Виды учебной мотивации школьников: Представление не найдено [name, type, prefix]: category, pdf, contentView
1.1 Типы мотивации учебной деятельности.
Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные(связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).
Познавательные мотивы включают:
1. широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене. Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.
2. учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса, интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;
3. мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т .
д.).Социальные мотивы включают:
широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных;
узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения; намерение выяснить отношение товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе; реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензировании.
3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявление: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.[2]
Типы учебной мотивации подростков
Автор: Александрова З.В., учитель физики и информатики,
МБОУ СОШ №5 пгт Печенга, Мурманская область
2019 г.
Типы учебной мотивации
подростков
Мотивация
Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.
Мотивация
Мотивация (Битянова М.Р.) – это особое внутреннее состояние ума и воли, определенная психологическая сила, которая придает действиям человека целенаправленность, осмысленность, делает предлагаемую ему деятельность значимой, ценной лично для него.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Типы учебной мотивации могут быть описаны через систему таких ключевых понятий, как ведущая потребность и ценностное отношение к знанию.
Мотивация
Мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:
- внутреннюю – развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;
- внешнюю – стимулирующую стремление учиться для того, чтобы соответствовать требованиям окружающих людей (родителей, учителей, одноклассников).
Мотивация
В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями.
Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.
Мотивация
По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:
- достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;
- исключение неудачи, когда ребенок учится ради того, чтобы не получать плохих оценок и не быть наказанным.
Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.
Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент.
Основные положения формирования учебной мотивации
1 подход применяется на практике педагогами начального общего образования и рассматривает мотивацию как возбуждаемый интерес;
2 подход основан на формировании познавательного интереса учебной деятельности;
3 подход основан на формировании ценностного отношения к знаниям.
1 тип – «Исследователь»
Привлекает само по себе новое знание. «Ужасно интересно всё то, что неизвестно». Ради получения (открытия) нового знания или даже просто прикосновения к тайне они готовы жертвовать и личными интересами, и интересами других людей. И даже безопасностью.
Общественная польза и даже этическая сторона получаемого знания не имеет для них большого значения.
2 тип – «Проектировщик»
Знания – это инструмент достижения цели. Цель есть – учится, в случае, если знания не нужны для достижения цели – не учится). Сами по себе знания не имеют ценности, но если есть замысел – есть деятельность.
Трудно учиться впрок. Проектировщики ориентированы на реализацию себя, своего потенциала в мире людей.
3 тип – «Призер»
Мотивация к обучению построена на амбициях, самоутверждении.
Отдельные представители этого типа могут самоутверждаться и в собственных глазах, но большинству нужно расти на фоне и относительно других.
Интересны те ситуации получения знания, в которых есть соревнование, публичность, возможность показать себя с лучшей стороны.
4 тип – «Активист»
Важным может быть само знание, если оно несет общественную пользу, помогает людям, улучшает их жизнь.
Если предлагается социально значимая задача, с интересом включается в понимание и освоение нового знания.
Мыслят лучше с другими, чем самостоятельно.
5 тип – «Испытатель»
Мотивация построена на ценностном отношении к знаниям в связи с проверкой себя.
Важно преодолевать трудности, подходить к получению знаний творчески, неординарно. Критерий обучения – что именно я получу, где именно мне пригодятся эти знания.
Сильная сторона «испытателя» -мощная мотивация на обучение как вызов – «я хочу, мне интересно»
Практическая работа
- Определить тип мотивации вымышленных и реальных героев:
- Тимур –
- Незнайка –
- Петр 1 –
- Шерлок Холмс –
- Онегин –
- Мальвина –
Пять мотивационных типов школьников
Тип
Ведущая потребность и ценностное отношение к знаниям
Исследователь
Потребность в исследовании, познании, открытии. Знание как самоценность.
Проектировщик
Потребность самореализации в значимой, взрослой деятельности. Знание как средство решения проектной задачи; знание для дела.
Испытатель
Потребность в преодолении, испытании себя. Знание, как личный вызов, материал для саморазвития.
