Внутренняя позиция школьника представляет собой – Внутренняя позиция школьника
Внутренняя позиция школьника
Внутренняя позиция школьника — отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации.
В целом внутренняя позиция как психологическое образование характеризует точку зрения человека относительно определенных ситуаций и обстоятельств его жизнедеятельности, вызывая определенные эмоциональные переживания как положительного, так и отрицательного характера. Внутренняя позиция школьника проявляет образ ученика, процесса обучения и всего, что с ним связано, а также школы в целом, сформировавшийся в сознании ребенка или подростка, включенного в учебную деятельность. Таким образом, в зависимости от того, каков модус отношения к учебным занятиям, можно судить о сформированной или несформированной позиции школьника.
Процессуально формирование внутренней позиции школьника связано с принятием или отвержением тех правил и требований, которые предъявляет к ребенку образовательная среда и его статус ученика. Период ее развития приходится на начальную школу и в первую очередь на первый год обучения. Л. И. Божович отмечает, что первоначально ребенок выполняет свои школьные функции подобно правилу той роли, которую брал на себя в игре. Желание быть на уровне тех требований, которые к нему предъявляет образовательная среда, является более сильным, чем остальные. Эта «детская произвольность» со временем исчезает, когда ребенок привыкает к позиции школьника. На ее месте должен сформироваться более высокий тип произвольности, отвечающий специфике учебной деятельности как повседневной обязанности ребенка, причем деятельности все более усложняющейся.
У ребенка со сформированной позицией школьника учение и осознание себя учащимся вызывают положительные эмоциональные переживания, а игры и занятия дошкольного периода теряют свою привлекательность. Школьник дорожит своей новой ролью, гордится теми учебными обязанностями, которые на него возложены, понимает всю ответственность и важность учебной деятельности. В случае, если внутренняя позиция школьника не была сформирована или потеряла свою привлекательность, побудительную силу, выполнение обязанностей школьника становится обузой, нудной и подчас неприятной ношей.
Внутренняя позиция школьника
5psy.ru
Внутренняя позиция школьника. Справочник школьного психолога
Внутренняя позиция школьника
отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации.
В целом внутренняя позиция как психологическое образование характеризует точку зрения человека относительно определенных ситуаций и обстоятельств его жизнедеятельности, вызывая определенные эмоциональные переживания как положительного, так и отрицательного характера. Внутренняя позиция школьника проявляет образ ученика, процесса обучения и всего, что с ним связано, а также школы в целом, сформировавшийся в сознании ребенка или подростка, включенного в учебную деятельность. Таким образом, в зависимости от того, каков модус отношения к учебным занятиям, можно судить о сформированной или несформированной позиции школьника.
Процессуально формирование внутренней позиции школьника связано с принятием или отвержением тех правил и требований, которые предъявляет к ребенку образовательная среда и его статус ученика. Период ее развития приходится на начальную школу и в первую очередь на первый год обучения. Л. И. Божович отмечает, что первоначально ребенок выполняет свои школьные функции подобно правилу той роли, которую брал на себя в игре. Желание быть на уровне тех требований, которые к нему предъявляет образовательная среда, является более сильным, чем остальные. Эта «детская произвольность» со временем исчезает, когда ребенок привыкает к позиции школьника. На ее месте должен сформироваться более высокий тип произвольности, отвечающий специфике учебной деятельности как повседневной обязанности ребенка, причем деятельности все более усложняющейся.
У ребенка со сформированной позицией школьника учение и осознание себя учащимся вызывают положительные эмоциональные переживания, а игры и занятия дошкольного периода теряют свою привлекательность. Школьник дорожит своей новой ролью, гордится теми учебными обязанностями, которые на него возложены, понимает всю ответственность и важность учебной деятельности. В случае, если внутренняя позиция школьника не была сформирована или потеряла свою привлекательность, побудительную силу, выполнение обязанностей школьника становится обузой, нудной и подчас неприятной ношей.
Поделитесь на страничкеinfo.wikireading.ru
Карасева С.Н. Внутренняя позиция школьника 6-7летнего ребенка как базовый компонент развития личностных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС в начальной школе
Карасева Светлана Николаевна
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики
Karaseva Svetlana Nikolaevna
Ryazan extra-mural institute (branch) of Moscow State University of Culture and Arts
candidate of psychological sciences, associate professor, head of the chair of psychology and pedagogy
Библиографическая ссылка на статью:
Карасева С.Н. Внутренняя позиция школьника 6-7летнего ребенка как базовый компонент развития личностных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27745 (дата обращения: 25.03.2019).
