Воля трусость недисциплинированность: Трусость — Психология человека
Трусость — Психология человека
Трусость почти всегда вознаграждается, храбрость же – добродетель, которая чаще всего наказывается смертью.
Эрнест Ренан
Существуют такие формы человеческого поведения, которые всегда были присущи определенной части людей и от которых при всем желании невозможно отказаться, не изуродовав при этом саму природу человека. К одной из таких форм мы можем отнести трусость, которая в той или иной мере присуща всем здоровым людям, но у некоторых из них может выделяться особенно сильно и поэтому вызывать к себе негативное отношение. Безусловно, трусость – неприглядная форма поведения и часто вредная для того, кто ее демонстрирует. Считается, что быть трусом плохо, потому что такого человека одолевает страх, который либо толкает его на глупые поступки, либо наоборот, сковывает его действия. Но в этой статье я не буду столь категоричным по отношению к этому виду душевной слабости, а взгляну на нее более широко, чтобы увидеть в ней и показать вам, положительные и даже полезные стороны. Именно такой подход к этой форме поведения и состоянию ума, позволял и позволяет мне помогать людям, обращающихся ко мне за помощью с данной проблемой. Надеюсь, эта статья также поможет кому-нибудь, кто в этом нуждается, по-новому взглянуть на свою трусость, чтобы использовать ее себе во благо, в тех случаях, когда невозможно стать немного смелее.
Что такое трусость?
Вкратце о том, что такое трусость. Трусость – это неспособность справляться со своим страхом, неумение переступать через него, когда это необходимо. Или еще можно сказать, что это неумение грамотно реагировать на страх. Допустим, есть какая-то ситуация, когда можно и нужно поступить определенным образом, чтобы решить проблему, задачу и чего-то избежать или что-то получить, а человек действует иначе или вовсе бездействует, из-за своей трусости. То есть, по сути, он ведет себя не совсем адекватно сложившимся обстоятельствам и поэтому лишает себя определенных возможностей или не решает важные проблемы, тем самым только усугубляя их. Но, надо также заметить, что в некоторых ситуациях трусливое поведение может помочь человеку избежать ненужных неприятностей и опасностей, оно уберегает его от лишних проблем. Ниже я объясню, о каких именно ситуациях идет речь.
Отношение к трусости
Первым делом скажем, что трусость в нашем обществе необоснованно презирается, порицается и представляется исключительно как слабость. Это, я вам скажу, не совсем объективная, с точки зрения природы, позиция людей по отношению к этой форме человеческого поведения, она больше культурная, ведь нам с детства внушают, что быть трусом плохо. Конечно, трусливые люди чаще всего не очень хорошо устраиваются в жизни, поэтому сложно углядеть в их отношении к ней какие-то позитивные моменты. Однако, трус совсем необязательно является слабым человеком, который никогда ничего не добивается из-за своего трусливого поведения. Он может применять эту модель поведения для избегания различных угроз, убегания от опасностей, трудностей, проблем, вместо борьбы с ними, ради своего выживания и благополучия. Он даже может таким образом отстаивать свои интересы. Тут просто надо помнить о том, что трусом движет страх, а это очень мощный стимул, и если подключить к нему голову, то можно придумать массу выгодных комбинаций в качестве ответа на различные вызовы, которые бросает нам жизнь и другие люди. Там, где смелый может действовать безрассудно, трусливый человек проявит осторожность и осмотрительность, и не подвергнет себя неоправданному риску. Так что в каких-то ситуациях трусливое поведение помогает, а в каких-то мешает. Главное, не просто чего-то бояться и в результате этого поддаваться воздействию эмоций, а перебирать различные комбинации своих действий, в ответ на то, что вызывает страх – вот что важно уметь делать трусливым людям. Боишься лезть в гору – обойди ее. Тебе не обязательно преодолевать страх – тебе важно добиться нужного результата.
А негативное отношение к трусости объясняется тем, что люди не любят тех, кто не берет ответственность за решение каких-то проблем на себя, кто не рискует своими интересами, здоровьем и даже жизнью в борьбе с различными угрозами, что означает, что это придется делать им, этим людям. А ведь не хочется. Хочется, чтобы кто-то другой был героем в опасных и трудных ситуациях, а ты просто извлекал из этого пользу. Поэтому смелое, но опасное, рискованное поведение одобряется, а более осмотрительное и осторожное поведение, воспринимаемое, как трусливое, порицается. Это неосознаваемый в большинстве случаев момент в отношении людей к трусости, он связан с эгоистическими интересами человека, который хочет, чтобы кто-то другой решал за него различные проблемы и чем-то жертвовал. К примеру, если вы со связкой гранат бросаетесь под танк – вы герой, смелый человек, вас, а точнее ваше поведение, восхваляют. Почему? Потому что вы это сделали, вы пожертвовали своей жизнью ради других людей, значит им не придется этого делать – расставаться со своей жизнью. А вот трус, делать этого не станет – он будет спасаться сам. Значит кому-то другому придется делать это за него – жертвовать своей жизнью ради других. Естественно, никому этого делать не хочется, поэтому трусливых людей выставляют в негативном свете. Такие вот, если так можно выразиться, шкурные интересы у нас стоят на кону, в вопросе осуждения трусости. Все дело в нашем эгоизме.
Вы можете спросить, как же так люди могут восхвалять смелость в других, ради своих эгоистичных интересов, не осознавая этого, если почти каждый человек хочет, чтобы в нем самом видели смелую, сильную, мужественную личность. Тут, друзья, надо различать желание людей выглядеть смелыми, сильными, мужественными и их способность такими быть. Безусловно, есть и всегда были люди, которые поступают смело, рискованно, проявляют отвагу и мужество и за это получают определенную награду, а вместе с ней признание и уважение со стороны других людей. Но далеко не всегда смелость приводит человека к победам, гораздо чаще к ней приводит хитрость. Не смелость, я считаю, а хитрость города берет. А потом уже, когда человек придет к определенному успеху, чего-то добьется, он начинает сочинять о себе красивые легенды, выставляя себя в самом благоприятном свете. Нередко так поступают трусы, которые с помощью хитрости и коварства смогли в чем-то преуспеть, к чему-то прийти, например, к власти. Или человек может выставлять себя героем, по сути, таковым не являясь, но поскольку доказать обратное не представляется возможным, то он может рассказывать о себе много всего хорошего. Например, пока одни под пули и танки бросались, другие отсиживались в штабах, отлеживались в госпиталях, а потом, когда все улеглось, начали травить байки о том, какими смелыми и отважными они были и сколько геройских поступков совершили. Здесь не истина играет важную роль, а красноречие и умение складно врать. Так что, хотеть быть смелым и мужественным и быть таковым, совершенно разные вещи. И именно поэтому большинству людей хочется выглядеть смелыми, но каштаны из костра пусть таскают другие.
Есть и другая причина негативного отношения людей к трусости – это их собственная трусость, которая мешает им отстаивать свои интересы. Ведь в других людях мы часто презираем то, что ненавидим в самих себе. А собственная слабость нам особенно неприятна, к ней мы чувствуем генетическое отвращение. Хотя, те, другие люди, могут вообще не беспокоиться из-за тех проблем, которые мешают нам и которые мы видим в них. Грубо говоря, если вы трус и вам из-за этого плохо, то это совсем не означает, что другому трусу так же плохо, как и вам. Он может быть всем доволен и ему совсем не хочется становится смелее, он и так научился хорошо решать свои проблемы. Вы можете его презирать, видя в нем свое отражение, но это будет исключительно ваша позиция, ваше видение другого человека.
Про убеждения, которые могут не иметь реальных подтверждений в жизни и вовсе говорить нечего. Человека можно убедить в чем угодно, в этом его слабость и сила. Если вам с детства внушали, что трусом быть плохо, то вам надо поискать в ней, в трусости, что-то хорошее, полезное, нужное, как я это делаю в этой статье, чтобы сформировать свое собственное отношение к ней. Тогда может прийти понимание того, что, да, трусом быть плохо, в некоторых ситуациях. Но бывают и такие ситуации, когда трусом быть нужно или приходится. Ведь, к примеру, если вас обвинят в трусости из-за того, что вы не хотите спрыгнуть с моста в реку, хотя другие это делали, а вы даже плавать не умеете, то честное слово, вам лучше признать свою трусость, чем попытаться ее опровергнуть, решив сделать то, к чему вас призывают. Такая смелость вам ни к чему. Запомните, как когда-то я это сделал – в этой жизни есть результативное и безрезультативное поведение, одно приводит к победам и успеху, другое к поражениям и неудачам. А смелое оно или трусливое, правильное или неправильное, хорошее или плохое, с чьей-то точки зрения, это менее значимые факторы для его оценки.
