Внутренняя позиция школьника является новообразованием: Формирование внутренней позиции школьника
Рекомендации по формированию внутренней позиции школьника | План-конспект урока (1,2,3,4 класс) по теме:
Формирование
«внутренней позиции»
школьника.
Составил
педагог-психолог
МОУ Прогимназия
Морозова Н.В.
2009
Маркс
Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т. е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность (“Хочу в школу!”). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением, как новой серьёзной, общественно значимой деятельностью.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Психологи выделяют два аспекта психологической готовности — личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Личностная готовность к школьному обучению.
Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л. И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Производительность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.
Волевая готовность к школьному обучению.
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом
Нравственная готовность к школьному обучению.
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств. у детей формируется потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу.
Специфические особенности мышления дошкольника.
Многие родители считают, что речь — важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического — это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.
Эмоциональная сфера и физическая готовность к школьным нагрузкам.
У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник может неадекватно реагировать на требования предъявляемые учителем. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии
И еще один фактор, влияющий на адаптацию ребенка – это его физическое развитие, энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденция к энергосбережению.
Влияние родительских установок на развитие внутренней позиции.
Завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития.
В декабре месяце была проведена диагностика учебной мотивации учащихся МОУ Прогимназии среди 1-4классов. С помощью «Беседы о школе» Т.А.Нежновой в 1классе было опрошено 25 учащихся, во 2 ом классе — 18 учащихся. По анкете Чуткиной «Оценка уровня школьной мотивации» были опрошены учащиеся 3-его класса – 21 человек, в 4 ом классе опрошено 20 учащихся.
Высокий уровень | Нормальный уровень | Недостаточный уровень | |
1класс | 10 | 11 | 4 |
2 класс | 10 | 6 | 2 |
3 класс | 3 | 15 | 3 |
4 класс | 17 | 3 |
При этом в 3ем классе 9(60%)детей из 15 имеющих нормальную мотивацию, имеют внешнюю мотивацию. В 4ом классе – 10(58%) из 17 детей имеющих нормальную мотивацию, имеют внешнюю мотивацию.
Сравнительная таблица учебной мотивации по классам Прогимназии г.Маркса
Высокая мотивация % | Нормальная мотивация % | Недостаточная мотивация % | |
1класс | 40 | 44 | 16 |
2 класс | 56 | 33 | 11 |
3 класс | 14 | 72 | 14 |
4 класс | 85 | 15 |
Сравнительная диаграмма учебной мотивации по классам Прогимназии г.Маркса
В частности была проведена дополнительная диагностика первоклассников с помощью теста личностных отношений, социальных эмоций и энергетического баланса. Был использован проективный тест «Домики». Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
Результаты теста показали, что 5 детей или 24% испытывают компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Этим детям необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
В то же время, дети у которых оптимальная работоспособность, 33%, испытывают эмоциональную неустойчивость. Возможно, имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно(тревожность, неблагополучная эмоциональная атмосфера в семье, неадекватная самооценка).
Таким детям особенно, да и всем тоже нужна психологическая поддержка и подкрепление учителей и родителей. Что же такое психологическая поддержка и подкрепление.
Психологическая поддержка — один из при емов педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его эмоцио нальную сферу, закреплять положительные пере живания и состояния. Особо следует сказать о понятии, близком к «психологической поддержке», — «подкреплении».
Подкрепление — это стимул, предъявляемый пос ле конкретной деятельности и вызывающий повто рение и научение этой деятельности. Те ученики, которые хорошо успевают, нуждаются в меньшем количестве подкреплений, поэтому учителя охот нее занимаются с ними, нежели с другими. Из-за этого слишком много учащихся остается вне при стального внимания учителей. Психологическая поддержка ребенка в ситуации страха и тревожности должна со провождаться цепочкой подкреплений и реализовываться с помощью ободрения, сочувствия, одоб рения, опоры на кого-либо.
Ободрение достигается такими способами, как похвала, употребление ласковых слов, анонсирова ние, щадящие приемы, доброжелательный тон в общении, шутки, юмор.
Анонсирование. Оно чем-то напо минает репетицию предстоящего дей ствия. Учитель может заранее сообщить школьникам о предстоящей самостоя тельной или контрольной работе, про верке знаний. Но пре дупреждает не просто так. Смысл анонсирования — в предварительном об суждении того, что должен будет сделать ребенок: просмотреть план сочинения, прослушать вариант предстоящего ответа, вместе подобрать литературу к предстоящему ответу. Такая подготовка, особенно вместе с употребле нием ласковых слов, дает подверженным страхам детям психологическую установку на успех, придает уверенность в своих силах, тем самым снижается уровень школьных страхов
Щадящие приемы особенно хорошо применять в тех случаях, когда дети застенчивы и по этой при чине теряются у доски, не решаются выступать на сцене перед большим количеством людей. Вот некото рые из них:
- Сделать устное объявление классу о чем-либо.
- Раздать тетради или учебные пособия.
- Пройти через весь класс к столу учителя и показать, как выполнена работа.
- У доски с группой детей разыграть сценку.
- Объявить на классном празднике о начале концерта.