Личностные универсальные учебные действия младших школьников включают в себя не только мотивационную составляющую, но также особенности самооценки, нравственного становления и, конечно, самоопределения. При реализации ФГОС в начальной школе процесс формирования внутренней позиции школьника у 6-7летнего ребенка становится очень актуальным. Рассмотрим это более подробно.
Внутренняя позиция школьника, согласно Божович Л.И., это возрастная форма самоопределения детей шестилетнего возраста. С одной стороны, изменяется социальная ситуация развития, то есть место его в системе отношений. Но, самое главное, происходит постепенное субъективное отражение данной ситуации в сознании и переживаниях ребенка, то есть внутренней позиции ребенка.
Данный феномен – это совокупная характеристика системы внутренних (психологических) факторов, которая определяет у ребенка формирование основных новообразований в данном возрасте. Поскольку просто наличие внешних новых требований и посещения школы недостаточно. Главное, чтобы
данную позицию принял и осмыслил сам ребенок, и чтобы она отразилась при обретении тех смыслов, которые связаны с учебной деятельностью, новыми требованиями и школьными отношениями. Тогда возможно реализовать новый потенциал развития.
Именно поэтому внутренняя позиция школьника становится базовым компонентом развития личностных универсальных учебных действий, который определяет динамику усвоения 6-7летним ребенком школьной жизни.
Данный феномен в психологической науке изучался еще в середине прошлого века. Помимо Божович Л.И., внутреннюю позицию школьника исследовали также Гуткина Н.И., Гинзбург М.Р., Зак А.З., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Благодаря проведенным исследованиям, смогли уточнить сложную динамику ее формирования с точки зрения развития мотивационно-смысловой сферы и отношения к школьным предметам.
Согласно Божович Л.И., развитие учебных мотивов – важный показатель сформированности внутренней позиции школьника. Оптимальным вариантом является ситуация, когда учение для ребенка становится серьезной содержательной деятельностью, имеющей социальное значение. Причем, важным становится наличие познавательной потребности: интерес к учебным задачам, овладению новыми умениями и знаниями.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется произвольность поведения, благодаря чему обеспечивается соподчинение мотивов. Следовательно, он теперь становится способен подчинить импульсивные свои желания поставленным сознательно целям. Это способствует формированию в структуре личности новых моральных мотивов – чувства долга и ответственности.
Проведенные исследования позволили выделить систему мотивов, которые характерны для перехода к начальному образованию.
Во-первых, учебно-познавательные мотивы. В таком случае ребенок ориентируется на усвоение способа добывания знаний. Его интересуют приемы самостоятельного их приобретения, методы научного познания, способы саморегуляции учебной работы, рациональная организация своего труда.
Во-вторых, широкие социальные мотивы. Речь идет о потребности в социально-значимой деятельности и мотиве долга.
В-третьих, позиционный мотив, который связан с желанием занять иное положение во взаимоотношениях с окружающими людьми.
В-четвертых, внешнее побуждение. Как правило, это давление со стороны (родители, учителя и т.д.).
В-пятых, наличие игрового мотива или желание получать высокую оценку.
Естественно, при неадекватности мотивов можно будет прогнозировать наличие низкой или относительно низкой успеваемости.
В результате создается сложная психологическая ситуация. Из-за мотивационной незрелости плохо или медленно формируется учебная деятельность. В результате можно отметить низкий уровень успешности обучения, несформированность учебной деятельности и регулярный неуспех ребенка. В результате можно наблюдать дальнейшее снижение мотивации.
Поэтому внутренняя позиция школьника является базовым компонентом развития личностных универсальных учебных действий 6-7летних детей. Наличие непринятия нового статуса ученика, низкой школьной мотивации и даже негативного отношения ребенка к обучению в школе будет значительно осложнять процесс возрастного развития и адаптацию.
Остановимся на критериях сформированности внутренней позиции школьника.
Во-первых, наличие положительного отношения к школе и процессу учения. Помимо этого, обязательным является проявление познавательного интереса к содержанию школьных занятий. Ребенок должен предпочитать уроки школьного типа дошкольным.
Во-вторых, имеется адекватное содержательное представление о подготовке к школе, и предпочитаются классные коллективные занятия индивидуальным, домашним.
В-третьих, ребенок положительно относится к школьной дисциплине, поддержанию общепринятых норм поведения и предпочитает социальный способ оценки знаний. Речь идет об отметках, а не о дошкольных способах поощрения (сладости и подарки).