Смелость и трусость
Вышесказанное, разумеется, не означает, что трусость полезна и нужна, и что с ней нужно мириться, не пытаясь стать более смелым. Просто здесь нужно понять, тем, кто из-за нее страдает, что и с ней можно добиваться своих целей. И когда люди обращаются ко мне с такой проблемой, когда они жалуются на свое трусливое поведение, которое мешает им нормально жить, я всегда смотрю на их возможности, на имеющийся у них жизненный опыт, на их сильные и слабые стороны, перед тем как предлагать им различные варианты решения этой проблемы. Не все люди могут просто взять и стать смелыми и мужественными, даже постепенно и даже при хорошем наставничестве и должном старании. Я бы даже сказал, многие этого не могут сделать. Поэтому одним нужно учиться вести себя смелее в одних ситуациях, другим в других, а третьим и вовсе удобнее приспособить свою трусость к своим желаниям и потребностям, чтобы, как было сказано выше, искать различные варианты достижения своих целей, не борясь со своей трусостью, а используя ее в качестве мотивации и обходя с ее помощью острые углы.
Например, некоторые люди не могут вести себя смело в конфликтных ситуациях и учитывая их психические возможности, не должны этого делать, чтобы не усугублять своего положения. Потому что их характер не позволяет им быть такими, какими они в идеале должны быть в конфликтах. Они не смогут долго исполнять неестественную для них роль, не смогут отвечать ударом на удар. Поэтому, чтобы не ломать себя и не тратить уйму времени на освоение не подходящей им роли смелого, наглого, сильного, а когда это нужно и агрессивного человека, им проще прибегнуть к разного рода хитростям и с их помощью добиться своих целей. Поэтому я никогда не стремился всех, кому помогал справиться с трусостью, сделать, так сказать, крутыми, потому что все крутыми быть не могут. Но вот стать более результативными, успешными, практичными могут все. А если ты, будучи трусом, тем не менее достигаешь своих целей, то чего тебе из-за нее переживать, просто делай то, что можешь делать и получай за это определенную награду. Главное, не раскисать, не бездействовать. Трусость нужно дополнять гибкостью ума, чтобы не проигрывать из-за нее.
Конечно, в долгосрочной перспективе любого человека можно изменить до неузнаваемости, работая с ним грамотно, настойчиво, индивидуально. Но надо понимать, что под долгосрочной перспективой мы можем рассматривать очень длительный срок. Поэтому гораздо разумнее учиться в первую очередь обходиться тем, что уже имеешь, даже если это неприглядная трусость, вынуждающая тебя всего бояться.
А если говорить о смелости, то, бесспорно, она чаще приносит пользу тому, кто ее проявляет, по сравнению с трусостью. Но надо понимать, что смелость и трусость – это разные стороны одной медали. Быть всегда и везде смелым тоже плохо, можно здорово пролететь в тех ситуациях, в которых смелое поведение попусту неуместно. Поэтому здесь дело больше в оценке человеком той или иной угрозы, опасности, риска, а не в модели поведения. Просто быть смелым, без учета внешних факторов и своих возможностей, значит быть безрассудным. Таким образом получается, что одна крайность вынуждает людей бояться всего, а другая, не бояться ничего, что может привести к абсолютно неоправданному риску и потери всего и вся. Следовательно, проявить трусость или смелость и при этом выиграть от того или иного своего решения, может человек, который умеет оценивать риски, который понимает свои возможности и главное, умеет контролировать свое состояние, а не действует по привычке. Но это с точки зрения ума. А вот с точки зрения эмоций и чувств, коими большинство из нас в большинстве случаев руководствуется, поведение человека является менее контролируемым и обдуманным. Оно в большинстве случаев шаблонное, основанное на годами формировавшихся привычках. Поэтому, я иногда вижу, что человек на самом деле не трус, но считает себя таковым просто потому, что когда-то привык себя так вести, как ведут себя трусы, привык бояться, хотя бояться ему нечего, привык отступать, хотя вполне может отстаивать свои интересы в определенных ситуациях. Иными словами, некоторые люди недостаточно хорошо себя понимают и поэтому испытывают проблемы с той же трусостью, или со смелостью, если она у них безрассудная.
Чтобы лучше понять, почему иногда люди ошибаются на свой счет, давайте поговорим о том, что делает людей трусливыми и как потом это их состояние души, ума и тела становится для них привычным.
Что делает людей трусливыми?
Итак, что делает людей трусливыми и как потом изменить эту поведенческую и мировоззренческую модель отношения к жизни, приведя ее к более адекватному и эффективному состоянию? Здесь, друзья, необходимо понимать, что человек всегда придерживается такой модели поведения, которая в большинстве случаев позволяет ему что-то получить или чего-то избежать. Если говорить упрощенно, то получить человек хочет удовольствие, а избежать боли. И он прощупывает границы своих возможностей, границы дозволенного, с помощью той или иной модели поведения. Обычно, изначально, это эгоистичная модель поведения, проявлением которой является наглость, агрессия, капризы, призывающие других людей во что бы то ни стало сделать так, как хочется человеку. И если такое наглое, агрессивное, напористое поведение позволяет ему добиваться своих целей, тогда, естественно, он будет так постоянно себя вести, пока что-то или кто-то его не остановит, дав ему понять, что не все в этой жизни можно получить именно таким образом.
А в нашем случае речь идет о трусливом поведении, к которому человек прибегает вынуждено. Это потому, что большая часть его попыток проявить смелое, мужественное и инициативное поведение оканчивалось неудачей. Жизнь и другие люди наказывали его за смелость, поэтому он вынужденно избрал такую модель поведения, которая позволяет ему избегать боли, бороться со страхом и даже что-то получать от этого мира. Трусость помогает трусу выживать. Адекватна она или нет, это уже другой вопрос.
Поэтому, если этот мир так или иначе человека ломал и подавлял, не позволяя ему быть смелым, активным, мужественным, наглым, агрессивным, то ему только и остается, что быть трусом, который хоть как-то может себя защитить от различных угроз, хоть каким-то образом может добиться своих скромных целей, подстраиваясь под обстоятельства. Подумайте, а что еще можно в таком случае сделать, как подстроиться под этот мир, если не с помощью трусости? Если в жизни человека было очень много насилия, жесткости, боли, страданий, из-за которых он постоянно испытывал страх, если у человека нет внутреннего стержня, который сам по себе не появляется, его нужно развивать, если этот человек не имеет возможностей демонстрировать смелое поведение, потому что оно приведет его к гибели или очень серьезным проблемам, то какой смелости от него можно ждать? Попробуйте, к примеру, проявить смелое поведение в ситуации, когда всех несогласных ставят к стенке и расстреливают, чего вы добьетесь? Геройской смерти? А кому она нужна? Ведь главная задача человека в этом мире – выжить, а не погибнуть с гордо поднятой головой.
Поэтому, все зависит от того, как складывалась жизнь человека, как к нему относились другие люди, особенно близкие, что ему позволяли делать, а в чем ограничивали, испытывал он насилие на себе или нет и так далее. Трусливых людей жизнь не обязательно ломает, она их может учить тому, как жить в тех или иных условиях, когда твои возможности ограничены, когда ты не можешь бороться с теми или иными силами. Там уступил, тут уступил, от этого убежал, с тем не стал связываться, здесь поступился своими интересами, лишь бы не накалять ситуацию – так ведет себя трус. Он не боец по своей натуре, потому что в нем не развиты навыки бойца, его характер не закален, и он не обладает необходимыми бойцовскими качествами. Точнее, качествами бойца он обладает, но они в нем задавлены. Вот и живет человек так, как умеет, как привык жить, предпочитая борьбе бегство, а стойкости уступки. От природы он не трус, просто жизнь его складывалась так, что смелость, мужество, агрессивность, он просто не потянет, ни физически, ни морально. Собственно говоря, все здоровые люди, в определенных ситуациях могут проявить трусость. Никто, находясь в здравом уме, не может быть всегда и везде сильным и смелым, это невозможно. Иногда приходится и даже надо струсить, чтобы избежать каких-то, крайне негативных последствий или что-то получить, в чем-то преуспеть. Например, желая продвинуться по карьерной лестнице, по службе, человеку нужно уметь подстраиваться под вышестоящего, а не конфликтовать с ним.
Так что в основном агрессия и жестокость людей, делают человека трусливым. Реже, на это влияют болезни, когда человек чувствует свою физическую и духовную слабость и поэтому предпочитает не лезть на рожон и не прыгать выше головы, понимая, что это дорого ему обойдется. И еще внушения могут сделать из человека труса – это своего рода промывка мозгов, когда, к примеру, можно запугать человека какими-то страшилками, скажем, религиозного характера и таким образом заставить его бояться наказания за те или иные свои поступки. Так человек может стать трусливым, не сталкиваясь с реальным насилием над собой, а лишь воображая его себе.