Юмор, шутки. К этому учителя относятся по-разному. Большая часть, к сожалению, считает, что на уроке не до шуток, поэтому они шутить не любят, да и не умеют. Педагоги-мастера не представляют себе общение с детьми без шуток и смеха, снимаю щих напряжение, тревогу и страх
Одобрение. Можно подкрепить ответ ученика реп ликами согласия: «Да, все это верно!», «Правиль но!»; ободрения: «Так, так, правильно, смелее, сме лее!» и одобрения: «Молодец, правильно!»; «Пре красно.»; «Отлично, твои успехи очень радуют!»
Эмоциональное поглаживание ~ способ выз вать положительные эмоциональные переживания неречевыми средствами: прикоснуться рукой к пле чу, погладить по голове, обнять и даже поцеловать. Конечно, в практической, повседневной работе учи тель не может целовать детей. Ни с гигиенической, ни с педагогической позиций это не принято. Но в отдельных случаях, особенно в ситуациях страха, когда ребенок испытывает сильное потрясение, до пустимо выразить таким образом любовь, ласку, сочувствие ребенку.
Сочувствие, сопереживание сопровождают каж дое слово, жест воспитателя в тот момент, когда он оказывает психологическую поддержку ребенку.
Опора на кого-либо в ситуации страха для де тей необходима. И очень важно, когда рядом оказываются взрос лые, умеющие их поддержать.
Лица учеников, в адрес которых высказывается одобрение или согласие, светятся радостью, они активно работают на протяжении всего урока. Те же ученики, на долю которых выпадают замечания, ра ботают еще хуже.
Какие же можно дать рекомендации родителям и учителям, для успешного развития и сохранения внутренней позиции и учебной мотивации детей.
(раздаточный материал для учителей)
Советы учителю, как развивать внутреннюю позиции школьников и учебную мотивацию
1. Обеспечивайте у учеников ощущение продвижения вперед, правильно подбирая уровень сложности заданий. Задания должны быть ни слишком трудными, ни слишком легкими. Они должны быть посильными.
2. Обеспечивайте детям переживание успеха в учебной деятельности, заслуженно оценивая результат их деятельности. Оценивайте объективно их возможности и способности. Старайтесь не сравнивать одного ребенка с другими детьми, только — с самим собой. Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил это задание, не то, что ты!». Лучше сказать так: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!». Такой подход будет ориентировать вашего ученика на собственное совершенствование.
- Используйте все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников с целью активизации их самостоятельного мышления; используйте исследовательский метод обучения: ставьте перед детьми проблемы, выдвигайте гипотезы, стройте предположения, экспериментируйте; проводите уроки в нетрадиционной форме
- Используйте личностно-ориентированное обучение: партнерский стиль общения, оригинальные формы сотрудничества детей друг с другом и с учителем.
5.Помните о воздействии на детей собственного авторитета и примера. Маловероятно, что учащиеся смогут получить полноценное образование у учителя, который прекрасно знает свой предмет, но тяготиться своей работой и не получает от нее удовольствие. «Учителя-источники» воспитывают «учеников-источников», «учителя-пешки» воспитывают «учеников-пешек».
- Сотрудничайте с родителями по повышению уровня школьной мотивации.
- Используйте развивающие методики обучения.
- Создавайте в классе предметно-развивающую среду.
9. Осторожно принимайте негативную информацию о ваших учениках от других учителей.
10.Используйте чувство юмора на уроках — это поможет вам и детям найти выход из сложных ситуаций.
11.Будьте последовательны в применении наказания, используйте наказание применительно к конкретному нарушению.
12. Уделяйте большое внимание созданию положительного эмоционального микроклимата, необходимого для создания и поддержания мотивации учения.
Советы родителям. Ребенок идет в школу. Педагогические рекомендации и практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников и формированию внутренней позиции. Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Пробуждение.
Если вы будите ребёнка, то делать это спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его «лежебокой», не вступать в спор по поводу «последних минуток». Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: » Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут». Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам. Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает. Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: » Через 10 минут тебе надо выходить в школу». Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали»;
Выход в школу
Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: «Пусть все сегодня будет хорошо» .Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: «Увидимся вечером, чем «После школы нигде не шляйся, сразу домой». (Если ребенок забывает что-то положить в портфель, то лучше будет, если вы сначала вместе будете это делать, причем вечером. Следующий этап ребенок сам собирает портфель, а вы проверяете за ним. И если что-то забыто, напомнить об этом доброжелательным тоном. Если делать это систематически, то результат будет положительным. Ребенок научится сам собираться в школу, ничего не забывая ). Это связано с тем, что произвольность функций и умение распределять время находится в стадии формирования. И этому тоже надо научиться. Возвращение из школы
Не задавайте вопросы, на которые дети дают привычные ответы. — Как дела в школе? Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей («им нужны мои оценки, а не я»). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции «написаны» у него на лице. («День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?»). «Папа пришел». Пусть отдохнет, почитает газеты, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. Пусть когда вечером, за ужином, вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.
Домашние задания
16. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т. п. 17. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым, обрести веру в себя 18. Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка; 19. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние. Пора спать. 20. Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.
|
Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.
Методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе»
Цель: Уровень мотивации учения.
Вопросы к беседе.
- Что тебе нравится (не нравится в школе больше всего)? Что для тебя самое
привлекательное, интересное в школе? - Представь, что вечером мама скажет: «Ты у меня совсем маленький, а в школе
очень трудно учиться. Хочешь я пойду к учителю и попрошу, что бы тебя из
школы отпустили на месяц, неделю и т.д.?» Что ты ответишь маме? - Представь, что тебя все-таки отпустили из школы. Что ты будешь делать, чем
заниматься, ведь в школу идти не надо? - Представь, что ты встретил во дворе мальчика (девочку), который в школу еще не
ходит. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, что бы хорошо подготовиться к
школе?» Что ты ему посоветуешь? - Представь, что тебе предложили учиться так, что бы в школу не ходить, а наоборот
к тебе приходила учительница домой. Ты согласился бы учиться дома? - Представь, ваша учительница уехала в командировку, директор говорит: «Мы
можем пригласить другого учителя или ваши мамы поочереди будут вас учить».
Как ты думаешь, как будет лучше? - Представь, что есть две школы. В первой школе каждый день бывают уроки
письма, чтения, математики, а музыка, рисование, физкультура не каждый день. А
во второй школе наоборот. В какой школе ты хотел бы учиться? - В первой школе от учеников строго требуют, что бы они внимательно слушали
учителя и делали все то, что он говорит, не разговаривали на уроках, а поднимали
руку, если хотят что-то спросить или выйти. Во второй школе не делают
замечаний. В какой школе ты хотел бы учиться? - Представь, что в какой — то день ты старательно работал на все уроках и
учительница сказала: «Сегодня ты учился особенно старательно, я хочу как — то
отметить тебя за хорошее учение. Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или
пятерку в дневник. Что бы ты выбрал?
Классификация ответов. Все ответы разделяются на две категории А и Б
А | Б |
В. .№1: уроки грамоты, счет — занятия по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка. В. № 2: несогласие ребенка на «отпуск». В.№ 3: учебные занятия — высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию. В. № 4: содержательная сторона подготовки к школе — освоение некоторых навыков чтения, счета, письма. В. № 5: несогласие на обучение на дому. В. № 6: выбор учителя. В. № 7: выбор школы № 1. В. № 8: выбор школы № 1. В. № 9: выбор отметки. | В. № 1: дошкольные виды деятельности -уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а так же внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т. д. В. № 2: согласие на «отпуск». В № 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких либо учебных действиях. В. № 4: формальные стороны подготовки к школе — приобретение формы, портфеля и т.д. В.№ 5: согласие. В. № 6: выбор родителей. В. № 7: выбор школы № 2. В. № 8: выбор школы № 2. В, № 9: выбор игрушки или шоколадки. |
Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер, то есть высокий уровень учебной мотивации. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения, то есть ребенок имеет внешнюю и игровую мотивацию.
Анкета Чуткиной «Оценка уровня школьной мотивации»
Вопросы анкеты.
- Тебе нравится в школе или не очень?
- Утром, когда ты просыпаешься , ты всегда с радостью идешь в школу или тебе
хочется остаться дома? - Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем
ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома? - Тебе нравится, когда у вас отменяют какие- нибудь уроки?
- Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
- Ты хотел бы чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- У тебя в классе много друзей?
- Тебе нравятся твои одноклассники?
Ответы оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ — 0 баллов, нейтральный — 1 балл, положительный — 3 балла). Учащиеся, набравшие 25 — 30 баллов, характеризуются высоким уровнем учебной мотивации, 20 — 24 балла -средний уровень, 15-19 баллов — указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов -свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов — о негативном отношении к школе.
Внутренняя материнская позиция: структура и содержание
Соловьева Е.В.
Внутренняя материнская позиция: структура и содержание // Перспективы науки. — 2012. — № 3 (32). — С.411–414.
Ключевые слова и фразы: внутренняя позиция личности, социальная ситуация развития, мотивационное образование, внутренняя материнская позиция.
Аннотация: В статье представлен анализ понятия «внутренняя материнская позиция». Автор опирается на конструкт «внутренняя позиция личности» — центральный в теории личности Л.И. Божович. Изучена структура этого концепта,раскрыто содержание его уровней, показано методологическое значение для исследования личностных и социальных факторов, которые обеспечивают формирование готовности к материнству.
Key words and phrases: internal position of personality, social situation of development, motivation, maternity internal position.
Summary:The article analyses the concept «maternity internal position»on the basis oftheoretical concept «internal position of personality» which plays the key role in L.I. Bozhovich’sTheory of Personality. The author examines the structure of this concept, describes its motivational, cognitive and emotional levels and demonstrates its methodological importance in research of personaland social reasons which form preparedness for motherhood.
Теоретический конструкт«внутренняя позиция личности»был разработан Л.И. Божович в рамках культурно-исторического подхода к развитию психики человека Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева.Являясь центральным, ключевым в теории личности Л.И. Божович, понятие внутренней позиции является, с одной стороны, одним из наиболее известных, а с другой-наименее разработанных в отечественной психологии развития.