Активист
Потребность в социальном признании, социально значимом действии. Знания как средство установления отношений или оказания помощи.
Призер
Потребность в достижении, самоутверждении, получении высокого (по сравнению с другими) результата. Знания как средство социального роста, удовлетворения амбиций.
2. Двумя-тремя фразами от имени героя объясните, зачем ему нужно участвовать в проекте
Исследователь
Проектировщик
- пройти до конца
- узнать неизвестное
- доказать
- понять почему, проверить предположение
- решить проблему
Испытатель
- создать
- воплотить, усовершенство-вать
- внедрить
- предложить способ
- понять, как
- изменить
- пройти до конца
- осуществить
Активист
- проверить на прочность
- развить у себя
- понять про себя
- доказать себе, опровергнуть
Призер
- увлечь
- сообща доказать
- сделать вместе
- помочь другим
- изменить
- впечатлить
- показать свои возможности
- доказать другим, продемонстри-ровать преимущества
- получить
- усовершенство-вать
3. Подобрать тип проекта
- Практико-ориентированный
- Информационный проект
- Игровой проект
- Учебно — исследовательский
- Творческий
4. Определите количество участников
- Коллективный проект Групповой проект Индивидуальный проект Парный проект
- Коллективный проект
- Групповой проект
- Индивидуальный проект
- Парный проект
5. Какой продукт в результате реализации проекта будет получен
- Сценарий праздника
- Рукописная книга
- Бизнес – план
- Система школьного самоуправления
- Модель
- Видеофильм
- Слайд-шоу
- Законопроект
- Прогноз
- Аналитическая справка
- Макет журнала
- Презентация
6. Каким образом презентовать результаты
Исследователь
Проектировщик
- дискуссия
- пресс-конференция
- интеллектуа
- льная игра
- защита на ученом совете
Испытатель
- мастер-класс
- стендовый доклад
Активист
- интеллектуа
- льная игра
- защита
- пресс-конференция
Призер
- пресс-конференция
- ролевая игра
- Информацион-ный лист
- публичный отчет
- доклад
- шоу
- праздник-спектакль
Какая помощь педагога может понадобиться
- Тимуру – на этапе презентации (отразить проделанную работу в полном объеме).
- Незнайке – на этапе реализации плана (продумать четкий план).
- Петру 1 – на этапе постановки цели (помочь отсеять второстепенное, определить ресурсы).
- Шерлок Холмсу – трудно на этапе реализации плана (на момент сбора информации).
- Онегину – на этапе целеполагания (определить перспективы).
- Мальвине — трудно на этапе реализации плана (организовать других на решение поставленных задач), трудно на этапе защиты проекта (будет зависима от одобрения или порицания группы)
Основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.
Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
Как повысить мотивацию к учёбе: советуют профессионалы
Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:
- Родители – основной пример для детей. Если взрослые сами не развиваются, не читают, не имеют интереса к какой-то конкретной деятельности, а их любимое занятие – компьютерные игры и телевизор, то такой же результат получат в будущем и у своих детей.
- Поощряйте самостоятельность, которую ребенок проявляет в учебе. Гиперопека приведет к тому, что выполнение домашних заданий будет совместной повинностью до окончания школы, а некоторые студенты и в вузе будут готовиться к сдаче сессий вместе с родителями.
- Не сравнивайте своего ребенка с более успешными Леной, Иваном или Сашей. Сравнивать достигнутые результаты нужно только с теми, которых достиг сам ребенок, а не его сосед по парте. Иначе комплекс неполноценности обеспечен, а от мотивации на учебе не останется и следа.
- Никогда не отчитывайте ребенка в присутствии третьих лиц. Лучше промолчите, успеете высказать все свои претензии дома.
- Не предлагайте ребенку готовых решений, пусть он ищет варианты сам. Помогайте находить их, но так, чтобы развивать поисковое мышление.
- Пореже кнут – почаще пряник. Отрицательное мотивирование никто не отменял, но воспитание на страхе никому не приносило счастья.