Чтобы помочь человеку встать на другой путь – на путь смелого, сильного, уверенного в себе человека – нужно постепенно приучить его к этой, новой для него модели поведения, показав ему ее практичность, эффективность, работоспособность, а главное, доступность для него, чтобы человек верил в то, что сможет потянуть более смелую жизнь. Но прежде, если человек живет страхами, которые его подавляют, надо его от них избавить. Для этого нужно разложить в хронологическом порядке все этапы формирования его личности, чтобы увидеть, когда и как закреплялась его нынешняя, трусливая модель поведения и понять, ответом на какие внешние факторы она стала. Многое человеку, возможно, нужно будет переосмыслить, чтобы не бояться того, чего он привык бояться, к чему-то ему нужно будет изменить свое отношение, чтобы не беспокоиться и не нервничать, а на что-то, на какие-то страхи, ему необходимо будет найти более достойные ответы.
Например, трусливый человек может избегать принятия смелых решений в ситуациях, которые на самом деле ничем ему не угрожают и поэтому проявленная в них смелость и решительность – это орешек, который ему в данном конкретном моменте по зубам. Но он этого не понимает, поэтому предпочитает придерживаться привычного поведения, то есть, трусливого, робкого и в конкретном случае абсолютно бессмысленного, потому что он хронический трус, который видит опасность даже в собственной тени. Чтобы понять, какими возможностями он обладает, какую решимость способен проявить и благодаря смелым действиям выйти за рамки привычного поведения, человеку нужен кто-то извне, кто подтолкнет его к решительным действиям, кто, если потребуется, заставит его быть смелым в нужный момент. И когда он благодаря этой посторонней помощи совершит необходимые действия и увидит, что ничего страшного не произошло, а наоборот, все сложилось очень даже удачно для него – он победил, добился успеха, за счет проявленной смелости, то это будет его первый шаг на новом пути – пути смелого человека. Сделав несколько таких шагов, обязательно успешных, он закрепит новую модель поведения в своем уме и потом сможет ее развивать, проявляя смелость в тех случаях, когда это уместно, когда это в его силах.
Есть еще один важный момент в этом вопросе. Некоторые люди могут бояться того, что и так постоянно делают, только по принуждению, когда кто-то их заставляет перешагнуть через свой страх и совершить смелый, отважный поступок. То есть, они смелые только тогда, когда рядом с ними есть другой человек, как правило сильный, смелый, уверенный в себе, умный, который их поддерживает и направляет, или просто заставляет что-то делать. В результате они смелые не сами по себе, а благодаря кому-то. От такой зависимости тоже необходимо избавляться, иначе полностью трусость не преодолеть. Поэтому нужно добиваться того, чтобы человек был смелым по собственной инициативе, ставя его перед выбором: проявить смелость или струсить в определенной ситуации. Разумеется, эти определенные ситуации должны быть такими, чтобы человеку было по силам действовать в них смело и самостоятельно, не нуждаясь в посторонней помощи и поддержке. Тогда он станет более самостоятельным в этом деле.
Такой выбор, надо заметить, жизнь постоянно ставит перед каждым из нас. Только вот ситуации, в которых он спонтанно возникает, не всегда позволяют нам принимать смелые решения и совершать сильные поступки, чтобы закрепить соответствующую модель поведения. Именно поэтому одни люди получают такой жизненный опыт, который позволяет им быть смелыми, храбрыми, инициативными и уверенными в себе, а другие вынуждены становиться трусами и действовать с позиции слабого человека. Старайтесь, друзья, проявлять смелость почаще, определяя для этого ситуации, в которых она уместна и необходима. От нее больше пользы, чем от трусости. Смелые люди в этой жизни добиваются большего, чем трусливые. Но и не забывайте о том, что быть трусом тоже полезно, когда страх, который вынуждает вас уступать и отступать, сигнализирует о действительно серьезной опасности, на которую именно так и нужно реагировать.
Статья опубликована: 17.09.2018. Последнее обновление: 04.06.2020
Конспект классного часа «Воля»
Классный час на тему:
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
САДРИЕВА Н.Р.
Тема. Воля.
Цель: воспитание воли, целеустремленности.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока.
Чтение высказывания Платона. Обозначение темы и цели классного часа.
Воля — это целеустремленность,
соединенная с правильным рассуждением.
(Платон)
Беседа по вопросам.
Как вы понимаете высказывания великих моралистов?
Что такое воля, по-вашему?
Какое значение для человека имеет ее наличие (отсутствие)?
Как вы понимаете высказывания великих моралистов?
Что такое воля, по-вашему?
Какое значение для человека имеет ее наличие (отсутствие)?
(М. Эшенбах)
(В. Шекспир)
(М. Эшенбах)
(В. Шекспир)
Слово учителя.
Воля — способность осуществить поставленную цель, выдержка, стойкость, сила характера.
Любой поступок требует волевого усилия. Во все времена люди с развитой волей вызывали глубокое уважение. Воля помогает человеку преодолевать такие пороки, как лень, трусость, вспыльчивость, недисциплинированность.
Волей мы можем назвать нашу внутреннюю устремленность. Воля — это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Волевой человек — это человек с твердым характером. Самая большая победа — это победа над самим собой. Вообще потребность в достижениях — очень важная черта личности. Психологи выявили, что люди с высокой потребностью достижений более творчески подходят к решению любых проблем, лучше учатся, эффективнее работают. Человек должен быть хозяином своей воли. Воля, напряжение духовных сил — вот источник, из которого человек черпает способность творить добро и бороться против зла.
Решение ситуаций.
Как вы поступите в следующих ситуациях:
вам не хочется подниматься в 6 утра,
чтобы выгулять собаку;
вам надо написать сочинение на сложную тему,
а в это время показывают интересный фильм.
Работа по сказке.
Послушайте сказку и ответьте на поставленные вопросы.
В угрюмой, бескрайней пустыне жил одинокий орел. Кругом лежали мертвые сыпучие пески — ни кустика, ни ручейка.
Однажды взлетел — орел высоко-высоко, окинул взором четыре стороны света и увидел: на востоке плещется синее безбрежное море, на юге ласкает взор изумрудная зелень лугов, на западе расцветают сады. И подумал орел:
Как беден и угрюм мой край! Я хотел бы, чтобы и здесь текли полноводные реки и весело шелестели сады. И решил орел преобразить свой край, наносить воды, удобрить землю, посадить цветущие деревья.
Много дней работал орел, а по вечерам в своем песчаном гнезде подолгу не мог заснуть: он думал о своей дневной работе. Он потратил уже много сил, но конца не было видно: пустыня все также оставалась сухой и угрюмой. В такие минуты отчаяния орел говорил себе:
— Да, трудное дело я затеял! Работаешь, а конца трудам и не видно! Но мое решение твердо: я перенесу в пустыню морские воды, зелень лесов, западную зарю и южную весну. Может быть, надо мной будут смеяться, но я добьюсь своего, и когда-нибудь в моей родной пустыне будут журчать ручьи и шуметь леса. И каждое новое утро опять заставало орла за работой.
Что такое цель? Какую цель поставил себе орел?
Можно ли назвать цель орла высокой? Почему?
Какие качества развивает стремление к высокой цели?
4. Каким вы видите свое будущее? Основная цель вашей жизни?
Как вы стремитесь ее реализовать?
Слово учителя.
Большинство людей терпят неудачи в жизни, так как не имеют хорошо продуманных целей.
Жизнь, если цели нету в ней, —
Телега без лихих коней.
(Д. Кугультинов)
7. Чтение отрывка.
Вы, наверное, читали книгу Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Помните первую встречу Алисы с Чеширским Котом?
— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно… — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда идти, — заметил Кот.
В этом отрывке сформулирован один из важнейших принципов жизни — цель определяет направление движения. Говоря иначе, именно цель определяет, Что, Где, Когда и Как будет делать человек. Любое решение, принимаемое человеком, должно быть продиктовано стремлением приблизиться к цели.
8. Домашнее задание.
Что значит — безвольный человек? Можно ли развить волю? Как?
Напишите сочинение, включив в него ответы на поставленные вопросы.
9. Итог
Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко-убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны.
(Ларошфуко)
Тот, кто хочет развить волю, должен научиться преодолевать препятствия.
(И.П. Павлов)
Учитель. Развивайте в себе волю и целеустремленность. И вы преодолеете все препятствия, которые встретятся на вашем жизненном пути.
Воля – сознательное регулирование человеком своих действий, направленное на преодоление внешних и внутренних трудностей при достижении поставленных целей.
Важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.
Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.
1. Активизирующая функция: воля побуждает человека преодолевать трудности и достигать поставленные цели, побуждает человека к активности, даже если результаты деятельности будут заметны в далеком будущем.
2.Тормозная функция: воля проявляется не только в умении достигать цель, но и в сдерживании нежелательных проявлений активности. Например, когда существует конфликт между социальными нормами и имеющимися у человека.
Павлов рассматривал волю как инстинкт свободы, т.е. проявление жизнен-ной активности, когда она встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Без воли всякое малейшее препятствие прерывало бы течение жизни.
Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.
Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.
Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия.
Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. То, что является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий.
Структура волевого действия.В структуре волевого действия (волевого акта) можно выделить несколько этапов.