Структура социальной ситуации развития включает в себя объективный и субъективный аспекты [3]. Объективный аспект – объективная социальная позиция субъекта — система прав, обязанностей, социальных норм, требований к поведению и деятельности субъекта, что в совокупности задает «идеальную форму» развития[8]. Также сюда относят институты социализации, в которых происходит взаимодействие субъекта с его окружением (семья, образовательные учреждения, сверстники и т.д.) и которые выступают носителями системы социальных ожиданий. Субъективный аспект социальной ситуации развития, по мнению Л.И. Божович, представляет собой принятие и освоение субъектом своей социальной позиции в виде «внутренней позиции» [3].
Внутренняя позиция личности — это «мотивационное образование, система потребностей и стремлений, представленная субъективно в соответствующих переживаниях.Преломляя и опосредствуя воздействия среды, она становится движущей силой развития у человека новых психических качеств» [2, с.
Внутренняя позиция субъекта — это своеобразная форма самосознания, которая выступает как на уровне осознания, так и на уровне аффективного переживания, она отражает отношение субъекта к своей объективной социальной позиции, меру ее принятия и освоения, характер представлений о себе и отношениях с другими. Основной функцией внутренней позиции является регуляция взаимодействия личности и ее социального окружения. Таким образом, сформированная внутренняя позиция позволяет человеку строить свое поведение иуправлять собой не усилием воли или преодолением себя, а иначе – через принятие собственного выбора, мотивированного внутренними побуждениями.
В психологии развития понятие внутренней позиции было впервые обозначено Л.И. Божовичкак новообразование, связанное с возрастным кризисом 6–7 лет.Этому новообразованию Л.И. Божович придавала большое значение, считая, что принятие и освоение внутренней позиции школьника является необходимымусловиемего готовности к школьному обучению, т.
е. к переходу к новой социальной ситуации развития [4]. Внутренняя позиция формируется в процессе жизни и воспитания ребенка и отражает не просто объективное положение растущего человека в жизни, но его отношение к этому положению, характер его потребностей, мотивов, стремлений.Рассмотрение психического развития как процесса преобразования собственной личности неизбежно поставило вопрос о соотношении объективного и субъективного аспектов в развитии, т.е. о вкладе «внешних» и «внутренних» факторов в формирование личностных новообразований.Введенное Л.И. Божовичпонятие внутренней позиции как раз и отражает сущность этого соотношения.
Очевидно, что потенциал понятия внутренней позиции значительно шире задач изучения того возраста, применительно к которому оно было впервые предложено. Данное психологическое новообразование, впервые появившись на рубеже 6–7 лет,относится к личности в целом, и в процессе онтогенеза оно претерпевает качественные изменения. Внутренняя позиция личности (авнутренняя позиция школьника – ее частный случай) продолжает развиваться и изменяться в течение всей жизни индивида и становится основой других новообразований.
Ряд исследователей (например, [9], [10]) полагают, что структура внутренней позицииинвариантна, то есть на протяжении всего онтогенеза человека, начиная с 6–7-летнего возраста, в структуре ВП имеются мотивационный, когнитивный и эмоциональный уровни.
Мотивационный уровень представляет собой стремление, интерес, потребность в деятельности, характерной для данной социальной позиции, что проявляется в предпочтении этой деятельности всем другим.Когнитивный компонент – это четкие и подробные представления о содержании и форме деятельности, о своей позиции, о формах взаимоотношений и сотрудничества в рамках данной деятельности. Эмоциональный уровень представлен позитивным эмоциональным отношением к этой деятельности, себе в новой социальной роли и к партнеру, в контексте отношений с которым эта деятельность разворачивается.
Л.И. Божович определяет внутреннюю позицию как «мотивационное образование» — это означает, что основным и ведущим уровнем этого конструкта является мотивационный и, соответственно, его содержание определяет специфику когнитивных представлений и эмоциональных переживаний.
Внутренняя позиция отражает не просто объективное положение человека в жизни, но его отношение к этому положению, характер его потребностей, мотивов и стремлений. Поэтому этот теоретический конструкт может служитьуниверсальной системнойличностнойхарактеристикой, которая имеетразличное содержаниеи формы проявления в онтогенезе, не меняя при этом своей структуры. Следовательно, в рамках теории личности, сформулированной Л.И. Божович, внутренняя позиция может быть использована в качестве единицы анализа личности на разных этапах жизни человека. В этом состоит основное методологическое значение изучаемого конструкта.
Обратимся теперь к понятию внутренней материнской позиции (ВМП). Е.И. Захарова определяет его как форму отражения, принятия и освоения женщиной своей социальной позиции матери [6];это особая система потребностей, связанных с материнством как общественно значимой деятельностью.Освоение женщиной этой позиции создает мотивационную направленность на выполнение материнских функций в ходе беременности,в родах и после рождения ребенка [5].