Учеными выделены уровни сформированности внутренней позиции школьника 6-7летних детей.
Низкий уровень характеризуется наличием отрицательного отношения к школе и к поступлению в нее.
Средний уровень можно разделить на два подуровня.
Во-первых, ребенок положительно относится к школе, но у него отсутствует ориентация на школьное содержание. Он хотел бы учиться в школе, но, при этом, сохранить дошкольный образ жизни.
Во-вторых, имеется ориентация на систему содержательных моментов действительности в школе и на образец «хороший ученик». Но, в то же время, сохраняется приоритет социальной мотивации.
Высокий уровень сочетает в себя ориентацию, как на социальные, так и на учебные аспекты жизни школьника.
Следовательно, формированию внутренней позиции школьника 6-7летних детей необходимо уделять пристальное внимание.
Библиографический список
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна. – М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”. – 1997. – 352 с.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Карасева Светлана Николаевна»
web.snauka.ru
Статья на тему: Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема.
Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема.
За последние десятилетия произошли существенные изменения в обществе и в образовании. Насыщенность дошкольного детства специальными школьными атрибутами (тетрадями, учебниками, портфелями и т.д.), приближение содержанияи форм организации воспитательно-образовательного процесса к учебной деятельности привели к стиранию внешних границ между дошкольным и младшим школьным возрастами (Е.О. Смирнова, О.В. Гударева, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова).
По мнению Н.И. Гуткиной, эти особенности проживания дошкольного детства приводят к изменению общего уровня психологической готовности к школе у детей, поступающих в первый класс. Несмотря на умение читать, писать и считать, большинство детей психологически не готовы к школе и у многих первоклассников наблюдаются низкие показатели адаптации и симптомы школьной дезадаптации (И.В. Дубровина, Н.Г. Салмина, В.Е. Каган, А.А. Северный, М.В. Максимова и др.).
Понимание психологической адаптации к школе как процесса освоения ребенком школьной действительности заставляет нас обратиться к понятию внутренней позиции школьника – личностному образованию, ответственному за динамику освоения ребенком школьной жизни (О.В. Карабанова, Л.И. Божович, Н.И. Гуткина).
Внутренняя позиция школьника (понятие, введенное в психологию Л.И. Божовичв 1968 г.) представляет собой новое отношение ребенка к среде, возникающее в результате тесного переплетения 2 основных потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослым, причем обе потребности выступают здесь на новом уровне. Ребенок испытывает необходимость не просто узнавать новое, но и вступать со взрослым в новые социальные отношения. Это возможно для него через учебную деятельность, повышающую социальный статус ребенка и обеспечивающую новый уровень взаимоотношений.
Личностная готовность ребенка к школьному обучению выражается в отношении ребенка ковзрослому, сверстнику и самому себе, как активному и ответственному члену общества.
Уровень развития этих отношений определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.
Ученики с личностной неготовностью к обучению проявляют детскую непосредственность: на уроках отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Кроме того, они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу и мешает остальным ученикам. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая – когда учитель и родители выражают недовольство их поведением и учебными неудачами. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.
Личностная незрелость ребенка ведет за собой трудности формирования произвольного поведения.Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения психологической готовности к школе. Трудность заключается в том, что с одной стороны произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороныслабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
— умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
— умение ориентироваться на заданную систему требований;
— умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
— умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Фактически, параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.
Д.Б. Эльконин (1978) считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей. Коллективная игра позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. Именно поэтому игру можно считать «школой произвольного поведения». Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: творческого воображения, самосознания, произвольного поведения.
Чтобы формирование внутренней позиции школьника у ребенка заканчивалось к началу обучения, а не продолжалось внутри учебной деятельности необходимо учитывать тот факт, что для ребенка в шестилетнем возрасте основной деятельностью продолжает оставаться игра, а уже сформировать навыки учебной деятельности предстоит учителю начальных классов.
Взрослым необходимо обратить свое внимание на то, что обучение ребенка не должно осуществляться за счет лишения радостей и удовольствий. Только от взрослых зависит, сможет ли ребенок полноценно прожить свое детство.Подготовленный к школе дошкольник может реализовать возможности предыдущего этапа развития и двигаться дальше. Нужно стремиться к тому, чтобы период детства проходил в самых благоприятных условиях.
Литература:
1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000.