1. Подготовительный. Основу воли, как и активности человека в целом, составляют его потребности, которые образуют мотивацию волевого действия. Мотив поясняет: а)почему у человека возникает состояние активности, т.е. какие потребности побуждают человека к деятельности, б)на что направлена активность, почему выбрано именно такое поведение, в)мотивация является средством саморегуляции поведения человека.
Таким образом, волевое действие имеет мотив. Мотивы волевых действий всегда имеют в большей или меньшей степени осознанный характер. Мотивы бывают низшего уровня (эгоистические) и высшего уровня (чувство долга). Иногда может возникать ситуация борьбы мотивов: одно желание противопоставляется другому желанию, сталкивается с ним. Может происходить борьба мотивов одного уровня (пойти погулять или посмотреть телевизор) или разного уровня (пойти погулять или подготовиться к занятиям). Борьба мотивов может переживаться мучительно, а может проходить безболезненно, в простом обсуждении доводов «за» и «против».
В результате обсуждения или борьбы мотивов принимается решение, т.е. избирается определенная цель и способ ее достижения.
2. Исполнительный. Принятое решение может быть сразу претворено в жизнь, а может быть несколько отсрочено. В последнем случае возникает длительное намерение. Считается, что воля человека проявляется в том случае, если выполнены оба этапа.
Принятие решения и его исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое называют волевым усилием.
Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, при котором происходит мобилизация физических, интеллектуальных и моральных сил человека. Волевое усилие – необходимый элемент всех героических поступков. Но волевое усилие нельзя отождествлять с мышечным усилием. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным. Хотя в волевом усилии может присутствовать и мышечное усилие (напрягать мышцы лица, сжимать кулаки).
Интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: мировоззрения личности, моральной устойчивости, наличия общественной значимости целей, установки по отношению к деятельности, уровня самоорганизации и самоуправления личности.
Волевые качества личности.Воля – это власть над собой, своими чувствами, действиями. У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, слабовольный человек пасует перед ними. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей.
Выделяют следующие волевые качества:
Целеустремленность – подчинение человеком своего поведения какой-то жизненной цели и планомерное ее достижение.
Самостоятельность – подчинение своего поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельность может быть противопоставлена с одной стороны- внушаемости, а с другой – упрямству. Внушаемый человек не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств или давлением других людей. Следствием безволия является и упрямство, когда человек поступает вопреки доводам разума и советам окружающих.
Решительность – способность своевременно принимать нужные решения и выполнять их (но речь идет не о скоропалительных решениях). Особенно проявляется в сложных ситуациях или в ситуациях, связанных с риском. Противоположное качество – нерешительность.
Выдержка (самообладание) – способность постоянно контролировать свое поведение, воздерживаться от ненужных действий, сохранять хладнокровие в трудных обстоятельствах. Противоположное – импульсивность (от лат. «импульс» — толчок), когда человек действует по первому побуждению, не обдумывая свои поступки. Хотя, нужно отметить, что понятие выдержки несколько шире понятия самообладания.
Мужество и смелость – готовность идти к цели, несмотря на опасность для жизни, преодолевая невзгоды. Более сложным из этих двух является понятие мужество (оно предполагает наличие и смелости и выдержки и хладнокровия перед лицом опасности). Противоположное – трусость.
Дисциплинированность – подчинение своего поведения общественным правилам. Противоположное – недисциплинированность.
Особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. В первую очередь родители, а затем и учителя должны показывать, какие приемы развития воли наиболее эффективны, а какие не приносят пользы (например, не смеяться во время фильма, пройти по краю крыши, резать руку ножом). Большинство недостатков волевого поведения детей связаны, как правило, со вседозволенностью в семье или, наоборот, с перегрузкой детей непосильными заданиями (в результате формируется привычка не доводить начатые дела до конца). В воспитании воли важен и личный пример родителей, воспитателей, учителей, чтение смысловой литературы, просмотр фильмов. Кроме этого, важно, чтобы каждый человек занимался самовоспитанием воли. Прежде всего, воля формируется в малых, повседневных делах, т.к. преодолевая именно небольшие трудности, человек тренирует волю (режим дня, занятия спортом и т.д.)
Как преодолеть свою трусость | BroDude.ru
Вопрос
Как преодолеть свою трусость? Когда дело закипает в разговоре, когда наезжает на меня кто-то, я начинаю трястись и боюсь получить. И начинаю немного отрывисто говорить от страха. Что мне делать? Я не смогу постоять за себя, за девушку, и в дальнейшем, если все хорошо будет, то за свою семью. Помогите мне быть спокойным в разговоре с хулиганами и никого не бояться.
Ответ
Ты обратился по адресу, уважаемый читатель. Мы представляем собой своеобразный филиал «Бойцовского клуба», в котором учим всех трусов и рохлей от Надыма до Ганновера.
Как любые порядочные воспитатели, начнем с похвалы в твой адрес: ты большой молодец, что осознаешь свою проблему. Многие спихивают свою нерешительность на культуру, воспитание и нежелание идти на конфликты. Но оправдывать свое неумение постоять за себя — хуже всякой трусости. Этому мы научились у арабов-фиферов, которые преподали нам еще один важный урок: когда играешь в обороне, не выбегай на игрока с мячом, иначе будет сложно.
Итак, самый сложный и вместе с тем самый проверенный способ — пойти навстречу своему страху. Знаешь, как воспитывали себя интеллигентные пацаны, коим судьба подкинула незавидную участь жить в неблагополучных районах? Тех самых, которых мама учила быть вежливыми и убеждала, что самое главное умение для послушного мальчика — быстро бегать. Они (точнее, некоторые из них, особенно разумные) собирали свою волю в кулак и шли в те места, где их обычно озвиздюливали. Знаменитый метод «от противного», когда боящийся темноты, входя в темную комнату, делает шаг к обретению храбрости; страшащийся высоты, поднимаясь по высокой лестнице, становится более смелым.
Идешь вечером в подворотню налегке, предварительно выложив из карманов всё ценное, видишь хищников, подходишь к хищникам, смотришь прямо на них, они тебе говорят: «И че?», а ты им: «Через плечо». Дальше происходит суровый воспитательный процесс, в котором каратели учат тебя, как нужно общаться с людьми, а меж тем ты осознаешь, что, в общем-то, ничего страшного в этом нет. В конце концов, если хорошенько вломить одному, остальные мгновенно стушуются. Таков принцип всей гопоты.
Это кажется дебильным безрассудством, но метод действенный, проверенный поколениями. Он не просто воспитывает бесстрашие, он еще и знакомит тебя с самым страшным, что с тобой может случиться. Правда, если ты щупл, аки плод любви комара и дистрофика, и не знаешь даже в теории, как нужно бить кулаком в рыло, то смысла нарываться нет никакого, это банальное самоубийство.
Если ты занимаешься бойцовским спортом, то необходимость идти в логово к зверькам отпадет сама собой. Как известно, любой вид спорта, где без тяжелых и хлестких звиздюлей не обойтись, воспитывает отвагу и бесстрашие. Удары по голове и корпусу словно удары молота по раскаленному железу — так же куют из бесформенной массы стальное прочное оружие. В твоем случае это характер и смелость.Потому что ни в боксе, ни в фехтовании, ни в капоэйре без отваги не обойтись, иначе ты так и не нанесешь ни одного удара. Любая победа, даже в обычном тренировочном спарринге, дает такую уверенность, которую даже под водкой не сразу отыщешь. Плюс ко всему спорт закаляет тело, развивает мышцы и заставляет вены просвечиваться наружу. Может быть, внешне ты и не стал выглядеть внушительнее, и пиджак на тебе не трещит по швам, но тебе уже плевать, потому что ты сам уверен в своих способностях и уже пробовал бить человека по лицу.
Что, бойцовские виды спорта тебе не подходят, поскольку ты тамада в своей условной Рязани и ходить с синяками тебе категорически нельзя? Тогда иди в качалку, раскачай себя до размеров молодого бизона. Видел, какие качки уверенные в себе? Кто бы что ни говорил, но эти два метода — самые лучшие, поскольку устраняют самую главную фобию — боязнь получить. Когда не боишься получить, то сразу начинаешь ощущать прилив сил, наглости, и язык развязывается. К тому же во время занятий спортом ты постоянно испытываешь прилив адреналина во время щекотливых и опасных ситуаций, после которых уже ничего не пугает.
Вот и всё, что тебе нужно: повернуться к страху лицом и побороть главную причину — боязнь получить в рыло. Всё остальное — бессмысленная психологическая возня, которая на деле не работает.
Правда, есть два безотказных приема, основанные на визуализации. Не нужно иметь наркоманское воображение, чтобы визуализировать свой страх в виде чего-то неприятного и черного, спрятавшегося в твоей черепной коробке. Сделай глубокий вдох, представь, что страх барахтается в потоке воздуха. Теперь повтори глубокий вдох и визуализируй, как черную гадость внутри тебя выдуло потоком воздуха и обрывками соплей из носа. В конце концов, глубокие вдохи успокаивают нервы и приводят сердцебиение в норму.
