Внутренние ресурсы человека психология – Ресурсы внутренние и их значимость для человека

Внутренние ресурсы человека

Сегодня хотелось бы сделать акцент на тех внутренних ресурсах человека, которые являются неотчуждаемыми; именно эти внутренние силы зачастую определяют успех человека в жизни.

Вы уже наверняка догадываетесь, о каких внутренних ресурсах я говорю. Это прежде всего: здоровье, интеллект, позитивное мышление, высокая самооценка, способность хладнокровно вести себя в критических ситуациях.

Почему же в первую очередь важно развить эти внутренние составляющие? Ответ очевиден: в полной мере мы можем управлять только собой. Конечно, мы обладаем некоторой степенью контроля над ситуацией и обстановкой вне нас, однако вы прекрасно понимаете, что контроль этот весьма иллюзорный.

В этом отношении мне очень нравится следующая аналогия. Основная идея одной школы боевых искусств заключается в том, что оружием человека против нападающего могут стать все подручные предметы: зонт, кредитная карточка, портфель; а самым главным оружием конечно же остается само тело человека и его способность использовать эти предметы для своей защиты.

Подобным же образом внутренние силы человека становятся его «оружием» на тернистом пути к успеху. Давайте рассмотрим все составляющие по отдельности.

ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА

Прежде всего мы с вами живем в объективном мире физической реальности. Да, мы можем использовать силу нашего подсознания; да, мы можем использовать закон притяжения, однако в конечном итоге конкретные действия совершает наше тело. Именно поэтому оно должно быть здоровым.

Только здоровое тело может помочь нам осуществить все наши задуманные планы, только здоровое тело является источником приятных физических и эмоциональных ощущений.

Ранее я уже писал о том, как физические нагрузки могут помочь нам найти путь к успеху. Однако сегодня ко всему сказанному я бы хотел добавить еще один фактор.

В крайней, критической ситуации все, что у вас остается, это ваше тело и его внутренние силы

. Сценарий катастрофы может быть любым (кораблекрушение; можно заблудиться в тайге, можно потерять все средства на жизнь и работу, можно остаться без паспорта в чужой стране и многое другое)…

Конечно, мы все надеемся, что с нами этого не произойдет (и дай то Бог), однако иметь запасной план не помешает. Если мужчина обладает физической силой и здоровьем, то он всегда может заработать себе на жизнь, став чернорабочим (на какой-то период времени). Если женщина физически привлекательна, она всегда может воспользоваться своей красотой, чтобы обеспечить себе проживание (и не только за счет оказания интимных услуг, хотя и это нельзя исключать).

В крайней ситуации, тело – это ваш ключ к спасению, оно поможет вам выжить, а значит за вами остается «последнее слово», которое может стать первым на том пути к успеху, который вы изберете, преодолев кризис.

Поэтому уже сегодня начинайте развивать этот свой внутренний ресурс, тренируйте свое тело. Сколько ваше тело стоит сегодня? Сколько бы вы хотели, чтобы оно стоило? (я не шучу, это вполне серьезные вопросы).

ИНТЕЛЛЕКТ

Любые ваши профессиональные знания, какой бы области они не принадлежали, являются вашим «имуществом», которое вы можете продать в случае необходимости. В обычной ситуации вы, возможно, и не подумаете о том, что определенные знания могут помочь вам преодолеть кризис.

Представьте, что вы находитесь в финансово сложном положении. Что делать? Если вы профессионально играете на пианино, то какое-то время вы можете зарабатывать себе на хлеб уроками музыки. Знаете иностранный язык? – репетиторы нужны всегда. Высшая математика, сопротивление металлов и подобные дисциплины — ваш конек? – всегда найдутся студенты, которым лень выполнять расчетные работы, и которые с радостью заплатят вам за то, что вы избавите их от этой необходимости.

Я не предлагаю вам специально начать изучать какую-то дисциплину с учетом возможной «неблагоприятной ситуации» в будущем. Нет, я предлагаю вам более

плодотворно расходовать свое свободное время. Откажитесь от телевизора, займитесь каким-то хобби и постарайтесь развить свои навыки до профессионального уровня.

Уделяя лишь полчаса в день развитию одной способности (например, изучая иностранный язык), вы можете достичь таких высот, о которых даже не мечтали. Попробуйте. Если докажете обратное, я удалю эти строки.

ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Позитивное мышления является тем связным звеном, которое позволяет объединить и использовать все остальные внутренние ресурсы человека. Если вы не верите в успешное разрешение проблемы, то вы подсознательно отказываетесь использовать все свои врожденные механизмы и приобретенные знания.

Все очень просто, если вы отказываетесь поверить в то, что выход из сложившейся ситуации есть, то вы его никогда не найдете. Человек не склонен искать то, во что он не верит. Поэтому ваш мозг просто никогда не начнет предпринимать действия в направлении

«пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

Если жизненный успех является тем, что вы действительно хотите испытать, то вам стоит попробовать отказаться от ограничивающих убеждений и научиться верить в возможность осуществления ваших жизненных планов и целей.

Перед тем, как я начал вести этот блог, я прочитал несколько статей и одно руководство, посвященные этой теме. Высказанные в статьях мысли и идеи показались мне весьма реалистичными, поэтому у меня сформировалось убеждение, что я смогу осуществить задуманное. Я поставил себе задачу – не сдаваться в течение 1 года (для меня это первое столь долгосрочное испытание). И, как вы видите, мне это вполне удается.

Позитивное мышление необходимо в ситуации неудачи (когда все идет, как задумано, любой человек мыслит позитивно)… Любая неудача может вызывать появление одной из двух мыслей:

  1. Все бесполезно, выхода нет, ничего не получится…;
  2. Это не сработало, нужно искать другой путь, решение все равно должно существовать…;

Какая мысль преобладает в вашем сознании? Подумайте над этим вопросом, возможно, пришло время что-то менять?

САМООЦЕНКА

Жизненно важное понятие даже в обычной ситуации, в критической же ситуации самооценка выходит на передний план и играет ключевую роль. Если ваша самооценка находится на нужном (достаточно высоком) уровне, то вы не будете связывать неудачу с тем, что вы недостаточно развитая и успешная личность.

Да, вы ошиблись, приняли неверное решение, проявили недостаточно упорства, однако ваша самооценка не должна от этого страдать. Неудача – это момент, когда надо заново оценить эффективность своих действий, а не самого себя.

Необходимо научиться относиться к самооценке, как к константе – это основа, на которой вы строите здание своего успеха. Почувствуйте разницу в высказываниях: «Я глуп» и «Я совершил глупый поступок». Совершить глупый поступок может любой, даже самый успешный человек. Признать же себя «глупцом», значит согласиться с тем, что и все поступки в будущем будут глупыми. А разве это правда? Скорее всего нет.

С сегодняшнего дня начинайте переносить свои оценки с СЕБЯ ЛЮБИМОГО на свои НЕИДЕАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Скоро вы заметите разницу…

ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ ЧЕЛОВЕКА – «ВСЕГДА С ТОБОЙ»
В жизни меняется все: меняются тенденции рынка, меняются политические системы, главы государств, цены на нефть и золото. Сегодня вы владеете состоянием, а завтра можете все потерять… все, но только не себя.

Станьте сами для себя самым ценным вложением, получайте доход в виде процентов от своих способностей и внутренних качеств. В случае кризиса, ни один банк не предоставит вам таких гарантий защищенности, какие вы можете создать сами, если ваши внутренние ресурсы обладают реальным весом.

Не прячься за цену своего автомобиля, своей квартиры, своего стиля жизни.

Сколько ты стоишь сам по себе?