2. Нежнова Т.А. Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема /Формирование личности в онтогенезе. Сб.науч.трудов.: [Посвящен памяти Л.И.Божович]. //под ред. И.В.Дубровиной. М.АПН ССР, 1991. С.50-62.
3. Нежнова Т.А. Формирование новой внутренней позиции. //Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. – М.: Педагогика, 1988. – С.22-36.
nsportal.ru
Филиппова А.Э. Понятие “Внутренняя позиция школьника” в психологии
Филиппова Анастасия Эдуардовна
Саратовский национальный исследовательский государственный университет
магистрант
Библиографическая ссылка на статью:
Филиппова А.Э. Понятие «Внутренняя позиция школьника» в психологии // Психология, социология и педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/10/7200 (дата обращения: 08.02.2019).
Изучение внутренней позиции школьника в психологии имеет важное значение для поиска путей повышения мотивации учения школьников [1], формирования позитивного отношения к обучению в школе [2], успешной социализации в современном образовательном и социокультурном пространстве [3].
Внутренняя позиция школьника трактуется как отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации [4].
В общем внутренняя позиция как психологическое образование определяет мнение человека относительно определенных обстоятельств его жизнедеятельности, инициируя конкретные переживания как положительного, так и отрицательного характера. Внутренняя позиция школьника выражает облик учащегося, ход обучения и всего, что связано с обучением, школы как цельного субъекта, сформировавшегося в сознании учащегося, который уже включен в учебную деятельность. Следовательно, по тому, каково отношение школьника к учебным занятиям, можно сказать о позиции школьника как сформированной или же несформированной.
Процессуально развитие внутренней позиции школьника сопряжено с принятием им или же отвержением тех законов и условий, которые были предъявлены к ученику той образовательной средой и его собственным положением как ученика. Промежуток ее формирования как раз и приходится на начальную школу, а главное – на самый первый год обучения. Л.И. Божович писала о том, что изначально ребенок, проецируя на себя правила роли, которая предназначалась ему в игре, исполняет школьные функции, которые ему определены учебным процессом [4]. Ребенок желает быть на уровне требований, предъявляемых ему системой образования, и это желание является более сильным, чем другие. Так называемая «детская произвольность» исчезает к тому времени, когда ребенок адаптируется к позиции школьника. На месте произвольности должен развиться наиболее высокий вид произвольности, который будет отвечать особенностям учебной деятельности как обычного обязательства ученика. Следует заметить, что данная деятельность будет все больше усложняться.
Ребенок, у которого сформирована достаточно позиция школьника, получает положительные переживания от того, что он осознает себя учеником, поэтому игры и все, чем он занимался в дошкольном периоде, становятся менее привлекательными. Школьник начинает осознавать свою новую роль, ему не хочется ее потерять, он гордится тем, что у него появились школьные обязанности, которые на него возложили, становится более ответственным по отношению к своей учебной деятельности. Однако, если же эта позиция не достаточно сформирована или вообще не сформирована, или же потеряла для него особенность, перестала оказывать на него побудительную силу, то для него выполнение тех обязанностей, которые на него возложены, становятся обузой и зачастую тем грузом, который для него неприятен.
Понятие внутренней позиции, которое было введено Л.И. Божович, является самым известным, но также и одним из наименее разработанных понятий в психологии. Прежде всего, для Л.И. Божович это понятие было выведено из трудов Л.С. Выготского. На наш взгляд, данное понятие представляет собой конкретизацию представлений Л.С. Выготского о переживаниях как внутренних инстанциях, опосредующих внешние воздействия [5].
Важной проблемой, которую помогает решить понятие, которое мы изучаем, является проблема единиц анализа личности. Данная проблема впервые была поставлена Л.С. Выготским в его работе «Мышление и речь» [6]. Методологические подходы, представленные в работе Л.С. Выготского, также можно проследить и в исследованиях личности в трудах А.Г. Асмолова, Р.Кеттелла, Г.Айзенка, К.К. Платонова, В.С.Мерлина и др., в дальнейшем более подробно изучались Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко.
Психологи и педагоги отмечают, что современные дети совершенно не хотят идти в школу, позиция школьника не сформирована.
Перед началом школьного обучения развитие ребенка разворачивается в социальную сторону, то есть ребенку не хватает тех ресурсов, которые он получает от своей семьи. Поэтому он начинает тянуться к более обширному обществ, для того, чтобы быть оцененным и замеченным другими взрослыми, а не только своими родными. Следовательно, у ребенка формируется «Я» социальное.