А потом, если есть время, представь, как ты успешно успокаиваешь безликого оппонента словами, это придаст тебе уверенности. Не нужно брать кого-то конкретного, иначе потом можно стушеваться. Бери кого-то абстрактного, фигуру среднестатистическую и из толпы. Таким образом ты морально настроишь себя на победу.
Насчет словесных пассажей: важно не только то, что ты говоришь, но и как. Собравшись с духом, не тушуйся, не мямли, не давай заднюю, а просто спокойно говори, без воплей, истерик и угроз. Главное, не показывать своих страхов и не оправдываться. Сдашь позицию, начнешь оправдываться — считай, что ты попал. Разговаривай с противниками на их же языке, но без лишних провокаций. Говори спокойно, медленно, немногословно, без понтов, визгов, показывая, что ты не хочешь конфликта и заднюю не дашь. Если что — целься куда побольнее.Вот и всё, что тебе понадобится, и помни: если ты покажешь себя трусом — ты всё равно проиграешь. Трусы не избегают унижений, в отличие от уравновешенных храбрецов. Так что лучше получить в рыло в драке, чем быть морально и физически обоссаным на глазах у друзей и близких.
Воля |
|
Воля — это и потребность в преодолении препятствий, трудностей в психической или практической деятельности и способность преодолевать эти препятствия и трудности. |
Трудности и препятствия бывают двух видов — внешние и внутренние. |
Внешние препятствия — это не зависящие от человека, объективные препетствия, внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия, мешающие выполнить задуманное дело, осуществить поставленную цель. Внутренние препятствия зависят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно, наличие противоречащих побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень. Чувство страха, чувство ложного самолюбия и т.д. , т.е. все то, что мешает человеку выполнить поставленную задачу, добиться осуществления какой-то цели. |
Воля человека.и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько он умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам. Преодоление препятствий и трудностей требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и нравственные силы человека. |
Воля проявляется не только в способности достигнуть цель, преодолев при этом препятствия и трудности, но и в умении воздержаться от чего-либо. А. С. Макаренко писал: «Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно». |
Безвольный человек предпочитает подчиняться потребности в экономии сил, уступать своей лени. Он находится во власти эмоций, вызываемых доступностью желаемого, поэтому он делает только то, что не требует больших усилий, он не отстаивает свою точку зрения, которая редко у него бывает, ибо легче следовать точке зрения своих ближних, знакомых. Безвольный человек легко внушаем. |
Наоборот, волевой человек испытывает удовольствие от преодоления препятствий и помех. Когда у человека возникает конфликт между разными мотивами, внутренне противоречивыми тенденциями, он принимает определенное решение и начинает действовать. Такое действие есть волевое действие. |
Волевое действие, волевой акт, начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении преодолеть возникший, внутренний конфликт. По мере того как осознается цель, на которую оно.направляется, стремление переходит в желание. Желание — это опредмеченное стремление, оно направлено на определенный предмет, является целенаправленным стремлением на определенный предмет, разрешающим внутренний конфликт. Поэтому воля предполагает способность регулировать поведение на основании каких-то общих принципов, убеждений идей, она требует самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служить им. |
Свобода как возможность поиска и выбора является свойством воли, ее природой, без свободы нельзя говорить о регулировании поведения. В возможности выбора того или иного решения, в способности направить свое поведение в том или ином направлении практически проявляется господство человека над собой. |
|
Волевые качества личности |
|
Человек с точки зрения наличия у него развитой воли характеризуется следующими качествами: |
1) целеустремленность— это подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности на ее достижение, планомерное и неуклонное осуществление. Такой человек должен иметь определенную цель; если у него ее нет, то нельзя и говорить о его целеустремленности. Конечно, школьник, подросток может иметь цель, которая еще не является его жизненной, устойчивой целью, но важно, чтобы он имел какую-то цель хотя бы на небольшой период жизни и целеустремленно добивался ее осуществления; |
2) самостоятельность — это подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям. Однако это не значит, что самостоятельный человек отвергает всякое чужое мнение, он готов его рассмотреть, оценить и, если оно разумно, принять. В тех случаях, когда отвергается всякое чужое мнение только потому, что оно чужое, когда наблюдается необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, обнаруживается отрицательное качество воли — негативизм. |
Противоположное негативизму, но тоже отрицательное качество — внушаемость, или конформизм. Конформный человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им в случае надобности; |
3) решительность — это способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению. Нерешительные люди, наоборот, либо поспешно и торопливо принимают решение, не успев обдумать, либо опаздывают своевременно принять его. Нерешительность детей часто связана с боязнью ответственности или потерей веры в свои силы и возможности на основе ряда предыдущих неудач; |
4) настойчивость — это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней. |
От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли — упрямство. Упрямец часто сознает, что он неправ, понимает, что его действия нецелесообразны, но продолжает отстаивать ошибочную точку зрения, руководствуясь желанием во что бы то ни стало сделать по-своему, настоять на своем. Упрямство лишь прикрывает слабоволие, так как упрямый человек не в состоянии побороть себя, не в состоянии отказаться от действий, ошибочность которых понимает сам; |
5) выдержка (самообладание) — это способность постоянно контролировать свое поведение. Вьщержанный человек вынослив и терпелив, он умеет сохранять хладнокровие даже в трудных и сложных обстоятельствах, а если надо — переносить лишения, боль, неудобства. |
Противоположное предыдущему отрицательное качество — импульсивность, склонность действовать поспешно, необдуманно, по первому побуждению. Импульсивность присуща многим детям, но у большинства с возрастом она проходит, и при правильном воспитании у ребенка формируется вьщержка; |
6) мужество и смелость — это готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия. |
Противоположное отрицательное качество — трусость — страх за себя, за свое благополучие; |
7) дисциплинированность— это сознательное подчинение общественным правилам. |
Портрет волевого юноши хорошо нарисовал в своем стихотворении английский писатель и поэт Редьярд Киплинг: |
О, если ты спокоен, не растерян, |
Когда теряют головы вокруг. |
И если ты себе остался верен, |
Когда в тебя не верит друг. |
И если ждать умеешь без волненья, |
Не станешь ложью отвечать на ложь. |
Не будешь злобен, став для всех мишенью, |
Но и святым себя не назовешь, — |
И если ты своей владеешь страстью, |
А не тобою властвует она, |
И будешь горд в удаче и в несчастье, |
Которым в сущности цена одна. |
И если ты готов к тому, что слово |
Твое в ловушку превращает плут, |
и, потерпев крушенье, можешь снова Без сожаления возобновить свой труд, И если ты способен все, что стало Тебе привычным выложить на стол, Все проиграть и вновь начать сначала. Не пожалев того, что приобрел. И если можешь сердце, нервы, жилы Так завести, чтобы вперед нестись. Когда с годами изменяют силы И только воля говорит: «Держись!» И если можешь быть в толпе собою. При короле с народом связь хранить И, уважая мнение любое. Главы перед молвою не клонить. ■ Умей поставить, в радостной надежде. На карту все, что накопил с трудом. Все проиграть и нищим стать, как прежде, И никогда не пожалеть о том. Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже все пусто, все уже сгорело, И только воля говорит: «Иди!» Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой; Будь прям и тверд с врагами и друзьями. Пусть все, в свой час, считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег — Тогда весь мир ты примешь во владенье. Тогда, мой сын, ты будешь Человек! И если будешь мерять расстоянье Секундами, пускаясь в дальний бег, — Земля — твое, мой мальчик, достоянье, И более того, ты — Человек! |
|
А вот несколько афоризмов на эту же тему. |
|
Быть свободным — значит, помимо всего, не быть рабом собственной логики. |
Монтерлан |
|
В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не самих себя. |
Платон |
Легче всего обмануть самого себя. |
Демосфен |
Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик. |
Гете |
Воля – сознательное регулирование человеком своих действий, направленное на преодоление внешних и внутренних трудностей при достижении поставленных целей.
Важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.
Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.
1. Активизирующая функция: воля побуждает человека преодолевать трудности и достигать поставленные цели, побуждает человека к активности, даже если результаты деятельности будут заметны в далеком будущем.
2. Тормозная функция: воля проявляется не только в умении достигать цель, но и в сдерживании нежелательных проявлений активности. Например, когда существует конфликт между социальными нормами и имеющимися у человека.
Павлов рассматривал волю как инстинкт свободы, т.е. проявление жизненной активности, когда она встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Без воли всякое малейшее препятствие прерывало бы течение жизни.
Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.
Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.
Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия.
Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. То, что является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий.
Структура волевого действия.
В структуре волевого действия (волевого акта) можно выделить несколько этапов.
1. Подготовительный. Основу воли, как и активности человека в целом, составляют его потребности, которые образуют мотивацию волевого действия.