© 2008 Балезин Дмитрий

ezopage.com

Ресурсы личности : evo_lutio — LiveJournal

Ресурсы личности – это все те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и позволяют ему обеспечивать свои основные потребности: 1) выживание 2) физический комфорт, 3) безопасность 4) вовлеченность в социум 5) уважение со стороны социума 6) самореализацию в социуме.

Ресурсы делятся на социальные и личные, иначе говоря – внешние и внутренние. Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи. Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри. Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть. Иногда человек получает внешние ресурсы, еще не имея внутренних, и это подобно лишь внешней декорации, которая в любой момент может осыпаться. В этом трагедия, например, некоторых детей из очень обеспеченных семей, которые не развив еще собственную личность, получили авансом множество социальных опор. В этом случае попадание в ловушку болезненной зависимости, апатии или депрессии, намного более вероятно, чем в случае с тем молодым человеком, который не имея достаточных социальных ресурсов, вынужден их зарабатывать сам и в процессе автоматически формирует внутренние ресурсы, поскольку второе подобно мышцам личности, вырастающим в результате нагрузки. Однако, если у такого молодого человека не было совсем никаких внешних ресурсов, он не получил никакой изначальной поддержки от социума, очень сомнительно, что ему удастся выжить. То есть минимум начальных внешних ресурсов необходим.

Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция, локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности. Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку. Именно так выглядит герой фантастических боевиков: он проходит через любые самые страшные испытания и выходит победителем. Эта метафора очень точна. Мощные внутренние ресурсы действительно подобны мотору вместо сердца, несгибаемой воле, харизме и большому запасу энергии. Однако, надо очень хорошо понимать, что любые внутренние ресурсы – это как запас кислорода в легких, как запас гликогена в печени – обеспечивают автономно лишь на какое-то время, пока человек не нашел новые источники питания – внешние ресурсы. На одних внутренних ресурсах человек долго существовать не может, он должен найти подходящую среду и вступить с ней во взаимообмен, обеспечивать с ее помощью все свои потребности, от низших до высших, иначе через какое-то время внутренний потенциал будет исчерпан. Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.

Внутренние ресурсы – это запас автономии. Это то, насколько хорошо, уверенно и целостно человек может чувствовать себя безо всякой поддержки социума и даже при его оппозиции, не прибегая к защитным иллюзиям и отрицанию, то есть четко осознавая реальное положение дел, но выдерживая стресс и сохраняя себя. Бесконечно автономным человек быть не может и не должен, человек существо социальное и суть его жизни – во взаимодействии с социумом, в обмене с окружающими, в причастности к жизни людей. Однако, запас автономии человеку необходим, чтобы сохранять себя во время конфликтов, защищать себя от посягательств, утверждать свою субъектность, свою волю, свою самость и свое Я, не становиться безвольным объектом в чужих руках, неодушевленным ресурсом, рабом и вещью всех, кто сильней, не становиться тем, что мы в этом жж называем словом «корм». Превратить в корм при определенных обстоятельствах можно любого человека, но чем выше запас его автономии, чем сильнее его субъектность, то есть интегрированная часть его личности, так называемый стержень личности, ядро личности, «харди», аутентичность, самость, тем сложнее разрушить его, тем больше его сопротивляемость и сила. Человека с очень сильным стержнем условно можно считать непобедимым, поскольку потребуется слишком много усилий, чтобы подчинить его волю. Куда проще убить его организм, чем личность. К такому идеалу стоит стремиться. Во всяком случае, стоит как можно дальше уходить от ситуации личностной слабости, безволия, зависимости и дезинтеграции. В слабом состоянии личность не может нащупать в себе внутренние опоры, не способна опираться на себя, у нее нет никакой автономии, она не способна обходиться без поддержки близких и ради этой поддержки готова на отказ от себя, она страдает от одиночества и стремится сбежать от той пустоты, которую обнаруживает в себе каждый раз, когда возникла какая-то проблема или просто появилась тревога.

Для понимания проблемы ресурсов, надо осознавать насколько это динамичный процесс, насколько он находится в движении. Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу. Ресурсы требуют постоянного взаимодействия со средой, постоянного развития и обновления. Отдавая внешние ресурсы и не приобретая взамен других, человек ослабляет свои внешние позиции, что не может не отражаться на его автономии, каким бы сильным он когда-то ни был. Человек постоянно меняется, «живет» – то есть находится в движении и изменении. И если его внутренние и внешние ресурсы не развиваются, они деградируют. На месте не может замереть ничто живое. Когда мне задают вопрос «Почему сильная женщина превратилась в отношениях в слабую, ведь у нее были ресурсы», хочется ответить грубо, но честно «были, да сплыли». Ресурсы могут оставаться только пока человек занимается этими ресурсами. Как только он уходит в головой во что-то еще, например, в отношения, его ресурсы либо переходят к тому, кому он посвящает себя, либо просто постепенно распадаются на части и исчезают. Главное же, нарушается связь между интегрированными частями эго (если эта связь была, то есть человек действительно был сильным, а не казался), нарушается в том случае, если человек перестает развивать свою субъектность, свою автономию, свою эго-интеграцию, а начинает заниматься чем-то прямо противоположным: расслабляться, пассивно отдаваться чему-то, вовлекаться в то, что не есть он, бежать от себя в экстатические переживания, в надежде на трансценденцию или просто кайф. Любая позитивная трансценденция требует возвращения центра (точки сборки) внутрь себя с какой-то добычей, самообогащение, а не потерю себя. Трансценденция без возвращения в себя (и любовь нередко такой становится) подобна вложению всех денег в какое-то дело, которое не принесет доход. Это растворение себя, жертва.

Не меньше вреда приносит неправильное понимание автономии и независимости. Пытаясь сохранить «границы», некоторые люди начинают относиться к окружающему миру враждебно и настороженно, не вступают в связи, прекращают поток вложений, который в целях саморазвития должен осуществляться непрерывно, иначе развитие прекратится. Надо понимать, что внутри личности нет никаких источников энергии, кроме того небольшого потенциала, который человек успел скопить и который вскоре закончится. Все источники энергии находятся вовне, в окружающем мире, в социуме и природе (если воспринимать ее персонифицировано, то есть тоже социально). Можно взаимодействовать не с конкретными личностями, а с культурным социальным пластом, читая книги и постигая искусство, можно вести достаточно замкнутый образ жизни, занимаясь творчеством, обращенным к потомкам, однако это тоже социальное взаимодействие, причем иногда весьма интенсивное, более интенсивное, чем поверхностные тусовки, но вне социума никаких источников энергии нет. Относясь к окружающему миру враждебно или без интереса, человек очень быстро истощает себя. Любовь, страсть, восторг, любопытство, вдохновение, восхищение, изумление, интерес, симпатия, влечение, тяга, поиск, стремление, желание, жажда – все это способы подключиться к новым источникам энергии. Без влечения к чему-либо никакого подключения не будет, человек так и останется в собственной капсуле, будет задыхаться, слабеть, переходить на режим все большей и большей экономии, в результате чего мир через стекло запотевшей капсулы будет казаться все более и более мрачным и враждебным, или просто уродливым и скучным. Так человеком может овладеть депрессия и разрушить его окончательно, вызвав в нем желание умереть. Либо он не замкнется полностью, будет иногда выползать из капсулы и немного подпитывать себя чем-то, недостаточным, однако, для того, чтобы стать сильнее, смелей и решиться на более активные вложения.