Социум дает растущему ребенку место, где он проявляет свое стремление и сравнивает себя с другими – в варианте школы, а также при посещении различных кружков, в которых он может себя проявить. Основным условием для прохождения в данную среду и является внутренняя позиция школьника, которая должна быть у него сформирована.
Обобщая все то, о чем говорилось ранее, следует отметить, что внутренняя позиция школьника – это концепция взглядов ребенка на школу и на собственное место в ней. Внутренняя позиция школьника со временем создается у ребенка в старшем дошкольном возрасте. Позиция развивается в сюжетно-ролевых играх в школу, в разговорах о ней с семьей и ближайшим окружением, а также в детских садах с воспитателями и педагогами.
Позиция школьника значит, что учащийся способен думать о себе как «Я – будущий школьник, ученик. Я иду в школу», и эти идеи носят положительный характер. Ребенок относится к поступлению в учебное заведение, к учебе благоприятно, вернее, как естественному движению формирования событий. Он может незначительно беспокоиться, однако, в общем ощущает потребность учения, никак не думает о себе без обучения.
Позиция школьника в наиболее взрослом варианте также определяется как желание ребенка обучаться, следовательно, он имеет надлежащие познавательные мотивы. Ребенок заинтересован в учебе, стремится познать что-то новое для себя. Он не только достигает учебных результатов, но и пребывает «в процессе». Закладываются основные принципы ощущения взрослости, «расцветающее» уже в подростковом возрасте. Позиция школьника – это этап к взрослению, когда ребенок тянется к тому, чтобы стать взрослым. А первый педагог и представляется как одна из тех персон, которые в его понимании символизируют данный мир взрослых.
Таким образом, посредством формирования данной внутренней позиции школьника у детей создаются две общественно важные потребности – познавательная и потребность в общении со старшими. Весьма похоже на ранее детство, где главная потребность концентрируется на эмоционально-деловом общении с семьей. Однако степень трудности школьной работы несравненно больше.
Согласно сведениям научных исследований, сегодняшние первоклассники отличаются от тех детей, которые поступали в учебные заведения в 80-е годы минувшего столетия. Изучение проводилось среди городских жителей. Установлено, что современные дети отличаются тем, что они лучше понимают себя, у них наиболее развиты истинные ролевые действия. Возможно, разного рода формирующая подготовка в дошкольном возрасте как раз и содействует тому, что дети развиты не по годам и ведут себя как взрослые.
С точки зрения развития позиции школьника – это позитивное изменение личности, так как для ребенка нет места стрессам и меньше неожиданностей. Но пропадает новшество, душевный подъем, заинтересованность к учебной жизни, детская непринужденность, а также игровые умения [7].
Итак, внутренняя позиция школьника – это то, что приобретается в дошкольном возрасте, и родителям нужно систематически, однако без фанатизма, создавать у обучаемого ребенка благоприятный настрой на школу. Это необходимо, так как все исследования, которые проводились, демонстрируют, что если внутренняя позиция школьника у ребенка не сформирована, а он первоклассник, то велика вероятность, что позиция станет очень неполноценна и кривобока. Чаще бывает, к сожалению, что школа не способствует формированию интереса к познанию у школьника, а, наоборот, даже приглушает этот интерес.
Библиографический список
- Шипова Л.В., Кухарчук О.В. Мотивация учения у старших подростков с разным уровнем интернальности и экстернальности // Теория и практика общественного развития. 2015. №19. С.243-245.
- Шипова Л.В. Изучение внутренней позиции школьника у детей разных возрастных групп: учебно-методическое пособие. Саратов, 2015.
- Шипова А.В. Культурные практики подростков с процессе социализации // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 4. С. 60-68.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. – Воронеж, 1995.
- Шипова Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 3 (47). С. 37-48.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999.
- Реан A.A., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2009.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Филиппова Анастасия Эдуардовна»
psychology.snauka.ru
Проблема формирования внутренней позиции ученика первого класса сельской школы
The article describes the problem of forming the internal position of first graders in rural schools. Presents the results of studying of development of self-assessment of Junior schoolchildren in relation to their «way I«, as the main component of the internal position of a pupil and level of formation of this position.
Key words: internal position of the pupil, self-evaluation, primary school age, self-esteem, the «I«-concept
С самого раннего детства у ребенка формируется определенная система представлений о самом себе и своей личности, так называемый «образ Я», который включает в себя ряд определенных качеств, отношение к окружающему миру и, конечно же, самооценку.