Мотив поясняет:
а) почему у человека возникает состояние активности, т.е. какие потребности побуждают человека к деятельности,
б) на что направлена активность, почему выбрано именно такое поведение,
в) мотивация является средством саморегуляции поведения человека.
Таким образом, волевое действие имеет мотив. Мотивы волевых действий всегда имеют в большей или меньшей степени осознанный характер. Мотивы бывают низшего уровня (эгоистические) и высшего уровня (чувство долга). Иногда может возникать ситуация борьбы мотивов: одно желание противопоставляется другому желанию, сталкивается с ним. Может происходить борьба мотивов одного уровня (пойти погулять или посмотреть телевизор) или разного уровня (пойти погулять или подготовиться к занятиям). Борьба мотивов может переживаться мучительно, а может проходить безболезненно, в простом обсуждении доводов «за» и «против».
В результате обсуждения или борьбы мотивов принимается решение, т.е. избирается определенная цель и способ ее достижения.
2. Исполнительный. Принятое решение может быть сразу претворено в жизнь, а может быть несколько отсрочено. В последнем случае возникает длительное намерение. Считается, что воля человека проявляется в том случае, если выполнены оба этапа.
Принятие решения и его исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое называют волевым усилием.
Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, при котором происходит мобилизация физических, интеллектуальных и моральных сил человека. Волевое усилие – необходимый элемент всех героических поступков. Но волевое усилие нельзя отождествлять с мышечным усилием. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным. Хотя в волевом усилии может присутствовать и мышечное усилие (напрягать мышцы лица, сжимать кулаки).
Интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: мировоззрения личности, моральной устойчивости, наличия общественной значимости целей, установки по отношению к деятельности, уровня самоорганизации и самоуправления личности.
Волевые качества личности.
Воля – это власть над собой, своими чувствами, действиями. У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, слабовольный человек пасует перед ними. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей.
Выделяют следующие волевые качества:
Целеустремленность – подчинение человеком своего поведения какой-то жизненной цели и планомерное ее достижение.
Самостоятельность – подчинение своего поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельность может быть противопоставлена с одной стороны- внушаемости, а с другой – упрямству. Внушаемый человек не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств или давлением других людей. Следствием безволия является и упрямство, когда человек поступает вопреки доводам разума и советам окружающих.
Решительность – способность своевременно принимать нужные решения и выполнять их (но речь идет не о скоропалительных решениях). Особенно проявляется в сложных ситуациях или в ситуациях, связанных с риском. Противоположное качество – нерешительность.
Выдержка (самообладание) – способность постоянно контролировать свое поведение, воздерживаться от ненужных действий, сохранять хладнокровие в трудных обстоятельствах. Противоположное – импульсивность (от лат. «импульс» — толчок), когда человек действует по первому побуждению, не обдумывая свои поступки. Хотя, нужно отметить, что понятие выдержки несколько шире понятия самообладания.
Мужество и смелость – готовность идти к цели, несмотря на опасность для жизни, преодолевая невзгоды. Более сложным из этих двух является понятие мужество (оно предполагает наличие и смелости и выдержки и хладнокровия перед лицом опасности). Противоположное – трусость.
Дисциплинированность – подчинение своего поведения общественным правилам. Противоположное – недисциплинированность.
Особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. В первую очередь родители, а затем и учителя должны показывать, какие приемы развития воли наиболее эффективны, а какие не приносят пользы (например, не смеяться во время фильма, пройти по краю крыши, резать руку ножом). Большинство недостатков волевого поведения детей связаны, как правило, со вседозволенностью в семье или, наоборот, с перегрузкой детей непосильными заданиями (в результате формируется привычка не доводить начатые дела до конца).
В воспитании воли важен и личный пример родителей, воспитателей, учителей, чтение смысловой литературы, просмотр фильмов. Кроме этого, важно, чтобы каждый человек занимался самовоспитанием воли. Прежде всего, воля формируется в малых, повседневных делах, т.к. преодолевая именно небольшие трудности, человек тренирует волю (режим дня, занятия спортом и т.д.)
Волевые качества, характеризующие самообладание
Самообладание является собирательной волевой характеристикой, которая включает в себя выдержку, смелость и отчасти решительность, т. е. те волевые качества, которые связаны с подавлением отрицательных эмоций, вызывающих нежелательные для человека побуждения. Самообладание связано с самоконтролем и саморегуляцией эмоционального поведения, с самоограничением эмоционального реагирования и зависит от соотношения между аффектом и интеллектом.
Выдержка
В бытовом сознании это качество отражается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта. Это понимание более конкретно и содержательно, чем научные определения этого качества, даваемые в различных публикациях.
Выдержка понимается как устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, т. е. подавлять сильные влечения, желания. Это качество выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности, внешней невозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость. Выдержка также обнаруживается в подавлении желания съесть то, что запретили врачи, закурить, когда рядом курят другие, если принято решение бросить курить, и т. п. По сути в этом качестве проявляется тормозная функция воли.
Выдержку нельзя смешивать с эмоциональной невозбудимостью, внутренней невозмутимостью, бесчувственностью.
На первый взгляд может показаться, что к выдержке следует отнести и терпеливость. Однако это разные волевые проявления. Выдержка связана с подавлением спонтанно возникшей активности, с торможением действия. Терпеливость же, наоборот, связана с волевым поддержанием активности, с мобилизацией энергии для выполнения действия. Несдержанность свидетельствует об отсутствии у человека выдержки. Проявляется в агрессивном поведении.
Смелость
Как в быту, так и в психологии смелость определяется многими синонимичными понятиями: бесстрашие, неустрашимость, отвага, героизм, мужество, храбрость, лихость, удаль, доблесть.
К. К. Платонов родовым понятием считал бесстрашие и выделял три его формы: смелость, храбрость и отважность. Смелый человек, по мнению К. К. Платонова, тот, который выполняет задание, несмотря на то, что знает о его опасности. Храбрость связана с эмоциональным переживанием боевого возбуждения, упоения опасностью. Храброму опасность нравится. А отважным можно быть только достигая общественно значимой цели. Страх у отважного вытеснен чувством долга. Эти формы проявления смелости не относятся к личностным особенностям человека, а отражают его различные состояния и различную значимость целей для самого человека и для общества.
Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность. Нравственная оценка смелых поступков зависит от их конкретного социального содержания. Они положительно оцениваются, когда направлены на осуществление справедливых и гуманных целей. В противном случае акты смелости могут быть проявлением отчаяния, бравады, показного фрондерства, анархистского бунтарства, нигилизма и авантюризма.
Противоположна смелости трусость. Она рассматривается как отрицательное моральное качество, как проявление малодушия и характеризует поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами.
Рассматривать любое проявление трусости как отрицательное в социальном аспекте, так же как любое проявление смелости — как подвиг, неправомерно. Страх как защитная биологическая реакция организма возникает при оценке человеком наличной или предстоящей ситуации как опасной для здоровья или престижа и является эмоциональным отражением необходимости избежать опасности (К. К. Платонов). Страх должен возникать у всякого нормального, разумного человека при объективно или субъективно опасной для него ситуации; поэтому бесстрашных, в истинном значении этого слова, людей нет. Совершенно прав был персонаж одной из отечественных кинокомедий, когда отказываясь, как разумный человек, лезть к тиграм в клетку, говорил: «Я не трус, но я боюсь».
Смелый человек тот, который знает, что впереди есть опасность, и все-таки идет на нее.
Смелость состоит не в бесстрашии как отсутствии страха, не в отсутствии боязни идти на риск, а в способности человека управлять своим поведением, несмотря на возникший страх. Чем меньшее дезорганизующее влияние будет оказывать страх на качество действий и деятельности человека, тем выше будет уровень проявляемой смелости. Поэтому мы определяем смелость как способность человека подавлять защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.
Таким образом, смелость как волевое проявление состоит не в отсутствии страха, а в способности управлять собой, своими действиями и поступками при наличии страха.
Решительность
Говоря о решительности, надо сразу подчеркнуть, что она не синоним смелости, как об этом пишется во многих учебниках и словарях. Безусловно, в ряде волевых актов при наличии опасности они проявляются одновременно. И все же решительность и смелость — это два самостоятельных волевых качества.
Решительность — это такое волевое качество, которое характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, т. е. в ситуации, когда принятие неудачного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения.
Решительность проявляется в двух ситуациях принятия решения: делать — не делать и готов — не готов (когда заведомо известно, что делать надо).
Для того чтобы доказать, что время принятия решения в значимой ситуации является устойчивой личностной характеристикой, И. П. Петяйкин прокоррелировал этот показатель решительности при выполнении трех различных тестов и получил достоверные связи (на уровне значимости р = 0,05 – 0,01). Это значит, что если в одной ситуации какие-либо субъекты проявляют большую решительность, чем другие, то и в других ситуациях они будут действовать так же, т. е. тратить меньше времени на принятие решения. Подтверждением того, что решительность, определяемая по времени принятия решения, является постоянной характеристикой личности, служит обнаруженная И. П. Петяйкиным связь этого волевого качества с нейротизмом и типологическими особенностями свойств нервной системы, т. е. с природными задатками.