Но одной лишь любви, страсти и восторга для того, чтобы обогатить себя энергией бывает мало. Этого достаточно, чтобы подключиться, но может быть недостаточно для того, чтобы, поделившись своей энергией, получить что-то в ответ. Для взаимного обмена необходима система, уравновешивающая центростремительную силу подачи энергии на источник, чтобы энергия из источника потекла в центр (центробежная сила). Этой системой и является внутриличностная интеграция, те самые внутренние ресурсы. Чем сильнее центр личности, тем сильнее центростремительная сила при увеличении центробежной. С точки зрения большинства исследователей эго-интеграция включает в себя адекватную и стабильную самооценку (не завышенную, не заниженную, не скачущую), локус контроля, то есть ощущение своей личной ответственности и силы влияния на обстоятельства своей жизни (без магических иллюзий, адекватную), и доверие к жизни, то есть готовность принять ее события как уроки для совершенствования, ощутить любовь жизни к себе (тот самый стержень, который, как считается, основан на безусловной любви родителей, но на самом деле может быть сформирован в любом возрасте и утрачен тоже, тот самый стержень, который некоторым дает вера в Бога, а некоторым даже вера не дает, а некоторые и без веры в Бога его приобретают).

Триада – «самооценка, локус контроля, доверие (или вызов)» – формируется не сама по себе, а только в процессе приобретения внешних ресурсов, в процессе социального взаимодействия, работы, творчества, образования, завоевания уважения и любви людей. Чтобы получать что-то от мира, нужно много ему отдавать, однако сама по себе отдача еще не гарантирует получения. Без отдачи не получишь ничего, но отдавая нет никакой гарантии получить, в этом деле не может быть простых догм и инструкций, необходимо быть щедрым и осторожным одновременно (это возможно при одновременной любви к миру и любви к себе), и без этих двух качеств нельзя. Те, кто призывают к отказу от симпатии и доверия к миру, могут сослужить очень плохую службу тем, кто им верит. Любовь к миру и открытость миру – это единственная возможность для приобретения ресурсов: внутренних и внешних, и других способов нет. Система фильтров и предохранителей может создаваться индивидуально, с учетом опыта и особенностей личности, быть более жесткой или менее, однако очень важно «с водой не выплеснуть ребенка», не перестраховаться до полного отключения всех каналов жизнеобеспечения, не перекрыть всякий доступ жизненных сил.

evo-lutio.livejournal.com

Что такое психологический ресурс.

Очень часто мои  клиенты приходят со словами, — нет  ресурса, я истощен, где мне взять сил для осуществления задуманного, я один не справлюсь и этот список можно продолжать. Но в ходе работы  оказывается, что и силы есть, и справится человек ого — го как может, просто не знает,  как, просто не видит свой ресурс, не знает, как его активировать и где вообще этого «невиданного зверя» взять.  Поэтому поводу я  решила немного обозначить, что же такое ресурс, зачем он нам нужен,  и в каком направлении его можно отыскать

Ресурс – это состояние, возможность, которой можно воспользоваться в случае необходимости, запас источник чего-либо (силы, энергии, любви и тд.), средство, к которому обращаются в случае необходимости;

Это все то, что позволяет нам чувствовать себя здоровыми, наполненными жизненными силами, энергичными, активными, уверенными. Опираясь на свой ресурс, мы можем решиться на действие, начать делать, двигаться в направлении желаемого.

Ресурс это то,  к чему мы можем обратиться когда:

— мы прибываем в нерешительности

— нет сил, осуществить желаемое;

 — хотим изменений в жизни;
— нет  интереса  к жизни, и мало что радует;
— хочется сбросить груз усталости;

— не хватает жизненных сил;

— руки опускаются;
— не хватает уверенности;
— ощущается тревога и беспокойство;
— нет ощущения гармонии;
— ощущение бессилия и отсутствия опоры в жизни;


 И я думаю, вы можете дополнить этот  список состояний, с которыми каждый из нас хоть раз сталкивался в своей жизни.

Когда мы говорим о ресурсе, мы подразумеваем некую силу, которая волшебным образом возникает в нас и таким же волшебным образом исчезает.

Но у всего есть свои причины и если вы находитесь в истощённом состоянии,  то возможно вы:

— не знаете о своих ресурсах, о том, где их взять;

—  привыкли тратить свои ресурсы необдуманно;

—  не восполняете свой ресурс;

—  подавляете свои ресурсы,  боясь оценок и осуждения со стороны окружающих;

— ориентируетесь  в первую очередь на потребности других;

— недооцениваете,  существующие у вас  ресурсы;

Ресурсы бывают внешние и внутренние:
Внешние ресурсы: объекты и субъекты:

памятные вещи,  друзья и помощники, семья,  дом, дерево и .тп.

Внутренние ресурсы бывают:  
— телесные чувствование тела, занятия спортом, танец, сон, массаж, отдых, голос и пение, секс 
— эмоциональные: чувствительность, проявление эмоций, восприимчивость, сентиментальность, творчество.

— когнитивные:  планы, понимание, воображение, любознательность, идеи, ценности, права, воспоминания, самоидентификация, медитация, творчество, осознавание

Когда мы хотим обнаружить и активировать свои ресурсы мы обращаемся к внешним объектам, субъектам и к своим внутренним ресурсам которые хранит наше тело, наши эмоции, наша память, наш разум.

Ресурс есть у каждого, его можно осознавать или не осознавать, но он есть, и важно научиться его использовать, если вы хотите,  пользоваться его силой.

psynavigator.ru

Тренинг по психологии на тему Ресурсы

Занятие №21: Мои ресурсы.

Цель: Знакомство с ресурсными возможностями в трудных ситуациях.

Задачи:

План:

Программа занятия:

1. Приветствие «Мои действия — мои выражения настроений».

Цель: создать рабочую атмосферу путем высказывания о своем состоянии.

Ведущий предлагает участникам настроится на работу. Для этого просит представить каждого участника, с каким движением он бы себя проассоциировал.

Инструкция: Выразите свое настроение или состояние в действии. Это может быть любой жесть или комплекс движений, которые могут быть похожи на движения животных или каких-либо механизмов. А затем объясните, что и как, по-вашему, отражено в действии. Например: «Я изобразила движение, похожее на передвижение черепахи, потому как чувствую себя сегодня именно так: вяло, медленно и сонно».

2. Дискуссия «Ресурс – только лишь «внешние кирпичики»?»

Цель: путем совместной дискуссии выявить определение личностного ресурса, конкретизировать понятие.

Ведущий начинает занятие с выяснения понятия «ресурс». Варианты ответов он может записывать на доску.

Инструкция: Как и в предыдущих занятиях, сегодня мы начнем с выяснения того, что же такое это таинственное понятие «ресурс». В конце концов здесь мы занимаемся не географическими поисками природных ископаемых. Как думаете, как это понятие может быть связано с человеком, с его личностью.

Пояснение.

Наличие определенных ресурсов, потенциалов, возможностей расширяет поле деятельности личности, делая более достижимыми значимые цели в жизни. Ресурсы как бы субъективно повышают ценность человека в глазах окружающих и в его собственном мнении о самом себе, делают его более сильным, значительным и продуктивным. Когда мы выносим суждение о другом человеке, мы учитываем не только его актуальную ситуацию, но и потенциальные возможности и ресурсы, поскольку резервы и ресурсы – в определенном смысле значимый капитал каждой личности [2].

Ресурсы делятся на социальные и личные, иначе говоря – внешние и внутренние. Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи. Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри. Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть. Иногда человек получает внешние ресурсы, еще не имея внутренних, и это подобно лишь внешней декорации, которая в любой момент может осыпаться.

Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция, локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности. Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку.

На одних внутренних ресурсах человек долго существовать не может, он должен найти подходящую среду и вступить с ней во взаимообмен, обеспечивать с ее помощью все свои потребности, от низших до высших, иначе через какое-то время внутренний потенциал будет исчерпан. Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.