Д. Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ребенок проходит некий путь от выделения себя, как отдельного человека до самосознания [5].
Становление внутренней позиции ученика имеет долгий путь развития, так, в раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность. Постепенно предметный мир сменяется на мир людей и общение с ними.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, в ходе нее ребенок осваивает новые роли из жизни взрослых, учится общению, формирует в себе личностные качества, в ней развивается воображение и интеллектуальная сфера ребенка, как условия необходимые для формирования будущей внутренней позиции школьника.
Успешная сформированная внутренняя позиция школьника в младшем школьном возрасте обуславливает успешность ребенка в учебном процессе. С поступлением ребенка в школу происходит переход к новой ведущей деятельности (учебной), что оказывает огромное влияние на формирование его личности.Именно школа становится центром всей жизни ребенка, с ней связаны новые переживания [3].
Л. И. Божович подчеркивает, что гармоничная внутренняя позиция школьника необходима для освоения требований общества, как личности, осваивающей новую социальную роль, усваивающей учебный материал и выполняющей домашние задания, личности с оптимальным построением отношений с новыми людьми (учитель и одноклассники) [1].
К семи годам у ребенка формируется тесная связь между самосознанием ребенка и его внутренней позицией, что объясняется наличием внутренней мотивации обучения ребенка к школе. В своих исследованиях Л. И. Божович указано, что «личность ребенка формируется через мотивационную среду и что в готовности к школе на передний план выступает именно мотивация». Она выделила две группы мотивов, первой из которых, выступает потребность в общении с другими, окружающими ребенка людьми, и второй группой, является потребность в удовлетворении познаний, которые он уже не может получить дома [1].
В свою очередь, следует отметить, что внутренняя позиция ученика является неотъемлемой частью уровня психологической готовности ребенка к школе. К шести годам родители и родные начинают знакомить ребенка со школой и особенностями школьного обучения в игровой форме, на основе собственных позитивных воспоминаний из личного опыта обучения и рассказов о школе и школьной жизни. Ребенок осознает необходимость обучения в школе и узнает положительные стороны школьной жизни, которые формируют общее представление о ней.
К семи годам, поступая в школу, ребенок начинает соотносить свои собственные представления, чувства, эмоции и знания о школьном мире с услышанным ранее о школе. Начало обучения способствует усвоению ребенком его новой социальной роли, происходит признание им важности учения, как социально значимой деятельности. Внутренняя позиция ребенка выходит на новый социальный уровень и приводит к осознанию ребенком своего нового социального образа «Я».
Основой для формирования внутренней позиции школьника является его самооценка. Под самооценкой, мы понимаем — способность ребенка оценивать свои знания и умения, свою деятельность и ее результаты, а так же оценивать свои личностные качества и поведение.
Для первого класса нормой является высокая не всегда адекватная (чаще, несколько завышенная) самооценка. Дети высоко оценивают свою деятельность и ее результат, потому что они прикладывают много усилий для достижения результата. Самооценка первоклассников, опирается так же на мнение окружающих (сверстников и взрослых). Это сложное время для первоклассника, в связи с чем, взрослые стараются много хвалить ребенка, что естественно повышает и несколько идеализирует самооценку первоклассника.
Для выявления уровня развития самооценки первоклассников и сформированности у них внутренней позиции школьника мы провели ее изучение. В эксперименте приняли участие ученики первого класса Виткуловской СШ Сосновского района Нижегородской области в составе 16 человек (из них 10 девочек и 6 мальчиков в возрасте от 6 до 7 лет).
Для изучения самооценки мы использовали методику В. Г. Щур «Лесенка» [4], так же была проведена экспериментальная беседа по определению «внутренней позиции школьника», разработанная Н. И. Гуткиной [2].
Нами был выявлен уровень сформированости самооценки ребят (с ориентацией на отношение к самому себе окружающих его людей (матери и учителя)), результаты исследования представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты изучения уровня самооценки первоклассников по методике В. Г. Щур «Лесенка»
Результаты, представленные на рисунке 1, свидетельствуют о том, что у всех первоклассников была выявлена либо высокая (что в принципе является нормой для этого возраста), либо адекватная самооценка как по отношению к себе, так и по отношению к матери и учителю.
По отношению к своему «образу Я» у всех 16 первоклассников (100 %) выявлен высокий уровень развития самооценки, что может свидетельствовать о том, что у детей успешно формируется система собственных взглядов, отношений, требований и оценок явлений окружающей действительности.