Изучение соотношений между смелостью и решительностью (И. П. Петяйкин) не подтвердило бытующее мнение, что смелый всегда решителен. Это особенно отчетливо проявляется в спортивной деятельности, и не случайно в исследовании В. А. Иванникова и Е. В. Эйдемана именно спортсмены в своих представлениях провели различие между этими волевыми качествами.
В неопасной ситуации связи решительности со смелостью нет: решительными могут быть и боязливые, а нерешительными — смелые.
Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества)
Реальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств, и не только волевых, но и нравственных (моральных). Поэтому при характеристике волевого поведения появляются синтетические (вторичные) качества личности, которые напрямую к волевым не отнесешь: самоотверженность, принципиальность, мужество и другие. Часто их называют морально-волевыми качествами личности.
В нравственно-волевом поведении может проявляться сразу несколько волевых качеств. Иначе говоря, это поведение обусловлено не только нравственностью, но и сочетанием волевых качеств.
Самостоятельность и инициативность. Самостоятельность — это желание и способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки. Частный случай проявления самостоятельности — инициативность (от лат. initiare — начинать). Она выражается в почине, т. е. в таких действиях отдельных людей или групп, которые послужили началом нового движения, изменения форм деятельности или уклада жизни. Стремление к инициативе, ставшее свойством человека, определяющим и направляющим его поступки, превращается в инициативность, предприимчивость. В моральном плане она характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность за предлагаемое действие (недаром, имея в виду проявление человеком инициативности, говорят: «взял на себя смелость»). Поэтому инициативность, являющаяся, в принципе, мотивационным качеством, может рассматриваться и как волевая характеристика поведения человека. Инициативность делает человека активным, энергичным, ищущим и творчески подходящим к своей работе.
Дисциплинированность и организованность. Дисциплинированное поведение предполагает соблюдение заведенного порядка, выдержанность (подавление своих побуждений, возникших не вовремя, в неподходящий момент). Следовательно, дисциплинированность имеет моральную окраску и отражает отношение человека к общепринятым нормам поведения. В проявлении дисциплинированности может быть выражен и интеллектуальный компонент, когда решение принимается рационально, на основе отработанных правил разрешения ситуации морального выбора. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает совместную деятельность людей и функционирование социальных организаций. Дисциплинированное поведение приводит к формированию дисциплинированности как черты личности, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами. Психологической основой дисциплинированности является умение подавлять свои желания, подчинять свое поведение необходимости. В своей высшей форме развития дисциплинированность становится привычкой. Чрезмерно жесткая дисциплина приводит к ригидности поведения. Человек утрачивает творческую инициативу, а группа — необходимую гибкость поведения.
Организованность. Ряд авторов рассматривают организованность как самостоятельное волевое качество. Н. Д. Левитов писал, что организованный человек умеет подчинять свою деятельность определенным принципам, вносить порядок в свои желания. Такой человек, с его точки зрения, должен обладать выдержкой и самоконтролем, он не идет ни на какие соблазны, отвлекающие от дела. Организованность связана и с дисциплинированностью, с планированием своих действий и продумыванием того, какие средства нужны для достижения цели. Учитывая все это, можно считать удачным определение организованности, данное В. К. Калиным: он охарактеризовал ее как умение и способность личности к такому упорядочиванию своих действий, которое обеспечивает максимальную эффективность деятельности. В процессе этого упорядочивания часто приходится неоднократно проявлять различные волевые качества.
Старательность (усердие) и энергичность. Старательность — это стремление выполнить какую-нибудь работу, задание хорошо и добросовестно. С одной стороны, в старательности явно прослеживается мотивационный и нравственный момент: желание человека выполнять работу, желание показать себя, желание не осрамиться, честно относиться к порученному делу и т. п. С другой стороны, в старательности присутствует и волевой момент: человек сосредоточивается на работе, прилагает волевые усилия, преодолевает встречающиеся трудности.
Принципиальность. Принципиальным (от лат. principium — основание, первоначало) считается человек, твердо (строго) и осознанно придерживающийся каких-то принципов, т. е. взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения, и последовательно проводящий эти принципы, идеи в жизнь. Базой для такой твердости взглядов и убеждений может быть как уверенность в своей правоте, в справедливости того или иного заведенного порядка, так и большая ригидность сформированных у человека социальных установок, нравственных принципов. Проявление принципиальности приобретает характер волевого поступка в том случае, когда отстаивание своих принципов грозит человеку какими-то осложнениями, неприятностями. Отступление в этом случае от своих убеждений ради корысти, получения выгоды, избегания неприятностей говорит о беспринципности человека. Выражением беспринципности является конформизм как разновидность приспособленчества.
***
Таким образом, все перечисленные так называемые волевые качества служат по существу обобщающими характеристиками волевого поведения, в котором трудно разграничить проявления, с одной стороны, различных волевых качеств, а с другой стороны, волевых и нравственных качеств. Это характеристики, синтезирующие и то и другое.
Изложенное выше показывает, что вряд ли правомерно давать обобщенную характеристику силы воли человека (волевой — неволевой). Экспериментально доказано, что проявление одних волевых качеств не предполагает наличие других и не влечет за собой их проявления. Так, при сопоставлении проявлений терпеливости и настойчивости был сделан вывод, что эти качества могут находиться даже во взаимоисключающих отношениях.
Изучение волевых качеств имеет огромное значение для многих видов деятельности. Необходимо строить прогноз об успешности волевого регулирования деятельности, исходя из специфики условий этой деятельности, предъявляющих требования к конкретным волевым проявлениям. Кроме того, необходимо учитывать степень сформированности у данного человека установок, имеющих общественную направленность. Не случайно в условиях командной борьбы тренеры заявляют в команду часто не самого сильного спортсмена, а «командника», более успешно выступающего за команду, чем в личных соревнованиях.
Таким образом, решение проблемы силы воли связано с многоплановыми исследованиями: должны учитываться и социальные, и психологические, и психофизиологические факторы. Для разных волевых проявлений значимость этих факторов может быть различной. Настойчивость, например, больше всего определяется социальными факторами, устойчивостью мотивационной установки. В проявлении смелости в повседневной жизни большая роль принадлежит психофизиологическим факторам, в том числе типологическим особенностям свойств нервной системы. Только комплексный подход позволит прогнозировать проявление личностью волевых усилий в определенных ситуациях. Чем точнее будет прогнозироваться развитие волевой сферы человека, тем большей будет уверенность в надежности его деятельности.