Для понимания проблемы ресурсов, надо осознавать насколько это динамичный процесс, насколько он находится в движении. Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу. Ресурсы требуют постоянного взаимодействия со средой, постоянного развития и обновления. Отдавая внешние ресурсы и не приобретая взамен других, человек ослабляет свои внешние позиции, что не может не отражаться на его автономии, каким бы сильным он когда-то ни был.

Можно взаимодействовать не с конкретными личностями, а с культурным социальным пластом, читая книги и постигая искусство, можно вести достаточно замкнутый образ жизни, занимаясь творчеством, обращенным к потомкам, однако это тоже социальное взаимодействие, причем иногда весьма интенсивное, более интенсивное, чем поверхностные тусовки, но вне социума никаких источников энергии нет. Относясь к окружающему миру враждебно или без интереса, человек очень быстро истощает себя. Любовь, страсть, восторг, любопытство, вдохновение, восхищение, изумление, интерес, симпатия, влечение, тяга, поиск, стремление, желание, жажда – все это способы подключиться к новым источникам энергии.

3. Упражнение «Что я нового для себя открою».

Цель: выявление и конкретизация способов восполнения внутренних ресурсов.

Ведущий предлагает участникам разделиться на команды, каждая из которых будет на листе А3 схематично изображать свои способы восполнения внутренних сил.

Инструкция: Сейчас мы поделимся на команды, каждая из которых получит по большому листу бумаги и по набору изобразительных средств. Задача каждой команды в течении 15 минут изобразить способы, которые вам помогают восполнить свои внутренние силы. После каждая команда будет иметь возможность представить свои варианты.

Ведущий может записывать варианты на доску (флипчарт).

4. Разминка «Варианты выражения мыслей».

Цель: переключение внимания с целью предотвращения усталости, взбодрить двигательным занятием.

Участники садятся в круг. У одного есть мяч, задается несложная фраза, которая затем последовательно дополняется логичными по содержанию предложениями. С каждой переброской мяча новое(-ые) предложение (слова).

Инструкция: Немного отвлечем внимание и поиграет в игру с мячом. Сейчас в круг я дам одному человеку мяч, который он может передать любому участнику, но при этом озвучивая начало какого-то предложения, которое должен закончить участник, словивший мяч. Мяч перебрасывается не по кругу, а случайно. Может быть так, что в какой-то то момент, получивший мяч попадает в трудную ситуацию, игра начинается с другой фразы.

5. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие».

Цель: релаксационная процедура, в процессе которой участники обращаются к своим внутренним ресурсам; снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление, повышение уверенности в себе.

Ведущий предлагает участникам прослушать текст для релаксации. В процессе, если позволяют технические возможности, можно включить спокойную музыку, которая больше всего подходит к представлению данной картины. Зачитывать текст надо тихим и спокойным голосом, делая периодические паузы для лучшего представления.

Инструкция: Выберите самое комфортное положение тела. Закройте глаза и несколько раз глубоко вдохните, приступая к релаксации (пауза 20 секунд). Позвольте дыханию протекать естественно, в спокойном, расслабленном ритме. Ваш живот поднимается как можно выше, когда вы вдыхаете, и опускается как можно ниже, когда вы выдыхаете. Кажется, что вы дышите животом, а не грудью (пауза 15 секунд). Сейчас ваше дыхание станет медленным и регулярным (пауза 30 секунд). Теперь сосредоточьтесь на тех частях тела, которые я буду упоминать, и сбросьте любое напряжение, которое вы в них почувствуете. Сначала голова, лицо и шея (пауза 20 секунд). Расслабьте плечи и руки (пауза 20 секунд). Торс (пауза 15 секунд). Верхние части ног (пауза 15 секунд). Теперь нижние части ног и стопы (пауза 15 секунд). Теперь вы чувствуете в своем теле комфорт и замечательную расслабленность (пауза 15 секунд).

Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы… можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик.

Это орел, парящий над скалами… Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них… Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами… Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки… Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней…

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им…

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов… С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки… Пауза.

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам… А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира… Поблагодарите его…

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия…».

После прочтения можно предложить два варианта работы.

Вариант 1.

Ведущий предлагает участникам высказаться по поводу своих ощущений и своего состояния. Кто-то также может рассказать, что он увидел.

Вариант 2.

Ведущий может предложить группе взять листы бумаги и изобразительные средства, и изобразить то, что они увидели, пока «летели». Это может быть абстрактный рисунок, который выражает эмоции. Участники после этого могут рассказать о своем рисунке и впечатлениях.

В приложении №3 можно найти другие варианты визуализации.

6. Упражнение «Я могу все».

Цель: поиск имеющихся внутренних и внешних ресурсов.

Ведущий предлагает участникам на листке обозначить 10 своих качеств, которые помогают им справляться с трудностями, а также 10 внешних ресурсов.

Инструкция: Поговорив о ресурсах, хотелось бы понять, как вы самостоятельно оцениваете свой ресурсный багаж. Что бы определить его содержимое, необходимо для самого себя выяснить, чем я могу наполнить этот багаж. Для этого предлагаю участникам на листках написать 10 своих качеств, которые помогают мне справляться с трудностями, и 10 внешних ресурсов, куда можно включить не только каких-то людей, но и сферы деятельности.

7. Завершение.

Цель: закрытие группы, выражение благодарности участников друг другу.

Ведущий закрывает работу группы.

Инструкция: Вот и подошли наши занятия к концу. Думаю, что многое, из того, что мы с вами выяснили, проработали и открыли сами для себя – было для вас полезным и пригодится в будущем. Хочу всех поблагодарить за активное участие и включенность в деятельность, так как именно благодаря вашей активной позиции мы смогли расширить горизонты репертуара поведения.

Литература:

  1. Комиссарова М. http://evo-lutio.livejournal.com/41294.html

  2. Соловьева С.Л. Ресурсы личности. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 12.02.2018).

infourok.ru

Ресурсы личности //Психологическая газета

Ресурсы личности — это все те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и позволяют ему обеспечивать свои основные потребности:

  • выживание;
  • физический комфорт;
  • безопасность;
  • вовлеченность в социум;
  • уважение со стороны социума;
  • самореализацию в социуме.

Ресурсы делятся на социальные и личные, иначе говоря — внешние и внутренние. Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи. Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри. Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть. Иногда человек получает внешние ресурсы, еще не имея внутренних, и это подобно лишь внешней декорации, которая в любой момент может осыпаться. В этом трагедия, например, некоторых детей из очень обеспеченных семей, которые не развив еще собственную личность, получили авансом множество социальных опор. В этом случае попадание в ловушку болезненной зависимости, апатии или депрессии, намного более вероятно, чем в случае с тем молодым человеком, который не имея достаточных социальных ресурсов, вынужден их зарабатывать сам и в процессе автоматически формирует внутренние ресурсы, поскольку второе подобно мышцам личности, вырастающим в результате нагрузки. Однако, если у такого молодого человека не было совсем никаких внешних ресурсов, он не получил никакой изначальной поддержки от социума, очень сомнительно, что ему удастся выжить. То есть минимум начальных внешних ресурсов необходим.

Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция, локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности. Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку. Именно так выглядит герой фантастических боевиков: он проходит через любые самые страшные испытания и выходит победителем. Эта метафора очень точна. Мощные внутренние ресурсы действительно подобны мотору вместо сердца, несгибаемой воле, харизме и большому запасу энергии. Однако, надо очень хорошо понимать, что любые внутренние ресурсы – это как запас кислорода в легких, как запас гликогена в печени – обеспечивают автономно лишь на какое-то время, пока человек не нашел новые источники питания – внешние ресурсы. На одних внутренних ресурсах человек долго существовать не может, он должен найти подходящую среду и вступить с ней во взаимообмен, обеспечивать с ее помощью все свои потребности, от низших до высших, иначе через какое-то время внутренний потенциал будет исчерпан. Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.

