{Guay2010IntrinsicIA,
      title={Внутренние, выявленные и контролируемые типы мотивации к школьным предметам у младших школьников.},
      автор = {Fr {\ 'e} d {\ 'e} ric Guay и Жюльен Шаналь и Кэтрин Ф. Ратель и Герберт В. Марш и Саймон Лароз и Мишель Буавен},
      journal={Британский журнал педагогической психологии},
      год = {2010},
      громкость = {80 часть 4},
      страницы={
              711-35
            }
    } 
    • F. Guay, J. Chanal, M. Boivin
    • Опубликовано 1 декабря 2010 г.
    • Psychology, Education
    • Британский журнал педагогической психологии

    ПРЕДПОСЫЛКИ Существует два подхода к дифференциальному исследованию школьной мотивации. Во-первых, изучить мотивацию к конкретным школьным предметам (между предметной дифференциацией). Во-вторых, рассматривать школьную мотивацию как многоаспектное понятие, различающееся не только по интенсивности, но и по качеству (в рамках школьной дифференциации). Эти два различных подхода привели к важным открытиям и позволили лучше понять студентов… 

    Посмотреть в PubMed

    sdtheory.s3.amazonaws.com

    Автономная и контролируемая мотивация характерна для школьных предметов?

    • J. Chanal, F. Guay
    • Психология

      PloS one

    • 2015

    уровень школьного предмета не в равной степени зависит от школьного предмета.

    Гипотеза школьно-предметной специфики: влияние на отношения с оценками результатов между автономными и контролируемыми нормами с оценками и отношениями между академическими представлениями о себе, академическими достижениями и мотивацией.

    Повышение мотивации к самостоятельному чтению учащихся начальной школы: результаты семинара по повышению квалификации учителей

    • Джесси Де Нэгель, Х. Ван Кир, М. Ванстенкисте, Л. Херенс, Н. Элтерман
    • Образование

    • 2016

    РЕЗЮМЕ Реакция на снижение мотивации в начальной школе и за ее пределами , авторы стремились повысить самостоятельное чтение учащихся поздних начальных классов…

    ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ УСПЕХОВ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

    • Шаруне Магелинскайте Легкаускене, Альбина Кепалайте, В. Легкаускас
    • Образование, психология

    • 2014

    В то время как более широкий круг факторов, способствующих успеваемости, часто считается более широким фактором, способствующим академическим достижениям , включая обучение…

    Что определяет желание учащихся начальной школы учиться? Структура предметной мотивации студентов, обучающихся в разных образовательных системах

    • Гордеева Т. , Сычев О., Сиднева А. Н., Пшеничнюк Диана В.
    • Образование

    • 2019

    Авторами проведено исследование влияния предметной системы обучения на учебную мотивацию школьников. Внутренние и внешние мотивы изучения…

    Мотивационные профили словенских старшеклассников и результаты их успеваемости.

    Изучение мнений учащихся о важных темах химии, а с другой стороны, о неважных и не связанных с жизнью, показывает, что основная причина различия может заключаться в подходе учителя химии к изложению этих тем.

    Структура учителя как предиктор воспринимаемой компетентности учащихся и автономной мотивации: сдерживающая роль дифференцированного обучения

    Модель опосредованной модерации постулирует, что структура учителя оказывает более сильное положительное влияние на автономную мотивацию учащихся (и отрицательное влияние на контролируемую мотивацию). ) на уроках французского языка, когда используется дифференцированное обучение, и что этот эффект умеренности опосредуется воспринимаемой компетентностью.

    Измерение и значение мотивации к чтению для различных подгрупп учащихся

    • Венди Кастильо
    • Образование

    • 2018

    Предыдущие исследования указывают на тесную связь между мотивацией к чтению и эффективностью чтения. Тем не менее, большинство исследований включают в себя преимущественно белые образцы, и существует ограниченное количество исследований для молодых…

    Что побуждает детей двигаться? Мотивация детей доподросткового возраста к физическому воспитанию

    • Линда Паннекук
    • Психология

    • 2015

    В ответ на постоянно низкие уровни физической активности, наблюдаемые у детей, в течение последнего десятилетия исследования были сосредоточены на роли физического воспитания в поддержке мотивации для…

    Влияние внутренней и внешней мотивации на успеваемость по чтению в первом классе Студенты

    • Кристин Линн Хоутон
    • Образование

    • 2015

    Воздействие внутренней и внеинсионной мотивации на достижение чтения Университета Первого класса. Докторантура…

    ПОКАЗАНЫ 1–10 ИЗ 56 ССЫЛОК

    СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантности Наиболее влиятельные документыНедавность

    Академическая внутренняя мотивация учащихся начальной и средней школы.

    • А. Э. Готфрид
    • Образование, психология

    • 1985

    Представлены результаты трех исследований, демонстрирующих значимость академической внутренней мотивации для обучения детей. Как и предполагалось, академическая внутренняя мотивация оказалась…

    Мотивация и вовлеченность в английский язык, математику и естественные науки Предметы средней школы: на пути к пониманию специфики многомерной предметной области.

    • Жасмин Грин, Эндрю Дж. Мартин, Х. Марш
    • Образование, Психология

    • 2007

    Внутренние и экстенсионные мотивационные ориентации в классе: возрастные разногласия и академические коррелиты

    • М. Корпус, С. Айенгар
    • Психология

    • 2005

    Возрастные различия во внутренней и внешней мотивации, а также взаимосвязь каждой из них с академическими результатами были исследованы в этнически разнообразной выборке из 797 детей от 3-го до 8-го класса… внутренней/внешней мотивационной ориентации

    • С. Хартер, Б. Джексон
    • Образование, психология

    • 1992

    В настоящем исследовании ставится вопрос о том, следует ли рассматривать внутреннюю или внешнюю мотивацию как черту учащихся начальной школы. Предыдущие инструменты, использующие форматы вопросов, которые…

    Оптимальное обучение в оптимальном контексте: роль самоопределения в образовании исследований в области образования, которые основывались на теории самоопределения (ТДТ). Во-первых, авторы изучают исследования, в которых оценивались…

    Социальный контекст, мотивация учащихся и успеваемость: на пути к модели процесса

    • Ф. Гуай, Р. Валлеран
    • Образование, психология

    • 1996

    Целью настоящего исследования было предложить и протестировать модель мотивационного процесса академической успеваемости. Модель утверждает, что родители, учителя и школьная администрация поддерживают…

    Возрастные и гендерные различия в восприятии детьми себя и задач в начальной школе.

    • Дж. Экклс, Аллан Вигфилд, Р. Гарольд, П. Блюменфельд
    • Психология, образование

      Развитие ребенка

    • 1993

    Факторный анализ показал, что даже первоклассники имеют дифференцированные представления о себе для различных видов деятельности, и показал, что представления детей о компетентности и субъективные ценности задач формируют различные факторы.

    Шкала академической мотивации: измерение внутренней, внешней и мотивации в образовании

    • Р.