Как было показано выше, содержание внутренней позиции личности проявляется на мотивационном, когнитивном и эмоциональном уровнях. Мотивационный уровень сформированной ВМП представлен личностными смыслами и ценностными ориентациями, связанными с материнством и ребенком,включением материнства в систему уже имеющихся актуальных мотивов и потребностей, направленностью на выполнение родительских функций [5], а также ценностные ожидания, адресованные ребенку и себе как матери. Когнитивный уровень ВМП — это осознаваемые ценностные представленияо материнстве, о ребенке, об образе себя как матери, о детско-родительских отношениях. Сюда также следует отнести «декларируемое» эмоциональное отношениек себе как матери и к ребенку. Эмоциональный уровень ВМП – это эмоциональное отношение к материнству, ребенку и себе в роли матери.
Эти уровни ВМП находятся в определенной иерархии: мотивационный уровень является высшим, именно он определяет и организует содержание ориентирующих образов, представлений и эмоционального отношения к ребенку и себе в роли матери и при помощикогнитивных и эмоциональных составляющихрегулируетповедениеженщины во время беременности, родов и в процессе взаимодействия с ребенком.
Как показано в исследовании Е.Б. Айвазян, помимо реальных ценностей и мотивов, составляющих мотивационный уровень, внутренняя материнская позиция на когнитивном уровне включает также и осознаваемые ценностные представления. С одной стороны — это нормативные, социально желательные ценности, предъявляемые человеку социумом, т.е. ценностные стереотипы, а с другой стороны — рефлексивные представления о своих собственных ценностях [1].
При всем разнообразии подходов к изучению материнства, которое в последние годы широко ведется в различных аспектах,проблема готовности женщин к выполнению материнских функций полностью не решена [11]; вопрос о факторах (личностных и социальных),которые обеспечивают формирование готовности к материнству, остается открытым. М.Е. Ланцбург отмечает, что само понятие «психологическая готовность к материнству» не имеет до сих пор строгого определения, его сущность и структура понимается неоднозначно [7]. Таким образом, назрела необходимость в четком научном обосновании этого феномена и выделениикритериев его формирования.
Сформированная ВМП создает мотивационную готовность женщины к выполнению материнских функций, обеспечивая при этом положительное эмоциональное отношение к этой деятельности, поэтому ВМП как раз и может стать тем теоретическим конструктом, на основе которого могут быть качественно исследованы основные феномены,регулирующие материнское поведение — личностные смыслы материнства,эмоциональное отношение к материнству,к себе в роли матери и к ребенку,образ ребенка,образ себя в роли матери,представления осодержании и форме материнской деятельности.
Исследование внутренней материнской позиции как личностного новообразования в психике женщины расширяет представления о ее развитии во взрослом возрасте, вносит вклад в решение важной дискуссионной проблемы отечественной возрастной психологии — о возможности примененияпредставлений о культурно-исторической обусловленности развития в детском и подростковом возрасте к пониманию и анализу механизмовразвитиявзрослого человека.
Литература
- Айвазян Е. Б. Внутренняя материнская позиция у беременных женщин: теоретический и эмпирический анализ.// Альманах ИКП РАО. –9/ 2005.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред.Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — с. 244–268.
- Захарова Е.И. Развитие личности в ходе освоения родительской позиции // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 2. – C. 24–29.
- Захарова Е.И. Роль ценностно-смысловой ориентировки в психологической подготовке женщины к родам // Журнал практического психолога.–2002.- № 4–5, С. 53–60.
- Ланцбург М.Е. Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций. // Психологическая наука и образование. – 2011. -№ 1.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
- Лубовский Д. В. Понятие «Внутренняя позиция личности» в работах Л.И. Божович: теоретические аспекты и современные исследования //Журнал практического психолога: Научно-практический журнал.–2008. -№ 5.-С. 157–171.
- Нежнова Т.А. «Внутренняя позиция школьника» — понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе: сборник научных трудов / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. — С. 50—61.
- Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
Новообразование (опухоль) > Информационные бюллетени > Yale Medicine
Обзор
При чтении статей о здоровье вы можете встретить слово «неоплазма», которое на самом деле является другим словом для обозначения опухоли. Опухоль представляет собой массу, состоящую из клеток, которые аномально разделились. Хотя диагноз новообразования или опухоли звучит зловеще, важно знать, что не все они являются раковыми.
«Опухоли — это новообразования в любой части нашего тела», — говорит Ксавьер Ллор, доктор медицинских наук, генетик рака и гастроэнтеролог, который является содиректором Программы генетики и профилактики рака Smilow. «Тело имеет систему сдержек и противовесов в каждом из наших органов, которая находится в идеальном равновесии, но когда она нарушается, может развиваться рост, который не контролируется нашим телом. Иногда эти наросты доброкачественные [нераковые], но некоторые из них могут быть злокачественными или раковыми».
Опухоли растут в твердых тканях, таких как органы, суставы и кости. Иногда вы можете почувствовать опухоль. В других случаях их можно обнаружить только с помощью визуализирующих тестов, таких как МРТ, КТ, ПЭТ, эндоскопия или ультразвук. В любом случае часто требуется биопсия, чтобы ее можно было оценить под микроскопом, чтобы определить, является ли опухоль доброкачественной, предраковой или злокачественной.
Что такое новообразование или опухоль?
Миллионы клеток нашего тела проходят жизненный цикл. Они размножаются и пополняются по мере того, как старые умирают или становятся дефектными, обычно без потомства.