Следует отметить, что в ходе беседы с учителем начальной школы, мы выяснили, что, в основном, проблем во взаимоотношениях с одноклассниками, в «новом» школьном коллективе, у детей нет. Со сменой ведущей деятельности первоклассника, меняется и система отношений с окружающими людьми, за основу оценки чего-либо, ребенок, пока, берет мнение родителей и учителя, так как они являются наиболее значимыми для него, в этом возрасте.
По шкале «Мама» 14 учащихся начальной школы, что составило 88 % от общего числа детей, участвующих в эксперименте, имеют высокую самооценку по отношению к матери. Это может быть объяснено тем, что с поступлением ребенка в школу родители предъявляют больше требований к ребенку. Эти требования связаны с требованиями, предъявляемыми по отношению к ребенку, прежде всего учителем: выполнение домашнего задания, посещение занятий и возможных дополнительных занятий, кружков, секций, школ дополнительного образования, необходимостью большей концентрации внимания на учебном процессе, нежели, чем в игре, ведь она по-прежнему остается значимой деятельностью для ребенка.
2 испытуемых (12,5 %) из 16 имеют средний уровень самооценки по шкале «Мама». Можно предположить, что такие результаты объясняются неблагополучием некоторых семей. Конечно же, каждая мать старается максимально огородить своего ребенка от любых негативных воздействий на ребенка, но не стоит забывать о следующем факторе — все дети из сельских семей, некоторые из семей не благополучны. Тем не менее, показатели в норме, значит, выбранный метод воспитания матерей положительно влияет на самооценку первоклассников.
По шкале «Учитель» 8 первоклассников, что составило 50 % от общего числа, имеют высокую самооценку, у другой половины — самооценка по отношению к учителю, находится на среднем уровне, что свидетельствует о хороших отношениях между первоклассниками и учителем. Учитель играет важную роль в формировании «образа Я» первоклассника, поскольку является значимым для него человеком, мнение которого учитывается им при оценке чего-либо. В отношениях с учителем, ребенок старается проявить себя с хорошей стороны, чтобы его похвалили, поставили положительную отметку. Первоклассник мотивирует себя на успешное обучение, чтобы не оказаться неуспешным, замечания учителя очень значимы для него.
Так же нами была проведена экспериментальная беседа по определению «внутренней позиции школьника», разработанная Н. И. Гуткиной [2]. Данная беседа направлена на определение «внутренней позиции школьника», она включает вопросы, помогающие определить наличие познавательной и учебной мотиваций у ребенка, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет существенное значение для развития познавательной потребности, а также личностных особенностей, способствующих или, наоборот, препятствующих успешному обучению в школе.
Вопросы № 1 и № 9 не являются ключевыми, т. к. на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными. Результаты беседы на остальные вопросы оказались следующими.
На вопрос № 2 (Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?) 14 учащихся (87,5 %) ответили «нет», что свидетельствует о сформированности внутренней позиции у детей. Соотношение и достоверность этого убеждения можно проследить в ответах на 7 вопрос (Почему ты хочешь идти в школу?). У 12 первоклассников (75 %) желание пойти в школу связано, не с внешними признаками ученика (красивое платье, портфель банты, пенал и т. д.), а именно с учебной деятельностью (научиться читать, писать,в школе можно всему научиться). Таким образом, можно сказать, что в целом, у большей части учеников сформирована внутренняя позиция школьника.
На 11 вопрос анкеты: «Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?». 13 первоклассников (81,25 %) не раздумывая, ответили, что хотели бы стать учениками, что может свидетельствовать о желании ребенка учиться в школе, а значит, и о сформированности его внутренней позиции школьников.
По мнению Н. И. Гуткиной, если ребенок в этой игре выбирает роль ученика и сам ход игры максимально сводит к реальности (то есть делают задания, которые получали на уроке от учителя, читают, соблюдают время урока, дисциплину, пишут диктанты и другие учебные задания), то можно говорить об успешной сформированности внутренней позиции школьника [2].
На 12 вопрос (В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: перемена или урок? Почему?) так же 13 человек (81,25 %) отдали свое предпочтение увеличению времени отведенного на урок, что говорит о мотивированности детей к учебному процессу, их желании заниматься учебной деятельностью.