Внутренние ресурсы – это запас автономии. Это то, насколько хорошо, уверенно и целостно человек может чувствовать себя безо всякой поддержки социума и даже при его оппозиции, не прибегая к защитным иллюзиям и отрицанию, то есть четко осознавая реальное положение дел, но выдерживая стресс и сохраняя себя. Бесконечно автономным человек быть не может и не должен, человек существо социальное и суть его жизни – во взаимодействии с социумом, в обмене с окружающими, в причастности к жизни людей. Однако, запас автономии человеку необходим, чтобы сохранять себя во время конфликтов, защищать себя от посягательств, утверждать свою субъектность, свою волю, свою самость и свое Я, не становиться безвольным объектом в чужих руках, неодушевленным ресурсом, рабом и вещью всех, кто сильней, не становиться тем, что мы в этом жж называем словом «корм». Превратить в корм при определенных обстоятельствах можно любого человека, но чем выше запас его автономии, чем сильнее его субъектность, то есть интегрированная часть его личности, так называемый стержень личности, ядро личности, «харди», аутентичность, самость, тем сложнее разрушить его, тем больше его сопротивляемость и сила. Человека с очень сильным стержнем условно можно считать непобедимым, поскольку потребуется слишком много усилий, чтобы подчинить его волю. Куда проще убить его организм, чем личность. К такому идеалу стоит стремиться. Во всяком случае, стоит как можно дальше уходить от ситуации личностной слабости, безволия, зависимости и дезинтеграции. В слабом состоянии личность не может нащупать в себе внутренние опоры, не способна опираться на себя, у нее нет никакой автономии, она не способна обходиться без поддержки близких и ради этой поддержки готова на отказ от себя, она страдает от одиночества и стремится сбежать от той пустоты, которую обнаруживает в себе каждый раз, когда возникла какая-то проблема или просто появилась тревога.

Для понимания проблемы ресурсов, надо осознавать насколько это динамичный процесс, насколько он находится в движении. Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу. Ресурсы требуют постоянного взаимодействия со средой, постоянного развития и обновления. Отдавая внешние ресурсы и не приобретая взамен других, человек ослабляет свои внешние позиции, что не может не отражаться на его автономии, каким бы сильным он когда-то ни был. Человек постоянно меняется, «живет» – то есть находится в движении и изменении. И если его внутренние и внешние ресурсы не развиваются, они деградируют. На месте не может замереть ничто живое. Когда мне задают вопрос «Почему сильная женщина превратилась в отношениях в слабую, ведь у нее были ресурсы», хочется ответить грубо, но честно «были, да сплыли». Ресурсы могут оставаться только пока человек занимается этими ресурсами. Как только он уходит в головой во что-то еще, например, в отношения, его ресурсы либо переходят к тому, кому он посвящает себя, либо просто постепенно распадаются на части и исчезают. Главное же, нарушается связь между интегрированными частями эго (если эта связь была, то есть человек действительно был сильным, а не казался), нарушается в том случае, если человек перестает развивать свою субъектность, свою автономию, свою эго-интеграцию, а начинает заниматься чем-то прямо противоположным: расслабляться, пассивно отдаваться чему-то, вовлекаться в то, что не есть он, бежать от себя в экстатические переживания, в надежде на трансценденцию или просто кайф. Любая позитивная трансценденция требует возвращения центра (точки сборки) внутрь себя с какой-то добычей, самообогащение, а не потерю себя. Трансценденция без возвращения в себя (и любовь нередко такой становится) подобна вложению всех денег в какое-то дело, которое не принесет доход. Это растворение себя, жертва.

Не меньше вреда приносит неправильное понимание автономии и независимости. Пытаясь сохранить «границы», некоторые люди начинают относиться к окружающему миру враждебно и настороженно, не вступают в связи, прекращают поток вложений, который в целях саморазвития должен осуществляться непрерывно, иначе развитие прекратится. Надо понимать, что внутри личности нет никаких источников энергии, кроме того небольшого потенциала, который человек успел скопить и который вскоре закончится. Все источники энергии находятся вовне, в окружающем мире, в социуме и природе (если воспринимать ее персонифицировано, то есть тоже социально). Можно взаимодействовать не с конкретными личностями, а с культурным социальным пластом, читая книги и постигая искусство, можно вести достаточно замкнутый образ жизни, занимаясь творчеством, обращенным к потомкам, однако это тоже социальное взаимодействие, причем иногда весьма интенсивное, более интенсивное, чем поверхностные тусовки, но вне социума никаких источников энергии нет. Относясь к окружающему миру враждебно или без интереса, человек очень быстро истощает себя. Любовь, страсть, восторг, любопытство, вдохновение, восхищение, изумление, интерес, симпатия, влечение, тяга, поиск, стремление, желание, жажда – все это способы подключиться к новым источникам энергии. Без влечения к чему-либо никакого подключения не будет, человек так и останется в собственной капсуле, будет задыхаться, слабеть, переходить на режим все большей и большей экономии, в результате чего мир через стекло запотевшей капсулы будет казаться все более и более мрачным и враждебным, или просто уродливым и скучным. Так человеком может овладеть депрессия и разрушить его окончательно, вызвав в нем желание умереть. Либо он не замкнется полностью, будет иногда выползать из капсулы и немного подпитывать себя чем-то, недостаточным, однако, для того, чтобы стать сильнее, смелей и решиться на более активные вложения.

Но одной лишь любви, страсти и восторга для того, чтобы обогатить себя энергией бывает мало. Этого достаточно, чтобы подключиться, но может быть недостаточно для того, чтобы, поделившись своей энергией, получить что-то в ответ. Для взаимного обмена необходима система, уравновешивающая центростремительную силу подачи энергии на источник, чтобы энергия из источника потекла в центр (центробежная сила). Этой системой и является внутриличностная интеграция, те самые внутренние ресурсы. Чем сильнее центр личности, тем сильнее центростремительная сила при увеличении центробежной. С точки зрения большинства исследователей эго-интеграция включает в себя адекватную и стабильную самооценку (не завышенную, не заниженную, не скачущую), локус контроля, то есть ощущение своей личной ответственности и силы влияния на обстоятельства своей жизни (без магических иллюзий, адекватную), и доверие к жизни, то есть готовность принять ее события как уроки для совершенствования, ощутить любовь жизни к себе (тот самый стержень, который, как считается, основан на безусловной любви родителей, но на самом деле может быть сформирован в любом возрасте и утрачен тоже, тот самый стержень, который некоторым дает вера в Бога, а некоторым даже вера не дает, а некоторые и без веры в Бога его приобретают).

Триада – «самооценка, локус контроля, доверие (или вызов)» – формируется не сама по себе, а только в процессе приобретения внешних ресурсов, в процессе социального взаимодействия, работы, творчества, образования, завоевания уважения и любви людей. Чтобы получать что-то от мира, нужно много ему отдавать, однако сама по себе отдача еще не гарантирует получения. Без отдачи не получишь ничего, но отдавая нет никакой гарантии получить, в этом деле не может быть простых догм и инструкций, необходимо быть щедрым и осторожным одновременно (это возможно при одновременной любви к миру и любви к себе), и без этих двух качеств нельзя. Те, кто призывают к отказу от симпатии и доверия к миру, могут сослужить очень плохую службу тем, кто им верит. Любовь к миру и открытость миру – это единственная возможность для приобретения ресурсов: внутренних и внешних, и других способов нет. Система фильтров и предохранителей может создаваться индивидуально, с учетом опыта и особенностей личности, быть более жесткой или менее, однако очень важно «с водой не выплеснуть ребенка», не перестраховаться до полного отключения всех каналов жизнеобеспечения, не перекрыть всякий доступ жизненных сил.