- Погода в доме – важный фактор. Если в семье часто случаются конфликты, взрослые бранятся друг с другом, выясняя отношения, у детей снижается познавательная активность, замещаясь на эмоциональные переживания, с которыми они не умеют справляться.
Использованные ресурсы:
https://www.liveinternet.ru/users/5255350/post421614211
http://chitalochka-ru.ru/shkolnyie-sekretyi/kak-razvivat-uchebnuyu-motivatsiyu.html
https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=J9PAHz1N6MM
https://multiurok.ru/index.php/blog/uchiebnaia-motivatsiia-kak-zhie-sformirovat-u-shkol-nika-zhielaniie-uchit-sia.html
https://mystroimmir. ru/psihologiya/rebenok.html
Microsoft Word — Статья 34. (Тапалова).edited.docx
%PDF-1.3 % 40 0 объект >>>]/ON[88 0 R]/Порядок[]/RBGroups[]>>/OCGs[88 0 R 128 0 R]>>/Страницы 3 0 R/Тип/Каталог>> эндообъект 127 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 132 0 R>> эндообъект 87 0 объект >поток 2020-01-21T05:56:51ZWord2020-01-26T17:08:14+01:002020-01-26T17:08:14+01:00Mac OS X 10.13.6 Quartz PDFContextapplication/pdf
[PDF] Внутренние, выявленные и контролируемые типы мотивации к школьным предметам у младших школьников.
- DOI: 10.1348/000709910X499084
- Идентификатор корпуса: 15262995
@article{Guay2010IntrinsicIA, title={Внутренние, выявленные и контролируемые типы мотивации к школьным предметам у младших школьников.}, автор = {Fr {\ 'e} d {\ 'e} ric Guay и Жюльен Шаналь и Кэтрин Ф. Ратель и Герберт В. Марш и Саймон Лароз и Мишель Буавен}, journal={Британский журнал педагогической психологии}, год = {2010}, громкость = {80 часть 4}, страницы={ 711-35 } }
- F. Guay, J. Chanal, M. Boivin
- Опубликовано 1 декабря 2010 г.
- Psychology, Education
- Британский журнал педагогической психологии
ПРЕДПОСЫЛКИ Существует два подхода к дифференциальному исследованию школьной мотивации. Во-первых, изучить мотивацию к конкретным школьным предметам (между предметной дифференциацией). Во-вторых, рассматривать школьную мотивацию как многоаспектное понятие, различающееся не только по интенсивности, но и по качеству (в рамках школьной дифференциации). Эти два различных подхода привели к важным открытиям и позволили лучше понять студентов…
Посмотреть в PubMed
sdtheory.s3.amazonaws.comАвтономная и контролируемая мотивация характерна для школьных предметов?
- J. Chanal, F. Guay
Психология
PloS one
- 2015
уровень школьного предмета не в равной степени зависит от школьного предмета.
Гипотеза школьно-предметной специфики: влияние на отношения с оценками результатов между автономными и контролируемыми нормами с оценками и отношениями между академическими представлениями о себе, академическими достижениями и мотивацией.
Повышение мотивации к самостоятельному чтению учащихся начальной школы: результаты семинара по повышению квалификации учителей
- Джесси Де Нэгель, Х. Ван Кир, М. Ванстенкисте, Л. Херенс, Н. Элтерман
Образование
- 2016
РЕЗЮМЕ Реакция на снижение мотивации в начальной школе и за ее пределами , авторы стремились повысить самостоятельное чтение учащихся поздних начальных классов…
ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ УСПЕХОВ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
- Шаруне Магелинскайте Легкаускене, Альбина Кепалайте, В. Легкаускас
Образование, психология
- 2014
В то время как более широкий круг факторов, способствующих успеваемости, часто считается более широким фактором, способствующим академическим достижениям , включая обучение…
Что определяет желание учащихся начальной школы учиться? Структура предметной мотивации студентов, обучающихся в разных образовательных системах
- Гордеева Т. , Сычев О., Сиднева А. Н., Пшеничнюк Диана В.
Образование
- 2019
Авторами проведено исследование влияния предметной системы обучения на учебную мотивацию школьников. Внутренние и внешние мотивы изучения…
Мотивационные профили словенских старшеклассников и результаты их успеваемости.