Но иногда дела идут не идеально. Вместо уничтожения старых клеток или клеток с поврежденными генами (ДНК) эти поврежденные клетки могут начать быстро делиться и снова и снова создавать аномальные копии самих себя. В конце концов это формирует массу или опухоль, которая может быть доброкачественной или злокачественной.
Что такое доброкачественные опухоли?
Часто опухоли не являются раковыми; обычно доброкачественные опухоли не являются серьезными, даже если клетки в них аномальны. Аномальные, но не раковые клетки — это то, что врачи называют «организованными»: когда патологоанатом оценивает биопсию ткани под микроскопом, клетки выглядят нормальными и хорошо организованными. Кроме того, в отличие от злокачественных клеток, клетки доброкачественных опухолей обычно не проникают в близлежащие ткани.
Опухоли могут претерпевать изменения (гиперплазия и дисплазия) на пути к раку, и они называются предраковыми опухолями. Таким образом, доброкачественные опухоли могут быть удалены по трем причинам: чтобы подтвердить, что они действительно доброкачественные, чтобы убедиться, что у них нет шансов стать раковыми, или для облегчения симптомов, если опухоль находится в месте, которое вызывает проблемы или давление, например, доброкачественная опухоль головного мозга. Доброкачественные опухоли обычно не растут снова.
Чем больше аномалий (изменений ДНК) в тканях, тем выше вероятность того, что они могут стать раковыми в будущем. В то время как большинство доброкачественных опухолей не причиняют вреда, те, которые растут в головном мозге, хотя и не являются раковыми, могут быть опасными для жизни, если их не удалить.
Что такое злокачественные опухоли?
Злокачественные опухоли являются раковыми, что означает, что их клетки претерпели несколько аномальных изменений в своей ДНК. Они начинают вторгаться в соседние клетки, размножаясь и делясь с очень быстрой и неконтролируемой скоростью. Каждый раз, когда они копируют себя, они передают свои дефекты, и с течением времени клетки становятся все более и более ненормальными, и они распространяются дальше.
В то время как иммунная система организма восстанавливает или удаляет аномальные клетки (процесс, называемый апоптозом), раковые клетки могут проскользнуть незамеченными и захватить иммунную систему, которую они обошли.
Мало того, что инвазивный характер злокачественных клеток приводит к их распространению в близлежащие ткани, злокачественные клетки могут распространяться и другим путем — через кровоток. Если одна или несколько клеток отделяются от первичной опухоли (там, где впервые появились раковые клетки), эти клетки могут переноситься кровью, что позволяет им сформировать новую злокачественную опухоль в совершенно другом месте.
Это называется метастатическим или вторичным раком; хотя вторичная или метастатическая опухоль расположена за пределами области, из которой она возникла, она состоит из раковых клеток из первичного очага рака.
Как обнаруживаются опухоли?
Опухоли иногда выявляют во время скрининговых тестов, таких как маммография, тест на простатспецифический антиген или колоноскопия. Доктор Ллор объясняет, что скрининги рекомендуются для выявления распространенных видов рака, включая рак молочной железы и колоректальный рак, начиная с определенного возраста. Скрининг также рекомендуется для некоторых пациентов с раком легких и предстательной железы и раком кожи для людей с определенными факторами риска. Национальные руководства, которые регулярно пересматриваются и обновляются, определяют, кому рекомендуется проходить скрининг рака и в каком возрасте его следует начинать.
Иногда рак обнаруживают, когда пациенту делают визуализацию по другой причине. Это называется случайной находкой.
Если опухоль расположена близко к поверхности кожи, вы можете нащупать опухоль кончиками пальцев. Однако в других случаях опухоли растут в органах, например, там, где их нельзя прощупать, и они могут оставаться незамеченными до тех пор, пока не разовьются такие симптомы, как лихорадка, усталость, кровотечение или боль.
При подозрении на рак врачи проведут следующие диагностические тесты для сбора дополнительной информации:
- Лабораторные работы для проверки уровня определенных химических веществ или гормонов в крови, моче и других жидкостях организма. Эти жидкости оценивает патологоанатом. Слишком высокие или слишком низкие уровни могут быть маркером рака.
- Диагностическая визуализация позволяет врачам заглянуть внутрь тела, в том числе во внутренние органы, для выявления рака. Общие визуализирующие исследования включают МРТ, КТ, УЗИ, ПЭТ и рентген. Рентгенолог оценит изображение и диагностирует опухоль, если она будет обнаружена, как раковую или доброкачественную.
- Биопсия проводится для получения образца ткани опухоли, который патологоанатом может оценить под микроскопом. В зависимости от того, где расположена опухоль, биопсия может быть выполнена во время операции или с помощью процедуры, называемой стереотаксической биопсией, при которой игла вводится в целевую область, используя рентгеновское изображение в качестве ориентира. Патолог исследует опухоль и определяет, является ли она злокачественной.
Как врачи лечат опухоли?
Следующие варианты лечения могут использоваться отдельно или в комбинации для лечения опухолей:
- Хирургия. Доброкачественные опухоли можно удалить хирургическим путем. Для пациентов, состояние которых недостаточно для хирургического вмешательства, или в случаях, когда опухоль находится в труднодоступном месте, может быть использован другой вариант лечения.