Источник

psy.su

Ресурсы. Внутренние ресурсы | Елена Султанова. Психолог, процессуальный терапевт

Ресурсы — это все то, что поддерживает нас, помогает нам и на что мы можем опираться, когда необходимо что-то сделать, когда нам плохо или чтобы просто двигаться в жизни. Иными словами, это то, с помощью чего мы можем получить желаемый результат.

Ресурсы бывают внешние и внутренние. Ко внутренним ресурсам относятся:

Наши различные умения и навыки. Умение — это то, что мы научились делать. Навык — это автоматизированное выполнение того, что мы умеем делать. Научились чистить картошку — умение. Теперь мы можем себя накормить картошкой, других накормить — стало быть, это ресурс. Научились водить машину — умение. Ездите, не задумываясь, как переключать скорость и жать педали — навык. Получили свободу передвижения — ресурс. Все, что мы умеем делать (и особенно то, что мы умеем делать хорошо) — это ресурс. Быстро бегать, владеть приемами самообороны, работать с PowerPoint, находить общий язык с людьми, говорить на иностранном языке, рисовать, сочинять, писать, медитировать — это все ресурсы.
Навыки и умения, в свою очередь, бывают профессиональные, бытовые, личностные. К личностным относятся умение говорить «да» и «нет», отстаивать свою позицию, выражать свое мнение, защищать свои границы, уважать чужие, видеть хорошее в других людях, сдерживать проявление эмоций, говорить и принимать комплименты, радоваться, отдыхать, мечтать, действовать, преодолевать страх, умение выстраивать отношения, договариваться, заботиться,
сближаться, ставить себя на место другого, учиться и т.д. Разумеется, разные умения могут в разных обстоятельствах служить как хорошую, так и плохую службу. Например, умение сдерживать проявление эмоций, умение не показывать, что с тобой происходит. В одной ситуации это будет хорошо и уместно — там, где эмоции и весь свой богатый внутренний мир лучше оставить самому себе или тем, кому они не безразличны. А в другой ситуации — там, где имеет смысл дать другим людям знать, кто ты и что с тобой происходит — сдерживание будет во вред. Но в любом случае, если нечто является умением, то это значит, что вы можете использовать его себе во благо. Просто, скажем, поменять «настройки антивируса» — в этой ситуаци применяю, в этой — нет; здесь использую, а здесь учусь использовать иначе или не использовать.

Черты характера. Например, гибкость, доброжелательность, целеустремленность, коммуникабельность, устойчивость и т.д. Их хорошо бы знать. Если трудно самому понять, какие у вас есть суперположительные черты характера, то спросите окружающих — тех, кто хорошо или по крайней мере нейтрально к вам относится. Попросите их назвать, скажем, 3 ваших привлекательных, сильных качества. Или спросите, за что они вас особенно любят 🙂 Ресурсные черты характера не обязательно должны совпадать с социально приемлемыми чертами. Речь идет именно о том, что какие-то наши устойчивые личностные особенности являются более полезными и значимыми, чем другие, и на них можно опираться. Например, гневливость является не самым социально приемлемым качеством, но в некоторых ситуациях она может быть очень на руку — если надо постоять за себя или расширить собственные границы. В конце концов, когда тебя боятся — это неплохо :).
Но в идеале, конечно, все ваши личностные особенности должны стать вашими ресурсами, и тогда вы станете потрясающим музыкальным инструментом, на котором сами и играете. Любые качества — нужные и важные и возникли вам в помощь. Но то, что возникло в одной ситуации и затем прижилось, вовсе не означает, что это должно быть вашим ведущим качеством в другой ситуации. Иногда какие-то вещи стоит отправлять в место, которое называется «до востребования». Чтобы расчистить пространство для других более уместных в данных обстоятельствах вещей.

Психика сама по себе, психические функции и процессы — тоже ресурсы. Память и особенно хорошая память; интеллект и особенно хороший интеллект, начитанность, эрудированность; абстрактное, образное мышление, умение оперировать информацией, анализировать и синтезировать, умение создавать новые нейронные связи; внимание и его объем; быстрая переключаемость с одного процесса на другой, воображение, волевые процессы. Опять же, добавлю — умение управлять разными психическими процессами. Например, что касается воображения, то умение уходить в мир грез и возвращаться обратно — очень полезно. Умение фантазировать, представлять, рисовать в воображении — все, что угодно — это очень полезное свойство. И оно очень ресурсно. Сюда, наверное, еще относятся такие полезные функции и возможности как осознанность и рефлексия, умение размышлять.

Тело. Здоровый организм, крепкий сон, хороший аппетит, энергичность, сексуальность. Поток эндорфинов — тоже вполне себе ресурс 🙂

Воспоминания. У нас у всех есть хорошие воспоминания, и их можно и нужно коллекционировать. Это могут быть детские воспоминания об игре в друзьями, воспоминания о себе в детстве и о близости с родителями, воспоминание о первой пятерке или поездке на юг к морю. Это могут быть взрослые воспоминания любого качества. Но ресурсными они являются
тогда, когда не вызывают неприятных эмоций и дискомфорта, а поддерживают и дарят радость, тепло.
Иногда даже теплые воспоминания ранят и, например, подчеркивают то, чего сейчас у нас нет. Поэтому воспоминания нужно отбирать аккуратно и аккуратно с ними работать. Важно понимать, в чем их ресурсность. Они полезны тем, что фиксируют в памяти момент, в который нам было хорошо и в который можно «вернуться». Если очень долго плохо и вы уже забыли, как это, когда хорошо, то воспоминания могут помочь это вспомнить. Иногда просто напоминание о том, как это, когда хорошо, очень полезно. Иногда простого напоминания не достаточно, и тогда память о хорошем — как морковка перед носом. В этом случае польза воспоминания заключается в том, чтобы в него погрузиться, «вернуться» в то мгновение и состояние, ощутить его телесно, эмоционально, визуально, ментально, а не просто увидеть срез памяти. Возможно, память нужна не только разуму, но и мышцам, чтобы расслабиться или наоборот напрячься, почувствовать силу. Тогда у вас было другое эмоциональное состояние, другой взгляд на мир, образ мышления. Можно попробовать нырнуть в то воспоминание, посмотреть оттуда на самого себя в сейчас, на свою трудность и из того состояния попробовать решить, что делать дальше. Это не значит, что решения надо принимать оттуда. Тогда была своя правда, сейчас — своя. Но можно увидеть, что где-то вы, например, сгущаете краски или что в разных состояниях можно по-разному воспринимать трудность.

Отдельно вынесу эмоции. Они все тоже ресурсы сами по себе. Понятно, что эмоция радости — ресурс. Ощущение счастья, любовь — ресурсы. Горе — тоже ресурс, так как через него мы глубже соприкасаемся со своей любовью к кому-то, кого, например, потеряли. Если бы не любили, то и не горевали бы. Гнев, ярость — тоже ресурс, так как гнев позволяет отстаивать свои границы, не позволять другим делать нам плохо, преодолевать препятствия. Ярость как экстремальная эмоция может давать ясность (если просто позволить себе
ее проживать, не включаясь в реагирование).