3 ребенка (18,75 %) на все рассмотренные вопросы отвечали, что не хотят идти в школу, предпочли бы остаться дома, что свидетельствует о том, внутренняя позиция школьника не сформирована. В ходе игры в школу, дети выбирали роль учителя, объясняя, что хотят проявить себя как «хороший учитель», который не задает больших домашних заданий, делает большие перемены и вместо скучных уроков проводит игры. Такой выбор первоклассников может свидетельствовать о неготовности ребенка к школе, негативном отношении к учебному процессу и, конечно же, о несформированности внутренней позиции школьников.
В целом, можно сказать, что у большей части детей (81,75 %) выявлена успешная адаптация к новым условиям обучения, положительная мотивация к учебной деятельности и сформированная внутренняя позиция школьника.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что у первоклассников сформирована высокая самооценка по отношению к себе, маме и к учителю. Высокая самооценка для ребят этого возраста является нормой.Обнаружено, что высокая, и адекватная самооценка, как правило, соответствует оптимальному уровню развития внутренней позиции школьника.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.
- Уривская Н. С., Калинина Т. В. Проблема формирования личности ребенка младшего школьного возраста в условиях школьного обучения // Новая наука: Проблемы и перспективы. — 2016. — № 3–2 (67). — 195–198 c.
- Щур В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент. — М., 1982. — 114 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школа, внутренняя позиция школьника, учитель, отношение, учебный процесс, высокая самооценка, учебная деятельность, первоклассник, адекватная самооценка.
moluch.ru
Формирование внутренней позиции школьника. Становление внутренней позиции школьника
Понятие внутренней позиции, введенное Л.И. Божович, парадоксальным образом является как одним из наиболее известных, так и наименее разработанных понятий в отечественной психологии развития. Анализ данного понятия показывает, что, во-первых, сама Л.И. Божович многократно пересматривала его содержание, пытаясь сформулировать более точно и, во-вторых, что, несмотря на эти старания, понятие так и осталось скорее интуицией его автора, чем четко сформулированным теоретическим конструктом (Т.А. Нежнова, 1991).
Прежде всего, понятие внутренней позиции было для Л.И. Божович развитием теоретических положений, сформулированных еще в трудах Л.С. Выготского. На наш взгляд, данное понятие представляет собой конкретизацию представлений Выготского о значащих переживаниях как внутренних инстанциях, опосредующих внешние воздействия. Понятие внутренней позиции находится в русле культурно-исторического подхода в психологии личности, намеченного Л.И. Божович вслед за Л.С. Выготским.
Внимательное изучение работ Л.И. Божович показывает, что под внутренней позицией она понимала выступающие в единстве систему реально действующих мотивов по отношению к окружению или какой-либо его сфере (например, «широкие социальные мотивы учения» применительно к школьной жизни), осознание себя, а также отношение к себе в контексте окружающей действительности. Понятие подразумевает единство мотивационного, аффективного и когнитивного компонента. Введенное Л.И. Божович понятие имеет и еще один важный смысловой аспект. Внутренняя позиция личности — не навязанный внешним окружением, а принятый человеком выбор своего места в жизни, опосредованный внутренними мотивами. Данное новообразование относится к личности в целом, в процессе отногенеза претерпевает ряд качественных изменений. Такое понимание внутренней позиции является, на наш взгляд, эвристичным, позволяющим решить целый ряд как методологических, так и более конкретных проблем психологии личности и психологии развития.
Основной методологической проблемой, которую позволяет решить изучаемое понятие, является проблема единиц анализа личности. В отечественной психологии проблема единиц анализа психической реальности была впервые поставлена Л.С. Выготским в работе «Мышление и речь» (1934). Методологические требования к единице анализа, намеченные Л.С. Выготским, позволили сформулировать их впоследствии более детально (Н.Д. Гордеева, В.П. Зинченко, 1982). В психологической литературе анализ «по элементам» противопоставляется анализу «по единицам», начиная с Л.С. Выготского.
Эти два подхода к анализу имеются и в исследованиях личности. А.Г. Асмолов (1996) относит к попыткам анализа личности «по элементам» факторные теории личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк) и концепции, в которых личность механически «собирается» из блоков темперамента, мотивации, прошлого опыта и т.д. К таким концепциям можно отнести представления о личности К.К. Платонова, В.С. Мерлина и некоторых других авторов. В других теориях личности выделяется некоторое динамическое образование, в котором сконцентрированы свойства личности как целого. Можно сказать, что в таких подходах к исследованию личности за основу берется принцип анализа «по единицам». Один из первых примеров такого подхода к изучению личности в отечественной психологии – теория В.Н. Мясищева, в которой отношение выступает как единица анализа личности.
azowo.ru