Изучение мнений учащихся о важных темах химии, а с другой стороны, о неважных и не связанных с жизнью, показывает, что основная причина различия может заключаться в подходе учителя химии к изложению этих тем.
Структура учителя как предиктор воспринимаемой компетентности учащихся и автономной мотивации: сдерживающая роль дифференцированного обучения
Модель опосредованной модерации постулирует, что структура учителя оказывает более сильное положительное влияние на автономную мотивацию учащихся (и отрицательное влияние на контролируемую мотивацию). ) на уроках французского языка, когда используется дифференцированное обучение, и что этот эффект умеренности опосредуется воспринимаемой компетентностью.
Измерение и значение мотивации к чтению для различных подгрупп учащихся
- Венди Кастильо
Образование
- 2018
Предыдущие исследования указывают на тесную связь между мотивацией к чтению и эффективностью чтения. Тем не менее, большинство исследований включают в себя преимущественно белые образцы, и существует ограниченное количество исследований для молодых…
Что побуждает детей двигаться? Мотивация детей доподросткового возраста к физическому воспитанию
- Линда Паннекук
Психология
- 2015
В ответ на постоянно низкие уровни физической активности, наблюдаемые у детей, в течение последнего десятилетия исследования были сосредоточены на роли физического воспитания в поддержке мотивации для…
Влияние внутренней и внешней мотивации на успеваемость по чтению в первом классе Студенты
- Кристин Линн Хоутон
Образование
- 2015
Воздействие внутренней и внеинсионной мотивации на достижение чтения Университета Первого класса. Докторантура…
ПОКАЗАНЫ 1–10 ИЗ 56 ССЫЛОК
СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантности Наиболее влиятельные документыНедавность
Академическая внутренняя мотивация учащихся начальной и средней школы.
- А. Э. Готфрид
Образование, психология
- 1985
Представлены результаты трех исследований, демонстрирующих значимость академической внутренней мотивации для обучения детей. Как и предполагалось, академическая внутренняя мотивация оказалась…
Мотивация и вовлеченность в английский язык, математику и естественные науки Предметы средней школы: на пути к пониманию специфики многомерной предметной области.
- Жасмин Грин, Эндрю Дж. Мартин, Х. Марш
Образование, Психология
- 2007
Внутренние и экстенсионные мотивационные ориентации в классе: возрастные разногласия и академические коррелиты
- М. Корпус, С. Айенгар
Психология
- 2005
Возрастные различия во внутренней и внешней мотивации, а также взаимосвязь каждой из них с академическими результатами были исследованы в этнически разнообразной выборке из 797 детей от 3-го до 8-го класса… внутренней/внешней мотивационной ориентации
- С. Хартер, Б. Джексон
Образование, психология
- 1992
В настоящем исследовании ставится вопрос о том, следует ли рассматривать внутреннюю или внешнюю мотивацию как черту учащихся начальной школы. Предыдущие инструменты, использующие форматы вопросов, которые…
Оптимальное обучение в оптимальном контексте: роль самоопределения в образовании исследований в области образования, которые основывались на теории самоопределения (ТДТ). Во-первых, авторы изучают исследования, в которых оценивались…
Социальный контекст, мотивация учащихся и успеваемость: на пути к модели процесса
- Ф. Гуай, Р. Валлеран
Образование, психология
- 1996
Целью настоящего исследования было предложить и протестировать модель мотивационного процесса академической успеваемости. Модель утверждает, что родители, учителя и школьная администрация поддерживают…
Возрастные и гендерные различия в восприятии детьми себя и задач в начальной школе.
- Дж. Экклс, Аллан Вигфилд, Р. Гарольд, П. Блюменфельд
Психология, образование
Развитие ребенка
- 1993
Факторный анализ показал, что даже первоклассники имеют дифференцированные представления о себе для различных видов деятельности, и показал, что представления детей о компетентности и субъективные ценности задач формируют различные факторы.
Шкала академической мотивации: измерение внутренней, внешней и мотивации в образовании
- Р.