Различные состояния. От эмоций они отличаются тем, что являются своего рода комплексами, и туда входят так же телесные ощущения и сопровождающая их мыслительная составляющая. Например, состояние покоя. В состоянии покоя можно чувствовать спокойствие, умиротворение и безмятежность; ощущать в теле расслабленность и негу или заземленность и наполненность; мыслительная компонента этого состояния может быть, скажем: «у меня все хорошо». Еще это состояние может быть связано с каким-нибудь визуальным образом. Если вы в этот момент на Мальдивах, то оно может быть связано с образом океана, белого песка и пальм. Или оно может быть связано с образом горящей свечи, или распустившегося цветка, или заката. С любым образом. Чем больше компонентов включает в себя состояние, тем легче его «вспомнить» и переключиться на него. Какие еще бывают ресурсные состояния? Состояние «потока», состояние уверенности в себе, влюбленность, готовность к борьбе и т.д. Можно разложить на примерные составляющие еще состояние уверенности. В нем можно ощущать энтузиазм, заинтересованность и спокойствие; ощущать центрированность и энергичность и думать «у меня все получается» или «я -классный, я занимаюсь тем, что мне нравится».
От воспоминаний состояние отличается тем, что может быть не привязано к какому-то конкретному событию. Например, состояние потока, или состояние силы, или состояние уверенности в себе может возникать в разных ситуациях.

Опыт. Любой опыт, должным образом пережитый и переработанный, является ресурсом. Опыт любви и счастья является ресурсом, но так же и опыт преодоления и решения проблем. Все, через что мы прошли и с чем справились, — это ресурс. Подчеркну: не несчастье само по себе является ресурсом, но опыт его пере-живания, опыт совладания с ним. Иногда несчастье может послужить катализатором для открытия в себе новых ресурсов.
Если вы справились с чем-то сложным, то очень важно спросить себя: за счет чего это произошло? Как я это сделал? Что я для этого сделал? Что мне для этого потребовалось? Когда вы получите ответ, это станет вашим достоинством, кирпичиком в фундамент уверенности в себе, а также инструментом, которым вы сможете воспользоваться в дальнейшем в похожих или других ситуациях.

Идентичности и субличности. Идентичности — это то, с чем мы себя идентифицируем и с чем отождествляемся. Мы можем индентифицировать себя по гендерному признаку, профессиональному, социально-ролевому и т.д. Например, мы можем считать себя личностью, матерью/отцом, дочерью/сыном, мужем/женой, профессионалом, бизнесменом, вольным
художником, роковым любовником, магом в 3 поколении и т.д. Субличности — это части личности. Например, берновская триада представляет собой класс субличностей — ребенок, родитель, взрослый. Архитипические образы тоже являются субличностями. В мифодрамах выделяют субличности. привязанные к богам и героям какого-то пантеона. Но субличности могут быть совершенно не привязаны ни к какой классификации. Это могут быть ваши личные, персональные субличности. Например, одна из моих субличностей — это женщина-ниндзя. Является ли она частью какой-то классификации — не имею ни малейшего представления.
Обычно с субличностью или идентичностью связана своя история возникновения и своя персональная мифология. Обращаясь к субличности или идентичности, вы обращаетесь к чему-то более персонализированному и конкретному, чем просто к состоянию. У вас может быть свой персональный Мефистофель, свой персональный Питер Пен, своя персональная Золушка, своя персональная Медея и т.д.

Духовность. Под духовностью я подразумеваю не только веру в бога, но и различные тонкие трансцедентные измерения, связанные с надличностной сферой, морально-этические и ценностные убеждения (например, вера в Справедливость или закон Любви), вера и верования в богов, разумность Вселенной, внутреннего Будду, магию и т.д. Это все то, что поднимает нас над человеческой личностью, делает нас больше, чем человеком разумным.
Когда вам кажется, что человеческие законы перестают работать, или когда происходит что-то, что выходит за рамки выносимости, понимания обычным человеческим существом, можно обращаться к духовному измерению. И это опять же вопрос: будет ли для вас духовность, бог, магия и т.д. являться ресурсом или способом побега от действительности. По идее, духовность — это ресурс в том случае, если она является частью вашей жизни. Если вы вспоминаете о ней только в момент трудности, то веры, вашей личной веры, к ней меньше, а значит и ресурсом она является под вопросом. Если же вы черпаете в ней силы для того, чтобы выжить и вернуться в этот, человеческий мир, то однозначно ресурс. Если она истощает вас, делает затрудненными контакты с другими людьми, если вы чувствуете себя более жалким и немощным, возвращаясь оттуда, то это ресурс со знаком минус. Но, возможно, знак минус вызван не тем, что ваше духовное измерение плохо, а тем, что ему необходима интеграция с человеческим измерением. То, что справедливо и работает для вас как для божественного существа в высших сферах, где у вас нет плотного тела, не будет работать в том же виде в этом мире. И даже для простейших намерений необходимо хорошее заземление, понимание того, чего вам надо, желание предпринимать определенные действия и способность сметь получить то, что вы ходите. Исчерпывающая статья на эту тему есть здесь — о духовном избегании, отношениях и дхарме. Поэтому хорошо всегда уточнять у себя-божественного духа, или у бога, с которым вы взаимодействуете: как привнести то, что вы получили там, в этот мир, и как сделать этот мир для вас лучше.

Правильное отреагирование.
Принято разделять реакцию и отреагирование. Реакция — это любой отклик организма на внешнее воздействие. Например, шоковое замирание — это реакция. Или слезы. А вот пойти побить посуду — это уже отреагирование. Слезы могут быть и как реакцией, так и отреагированием. Разница между ними состоит в произвольности. Реакцией мы управляем в гораздо меньшей степени. А вот отреагирование похоже на привычный поведенческий механизм. «Брызнули слезы» — это реакция. «Проревела 3 часа» — отреагирование.
Отреагирование может быть как ресурсом, так и контрресурсом в зависимости от того, адаптивно оно или нет, и в зависимости от того, какой новый или полезный опыт извлекает из него человек. Если в ответ на реакцию гнева человек идет стрелять из пистолета или громит в доме мебель или идет причинять себе боль, то речь идет о неадаптивном отреагировании. Потому что степень его благополучия в социуме резко понижается: полиция, конфликты с соседями и другими лицами, психиатрическая лечебница.
Полезным является то отреагирование, которое согласуется естественным образом с чувством. Если человек переживает горе, то слезы являются естественной и здоровой формой отреагирования. И тогда это отреагирование является ресурсом. Если отреагирование не очень адекватно ситуации: например, человек на самом деле злится, но ему кажется, что он обижен и он плачет, то слезы не дают никакого полезного эффекта и ресурсом не будут. Или если человек плачет (ввиде отреагирования, произвольного действия) в не совсем уместной для этого обстановке, то ресурсом, скорее всего, это тоже не будет.
Примеры полезного отреагирования:

— физическая тряска (как, например, после сильного стресса трясутся животные), физическая активность, упражнения. Людям тоже свойственна реакция сильного тремора или когда тело сотрясает мелкой или крупной дрожью. Так проявляет себя переизбыток энергии, случившийся в организме как реакция на стресс. Если дать себе возможность потрястись или разрядить эту энергию в физической активности — это очень полезно.
Иногда нас «передергивает» от отвращения, неприятия чего-либо. Если дать себе сознательно передернуться, сбросить это отвращение, это тоже ресурсно.
— слезы. Бывает очень хорошо и правильно поплакать. Если слезы очень просятся, но их нет, и вы понимаете, что расплакаться очень хочется и это было бы для вас полезно, то можно их инсценировать. Можно сымитировать плач голосом и, например, закрыв лицо руками — изобразить его, сделать вид, что вы плачете. Это помогает и это тоже ресурс.
— внимание к ощущениям и усиление некоторых ощущений (не эмоций). Если вас переполняет гнев, то можно сжать кулаки и почувствовать как вместе со сжиманием кулаков вы даете право быть своему гневу. Можно поискать, в каком месте в теле находится сейчас гнев, где он зародился, представить, какого он цвета, формы, плотности, и потом, например, с выдохом, выпустить его в пространство. Дышать и выдыхать его.
— нарисовать чувство и состояние.
— пропеть, станцевать.
— отреагировать можно через слова, сказав/написав другому (воображаемому другому) о своем чувстве.
— если вам хотелось убежать, то можно сымитировать процесс убегания. Для этого можно лечь на пол, согнуть ноги в коленях и имитировать процесс бега или передвижения.