- Химиотерапия. Эти препараты вводят, чтобы убить раковые клетки и/или остановить их рост и распространение.
- Лучевая терапия. Целевые лучи радиации могут убивать раковые клетки. Новая технология обеспечивает высокую точность с целью сведения к минимуму воздействия радиации на здоровые окружающие клетки.
- Абляция. Врачи могут уменьшить или устранить опухоли, воздействуя на них сильным холодом или теплом.
- Эмболизация . Иногда врачам удается остановить приток крови к опухоли, из-за чего она увядает и отмирает. Иногда это делается в сочетании с химиотерапией или иммунотерапией, наносимой непосредственно на опухоль.
- Гормональная терапия . При опухолях, питающихся гормонами (например, эстрогенами или андрогенами), врачи могут назначать гормоноподавляющие препараты.
- Иммунотерапия. Иммунотерапевтические препараты либо помогают укрепить иммунную систему, чтобы у нее было больше сил для борьбы с раковыми клетками. Или они могут нацеливаться и разрушать определенные белки или рецепторы на раковых клетках, чтобы не дать им перехитрить иммунную систему.
В чем уникальность подхода Yale Medicine к оценке и лечению опухолей?
В Yale Medicine наши радиологи и патологоанатомы специализируются на различных видах рака, чтобы у вас был самый опытный и высококвалифицированный врач, который проведет диагностическую визуализацию или биопсию.
Если установлено, что новообразование является раковым, врачи Йельского университета проводят еженедельные совещания, называемые советами по опухолям, на которых 30 специалистов рассматривают активные случаи и определяют наиболее эффективный вариант лечения для каждого пациента. Во многих случаях опухоли оцениваются на наличие специфических генных мутаций, которые могут сделать их уникальными, и это позволяет проводить таргетную терапию, которая корректируется в соответствии с наибольшей вероятностью ответа. Это принцип прецизионной медицины, который обычно применяется в Йельском онкологическом центре и онкологической больнице Смилоу.
Узнайте о Йельском онкологическом центреглиом | Медицинский центр Джона Хопкинса
Что тебе нужно знать
- Глиомы могут возникать в любом возрасте, но чаще всего они встречаются у взрослых. Глиомы несколько чаще встречаются у мужчин, чем у женщин, и чаще встречаются у представителей европеоидной расы, чем у афроамериканцев.
- Существуют различные степени глиом, что указывает на их потенциал роста и агрессивность.
- К этой группе опухолей относятся глиобластомы. Симптомы глиобластомы могут быть похожи на симптомы других глиом.
Что такое глиома?
Глиома — распространенный тип опухоли головного мозга. Около 33 процентов всех опухолей головного мозга представляют собой глиомы, которые возникают из глиальных клеток, окружающих и поддерживающих нейроны головного мозга, включая астроциты, олигодендроциты и эпендимальные клетки.
Глиомы называются внутриосевыми опухолями головного мозга, потому что они растут в веществе головного мозга и часто смешиваются с нормальной мозговой тканью.
Какие существуют типы глиом?
Астроцитомы представляют собой глиальноклеточные опухоли, развившиеся из клеток соединительной ткани, называемых астроцитами, и являются наиболее распространенной первичной интрааксиальной опухолью головного мозга, на которую приходится почти половина всех первичных опухолей головного мозга. Чаще всего они обнаруживаются в головном мозге (крупная внешняя часть мозга), а также в мозжечке (расположенном в основании мозга).
Астроцитомы могут развиваться как у взрослых, так и у детей. Астроцитомы высокой степени злокачественности, называемые мультиформной глиобластомой, являются наиболее злокачественными из всех опухолей головного мозга. Симптомы глиобластомы часто такие же, как и у других глиом. Пилоцитарные астроцитомы представляют собой глиомы мозжечка низкой степени злокачественности, обычно встречающиеся у детей. У взрослых астроцитомы чаще встречаются в головном мозге.
Глиомы ствола мозга , также называемые диффузными инфильтрирующими глиомами ствола мозга или DIPG, представляют собой редкие опухоли, обнаруживаемые в стволе головного мозга. Обычно они не могут быть удалены хирургическим путем из-за их удаленного расположения, где они переплетаются с нормальной тканью головного мозга и влияют на деликатные и сложные функции, которыми управляет эта область. Эти опухоли чаще всего встречаются у детей школьного возраста, где они являются причиной наибольшего числа детских смертей от первичных опухолей головного мозга.
Эпендимомы развиваются из эпендимальных клеток, выстилающих желудочки или спинной мозг. Эпендимомы встречаются редко, на их долю приходится от 2 до 3 процентов первичных опухолей головного мозга. Тем не менее, они составляют от 8 до 10 процентов опухолей головного мозга у детей и чаще поражают детей младше 10 лет. Чаще всего эпендимомы у детей локализуются вблизи мозжечка, где опухоль может блокировать отток спинномозговой жидкости и вызывать повышенное внутричерепное давление (обструктивная гидроцефалия). Эти опухоли могут распространяться на другие отделы головного или спинного мозга ( капельные метастазы) за счет оттока спинномозговой жидкости.