Евгений Ильин
«Elitarium»
Поиск
- страны
- Все страны
- Алжир
- Ангола
- Бенин
- Ботсвана
- Буркина-Фасо
- Бурунди
- Камерун
- Кабо-Верде
- Центральноафриканская Республика
- Чад
- Коморские острова
- Конго-Браззавиль
- Конго-Киншаса
- Кот-д’Ивуар
- Джибути
- Египет
- Экваториальная Гвинея
- Эритрея
- Эфиопия
- Габон
- Гамбия
- Гана
- Гвинея
- Гвинея-Бисау
- Кения
- Лесото
- Либерия
- Ливия
- Мадагаскар
- Малави
- Мали
- Мавритания
- Маврикий
- Марокко
- Мозамбик
- Намибия
- Нигер
- Нигерия
- Руанда
- Сенегал
- Сейшельские Острова
- Сьерра-Леоне
- Сомали
- ЮАР
- Южный Судан
- Судан
- Свазиленд
- Сан-Томе и Принсипи
- Танзания
- Того
- Тунис
- Уганда
- Западная Сахара
- Замбия
- Зимбабве
- по всей Африке
- Центральная Африка
- Центральная Африка Дом
- Ангола
- Бурунди
- Камерун
- Центральноафриканская Республика
- Чад
- Конго-Браззавиль
- Конго-Киншаса
- Экваториальная Гвинея
- Габон
- Руанда
- Сан-Томе и Принсипи
- Западная Африка
- Восточная Африка Дом
- Бурунди
- Коморские острова
- Джибути
- Эритрея
- Эфиопия
- Кения
- Мадагаскар
- Маврикий
- Руанда
- Сейшельские Острова
- Сомали
- Южный Судан
- Судан
- Танзания
- Уганда
- Северная Африка
- Северная Африка Дом
- Алжир
- Египет
- Ливия
- Марокко
- Тунис
- Западная Сахара
- Южная Африка
- Южная Африка Дом
- Ангола
- Ботсвана
- Лесото
- Малави
- Мозамбик
- Намибия
- ЮАР
- Свазиленд
- Замбия
- Зимбабве
- Западная Африка
- Западная Африка Дом
- Бенин
- Буркина-Фасо
- Камерун
- Кабо-Верде
- Кот-д’Ивуар
- Гамбия
- Гана
- Гвинея
- Гвинея-Бисау
- Либерия
- Мали
- Мавритания
- Нигер
- Нигерия
- Сенегал
- Сьерра-Леоне
- Сан-Томе и Принсипи
- Того
- Все страны
- темы
- Все темы
- СПИД
- Агробизнес
- Помощь и Помощь
- Оружие и армии
- Азия, Австралия и Африка
- Легкая атлетика
- Банковское дело
- Обзоры книг
- Книги
- Бизнес
- Потоки капитала
- Дети
- Климат
- товаров
- Компания
- Конфликт
- Строительство
- Коронавирус
- Коррупция
- Валюты
- Долг
- Эбола
- Экотуризм
- Образование
- Энергия
- Развлечения
- Окружающая среда
- Европа и Африка
- Внешние связи
- Продовольствие и сельское хозяйство
- Игровые парки
- Управление
- Здоровье
- Права человека
- ИКТ
- Инфраструктура
- Инновация
- Международные организации
- Инвестиции
- Труда
- Земельные и сельские вопросы
- Латинская Америка и Африка
- Правовые вопросы
- Малярия
- Производство
- Media
- Ближний Восток и Африка
- Миграция
- Mining
- Музыка
- Музыкальные обзоры
- НИЗ
- НПО
- Питание
- Океаны
- Олимпийские игры
- Миротворчество
- Нефть
- полиомиелит
- Беременность и роды
- Приватизация
- беженца
- Религия
- Наука
- Футбол
- Спорт
- Фондовые рынки
- Устойчивое развитие
- Терроризм
- Торговля
- Транспорт
- Travel
- Туберкулез
- U.С., Канада и Африка
- Городские проблемы
- Вода
- Дикая природа
- Женщины
- Чемпионат мира
- Развлекательная программа
- Дом развлечений
- Обзоры книг
- Книги
- Музыка
- Музыкальные обзоры
- Бизнес
- Бизнес Дом
- Агробизнес
- Банковское дело
- Потоки капитала
- товаров
- Компания
- Строительство
- Валюты
- Долг
- Энергия
- ИКТ
- Инфраструктура
- Инвестиции
- Труда
- Производство
- Mining
- Нефть
- Приватизация
- Фондовые рынки
- Торговля
- Транспорт
- конфликт
- Conflict Home
- Оружие и армии
- Миротворчество
- беженца
- Терроризм
- Окружающая среда
- Environment Home
- Климат
- Океаны
- Вода
- Дикая природа
- Здоровье
- Дом здоровья
- СПИД
- Коронавирус
- Эбола
- Малярия
- НИЗ
- Питание
- полиомиелит
- Беременность и роды
- Туберкулез
- спорт
- Дом спорта
- Легкая атлетика
- Олимпийские игры
- Футбол
- Чемпионат мира
- Путешествовать
- Travel Home
- Экотуризм
- Игровые парки
- Все темы
- Коронавирус
- развитие
- Помощь и Помощь
- Образование
- Окружающая среда
- Продовольствие и сельское хозяйство
- Здоровье
- Женщины
- BizTech
- Бизнес Дом
- Агробизнес
- Банковское дело
- Потоки капитала
- товаров
- Компания
- Строительство
- Валюты
- Долг
- Энергия
- ИКТ
- Инфраструктура
- Инвестиции
- Труда
- Производство
- Mining
- Нефть
- Приватизация
- Фондовые рынки
- Торговля
- Транспорт
- Развлекательная программа
- Дом развлечений
- Обзоры книг
- Книги
- Музыка
- Музыкальные обзоры
- спорт
- Дом спорта
- Легкая атлетика
- Олимпийские игры
- Футбол
- Чемпионат мира
- Африка / Мир
- Азия, Австралия и Африка
- Европа и Африка
- Международные организации
- Латинская Америка и Африка
- Ближний Восток и Африка
- U.С., Канада и Африка
- управление
- Коррупция
- Управление
- Права человека
- Земельные и сельские вопросы
- Правовые вопросы
- Media
- НПО
- мультимедиа
- Видео
- Аудио
- Документ
- Веб-сайт
- InFocus Pages
- ФотоЭссе
- устойчивость
- AllAfrica
- Источники новостей
- Media Kit
- Кто мы
- жертвовать
Эти примеры взяты из Кембриджского английского корпуса и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не соответствуют мнению редакторов Cambridge Dictionary или издательства Cambridge University Press или его лицензиаров.
Больше примеров Меньше примеров
Высокая культура требует дисциплины, а низкая может спровоцировать недисциплинированность и беспорядок.Последовало сотрудничество гражданских элементов, что стало результатом социальной недисциплинированности . Быстрое увеличение явки избирателей, недисциплинированность учащихся , беспорядки и рабочие дни, потерянные из-за забастовок и локаутов после середины шестидесятых, были признаками доминирования политики спроса.Политические процессы, скорее всего, пострадают не только от нерешительности, которая проистекает из рассредоточенного права вето, но также от нестабильности, которая проистекает из внутренней несогласованности сторон и недисциплинированности .Некоторые респонденты считают, что приток в основном молодых временных сотрудников привел к неопытности и недисциплинированности , а также снизил уважение как к руководству, так и к собственности компании.Было ли проведено какое-либо исследование о том, существует ли корреляция между недисциплинированным и классной акустикой? ,определение трусости по Свободному словарю
холодные ноги Чувство страха или неуверенности; потеря уверенности или нервов; трусость; обычно , чтобы получить или имеют холодные ноги . Это выражение, широко используемое по крайней мере с 1893 года, происходит из пьесы Бена Джонсона « Volpone », созданной в Лондоне в 1605 году. Это выражение представляет собой вариацию белых лилий, «чистый белый», служащих для подчеркивания цвета.Согласно древним римским и греческим обычаям, животное приносилось в жертву перед каждым крупным сражением. Если печень животного была красной и здоровой, это считалось хорошим предзнаменованием; если печень была бледной или белой, это предвещало поражение. Эта традиция основывалась на вере в то, что печень была местом любви и таких страстей, как смелость и отвага. Кроме того, считалось, что печень полтруна не содержала крови ни из-за внутриутробной случайности, либо чаще в результате трусливого поступка.
Для Андрея, если он откроется, и вы найдете столько крови в его печени, сколько забьет стопу блохи, я съем остальную часть анатомии. (Шекспир, Двенадцатая ночь III, ii)
показывают белое перо Действовать трусливым, трусливым, подлым образом; не хватать смелости; бояться перед лицом опасности. Это выражение намекает на петухи, используемые в спорте петушиных боев. Чистокровный дичь имеет только красные и черные перья, в то время как у гибрида, обычно плохого бойца в яме, часто есть белые перья на хвосте.Хотя эти белые перья обычно покрыты цветными, когда один из этих низших гибридов знает, что его поражение неизбежно, его хвост опускается, ясно показывая белые перья.
Никто не защитит того, кто показывает белое перо. (Сэр Уолтер Скотт, Journal , 1829)
Turn Turtle См. УЯЗВИМОСТЬ .
слабая сестра Человек (мужчина или женщина), который ненадежен или боязлив, особенно в чрезвычайных ситуациях; член группы, на поддержку которого нельзя рассчитывать под давлением или в условиях кризиса.
Всегда есть слабая сестра, которая желтеет или наигрывает из-за нервозности. ( Субботний вечерний пост , октябрь 1925 г.)
желтый живот Трус, малодушный. Желтый был общим американским разговорным словом для «трусливых» с середины 19-го века. Желто-пузатый , чеканка, возможно, из-за начальных рифмующих звуков. И то, и другое все еще чаще слышно, чем существительное желтый живот . Причины долгой ассоциации желтого цвета с трусостью неизвестны; они могут просто заключаться в том, что это означает болезненность и, как следствие, отсутствие силы и энергии.
Qualsiasi мнения, представленные на сайте, редактора Cambridge Dictionary, издательства Cambridge University Press, né dei loro licenziatari.
Altri Esempi Мено Эсемпи
Высокая культура требует дисциплины, а низкая может спровоцировать недисциплинированность и беспорядок.Последовало сотрудничество гражданских элементов, что стало результатом социальной недисциплинированности . Быстрое увеличение явки избирателей, недисциплинированность учащихся , беспорядки и рабочие дни, потерянные из-за забастовок и локаутов после середины шестидесятых, были признаками доминирования политики спроса.Политические процессы, скорее всего, пострадают не только от нерешительности, которая проистекает из рассредоточенного права вето, но также от нестабильности, которая проистекает из внутренней несогласованности сторон и недисциплинированности .Некоторые респонденты считают, что приток в основном молодых временных сотрудников привел к неопытности и недисциплинированности , а также снизил уважение как к руководству, так и к собственности компании.Было ли проведено какое-либо исследование о том, существует ли корреляция между недисциплинированным и классной акустикой?