Продолжение следует.

(с) Елена Султанова, 2014 г.

depression.net.ru

внешняя привлекательность. Статья. Имиджелогия. Самопознание.ру

Она пришла ко мне с поникшей головой и ненакрашенными глазами.

— Юля, что случилось?

— Я потеряла веру в себя. На меня никто не обращает внимания, мужчины просто отворачиваются. Я отдаю кучу времени, чтобы быть в форме, постоянно в тренажёрных залах, но меня никто не замечает.

Мы ещё долго разбирали с ней причины её неудач в общениях с мужчинами. И первое, что я попросил её сделать, это создать новый внешний вид. Сразу после этого у меня родилась небольшая статья, которая является частью моего женского тренинга.

Почему физическая привлекательность важна?

Для этого существует несколько причин. Первая — люди в 80% случаев визуалы, и первое, что оценивается, это внешний вид. Как бы там ни было, важно всегда иметь отличный внешний вид. Как быть, если природа не наделила Вас красотой?

Есть второй важный критерий, который Вы должны соблюдать всегда — ухоженность! Очень часто встречаются люди, которым не дана природная красота. Поверьте, они умело сглаживают этот недостаток простой ухоженностью, а не дорогими операциями у пластических хирургов.

Хотя… Никто не говорит о том, что к ним обращаться не надо! Надо! Особенно, женщинам. Есть хорошая русская поговорка: «Встречают по одёжке».

Кстати, говоря об изменении внешности, помните, что вы кардинально меняете свою судьбу. Поэтому советую вам перед операцией проходить консультацию у специалистов по физиогномике, либо можете обратиться к нам в центр. Помните, вы должны подходить друг другу: пациент специалисту, специалист пациенту. Если у вас есть хоть какие то сомнения, то лучше не работать с этим специалистом.

Девушки

Девушкам просто необходимо быть физически привлекательными. Категорически необходимо быть привлекательной! Объяснять, как это надо делать, в рамках данной статьи я не буду, да и цель здесь немного другая.

Изменить Ваше состояние внутри головы — вот цель сегодняшнего разговора. И тогда все остальные процессы (уход, стилист, одежда, отношение к себе и т.д.) начнут протекать автоматически. Важно изменить отношение к себе!

А поговорить?

Если у Вас привлекательность на 8–10 баллов по 10-балльной шкале, то часто такие девушки превращаются в вампира, потому что у них большое количество внимания, большое количество касаний с мужчинами, которые постоянно трутся рядом. Мужики любят всё красивое.

Соответственно, для того, чтобы завладеть этой красотой, мужики начинают вкладывать в таких девушек различные ресурсы: деньги, внимание, бирюльки и т.д. Всё достаётся легко! Не надо сопротивляться. Способность сопротивляться внешним раздражителям полностью атрофируется. Всё, что ей нужно — быть всегда в форме! Именно на это и уходит львиная доля времени, причём, начинает страдать следующий ресурс — личностная привлекательность. Или, как ещё шутят мужчины: «А поговорить?»

А вот с «поговорить» и с остальным у таких милашек, обычно, абсолютный «отстой». Да и, собственно говоря, страдают, также, остальные ресурсы. Так устроено в мире, что, если Вам что-то дали по максимуму, значит, в другом у Вас обязательно забрали. Это закон небесной канцелярии.

Мамочки! Будьте внимательны: если ваш ребёнок умопомрачительно красив — уделяйте максимум времени развитию в нем других ресурсов.

Будет ли такая девушка донором в отношениях? Скорее, нет. Это пылесос, работающий только в одном направлении.

Мужчины

Дорогие мужчины!

Фраза «Мужчина должен быть чуть красивее обезьяны» совсем не говорит вам о том, что вы должны забыть менять носки и трусы ежедневно, надевать нижнее белье под верхнюю одежду, ежедневно бриться (да-да, 99,9% женщин любят начисто выбритых мужчин), мыться, делать маникюр и педикюр (если вам не нравится название — обратитесь к латыни и внимательно почитайте перевод), быть ухоженным и хорошо пахнуть.

Поверьте, чистый мужской мускус нравится всего 3–5% женщин. И то, во время бурного секса, а коли в половой контакт вы вступаете не с каждой и не сразу — мойтесь и не обливайтесь вы парфюмом (милые барышни — это дурной тон). Мужчина должен хотеть почувствовать ваш запах, прикоснуться к нему, а не бежать сразу в ванную комнату, чтобы смыть с себя аромамасла вашего парфюма.

Ален Делон или Дэнни Трехо?

Да, первое впечатление на женщину производит внешний вид. Балдеют они и от вида Алена Делона, и от вида Бреда Пита и многих других. но ключевым фактором при принятии решения в вашу пользу будет абсолютно другой ресурс. Об этом несколько позже. Поэтому ваша физическая привлекательность имеет меньший балл при принятии решений. Опять же, это не говорит о том, что вам надо ходить с зубами «нараскорячку» или «в заборчик от полисадника» и с рытвинами на лице. Но поверьте, даже с такими недостатками женщины выбирают вас по абсолютно другим критериям!!!

«Кусок мяса» или «Григорий Перельман»

И то, и другое — скучно. Как только чаша весов начинает перевешиваться в одну сторону, страдает другая. Равномерно, по отношению ко всем ресурсам, развитая личность — идеал для женщины.

Поэтому не надо углубляться в книжки и становиться докой женской психологии или жрать анаболики без перерыва, чтобы потом на пляже тебя гордо окликивали «нандролоновое мясо в метановой обжарке». Хотя, кому что нравится. Выбор всегда за вами.

Уровень счастья или выводы

Уровень счастья, когда человек красив на 8–10 баллов, нисколько не меньше, чем при том, когда он красив на 3–4! Он абсолютно одинаковый.

Просто счастье будет компенсировано за счёт других ресурсов, которые в отношениях намного важнее, чем физическая привлекательность. Стоп! Это не говорит о том, что теперь надо уйти в книжки с головой и совсем забыть про свою привлекательность. Ни в коем случае. Это говорит лишь о том, что вам необходимо постоянно развиваться во всех направлениях.

Вам необходимо быть сбалансированной личностью в отношении всех человеческих ресурсов (не путать с предназначением).

Что делать?

Начните с простого: найдите себе стилиста. И не бабу Галю из соседнего подъезда, не Людку, потому что у неё половина вещевого рынка знакомых. А нормального стилиста, по объявлению с отзывами или по рекомендации. Найдите себе визажиста или хотя бы сходите на урок по визажу, чтобы выработать себе стиль и следовать ему. Будьте постоянно в форме, чистыми и опрятными, ухоженными.

Поверьте, «траур под ногтями» убьёт месяцы трудов стилиста и визажиста напрочь!

P.S.: Но есть и ещё одно: внешний мир начинается с внутреннего. Помните об этом…

samopoznanie.ru