Смешанные глиомы (также называемые олигоастроцитомами) состоят из более чем одного типа глиальных клеток. Их диагностика как отдельного типа опухоли является спорной и может быть решена с помощью генетического скрининга опухолевой ткани. Эти опухоли часто обнаруживаются в головном мозге и чаще всего встречаются у взрослых мужчин.
Олигодендроглиомы формируются из олиогодендроцитов, поддерживающих клеток ткани головного мозга и обычно обнаруживаются в головном мозге. Примерно от 2 до 4 процентов первичных опухолей головного мозга составляют олиогодендроглиомы. Они чаще всего встречаются у молодых людей и людей среднего возраста и чаще встречаются у мужчин. Судороги являются очень распространенным симптомом этих глиом (от 50 до 80 процентов пациентов), а также головная боль, слабость или проблемы с речью. Олигодендроглиомы обычно имеют лучший прогноз, чем большинство других глиом.
Глиомы зрительного пути представляют собой тип опухоли низкой степени злокачественности, обнаруживаемой в зрительном нерве или перекресте зрительных нервов, где они часто инфильтрируют зрительные нервы, которые посылают сообщения от глаз к мозгу. Люди с нейрофиброматозом более склонны к их развитию. Глиомы зрительного нерва могут вызывать потерю зрения и проблемы с гормонами, поскольку эти опухоли часто располагаются в основании мозга, где находится гормональный контроль. Глиомы, влияющие на функцию гормонов, могут быть известны как глиомы гипоталамуса.
Каковы симптомы глиомы?
Глиомы вызывают симптомы, давя на головной или спинной мозг. Наиболее распространенные, включая симптомы глиобластомы:
Другие симптомы включают:
Тошнота и рвота
Потеря зрения
Головокружение
Симптомы глиобластомы и другие симптомы глиомы проявляются медленно и вначале могут быть малозаметными. Некоторые глиомы не вызывают никаких симптомов и могут быть диагностированы при обращении к врачу по другому поводу.
Каковы факторы риска глиомы?
Очевидной причины глиомы нет. Они могут возникать у людей всех возрастов, но чаще встречаются у взрослых. Глиомы несколько чаще поражают мужчин, чем женщин, и людей европеоидной расы, чем афроамериканцев.
Диагностика глиомы
Диагностика глиомы включает:
История болезни и медицинский осмотр: сюда входят вопросы о симптомах пациента, личной и семейной истории болезни.
Неврологический осмотр: Этот экзамен проверяет зрение, слух, речь, силу, чувствительность, равновесие, координацию, рефлексы и способность думать и запоминать.
Врач может осмотреть ваши глаза на наличие отека, вызванного давлением на зрительный нерв, который соединяет глаза с мозгом. Этот отек — отек диска зрительного нерва — является признаком, требующим немедленной медицинской помощи.
Сканирование головного мозга. Магнитно-резонансная томография (МРТ) и компьютерная томография (КТ или компьютерная томография), в которых используются компьютеры для создания подробных изображений головного мозга, являются наиболее распространенными видами сканирования, используемыми для диагностики опухолей головного мозга.
Биопсия: это процедура взятия небольшого образца опухоли для исследования под микроскопом. В зависимости от локализации опухоли биопсия и удаление опухоли могут выполняться одновременно. Если врачи не могут выполнить биопсию, они диагностируют опухоль головного мозга и определяют план лечения на основе результатов других анализов.
Лечение глиомы
Лечение глиомы зависит от ее степени. Существует четыре степени опухолей головного мозга; однако глиомы чаще всего называют «низкой степенью» (степень I или II) или «высокой степенью» (степень III или IV) в зависимости от потенциала роста опухоли и агрессивности.
Наилучшее лечение для отдельного пациента принимает во внимание локализацию опухоли, возможные симптомы и потенциальные преимущества по сравнению с рисками различных вариантов лечения (модальностей).
Лечение глиомы индивидуально для каждого пациента и может включать хирургическое вмешательство , лучевую терапию , химиотерапию или наблюдение .
Хирургия является наиболее распространенным начальным лечением глиом и требует краниотомии (вскрытие черепа). Иногда это выполняется с помощью интраоперационной МРТ или интраоперационного картирования головного мозга, если опухоль находится рядом с важными областями мозга.
Биопсия, взятая во время операции, предоставляет патологоанатому образцы ткани, которые затем могут поставить точный диагноз состава и характеристик опухоли, чтобы вы могли получить наилучшее лечение.
Хирургия также позволяет удалить опухолевые ткани для снижения давления в головном мозге. Это может быть срочная процедура.
Лучевая терапия Химиотерапия и обычно следует за операцией после установления диагноза или названия опухоли. Эти методы лечения называются адъювантными методами лечения .
Лучевая терапия проводится после операции по поводу некоторых типов глиом или в местах, где операция небезопасна. Для лечения глиом используются три типа лучевой терапии:
Химиотерапия, включая пластины и таргетную терапию, рекомендуется для некоторых глиом высокой степени злокачественности после операции и лучевой терапии.